Финансовая отрасль – Отрасли экономики: финансы

Содержание

Отрасли экономики: финансы

Экономическое и финансовое образование обеспечивает человеку хорошие перспективы карьерного роста

Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Что происходит сегодня в сфере экономики и финансов? Насколько перспективно работать в финансовом секторе? Какие компетенции нужно развивать будущим специалистам по финансам?

Что такое финансовый сектор?
Финансовый сектор — это область экономики, которая отвечает за управление капиталом. В движении финансов задействованы все отрасли экономики, экономическое состояние предприятий каждой отрасли говорит об эффективности ее работы и полезности отрасли для государства.

В финансовом секторе работает примерно 2% трудоспособного населения. Сектор включает в себя деятельность банков, центрального банка, небанковских финансовых организаций, страховых компаний, фондовых бирж, финансовых инвестиционных институтов, пенсионных фондов и т.д. Основная деятельность предприятий сектора — перераспределение свободных финансов (полученных от физических и юридических лиц) в кредиты для других физических и юридических лиц с целью получения дохода. Наличие развитой банковской сети в стране дает возможность каждому человеку получить кредит на открытие и развитие своего бизнеса. Возможность получить займ на развитие необходима малому бизнесу для старта, крупным предприятиям для текущей деятельности и открытия новых направлений. И даже государству – на реализацию инфраструктурных проектов или в случае финансовых трудностей. Распределением финансов и организацией денежных отношений занимается финансовая система.


Что входит: банковское дело, бухгалтерский учет, финансовая аналитика, кредитование, страхование, аудит
Примеры профессий: банкир, аналитик, инвестор, риск-менеджер, андеррайтер, финансовый консультант, аудитор, бухгалтер, валютный кассир, банковский служащий, кредитный эксперт, налоговый инспектор, инспектор таможни, налоговый консультант, казначей, менеджер лизинговых проектов, финансовый контролер, специалист по бюджетированию


Российская экономика претерпела перестройку в начале 90-х гг. Она отличается молодостью, нестабильностью, зависимостью от цен на сырьевые продукты на мировом рынке. Каждый экономический кризис отражается на российских финансовых институтах, поэтому сфера экономики и финансов подвержена постоянным скачкам и изменениям. Специалистам, работающим в этой отрасли, приходится постоянно держать руку на пульсе, контролировать риски и принимать быстрые взвешенные решения.

Сфера экономики и финансов, несмотря на ее рискованность и напряженность, привлекательна как направление профессиональной деятельности: ее отличает высокий уровень зарплат (4-е место среди отраслей по данным Росстата за 2017 г.), интеллектуальный труд и офисная работа (в отличие, например, от добычи и переработки полезных ископаемых). Экономическое и финансовое образование обеспечивает человеку хорошие перспективы карьерного роста не только в финансовом секторе, но и в других отраслях, а также помогают при развитии собственного бизнеса.

Будущее финансового сектора
Облик финансового сектора, как и всех других отраслей, изменяется под воздействием автоматизации и достижений IT-сферы: для удобства пользователей и оптимизации банковских расходов банки внедряют мобильные технологии и онлайн-сервисы. В России уже существуют банки, у которых нет офисов обслуживания, — все операции проводятся онлайн. Виртуализация денежных отношений приводит к тому, что банковский персонал, который общается с клиентами, становится не нужен: количество операторов, кассиров, консультантов сокращается, зато растет необходимость в специалистах по информационной безопасности и специалистах по технической поддержке.

Благодаря внедрению технологии blockchain — способа проверки платежа с помощью цепочки удаленных компьютеров – существование банка как института ставится под сомнение. Человек сможет переводить любые суммы денег в любую страну без участия банка, без обмена валюты и за считанные секунды (сейчас для валютных переводов требуется несколько дней). А краудфандинг (сбор денег на проекты) станет быстрее и проще, чем кредитование в банке: деньги для стартапа можно будет занять не у одного банка, а у всего мирового сообщества — по принципу «с миру по нитке».

Профессии будущего:

    ✔ Оценщик интеллектуальной собственности (консультирует по вопросам ценности бизнес-идей, изобретений, новых технологий)
    ✔ Менеджер краудфандинговых платформ (консультирует авторов бизнес-идей для получения краудфандингового финансирования)

    ✔ Разработчик персональных пенсионных планов (помогает эффективно использовать пенсионные финансы в течение всей жизни)

Как развиваться в сфере экономики и финансов
Люди, выбирающие профессии в этой сфере, успешны в управлении финансами. Они обладают необходимой финансовой грамотностью, разбираются в банковских продуктах, умеют планировать бюджет, чтобы постепенно повышать собственный доход. Работа в финансовом секторе позволяет не только достичь финансового благополучия и построить карьеру, но и приносить значимую пользу людям. Именно специалисты финансового сектора создают такие финансовые инструменты (кредиты, вклады, ипотека, страхование, акции), которые дают каждому жителю страны возможности для финансового роста и улучшения качества жизни.

Если среди школьных предметов вам интересны математика, экономика и обществознание, и вы обыгрываете всех в «Монополию», то, вероятно, стоит попробовать себя в профессиях финансово-экономического профиля.

Что поможет уже сейчас развиваться в этом направлении:

    ✔ Лучший способ стать финансистом – научиться планировать собственные доходы и расходы. Если вам дают карманные деньги, попробуйте записывать траты и ставить себе амбициозные финансовые цели, то есть, копить на что-то дорогостоящее.
    Работа и собственное дело. Ни для кого не секрет, что сейчас уже 12-летние подростки могут открыть свой стартап и зарабатывать миллионы. Если гениальной идеи для бизнеса вы еще не нашли, то, в любом случае, можно попробовать поработать летом. Об идеях для легального летнего заработка читайте наши статьи: здесь и здесь.
    Играйте в стратегические игры (настольные или компьютерные): различные аналоги «Монополии», моделирующие денежные отношения собственников, и игры, заставляющие вас генерировать идеи в условиях ограниченности ресурсов.

    Читайте научно-популярные книги (например, Ниал Фергюсон «Восхождение денег») и подписывайтесь на интересные интернет-ресурсы об экономике и финансах (например, ILoveEconomics.ru).
    Посещайте профильные кружки и курсы при университетах: «Школа молодого экономиста-международника», «Школа молодого предпринимателя», «Экономико-математическая школа» (при МГУ им. М.В. Ломоносова), «Школа экономики» (НИУ ВШЭ).
    Участвуйте в профильных олимпиадах: «Московская олимпиада школьников по экономике» (Минобрнауки), «Юный экономист» (НИУ ВШЭ), олимпиада «Ломоносов» по экономике (МГУ им. М.В. Ломоносова).
    ✔ Чтобы попробовать различные профессии финансово-экономического профиля, приезжайте в наш профориентационный лагерь «Профессионалы будущего»
    на BizСмену.

Если вы хотите узнать, насколько вам подходят профессии в сфере экономики и финансов, пройдите наш бесплатный тест Финансово-экономический профиль. Он поможет вам оценить свои возможности в профессиях финансового сектора.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


proforientator.ru

Финансовый сектор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Деловой район «Москва-Сити» — крупнейшее сосредоточение штаб-квартир корпораций финансового сектора России

Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций

(англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам[1].

Финансовый сектор отличается от нефинансового сектора в связи с тем, что финансовые корпорации заняты, преимущественно, предоставлением финансовых услуг, включая финансовое посредничество, которые в значительной степени отличаются от других типов производственной деятельности. Финансовое посредничество может быть определено как вид деятельности, в процессе которой институциональная единица аккумулирует финансовые ресурсы путем принятия финансовых обязательств за собственный счет с целью направления привлеченных средств другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом. Отличительными особенностями финансового посредничества являются

[1]:

  • формирование финансовых обязательств для последующего кредитования;
  • трансформация финансовых инструментов по срочности, процентной ставке, валюте, номиналу и другим характеристикам;
  • принятие на себя финансовых рисков.

Среди ключевых признаков финансовой корпорации значатся раздельный учет финансовой деятельности, управление финансовыми рисками, преобладание финансовых услуг в совокупном производстве товаров и услуг институциональной единицы.

В финансовый сектор по классификации МВФ входят[1]:

  • депозитные корпорации
  • прочие финансовые корпорации,

В России в финансовый сектор входят институциональные единицы, являющиеся поднадзорными организациями мегарегулятору в лице Банка России[2]:

  • кредитные организации;
    • банковские кредитные организации;
      • банки с универсальной лицензией;
      • банки с базовой лицензией;
    • небанковские кредитные организации;
  • некредитные финансовые организации;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    • управляющие компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
    • специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
    • акционерные инвестиционные фонды;
    • клиринговые организации;
    • центральные контрагенты;
    • организаторы торговли;
    • центральный депозитарий;
    • репозитарий;
    • страховые компании;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • микрофинансовые организации;
    • кредитные потребительские кооперативы;
    • жилищные накопительные кооперативы;
    • бюро кредитных историй;
    • актуарии;
    • кредитные рейтинговые агентства;
    • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
    • ломбарды.

Сектор, занимающийся финансовыми услугами, однако формально не входящий в финансовый сектор, считается «теневой» (параллельной) банковской системой. Крупнейшим подсектором теневой банковской системы выступают нерегулируемые инвестиционные фонды, который включают фонды денежного рынка и другие инвестиционные фонды (государственные и частные фонды). Вторым по размеру теневой системой является подсектор финансовых компаний[3]. Из-за различий в законодательстве каждая юрисдикция самостоятельно определяет состав подсектора финансовых компаний. В частности, в Аргентине к ним относятся лизинговые и факторинговые компании, а также небанковские эмитенты кредитных карт, в Бразилии — лизинговые и микрофинансовые компании, компании ипотечного кредитования, небанковские эмитенты кредитных карт и т. д.

[4] В России среди крупнейших нерегулируемых финансовых рынков являются рынки лизинга и факторинга[5].

ru.wikipedia.org

субъекты финансовых отношений, функции финансов, отличие частных государственных финансов, нынешние принципы налогообложения, элементы налогов, методы взымания налогов, функции налогов, главные характеристики государственного бюджета, функции, расходы, доходы

Добавлено в закладки: 0

Что такое финансовый сектор экономики? Описание и определение понятия

Финансовый сектор экономики – это совокупность заведений, которые оказывают населению и предприятиям финансовые услуги. Обычно, он включает бюджетную, налоговую, кредитно-денежную системы.

Этот сектор влияет непосредственно на улучшение реального экономического сектора через его фондирование, так как является кассовым центром и обеспечивает, с помощью финансовых инструментов, доступ заемщиков к различным финансовым ресурсам. Кроме того, к области деятельности этого сектора относят оказание консультационных, инвестиционных, страховых услуг различным экономическим субъектам.

При анализе финансовой сферы (финансового сектора) исследуют бюджетную налоговую систему страны и ее бюджетную налоговую политику, кредитную денежную систему и кредитную денежную политику страны и состояние фондового рынка. Этот анализ часто совмещают с анализом денежных ресурсов страны.

Фискальная (бюджетная налоговая) система страны включает в себя налоговую и бюджетную системы. Налоговая система — это совокупность обязательных платежей, которые взимаются в стране в виде сборов, налогов, пошлин, налоговых органов и правил их оплаты. Налоги по способу взимания можно поделить на косвенные и прямые (в постсоветских странах первые преобладают), по характеру ставок — на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные (последние два типа налогов являются редкими в постсоветских государствах), по объектам поступлений — на местные, федеральные, региональные (часто один налог «расщепляют» между местными, федеральным, региональными бюджетами).

Сравнивая объем налогов, которые поступают в бюджет, с размерами ВВП страны, можно определить величину налогового бремени (налоговой нагрузки), которая тяготеет в постсоветских странах к среднемировому размеру. Важно при этом объявить, на чьих плечах находится главная часть налогового бремени — на физических или юридических лиц. Для того, чтобы рассчитать налоговое бремя юридических лиц измеряют обычно отношение налогов, которые выплачиваются фирмами к их прибыли, а когда рассчитывается налоговая нагрузка физических лиц сопоставляют доходы хозяйств с выплаченными ими косвенными и прямыми налогами. В России, к примеру, на оплату налогов хозяйства тратят приблизительно Уз собственных доходов, в основном, на косвенные налоги при приобретениях услуг и товаров. Распределение бремени налогов по различным типам налогов обыкновенно детально отображается в статистике бюджетной системы.

Бюджетная система являет собой сумму бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах, имеющих федеральное устройство), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в государствах с федеральным устройством), местных бюджетов и бюджетов внебюджетных государственных фондов (к примеру, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, региональных и Федерального фондов медицинского обязательного страхования). Сумма бюджетов трех уровней — это консолидированный бюджет, а при прибавлении к ним внебюджетных государственных фондов — это бюджет увеличенного правительства. Но часто национальная статистика, как, к примеру, в России, понимает под консолидированным бюджетом бюджет увеличенного правительства. Особенное место в бюджетной системе имеют резервные фонды (это в России в первую очередь Фонд национального благосостояния и Резервный фонд), которые создаются для предстоящих непредвиденных расходов и прочих целей.

Когда анализируется бюджетная система, особенное внимание можно обратить на сбалансированность бюджета. Потому что дефицит бюджета вызывает государственные заимствования, а это делает больше государственный долг. В отличие от развитых стран, где долг государства состоит из гособязательств в свободно конвертируемой национальной валюте, в странах, имеющих формирующиеся рынки, он включает в себя долг в национальной валюте (обыкновенно ограниченно конвертируемый) и в зарубежной валюте (свободно конвертируемый). При оплате обязательств зарубежным резидентам данная страна может претерпевать трудности: ее возможности оплачивать данную часть госдолга связаны с поступлениями в страну конвертируемой свободно валюты. Потому, в отличие от развитых стран, где госдолг не делят на внешний и внутренний, в других странах данное деление нужно.

Монетарная (денежно-кредитная) система страны включает в себя денежную и кредитную системы. Денежная система — это форма организации в стране денежного обращения. Внимание при ее анализе обращают на структуру, объемы, динамику (по финансовым агрегатам) денежной массы и величину денежной базы (в узком смысле — это деньги плюс необходимые резервы коммерческих банков в нацбанке страны, в широком смысле — это же плюс депозиты коммерческих банков и корреспондентские счета в национальном банке). Показатель финансовой базы в особенности важный при конъюнктурном анализе, так как финансовая база — это самый чуткий показатель состояния обращения денег в стране.

Так же важно исследование инфляции, под которой подразумевают обычно потребительскую инфляцию (её измеряют увеличением потребительских цен). Темпы увеличения потребительских цен рассчитываются обычно на основании среднегодовых или как уровень в конце декабря цен к уровню цен прошлого декабря (зачастую в России по последнему варианту).

Инфляция в России и прочих постсоветских странах прогнозируется и остается на большем уровне, нежели в развитых странах. Примеры Бразилии и Китая показывают, что большая инфляция — это не феномен экономической отсталости или переходной экономики.

Кредитная система — это совокупность кредитных отношений (отношения меж заемщиками и кредиторами), методов и форм кредитования и кредитных организаций. Главными кредитными организациями являются повсюду коммерческие банки, потому анализ кредитной системы концентрируется на банковской системе. При этом исследуют ее масштабы (величину активов системы банков в отношении к ВВП), участие иностранного и государственного капитала в ней, концентрацию, размах и ставки кредитования. Последний показатель публикуется систематически в ежегоднике WorldDevelopmentReport и рассчитывают в качестве отношения величины кредита, который предоставлен местными банками к величине ВВП государства.

РКредитные системы РФ и прочих постсоветских стран справляются слабо с собственной главной задачей — выдачей экономическим агентам займов, когда их сравнивать с кредитными системами государств аналогичного и более низкой степени развития. Исключение — это кредитная система Литвы и Украины (и прочих балтийских стран, в которых она в руки иностранных банков перешла). В итоге большинство компаний постсоветских стран должны за кредитами обращаться к иностранным банкам (что вызвало увеличение внешнего долга государства) или преимущественно полагаться на свою прибыль в качестве источника средств для собственных инвестиций (что удерживало увеличение данных инвестиций).

Фондовый рынок. Когда анализируется фондовый рынок стран с образующимися рынками аналитик зачастую испытывает со статистикой трудности. Их вызывают объективные причины — небольшие размеры фондового рынка в подавляющем большинстве государств данной группы. Об этом свидетельствуют показатели: малый объем торгов на фондовых биржах, небольшой набор ценных торгуемых бумаг, ограниченное число фирм, которые включены в биржевой листинг.

  1. Финансы — это система экономических взаимоотношений в отношении использования и формирования фондов финансовых ресурсов.

Субъекты финансовых отношений

  • Государство
  • Предприятия
  • Общественные организации
  • Население

Функции финансов

  • Контрольная (контроль за необходимым распределением нацдохода).
  • Распределительная (образуются первичные доходы: доходы предприятий, зарплата).
  • Стабилизирующая (снабжение стабильных условий для всех субъектов экономических отношений).
  • Контролирующая (вмешательство в процесс производства государства через кредиты, налоги).

Денежная система — это совокупность различных типов фондовых ресурсов, которые располагаются у субъектов финансовых отношений для того, чтобы удовлетворить экономические и социальные потребности. В себя включает:

  • Местные финансы (арендная плата, приватизация)
  • Государственные финансы
  • Финансы предприятия (снабжают процесс изготовления на предприятии).
  • Финансы населения (образуются из доходов граждан)
  • Внебюджетные фонды

Отличие частных финансов и государственных финансов

  • Государство в принудительном порядке может снабдить свои расходы при помощи систем налогообложения, а частные – нет.
  • Государственные финансы связываются с денежной системой, которая в меньшей или большей мере государством управляется.
  • Частные финансы ориентируются на приобретение прибыли, а государственные – производят удовлетворение общего интереса.
  • Государственные финансы намного больше, чем частные.

II. Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, которые взымаются государством для исполнения собственных функций.

Нынешние принципы налогообложения

Налогообложение должно иметь единоразовый характер.

Уровень процентной ставки необходимо устанавливать, учитывая уровень доходов.

Система налогового обложения обязана быть простой, понятной для налогоплательщика.

Обязательность оплаты налогов.

Налоговая система обязана обеспечить распределение ВВП.

Налоговая система обязана быть легкоадаптируемой и гибкой к изменяющимся политическо-общественным нуждам.

Элементы налогов

  • субъект налога (кто платит)
  • объект налога (что облагается)
  • ставка налога (размер)
  • источник налога (откуда платят налог)
  • порядок уплаты и правила исчисления налогов
  • срок оплаты налога
  • налоговая льгота

Методы взымания налогов

  • У источника(уплачивается до получения дохода владельцем).
  • На основе декларации(уплачивается после получения дохода владельцем).
  • Кадастровый(объект налога разделён на группы по определённому признаку).

Функции налогов

  • Регулирующая
  • Фискальная
  • Стимулирующая

III. Государственный бюджет — это денежные отношения, которые возникают у государства с физическими и юридическими лицами в отношении перераспределения национального дохода ввиду образования и использования бюджетного фонда, который предназначается для того, чтобы финансировать народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, нужды государственного управления и обороны.

Главные характеристики государственного бюджета

  • Расходы
  • Доходы
  • Кредитование с вычетом погашения (чистое кредитование)
  • Официальные трансферты (поступления, которые получены от прочих учреждений государственного управления)
  • Увеличение доходов в сравнении с расходами и наоборот

Консолидированный бюджет — это совокупность бюджетов различных уровней на необходимой территории.

Функции государственного бюджета

  • Социальная (применение государственного бюджета для перераспределения доходов, чтобы удовлетворить нужды населения).
  • Экономический контроль (применение государственных налогов для того, чтобы проводить экономическую политику государства).
  • Фискальная (образование денежной базы функционирования государства при фактическом отсутствии у данного государства своих доходов).

Расходы

  • на образование аппарата управления
  • экономические
  • военные
  • на внешнеэкономическую деятельность
  • на социальные цели

Доходы

  • доходы целевых бюджетных фондов
  • налоги, которые взымаются, как местными, так и центральными органами власти
  • налоговые доходы

Когда финансовая наука, главным образом, оперирует терминами финансовая система и финансовый рынок, статистическая наука применяет термин «сектор “Финансовая деятельность”» и «сектор “Финансовые корпорации”».

Сектор “Финансовые корпорации” в себя включает резидента квазикорпорации и корпорации, которые заняты финансовым посредничеством и прочими финансовыми услугами, связанными с ним, на коммерческом основании.

Корпорации — это институциональные единицы, которые созданы специально для рыночного изготовления услуг и товаров и приносят прибыль или другую финансовую выгоду для их собственников. Корпорации в рыночной экономике являются главной институциональной формой предпринимательства.

Корпорации в СНС — это институциональные единицы, которые создаются для изготовления услуг и товаров для реализации их на рынке. Они — это источник прибыли для единиц, которые являются их собственниками. Корпорации — это фактически производственные единицы, которые не несут в себе расходы на окончательное потребление.

В контексте классификации институциональных секторов экономики термин “корпорация” применяется как общий термин для хозяйств.

Предприятие, не являющееся хозяйственной единицей, которая отдельна от его владельца, рассматривают, как некорпоративное предприятие. Когда некорпоративные предприятия работают в качестве корпораций, то есть производят свой учет, продают собственную продукцию на рынке по значимым экономически ценам, имеют определенную самостоятельность по отношению к управлению производством и применению средств, тогда их называют квазикорпорациями и в учете и статистике объединены с корпорациями. Некорпоративные предприятия, не имеющие, как квазикорпорации данной самостоятельности, рассматривают в качестве составной части необходимых институциональных единиц, к которым их относят.

Квазикорпорации в Украине — это унитарные предприятия, которые создаются одним собственником (учредителем), и не отличаются в остальном от корпораций. Каждая квазикорпорация обязана иметь целый набор счетов, дающий возможность определять полностью потоки капитала и доходов меж ее владельцем и ней. Квазикорпорации — это коммунальные, государственные предприятия, частные предприятия, предприятия потребительской кооперации, которые созданы на основании частной собственности граждан, филиалы зарубежных компаний, полные общества, доверительные общества.

Финансовое посредничество определяют, как тип промышленной деятельности, при которой институциональная единица объединяет средства при помощи принятия за собственный счет обязательств для направления их прочим институциональным единицам при помощи кредитования или получения другим методом финансовых активов.

Предоставление услуг, носящих дополнительный характер денежного посредничества, может производиться, как вторичная деятельность непосредственно денежными посредниками или исполняться брокерами или специализированными агентствами. На рынке также действуют прочие институциональные единицы, главная деятельность которых предоставление по векселям гарантий или прочими финансовыми инструментами, используемыми для рефинансирования и учета. Данные институциональные единицы дают услуги, которые очень похожи на услуги финансовых корпораций, но они не финансовые посредники в полном смысле, так как они риску не подвержены ввиду взятия за собственный счет обязательств.

Сектор финансовых корпораций также включает некоторые некоммерческие организации, занимающиеся предоставлением денежных услуг и финансируются благодаря взносам финансовых корпораций и служат их интересам или должны содействовать их деятельности.

Некоторые квазикорпорации и корпорации заняты тем, что предоставляются финансовые услуги в ограниченных объемах. К примеру, торговые сети дают собственным покупателям потребительские кредиты. Данные институциональные единицы не являются денежными посредниками, так как их основная деятельность заключена в оказании нефинансовых услуг и товаров. В свою очередь домашние хозяйства способны заниматься денежной деятельностью, к примеру, одалживать деньги. Но учитывая их конечную цель — потребление, они не относятся также к финансовому сектору.

Мы коротко рассмотрели финансовый сектор экономики: субъекты финансовых отношений, функции финансов, отличие частных государственных финансов, нынешние принципы налогообложения, элементы налогов, методы взымания налогов, функции налогов, главные характеристики государственного бюджета, функции, расходы, доходы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

biznes-prost.ru

Экономика и финансы | intalent.pro

«Сам себе банкир» — онлайн квест, в котором каждый может попробовать себя в роли банкира.

«Экономика для школьников» — площадка для школьников, которые интересуются экономикой и собираются поступать на экономические образовательные программы. На сайте размещены обучающие видеоролики, книги и олимпиадные задачи по экономике.

«Азы экономики» — учебник по экономике для школьников.

«Дневник экономиста» — блог Константина Сонина, профессора экономики.

Страница Алексея Абрамова — личная страница Алексея Абрамова, преподавателя НИУ «Высшая школа экономики», который делится новостями и собственными размышлениями о ситуации на рынке экономики и финансов.

Книга о финансовой грамотности — спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.

«Финансовая грамотность» — блог о финансовой грамотности для родителей, которые хотят финансовой независимости для своих детей.

Онлайн-семинар «Как научить ребенка финансовой грамотности» — семинар, участники которого — психолог и финансовый эксперт — помогают родителям обучить ребенка правильно обращаться с финансами.

Ereport.ru — сайт, посвященный мировой экономике, а также мировым товарным и финансовым рынкам. Публикует статьи, новости и экономические обзоры.

Bloomberg — сайт информационно-аналитического агентства Bloomberg News, на котором представлены самые свежие экономические новости.

Газета.ru. Бизнес-раздел — раздел о бизнесе на популярном новостном и экономическом сайте.

РБК — крупное российское бизнес-медиа, регулярно публикующее в своей ежедневной деловой газете новости и статьи об отраслях российской экономики и ведущих компаниях страны.

«Битва в стиле аудит» — всероссийская онлайн-игра для студентов 1–3 курсов, позволяющая больше узнать о профессии аудитора и проверить свои знания, решая различные бизнес-кейсы и задачи.

Economicus.ru — ресурс для изучающих экономику, на котором выложены словари, учебники, лекции, а также биографии известных экономистов.

Издательский дом «Финансы и кредит» — независимое российское издательство, выпускающее специализированные научные журналы экономической, финансовой и бухгалтерской направленности.

intalent.pro

Экономика и финансы

Содержание и потребность финансов в критериях товарно-денежных отношений

 

Финансы — комплекс экономических взаимоотношений, возникающих в ходе формирования и применения фондов валютных средств. Возникновение финансов формируется при постоянном товарно-валютном обращении государства и его необходимостей в производственных ресурсах. Страна через организацию финансов (правительственный госбюджет, районные доходы, доходы компаний) перераспределяет элемент государственного заработка согласно с целями финансовой и общественной политики.

 

Областью происхождения и функционирования финансов представляется вторая ступень воспроизводственного хода, в которой совершается разделение цены социального продукта согласно целевому предназначению и субъектам хозяйствования. Каждый из них обязан приобрести собственную часть в произведенном продукте. Вследствие этого, значимым показателем финансов, равно как финансовой группы, представляется распределительная направленность экономических взаимоотношений. Финансы в одинаковой мере нужны первичному звену — компаниям, межхозяйственным обществам (ассоциациям, концернам), общегосударственной организации управления общенародным хозяйством.

 

Одной из основных особенностей финансов представляется их валютная модель формулирования и выражение экономических взаимоотношений настоящим перемещением валютных средств.

 

Доходы — это обязательный элемент валютных взаимоотношений, их значимость и роль находятся в зависимости от того, какое положение валютные взаимоотношения занимают в финансовых операциях.

 

Финансы различаются от средств, как в области содержания, так и в области производимых функций. Финансы — это общий эквивалент, с поддержкой которого первоначально только измеряются расходы работы ассоциированных изготовителей, а доходы — финансовый механизм распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), средство контролирования за образованием и применением фондов валютных средств. Главное их направление заключается в том, чтобы посредством создания валютных прибылей и фондов, обеспечивать не только необходимости страны и компаний в валютных средствах, но и осуществлять контролирование над расходованием экономических ресурсов.

 

Сегодня финансы – это беспристрастная экономическая сфера, отражающая концепцию развития, распределения, перераспределения и применения валютных фондов субъектов сообщества. С одной стороны, данная сфера представлена финансовой группой, а с иной – индивидуальным стоимостным инструментом работы.

 

С экономической точки зрения, финансы выражают денежные взаимоотношения согласно процессу изготовления, распределения и применения валового внутреннего продукта и государственного дохода. Данные взаимоотношения обнаруживаются в формировании и применении целевых фондов валютных средств разными финансовыми субъектами (страной, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами).

 

Объектом финансов представлены экономические средства, показывающие собою комплекс фондов валютных средств, пребывающих в распоряжении хозяйствующих субъектов, страны, бытовых хозяйств. Финансы отображают степень формирования полезных сил в отдельных государствах и способности их влияния на макроэкономические движения в хозяйственной жизни.

 

Экономика и финансы государства

 

Состояние экономики государства устанавливает положение финансов. В обстоятельствах непрерывного финансового увеличения, повышения ВВП и государственного дохода финансы характеризуются собственной стабильностью и устойчивостью. Они активизируют дальнейшее формирование, улучшение и увеличение качества жизни граждан самого государства. Финансы выражают валютные взаимоотношения, появляющиеся между: бизнесменами в ходе покупки товарно-материальных ценностей; в ходе реализации продукта и услуг; бизнесменами и вышестоящими организациями при формировании валютных средств и их распределении, при уплате налогов в бюджетную организацию и оплате затрат; страной и жителями при внесении ими налогов и добровольных платежей.

 

Главное направление финансов заключается в том, чтобы посредством формирования валютных заработков и фондов гарантировать не только потребности страны и компаний в валютных средствах, но и контролировать расходование экономических ресурсов.

 

Необходимость финансов в процесе товарно-валютных взаимоотношений поясняется тем, что доходы нужны с целью распределения цены социального продукта. Только лишь с поддержкой группы финансов исполняется данное действие.

 

Финансы — это никак не деньги! Финансы первичны — деньги вторичны. Если финансы преобразуют в слова экономические средства или экономические ресурсы, тогда в этом случае финансы становятся уже деньгами. Таковы главные особенности финансов. Финансы – это всякий раз валютные взаимоотношения, однако никак не каждое валютное отношение – финансовое отношение.

 

Роль финансов в формировании интернациональных экономических отношений

 

Финансы применяются с целью исполнения интеграции государства в мировую экономику. Экономическая система, складывающаяся в области интернациональных финансовых взаимосвязей, представляется инструментом осуществления экономической политики страны в сфере интернационального партнерства государства. Функционируя в интернациональной области, доходы осуществляют воздействие на финансовые интересы соучастников интернациональных взаимосвязей, выступают как импульс формирования интернациональной экономической интеграции.

 

Роль финансов в формировании интернациональных взаимосвязей выражается согласно 3 показателям:

 

  • изыскание источников и привлечение требуемых экономических ресурсов с целью финансирования разных течений интернационального партнерства;

 

  • регулирование интернациональных интеграционных действий;

 

  • стимулирование формирования любого типа интернациональных взаимоотношений и прямых соучастников данных взаимоотношений.

 

Финансы осуществляют воздействие первоначально только на экспортно-импортные процедуры. С их поддержкой стимулируется производство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на всемирном рынке. Доходы содействуют развитию той части государственного заработка, что реализуется вследствие внешнеэкономической деятельности.

 

Важной конфигурацией интернационального партнерства представляется содействие Российской Федерации в интернациональных организациях и фондах. Данное содействие подразумевает введение определенных квот в уставные финансы и бюджеты данных учреждений. Источниками вкладов выступают денежные и прочие экономические средства, а также средства участвующих государственных учреждений и национальных структур. Ресурсы интернациональных учреждений накапливаются в надлежащие средства и распределяются на целевые проекты, согласно направленностям работы.

 

Еще одним направлением влияния финансов в формирование интернациональных взаимосвязей выступает привлечение ресурсов зарубежных инвесторов. Заграничные вложения исполняются как разновидности привлечения денег зарубежных стран-инвесторов, зарубежных торговых учреждений, интернациональных строительных фирм с целью постройки объектов в разных отраслях нашей экономики. Компании и предметы, формируемые в обстоятельствах кредитования, остаются на территории РФ в свойстве государственного достояния. Прочие компании, финансируемые заграничными бизнесменами за расчет фондов собственных компаний из денег бюджетов зарубежных стран, работают равно как общие компании и заграничные юридические лица.

 

 

Иностранные вложения в экономику РФ содействуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования зарубежных инвесторов вводится концепция экономических, денежных и таможенных льгот. За верностью и законностью ведения экономических действий в области внешнеэкономической работы исполняется экономический, денежный и таможенный надзор. При обнаружении нарушений и злоупотреблений полноправные органы используют введенные законодательством наказания и штрафы, регулируя подобным способом формирование экономических взаимоотношений.

 

Как особенная область функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности владеют особыми признаками. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только лишь в рублях, но и в зарубежной денежной единице. Неотъемлемым типом распределительных взаимоотношений представляется иностранный партнер в облике зарубежного государства, интернациональной организации, зарубежной компании. Экономические взаимоотношения уходят за пределы государственных экономик и опосредуют интернациональный интеграционный ход, помогая его формированию и углублению. Увеличение интернациональных финансовых взаимосвязей содействует развитию внешних источников экономических ресурсов, применяемых в укреплении экономики России.

utmagazine.ru

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО — это… Что такое ФИНАНСОВОЕ ПРАВО?

отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п. всегда\’ связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

По методу правового регулирования Ф.п. на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности.Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении.В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.

В нормах Ф.п. жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.

Ф.п. не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчет-ной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля — «контроля рублем» за всей деятельностью государства. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.

Ф.п. базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. «ж», «з» ст.71;п.»и» ст. 72; п. 3 ст.104;п.3, ст. 106 и др.).

Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита,страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п. они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государст-воведческим. обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.

Ф.п. состоит из двух частей — Общей и Особенной.

К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов — участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.

Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятся

также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды,но и верно их направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов. Сюда относится бюджетное финансирование,банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите,который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.

В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы. Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности.государства представительных органов власти перед исполнительными.

Вторым является принцип федерализма. Он состоит в том,что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней,вплоть до бюджетов местного самоуправления.

Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. — общеправовой принцип законности.

Источниками Ф.п. являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п. — Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазои для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п.только разрабатывается.

Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы Ф.п. содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. и подлежат безусловному исполнению.

Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

Горбунова О. Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Особенности финансов различных отраслей экономики — Студопедия.Нет

Формы финансовых бюджетов и их взаимосвязь.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.

Второй составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направления их использования.

С помощью финансового бюджета можно получить информацию о таких показателях, как: объем продаж и общая прибыль; себестоимость продаж; процентное соотношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств; срок окупаемости вложений и другое. В конечном итоге финансовый бюджет представляет собой баланс активов и пассивов предприятия.

Финансовый бюджет состоит из бюджета инвестиций (капитальных затрат), бюджета денежных средств; бюджетного бухгалтерского баланса.

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и тому подобное.

Особенности финансов организаций различных отраслей экономики.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это коммерческая организация, имеющая разделенный на доли участников уставный капитал и самостоятельно отвечающая по своим обязательствам.

Участники ООО имеют право получать информацию о его деятельности, участвовать в управлении делами общества, в распределении прибыли, в случае ликвидации общества получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, и другие права, предусмотренные законом.

Участник ООО имеет право в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части чистых активов общества, соответствующая выкупаемой доле.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число равных долей, выраженных в акциях и удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Финансы промышленной группы – это совокупность юр.лиц, финансовых и инвестиционных институтов объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической и экономической интеграции.

Интеграция:

-вертикальная (сбыт-переработка-производство)

-горизонтальная (1 с\х п\е, 2 с\х п\е, 3 с\х п\е)

Не коммерческие организации – это общественные, религиозные организации, потребительские кооперативы, социальные благотворительные фонды. Финансовая особенность – основная деятельность не связана с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распространяется среди участников.

Особенности финансов различных отраслей экономики

Финансы предприятий сельского хозяйства

Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других отраслей экономики тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим не заменимого средства производства. Поэтому воспроизводство в сельском хозяйстве и функционирование финансов сельскохозяйственных предприятий обладает рядом особенностей, которые определяются природно-климатическими и естественно-биологическими условиями, технологическими факторами и социально-экономическими отношениями.

Финансы строительства

Экономическое содержание финансов в капитальном строительстве, а также функции и основные принципы их организации, подобны тем, что существуют в промышленности. Однако имеется специфика в организации финансов, обусловленная технико-экономическими особенностями данной отрасли.

В строительном производстве участвуют два субъекта — заказчик и подрядчик. В связи с этим в строительстве существуют два вида финансов: финансы подрядчика и финансы заказчика строительства.

Финансы торговых организаций

Торговля является отраслью экономики, которая завершает процесс производства, т.к. доводит продукцию до конечного потребителя.

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность.

studopedia.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о