Брейншторминг – Брейншторминг — это… Что такое Брейншторминг?

Содержание

Брейншторминг – это эффективный метод или нет?

Приветствую всех, друзья! Споры на тему того, какая деятельность является более эффективной, коллективная либо индивидуальная, в научных кругах ведутся уже давно. Это связано с тем, что каждая организация и каждое предприятие заинтересовано в получении от своего персонала максимальной отдачи, но стимулировать сотрудников к раскрытию своего потенциала не всегда легко удается.

Сегодня хочу познакомить Вас с интересным термином. Брейншторминг это известная методика решения задач, применяемая не только в психологии, но и в бизнесе, которая позволяет находить решение даже самых сложных проблем. Заинтересовались?

Что такое мозговая атака и ее недостатки

Понятие получило известность еще в 1957-м году благодаря менеджеру по рекламе Алексу Осборну. Он предложил способ ведения коллективной интеллектуальной работы и назвал его мозговым штурмом.

Его суть заключается в том, что людям позволяется высказывать любые, самые смелые идеи, лишь бы они могли привести к решению той или другой проблемы. Этот метод был представлен, как универсальный, который может применяться в любой сфере человеческой деятельности: от науки до бизнес-направлений. Известно, что за полтора часа коллектив в режиме мозгового штурма может выдать до сотни предложений, что считается нормальным показателем.

В социальной психологии это явление получило широкую огласку, особенно учитывая его возрастающую популярность в западных странах. Однако после многих проведенных исследований некоторые эксперты стали говорить о том, что эффективность метода преувеличена. Все дело кроется в психологических проблемах: в мозговые группы объединяют людей, зачастую мало знакомых между собой.

Это вызывает внутреннее напряжение у многих из участников, а одним из ключевых правил для мозгового штурма является полная раскрепощенность. И хотя метод запрещает какую-либо критику вносимых предложений на этапе их генерации, но малознакомые люди и так не слишком охотно выражают свои мысли в присутствии посторонних.

Стадии мозгового штурма – от вступления до подведения итогов

Представляете, эта техника уже на столько отработана что специалисты уже выделили основные этапы брейншторминга и упорядочили весь процесс «хаоса»! 🙂

Фаза подготовки

В нее входит постановка проблемы и описание ее конкретики. Благодаря подготовительной работе модератор может в деталях установить сущность проблемы, продумать главные направления коллективной работы по ее решению.

Создание рабочей группы

Для надежды на успех в решении вопроса, создание группы нужно строить с учетом нескольких факторов. Примерное число участников должно быть около 10 человек, и они должны быть приблизительно равны по своему социальному статусу. Чтобы мозговая атака была успешной, не стоит включать в группу лиц, которые являются профессионалами в очень узких областях – тем самым они ограничат свободу воображения других участников.

Все дебаты обязательно должны проходить в комфортной атмосфере. Необязательно ставить стол в центре помещения, но понадобится флип-чарт или другая доска для записи идей и их визуального отображения. Лучше, если рабочие места участников будут стоять по кругу. Также необходимо выбрать модератора штурма, который будет следить за тем, чтобы обсуждения по смыслу не отклонялись от выбранной линии и станет фиксировать ценные идеи.

Процедура обсуждения (брейншторминга)

Модератор начинает со вступления, в котором подробно описывает проблему, объяснят причины ее выбора, обозначает время и регламент. После этого начинается процесс генерации полезных идей, которые нужно стремиться максимально быстро фиксировать на доске, чтобы не упустить.

При этом, участник должен кратко пояснить, почему он предлагает именно это решение, и в чем оно заключается. Если в какой-то момент времени с новыми мыслями возникает заминка, модератору необходимо вмешаться в ситуацию. Для этого он может задавать наводящие подсказки-вопросы, приводить примеры и т.д.

Резюмирование итогов

На этой стадии можно еще раз проговорить вслух предложенные участниками идеи, а также установить автора каждой из них. Можно разработать критерии оценки идей, можно определить наиболее перспективные из них. Определяется порядок их апробации, а также действия в том случае, если идея окажется провальной. Назначаются сроки их реализации. В любом случае, модератор должен поблагодарить каждого из участвующих за активную работу на дебатах.

На тему брейншторминга написано большое количество книг, в том числе, западными и отечественными авторами. Ряд специалистов в области психологии говорят о том, что более эффективным может стать мозговой штурм, совершаемый участниками по отдельности, чем в рамках одной группы. На эту тему были проведены дополнительные исследования, доказывающие, что человек лучше генерирует идеи за короткий срок, работая в одиночку. Впрочем, и та, и другая разновидность метода имеет право на жизнь.

Если Вам был интересен этот материал, тогда ожидайте публикации новых статей на тему саморазвития и . Буду благодарен за рекомендацию моего блога Вашим знакомым. До новых встреч!

capitalgains.ru

брейнсторминг — это… Что такое брейнсторминг?

   БРЕЙНСТОРМИНГ (с. 96)

   Вошли в историю имена славных полководцев, умевших решительным штурмом брать неприступные крепости. Те, кто предпочитал длительную осаду, редко покрывали себя славой — слишком изнурительное это дело, да и победа, если ее удается добиться, не столь впечатляет.

   Любую проблему можно долго и тщательно обдумывать, подобно тому как роют подкопы под неприступные бастионы. Однако здесь, как и в бою, чаще всего справедлива поговорка «Один в поле не воин». Успех требует коллективных усилий. И организовать их лучше таким образом, чтобы в «разведке боем» быстро нащупать «уязвимые места» проблемы и всеми силами нанести решающий удар.

   С этой целью в начале 50-х гг. XX в. Алекс Ф.Осборн, сотрудник рекламного агентства Batter, Barton, Durstine and Osborn (США), предложил оригинальный метод творческого поиска, который назвал brainstorming — мозговой штурм. Этот метод хотя и не гарантирует стопроцентный успех, однако доказал высокую эффективность при решении самых разных проблем — коммерческих, производственных, технологических и даже научно-теоретических (хотя многолетняя практика продемонстрировала более высокую эффективность метода для решения организационных задач, нежели технических). Сегодня он принят на вооружение многими корпорациями, управленческими структурами и общественными организациями.

   Мозговой штурм как метод появился относительно недавно. Однако последовательность этапов, включающая в себя подготовку, акт интуиции, озарения, выдвижения нового и акт осмысления, развития, была описана в литературе задолго до Осборна. Этот факт дает нам основание для поиска более ранних примеров подобной организации творческого процесса. Естественно, что поиск следует вести в областях, где человек издавна стремился решать проблемы.

   Двухстадийный подход к решению проблем описан Тацитом, исследовавшим быт германцев:

   «На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию».

Этому свидетельству две тысячи лет.

   Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700—600 гг. до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.

   В 50-х гг. в США был период активного применения мозгового штурма. Простота метода, отсутствие ориентации на конкретную область деятельности привели к широкому его распространению. Обычной практикой стала организация мозговых штурмов при возникновении какой-либо трудности. Специализированные группы, работавшие на предприятиях и применявшие метод, стали называться «мозговыми центрами». Появились фирмы, получившие название «фабрик мыслей». Эти фирмы занимались решением проблем, поставленных заказчиком, и мозговой штурм являлся одним из наиболее широко применяемых ими инструментов. Книга Осборна «Практическое воображение» издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения, мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Дж. Гэлбрейт писал: «Подлинное достижение современной науки состоит в том, что знания самых обыкновенных людей, имеющих узкую и глубокую подготовку, в рамках и с помощью соответствующей организации объединяются со знаниями других специально подготовленных, но таких же рядовых людей. Тем самым снимается необходимость в особо одаренных людях… »

   Мозговой штурм послужил катализатором подобных процессов в области решения творческих задач. Рассмотрим сущность метода более подробно.

   Осборн исходил из абсолютно верной идеи, что человек воспринимает любую проблему, да и весь окружающий мир, довольно субъективно, однобоко, в свете когда-то усвоенных представлений. Решение проблемы может лежать на поверхности, но, чтобы его увидеть, необходимо взглянуть с новой, неожиданной точки зрения, а мы на это обычно не осмеливаемся. Конечно, есть люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Но таким людям обычно недостает критичности к своим новациям, а это немаловажно, так как большинство их идей непродуктивные, бесплодные, тупиковые. К тому же они не сильны в реализации своих озарений, из-за чего нередко слывут праздными фантазерами.

   Иные, напротив, обладают повышенной критичностью, умеют отыскать драгоценные самородки в тоннах пустой породы (хотя и самородок готовы иной раз отбросить). А есть и просто добросовестные, старательные исполнители, которым и следует поручать практическую реализацию идеи.

   Принцип мозгового штурма состоит в том, чтобы собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

   Очень продуктивным является привлечение к мозговому штурму специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Очень важно создать раскованную и доброжелательную атмосферу для проведения штурма — если участники относятся друг к другу с недоверием и опаской, продуктивности от них ждать не приходится. Это требование нелегко выполнить, если в процедуре участвуют коллеги разного звания. В таком случае рекомендуется первым дать высказаться младшим (по возрасту и по должности), дабы потом на них не «давил» авторитет старших товарищей.

   К тому же всем нам, привыкшим все делать по правилам, нелегко заставить себя высказывать нестандартные, непривычные идеи. Дабы стимулировать этот процесс, проводятся специальные тренинги, на которых отрабатываются механизмы мозгового штурма.

   Существует несколько модификаций данного метода, и сегодня целый ряд квалифицированных экспертов предлагает свои услуги по организации мозгового штурма в той или иной форме. Впрочем, вполне допустима и самостоятельная организация этой процедуры. Необходимо только, помимо названных, соблюдать несколько простых правил. А именно:

   Желательно, чтобы процедурой руководил председатель, который поощряет высказывающихся, а в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения.

   Перед участниками штурма ставится конкретная задача, которую предварительно надлежит сформулировать максимально четко и определенно.

   Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго — затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно.

   Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.

   Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм.

   Первый этап мозгового штурма состоит исключительно в генерировании идей. На этом этапе надо всячески воздерживаться от их обоснования, а также критики. Этому посвящаются следующие этапы.

   Специалисты считают, что проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.

   Интерес представляет анализ критических отзывов о применении мозгового штурма. Наиболее ярко это направление представлено в книге Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», где приведены основные правила метода, дан пример его проведения, анализируются недостатки.

   В общественной лаборатории методики изобретательства, возглавляемой Альтшуллером, проводились работы по совершенствованию мозгового штурма. В ходе поставленных экспериментов группе генераторов давалась задача, сильное решение которой было известно экспериментаторам. Это позволяло анализировать процедуру решения: «…было отчетливо видно, ведет тот или иной шаг к ответу или куда-то в сторону».

   В результате исследований были выявлены принципиальные, по мнению автора, недостатки метода.

   «Бестолковость» поисков, возведенная мозговым штурмом в принцип, компенсируется количественным фактором — задачу штурмуют «оравой».

   «Штурм действительно помогает преодолевать инерцию: мысль сдвигается «с мертвой точки», разгоняется… и часто проскакивает то место, где надо остановиться. Десятки раз в ходе экспериментов наблюдалась такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях».

   В ходе экспериментов было выявлено, что даже при отсутствии явной критики во время выдвижения идей критика остается в неявном виде и проявляется в форме выдвижения предложений, пресекающих развитие ранее выдвинутых идей. Для устранения этого недостатка был предложен вариант мозгового штурма, в котором каждую выдвинутую идею надо было развивать до предела. Этот подход получил название «мозговой осады». Естественно, что его применение существенно увеличивает затраты времени на поиск хороших идей. Альтшуллер указывает, что при мозговой осаде можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов.

   Итак, кратко сформулируем суть претензий к мозговому штурму. Во-первых, отсутствие четких правил работы — «бестолковость» поисков возведена в принцип. Во-вторых, отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к «проскакиванию», уходу от сильного направления.

   Тем не менее, вопреки уязвимости данного метода для критики, его практическое использование в ряде случаев оказывается весьма эффективным.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

6 видов мозгового штурма и 5 правил его проведения

Вы узнаете:

  • Что такое брейнсторминг.
  • Какие виды мозгового штурма существуют.
  • Каков процесс проведения брейнсторминга.
  • Какие правила брейнсторминга следует соблюдать.

Иногда в процессе работы возникают сложные задачи, для решения которых недостаточно привычных методов и производственных процессов. Найти оригинальное решение, по-новому взглянуть на проблему и сгенерировать множество новых идей поможет метод брейнсторминга или мозгового штурма.

Метод брейнсторминга или мозгового штурма

Термином «брейнсторминг» называется подход к решению проблем, во время которого идеи на определенную тему накидываются в большом количестве за определенное время, а затем разбираются и анализируются. Важный аспект – генерирование идей происходит непременно в группе, что позволяет значительно расширить информационное поле для дальнейшей работы. Другая важная составляющая – оперативность, которая служит мотивирующим элементом.

Метод был основан еще в тридцатые годы прошлого века и основывается на том принципе, что при большом количестве идей возрастает шанс того, что среди них будут стоящие. Мозговой штурм – это фокус на конкретной задаче и поиск для нее как можно большего количества решений. Один человек обычно ограничен собственным представлением о задаче и подходом к ее решению, а групповой подход позволяет взглянуть на вопрос с различных сторон и сгенерировать гораздо больше возможных вариантов.

6 видов мозгового штурма

Несмотря на общий принцип, брейнсторминг имеет несколько разновидностей. Выбор того или иного вида мозгового штурма зависит от ваших целей и задач.

Теневой

Не все могут выражать идеи открыто, поэтому такой вид брейнсторминга как теневой предполагает участие двух групп экспертов. Одна часть открыто высказывает идеи, а вторая – записывает свои варианты, после чего все обсуждается совместным советом.

Обратный

Часто используется для создания нового продукта и услуги. Заключается в том, что оцениваются проблемы или недостатки. На первом этапе выявляются все слабые стороны продукта или возможные трудности, а далее обсуждаются меры по их устранению.

Индивидуальный

Если групповой (классический) вид мозгового штурма применяется для решения вопросов на предприятии, то персональный или индивидуальный предполагает решение личных проблем или концентрации на вопросе конкретного специалиста или руководителя отдела.

Брейнрайтинг

Вид мозгового штурма, при котором идеи генерируются участниками самостоятельно, фиксируются на бумаге, а затем передаются другому участнику для их развития, анализа или генерации новых на их основе.

Также можно выделить комбинированный вид мозгового штурма, при котором все перечисленные методы могут сочетаться или использоваться комплексно.

Не стоит забывать и о классическом методе, когда выявляется проблема или задача. Группа экспертов генерирует идеи, которые затем анализируются и обсуждаются.

Как проводить брейнсторминг

Существует несколько критериев, которые определяют проведение мозгового штурма: категории участников, их количество, обстановка и условия, временной фактор, решаемые проблемы, руководитель и способ оценки идей. Разберем каждый из элементов подробнее.

Участники

Правила брейнсторминга не предполагают четких рамок, но, учитывая логику, решение проблем стоит доверить экспертам, имеющим опыт в этой области. Однако и свежий взгляд на проблему чрезвычайно важен. Для специфичных задач необходимо пригласить экспертов, которые смогут оценить эффективность разработанных решений. Лучше всего соблюдать разнообразный половозрастной состав групп участников, а также баланс активных и более спокойных людей.

Должностной состав должен не слишком варьироваться, поскольку присутствие начальства и руководителей может оказать негативное и сдерживающее влияние. Но в некоторых случаях это наоборот уместно, так что стоит отталкиваться от ваших целей и задач. Новые лица позволяют освежить взгляд на задачу и стимулировать оригинальные решения.

Самое приемлемое количество участников – от 6 до 12 участников, слишком маленькие группы неэффективны, а чересчур большие – затрудняют анализ и оценку идей. Обратите внимание на состав участников – если среди них много активных, то размер группы будет меньше.

Обстановка

Правильным решением будет выбрать для проведения брейнсторминга просторное, но тихое помещение с небольшой проходимостью или вовсе изолированное. Подойдет зал для собраний или конференций. На видном месте разместите основные правила, чтобы участникам было проще ориентироваться. Если у вас есть доска для записей, обязательно используйте ее – наглядная демонстрация основных или особенно удачных идей стимулирует процесс.

Стулья лучше всего разместить таким образом, чтобы участники могли контактировать друг с другом. Это может быть размещение вокруг стала (круглый подойдет лучше всего) или просто расстановка по форме буквы «П» или круговая. Обстановка не должна быть напряженной – шутки и дружеское общение расслабляют и создают приятную атмосферу для генерации идей.

Время

Не стоит отводить на этот процесс слишком много времени – 40 минут или 1 часа будет достаточно. В этот промежуток сохраняется бодрость и креативность, которые затем идут на спад. Даже самые креативные сотрудники не могут генерировать идеи бесконечно. На простые задачи или при использовании экспресс-техники на решение проблемы можно выделить 10-15 минут.

Лучше всего проводить мозговой штурм тогда, когда энергия на подъеме: в утренние часы или сразу после обеденного перерыва.

Область применения

С помощью брейнсторминга можно решить практически любой вопрос, для которого нужен свежий креативный взгляд. Главное правило: задача должна быть четко определена. Нельзя придумывать «какой-то новый продукт» с помощью брейнсторминга, зато можно найти ответ на один из следующих вопросов:

  • Кто наша целевая аудитория.
  • Потребности целевого потребителя в конкретной области.
  • Какие проблемы должен решать новый продукт.
  • Дизайн и форма нового продукта.

Решаемая проблема не должна быть абстрактной. Также не стоит распыляться на решение сразу нескольких проблем – лучше провести несколько сеансов мозгового штурма, чем пытаться решить все за один. Если вы ограничены по времени, то сделайте перерыв между решением каждой из задач. Проблема должна быть четко сформулирована, максимально лаконична и понятна всем участникам.

Суть можно раскрыть заранее, чтобы у участников было время подготовиться, или же непосредственно перед проведением сеанса. Можно также разделить информацию и раскрыть сначала часть проблемы, чтобы участники подготовились, а на собрании озвучить детали. Каждый из вариантов имеет свои преимущества, выбор зависит от ваших целей и задач.

Также неплохо будет подготовить сопутствующую информацию для участников, раскрыв контекст проблемы, подготовив схемы или графики.

Роль лидера

Главная задача руководителя состоит в том, чтобы донести до всех участников основные правила проведения мозгового штурма, а также в контроле всего процесса, чтобы он оставался в рамках намеченной цели. Лидер стимулирует участников, направляя их креатив в нужное русло, следит за обсуждаемой темой, подчеркивает и выделяет наиболее подходящие идеи. Также руководитель процесса ведет подбор участников для предстоящего события и формулирует концепцию проведения.

Выполняя роль руководителя стоит регулярно стимулировать процесс яркими идеями, чтобы остальные участники не боялись их высказывать. В самых безумных вариантах часто как раз и нуждаются проблемы, обсуждаемые во время мозгового штурма. Грамотный лидер должен хорошо разбираться в теме, чтобы отсеивать неподходящий материал, и иметь несколько собственных решений предлагаемой к обсуждению проблемы.

Руководитель направляет поток идей, сбавляя или повышая градус креативности . Например, если предлагаемые решения слишком банальны, устанавливается специальное время, в течение которого нужно предложить, как можно больше оригинальных вариантов и наоборот. Если полет фантазии пошел слишком далеко, стоит остановиться на более приземленных вариантах в течение какого-то временного отрезка. Часто участники продолжают генерировать идеи и после завершения брейнсторминга. Руководитель в этой ситуации должен организовать сбор креативных идей, чтобы они не были уте

www.gd.ru

Мозговая атака, брейншторминг — это… Что такое Мозговая атака, брейншторминг?


Мозговая атака, брейншторминг

(от англ. brain storming)

   — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный амер. психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

   (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 149)

   Ч312.5

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Мозг
  • Мозговой штурм

Смотреть что такое «Мозговая атака, брейншторминг» в других словарях:

  • Мозговая атака (брейншторминг) — свободное Высказывание идей членами группы по какому либо вопросу. Методика стимуляция творческой активности и продуктивности, которая предполагает, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мозговая атака — (брейншторминг) (от англ. brain storming штурм мозга) методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мозговая атака — (брейншторминг) (от англ. brain storming) метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе М. а. обстановка в группе, в к рую входит до 10… …   Педагогический словарь

  • Мозговая атака — (брейншторминг) [англ. brain storming мозговой штурм] методика стимуляций творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… …   Психологический лексикон

  • Брейншторминг —    см. Мозговая атака …   Педагогический терминологический словарь

pedagogical_dictionary.academic.ru

Компания «Дмитрий Чуприна & Партнеры» » Брейншторминг

BreinwtormingКак часто вы прибегали к мозговым штурмам, брейнштормингам, для решения проблем? К ним приходили все, хотя бы однажды, даже не осознавая этого.

В течение десятилетий люди устраивали коллективное обсуждение проблем, отстаивали свободу выдвижения идей и проектов решения проблем, в том числе и иррациональных. Как бы то ни было, для максимальной пользы вам необходимо правильно использовать данный инструмент.

Первые методы брейншторминга были разработаны Алексом Озборном, менеджером по работе с клиентами с Мэдисон Авеню, в его книге “Прикладное воображение”. С того времени исследователи разработали много других методов, идущих от оригинальной техники Озборна.

Брейншторминг сочетает в себе непринужденный, неформальный подход к решению проблемы при помощи нестандартного мышления. Это сподвигает людей приходить с идеями, которые сначала могут показаться немного сумасшедшими. Некоторые из этих идей быть переработаны в оригинальное решение проблемы, в то время как остальные идеи могут способствовать появлению новых. Это может вывести людей из рутины, “встряхнуть” их от их обычных путей мышления.

Поэтому во время брейнштормингов люди должны избегать критики или поощрений идей. Вы пытаетесь открыть новые возможности и развалить заблуждения по поводу границ проблемы и её решений. Оценка и анализ на этом этапе будут только затормаживать идею, и ограничивать оригинальность.

Идею оценивать стоит в конце брейншторминга – это время для выбора лучшего решения и возможного распределения других случаев на будущее.

Условные решения проблем часто могут быть вызваны бесполезным групповым поведением людей. И хоть важно, начинать со структурного анализа при решении проблем, это может привести к генерации ограниченных и формальных идей.

В отличие от этого, брейшторминг проходит открыто и свободно, сподвигая каждого к личному участию. Гибкие идеи приветствуются и ожидаемы, и все участники должны участвовать полностью, улучшая идею и направляя её в нужное русло.

Участие в брейшормингах одаряет всех участвующих своим определенным опытом. Это порождает богатство разума в создании новых идей, что означает, вы всегда сможете найти лучшее решение для проблемы, с которой вы сталкиваетесь.

Это также поможет вам найти понимание и согласие членов команды по поводу выбранного решения проблемы, к тому же это позволит возлагать на них ответственность в подходе к решению проблемы и её непосредственному решению проблемы, если они участвовали в его разработке. Как говорится, назвался груздем – полезай в коробку. Между тем, брейншторминг сам по себе процесс очень веселый.

В то время как брейншторминг может быть очень эффективным, очень важно подходить к нему с открытым разумом и без определенных внутренний суждений и предрассудков. Если вы делаете это не так, то смысла во всем этом действе – нет.

Пока групповые брейншторминги часто более эффективны в генерации идей по сравнению с нормальным групповым решением проблем, некоторые исследования показывают, что индивидуальные брейншторминги дают больше идей, а нередко лучших, нежели идеи, порожденные во время групповых мозговых штурмов.

Это можно объяснить тем, что собравшиеся группы не всегда следуют правилам брейншторминга. Например, многие люди больше обращают внимание на то, что остальные не генерируют идеи сами, или же они забывают свои идеи к моменту, когда наступает их очередь говорить.

Когда же вы занимаетесь с собой, вам не надо беспокоиться об эго и мнениях других людей, и вы можете быть более свободны и креативны. Например, вы можете найти, что идея, которую вы бы поколебались высказать в группе, превратится во что-то необычное, если вы работаете над ней сами.

Так или иначе, вы можете не разработать хорошую идею так же полно, как если бы вы делали это в группе, потому что у вас нет такого широкого опыта, который есть у одной большой группы. Индивидуальный брейшторминг максимально эффективен при решении простых проблем, написании нескольких идей, рассматривании определенных вариантов. Групповой брейншторминг часто более эффективен для решения ряда проблем, связанных или нет.

При групповом брейншторминге вы можете получить большое количество опыта вследствие вовлеченности всех участников. Когда один человек не может развить идею, то креативность и опыт другого человека может выдвинуть идею на новый этап.

Другое преимущество группового брейншторминга в том, что люди чувствуют свою значимость в принятии общего решения и это напоминает, что у других тоже есть креативные идеи, которые они могут предложить. Как мы уже говорили, брейншторминг – очень веселое занятие, а это значит, что он способствует тимбилдингу!

Лучший результат часто можно получать комбинированием группового и индивидуального брейнштроминга, при этом, ведя наблюдение за исполнением описанных “правил” брейншторминга. Таким образом, люди не будут прерываться, увеличивать максимальный процент генерации идей, и в команде будет наблюдаться рост привязанности между участниками.

Успешный брэйншторминг проводится при помощи последовательности следующих шагов.

ШАГ 1

Во-первых, подготовьте все необходимые места для спокойной встречи, это касается, как и места, так и общего настроения. Убедитесь, что комната хорошо освещена и у вас есть все необходимые инструменты, ресурсы и что-либо восстанавливающее силы (закуски, напитки).

Как много информации и времени для подготовки необходимо вашей команде для брэнштормингов, в ходе которого будут решаться проблемы? Помните, что подготовка важна, но излишняя подготовка может ограничить, и даже уничтожить всю раскованность и легкость брэйншторминга.

Следите за тем, кто посещает это собрание. Комната, полная единомышленников, не сгенерирует более креативные идеи, нежели комната, полная разных людей. Поэтому постарайтесь включить в брэйншторминг людей широкого спектра дисциплин, а также людей, обладающих разными способами мышления.

Когда все собрались, назначьте одного человека, который будет записывать все прозвучавшие идеи. Это не обязательно должен быть менеджером команды – это сложно, вносить свой вклад и одновременно записывать идеи. Лучше всего записывать идеи там, где все их увидят (доска, проектор с монитора).

Если люди не сильно хотят работать друг с другом, то следует воспользоваться определенными упражнениями для сближения людей. “Важней всего погода в доме!”

ШАГ 2

Вам надо четко объяснить проблему, которую вы хотите решить, и выставить критерии, по которым вы собираетесь работать. Пусть всем будет ясно, что цель встречи – это генерация максимального количества идей.

В начале брейншторминговой сессии дайте людям максимально возможное количество времени для уединения и генерации идей. А затем уже попросите всех поделиться своими идеями, дав каждому справедливую возможность внести свой вклад.

ШАГ 3

Когда каждый поделился своей идеей, начинайте обсуждение, дабы развить прозвучавшие идеи. Вполне возможно, что вы придете к совсем новым идеям. Построение новых идей на фундамент предыдущих – это один из самых важных аспектов группового брейншторминга.

Подталкивайте каждого человека к развитию идей, даже самых молчаливых, и отбейте у всех охоту критиковать.

Как координатору группы, вам тоже следует делиться своими идеями, если они у вас есть, но, тем не менее, тратить свое время и энергию вам больше следует на поддержку групповой работы и течению в правильном русле. Вклинивайтесь иной раз в разговор и выправляйте тех, кто “сбился с градуса по направлению”.

Курируя группу, не забывайте о том, что это весело, и поэтому местами вполне уместно позволить это участникам.

Убедитесь, что вы генерируете нормальное количество разных идей и исследуете индивидуальные идеи детально. Если участнику команды необходимо “отключиться”, уйти в себя для разработки идеи, то не стоит ему мешать.

Если брейншторминг слишком длинный – не поскупитесь потратить время на два или больше кофебрейков, чтобы люди могли продолжать работать сконцентрировано.

После прошедшего заседания по брейнштормингу вы обнаружите много новых идей. Это может показаться сложным — отобрать из всех этих идей самые лучшие, но анализ всех пришедших идей является одной из самых важных частей бреншторминга.
Байгазинов Еламан

chuprina.kz

brainstorming — с английского на русский

  • Brainstorming — Brainstorming …   Deutsch Wörterbuch

  • Brainstorming — is a group creativity technique designed to generate a large number of ideas for the solution to a problem. The method was first popularized in the late 1930s by Alex Faickney Osborn, an advertising executive and one of the founders of BBDO, in a …   Wikipedia

  • Brainstorming — ist eine von Alex F. Osborn erfundene und von Charles Hutchison Clark weiterentwickelte Methode zur Ideenfindung, die die Erzeugung von neuen, ungewöhnlichen Ideen in einer Gruppe von Menschen fördern soll. Er benannte sie nach der Idee dieser… …   Deutsch Wikipedia

  • brainstorming — [ brɛnstɔrmiŋ ] n. m. • 1958; mot angl. amér., littéralt « tempête (storming) des cerveaux (brain) » ♦ Anglic. Technique de recherche des idées employée dans une entreprise, réunion où chacun fournit ses suggestions pour résoudre un problème. Ils …   Encyclopédie Universelle

  • brainstorming — brain‧storm‧ing [ˈbreɪnˌstɔːmɪŋ ǁ ɔːr ] noun [uncountable] a way of developing new ideas and solving problems by having a meeting where everyone makes suggestions and these are discussed: • Executives held a brainstorming session involving the… …   Financial and business terms

  • brainstorming — BRÁINSTORMING s.n. (psih.) Tehnică de stimulare dirijată a creativităţii individuale şi mai ales a unor indivizi constituiţi în grupe. [< engl. brainstorming]. Trimis de LauraGellner, 22.11.2004. Sursa: DN  brainstorming (angl.) [pron.… …   Dicționar Român

  • Brainstorming — Brainstorming,das:⇨Ideenkonferenz Brainstorming(spontane)Ideenfindung,Ideenkonferenz,Gedankenspiel …   Das Wörterbuch der Synonyme

  • brainstorming — (izg. brȇjnstórming) m <indekl.> DEFINICIJA publ. intenzivna rasprava s ciljem da se riješi problem ili prihvate nove ideje ETIMOLOGIJA engl …   Hrvatski jezični portal

  • brainstorming — ☆ brainstorming [brān′stôr΄miŋ ] n. the unrestrained offering of ideas or suggestions by all members of a committee, conference, etc. in an effort to find a solution to a problem, generate fresh ideas, etc …   English World dictionary

  • Brainstorming — Sur les autres projets Wikimedia : « brainstorming », sur le Wiktionnaire (dictionnaire universel) « remue méninges », sur le Wiktionnaire (dictionnaire universel) Le brainstorming[1] ou remue méninges[2 …   Wikipédia en Français

  • Brainstorming — Denkrunde; (kreative) Ideenfindung * * * Brain|stor|ming 〈[brɛınstɔ:rmıŋ] n.; od. s; unz.〉 (bei Konferenzen, Versammlungen usw.) Methode, durch das Sammeln u. Auswerten spontan vorgebrachter Einfälle der Teilnehmer zu einem Problem die beste… …   Universal-Lexikon

  • translate.academic.ru

    (brainstorming) — со всех языков на русский

  • Brainstorming — Brainstorming …   Deutsch Wörterbuch

  • Brainstorming — is a group creativity technique designed to generate a large number of ideas for the solution to a problem. The method was first popularized in the late 1930s by Alex Faickney Osborn, an advertising executive and one of the founders of BBDO, in a …   Wikipedia

  • Brainstorming — ist eine von Alex F. Osborn erfundene und von Charles Hutchison Clark weiterentwickelte Methode zur Ideenfindung, die die Erzeugung von neuen, ungewöhnlichen Ideen in einer Gruppe von Menschen fördern soll. Er benannte sie nach der Idee dieser… …   Deutsch Wikipedia

  • brainstorming — [ brɛnstɔrmiŋ ] n. m. • 1958; mot angl. amér., littéralt « tempête (storming) des cerveaux (brain) » ♦ Anglic. Technique de recherche des idées employée dans une entreprise, réunion où chacun fournit ses suggestions pour résoudre un problème. Ils …   Encyclopédie Universelle

  • brainstorming — brain‧storm‧ing [ˈbreɪnˌstɔːmɪŋ ǁ ɔːr ] noun [uncountable] a way of developing new ideas and solving problems by having a meeting where everyone makes suggestions and these are discussed: • Executives held a brainstorming session involving the… …   Financial and business terms

  • brainstorming — BRÁINSTORMING s.n. (psih.) Tehnică de stimulare dirijată a creativităţii individuale şi mai ales a unor indivizi constituiţi în grupe. [< engl. brainstorming]. Trimis de LauraGellner, 22.11.2004. Sursa: DN  brainstorming (angl.) [pron.… …   Dicționar Român

  • Brainstorming — Brainstorming,das:⇨Ideenkonferenz Brainstorming(spontane)Ideenfindung,Ideenkonferenz,Gedankenspiel …   Das Wörterbuch der Synonyme

  • brainstorming — (izg. brȇjnstórming) m <indekl.> DEFINICIJA publ. intenzivna rasprava s ciljem da se riješi problem ili prihvate nove ideje ETIMOLOGIJA engl …   Hrvatski jezični portal

  • brainstorming — ☆ brainstorming [brān′stôr΄miŋ ] n. the unrestrained offering of ideas or suggestions by all members of a committee, conference, etc. in an effort to find a solution to a problem, generate fresh ideas, etc …   English World dictionary

  • Brainstorming — Sur les autres projets Wikimedia : « brainstorming », sur le Wiktionnaire (dictionnaire universel) « remue méninges », sur le Wiktionnaire (dictionnaire universel) Le brainstorming[1] ou remue méninges[2 …   Wikipédia en Français

  • Brainstorming — Denkrunde; (kreative) Ideenfindung * * * Brain|stor|ming 〈[brɛınstɔ:rmıŋ] n.; od. s; unz.〉 (bei Konferenzen, Versammlungen usw.) Methode, durch das Sammeln u. Auswerten spontan vorgebrachter Einfälle der Teilnehmer zu einem Problem die beste… …   Universal-Lexikon

  • translate.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *