Бережливое производство обучение – Бережливое производство обучение. Внедрение бережливого производства

В РАНХиГС обучат эффективному управлению бережливым производством

13 Мая2016

В РАНХиГС обучат эффективному управлению бережливым производством

Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС начинает реализацию новой программы профессиональной переподготовки «Основы бережливого производства. Развитие и сертификация производственных систем». О содержании и уникальности программы рассказал администратор программ Факультета инженерного менеджмента ИОМ, исполнительный директор Всероссийского Лин-форума Александр Бородулин.

– Какова краткая история программы, на кого она ориентирована?

– Программа профпереподготовки «Основы бережливого производства» новейшая и разработана на Факультете инженерного менеджмента РАНХиГС с учетом передового опыта ведущих российских и зарубежных предприятий. Ее предшественники – японские программы обучения, успешно практикуемые не только в Японии, но и в США, Германии, Франции, Китае – ведущих промышленно развитых странах. По существу, все они сводятся к переносу опыта производственной системы «Тойота» (Toyota Production System, TPS) на образовательную площадку.

На сегодня Президентская академия – первый вуз в России, который вводит такую учебную практику по профессиональной переподготовке. Наша программа тоже базируется на опыте TPS, равно как и на опыте ведущих зарубежных и отечественных компаний, имеющих самые высокие показатели производительности.

Новая программа РАНХиГС ориентирована на менеджмент компаний. Она будет интересна как руководителям, внедряющим производственные системы своих предприятий, так и линейным менеджерам, занятым оптимизацией производственных процессов. Программа одинаково востребована и полезна для управленцев, независимо от масштаба их полномочий, отраслевой привязки и типа собственности предприятий. Кроме того, мы готовим как «чистых» производственников, так и представителей сферы услуг.

– В чем особенность, уникальность программы?

– Часть конкурентных преимуществ я уже упомянул – это универсальность, независимость от отрасли, типа собственности и масштаба. Кроме того, приоритетной особенностью программы является ее ориентированность на практику. Мы привлекаем в качестве партнеров российские предприятия, ведущие в плане производительности и производственной культуры.

Ключевая особенность состоит в том, что слушатели обучаются тому, как подготовить производственную систему предприятия к сертификации на соответствие требованиям ГОСТов по бережливому производству. Напомню, что государство побуждает к этому крупные корпорации и компании с государственным участием.

Важна интерактивность программы, диалоги в системе «тьютор – студент», использование механизмов дистанционного обучения – это также эффективные средства. Программа уникальна. На сегодняшний день по охвату тематики и качеству практикума – единственная в России.

– Что можно сказать о структуре программы?

– Программа «Основы бережливого производства» РАНХиГС будет реализована по модульному принципу. Весь курс выстроен в логической цепочке блоков, каждый из которых посвящен изучению и проработке определенных проблемных вопросов менеджмента современного предприятия. Предполагаются шесть крупных самостоятельных модулей по различным аспектам развития производственных систем.

Обучение проведут ведущие бизнес-консультанты и тренеры. Обязательной составляющей станут практические блоки программы на реальном производстве (не менее 40% общего объема программы). По окончании каждого модуля слушатели будут проходить аттестацию. Программа направлена на обучение лидеров изменений на предприятиях на самом высоком уровне.

Дополнительным преимуществом для слушателей станет и то, что в Академии сформирована команда профессиональных экспертов в области бережливого производства. На Факультете инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС реализуется программа магистерской подготовки «Управление производственными системами».

– Наиболее интересные курсы и перспективы для выпускников – какие знания и навыки они получат?

– В ходе интенсивного практикоориентированного обучения слушатели получат знания, навыки и компетенции по управлению производственной системой предприятия и повышению ее эффективности. По сути это программа оптимизации бизнеса и доведения его до совершенного уровня – от управления производственными и бизнес-процессами до управления развитием человеческого капитала. Перечислю модули и некоторые темы курсов.

Модуль «Картирование потока создания потребительской ценности. Создание высокопроизводительных рабочих мест»: Система организации эффективного рабочего пространства («5С»). Визуальное управление. Форма проведения – тренинг-практикум с отработкой части практических навыков на базе производственного предприятия (теория и практика в равных частях). Отдельный курс – Лин в офисной деятельности.

«Инструменты решения проблем для улучшения процессов». Форма проведения – тренинг-практикум с отработкой части практических навыков на базе производственного предприятия (60% теории, 40% практики). Цель – дать теоретические знания и практические навыки по решению проблем на предприятии в составе межфункциональной группы; привить навыки владения инструментами (диаграммы Парето и Ишикавы, циклы PDCA/SDCA, диаграмма сродства, 8D, «Пять “почему?”», штурм-прорыв), культуру выявления и решения проблем.

«Встроенное качество. Система всеобщего обслуживания оборудования (TPM)». Цели – привить навыки стандартизированной работы. Применение встроенного в процессы качества в производстве и в непроизводственной сфере. Повышение качества обслуживания оборудования за счет освоения инструментов Всеобщего производственного обслуживания (Total Productive Maintenance, TPM). Быстрая переналадка (SMED). Организация производства, синхронизированного с запросами рынка.

«Лин-логистика. Бережливая цепочка поставок». Форма проведения – мастер-класс с отработкой части практических навыков на базе производственного предприятия. Цели – освоение основных инструментов бережливого производства в современной Лин-логистике. Система «Точно – вовремя». Слушатель формирует умение настроить выбранный тип логистических отношений на своем предприятии, умение выстраивать и пользоваться вытягивающими и выталкивающими системами.

«Развертывание корпоративной политики. Система непрерывных улучшений». Цели – научиться увязывать интересы различных групп, вовлеченных в бизнес-процессы. Уметь выстраивать циклы развертывания и владеть методологией catch ball. Уметь работать с Х-матрицами. Владеть культурой (мотивацией) непрерывного совершенствования.

«Расчет экономического эффекта». Форма проведения – тренинг-практикум с отработкой части практических навыков на базе производственного предприятия (30% теории, 70% практики).

– Какие перспективы карьерного роста есть у выпускника, и обеспечивается ли помощь в трудоустройстве со стороны Академии?

– Перспективы для выпускников программы «Основы бережливого производства» РАНХиГС огромны. На сегодняшний день аналогов такой программы нет, она сформирована с учетом требований ведущих компаний – локомотивов развития нашей страны. В этой связи каждый слушатель, освоивший курс обучения, станет уникальным специалистом, носителем передовых знаний и навыков в области развития и сертификации производственных систем.

Мы ориентированы на корпоративный сектор, на обучение действующих управленцев. Но, в случае заинтересованности слушателя, мы можем предложить трудоустройство в компаниях, которые стали призерами и чемпионами Всероссийского конкурса лидеров производительности «Кубок им. А. К. Гастева». Конкурс проводится по инициативе Межрегионального общественного движения (МОД) «Лин-форум. Профессионалы бережливого производства».

– Какой документ после окончания программы получит выпускник?

– По итогам освоения программы слушатели защищают групповой проект по оптимизации процессов конкретного предприятия. Освоившим все модули программы и защитившим групповой проект будет выдан диплом Президентской академии о профессиональной переподготовке.

Слушатель программы «Основы бережливого производства» РАНХиГС также может выбрать один или несколько модулей на выбор. Окончив его, слушатель получит документ о повышении квалификации.

– Продолжительность и формы обучения по программе?

– Продолжительность прохождения программы профессиональной переподготовки составляет от нескольких недель до полугода, в зависимости от выбора количества модулей. Объем программы, включающей шесть основных модулей, составит более 500 часов. Мы практикуем смешанные, очно-заочные формы обучения.

