Функциональная карта это – Функциональные карты и диаграммы вариантов использования — Архитектура информационных систем

Функциональные карты и диаграммы вариантов использования — Архитектура информационных систем

Сегодня несколько слов о техниках работы бизнес-аналитика. Уже пару десятков лет основной техникой моделирования функционала информационных систем является разработка вариантов использования (use cases). Техника, действительно, неплохая. Особенно если бизнес-аналитик  прочитал книжку Алистера Коберна «Современные методы моделирования функциональных требований» или посетил учебный курс по разработке юзкейсов. Однако визуализация вариантов использования в виде соответствующей UML диаграммы до сих пор вызывает сдержанную ухмылку у разработчиков и легкое недоумение у функциональных заказчиков. Пару месяцев назад в заметке Так ли уж близки корпоративная архитектура и бизнес-процессы? я писал о том, что на уровне бизнес-архитектуры никто никаких юзкейсов не рисует. Для отображения деятельности организации используется Business Capability Map – техника, позволяющая отобразить все виды деятельности предприятия на одной картинке. Довольно часто звучит и другой термин: функциональная карта. Что это такое и как использовать эту карту в проектах я позволю себе изложить в виде небольшой истории о вымышленном проекте разработки системы управления инцидентами, рассказанной от лица ведущего бизнес-аналитика этого проекта.

Как-то утром, когда завтрак уже давно кончился, а обед еще не думал начинаться, в нашу комнату влетел руководитель службы бизнес-анализа. Сбивая на своем пути зазевавшихся молоденьких сотрудниц и отчаянно жестикулируя, он подлетел к моему рабочему столу и срывающимся голосом заорал: «Когда?… Почему! Где?! Где функциональные требования?».  Я тяжело вздохнул, пытаясь догадаться, о чем собственно идет речь. Даже пару раз попытался перебить его, чтоб задать этот вопрос, но потом решил дать руководителю немного остыть. Минут через десять руководитель службы немного успокоился и сумел объяснить, что речь идет о системе управления инцидентами. Только что он был на планерке у Директора по ИТ, который устроил всем грандиозный разнос за отсутствие в нашей организации этой замечательной системы. Департамент эксплуатации ИТ-систем, являющийся основным заказчиком  такой системы, и Служба разработки ИТ-решений перевели все стрелки на нас, заявив, что система управления инцидентами уже пару лет остается абстрактной мечтой, потому что служба бизнес-анализа  так и не удосужилась собрать требования.  Резонное возражение, что с такой задачей к нам никто не обращался, естественно, не возымело действия, и уже через полчаса мы сидели в кабинете руководителя департамента эксплуатации и выслушивали его рассказ о космических кораблях, бороздящих просторы…

Из этого разговора я вынес совсем немного. Оказывается, наша служба поддержки разделена на два уровня. На первом уровне работают начинающие специалисты, не способные решить большинство поступающих проблем. Какие-то инциденты они решают, но их основное занятие заключается в направлении запросов на ту или иную группу сотрудников второго уровня.  И вообще самое главное, чтоб пользователи самостоятельно подтверждали закрытие инцидентов, потому что с ними подписан соответствующий SLA. Набросав в visio простенькую UML диаграмму, остаток дня я посвятил строительству веселой фермы.

Без пяти девять утра следующего дня я уже стоял с красиво распечатанным рисунком у кабинета руководителя департамента эксплуатации.

– Что это у тебя? – поинтересовался руководитель департамента, выходя из своего кабинета.

– ЮэМэЛь диаграмма вариантов использования – отрапортовал  я без малейшей запинки, протягивая ему картинку.

 

Он нацепил очки, взял мой рисунок и на несколько секунд опустил на него взгляд. Когда руководитель службы эксплуатации вновь поднял голову, я по косвенным признакам сообразил, что картинка ему понравилась как-то не очень. Наверное, такое же выражение лица, сочетающее сдерживаемый гнев и полную безнадежность, бывает у него от известия о случившейся проблеме минус первого приоритета.

– Пойдем! – сдерживая гнев прошипел он и, размахивая картинкой, потащил меня в кабинет директора по ИТ.

Директор, как назло, оказался в своем кабинете. Вместе с ним за столом сидели еще двое и о чем-то оживленно беседовали. Одного из участников обсуждения я знал. Он работал у нас в проектном офисе. Другой же человек, в строгом деловом костюме, был мне незнаком.
Прервав обсуждение, ни с кем не поздоровавшись, руководитель департамента эксплуатации подошел к директору и, пробурчав: «Как Вы думаете, что это?», сунул ему мой рисунок.   Взглянув на рисунок, директор улыбнулся и добродушно ответил: «Пляшущие человечки, я полагаю». Он небрежно передал мой рисунок другим собеседникам, которые тут же принялись его заинтересованно разглядывать, а сам обратился к руководителю департамента эксплуатации:

– Очень хорошо, что ты зашел. Присаживайся. Я решил оформить эти работы отдельным проектом, и мы как раз обсуждаем систему управления инцидентами с будущим менеджером проекта и внешним консультантом. Вот и еще один участник команды к нам присоединился – отметил ИТ директор, бросив на меня недолгий, но пристальный взгляд, от которого мне стало как-то не по себе.  Я и руководитель службы эксплуатации сели за стол.

– Мы не будем больше рисовать такие картинки – безапелляционно заявил человек в строгом деловом костюме, идентифицированный мною, как внешний консультант. Он достал из своей папки другой рисунок и протянул его руководителю департамента эксплуатации. — Это функциональная карта типового решения по управлению инцидентами. Отметьте галочкой те функции, которые необходимы Вам в первую очередь.

Руководитель департамента эксплуатации достал авторучку и принялся последовательно расставлять галки в каждом прямоугольнике, стараясь ничего не пропустить. Некоторые он даже обвел кругом, а затем, вероятно, для пущей убедительности нарисовал несколько стрелок и положил рисунок в центр стола, чтоб его могли видеть все участники встречи.

– Отлично! – резюмировал консультант и передвинул листок менеджеру проекта. – Вот наш scope. По этой карте мы будем отслеживать прогресс на всех фазах проекта, начиная с уточнения требований и вплоть до ввода системы в эксплуатацию. Впрочем, и после запуска системы функциональная карта нам еще пригодится.

Не понимая до конца, что следует делать с этим рисунком, но услышав слово «требования» и проассоциировав их с бизнес-анализом, проектный менеджер передал рисунок мне. На этом встреча закончилась. Я взял рисунок и вместе с участниками встречи покинул кабинет директора. В приемной консультант остановил меня и сунул мне еще один рисунок:

– Смотрите! – дружелюбно проговорил консультант – На следующей встрече нам надо будет определить действующих лиц решения и сопоставить их с функциональной картой. Это похоже на Вашу диаграмму, только без тощих человечков и эллипсов. Возьмите за основу этот рисунок.

Вернувшись на свое рабочее место, абсолютно счастливый тем, что все так удачно сложилось, я быстро отсканировал картинку и отправил её проектному менеджеру в качестве сопроводительных материалов для следующей встречи, намереваясь посвятить остаток рабочего дня обустройству веселой фермы. Однако после обеда раздался звонок. Менеджер проекта управления инцидентами ехидно поинтересовался, как у меня дела, и спросил, не желаю ли я вместе с ним поработать над границами проекта. Пришлось тащиться к нему и выслушивать утомительные рассуждения о том, что запуститься следует всего через шесть недель, и если не удастся сузить рамки проекта, то митигировать риски срыва сроков будет решительно невозможно. В общем, он потребовал, чтоб к завтрашней встрече с разработчиками я указал на функциональной карте стадии проекта и приоритеты требований. К счастью, в нашей службе бизнес-анализа работало достаточное количество молодых привлекательных сотрудниц, и одной из них я перепоручил эту мегаважную и необычайно срочную задачу. Получилось у неё примерно следующее:

Слегка пожурив её за унылую цветовую гамму и излишне формальный подход, следующим утром я вместе с менеджером проекта отправился на встречу с разработчиками. Тем уже было известно про наше новое развлечение в виде системы управления инцидентами, и встретили они нас во всеоружии. В ходе этой встречи мы узнали много нового, в частности, то, что служба бизнес-анализа и проектный офис у нас полные идиоты, совершенно не разбирающиеся в информационных системах (уверен, это замечание относилось не лично к нам, а скорее к молодой сотруднице, готовившей картинку). Также мы узнали, что еще полтора года назад компания закупила лицензии на программный продукт «Сервис-менеджер», на котором и следует реализовывать проект. Кроме того разработчики осыпали нас градом непонятных слов, из которых я сумел запомнить только малую часть. Чаще других звучали айтил, ЕэСБи и еще какие-то трехбуквенные сокращения. В общем, сплошной ТиСиПи-АйПи. В какой-то момент они начали ругаться друг с другом, обсуждая, следует ли дозакупить недостающие лицензии или «нафигачить экранную форму в интранете». Затем позвали начальника отдела интранет-решений и повесили на него задачу разработки формы для заведения и закрытия инцидентов. В конечном счете руководитель службы разработки отобрал у меня исходную картинку, нарисованную консультантом и, пообещав к завтрашнему утру самостоятельно нарисовать правильное решение, вместе с проектным менеджером выгнал с совещания.

На следующее утро в почтовом ящике я обнаружил новый рисунок. Я удалил с него несущественные технические детали: названия серверов, пиктограммы баз данных и прочую муть и в таком виде отправил его консультанту:

Получил в ответ письмо благодарности за отличную работу и переслав его своему непосредственному руководителю, я смог, наконец, забыть об этой суматошной задаче. Снова задача напомнила о себе ближе к осени, когда на веселой ферме приближался сезон дождей.

Позвонил проектный менеджер и сказал, что завтра у него управляющий комитет с докладом о статусе проекта. Что разработчики практически ничего не сделали, а тестирование прошли два модуля из восьми. Впрочем, проблема понятна. Дело в том, что нам хронически не хватает программистов на си-плюс-плюс и юзабилити дизайнеров для интранет-сайта. А еще, оказывается, отправка смс сообщений с компьютера стоит денег. Мы должны что-то платить алчному оператору связи, и чтоб рассчитать эту сумму, нужны нефункциональные требования.  Одним словом, в итоге во всем оказались виноваты бизнес-аналитики. Я понял, что просто так мне не отвертеться, и позвонил консультанту, попросив его помочь в подготовке к завтрашней встрече. Он оказался на удивление отзывчивым человеком и к утру прислал следующую картинку:

Видели бы вы, с каким апломбом проектный менеджер докладывал по этой картинке статус проекта. Он рассказал и про цветовую легенду функциональной карты, отображающую статус работ по конкретной задачи, и о пиктограммах, визуализирующих уже протестированные модули, и про С++, и про важность эргономичного пользовательского интерфейса, и даже поставил под сомнение целесообразность смс-уведомлений. В общем, все, наконец, поняли, что во всем виноваты вовсе не аналитики. В отличие от разработчиков и тестировщиков, нас с проектным офисом даже похвалили.  А в конце квартала мне выписали хорошую премию. И теперь я регулярно рассказываю о преимуществах функциональных карт перед диаграммами вариантов использования. Все у нас стали описывать функциональность именно так. Хотя порой мне немного жаль, что мы отказались от UML диаграмм. Ведь функциональная карта — источник постоянных споров и разногласий в нашем дружном коллективе. Разработчики, администраторы, проектные менеджеры и даже заказчики постоянно что-то на них зачеркивают, обводят и исправляют. С UML диаграммами такого не было. Потому что это стандарт! К тому же, диаграмма вариантов использования —  единственная картинка, которую в этом проекте я нарисовал сам.

Другие статьи по теме:

Канал «Архитектура ИС» в Telegram: https://t.me/it_arch

UPDATE: 4 июля 2018 года в ВШБИ(Москва, улица Трифоновская, д. 57, корп. 1) бесплатный вебинар по этой теме. Обязательная регистрация по этой ссылке

mxsmirnov.com

Как разработать функциональную карту предприятия. Лучшая статья (01-07.11.11) в «Творчестве без купюр»

Олег Кулагин

В предыдущей статье «В поисках гармонии, или Как сбалансировать функции организации?» я писал о том, что первый шаг в процессе формулирования целей предприятия – это определение его функций по отношению ко всем внешним и внутренним клиентам (группам влияния, заинтересованным сторонам). Функции организации как ожидаемый полезный эффект от ее деятельности – это своеобразная «платформа» для определения ее целей как планируемых результатов деятельности.

Функции организации адресуются ее клиентам, это их требования к организации. Любая организация устанавливает с клиентами договорные отношения, в которых четко оговариваются или хотя бы подразумеваются их взаимные функции и требования. Здесь речь необязательно идет о формальном юридическом договоре (например, договоре продажи или оказания услуги), а о взаимных рыночных ожиданиях предприятия и его клиентов.

Эти ожидания могут быть жестко закреплены в действующем законодательстве. Например, соблюдение налогового законодательства – это одна из функций организации по отношению к федеральным и муниципальным органам власти, соблюдение трудового кодекса – это одна из функций организации по отношению к персоналу. Тут не поспоришь. Это закон. Но, как известно, знание закона не гарантирует его исполнение.

Вместе с тем, функции организации во многих случаях продиктованы не законом, а требованиями рынков – покупателей, потребителей, поставщиков, труда, капитала. И за нарушение этих функций организацию карают не блюстители закона, а сами рынки: покупатели отказываются покупать, потребители — потреблять, поставщики — поставлять, работники — работать, инвесторы — инвестировать. Поэтому функции – это договоренности с рынками, и они не всегда прописаны «де юре». Зачастую это психологический контракт. Но еще чаще эти функции вообще не осознаются участниками рынка.

Итак, предположим, что мы определили всех клиентов и осознали свои функции по отношению к ним. Более того, предположим, что мы об этих функциях с ними договорились, т.е. наши клиенты знают о том, что мы знаем о том, что для них важно, и согласны с этим нашим знанием. Но зачем все это? А затем, что осознание функций создает предпосылки для их выполнения. Мы с большей вероятностью сможем качественно выполнить работу, если знаем, что должно быть ее результатом и кому это нужно. Тогда другой вопрос: а зачем выполнять функции по отношению ко всем клиентам? Ведь есть покупатели, есть собственники. Уже давно не секрет, что именно они – ключевые фигуры в деятельности организации, ибо организации создаются собственниками как инструмент для достижения их личных целей, и поэтому должны верно служить своим создателям и хозяевам, но не прямо, а опосредовано – через служение своим покупателям, так как деньги у них, и другого способа получить эти деньги для собственников и всех остальных в природе не существует. Тогда давайте сделаем то, что хотят покупатели, и все у нас будет хорошо. Это верно. Но не совсем.

Здесь важно понимать два момента. Первое – кроме собственников и покупателей существуют и другие игроки (акторы, контрагенты), заинтересованные в организации и влияющие на результаты ее деятельности. И это влияние может быть достаточно сильным, чтобы им пренебрегать. Их мы называем клиентами в широком смысле, так как этих игроков тоже надо обслуживать и создавать для них ту или иную клиентскую ценность (см. статью в Творчестве без купюр «Клиенты – это… кто?»). Второе – все игроки, влияющие на организацию, связаны между собой сетью причинно-следственных отношений, но связаны именно через деятельность организации как центральный узел этой сети. Если бы организация вдруг исчезла, то вся сеть мгновенно бы распалась. Что означают эти отношения? И зачем включать в эту сеть «посторонних» участников – поставщиков, персонал, руководителей, инвесторов, органы власти и т.д.? Дело в том, что взаимодействие организации со всеми клиентами в итоге определяет успех организации и в отношениях с покупателями, и с собственниками. Другими словами, если функции организации по отношению к собственникам и покупателям принять за ГЛАВНЫЕ, то понятно, что эти главные функции организация не сможет выполнить, если она забудет о «неглавных» функциях по отношению к другим клиентам.

Например, если организация не будет выполнять свои обязательства перед важными и выгодными поставщиками и создавать для них оптимальные условия работы, то поставщики перестанут, как прежде, заботиться об организации или, вообще, найдут себе других покупателей. Это сразу же или в скором времени отразится на качестве продукции и услуг организации, т.е. выполнении ее функций по отношению к ее покупателям. А дальше по цепочке неизбежно пострадают и собственники. Та же самая логика применима и к персоналу, и ко всем остальным заинтересованным сторонам. Ведь все они в том или ином смысле – поставщики, так как обеспечивают организацию жизненно важными ресурсами (например, инвесторы, кредиторы, органы власти) или оказывают ей те или иные услуги (например, государственные организации).

Если мы – это организация, то все для нас что-то делают, но не по доброте душевной, а в обмен на наши функции по отношению к ним. Услуги поставщиков мы другим путем не получим, а значит, и не сможем выполнить свое главное предназначение – сделать счастливыми наших покупателей и наших собственников. Отсюда вывод: функции организации по отношению ко всем клиентам логически связаны между собой как причины и как следствия. Чтобы обнаружить и понять эти связи, полезно построить т.н. функциональную карту предприятия. Для каждого предприятия такая карта будет уникальной, поскольку она должна учитывать тех и только тех клиентов, которые связаны с предприятием, и особенности отношений с ними. Но основные закономерности в любой функциональной карте сохраняются. Посмотрим на рисунок.

Каждый узел на этой карте означает выполнение функций по отношению к определенной группе клиентов, а стрелочки показывают причинно-следственные связи между функциями организаций. И понимать их следует не жестко, а мягко: если существует связь между функциями А и Б, то это означает, что выполнение функций А облегчает или способствует выполнению функций Б. Возьмем, к примеру, связь «покупатели — собственники». Если организация выполняет свои функции по отношению к покупателям, то вероятно, что они останутся довольны, будут покупать еще больше, клиентская база будет расширяться, объем продаж и прибыль возрастут, что поможет организации выполнять свои функции по отношению к собственникам или акционерам.

Рассмотрим другую связь: «руководители — покупатели». Если организация будет выполнять свои функции по отношению к руководителям, то это поможет ей выполнить свои функции по отношению к покупателям. В самом деле, что важно для руководителей? Что они требуют от своих организаций? Они требуют от них управляемости, эффективности, развития. В самых общих терминах это и есть функции организации по отношению к руководителям. Если они выполняться не будут, то организация, скорее всего, потеряет конкурентоспособность и не сможет производить качественный продукт для покупателей или потребителей, т.е. выполнять функции по отношению к ним.

Еще одна функциональная связь – «персонал — руководители». Если организация выполняет функции по отношению к персоналу, то это облегчает ей выполнение функций по отношению к руководителям. Здесь все понятно. ЕСЛИ для людей, работающих в организации, созданы нормальные условия труда; отсутствуют факторы демотивации; выплачивается хорошая зарплата, позволяющая им забыть о деньгах и сосредоточиться на работе; имеются возможности для творчества, самовыражения и профессионального роста; в отношениях между руководителями и подчиненными культивируется доверие, а не подозрение; сами отношения строятся по принципу «взрослый-взрослый», а не «родитель-дитя»; отсутствует унизительная манипуляция и стимулирование и т.д., ТО люди будут работать эффективно и с максимальной самоотдачей.

В рассмотренных выше связях прослеживается знакомая логика, не правда ли? Где-то мы это уже встречали. Правильно – в модели BSC (Balanced Score Card). Функциональные карты – это обобщение концепции сбалансированной системы показателей. Почему обобщение? Разве допустимо обобщать и подвергать сомнению одну из «священных коров» современного менеджмента? Сомнению не подвергаю. Модель замечательная, но у нее, на мой взгляд, есть определенные ограничения. Во-первых,  авторы модели рассматривают только четыре измерения для определения целей и KPI организации: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и развитие. Причем, клиенты понимаются лишь в узком смысле. На языке функциональных карт эти измерения отражают интересы собственников, покупателей, руководителей и персонала. А где же все остальные? Во-вторых, причинно-следственные связи в BSC только прямые «снизу-вверх». В реальной жизни на любую прямую связь найдется и обратная. Поэтому большинство функций организации связаны контурами. Например, высокая мотивация, обучение и развитие персонала приводят к повышению эффективности организации (связь «персонал – руководители»), это обеспечивает удовлетворенность покупателей (связь «руководители – покупатели»), это дает финансовый результат (связь «покупатели – собственники») и создает условия для дальнейшего развития предприятия (связь «собственники – руководители») и будущих инвестиций в человеческий капитал (связь «руководители – персонал»). Получился контур усиливающей обратной связи. И подобных контуров, как усиливающих, так и уравновешивающих, в функциональной карте предприятия может быть много.

Построение адекватных функциональных карт, включающих все ключевые функции организации и связи между ними, создает фундамент для разработки действительно сбалансированной системы KPI и целей предприятия. Впрочем, об этом в другой раз…

Также смотрите: 

В поисках гармонии, или Как сбалансировать функции организации

Олег Кулагин: И снова о целях

www.e-xecutive.ru

Функциональная карта — не территория — Архитектура информационных систем

Так получилось, что за несколько месяцев я написал целую серию заметок об использовании функциональных карт. Вы можете применять этот инструмент как для анализа требований и визуализации вариантов ИТ-решений в рамках обычных проектов, так и для отображения архитектуры деятельности целой организации. Список ссылок на эти статьи:

Пришло время разбавить ложку меда маленькой бочкой дегтя. Дело в том, что функциональная карта это инструмент архитектуры, средство визуализации данных, суждений и предложений. И как любой инструмент он, помогая отобразить мысли, не может компенсировать их отсутствие.  Проще говоря, прежде чем рисовать функциональную карту необходимо четко представлять, что и кому вы собираетесь этой картой сказать, какой набор сущностей и отношений вы визуализируете, будет ли он понятен вашему потенциальному собеседнику. К сожалению, в большинстве консалтинговых проектов ответов на эти вопросы вы не услышите. В отличии от таких инструментов, как business intelligence, data/process mining, работающих с реальными данными и выявляющими в них определенные закономерности (например, факторный и кластерный анализ), в процессе анализа архитектурного мы редко сталкиваемся с реальными предметами и событиями. И потому, с большой вероятностью, рисование картинок становится самоцелью и потенциально полезная работа по анализу деятельности организации превращается в культ карго (см. рисунок выше).

О том, как этого избежать мы разговаривали с коллегами на прошлогоднем Летнем аналитическом фестивале (см. Верните аналитика в бизнес). Я даже позволил себе высказать сильно упрощенную, но верную по сути метафору: корпоративная архитектура – это набор частных справочников, которыми пользуется организация. Бывают справочники отраслевые и государственные, а бывают создаваемые внутри организации. Как мы сегментируем наших клиентов, какие типы продуктов и услуг им предлагаем, как классифицируем обращения, какова наша функциональная орг.стурктура и т.д. – это вещи, которые предприятие изобретает в ходе своего развития. Структура этих справочников и есть ваша архитектура. Не надо изобретать что-то еще. В лучшем случае результат вашего творчества положат на полку до следующего аналогичного карго-проекта. В этих суждениях нет ничего нового. Соотношение между реальностью и архитектурой описано в большинстве архитектурных работ от «UML User Guide»,  незатейливо утверждающего, что: «лучшие модели — те, что ближе к реальности” до TOGAF 9.1 (об отношении между моделью и “Real-World Enterprise” см. картинку в разделе 34. Content Metamodel ). Не существует архитектуры в отрыве от операционной деятельности. Если вы собираетесь описать архитектуру организации, вам нужно наблюдать за деятельностью этой организации. Если вы собираетесь описать архитектуру ИТ, вам следует разобраться в том, что и как делает ИТ-подразделение: как она объединяет задачи в проекты, группирует компоненты в системы, по каким принципам классифицирует обращения и т.п.

И раз уж мы вспомнили об Open Group не могу не поделиться ссылками на серию вебинаров по операционной модели IT4IT, которую они начале выкладывать буквально несколько дней назад, в декабре 2015 года. Той самой, в основе которой и лежит ИТ Архитектура Предприятия.

Стартовый  вебинар: IT4IT™ – The New Reference Architecture for Managing the Business of IT — The Open Group

и продолжение:

См. также моё сообщение : Структура операционной модели ИТ 

mxsmirnov.com

Функциональная карта вида профессиональной деятельности по проведению классного часа

Трудовые функции

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Общепедагогическая функция. Обучение

Участие в реализации программы развития БОУ «Русскополянская гимназия №1» в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Воспитательная деятельность

Реализация воспитательных программ классного руководителя

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Развивающая деятельность

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

infourok.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Начальная оценка

Промежуточная оценка

Итоговая оценка

 

СОЦИАЛЬНO-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

     

Отвечает на внимание другого человека улыбкой

     

Поддерживает зрительный контакт

(с знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками)

     

Устанавливает зрительный контакт

(с знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками)

     

Позволяет себя успокоить

     

Допускает физический контакт

     

По собственной инициативе ищет физический контакт

     

Соблюдает соответствующую дистанцию при контакте

     

«Жалеет» по просьбе взрослого

     

Адекватно реагирует в социальных ситуациях (на знакомых и незнакомых взрослых и сверстников)

     

Предпочитает определённых людей

     

Выражает симпатию

     

Обращается за помощью к взрослому в случае необходимости

     

Проявляет интерес к тому, что говорят или что делают другие

     

Позволяет присоединиться к собственной деятельности

     

Присоединяется к деятельности (взрослого, сверстников)

     

Соблюдает очередность действий

     

Делится с другими продуктами и предметами

     

Разделяет свои специфические интересы со сверстниками

     

Учитывает интересы и желания сверстников

     

Реагирует на похвалу (просьбы или замечания) взрослого или сверстника

     

Указывает другим

     

Инициирует общение со сверстниками

     

Принимает успех сверстников

     

Ищет и выражает сочувствие (знакомым и незнакомым взрослым и сверстникам)

     

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ и РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

     

Реагирует на собственное имя

     

Показывает на себя в ответ на вопрос «Где…?»

     

Узнаёт себя в зеркале

     

Выполняет простые указания (подкреплённые и неподкреплённые ситуаций, жестами, мимикой)

     

Принимает (отклоняет) предметы, выполнение действий

     

Реагирует мимикой, жестами на вопросы или ситуацию высказывания

     

Использует движения тела с целью достижения объекта

     

Использует указательный жест

     

Понимает обращённую речь (отдельные слова, короткие выражения, целые предложения)

     

Понимает объекты, объясняющие ситуацию, жесты, картинки, написанный текст

     

Использует для общения объекты, объясняющие ситуацию, жесты, картинки, написанный текст

     

Привлекает внимание (вокализацией, жестами, картинкой, устно)

     

Выражает потребности (вокализацией, жестами, картинкой, устно)

     

Однозначно отвечает на простые вопросы, связанные с желаниями и потребностями, повседневной деятельностью

     

Отвечает на вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему/зачем?)

     

Повторяет за кем-либо (звуки, слоги, слова, предложения)

     

Подражает голосам животных и звукам из окружающей среды

     

Договаривает четверостишия, подпевает

     

Называет знакомых людей, животных, объекты, звуки, ситуации, места и др.

     

Говорит (отдельными словами, предложениями из 2-3 слов, распространёнными предложениями)

     

Использует соответствующие социальные приветствия (со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми)

     

Использует имена в случае необходимости

     

Использует слова, фразы (спонтанные), чтобы инициировать игру со сверстниками

     

Распознаёт частицу «не»

     

Распознаёт (использует) личные местоимения (я, мой и т.д.)

     

Воспроизводит в речи события после короткого перерыва

     

Называет своё имя, возраст, пол по просьбе

     

Задаёт вопросы

     

Логически заканчивает предложения

     

Сообщает о своём самочувствии, эмоциональном состоянии (вокализацией, жестами, картинкой, устно)

     

 

КОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ

     

Проявляет интерес к новым предметам и игрушкам

     

Имитирует

     

Показывает названные объекты (предметы и картинки)

     

Понимает (выполняет) простые (сложные) инструкции

     

Понимает (выполняет) простые (сложные) инструкции с указанием места

     

Понимает (предсказывает) последствия поведения, действий

     

Узнаёт знакомых людей на фотографии

     

Различает (называет) эмоциональное состояние людей

     

Составляет целое из частей

     

Выбирает по определённым признакам

     

Подбирает по сходству

     

Распознаёт противоположности

     

Сортирует и группирует

     

Называет объекты, относящиеся к одной категории

     

Исключает по признаку и категории (предмет, картинку, слово)

     

Различает существенное и несущественное

     

Даёт определения (люди, места, предметы)

     

Упорядочивает

     

Устанавливает последовательность

     

Отмечает неточности (на картинах, в рассказах)

     

Создаёт гипотезы о том, что знает, думает, чувствует другой человек

     

Понимает юмор

     

Шутит

     

 

УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ

     

Наблюдает за работой других

     

Участвует в деятельности группы

     

Следует расписанию

     

Отбирает для работы необходимые предметы

     

Концентрируется на задании

     

Берётся за новую деятельность

     

Соотносит одинаковые предметы

     

Соотносит предметы с их изображением

     

Различает (называет) цвета, формы, размеры, буквы, цифры

     

Соотносит по цвету, форме, величине, количеству и др.

     

Повторяет (создаёт) конструкцию

     

Осознаёт течение времени (вчера, сегодня, завтра, время суток, день, неделя, год, время гола, минута, час и др.)

     

Использует календарь

     

Определяет время по часам (электронным, механическим)

     

Считает предметы

     

Считает деньги

     

Читает инструкции (средства: объекты, картинки, написанный текст)

     

 

ДОСУГОВЫЕ УМЕНИЯ

     

Делает перерыв на отдых

     

Не мешает другим

     

Просит организовать отдых

     

Находит место хранения игрушек, книг и других вещей

     

Занимает себя в перерыве

     

Манипулирует предметами

     

Выбирает игрушку и играет с ней (машинку катает и др.)

     

Рассматривает (читает) книги, журналы

     

Слушает музыку

     

Участвует в играх с физическим контактом (с взрослым, со сверстниками)

     

Участвует в ролевых играх

     

Участвует в настольных играх с фишками, кубиком (с взрослым, со сверстниками)

     

Участвует в подвижных играх (с взрослым, со сверстниками)

     

Избирательно относится к объектам (игрушкам, книгам и др.) и играм

     

Занимает себя выполнением простых видов ручного труда

     

Играет в видео игры

     

Играет на детской площадке (катается на качелях, детской горке, играет в песочнице)

     

 

БЫТОВЫЕ УМЕНИЯ

     

Осознаёт опасность

     

Предотвращает появление телесных повреждений

     

Защищает раны от загрязнений

     

Соблюдает безопасность при движении на улице

     

Называет свои имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона

     

Использует предметы по назначению

     

Показывает (называет) потребности

     

Отличает съедобное от несъедобного

     

Ест любую пищу

     

Сидит за столом при приёме пищи

     

Ест при помощи столовых приборов

     

Ест из собственной тарелки

     

Обращает внимание на грязное лицо, руки

     

Подставляет руки под струю воды

     

Наливает воду до определённого уровня и дозирует температуру

     

Закрывает кран по необходимости

     

Пользуется носовым платком

     

Чистит зубы

     

Расчёсывает волосы

     

Позволяет стричь волосы

     

Позволяет обрезать ногти

ckroir-stolitsa.by

функциональная карта — Архитектура информационных систем

Так получилось, что за несколько месяцев я написал целую серию заметок об использовании функциональных карт. Вы можете применять этот инструмент как для анализа требований и визуализации вариантов ИТ-решений в рамках обычных проектов, так и для отображения архитектуры деятельности целой организации. Список ссылок на эти статьи:

Пришло время разбавить ложку меда маленькой бочкой дегтя. Дело в том, что функциональная карта это инструмент архитектуры, средство визуализации данных, суждений и предложений. И как любой инструмент он, помогая отобразить мысли, не может компенсировать их отсутствие.   Продолжить чтение «Функциональная карта — не территория» →

Сегодня снова про функциональные карты. В апреле этого года, в заметке О заполнении шаблона описания архитектуры решения я затрагивал тему архитектуры в ИТ-проектах. А совсем недавно рассказал вымышленную историю об использовании функциональных карт. Все эти вещи появляются из-за того, что мы сейчас заново пересобираем нашу архитектурную практику. Укладываем фрагменты традиционных и только появившихся техник в новую, совершенно уникальную мозаику. И, безусловно, мне хочется поделиться какими-то находками, разочарованиями и постепенно проявляющимися результатами этих практик Продолжить чтение «Эскизы архитектурных решений» →

mxsmirnov.com

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ — Карта знаний

Функциональное состояние — это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач. Данное определение используется в структурно-интегративном подходе в психологии.

Подробнее: Функциональные состояния (психология)

Функциона́льная зави́симость — бинарное отношение между множествами атрибутов данного отношения и является, по сути, связью типа «один ко многим». Её использование обусловлено тем, что они позволяют формально и строго решить многие проблемы. Функциональные клавиши (англ. Function key) — клавиши на компьютерной или терминальной клавиатуре, которые запрограммированы на вызов команд операционной системы или выполнение определённых действий различными программами и играми. Функциональный анализ — раздел анализа, в котором изучаются бесконечномерные топологические векторные пространства и их отображения. Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Функциональная группа — структурный фрагмент органической молекулы (некоторая группа атомов), определяющий её химические свойства. Старшая функциональная группа соединения является критерием его отнесения к тому или иному классу органических соединений. Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А. Р. Лурией на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании… Функциональное уравнение — уравнение, выражающее связь между значением функции в одной точке с её значениями в других точках. Многие свойства функций можно определить, исследуя функциональные уравнения, которым эти функции удовлетворяют. Термин «функциональное уравнение» обычно используется для уравнений, несводимых простыми способами к алгебраическим уравнениям. Эта несводимость чаще всего обусловлена тем, что аргументами неизвестной функции в уравнении являются не сами независимые переменные, а… Функциональное тестирование — это тестирование ПО в целях проверки реализуемости функциональных требований, то есть способности ПО в определённых условиях решать задачи, нужные пользователям. Функциональные требования определяют, что именно делает ПО, какие задачи оно решает. Функциона́льная психоло́гия (англ. Functional psychology) — направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремлённой адаптации к условиям окружающей среды . Функциональная музыка — музыка, создаваемая для профессионального использования в местах продаж, торговых помещениях или на производствах. С помощью функциональной музыки решаются задачи повышения производительности труда, лояльности покупателей и создания специализированной, побуждающей к покупке, атмосферы в торговых помещениях. Функциональная схема — документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом. Функциональная схема является экспликацией (поясняющим материалом) отдельных видов процессов, протекающих в целостных функциональных блоках и цепях устройства. Функциональный объект (англ. function object), также функтор, функционал и функционоид — распространённая в программировании конструкция, позволяющая использовать объект как функцию. Часто используется как callback, делегат. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта — заболевания желудочно-кишечного тракта, не связанные с органическими поражениями и включающими в себя ряд отдельных идиопатических расстройств, влияющих на различные отделы желудочно-кишечного тракта, ассоциированных с висцеральной гиперчувствительностью и нарушениями моторной функции.Согласно современным представлениям, функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта определяются как расстройства взаимодействия желудочно-кишечного тракта… Функциональная аналитическая психотерапия (ФАП) — психотерапевтический подход, основанный на радикальном бихевиоризме и фокусирующийся на терапевтических отношениях как одном из ключевых факторов, способствующих изменениям в жизни клиента. В частности, ФАП предполагает, что обусловленным откликом на поведение клиента в сессии можно добиться значительных терапевтических улучшений. Функциона́льная (микро)электро́ника — одно из современных направлений микроэлектроники, основанное на использовании физических принципов интеграции и динамических неоднородностей, обеспечивающих несхемотехнические принципы работы устройств. Функциональная интеграция обеспечивает работу прибора, как единого целого. Разделение его на элементы приводит к нарушению функционирования. Функциона́льный комфо́рт — одно из фундаментальных понятий в дизайне, обозначающее сферу взаимодействия объекта дизайна с окружающей средой . Функциональная грамматика — направление лингвистики, в основе которого лежит изучение универсальных категорий языка. Это грамматика, нацеленная на изучение и описание функций единиц строя языка и закономерностей функционирования этих единиц во взаимодействии с разноуровневыми элементами окружающей среды. Грамматика данного типа рассматривает в единой системе средства, относящиеся к разным ярусам языка, но объединённые на основе общности их семантических функций. При анализе языкового материала используется… Функциональная спецификация в системной инженерии и разработке программного обеспечения — это документ, описывающий требуемые характеристики системы (функциональность). Документация описывает необходимые для пользователя системы входные и выходные параметры (например, программная система). Функциональная модель лидерства уделяет внимание не тому КТО управляет, а тому КАК происходит процесс управления. Это позволяет тратить меньше времени на анализ личности руководителя и лучше понимать непосредственно сам процесс управления. Функциона́льное программи́рование — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Функциональные композиты (англ. functional composites) — композиты, совокупность функциональных свойств которых, за исключением механических, не может быть реализована для каждого из их компонентов по отдельности. Функциональный Ансамбль Темперамента (FET) – это название нейрохимической модели, описывающей функциональные роли основных нейромедиаторов, опиоидных рецепторов и нейропептидов в регуляции черт темперамента здоровых людей и в патологии поведения. Схема функциональной целостности (СФЦ) — это логически универсальное графическое средство структурного представления исследуемых свойств системных объектов. Описание аппарата схем функциональной целостности было впервые опубликовано Можаевым А. С. в 1982 году. По построению аппарат СФЦ реализует все возможности алгебры логики в функциональном базисе «И», «ИЛИ» и «НЕ». СФЦ позволяют корректно представлять как все традиционные виды структурных схем (блок-схемы, деревья отказов, деревья событий, графы… Функциональная жевательная резинка (англ. functional chewing gum) — разновидность жевательной резинки, содержащая биологически активные добавки, витамины, либо иные компоненты для применения в профилактических или физиологических целях. Функциональные различия ядер таламуса — это различия, проводимые между ядрами таламуса не на основании их анатомо-гистологических характеристик или особенностей их цитоархитектоники, а на основании характера выполняемых ими физиологических функций, а также на основании типа их связей с другими частями мозга и типа передаваемой по этим связям и обрабатываемой этими ядрами информации. С этой точки зрения, среди ядер таламуса функционально выделяют первичные сенсорные и моторные ретрансляционные ядра… Функциональная хирургия — виды оперативных вмешательств для восстановления нормальной функции органа. Хирургические принципы, объединяемые понятием «функциональная хирургия», подразумевают выполнение органосохраняющих операций, чаще малоинвазивных и направленных на коррекцию систем организма при сохранении анатомии и восстановлении нормальных функций. В XX веке примерами реализации таких принципов стали лапароскопические техники, робот-ассистированные операции, методы хирургии быстрой реабилитации… Функциональная совместимость (также интероперабельность от англ. interoperability — способность к взаимодействию) — это способность продукта или системы, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать и функционировать с другими продуктами или системами без каких-либо ограничений доступа и реализации. ФАНТОМ (Функциональная Аннотация геномов Млекопитающих) (англ. FANTOM — Functional Annotation of the Mammalian Genome) — международный исследовательский консорциум, основанный доктором Хаяшизаки и его коллегами в 2000 году с целью функционального аннотирования полноразмерных кДНК, которые были собраны в ходе проекта The Mouse Encyclopedia в научном центре RIKEN. С тех пор ФАНТОМ стал самостоятельным и развитым проектом, который затрагивает разные сферы анализа траскриптомов. Объект проекта изменяется… Функциональная генетика — направление в генетике, целью которой является установление количественных закономерностей функционирования (работы) генетического аппарата (генома) клетки в связи с различными проявлениями её жизнедеятельности (биологическими процессами). К этим процессам относится жизненный или митотический цикл, специализация (дифференцировка) и выполнение «работы», соответствующей её специализации (функционирование) в норме и патологии. Функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90-е годы XX века. По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф. Аналоговый функциона́льный блок, блок операционный — совокупность элементов АВМ структурного типа, которые реализуют какую-либо одну математическую операцию. Эти элементы объединяются в систему для решения задач в соответствии со структурной схемой модели, образуя модель задачи. Функциональные базы данных используются для решения аналитических задач, таких как финансовое моделирование и управление производительностью. Функциональная база данных или коротко функциональная модель отличается от реляционной модели. Функциональная модель также отличается от других аналогично названных концепций, включая модель функциональной базы данных DAPLEX и базы данных функциональных языков. Функциональный дизайн (англ. Functional design) — основной шаблон проектирования, использующийся для упрощения проектирования ПО. Функциональный дизайн гарантирует, что каждый модуль компьютерной программы имеет только одну обязанность и исполняет её с минимумом побочных эффектов на другие части программы. Функционально разработанные модули имеют низкое зацепление.

Подробнее: Шаблон функционального дизайна

Петербу́ргская шко́ла функциона́льной грамма́тики (ПШФГ) — направление функциональной грамматики, ориентированное на описание системы семантических категорий в их языковом выражении, центром разработки которого с начала 1990-х годов является Отдел теории грамматики Института лингвистических исследований РАН. Функциональный потенциал в стратегическом управлении организацией — диапазон потенциальных возможностей, который обеспечивается выбором функциональной структуры организации. Функциона́льная магни́тно-резона́нсная томогра́фия, функциона́льная МРТ или фМРТ (англ. Functional magnetic resonance imaging) — разновидность магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается… В математике и теоретической физике функциональная производная является обобщением производной по направлению. Разница заключается в том, что для последней дифференцирование производится в направлении какого-нибудь вектора, а для первой речь идёт о функции. Оба эти понятия можно рассматривать как обобщение обычного дифференциального исчисления.

Подробнее: Функциональная производная

Связанные понятия

Системная медицина — подход к диагностике и терапии, основанный на сравнении молекулярно-биологических маркеров с патофизиологическим процессом заболевания. Подход основан на системной биологии и теории сложных систем с целью рассмотрения сложных взаимодействий в организме человека. В 1992 году термин был упомянут в работе профессора Т. Камады. Нелинейное управление — подраздел теории управления, изучающий процессы управления в нелинейных системах. Поведение нелинейных систем не может быть описано линейными функциями состояния или линейными дифференциальными уравнениями. Моделирование биологических систем — процесс создания моделей биологических систем с характерными им свойствами. Объектом моделирования может стать любая биологическая система. Биологическое моделирование является важной задачей системной и математической биологии. Вычислительные системы биологии нацелены на развитие и использование эффективных алгоритмов, структур данных, визуализации и средств коммуникации для компьютерного моделирования биологических систем. Это предполагает использование компьютерного… Системная инженерия — междисциплинарный подход и средства для создания успешных систем; междисциплинарный подход, охватывающий все технические усилия по развитию и верификации интегрированного и сбалансированного в жизненном цикле множества системных решений, касающихся людей, продукта и процесса, которые удовлетворяют потребности заказчика. Алгоритмика — раздел информатики, дисциплина, изучающая алгоритмы и их применение к решению задач.

kartaslov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о