Финансы для школьников – Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Содержание

Основы финансовой грамотности для школьников

К большому сожалению, финансовой грамотности не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении финансами практически не разбираются.

Приведем основные утверждения, которые нужно знать подрастающему поколению, школьникам, желающим обрести финансовую независимость.

Оглавление статьи

Актуальность

1. Как мы уже отметили, этот очень нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться финансовой свободы.

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату и зависели от работодателя, часто работая без выходных.

По статистике 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными денежными потоками.

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так, как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако

самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Сайт о финансовой грамотности «ProFin.Top» познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и вы увидите, что это относительно просто.

4. Финансовое просвещение актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах — это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут.

Стратегия

5. Контроль доходов и расходов. Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать расходы. Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе.

Размер доходов и расходов не так важен, а важно то, сколько денег остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и инвестировать как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе финансовая грамотность довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных.

Неужели так сложно освоить, что деньги, которые удалось сохранить нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Всё просто и всё только в Ваших руках.

Помните, что 80% миллионеров достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об основах финансовой грамотности для школьников:

profin.top

9 программ, где можно обучить ребёнка личным финансам и экономике

В конце прошлого года Минфин и ЦБ предложили обучать россиян финансовой грамотности со школы. По словам министра финансов Антона Силуанова, именно от уровня финансовой грамотности зависит благосостояние людей и их семейный бюджет.

Вместе с тем у родителей уже сегодня есть возможность отвести ребенка на специальные курсы или отправить летом в лагерь с финансовым или экономическим уклоном. Это часто не бесплатно, однако в будущем может помочь ребёнку ориентироваться в финансовых инструментах и в целом не растеряться во взрослой жизни.

Курсы

1. «Школа Рокфеллера»: уроки финансовой грамотности для школьников (Москва)

На курсе школьникам рассказывают о базовых понятиях (например, откуда вообще берутся деньги), учат экономить, ставить финансовые цели и достигать их. Детям рассказывают о техниках увеличения дохода — о том, что деньги можно заработать, накопить, инвестировать, получить проценты.

Уроки рассчитаны на детей нескольких возрастных групп: 9–11, 12–14, 15–17 лет. Занятия проходят раз в неделю, по 2 часа (всего 5 встреч). Ближайший курс стартует в апреле 2019 года.

Цена — 11 340 ₽.

2.  Школа финансовой грамотности (Екатеринбург и Свердловская область)

Детей 9–12 лет обучают планировать и вести личный бюджет, ставить финансовые цели и достигать их, грамотно распоряжаться карманными деньгами, понимать, что такое инвестиции, какими они бывают, принимать самостоятельные решения в денежных вопросах.

Занятия проходят в группах по 10–12 человек. Всего занятий — 8. Группы создаются только под заказ. Преподаватели могут выезжать в том числе в школу.

Цена — 8500 ₽ (за одного участника).

3.  Игра «Полезные деньги»

В рамках проекта «Дети и деньги» банк Хоум Кредит проводит в городах России, где есть волонтёры банка, игру «Полезные деньги». Она рассчитана на детей 8–14 лет, и заказать её можно в школу, сразу на класс.

Игра знакомит ребят с понятием семейного бюджета и учит, как разумно им управлять. Дети могут научиться грамотно управлять денежными потоками, расставлять приоритеты в своих расходах и освоить азы финансового планирования.

Проводится бесплатно тренерами — волонтерами банка.

4.  Основы финансовой грамотности

Онлайн-курс для старшеклассников, разработанный Московской академией предпринимательства при Правительстве Москвы. Программа рассчитана на 70 академических часов, в неё включены не только теория, но и практические занятия. Среди тем, которые раскрываются на курсе, — страхование, недвижимость, фондовый рынок, налогообложение физических лиц, основы личной финансовой безопасности.

Курс бесплатный.

Выездные лагеря

6.  Научный лагерь «Слон и жираф» (Московская область)

Программу «О деньгах и том, как их не потерять» дети изучают в гостиничном комплексе «Менделеево». Школьники 8–11 классов учатся ставить перед собой финансовые цели, разбираются в банковских инструментах и предпринимательстве, изучают, что такое фондовый рынок и как устроены его инструменты. На протяжении смены играют в бизнес-игру.

Длительность программы — 1 неделя. Даты: 15–21 июля, 20–26 августа 2019 года.

