Что значит дзен – Дзэн — Википедия

Содержание

Дзэн — Википедия

Дзэн, дзен[1] (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма[2][3][4], окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках[5] под большим влиянием даосизма[6] и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее[3]. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания[7] или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма[8]. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии[9], имеющая свою национальную специфику[10] и пришедшая из Китая в конце XII века[9]. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики[11].

Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики

[12]. Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии[3].

Этимология[править | править код]

Энсо — символ дзэн-буддизма.

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование «дзэн»[13][14]. Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана»[15] (санскр. ध्यान, dhyāna IAST, от ध्या, dhyā IAST), означающему «глубокое сосредоточение»

[16], медитацию, созерцание[17] (в ранних работах школу дзэн называют школой созерцания)[18], а также отстранённость или избавление[19]. Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань»[17], во вьетнамском в «тхиен», в корейском языке в «сон», а затем, распространившись в Японии, в «дзэн»[20].

Другое название дзэнской традиции — Сердце Будды (Буддха-хридайя, кит. Фо синь, япон. Бусин)[21][22]. Сердце Будды соответствует буддийскому понятию махакаруны, означающему любовь[23] и великое сострадание[24]. Ещё одно известное название дзэнской школы — школа сознания Будды[25].

Склонение[править | править код]

Согласно «Большому современному толковому словарю русского языка» кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, слово «дзэн» не склоняется

[26]. Такой же позиции придерживается в своём словаре буддийских понятий доктор философских наук и буддолог Е. А. Торчинов[27].

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией доктора филологических наук С. А. Кузнецова и «Русскому орфографическому словарю» под редакцией доктора филологических наук В. В. Лопатина, «дзен» склоняется[28].

Согласно «Комплексному нормативному словарю современного русского языка», подготовленного Министерством образования и науки РФ и Межведомственной комиссией по русскому языку[29], «дзэн» может как не склоняться (основная форма слова, использованная в словаре и в данной статье), так и склоняться[30].

Индийские истоки дзэн и теории происхождения дзэн[править | править код]

Духовная передача традиции дзэн восходит к Будде Шакьямуни, поэтому в традиции он считается первым индийским патриархом. Вторым патриархом считается Махакашьяпа[32], которому Будда передал состояние пробуждения в цветке лотоса[33] без каких-либо слов и текстов, тем самым основав традицию дзэн в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу»[34].

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. <…> Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

В научном мире существуют две точки зрения относительно происхождения дзэн. Сторонники первой точки зрения утверждают, что чань-дзэн имеет махаянские или домахаянские истоки и происходит из школ мадхьямика и йогачара. В данных школах существовало учение о том, что существует способ постижения «истинного бытия» без использования «слов и текстов», а при помощи одного лишь «мистического созерцания-медитации» или дхьяны[36].

Сторонники второй точки зрения считают, что чань-дзэн имеет очень значительное отношение к китайскому буддизму и китайской культуре, хотя и происходит от махаяны. Исследователи указывают, что чаньские принципы и понятия имеют свои аналоги в махаяне. Например, дзэнское стремление не опираться на слова аналогично «махаянистскому антидискурсу». Тем самым исследователи подтверждают тезис о том, что дзэн является школой махаяны, и рассматривают дзэн как «движение за „практическую“ махаяну». Также значительная часть исследователей из сторонников второй точки зрения считает, что чань в значительной степени обязан своему происхождению взаимовлиянию даосизма и буддизма. Некоторая часть исследователей также считает, что чань можно считать развитием даосизма, вобравшего в себя родственные элементы буддизма: «Если буддизм отец, то даосизм мать этого ребёнка. Но нельзя отрицать, что этот ребёнок больше походит на мать, нежели на отца»

[37].

Чань-буддизм[править | править код]

Принято считать, что своё распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принёсшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума

[38]), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять общих патриархов, а затем учение раскололось на северную и южную школы. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ чань, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. В настоящее время, пережив ряд трудностей, направление чань является самым влиятельным направлением китайского буддизма и стремится распространиться по всему миру.

Все чаньские школы опираются на следующие пять ключевых принципов[39]:

  1. Высшая Истина невыразима;
  2. Духовное совершенствование невозможно;
  3. В конечном счёте ничего не достигается;
  4. В буддийском учении нет ничего особенного;
  5. Чудесное Дао заключено везде, даже в «ремесле водоноса или лесоруба».

Дзэн во Вьетнаме[править | править код]

Тхиенский монастырь Чук Лам («Бамбуковая Роща») во Вьетнаме.

В конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

По данным исследователя В. Ю. Пореша, в XX веке во Вьетнаме отмечался частичный упадок дзэн

[40]. В то же время в 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод. В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны[41]. Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи)[42].

Дзэн в Корее[править | править код]

Сон пришёл в Корею в VII веке с дзэн-мастером Помнангом, учившимся у четвёртого патриарха чань Даосиня (англ.)русск., но получил распространение только к середине IX века[43]. В период с 828 по 931 год в стране возникло 9 школ дзэн, получивших название «девяти гор». Этими девятью школами стали школы Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан

[44], которые в дальнейшем приняли имя Чоге по имени горы в Китае, на которой жил Хуэйнэн (638—713), являвшийся шестым патриархом дзэн[45].

В более поздний период Корё (918—1392) между школой сон и схоластическими буддийскими школами возникла напряжённость, что привело к необходимости налаживать взаимопонимание между школами. В этот же период буддийская сангха переживала кризис, связанный с проникновением светских явлений в буддизм, например, гаданий и молитв для достижения успеха в светских делах. Ключевыми фигурами данного периода стали сон-мастер Чинуль (англ.)русск. (1158—1210), создавший в горах новое движение дисциплинированных практиков «самадхи и праджня общества», и сон-мастер Чингак Хесим (1178—1234), развивавший практику хваду. Также в 1346 году учитель Тхэго Поу (1301—1382) окончательно объединил все чань-буддийские школы в составе ордена Чоге.

Соперничая с «каноническими» буддийскими школами, сон постепенно набирал популярность[43]. Однако во время династии Чосон (1392—1910), которая симпатизировала неоконфуцианству, буддизм утратил в Корее свою главенствующую роль. Монахам был предъявлен ряд жестких ограничений, например ограничение на посещение городов, а число монастырей значительно сократилось[46]. В результате буддизм периода Чосон был сокращён до школ сон и гйо (gyo), а в конечном итоге уменьшен до единственной школы сон. В этот период ключевую роль занял сон-мастер и автор ряда важных религиозных текстов Сосан Хючжон (1520—1604), считающийся центральной фигурой в возрождении буддизма Чосон. Движение «Праведный монах» Сосана Хючжона также помогло изгнать японских захватчиков из Кореи. Важным событием данного периода стало написание дзэн-мастером Кихвой (англ.)русск. (1376—1433) трактата в защиту буддизма, получившего название Трактат о проявлении истины (англ.)русск.

[47].

После раскола Кореи на КНДР на севере и Республику Корея на юге, в Северной Корее религиозная практика была подавлена[48], в то время как в Республике Корея буддизм конкурировал с христианством[49].

Возрождение корейского буддизма началось в 1960-х годах[44]. В настоящее время сон практикуется в Корее в ряде крупных монашеских центров. Двумя главными буддийскими школами Кореи считаются школа чоге-чжон (или Орден Чоге, который объединяет большую часть буддистов Кореи[44], включая многочисленных буддистов школы сон) и школа тхэго-чжон, берущая своё происхождение от наставника Тхэго Поу, являвшегося преемником Линь-цзи[50]. В XX веке одним из известнейших представителей Ордена Чоге был дзэн-мастер Кусан Сыним (1908—1983).

В 1983 году корейским дзэн-мастером Сун Саном, получившим передачу дхармы (англ.)русск. от 77-го патриарха корейского дзэн Ко Бона, была основана международная школа дзэн Кван Ум, берущая свои истоки от ордена Чоге. Данная школа, близкая к школе Риндзай, на конец 2012 года имела 35 дзэн-центров в Америке, 7 дзэн-центров в Азии и Австралии, а также 53 дзэн-центра в Европе (включая дзэн-центры в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону)[51].

По данным исследователя В. Ю. Пореша, Южная Корея является единственной традиционной страной, в которой дзэн на протяжении всего XX века и в настоящее время не потерял своих высоких организационных и духовных позиций. Последователи корейского дзэн утверждают, что дзэн в Корее является наиболее «чистым» и аутентичным традиции дзэн патриарха Хуэйнэна, к которому восходит корейский дзэн[40].

Дзэн в Японии[править | править код]

Предварительный этап[править | править код]

В 653 году монах из Японии Досё прибыл в Китай для изучения философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. Под влиянием Сюань-цзяна Досё стал адептом дзэн-буддизма и, вернувшись в Японию, возродил школу Хоссё, адепты которой тоже начали исповедовать дзэн. Первым медитационным залом школы стал зал в храме Нары[52].

В 712 году в Японию прибыл наставник винаи Дао-сюань, также практиковавший чань северной школы Шэнь-сю (англ.)русск.[53]. Дао-сюань, прибыв в Нару, поспособствовал формированию тесных связей между школами Рицу (Винайя) и Кэгон (кит. Гуйян), а также развитию культуры Японии. Преемником Дао-сюаня стал Гьёхьё, а преемником Гьёхьё — Сэйкё (Дэндзё Дайси, 767—822), который стал одним из основателей школы Тэндай. Влияние данных наставников помогло закрепить практику медитации в Японии[52].

В IX веке, приняв приглашение от императрицы Такибаны Какико, Японию посетил учитель чань школы Линьцзи И-кьюн. В Японии он проповедовал учение среди императорского двора, а позже принял руководство храмом Дэнриндзи в Киото, который был построен специально для него. Но И-кьюн не смог популяризовать учение во многом из-за отсутствия каких-либо решительных действий со своей стороны и через некоторое время вернулся в Китай. После этого в Японии начался период застоя дзэн, сопровождавшийся отдельными фактами угасания всего буддизма[54].

Эйсай и закрепление дзэн в Японии[править | править код]

Наставником, при котором дзэн окончательно пришёл в Японию в виде школы Риндзай (Линьцзи), считают Эйсая (Дзэнкё Кокоси, 1141—1215). Уже в детстве Эйсай практиковал монашескую форму буддизма в японском храме тэндайской школы. В 1168 году Эйсай первый раз прибыл в Китай, где его в очень большой степени впечатлило чаньское учение. Из своей поездки он вынес убеждение, что такое учение поможет его стране возродиться духовно. Вторая поездка Эйсая в Китай состоялась в 1187 году, в ходе которой он получил «печать просветления»[55] от учителя школы Линьцзи Сюйань Хуайчана[53] линии Хуань-луна[55].

В Японии Эйсай проповедует о превосходстве дзэнского учения над учением тэндайской школы, что встречает противодействие и обвинения в ереси в отдельных случаях. При поддержке представителей высшей властей Эйсай становится настоятелем храма Кэнниндзи (англ.)русск., расположенного в Киото и принадлежащего школам Сингон и Тэндай, где активно занимается распространением дзэн, при этом описывая свои усилия в тексте «Распространение дзэн ради защиты отечества». Также Эйсай изменяет позицию по другим буддийским школам на более мягкую, чтобы «добиться признания дзэн как самостоятельной школы». Кроме окончательного закрепления традиции дзэн в Японии Эйсай также заложил основы традиции японской чайной церемонии, посадив возле монастыря семена чая, привезённые им из Китая, и описав известные ему сведения о чае и чайной церемонии в своей книге о чае[56].

Расцвет Риндзай-дзэн в эпоху Камакура (1185—1333)[править | править код]

Вследствие поддержки школы императорской властью, дзэн серьёзно укрепил своё положение в Японии. Дзэн-буддистами стали многие члены фактически правящего самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227—1263) кроме того, что помог приехать в Японию многим чаньским учителям, сам, как считается, достиг окончательного сатори. Сиккэн Ходзё Токимунэ (1251—1284) привлёк на должность настоятеля храма Энгакудзи знаменитого учителя чань Согэна Магаку, который впоследствии помог ему «обрести силы в дзэн», чтобы справиться с монгольским вторжением[57].

В то же время школа встречалась и с рядом трудностей в своём развитии, наиболее заметно это было в Киото. После смерти Эйсая там серьёзно снизилась дисциплинированность учеников. В киотском храме Кэнниндзи из-за взаимодействия храма со школами Тэндай и Сингон появились магические ритуалы и формальное отношение к учению. Наставником, помогшим справиться школе с этими трудностями, стал Сёичи Кокуси (1202—1280), ставший аббатом храма Тофукудзи и проповедовавший там «истинный дух дзэнского учения»[58]. Ещё одним важным центром дзэн, который поддерживал император, стал храм Нандзэндзи, первым аббатом которого стал Дэймин Кокуси, обучавшийся дзэн в том числе и у Сёичи. Также известным мастером Риндзай данного периода стал Какусин (1207—1298), впервые представивший в Японии китайскую игру на флейте в качестве дзэнской практики. Большое внимание со стороны дзэн-буддистов уделялось и другим китайским искусствам, которые глубоко проникли в японскую культуру и приобрели национальный колорит[59].

В данном периоде также следует отметить мастера дзэн Мугай Нёдай (1223—1298), которая стала первой женщиной в дзэн, получившей звание мастера дзэн. Также Мугай Нёдай была основательницей самого значительного впоследствии женского монастыря Кэйай-дзи, ставшего центром для сети из пяти женских монастырей, дублирующих систему мужских монастырей.

Догэн[править | править код]

Основатель школы Сото Догэн (1200—1253), принадлежа к знатному роду и являясь хорошо образованным юношей, в двадцать лет отказался стать преемником старшего брата, являвшегося влиятельным аристократом, и ушёл в монастырь у горы Хиэй со своим младшим братом-отшельником. Коренной причиной данного решения было тяжелое переживание Догэном в семилетнем возрасте смерти своей матери, оставившей ему перед смертью напутствие о том, что Догэн должен уйти в монашество, чтобы познать дхарму и спасать всех существ от страданий[60].

В тэндайском монастыре Догэн изучал буддийские тексты и практиковал служение. Но не зная ответа на вопрос «Почему все будды и бодхисаттвы так страстно стремятся к просветлению и ведут аскетический образ жизни?», если все существа уже обладают природой Будды, Догэн покинул гору и по совету тэндайского монаха Кёина пришёл в риндзайский храм Кэнниндзи. После этого Догэн с наставником храма, Мьёдзэном, посетил Китай, где безуспешно пытался обрести просветление в чаньском храме Тьен-дунь-жу и в других монастырях и школах, а потом вернулся в Японию, где встретил очень строгого и аскетичного, но энергичного и добросердечного учителя дзэн Цзю-циня (1163—1268). Цзю-цинь, считавший, что монахам, желающим познать учение, нельзя тратить время на сон, установил беспрецедентные по жёсткости порядки в своём монастыре. Под его руководством Догэн медитировал и днём, и ночью, когда и достиг просветления, услышав вопрос учителя заснувшему ученику: «В дзэн тело и разум едины. Как же ты умудрился заснуть?»[61]

После периода совершенствования в практике в 1230 году Догэн пришёл в сельский храм Аньёин возле Фукакусы, где начал учить последователей обретению природы Будды в сидячей медитации. В этом же храме, вскоре ставшим местом массового паломничества, Догэн написал первую главу «Сёбогэндзё» о практике дзадзэн. Позднее Догэн переселился в храм Каннондёриин, а потом в храм Кёсёхориндзи, где в наибольшей степени реализовал себя в качестве наставника многочисленных учеников. Покинув храм из-за угроз общине храма со стороны монахов горы Хиэй, Догэн некоторое время жил в деревенских храмах, а в 1245 году поселился в храме Эйхэй-дзи («Бесконечный мир»), где в 1253 году и умер[62].

Догэн сформировал религию «исключительного дзадзэн» (шикан тадза (англ.)русск.), считающуюся среди буддистов возвращением к «чистой традиции Будды и патриархов»[63]. Считая сидячую медитацию самодостаточной, в то же время Догэн указывал на ошибочность однозначного отказа от изучения сутр[64].

Общий вклад Догэна в японский буддизм крайне высок, Г. Дюмулен отмечал, что Догэн, имевший качества сострадания, прямодушия, искренности и пытливости[65], является «едва ли не самым примечательным религиозным деятелем Японии»[66].

Дзэн в эпоху Муромати (1336—1573)[править | править код]

Дзэнская школа продолжала успешно развиваться. Усиливалось влияние старых дзэнских храмов на культуру и религию, строилось множество новых храмов. К числу последних относился храм Дайтокудзи (англ.)русск., построенный императором Го-Дайго в 1324 году и занимавший особое положение среди других храмов. Другими известными новыми храмами стали храмы Мьёсиндзи и Тэнрюдзи (англ.)русск.. Последний храм возглавил Сосэки (Мусё Кокуси, 1275—1351), являвшийся наиболее известным буддийским учителем того времени. Благодаря влиянию Мусё на сёгуна, было построено 66 новых дзэнских «храмов для умиротворения страны» и налажены торговые отношения с Китаем[67]. Храмы Кинкакудзи («Золотой павильон») и Дзисёдзи, известные, главным образом, из-за своей художественной ценности, также связывают с Мусё. Рядом с последним храмом был построен Гинкакудзи («Серебряный павильон»), также ставший «произведением высокого искусства»[68].

Для упорядочивания многочисленных дзэнских монастырей в Японии действовала система Годзан или в система «Пяти гор»[69]. В данной системе пять храмов в окрестностях Киото и пять храмов в Камакуре считались главными, им подчинялись «около шестидесяти храмов „второго“ уровня». На самом нижнем уровне находилось ещё около двухсот храмов[70]. Сёгун официально оформил иерархию дзэнских монастырей в 1386 году, согласно которой главным японским храмом стал храм Нандзэндзи[69].

Самые авторитетные наставники данного периода, стремясь распространить учение, использовали для наставлений стиль кана-хёго, для понимания которого мирянам не нужно было иметь образование. В то же время упрощение наставлений привело к тому, что наставники, в основном, использовали старые приёмы обучения и простые тезисы, отказываясь от оригинальности и использования парадоксов. Также дзэнские учителя начали рассуждать о дзэн в разрезе «интеллектуальной ценности»[71].

На данном фоне резко выделялся дзэнский учитель Иккю Содзюн (1394—1481). До знакомства с дзэн он воспитывался в буддийском храме, в который его отдала мать, фаворитка императора. В храме преподавался широкий круг дисциплин, но наиболее сильно Иккю полюбил поэзию и впоследствии стал известным поэтом. Обретя просветление, Иккю стал очень известен среди простых людей за свою «естественность религиозного служения», широту взглядов и резкое неприятие фальши. Иккю не отказывался от женщин, сакэ и мяса, критиковал посмертные идеи амидаизма, указывая на то, что они не связаны с познанием природы Будды, и высмеивал погребальные традиции чтения сутр и подношения еды, считая лучшими подношениями лунный свет или воду реки. Имея развитое чувство юмора и не желая мириться с недостатками как богатых, так и бедных людей, Иккю часто создавал ситуации со своим оригинальным решением, которые впоследствии становились известными анекдотами[72].

Культурное влияние дзэн в эпоху Муромати (1336—1573)[править | править код]

Многочисленные японские искусства или «пути» (до), рождённые в дзэнских монастырях, активно развивались в период Муромати. В начале периода наиболее значимой фигурой, воплощающей в себе дзэнские искусства, стал искусный художник, каллиграф и садовод Мусё. В последнем искусстве Мусё, используя новый стиль гармонизации, достиг выдающихся успехов, так как его сады стали считаться «самыми красивыми в Японии» и сильно повлияли на всё ландшафтное искусство Японии[73].

Храм Дайтокудзи, в котором обучал дзэн учитель Иккю, считающийся центральной фигурой в создании японской культуры XV века, также долгое время считался наиболее значимым центром японской культуры. Ученик Иккю, Сукё (1422—1502), стал после Эйсая вторым основателем традиции японской чайной церемонии, внеся в данную традицию национальные особенности. Через линию учеников, включая наиболее известного в этом искусстве мастера Сэн-но Рикю (1521—1591), данная традиция существует и в настоящее время[74].

Дзэнская живопись также получила значительное развитие в период Муромати. К числу известных дзэнских художников XIII века относят Сиа-куэя, Ma-юаня и Лянь-кая. В Японии новый стиль суми-э, являвшийся искусством рисования тушью, получил начальный импульс благодаря работам чаньского монаха Му Ци, а потом стал известен по работам Као и Минсё. Минсё кроме нескольких пейзажей создал эскиз «Нирвана» и портрет Сёичи Кокуси[75].

В XV веке на развитие суми-э повлиял живописец Сюбун, ставший, благодаря приказу сёгуна, главой государственного департамента живописи. Также Сюбун добился некоторых успехов в искусстве скульптуры. Влияние работ Сюбуна испытали на себя ряд дальнейших дзэнских художников, включая Сётана, Нёами, Дасоку, Сёкэё и Сэссю (1421—1506). Последний получил наибольшую известность не только в Японии, но и в Европе, где его называли «величайшим художником или, по крайней мере, величайшим из японских пейзажистов». Известными учениками-живописцами Сэссю стали Сюгэцу и Сэссон, а их общим известным учеником стал Масанубу (1454—1550)[76].

Начиная с этого

ru.wikipedia.org

Что значит дзен — искусство пребывания в моменте

Здравствуйте, дорогие друзья.

Каждый из вас наверняка слышал слово «Дзен», даже если он далек от буддизма. Термин этот многозначен, имеет прямое отношение к восточной культуре и религии, хотя сам по себе не предполагает ни веры в существование бога, ни его отрицания.

Буддийская философия может показаться европейскому человеку странной и даже парадоксальной. Понятие «Дзен» в этом отношении столь же необычно. Но при ближайшем рассмотрении вполне соответствует общей религиозной традиции. Ниже мы попробуем разобраться, что значит дзен?

Содержание:

Состояние и религия
Как состояние
Как философия
Практика
Как религиозное течение
Отличие от других направлений буддизма
Заключение

Состояние и религия

Существует два основных значения термина Дзен – это духовное состояние (а также упражнения, выполняемые для его достижения) и религиозное течение. Последнее во многом опирается на практику и относится к буддизму, хотя было сформировано на территории нынешнего Китая на рубеже V-VI веках под влиянием популярного тогда даосизма – мистико-философского учения.

Как состояние

О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны. Также все они имеют сходство со понятием «Дао». 

В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.

Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.

Как философия

В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:

  • смысл жизни оно не ищет;
  • вопросами мироустройства не занимается;
  • существование бога не доказывает, но и не опровергает.

Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:

  • Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
  • Они являются следствием определенных событий и поступков.
  • Страдания и стремления можно преодолеть.
  • Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.

Таким образом «Дзен» — это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя. Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа. А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.

Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э. Фромм:

«Дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым».

Практика

В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

Как религиозное течение

Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

Дзен – это все, что вокруг. Это любое действие, которое предпринимает знающий человек в отношении незнающего, чтобы научить последнего, подтолкнуть его к пониманию, простимулировать его тело и разум.

Отличие от других направлений буддизма

Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.

Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.

Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:

  • Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
  • Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
  • Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
  • Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.

Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.

Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.

Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.

Заключение

Дорогие читатели, надеемся, из статьи вы смогли хотя бы в общих чертах понять, что это такое – Дзен. Главная особенность этого направления в том, что объяснить и передать его словами невозможно, а потому все вышенаписанное – лишь жалкие попытки приблизиться к пониманию. Но если долго и упорно идти по пути Дао, то однажды можно достичь просветления.

Друзья, если эта статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях!

o-buddizme.ru

что это такое в Яндексе и как работает платформа на сайте

Яндекс.Дзен – это интеллектуальная площадка, которая умеет формировать новостной и развлекательный контент в соответствии с персональными увлечениями каждого пользователя.

Умный алгоритм анализирует ваши интересы и составляет уникальную ленту, которая включает:

  • последние новости;
  • забавные ролики;
  • посты известных личностей;
  • записи в блогах;
  • различные обзоры;
  • познавательные статьи;
  • другая информация.

Подборка формируется индивидуально: программа изучает местоположение, активность пользователя, поисковые запросы, сортирует просмотренные им публикации, подписки на разных ресурсах, оценки, лайки и дизлайки.

Простыми словами про новую платформу

Неправильно называть Дзен социальной сетью, расширением для браузера, приложением или вспомогательной утилитой. Это скорее новый веб-сервис, который позволяет просматривать интересный и разнообразный контент даже с неизвестных вам ранее сайтов.

Чтобы разобраться с тем, что такое Яндекс Дзен и как он работает, представьте, что для вас сформировали индивидуальную подборку рекомендаций, которые вам действительно интересны по роду деятельности или увлечениям. К примеру, мамочки в декрете каждый день будут видеть новые статьи про уход за детками.

Заядлые геймеры получат анонсы долгожданных игр. А личный помощник директора, которому поручили составить программу отпуска шефа на Бали, найдет полезный сайт с бронированием экскурсий, лодок напрокат, и ужинов в экзотических ресторанах.

Специальный алгоритм ежедневно анализирует ваше поведение, учитывая не только постоянные интересы, но и каждый новый запрос. Чтобы наглядно увидеть Яндекс Дзен и что это такое, наберите в браузере адрес https://zen.yandex.ru/ или скачайте мобильное приложение Яндекс.Дзен:

  • откроется страница с иконками ваших самых популярных интернет-сайтов;
  • теперь нужно выбрать минимум три портала;

  • дальше система сама сформирует ленту.

Если вы все еще не поняли, что значит Дзен в Яндексе – вспомните стену в любой социальной сети, которую можно пролистывать, ставить лайки, комментировать.

В Дзене лента рекомендаций отображается в виде плиток, каждая из которых содержит тематическую картинку, короткий анонс статьи, название сайта, значки «Палец вверх»/«Палец вниз» (в Yandex их назвали «Больше такого»/«Меньше такого»). Они предназначены для управления своим контентом: если вы не хотите читать паблики с подобными новостями, жмите «Меньше такого», и наоборот.

Нужно ли оплачивать использование платформы?

На сегодняшний день она работает бесплатно для всех пользователей. Это касается читателей и авторов, в том числе, зарабатывающих на портале. В сети сегодня можно встретить похожие фишинговые сайты, например – яндекс.дзен.ру, официальный сайт же выглядит наоборот – дзен.яндекс.ру. При этом, в английской транскрипции слово пишется «zen», вместо «dzen».

Запомните! Корректный электронный адрес ресурса – это www.zen.yandex.ru. Если вы видите, что вход внезапно стал платным, проверьте адресную строку браузера.

Для кого предназначена площадка?

Яндекс Дзен – платформа, которая разработана для двух типов аудиторий: читатели и авторы, последние получают возможность дополнительного зарабатывать на ресурсе.

Чем интересен сервис для простых читателей?

  1. Это возможность собрать интересный контент со всех просторов сети в одном месте;
  2. Все новости и подборки отсортированы в соответствии с предпочтениями конкретного человека. Не нужно тратить время, отсеивая неинтересную информацию;
  3. Площадка работает бесплатно – для тех, кто оценил ее пользу, пункт можно назвать бесценным;
  4. Интерфейс удобный и интуитивно понятный;
  5. Регистрация не требует много времени – достаточно зайти на сайт и отметить интересные ресурсы. Еще лучше авторизоваться на Яндексе (завести электронный ящик), так интеллектуальная система лучше запомнит все ваши посещения.

Преимущества для авторов, владельцев сайтов:

  1. Это возможность привлечь подписчиков на свой сайт, канал. При этом первый создавать не обязательно – просто зарегистрируйтесь на Yandex, зайдите на страницу Дзена и создайте канал;
  2. Можно зарабатывать на публикации рекламного контента. Сначала канал нужно раскрутить, привлечь больше читателей;
  3. Это способ привлечь дополнительный трафик на свой сайт;
  4. Это эффективный и современный инструмент для продвижения и раскрутки своего бизнеса, Интернет-ресурса или простого блога;
  5. Помогает привлечь целевую аудиторию в соответствии с вашим направлением деятельности.

Как это работает?

Прежде чем объяснить, как пользоваться Яндекс.Дзен, стоит упомянуть про факт, что ваша личная информация будет в абсолютной безопасности. Создатели ресурса заботятся о своих пользователях, надежно охраняя их конфиденциальность. Если вы искали в Интернете информацию про встроенный Дзен, о том, что это такое, и на каких устройствах он доступен, мы с удовольствием расскажем об этом далее.

Яндекс.Дзен называют встроенным потому, что он располагается прямо на домашней странице Яндекс.Браузера, под табло и поисковой строкой. Но при этом в любой момент Вы можете отказаться от него и убрать его со стартовой страницы браузера.

Помимо родного обозревателя, он доступен и в других браузерах:

  • В Mozilla Firefox;
  • В Google Chrome;
  • В Опере.

Кстати, не забудьте установить дополнение «Визуальные закладки» от Яндекс, лента Дзен будет загружаться прямо под карточками с миниатюрными изображениями ваших любимых сайтов.

Сервис доступен не только на компьютерах и ноутбуках, вы можете использовать его со смартфона или планшета, предварительно установив мобильную утилиту Яндекс.Браузер. Либо скачать мобильное приложение Яндекс.Дзен или Yandex Launcher.

     

На заметку! Если вам интересно, когда появился Яндекс Дзен, отметим, что платформа работает сравнительно недавно, всего 3 года, с лета 2015-го. По первоначальной задумке это был новостной портал, публикации на котором были доступны лишь для СМИ. С мая 2017-го года умная технология открылась частным издателям и независимым авторам. Сегодня любой желающий может завести свой канал, начать публиковать там собственный контент. Руководитель портала – Виктор Ламбурт.

Принцип работы Яндекс Дзен заключается в том, что система анализирует ваши поисковые запросы, подбирая в ленту похожие статьи даже из тех источников, о которых вы никогда раньше не слышали. После начала использования Дзена и до полной его интеллектуальной настройки обычно проходит 1-2 недели. Чтобы ускорить процесс, вы можете выполнять следующие действия:

  • Оценивайте все посты. Ставьте негативный знак тем, которые не понравились, и наоборот. Программа учтет это и занесет в вашу персональную статистику;

  • Если источник вас не заинтересовал, его можно заблокировать, чтобы никогда впредь не встречать в своей ленте статьи с этого сайта. Поставьте публикации дизлайк, и кликните по всплывшей команде «заблокировать»;

  • На увлекательные каналы можно подписываться: нажмите вверху страницы со статьей на значок «+».

Еще раз обратим ваше внимание: на вопрос о том, является Яндекс.Дзен платным или нет, ответ всегда однозначный – использование программы осуществляется на безвозмездной основе!

Надеемся, что наш материал помог вам понять, для чего нужен Яндекс Дзен, каковы его преимущества и особенности. Сегодня площадка только набирает популярность, отмечается стабильный рост пользователей, общее число которых давно перевалило отметку в 13 млн./за день.

Разработчики уверены в том, что за подобной подачей контента – будущее. На наш взгляд, Яндекс Дзен – это действительно удобный портал, главным преимуществом которого называют индивидуальный подход к увлечениям каждого человека. Что же ждет Дзен в дальнейшем? Поживем – увидим.

zen-ya.ru

Что значит «поймать дзен» | Философия Востока

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Со словом «дзен» у многих из нас возникают ассоциации с Востоком. Мы все чаще встречаем его в современных научно-популярных и художественных произведениях, фильмах, сериалах, в лентах соцсетей, названиях статей.

Предлагаем вместе разобраться: что значит «поймать дзен»? В статье ниже мы поговорим о том, что такое дзен, как мы «познаем» его с точки зрения обычного человека, далекого от восточной культуры, а также с точки зрения восточной философии.

Содержание:
Что есть дзен?
Поймать дзен – как мы это понимаем?
Что это такое на самом деле?
Заключение

Что есть дзен?

Для начала определим, что дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, а само понятие «дзен» – это духовные практики и состояние, достигаемое при упорных медитациях. Эти понятия не тождественны, хотя находятся в связке друг с другом.

Дзен-буддизм как религиозное течение возник в Китае, вобрав в себя основные постулаты буддизма и даосизма. Позже он распространился по всей дальневосточной Азии: по Вьетнаму, Корее, Китаю и особенно Японии.

Дзен – это учение, в основе которого лежит созерцание и медитативные практики, в конечном счете приводящие к главной цели буддистов – Просветлению. Дзен – это состояние пробуждения, понимания мироустройства. Это познание глубин собственной сущности, успокоение ума, высвобождение энергии – полная свобода.

Поймать дзен – как мы это понимаем?

«Чань», «тхиен», «сон» – у дзен множество названий в разных странах. Но для нас, жителей Запада, он остается старым добрым «дзеном», потому что уже несколько десятилетий западный мир с ним знаком.

Но что значит век в масштабах целой цивилизации? За это время мы так и не смогли понять истинного значения фразы «поймать дзен». Зачастую мы с вами под этим понятием подразумеваем спокойствие, умиротворение, сосредоточенность, некоторую отрешенность от мира.

Найти его — значит научиться самообладанию, погрузиться в состояние покоя, расслабления. Другое понимание предполагает то, что человек узнал истину, прикоснулся к откровению, которое кроет в себе что-то простое и в то же время мудрое, вселенское.

Дзен, по мнению тех, кто далек от философии Будды, это состояние души: гибкий ум, невозмутимость в любой ситуации, внутренний покой, постоянное чувство равновесия. И во многом эти люди правы – все так и есть, если не углубляться в основы дзен-буддизма, его принципы и практики.

При этом некоторые представители западной культуры несколько исказили понятие дзен, используя состояние спокойствия, постижения ума, непоколебимость с точностью до наоборот в своей философии. Дзен также стал поддерживаться адептами массовой культуры Запада в искаженной форме, не имеющей никакого отношения к философскому, этическому учению.

В разрезе такого взгляда выделяется несколько видов «западного» течения дзен:

  • интеллектуальный – образ мышления свободных художников, писателей, мыслителей современности;
  • психоделический – образ жизни, который пропагандирует употребление наркотических веществ, которые якобы расширяют границы сознания и помогают увидеть неизведанное;
  • битнический – поведение, принятое в молодежных кругах, субкультурах, среди так называемых хипстеров и битников, известных с американских 50-х прошлого века. Подобное поведение предполагает жизнь против системы, отрицание норм морали, свободу самовыражения и сексуальную распущенность.

Эти три поведенческих вида в западном видении мира ассоциируются с восточной философией дзен, но на самом деле никакого отношения к ней не имеют, а в некоторых аспектах даже наоборот – противоречат ей.

Что это такое на самом деле?

Познать дзен с точки зрения буддистской философии — значит войти в состояние пробуждения, открыться внутреннему и внешнему миру, познав природу всего сущего. Учение утверждает, что это подвластно каждому, и тогда он станет гуру или бодхисаттвой.

Но для начала человеку нужно принять несколько истин и обязательно понять их, пропустить через себя:

  • Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит – страданиям.
  • Они существуют из-за законов причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем – это карма за поступки в прошлом.
  • Желания и привязанности преодолимы.
  • Отказавшись от крайностей – полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни – можно обрести счастье и свободу.

Чтобы постичь дзен, нужно работать над собой: путем медитаций отказаться от суетности окружающей природы, созерцать собственный дух, успокоить ум, погрузиться внутрь себя – на поиски Дао или частички внутреннего Будды.

В практике дзен для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное – выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса.

Другой часто используемый инструмент, позволяющий выйти за грани «разумного» – заставить ученика отказаться от обычного, «непробужденного» мышления и перейти к интуитивному, природному, – это коан.

Коаном в дзен-буддийской практике называют задачи, упражнения, вопросы, которые парадоксальны, абсурдны по своей сути, но помогают ученику покинуть границы абстрактной мысли. Он, спустя продолжительное время созерцания, должен прийти к решению, постижению состояния дзен.

Примером коана могут быть вопросы:

  • Знаешь ли ты звук хлопка одной ладони?
  • Как ты выглядел, когда твои родители еще не появились на свет?

Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела. Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам познать самим на практике, что это такое – «поймать дзен».

Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

o-buddizme.ru

Яндекс.Дзен — что это такое простыми словами

Итак, Дзен — что это такое простыми словами. Неискушенным, конечно же, первым на ум придет буддистское учение…. Но нет. Дзен, о котором сейчас пойдет речь, на самом деле являет собой интеллектуальную сетевую базу. Она будет собирать данные о страницах, которые вы посещаете, чтобы предлагать вам новости, базируясь на ваших интересах. Основная особенность заключена в том, что вашему вниманию будет предоставлена не только информация с сайтов, на которые вы заходите, но и посты похожей тематики с порталов, где вы никогда не были. Не ограничиваясь только вашими любимыми ресурсами, он постоянно будет подкидывать что-нибудь новенькое о том, что вас интересует.

Дзен выглядит как бесконечная лента новостей, расположенная на домашней странице Яндекс.Браузера, прямо под Табло. Но вам потребуется авторизоваться в профиле Яндекс, чтобы поисковик смог запомнить историю ваших посещений. В дальнейшем это поможет ему сформировать свои рекомендации.


Дзен Яндекс — что это такое простыми словами. Эта тема интересует многих новичков. Новостные посты отображаются в ленте в виде карточек с заголовками и тематическими картинками. Чтобы увидеть больше новостей – прокрутите ленту вверх. Если захотите прочесть какую-нибудь новость – нажмите на карточку. Заинтересовавший вас пост откроется в новой вкладке.

Стандартно для распределения применяются только те сайты, которые вы уже посещали. Однако они не всегда в полной мере отражают ваши интересы. Невзирая на то, что пост мог не прийтись вам по вкусу, Яндекс.Дзен все равно снова предложит вам подобную информацию. Но есть и хорошие новости: вы можете сами контролировать то, что будет предлагать вам Дзен. Сделать это можно так:

Оценивайте посты. Если та или иная публикация понравилась вам, лайкните ее. И, напротив, ставьте дизлайк, чтобы информации по этой конкретной тематике вам показывалось меньше. Дзен учитывает статистику и будет более точно выполнять распределение в дальнейшем.

Блокируйте источники, которые вам не нравятся. Как только вы нажмете дизлайк, всплывет кнопка «Заблокировать». Это позволит вам полностью исключить данный источник из вашей ленты.

Подписывайтесь на каналы. Перейдя на понравившийся пост, в верхнем правом уголке странички нажмите на значок «+». Это сделает публикации данного канала приоритетными в вашей ленте.

Что такое Яндекс Дзен платно или бесплатно

Многие, кто еще не имел дела с данным сервисом, но уже слышал, что на нем можно зарабатывать, всерьез интересуются тем, что такое Яндекс Дзен. Платно или бесплатно пользование этим ресурсом. Надо сказать, что не так уж важно, кто вы на Яндекс.Дзен – читатель или автор. В любом случае, пользование сервисом абсолютно бесплатное.

Кроме прочего, если вы захотите попробовать себя в качестве автора, у вас самих есть шанс заработать. Если вашими статьями заинтересуются Читатели Дзен, Яндекс будет платить вам за ваши публикации. Так что можете быть спокойны – за пользование сервисом вам не придется отдавать деньги.

zensovet.ru

Что такое философия дзен и чем она отличается от буддизма?

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное просветление.

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

  1. Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
  2. Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
  3. Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
  4. Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.

Что такое дзен-буддизм?

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения — работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.

Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.

Коаны дзен-буддизма

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

  1. Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
  2. Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
  3. В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.

Дзен-медитация

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Что значит «постичь дзен»?

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

  1. Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
  2. Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
  3. Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.

Дзен-буддизм — книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен». В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего». Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен». Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен». Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец». Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.

 

womanadvice.ru

Что такое дзен? Кратко о сути дзен-буддизма

Дзэн, дзен (санскр. дхья́на — «созерцание», кит. чань) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.
В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII века. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики].
Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии. 

 

Что такое дзен?

Дзен вряд ли можно назвать религией в популярном понимании смысла этого слова. В дзен нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет каких-либо церемониальных обрядов, нет никакого учения о загробной жизни, и, наконец, в дзэне нет также такого понятия, как душа, о благополучии которой должен кто-то заботиться. 
Дзэн свободен от всех подобных догматических и религиозных затруднений. В дзэне нет Бога как такового, но это не значит, что дзэн отрицает существование Бога

Учение дзэн не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение.

..Если бы меня спросили, чему учит дзэн, я ответил бы, что он ничему не учит. Какие бы учения ни содержались в дзэне, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь. Если этот факт, сам по себе, не есть учение, то в дзэне, положительно, нет никаких специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской системы. Дзэн претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэна, не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки 

Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее противоположностей. Поэтому дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, которого подразумевают последователи других религий. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией. 

Дзэн верит во внутреннюю чистоту человеческого духа и его божественность. Все, что неестественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн не воспринимает различные религиозные условности.
В то же время можно обнаружить что в необычных утверждениях дзэна содержится так много религии. Но религии не в том смысле, как ее обычно понимают. 

В то же время дзен – это не просто какая-либо буддийская медитация. Дхьяна в обычном понимании не соответствует практике, имеющей место в дзэне. Человек может размышлять над религиозными и философскими проблемами в процессе практики дзэна, но это носит лишь случайный характер: сущность дзэна совсем не в этом.

Цель дзен— посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзэн-буддизма

Можно сказать, что Дзен — это ум в целом и в нем мы находим много вещей; но ум этот не представляет собой нечто составное, разделяющееся на множество качеств и не оставляющее за собой ничего после такого разделения. Дзен не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти доктрины носят сугубо личный индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену.

Дзен настаивает на необходимости внутреннего духовного опыта. Он не придает большого значения священным сутрам или их толкованиям. Личный опыт прямо противопоставляется авторитетам и внешнему откровенно. Дзен не является системой, основанной на логическом анализе, а скорее является антиподом дуалистического образа мышления.

Дзен претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения, содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзена не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше.

Наиболее практическим методом достижения духовного просветления последователи дзена считают практику Дхьяна, называемую в Японии дзадзен ( можно перевести как «сидеть в медитации»).
Но дзэн — это нечто большее, чем медитация или дхьяна в обычном смысле этого слова. Медитация —это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. В дзене нет объекта, на котором можно было бы сосредоточить мысль.

Дзен — это облако, кочующее в небе. Его ничто не удерживает и не останавливает, оно движется туда, куда захочет. В дзене достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся огню.
Дзен выше всяких понятий, поэтому его трудно уловить. Какую медитацию дзен не предлагал, вещи следует воспринимать такими, каковы они есть, то есть снег — белый, а ворона — черная.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки 

Основная идея дзена — войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, причем сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-либо внешнему или неестественному. В связи с этим, все, что связано с внешней стороной, в дзене отрицается, так как единственный авторитет в нем — это наша собственная внутренняя природа.

Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя и человек станет жить в абсолютной гармонии с природой. Что еще тогда остается делать?
Когда однажды одного учителя дзен спросили, что такое дзен, он ответил: «Ваши повседневные мысли».
Дзен лишен всякого духа сектанства. Христиане, в равной мере, как и буддисты, могут практиковать его. В одном и том же океане мелкая и крупная рыба чувствует себя превосходно.

Дзен — это океан. Дзен — это воздух. Дзен — это горы. Это гром и молния, это весенний цветок, знойное лето и снежная зима и далее не более того, дзен — это человек.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки 

Уникальность дзен в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума.

Великая истина дзена живет в каждом. Загляните внутрь и ищите выше всяких форм. Он свободен, покоен и блажен. Он вечно проявляется в ваших шести чувствах и четырех стихиях (элементах), все озарено его светом. Отбросьте двойственность, связанную с субъектом, забудьте то и другое. Поднимитесь выше интеллекта, отделите себя от рассудка, проникая непосредственно в глубины разума Будды, вне которого нет ничего реального.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки 

Каких бы метких выражений и сравнений нам Бодхисатва не оставил, они являются продуктом его собственного опыта, и как бы мы не верили ему, наша вера не будет истинной до тех пор, пока мы сами не постигаем истины.

Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в кусок безупречной глины. Пусть вашей единственной мыслью будет вечность. Станьте подобием холодного и безжизненного тела или старого подлампадника над заброшенной могилой
Сэкисе Койсе

Часто дзен определяют так: «Прямой контакт с духовной сущностью человека» или «Постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды».

Когда будет достигнуто состояние полной неподвижности и бессознательности, все признаки жизни исчезнут, но вместе с ними исчезнут также и все ограничения. Никакая мысль не будет беспокоить ваше сознание. И вдруг,— о чудо,— совершенно неожиданно вас озарит божественный свет. Это можно сравнить с лучом света в кромешной мгле или сокровищем, найденным бедняком.

Все ваше существо лишится всяких ограничений. Вы почувствуете себя свободным, легким, и прозрачным, ваш просветленный взор проникнет в самую природу вещей, которые отныне станут для вас подобием множества сказочных цветов, воздушных и неосязаемых. Так проявляется наше простое «я», наша истинная первозданная природа, во всей своей удивительно прекрасной наготе.

 

Источники: 
Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Основы дзен-буддизма
Сюнрю Судзуки. Ум дзен-Ум начинающего

 

 

infoselection.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о