– Где можно получить дополнительную информацию о поступлении на программу и когда проходят дни открытых дверей?

– Желающим узнать больше о программе «Основы бережливого производства. Развитие и сертификация производственных систем» РАНХиГС можно обратиться на Факультет инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС: www.enman.ranepa.ru, тел. +7 495 923-63-12. Дни открытых дверей на факультете проводятся каждый месяц, следите за анонсами и графиком на сайте Академии и факультета.

 

www.ranepa.ru

Бережливое производство

Современные условия необходимости инновационного развития экономической системы России предполагают развитие системы бережливого производства (Lean production). Это касается таких областей, как государственное управление, образование, медицина, общественный транспорт, деятельность обслуживающих и промышленных предприятий и многого другого. Национальный стандарт РФ определяет понятие бережливого производства как «концепцию организации бизнеса, ориентированную на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь».

Бережливое производство – это обобщение и развитие основных идей и положений Toyota production system (TPS), новый способ мышления, обеспечивающий движение к эффективному ресурсосберегающему производству, повсеместная и непрерывная ликвидация любой деятельности, которая потребляет ресурсы, но не создает потребительские ценности. Это не просто экономия, а изменение уклада предприятия, создание новой производственной системы, которая настроена на выпуск изделий исключительно под потребности клиента.

«Бережливое производство – это стратегия операционного превосходства, основанная на четко определенных ценностях для вовлечения людей в постоянное совершенствование в области безопасности, морали, качества, затрат и производительности» — считает Джеффри Лайкер, автор серии книг, в которых он обобщил опыт двадцатилетнего изучения деятельности японской корпорации. В 2000-х гг. в России сначала промышленные гиганты, потом предприятия средних размеров, а теперь уже и малый бизнес начали активно интересоваться методом снижения издержек и повышения производительности.

Б. Г. Литвак в книге «Япония: управленческий прорыв» раскрывает опыт развития японской экономики, сумевшей занять лидирующие позиции в мире, несмотря на разрушенную войной промышленность. «Все теории управления, как бы они ни назывались и для чего бы ни предназначались, исходят из управленческой практики и своей конечной целью имеют применение полученных результатов в реальном управлении. Поэтому такое значение имеет опыт «Тойоты» — одной из самых успешных и динамично развивающихся компаний мира…
В случае «Тойоты» мы встречаем не разрозненные управленческие подходы, а их сочетание, сплавившееся в постоянно развивающуюся систему, получившую название «дао Тойоты». «Дао Тойоты» — это путь компании, философия её бизнеса, мировоззрение и методы организации производства, стремление к непрерывному совершенствованию. Здесь идет речь, прежде всего, о формировании внутренней культуры компании, об управленческих технологиях, ставших стержнем и основой многих её достижений» — так проанализировал автор книги секреты успеха компании.
65.9(5Я)
Л64
583817M-КХ
Литвак, Б. Г. Япония : управленческий прорыв / Борис Григорьевич Литвак. – Москва : Экономика, 2009. — 127 с. – (Управленческие портреты).

 

Более подробно историю развития компании раскрывает Ясухиро Монден, профессор экономики университета «Цукуба». Работая совместно с Тайити Оно, бывшим вице-президентом «Тойота Мотор», он явился одним из создателей высокоэффективной системы управления производством на фирме, известной во всем мире принципами «точно вовремя», системой канбан и контролем качества на местах.
В книге ««Тоёта». Методы эффективного управления» рассматриваются ключевые идеи, положенные в основу производственной системы, её структура изучается как единое целое через увязывание её главных подходов с различными средствами и методами, применяемыми для достижения целей, даются наиболее наглядные преимущества данной системы. Большое внимание уделяется «человеческому» фактору производства и встроенному качеству. Это первое серьёзное описание компании, которая является примером комплексного управления производством. Вышедшая в 1989 году на русском языке, книга была первым шагом к знакомству с производственной системой японской компании Toyota в России.
65.9(5Я)
М77
305033M-КХ
Монден, Я. «Тоёта» : методы эффективного управления : сокр. пер. с англ. / Ясухиро Монден ; авт. вступ. ст. В. И. Щербаков. – Москва : Экономика, 1989. – 287 с. : ил.

 

Производственная система Toyota стала объектом тщательного изучения во всем мире и во многих отраслях промышленности.
В 80-е годы XX века американские аналитики на основе изучения TPS создали свои методики, объединив их в систему Lean Manufacturing или Lean Production. В последнее время их чаще называют инструментами Lean-концепции.

Джеймс Вумек и Дэниел Джонс обобщили результаты исследований TPS в книге «Lean Production», в которой рассматривают пять принципов бережливого производства, и формулируют основные методологические подходы, обеспечивающие использование идей TPS в различных отраслях промышленности и в любых видах организаций. Авторы изложили систему принципов, реализация которых обеспечивает долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. Вумек и Джонс знакомят с методами внедрения TPS в деятельность компаний, способами развертывания новой политики и технологиями обучения сотрудников непрерывному совершенствованию. По сути, это «философия бережливого производства», основанная на идее устранения потерь в процессах и сокращении бесполезных действий, не добавляющих ценность услуге или продукту. Книга написана обстоятельно, ясно и содержит не только описание теории, но и множество примеров из опыта ведущих компаний США, Германии и Японии, являющейся лидером по применению Lean-технологий в различных сферах.

65.9(2)29
В88
627807-КХ
Вумек, Дж. Бережливое производство : как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании : пер. с англ. / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс ; [пер. С. Турко]. — 11-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2017. — 470, [1] с. : ил.

 

Процессы бережливого потребления и бережливого обеспечения, взаимодействие поставщика и потребителя в процессе приобретения товаров и услуг – тема следующей книги этих же авторов. Это синтез процессов, главенствующая роль в котором принадлежит обеспечению, с целью предоставить клиенту именно то, что он хочет, в нужном количестве и в нужное время. Каковы принципы бережливого потребления и проблемы бережливого обеспечения, как изменить несогласованность систем обеспечения – ответ на эти и другие возникающие вопросы даёт эта книга. Именно коммерческий блок ближе всего к покупателям и абсолютно точно знает, что и когда им нужно.

65.050.9(2)
В88
607069-КХ
Вумек, Дж. Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства : пер. с англ. / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. – Москва : Альпина Паблишер, 2014. – 262 с.

 

Принципы бережливого производства можно использовать не только в производстве. Нет большой разницы между производственными процессами и процессами, которые выполняются вне производственного цеха. Бережливый офис – постоянное совершенствование бизнес-процессов, то есть минимизировать и устранять операции и процессы,не несущие ценности. Научить сотрудников любого уровня идентифицировать потери и устранять их. Лишнее ожидание – когда теряется время и другие дорогие ресурсы. Лишняя транспортировка – непродуманная логистика (транспорт, курьерские службы). Лишние перемещения по офисному или производственному пространству из-за непродуманной расстановки оргтехники, расположения сотрудников отделов. Лишние запасы, лишняя обработка продукта или услуги. Книга Дона Тэппинга и Энн Данн представляет собой пошаговое руководство по преобразованию любого офиса в бережливый.
65.050.9(2)
Т96
626163-КХ
Тэппинг, Д. Бережливый офис : устранение потерь времени и денег : пер. с англ. / Дон Тэппинг, Энн Данн ; пер. А. Залесова, Т. Гутман. — 4-е изд. — Москва : Aльпина Паблишер, 2017. — 322 с. : ил., табл.

 

Основа философии Toyota заключается в том, что потребитель всегда должен быть на первом месте. Любая компания, независимо от сферы своей деятельности, существует в первую очередь для того, чтобы обслуживать своего потребителя, потому что именно потребитель за всё платит. Для Toyota прибыль – это не цель, а лишь средство для развития, чтобы ещё больше соответствовать ожиданиям потребителей. На выходе самый лучший показатель – это вероятность того, что вас порекомендуют кому-то ещё.

Активное использование инструментов и методов бережливого производства подтверждается разработкой национальных стандартов. ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные инструменты и методы» приводит описание основных методов и инструментов бережливого производства, а именно: стандартизация работы, организация рабочего пространства (5S), картирование потока создания ценности (VSM), визуализация, быстрая переналадка (SMED), защита от непреднамеренных ошибок (Poka-yoke), канбан, всеобщее обслуживание оборудования (TPM).
В настоящее время разработаны и введены в действие 11 стандартов серии «Бережливое производство». Обзор нормативно-правовой базы бережливого производства в Российской федерации рассмотрен в статье Д. Ж. Исиной, опубликованной в сборнике «Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных».
Исина, Д. Ж. Нормативно-правовая база бережливого производства в Российской Федерации / Исина Д. Ж.// Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных : сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. / Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). — 2018. — С. 663-666. — Режим доступа : https://elibrary.ru/query_results.asp

 

Станислав Логунов – успешный бизнесмен с большим опытом по внедрению Lean в российских компаниях. Многое из того, о чем пишут авторы оригинальных книг, он испытал на практике и честно рассказывает, что работает, а что – нет и почему. А практический опыт автора вселяет уверенность в том, что именно производственная система Toyota и бережливое производство выведут российский бизнес на новый уровень развития.
Издание представляет собой краткое и выборочное изложение информации представленной в 27 книгах, точнее, выжимка всего основного, что есть в этих книгах, приправленная личным опытом автора. Автор не просто пересказывает прочитанные им книги по бережливому производству, а глубоко переосмысливает их, и доносит до читателя самую суть.
88.59
Л 69
631522-КХ
Логунов, С. Путь самурая : внедрение японских бизнес-принципов в российских условиях: на основе 27 книг по бережливому производству / Станислав Логунов. – Москва : Бомбора, 2018. — 253, [1] с. : цв. ил. – (Психология. Искусство лидера).

 

В современных рыночных условиях главным критерием конкурентоспособности организации является качество. Современная компания не может стабильно приносить доход, если качество не является краеугольным камнем её политики. В рамках парадигмы менеджмента качества разработаны многие популярные сегодня методы и подходы к управлению предприятием, такие как реинжиниринг, бенчмаркинг, концепция «шесть сигма», сбалансированная система показателей, модели совершенства премий по качеству и самооценка. Переход к бережливому производству является результатом комплексного системного подхода к организации деятельности на основе проведенных мероприятий по самооценке. Чтобы минимизировать затраты на несоответствие, ведущие предприятия активно применяют методы и программы бережливой организации производства, которая получила наименование «Lean Production» — «Бережливое производство».
65.050.9(2)
Г12
620717-КХ
634360-АБ
Гаврилюк, С. И. От премий по качеству к бережливому производству : монография / С. И. Гаврилюк, В. А. Гольцов, С. Д. Чертов. — Липецк : Типография Респект, 2016. – 150 с. : ил., табл.

 

Методология Бережливого производства предполагает алгоритмы анализа бизнес-процессов, их реорганизации и инструменты по повышению эффективности. Проверенное решение проблемы эффективного управления предлагает нам японский опыт развития компаний. Один из важных инструментов управления – определение и контроль ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator) бизнеса.
Система показателей может помочь организациям оценить реализацию принципов бережливости на систематической основе и в конечном итоге развивать более эффективные производственные системы. Это создает получение конкурентного преимущества и существенный выигрыш в производительности. Оценка имеет потенциал для организаций, нацеленных на высокий уровень бережливости для анализа и диагностики потребностей и успехов проводимых изменений. Система оценки и управления деятельностью компании на основе KPI представлена в книге одного из ведущих отечественных специалистов в области корпоративного управления М. М. Панова.
65.9(2)29
П16
620108-КХ
Панов, М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI / Максим Михайлович Панов. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 253, [1] с. : табл., схем. — (Просто, кратко, быстро).

 

Кайдзен – японский термин, означающий непрерывное усовершенствование. Более того, этим термином обозначается улучшение в личной жизни, домашнем хозяйстве, социальной жизни и на работе. Когда этот термин применяется к работе, «кайдзен» означает непрерывное усовершенствование, затрагивающее в одинаковой степени всех работников – и менеджеров, и рядовых рабочих.
В концепции непрерывного усовершенствования значение имеет не темп изменений, а движущая сила усовершенствования (число этапов). Неважно, что постепенные изменения невелики, главное, что каждый месяц (или неделю, или квартал, или любой другой подходящий период времени) происходит некоторое усовершенствование производственных процессов.
В книге доктора философии, Роберта Маурера «Шаг за шагом к достижению цели» подробно описывается как с помощью очень маленьких шагов, используя метод кайдзен, без стресса и страхов, изменить свою жизнь, сформировать новые привычки, улучшить отношения, усовершенствовать продукт, раскрыть профессиональный потенциал сотрудников.
88.52
М35
608679-КХ
Маурер, Р. Шаг за шагом к достижению цели : метод кайдзен : пер. с англ. / Роберт Маурер. – Москва : Альпина Паблишер, 2014. – 192 с.

 

Суть метода кайдзен сводится к пяти элементам:

  • Аккуратность и избирательность;
  • Порядок;
  • Чистота;
  • Стандартизация;
  • Дисциплина. 
Президент компании Toyota Engineering Corporation и института управления Toyota Тосио Хорикири в беседе с корреспондентом журнала «Управление персоналом» говорил об опыте внедрения технологии бережливого производства в американских и японских компаниях и на российских предприятиях. «Кайдзен непрерывен и бесконечен. Если ты не будешь развиваться, совершенствоваться, то неизбежно попадешь в состояние застоя…Мы постоянно действуем по такому циклу: «Планируй – Действуй – Проверяй – Воздействуй». Этот цикл не имеет конца. В результате движения по такому циклу мы достигаем желаемого результата. Так что и завтра будет кайдзен»- подвел итог беседе Тосио Хорикири.

 

Бестселлер Джеффри Лайкера, Лауреата Нобелевской премии в области производства, «Дао
Toyota» стал настольной книгой не одного поколения российских руководителей. Эффективно использовать методы бережливого производства удается лишь немногим компаниям. Почему это происходит и как адаптировать культуру японской корпорации к нуждам компаний в других странах рассказал Дж. Лайкер в статье «Корпоративная культура помогает просто хорошим компаниям стать великими». «Такую культуру нельзя привить быстро, но без неё процесс постоянного совершенствования построить невозможно».
Лайкер, Дж. Корпоративная культура помогает просто хорошим компаниям стать великими / Джеффри Лайкер // Business Excellence. — 2019. — №1. – С. 38-40. – (Менеджмент).

 

Нужен ли вам ЛИН? Этот вопрос задает З. Герчикова, управляющий партнер «Топ-Менеджмент Консалт», первой российской консалтинговой компании, которая начала заниматься внедрением системы бережливого производства. Производственная система каждого предприятия имеет свои особенности, которые далеко не всегда свойственны всем. Правильным решением будет изучение всех концепций для использования сильных сторон каждой из них, также минусов внедрения данной технологии, которые приводятся в одноимённой статье журнала Business Excellence.
Герчикова, З. Нужен ли вам ЛИН? / Зося Герчикова // Business Excellence. – 2019. — № 4. – С. 60-64.

 

ЛИН-мышление становится главным фактором успеха на сегодняшнем глобальном рынке. Принципы бережливого производства зарекомендовали себя во всех отраслях экономики при администрировании процессов любого уровня, постоянно наращиваются лучшими мировыми практиками, подходами и инструментами. Таким образом, мы получаем эффективный инструмент управления производством, который позволяет сократить затраты и оптимизировать себестоимость выпускаемой продукции или услуги.

С книгами и статьями, представленными на выставке, можно ознакомиться в Липецкой областной универсальной научной библиотеке.
Гл. библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Абашкина Л. А. 

lounb.ru

Бережливое обучение бережливому производству

Холдинг ОАО «РЖД» модернизирует свою производственную систему, на вооружение поступают современные технологии и управленческие практики. Создана система непрерывного обучения и развития персонала (рис. 1), в которой взаимодействуют различные образовательные учреждения. При этом система постоянно совершенствуется по всем направлениям образовательной деятельности. В данной статье речь пойдет о новых подходах в бизнес-образовании руководителей холдинговых структур.

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

При создании концепции практического обучения для производственной системы ОАО «РЖД» встал вопрос о том, что может стать ее основой. По общему мнению экспертов, принятые подходы классического корпоративного обучения уже не всегда отвечают условиям времени, нужно искать новые пути передачи знаний. Проблема в том, что мир стал стремительно меняться, сегодня выигрывают те компании, которые успевают за происходящими изменениями, повышая свою эффективность. Сейчас идет смена экономических формаций [1], традиционное массовое производство уступает место бережливому, более рациональному, активному и гибкому с точки зрения потребительского спроса. Динамика глобализующегося рынка так высока, что классические системы обучения не успевают за происходящими реформами, тем самым все явственнее обнаруживая и свои недостатки (рис. 2).

Система непрерывного обучения и развития персонала в ОАО РЖД

Рис. 1. Система непрерывного обучения и развития персонала в ОАО «РЖД».

 

  1. Традиционное обучение ориентировано преимущественно на передачу знаний, нежели на вовлечение слушателей. Это обусловлено тем, что системы строятся как формальные [2], которые не рассчитаны на практический результат, они почти не способны идейно воздействовать на слушателей, менять их установки, воспитывать лидеров. Это противоречит самой идее совершенствования производственной системы: «Если компания хочет изменить производственную культуру, ей придется воспитать собственных лидеров бережливого производства, которые смогут осуществить и возглавить такие культурные изменения» [3]; «Бережливые системы — это не только приемы и инструменты, но и философия. Говоря о бережливых системах, следует понимать, что их философская составляющая первична, а технология вторична» [4].
  2. С позиций бережливого производства (далее — БП) обучение в традиционной системе выглядит как массовое производство: наличие партий (группы слушателей) и очередей (график обучения). Такое положение вещей обусловлено тем, что обучение партиями позволяет гарантированно обеспечить максимальную загрузку аудиторий и преподавательского состава, снижая затраты, в том числе на создание учебных программ. У массового производства много недостатков; вероятно, для нас самые главные — игнорирование реального спроса, частое несоответствие учебного процесса индивидуальным потребностям слушателей; большие потери вследствие ожидания своей очереди. То есть традиционная система обучения, с точки зрения БП, это устаревшая формация, действующая на основе выталкивания произведенных ею продуктов.
  3. Классическое обучение руководителей не ориентировано на получение бизнес-результата. Эффективность его измеряется количеством обученных сотрудников и изученных программ. Это противоречит целям бизнеса, основное свойство бережливого производства [1] — «немедленная обратная связь» в виде радикального уменьшения трудозатрат, уменьшение до минимума незавершенного производства, существенное сокращение производственных площадей. Если подобного результата нет — значит, как подчеркивают западные коллеги, вы наняли не того сенсея либо причина в вашей неуверенности.
Слабые места классических систем обучения

Рис. 2. Слабые места классических систем обучения.

 

4. Традиционная система обучения негибкая, она с трудом подстраивается под изменяющийся спрос со стороны слушателей, условия рыночной среды. Стивен Кови в книге «Семь навыков преуспевающих людей» [5] определил понятия реактивности и проактивности. Реактивные — действия, совершаемые под воздействием событий, по сути, это реакция на случившиеся изменения. Проактивные — действия, которые определяют события. Формула проактивности: активность, инициативность плюс ответственность. Традиционные системы обучения строятся как реактивные. Они безынициативны, тратят больше времени на подстройку под изменяющиеся условия, а потому и менее эффективны. С точки зрения БП, это недопустимо, эксперты требуют немедленных результатов, система обучения должна быть гибкой, адаптивной, способной оперативно меняться.

На фоне недостатков традиционных систем обучения понятно, что необходимо организовать обучение на основе принципов бережливого производства, исключив потери при создании и функционировании системы. Новую систему обучения мы назвали бережливой, поскольку закладываем в нее все основные идеи БП. Система бережливого обучения (далее — СБО БП) призвана ответить на вызовы, перед которыми пасует классическая система.

СИНТЕЗ ЛУЧШИХ ПРАКТИК

На следующем этапе были собраны лучшие практики и проанализирован опыт обучения БП.

Масааки Имаи в книге «Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества» [6] пишет: «для нас оказались очень важными «Программа обучения менеджмента» (Management Training Program, MTP) и «Программа внутрипроизводственного обучения» (Training Within Industries, TWI). Эти руководства пришли в Японию из США, и их целью было оказание помощи японцам в развитии их собственных программ обучения для управленцев и мастеров. С помощью «Программы обучения менеджмента» прежде всего были обучены менеджеры среднего звена, а на основе «Программы внутрипроизводственного обучения» — мастера.

Программа обучения руководства способствовала тому, что несколько поколений японских менеджеров усвоило три понятия:

  1. Важность человеческих взаимоотношений и вовлечения людей.
  2. Методологию и ценность непрерывного совершенствования процессов и продукции.
  3. Пользу от научного и рационального подхода к управлению людьми и производственными операциями, основанного на методе «планируй-делай-смотри» («plan-do-see» approach)».

Джеффри Лайкер в «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» [3] приводит два примера преобразования компании в бережливое предприятие. Генеральный директор Арт Бирн компании Wiremold начал с того, что стал проводить мероприятия в рамках кайдзен. В другом случае Кейт Оллман действовал одновременно по двум направлениям: лично проводил занятия по БП и нанял наставников с целью организации образцовых производственных линий.

Важны сделанные в книге выводы:

  • Бережливое производство не изучается с помощью презентаций в PowerPoint, что в начале преобразований нужно 80% времени тратить на практическую деятельность и только 20% на теоретическую подготовку.
  • Все, что было изучено, тут же должно быть применено на практике, и наоборот, то, что было сделано на практике, должно быть объяснено с точки зрения теории.

По мнению Дэниела Джонса и Джеймса Вумека [1], чтобы овладеть навыками работы на бережливом производстве, нужна совершенно особая подготовка. Один из них (Джонс) консультировал Unipart Group, Великобритания по поводу трансформации бизнеса и создания Unipart Universite, который должен будет располагаться не в отдельном здании, где обучение производится с отрывом от производства, а прямо на рабочем месте. Причем в качестве педагогов выступят линейные менеджеры. В каждый курс обучения намечено включать только то, что непосредственно нужно для совершения следующего шага в сторону бережливого производства. Люди смогут получать новое знание «точно вовремя», то есть именно тогда, когда это им необходимо, и именно в таком виде, который способствует «делать правильные вещи».

Российский опыт внедрения БП пока не такой большой, но ведущие компании в этой области уже делятся своими знаниями. Так, А. А. Ягофаров, директор бизнес-единицы, ведущий тренер-консультант ГК «Оргпром», в своем блоге разместил пост «О вреде обучения бережливому производству». В комментариях он дает следующую оценку [7]: «есть некая вариабельность выбора стратегий обучения, и вред обучения Lean заключается в том варианте, когда людей аудиторно обучают элементам БП, но при этом нет стратегий их практического применения. В этом случае организация тратит впустую материальные ресурсы, а у людей, прослушавших лекции в кабинете, создается иллюзия, что они все знают, и для них это: «слабо применимо», «неприменимо», вплоть до «полной ахинеи, работающей только в Японии».

Анализ слабых мест классических систем обучения и лучших практик БП позволил сделать некоторые обобщения:

  1. Новая система обучения должна обеспечить вовлечение слушателей в проводимые преобразования в компании и изменение личностных установок.
  2. При организации бережливого обучения следует использовать принцип «точно вовремя», добиваясь целеориентированного вытягивания знаний.
  3. Система призвана быть чрезвычайно гибкой, способной предоставлять новые знания практически мгновенно на рабочее место, контролируя их усвоение и правильное применение.
  4. СБО БП должна быть ориентированной на немедленное получение бизнес-результата слушателем.

Таким образом, создание СБО БП предполагает:

  • Помочь руководителям на практике понять и освоить философию, технологии, методы и инструменты БП.
  • Создать когорту сотрудников, поверивших в БП и ставших его горячими сторонниками, которые смогут реально воодушевлять, мотивировать и вовлекать подчиненных в реализацию идей БП.
  • Обеспечить руководителей нужными знаниями и методическими материалами для обучения и внедрения БП в нужном им месте, нужном объеме и с нужным качеством, точно вовремя.
  • Осуществлять компетентное управление проектами БП.
  • Получить ожидаемый экономический эффект от успешно реализованных проектов БП.

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ С ПРОЕКТАМИ

Желая разобраться в текущем состоянии дел в области БП, мы провели опрос руководителей. Исследование на базе Корпоративного университета коснулось слушателей 2013 и 2014 годов. В число респондентов вошли представители 1-го и 2-го уровней управления согласно модели корпоративных компетенций ОАО «РЖД». Опрошено 554 сотрудника. Большинство из них работают с инструментами БП четыре года, то есть это не новички, у них должен был появиться свой опыт внедрения идей бережливого производства, достаточно большой, чтобы понять идеологию БП и научиться ею пользоваться. Четырех лет вполне хватит для создания заметного результата, если человек по-настоящему вовлечен в процесс, а не делает все «из-под палки».

Результаты опроса что вас заставило заниматься бережливым производством

На вопрос «Что вас заставило заниматься БП?» 85% руководителей ответили, что их принудили это делать, а 15% подчеркнули свое желание заниматься БП. Закономерно спросить, как можно увлечь своих подчиненных новой тематикой, если сам в нее не веришь. Психология отвечает на этот вопрос однозначно — никак. В психологии спорта есть термин «конгруэнтность» (лат. congruens,

— ntis — соразмерный, соответствующий). Его используют, чтобы оценить способность спортсмена достигать лучших результатов. В бизнесе тоже нужен результат лучше, чем у конкурентов. Конгруэнтность — это равенство между тем, что говорит человек, и тем, что он думает. Конгруэнтный руководитель будет говорить подчиненным, что «БП это классно», и думать будет так же, то есть он действительно способен зажигать сердца, вовлекать сотрудников в БП. Неконгруэнтный руководитель будет считать навязанную ему тему «лишней головной болью», а вслух говорить станет, что «это классно, это нужно делать». Понятно, каков в этом случае и «управляющий эффект».

На вопрос, хотят ли их подчиненные заниматься программами внедрения БП, большинство руководителей (77%) ответили, что не хотят, и только 23% отметили, что их сотрудники с интересом относятся к проектам внедрения БП. Получается, что виноваты сотрудники, они «не хотят». Однако у этой проблемы две причины: руководители и сами не верят в БП, и не умеют мобилизовать подчиненных. Поэтому в программе обучения обязательно должен быть сделан соответствующий акцент.

Пытаясь разобраться в причинах неэффективного внедрения БП, мы задали вопрос: «Откуда получаете знания сейчас?». Получилось, что в основном руководители учатся сами: 25% ищут информацию в Интернете, 15% читают книги, еще 15% — нормативные документы, 10% — профильные журналы. При проведении письменного опроса в сопутствующей беседе мы интересовались, почему так получается. Обычные ответы: нас заставляют заниматься, а знаний нет, книги и Интернет не дают полной информации. Те, кто где-то учился, говорят: «да, учился на курсах, но все примеры по Toyota плохо соотносятся с нашей практикой, непонятны. И когда на рабочем месте возникают вопросы, не у кого спросить, неоткуда получить помощь, просто руки опускаются»; «нужно что-то организовать, чтобы я мог спросить у опытного эксперта».

Эти слова подтверждают и ответы на вопрос «Какая поддержка нужна вам, чтобы достичь максимального результата?». Более половины (54%) руководителей полагают, что необходимо обучение как их самих, так и подчиненных; 46% ратуют за дополнительные ресурсы, финансовые и трудовые. Кроме того, 62% отметили, что обучение является для них крайне важным фактором достижения успеха.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что многие управленцы не видят смысла во внедрении БП, отсюда и их низкая вовлеченность. Первая причина этого — отсутствие доверия к идеологии БП, что может быть следствием либо некачественного обучения, либо его отсутствия как такового. Вторая — непонимание, где взять качественный материал для изучения БП и получить консультации. Это сильно демотивирует руководителей. Результаты будут намного выше, а сопротивление меньше, если они получат адресное, точечное внимание, необходимые знания, консультации в ходе реализации проектов, если будут акции и примеры, повышающие веру в методы и инструменты БП.

ШАГИ К СОЗДАНИЮ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Исследования показали, как бы там ни было, что в холдинге есть серьезный спрос на обучение БП. Этот спрос и корпоративные стратегические цели являются стимулом для создания системы бережливого обучения. Согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 23 января 2015 г. N 122р предусмотрен проектный офис, задачей которого становится построение бережливой производственной системы. План его деятельности включает:

  1. Поддержку реализуемых программ и проектов организационного развития.
  2. Оптимизацию нормативной и методической документации, регламентирующей функционирование бережливой производственной системы.
  3. Разработку программы обучения работников методическим основам бережливой производственной системы холдинга.

Хотим проиллюстрировать идею бережливого обучения на примере развития системы орошения. Раньше в ирригации применялось фронтальное орошение, огромные механизмы медленно перемещались по полю, заливая его водой. Для сокращения потерь перешли к капельному орошению. В этом случае вода подается непосредственно в корневую часть выращиваемых растений, причем в том именно объеме, который нужен, и тогда, когда нужно. В итоге урожай растет, созревает раньше, меньше эрозии почвы и болезней растений.

По аналогии можно сказать, что бережливое обучение должно быть «капельным». Чтобы разобраться, как это сделать, определим основные понятия. Потери (muda) — это любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности [1] для клиента. Ценность — то, за что готов платить клиент.

В примере с орошением ценность — объем воды, доставленный к корню растения точно в нужное время, в нужном объеме. Любое отклонение от ценности, например, увеличение подачи воды, или орошение после дождя, приведут к потерям и навредят растению.

В нашем случае ценность, которую должна создавать СБО — это увеличение результативности в деятельности сотрудника после учебы в Корпоративном университете. Потери — избыточное или недостаточное обучение, в том числе не тем знаниям, не в удобное или не в актуальное время и т. д.

В бережливом производстве выделяют пять шагов к созданию бережливого предприятия [1]. Этот подход должен быть использован и для СБО. Необходимо следующее:

  1. Понять, какую ценность создает система обучения.
  2. Определить каждый шаг на пути создания ценности и потери.
  3. Обеспечить непрерывность потока создания ценности.
  4. Научиться реагировать на единичные запросы слушателей, обеспечив вытягивание ценности.
  5. Внедрить идеологию непрерывного совершенствования.

Реализация первого шага. Здесь выявляется ценность, которую предлагает

СБО слушателям. Если организовать обучение без наличия такой ценности, то система будет обеспечивать только формальные цели, слушатели не поймут, зачем проводится обучение, не смогут применять знания, не принесут нужный бизнес-результат. И наоборот, если система обучения будет работать на основе потребностей слушателей, то она станет бережливой и живой [2].

Направления повышения эффективности системы обучения

Рис. 3. Направления повышения эффективности системы обучения.

 

Действия системы обучения называются живыми, если они совершаются под запрос со стороны слушателей. Действия без запроса остаются формальными, или мертвыми. В отличие от традиционного применения технологий БП мы сталкиваемся с тем, что в системе обучения заказчик находится в центре самого производства ценности. В описанных же лучших практиках потребитель стоит за пределами производства, он только обеспечивает заказ и осуществляет приемку товара/ услуги. Это обстоятельство делает актуальным применение концепции живого обучения. Живые действия системы увеличивают вовлеченность слушателей, а бережливые действия сокращают потери и направлены на получение результата. Вместе они создают эффективную систему обучения.

Взгляд под таким углом позволит по-другому увидеть процесс создания ценности, ресурсы совершенствования реализации полученных знаний. Чем точнее определена ценность и лучше она предоставляется, тем выше заинтересованность слушателей. Чем больше заинтересованность слушателей, тем выше результат — целевой уровень знаний, умений, навыков (рис. 3).

Дифференциация слушателей по различным уровням таких показателей, как способность учиться и мотивация к обучению, даст возможность более точно настроить систему обучения [8] под создаваемую ценность. «Наиболее эффективным было бы выделение работников с наиболее ярко выраженными когнитивными характеристиками, более обучаемых и заинтересованных в обучении. Такая своеобразная проекция принципа Парето позволила бы добиться наибольшей отдачи от действительно творческих и способных людей» [9].

Источником знаний должны оставаться лучшие корпоративные практики, лучший мировой опыт. Надо также предусмотреть случаи, когда нет запрашиваемой информации (например, слушатели говорят: «научите применять такой-то инструмент БП в такой-то профессиональной области»). В подобной ситуации следует четко понимать, кто проведет исследования и разработает необходимое знание в нужный срок, нужного качества, по установленной стоимости.

На втором шаге предстоит определить каждую составляющую процесса создания ценности [10] с учетом неизбежно возникающих потерь. При этом все действия, совершаемые в системе обучения, можно объединить в три группы:

1. Действия, создающие ценность для слушателя.

2.    Действия, не создающие ценность для слушателя, но которые невозможно исключить из процесса (муда первого рода).

Пример цепочки создания ценности при заказе специализированной программы обучения и ее кастомизации на основе имеющихся курсов

Рис. 4. Пример цепочки создания ценности при заказе специализированной программы обучения и ее кастомизации на основе имеющихся курсов.

 

3.    Действия, не создающие ценность для слушателя и которые можно исключить из процесса (муда второго рода).

Чтобы определить сопутствующие процессу потери, нужно создать карту потока создания ценности (рис. 4). Далее удаляем «лишние» действия (муда второго рода). Затем разбираемся с остальными действиями, не создающими ценности (муда первого рода), и только потом беремся за совершенствование процессов, создающих ценности. Для этого используют методы создания потока, «вытягивание» и постоянные улучшения, которые описаны ниже.

Согласно третьему шагу мы должны организовать движение потока. «Применить принцип потока ко всем видам деятельности нелегко, и все получается не сразу. Вначале вообще очень сложно научиться видеть поток создания ценности и понимать всю ценность такого потока. Когда же такое видение возникает, появляются новые проблемы, которые приходится преодолевать» [1].

Тайити Оно считал, что принцип «точно вовремя» (Just-in-time) обеспечит непрерывность потока создания ценности, для этого необходимо, чтобы работа на всех участках была согласованная, а сроки ее выполнения точно равнялись времени такта. Принцип «точно вовремя» — это «способ заставить производство работать на компанию так, как человеческое тело работает на своего владельца» [11].

Также стоит сказать, что при организации движения потока используют систему пока-ёкэ (защита от непреднамеренного нарушения), методы визуального контроля (5S, «андон»), выравнивание.

Система обучения должна, кроме того, научиться быстро перестраиваться (быстрая переналадка) под запрос слушателей, производя для них новые знания.

Четвертый шаг. Зная, что хотят слушатели, создав непрерывный поток знаний (ценностей), теперь нужно обеспечить их вытягивание. Слушатели должны получать нужные им знания и опыт в актуальное для них время, в нужном объеме, качестве, месте. Для этого требуется не только система сбора информации о потребностях в знаниях, но и система предоставления знаний на рабочем месте; лишь в некоторых случаях допустимо обучение с отрывом от производства.

При запуске бережливого обучения часть потенциальных слушателей готова учиться, а часть пока не готова. Учиться же должны как первые, так и вторые. Тот факт, что есть не готовые «приобретать» услугу, делает внедрение СБО исключительным явлением. Получается, что нужно вначале создать спрос, а только потом давать знания. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить» (англ. пословица). В проектируемой системе обучения эта задача решается за счет согласованной работы в двух режимах: выталкивания и вытягивания (рис. 5). Один из них разгоняет, другой подхватывает и обеспечивает непрерывное и устойчивое движение.

Этапы создания системы бережливого обучения

Рис. 5. Этапы создания системы бережливого обучения.

 

Разные режимы системы обучения обусловлены разными типами задач. Часть подразделений холдинга уже идут по пути внедрения БП, у них есть базовое понимание его инструментов и принципов, есть некоторый опыт реализации проектов. Им нужны ответы на практические вопросы, они готовы их задавать. Для них система обучения должна работать в режиме «вытягивания». Он начинает работать на полный оборот, когда у слушателей появляется интерес и вовлеченность, а главное — они достигли определенных (пусть даже малых) бизнес-результатов.

С другой стороны, есть подразделения, которые не приступали к БП или только начинают его внедрять. Их основная потребность заключается в получении некоего базового знания «что делать?». Для них система обучения настраивается работать в режиме «выталкивания». Цель и одновременно результат — предоставление базовых знаний, разъяснение технологий, наставничество, проведение инструктажа, появление интереса к инструментам и принципам БП. Про необходимость такого подхода хорошо сказали Дэниел Джонс и Джеймс Вумек: «один из парадоксов бережливого производства — это то, что его демократические идеи полностью противоречат старой иерархической системе… Именно поэтому нужны усилия, чтобы заставить людей увидеть и попробовать то, что до этого им казалось бредом» [1].

Важно еще раз подчеркнуть, что обучение должно следовать за практикой, то есть слушателей вначале нужно озадачить проблемой внедрения, потом они обязаны погрузиться в нее, далее возникнет первоначальный спрос, который можно удовлетворить, например, с помощью дистанционных курсов, баз данных, консультаций с экспертами и т. п. И лишь в некоторых случаях они могут сделать запрос на очное обучение. Многообразие дополняющих друг друга форм увеличит гибкость системы, охват сотрудников будет больше, снизятся издержки на обучение, повысится его эффективность. И это при том, что обеспечение системного повышения уровня компетенций работников только в очном режиме было бы еще и явно не «бережливым» [12].

Пятый шаг предполагает непрерывное совершенствование системы обучения. «В традиционной управленческой среде концепция достижения совершенства путем непрекращающихся улучшений воспринимаются очень тяжело. А ведь это фундаментальный принцип бережливого мышления!.. Печально признавать, но мы наблюдали множество организаций, которые в начале пути имели и видение, и энергию. Но у них практически ничего не получалось, так как желание усовершенствовать все, что только можно, вело к распылению ограниченных ресурсов на тысячи различных направлений. Надо действовать иначе» [1].

Совершенствование будет намного эффективнее, если руководствоваться методом БП — развертывание политики (по-японски — хосин канри). Согласно ему ставить надо простые цели, учредить проекты для их достижения, определить сроки, ресурсы, количественные показатели. Это поможет иметь четкий план действий и сосредоточить усилия на самых важных направлениях производства.

Адаптация и отладка процессов обучения, наверное, самое сложное в практике применения концепции бережливого производства, и это вполне объяснимо. Нужно решить непростую задачу формирования спроса, постепенно заменить выталкивание вытягиванием. Определить и последовательно устранить все потери, добиться ситуации, когда обучение будет восприниматься как очень эффективный способ решения бизнес-проектов. Развитие невозможно без изменения мышления, и это тоже предстоит сделать, коли образовательные цели приобретают такой всеобъемлющий и ответственный вектор.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 472 с.
  2. Гайдуков А. М. Живые и не очень системы корпоративного обучения // Корпоративные университеты. — 2013. — № 43. — С. 3-10.
  3. Лайкер Джеффри К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с.
  4. Лайкер Джеффри, Майер Дэвид. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 588 с.
  5. Кови Ст. Семь навыков преуспевающих людей: Мощные инструменты развития личности: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 396 с.
  6. Имаи Масааки. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 346 с.
  7. http://www.leanforum.ru/expert96/blog/ message369.html. Электронный ресурс. Доступ 11.02.2015.    ‘
  8. Алчебаев М. А., Гайдуков А. М. Геймификация или мистификация? // Мир транспорта. — 2014. -№ 3. — С. 220-228.
  9. Стеблянский Н. В. Непрерывное корпоративное образование // Мир транспорта. — 2009. — № 3. — С. 156-159.
  10. Ротер Майк, Шук Джон. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 144 с.
  11. Оно Тайити. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства: Пер. с англ. — М.: ИКСИ, 2005. — 192 с.
  12. Гапанович В. А. Бережливое производство в ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. — 2012.    — № 4. — С. 15-18.
  13. Майер Девид, Лайкер Джеффри. Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 304 с.
  14. Стеблянский Н. В. Система развития топ-менеджмента крупной корпорации (опыт ОАО «РЖД») // Менеджер по персоналу. — 2012. — № 4. — С. 6-13.
  15. Джордж Майкл Л. Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 464 с.
  16. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 264 с.
  17. Паскаль Деннис. Основы бережливого производства. Путеводитель по самой эффективной в мире системе производства. — М.: Олимп-Бизнес, 2013.    — 224 с.
  18. Ротер Майк. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. — СПб.: Питер, 2014. -336 с.
  19. Art Byrne. The Lean Turnaround: How Business Leaders Use Lean Principles to Create Value and Transform Their Company. McGraw-Hill, 2013. — 225 с.    •

lean-kaizen.ru

Бережливое производство (Lean manufacturing, TPS) — незатратный путь роста. Семинар в Москве

Пользовательское соглашение

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

В Группу компаний входят:
1. ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
2. АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на страницах Сайта Группы компаний http://mbschool.ru/seminars
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).

4. Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.

5. Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

9. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: [email protected] Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес: [email protected]

11. Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

12. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

13. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

14. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.

ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
ООО «МБШ Консалтинг» юридический адрес: 119331, г. Москва, проспект Вернадского, д. 29, офис 520.
ЧУДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА — СЕМИНАРЫ», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

Адрес электронной почты: [email protected]
Тел: 8 800 333 86 68, 7 (495) 646-75-17

Дата последнего обновления: 28.11.2014г.

mbschool.ru

Корпоративное обучение — Бережливое производство на предприятии — концепция и внедрение системы Lean Production

Обучение для компаний

Цифровизация – основной драйвер развития производственной системы. Цифровизация повышает производительность компании и её охват. Цель автоматизации – гибкость производства, направленная на совершенствования продукта и получение выгод заказчика.

Подробнее

Обучающие программы включают теоретические и практические знания для эффективного описания, оптимизации и регламентации деятельности компании для быстрого и качественного управления бизнес-процессами.

Подробнее

В программах собраны основные методы оптимизации логистических бизнес-процессов, в том числе организация транспортных перевозок, переговоры с поставщиками, обеспечение оптимальных объемов продукции, рациональное движение и хранение ресурсов.

Подробнее

В программы обучения входит изучение инструментов бережливого производства и методики рационального управления операциями. Производственный и операционный менеджмент – комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке.

Подробнее

Постоянное планирование и анализ деятельности предприятия позволяет проводить анализ рисков и достигать более эффективными методами с меньшими затратами наибольшей прибыли. Обучение в рамках программ по планированию позволяют сотрудникам освоить методики эффективного планирования и управления рисками.

Подробнее

Обучающие программы основаны на системе управления затратами на производство и реализацию. В обучение входят программы по нормативному регулированию управления затратами. Бюджетирование как фининструмент управления затратами. Анализ затрат, системы учета, системы оценки, бюджетирование и другое.

Подробнее

Программы по обучению маркетингу и продажам – это применимые на практике знания и максимальная концентрация актуальной информации, которые будут полезны при рекламе и реализации товаров и услуг в любой организации. В рамках программ будут рассмотрены техники переговоров и продаж, работа с клиентами, маркетинг, развитие экспорта и другое.

Подробнее

В ходе обучения участники освоят модели и методы оценки поставщиков, детально познакомятся с ценовыми стратегиями в закупках, научатся использовать матрицу рентабельности и оборачиваемости. В рамках программ будут рассмотрены правила оценки и выбора, управление поставщиками, деятельностью в сфере закупок и другое.

Подробнее

Программы по развитию системы менеджмента качества включают отраслевые стандарты, международные стандарты, модели, планирование качества, методы выявления причин несоответствия и предотвращения их повторного возникновения. Программы предназначены для обучения специалистов, которые будут применять свои навыки для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.

Подробнее

Обучающие программы включают анализ измерительных систем, статистическое управление процессами, построение баз данных, анализ данных, базовая статистика и другое.

Подробнее

Управление проектами – это искусство руководства компанией, управления командой и использования ресурсов на основе достижений современной науки и информационных технологий для успешного ведения бизнеса. В программы обучения входят курсы по методологии, инструментам, системам, документированию, распределению ответственности и другое.

Подробнее

Обучение персонала

Для успешной работы предприятия важно своевременное корпоративное обучение сотрудников. Один из инструментов повышения эффективности работы предприятия – это внедрение бережливого производства, которое позволяет:

  1. Экономить значительные ресурсы времени.
  2. Снизить расход сырья и материалов.
  3. Увеличить рентабельность продукции.
  4. Ускорить выпуск продукции в целом.

Корпоративное обучение персонала: что это такое?

В последние годы корпоративное обучение стремительно развивается. Специалисты по обучению, развитию и корпоративные тренеры рассматриваются как стратегические партнеры, которые имеют решающее значение для успеха бизнеса. Организации сегодня страдают от недостатка навыков. И многие компании говорят, что потребуется 3-5 лет, чтобы нанять опытного профессионала и сделать его продуктивным. Это означает, что компании должны обучать и переобучать сотрудников и менеджеров, чтобы развиваться. На сегодняшний день компаниям необходимо приобретать лидерские и коммуникационные навыки на всех уровнях и во всех областях экономики.

Как корпоративное обучение персонала может помочь организации конкурировать?

Формальное обучение в классе – это всего лишь один из способов преодоления разрыва в навыках. Благодаря стремительному росту числа технологических инструментов для обучения сегодня лучше подходят корпоративные программы. Они предоставляют множество способов, с помощью которых можно проходить обучение, как формальное, так и неформальное. Платформы для совместной работы, видео с выполнением самостоятельных заданий, мобильные и смешанные варианты становятся общепринятыми инструментами корпоративного обучения. Несмотря на то, что пробелы в квалификации по-прежнему бросают вызов компаниям, увеличение инвестиций в программы обучения выгодно всем: сотрудникам, предприятиям и соискателям работы.

Организациям нужны сотрудники, которые занимаются своей работой, обладают видением и навыками, необходимыми для повышения эффективности. Обновление навыков сотрудников и подготовка их к карьерному росту не только обеспечивает лучшую подготовку и более продуктивную рабочую силу. Оно также повышает удовлетворенность и удержание сотрудников.

В дополнение к занятиям или курсовой работе многие функции корпоративного обучения используют сертификаты в дополнение к своим корпоративным программам обучения для повышения производительности и стандартов в реальных ситуациях на рабочем месте. Внутренние сертификаты требуют как завершенной курсовой работы, так и демонстрации компетентности, которая измеряется по заранее определенным показателям. Сертификаты корпоративного обучения позволяют сотрудникам получить признание за подтвержденную квалификацию и опыт в достижении бизнес-результатов. Сертификация отличает сотрудника от его коллег и может быть внесена в пути карьерного роста, продвижения по службе или назначения в специальных проектах.

Как происходит обучение

Основы концепции обучения:
  1. Моделирование современного дизайна, облегчение и управление обучением.
  2. Практическое обучение на предприятии, а не только прослушиванием лекций.
  3. Упражнения в классах и тематические исследования, которые адаптированы к вашей отрасли.
  4. Можно попросить участников поработать над реальными проблемами своей организации и разработать планы действий и материалы для использования в работе.

Также следует использовать профессиональные услуги для поддержки корпоративных тренингов, включая индивидуальный дизайн, перепроектирование или коучинг; персональное групповое сопровождение и планирование; и консультации по вопросам эффективности, чтобы помочь вам решить проблемы в работе вашей организации.

Закрытие пробела в навыках

Организациям нужна высокоэффективная группа по корпоративному обучению, чтобы помочь преодолеть постоянно растущий разрыв в навыках, который угрожает их конкурентоспособности. Организаторы тренингов являются надежными партнерами для корпоративных специалистов по обучению и развитию. Они предоставляют практические и полезные инструменты, чтобы сделать работу инструкторов на всех уровнях в организации проще и эффективнее. Прежде всего они хотят поделиться своим опытом и страстью к обучению работников, чтобы помочь организациям повысить производительность и сократить разрыв в навыках.

Что такое концепция 5с

Концепция 5S является одним из нескольких инструментов бережливого производства, предназначенных для пов

orgpm.ru

Электронный учебный курс «Бережливое производство»

Электронный учебный курс* «Бережливое производство. Основы повышения эффективности»

Слушатели самостоятельно проходят обучение по трем модулям в системе дистанционного обучения. После изучения курса слушатель должен обладать профессиональными компетенциями:
1. Самостоятельно выделять источники потерь.
2. Самостоятельно ставить и решать конкретные оптимизационные задачи с использованием современных подходов для снижения издержек и совершенствования процессов.
3. Осуществлять и корректировать технологические процессы для достижения максимальной эффективности производства.
По окончании обучения предоставляется 4-х часовое обсуждение итогов с ведущими специалистами ПАО «ММК» и ООО «ОСК».
Итоговая аттестация по курсу: дистанционный экзамен (тестирование).

Бережливое производство (lean production) – это концепция организации бизнеса. Она ориентирована на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности. Бережливое производство охватывает все процессы организации и нацелено на их постоянное совершенствование через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь. Бережливое производство затрагивает все процессы организации, включая процессы менеджмента, проектирования, НИР и ОКР, обслуживания, логистики и др.

 

Программа разработана на основе:

  • ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь»;
  • ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты»;
  • ГОСТ Р 56906-2016 «Бережливое производство. Организация рабочего пространства 5S»;
  • производственной системы TPS «Toyota Motor Company».

 

Электронный курс позволяет повысить квалификацию персонала по вопросам производственных издержек, мер по их снижению, организации рабочего места, а также обеспечения требуемого уровня качества продукции в условиях ограниченных ресурсов.

* — Доступ к электронному курсу предоставляется в системе дистанционного обучения для каждого слушателя на 5 календарных дней.

Интересующие вопросы можно задать по телефону: +7(3519) 20-90-89.

kcpk.ru

Основы Бережливого производства (2 дня).

Между первым и вторым турами симуляции «Производство автомобилей» участники знакомятся с такими базовыми подходами в организации Бережливого производства, как «Визуализация», «Создание связанного (непрерывного) потока», «Время такта», «Вытягивание и Канбан», «Выравнивание».

Во время второго тура симуляции участники смогут организовать игровое производство уже с применением вышеперечисленных подходов. По нашей практике участникам тренинга всегда удается значительно улучшить основные параметры производственной системы:

  • Увеличение производительности труда: 50 — 300%
  • Сокращение количества брака: от 20 – 80% до 0 – 20%
  • Сокращение объема незавершенного производства: 2 – 10 раз
  • Существенно сокращаются затраты времени на управление производством и логистикой
  • В несколько раз сокращается время выхода первого готового изделия после начала производства
  • Значительно увеличивается ритмичность производственного процесса.

Иногда участникам удается так организовать производство, что не требуется произносить ни слова. Изготовление автомобилей, включая поставку материалов и доставку готовых изделий заказчику, идет в полной тишине.

По окончании второго тура симуляции также проводится ее всесторонний анализ. При анализе результатов тренером обязательно делается особый акцент на то, что в обоих турах симуляции время производства, объем человеческих и технических ресурсов, а также технология производства были неизменными.

Участники, как правило, приходят к выводу, что значительное улучшение основных показателей производства было достигнуто только за счет организационных мер, направленных на улучшение качества планирования, планировки производства, организации потока и рабочих мест, стандартизации и визуализации, правильного распределения имеющихся ресурсов, с учетом имеющихся компетенций сотрудников.

В семинаре также используются видеоролики, на которых показаны способы организации производственных систем российских и зарубежных предприятий.

В ходе тренинга используются примеры из реальных консалтинговых проектов группы «Лин Консалт» по внедрению Бережливого производства на предприятиях России и Казахстана, в т.ч. на совместном франко-казахстанском предприятии.

Участники знакомятся также со стратегиями и способами внедрения системы Бережливого производства в российских условиях.

www.lean-consult.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о