Функции самооценки – Формирование самооценки у детей | Блог 4brain

Содержание

Формирование самооценки у детей | Блог 4brain

FreeVector-132

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт

Нередко родителям приходится слышать от детей «я не смогу», «у меня не получится», «я не знаю, как это сделать». Оценивая себя, свои способности, возможности, свое место в мире, ребенок порой ошибается, занижая или наоборот, завышая самомнение. Когда речь заходит о самооценке, мы говорим о важном личностном образовании, которое нельзя оставлять без внимания.

Отношение ребенка к себе складывается из двух ключевых факторов: собственные достижения («что я умею», «что я могу», «что я делаю хорошо») и оценка его личности окружающими. Но не стоит забывать и о такой важной особенности, как индивидуальность. Индивидуальные особенности влияют на самооценку, определяя, насколько важно качество или действие, которое совершается самой личностью.

Изучением самооценки занимались известные психологи и ученые. Среди них, такие имена, как У.Джемс, З.Фрейд, К. Роджерс. Важный вклад внесли Б.Г, Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон. Это далеко не весь список великих имен, которые уделяли пристальное внимание самооценке, ее структуре, функциям и закономерностям формирования.

Самооценка и ее функции

Самооценка — это сложная психологическая система. Совокупность психических процессов, явлений, активность человека позволяет ребенку познавать самого себя и выделять себя, как часть большого мира.  Функции самооценки являются мощным стимулом для развития личности. Каковы же эти функции?

Самооценка выполняет три функции:

  • Регуляторная – возможность регулировать свое поведение и свою деятельность
  • Защитная — возможность сохранять свою личность стабильной и независимой
  • Функция развития, познавая себя, давая оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими, происходит развитие.

Формирование самооценки

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения и взаимодействия. От того, насколько объективно оценивается ребенок и его поступки, зависит адекватность самооценки. От самооценки зависит активность ребенка и его стремление к самосовершенствованию. Чем раньше будет сформирована адекватная самооценка, тем больших успехов он сумеет достичь в жизни.

Придерживайтесь перечисленных пунктов, это поможет сформировать адекватную самооценку.

  • Любовь и принятие
  • Больше поощрений, меньше наказаний
  • Позвольте ребенку быть успешным
  • Детская самостоятельность, как необходимость
  • Объясняйте ребенку свои требования
  • Не перегибайте с властью, которая у вас есть
  • Правила есть правила, их необходимо соблюдать
  • Прислушайтесь к мнению ребенка, но не руководствуйтесь только его желаниями
  • Научите ребенка прислушиваться к мнению окружающих, но иметь свою точку зрения
  • Обучите навыкам неагрессивного поведения в случаях критики
  • Учите относиться с уважением к чувствам и желаниям других детей
  • Обращайтесь к ребенку с просьбами о помощи или за советом как старшему или равному (особенно важным данный пункт является при воспитании мальчиков в системе отношений «мама-сын»)
  • Будьте объективны к поступкам ребенка и его поведению

Заключение и обратная связь

Итак, самооценка занимает важное место в становления личности. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной и неадекватной.  Но важно понимать, что от того, насколько адекватной будет самооценка ребенка, зависит его способность правильно и верно оценивать свои умственные, физические способности, а также осуществлять выбор личностных качеств, которые требуют особого внимания и развития. Особого внимания требует подростковый и юношеский возраст, когда происходит активное формирование личности.

Как вы считаете, может ли низкая самооценка быть стимулом для саморазвития и самосовершенствования? Поделитесь своей точкой зрения в комментариях.

Автор:  Алла Нагинайло, психолог

4brain.ru

Структура, функции и виды самооценки

Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности. [3, 420 с.]

Некоторые исследователи выделяют третий компонент—поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух. [17, 335 с.], [26, 142 с.]

К главным функциям, которые выполняет самооценка, можно отнести регуляторную и защитную:

1) регуляторная — на ее основе происходит решение  задач личностного выбора;

2) защитная – обеспечивает относительную стабильность  и независимость  личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

В отечественной психологии показано влияние  самооценки на познавательную деятельность  человека (восприятие,  представление,  решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. [10, 533 с.]

При исследовании самооценки принято выделять следующие особенности (параметры): уровень, адекватность/неадекватность (завышенная или заниженная самооценка), гибкость и другие. [21, 359 с.] Проводя свои исследования в русле деятельностного подхода, А.В. Захарова выделяет три вида самооценки по ее временной отнесенности к процессу деятельности: прогностическая осуществляет регуляцию активности личности на самом начальном этапе деятельности, корригирующая выполняет функцию контроля за ходом деятельности, ретроспективная используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения ее итогов. Временная отнесенность содержания самооценки определяет ее виды: самооценка функционирует как прогностическая, актуальная и ретроспективная. [15, 11—14 с.]

Адекватность самооценки операционально трактуется как мера соответствия самооценочных данных (по прямым биполярным оценочным шкалам) данным личностного теста-опросника и экспертной оценке. Неадекватная самооценка, соответственно, указывает на расхождение представлений о себе по тем или иным личностным характеристикам с экспертной или тестовой оценкой. Неадекватная самооценка может быть двух видов – заниженная и завышенная. Завышенная/заниженная самооценка трактуется как переоценка/недооценка себя по какой-либо черте или по комплексу черт. Гибкость/устойчивость самооценки понимается как ее подвижность/стабильность под влиянием ситуативных факторов.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.

Также самооценка характеризуется по следующим параметрам уровню (величине) — высокая, средняя и низкая; особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте [20, 343 с.]

Два основных вида самооценки — личностная (то, как человек в целом оценивает себя и свое место среди окружающих) и конкретно-ситуативная самооценка (как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных личных или рабочих задач). Как правило, если специально не указывают, о какой самооценке идет речь, то идет речь о личностной, а не конкретно-ситуативной самооценке.

В нашей работе мы будем понимать под самооценкой личностную самооценку.

studfile.net

это в психологии особый раздел, функции, значение

Самооценка — это в психологии представление индивида о степени важности своей личности для других людей, с учетом вида деятельности и социального статуса. Дается оценка собственным способностям, качествам, достоинствам и недостаткам. Выражаться она может не только в виде каких-либо умозаключений, но и в открытой форме — как правило, во время разговора с близкими людьми или друзьями.самооценка это в психологии

От самооценки личности зависит поведение человека, его поступки, отношение к коллегам по работе или начальству, требовательность, критичность восприятия собственных успехов и неудач, действий других людей.

Самооценка и ее функции

функции самооценки в психологииУ самооценки разные виды и функции. Легче всего человеку оценить свои способности. Например, ему трудно ошибиться в оценке умения хорошо бегать или прыгать. Ведь нетрудно замерять длину или высоту совершенного прыжка, узнать, за сколько секунд можно пробежать стометровку. В психологии самооценка это важный показатель личностного развития.  Но он иногда кардинально отличается от оценки индивидом своих способностей. Человек может быть хорошим профессионалом в своем деле, например, иметь высший разряд токаря, но совершенно не уметь при этом общаться с девушками.

Главным критерием оценивания в психологии считают систему смыслов и не смыслов субъекта.

Функции самооценки могут быть следующими:

  • развивающая — стимулирует человека к дальнейшему совершенствованию и личностному развитию;
  • мотивирующая — воодушевляет на совершение определенных поступков и действий для того, чтобы получить одобрительную самооценочную реакцию и способствовать развитию самоуважения;
  • защитная — обеспечивает независимость и стабильность качеств личности;
  • регуляторная — от нее зависит постановка целей и задач, выбор решений;
  • сигнальная (отражающая) — позволяет человеку дать правильную оценку своим действиям, поступкам;
  • адаптационная — позволяет человеку бесконфликтно входить в различные группы и коллективы, легко приспосабливаться к любым изменениям;
  • корригирующая — в процессе работы или деятельности обеспечивает определенный уровень контроля;
  • терминальная — вынуждает субъекта прекратить действия, если они вызывают у него недовольство;
  • ретроспективная — дает возможность человеку оценить свою деятельность, находясь на последнем ее этапе;
  • эмоциональная — позволяет индивиду получать удовлетворение от способностей и возможностей своей личности;
  • прогностическая — производит настрой человека на работу и оценивает необходимый расход энергии, необходимый для ее выполнения.важность самооценки

Без адекватной самооценки человеку трудно определиться в жизни, выставить приоритеты, поставить перед собой реальные, достижимые цели.

Самооценка, это в психологии личности значит многое

психология личностиНатаниэль Бранден, американский психотерапевт, придавал большое значение самооценке человека. Он утверждал, что это психологическая потребность человека. И если она остается неудовлетворенной, то появляются патологии — различные переживания и беспокойства, затруднения в отношениях с другими людьми. Он выразил свое мнение, что человек склонен чувствовать себя компетентным, знающим, чтобы справляться с разными проблемами и полагать, что он достоин счастья. Его самооценку могут поддерживать друзья и близкие, но она базируется, в основном, на внутренних установках.судьба и самооценка

Это так называемые шесть столпов самооценки, выраженные в следующих практиках:

  1. Практика осознания — человек должен понимать, когда и что он делает. Он должен относиться внимательно к своим мыслям и поступкам, быть честным по отношению к самому себе.
  2. Практика ответственности — отвечать не только за свои поступки, но и мысли. Всегда осознавать возможные последствия своего выбора, быть ответственным за него.
  3. Само-принятие. Эта практика позволяет примириться даже с самыми неприятными сторонами своей личности, не избегать их и не отрицать.
  4. Практика уверенности — человек может открыто демонстрировать свои истинные мысли и чувства. Он должен поступать так, как считает нужным, а не так как ему советуют поступить окружающие.
  5. Практика целеустремленности — иметь жизненные цели и желания. Стремиться к их выполнению. Жить в согласии со своими жизненными приоритетами.
  6. Личная целостность — стремление к согласованности всех предыдущих правил, их неукоснительное выполнение, для того чтобы сделать свою жизнь ярче и радостней.

Также особую важность для развития личности имеет способность давать своим действиям адекватную самооценку. Это возможность человека объективно оценивать себя, свои наклонности и способности. Понимать, насколько высоко его поступки оценивают другие люди, осознавать себя в реальном мире.

Успешные люди, занимающиеся любимым делом и имеющие большой круг друзей, как правило, всегда оценивают свои способности довольно высоко.

Они не только ставят перед собой вполне реальные цели, но и без особых трудностей достигают их. Эта самооценка в психологии рассматривается как стимул, который буквально подталкивает их вперед, к новым свершениям.

Здоровая самооценка и любовь к себе — видео

mind-control.ru

1.2 Значение и функции самооценки личности. Самооценка: понятие, сущность, развитие

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости

Глава 2. Значение сказки для изучения личности

Влияние уровня самооценки на успешность в современной Эстонии.

1.3 Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности

Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того…

Игра как один из важнейших видов деятельности человека

4. Значение деятельности в развития личности человека

Деятельность — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых субъект целенаправленно воздействует на объект…

Новообразования личности среднего школьника и ведущая деятельность

1.2 Кризис подросткового возраста и его значение в становлении личности

Этот период онтогенеза традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности. В первую очередь это отражается коренными изменениями в мотивационно- потребностной сфере подростков…

Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.2 Игра и ее значение для развития личности ребенка

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами…

Особенности общения детей со взрослыми

2. РАЗВИТИЕ САМОПОЗНАНИЯ, САМООЦЕНКИ И ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. МЕЧТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЮНОШЕСТВА.

Юношеский возраст — наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности»…

Особенности проявления эмоций у дошкольников

1.1 Понятие, функции и значение эмоций

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмоциями называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда…

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Чувствительность и ее значение для творческой личности

Чувствительность — это: 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды…

Роль руководителя в управлении конфликтами

3. Значение личности руководителя в преодолении конфликтов и стрессов

Имея ввиду личный пример руководителя, в первую очередь необходимо отметить, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом: — организатор трудового процесса; — специалист…

Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

1.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности

Что такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков, возможностей и места среди других людей…

Сиблинговые отношения и их влияние на развитие личности

4. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка

Сиблинговая позиция — (от англ. sibling брат или сестра) стратегия поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец…

Умственная отсталость ребенка

2. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность…

Фототерапия как инструмент коррекции самооценки

Глава 1. Структура, функции и динамика самооценки

Фототерапия как инструмент коррекции самооценки

Глава 1. Структура, функции и динамика самооценки

Ценностные ориентации студентов

Глава 1. Ценностные ориентации и их значение для личности

В этой главе курсовой работы мы рассмотрим сущность ценностных ориентаций, выявим место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии…

psy.bobrodobro.ru

Самооценка личности в психологии что значит, как ее повысить

Самооценка личности в психологии состоит из осознания человеком важности своей персоны, понимания и анализа мотивов своих поступков, умственных и физических сил, отношения к окружающим и самому себе. Если субъект не даст адекватной оценки своим возможностям, он не будет способен занять достойное место в социуме. Ставить перед собой реальные цели и отказываться от не оправдавших надежд проектов или предположений.самооценка личности в психологии

Только верная самооценка может помочь человеку выбрать подходящую профессию или претендовать на какую-либо роль в жизни общества.

Самооценка личности в психологии: главный фактор развития

высокая самооценка личности в психологииБлагодаря самооценке, человек может определить уровень тех задач, которые он перед собой решает поставить.

Постоянное присутствие в любых актах поведения самооценки, позволяет индивиду:

  • управлять своими поступками;
  • создавать собственный стиль жизни;
  • планировать ее дальнейшие этапы.

В процессе формирования самооценки, человек обязательно учитывает мнение окружающих его людей, а также все свои предыдущие достижения.

В современной психологии самооценка личности может быт выражена в трех видах:

  • адекватная — субъект ставит перед собой реальные задачи;
  • заниженная — низкая планка достижений, неуверенность и плохая мораль;
  • завышенная — человек с легкостью берется за выполнение сложных поручений, переоценивает свои силы и возможности, ставит перед собой недостижимые цели.

Адекватную самооценку дает взрослый человек без психических отклонений. Самооценка ребенка формируется довольно специфически, так как для каждого возрастного периода есть характерные особенности.

Различные подходы при самооценке личности в психологии и навыков, позволяющие изменять свое поведение под влиянием опыта, создают благоприятные условия для наилучшей адаптации к жизненным условиям. Наиболее важным фактором, стимулирующим развитие личности, является оценка окружающих людей для подростка. завышенная сасмооценкаЕсли требования родителей, педагогов и других людей, не совпадают или расходятся с его внутренними правилами и самооценкой, то никакого воздействия на него оказываться не будет.

Способность противостоять им, занимать независимую от мнения окружающих позицию, зависит от устойчивости личности. Если этой характерной четы нет, подросток или начнет соблюдать предъявленные к нему требования или возможно развитие конфликтной ситуации.

Основные функции самооценки человека

судьбу человека определяет самооценка

Критерием оценивания служит система смыслов и не смыслов человека, а также такие функции как:

  • развивающая — побуждает субъекта развиваться и становиться совершеннее;
  • адаптационная — позволяет стать полноценным членом общества, приспособиться к окружающему миру;
  • прогностическая — оценивает и регулирует активность индивида в самом начале деятельного процесса;
  • отражающая — допускает оценку адекватности действий и демонстрирует настоящее отношение субъекта к самому себе;
  • эмоциональная — обеспечивает индивиду получение удовлетворенности собственными личностными качествами;
  • корригирующая — дает возможность человеку контролировать текущую деятельность;
  • мотивирующая — стимулирует индивида к действиям, для получения им одобрения окружающих и собственных оценочных реакций, таких как самоуважение, удовлетворенность собственным поступком, гордость;
  • терминальная — обязывает субъекта прекратить начатое дело, если его поступки вызывают самокритику и недовольство.

Благодаря адекватной самооценке, человек способен развиваться и жить без внутренних конфликтов души и разума. Быть уверенным в собственных силах, стремиться к реализации всех своих возможностей.

Что такое самооценка личности в психологии и как ее повысить — видео

mind-control.ru

виды, функции и способы определения

Содержание статьи

Отвечая на вопрос, что такое самооценка, и как определяется уровень самооценки, следует обратиться к определениям психологии и способам работы над собственными суждениями о себе.

Самооценка

Виды самооценки в психологии играют ключевую роль в человеческом самовосприятии, объяснении успешности и самореализации человека во всех сферах жизни.

Определение и роль в человеческой жизни

Определение самооценки дается в разных источниках по-разному. В целом, это способность человека оценивать самого себя, собственные внешние данные, черты характера, достоинства и недостатки, возможности и социальное положение, а также оценивать свои отношения с окружающими.

Психология также подчеркивает, что уровень самооценки сильно влияет не только на поведение индивида, но и на его психическое здоровье. Уровень самооценки – это своеобразный рычаг, регулирующий модель поведения человека и построение отношения к окружающему миру. Также формирование самооценки сильно влияет на оценку собственных достоинств и достижений.

Психология также ассоциирует ее с количеством и качеством собственных амбиций, сопоставление их с реальными возможностями человека, которые он может оценить справедливо. Если между оценкой своих амбиций и возможностей существует большое расхождение, нельзя назвать такую самооценку нормальной, поступки человека становятся неадекватными.

Формирование самооценки

Определив понятие самооценки, рассмотрим формирование самооценки как качества адекватной личности. Формирование самооценки начинается в детском возрасте и сильно зависит как от собственных достижений, так и от мнения окружающих ребенка людей.

Психология отдает важнейшее место в определении самооценки процессу получения информации. Когда ребенок и подросток получает знания о мире вокруг себя, открывает новые аспекты жизни и социальных взаимоотношений, строится и самооценка личности.

Помощь взрослого

Способность к адекватному анализу собственных поступков – это результат сложных психических и физических процессов. В этот период необходима поддержка более опытных людей, то есть, родителей, наставников и психологов.

Если не уловить момент и допустить ошибки, понятие самооценки будет сильно искажено у человека на протяжении всей жизни, и он даже может стать опасным для социума.

Разновидности

Рассматривая виды самооценки, нельзя оценивать ее как что-то хорошее или что-то плохое, достаточное или недостаточное. Развитие самооценки классифицируют по достижению человеком определенных успехов.

Например, актуальной ее называют по уже имеющимся достижениям. Парциальной она называется в случае, если человек достигает высот в определенном виде деятельности. Потенциальной ее называют, исходя из врожденных талантов человека – влияние самооценки на поведение человека в данном случае очень велико.

Также она может быть средняя, она же адекватная, а также заниженная и завышенная. Ее виды характеризуются собственными особенностями.

Заниженная

Психология именует такое качество неадекватным, так как оно порождает людей, относящихся критически не только к себе, но и к окружающим. С психологической точки зрения, это может перерасти в манию.

Если близкое окружение с детства доказывает ребенку, что он ни на что не способен, в нем зарождается неуверенность, занижающая это качество во всю оставшуюся жизнь.

В дальнейшем это грозит искаженным самосознанием, комплексами и нереализованностью. В большинстве случаев, такой человек не может справиться с проблемами, впадает в депрессивные состояния, превращается в наркомана или алкоголика.

Низкая самооценка

Средняя

Такая формула самооценки является адекватной и правильной. Функции самооценки в данном случае заключаются в объективной оценке собственных способностей и внутреннего потенциала.

Эта самооценка дает возможность смотреть на себя в меру критично, стремиться к саморазвитию, и никак не искажает отношения к окружающей среде. Результатом становится высокая адаптивность к любым условиям жизни, способность решать свои проблемы, инициативность, ответственность, умение найти компромисс.

Адекватная оценка своих сил характерна для сильных духом людей, лишенных комплексов и способных к решению поточных задач любой сложности.

Завышенная

В условиях сложных жизненных реалий завышенная и адекватная самооценка и её проявления нередко отождествляются, хотя это и не верно. Она более свойственна высокомерным и гордым людям, чье мнение показательно отличается от мнения всех остальных.

Такие люди могут быть помешаны на одной-единственной цели, упуская поточные трудности. Некоторые же из них избегают всех этих трудностей, стараясь показать, что у них никогда не бывает проблем.

Как ни странно, но снизить такую самооценку достаточно просто. Как только у высокомерной личности что-либо выходит не так, как задумано, она терзает себя сама и не ставит себя ни в грош перед своими же глазами.

Как оценивается

Практическая психология предлагает методики, позволяющие диагностировать самооценку и связанные с ней личностные качества. Параметрами диагностики является самодостаточность, принятие себя, ощущение вины, пессимизм и оптимизм, внутренний диалог и реакция на окружающий мир.

Адекватная ли она, можно оценивать и по уверенности в себе, внешности, авторитету у окружающих, характеру и здоровью. Важную роль играют и амбиции.

Уровень амбиций

Методики, диагностирующие самооценку, нередко основаны на анализе план, идей и мечтаний. Если обнаруживаются нереалистичные или заведомо несбыточные мечты, личность обречена на горькое разочарование. Бывает, что это полностью убивает самооценку до того уровня, с которым с трудом справляются любые методики.

Амбиции

Но уровень амбиций – это не только собственная работа личности. Они могут зависеть от воспитания, социальных и индивидуальных условий роста ребенка еще с детства.

Главнейший элемент в формуле самооценки – успех, который делят на уровень амбиций. Вывести такую формулу очень просто. Достаточно либо достичь успеха в том, что действительно хорошо получается, либо снизить уровень своих амбиций.

Способы работы над собой

Методики улучшения самоанализа достаточно просты. Чтобы воспользоваться этими способами, требуется немного времени. Приведем самые распространенные методики:

  • Запишите на листе бумаги те свои качества, которые чаще всего восхваляют окружающие. Когда внезапно понадобится самоутверждение, такой листок перечитывают, и сомнения развеиваются. Кроме того, такое обычное письмо к самому себе подсознательно выстраивает уверенность в себе.
  • Доверьте бумаге свой успех. Это значит, что нужно записать перед сном все дела, которые удались в прошедший день. Соответственно, на следующий день появится необходимость в совершении успешных дел.
  • Составьте подробный план каждого шага на пути к своей цели. Это позволит не обращать внимания на пустые слова и дела, идти к своему успеху уверенным шагом и не терять веры в свои силы.

Следует отметить, что женская самооценка больше уязвима перед мнением окружающих. В данном случае рекомендуется сосредоточиться на том, что говорят самые близкие и родные люди, а не соседи, коллеги и знакомые. Это позволит думать о себе адекватно, не впадая в расстройство при каждом замечании.

Работа над собой позволит смотреть на взаимоотношения с окружающими адекватно, а также адекватно строить внутренние диалоги. В будущем это позволит достигать больших высот, чем казалось, при этом не завышая собственных амбиций.

Похожие записи

apatii.net

1 Понятие самооценки в психологии

1.1 Сущность самооценки

В психологических исследованиях самооценка интерпретируется как личностное образование,  принимающее непосредственное участие  в регуляции поведения и деятельности,  как автономная характеристика личности,  ее центральный  компонент,  формирующийся при активном участии самой  личности  и отражающий  качественное  своеобразно  ее внутреннего мира  (Л. И. Божович,  А. Г. Ковалев,  К. К. Платонов и др.).  Ведущая роль  отводится самооценке  в рамках исследования проблем  самосознания:  она характеризуется как стержень  этого процесса,  показатель индивидуального уровня его развития,  интегрирующее  начало,  его личностный аспект,  органично включенный в процесс самосознания (К. Г. Ананьев,  И. О. Кон,  А. Г. Спиркин,  В. В. Столин и др.).

Рассмотрим для примера несколько определений понятия «самооценка».

Психологический словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова утверждает, что самооценка (англ. self-esteem)ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [1].

И. И. Чеснокова пишет, что под самооценкой принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей [2].

По А. А. Реану, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [3].

Определения, данные в Психологическом словаре, А. А. Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд, не раскрывают путей формирования самооценки, не дают её достаточную сущностную характеристику. Поэтому в данной курсовой работе мы будем использовать определение А. В. Захаровой: самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые ценности,  личностные смыслы,  меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности [4].

Самооценка отражается в ситуации самооценивания. Она представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом [5].

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. Кроме того, самооценка входит в структуру самосознания. Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим он выделяет следующие её компоненты:

1) образ «Я» — представление индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой [6].

С.Л.Рубинштейн, отмечает, что самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [7].

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов [8].

Таким образом, самооценка – это форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующая принятые ценности,  личностные смыслы,  меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Самооценка является компонентом Я-концепции. Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *