Болонский процесс это – Болонский процесс — это… Что такое Болонский процесс?

Содержание

Болонский процесс — это… Что такое Болонский процесс?

Логотип

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

[2]

История

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).[3]. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации[4], в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

Основные цели Болонского процесса

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран

[5].

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам
    [источник не указан 750 дней]
    бакалавра и магистра;
  • до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия.[6] Таким образом, Монако, Белоруссия и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.

Участники Болонского процесса 

Источник[7]

Конференции министров

В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференции министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.

В Пражском коммюнике, от 2001 года[8], число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, для повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении, как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине, в 2003 году, Берлинское коммюнике[9] увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. 

European Research Area), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике, создание новых структур, поддерживающих процессы инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике[10] подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон — студентов,

ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла — докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

В Лондонском коммюнике 2007 года[11] число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структуры степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год, основные из которых мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определен здесь, сбор данных и учет, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен (Louvain-la-Neuve — Новый Лёвен), основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были описаны в итоговом коммюнике

[12], показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение, касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС страны, по очереди в алфавитном порядке.

Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене[13], конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

Форумы

Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.

Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис, важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами, с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами», как альтернатива «утечке мозгов».

[14]

Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года[15], в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

Достоинства и недостатки

Нейтральность Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран[5].

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).[16]

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами[17]. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует[18]. Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.

Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.

См. также

Примечания

Литература

  • Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — Москва: Оргсервис-2000, 2006. — ISBN 5-98115-066-1
  • Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 260 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-98079-651-8
  • Реализация Болонского процесса в странах проекта Tempus (2009/2010). — Брюссель, 2010. — Т. 2.

Ссылки

dic.academic.ru

Болонская система — это… Что такое Болонская система?

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007)и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять
  4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Негативные мнения о Болонском процессе

  • Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
  • По мнению Растко Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский процесс — то есть приватизация высшего образования — приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
  • Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
  • По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров[1]. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
  • Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Примечания

Смотри также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Болонский процесс — это… Что такое Болонский процесс?


Болонский процесс

образ.

Процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования. Министры образования 29 европейских стран в июне 1999 года в Болонье подписали Болонскую декларацию в сфере высшего образования. Болонский процесс официально поддерживают 47 государств, в том числе из стран бывшего СССР — Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан.

Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.

  • болезнь попугайная
  • болото

Смотреть что такое «Болонский процесс» в других словарях:

  • Болонский процесс — Логотип Болонский процесс  процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства вы …   Википедия

  • Болонский процесс —     принято называть процесс создания единого образовательного пространства высшего звена в странах Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Болонская декларация — Болонский процесс  процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970 х годов, когда Советом министров ЕС была… …   Википедия

  • Болонская система — Болонский процесс  процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970 х годов, когда Советом министров ЕС была… …   Википедия

  • Болонское соглашение — Болонский процесс  процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970 х годов, когда Советом министров ЕС была… …   Википедия

  • Европейское пространство высшего образования — Эмблема ЕПВО Европейское пространство высшего образования[1] (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA)  единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих …   Википедия

  • Гретченко, Анатолий Иванович — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Гретченко — Гретченко, Анатолий Иванович Анатолий Иванович Гретченко (родился 30 января 1951, с. Мачеха, Волгоградская область)  российский экономист, д.э.н.(1991), профессор (1993), заслуженный деятель науки РФ (2002), ректор Международного института… …   Википедия

  • Гретченко, Анатолий — Анатолий Иванович Гретченко (родился 30 января 1951, с. Мачеха, Волгоградская область) российский экономист, д.э.н.(1991), профессор (1993), заслуженный деятель науки РФ (2002), ректор Международного института Бизнес Тренинга. 1975г. окончил… …   Википедия

  • Гретченко А. И. — Анатолий Иванович Гретченко (родился 30 января 1951, с. Мачеха, Волгоградская область) российский экономист, д.э.н.(1991), профессор (1993), заслуженный деятель науки РФ (2002), ректор Международного института Бизнес Тренинга. 1975г. окончил… …   Википедия


mostitsky_universal.academic.ru

Болонское соглашение — это… Что такое Болонское соглашение?

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007)и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять
  4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Негативные мнения о Болонском процессе

  • Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
  • По мнению Растко Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский процесс — то есть приватизация высшего образования — приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
  • Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
  • По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров[1]. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
  • Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Примечания

Смотри также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое Болонская система?

С целью создания европейского высшего образования в 2003 году в России появился никому неизвестный в то время Болонский процесс, который, вопреки всеобщей критике, сегодня пользуется заметной популярностью. Его зарождение приходится на 1999 год, а произошло это в одном из итальянских городов – Болонья. Отсюда и соответствующее название, которое было утверждено и одобрено 29 министрами образования различных европейских держав.

Основные задачи Болонского процесса

Появление новой системы обучения и оценивания тут же заинтересовало современных педагогов России, хотя поначалу было сложно привыкнуть к подобным нововведениям. Главное понять, для чего необходим Болонский процесс, и тогда дискуссий на эту тему станет гораздо меньше.

Его основными задачами являются следующие положения:

1. Расширить границы высшего образования;

2. Повысить мобильность преподавателей и студентов;

3. Привлечь европейские традиции для дальнейшего международного сотрудничества;

4. Гарантировать выпускникам вузов успешное трудоустройство за рубежом;

5. Модернизировать традиционное высшее образование.

Если говорить простым языком, российское Министерство Образования получило дополнительное финансирование от Европы взамен на новые стандарты обучения, привлекательные на мировом рынке труда.

Главные перспективы и преимущества Болонского процесса

О том, что Министерство Образования РФ переходит на Болонский процесс, стало официально известно еще в 2006 году, а озвучил данное постановление министр образования и науки России А.А. Фурсенко. Реакция была неоднозначной, однако доводы научного деятеля звучали весьма обнадеживающе и обещали светлое будущее для развития науки и образования.

Во-первых, перед студентами открылась Европа, где отечественные студенты теперь также могли получать высшее образование. Учащимся российских вузов можно закончить несколько семестров в российском университете, а после без проблем продолжить свое обучение в одном из европейских вузов.

Во-вторых, тогда же все российские образовательные программы были пересмотрены, и отныне соответствуют европейским стандартам, тем самым повышают качество образования и, соответственно, квалификацию выпускников вузов.

В-третьих, достигнутое европейское равновесие позволяет отечественным студентам устраиваться на работу в международные компании, повышая не только свой уровень жизни, но и квалификацию.

И последнее: единая европейская зона высшего образования обеспечивает эффективную конкуренцию между европейскими и американскими вузами, а это значит, что спрос на отечественных специалистов стремительно возрастет, причем в несколько раз.

Что нужно знать о Болонском процессе?

Согласно положениям Болонского процесса, больше не выпускаются специалисты, а европейская биржа труда получает высококвалифицированных магистров и бакалавров.

Конечно, сегодня исполнение всех задач этой международной программы проблематично, поскольку очень сложно найти «золотую середину» между общепринятой образовательной системой и инновационной. Но все же это реально, и несколько последних лет – яркое тому подтверждение.

Болонским процессом предусмотрена двухуровневая система обучения, однако отечественные деятели науки и образования открыто заявляют, что баланс будет достигнут только в том случае, если предложенная система обучения будет трехуровневой, и сумеет гармонировать вековые отечественные традиции и европейские стремления к единству образования.

Советуем почитать: Как стать студентом по обмену?

Наверное, главной перспективой такого нововведения стала единая накопительная система кредитов, которая уже давно практикуется в европейских государствах.

Если же студенту необходимо переехать в другое государство, то он может спокойно перевестись в иностранный вуз, при этом не теряет годы обучения, полученные зачеты и экзамены. Он просто продолжает обучение в другой стране с того момента, на котором оно было прервано.

Такая мобильность среди учащихся вузов не может не радовать, тем более что на практике уже доказано, что она реально работает.

Итак, уже упоминалось о двухуровневой системе образования, вот как раз о структуре Болонского процесса и стоит поговорить подробней. Для него характерны следующие характеристики:

1. Болонский процесс предусматривает двухуровневую систему образования, где первый уровень охватывает 3 – 4 года обучения, а по окончанию присваивает студенту степень бакалавра.

Второй уровень не является обязательным, но считается престижным и весьма перспективным. Обучение в этом случае охватывает 1 – 2 года, а по выпуску гарантирует степень магистра.

Для сравнения: в Германии годовая заработная плата бакалавра составляет до 20 000 долларов, а магистра – от 20 000 долларов. Так что есть, над чем призадуматься.

2. Система оценивания – бальная, то есть студент своими знаниями и активным участием в студенческой жизни зарабатывает кредиты, которые и определяют его будущее.

Один кредит равняется 25 учебным часам, которые студент тратит не только на сдачу сессии, но и на лекции, практические занятия и самостоятельное изучение того или иного предмета.

Участие студентов в конференциях, семинарах, исследованиях и олимпиадах также сопровождается дополнительными кредитами.

3. Диплом о высшем образовании устанавливается единого образца, что заметно упрощает дальнейшее трудоустройство иностранных выпускников в европейских компаниях. Это сделано для того, чтобы уровнять шансы всех претендентов на перспективную должность.

Что дает студентам и системе образования Болонский процесс?

Несмотря на всю критику, с которой в России был принят Болонский процесс, нельзя недооценивать его значимых преимуществ.

Судить о них можно, исходя из поставленных задач, которые уже были достигнуты на практике:

• Повышен имидж высшего образования;

• Появление у студентов уникальной возможности самостоятельного выбора дисциплин;

• Укреплен социальный и научный потенциал Европейских держав;

• Осуществлен налаженный контроль качества образования;

• Обеспечена конкурентоспособность вузов Европы.

Так что внедрение Болонского процесса не оказалось бесследным для отечественного образования, и даже, наоборот, расширило возможности российских студентов. Теперь каждый выпускник может осуществить свои главные жизненные цели на мировом уровне.

Недостатки Болонского процесса?

Как и любое другое нововведение, Болонский процесс имеет свои недостатки и недоработки, о которых также положено упомянуть.

Во-первых, бакалавр для многих развитых стран не является квалифицированным специалистом с законченным образованием. Таких выпускников реже принимают на работу, да и условия труда с заработной платой оставляют желать лучшего. Сложился стереотип, что бакалавр – это незаконченное высшее образование, то есть студент – недоучка.

Советуем почитать: Как студенту получить Шенгенскую визу?

Во-вторых, зарекомендовавшая себя советская модель образования была нарушена и подорвана ввиду появления двухуровневой системы образования, предусмотренной Болонским процессом. Это, можно сказать, историческое событие негативно отразилось на менталитете всей державы.

В-третьих, поскольку магистратура в любом случае является платной, многим студентам ввиду недостаточной материальной базы приходится заканчивать высшее образование в статусе бакалавра, который не является таким уж престижным.

Соответственно, чувствуется маневр государства сократить бюджетное финансирование системы образования.

В-четвертых, получение международных дипломов обеспечит «утечку мозгов» на Запад, в результате чего Россия обеднеет на дипломированных специалистов. От этого пострадают многие отрасли, в частности развитие науки.

И последнее: стоит напомнить, что в Испании многие студенты и преподаватели препятствуют введению Болонской системы и даже устраивают многочисленные горские митинги. На самом деле спорить по этому поводу можно долго, однако в Болонском процессе все же имеется то «зерно истины», которое позволит объединить мировую систему образования и выработать единые стандарты взращивания дипломированных специалистов, вернее – магистров и бакалавров.

Основные положения Болонского процесса

1. Конкурентоспособность европейской системы высшего образования повышается за счет единых образцов дипломов и успешного трудоустройства в международных компаниях.

2. Два уровня образования – бакалавр (3 – 4 года обучения) и магистр (1 – 2 года обучения).

3. В качестве основы Болонского процесса принято считать единую накопительную систему ECTS, которая действует в рамках программы «обучение в течение всей жизни».

4. Снижение уровня безработицы и возможность повышения интеллектуального потенциала Европы.

5. Определение международных стандартов транснационального образования.

6. Разработка новых концепций мобильности студентов – международников.

Если Министерством Образования эти пункты будут достигнуты и четко соблюдаться, то русский студент сможет не только проходить стажировку в иностранных компаниях по своей специальности, но и рассчитывать на дальнейшее трудоустройство и радужные перспективы в карьере.

Советуем почитать: Как студенту оформить загранпаспорт?

На сегодняшний день 47 стран присоединены к Болонскому процессу, и, наблюдая такую положительную динамику роста, становится очевидно, что это не предел. Последней еще в 2007 году присоединилась Черногория, но, возможно, в скором времени Болонский процесс ворвется в систему образования и других держав.

Вывод: Болонский процесс – это еще один шаг в Европу, который Россия преодолела еще в 2006 году. Поначалу были сложности и противоречия (которых и сегодня еще не всегда удается избежать), но на сегодняшний день многие современные студенты уже испытали на себе все прелести такого присоединения и заметно улучшили свои условия труда и жизни.

Теперь ты знаешь о том, что такое Болонская система.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Болонский процесс и Российское образование

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Необходимость модернизации системы образования Советской России остро назрела уже в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., потому как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы. В результате осуществленных реформ произошло освобождение от идеологического диктата и демократизация российского образования, что позволило России в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское пространство высшего образования. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу.

Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью:

1 развития его как открытой государственно-общественной системы;

2 расширения доступности;

3 повышения качества и конкурентоспособности.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

-построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

·формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

·обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

·повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.

4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем.

До 2010 года ожидается, что Россия полностью войдет в Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты будут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

«Гармонизация архитектуры высшего образования» в рамках Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень – из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.

Модернизация системы высшего образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным несовпадением российской модели с болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса.

Традиционно российская система высшего профессионального образования была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял 5 лет. Структура профессиональной образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был и пока остается академический час. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю – 54 академических часа при средней аудиторной нагрузке – 27 академических часов.

В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат/магистратура). Бакалавров сегодня готовят более половины российских высших учебных заведений. Вместе с тем, еще не полностью разработаны концепции профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, существуют сложности практического признания этих образовательных степеней отечественным рынком труда.

В настоящее время в российской системе образования осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ISO 9000:2000, экспериментальное введение в некоторых высших учебных заведениях системы зачетных единиц и европейских приложений к дипломам. Переход к системе зачетных единиц приведет к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин. Еще предстоит разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие содержательное наполнение, сопоставимость зачетных единиц, оплату труда преподавателей.

Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений. Они связаны, в первую очередь, с уникальностью российского рынка труда, потребности которого определяют социальный заказ к системе профессионального образования.

Специфика российского рынка труда проявляется в его региональном характере и существующей неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях значительно снижаются возможности территориальной мобильности специалистов, в то время как повышается потребность в их профессиональной мобильности, обеспечиваемой дополнительными образовательными формами. С другой стороны в условиях экономической нестабильности российского общества расширение академической мобильности таит в себе реальную угрозу превращения России в поставщика интеллектуальных ресурсов западноевропейских стран.

Болонская модель базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования субъектно-объектных отношений. Столь серьезные грядущие изменения не всегда находят понимание среди российского образовательного сообщества, о чем, в частности, свидетельствуют результаты проведенных эмпирических исследований.

Преимуществами российской системы образования традиционно считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Потерю этих характеристик российские оппоненты Болонского процесса связывают с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Кроме того, высказываются опасения, что внедрение Болонской модели приведет к утрате специализаций, развалу кафедр и научных школ, сокращению занятости преподавателей.

Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов.

Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.

mirznanii.com

Болонская система образования основные принципы

С целью поднятия уровня европейского высшего образования в 1999 году 29 держав Европы в городе Болонья (Италия) подписали Болонскую декларацию. С тех пор начался Болонский процесс реформации в сфере образования. В России Болонская система была запущена в 2003 году. Новшества в устоявшейся традиционной схеме принимались с осторожностью и подвергались критике, но в последнее время именно Болонский процесс становится основным критерием высшего образования.

Суть и принципы Болонской системы образования

Болонская система образования

Суть и принципы Болонской системы

Обозначим основные цели Болонской системы образования:

  • Гражданская мобильность, как ключ к непрерывному образованию и возможность принятия на работу после учебы в ВУЗе, в том числе и за рубежом.
  • Качественное развитие научного, исследовательского потенциала образовательной системы.
  • Поднятие европейской образовательной системы на новый уровень.
  • Создание универсальной системы образования для обмена опыт, знаниями, студентами, преподавателями.
  • Повышение качества образования.
  • Помощь в финансировании системы образования странами Европы.

Страны, вступившие в Болонский процесс, принимают это решение добровольно, и обязуются в указанные сроки провести реформирование классической системы образования:

  • Обеспечить выпускников вузов стран, присоединившихся к болонской системе образования, приложениями к дипломам единого унифицированного образца.
  • Перевести вузы на многоуровневую систему высшего образования.
  • Ввести академические кредиты ECTS (единица измерения учебного труда студента).
  • Перейти на бально-рейтинговую систему оценивания студентов (единая европейская система оценивания).
  • Ввести модули в системе образования.
  • Организовать рейтинги студентов и педагогов.

Ученые степени Болонской системы

Система Болонского процесса подразумевает многоуровневое высшее образование:

  1. Первый уровень – бакалавриат (степень «бакалавр»).
  2. Второй уровень – магистратура (степень «магистр»).
  3. Третий уровень – докторантура (степень «доктор»).

Важно отметить некоторые особенности:

  • Степень бакалавра означает полноценное высшее образование первого уровня.
  • Диплом бакалавра имеют право выдавать лишь вузы, для заведений среднего профессионального образования такая возможность исключена.
  • Есть шанс получить «интегрированную магистратуру»; в таком случае абитуриент при поступлении обязуется самостоятельно нагнать степень бакалавра в течение магистерской подготовки.

Болонская система высшего образования в России. 

Плюсы и минусы

высшее образование

выпускники европейских вузов

Изменения классической постсоветской системы образования РФ в соответствии с положениями Болонского процесса направлены на то, чтобы создать в России систему образования, способную конкурировать с вузами стран Запада.

 

Плюсы Болонской системы:

  • Мобильность студентов и педагогов – возможность обучаться, практиковаться и трудоустраиваться за рубежом. А также обмен опытом и результатами исследований разных стран-участниц.
  • Возможность ВУЗам России участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией.

Минусы Болонской системы:

  • Диплом бакалавра в страна-участницах Болонского процесса зачастую не воспринимается как полноценный, трудоустройство затруднительно, выпускников воспринимают как «недоученных специалистов».
  • Цель унификации заключается в мобильности студентов и педагогов; однако на практике это непросто, ведь это предполагает немалые финансовые затраты.
  • Присоединение к Болонской системе может привести к временному беспорядку в образовательных программах.

 

Многоуровневая система высшего образования отличается от исторически сложившегося в России четкого разделения учебных ступеней. Этот фактор – зона риска. Сложно отнести определенно к достоинствам или недостаткам, тут покажет время, насколько вводимые изменения окажутся оправданными. С одной стороны, мир изменился, и система образования также требует перемен; с другой стороны, мы рискуем потерять те ценные методики, что было разрабатона и внедрены в последние десятилетия.

Перевод баллов, экзамены, оценки

Система оценивания в Болонской системе предполагает накопление баллов в течение всего года обучения.

Болонская система

Высшее образование по Болонской системе

Система кредитов выглядит так:

  1. 1 кредит – это приблизительно 25 учебных часов, включающих лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов.
  2. В среднем студент за семестр может накопить 30 кредитов.
  3. Участие студентов в олимпиадах, конференциях дает возможность заработать дополнительные кредиты.
  4. В результате степень бакалавра оценивается в 180-240 часов кредитов, а степень магистра предполагает доработку еще 60-120 кредитов.

 

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки в традиционную

оценка по

5-балльной системе

оценка по

100-балльной

системе

оценка по

ECTS

5

превосходно

96-100

A

5

отлично

91-95

B

4

хорошо

81-90

C

4

хорошо с недочетами

76-80

D

3

удовлетворительно

61-75

E

2

неудовлетворительно

41-60

Fx

2

 

неудовлетворительно

(необходимо повторное изучение)

 

0-40

 

F

 

 

Особенности проведения зачетов и экзаменов:

  • Промежуточная аттестация (зачет) подразумевает наличие у студента не менее 40 баллов.
  • Если у студента за учебный семестр набрано не менее 61 баллов, он может быть освобожден от зачета, аттестация будет зачтена автоматически (так называемый «автомат»).
  • В случае экзамена перерасчет набранных баллов в оценку производится в соответствии с указанной в таблице системе.
  • Студент имеет право оспорить «автоматически» заработанную оценку по баллам и сдавать экзамен в классической форме.

 

Использование Болонской системы в вузах Европы, позволило поднять высшее образование на новый уровень. Таким образом, они стали полноценными конкурентами известным западным вузам по качеству знаний выпускников. Кроме того, объединившись с другими странами — участницами Болонского процесса, у студентов и педагогов появляется возможность обмениваться знаниями, опытом, результатами исследований, студентами. Как и все новое, в России Болонская система была принята с недоверием, но в последнее время она становится все популярнее. Сегодня 100-бальную систему даже рассматривают, как вариант оценки знаний для муниципальных школ и как старт к модернизации начального и среднего образования в России.

Все «за» и «против» внедрения Болонской системы в образовательную сферу РФ подробно рассмотрены в видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *