Определение финансового мониторинга – Финансовый мониторинг — что это такое, виды и цели

Финансовый мониторинг .понятие, субъекты, объекты контроля — Мегаобучалка

Финансовый мониторинг — это понятие, схожее с понятием финансового контроля, а также напрямую связанное с обязательными процедурами внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Финансовый мониторинг — это также деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Финансовый мониторинг разделяется на обязательный и внутренний.

Обязательный финансовый мониторинг — это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга из анализа информации относительно финансовых операций, что предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.

Внутренний финансовый мониторинг — деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, в соответствии с данным Законом, финансовыми операциями, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, и другими финансовыми операциями, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.

Какие организации являются субъектами финансового мониторинга:

— кредитные организации;

— лизинговые компании;

— профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— страховые организации; — организации федеральной почтовой связи;

— ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы;

— управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;

— организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;

— кроме того организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.



Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия[1]:

контроль и надзор за выполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, привлечение за нарушение этого законодательства;

внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения Службы;

принятие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма;

контроль за операциями на соответствие законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

получение от государственных органов и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы;

формирование перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;

направление информации в правоохранительные органы, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма, а также представление соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов;

создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности;

формирование и ведение федеральной базы данных в установленной сфере деятельности;

обеспечение режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

 

megaobuchalka.ru

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Финансовый мониторинг — это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля.

Финансовый контроль– это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением норм права в процессе движения финансовых ресурсов.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении информации о ходе процесса управления финансами на макро и микро уровне, о выявленных нарушениях для принятия ответных управленческих действий. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Во-первых, под определение финансового мониторинга попадают общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту.

В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Росфинмониторинг и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.

На возможность отнесения общественных отношений в сфере финансового монитоинга к предмету регулирования финансового права указывает и тот факт, что комплекс мер, осуществляемых субъектами финансового мониторинга (обязательный и факультативный финансовый мониторинг), являющихся сущностью финансового мониторинга, регулируется нормами финансового права. Как справедливо подчеркивает О.Н. Горбунова, «основными задачами Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляется, что для проведения подобного мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств» [3. С. 86].

Во-вторых, методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения между: 1) Росфин- мониторингом и надзорными органами, что имеет место, например, при установлении обязанности Банка России согласовывать правовые акты в сфере финансового мониторинга с Росфинмониторингом; 2) Росфин- мониторингом и надзорными органами, с одной стороны, и субъектами финансового мониторинга, с другой стороны, например, при проведении проверок соблюдения субъектами финансового мониторинга законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма; 3) субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга, например, при требовании о предоставлении информации о проведенной операции или реализации права на приостановление исполнения операции.

В-третьих, объектом финансового мониторинга, как было сказано ранее, выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Несмотря на то, что контролю подлежат также операции с иным имуществом, следует отметить, что именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. В свою очередь, именно финансовые отношения являются объектом регулирования финансового права.

В-четвертых, финансовый мониторинг, хотя и опосредованно, но связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая, в свою очередь, является предметом финансового права.

Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, а значит, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Как следствие, отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом.

Кроме того, финансовый мониторинг, как и в случае с финансовой деятельностью государства, направлен на реализацию функций и задач государства и муниципальных образований, к которым следует отнести обеспечение экономической безопасности государства. Одной из составляющих экономической безопасности государства является недопущение преступных доходов в финансовую систему Российской Федерации и предотвращение использование данной системы для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Подтверждает тесную взаимосвязь финансового мониторинга с финансовой деятельностью государства О.Н. Горбунова, утверждающая, что «финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Именно к таким законам относится Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных путем…».

В качестве последнего довода необходимо отметить, что финансовые отношения являются динамической категорией. В этой связи должно развиваться и финансовое право путем расширения сферы отношений, являющихся предметом регулирования финансового права. Косвенным подтверждением тому являются также слова П.М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти.

И.В. Рукавишникова отмечает, что «понятие и состав финансового права изменялись одновременно с правовыми и политическими режимами в обществе и государстве» [6. С. 9]. А значит, в том числе в соответствии с целями и задачами, которые преследовало государство на определенном этапе развития. Бесспорным, на наш взгляд, является утверждение, что одной из современных задач развития современного демократического правового российского государства является борьба с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

Рассматривает финансовый мониторинг как самостоятельный вид финансового контроля и Н.И. Хими- чева, связывая принятие мер по усилению государственного финансового контроля с принятием Закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма .

Как вид финансового контроля финансовый мониторинг основывается на ряде принципов, присущих контрольной деятельности. В частности, к принципам финансового мониторинга возможно отнести принципы, которые изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля (Принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.). К ним следует отнести принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля.

Осуществление финансовым мониторингом идентичных с финансовым контролем функций, на наш взгляд, также следует рассматривать в качестве дополнительного доказательства финансово-правовой и, в частности, финансово-контрольной природы финансового мониторинга.

На основании изложенного выше финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансовоправового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг можно определить как вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфин- мониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга в целях недопущения преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращение использование субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Коллектив авторов. Финансовый мониторинг. Том I

Коллектив авторовФинансовый мониторинг. Том IIУчебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс электронная книга Подробнее…2018
490электронная книга
Коллектив авторовФинансовый мониторинг. Том IУчебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс электронная книга Подробнее…2018
590электронная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавров. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1406бумажная книга
Чиханчин Ю.А.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее…2018
1080бумажная книга
Чиханчин Ю.А.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее…2018
1001бумажная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие. Том 2Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1196бумажная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие. Том 2Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1284бумажная книга
И. А. КрестовскийФинансовый мониторинг операций по денежным переводам физических лицВ настоящее время объектом внимания финансово-кредитных организаций является проблема легализации доходов, полученных преступным путем, под которой понимается придание правомерного вида владению… — Синергия, Современная конкуренция. Научные статьи электронная книга Подробнее…2009
152электронная книга

dic.academic.ru

Финансовый мониторинг — Answr

Комплекс мероприятий, направленных на контроль за перемещением денежных средств юридических и физических лиц.

Виды

  • Обязательный финансовый мониторинг: эту задачу выполняет специальная организация — Росфинмониторинг, которая консолидирует информацию, получаемую от финансовых структур (банки, биржи и т.п.), и наблюдает за денежными потоками, находящимися в обращении в стране и переводимыми за границу.
  • Внутренний финансовый мониторинг представляет собой набор процессов в финансовых организациях при выполнении операций клиентов, который выявляет транзакции, подлежащие обязательному мониторингу, фиксирует их и передает сведения в федеральную службу.

Полномочия субъектов и параметры, согласно которым финансовые операции относят к числу подлежащих обязательному мониторингу, определяются на законодательном уровне. Основным документом является 115-ФЗ.

Порядок проведения

Первичный мониторинг выполняют сотрудники финансовых организаций, работающие непосредственно с клиентами, — кассиры, операционисты и др. К первичному мониторингу относится идентификация лица, желающего провести транзакцию, и, при определенных условиях, проверка соответствия установленным критериям.

Подробный анализ операций проводится департаментом финансового мониторинга, подчиняющимся напрямую руководству компании. При этом структура компании должна исключать возможность злоупотреблений. Сотрудник финансовой организации проверяет транзакции, выделяя подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. Каждой из них приписывается определенный код. По результатам проверки формируется отчет, где информация об операциях упорядочивается согласно присвоенным кодам. Отчет передается в федеральную службу в электронном виде. И уже специалисты федеральной службы контролируют соответствие зафиксированных в отчете транзакций положениям законодательства, регулирующего мониторинг.

Если есть основания предполагать, что транзакция направлена на легализацию доходов, полученных незаконным путем, или финансирование террористических организаций, федеральная служба вправе блокировать счета и запросить дополнительную информацию о происхождении средств и о других финансовых операциях привлекшего внимание лица.

Операции, подлежащие мониторингу

Особое внимание уделяется транзакциям с наличными. По законодательству мониторинг должен охватывать следующие действия, при условии превышения установленного законом лимита:

  • обмен валют;
  • снятие наличных или внесение их на счет;
  • приобретение акций, фьючерсов, закладных и пр.;
  • обналичивание или покупка чеков;
  • перечисление средств операторам азартных игр;
  • взаимодействие с иностранными счетами на предъявителя и не именными картами;
  • перевод денег как беспроцентной ссуды или под видом взносов на благотворительность.

Кроме этого, интерес службы мониторинга вызовут те перемещения финансов, совершение которых не несет экономической выгоды и не обусловлено производственной деятельностью, а также имеющие не поддающееся определению назначение.

Факт того, что транзакция относится к числу подлежащих мониторингу, не приведет к незамедлительным санкциям для совершившего ее лица. На практике дополнительные проверки и блокировка счетов применяются менее чем к 0,1% операций, имеющих перечисленные признаки.

answr.pro

Коллектив авторов. Финансовый мониторинг. Том I

Коллектив авторовФинансовый мониторинг. Том IIУчебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс электронная книга Подробнее…2018
490электронная книга
Коллектив авторовФинансовый мониторинг. Том IУчебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс электронная книга Подробнее…2018
590электронная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавров. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1406бумажная книга
Чиханчин Ю.А.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее…2018
1080бумажная книга
Чиханчин Ю.А.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее…2018
1001бумажная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие. Том 2Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1196бумажная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие. Том 2Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1284бумажная книга
И. А. КрестовскийФинансовый мониторинг операций по денежным переводам физических лицВ настоящее время объектом внимания финансово-кредитных организаций является проблема легализации доходов, полученных преступным путем, под которой понимается придание правомерного вида владению… — Синергия, Современная конкуренция. Научные статьи электронная книга Подробнее…2009
152электронная книга

dic.academic.ru

Просто о финансовом мониторинге

Редактор статьи:

Наталья  Голобурда 

Продакт менеджер Получить консультацию

Актуальность статьи проверена:

Содержание статьи

Вопрос непрерывного менеджмента финансов на современных предприятиях касается, в первую очередь, контроля устойчивости компании в финансовом плане. Поэтому, когда мы говорим о мониторинге финансов в компании, мы подразумеваем последовательный сбор, хранение, передачу, изучение и интерпретацию финансовых данных, которые позволяют менеджменту анализировать реальное на текущий момент положение дел и финансовую эффективность своей организации.

Во многом, финансовый мониторинг, рассматриваемый в данной статье – это управленческий инструмент контроля отклонений от намеченного финансового плана в деталях.

Детали

В некоторых источниках сказано, что финмониторинг – это составная часть аудита или вообще – разновидность аудиторской проверки. С одной стороны, можно рассмотреть мероприятия по контролю финустойчивости в таком ключе, но с другой, все-таки лучше разделять эти понятия по основному признаку.

Если задача аудита рассмотреть предприятие в качестве объекта «как есть», то задача финмониторинга – последовательно контролировать отклонения от нормы. Поэтому при организации процесса важен не только план контроля, но и сами нормативы финансовых индикаторов, которые должны быть приняты в максимально сбалансированном виде. Проще говоря, если показатели не оптимальны, то и результативность финансового контроля за «надуманными» цифрами может оказаться под большим вопросом.

Только верные нормативные цифры позволят предприятию сформировать такой план работы в области мониторинга финансовых показателей, который включит в себя не только текущую оценку состояния компании в разрезе финансов «как есть», но и оценку корреляции с тем «как должно быть». Тогда и становится возможной реализация главной цели мониторинга – контроль, оценка и улучшение финансового состояния компании.


Наше состояние = наше все

Оценка фин. состояния может показать, что финансы предприятия находятся в кризисном, неустойчивом или устойчивом состояниях. Последнее характеризует главную способность фирмы как субъекта экономической деятельности – финансово обеспечить свою работу, говоря кратко – профинансировать.

Фирма имеет широкий ряд показателей, которые могут отражать ее способность к самофинансированию, например, обеспеченность фин. ресурсами (собственными, заемными или возможность быстро их привлекать), целесообразность их текущего использования и, допустим, платежеспособность при взаимоотношениях с другими участниками деловой кооперации.

Насколько чувствительна к негативным тенденциям в бизнесе будет система финансового мониторинга, зависит от состава показателей, по которым мониторинг осуществляется. А определение состава показателей – ответственность финансового директора. Также от состава показателей будет зависеть круг управленческих действий, которые могут быть в итоге предприняты руководством.

Когда мы, как фирма, финансово устойчивы, мы – платежеспособны.

Платежеспособность подразумевает, что мы способны соблюдать платежные обязательства и финансировать другие аспекты нашей деятельности, при сохранении нормативного уровня кредиторской задолженности. Поэтому так важно в вопросе финансового мониторинга не забывать о корреляции между планом производственным и планом финансовым. При их успешном параллельном выполнении как раз и наблюдается положительная динамика финансового состояния.

И наоборот, как при сокращении выручки, при невыполнении плана производства или сбыта – показатели операционного состояния финансов компании, а также ее способности платить по счетам, дают отрицательную динамику.

Систематическая работа по контролю финансовых метрик, которая способна выявлять отклонения от нормативов финансового плана, является одним из инструментов, который, де-факто, оказывает влияние на выполнение задач/планов производства и обеспечение его операционных нужд.

В этом контексте финансовый менеджмент и последующий мониторинг направлены, как было отмечено ранее, на то, чтобы обеспечить приход и расходование денежных средств организации строго по плану, выполнить весь список расчетных обязательств, соблюсти балансы размера собственного и кредитного капитала, а также повысить эффективность действующего процесса использования финансовых ресурсов.

То есть главная рабочая задача финмониторинга – «найти и устранить». Найти недостатки процесса финансового планирования и резервы для улучшения уровня финансовой устойчивости, при этом устранить необходимо все причины отклонения от нормативных показателей.

Как осуществляется финансовый мониторинг

Программа финансового мониторинга на предприятии – задача, предусматривающая управленческую деятельность со стороны финансовой службы.

Для каждого предприятия специфика финансового мониторинга будет зависеть от принятых норм финансовой политики. Но в обязательном порядке программа финансового мониторинга должна включить в себя несколько равнозначных процессных блоков, которые в совокупности обеспечат оперативную диагностику финансового состояния компании и позволят принимать взвешенные, корректирующие меры для финансового оздоровления.

Без учета специфики предприятия общепринятый план запуска процессов состоит из следующих последовательных шагов:

  1. Разработка методологии финансового мониторинга, включающей цели, и планирование функций финмониторинга;
  2. Постановка системы показателей, выбор равноценных параметров мониторинга для нормативных значений;
  3. Утверждение порядка и выбор средств для сбора и анализа информации;
  4. Непосредственный мониторинг нормативных показателей финансово-экономической деятельности предприятия в соответствии с планом;
  5. Аналитическая работа и последующее формирование прогнозов финансовой стабильности предприятия, исследование трендов и тенденций, по которым изменяются показатели, а также поиск причин несоответствия плановым показателям;
  6. Разработка управленческих решений для внедрения плана по улучшению и совершенствованию финансовых процессов на предприятии. Дополнительно фирма может пересмотреть нормативные параметры, если мониторинг доказал их несостоятельность;
  7. Контроль изменений и осуществление дальнейшего мониторинга.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процессы финмониторинга являются цикличными и должны осуществляться на постоянной основе.

Финансово-экономическая модель компании, в которую помимо прочего входят прогнозы по БДР, БДСС и ББЛ, детализация оперативных данных по движению финансов, собственные бюджеты отдельных структурных подразделений и функциональные бюджеты – это не статичная структура, а постоянно меняющийся набор показателей, за которыми необходим цикличный менеджерский контроль.

Отметим, что для этого необходимы специфические знания, уровень которых, в конечном счете, будет влиять на качество осуществляемых мероприятий.

Непрерывное наблюдение, анализ и составление качественных прогнозов финансового состояния на различных экономических уровнях невозможно без достаточного опыта в области финансов.

Кому в таком случае можно доверить принятие сложных тактических и стратегических управленческих решений относящихся к финансовым вопросам деятельности предприятия? Однозначно – только квалифицированной команде специалистов.

Такая команда должна быть компетентна в вопросах контроля, но вместе с тем иметь достаточный опыт по управлению капиталом и достаточные знания для анализа текущего состояния предприятия, а также причин, вследствие которых оно сложилось. При этом команда должна планировать меры оздоровления, прогнозировать финансово-экономические показатели и воплощать разработанные идеи в жизни.

Свойства качественной системы финансового мониторинга

  • Полная достоверность в отражении финансовых процессов и показателей;
  • Отсутствие барьеров для системы фин. мониторинга в части каких-либо аспектов экономической деятельности предприятия;
  • Ориентация на индикаторы внешней среды, характеризующие, к примеру, конкуренцию и влияние рыночных факторов, а также учитывающие политические и социальные факторы влияния на бизнес;
  • Использование информации, отражающей реальное состояние имущества предприятия, эффективность его использования, статусы износа и модернизации в целях повышения конкурентоспособности;
  • Контроль динамических факторов, влияющих на недостаток и избыток оборотных средств;
  • Использование современных подходов к определению ключевых параметров, как, например, коэффициенты текущей ликвидности, платежной способности прочих;
  • Охват как положительных, так и отрицательных тенденций, которые впоследствии лягут в основу стратегических и тактических приоритетов в развитии фирмы;
  • Учет ряда финансовых показателей за несколько длительных отчетных периодов и отслеживание темпов изменений во времени;
  • Применение различных подходов к мониторингу показателей. К примеру, показатель ликвидности целесообразно контролировать в непрерывном режиме ежемесячно, а показатель рентабельности активов лучше анализировать раз в году;
  • Отражение реализации стратегических и текущих целей предприятия посредством таких метрик, как стоимость компании, показатели фин. устойчивости и производственного экономического учета.

В заключение

Финансовое положение бизнеса – это очень многогранное понятие, которое включает в себя большое количество показателей, касающихся финансовых ресурсов компании. Если говорить в широком смысле – финансовое положение и является главным показателем нашей конкурентоспособности и финансовой устойчивости. От него зависит, будут ли у нас возможности для развития бизнеса, для привлечения инвестиций и выхода на новые рынки.

Постановка регулярной системы финансового мониторинга решает задачу контроля финансовой устойчивости, демонстрирует менеджменту детальную картину реального финансового состояния компании и показывает все аспекты его деятельности.

В результате постоянного финансового мониторинга бизнес увидит предпосылки для высокого уровня деловой активности, будет держать под контролем уровень финансовой надежности и, при необходимости, быстро развернет антикризисные меры.


wiseadvice-it.ru

Коллектив авторов. Финансовый мониторинг. Том I

Коллектив авторовФинансовый мониторинг. Том IIУчебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс электронная книга Подробнее…2018
490электронная книга
Коллектив авторовФинансовый мониторинг. Том IУчебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс электронная книга Подробнее…2018
590электронная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавров. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1406бумажная книга
Чиханчин Ю.А.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее…2018
1080бумажная книга
Чиханчин Ю.А.Финансовый мониторинг. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Том 1Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее…2018
1001бумажная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие. Том 2Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1196бумажная книга
Братко А. Г., Короткий Ю. Ф., Ливадный П. В.Финансовый мониторинг. Учебное пособие. Том 2Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского… — Юстицинформ, Подробнее…2018
1284бумажная книга
И. А. КрестовскийФинансовый мониторинг операций по денежным переводам физических лицВ настоящее время объектом внимания финансово-кредитных организаций является проблема легализации доходов, полученных преступным путем, под которой понимается придание правомерного вида владению… — Синергия, Современная конкуренция. Научные статьи электронная книга Подробнее…2009
152электронная книга

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о