Система финансового мониторинга в россии – : , , | — Pandia.ru

Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2017-2020 гг.

Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2017-2020 гг.

Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2017 — 2020 гг.

                                                                                           «17» апреля 2017 г.

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 г. № 808. В целях обеспечения прозрачности работы Службы и планирования публичной деятельности ведомства Росфинмониторинг определил ключевые направления своей работы на 2017 — 2020 гг..

Стратегическими целями Федеральной службы по финансовому мониторингу станут:

1. В области международной деятельности:

Цель: представление и защита интересов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на международной арене.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:

  • Обеспечить активное участие России в работе Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Группы подразделений финансовой разведки «ЭГМОНТ», Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Содружества Независимых Государств (СНГ) и других профильных организаций для реализации инициатив, направленных на повышение финансово-экономической безопасности в мире.
  • Укрепить и расширить двустороннее сотрудничество с учетом национальных интересов Российской Федерации и особенностей финансово-экономических связей России и российских граждан со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Цель: соответствие системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ПОД/ФТ международным стандартам

Для достижения цели планируется решить следующую задачу:

  • Успешное прохождение Российской Федерацией 4-го раунда взаимных оценок Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

 

2. В области противодействия финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:

Цель: Снижение риска финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:

  • Расширить возможности системы препятствования и предупреждения финансирования терроризма.
  • Усовершенствовать процесс мониторинга рисков финансирования террористической деятельности и деятельности некоммерческих организаций.
  • Усовершенствовать организацию работы по противодействию финансированию МТО ИГИЛ и других международных террористических организаций.

 

3. В области деятельности финансовых институтов:

Цель: повышение эффективности финансовых институтов как субъектов первичного финансового мониторинга.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:

  • Повысить уровень законопослушности финансовых институтов с использованием механизма дистанционного контроля.
  • Повысить качество информации, представляемой в Росфинмониторинг.

Цель: нивелирование рисков использования кредитно-финансовой сферы для проведения сомнительных операций.

Для достижения цели планируется решить следующую задачу:

  • Обеспечить реализацию комплекса мероприятий во взаимодействии с Банком России, надзорными органами, направленных на снижение уровня вовлеченности финансовых институтов в совершении незаконных и подозрительных финансовых операций.

 

4. В области реальной экономики:

Цель: Участие в декриминализации и повышении прозрачности отраслей реального сектора экономики с учетом выявленных рисков.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:

  • Обеспечить мониторинг и выявление рисков деятельности предприятий, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом.
  • Повысить уровень взаимодействия Росфинмониторинга и правоохранительных органов в целях профилактики преступлений в экономической сфере.
  • Усовершенствовать информационно-технологическое обеспечение противодействия отмыванию денег.

 

5. В области бюджетной сферы:

Цель: Обеспечение сохранности средств бюджетов бюджетной системы и устойчивости бюджетной системы.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:

  • Повысить прозрачность использования бюджетных средств путем:
    • Выявления и минимизации рисков хищения/нецелевого использования средств, направленных на реализацию государственного оборонного заказа (в рамках межведомственной системы контроля).
    • Выявления и минимизации рисков хищения/нецелевого использования государственных средств (в рамках казначейского сопровождения государственных контрактов).
    • Выявления и минимизация рисков хищения/нецелевого использования государственных средств, выделяемых в рамках ФЦП и крупных инфраструктурных проектов.
    • Повышение прозрачности финансовых операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для российской экономики.

 

www.fedsfm.ru

Традиционно различают два вида финансового мониторинга — Студопедия.Нет

ТЕМА 2. МЕСТО БАНКОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ

1. Понятие и виды финансового мониторинга. 1

2. Построение и характеристика современной системы финансового мониторинга в Российской Федерации 3

3. Органы государственного финансового мониторинга и их основные функции. 5

4. Функции Банка России в целях финансового мониторинга. 6

 

Понятие и виды финансового мониторинга

 

Происхождение понятия «мониторинг» (от лат. — monitor — «предостерегающий») принято связывать со Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде, проходившей в 1972 году. На ней в буквальном смысле

мониторинг трактовался как система непрерывного наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Практически и сегодня понимание мониторинговой деятельности существенно не изменилось. Так, под мониторингомпонимается система непрерывного наблюдения и оценки за конкретным видом деятельности отдельно взятого субъекта с использованием определенных методов и инструментов.

По своей сути мониторинговая деятельность является проблемно-ориентированной и носит системный характер, что принципиально отличает ее от исследований, базирующихся как на ситуационном, так и на средовом подходе. Целостность мониторинговой деятельности во многом определяется ее ориентацией на решение конкретных прикладных задач, в которых находят воплощение реальные практические потребности.

Мониторинг также может использоваться и с научными целями и в этом контексте может рассматриваться как самостоятельный научный феномен. В данном случае мониторингу отводится роль средства подготовки материалов для выдвижения гипотез, построения моделей, их проверки и последующего использования.

Стоит отметить, что мониторинг отличается от контроллинга. Контроллинг, по мнению ряда авторов, является смежным понятием между контролем и мониторингом. Он, как инструмент менеджмента, направлен на обеспечение информационной поддержки руководящего звена и использует широкий спектр традиционных и современныхтехнологий обеспечения эффективности руководящей деятельности при ограниченных ресурсах, таких как управление персоналом, контроль издержек, учет результатов операций по центрам ответственности, управление стоимостью, применение сбалансированной системы показателей и др.

Рассмотрим подробнее основные виды мониторинга.

1) В зависимости от инструментария и результатов осуществления мониторинга в отечественной теории выделяют

· динамический,

· сравнительный

· комплексный мониторинг.

Динамический мониторинг является наиболее простым вариантом финансового мониторинга. Основанием для динамического мониторинга являются данные, собранные преимущественно путем наблюдения объекта, процесса или явления. При проведении такого мониторинга внимание уделяется накоплению и ранжированию хронологически упорядоченных сведений. Одновременно для прогнозирования и оценки состояния объекта мониторинга обычно применяются формально-математические методы, что дает возможность обнаруживать устойчивые тенденции, однако затрудняет интерпретацию и использование полученных результатов.

Сравнительный мониторинг

является более сложным видом мониторинга как по форме, так и по содержанию. Эго связано с использованием в процессе сбора, верификации, обработки и анализа сведений о выделенном объекте информации, состоянии и поведении идентичных или схожих объектов. Наблюдение за выделенным объектом и его аналогами производится параллельно одними и теми же методами, средствами и способами на протяжении сопоставимых временных интервалов или же одновременно. Сравнительный мониторинг является эффективным инструментом выявления закономерностей и причинно-следственных связей и позволяет вести поиск источников и факторов развития объекта наблюдения с помощью прикладных математических методов, что существенно повышает достоверность результатов и обоснованность конечных выводов.

В рамках комплексного мониторинга применение прикладных математических методов, моделей, алгоритмов и критериев обработки информации органично сочетается с использованием средств, способов и приемов сбора сведений об объекте наблюдения. Комплексный мониторинг является наиболее сложным ипотенциально эффективным видом мониторинга. В настоящее время применение данного вида мониторинга достаточно затруднительно.

2) С точки зрения приоритетности мониторинг бывает

· стратегическим

· тактическим.

Стратегический мониторинг охватывает, как правило, широкий круг вопросов и имеет значительный временной горизонт. Он является по своей сути проблемно-ориентированным и нацелен на решение задач развития.

Тактический мониторинг предназначен для решения оперативных краткосрочных задач.

3) В зависимости от характера задач, решаемых на основании результатов наблюдений, выделяют

· сопровождающий

· проблемный мониторинг.

Сопровождающий (текущий, фоновый) мониторинг

предназначен собственно для слежения за состоянием и динамикой объекта наблюдения, выявления тенденций, угроз и сигнализации о возникновении потенциально и безусловно опасных ситуаций. Для него характерно постоянное слежение за ограниченным фиксированным числом параметров (показателей, индикаторов) объекта наблюдения.

Проблемный мониторинг направлен на выяснение закономерностей, зависимостей, факторов и источников проблем, которые связаны с объектом наблюдения и актуальны, востребованы лицами, принимающими управленческие решения. В рамках проблемного мониторинга акцент делается на анализ результатов наблюдения и обработку информации с помощью прикладных методов.

В основу классификации мониторинга также может быть положен информационный критерий, раскрывающий особенности накопления, систематизации и распространения информации.

Финансовый мониторинг

представляет собой разновидность мониторинга и одновременно составную часть государственного финансового контроля, направленную на противодействие проникновению в легальную экономику «грязных» денег (денег, полученных преступным путем) законодательно установленными методами. При этом в данном контексте «грязные» деньги:

—      нарушают общепризнанные нормы экономической деятельности и принципы рыночной экономики;

—      способствуют криминализации хозяйственной деятельности;

—      используются для подкупа сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления и проникновения преступных элементов в политические институты,;

—      являются питательной средой для организованной преступности, в том числе терроризма, и в результате создают угрозу национальной безопасности страны.

Традиционно различают два вида финансового мониторинга

· внешний

· внутренний.

Внешний (или государственный) финансовый мониторинг осуществляется государственными органами и организациями, контролирующими финансовую и денежно-кредитную системы в целях устойчивого их развития, и регулируется нормами финансового права.

Внутренний финансовый мониторинг является неотъемлемой составляющей контрольной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, регулируется нормами межотраслевого права (например, для кредитных организаций — нормами банковского права) и базируется на ряде принципов. Среди принципов внутреннего финансового мониторинга следует отметить такие принципы, как принцип комплексности, непрерывности, целесообразности, методической корректности, репрезентативности, пригодности для оценки и прогнозирования, направленности на информационную поддержку управленческих решений.

Относительно деятельности кредитных организаций внутренний финансовый мониторинг также может иметь разнообразные подвиды. Так, в зависимости от объекта мониторинга в их числе могут быть — кредитный, инвестиционный, кассовый, расчетный, операционный и прочие виды мониторинга. Также возможна классификация финансового мониторинга с разделением его на мониторинг клиентов, их выгодоприобретателей, представителей клиентов и клиентских операций, осуществляемый со стороны кредитных организаций, и собственно мониторинг кредитной организации, ее банковских операций и сделок.

 

studopedia.net

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Financial control and financial monitoring

                

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

[email protected]

Тюкавкин Сергей Владимирович

Tyukavkin Sergey Vladimirovich

 Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. С недавнего времени в рамках финансового права фигурирует понятие «финансовый мониторинг», не совсем понятно, что понимается под этим словосочетанием и вообще уместно ли это нововведение. Цель данной работы развеять все непонимания касательно соотношения данного понятия с уже существующим – «финансовый контроль».

Annotation. More recently, in the framework of financial law featured the concept of «financial monitoring» it is not clear what is meant by this phrase and in General if it is relevant innovation. The aim of this work is to dispel any misunderstanding regarding the ratio of this concept with the already existing «financial control».

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовый мониторинг, проверка, государственные органы, денежные средства.

Keywords: financial control, monitoring, financial monitoring, chek, governmental body, monetary funds.

 

Для полной оценки правовой природы отсутствия или наличия тождества между понятиями «финансовый контроль» и «финансовый мониторинг», изначально нам необходимо выяснить, что подразумевает под собой каждое из них в чем схожи эти понятия, а в чем различны.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства, а так же является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

 В зависимости от времени проведения, волеизъявления субъектов, вида правового субъекта, а также объекта, существует множество разновидностей финансового контроля.

Согласно ст. 267.1 БК РФ финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. [1]

Из всего вышесказанного прослеживается роль финансового контроля, в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возникло сравнительно недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», который широко используется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов. При определении места финансового мониторинга в системе финансового права можно говорить о новом виде финансового контроля, что следует из определения финансового контроля как деятельности уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной государственной политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права[5]. Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Позиция отнесения финансового мониторинга к виду финансового контроля поддерживается правоведами – финансистами. Так, С.В. Запольский относит Росфинмониторинг к органам финансового контроля. [4] О.Н. Горбунова рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль. [3]

 При этом необходимо отметить, что для проведения финансового мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения, например, между субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга.  Объектом финансового мониторинга выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Контролю подлежат также операции с иным имуществом, однако, именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем, например, «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. Финансовый мониторинг, связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая и является предметом финансового права.

Также следует отметить, что в процессе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, полученными в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования. Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом, а в целях недопущения и предотвращения неблагоприятных последствия и проводится финансовый контроль.

Финансовые отношения являются динамической категорией. Косвенным подтверждением тому являются также слова П.М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти. [2]

Финансовый мониторинг заключается в непосредственном контроле (выявлении) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. В связи с этим, я полагаю, что именно контрольная сущность финансового мониторинга в системе финансовых правоотношений позволяет нам говорить о финансовом мониторинге как о новом виде финансового контроля.

Также необходимо отметить, что финансовый мониторинг и финансовый контроль осуществляют деятельность при применении идентичных функций, что позволяет нам рассматривать данный факт, как дополнительное доказательство финансово-контрольной природы мониторинга. 

В настоящее время в науке финансового права Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривается как неотъемлемая часть системы органов государственного финансового контроля, что также дает право рассматривать деятельность данной службы как деятельность по осуществлению государственного финансового контроля, исходя из этого, в рамках финансового контроля, финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.

Анализируя представленную информацию, напрашивается вывод, что финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансово-правового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг следует определять, как относительно новый, «модный» вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и самостоятельно субъектами финансового контроля вся цель которого сводится к недопущению преступных доходов и предотвращению использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Библиографический список:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
  2. Годме П.М. Финансовое право // П.М. Годме. – М.: Прогресс. – 1978. – с. 210.
  3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России // О.Н. Горбунова. – М. – 2003. – с. 85.
  4. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая //  С.В. Запольский. – Финансовое право. –  – № 8. – с. 21.
  5. Финансовый контроль: Учебное пособие. – с. 206.

posidpo.ru

Росфинмониторинг — Деятельность

Деятельность

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

  • осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;
  • выдает организациям, осуществляющим операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;
  • участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
  • выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
  • получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
  • осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;
  • разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;
  • информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;
  • разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию этих мер;
  • ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
  • издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;
  • взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;
  • организует во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • разрабатывает и утверждает:

методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

  • размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») доклад о результатах проведения национальной оценки рисков операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
  • принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;
  • размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  • сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;
  • предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;
  • создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
  • формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
  • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
  • участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  • осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;
  • организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга;
  • организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных и дополнительных профессиональных программ;
  • обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;
  • осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;
  • организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

www.fedsfm.ru

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Библиографическое описание:

Ермолаев К. С. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12549/ (дата обращения: 19.11.2019).



В статье описано содержание и значение финансового контроля. Описано содержание и основные задачи финансового контроля. Рассмотрена сущность и порядок осуществления финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовые ресурсы

Контроль является важной функцией процесса управления народного хозяйства. Контроль осуществляется на любом уровне и представляет собой систему проверки и наблюдений процессов деятельности управляемого объекта. Финансовый контроль это одно из звеньев системы контроля. Его значимость состоит в содействии эффективного осуществления экономической деятельности государства, обеспечении использования и формирования финансовых ресурсов народного хозяйства. [1]

По мнению Ломакина О. Р., Довгалевой Л. С., финансовый контроль — это форма, которая осуществляет контроль за финансовыми функциями, которая определяет состояние и значение финансового контроля. Совокупность операций и действий, осуществляемых по проверке финансовых вопросов деятельности хозяйственных субъектов, а так же управления (государства, учреждений, предприятий и организаций) с использованием специальных форм и методов учреждения, называется финансовым контролем. Финансовый контроль отличается от административного, санитарного, экологического и других видов контроля тем, что неразрывно связан с денежными ресурсами. [5]

Предметом проверок, как считает Карасёва М. В., являются финансовые показатели, такие как доходы, прибыль, себестоимость, рентабельность, издержки обращения, отчисления в различные фонды. Все эти показатели носят обобщенный вид, поэтому контроль за динамикой, тенденциями и выполнением охватывает все стороны хозяйственной, коммерческой и производственной деятельности организаций, также включает и механизм финансово — кредитных отношений.

Содержание финансового контроля:

– цель и задачи финансового контроля;

– принципы предприятия;

– комплекс элементов, образуемых систему контроля.

Основные задачи финансового контроля это:

– выполнение предприятием своих финансовых обязательств, включая обязательства перед органами государственной власти и перед органами местного самоуправления;

– обеспечение финансовой безопасности государства;

– повышение финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы, обеспечение их эффективного, рационального и законного использования;

– обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

– рост эффективности финансовой политики государства;

– соблюдение финансовых интересов всех хозяйствующих субъектов, повышение их ответственности за итоги собственной работы. [3]

В своей работе Колесников И. В. к субъектам финансового контроля относит:

– специально уполномоченные органы — государственные контрольные органы; негосударственные специализированные организации; структурные подразделения, созданные в хозяйствующих субъектах, в органах государственной власти и местного самоуправления;

– квалифицированные специалисты, которые осуществляют контрольную деятельность в соответствии с правовыми нормами.

Основные этапы процесса финансового контроля:

– проведение контроля — сбор оперативных данных, которые характеризуют состояние объекта финансового контроля, и предварительную оценку этих данных;

– планирование — определение объекта, задач, целей и форм финансового контроля, а также формирование набора качественных и количественных показателей, по которым в дальнейшем будет производиться анализ реализации финансовых решений;

– реализация результатов — ознакомление всех заинтересованных лиц с решениями результатов контроля, разработка и проведения мероприятий для устранения выявленных в результате проверки недостатков и нарушений;

– систематизация результатов финансового контроля (упорядочение и обобщение полученной информации по выбранным критериям), составление отчетных документов.

Комплекс контрольных операций и действий, которые осуществляются субъектами контроля, в зависимости от многих факторов могут выражаться по-разному. [4]

Финансовый мониторинг, по мнению Евстигнеева Е. Н. — это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовая операция — это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга.

Процесс финансового мониторинга представляет собой сбор данных для выявления из многих финансовых операций ту, которая осуществляет легализацию доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма. Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны. Осуществление финансового мониторинга возможно только при тесном взаимодействии контрольно-надзорных органов, Росфинмониторинга, а также субъектов финансового мониторинга. Нарушение законодательных норм влечет за собой правовую ответственность. Для должностных и юридических лиц — административную, а для физических лиц — уголовную. [2]

В Российской Федерации перечень операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, определен Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.

Основным этапом осуществления финансового мониторинга является процесс идентификации клиента и выгодоприобретателя.

Проблема «отмывания» преступных доходов перестала быть проблемой одного государства и стала международной, назрел вопрос о создании международной организации, осуществляющей финансовый мониторинг.

Одной из таких организаций является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) — ФАТФ. Основателями данной организации являются такие страны как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия.

По состоянию на январь 2016 года в состав ФАТФ входит 31 страна и международные организации. Россия была включена в состав в июне 2003 г. [6]

Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны.

Литература:

  1. Белов В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран: учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. — 298 с.
  2. Евстигнеев Е. Н. Финансовое право: учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — СПб.: Питер, 2011. — 270 с.
  3. Карасёва М. В. — Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 369 с.
  4. Колесников И. В. Финансы предприятия: учеб. пособие / И. В. Колесников — М.: ИНФРА-М, 2015. — 324 с.
  5. Ломакин О. Р., Довгалева Л. С. Экономика предприятия — М.: ИНФРА-М, 2016. — 421 с.
  6. Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 369

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, финансовый мониторинг, финансирование терроризма, Российская Федерация, различный уровень страны, полная мера, народное хозяйство, местное самоуправление, государственная власть, выявление процессов легализации доходов.

moluch.ru

Финансовый мониторинг предприятия как инструмент управления качеством

Библиографическое описание:

Митрофанов Д. Е., Онучина А. А., Шпак Е. В., Лопатина Е. Н., Прохоров З. С. Финансовый мониторинг предприятия как инструмент управления качеством // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/archive/201/49383/ (дата обращения: 19.11.2019).



Мониторинг финансового положения предприятия имеет большое значение. Это подтверждается прошедшим, не так давно, финансовым кризисом. Данный вид мониторинга позволяет выявлять угрозы, и, таким образом, заставляет принимать действия, чтобы избежать потерь и банкротства. С научной точки зрения данный инструмент исследован в недостаточной мере, поэтому актуальным становится рассмотрения финансового мониторинга как категории финансовой науки, исходя из сущности опосредуемых им отношений. Цель данной статьи — представить методы мониторинга финансового положения компании и показать направление дальнейшего исследования в этой области.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, методы, оценка финансовой ситуации, предприятия, менеджмент, управление качеством.

Финансовые мониторинг позволяет создавать новую картинку видения финансовых показателей предприятия. Особенности финансового мониторинга включают концентрацию внимания на ключевых областях финансового функционирования предприятия. Цель мониторинга заключается в определении наиболее значимых явлений и факторов, которые оказывают прямое влияние на результаты предприятия. Система финансового мониторинга представляет собой элемент раннего предупреждения угроз, она позволяет быстро отреагировать на любые угрозы и риски.

Финансовый мониторинг основан на соотношении между ресурсами и потоками, включающими в себя: имущество, доходы, расходы и тд. [2] Стандарты данных коэффициентов могут быть определены на основе следующих критериев:

– Определение уровней индексов в предшествующие периоды,

– Сравнение данных с плановыми значениями,

– Сравнение индексов с данными других подразделений,

– Сравнение данных с критериями, определяемыми извне и внутри страны.

В рамках мониторинга системы, значительное место в оценке финансовых явлений, происходящих в предприятии, занимают процессы в абсолютных выражениях, такие как затраты, доходы. Финансовые явления и процессы оцениваются на основе рентабельности, задолженности и ликвидности. В случае финансового мониторинга ключевые аспекты выбираются и проверяются эмпирически.

Первоначальное ознакомление с финансовыми отчетами дает общую информацию о материальном и финансовом состоянии предприятия. Индексный анализ часто является расширением первоначального анализа. [1] Он основан на математических структурах, что позволяет сравнивать ситуации различных компании из того же или разных секторов, а также отслеживать изменения ситуации в данной компании с течением времени.

Индексный анализ ситуации хоз.субъекта основан на наборе индексов представляющих результаты деятельности в области рентабельности, ликвидности, задолженности и оперативных возможностей. Это позволяет быстро узнать о деятельности компании и ее экономической деятельности в течении предыдущих периодов.

Индексный анализ является обобщением финансового анализа, но он также позволяет составить прогноз деятельности компании, в рамках развития финансовых отношений. Благодаря финансовым отношениям мы можем:

– Познакомиться и оценить экономические факты и явления,

– Принимать решения, направленные на содействие деятельности компании,

– Оценивать последствия, приводящие к предлагаемым решениям.

Одна из наиболее важных областей оценки финансовой деятельности — оценка ликвидности. Литература трактует термин «финансовая ликвидность», как «платежеспособность предприятия». Финансовая ликвидность означает способность компании своевременно погашать свои обязательства, поддержание ответственности является необходимым условием для этого. Управление финансовой ликвидностью означает сохранение активов, которые легко поддаются конвертации в деньги, а также резервных финансовых источников, поддерживающие предприятие на определённом финансовом уровне. [4]

Компания, которая работает в условиях рыночной экономики, обязана следить за финансовой ликвидностью постоянно, т. е. поддерживать способность своевременно погашать свои обязательства. Существует зависимость между банкротством предприятия и его финансовой ликвидностью. Эта зависимость подтверждается общими характеристиками следующих фаз банкротства:

  1. Необходимость сокращения затрат, прежде всего в инвестиционных областях. Строгая отчетность.
  2. Трудности с оплатой, готовность брать кредиты, отсутствие регулирования обязательств.
  3. Увольнение сотрудников, продажа части имущества. Банкротство.

Значение финансовой ликвидности увеличивается в балансовой сумме из-за большей доли оборотных средств и краткосрочных обязательств. Отношение циркулирующих денег в краткосрочных обязательствах демонстрирует сумму избытка денег. Если текущее соотношение слишком низкое или слишком высокое, то финансовый мониторинг позволяет найти причины данного положения дел, а также найти выход. Низкое соотношение означает, что есть трудности в платежах. Причиной в данном случае является недостаточное количество текущих активов, которые неспособны покрывать текущие обязательства. Формулы для коэффициентов финансовой ликвидности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формулы коэффициентов финансовой ликвидности

Текущее состояние

— оборотные активы

ZK — текущие обязательства

I — запасы

KRM — краткосрочные отложенные платежи

SP — наличные деньги

Краткосрочные обязательства

Долгосрочные обязательства

Применение финансовых коэффициентов позволяет выявить сильные и слабые стороны организации. Они показывают, способна ли компания выполнять существующие финансовые обязательства, а также имеют ли проблемы с получением доходов. [3]

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы, в сущности, всегда одни и те же. Главный инструмент — выведение и интерпретация различных финансовых показателей (коэффициентов).

Методика финансового анализа и система оценки финансового состояния организаций и предприятий позволяют диагностировать проблемы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы оперативно реагировать на изменение обстановки и принимать необходимые управленческие решения. [5]

Особое внимание при проведении анализа финансового состояния предприятия уделяют формированию расходов, соотношению расчетных цен, определяющей верхнюю границу затрат на ремонтно-эксплуатационное обслуживание, и фактических затрат. Систематический мониторинг финансового состояния предприятия должен своевременно выявить и исключить случаи, когда отдельные организации не смогут уложиться в пределы расчетной стоимости, что вызовет появление и рост кредитной задолженности и в конечном итоге необходимость реализации процедуры банкротства, либо прекращение деятельности.

Именно в целях недопущения такой ситуации необходим систематический, целенаправленный мониторинг финансового состояния и уровня платежеспособности предприятия.

Литература:

  1. Финансовый мониторинг, стоит ли опасаться? // banki.ru. URL: http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=12&TID=289255 (дата обращения: 30.03.2018).
  2. Что такое финансовый мониторинг // my-koshel. URL: https://my-koshel.ru/content/233-chto-takoe-finansovyy-monitoring (дата обращения: 30.03.2018).
  3. Финансовый мониторинг в России // taxc. URL: http://www.taxc.ru/moneylaundering-7.html (дата обращения: 30.03.2018).
  4. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-monitoring-kak-vid-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 30.03.2018).
  5. Контрольная сущность финансового мониторинга // eurasialegal. URL: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1901:2013–03–04–06–09–29&catid=212:2013–03–04–06–02–00&Itemid=1 (дата обращения: 30.03.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая ликвидность, финансовый мониторинг, финансовое состояние предприятия, обязательство, индексный анализ, финансовый анализ, KRM, Сравнение данных.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о