Цельный человек – Цельная личность

Цельная личность

цельная личность

Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.

Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.

Возможные варианты

В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.

В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.

Нравственность и гармония

Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.

Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.

Развитие и воспитание цельности

Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).

Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.

А на самом деле…

Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.

Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.

Выводы

Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек как стать цельной личностьюс собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.

Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.

 

womanadvice.ru

Целостность личности — Психологос

Этот человек готов без внутренних сомнений принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь. Он — на пути служения.

Этой конструкции не нужно никуда стремиться: динамика содержится в ней самой, она прекрасна сама по себе. Это — внутренняя гармония.

Целостность личности – это такое соединение ее частей, которое создает крепкую и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и нравственным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, говорить о целостности такой личности трудно. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности. Так, верующему человеку бывает трудно служить в армии, убивая людей: это разрушает его целостность.

В психологии чаще говорят о внутренней целостности личности, имея в виду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям. Это человек одновременно автономный – и открытый к людям и жизни. О целостностности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.

Антиподом понятия «целостная личность» является понятие «фрагментарная личность», т.е. личность, элементы которой входят в конфликт друг с другом и не составляют связной картины мира – диссертации по гуманитарным наукам – http://cheloveknauka.com​

Откуда берется или как складывается целостность личности? Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. В зависимости от конкретного окружения и внутренней предрасположенности целостность личности может складываться по двум основным моделям: по силовой модели и модели внутренней гармонии.

В силовой модели целостность личности поддерживается жесткими убеждениями и способностью эти убеждения отстаивать в прямом и открытом конфликте. Такая личность может сломаться целиком, но сгибаться и «сдавать» свои убеждения она не будет. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность. Заметим, что человек с невысоким уровнем развития личности, «упертый» на своих взглядах, будет называться «упертым», а не целостным. О целостности говорится в отношении людей уже с определенным уровнем развития, где в убеждениях есть не только воспроизведение бытовых стереотипов, но и высокая мораль, тем более представление о духовности. Человек, живущий под звездой своих идеалов и ценностей, готов без внутренних сомнений принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь. Можно сказать, что это развитая личность на пути Служения.

Силовая модель целостности личности более характерна для мужчин и воспитывается в рамках мужской культуры. Мужчине непросто согласиться с внешними требованиями и внешним контролем, он должен эти требования принять внутри себя, действительно согласиться с ними. Но если он их принял, он будет следить за ними сам. Он стал – таким.

В модели внутренней гармонии целостность личности поддерживается двумя обстоятельствами: гармонией внутри и внутренней гибкостью. Когда отношения со средой складываются благополучно, то есть человек принимает среду, а она – его, то формируется здоровая, нормальная, внутренне непротиворечивая – цельная личность. Гармония внутри, которую иногда описывают как союз сознания и подсознания, как отсутствие конфликтов между внутренними частями личности, чаще представляет собой усвоение социально приемлемых убеждений и позитивное мировосприятие, когда человек понимает как окружающих, так и себя, отмечает в себе и окружающих в первую очередь положительные и сильные стороны и не склонен к самообвинениям. Мягкие движения, теплые интонации и естественная доброта дополняет образ такого человека. Что касается внутренней гибкости, то это способность на время приспосабливаться к жестким требованиям внутренней среды, используя при этом любую возможность для самовосстановления, для возврата к исходному состоянию.

Метафорически, это конструкция из резины, которую можно сжать, растянуть и согнуть, но как только будет ослаблено давление, все восстанавливается. Модель внутренней гармонии более характерна для женщин и воспитывается в рамках женской культуры. Женщине несложно согласиться с требованиями мужчины, но она будет следовать этим требованиям только до тех пор, пока за этим мужчина следит и ей напоминает. Со временем, если внешний контроль ослабевает, женщина делает все так, как она делала это всегда. Она – такая.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Целостность человека. Путь внутрь себя

Если вы обрели радость, которая вас не покидает; если обстоятельства меняются, а она остаётся, – значит, вы приближаетесь к состоянию Будды

Ошо

Большинству людей, вставших на путь самосовершенствования, встречалось понятие Целостности человека как основного, чего надо достичь в работе над собой. Это понятие так же, как и понятие осознанности, стало настолько привычным для нашего ума, что он его пролистывает, не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Но если присмотреться вокруг и быть честным с самим собой, много ли мы найдём целостных людей? Многие ли из нас точно знают, чего хотят от жизни, от себя, а если и знают, то какова вероятность того, что это в самом деле наши желания и цели, а не навязанные нам кем-то? Действительно ли так очевидно, что из себя представляет принцип целостности человека? И почему обретение этого качества так жизненно необходимо и вместе с тем так редко встречается?

На протяжении довольно долгого времени проблема целостности человека являлась предметом моего исследования и пристального интереса, поэтому сейчас хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.

Во-первых, как это ни банально звучит, нужно признаться себе в том, что этого качества пока нет. Очень важно пронаблюдать за собой и увидеть, что этому мешает и что целостностью не является. И вот первая практика: пронаблюдать свою множественность, смену настроения в зависимости от внешних обстоятельств; отследить желания, которые могут быть очень противоречивыми; пересмотреть цели, которые могут оказаться чужими. При этом важно задавать себе вопрос: «Кто (что) во мне сейчас это хочет делать, думать, действовать?» Второй вопрос – это: «Зачем мне это думать, делать, желать?»

То есть, первый шаг – это увидеть, как всё обстоит на самом деле. Это сбор стратегической информации. Нельзя при этом осуждать себя и впадать в драматизм по поводу своего несовершенства. Это сильная помеха и попытка Эго увести нас от истинной цели. Поэтому просто наблюдаем и собираем данные для дальнейшей работы. Выглядеть это может примерно так: «Я знаю, что кушать рафинированную пищу вредно, но всё равно это делаю – это не является целостностью. Сегодня я в хорошем настроении, потому что меня похвалили, а завтра в плохом, потому что меня обидели – это не является целостностью. Сегодня я хочу медитировать в горах, а завтра я хочу строить успешную карьеру – это не является целостностью». И так далее. Увидеть свою противоречивость и собрать об этом как можно больше свидетельств – уже добрая половина на пути к обретению себя настоящего.

целостность, целостность человека, саморазвитие

Во-вторых, нужно изучить своё устройство. Каков наш состав? Что такое целостность человека? Дух – душа – тело. Каковы потребности тела, каковы – души и духа? При ближайшем рассмотрении нам станет понятно, что это совершенно разные потребности, а зачастую и противоположные друг другу. Это обязательно нужно учитывать при работе над собой и уметь грамотно расставлять приоритеты, не ущемляя при этом ни одну из наших сторон. На этом этапе мы пытаемся понять, что же такое духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как осознанную личность. В нас также есть некие центры, выполняющие определённые функции. Есть высшие центры, и есть низшие. Каждый должен заниматься своим делом и не вмешиваться в работу другого. Что касается потребностей, то у целостного человека всё находится в гармонии. Нет пренебрежения телом и душой ради духа или наоборот.

Если проследить это на примере йоги, то увидим очень здравый подход и системность в развитии себя. Обязательно уделяется необходимое внимание такой необходимой вещи, как физическая целостность человека, то есть телу. Оно должно быть здоровым, сильным и выносливым. Для этого разработано правильное питание, комплексы асан и очищение.

счастье, общение с детьми, осень
Духовная целостность человека – это соблюдение нравственных законов, по которым устроена Вселенная.

В данном случае – яма и нияма. Почитая и исполняя эти законы, Душа расцветает и развивается, ощущает радость и полноту, а также становится способной распознавать целостность внешнего мира. Для ума в йоге концентрация и медитация. Это приводит беспокойный и мечущийся ум в равновесие и позволяет ему выполнять его истинную функцию. Что касается центров, или чакр по-другому, – они должны также быть гармонично развиты. Причём акцент нужен на развитии именно нижних центров, так как высшие уже и так развиты. Именно в этом смысле все мы изначально совершенны.

Что же не так у нас с низшими центрами? Эта тема достаточна обширна, поэтому ограничусь некоторыми основными положениями. Все процессы, происходящие в нас, материальны, разница только в тонкости материи. Есть грубая материя, и есть тонкая. Для того чтобы всё функционировало, нужна энергия, которую наш организм вырабатывает каждый день. Задача нижних центров – работать на своей энергии, не расходуя её напрасно, сберегая её для трансформации из грубой в тонкую, что потом свяжет должным образом нижние центры с высшими. На этом этапе тоже нужно сначала выяснить, куда и как тратится так необходимая нам энергия. Потому как, если она истощается, уровень сознания также падает и работа над собой становится невозможна. В этом случае как раз и происходит откат назад: возвращаются вредные привычки, сбивается режим дня, «портится» характер. И это свидетельствует именно о низком уровне энергии. А также о том, что целостность человека обнаруживается через сознание.

Наблюдая за собой, мы сможем выяснить, что нередко энергия утекает из-за привычки к плохому настроению и беспокойству. Тратится она и на всевозможные страхи, сомнения, мнительность, раздражение – любая из этих эмоций, достигнув определённой интенсивности, может уничтожить львиную долю энергии, накопленную до этого. Много энергии тратится на болезненное воображение и болтовню ума, на лишнее мускульное напряжение. Мы не умеем расслабляться и даже спим с напряжёнными мышцами. Некоторым требуется несколько часов ночью только на то, чтобы тело расслабилось. Если подойти к этому осознанно, можно это сделать гораздо быстрее, используя, например, последовательное расслабление всех частей тела перед сном, как в шавасане.

шавасана, хатха-йога, асаны, йога-тур в Индию

И только после того, как будет собран необходимый материал в процессе наблюдения за собой, можно будет приступить к тому, чтобы что-то менять! Это крайне важный момент. На этапе наблюдения за собой вскроется наша множественность. Мы обнаружим, что в нас нет постоянного «я», которое в состоянии всё контролировать, принимать последовательные решения, иметь постоянные цели и нести ответственность за свои действия. Скорее можно будет увидеть смену разных малых «я», каждое из которых присваивает себе значение целого и разрушает целостность человека. Этот пункт я считаю самым важным. Совершенно необходимо увидеть это внутри себя, иначе никакое развитие и сохранение целостности не будет возможно. Суть в том, что обычно люди не замечают эту множественность. Кажется, что это просто смена настроения или отсутствие воли, а сам я такой же, всё тот же. Это объясняется тем, что мы всегда живём в последнем «я». Смена же различных «я» обуславливается внешними влияниями (например, хорошая погода вызывает на поверхность одну группу «я», а плохая – совершенно другую, поэтому и состояние меняется), воспитанием, давлением социума, чтением, религией. В результате какие-то группы «я» могут быть сильнее других, но пока это не осознано, они будут действовать на автомате.

Как это выглядит в жизни? Самый простой пример: вы дали себе обещание с завтрашнего дня начать правильно питаться. Это будет решение одного «я», на следующий день или через несколько дней другое «я», совершенно не зная о предыдущем, наестся вкусностей, а с последствиями будете иметь дело вы. В худшем случае некое тщеславное «я» в вас может пообещать нечто кому-либо из желания покрасоваться, затем оно исчезает, а человек, то есть сочетание других «я», вынужден за это расплачиваться.

целостность человека, целостность, саморазвитие

Здесь уместно привести одну восточную притчу, хорошо иллюстрирующую такую нашу природу. В ней отсутствующую целостность человека сравнивают с домом, где нет ни хозяина, ни управляющего, а только толпа слуг, позабывших о своих обязанностях. Никто не желает делать своё дело, но каждый старается хоть на мгновение занять место хозяина и покомандовать. В такой ситуации дому угрожает серьёзная опасность. И возможность спастись для остальной части более понятливых слуг заключается в том, чтобы выбрать из своей среды временного управляющего, который заставит каждого выполнять своё дело. Кучера он отправит в конюшню, повара – на кухню, садовника – в сад и так далее. Таким образом можно подготовить дом к приходу настоящего управляющего, а затем и хозяина. Эта очень глубокая притча встречается во многих восточных учениях и в Евангельских текстах, в разных вариациях. Уже одна только способность увидеть это всё в себе является сильной практикой, чтобы начать формировать целостность личности, а также является половиной дела. Именно это имели в виду древние, когда говорили: «Познай себя!».

Второй половиной будет глубокое осознание своего положения, фактически мы увидим себя в своеобразной тюрьме, и затем – формирование твёрдой решимости освободиться. Эта твёрдая решимость сформирует группу «я», которая станет временным управляющим, а дальнейшая работа в этом направлении даст возможность проявиться настоящему хозяину. Каждый из нас, кто хочет быть целостным человеком, а это значит таким человеком, который точно знает, чего он хочет, и способен достигать этого; цели которого не противоречат законам Вселенной; который способен быть в гармонии с собой и окружающими; который способен осознать целостность мира и от этого счастлив, может осилить этот путь.

целостность, целостность человека, саморазвитие

Нашими помощниками на этом пути будут гармоничная система развития, в моём случае это йога, развивающая целостность всего организма; наблюдение за собой и осознание своей множественности; группа единомышленников для взаимопомощи и поддержки, особенно в трудные моменты; в идеале – учитель или наставник, разбирающийся в этих вопросах. При отсутствии такового, соответствующая литература по этой теме.

Резюмируя вышесказанное, перечислю необходимые первые шаги на пути обретения целостности:

  • Последовательно наблюдая за собой и стараясь быть осознанным в своих наблюдениях, увидеть реальное положение дел внутри себя;
  • Пересмотреть свои цели и желания на предмет «свои и чужие». Они могут быть навязаны нам родителями, близкими и значимыми людьми, социумом, особенно в сфере потребления. Свои настоящие потребности мы зачастую не осознаём, зато гоняемся за искусственно созданными и представленными нам совершенно необходимыми с помощью художественной литературы, фильмов и рекламы;
  • Затем, увидев, из чего состоит наша тюрьма и на что уходит жизненная энергия, мы сможем эту энергию сберегать для своего развития и одновременно планировать план побега. На этом этапе особенно пригодятся единомышленники и карты побега, то есть необходимые знания о нашем устройстве, уложенные в некую стройную систему, касающуюся всего человека (дух, душа, тело).

Устраняя шаг за шагом множественность внутри себя, мы начинаем понимать, что такое целостность жизни человека, и в результате мы становимся Хозяевами в собственном царстве. А тому, кто смог стать хозяином в малом, можно уже доверить и нечто большее. Но это уже отдельная тема.

целостность, целостность человека, саморазвитие

www.oum.ru

Целостность (Цельность) | Что такое Целостность (Цельность)

    Целостность (Цельность) как качество личности – способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь.

     Давным-давно, когда на Земле только начинала зарождаться жизнь, в небесной канцелярии уже вовсю кипела работа над утверждением новых форм существования.  Слетелись к Богу самые лучшие души – изобретатели со своими предложениями и Бог, сидя на своем небесном троне, внимательно выслушал каждую из них. Первая душа залетела в Отчий кабинет с каким-то тяжелым макетом. Еле донесся его, она поставила  макет на облако и начала демонстрировать свое новшество. — Я предлагаю создать нечто уникальное. По моим расчетам данная форма жизни является наиболее оптимальной формой существования на Земле. Она легко приспосабливается к внешним условиям и гармонично взаимодействует с внешней средой. Свое изобретение я назвал «Тело». Чтобы «Тело» работало необходимо всего лишь ухаживать за ним и все время кормить. Правда есть один недостаток — оно подлежит износу и разряжается по ночам. Чтобы его зарядить, необходимо давать ему отдых и сон. — Хорошо,- сказал Бог, призадумавшись.- Какой же смысл твоего изобретения? — Смысл заключается в получении чувственного наслаждения. Это нечто удивительное. Тело может реагировать на внешние раздражители, – сказала душа и подойдя к своему изобретению, сделала так, что «Тело» начало вздрагивать. — Интересно,- сказал Бог, внимательно рассматривая макет. — Но, что самое интересное,- продолжила свою презентацию душа.- Так как тело подлежит старению, из двух тел будет создаваться одно новое, тем самым существование на Земле сможет постоянно возобновляться. — Отлично,- сказал Бог и разлился светом.- Мне понравилась твоя идея, и я учту ее при создании жизни. Душа прихватила свой макет и взлетела на самое высокое облако как никогда довольная и счастливая.

       — Отец мой,- сказала вторая душа,- Я долго думала о том, какая форма существования будет самой совершенной и пришла к выводу, что совершеннее того, что уже создал ты, не бывает. Поэтому, я предлагаю поселить на Земле, именно нас, твоих сыновей и дочерей. Представляешь, души смогут обитать теперь не только на небе, но и на Земле и Земля превратится в огромный светящийся шар любви. Мое предложение к тебе так и называется «Душа». — Здорово,- сказал Бог и еще больше засиял.- Но какова будет цель пребывания душ на Земле? — Главная цель — любить друг друга и наполнять Землю любовью, чтобы служить тебе не только на небе, но и на Земле. Мы все время будем радостно кружиться и танцевать, чувствовать себя твоими частичками и проливать свет на все вокруг. — Хорошо, — учтиво сказал Бог.- Я обязательно подумаю над твоим предложением, а теперь можешь лететь. Вторая душа взлетела так высоко, что от счастья у нее закружилась голова.

          — Господь, — учено сказала третья душа.- Анализируя все процессы, происходящие на Земле, я пришла к выводу, что самой универсальной формой существования будет нечто, что сможет понимать, сравнивать, запоминать и объяснять все жизненные явления. Без этого механизма, жизнь не будет иметь никакого значения, потому что не сможет быть осознанной. Моя модель будет называться «Ум». — Очень любопытно, — задумчиво сказал Бог.- А с какой целью будет функционировать «Ум» на Земле? — С целью анализа Жизни, как одного из самых величайших творений Бога. «Ум» сможет постоянно постигать эту необъятную науку и существовать вечно. — Отлично,- беспредельно радостно сказал Бог.- Мне понравилась твоя модель, и я приму ее к сведению. Ученая душа тоже обрадовалась и  вылетела вприпрыжку из Отчего дома.

       — Господи Всевышний,- сказала четвертая душа.- Я долго думала и поняла, что Землю может населять только Высший Разум, тот который стремится познать тебя через себя, тот, чья миссия служить тебе и принимать твою волю за великий дар, тот который постоянно развивается и стремится к тебе, чтобы обрести целостность. Мое творение называется «Дух». — Великолепно,- сказал Бог, хлопая в ладоши от счастья. Но зачем «Духу» обитать на Земле, если он может жить на небесах? — Затем, чтобы он всегда смотрел на тебя снизу и помнил, что ему есть куда стремиться, кому служить и кого познавать.  — Отлично,- сказал Бог, ослепляя своим светом. Твое творение прекрасно и я обязательно воспользуюсь им. Окрыленная от счастья душа взлетела высоко в небо, кружась между облаками.

       — Дети мои, дети,- любяще подумал Бог.- Вы так и не поняли, что вы не могли представить и придумать ничего, чем бы Я ни являлся. А поскольку вы мои дети, вы  и есть то, о чем Вы мне так радостно рассказывали. И создал Бог свое величайшее творение по образу и подобию своему. И назвал он его «Человек». Подарил он «Человеку» четыре тоненькие ниточки, соединяющие его с ним и позволяющие познать, что такое быть «Частью» целого. Назвал он эти ниточки – «Тело», «Ум», «Душа» и «Дух» и велел пользоваться ими по инструкции. С тех пор «Человек», который поддерживал свою связь с «Частью» назывался «счастливым», целостным, а когда хотя бы одна ниточка обрывалась, уже  назывался «несчастным», нецелостным.

       Человек – самая сложная из известных нам систем. Чтобы познать, какого человека можно считать целостным, нужен системный подход, изначально ориентирующий исследователя рассматривать изучаемый объект, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Человек как целостная система – это не сумма составляющих ее элементов – тела, чувств, ума, разума, ложного эго и души. Нельзя свести качества человека к сумме свойств составляющих его элементов и вывести из них свойства целого. Человек обладает новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих.

      Целостность личности исходит из высшего начала. Человек, не пришедший к Богу, не может быть целостным, его загрызут страх, страдания, колебания и безверие. Вера бесстрашит, страшит – безверие. Если человек живет на уровне связи души и Бога, вся его жизнь гармонизируется на всех планах. Если такой связи нет, человека раздирают противоречия, он обречен на конфликтное сосуществование с чувствами, умом, разумом и ложным эго. Возникает недовольство жизнью и Богом. Человек начинает искать оправдания, обвинять других в своих бедах и несчастьях. Один человек пришёл в парикмахерскую. Во время стрижки и бритья заговорили с парикмахером о Боге. Парикмахер сказал: — Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть. — Почему? — спросил клиент. — Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Клиент задумался. Когда парикмахер закончил работу, клиент щедро расплатился. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека. Тогда клиент вернулся в парикмахерскую, пригласил парикмахера к окну и, показывая пальцем на бродягу, сказал: Парикмахеров не существует! «Как это так?» — удивился парикмахер, — «А я разве не в счёт? Я же парикмахер». «Нет», — воскликнул клиент, — «их не существует. Иначе не было бы заросших и небритых людей как вон тот человек, который идёт по улице». — «Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах, просто люди сами ко мне не приходят». «В том-то и дело», — подтвердил клиент, — «и я о том же. Бог есть, просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий».

       Необходимое условие целостности личности – жить в гармонии с законами мироздания. Целостный человек живет в гармонии с внешним миром и с самим собой. Он знает сущность законов мироздания, и это знание делает частью своего опыта. Понимая объективный и справедливый характер  их действия, целостный человек испытывает умиротворение, то есть, находится в состоянии душевного покоя, душевного равновесия и благодати. Целостный человек – это удовлетворенный жизнью человек. Например, человек знает, как действует Железный закон мироздания – закон причины и следствия. Он осознает, что жизнь – это бумеранг – что посеешь, то и пожнёшь. Будешь делать людям добро, и ты будешь жить под «парусом» энергии процветания, тебе будет сопутствовать удача и успех.

        Целостная личность испытывает состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья. Большинство людей нацелено на внешний успех – сделать головокружительную карьеру, прорваться к власти, достичь финансовой независимости. Мало кто из них заботится об экологии своих действий. Зачастую возникает парадокс – чем больше внешний успех, тем больше внутренняя опустошенность, уныние и разочарованность. Человек всю жизнь ставил перед собой материальные цели, всего добился, а на душе смрадно и противно. О потребностях внутреннего мира он как-то не задумывался, и теперь наступил час расплаты: депрессия, отчаяние и боль. Когда внутренний мир – полная чаша, человек изливает в мир энергию внутренней успешности и внутреннего счастья.

       Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со славами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет  работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут. — Как тебе удалось так быстро справиться с заданием?- спросил отец. — Это не было совсем сложно, — ответил Пэт. «Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек целый, то и мир будет целым». Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек целостный, то и мир будет целостный», — размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.

      Целостная личность – это состояний удовлетворённости от осознания реализации своего жизненного предназначения. Человек, не нашедший своего призвания, своего жизненного предназначения, не может быть цельным. Целостность предполагает, что человек познал истинный вкус счастья, исполнил свой священный долг перед самим собой и Творцом. Каждый наделен какими-то талантами. Кому-то суждено быть талантливой мамой, кому-то талантливым сантехником, а кому-то талантливым художником. Если художник по предназначению в угоду рыночной конъюнктуре становится банкиром, зарабатывает большие деньги, он все равно не будет счастлив. У каждого в жизни свой путь. Счастье возможно только на этом пути. Свернул со своего пути, вышел за границы своей природы, противостоишь законам судьбы, всё – счастья однозначно не будет. И целостности никогда не будет, ибо личность разорвана обстоятельствами жизни. Личность достигает целостности, если она живет в согласии с высшей волей, если она реализует своё жизненное предназначение.

      Целостности человек достигает, если его не терзают противоречия, не давят порочные качества личности. Целостный человек постоянно заботится о воспитании в себе добродетелей, Он знает, что выращенное достоинство естественным образом вытесняет какие-то его порочные наклонности. Они могут быть не достаточно проявленными, чтобы обрести статус качества личности, но в законсервированной форме существуют и только ждут своего часа.  Для целостной личности пороки не имеют существенного значения, они не «имеют права голоса» в разговоре души и разума, но определенный самоконтроль и аскезы необходимы всем людям.

       Целостная личность системно удовлетворяет свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. Если человек озабочен удовлетворением только потребностей своего ума и чувств, то есть, сводит свои запросы на физический уровень – пища, сон, секс, защита, неизбежен внутренний конфликт, раздрай между умом, разумом и душой. При таком положении дел бессмысленно даже намекать на какую-то целостность личности.

       Однажды царь Милинда спросил монаха Нагасену: — Глаза — это ты? Нагасена, смеясь, ответил: — Нет. Царь Милинда настаивал: — А уши — это ты? А нос — это ты? — Нет! — А язык — это ты? — Нет! — Но твоя личность пребывает в теле? — Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытиём. — Наверное, твоя истинная субстанция — разум? — Тоже нет! Милинда разгневался: — Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум — всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь? Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил: — Окно — это дом? Милинда разозлился, но через силу ответил: — Нет! — А двери — это дом? — Нет. — А кирпичи, черепица — это дом? — Нет. — Ну тогда, может быть, колонны и стены — это дом? — Тоже нет! Нагасена улыбнулся и сказал: — Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны — это всё не дом, так где же пребывает дом? Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны, и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий, когда системно удовлетворяются все его потребности.

     Целостная личность умеет отдавать и принимать любовь. Это уровень и потребность души. Целостность личности предполагает потребность в бескорыстной, безусловной любви. Внутренний мир целостного человека изобилен, он наполнен осознанием внутренней успешности и счастья. Целостная личность не может быть счастлива в одиночку. Это неинтересно. Ей хочется покровительствовать и о ком-то заботиться. Поэтому ей, естественно, хочется поделиться своей любовью с другими людьми. Через себя она проводит Божественную энергию любви, реализует на практике свою связь с Богом.

      Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: — Все то, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: — Да, создано Богом. — Бог создал все? – спросил профессор. – Да, сэр – ответил студент. Тогда профессор спросил: — Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло. Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, вера в Бога это миф. Тогда еще один студент поднял руку и сказал: — Могу я задать вам вопрос, профессор? — Конечно, — ответил профессор. Студент поднялся и спросил: — Профессор холод существует? — Что за вопрос, конечно существует. Тебе никогда не было холодно? Другие студенты засмеялись над вопросом студента. Но молодой человек, как ни в чем небывало, ответил: — На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того имеет ли он или передает энергию, а абсолютный ноль минус 460 градусов по Фаренгейту есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной, не способной реагировать при этой температуре. Холода, таким образом, не существует. Мы создали это слово для описания того что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил после некоторой паузы.  — Профессор, а темнота существует? — Конечно существует, — ответил профессор, но несколько более задумчиво. — Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота также в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем применить призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета, но вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в темноту и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство. Вы измеряете, какое количество света представлено, не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: — Сэр. А зло существует? В этот раз неуверенно профессор ответил: — Конечно, как уже сказал, мы ведь видим его каждый день, жестокость между людьми, преступления и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным как проявлением зла. На это студент ответил: — Зла не существует сэр. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Это слово созданное человеком для описания отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека божественной любви. Это вроде холода, которое наступает, когда нет тепла. Или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор замолчал и сел.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Что такое целостная личность и как ей стать

Это 3 часть из цикла статей о принятии себя и обретении целостности, через возвращение ваших потерянных фрагментов (Тени).

Если вы интересуетесь саморазвитием, то наверняка уже сталкивались с таким понятием, как целостная личность.

Что это такое, и главное – что конкретно это означает для вас? Проверьте, возможно, многие проблемы в вашей жизни связаны именно с тем, что вы утратили целостность, и никак не можете ее обрести…

Все ответы — в статье и сопутствующих видео Алены Старовойтовой.

Целостная личность

Целостная личность – это человек, который интегрировал разрозненные части себя, осознает и принимает себя во всей возможной полноте, имеет доступ к своим талантам и внутренней силе.

Если вы целостны, то:

  • Вы любите и цените себя
  • Вы обладаете всей полнотой своей энергии и умеете ей распоряжаться
  • Вы владеете разносторонними талантами и умеете их проявлять себе на пользу
  • Вы признаете негативные черты в себе и других людях, но спокойно и адекватно с этим справляетесь
  • Вы строите отношения с другими людьми не из нужды, а ради интереса и удовольствия
  • Вы восхитительны, и знаете об этом!

См. также Профили предназначения. От выживания к жизненной миссии

Определение своего профиля поможет вам глубже узнать себя.

Нецелостная личность

Нецелостная личность – человек, который утратил доступ к некоторым своим частям и сопутствующей им энергии.

Он отвергает многие свои качества (как он считает, негативные). Но, на самом деле, это закрывает его от его талантов и яркой реализации, лишает счастья и внутренней гармонии.

Все, что отвергается или отрывается от личности, уходит в Тень.

Вы нецелостная личность, если:

  • Вы знаете, что себя нужно любить… Но порой почему-то ненавидите. Или ждете, когда вас полюбит кто-то другой.
  • У вас есть какая-то энергия, но ее ведь недостаточно, чтоб добиться успеха… 2/3 вашей энергии перекрыто. Вы недополучаете любви, финансов, признания, которое могли бы иметь.
  • И талантов особых нет. Или какие-то есть, но средние. У других лучше! Или вы знаете свои таланты, но вам не удается их реализовать.
  • У вас очень много недостатков. И у других просто чудовищные недостатки. И как можно с этим жить?
  • Вы строите отношения, потому что другие люди дают вам ощущение вашей нужности. И вообще, с ними не так тревожно.
  • Вас восхищает (или вызывает зависть) кто-то другой…
Напишите, какие пункты из первого и/или второго списка вы нашли у себя?

Узнайте, как научиться транслировать свою уникальность.

Как и почему вы утратили целостность личности

1. Психологическая травма в детстве

Ребенок беспомощен практически перед любым взрослым. Если у вас была хорошая семья (что, увы, редкость) – до вас могли «добраться» воспитатели в детсаду, учителя, даже случайные знакомые.

Ругань, высмеивание, несправедливое наказание, отвержение достижений – с этим сталкивались, в той или иной форме, мы все.

В зависимости от сложности ситуации, все связанные с ней части вашей личности запрятаны более или менее глубоко.

Возможно, в детстве скрыть их – было единственным спасением. Но сейчас вы уже взрослый человек. Пора возвращать утраченное.

2. Обесценивание и критика от значимых людей

Значимым, дорогим, авторитетным людям мы верим сильнее всего. Родителям и возлюбленным – верим даже сильнее, чем себе.

Любое слово от этих людей может вознести нас – а может и сломать.

И, увы, не всем нам повезло с корректными родными и партнерами. Отдельные слова и ситуации «отрубают» от нас порой просто куски талантов, сил, личного мнения…

3. Следование чужим сценариям и «ярлыкам»

Мы стараемся впихнуть себя в рамки чужих стереотипов, установленных в социуме «правил».

В это же время, отказываем себе в честном выражении эмоций и поступках, противоречащих «нормам».

Терпим, потом срываемся, называем себя «плохая женщина», «плохая мать», «никчемный мужчина» – и так по кругу…

Внешние сценарии идеальности – бесконечная ловушка.

4. Перекладывание своих «недостатков» на других людей

Принять себя, таким как есть – неидеального, с недостатками, очень тяжело.

Причем, не с «красивыми недостатками» («я чертовски зол», «я прям вся такая стерва»), а с вполне мелкими и банальными.

Я растяпа, я порой такая тупая и неорганизованная, я слабая, я храплю, я не очень аккуратен… Промолчим еще про сексуальные неувязки и другие потайные «скелетики в шкафах».

Чтобы просто принять это в себе, нужно столкнуться со стыдом, порой пойти через болезненные воспоминания.

Да, в итоге это вернет вам часть силу и сделает более стойким и целостным.

И да, это очень трудно.

Поэтому – «у меня такого нет». Это у других. Принцессы не какают.

В итоге, чужие подобные проявления «аж бесят» — и это признак собственной Тени.

5. Перекладывание своих достоинств на других людей или зависть

Как и с недостатками, мы также поступаем и с достоинствами. Очень трудно признать себя поистине классным, великолепным.

Это налагает ответственность. А также поднимают голову все «внутренние шепотки» — «Ишь, выпендрился…», «Много хочешь – мало получишь».

Поэтому мы вдохновляемся и завидуем, глядя на других – талантливых, успешных, ярких.

По опыту говорю – эти люди обычно не обладают именно особенными талантами. Они просто смелее и осознаннее.

Вам нужно не «раскрывать таланты». Нужна смелость быть собой.

Как обрести целостность личности

Как вы ее утрачивали, по тем же пунктам и возвращайте.

  • Вам нужно вернуть энергию из своего детства, наполнить его любовью и поддержкой.
  • Важно увидеть ограничивающие вас сценарии, которые срабатывают раз за разом.
  • Надо вернуть себе все, что вы проецируете на других людей.
  • Требуется увидеть и возвратить свои личные сокровища – силу, таланты, мечты – и направить на свою реализацию.
  • И, конечно, соединиться с возвращенными частями себя в объединяющем танце!

Это непростой и вдумчивый труд. Он требует времени, чтобы побыть наедине с собой. Он требует честности и даже смелости — жить в инфантильных иллюзиях куда легче… Но, если вы решитесь на эту работу — поверьте, результаты превзойдут ваши ожидания.

Вы не станете вечно улыбчивым «успешным» суперменом из рекламных рол

kluchimasterstva.ru

Цельная личность

Для того чтобы «встретиться» с самим собой — настоящим — нам следует осознать, что мы можем (или даже должны) окунуться с головой в новый опыт, перестав цепляться за некое «я», которое ограничивало нас набором всяких банальностей

«Все, наверное, не раз слышали выражение — цельная личность. Природе она присуща, а мы её часть. И поэтому так важно осознать, что мы — не только то, с чем себя отождествляем, мы ещё и то, что не знаем про себя или чему не даём выйти наружу. Мы существуем, даже если и не задаём себе никаких вопросов.

«Я-НЕ-Я»

Разум имеет свойство устанавливать определённые рамки поведения, как будто если мы поступаем так или иначе, то уже не можем вести себя по-другому. Эта особенность психики мешает узнать разные стороны нашей истинной личности.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Мы искренне соотносим себя с «я», созданным нашим рассудком, и не замечаем, что это «я» — нечто, сформированное в прошлом, пустившее там корни. Это «я» хранит верность событиям былых времён, более или менее размытым воспоминаниям, которые мы бережно храним или пытаемся спрятать поглубже. В результате, мы не принадлежим настоящему, не живем полноценной жизнью, потому что привязаны к давно минувшим событиям, сыгравшим определяющую роль в формировании нашего характера.

Шаг за шагом, мы структурируем создание некоего «Я-НЕ-Я», чтобы найти способ уклониться от самого себя.
Наша цель: нарушить верность созданному нами привычному образу и присягнуть нашей «истинной природе», находящейся за рамками изобретённого «я», и не сдерживать её.

Мы должны быть готовы отстраниться от созданной нами личности, чтобы она перестала руководить нашими действиями. Поблагодарим её за то, что до этого момента она помогала нам справляться с жизненными ситуациями, но признаем, что мы выросли и она нам больше не нужна.

Мы настолько привыкли жить в отведённых ею границах, что даже не представляем, каково это — вырваться на волю. Нас страшит эта возможность и нам совсем не хочется заглядывать в тёмные уголки, чтобы вычистить мусор и расстаться с накопившимися привычками. До тех пор, пока мы цепляемся за свою старую оболочку, то любить и быть любимым — практически невыполнимая задача. Однако это не значит, что как только мы примем решение вылезти из старой скорлупы, то сразу же установим связь с нашей истинной сущностью. Если бы это было так просто, все бы давно это сделали. Но все мы так или иначе стремимся любить и быть любимыми, хотим, чтобы нас принимали, уважали… а для этого надо постараться.

Речь не о том, чтобы вырваться из-под гнета созданного нами «я» или разрушить его. Не надо даже подвергать укоренившийся образ критике и ругать свои былые ошибки. Потому что это часть нашего жизненного пути, который мы уже прошли и который, несмотря ни на что, доставил нам определённое удовольствие.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Иногда границы между надуманным и истинным довольно размыты, но между ними есть существенные различия. Одно создаётся на основе прошлого, другое возникает в настоящем.

Структура инертна, а сущность открыта всему новому.

Структура связана с понятием «стараться сделать», с усилием. Сущность же проявляет себя без усилий, ничего не делая специально.

Структура всегда анализирует, нуждается в чём-то, она ненасытна и неполноценна. Сущность самодостаточна и ни в чём не нуждается.

Велвуд побуждает нас отойти от своего структурированного «я». Он откровенно предлагает прислушаться к пустоте, установить связь с ней, вместо того чтобы пытаться заполнить её ложными представлениями.
Но ощущение пустоты обычно воспринимается как серьёзная угроза. Чаще всего мы цепляемся за любой проект по созданию собственного «я» для того, чтобы оградить себя от этого чувства. Разум не способен объять пустоту, он выдумывает страшные истории о пустоте, словно о некой чёрной дыре. Привычное сознание создаёт барьер, и всё, что находится за его пределами, кажется нам опасным.

Этот страх становится частью структурированного «я», приводя к тому, что наша жизнь постоянно крутится вокруг опасности, которую представляет собой пустота.

Мне кажется, мы почувствуем себя комфортнее, если отважимся осознать, что не обязаны всё время помнить, кто мы, и предупреждать, чего от нас можно ожидать.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Для того чтобы «встретиться» с самим собой — настоящим — нам следует осознать, что мы можем (или даже должны) окунуться с головой в новый опыт, перестав цепляться за некое «я», которое ограничивало нас набором всяких банальностей.»опубликовано econet.ru.

Отрывок из книги Хорхе Букай «Любить с открытыми глазами»

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Цельный человек, цельный мир. Друг на все времена

Цельный человек, цельный мир

Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества – фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто… А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазии?

В. Г. Белинский[32]

Полнота восприятий

Многолик внутренний мир людей и многоцветен. Но он един. У цельных натур он особенно прочно взаимосвязан.

Многолик и нерушим в своем единстве и внешний мир. И человек его не только «по частям», не только в виде отдельных деталей ощущает (как говорилось выше в главе о наблюдательности «Волшебные отражения»). Он его одновременно как нечто целое воспринимает.

Восприятие – сложный психологический процесс. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей и в совокупности различных впечатлений на человека. Когда человек что-то одновременно и слышит, и видит, и думает, и сердцем чувствует, притом особенно в отдельные детали не вникает,– значит, он воспринимает.

Не просто «ощущает». И не «наблюдает» только.

У Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть такие слова: «…все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается».

В таком же духе высказывался и английский поэт XVIII века Джеймс Томсон; у него есть стихи, звучащие (в моем переводе) так.

Все тесно связано вокруг

(Примеры мы не станем множить).

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Слова эти широко применимы для внешнего мира и его законов, только не в поверхностном, не в примитивном смысле.

Смешно, когда говорят, что химик Бородин сочинил оперу «Князь Игорь», потому что «химия и музыка близки», а английский математик Доджсон (назвавшись Льюисом Кэрролом) воспользовался «родством математики и воображения» и написал свою известную сказку «Алиса в стране чудес».

Что-то общее между своей наукой и своим художественным творчеством и Бородин и Льюис Кэррол бесспорно чувствовали. Но что именно? Сомнительно, чтобы они всерьез ломали себе голову над этим.

В предыдущей главе мы говорили о единстве многостороннего внутреннего мира. Настоящую главу посвятим единству многостороннего внешнего мира.

Крайности, подобные выше названным (наука и сказка и др.). могут работать в одном направлении, вести действительно к одной цели или продолжать друг друга.

Например, о возможном родстве сказки и науки.

Отметим общее правило сказок: все они оканчиваются хорошо.

Такие сказки, как «Оловянный солдатик» Андерсена,– редкость, да и с плохим ли она концом? Если подумать, то она тоже оканчивается хорошо: ведь солдатик и балерина умирают вместе.

Так почему почти нет сказок с плохим концом?

Не потому ли, что в сказке всегда стараются показать главную мысль: зло обязательно побеждается добром.

Иначе говоря: как утро всегда следует за ночью, так и события (в данном случае – сказочные) всегда приводят к одному результату. А не к разным.

Но ведь это важнейший материалистический закон – основа естествознания! Малыш запомнил сказку, а в школе потом узнал: в науке то же самое. Ну, только выражается иначе.

Вот и выходит: сказка, а ведет в науку. Закон здесь и закон там, получается резонанс – истина плотней укладывается в сознании.

Пример второй: музыка – помощник географии.

Почему в кино играет музыка? Даже если фильм документальный. Ведь в действительности река течет без вальса, а солнце в Африке поднимается без тамтамов. Потому что музыка создает нужный резонанс. Она усиливает настроение от картины и тем помогает глубже все прочувствовать. Значит, и запомнить.

Музыка! А помогает изучать планету.

В этих примерах хорошо показывается особенность человеческой памяти: вбирать событие различными органами чувств, не только одним разумом. Вбирать его головой, кожей, глазами, носом, каждой клеточкой тела, всем существом своим. Откладывать на полочку сознания ком, неизмеримо более богатый, яркий, сложный, чем трехмерное событие на сцене, чем геометрическая стереограмма.

Подобный сложный ком можно назвать чувственной голограммой (от греческого «голон» – целое). Такая голограмма не только смотрится. Она к тому же пахнет, звучит, радует или огорчает, дразнит или смешит, возвышает или принижает – словом, изображает для нас кусочек мира совершенно таким, как его вобрало впечатление: цельным и многогранным.

Человек пришел в картинную галерею. Тотчас остро заработало его зрение: он останавливается перед картинами, впивается глазами в красочные полотна, о которых так много слышал. Но разве автоматически, без ведома его, совершенно бессознательно, одновременно со зрением, не включились и другие органы чувств? Обоняние, потому что есть в галерее свой запах – чистый, свежий воздух. Осязание, так как поверхностью своей кожи он ощущает влажность и температуру помещения. Слух, ибо есть там какие-то приглушенные звуки.

Может быть, даже вкус, особенно если человеку десять лет, и он – девочка, и у нее во рту конфетка.

Участвуют, естественно, и внутренние чувства: и впечатление от картины, и настроение, с каким человек пошел в галерею, возможно, приятное ощущение от публики, и многое другое.

Сложно все запоминая, человек потом так и вспоминает: часто по ничтожному толчку – сложную картину.

Пофантазируем, как могло бы получиться.

Человек родился и прожил много лет в Средней Азии. Потом он стал москвичом и вот однажды на московской улице слышит чуть заметный запах. Человек не заглянул еще в магазин, не увидел там в продаже чарджуйских дынь – гуляби. Но уже голова наполнилась видениями детства: тутовые деревья, арбы, люди в цветных халатах и больших мохнатых шапках. Зажурчал арык, заспорили гортанные голоса, мальчишки запели свои веселые песни.

Всего лишь слабый аромат, а чего только он не породил мгновенно! И видимость, и звуки, и нежную грусть воспоминаний…

Голограммы, оказывается, замечательная вещь. А ведь они возникают не только случайно. Их можно строить – строить сознательно, разумно.

Не надо лишь забывать, что и их сооружение подчинено определенным законам. Как нельзя написать книгу, беспорядочно расставляя слова, или нарисовать картину, выстреливая в нее красками (хотя, к сожалению, бывает и такое).

В голограмме, где главные действующие лица – кинокадры и музыка, они требуют определенного сочетания. Не всякая музыка, даже очень хорошая, годится для иллюстрации выбранного из фильма кадра. Хотя природа музыки и природа видимости – вещи разные и возбуждение слухового нерва есть нечто достаточно далекое от возбуждения зрительного нерва мозга, но все же в чем-то они, как видно, друг к другу примыкают. Могут даже сливаться в одно целое. Сливаться по какому-то закону – «закону цельности».

Самая большая голограмма, возможная на нашей планете,– это внутренний мир определенного человека, совокупность всех живущих в нем образов и ощущений.

Эта голограмма самая большая, потому что сам человек воспринимает не только чувствами и сознанием, но и подсознательно. Все, что с нами было, мы не просто носим – оно все время явно или неявно на нас влияет. А внешнее, влияющее на нас, приходит только от настоящего (прошлое хранится на полках памяти, во внутреннем нашем мире). Настоящее же просто не успевает вырасти в большую голограмму: то, что мы чувствуем в какое-то мгновение, немедленно вытесняется ощущениями следующего мгновения.

Толчок во внешнем мире, как только что мы видели, способен породить воспоминание: сложную картину внешнего же мира. Толчок внутри способен породить какую-то картину из мира внутреннего. Разница, пожалуй, в том, что во внутренней голограмме человек может обнаружить много фантастического. Человек, например, спит в душной комнате, ему не хватает воздуха. Если б он задыхался наяву, он вспомнил бы, возможно, как полез в водосточную трубу и долго не мог из нее выкарабкаться. А во сне он, может быть, увидит, как его душит Баба-Яга: ведь если б это случилось наяву, у него так же заколотилось бы сердце, так же сдавило бы ему грудь.

Во внутренней голограмме, как и в обычной, не может быть произвольного сочетания частей. Кто как «настроен» (или устроен), тот так и воспринимает. Один настроен «на Чайковского», другой – «на Соловьева-Седого». Третий резонирует и на Бетховена и на современный джаз, а о четвертом все единодушно говорят, что ему медведь на ухо наступил.

Нельзя ругать кого-нибудь за вкусы: они являются последствиями как бы «закона его личности». Они – как весь человек. Можно, правда, воспитывать и вкусы, но решительными средствами: воспитывая человека всего, меняя полностью один его закон на другой.

Очень это важно, чтобы человек, как выражаются, «был цельным». Важно для него самого, потому что с ощущением цельности к нему приходит радость полноты. Важно и для общества, ибо в цельном человеке возникает резонанс, а когда он возникает – человек богаче творчески, он больше отдает другим людям. С ним просто и бывать приятнее: он весь звучит, светится, радует окружающих.

Радость полноты знакома настоящим художникам, поэтам, изобретателям, всем вообще творческим людям. Правда, не всегда это чувство напоминает обычную радость – ту, от которой смеются, пляшут. Бывает, переживают, чувствуют боль и счастливые. И все же они не променяют ни за что своего переживания на безболезненную, но пустенькую приятность.

Радость полноты – одна из самых высоких, доступных человеку радостей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о