Цена — 29 990 ₽.

6.  Лагерь в «Лесном озере» (Московская область)

Детский лагерь «Лесное озеро» при Финансовом университете расположен в Солнечногорском районе. Программа включает тематические игры, мастер-классы, лекции на иностранном языке от преподавателей университета, шоу-программы и спортивные мероприятия.​​ Весенняя программа рассчитана на учащихся 8–11 классов.

Даты ближайшей смены: 7–13 апреля 2019 г.

Цена — 19 500 ₽.

7. Летняя экономическая школа I Love Economics (Московская область)

ЛЭШ-2019 пройдет в загородном доме отдыха «Покровское». Организовывается при участии преподавателей Высшей школы экономики и Российской экономической школы, российских и зарубежных исследователей и практиков. Программа академическая и ориентирована в первую очередь на тех, кто нацелился участвовать в олимпиадах по экономике.

В первой половине дня школьники 8–11 классов посещают обязательные занятия, а во второй — занятия по выбору, мастер-классы, кружки. В программе — математика, теория игр, макроэкономика, финансы и работа с данными. По итогам обучения при условии успешной сдачи зачёта участники получают сертификат о прохождении программы летней школы НИУ ВШЭ.

Даты: с 10 по 26 августа 2019 года.

Цена будет объявлена в начале апреля. Есть система скидок и грантов.

8.  Бизнес-лагерь в Юрмале

Дети 5–14 лет размещаются в гостинице Baltic Beach hotel. В течение смены их занимают играми на развитие финансовой грамотности, спортивными и развлекательными мероприятиями, походами, проводят для них мастер-классы и тематические мероприятия.

Даты: восемь недельных смен с 17 июня по 11 августа 2019 года.

Цена — €294 за неделю. Разовое посещение (один день) — €42.

9. «Цифровая грамотность с QIWI»

Qiwi Finteen, молодёжная инициатива банка Qiwi, организует конкурс для школьников (текущий этап начался 1 марта, заявки будут принимать до 31 марта, а 20 апреля 2019 года объявят победителей) и по результатам проводит в международном детском центре «Артек» программу «Цифровая грамотность с Qiwi». Отбираются дети, которым на момент поездки в «Артек» в июне-августе исполнилось 10 лет и до 17 лет включительно, а на период учебного года — учащиеся 5–11 классов. Для участия нужно сделать видеоролик по одной из предложенных тем, связанных с финансовой грамотностью.

Смену указывают в сертификате победителя.

Автор: Екатерина Аликина, источник фото — shutterstock.com

www.sravni.ru

Обучение детей финансовой грамотности | Блог инвестора

Добрый день, сегодня поговорим о Финансовой грамотности детей.

Для того, чтобы человек умел грамотно распоряжаться своими финансами, такую привычку нужно заложить ему в детстве. Это важнейшее умение, которое мы можем дать своим детям. К сожалению, в школе не обучают тому, как грамотно распоряжаться деньгами. Как их считать, копить, экономить и на что целесообразно их тратить.

Финансовая грамотность детей важна также, как и основы предпринимательства, и построение семейных отношений. Среди миллионеров-родителей, создавших свой капитал самостоятельно, есть такая статистика: В 87% случаев нажитое богатство теряется в первом поколении детей. Более трех поколений богатство сохраняется только в 3% случаев. Почему так?

Очень часто богатыми людьми становятся люди, начинающие именно с нуля. Даже понятие есть, self-made millionaire (миллионер, сделавший себя сам). Обычно это выглядит так: родители были простыми рабочими, много дать не могли. Ребенок шел за своей мечтой и амбициями, сделал тысячу ошибок, но все равно в итоге начал хорошо зарабатывать и стал богатым человеком.

Молодец? Безусловно! Когда он сам становится родителем, он старается дать детям всё самое лучшее. Игрушки, которых у него не было, машину на совершеннолетие, которую ему не подарили, обильные карманные расходы и так далее. Когда у чада возникают какие-то проблемы — родитель старается решить их за него.

Вроде бы таким образом он проявляет любовь и заботу, старается от всего защитить и всем обеспечить. А к чему это приводит?

К тому, что у ребенка создается уверенность, что ему кто-то всегда что-то должен. Что ему всегда помогут, ведь он такой умный и замечательный сам по себе. У него нет мотивации чего-то добиваться — у него всё есть. А то, что есть — он с легкой душой тратит, ведь родители дадут ещё. Расходы сильно превышают доходы.

Да только все мы смертны. Наступает момент, когда деньги от родителей почему-то перестают поступать. Какое бы ни было состояние, если расходы превышают доходы, но капитал начинает таять и, рано или поздно, кончается.

И остается великовозрастный ребенок, который о себе очень высокого мнения, да только зарабатывать на жизнь не умеет. Он начинает собирать от жизни все те грабли, которые должен быть собрать 10-20 лет назад, когда был и правда ребенком. Жизнь начинает учить… До только когда мы собираем пинки от жизни в 15-25 лет, мы их гораздо легче переносим. Сил больше, психика гибче. А вот когда 35-летний мужик выясняет, что он в этой жизни ничего не умеет, вероятность приспособиться гораздо ниже.

Жестко? Да. Но этот сценарий очень уж сильно распространен. 97% случаев потери капитала за три поколения. Вот к чему приводит неконтролируемая родительская любовь.

Как по-моему, главная задача родителя — подготовить ребенка к жизни. Дать образование и научить самостоятельно жить. А это значит, что нужно иногда дать ему набить шишки, которые ему необходимо набить. За одного битого двух небитых дают.

Но для того, чтобы со стороны наблюдать, как ваш ребенок получает от жизни удары, столь необходимые ему для взросления, родителям нужно гораздо больше любви и осознанности, чем если бы они пытались его от всего защитить. Нельзя просто взять и дать ребенку деньги. Нужно научить ими управлять. А для того, чтобы чему-то научить, нужно уметь это делать самим…


Навык управления финансами


Я знаю родителей, которые не дают своим детям денег на карманные расходы — считают, что это лишнее. А зря. Ведь вы на практике можете показать ребенку, как бережно относиться к денежным средствам. Конечно же, не нужно давать больше, чем вы можете себе позволить. Но даже если это всего пару сотен в неделю, объясните ребенку, что ими можно распорядится по-разному.

Можно, например, купить себе сладостей. А можно и отложить на что-то более существенное.

И даже малышу важно рассказывать, сколько стоят самые необходимые продукты, а сколько — игрушка, о которой он мечтает. Он должен уметь сравнивать — что обойдется дешевле, а что — дороже. Младший школьник уже может покупать себе что-то самостоятельно. И принимать решения — может ли он себе это позволить? Хватит ли ему денег?

Я считаю не нужно настаивать на том, чтобы ребенок потратил карманные деньги на то, что посоветуете вы. Но если он пока не в состоянии контролировать свои расходы, иногда разбирайтесь вместе — на что же уходят деньги. Возможно, стоит предложить ребенку сократить на время количество средств на карманные расходы, чтобы ему было проще держать траты под контролем.

Важно также объяснить, что не стоит гнаться за теми сверстниками, которые обеспечены родителями. Возможно, они в чем-то не нуждаются и могут позволить себе дорогие вещи. Но не стоит ради того, чтобы быть «не хуже» влезать в долги. Лучше пусть ваше чадо научится жить по средствам и думать самостоятельно, как деньги сохранить и приумножить.

Если вы понимаете, что ребенок болезненно воспринимает обстоятельство, что не может позволить себе то, что есть у его одноклассников, исправьте ситуацию. Не относитесь к его переживаниям пренебрежительно. Покажите — вам важно то, что он чувствует. И аккуратно выясните, почему конкретно он хочет быть похожим на других детей.

Для того, чтобы общаться с ними с позиции равного или доказать самому себе и окружающим, что мама и папа его тоже любят. Если ребенок не может здраво оценивать ситуацию в семье и не понимает цену деньгам, он может подумать, что вы отказываете в покупке из-за того, что жалеете денег. Плохо к нему относитесь.


Навыки экономии и накопительства


Если мы получив деньги, сразу же бежим тратить их, чему мы можем научить детей? Гораздо лучше будет, если мы объясним чаду — деньги можно копить. А в будущем они могут принести прибыль. Для школьников важно постоянное повышение финансовой грамотности. Объясните ребенку,например, что такое банковские депозиты.

Возможно, он захочет накопить денег и положить эту сумму на депозит. Даже если доход от нее будет небольшим, деньги будут работать! И ребенок будет знать, что они работают. Постепенно можно рассказывать и о других способах вложения финансов. Сейчас есть множество банковских вкладов для детей, и даже дебетовых карт с кэшбеком.

Карманные деньги не должны служить поощрением за хорошую учебу или помощь по дому. Ребенок должен получать их на регулярной основе, независимо от его успехов. Ведь это основа формирования у него навыка планирования финансовых расходов.

Школьник вполне уже способен отвечать за свои текущие нужды. Например, платить за обеды в школе, за мобильную связь, делать небольшие подарки своим друзьям, платить за проезд в общественном транспорте. И даже покупать себе что-то из одежды. Постепенно сфера его распоряжения финансами будет расти. И вскоре он научится держать под контролем практически все свои расходы.

Моя дочь питается в школьной столовой через специальную карту «Инфошкола», деньги на нее кладет сама (которые я ей даю) и отслеживает баланс тоже она. В месяц выделяется определенная сумма и если она потратит по карте слишком много, то останется без обеда. Тем самым она учится распоряжаться деньгами грамотно.

Важно научить ребенка откладывать деньги на то, что ему хочется купить. Объяснить, что это гораздо выгоднее, чем брать в долг. К сожалению, сегодня все больше людей живут в кредит. И мы постоянно переплачиваем за те средства, что берем в займы. Это не лучшее решение. Можно объяснить, что взяв у вас в долг, он может на долгое время остаться без мороженого. Возможно,благодаря этому, у ребенка пропадет желание брать кредиты.

Расскажите, что если тратить денежные средства неразумно, это может привести к тому, что в семейном бюджете появится огромная «прореха», через которую будут ежемесячно утекать заработанные средства. Возможно он не захочет допускать этого и научится держать ответственность за бюджет семьи.


Ценность собственного времени труда


Объясните, что лишь тот человек может обеспечить себя и свою семью, кто достаточно времени уделяет труду. И конечно, донесите до ребенка мысль, что каждая работа должна быть достойно оплачена. Не стоит бояться просить за свои услуги больше денег, если они этого стоят. Это будет очень мощным стимулом в его развитии, формирования его личности.

Учите ребенка с детства делать выгодные покупки. Ведь неразумно переплачивать только за то,что указано на «этикетке». Бывает, что цену на такие товары завышают в несколько раз. И можно гораздо дешевле купить что-то более качественное и подходящее.

Однако, в некоторых случаях, покупка дорогих вещей может служить для ребенка отличным примером для формирования финансовых навыков. К примеру, предложите ему самому накопить на хороший гаджет. Пусть подумает, как он может сделать это в короткие сроки. Например,он может получать от вас какие-то дополнительные деньги за выполнение обязанностей по дому или за отличные оценки. Или если ребенок достаточно взрослый, он может подрабатывать.

Если вы понимаете, что ребенку понадобится слишком много времени, чтобы накопить на вещь его мечты, помогите ему. Скажите, что если он самостоятельно соберет какую-то часть необходимой суммы, то оставшуюся часть вы добавите.

Нужно донести до ребенка, что если он купит более дешевую вещь, альтернативную его «мечте», он может хорошо сэкономить. И на эти деньги купить себе что-то еще или потратить их на развлечения. Пусть решит, что важнее для него.


Игры с детьми финансовая грамотность


На сегодняшний день существует множество курсов по обучению финансовой грамотности детей и подростков, мастер-классов. Но особенно интересными и увлекательными будут для вашего ребенка бизнес игры. С их помощью он поймет, откуда берутся деньги и как с ними нужно обращаться.

•Игра «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Благодаря ей ребенок точно усвоит разницу между доходами и расходами человека за месяц. Цель в том, чтобы создать пассивный доход,превышающий собственные расходы. А для этого во время игры нужно совершать различные сделки. Очень интересная игра, играть в нее, одно удовольствие.

•«Монополия». Эта игра научит ребенка грамотно распоряжаться собственным капиталом. Благодаря ей он осознает, как добиваться наибольших успехов в бизнесе и в жизни. Как обходить своих конкурентов. Как не бояться и заключать контракты с выгодой для себя. Отличная игра,дочери очень нравится.

Ну и конечно, покупайте вашему маленькому «финансисту» специальную литературу, которая научит его распоряжаться деньгами. Для детей выпущено немало увлекательных книг на эту тему. У Роберта Кийосаки есть замечательная книга « Богатый Папа, Бедный Папа для подростков», книга «Несправедливое преимущество», «Мани или азбука денег» — автор Бодо Шефер,«Финансовые истории для подростков» — авторы Сергей Биденко и Ирина Золотаревич.

И, что очень важно, будьте для своих детей хорошим примером. Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с финансами, совершенствуйте свои навыки в этом вопросе. Например, берите онлайн уроки финансовой грамотности. Тогда и ребенок будет обучаться охотнее и добиваться хороших результатов.


Советы от читателя: Финансовая грамотность для детей


1. Финансы – это труд. Каждый ребенок должен понимать, что деньги – результат деятельности родителей. Ни в коем случае нельзя использовать купюры и монеты в качестве игрушек. Если есть возможность, можно показать ребенку, где работают мать и отец. Он должен понимать, что осуществление определенных обязанностей позволяет получить капитал.

2. Не стоит поощрять весь детский труд деньгами. Во взрослой жизни не все наши поступки будут вознаграждены материально. В то же время, если ребенок напечатал документы, смог справиться с работой, которая не входит в его повседневные дела, можно организовать оплату.

3. Просмотр игрушек в магазине. Некоторые родители боятся заходить с ребенком в отдел игрушек из-за истерики, нежелательных сцен. Лучше всего с раннего детства говорить малышу «Можно посмотреть, но для покупки придется копить деньги». Данный совет прекрасно работает. Дети начинают вести себя благоразумно. Сами тянут в магазин, чтобы посмотреть на игрушки, понять, действительно ли они им нужны. Самое главное – обсудить с ребенком этот момент и можно смело ходить по торговым центрам.

4. Копилка. Если остаются свободные монеты (после похода в магазин), можно отдать их детям. В течение пары месяцев можно накопить солидную сумму, которую можно потратить на желанную игрушку.

5. Возможность выбора. Пусть ребенок сам осознает, что ему действительно нужно. Возможно, что покупка нового конструктора или куклы будет неактуальна спустя какое-то время.

6. Дорого и недорого. Для оценки цены вещи, нужно осознавать, в чем различие данных категорий.

7. Нельзя осуществить покупку всех вещей в мире, но в то же время не стоит губить мечту ребенка, который мечтает о чем-то глобальном. Он должен приложить усилия, чтобы приобрести что-то стоящее.

8. Кошелек и сбережения родителей. Не стоит оставлять без внимания поступок ребенка, который взял без спроса деньги. Обязательно нужно довести до чада, что подобного рода действия не приведут ни к чему хорошему.

9. Озвучивать ребенку заранее совместные планы и цели. Он должен понимать, что после того, как родитель получит зарплату, можно рассчитывать на поход в развлекательный центр или покупку игрушки. Но не нужно держать малыша в иллюзии, что денег хватит на все аттракционы.

newspolitics.ru

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

Том 1

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 классов содержит задачи по финансовой грамотности, составленные по принципу от простого к сложному, предполагающие решение математическими методами и соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (1-4 классы) по освоению учебного предмета «Математика». Задания могут быть использованы как на уроках математики, так и для организации внеклассных мероприятий, интеллектуальных состязаний, конкурсов и других мероприятий.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 классов содержат пояснения к решению задач, которые характеризуют навыки финансово грамотного поведения, формирующихся при их решении.

Том 2

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов содержит задачи разного уровня сложности, которые охватывают все содержательные блоки финансовой грамотности. Задачи, включенные в сборник, научат разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека.

В сборник включены стандартные, поисковые и проблемные задачи в формате всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов направлены на оказание методической помощи учителям в вопросах включения задач по финансовой грамотности в преподавание математики. Задачи могут быть использованы на уроках математики, экономики, дополнительных занятиях и самостоятельной работе.

Том 3

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10-11 классов содержит задачи разного уровня сложности, охватывающие все содержательные блоки финансовой грамотности: основы финансового планирования, кредиты, депозиты, расчетно-кассовые операции, страхование, инвестиции, пенсионное обеспечение и налогообложение.

Задачи составлены в формате единого государственного экзамена, что может помочь школьникам в подготовке к итоговой аттестации по математике.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10-11 классов содержат подробное решение каждой из задач сборника обучающимися, вопросы для обсуждения. Каждая задача сборника предполагает осмысление ситуации для принятия рационального решения либо осмысление полученного результата.

Сборник методических рекомендаций может быть использован педагогами не только в комплекте со Сборником задач, но и самостоятельно, так как содержит все элементы Сборника задач.

fincult.info

Мини-урок для началной школы «Финансовая грамотность»

Внеклассное занятие для младших школьников

Тема: «Финансовая грамотность. Урок 1».

Слайд 2. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

— Ребята, послушайте мою загадку.

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)

— Правильно, это деньги.

Слайд 3-5 . Появились первые деньги очень давно, человечество пользовалось ими далеко не всегда, на слайдах вы видите, что использовалось в качестве денег. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар – деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.

Слайд 6. Деньги — это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. 

О деньгах и их истории вы подробнее узнаете в старших классах.

-А какие бывают деньги? (бумажные и металлические)

-Тогда ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги? (дети высказывают версии)

— Совершенно верно. В современном мире без денег прожить невозможно. Они нужны нам ежедневно.

— Ребята, а вы знаете героев сказок или мультфильмов, где они что-то покупают, продают, копят деньги или меняют их на что-нибудь? Давайте попробуем вспомнить этих героев или познакомимся с ними.

 

Слайды 7- 11. Конкурс «Мульти-пульти».

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)

— Молодцы, вы много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди и используют в своей жизни деньги.

Ну а теперь нам нужно составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.

Слайд 12

Памятка.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.

  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

  5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Существует много загадок по экономике. Проверим, что вы уже знаете

Слайды 13, 14

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке —

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

И не забываем, что деньги надо зарабатывать честным трудом, а еще их надо уметь ЭКОНОМИТЬ.

ВИДЕО «Экономия глазами детей»

Вот и вы можете помочь взрослым экономить деньги.

Спасибо за внимание и правильно тратьте карманные деньги.

infourok.ru

10 лучших книг о финансах для детей и подростков

Переходный этап между беззаботным детством и взрослой жизнью, именуемый подростковым возрастом, является одним из самых динамичных и ярких периодов в жизни любого человека. Бьющая ключом энергия толкает подростков на покорение первых вершин и получение первых жизненных уроков. Школа, друзья и увлечения, несомненно, занимают важное место в жизни каждого тинейджера, но это не повод забывать, что дополнительное обучение является одним из важнейших жизненных аспектов.

В силу своего возраста дети в это время не всегда правильно распоряжаются доступными финансами и не до конца понимают, как трудно достаются деньги. Очень важно в этот период уделить особое внимание обучению финансовой грамотности и тогда во взрослую жизнь подросток войдет с базой полезных знаний, которая пригодится ему на всем пути становления.

В этой статье мы рассмотрим лучшие литературные издания, которые помогут подростку ориентироваться в непростом финансовом мире.

Содержание статьи:

«Самый богатый человек в Вавилоне» – Джордж Клейсон

Книга, написанная Джорджем Самюэлем Клейсоном, долгое время предлагалась к прочтению только взрослым людям, однако, сегодня её настоятельно рекомендуют и для более юных читателей.

Произведение позволит подростку с головой окунуться в финансовый мир и расскажет о проблемах, с которыми можно там столкнуться, а также поведает, как прийти к реальному успеху.

Все правила, которые указал автор, являются стабильными и неизменными, поэтому читатель может сразу применить их в действии и убедиться в необходимости обучения финансовой грамотности.

ЧИТАТЬ

«Пёс по имени Мани или азбука денег» – Бодо Шефер

История, которая затянет любого подростка в удивительный мир приключений пса Мани и его подруги Киры. Бодо Шефер, автор этой книги, имеет огромную популярность в финансовом мире, поэтому точно знает, что необходимо донести до юного читателя, а также чем его удивить.

Книга не только поведает об идеях автора, но и научит читателя применять их в своей жизни, расскажет об основах финансовой грамотности и её важности. Огромным плюсом является то, что все это рассказывается в форме захватывающего приключения, поэтому подростки отмечают легкость прочтения весьма серьезного произведения.

ЧИТАТЬ

«Богатый папа, бедный папа для подростков» – Роберт Кийосаки

Пожалуй, это самая весомая книга о финансовой грамотности, которую активно обсуждают на всех форумах родители подростков. Возможно, потому что изначальный её вариант был ориентирован как раз на взрослую часть населения и произвел невероятный фурор в мире финансовой литературы.

Роберт Кийосаки и Лектор Шэрон Л. убеждены, что в американских школах дети мало осведомлены о денежных вопросах, что уж говорить о России, жители которой не так давно пришли к осознанию того, что детям понятие финансовой грамотности нужно прививать с детства.

Достоинством издания стали доступность написания, содержание упражнений для выполнения, множество полезных советов, наглядных примеров, наличие схем и многого другого. Эта книга просто клад для подростка, который настроен активно изучать финансовую грамотность.

ЧИТАТЬ

«Финансы для тинейджеров» – Попова Наталья

Автор на страницах своего издания рассказывает о деньгах, как об инструменте, с которым крайне важно обращаться правильно.

В книге понятным для подростка языком раскрываются такие важные в современном мире понятия, как инфляция, кредиты, налоги, реальный доход, бюджет, страхование и валюты.

Если вы не знаете, с чего начать обучение финансовой грамотности подростка, то эта книга отлично подойдет для старта в мир познания денег и всего, что с ними связано.

ЧИТАТЬ

«Деньги» – Владимир Никишин

Энциклопедия издательства Росмэн позволит читателю окунуться в историю создания денежных средств, расскажет, для чего они появились, какую роль играли в древнем мире и как это связано с современностью.

Конкретных принципов по обращению с деньгами, советов по инвестированию и прочих тонкостей финансовой грамотности тинейджер здесь не найдет, тем не менее эксперты считают большим плюсом историческую осведомленность подростка в данном вопросе.

ЧИТАТЬ

«Финансовые истории для подростков» – Сергей Биденко и Ирина Золотаревич

Название этой книги говорит само за себя, и она подойдет юным читателям, которые хотят окунуться в реальные события, происходящие в мире финансов.

Сергей Биденко и Ирина Золотаревич точно указывают на взаимосвязь между теплыми отношениями подростков с родителями, которые всегда готовы прийти на помощь своим детям, особенно в таком непростом деле, как планирование бюджета и расходов.

Не менее важным в этом издании является то, что авторы затрагивают более масштабные вопросы финансового мира, например, такие, как страховки и фондовые рынки.

ЧИТАТЬ

«Как потратить деньги с умом?» – Бэйли Джерри и Ло Фелиция

Бэйли Джерри и Ло Фелиция написали целую серию книг для подростков о финансовой грамотности. Безусловно, все они уникальны и заслуживают внимания, мы поведаем о трех изданиях этих авторов, которые наиболее популярны среди подростков.

Из названия этой книги становится понятна основная тема, которая здесь развивается, но спешим донести до вас, что кроме повествований о разумных тратах денежных средств, вы найдете увлекательные рассказы об аспектах экономики и её составляющих.

ЧИТАТЬ

«Твои деньги» – Бэйли Джерри и Ло Фелиция

Следующая книга серии «Деньги? Деньги… Деньги!», также написанная Бэйли Джерри и Ло Фелицией, несомненно, привлечет внимание подростка своим содержанием.

В этом издании авторы подробно рассказывают читателю о способах самостоятельно заработать деньги, где и какие подработки может найти старшеклассник, как не попасться на удочку мошенников, а также о соблюдении трудового кодекса.

Преимуществом этой книги отметим то, что авторы предупреждают подростка о таких опасных способах заработка, как азартные игры и учат обходить их стороной.

ЧИТАТЬ

«Заставь деньги расти» – Бэйли Джерри и Ло Фелиция

Третья и последняя книга серии «Деньги? Деньги… Деньги!», на которой мы заострим внимание, поведает юному читателю об искусстве инвестирования, подробно расскажет о работе всей банковской системы и проблемах инфляции, познакомит с фондовыми и товарными биржами, существующими на мировом рынке.

Данная серия книг имеется в свободном доступе на Интернет-ресурсах и вы сами можете более подробно ознакомиться с остальными изданиями, которые не менее информативны, чем те, о которых мы упомянули.

ЧИТАТЬ

«Финансовая грамота для школьников» – Алексей Горяев и Валерий Чумаченко

Алексей Горяев и Валерий Чумаченко, как и предыдущие авторы, упомянутые в этой статье, учат подростков, как зарабатывать и тратить деньги с умом.

Упор в этой книге делается на финансовые инструменты, такие как банковские карты, депозиты и кредиты.

ЧИТАТЬ

ecotonkosti.ru

Игры и соревнования для школьников и студентов

1.     Кейс-чемпионат «Личный финансовый план»

В ходе данного кейс-чемпионата командам участников выдается  карточка персонажа, чьи надежды и чаяния им необходимо превратить в финансовую цель, и рассчитать план по ее достижению через 8 лет. Участникам предстоит не только оптимизировать доходы и расходы персонажа, помочь ему с выбором финансовых услуг, но и учесть возможные макроэкономические изменения в мире.

Данное мероприятие позволяет студентам задуматься о необходимости долгосрочного финансового планирования, научиться ставить финансовую цель и вырабатывать стратегию для ее осуществления. Все расчеты производятся в таблице Excel с применением кредитного и депозитного калькулятора.

2.     Интеллектуальное шоу «Финансовые бои»

Яркое интеллектуальное шоу, которое обязательно заинтересует школьников в теме финансовой грамотности! Финансовые бои можно проводить в классе или в актовом зале, в рамках урока или организовать масштабные соревнования между классами.

Разные форматы интеллектуальных соревнований между командами помогают прокачать знания по теме банковских услуг, таких как вклады, кредиты и банковские карты, а также развивают находчивость и умение работать в команде. Если ты уверен в своих силах и сможешь выстоять не один раунд с наибольшим количеством баллов – победа обеспечена!

3.     Деловая игра «Услуги финансовых организаций»

Задача игры состоит в том, чтобы прожить 6 игровых лет, управляя собственным домохозяйством. Каждая команда-домохозяйство ежегодно получает зарплату и решает, во что вложить денежные средства, чтобы получить доход и улучшить свое благосостояние путем покупки клеток игрового поля. Осторожно! Борьба за игровые клетки предстоит нешуточная! А с банками и микрофинансовыми организациями нужно быть внимательным, иначе придется отстаивать свои права  в государственных органах.

Игра хорошо подходит для формирования ответственного потребительского поведения, понимания своих прав и обязанностей и умения справляться со сложными ситуациями. Это одна из самых масштабных и эффективных игр ПАКК — участники учатся и меняют свое поведение прямо во время игры!

4.     Бизнес-симулятор «Доходность и риски»

20 игроков и 2 модератора пытаются выбрать между высокой доходностью и высокими рисками и низкой доходностью и низкими рисками. Три вида акций, основанных на реальных событиях, меняются в стоимости и доходности каждый игровой период, в то время как банковский депозит стабилен как никогда. Как найти оптимальную стратегию? Куда вложить деньги? Время принимать решения!

Игра развивает у участников понимание, как соотносятся доходность и риски, и учит грамотно распоряжаться своими сбережениями. А периодические страховые случаи добавляют игре азарт.

5.     Станционная игра «Заработать за 60 минут»

Игра хорошо подходит и для 50, и для 150 игроков. Чтобы заработать «финики» и выйти победителями участникам придется хорошенько потрудиться. На 13 станциях с затейливыми заданиями участники могут проявить не только свои интеллектуальные способности, но и творческие.

В этой игре важна командная работа и продуманный план действий, ведь команды могут «вытеснять» друг друга со станций. Так что ключевые умения финансовой грамотности — планирование своих действий и распределение ресурсов – будут развиваться с самой первой минуты игры.

 6.     Игра-квест «Финансовые звезды»

Команды участников – это корпорации, целью которых является постройка космического корабля. Игра направлена на то, чтобы участники научились сберегать и увеличивать свои денежные средства, а также управлять финансовыми инструментами, на случай если они захотят осуществить некую задуманную цель в своем будущем.

В игре есть станции, на которых можно зарабатывать деньги; есть финансовые организации, с которыми можно взаимодействовать. Игра хорошо подходит для выездного или пришкольного лагеря, когда игровые локации можно разместить на улице подальше друг от друга.

7.      Практикум по решению кейсов «Про студента Елисея»

Данный кейс был разработан как часть практикума по управлению личными финансами в рамках курса занятий для детей-сирот. Мероприятие затрагивает такие темы, как потребности и расходы, финансовые цели и финансовое планирование.

В рамках кейса участникам мероприятия предлагается составить план доходов и расходов студента Елисея таким образом, чтобы за 1 год помочь ему достичь 4 финансовые цели, указанные в легенде.

edu.pacc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *