Федеральный закон об ипотечных ценных бумагах – » » 11.11.2003 N 152- ( ) /

Содержание

Закон Об Ипотечных Ценных Бумагах N 152-ФЗ

11 ноября 2003 года N 152-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГАХ

Принят Государственной Думой 14 октября 2003 года
Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года

Статья 1. Сфера регулирования

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Ипотечное покрытие

Статья 4. Исключение требований и иного имущества из состава ипотечного покрытия

Статья 5. Реестр ипотечного покрытия

Статья 6. Ограничение использования понятий, связанных с выпуском ипотечных ценных бумаг

Статья 7. Эмитенты облигаций с ипотечным покрытием

Статья 8. Требования к ипотечным агентам

Статья 9. Форма удостоверения прав, составляющих облигацию с ипотечным покрытием

Статья 10. Проценты по облигациям с ипотечным покрытием

Статья 11. Обеспечение исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием

Статья 12. Эмиссия облигаций с ипотечным покрытием

Статья 13. Требования к ипотечному покрытию облигаций

Статья 14. Замена требований и (или) иного имущества, составляющих ипотечное покрытие облигаций

Статья 15. Обращение взыскания на ипотечное покрытие облигаций

Статья 16. Погашение облигаций с ипотечным покрытием по требованию их владельцев

Статья 16.1. Реализация ипотечного покрытия облигаций в случае несостоятельности (банкротства) организации — эмитента облигаций с ипотечным покрытием

Статья 16.2. Продажа ипотечного покрытия в случае несостоятельности (банкротства) организации — эмитента облигаций с ипотечным покрытием

Статья 17. Лица, имеющие право выдавать ипотечные сертификаты участия

Статья 18. Договор доверительного управления ипотечным покрытием

Статья 19. Срок действия договора доверительного управления ипотечным покрытием

Статья 20. Ипотечный сертификат участия

Статья 21. Требования к ипотечному покрытию ипотечных сертификатов участия

Статья 22. Обособление имущества, составляющего ипотечное покрытие

Статья 23. Ограничения деятельности управляющего ипотечным покрытием

Статья 24. Ответственность управляющего ипотечным покрытием

Статья 25. Правила доверительного управления ипотечным покрытием

Статья 26. Общее собрание владельцев ипотечных сертификатов участия

Статья 27. Регистрация правил доверительного управления ипотечным покрытием и изменений и дополнений, вносимых в них

Статья 28. Вступление в силу изменений и дополнений, вносимых в правила доверительного управления ипотечным покрытием

Статья 29. Выдача ипотечных сертификатов участия

Статья 30. Вознаграждение и расходы, связанные с доверительным управлением ипотечным покрытием

Статья 31. Реестр владельцев ипотечных сертификатов участия

Статья 32. Специализированный депозитарий ипотечного покрытия

Статья 33. Учет и хранение имущества, составляющего ипотечное покрытие

Статья 34. Контроль за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие

Статья 35. Обязанности специализированного депозитария

Статья 36. Страхование ответственности эмитента облигаций с ипотечным покрытием, управляющего ипотечным покрытием, специализированного депозитария, регистратора перед владельцами ипотечных ценных бумаг

Статья 37. Раскрытие и предоставление информации об облигациях с ипотечным покрытием

Статья 38. Требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации об ипотечных ценных бумагах

Статья 39. Информация об ипотечных ценных бумагах, предъявляемая по требованию заинтересованных лиц

Статья 40. Информация, подлежащая опубликованию

Статья 41. Отчетность, представляемая в Банк России

Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг

Статья 43. Права Банка России

Статья 44. Ответственность Банка России за соблюдение коммерческой тайны

Статья 45. Предписание Банка России об устранении нарушения

Статья 46. Меры, применяемые Банком России

Статья 47. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон РФ «Об ипотечных ценных бумагах» N 152-ФЗ (действующая редакция 2019)

fzrf.su

ФЗ об ипотечных ценных бумагах 152: последняя редакция кратко

Давно известный за рубежом такой финансовый инструмент, как ипотечные ценные бумаги, в Россию пришел только в 2003 году. Только рынок ценных бумаг в целом в нашей стране очень скуден, а многие жители не имеют представления о подобных экономических категориях. Определение этим облигациям дано в ФЗ об ипотечных ценных бумагах, в котором законодатель называет их долговыми бумагами, рефинансирующими вложения в кредитные обязательства на недвижимость.

Особенности ипотечных ценных бумаг

Федеральный закон РФ Об ипотечных ценных бумагах направлен на урегулирование спорных экономических отношений следующих лиц:

  • кредиторов;
  • займодержателей;
  • лиц, желающих инвестировать в рынок ипотечного кредитования и жилищного строительства.

Основной целью данного нормативного акта являлась разработка нового инструмента финансового рынка для крупных государственных фондов.

По федеральным правилам, ипотечные ценные бумаги подтверждают обязательства по ипотечным кредитам и выступают источником для проведения выплат по таким активам. Можно сказать, что данный инструмент является вторичным, так как с его помощью проводится рефинансирование денежных средств, инвестированных в объекты недвижимости, приобретенные в свою очередь путем оформления ипотечного кредита.

Обращение таких активов подразумевает возможность проведения нескольких форм деятельности:

  • эмиссия,
  • выдача,
  • обращение по условиям кредитных обязательств по ним.

Описание методов работы с данным видом бумаг на территории Российской Федерации содержится в нормах Федерального Закона № 152, вступившего в силу в 2003 году, последнюю редакцию которого в формате doc можно скачать здесь.

В качестве исключения из этого правила выделяется отдельная категория закладных, правовые отношения сторон которых регламентируются отдельными нормативными актами.

Все виды ипотечных ценных бумаг обладают специфическими особенностями:

  • имеют низкий уровень ликвидности;
  • отличаются прозрачностью системы реализации;
  • находятся в общем доступе;
  • характеризуются риском длительного погашения, что влечет отсутствие возможности расчетов суммы итоговых доходов;
  • демонстрируют высокий уровень правовой защиты;
  • нацелены на долгосрочное обращение.

Характеристика ипотечных документов выделяет как положительные, так и отрицательные их стороны.

Более подробно ознакомиться со спецификой активов и расширить знания о возможности инвестирования в них можно, изучив статью по этой ссылке.

Важно. Ипотечные ценные бумаги на мировом финансовом рынке уже давно зарекомендовали себя как надежный долгосрочный инструмент, но рассматривая российскую версию активов, следует отталкиваться от современных реалий, а не опираться на зарубежный опыт.

Правила и требования, установленные нормативно-правовым актом

Федеральным законом полностью регулируется выпуск ценных бумаг. Чтобы понять нюансы обращения на территории страны данных документов, необходимо изучить сам правовой акт. Федеральный закон содержит:

  1. Основные положения. Этот раздел включает в себя основополагающую терминологию, изучение которой позволит понять условия и механизм действия бумаг.
  2. Раскрытие понятия ипотечного покрытия и требования к определению его размера. С ним могут быть отождествлены лишь те требования, направленные на возврат долга, которые обеспечены ипотекой, в том числе подлежащие удостоверению закладной или договором займа.
  3. Условия выпуска и обращения бумаг с ипотечным покрытием на территории страны. Здесь законодатель рассмотрел основные процедуры с использованием ИЦБ – предъявлены требования к организациям, желающим проводить эмиссию, определены процентные ставки по разным видам активов и условия погашения облигаций и проведения процедуры банкротства их эмитента.
  4. Правила выдачи и использования ипотечных сертификатов участия. Определен перечень лиц, наделенных правом выдачи документов, регламентированы сроки по договорам доверительного управления, его правила и обозначены обязанности сторон и пределы их ответственности по соглашению.
  5. Требования по раскрытию и предоставлению информации по долговым бумагам с ипотечным покрытием. Собраны правила, применяемые к распространяемым сведениям, приведен условный перечень информации, подлежащий публикации и требования передачи информации в Центральный Банк России.
  6. Полномочия Банка России в сфере выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Установлены границы регулирования и контроля со стороны ЦБ, приведены права Банка России и его ответственность в вопросе соблюдения коммерческой тайны, а также прописаны возможные меры воздействия со стороны надзорной инстанции в случае нарушения текущего законодательства.

Чтобы понять суть ипотечного кредитования и разобраться в положениях закона об ипотечных ценных бумагах необходимо проводить комплексный анализ законодательной базы и рассматривать нормы сопутствующих документов. Ознакомиться с основами правовой поддержки ипотеки можно здесь.

Закон, не порядок: основные пробелы и проблемы нормативного акта

Новый продукт на рынке ценных бумаг ИЦБ является активом неоднозначным, а нормы, его регулирующие, неокончательно сформированными, имеющими ряд недостатков и перспективу к развитию.

На территории России, несмотря на тот факт, что немалое число паевых фондов являются участниками инвестирования в данный инструментарий, в полной мере система ипотечных облигаций пока что не функционирует. В то время как в западных государствах эта сфера является основной в числе вкладчиков в систему пенсионного обеспечения стран, в России действие рассматриваемого правового документа является ограниченным определенным кругом лиц.

Так, в законе об облигациях и ценных бумагах можно выделить несколько требующих реформирования.

  1. Ошибка в концепции правового акта. Основным принципом разработки законодательного акта выступала надежность. Законодатель рассчитывал, что основным инвестором по данным бумагам будет выступать Государственный пенсионный фонд. На деле оказалось, что подобная секьюритизация сужает потенциальные возможности рефинансирования и не способствует привлечению новых инвесторов – физических лиц.
  2. Использование модели секьюритизации без применения многоразового ипотечного агента. Одноразовый характер позволят сэкономить на издержках и операционных рисках, но в то же время не дает возможности получения информации о бумагах, так как все находящиеся в доступе сведения посвящаются конкретному выпуску без расчета на дальнейшую эмиссию.
  3. Структура российской ИЦБ. Отсутствие возможности выпускать сертификат участия с ипотечным покрытием сокращает конкурентоспособность различных видов ипотечных ценных бумаг и замедляет процесс развития трастовой секьюритизации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в стремлении построить законодательный акт на основе только лишь зарубежного опыта государство в некоторых аспектах выбрало неверный путь. Чтобы добиться развития сферы ипотечного инвестирования необходимо проработать действующий закон и провести реформирование в его отдельных положениях.

Важно! Законодатель стремился соединить в действующем законе две мировые формы секьюритизации: германскую и американскую, но удалось это только частично, так как была упущена основная деталь – модель SPV.

Перспективы развития Федерального закона об ИЦБ

Изменение правовых норм неизбежно, поправки должны вноситься в закон регулярно по мере развития отрасли обращения ценных бумаг. В перспективе представляется рациональным провести исключение из текста закона большого числа присутствующих в нем на данный момент детализированных положений. А сам документ подвергнуть разделению на главы по принципу регулируемых ими отношений и сфер.

Представляется возможным выделение из числа ценных ипотечных бумаг отдельной структуры, позволяющей экономить на издержках, в отличие от работы с облигациями с ипотечным покрытием. Срок такого актива может быть определен на один выпуск, но при этом будут отменяться дополнительные условия:

  • наличие собственного капитала определенного объема,
  • подключение к сделкам управляющей компании,
  • обязательная обработка бухгалтерской отчетности специализированными организациями и прочее.

И, конечно, важной задачей законодательства в целом и ФЗ «об ипотечных ценных бумагах» в частности является расширение рынка обращения активов. Необходимо не только разрабатывать новые механизмы управления бумагами, но и открывать этот инвестиционный рынок для новых покупателей. Помимо пенсионных фондов, действующих на территории страны, и страховых фирм заинтересоваться новым вариантом инвестирования может большой круг физических и юридических лиц.

Рынок ценных бумаг может стать ближе к частным потребителям путем совместного взаимодействия и повышения среди граждан финансовой грамотности. Ипотечные активы отличаются своим составом, характеристиками и требованиями к обращению, в связи с чем поверхностных знаний об экономических инструментах может оказаться недостаточно.

Если у вас остались вопросы, не пытайтесь самостоятельно разобраться в этом узком направлении, напишите нашим экспертам, и вы сможете получить развернутую консультацию по данной теме с уточнениями по индивидуальным моментам.

Подробнее про ипотечные облигации и ценные бумаги с советами как в них инвестировать читайте далее.

Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь этой информацией с близкими. Будем благодарны за лайк!

ipotekaved.ru

Федеральный закон 152-ФЗ Об ипотечных ценных бумагах / 152 ФЗ

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ

«Об ипотечных ценных бумагах»

(в редакции, актуальной с 25 ноября 2017 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:

от 29.12.2004 г. № 193-ФЗ, от 27.07.2006 г. № 141-ФЗ, от 09.03.2010 г. № 22-ФЗ,

от 21.11.2011 г. № 327-ФЗ, от 30.11.2011 г. № 362-ФЗ, от 25.06.2012 г. № 83-ФЗ,

от 29.12.2012 г. № 281-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ, от 21.12.2013 г. № 379-ФЗ,

от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ, от 30.12.2015 г. № 461-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 361-ФЗ,

от 01.07.2017 г. № 141-ФЗ, от 25.11.2017 г. № 328-ФЗ)

Принят Государственной Думой 14 октября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года

Статья 1. Сфера регулирования

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных, а также при исполнении обязательств по указанным ипотечным ценным бумагам.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ипотечные ценные бумаги — облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия;

облигация с ипотечным покрытием — облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия;

ипотечный сертификат участия — именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

ипотечный агент — специализированная коммерческая организация, которая соответствует установленным статьей 8 настоящего Федерального закона требованиям, исключительным предметом деятельности которой является приобретение прав требования по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных и которой в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием;

жилищная облигация с ипотечным покрытием — облигация с ипотечным покрытием, в состав которого входят только права требования, обеспеченные залогом жилых помещений.

Статья 3. Ипотечное покрытие

1. Ипотечное покрытие могут составлять только обеспеченные ипотекой требования о возврате основной суммы долга и (или) об уплате процентов по кредитным договорам и договорам займа, в том числе удостоверенные закладными, и (или) ипотечные сертификаты участия, удостоверяющ

files.stroyinf.ru

Федеральный закон 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

Закон об ипотечных ценных бумагах

Владимир ТАРАЧЕВ,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по кредитным организациям и финансовым рынкам

Опубликовано:Журнал «Банковское дело в Москве» N 8 2002

10 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении Закон об ипотечных эмиссионных ценных бумагах, без которого невозможно действие Закона «Об ипотеке». С его принятием появятся законодательные предпосылки для развития нового сектора фондового рынка- рынка ипотечных облигаций и других видов ипотечных ценных бумаг.

Закон, о котором идет речь,- не столько финансовый, сколько социальный. Во всем мире финансирование жилищного строительства построено на ипотечных ценных бумагах. У нас в России главный вопрос сегодня- не что, где и как строить, а на какие деньги? До сих пор приоритет финансирования сохраняется за бюджетными источниками, но нельзя забывать, что для самого бюджета основным направлением в ближайшие годы будет обслуживание государственного долга. Так что если не будут найдены альтернативные варианты, большинство градостроительных проектов останется на бумаге.

Многообещающие ипотечные программы пока чаще всего остаются нежизнеспособными схемами, поскольку нет ни механизма рефинансирования, подобного принятому на западных рынках, ни нормативных средств защиты инвестора. Поэтому значение закона об ипотечных ценных бумагах трудно переоценить. Прежде всего в процесс их эмиссии и обращения будут включены кредитные организации и специализированные агентства. То есть в перспективе любой банк, обладающий полным пакетом ипотечных кредитов, получит возможность выпустить под них свои бумаги, гарантированные федеральными или местными властями.

Отличительная особенность ипотечных ценных бумаг- высокая обеспеченность. Их покупатель защищен от большинства рисков и помимо всего прочего наделен правом залога на имущество эмитента. В результате вся схема получает дополнительную жесткость, защищая права владельцев ипотечных бумаг дважды: ипотечным кредитом и обЪектом недвижимости.

Закон обязывает эмитента до начала выпуска любого из видов ипотечных ценных бумаг сформировать ипотечное покрытие. С одной стороны, это- источник получения платежей по ипотечным бумагам, с другой- обеспечение. В пул ипотечных кредитов включаются не любые ссуды, а только наиболее качественные. Следовательно, многократно возрастают требования к унификации и стандартам ипотечного кредитования (они прямо указаны в законопроекте), что обеспечивает минимизацию возможных рисков при долгосрочном жилищном кредитовании и повышает надежность бумаг.

В Законе «Об инвестировании пенсионных накоплений» ипотечные бумаги уже упомянуты как один из основных обЪектов инвестирования. Кстати, в странах с развитой экономикой до 40% накопительной части вашей будущей пенсии работает и приращивается именно в этих ценных бумагах.

Есть еще одна особенность ипотечных бумаг- их владельцы наделены не только правом требовать от эмитента выплаты номинала и процентов, но и особыми правами в отношении ипотечного покрытия.

В проекте закона определены два вида бумаг: долговые и долевые. Закладные листы- это фактически ипотечные облигации, обеспеченные покрытием. При неисполнении эмитентом своих обязательств держатели бумаг получают перед другими кредиторами преимущественное право на удовлетворение своих требований из стоимости покрытия. Ипотечный сертификат участия- одна из наиболее существенных новелл законопроекта. Таковыми признаются эмиссионные бумаги, владельцы которых, по сути, становятся собственниками самого покрытия.

Общемировой тенденцией последнего десятилетия стала секЪюритизация активов финансовых институтов, в том числе и действующих в сфере жилищного кредитования. С учетом особенностей нашей правовой системы предлагается придать ипотечным сертификатам участия некоторые черты подобных бумаг, выпускаемых в США и других странах и сконструированных по принципу РАS.ru. Выпуская такие сертификаты, эмитент получит возможность передать право собственности на ипотечные активы непосредственно владельцам ценных бумаг. Это делает выпуск сертификатов участника особенно привлекательными для кредитных организаций, поскольку в отношении их активов и обязательств действуют жесткие финансовые нормативы.

С помощью покрытия эмитент обеспечивает исполнение своих обязательств, а само оно обладает некоторыми чертами залога. Фактически в законе предложен новый способ обеспечения обязательств, что потребовало явного указания на то, какие обязательства обеспечиваются и кто является субЪектом отношений. Особенно важно, что имущество, составляющее покрытие закладных листов, не включается в общую конкурсную массу в случае ликвидации или банкротства их эмитента.

Законопроект определяет и требования к покрытию, деля его на основное и дополнительное. К основному покрытию отнесены собственно ипотечные кредиты и закладные, к дополнительному- денежные средства и сами ценные бумаги.

Учет денежных требований по ипотеке осуществляется путем их отражения эмитентом на отдельном балансе и через ведение реестра ипотечного покрытия. Денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, входящие в состав основного покрытия, должны отвечать специальным требованиям:

  • по размеру кредита- сумма займа не должна превышать 70% рыночной стоимости недвижимого имущества, выступающего предметом ипотеки;
  • по денежной оценке- рыночная стоимость недвижимого имущества предмета ипотеки должна быть определена оценщиком.

Учитывается и кредитоспособность. Кроме того, недвижимость, выступающая предметом ипотеки, обязательно страхуется от рисков утраты и повреждения в полной стоимости на весь срок действия кредитного договора.

Механизм выпуска этих бумаг основан на том, что ипотечное покрытие выступает покрытием сразу нескольких выпусков закладных листов с различными сроками обращения. Поэтому идеология модели укладывается в схему: одно покрытие- несколько выпусков закладных листов. Только так можно обеспечить согласованность графика платежей по закладным листам и финансового потока, генерируемого покрытием.

В законе устанавливается соотношение обЪема выпусков и размера покрытия. Введено новое понятие- «обслуживание покрытия», ибо от решения этой принципиальной проблемы зависит устойчивость всей системы ипотечного кредитования. Средства, выплачиваемые заемщиком в погашение кредита, должны пройти протяженную платежную цепочку: обслуживающий банк- эмитент бумаг- депозитарий или регистратор- расчетный банк держателя бумаги. И только потом они попадают к инвестору.

В действующем законодательстве эта область практически не регулируется. Не определены ясно и отношения, возникающие при доверительном управлении ценными бумагами. Поэтому пришлось добавить в проект четкие положения об обслуживании ипотечного кредита и определить обязательства сторон в процессе обслуживания.

К своему владельцу ипотечная бумага попадает в результате процедуры эмиссии, детально описанной в законопроекте. По сравнению с обычными, процедура выпуска ипотечных бумаг имеет определенные отличия. В частности, принятию эмитентом решения об их выпуске должно предшествовать получение разрешения на эмиссию и формирование покрытия.

Много споров в процессе подготовки проекта было вокруг конструкции сертификатов участия. Согласно проекту, сертификат является именной ценной бумагой, а срок его обращения соответствует сроку кредитного договора. Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых сертификатов в течение 30 дней с даты начала эмиссии.

В свою очередь, владелец ипотечного сертификата имеет право получать пропорциональную часть финансового потока, обеспечивающего покрытие (ипотечные кредиты и ежемесячное погашение заемщиками процентов и основного долга). Эти деньги делятся поровну между всеми владельцами сертификатов. Само покрытие находится в доверительном управлении эмитента сертификатов, условия которого и порядок управления устанавливаются эмитентом в решении о выпуске.

В целом правовая конструкция сертификата сходна с конструкцией паевых фондов, в которые к сегодняшнему дню уже инвестировано около $400 млн. По итогам прошлого года доходность паевых фондов составила 80% (в среднем же она была на уровне 45–50% годовых). За последние четыре года индустрия паевых фондов вложила крупные средства в рекламу продуктов, в том числе и паев- бумаг прямого владения, востребованных сегодня рынком. Кроме того, в конструкции бумаг прямого владения некоторые сложности, связанные с покрытием, неприкосновенностью обеспечения и так далее, снимаются автоматически.

В западной практике существует еще одна, промежуточная форма ипотечных бумаг- те, что выпускаются инвестиционными фондами недвижимости. Чтобы избежать перегруженности законопроекта, такие бумаги исключены из его текста. Однако и принятый в конце прошлого года Закон «Об инвестиционных фондах» не содержит норм, касающихся специальных инвестиционных институтов, и регулирует лишь деятельность фондов на рынке ликвидных ценных бумаг. Поэтому некоторые действия по сближению обоих законов мы планируем предпринять во втором чтении.

Не отражен пока в законопроекте и контроль за доверительным управлением имуществом, составляющим ипотечное покрытие. При доработке планируется рассмотреть возможность наделения полномочиями осуществлять такой контроль специализированные депозитарии, на которые при эмиссии ипотечных бумаг могла бы быть возложена функция ведения реестра ипотечного покрытия и контроля за соответствием общих обязательств эмитентов по закладным листам и размеру этого ипотечного покрытия.

Несколько слов о налогообложении. С принятием закона на российском финансовом рынке появятся новые ценные бумаги- долгосрочные финансовые инструменты, используемые инвесторами (в том числе физическими лицами) для накоплений и сбережений. Наша налоговая система пока не учитывает особенности налогообложения операций с подобными инструментами. Между тем существует мировой опыт введения в законодательство особых режимов налогообложения операций с закладными, ипотечными кредитами и ипотечными ценными бумагами (в том числе, по НДС, налогам на доход от капитала и на имущество). Однако подробный анализ проблемы в рамках российской налоговой системы до настоящего времени не проводился. А как показывает наш опыт, налоговая проблема обостряется именно тогда, когда на рынок выводятся новые финансовые инструменты.

Непросто решается вопрос и о праве на эмиссию. Например, отдельные положения ГК РФ и Закона «О банках и банковской деятельности» блокируют оборот закладных ипотечных кредитов, что в будущем наверняка затруднит формирование ипотечных пулов и скажется на ликвидности ипотечных бумаг.

Некоторый положительный эффект достигнут в связи с принятием поправок в Закон «Об ипотеке», касающихся закладной. Но этого недостаточно. Вопрос, видимо, надо ставить более широко- целесообразно готовить правовые условия для создания в России специализированных ипотечных банков. Таким статусом может быть наделен специализированный эмитент ипотечных ценных бумаг. К числу подобных кредитных организаций можно отнести строительные сберегательные кассы, закон о которых (на основе опыта Германии) сейчас готовится в Думе.

Думается, без изменения действующего банковского законодательства запустить полноценный ипотечный рынок вряд ли удастся. Но вот что характерно: связанные с этим вопросы возникают и ставятся не изнутри самой банковской системы, а извне- в процессе развития смежных финансовых рынков.

Пока проект, принятый в первом чтении, вводит два вида эмитентов: специализированные и неспециализированные. Неспециализированными эмитентами являются те же банки, специализированными- ипотечные финансовые агентства и иные организации, в соответствии с федеральными законами.

ОбЪем эмиссии ипотечных бумаг неспециализированной организации не должен превышать величину уставного капитала эмитента. Законопроект устанавливает требования к ипотечным агентствам, особенности реорганизации и ликвидации эмитента ипотечных бумаг, ответственность эмитентов и их органов управления за нарушение требований закона. Деятельность специализированных эмитентов может быть поддержана за счет средств бюджета. Особое место среди них должно занять, естественно, федеральное Агентство ипотечного кредитования.

Таким образом, в недалеком будущем следует ожидать появления как минимум двух новых институтов в сфере ипотечных ценных бумаг и их эмитентов: агентств и строительных сберкасс. Каждый из них, по-своему используя рыночные механизмы, будет решать проблему привлечения средств в сферу жилищного строительства. Задача в том, чтобы правильно воспользоваться возникающими возможностями.

www.klerk.ru

ФЗ об ипотечных ценных бумагах: все, что нужно знать

Успешность экономики во многом зависит от того, насколько отлаженной является финансовая система, степень продуманности правовых вопросов и нормативной базы, являющейся ее основой. До наступления 2003 года в экономике России вопросы ипотечных бумагах не имели тщательной проработки, в сравнении с Западом их применение не получило масштабного развития. Ситуация изменилась с принятием ФЗ N 152- «Об ипотечных ценных бумагах», который определил основные процедуры и правила функционирования банковского сектора по возможности использования финансового механизма.

Немного о кредитовании

Рынок ипотечных займов называют первичным, именно на нем происходит взаимодействие между кредиторами и заемщиками, являющимися основными участниками кредитного процесса. Они заключают между собой договор, согласно которому за предоставляемые кредитные средства клиент должен выплатить определенный процент. В рамках ипотечных взаимоотношений залоговое имущество всегда выступает обеспечением кредита.

Банковские организации для возможности выдавать кредитные средства нуждаются в постоянном восполнении своих финансовых ресурсов, их достаточность позволяет кредиторам выдавать займы очередным клиентам. Достигать подобные цели помогает вторичный рынок при помощи механизма ипотечных ценных бумаг (ИЦБ). Рынок считается своеобразной связкой между заемщиками и банковскими учреждениями, он способствует аккумуляции денег и перенаправляет финансовые потоки, позволяя выдавать новые заемные средства на постоянной основе.

Работа вторичного рынка связана с трансформацией прав и обязанностей в ценные бумаги с дальнейшим размещением документов у инвесторов. Для использования преимущества обращения бумагам необходимо обладать соответствующим правовым статусом. На первичном рынке происходит размещение бумаг в среде кредиторов. На вторичном они участвуют в процессе оборота и не увеличивают стоимости привлекаемых ресурсов, но наблюдается изменение ликвидности и показателей спроса на ИЦБ.

Функционирование обоих видов рынка невозможно без рынка недвижимости осуществления имущественных сделок с жильем. Залоговый механизм обеспечивает возможность дальнейшего функционирования инструмента ИЦБ. Все вопросы по выпуску, обращению и работе с ИЦБ определяет закон об ипотечных ценных бумагах.

Какие бумаги подлежат обращению

В законе определяются основной перечень понятий, которые могут использоваться в отношении ипотечных бумаг. Он говорит о существование двух их разновидностей:

  • облигации — предполагает обеспечение долговых обязательств залоговым имуществом;
  • сертификаты участия — дают право владеть определенного размера доли.

Ипотечным агентом выступает организация с узкой специализацией. Она осуществляет деятельность по приобретению прав требований по ИЦБ и закладным, обладает правом проведения эмиссии облигационных документов. Жилищная облигация представляет особый вид и предполагает право требования, которое обеспечивается залогом.

Ипотечная облигация представляет собой инструмент привлечения новых источников финансовых ресурсов. Особенности схемы работы с бумагами:

  • заключается договор между кредитным учреждением и заемщиком, обеспечением по займу является залог недвижимости;
  • прохождение процедуры оформления закладного документа;
  • выпуск агентствами облигаций и процесс выкупа документов закладных у банков;
  • ценные бумаги размещаются на фондовом рынке;
  • банк получает денежные средства как результат от работ по размещению бумаг;
  • кредитная организация использует полученные ресурсы для банковской деятельности.

Отличительной особенностью любой ИЦБ является высокая степень обеспеченности. Владелец ценной бумаги получает защиту от значительной части рисков, при этом залоговое имущество выступает гарантом. В итоге вышеописанная схема обеспечивает двойную защиту для него в виде кредитного договора и залога.

Основные разновидности ИЦБ:

  • именные — данные о владельцах содержатся в специальном реестре, при переходе права на владения требуется процедура прохождения идентификации владельца;
  • на предъявителя — переход права не требует идентификации владельца.

ИЦБ  бывают документарные или бездокументарные. Первые должны быть оформлены по всем правилам сертификации, во втором требуется наличие записи в специальном реестре о владельцах. Документарная форма документа предполагает указание порядка и условий выплат, процедуру и условия погашения ИЦБ.

В чем преимущества и недостатки инструмента

ИЦБ предназначаются для долгосрочных инвестиционных вложений, а не для единовременных спекуляций. Они обеспечиваются реальной недвижимостью, имеющей большую стоимость. В качестве гаранта доходности выступает тенденция роста рыночных цен на жилую недвижимость. Приобретаться ИЦБ могут как организациями, так и инвесторами частниками, которые имеют возможность сохранить таким способом собственные сбережения.

Значительной части ИЦБ присущи следующие особенности:

  • платежи владельцам выплачиваются периодически, правила определяют конкретный срок в виде 1 раза в месяц, квартал или иной временной период;
  • выплаты, как правило, состоят из 2 частей — амортизационной и процентов;
  • к концу окончания кредита итоговый остаток погашается;
  • допустимо досрочное погашение;
  • уровень получаемого дохода ИЦБ находится в прямой зависимости от степени риска невыплаты и длительности обращения документа.

К недостаткам ИЦБ относят низкую ликвидность и потенциальный риск погашения досрочно. В число основных преимуществ входит:

  • высокая степень надежности;
  • прозрачность операций;
  • отсутствие препятствий и сложных условий использования;
  • возможности долгосрочных отношений.

Значительная часть ИЦБ обладают хорошим кредитным рейтингом, что во многом обусловлено обеспечением по кредиту в виде залога. Эмитентом прилагаются действия по повышению рейтинга собственных бумаг.

Какие существуют особенности: эмиссия и вопросы обращения облигаций

Эмиссию вправе проводить только агенты и кредитные организации, способными выполнить перечень требований ЦБ и действующее законодательство. Ипотечный агент вправе только приобретать требования, с обеспечением в виде ипотеки или закладной и проводить эмиссию ИЦБ.

Нюансы обеспечения и исключения

Ипотечные ЦБ могут выпускаться только при существовании обеспечения. Надежность инструмента обеспечивается жесткими требованиями, предъявляемым к процессу с участием ипотечного покрытия. Основополагающие требования к ипотечным займам:

  • для общего размера обязательств по соглашению установлен порог в виде 80%, стоимость залоговой недвижимости определяет независимый оценщик;
  • в договоре не могут включаться пункты о замене или отчуждении залогодателем залогового объекта без получения разрешения кредитора;
  • залоговое имущество в обязательном порядке подлежит страхованию, сумма которого должна быть равна стоимости обеспечения.
  • одно имущество или требование обеспечивают покрытие только единожды.

Механизм страхования позволяет выплатить компенсацию при недостаточности средств. Общий их размер должен удовлетворять полный объем требований кредитного учреждения при необходимости наложить взыскание на залоговый объект, что является эффективным инструментом минимизации рисков.

Ст. 4 ФЗ определяет перечень исключений:

  • в ситуации замены, реализацией, окончанием обязательства;
  • полная выполнение обязательств;
  • соответствие требованиям закона.

Эмиссии и требования: основные правила

Вопросы эмиссии регулируется действующим законодательством о ЦБ, пунктами нормативных актов ЦБ. Может предполагаться ограничения в части общего количества выпусков и нарушение такого правила служит в дальнейшем основанием для получения отказа в прохождении регистрации.

Решение в части вопросов выпуска ИЦБ включает следующего рода информацию:

  • срок полного погашения либо частичного;
  • вопросы стоимости и правила ее определения;
  • особенности выплат по каждой ИЦБ для полного погашения.

Решение содержит общие положения, определяет права владельцев, условия выпуска бумаг. Помимо обязательных сведений в программу включают:

  • указание в части обеспечения, связанного с облигациями;
  • информацию о существующих ограничениях или их отсутствие;
  • перечень основных условий и возможности для предоставления нового обеспечения;

В полномочия ЦБ входит возможность установления иных требований. К особым условиям относятся следующие моменты:

  • недвижимость обеспечивает покрытие эмитента от взыскания, процедура должна соответствовать действующему законодательству;
  • покрытие обеспечивает должное исполнение обязательства;
  • общий размер покрытия не может быть меньше непогашенной стоимости ЦБ, возможно превышение этого размера, что должно определяться решением об условиях выпуска.

При существовании нескольких выпусков с несколькими очередями выплат, определяют необходимый размер покрытия для каждой из нее. Выпуск подлежит регистрации, в момент подачи пакета документов общая сумма обеспечения не может быть меньше номинала бумаг. В решении возможно указание пунктов по расходным статьям эмитента. В перечень наиболее распространенных входит:

  • вознаграждение, выплачиваемое в адрес депозитария или регистратора;
  • плата за работы по ведению реестра о владельцах;
  • управленческие расходы.

При наличии таких расходов в решении указываются максимальные размеры каждой статьи.

Особенности замены и взыскания

Действующим законом определяется возможность и регламентирован порядок проведения замен в части требования и залога, которые выступают основой покрытия. Определяется перечень ситуаций и условий, которые позволяют проведение подобной процедуры. В число основных входит:

  • факт несоответствия требований, позволяющих включить их в состав покрытия;
  • нарушение сроков внесения оплаты по имеющимся обязательствам со сроком которого более чем 3 месяца либо более 3 раз на протяжении 12 месяцев, длительность просрочки при этом не имеет значения;
  • замена допустима только после прохождения государственной регистрации либо предоставления в ЦБ уведомления с информацией об итогах выпуска ИЦБ;
  • замена может проводиться посредством реализации или прохождения процедуры возмездного отчуждения иным лицам, при этом обязательно включение в состав покрытия такого вида имущества.

Вопросы обращения и правил его проведения прописаны в ст. 15. В число основополагающих моментов входит:

  • при ненадлежащем исполнении обязательств обращение взысканий осуществляется только по решению суда;
  • порядок проведения обращения имеет законодательное регулирование;
  • при наличии нескольких выпусков ИЦБ обращение взыскания проводится на основании заявлений представителя их владельцев и исполнение обязательств производится по ним в первую очередь;

В случае нескольких выпусков очередь исполнения обязательств и требований владельцев осуществляется в соответствии с порядком, определенным в решении о выпуске ИЦБ.

Особенности погашения облигаций

Владельцы вправе требовать преждевременного погашения, что допустимо при выявлении нарушений в отношении покрытия и его размера. Условие досрочного выполнения обязательств они вправе выдвигать при проведении эмитентом запрещенных видов деятельности.

Законодательно установлен срок для предъявления требований о досрочном погашении. Длительность его устанавливается решением о выпуске бумаг, но не может быть менее 30 суток. Срок начинает отсчитываться от даты предоставления эмитентом данных о появлении такого права. Требование в виде досрочного погашения прекращается после полного устранения фактов нарушений действующих правил. При наличии более 2 выпусков с разной очередностью владельцы могут потребовать погашения ранее срока в соответствии с установленной очередью.

При объявлении эмитентом банкротом в отношении покрытия проводится процедура продажи. На основании информации о списке владельцев составляют реестр предъявляемых требований для удовлетворения их в размере недополученных средств. Реализация проводится путем смены эмитента или реализации залога для получения средств, с дальнейшим их распределением между всеми владельцами. Способ реализации выбирается лицом, имеющим полномочия конкурсного управляющего.

Судебным органом выносится решение, содержащее признание эмитента банкротом. При составлении реестра указывается дата, она не может быть ранее 30 и позже 45 дней, начиная с вынесения судебного решения. Подобного рода информация должна публиковаться. На протяжении 10 суток с даты составленного реестра документ должен получить конкурсный управляющий. Он в течение 9 месяцев обязан провести процедуру продажи и провести полный объем расчетов.

В чем особенности выдачи и обращения сертификата

Право работать с сертификатами дается кредитным учреждениям и организациям, имеющим лицензионные документы, разрешающих осуществлять деятельность в виде управления различными видами фондами.

Выдача сертификата позволяет появиться общей собственности, разделение или выделение из нее части недопустимо. Каждый из владельцев такого документа владеет определенной долей. Сертификаты предполагают решение вопросов доверительного управления, которые решаются при помощи специального договора.

Особенности управления и требований к сертификату

Условия соглашения определяет лицо, отвечающее за выдачу сертификатов. В обязанности управляющего входит:

  • получение платежных поступлений;
  • проведение выплат;
  • обеспечение выполнения обязательств;
  • работа по исковым требованиям;
  • выступление ответчиком.

Управляющий не обладает возможностью проведения следующих действий:

  • выполнять имущественные операции с без получения разрешения от депозитария;
  • приобретать другое имущество, за счет имеющегося;
  • проводить сделки по безвозмездному отчуждению имущества, входящего в состав покрытия;
  • выдавать и получать средства, которые необходимо будет вернуть за счет покрытия;
  • обеспечивать за счет покрытия личные обязательства или задолженности иных лиц.

Длительность договора доверительного управления устанавливается в индивидуальном порядке, но этот срок не может быть меньше года или быть более 40 лет. Каждый из владельцев сертификатов обладают равными правами, общее их количество указывается в документе доверительного управления. Документы не обладают номинальной стоимостью, не допускается выпуск производных, действует правило их свободного обращения.

Учет прав производится на счетах, если подобная процедура прописана в правилах документа доверительного управления. Ведение реестра лежит в зоне ответственности регистратора, при поступлении требования от владельцев или уполномоченных ими лиц он обязан подтвердить наличие прав на определенный размер доли путем выдачи выписки, сформировав ее течение 5 суток.

Правила доверительного управления

Перечень основополагающих правил определен ст. 25, определяющей полный и обязательный перечень требуемых сведений в части доверительного управления. В список основополагающих входит:

  • индивидуальный идентификатор;
  • информация в отношении управляющего;
  • данные депозитария;
  • информация о регистраторе;
  • перечень полномочий и обязанностей, которыми наделен управляющий;
  • длительность соглашения;
  • общее число сертификатов;
  • процедура выдачи документов;
  • особенности выплат;
  • информациях о сроках погашения;
  • принципы определения размеров выплат;
  • вопросы созыва собраний и особенности их проведения;
  • сумма оплаты услуги депозитария и регистратора;
  • лимиты максимальных расходов, которые связаны с вопросами доверительного управления;
  • процедура раскрытия информационных сведений.

Управляющий имеет право вносить изменения и дополнительные пункты в действующие правила, но вступление их в силу возможно только после утверждения владельцами сертификатов на собрании. Правила управления покрытием должны соответствовать стандартам Банка России, который вправе устанавливать дополнительные условия и требовать наличия иных сведений.

Нюансы обособления имущества

Требования и залоговое имущество, входящие в состав покрытия обладают свойством обособленности. Их учет ведется на индивидуальном балансе и подлежит раздельному учету. Для этого открывается счет в банке или несколько счетов. При прохождении государственной регистрации указывают, что залогодержателями выступают владельцы сертификатов.

При банкротстве управляющего имущество покрытия в конкурс не включают. При прекращении срока лицензии имущество передают на управление в государственную компанию, назначение которой происходит в соответствии в законодательно определенной последовательности и договор управления не перезаключается. При обеспечении покрытия в виде денежных средств происходит их передача в управляющую компанию, срок для проведения процедуры определен в 3 дня после получения управляющим статуса несостоятельности.

Вопросы контроля над имуществом

Вопросами учета, хранения, распоряжения и контроля осуществляется депозитарием. В качестве него выступает коммерческая организация, которая получила лицензию на право осуществления подобной деятельности.

Имущество из состава ипотечного покрытия учитывается депозитарием при помощи ведения реестра. Одно покрытие учитывает и ведет только один депозитарий, организация не может распоряжаться или пользоваться имуществом покрытия.

Депозитарий работает в целях соблюдения интересов владельцев ведомого реестра. В перечень основных задач входит:

  • прием и документов, обеспечение их хранения;
  • выдача эмитенту либо управляющему разрешения на распоряжение имуществом, исполнение поручений данных лиц;
  • предоставление в ЦБ требуемой отчетности;
  • доводить до владельцев ИЦБ актуальные данные;
  • доводить до ЦБ сведений о выявленных фактов нарушений в течение 3 суток после обнаружения;

Депозитария обязан контролировать соблюдение эмитентом действующего законодательства и норм в сфере обращения ЦБ, условий выпуска и управления. При нарушении требований депозитарий будет нести перед владельцами ЦБ совместную ответственность с эмитентом или управляющим.

Раскрытие информации

Обязанностью эмитентов является раскрытие и представление данных о ЦБ. После проведения процедуры оценки, которую проводит рейтинговое агентство, он обязан предоставить полный перечень требуемых сведений. При публикации должна присутствовать информация следующего рода:

  • данные об управляющем;
  • обозначение ИЦБ;
  • источники возможного получения информации о правилах, реестре, иных официальных документов;
  • результаты оценочной экспертизы;
  • доведение информации о возможности изменения стоимости сертификатов в большую и меньшую сторону.

Эмитенты и управляющие отвечают за достоверность опубликованных данных и форму их представления, за введение в состояние заблуждения или несвоевременность предоставления данных. Одновременно с предоставлением сведений публике управляющий направляет копии в ЦБ.

Заключение

Ипотечные ценные бумаги считаются эффективным инструментом долгосрочных инвестиций. Сегодня распространены облигации и сертификаты участия, каждый из этих видов ИЦБ имеет обеспечение и вопросы их обращения регламентируются ФЗ об ипотечных ценных бумагах. Нарушения действующих правил в отношении эмиссионной деятельности, обращения ИЦБ и отсутствие фактов их устранения может стать причиной остановки деятельности управляющего, депозитария либо регистратора.

onedvizhke.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *