Г минцберг – Минцберг, Генри — Википедия

фото, биография и основные труды

Генри Минцберг родился в 1939 году в простой, но довольно обеспеченной семье. Его отец управлял небольшой фирмой по пошиву одежды. Генри неплохо учился в школе, но тогда даже никто не мог предположить, что он добьется мирового успеха.

Минцберг – профессор менеджмента МакГильского университета в Монреале – самого старого и известного университета в Канаде.

В течение долгого времени он неизменно занимал ведущие места в списках известных специалистов в области менеджмента.

Биография профессора

Генри Минцберг закончил учебу на факультете машиностроения в университете МакГилл, после этого работал в отделе оперативных исследований Канадской железной дороги. После получения диплома магистра и степени кандидата в Массачусетском технологическом институте (один из лучших институтов в США и во всем мире) стал преподавать на факультете менеджмента в университете МакГилл. Кроме этого он является профессором университета Карнеги-Меллон (частный университет и исследовательский центр в Питсбурге) и профессором школы высших исследований Commerciales, Лондонской школы бизнеса и Европейской бизнес-школы. Генри Минцберг – обладатель пятнадцати почетных дипломов университетов всего мира.

Деятельность

Каждая работа Минцберга – это своеобразный вызов устоявшимся общественному и профессиональному мнению. В своих книгах автор анализирует системы обучения бизнесу в крупных странах Европы и в США. Он ставит вопросы о том, может ли вообще система обучения в высших учебных заведениях вырастить компетентного менеджера, который в будущем может возглавить большую компанию или организацию.

Генри Минцберг опубликовал более десятка книг и более 150 статей, две из которых получили премию журнала Harvard Business Review, который печатает 10 раз в год дочерняя компания Гарвардского университета.

Менеджмент и стратегическое планирование

Менеджмент – это управление организацией, будь то бизнес, некоммерческая организация или правительственная структура. Управление включает в себя мероприятия по определению стратегии организации и координацию сотрудников для достижения целей.

Стратегическое планирование – это процесс организации определения стратегии о распределении ресурсов организации и механизм контроля над реализацией стратегии.

Книги Минцберга

  • «Взлет и падение стратегического планирования» — в этой книге автор детально описывает первопричины и историю стратегического планирования, от его зарождения до упадка. Автор предлагает нестандартным способом разглядывать разные виды стратегического планирования. Анализируя недостатки и ошибки, Минцберг демонстрирует, как неправильным процессом можно разрушить интерес работников, изменить видение компании.
  • «Управление мифами здравоохранения» — в этой книге Генри Минцберг обращает внимание на пересмотр управления и организации здравоохранения. Автор рассказывает об устройстве современной системы здравоохранения и предлагает варианты реорганизации системы, чтобы превратить ее в оптимально работающую систему. Стратегии управления должны развиваться медиками-профессионалами по мере освоения новых методов лечения и ухода за больными.
  • Генри Минцберг в «Структуре в кулаке» раскрывает секреты успешного существования организации, эффективного распределения обязанностей, избегания лишней бюрократии. Книга рекомендуется не только для студентов или специалистов в области менеджмента, но и для молодых предпринимателей, которые только начинают собственное дело.
  • «Стратегическое сафари» — руководство для современных менеджеров, которые интересуются стратегическим менеджментом, исследуют основные положения, сильные и слабые стороны практики управления.
  • «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» — здесь Минцберг описывает свой подход к управленческому образованию, в котором практикующий менеджер должен всегда учиться на собственном опыте. Нельзя стать опытным менеджером, изучая только теорию. А система подготовки специалистов должна включать как можно больше практики.
  • «Стратегический процесс» — отличное пособие для учащихся и преподавателей, изучая которое можно понять все нюансы разработки и реализации успешной стратегии.
  • Генри Минцберг в «Природе и структуре организации глазами гуру» рассказывает о том, что необходимо для успешного и эффективного управления.
  • «Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» — практический менеджмент в разных сферах бизнеса.
  • «Почему я ненавижу летать» — автор критикует недостатки полетов, ошибки в управленческом бизнесе, связанном с авиаперелетами.

Организационная структура

В книге «Создание структуры организаций» профессор выделил несколько типов организационной структуры:

  • Простая – процесс труда разделяется на отдельные задачи, которые потом координируются.
  • Механистическая бюрократия – стандартизация процессов труда.
  • Профессиональная бюрократия – наличие у управляющих глубоких знаний в узких областях, ограниченных стандартизацией.
  • Дивизиональная структура – выделение отделений (дивизионов) и соответствующих им уровней управления.
  • Адхократия – специалисты работают в команде, координируя свою деятельность.

Генри Минцберг любит писать короткие рассказы, сюжет которых основан на личном опыте. Вот некоторые из них:

  • «Отражение в двери»;
  • «Ферма Гопи»;
  • «Меньше жестокости в мире».

Управленческие роли

Сформулировал Генри Минцберг и 10 ролей руководителя. Это поведенческие правила, которые соответствуют конкретной должности.

Межличностные роли:

  1. Главный руководитель – глава, который исполняет правовые и социальные обязанности.
  2. Лидер – ответственный за мотивацию, набор и подготовку подчиненных.
  3. Связующее звено – объединяет внешние контакты и источники информации.

Информационные роли:

  1. Принимающий информацию – разыскивает специализированную информацию, которая используется в интересах общего дела.
  2. Распространяющий информацию – передает данные работникам организации.
  3. Представитель – предает информацию внешним контактам.

Принятие решений:

  1. Предприниматель – ищет возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает проекты по улучшению действия организации.
  2. Устраняющий нарушения – отвечает за корректирующие действия.
  3. Распоряжающийся ресурсами – ответственный за распределение ресурсов организации.
  4. Участник переговоров – ответственный за представительство организации на переговорах.

Все роли менеджера Генри Минцберга являются зависимыми друг от друга и должны действовать как единое целое.

Как работает менеджер

Работа менеджера — это рутинный запрограммированный труд с неожиданными задачами.

Менеджер — универсальный специалист и узкопрофильный работник одновременно.

Менеджер получает информацию из различных источников.

Характеристика работы менеджера: краткосрочность и разнообразие.

В современном мире работа менеджера постепенно усложняется.

Вклад в развитие менеджмента

Генри Минцберг уже очень долго занимает ведущую позицию среди управленческих исследователей. Его работы изучаются практически во всех высших учебных заведениях. Отличительной чертой результатов исследований Минцберга является то, что он часто подчеркивал важность альтернативной стратегии:

  • Стратегия является не следствием планирования, а наоборот, его отправной точкой.
  • Менеджмент — это практика и искусство, когда наука и ремесло встречаются.
  • Организации – это сообщество людей, а не коллекция человеческих ресурсов.

Генри Минцберг — один из величайших мыслителей в управлении организациями. Работы известного профессора остаются основой формирования лидеров.

fb.ru

Генри Минцберг (род.1939) — SalesPortal

Генри Минцберг (Henry Mintzberg) — современный исследователь проблем организаций и организационного поведения. В середине шестидесятых прошлого века он закончил Слоанскую Школу Менеджмента в Массачусетском технологическом институте. Работал на различных консультационных должностях, в том числе в качестве профессора в Прованском университете во Франции. В настоящее время профессор менеджмента МакГильского университета (Монреаль, Канада), управленческий консультант.


В 1975 году он стал первым в мире специалистом по теории менеджмента, которого избрали в члены Канадского королевского научного общества. Впоследствии ему удалось добиться этого почетного права четырежды. Среди статей, которые он опубликовал в журнале «Harvard Business Review», две были удостоены премии компании McKinsey. В 1989 году он взорвал мир бизнес-консалтинга весьма громким заявлением. Буквально через полгода после получения официального признания, будучи абсолютным лидером Общества стратегического менеджмента и признанным гуру консалтинга, он объявил о полном крахе ключевых концепций Общества, которое он возглавлял, и огромной отсталости от современных реалий Стратегического Менеджмента в целом.

Генри Минцберг родился 2 сентября 1939 г. в Торонто. В 1961 году он получил диплом инженера-машиностроителя в Университете МакГилла, а через год – бакалавра гуманитарных наук в Колледже Джорджа Уильямса. В 1965 он стал магистром менеджмента в Массачусетском технологическом институте, а еще через три года – получил степень доктора философии в Слоановской школе менеджмента. В 1972 г. Он начал преподавать в Университете Макгилла. В 1975 и 1987 годах он удостоился премий McKinsey за свои публикации в журнале «HBR». В 1978 г. он становится профессором менеджмента в Университете МакГилла, а в 1988 он занимает кресло президента Американской Ассоциации Стратегического Менеджмента.

Известность Генри Минцберга связана прежде всего с тем, что ему удалось критически оценить состояние дел в науке, которая первоначально называлась бизнес-политикой, а затем получила более солидное название стратегии. Изучая то, чем реально занимались руководители компаний, Г. Минцберг выяснил, что в их действиях присутствовало меньше “командования и контроля”, чем ad hoc (специальных, для данного случая) импровизации и попыток приспособиться к происходящим изменениям.

Он сравнивал притязания некоторых руководителей фирм с действиями генералитета в процессе выдвижения на передовые позиции отрядов союзных войск в битве при Пасшенделе, в ходе которого погибло 20 000 солдат, в то время как высшее командование оставалось в полном неведении относительно того, что армии пришлось передвигаться по тяжелому болотистому грунту. По мнению Г. Минцберга необходимо было добиться менее “героического” представления о стратегии, рассматривая ее как нечто, возникающее из фактического опыта тех, кто находится на передовых рубежах обслуживания потребителей, что она может оказаться “незапланированной”, вырастая из повседневных реальных обязанностей.

История жизни самого Г. Минцберга во многом способствовала формированию его особых подходов к стратегии. Полученное им образование не было каким-то необычным, хотя машиностроение, которое он изучал в университете, имело слабое отношение к его будущей профессиональной деятельности. На своем первом месте работы он занимался исследованием операций в компании Canadian Pacific Railways. Эта деятельность дала ему представление о системе как о едином целом, однако двух лет работы оказалось достаточно, чтобы полностью удовлетворить любопытство Г. Минцберга в этой области. Его отношение к этому периоду жизни было позднее резюмировано в посвящении к работе Mintzberg on Management (“Минцберг о менеджменте): “Тем, кто проводит свою общественную жизнь, работая в организациях, и свою частную жизнь, спасаясь от них” (1989).

Подавая документы для поступления на работу в Массачусетский технологический институт (МТИ) Г. Минцберг был готов к отказу. Однако его попытка оказалась удачной. Он быстро продемонстрировал тягу к более достижимым целям исследований, поскольку они имели большее практическое значение: “Инженеры мыслят аналогиями. Они не боятся, что их руки окажутся испачканными… Однако я не могу сказать того же об экономистах и других адвокатах Рациональной Модели”.

Движимый внутренними предпочтениями, он оказался в числе соискателей докторской степени фактически еще не созданного факультета бизнес-политики в Слоановской школе менеджмента при МТИ, в которой не было ни одного профессора для руководства его диссертацией. В то же время, он оказался свободен от ортодоксальных идей, которые в противном случае он должен был бы усвоить. В обстановке погруженности в море незапланированных благоприятных возможностей и общения с людьми, занимающимися смежными дисциплинами, и произошло “рождение и развитие” Минцберга (как он охарактеризовал бы оказавшуюся в подобной ситуации организацию).

Начальные строчки первой опубликованной им статьи обнаружили его вкус к парадоксам и моделям, возникающим в результате контрастных воздействий:
— Появление человека было описано в Библии с использованием терминов сознательного планирования и великого стратегического замысла. Оспаривающая эту историю теория Ч. Дарвина предполагает, что никакого великого замысла не существовало, а действовали лишь внешние, влиявшие на постепенное развитие человека силы (1989).

Г. Минцбергу предстояло стать “Дарвином”, часто посещающим “государственную церковь” в Гарвардской школе бизнеса, несмотря на то, что для более полного раскрытия характера взаимодействия планов и конечных результатов ему пришлось все чаще и дальше выходить за рамки роли простого оппозиционера.

Синтез выводов Г. Минцберга, сделанный им на основе результатов шестнадцатилетних исследований содержится в его статье “Crafting strategy” (“Ремесло создания стратегии”) (1987), где он использует метафору, связанную с деятельностью его бывшей жены, известной изготовительницы гончарных изделий. Как гончар придает определенную форму глине, движениями пальцев воплощая в жизнь свой замысел, так и специалист по стратегиям формирует модель своей политики.

Согласно Г. Минцбергу, ремесло развивает в человеке традиционные навыки, преданность делу, стремление к совершенству за счет мастерского освоения деталей. То, что приходит на ум, является результатом не столько мышления и рассудка, сколько вовлеченности и чувства тесной взаимосвязи и гармонии с находящимся в руках материалом, развитым благодаря длительному опыту и приверженности своему делу. Формулировка идеи и ее воплощение сливаются в процессе обучения, посредством которого развиваются творческие стратегии (1987).

Минцберг пишет: «Руки придают глине определенную форму, однако, по мере того, как гончарный круг продолжает вращаться, глина также влияет на действия рук, которые стараются сохранить в ней то, что начинает представлять ценность, при этом итеративный процесс творчества повторяется бесконечно. Ум женщины-гочара занят обрабатываемой глиной, но она также осознает себя находящейся между прошлым опытом и будущими перспективами. Она точно знает, что помогало и что не помогало ей в прошлом. Она обладает чутким пониманием своей работы, своих возможностей и своего рынка. Как ремесленник она скорее чувствует, чем анализирует эти вещи; ее знание не выражается словами» (1987).

Для того, чтобы уловить выдвигаемые Минцбергом идеи, необходимо знание критикуемых им ортодоксальных представлений. Его возражения направлены против концепции стратегии как плана, который заранее формируется в голове ее разработчика. Напротив, Минцберг рассматривает стратегию как совокупность осуществляемых в течение определенного времени различных видов деятельности, которые включают в себя и наблюдение за происходящими внутри и вне организации событиями. Он отнюдь не настаивает на ненужности планирования, а просто говорит о том, что действия представляются ему более важными, чем намерения.

Ортодоксальная школа рассматривает появление законченной стратегии подобно появлению богини Афины из головы верховного стратега, который “видит ее целиком”; при этом она придерживается своего рода доктрины “непорочного” зачатия. План является заранее обдуманным, осознанным и ясно выраженным; сначала он формируется на верхнем уровне организации и затем во всех деталях реализуется другими ее членами.

Минцберг утверждает, что стратегия не обязательно обдумывается заранее, а может проявляться постепенно. Так, руководители компании Honda, прожившие несколько дней в одном из многоэтажных домов Лос-Анджелеса, обнаружили, что американцы нуждаются не столько в мощных спортивных мотоциклах, сколько в мотоциклах с объемом двигателя 50 см.куб. Стратегия не обязательно должна быть осознанной. Например, форма руля мотоциклов Honda была выбрана по ассоциации с формой бровей Будды в результате анализа проекта, учитывавшего влияние культурных традиций.

Наконец, стратегия не всегда предварительно формулируется выпускниками университетов с дипломами магистров делового администрирования, а осознается в процессе действий кого-нибудь из членов организации, имеющего контакты с внешней средой. В этом случае именно “реализация” формирует стратегию, и оба этих процесса скорее сливаются, чем действуют независимо друг от друга. Разумеется, всегда можно приписать сознательное изобретение стратегии неким индивидам, и несомненно, что им будет лестно считать себя предвидевшими событие, с которым они в действительности просто случайно столкнулись. Однако эта “реконструированная логика” не должна смешиваться с истинной “логикой открытия” или с тем, что происходит в действительности.

В своей докторской диссертации Минцберг проанализировал деятельность ряда высших руководителей компаний. Он обнаружил, что лучшие из них лишь незначительную часть рабочего времени уделяли тем видам деятельности, которые получают бурное одобрение ученых (планирование, организация, координирование и контроль), при этом они игнорировали рекомендуемые в бизнес-школах специальные исследования, и не принимали скоропалительных решений на основе абстрактной информации. Вместо этого они постоянно занимались поиском ответов на текущие проблемы, возникновения которых они не могли предвидеть, и вырабатывали собственные суждения на основе личных встреч или телефонных переговоров.

Ортодоксальное представление о стратегии со всей очевидностью является чем-то идеализированным и имеющим характер предписания: “Мы знаем, что руководители доводят дело до конца, но было бы лучше, если бы они более тщательно разрабатывали свои стратегии заранее”. Однако возражения Г. Минцберга касаются не просто чрезмерной идеализации “великой стратегии”, а самого идеала. В то время как происходит разработка стратегии, внешняя среда может измениться еще больше, чем она изменилась на поле битвы при Пасшенделе в 1917 г., когда земля под ногами солдат превратилась в море непроходимой грязи. При этом верховное командование, находившееся вдали от передовых позиций, по-прежнему разрабатывало “великий план”, в результате реализации которого число убитых и раненых солдат союзников превысило 250 тыс. человек.

Разделение процессов разработки и внедрения стратегии оказалось крайне неэффективным. Сознательное формулирование стратегии сужает возможности получения информации и позволяет “ослам” вести “львов” навстречу грядущей катастрофе. При этом утрачивается периферический обзор происходящих во внешней среде событий, быстрота реакции и способность изучать ситуацию прежде, чем она заведет руководителей в “непроходимые топи”. Стратегия предполагает наличие определенной стабильности и может привести к серьезным ошибкам, в случае, если во внешней среде происходят непредсказуемым изменения.

Именно по этой причине Минцберг отказался от чтения лекций будущим магистрам делового администрирования. С его точки зрения суждению о человеческом поведении нельзя научить тех, кто почти не имеет практического опыта, как нельзя передать нюансы работы или эстетические оценки тем, кто никогда не занимался гончарным делом. Методы управления человеческими отношениями, с помощью которых фирмы Японии и других азиатских стран добились единства и внутренней сплоченности, давно известны; тем более, что эти методы изучались японцами на западных фирмах еще в 1950-х гг.

Причина, по которой сами западные фирмы не смогли оценить и усвоить подобные уроки заключается в том, что эти методы управления основываются на использовании непосредственного живого опыта, а для учащихся, не имеющих такого опыта, они представляются всего лишь малоэффективными и абстрактными управленческими теориями. Стремление узнать все еще до начала действия является не просто недостатком политики бизнеса; оно обесценивает личный опыт и переводит развивающуюся стратегию в подчиненное положение. В этом заключается основной структурный дефект системы американского преподавания менеджмента, понимание которого позволяет объяснить, почему “мировой учитель” бизнеса сам находится во все углубляющемся кризисе. Данный недостаток системы является фундаментальным, поскольку подразумевает неверную трактовку причины и следствия.

С точки зрения Минцберга правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Одна из его любимых цитат заимствована им у Альберта Эйнштейна: “Для нашего века характерным является смешение средств и целей”.

Возможно, достоинства Минцберга как блестящего полемиста уравновешиваются таким его недостатком, как неспособность прекратить свои критические выпады. Объект его нападок, так называемая “школа планирования” стратегии, по прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии. Минцберг же борется за укрепление положения школы “развивающейся (возникающей) стратегии”. Но его идея о том, что руководитель должен разрабатывать стратегию в соответствие с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной. Обе школы фактически могли бы объединиться ради целей синтеза: наилучшие достижения работников фирмы могут быть организованы благодаря проницательности тех, кто занимает в ней руководящие посты.

Тем не менее продемонстрированные Минцбергом интеллектуальная ясность и острота критики оказали влияние не только на более глубокое понимание организаций, тщательным изучением которых он занимался в течение многих лет, но и на его собственную жизнь и направление его интеллектуального развития. Он является примером человека, для которого достижение внутренней целостности является необходимым условием понимания и отражения процесса интеграции в социальных системах.

Основные работы Генри Минцберга:
The Nature of Management Work (1973)
Mintzberg on Management: Inside the Strange World of Organizations (1989)
The Strategy Process (совместно с Дж. Куинном) (1991)*
The Rise and Fall of Strategic Planning (1994)

salesportal.ru

Минцберг, Генри — Википедия

Генри Минцберг
Дата рождения 2 сентября 1939(1939-09-02)[1](79 лет)
Место рождения
  • Монреаль, Монреальская аггломерация[d], Монреаль, Квебек, Канада
Страна
  •  Канада
Род деятельности экономист, профессор, социолог
Награды и премии

премия Молсона (2006)

почётный доктор Гентского университета[d] (20 марта 1998)

почётный доктор Льежского университета[d]

wiki2.red

Минцберг, Генри Википедия

Генри Минцберг
Дата рождения 2 сентября 1939(1939-09-02)[1](80 лет)
Место рождения
  • Монреаль, Монреаль, Квебек, Канада
Страна
  •  Канада
Место работы
  • Университет Макгилла
Альма-матер
  • Университет Макгилла
  • Школа менеджмента Слоуна
  • МТИ
Награды и премии

ru-wiki.ru

фото, краткая биография и основные труды

Генри Минцберг родился в 1939 году в простой, но довольно обеспеченной семье. Его отец управлял небольшой фирмой по пошиву одежды. Генри неплохо учился в школе, но тогда даже никто не мог предположить, что он добьется мирового успеха.

Минцберг – профессор менеджмента МакГильского университета в Монреале – самого старого и известного университета в Канаде.

В течение долгого времени он неизменно занимал ведущие места в списках известных специалистов в области менеджмента.

