Что такое финмониторинг в банке – Что такое служба финансового мониторинга в банке и чем она занимается

Что такое служба финансового мониторинга в банке и чем она занимается

Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты. Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации. Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.)  законного статуса и скрытие источника их поступления. Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.

Читайте также:  Арест денежных средств на счетах

Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения. Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве.

Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Зачем в банке нужен финмониторинг?

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга  в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте).

Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  • Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  • Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  • Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  • Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  • Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  • Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  • Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  • Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  • Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  • Невозможность установления сторон сделки,
  • Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Читайте также:  Статьи по финансам и вкладам

Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.

Что нужно сделать, чтобы операция прошла?

Чтобы приостановленная службой финмониторинга операция прошла, нужно выполнить выдвигаемые условия. В большинстве случаев – это предоставления документов, подтверждающих легальность средств на счетах:

  • Выписки с зарплатных счетов или справки 2НДФЛ,
  • Документы, подтверждающие прибыль от коммерческой деятельности,
  • Договоры купли-продажи, дарения, наследства,
  • Документы, подтверждающие расходы клиента: кредитные договора, открытие вклада в другом банке, крупная покупка,
  • Копии бухотчетности и налоговые декларации, аудиторские заключения о финансовом положении,
  • Паспорта сделок по валютным контрактам и иные документы.

Автор статьи

Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Специалист по финансам и банкам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Всегда в теме по лучшим вкладам и картам. Делаю выгодные вклады и получаю высокий кешбек по картам. Поставьте пожалуйста

оценку моей статье, это поможет улучшить ее.

Написано статей

Материалы по теме

Акции и скидки!

Все акции банков и МФО по картам и кредитам!

Cмотреть акции

investor100.ru

кто именно и почему блокирует ваши счета и отслеживает операции

Сегодня борьбой с бизнесом под флагом борьбы с отмыванием денег фактически занимается 3 довольно самостоятельных структуры, которые нами воспринимаются как одна – служба финансового мониторинга. Наши друзья из Telergam-канала Баблишко рассказывают все о «кухне

» функционирования этих служб.

Сразу оговорюсь, что мы не оцениваем эффективность рассматриваемых структур с позиции их полезности и положительного/отрицательного эффекта для государства. Мы будем рассматривать их деятельность только в части их влияния на работу реального сектора и «серого» сегмента. 

Для того, чтобы понимать, где «оседает» информация о ваших транзакциях, кто, что, кому, и в каком порядке передает, ну и вообще, с кем и о чем договариваться 😊, необходимо четко разделять следующие Службы:

1) Федеральная служба по финансовому мониторингу — это федеральный орган исполнительной власти, с которым бизнес соприкасается довольно редко, но, тем не менее, деятельность данной структуры прямо касается бизнеса.
Структура занимается сбором информации и мониторингом, по большей части, внешнеторговых контрактов. Находят подозрительные сделки, собирают по ним информацию и передают в УЭБиПК МВД России, СЭБ ФСБ России, ФНС России и пр. (в зависимости от круга участников, наличия госструктур (является ли одной из сторон сделки какой-нибудь ФГУП) и суммы) или в ФТС России. Фактически, работа данной структуры заключается в следующем:
  • Собирают информацию непосредственно из банков о подозрительных операциях и передают по одной им ведомой логике тем или иным «погонам» для принятия дальнейшего решения.
  • Именно им пишут запросы все наши уважаемы органы, названия которых состоит из трех букв, а заканчивается на … Российской Федерации. Причем, что самое интересное, запросы, зачастую, пишутся как в сам обслуживающий банк (с просьбой предоставить распечатку счета, информацию о карточке подписей/печати, доверенностях, IP-адресах с которых осуществлялся вход в банк-клиент, привязанном номере, лицах, которые ходили в банк от лица компании и пр.), так и в Росфинмониторинг (вопросы почти те же самые, только просят еще рассказать, что они думают по поводу транзакций и не усматривают ли они там состава преступления). Потом все вместе отчитываются о «сбитых самолетах» и надевают себе медальки.
  • Также Росфинмониторинг может передавать информацию «куда следует» в инициативном порядке, если усмотрели нарушения действующих законов. Т.е. они посчитали, что есть некие нарушения и передали информацию со своими комментариями.
  • Если в отношении вас не возбуждено уголовное дело и ваши транзакции не носят откровенно криминальный характер (входящие платежи — за кокаин, исходящие – на взятки чиновникам), то данная структура для вас угрозы никакой не несет по целому ряду причин:
  • Это очень инертная структура. Если срок жизни ваших компаний не более 2-3 месяцев, то, вероятнее всего, они даже не попадут в поле зрения в виду отсутствия перспектив их «изучения». Обратная сторона данного аспекта заключается в том, что под пресс этой структуры, зачастую, попадает т.н. реальный сектор (т.е. те, кто реально ввозит/вывозит товары, и занимается настоящей деятельностью), поскольку реальный сектор старается беречь свои компании, вовремя их не закрывает и до последнего верит в то, что если они ответят на все вопросы и заплатят все налоги, то за ними не придут.
  • Основным «оружием» данной службы является Информационная Система, в которую загружаются банковские проводки и информация о компаниях, а на выходе получают информацию о том «есть вывод денег и/или обнал или нет». Сотрудников, которые хорошо представляют себе работу как реального сектора, так и «серого сектора», единицы. Соответственно, все упирается в то, пришел на вас запрос (от погон) в рамках проверочных мероприятий/УД или не пришел. И есть ваша схема в Информационной Системе или нет. 
2) В структуре ЦБ есть Департамент банковского надзора. Зачастую их так же называют «финмониторингом», но это не совсем так. Эта служба занимается надзором за банковской деятельностью в целях соблюдения законодательства в сфере борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. Выражаясь простым языком – это надзиратели за банками.
Цели и задачи данной структуры довольно разнообразны, остановимся лишь на нескольких из них:
  • Обучение и согласование сотрудников compliance для банков. Именно эта структура заставляет compliance – менеджеров банков учить инструкции ЦБ и находить подозрительные операции в общем потоке банковских транзакций. В большинстве банков, конечно же, этот процесс автоматизирован.
  • Эта структура занимается согласованием кандидатов и готовит представления на основные должности в банке (Управляющий банка; Зам. Управляющего, которому подчиняется compliance; Руководитель compliance-службы банка (в народе называемой финмониторингом).
  • Подготовкой рекомендаций для руководства ЦБ, которое, впоследствии, от своего имени рассылает всем банкам те самые, хорошо известные всем, Рекомендации и Указания о том, какие операции нельзя проводить, какие документы спрашивать с клиентов, как себя вести при наличии сомнительных операций и пр.
  • Также именно это подразделение рассылает в банки тот самый СТОП – ЛИСТ. Изначально предполагалось, что данный стоп – лист будет носить рекомендательный характер. Но, фактически, данный список стал носить обязательный характер для всех банков. Редко какой сотрудник банка вступает в спор с сотрудниками данного Управления ЦБ, поскольку тут же будут обвинены в своих личных «коррупционных» интересах и не смогут пройти следующее «согласование». Заявленный срок «отсидки» в данном листе неблагонадежных, изначально составлял 6 месяцев. Но, фактически он стал пожизненным. Данный стоп-лист представляет собой EXCEL – файл, в котором всего 2 колонки (ИНН и БИК), т.е. Название компании и банк, в котором она «засветилась». Именно по этой причине стало распространенной схема «выбывания» из этого стоп – листа через смену ИННа. Естественно, наличие этого стоп-листа ни один банк никогда не признает.
Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что речь идет именно о ЦБшном стоп-листе. Кроме него существует еще т.н. «межбанковский обменник». Он представляет из себя файловую помойку, состоящую из doc-овских и excel-вских файлов, в которых указаны физические лица и организации, которые когда-либо были замечены в «подозрительных» операциях, которым было отказано в обслуживании по компрометирующим мотивам, которым было отказано в кредитах (так же по компрометирующим мотивам), у которых наблюдалась просрочка по кредитам и т.п. Этот стоп – лист формируется уже сотрудниками СБ банков. Он также является неофициальным и его наличие никто никогда не признает. Но, тем не менее, нахождение в этом списке так же является основанием для отказа в открытии счета. 

Отличия данного стоп-листа от ЦБшного стоп-листа заключаются в следующем: 

А) Если компания есть в стоп-листе СБшников, но ее нет в ЦБшном стоп-листе, то при наличии определенных договоренностей с СБ, открыть счет и начать работу по нем все-таки можно;

Б) У СБшников более широкий перечень мотивов, по которым можно попасть в их стоп-лист, чем у ЦБ.

В) ЦБшный стоп -лист, зачастую обязателен для исполнения сотрудниками банков, в то время как с СБшниками можно «решить вопрос».    

  • Одно из самых опасных и тяжелых для бизнеса полномочий данного Департамента ЦБ является возможность безакцептного списания денег со счета компании и их отправки на спецсчет в РКЦ ЦБ «до выяснения обстоятельств». Этой «функцией» пользуются крайне редко, но, зато если это случается, то серьезных проблем избежать становится практически невозможно. Помимо физического отсутствия денег на счете (и вы как-то должны будете это объяснить своим клиентам), зачастую, возникают проблемы с правоохранительными органами. Т.е. директор самолично должен всем ходить и объяснять, что прошедшие операции не были «обналом» или «выгоном». Что деятельность компании носила прозрачный понятный и законный характер.
  • Еще одной особенностью данного Департамента заключается в том, что оно имеет право «заморозить» тот или иной платеж, осуществляемый банком, на этапе РКЦ (т.е. деньги из банка – отправителя ушли, а в банк – получатель не пришли). Зачастую эта функция используется для того, чтобы помешать выводу средств с банков, у которых предбанкротное состояние, или для скорейшей остановки платежей, по которым есть достаточные основания полагать, что они осуществляются в целях кражи денежных средств со счета.
 Данная структура ЦБ имеет прямой доступ к серверам РКЦ. Это означает, что они имеют возможность собирать и отслеживать САМУЮ актуальную информацию о проведенных платежах и их статусе; об оборотах компании по ВСЕМ СЧЕТАМ ВО ВСЕХ БАНКАХ (ИФНС, например, видит только факт наличия того или иного счета, а эти ребята, фактически в он-лайне, видят все операции по ним). Так же они имеют возможность приостановить тот или иной платеж, даже в случае его списания из банка – отправителя.
3) Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Compliance конкретного банка. Это последняя и самая заметная структура в общей системе борьбы с бизнесом с помощью 115-го ФЗ. Именно эта служба нагоняет страху на клиентов банков.
Именно с ней пытаются договориться все те, кто трудится в «сером сегменте», именно они блокируют, а затем милостиво разрешают вывести деньги со собственного счета… Фактически данная структура не имеет ничего общего с двумя выше названными, но именно ее, зачастую, все называют Финмониторингом, вкладывая в это понятие деятельность всех трех структур. Основные цели и задачи данного подразделения банка заключаются в следующем:
  • Соблюдение ФЗ №115 и прочих ЦБшных инструкций, что бы у банка не отозвали лицензию.
  • Взаимодействие с ЦБ по линии 115-го ФЗ и прочих «спорных» ситуаций. Именно этим сотрудникам банка Центробанк присылает EXCELевские файлики со стоп – листами. Именно эти сотрудники, иногда, все-таки могут отстоять того или иного клиента от блокировки счета.
  • Взаимодействие с коллегами таких -же подразделений из других банков. 
  • Блокировка/разблокировка денег на счетах «подозрительных» фирм или по «подозрительным» транзакциям. Эти сотрудники также имеют доступ к информации с «расчетных» серверов банка, где могут увидеть входящие/исходящие платежи, изучить деятельность конкретного клиента, увидеть, какие компании пересекаются по контрагентам, IP-адресам, с которых осуществляется фактическое управление счетом.
  • В некоторых банках в последние годы все-таки начали идти навстречу клиентам и стали привлекать данное подразделение к выработке рекомендаций для клиентов банка. Иногда даже проводят совместные встречи, где объясняют, что можно и что нельзя делать. К сожалению, таких банков пока подавляющее меньшинство.
К особенностям данных внутрибанковских служб следует отнести следующие моменты:

–  Несмотря на то, что эта служба имеет довольно много полномочий в отношении клиентов, им самим общаться с клиентами запрещено. В результате получаем глупую ситуацию, когда клиент должен доказывать, что он «не слон» другим сотрудникам банка (клиентским менеджерам, СБшникам, секретарям и пр.), которые АБСОЛЮТНО никакого влияния на Compliance не имеют.

–  При всех своих полномочиях в отношении клиента, сотрудники данного подразделения абсолютно бесправны перед Управлением ЦБ, которое мы рассматривали под номером 2. Их могут наказать или даже уволить за то, что они недостаточно хорошо следят «за исполнением ФЗ №115», их могут заставить заново проходить квалификационную комиссию в ЦБ, на предмет знания ВСЕХ писем и рекомендаций ЦБ по теме отмывания денег. Соответственно, логика у этих сотрудников довольно простая: «Зачем я буду спорить за этого клиента с ЦБ, когда это может повлиять на мою карьеру».

Тем не менее, договориться с данной службой все-таки возможно. Иногда там попадаются адекватные люди, с которыми можно, при соблюдении определенных условий, договориться о работе в банке. Как правило, это условие включает в себя, кроме мотивационной составляющей, четко оговоренный срок жизни компании (например, 2-3 месяца), назначение входящих/исходящих платежей, обороты в месяц, ночевку денег в банке и пр. Именно договоренность с этим подразделением, зачастую может решить большую часть вопросов, возникающих у тех, кто работает в «сером сегменте», правда, это справедливо только до тех пор, пока они не попали в поле зрение силовых структур.

Ну и напоследок, для полноты понимания, хочу сделать следующие замечания:

1) Не верьте никаким РЕШАЛАМ, которые обещают за деньги удалить «из ВСЕХ черных списков». Это невозможно по целому ряду причин:

  • Тот стоп-лист, который рассылает ЦБ носит довольно закрытый характер. Удалить из него может ТОЛЬКО кадровый сотрудник Управления ЦБ, который непосредственно работает с этими списками. Зачастую это или тот самый «прикомандированный сотрудник», либо подотчетное ему лицо. Если этого человека хотя бы один раз поймают на нарушении, его не просто уволят, его привлекут к дисциплинарной ответственности. Этот человек более никогда не сможет работать в банковской сфере. Думайте сами, КАКИЕ условия надо ему предложить, что бы этот человек согласился удалить данные по очередной «поганке».
  • И ЦБшный стоп-лист, и межбанковский обменник рассылаются СРАЗУ ВО ВСЕ банки региона. Т.е. после удаления информации в одном банке, она останется во всех остальных. Никто никогда старую информацию не удаляет. Она обновляется так называемым «накопленным итогом». Т.е. новые данные заливаются, а старые не удаляются… Все рассказы о «центральном хранилище черных списков» или «серьезном дяде с большими погонами/возможностями» — ЭТО ВСЕ МИФ людей, которые даже не представляют себе структуру хранения этих данных, их распространения и обмена.
Довольно распространена схема, при которой вам могут предложить за деньги открыть счет даже если компания в стоп-листе. Здесь необходимо понимать, что да, за деньги вам могут открыть счет, но работать по нему не дадут!!! На первой же операции Compliance вас «забанит» и решать, впоследствии, этот вопрос будете именно вы. Сотрудник СБ вам скажет, что он все сделал – открыл вам счет. А дальше уже это вы сами «накосячили», что вас заблокировали. Мол, выбирайте контрагентов или что-то в этом роде…

Помните, что СБшники, которые так любят получать «абонентскую плату» с компании, зачастую, могут повлиять только на этапе открытия счета, при первичной проверке клиента. Дальше их власть заканчивается, и вы уже целиком и полностью находитесь под влиянием службы Compliance. Наиболее честные СБшники сразу об этом предупреждают и либо снимают с себя ответственность за дальнейшее «прикрытие», либо сами договариваются с Compliance своего банка. Вы это сразу почувствуете на первых же запросах «О предоставлении документов». Если вас предупредили о таком запросе, сказали сразу, что делать, как отвечать, внятно объяснили причину (из-за непроверенного контрагента, больших оборотов, или подошел срок дежурной проверки), значит, вы работаете с действительно честным СБшником, если вы имеете обратную ситуацию – значит человек ничего не решает и ни за что не отвечает.

Источник: Баблишко

www.klerk.ru

Отзывы о банке «ФК Открытие»: «Безобразная работа отдела финансового мониторинга»

Услугами банка пользовался нечасто, но никаких проблем не возникало. До определенного момента.

В ноябре 2016г. я получил на свой текущий счет в банке ФК «Открытие» оплату по договору продажи ценных бумаг. Копия договора была предоставлена в офис банка в Санкт-Петербурге.

И вот в феврале 2017г. я случайно, при попытке воспользоваться своим текущим счетом, узнаю, что в декабре 2016г. он был заблокирован службой финансового мониторинга, которая с какого-то перепуга решила, что поступление средств на мой счет в ноябре 2016г. — это «подозрительная операция». Ни извещения клиента о блокировке, ни попыток задать какие-то вопросы — просто кому-то померещилась «подозрительность операции», и счет блокирован. Очевидно у кого-то слишком много полномочий (чтобы просто заблокировать счет клиента, если что-то померещилось), слишком много лени (потому что можно делать это, даже не попытавшись оторвать одно место от стула, чтобы хоть что-то выяснить или проверить) и вообще нет никакой ответственности.

Далее более месяца мне не удавалось ничего выяснить благодаря замечательной системе обслуживания клиентов: сотрудники офисов или телефонной горячей линии ничего определенного сказать не могут, с отделом финмониторинга связать клиента «нельзя», а сам отдел финмониторинга — ему все по барабану, он с клиентами не связывается.

В конце концов получил письменный ответ (исх. № 01.5.1-4/9988 от 20.03.2017) в том духе, что банк «имеет право осуществлять в отношении клиента контрольные и иные функции…  вправе запрашивать у клиента любые необходимые документы и письменные пояснения… а клиент обязан их незамедлительно предоставить». Ну и если что не нравится, «клиент вправе в одностороннем порядке… закрыть счет».

Супер! Права банка производить проверки никто не оспаривает. Только дело в том, что отдел финмониторинга и не пытался проводить никаких проверок или запрашивать у меня какую-то информацию. Просто заблокировал счет — и бейся теперь головой об стенку, а не нравится — закрывай счет. Это уже совсем ни в какие ворота не лезет — начальник отдела претензионной работы, вместо того чтобы навести порядок, предлагает закрыть счет, если мне что-то не нравится.

Резюме: в этом банке отдел финмониторинга может вам заблокировать счет, если ему что-то почудится, утруждать себя проверками или связываться с вами никто не будет; разблокировать вы его не сможете, даже если 3 раза предоставите все необходимые документы; а если будете жаловаться — то в отделе претензионной работы вам порекомендуют закрыть счет, если что-то не устраивает. Не разберутся в ситуации, не наведут порядок, а пошлют!

www.banki.ru

Как работает отдел финмониторинга в банке — Юридическая Компания Туров и Побойкина — Сибирь

Одна из главных головных болей 2017 года для бизнеса — блокировка счетов банками. По данным Росфинмониторинга 460 000 предпринимательских счетов были заблокированы в прошлом году. Сотрудник крупного банка рассказал по каким причинам блокируют счета и что надо делать, чтобы этого избежать.

Конечно, главная причина приостановки операций по счёту — это подозрения в “обнале”. Большая часть блокировок приходится на них. Дело в том, что при нынешних предписаниях  Центробанка РФ под санкции может попасть даже честный бизнесмен, если проведёт несколько подозрительных операций или будет работать с недобросовестным контрагентом. Просто потому что ЦБ требует от банков блокировать любые операции, которые напоминают отмывание доходов, полученных преступным путём.

О том, как происходит блокировка и как её избежать, и пойдёт речь в этой статье.

Как банки блокируют счёт

Вот как выглядит процедура блокировки счёта:

  1. Автоматическая система внутреннего контроля фиксирует подозрительную транзакцию и формирует отчёт.
  2. Аналитик отдела финмониторинга просматривает отчёт и решает стоит ли проводить расследование.
  3. Далее банк связывается с предпринимателем и просит предоставить подтверждающие документы. На то, чтобы прислать их,  дают от 1 до 10 дней. Для доказательства достаточно будет показать фотографии, подлинники предоставлять не обязательно.
  4. Если бизнесмен не ответил на запрос банка или не предоставил документы, или предъявленные в качестве доказательства бумаги заставили сомневаться в их подлинности, вот тогда и начинаются проблемы. Обслуживание счёта приостанавливается и любые операции по нему блокируются.
После этого остаётся лишь 2 пути: предоставить документы или прийти в банк за деньгами.

Проверка контрагентов

Часто предприниматели забывают о банальных мерах предосторожности и пренебрегают проверкой своих контрагентов. А ведь несколько операций с таким партнёром и компанию уже считают частью транзитной цепочки по выводу налички.

Что обязательно вызовет подозрения:

  • Контрагент, который работает по адресу массовой регистрации. Если там нет бизнес-центра, а фирм зарегистрировано выше крыши; если это жилой дом и ситуация аналогичная, то это такой адрес. Значит блокировка операций по счёту при работе с такой компанией вполне вероятна.
  • Также и с директорами. Подозрения вызывают массовые руководители, которые значатся на той же должности во множестве других фирм.
  • Самый главный показатель — это большое количество исков по неисполнению обязательств или арбитражных дел по неуплате налогов и исполнительных листов по таким разбирательствам. Если у вашего контрагента с этим проблемы — то лучше прекратить с ним работу, иначе счёт могут заблокировать, а вас посчитать обнальщиком.
Описание переводов

Платежи и переводы без подробного описания — это хорошая причина для отдела финмониторинга (а он есть в каждом банке) начать расследование.

В результате — банк может засомневается в подлинности договоров или счетов и попросит предоставить оригиналы. Главная проблема — на это отводится всего один рабочий день. Но есть маленькая хитрость — снятые на камеру телефона подлинники вполне подойдут для подтверждения. Так что, если они находятся у контрагента, то смело просите сфотографировать их и переслать вам.

Как описывать переводы:

  • Оплату по договору распишите подробно, с номером, датой, за какой товар производится и обязательно укажите НДС.
  • По авансовому платежу укажите номер договора, цель платежа и НДС.
  • С предоплатой всё точно также: номер договора, цель, за что она вносится и, конечно же, НДС (если его нет, так и укажите, что без него).
Коды ОКВЭД — наше всё

По счёту должны проходить только те операции, которые соответствуют деятельности компании. То есть оплаты должны идти только за ту деятельность, которая прописана в вашем ОКВЭД.

Подозрения всегда вызывают расплывчатые формулировки, описанные общими словами.

Не забывайте регистрировать ОКВЭД по новым направлениям деятельности, процедура эта не слишком хлопотная, а затраты на неё минимальны.

О наличных для ИП

Самая распространённая ситуация, когда ИПшником начинает интересоваться отдел финмониторинга — это когда он снимает все деньги со счёта.

Вот характерный пример: На счёт ИП поступили средства и бизнесмен  сразу же их снимает под чистую. Это подозрительно и похоже на обнал.

Лучше было поступить вот так: часть средств перевести на личный счёт, а часть тратить с помощью корпоративной карты, привязанной к расчётному счёту ИП.

Налоги играют на руку

Как ни странно, банки хотят, чтобы вы платили налоги. Причём платили именно со своего счёта, а не со счёта в другом банке. И за этим они строго следят.

Отдел финмониторинга наблюдает не только за уплатой, но и за тем сколько налогов вы платите относительно оборота. Рекомендуемый Центробанком РФ минимум — 0,9%. Не забывайте и про налоговую нагрузку по сферам деятельности. Это такой же процент от оборота, только варьируется он от 1,4% до 41,5%. Отклонение от нормы грозит уже налоговой проверкой, а не блокировкой банковского счёта.

Если компания работает с физлицами, то она обязательно должна удержать и перечислить за него НДФЛ. Не сделаете этого в течении суток — придётся доказывать, что это не обнал, а обычное недоразумение.

Простые правила

Соблюдая основные правила: проверяя контрагентов, подробно описывая движения средств по счёту, и выплачивая налоги и страховые взносы, бизнесмен сможет оградить компанию от блокировок счёта.

Надеюсь это небольшое руководство сделает вашу работу с банками приятной и комфортной.

Иван Калита, сотрудник отдела финмониторинга.

legalsib.ru

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Библиографическое описание:

Сурнина К. С., Дененберг Ю. М. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13622/ (дата обращения: 18.11.2019).



Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк России; финансовая система государства; Росфинмониторинг; государственный финансовый контроль; противодействие финансированию терроризма.

В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а также о защите финансовых интересов страны на международном уровне и противодействии финансирования терроризма. Опыт экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины. Действенный финансовый контроль является одним из необходимых условий для существования развитой экономики и сильной независимой страны. В финансовой организации Российской Федерации имеются значительные трудности, которые обусловлены нелегальным и малоэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Таким образом, в государстве возникает необходимость в контроле денежных средств, — финансового контроля.

Цель статьи: проанализировать состояние системы финансового мониторинга и финансовой безопасности в Российской Федерации.

Поставленная цель обуславливает необходимость выполнения следующих задач:

  1. Рассмотрение структур, относящихся к сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. Основные функции финансовой безопасности в Российской Федерации;
  3. Описание взаимодействий двух основных структур финансового мониторинга: Росфинмониторинг и Центральный банк России.

Финансовый мониторинг — сложная предметная область, содержащая в себе основы правового, финансового и административного регулирования, межведомственных и межгосударственных взаимоотношений. В целом, противодействие для легализации доходов, которые получены преступным путем, а также финансирование терроризма, является правоприменительной деятельностью, которая в свою очередь объединена с международными отношениями и финансовым регулированием. Финансовое регулирование обладает всеми необходимыми средствами и методами для противодействия внезаконным финансовым транзакциям, в том числе, операциями перевода, вывода или ввода денежных средств, которые связанны с финансированием терроризма. Финансовый мониторинг — это финансовый анализ и экономические отношения, а с другой стороны — это контроль и надзор со стороны органов государственной власти (в частности Федеральной службы по финансовому мониторингу). Финансовый мониторинг — это также деятельность органов внутреннего контроля (комплаенса) за соблюдением правил противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма [3].

Финансовый мониторинг в первую очередь ориентирован на противодействие легализации финансовых доходов, которые были получены преступным путем, а также на противодействие финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угроза терроризма возрастает, вопросы об успешном осуществлении финансового мониторинга в Российской Федерации приобретают еще большую актуальность.

Центральный банк Российской Федерации — орган государственной власти и одновременно финансовым регулятором, который осуществляет надзор за деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации. Данная государственная организация основывает свою деятельность на принципах ключевых направлений национальной денежно-кредитной политики и стратегии банковского развития. Одна из основных функций Банка России — финансовый мониторинг, он осуществляет политику финансового мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

Центральный банк Российской Федерации в сфере финансового мониторинга базирует свою деятельность на создании комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют противодействие легализации или отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Банк России предъявляет особые требования к лицам, занимающим должность в подразделениях компалаенса, для соответствия каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам, правилам предоставления отчетов о банковских операциях.

В соответствии с законодательством, Центральный банк Российской Федерации и его территориальные подразделения осуществляют сбор, анализ информации о транзакциях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иных незаконных финансовых транзакциях, определяет принципы регулирования в данной сфере, участвует в совершенствовании законодательства о финансовом мониторинге и издает соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (положения, инструкции, указания), регулирующие противодействия легализации (доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу определяет правила предоставления данных о финансовых транзакциях в Росфинмониторинг.

По мнению Начоевой Л. А., финансовый мониторинг можно представить, как двухуровневую структуру.

Первый уровень может быть представлен Росфинмониторингом и федеральными надзорными органами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в сфере финансов [1].

Однако было бы более точным только один Росфинмониторинг отнести к первому уровню системы финансового мониторинга, так как именно на данного органа исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.

Второй уровень системы финансового мониторинга в России по Начоевой Л. А. представлен субъектами первичного финансового мониторинга — организациями, на которые согласно законодательства возложена обязанность по осуществлению финансового мониторинга в целях безопасности [1].

Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и непосредственно связаны с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

Центральным банком Российской Федерации осуществляется надзор за деятельностью кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, осуществляется до 80 % всех финансовых транзакций в стране, по этой причине на эти организации направлена основная задача контроля со стороны финансового и экономического регулятора.

Кредитные организации подвергаются риску прохождения операций по финансированию терроризму, поэтому для правильной и эффективной их работы необходимо организация, установление и регулирование правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Банки и небанковские кредитные организации, функционирующие в рамках финансового мониторинга на основании нормативных правовых актов, определяющие основные принципы осуществления постоянного контроля, правила идентификации клиентов, в том числе, на принадлежность к террористам и экcтремистам, правила определения подозрительных и необычных операций.

Росфинмониторинг выполняет свои функции в непосредственной связи с Центральным банком России. Центральный банк базирует свою надзорную деятельность на методах, средствах и принципах, которые необходимы для реализации функции финансового мониторинга. Финансовый мониторинг –основная функция Банка России, который издал соответствующее положение, инструкции и указания для противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма.

В результате совместной работы Росфинмониторинга и Банка России наблюдаются очевидные положительные результаты, но отзыв лицензий у некоторых банков, обслуживающих клиентов, относящихся к группе риска, вовлеченных в проведение незаконных финансовых операциях, был спровоцирован «переход» клиентов, из группы риска, в крупнейшие финансовые учреждения с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.

Проводимая совместно с Банком России работа, с целью настройки систем внутреннего контроля кредитных организаций является одной из основных мер реагирования. Также, необходимо отметить, что эта работа позволяет проводить мониторинг «миграции» не только клиентов, но и их средств при закрытии счета.

В результате этого взаимодействия, от банков было получено около 96 тысяч сообщений о случаях расторжения договора по инициативе клиента.

Для решения задач по противодействию финансированию терроризма, на территории Российской Федерации продолжается взаимодействие на межведомственном уровне. Основную линию координационных органов составляют следующие структуры: Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, в том числе межведомственные рабочие группы, созданные в связи с поставленной задачей. Органами финансовой безопасности проводятся консультации с частным сектором по вопросам, связанным с усилением контроля за наблюдением и анализом проводимых денежных операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представители финансовых учреждений презентовали «матрицу индикаторов», которая была разработана финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.

Росфинмониторинг предложил свою «матрицу индикаторов» которая, систематизирует идентификаторы по следующим направлениям:

 процессы, характерные для радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.).

 террористы, а также их окружение, экономика спонсирующая терроризм (легальная и теневая — торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.).

У подозрительной транзакции имеются четкие критерии определения степени подозрительности клиента, в которых учитывается география и используемые платежные инструменты.

Все вышеперечисленное свидетельствует о практическом опыте, который был приобретен за годы работы, о постепенном совершенствовании системы финансового мониторинга, что позволяет более эффективно противостоять угрозе терроризма, эффективно использовать средства бюджета.

Таким образом, отмечается положительная динамика сотрудничества межгосударственных органов финансового мониторинга/безопасности (Росфинмониторинг, Центральный банк России, Совет Безопасности Российской Федерации и др.) и, как следствие, повышается эффективность системы финансового мониторинга.

Основная цель Росфинмониторинга на 2017 год — это борьба с терроризмом: выявление новых источников и каналов финансирования ИГИЛ, выработка мер по их пресечению, уделение особого внимания центрам подготовки террористов-боевиков и их финансированию. Еще одна задача, стоящая перед финансовыми организациями, — пресечение нелегальных финансовых операций, противодействие легализации (доходов), полученных преступным путем.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что «финансовый мониторинг» — это система процедур (контрольные, информационные, правоохранительные), основная функция которых направлена на воспрепятствование поступления доходов, незаконно поступивших в экономику Российской Федерации. Также, необходимо отметить, данная система, помимо прочего, служит и для воспрепятствования использования агентов финансового мониторинга, с целью отмывания незаконно поступивших доходов и финансовой поддержки терроризма.

Современный этап развития нашей страны, со всеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.

Литература:

  1. Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке/Л. А. Начоева// Диссертация. С.-П. — 2015. — С. 16 -17
  2. Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу». М. 2016. — С. 8–9
  3. Тилькова Д. Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 561–567
  4. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, Российская Федерация, финансирование терроризма, центральный банк, противодействие легализации, финансовая безопасность, Банк России, Центральный банк России, операция, внутренний контроль.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *