Финансовая грамотность темы – Банк методических разработок по финансовой грамотности

Темы проектов по финансово-правовой грамотности

Темы проектов по учебному курсу

«Основы финансово-правовой грамотности»

1.

«Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев»

2.

«Мой первый бизнес-проект»

3.

«История звонкой монеты»

4.

«Сувенирный бизнес в Великом Новгороде»(сезонность и доходность)

5.

«Денежные реформы в истории России»

6.

«СМС-мошенничества»

7.

«Финансовые пирамиды»

8.

«Жизнь в кредит: за и против»

9.

«Карманные деньги»

10.

«Нумизматика»(коллекции монет Новгородского музея)

11.

«Золотые монеты в истории династии Романовых»

12.

«Памятные монеты России»

13.

Тема «денег» в русской литературе

14.

«История меценатства в России»

15.

«Меценаты Великого Новгорода»

16.

«Самые необычные налоги мира»

17.

«Необычные виды страхования»

18.

«История пенсий в России»

19.

«С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам»

20.

«Стиль банковского сотрудника»

21.

«Банковский этикет»

21.

«Анализ банковских услуг населению Великого Новгорода»

23.

«Способы защиты российской банкноты»

24.

«Киберугрозы в банковской сфере»

25.

«Князь Иван Калита первый финансист Древней Руси»

26.

«10 новых профессий в финансовой сфере»

27.

«Стиль банковского сотрудника: одежда, макияж, маникюр, парфюм»

28.

«Какими будут банки будущего»

29.

«Самые дорогие монеты мира»

31.

«Города России на банкнотах разного достоинства»

32.

«Деньги в Древней Руси»

33.

Тема «Денег в музыкальной культуре запада и России»

34.

«Самые известные финансовые мошенники в истории»

35.

«Самые необычные деньги в мире»

36.

Тема «Денег в живописи»

37.

«Формирование имиджа банка»

38.

«Достопримечательности на купюрах»

39.

«Казнь через казну»

40.

«Детские сказки о деньгах и торговле»

41.

«В мире профессий: Финансовый директор

42.

«Банковский этикет»

43.

«Стиль банковского сотрудника»

44.

«Денежная роль золота в истории человечества»

45.

«Золотые монеты в истории династии Романовых»

46.

«История бумажных денег в Царской России»

47.

«Портреты на деньгах»

48.

«История появления векселя»

49.

«История благотворительности в России»

50.

«Семь веков в истории Казначейства в России»

multiurok.ru

8. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ | Социальная сеть работников образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено

Педагогический совет

Протокол № ____

от «__»________2016г.

Утверждено

Директор МАОУ

Абатская СОШ №1

Н.В.Куликова_____

Приказ №_______

от «__» ________2016г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Финансовая грамота»

Возраст учащихся 9-10 лет

Срок реализации 2016-2017 учебный год

на основе программы

«Финансовая грамотность»  

Ю.Н. Корлюговой

Автор-составитель:

Денисова Л.С.,

первая квалификационная категория,

учитель начальных классов,

с. Абатское

2016г.

Информационная карта программы

1

Полное название программы

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА

2

Цель программы

Развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

3

Адресат проектной деятельности

Дети Тюменской области Абатского района, учащиеся МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 9-10 лет, в том числе:

  • Из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи) -5ч.
  • Несовершеннолетние дети «группы особого внимания»-1ч.
  • Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: 1ч.
  • Количество детей, принимающих участие в программе: 25ч.

4

Сроки реализации программы

2016-2017 учебный год

5

Направления деятельности

Общекультурное

6

Краткое содержание программы

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

7

Ожидаемый результат

  • Понимание и правильное использование экономических терминов;
  • Представление о роли денег в семье и обществе;
  • Умение характеризовать виды и функции денег;
  • Знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • Проведение элементарных финансовых расчётов

8

Название организации

МАОУ Абатская СОШ №1, 3а класс

9

Почтовый адрес организации

627540 Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Советская, 52

10

Ф,И,О, руководителя

Денисова Любовь Сергеевна

11

Дата создания программы

01.11.2016.

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Пояснительная записка.                                                                

II. Цель, задачи.                                                                                 

III. Учебно-тематический план.                                                         

IV. Содержание программы

V.Годовой календарный учебный график                                         

VI.Организационно — педагогические условия реализации программы:         

VII. Планируемые результаты                                                 

VIII. Оценочные и методические материалы                                         

  • Формы контроля                                                        
  • Критерии отслеживания усвоения программы                                
  • Условия реализации программы
  • Воспитательная работа
  • Литература                        

I.Пояснительная записка

     

        «…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

В.В.Путин

Президент Российской Федерации

«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Д.А. Медведев

Премьер-министр Российской федерации,

Председатель Всероссийской политической

Партии «Единая Россия»

 В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35%  россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и  непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

              Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.

              Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в школе.

          Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

 Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

 Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики семьи.

         

II. Цель, задачи.

         Изучение программы  «Финансовая грамота» в начальной школе направлено на достижение следующей  цели:

        — развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
  • формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Число часов

Теория

Практика

1.

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

7,5

4,5

2.

Семейный бюджет.

4

4

3.

Защита мини- проектов и исследований.

2

2

Всего: 24 часа

13,5

10,5

IV. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

Тема 1-2. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Проблемы товарного обмена. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия:

 Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Товарные деньги.  Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять выгоды обмена.
  •  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
  •  Приводить примеры товарных денег.
  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
  •  Приводить примеры первых монет.
  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.
  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
  • Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 3-4. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия:

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.
  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 5-8. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». История монет. Первые русские монеты. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

Основные понятия:

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Бумажные деньги. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Наличные деньги.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились бумажные деньги.
  • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 9-11. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Доллар и евро.  Безналичные деньги.  Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Современные банки используют пластиковые карты. Функции банкоматов.

Основные понятия:

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 12. Викторина по теме «Деньги».

Раздел II. Семейный бюджет.

Тема 13-14. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия:

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 15-16. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятии:

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 17-18. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет — план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема 19-20. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

Сравнивать разные виды сбережений.

Раздел III. Защита мини- проектов и исследований.

Тема 21-24. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

V. Годовой календарный учебный график

Тема занятия

Кол. час

Дата

Теория

Практика

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

  1. Что такое деньги и откуда они взялись

1

1

  1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2

1

  1. Какие деньги были раньше в России.

2

1

  1. Современные деньги России и других стран.

2

1

12. Викторина по теме «Деньги».

0,5

0,5

Семейный бюджет

  1. Откуда в семье деньги

1

1

  1. На что тратятся деньги

1

1

  1. Как умно управлять своими деньгами

1

1

  1. Как делать сбережения

1

1

Защита мини- проектов и исследований

  1. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

2

2

Итого:                                                     24 часа

13,5

10,5

VI. Организационно-педагогические условия реализации программы.

         Данная программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюговой. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

         Занятия кружка «Финансовая грамота» проводятся для 3«а» класса, в количестве 25 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 24 часа. Данная программа кружка общекультурного направления  рассчитана на один год обучения учащихся 9-10 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

          Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

          В наличие должны быть разные методические материалы, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны соблюдать правила техники безопасности.

VII. Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать дохо

nsportal.ru

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Статьи

Финансовая грамотность

Корпорация «Российский учебник» предлагает уникальные пособия: сборники специальных модулей по финансовой грамотности. Познакомиться с некоторыми из них можно бесплатно на нашем сайте и на платформе Lecta.ru. Разберем, почему курс финансовой грамотности важен для школьников, что собой представляет новая грамотность и как научить детей избегать финансового мошенничества.

28 августа 2018

Основы финансовой грамотности в школе

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

Новая грамотность:

  • Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).

  • Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы, здоровье, экология.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Необходимые знания:

  • Законодательная база (Статья 159 УК РФ).

  • Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).

  • Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).

  • Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)

  • Способы социального манипулирования.

  • Действия для минимизации рисков (использование банкоматов только в безопасных местах, установка антивирусных программ на цифровые устройства, игнорирование сообщений с запросом на изменение параметров защиты, внимательность к интернет-адресам, осмотрительность при публикации в сети личных данных и др.).
Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классов

Сборник содержит материалы по финансовой грамотности в рамках изучения экономики в 10–11 классах. Тематика разделов: «Основы деятельности фирмы», «Инвестиции на фондовом рынке».

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса В модуле рассматриваются функции спроса и предложения, при решении систем линейных уравнений разбираются задачи, связанные с понятиями рыночного равновесия и равновесной цены, торгового дефицита и избыточного предложения.

Скачать

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса

В модуле закрепляется решение задачи на стоимость, формируется понимание зависимости между количеством товара и его стоимостью, ценой товара и его количеством. Рассматриваются задачи на распределение доходов, оплату за выполненную работу, на расчет суммы вклада под проценты через разные промежутки времени. Вводится понятие «капитализация вклада».

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 класса

Сборник содержит материалы по финансовой грамотности, которые органично включаются в учебный процесс в рамках изучения обществознания в 9 классе. Тематика разделов: «Обеспеченная старость», «Как создать и не потерять собственный бизнес».



rosuchebnik.ru

Финансовая грамотность | Социальная сеть работников образования

Падунская средняя общеобразовательная школа имени

Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова,

филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР,

Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

Конспект  внеклассного мероприятия по

финансовой  грамотности

Игра «Поле чудес»

5-6 класс

                                                                                         Вальтер Надежда Константиновна, заместитель директора  по УВР,

учитель истории и обществознания

Падун, 2018

Игра «Поле чудес»

по финансовой грамотности

5-6 класс

Тип занятия: внеклассное мероприятие  по финансовой  грамотности 

Цели: Создать условия для воспитания экономической культуры школьников,  развитие понимания того, что экономическое, финансовое  состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о финансовой грамотности,    экономической культуре школьников, развивать понимание того, что экономическое, финансовое  состояние семьи зависит от каждого из ее членов. Создать  условия  для воспитания экономической культуры школьников, развитие понимания того, что экономическое, финансовое  состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Образовательная: 

Сформировать представления о   экономической культуре школьников, Повысить интерес  к урочной и внеурочной деятельности, через  использование игровых технологий.

Развивающая: 

Создать условия для развития интереса экономической культуре школьников. Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.  Содействовать развитию рефлексивной деятельности. Создать условия для развития командной работы и умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная:   Способствовать воспитанию экономической  культуры  учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно — этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль,  гражданина с финансовой точки зрения.

Социокультурные компетенции:  овладеть основами финансовой, обществоведческой, экономической  культуры и  гражданского самосознания, научить выражать сознательную гражданскую позицию.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

 

Образовательные результаты:

Предметные 

Научатся давать определение основным понятиям темы.    

Метапредметные

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Форма контроля: устный опрос, индивидуальные задания,

Основные понятия и термины: монета, деньги, полтинник, банкнота, номинал.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация,   барабан, юла.

        

Ход игры

  1. Представление участников. Ведущий представляет каждого участника
  1. Правила  игры.  Ведущий знакомит с правилами игры.

Игра «Поле чудес»  включает 5 туров:

— три отборочных тура;

— финальный тур;

— супер игра.

   Игроки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора:

Приз (П) – игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике.

Плюс (+) – игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).

Шанс (Ш) – игрок может позвонить по телефону (номер даёт один из болельщиков) для получения ответа или подсказки. Если на другом конце провода отвечают правильно, то победа засчитывается игроку.  

Банкрот (Б) – очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку.

Ноль (0) – ход передаётся другому игроку.

х 2 – набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву (если две буквы, то утраивается и т. Д.)

  1. Презентация «Поле чудес»

 

Открытие презентации. Мелодия  из заставки программы.

1 отборочный тур

   Ведущий представляет первую тройку игроков

 — На экране слово из 6 букв.

Задание:  Национальные, иностранные и международные деньги, как в наличной форме (в виде банкнот, казначейских билетов, монет), так и безналичной (на банковских счетах и в банковских вкладах), являющиеся законным средством платежа Игру начинает первый игрок, он крутит барабан под мелодию «Звук барабана».

Ответ: Валюта 

 

Вручение приза победителю 1 отборочного тура

2 отборочный тур

     Ведущий представляет вторую тройку игроков.

      — На экране показано задуманное слово, состоящее из 8 букв.

    Игру начинает первый игрок, он крутит барабан под мелодию «Звук барабана».

Задание. Денежный знак, изготовленный на основе бумаги из хлопка, реже льна или абаки, специальных видов пластика?

Ответ: Банкнота 

    Вручение приза победителю 2 отборочного тура.

3 отборочный тур

    Ведущий представляет третью тройку игроков.

    На экране показано задуманное слово, состоящее из 9 букв.

Задание: монета достоинством в половину рубля  или казначейский бумажный знак России.

Ответ: Полтинник 

     Вручение приза победителю 3 отборочного тура.

Финальный тур

     Ведущий представляет победителей трёх отборочных туров.

     На экране показано задуманное слово, состоящее из 8 букв.         

Задание: Программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизированных выдачи и/или приёма наличных денежных средств как с использованием платёжных карт, так и без, а также выполнения других операций, в том числе оплаты товаров и услуг, составления документов, подтверждающих соответствующие операции 

Ответ: Банкомат 

Супер игра

На экране показано задуманное слово, состоящее из 5 букв.         

Задание: Эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации, пропорционально количеству акций, находящихся в собственности у владельца

Ответ: Акция         

Подведение   итогов

Ведущий объявляет победителя. Вручение приза победителю.

nsportal.ru

Статья (подготовительная группа): Финансовая грамотность в ДОУ.

                Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

                                                                 Старший воспитатель Недосекина Н.П.

                                                                   МБДОУ Детский сад №3 «Светлячок»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8]. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности  определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до 2023 года. Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.

Целью Стратегии – является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников. 

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).

Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения.

Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.


Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

— что такое деньги, какие они бывают;

— что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

— что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

— как планировать свои расходы;

— техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Проведем занятия, и рассмотрим вопросы, которые были заданы детям (таблица 1), с целью обучения детей финансовой грамотности.

Тема: «Финансовая грамотность». Подготовительная группа

Цель: обучить детей финансовой грамотности.

Обучение проводится в два этапа:

Понедельник – 1 занятие (30 мин.) – по 15 минут, с перерывом 5 минут; Среда – 2 занятие (30 мин.) – по 15 минут, с перерывом 5 минут; Пятница – общий опрос (10 мин.)

План занятий.

На первом занятии разберем такие вопросы, как:

Что такое деньги, виды денег;

Карманные деньги;

Что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»;

На втором занятии:

Как планировать расходы;

Что такое банковская пластиковая карта;

Техника безопасности использования банковской карты.

Общий опрос.

Метод обучения: словесный, игровой, наглядный, тестирование.

Занятие 1

Ход занятия

Мобилизующее начало занятия

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. У нас с вами будут проходить очень интересные занятие, помните, в прошлый раз я задавала каждому из вас вопросы?

(Ответы детей)

-Да, вы верно вспомнили, я вам задавала разные вопросы: про деньги, про походы в магазин, спрашивала, умеете ли вы планировать свои покупки

другие вопросы. И вот сегодня мы с вами об этом поговорим. У нас будет два занятия сегодня, в среду и в пятницу проведем с вами общий тест. В


детском саду еще не было таких занятий, и мы с Вами впервые сегодня проведем такое интересное и очень важное занятие.

Постановка проблемного вопроса

-Вы уже все достаточно большие и многим из вас родители дают карманные деньги, а у кого-то уже есть настоящие банковские пластиковые карты как у взрослых. Практически все из вас ходят самостоятельно в магазин, вы совершаете покупки. Но когда я вам задавала вопросы, поняла, что не все вы еще знаете о деньгах, о том как планировать свои покупки и многое другое. А все это важно для вас знать и очень поможет в будущем.

Занятие

-Итак, ребята сейчас мы включим презентацию, и поговорим с вами о том, что такое деньги?

Для начала детям нужно показать в презентации – монетки, купюры, пластиковую карту, чтобы они внимательно их рассмотрели. Пока дети знакомятся с ними, необходимо разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары.

-Деньги – это металлические, бумажные и электронные знаки, с помощью которых мы покупаем и продаем. Мы можем обменять их на покупку товара (молоко, игрушка) или услуги (подключить домашний интернет).

Обсуждение.

-Какие виды денег вы видите? (Ответы детей)

-А какими видами денег пользуются ваши родители? (Ответы детей)

-Что такое карманные деньги? Дают ли вам родители карманные деньги?

(Ответы детей)

-Карманные деньги – это сумма, которую могут дать вам ваши родители на ваши собственные нужды. Карманные деньги выдаются вам не


просто так, а для того, что бы вы научились правильному отношению к деньгам, и должным образом умели распоряжаться полученными средствами.

-Я вижу, что многим из вас уже дают родители карманные деньги, а умеете ли вы ими правильно распоряжаться?

(Ответы детей)

-Спасибо за ответы, итак для начала, нам с вами нужно определиться какие покупки «необходимые», а какие «желаемые». Сейчас у нас с вами на слайде появился список продуктов и предметов, у каждого свой номерок. Каждому сейчас выдам листочки, и вы распределите, так как считает правильным. Слева необходимые, справа желаемые. После мы с вами проверим, и я вам расскажу, что есть на самом деле желаемое, а что необходимое.

На слайде изображены продукты и предметы (у каждого свой номер), детям нужно в левой части листка разместить необходимое, в правой части разместить желаемое. Список: 1. Хлеб; 2. Шоколад; 3. Молоко; 4. Йогурт; 5. Мяч; 6. Одежда; 7. Игрушка; 8. Крупа; 9. Чипсы; 10. Масло подсолнечное.

-Молодцы, все закончили. А теперь я вам расскажу, что такое желаемые и необходимые покупки. Желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых. Вот смотрите.

Еда. Необходимые продукты — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье — траты желаемые.

Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода — необходимые вещи.

вот интернет, кабельное телевидение — это уже желаемые траты.

Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу — это необходимая трата. А вот оплата, допустим, скачанных игр — желаемая трата

Транспорт. Чтобы добраться до детского сада, школы и до работы мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, троллейбусом,


маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.

Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью — это уже будет желаемая трата.

Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина — вещи необходимые.

Кружки, секции, занятия. Хорошее образование, постоянные занятия спортом или любимым полезным делом — это очень важно. Именно поэтому затраты на эти занятия можно назвать необходимыми.

-Необходимые покупки – это то, без чего нам сложно сосуществовать, без чего никак нельзя обойтись. А желаемые покупки – это те вещи, которые нам хочется приобрести, но и без них можно обойтись. Если мы будем тратить свои деньги, больше на то, что нам хочется купить, то на необходимое просто не хватит денежных средств, и это будет очень плохо. Вам придется тратить отложенные деньги, либо еще хуже брать в долг у кого-то. Согласитесь, что это не есть хорошо?

(Рассуждение детей)

-Ребята, наш список мы должны были распределить, так: в левую часть (необходимое) мы относим – 1. Хлеб; 3. Молоко; 6. Одежда; 8. Крупа; 10. Масло подсолнечное. А в правую часть (желаемое) – 2. Шоколад; 4. Йогурт;

Мяч; 7. Игрушка; 9. Чипсы.

-Кто справился – молодец, а кто не совсем справился, теперь точно знает, и думаю, что больше ошибок не сделает. Итак, мы с вами разобрали, уже правильно, наши списки желаемого и необходимого, и теперь можем распланировать свои расходы. А этим мы займемся на следующем занятии.

-Так как наше с вами занятие заканчивается, попрошу вас, дома выполнить очень важное задание, если нужна будет помощь, то попросите родителей, они вам обязательно подскажут. Вам нужно будет составить


список того, что бы вы хотели купить (справа) на ваши карманные деньги, и то, на что вы, возможно, давно копите (слева). Если у вас еще нет карманных денег, то задание можете не выполнять, но вместе с нами послушаете и разберете все на следующем занятии.

-Итак, следующее занятие у нас с вами будет в среду, не забывайте, пожалуйста, о важном задании. Мы с вами хорошо сегодня поработали. Всем большое спасибо. До свидания.

11. Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста. Проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности и развития. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была разработана рекомендация «дети и их карманные деньги», и рекомендован список прочтения с детьми сказок, в которых отражаются экономические аспекты. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.


nsportal.ru

Эссе «Финансовая грамотность- это важно. Областной конкурс финансовой грамотности. Номинация: Эссе

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум

Номинация: Эссе

Эссе по теме:

«Финансовая грамотность- это важно»

Подготовила преподаватель

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Гнатюк Марина Владимировна

Бодайбо

2018

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность- это важно», выбрана не случайно. В моей работе, значительно важно доказать, что быть финансово- экономически развитым очень важно для жизни человека, живущего в современном обществе и его жизнедеятельности. Каждый день своей жизни человек, так или иначе, встречается с денежными потоками в форме оплат за ЖКХ, различных платежей, кредитов, и бывает, что не осознает до конца  как ими грамотно  можно воспользоваться в своих целях ради собственных интересов. В течение своей жизни через человека и его экономические действия проходят достаточно много различных финансовых потоков, которые современному человеку нужно научиться вовремя, отслеживать и обеспечивать их контроль во избежание упадка собственных финансовых ресурсов и жизненного благополучия. Он должен осознавать и грамотно воспринимать осознанные и целенаправленные решения по использованию и управлению своими деньгами. И потому финансовая грамотность является одним из важнейших показателей  жизненного экономического благополучия и успеха человека в его жизнедеятельности. 
Что же такое финансовая грамотность? Это необходимый уровень приобретенных знаний и практических навыков в области финансов и экономики, который позволяет объективно оценить жизненную ситуацию на финансовом и экономическом рынке и принимать взвешенные и целенаправленные  суждения, требующие безотлагательного решения. 
Финансовая грамотность помогает объективно подойти к принятию взвешенных решений человека, она уменьшает риски и, тем самым, повышает уровень финансовой безопасности всего живущего в современном мире общества людей. Она помогает нам осмысливать свои финансовые действия более планомерно и рационально, планировать и предугадывать свое экономическое будущее во имя финансового благополучия. Конечно, недооценивать ее нельзя, ведь от нее зависят материальные блага жизни человека, и в целом всего сообщества. Только финансовая грамотность учит нас в современном мире как правильно копить свои сбережения и приумножать их, ради собственного финансового счастья. Хотя говорят, что счастье не в деньгах. Но на этом построен наш современный экономический мир. Мы и только мы должны стать хозяевами своих экономических благ и финансовых потоков. Финансовые накопления- часть экономических потоков населения, которые люди в течение всей свой жизни откладывают для реализации своих будущих затрат, а также удовлетворения экономических потребностей человека в современном мире; и представляют распределение между полученными доходами и фактическими расходами. Молодое поколение, живущее в экономическом темпе современного общества, должно научится управлять своими накоплениями. Если это не удастся сделать, то конечно им будет очень сложно, практически невозможно жить в современном обществе. 
Давайте, рассмотрим такой жизненный пример. Молодая девушка, закончив Бодайбинский горный техникум, отправилась получать образование в высшее учебное заведение, которое находится в другом городе Иркутской области. Когда она жила совместно со своими родителями, то конечно родители полностью обеспечивали и контролировали ее, в том числе финансово. Она ни в чем не нуждалась. Она не осознавала, что такое финансы, и как ими распоряжаться. Однако,  в новой для нее неизведанной среде, в другом городе, она оказалась неподготовленной к собственной финансовой состоятельности. Деньги, которые она получала от родителей, она с тратила с большим размахом на различные развлечения, в том числе магазины, ночные клубы, не понимая, что деньги, когда- то могут закончиться. И что мы видим,  в итоге, она осталась без средств к существованию. Девушка, оказалась финансово неграмотной, она не смогла рационально распределить свои доходы и расходы. Очень часто такое поведение может войти в привычку, что особенно не желательно для молодого поколения.  Человек становится взрослым, но его привычки, позиции  так и остаются прежними. Такое же поведение финансовой несостоятельности он может передать и своим будущим детям. Ведь именно родители должны прививать ребенку основные правила общения с деньгами. Но, являясь финансово неграмотными, они не смогут научить своего ребенка правильному распределению финансового дохода и благополучия. 
Поэтому, на своих уроках в Бодайбинском горном техникуме, я провожу практические занятия, которые направлены на развитие полезных навыков обращения с финансами. Обучаю молодежь на этом примере. 
Нужно всегда помнить, что молодое поколение- это будущие участники финансового и экономического рынка, заемщики, вкладчики, кредиторы и налогоплательщики. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с раннего возраста, еще в школе, на уроках обществознания, когда ребенок только начинает формироваться как личность. Вот здесь закладываются основы финансовой грамотности. В этот момент нужно показать ребенку правильное финансовое поведение в реальных жизненных ситуациях через различные игры практического характера. Чтобы ребенок был подготовлен к жизни в современном обществе, понимал и осознавал свои действия финансового характера. 
Конечно финансовые знания, которые были приобретены на этапе формирования личности, помогут молодым людям быть более самостоятельными и ответственными во взрослой жизни, тем самым они смогут контролировать свои денежные сбережения и поступать финансово грамотно. Незаменимые знания помогут в дальнейшем облегчить им жизнь в экономической сфере жизни общества. Главное, чтобы знания не оставались только теорией, которой они не смогут воспользоваться, а были применимы в реальной жизни, и могли действовать на практике. В этом заключается наша задача, помочь молодому поколению сформировать у них навыки практического развития финансового мышления, которые помогут им развиваться в дальнейшей жизни.

infourok.ru

УМК курса по финансовой грамотности для школьников — Проекты


В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях. 

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.     

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня. 

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования. 

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы 

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1) 

Материалы для учащихся (часть 2)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Материалы для учащихся 

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

Учебная программа 

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Учебная программа 

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)

В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России. 

Учебная программа

Материалы для учеников

Материалы для учителей 

Материалы для родителей 

Контрольно измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования 


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.

Учебная программа

Материалы для воспитанников и учащихся

Советы на каждый день

Методические рекомендации для учителя

Дидактические материалы

Контрольные измерительные материалы

www.fingram39.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *