Что такое лидерство определение – Лидерство: теории и типология

ЛИДЕРСТВО — это… Что такое ЛИДЕРСТВО?

  • лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований Л. выделены различные стили Л., разработан ряд концепций Л. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли… …   Большая психологическая энциклопедия

  • лидерство — первенство Словарь русских синонимов. лидерство сущ., кол во синонимов: 3 • бразды правления (12) • …   Словарь синонимов

  • ЛИДЕРСТВО —         (от англ. leader ведущий, руководитель), один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает… …   Философская энциклопедия

  • ЛИДЕРСТВО — англ. leadership; нем. Fuhrung. leadership; 1. Функции, выполняемые лидерами в группе; планирующая, координирующая и контролирующая деятельность вышестоящих членов группы. 2. Соц. отношения доминирования и подчинения в группе, организации,… …   Энциклопедия социологии

  • ЛИДЕРСТВО

    — в этологии главенство одной или нескольких особей в стаде, их способность воздействовать на характер передвижения стада (стаи) с места на место, определяя время, скорость и направление передвижения своей группы. Наиболее эффективным лидером в… …   Экологический словарь

  • ЛИДЕРСТВО — (англ. Leadership) функции, выполняемые лидерами в группе; планирующая, координирующая и контролирующая деятельность вышестоящих членов группы; социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ЛИДЕРСТВО — – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований выделены различные стили Л., разработан ряд концепций Л. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛИДЕРСТВО — (LEADERSHIP) В социальной психологии лидерство часто рассматривается в рамках анализа малых групп. В социологии оно определяется как оказание влияния или осуществление власти в социальных коллективах. В рамках веберовской социологии выделяется… …   Социологический словарь

  • лидерство — • непререкаемое лидерство …   Словарь русской идиоматики

  • ЛИДЕРСТВО — (от англ. leader ведущий), ведущее влияние члена группы лидера на группу в целом. Л. изучается в социальной психологии, где выделяются две осн. лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Понятие лидер и лидерство. Его виды и функции.

    Ли́дер(отангл.leader) — ведущий, первый, идущий впереди) —лицо(субъект) в какой-либогруппе(организации), пользующееся большим, признаннымавторитетоми обладающеевлиянием, которое проявляется какуправляющиедействия.

    Член группы, за которым она признает правопринимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболееавторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

    Лидерство– доминирование одних членов группы над другими.

    Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

    Признаки лидеров:1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач; 2) способен оказывать влияние на других членов группы; 3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом; 4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; 5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы; 6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

    Функции лидера: 1)организациясовместной жизнедеятельности группы в различных сферах; 2) выработка и поддержание групповых норм; 3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; 4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности; 5) установление и поддержание микроклимата группы.

    Виды лидерства по М. Веберу :1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей; 2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран; 3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

    Типы лидерства по реальной управленческой практике:

    1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше; 2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей; 3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть; 4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов; 5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

    Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

    studfile.net

    Кто такой лидер?

    Лидер — это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и топовые позиции. Коммуникабельность и аналитический склад ума, самостоятельность и умение работать в команде, амбициозность, стрессоустойчивость и креативность упоминаются практически в каждом CV, но далеко не всегда отражают настоящие качества кандидата и часто просто не согласуются с желаемой должностью. В резюме следует перечислять только те из них, которые будут применимы к желаемой позиции. В этой статье рассматривается характеристика «лидерские качества».

    Кто такой лидер?

    В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

    Сегодня многие компании заявляют о нехватке на рынке труда талантливых и опытных менеджеров во всех сферах бизнеса. Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей. «О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года, – рассказывает директор департамента развития компании Penny Lane Personnel Елена Егорова. – Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. За семь лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков у сотрудников».

    Старший консультант HR-департамента хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Литвинова считает, что не следует забывать разграничивать два типа лидерства: формальное и неформальное. О формальном лидерстве можно говорить тогда, когда сотрудник занимает управленческую позицию и успешно справляется с должностными обязанностями. Неформальное же лидерство – это определенная харизма, умение влиять на людей и убеждать их, способность брать на себя ответственность. Идеальный вариант – совпадение руководящей позиции и качеств неформального лидерства. Однако подобные варианты встречаются довольно редко, что лишний раз подтверждают дискуссии участников проекта

    HeadHunter LIVE на тему «О формальных и неформальных руководителях проектов».

    Кому нужны лидерские качества?

    Лидерство приписывают себе как вчерашние выпускники вузов, так и претенденты на топ-позиции. «С точки зрения работодателя, лидером можно считать кандидата, нацеленного на результат, достигающего его максимально быстро и выгодно для организации и ведущего к нему всю свою команду», – считает аналитик кадровой компании

    AVANTA Personnel Илья Баранов.

    Когда перед рабочим коллективом поставлены сложные задачи, которые необходимо выполнить в сжатые сроки при ограниченности ресурсов, требуется лидер, способный мотивировать своих коллег на достижение поставленных перед командой целей. Ольга Литвинова говорит, что сейчас очень распространено «проектное лидерство» – назначение сотрудника руководителем небольшого,ограниченного во времени проекта. Это дает руководству компании шанс оценить управленческий потенциал специалиста, а ему самому – попробовать силы, убедиться в своем умении управлять командой. Как правило, после опыта успешного «проектного лидерства» специалист может стать полноценным мидл- или топ-менеджером. Однако эксперт также считает, что лидерские качества, так необходимые на руководящих должностях, могут навредить на позициях, где требуется лишь аккуратность и механическое выполнение каких-либо действий. «Безусловно, если в специалисте начинают проявляться лидерские задатки – это его преимущество, – рассказывает Илья Баранов. – Вопрос в том, насколько занимаемая позиция и текущая ситуация в компании позволят ему реализовать этот потенциал. Если положение дел в организации не дает сотруднику возможности проявлять и применять на деле свои качества, то он начинает терять интерес к работе и искать счастья на стороне».

    Эксперты кадрового рынка считают, что лидерские качества сейчас наиболее востребованы в тех сферах рынка, где высока конкуренция, присутствует необходимость быстро принимать решения, проявлять инициативу, работать с инновациями.

    «Лидеры – это люди, которые влияют на поведение других, следовательно, мы говорим о необходимости лидерских качеств, когда рассматриваем кандидата на руководящую, топовую позицию, или компания переживает этап реструктуризации, или работать коллективу приходится в стрессовом режиме, или необходимо вывести организацию из стадии застоя, – говорит Елена Егорова. – При этом важны такие личные качества, как умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность».

    Как подтвердить наличие лидерских качеств?

    Кандидаты, претендующие на управленческие позиции, вполне могут опустить в резюме информацию о наличии у них лидерских качеств: их предыдущий опыт работы будет говорить сам за себя. «Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать», – говорит старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International (Россия) Галина Немченко. А вот соискателям, стремящимся к руководящим должностям, но не имеющим управленческого опыта, надо постараться обратить внимание рекрутеров на наличие у них задатков неформального лидера еще в резюме, а во время личной встречи в полной мере продемонстрировать их. «В резюме свои лидерские качества кандидат может отразить, указав опыт руководства группой подчиненных, возможно, в рамках какого-либо проекта, – говорит Ольга Литвинова. – Чтобы подчеркнуть наличие навыков неформального лидерства, можно перечислить такие достижения, как формирование команды, увеличение продаж, успешную реализацию проекта».

    Многие рекрутеры признаются, что не обращают особого внимания на то, какие личные качества «приписал» себе кандидат в резюме. Они считают, что узнать о том, насколько соискатель коммуникабелен, стрессоустойчив, обладает ли задатками лидера, лучше непосредственно во время интервью. По манере поведения, по тому, как кандидат презентует себя, уже можно сделать определенные выводы относительно наличия у него требуемых для будущей должности качеств, а результаты специальных тестовых заданий, решений различных кейсов сделают портрет претендента более полным.

    «Резюме – это визитная карточка специалиста, содержащая информацию о его опыте и навыках, – говорит Илья Баранов. – Составляя CV, кандидат указывает сведения о направлениях своей предыдущей деятельности, выполняемых функциях и достижениях. Грамотно составленное резюме оставит первое положительное впечатление у рекрутера и позволит ему предположить наличие лидерских качеств у кандидата. Обращаю внимание, что только предположить. Хорошее резюме лишь увеличивает шансы на то, что оно будет сразу замечено, но реальный портрет кандидата все равно можно составить только при личной встрече, во время которой нередко соискателям предлагается пройти оценку психологов».

    «Лидерство – понятие неисчисляемое, и в резюме показать наличие этого качества достаточно сложно, – соглашается Елена Егорова. – Мы можем сделать определенные предварительные выводы на основе перечисленных в резюме навыков и компетенций, предыдущего опыта работы, успешно реализованных проектов, образования… Но окончательные мнение о кандидате может сформироваться только на собеседовании»

    Источник: Hh.ru

    hr-portal.ru

    это кто? Психология лидерства. Лидер команды

    Удивительно, как и при каких обстоятельствах формируются лидерские качества в человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

    Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

    Терминология

    Ли́дер (от англ. leader — «ведущий, первый, идущий впереди») — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

    Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера — человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

    Итак, кто же он такой?

    Основные качества лидера

    Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

    Лидер — это человек, который объединяет в себе:

    1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна — будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
    2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, — нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, — психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, — лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
    3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные человеческие качества, согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
    4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли — уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои — это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
    5. Инициативность. Лидер — это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
    6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

    Где интеллект?

    Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства — быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция — толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким «сырым материалом».

    Лидер и руководитель — одно и то же?

    Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

    Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. «Зверь» он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. Лидерские качества в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

    Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще — если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

    Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

    Лидер-женщина: дар небес или наказание?

    Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

    Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали «лидера» сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

    Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

    Может ли лидер быть в подчинении?

    Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

    Действительно, неформальный лидер — это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер — это человек, который сам является заложником своей харизмы.

    Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя профсоюзной организации, назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес — его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше «мотать на ус» и принимать во внимание.

    Можно ли воспитать в себе лидера?

    Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

    Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию личностных качеств человека предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

    Подведем итог

    Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер — это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

    Хвала бесстрашным, мир вращающим!

    fb.ru

    ЛИДЕР — это… Что такое ЛИДЕР?

    (англ. leader — ведущий, руководитель) — лицо, за которым определенное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

    Дифференциация на лидеров и ведомых характерна для всех уровней общественной организации, от неформальных организаций до политической элиты. Политическое лидерство сопряжено с постоянным приоритетным влиянием со стороны определенного лица на все общество, его способностью сплачивать людей, изменять ход событий и направленность политических процессов. Напротив, невыполнение политическими лидерами своей социальной роли приводит к их оторванности от народа, потере доверия к власти, деформации политики.

    Долгое время лидерство рассматривалось под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности. Действительно, еще в самых древних обществах сложился такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание и авторитет среди соплеменников. Аристотель считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем право властвовать получает тот, кто превосходит других размером. По мнению сторонников возводящейся к Аристотелю «теории черт», лидером может стать не всякий — это природный дар. Лидером становятся благодаря таким чертам характера как ум, энергия, воля, храбрость и т. д.

    Широко распространена точка зрения, что лидер — это всегда продукт определенного времени, места и обстоятельств, и что лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации и спецификой встающих перед обществом задач. Американский политолог Ю. Дженнингс писал: «Нет сомнения в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив».

    С ситуационной теорией перекликается «теория последователей», согласно которой лидеры — это, прежде всего, выразители настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Группа сама выбирает себе лидера по своим нуждам, таким образом, лидер — это только инструмент социальной группы.

    Следует различать такие понятия как лидер и формальный руководитель. Последний назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Лидер же — не формальная должность, а общественный статус, его власть основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете, т. е. на добровольном подчинении последователей. Но часто бывает, что формальный руководитель обладает качествами лидера и вследствие этого обретает социальный статус лидера, заслуживая авторитет и доверие со стороны большинства членов общества.

    Классическая типология лидеров принадлежит немецкому ученому М. Веберу, утверждавшему, что подчинение воле лидера может происходить из целерациональных соображений, из веры в святость издавна существующих порядков или чисто аффективно, из личной симпатии подданных. В соответствии с такими мотивами Вебер выделяет 3 чистых типа господства: легальный, традиционный и харизматический.

    Рационально-легальный тип основывается на законе, правовом порядке. Этот тип характерен для стран с демократическим укладом и воплощается в правовом государстве.

    При легальном типе господства люди повинуются установленному правопорядку. Обществом руководят избираемые или назначаемые сверху органы управления, состоящие из профессиональных чиновников, обученных и компетентных специалистов. Они действуют только в пределах своей компетенции на формально-правовых основах.

    К легальному типу господства относятся не только парламентарноконституционные государства, но и частнокапиталистические предприятия, политические организации и партии. По утверждению Вебера, наиболее чистым типом легального господства является бюрократия, значение которой неумолимо возрастает.

    «Традиционное» господство основано на «вере в святость издавна существующих порядков». Его наиболее полным воплощением является патриархальное господство. Лидер непосредственно управляет органом власти из преданных лично ему «слуг», остальное население является «подданными». Управление такого типа ведется по издавна сложившейся и укоренившейся традиции.

    Третьим типом является «харизматическое» господство. Оно основывается на аффективной вере в личность, наделенную харизмой (божественным даром), которая отделяет ее от прочих людей и возвышает над ними. Харизмой обладали пророки, великие полководцы и политики, являвшие собой тип «вождя», которому повинуются не по разумному убеждению, а иррационально.

    Харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от преклонения перед ним.

    По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки принятого и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.

    Существуют и иные принципы типологизации политических лидеров. Так, по отношению к цели, которую ставит лидер, и воздействию, оказываемому им на общество, выделяют 3 типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

    Если XX в. был временем революционеров, то в современных условиях глобальной модернизации чаще востребован лидер-реформатор, умеющий сохранять традиции, обычаи и духовную культуру. Актуальным становится исследование стилей политических лидеров. Политический стиль отражает не только индивидуальность, но и методы поддержания курса, характер взаимодействия с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы.

    Для высшего руководства России конца 1980-х — начала 1990-х гг. был характерен харизматический тип лидерства: перестройка породила в общественном сознании надежду на некое чудо, способное разом решить все проблемы. В подобных условиях знания и рациональнообоснованные ориентации заменяются верой. Однако когда в результате деятельности пришедших к власти либералов-«реформаторов» страна оказалась на грани коллапса, жители России испытали серьезное разочарование в своих «кумирах».

    В начале XXI в. с приходом к власти В. Путина ситуация постепенно стала меняться. Деятельность молодого, энергичного лидера вернула народу доверие к власти. И это доверие подкреплено уже не слепой верой в «вождя-чудотворца», а реальными успехами страны в экономике, социальной и международной политике.

    Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

    greater_political.academic.ru

    Лидерство. Понятие лидерства — история, виды и стили

    Теория лидерства берет свое начало в 20-х годах ХХ века, когда впервые начал появляться интерес к управлению как к науке. Первое, на что обратили внимание исследователи, это на возможное наличие общих черт характера у различных известных лидеров. Так появилась теория черт, или «Теория великих людей». К сожалению, теория не была успешной. Оказалось, выявить общие черты очень трудно. Конечно, встречалось много общего. Такие черты, как высокий интеллект, большой багаж знаний, яркая внешность, уверенность в себе и прочее. Но создать общий портрет лидера не получалось. Люди, не обладающие вышеперечисленными качествами, тоже были выдающимися лидерами.

    Следующим шагом исследователей стала ситуационная теория лидерства. Согласно ей, лидер порождается сложившейся ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Руководитель может ориентироваться на решение задачи или на отношения в коллективе. Ф.Фиддер провел ряд исследований по этому вопросу и выявил зависимость стиля лидерства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная ситуация, доброжелательные отношения и сотрудники воспринимают лидера, уважают и слушают его, эффективным будет лидер, ориентированный на задачу. Он сможет ставить точные задачи и быть требовательным. Слаженный коллектив работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятной ситуации, где лидера не воспринимают, не уважают. Лидер, ориентированный на решение задачи, также будет эффективен.

    В средней степени благоприятности, где есть проблемы в коллективе и сотрудники не знают, как воспринимать лидера, успешнее будет тот лидер, который ориентирован на отношения. Создать благоприятную ситуацию, наладить отношения в коллективе — первостепенная задача лидера.

    Третий шаг исследователей — системная теория лидерства. Здесь лидерство и лидер рассматриваются с точки зрения групповой динамики. Группа рассматривается как система, лидерство — организация отношений в группе, лидер — субъект управления этим процессом.

    Виды и стили лидерства

    К. Левин с точки зрения стиля и методов работы выделил следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, попустительский.

    Авторитарный стиль лидерства.

    Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Такой начальник — «деспот». Проблемы сотрудников его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.

    Демократический стиль лидерства.

    Начальник работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

    Попустительский стиль лидерства.

    Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса.

    С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

    В экспериментальной практике выделено несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-умелец.

    Точно можно сказать, что группа без лидера не существует. Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу.

    Елена Любовинкина — консультант, психолог

    Как это – управлять людьми, вести за собой, быть лидером? Как руководить людьми так, чтобы другие реализовывали твою идею и задумку, получали удовольствие от работы и приносили прибыль общему делу? Люди, которыми приходится управлять, такие разные – у них разный характер и ценности, разный уровень профессионализма и желание профессионально расти и развиваться, как найти индивидуальный подход? Как работать с каждым и работать с командой – мотивировать, находить эффективные решения, добиваться высоких результатов? Наш тренинг «Ситуационное лидерство» ответит на эти вопросы! Вы можете пройти его в любое, удобное время, здесь.

    www.mental-skills.ru

    Определение понятия «лидерство»


    ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 14Следующая ⇒

    Организации, добивающиеся успеха, отличаются от других, менее успешных организаций тем, что имеют эффективное руководство. Синонимом слова «руководство» является слово «лидерство». Важнейшим вопросом современного менеджмента, который не разрешен до сих пор, является вопрос взаимоотношений понятий «лидерство» и «управление». Руководить и быть лидером; управлять и быть менеджером – это одно и тоже или это разные понятия? Современный менеджмент различает эти понятия.

    Управление – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи.

    Лидерство – процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на другое лицо или членов группы или даже на всю организацию в целом.

    Управляет менеджер. Он воздействует на подчиненных с помощью власти, которой он обладает по своей должности (власть должности). Она делегируется менеджеру сверху, со стороны руководителя более высокого ранга.

    Понятие «лидер» существенно более сложное.

    Лидер – это человек, обладающий способностью влиять на людей с целью достижения определенных целей. Эти цели могут совпадать, а могут и не совпадать с целями организации. Власть лидера основывается на личной власти, основой которой является уважение и преданность со стороны подчиненных.

    Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

    Для управления характерно отношение:

    начальник (менеджер) –подчиненный;

    для лидерства характерны отношения – лидер – последователи.

    Властью обладают и менеджеры, и лидеры. Но природа власти у них разная – у менеджеров власть сверху, это власть должности; у лидеров власть снизу, от последователей.

    Наиболее общее определение понятия «власть»:

    Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права или насилия.

    Принято выделять пять основных типов и соответственно источниковвласти:

    1. Личная власть. Синонимы – референтная или харизматическая власть, основой которой являются индивидуальные свойства руководителя.

    Харизма – греческое слово, божественный дар, исключительная одаренность.

    Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей исключительным авторитетом, основанном на его личных качествах.

    2. Власть должности или законная власть, полученная «из рук» высшего руководства организации. Законная, легитивная власть позволяет руководителям управлять ресурсами, вознаграждать и наказывать подчиненных. Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им.

    3. Экспертная власть, основанная на знаниях, которых нет у других.

    4. Власть, основанная на вознаграждении, проистекающая из возможностей индивида контролировать и управлять некоторыми благами.

    5. Власть, основанная на принуждении, проистекающая из возможности наказывать других людей.

    Процесс влияния на людей с позиций занимаемой в организации должности называется формальным лидерством.

    Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Существуют многочисленные определения термина «лидерство».

    Простейшее определение – лидерство это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.

    Более сложное определение. Лидерство – это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфических целей. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением.

     

    13.2 Лидер и менеджер

    В предыдущем параграфе отмечено, что природа власти у лидера и менеджера разная – у лидера власть «снизу», у менеджера власть должности. Различия между лидером и менеджером проводится по многим позициям.

    Таблица 4

    Отличия менеджера от лидера

    Менеджер Лидер
    Администратор Инноватор
    Поручает Вдохновляет
    Работает по целям других Работает по своим целям
    План – основа действий Видение – основа действий
    Полагается на систему Полагается на людей
    Использует доводы Использует эмоции
    Контролирует Доверяет
    Профессионален Энтузиаст
    Принимает решения Превращает решения в реальность
    Уважаем Обожаем

     

    Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Он вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогает им адаптироваться к новому. Менеджеры ориентируются на кем-то установленные цели. Лидеры сами устанавливают свои цели и используют для изменения отношения людей к делу.

    Менеджеры разрабатываю свои действия в деталях и во времени, планируют привлечение и использование необходимых ресурсов для достижения поставленных целей. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в детали. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и вызывают у своих последователей сильные чувства.

    Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они используют доверие для организации совместной работы.

    Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

    На практике не наблюдается идеального совпадения этих двух типов отношений управления, но значительная группа успешных менеджеров во многом обладает лидерскими качествами.

     

    Стили руководства

    Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель (управленец) делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все это отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя.

    Современный менеджмент выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

    Авторитарный стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

    Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Критику не выносит и не признает своих ошибок, но сам критиковать любит. Работает много и заставляет много работать и других, в том числе и во внеурочное время. В целом для автократа характерен недостаток уважения к своим подчиненным.

     

    Предпосылки автократичного руководителя Дуглас Мак Грегор назвал теорией «Х».

    Согласно этой теории:

    1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

    2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

    3. Больше всего люди хотят защищенности.

    4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

     

    Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, привлечения их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, поощрение инициативы и творческой активности, умение считаться с мнениями и советами подчиненных.

    Руководитель демократического стиля в своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он старается чаще советоваться с подчиненными и прислушивается к мнению коллег. Не подчеркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель демократического стиля считает своим долгом постоянно и с полной откровенностью информировать подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Руководитель – демократ ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала.

     

    Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки демократического стиля теорией «У»:

    1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не боятся ответственности и даже стремятся к ней.

    2. Люди используют самоуправление и самоконтроль.

    3. Способности к творческому решению проблем встречаются часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

     

    Организация, где доминирует демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются широкой свободой при выполнении заданий. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые для работы ресурсы.

     

    Либеральный стиль называют невмешивающимся стилем руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения, осторожностью в делах, неуверенностью в своей компетенции и непоследовательностью в действиях и др. Либеральный руководитель легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам, во взаимоотношениях с подчиненными вежлив и доброжелателен. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчиненных и не проявляет особой активности. Как правило, он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение. Готов выслушать критику и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые правильные решения. Подчиненные располагают большой свободой действий. Пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы их решения.

     

    Теория лидерских качеств

    Современный менеджмент признает, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Однако лидерами становятся не сразу, этому предшествует либо обучение по специальным программам развития лидерских качеств, либо реализация определенного типа деловой карьеры в организации. Сегодня исследования лидерства представлены большим числом различных теорий. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

    Наиболее ранним подходом в изучении лидерства является теория лидерских качеств. По мнению первых исследователей у лидеров есть некоторые особые качества, которые отличают «великих людей» от простых. Считалось, что лидеры имеют какой-то уникальный набор устойчивых качеств, отличающих их от не лидеров. Поэтому ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на утверждении, что лидерами рождаются, а не становятся.

    В результате выявлены более ста лидерских качеств, из которых выбраны пять самых важных:

    · ум или интеллектуальные способности;

    · господство или преобладание над другими;

    · уверенность в себе;

    · активность и энергичность;

    · знание дела.

    Однако многие люди с этими качествами так и не стали лидерами. Практика не подтвердила теорию.

    Американские ученые определили четыре группы лидерских качеств:

    1. управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения, чтобы это было привлекательным для последователей;

    2. управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были понятны и приняты последователями;

    3. управление доверием, или способность построить свою деятельности с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

    4. управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

    Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Главный недостаток – перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине невозможно создать единственно верный образ лидера. Кроме того, во многих случаях измерение многих лидерских качеств оказалось невозможным.

     


    Рекомендуемые страницы:

    lektsia.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о