Биография профессора

Генри Минцберг закончил учебу на факультете машиностроения в университете МакГилл, после этого работал в отделе оперативных исследований Канадской железной дороги. После получения диплома магистра и степени кандидата в Массачусетском технологическом институте (один из лучших институтов в США и во всем мире) стал преподавать на факультете менеджмента в университете МакГилл. Кроме этого он является профессором университета Карнеги-Меллон (частный университет и исследовательский центр в Питсбурге) и профессором школы высших исследований Commerciales, Лондонской школы бизнеса и Европейской бизнес-школы. Генри Минцберг – обладатель пятнадцати почетных дипломов университетов всего мира.

Деятельность

Каждая работа Минцберга – это своеобразный вызов устоявшимся общественному и профессиональному мнению. В своих книгах автор анализирует системы обучения бизнесу в крупных странах Европы и в США. Он ставит вопросы о том, может ли вообще система обучения в высших учебных заведениях вырастить компетентного менеджера, который в будущем может возглавить большую компанию или организацию.

Генри Минцберг опубликовал более десятка книг и более 150 статей, две из которых получили премию журнала Harvard Business Review, который печатает 10 раз в год дочерняя компания Гарвардского университета.

Менеджмент и стратегическое планирование

Менеджмент – это управление организацией, будь то бизнес, некоммерческая организация или правительственная структура. Управление включает в себя мероприятия по определению стратегии организации и координацию сотрудников для достижения целей.

Стратегическое планирование – это процесс организации определения стратегии о распределении ресурсов организации и механизм контроля над реализацией стратегии.

Книги Минцберга

  • «Взлет и падение стратегического планирования» — в этой книге автор детально описывает первопричины и историю стратегического планирования, от его зарождения до упадка. Автор предлагает нестандартным способом разглядывать разные виды стратегического планирования. Анализируя недостатки и ошибки, Минцберг демонстрирует, как неправильным процессом можно разрушить интерес работников, изменить видение компании.
  • «Управление мифами здравоохранения» — в этой книге Генри Минцберг обращает внимание на пересмотр управления и организации здравоохранения. Автор рассказывает об устройстве современной системы здравоохранения и предлагает варианты реорганизации системы, чтобы превратить ее в оптимально работающую систему. Стратегии управления должны развиваться медиками-профессионалами по мере освоения новых методов лечения и ухода за больными.
  • Генри Минцберг в «Структуре в кулаке» раскрывает секреты успешного существования организации, эффективного распределения обязанностей, избегания лишней бюрократии. Книга рекомендуется не только для студентов или специалистов в области менеджмента, но и для молодых предпринимателей, которые только начинают собственное дело.
  • «Стратегическое сафари» — руководство для современных менеджеров, которые интересуются стратегическим менеджментом, исследуют основные положения, сильные и слабые стороны практики управления.
  • «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» — здесь Минцберг описывает свой подход к управленческому образованию, в котором практикующий менеджер должен всегда учиться на собственном опыте. Нельзя стать опытным менеджером, изучая только теорию. А система подготовки специалистов должна включать как можно больше практики.
  • «Стратегический процесс» — отличное пособие для учащихся и преподавателей, изучая которое можно понять все нюансы разработки и реализации успешной стратегии.
  • Генри Минцберг в «Природе и структуре организации глазами гуру» рассказывает о том, что необходимо для успешного и эффективного управления.
  • «Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» — практический менеджмент в разных сферах бизнеса.
  • «Почему я ненавижу летать» — автор критикует недостатки полетов, ошибки в управленческом бизнесе, связанном с авиаперелетами.

Организационная структура

В книге «Создание структуры организаций» профессор выделил несколько типов организационной структуры:

  • Простая – процесс труда разделяется на отдельные задачи, которые потом координируются.
  • Механистическая бюрократия – стандартизация процессов труда.
  • Профессиональная бюрократия – наличие у управляющих глубоких знаний в узких областях, ограниченных стандартизацией.
  • Дивизиональная структура – выделение отделений (дивизионов) и соответствующих им уровней управления.
  • Адхократия – специалисты работают в команде, координируя свою деятельность.

Генри Минцберг любит писать короткие рассказы, сюжет которых основан на личном опыте. Вот некоторые из них:

  • «Отражение в двери»;
  • «Ферма Гопи»;
  • «Меньше жестокости в мире».

Управленческие роли

Сформулировал Генри Минцберг и 10 ролей руководителя. Это поведенческие правила, которые соответствуют конкретной должности.

Межличностные роли:

  1. Главный руководитель – глава, который исполняет правовые и социальные обязанности.
  2. Лидер – ответственный за мотивацию, набор и подготовку подчиненных.
  3. Связующее звено – объединяет внешние контакты и источники информации.

Информационные роли:

  1. Принимающий информацию – разыскивает специализированную информацию, которая используется в интересах общего дела.
  2. Распространяющий информацию – передает данные работникам организации.
  3. Представитель – предает информацию внешним контактам.

Принятие решений:

  1. Предприниматель – ищет возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает проекты по улучшению действия организации.
  2. Устраняющий нарушения – отвечает за корректирующие действия.
  3. Распоряжающийся ресурсами – ответственный за распределение ресурсов организации.
  4. Участник переговоров – ответственный за представительство организации на переговорах.

Все роли менеджера Генри Минцберга являются зависимыми друг от друга и должны действовать как единое целое.

Как работает менеджер

Работа менеджера — это рутинный запрограммированный труд с неожиданными задачами.

Менеджер — универсальный специалист и узкопрофильный работник одновременно.

Менеджер получает информацию из различных источников.

Характеристика работы менеджера: краткосрочность и разнообразие.

В современном мире работа менеджера постепенно усложняется.

Вклад в развитие менеджмента

Генри Минцберг уже очень долго занимает ведущую позицию среди управленческих исследователей. Его работы изучаются практически во всех высших учебных заведениях. Отличительной чертой результатов исследований Минцберга является то, что он часто подчеркивал важность альтернативной стратегии:

  • Стратегия является не следствием планирования, а наоборот, его отправной точкой.
  • Менеджмент — это практика и искусство, когда наука и ремесло встречаются.
  • Организации – это сообщество людей, а не коллекция человеческих ресурсов.

Генри Минцберг — один из величайших мыслителей в управлении организациями. Работы известного профессора остаются основой формирования лидеров.

autogear.ru

Генри Минцберг — биография и семья

Биография

Всемирно известный ученый и писатель в области бизнеса и управления, академик. Офицер Ордена Канады (Officers of the Order of Canada (O.C.)), офицер Национального Ордена Квебека (Ordre national du Québec), член Королевского общества Канады (Royal Society of Canada), объединяющего самых выдающихся ученых страны.

Генри Минцберг родился 2 сентября 1939 года в Монреале, провинция Квебек, Канада (Montreal, Quebec, Canada) и рос в обычной, довольно обеспеченной семье. Его отец владел и управлял маленькой, но успешной фирмой, которая специализировалась на изготовлении дамского платья. Еще маленьким мальчиком Генри расспрашивал отца, что же он делает в офисе, но как он сам утверждает, это было обычное детское любопытство. Он неплохо учился в школе, был довольно прилежным студентом, но никто никогда и заподозрить не мог, что Минцберг добьется всемирного успеха. После школы Генри поступил в Университет МакГилла (McGill University) и заработал степень бакалавра в области машиностроения. Он упоминал, что на самом деле хотел бы изучать организацию производства, однако университет не предлагал такую программу. После университета Минцберг понял, что не хочет работать на предприятии отца и решил заняться чем-то исключительно своим. Свою первую работу он получи

л в 1961 году в железнодорожной компании ‘Canadian National Railway’, благодаря тому, что в университетской газете занимал должность спортивного редактора – нанявший его человек тоже очень интересовался футболом.

В настоящее время профессор Минцберг преподает на факультете менеджмента (Desautels Faculty of Management) в Университете МакГилла. Он начал преподавать с 1968 года, после того как в 1965-м получил степень магистра в области менеджмента, а в 1968-м — докторскую степень в Школе менеджмента Слоана (Sloan School of Management) при Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT). На дальнейшую учебу его вдохновил дядя, Джек Минцберг (Jack Mintzberg), который, как оказалось, не сомневался в способностях племянника сделать академическую карьеру. Он и отправил Генри учиться в Соединенные Штаты (United States). С 1991 по 1999 год Генри Минцберг был приглашенным профессором в INSEAD, одной из лучш

х в мире бизнес-школ, имеющей отделения в Фонтенбло (Fontainebleau) под Парижем (Paris, France), Сингапуре (Singapore) и Абу-Даби (Abu Dhabi), столице Арабских Эмиратов (United Arab Emirates).

Генри женат во второй раз, на Саше Садиловой (Sasha Sadilova), у него две дочери, Сьюзи (Susie) и Лайза (Lisa), от первого брака. Профессор не любит распространяться о своей частной жизни, предпочитая оставлять ее за пределами внимания газет и телевидения, и советует делать то же самое своим ученикам.

Минцберг — чрезвычайно плодовитый автор, пишущий об управлении бизнесом и разработке бизнес-стратегий. На его счету более 150 опубликованных статей и 15 книг, часть из которых стала незаменимыми учебниками для изучающих менеджмент в самых разных странах мира. Его наиболее известная книга, ‘Взлет и падение стратегического планирования’ (The Rise and Fall of Strategic Planning), опубликованная в 1994 году, критикует некоторые из общепринятых практ

к современного стратегического планирования. В 2004-м профессор выпустил книгу ‘Требуются менеджеры, а не выпускники MBA’ (Managers Not MBAs), в которой утверждает, что считает, будто современное преподавание менеджмента идет по неверному пути. Также он считает, что выпускники престижных бизнес-школ вроде Гарвардской (Harvard Business School) и Уортонской (Wharton Business School) одержимы цифрами, а их попытки превратить менеджмент в науку (сам Минцберг считает его искусством) наносят дисциплине непоправимый вред. Минцберг – сторонник обучения менеджеров, уже имеющих опыт работы, а не студентов, совершенно не представляющих, с чем им придется столкнуться в реальном мире бизнеса.

По иронии судьбы, хотя профессор Минцберг постоянно критикует современный бизнес-консалтинг, он дважды выигрывал премию ‘McKinsey Award’ от международной консалтинговой компании ‘McKinsey & Company’ за лучшую статью, опубликованную в ‘Harvard Business Review’


facecollection.ru

Минцберг Генри — e-xecutive.ru

Генри Минцберг (Henry Mintzberg) — профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале.

Биографическая справка

Генри Минцберг (Henry Mintzberg) родился 2 сентября 1939 в Торонто, Канада. Его первое высшее образование связано с машиностроением. Это никак не предполагало, что молодой инженер серьезно увлечется экономикой. Но, тем не менее, после двух лет работы на Канадской железной дороге он поступил в Слоанскую Школу Менеджмента в Массачусетском технологическом институте, после окончания которой получил диплом магистра и степень Ph.D. Вся его жизнь связана с университетом МакГил, где он преподает на факультете менеджмента. Кроме того он является профессором университетов Карнеги Меллон, университета d’Aix-Mardeill, Ecole des hautes etudes commerciales, Монреаль, Лондонской школы бизнеса и Insead. Минцберг первый специалист по теории менеджмента, который был избран членом Канадского королевского научного общества.

Вклад в развитие науки о менеджменте.

Вклад Минцберга в развитие менеджмента заключается в том, что он сумел критически оценить, насколько верны и жизнеспособны стратегии развития компаний. По его мнению, даже самые талантливые разработчики стратегии не могут заранее сформировать ее и предсказать все повороты развития, предвидеть успехи, возможные неудачи и способы их устранения. Минцберг считает, что стратегия формируется постепенно и совсем не обязательно – на верхнем уровне организации. С его точки зрения правильно разработанная стратегия является результатом изучения возникающих планов, импровизаций, текущих мер адаптации и стратегических основ. Но идея Минцберга о том, что руководитель должен разрабатывать стратегию в соответствие с поступающей от рядовых сотрудников информацией о различных достижениях, остается спорной: так называемая «школа планирования» стратегии по-прежнему удерживает прочные позиции в общей теории создания стратегии.

Большое внимание в своих исследованиях Минцберг уделяет содержанию деятельности менеджеров. Он отмечает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Деятельность менеджеров он описал при помощи 10 ролей:

  1. Главный руководитель – руководит фирмой, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.
  2. Лидер – занимается руководством, инструктажем, мотивацией, контролем и оценкой деятельности подчиненных ему работников, формирует и реализует кадровую политику.
  3. Посредник (связующее звено) — обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки.
  4. Аналитик (приемник информации) — собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.
  5. Информатор – передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.
  6. Представитель – передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Его основная функция — PR-деятельность.
  7. Предприниматель — отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.
  8. Устраняющий нарушения – разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.
  9. Распределитель ресурсов – отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.
  10. Переговорщик – отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.

Литературная деятельность

Минцберг известен как автор 15 книг по менеджменту. Среди них наибольшую известность приобрели.
«Природа работы менеджера» (1973 г.),
«Структура в кулаке» (1983 г.),
«Взлет и падение стратегического планирования» (1994 г.),
«Стратегическое сафари» (1998 г.),
«Требуются менеджеры, а не выпускники MBA» (2004 г.),
«Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента» (2009 г.).


Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *