Government relations это – Лоббизм — Википедия

government relations Википедия

Лобби́зм (англ. lobbyism от lobby, «кулуары») — вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение. Кроме того, лоббизм может также осуществляться на уровне межгосударственных образований — например, в органах Евросоюза. Методы лоббизма бывают законными и незаконными. К первым относится подача петиций, массовая рассылка писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для государственного органа, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения. В некоторых случаях законным методом лоббизма является оказание финансовой поддержки государственному политику — например, путем финансирования его избирательной кампании или не запрещенное законом внесение средств в благотворительные и иные проекты, которые связаны с ним. К незаконным методам относится прямой подкуп политиков и иное их финансирование, прямо запрещенное законом. Объективно существование лоббизма связано с двумя факторами: наличием в обществе групп интересов и потребностью органов власти в экспертной информации, которую они не могут удовлетворить самостоятельно. Поэтому лоббизм менее развит в тех органах власти, которые обладают возможностью получать экспертную информацию от собственных или подчиненных им структур. Например, Совет Европейского союза, члены которого получают необходимую информацию от национальных экспертных органов, намного менее подвержен лоббизму, чем депутаты Европарламента, которые такой возможностью не обладают. Фактором, облегчающим лоббизм, является выборность должностных лиц населением, так как выборное лицо нуждается в финансировании своей кампании и в обеспечении благоприятного имиджа среди избирателей.

Лоббизм также присутствует в судебных органах. Лоббисты подают

ru-wiki.ru

Government Relations – это обеспечение, отстаивание и продвижение интересов бизнеса в системе государственной власти

Если у слушателей общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти» и оставались иллюзии относительно деятельности GR-специалиста, то, наверняка, они исчезли после посещения мастер-класса «Успешные GR-стратегии коммерческих банков».

«GR-специалист – это тяжелая, скрупулезная, системная работа», — единодушно охарактеризовали содержание деятельности выступающие: президент Альфа-Банка, профессор кафедры Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Петр Авен, старший вице-президент Альфа-Банка Владимир Сенин, заместитель председателя правления Альфа-Банка Андрей Соколов.

По их словам, чтобы стать успешным в профессии, мало иметь широкий кругозор и достойное образование. Тут следует хорошо понимать и представлять механизм действия государственной власти в сфере приложения усилий. Досконально знать предмет, разбираться в сути вопроса лучше, чем люди, принимающие решения. Также необходим существенный опыт государственной службы, который дает знания не только алгоритмов принятия решения, но и психологии чиновников. Что касается личностных характеристик, то лоббист должен быть успешным переговорщиком и хорошим психологом, мыслить аналитически, быстро считать варианты и выбирать самые эффективные. А также….уметь «держать язык за зубами».


Совокупность перечисленных характеристик и позволяет, по мнению выступающих, достичь определенных профессиональных высот в области GR-коммуникаций. Кстати, в нашей стране достаточно молодой. Ведь в отличие от таких стран с отработанными на протяжении многих лет технологиями и стратегиями взаимодействия бизнеса и власти, как США, Франция, Великобритания, в России лишь в начале 90-х годов прошлого века начала формироваться собственная практика лоббизма.

Если говорить о законодательном регулировании деятельности отечественных лоббистов, тут выступающие назвали следующие особенности. Прежде всего, данная сфера напрямую не регламентируется специальным федеральным законом; перспектива создания и принятия закона о лоббизме не очевидна; это сложная сфера деятельности, которую тяжело описать правовыми актами; достаточно норм, которые косвенно регулируют этот вид деятельности; нет общего подхода в законодательном регулировании лоббизма.

Что касается непосредственно формирования взаимодействия бизнеса и власти, по словам выступающих, отношения выражаются в процессе влияния бизнес-структур на принятие в своих интересах решений в органах государственной власти. И хотя инициаторами, как правило, выступают представители делового сообщества, тем не менее, в конструктивных результатах взаимодействия заинтересованы и властные структуры.

При этом, как подчеркнули выступающие, лоббизмом в классическом его понимании занимаются преимущественно крупные промышленно-финансовые группы. Здесь GR просто необходим для обеспечения жизнедеятельности компаний.

Так, в ведении GR-подразделения Альфа-Банка вопросы выстраивания и развития отношений с органами государственной власти, деятельность которых затрагивает сферу интересов банка или всей группы; решение стратегических задач развития финансовой компании через создание нормативно-правовых условий для продвижения бизнес-проектов; обеспечение снятия рисков, возникающих в связи с действиями органов государственной власти в процессе деятельности компании; решение текущих задач деятельности компании, обеспечение со стороны регулятивных органов комфортной среды для бизнеса.


В качестве иллюстрации деятельности подразделения слушателям представили GR-стратегию Альфа-Банка по проекту «Мобильная коммерция», направленного на развитие мобильных платежей и электронных каналов оплаты, кумулятивное расширение клиентской базы. Его результатом должно стать предоставление финансовых услуг населению с использованием сетей подвижной радиосвязи, т.е. возможность оплаты покупок и услуг, как в Интернете, так и в обычных торговых точках, и даже снятия денег из банкомата за счет средств клиента на мобильном телефоне.

Студенты получили уникальную, редчайшую возможность познакомиться с каждым этапом инновационного проекта: построением бизнес-модели и анализом нормативно-правовой базы, пошаговой реализацией, разработкой плана законопроектной деятельности и т.д. Насколько протяженны временные рамки подобной программы, какие аудитории задействуются для ее воплощения, сколько координационных усилий требуется приложить GR-специалистам – наглядно продемонстрировала так называемая «Дорожная карта» проекта.

Также в ходе мастер-класса студенты узнали об особенностях взаимодействия с чиновниками и их типологии, принципами профессиональной этики GR-специалиста. Но, хотя студенты, как говорится «закидали» выступающих вопросами о приложении GR-технологий, их интересы распространялись далеко за пределы области взаимодействия бизнеса и власти. Каковы перспективы вступления России в ВТО? Как будет развиваться процесс приватизации? Возможно ли остановить коррупцию? – вот небольшой перечень тем, предложенных для обсуждения с первым лицом крупнейшего в России частного банка.

И, разумеется, молодых людей интересовал рецепт успеха от президента Альфа-Банка. Как оказалось, секрет кроется в одном слове. «Самодисциплина», — ответил П. Авен.

www.hse.ru

government relations — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2019;
проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2019;
проверки требует 1 правка.

Лобби́зм (англ. lobbyism от lobby, «кулуары») — вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (или не принять) нужное решение. Кроме того, лоббизм может также осуществляться на уровне межгосударственных образований — например, в органах Евросоюза. Методы лоббизма бывают законными и незаконными. К первым относится подача петиций, массовая рассылка писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для государственного органа, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения. В некоторых случаях законным методом лоббизма является оказание финансовой поддержки государственному политику — например, путем финансирования его избирательной кампании или не запрещенное законом внесение средств в благотворительные и иные проекты, которые связаны с ним. К незаконным методам относится прямой подкуп политиков и иное их финансирование, прямо запрещенное законом. Объективно существование лоббизма связано с двумя факторами: наличием в обществе групп интересов и потребностью органов власти в экспертной информации, которую они не могут удовлетворить самостоятельно. Поэтому лоббизм менее развит в тех органах власти, которые обладают возможностью получать экспертную информацию от собственных или подчиненных им структур. Например, Совет Европейского союза, члены которого получают необходимую информацию от национальных экспертных органов, намного менее подвержен лоббизму, чем депутаты Европарламента, которые такой возможностью не обладают. Фактором, облегчающим лоббизм, является выборность должностных лиц населением, так как выборное лицо нуждается в финансировании своей кампании и в обеспечении благоприятного имиджа среди избирателей.

Лоббизм также присутствует в судебных органах. Лоббисты подают суду свои заключения в качестве «друзей суда», спонсируют стороны по нужным им делам, а также оказывают влияние на назначение (или избрание) судей.

По правовому регулированию лоббизма страны делятся на три группы. В первой группе (Ка

encyclopaedia.bid

«Джиар» или Government Relations — Теория PR

Выстраивание отношений с государственными структурами, лоббирование своих
деловых интересов во властных коридорах — важная часть работы, которая, по мере
формирования соответствующей правовой базы, будет делаться все важнее.

Кривизна банана

Все знают, что такое «пиар». Мы привыкли к этому слову, образованному из
аббревиатуры термина Public Relations, обозначающему деятельность по
выстраиванию правильных отношений между компанией (или индивидуумом) и
обществом, публикой. Мы изобрели термин «черный пиар» и изощренно, в масштабах,
поражающих воображение, употребляем его, имея в виду распространение слухов или
специально подобранных фактов, способных бросить тень на конкурента, опорочить
его или его продукцию.

Пиар, решающий задачу информирования широкой общественности о выдающихся
успехах компании, является, по сути, одной из функций маркетинга и юридической
службы. Пиарщики действуют, в основном, через СМИ, у всех на виду. Однако есть
и обратная сторона медали, «темная сторона Луны», о которой широкая
общественность не информируется. Это Governent Relations, GR («джиар»),
решающий задачу выстраивания отношений с «властью» (government) —
законодателями, федеральным и местным правительствами, исполнительными и
регулирующими органами. Это куда более тонкая материя: в ТНК-BP, например, на
GR трудятся аж сорок человек, и служба их и опасна, и трудна.

В англосаксонских странах (США, Великобритания, Канада, Австралия и т.д.)
приняты законы о лоббизме. На европейском Западе воленс-ноленс компании тоже
были просто вынуждены изыскивать инструменты для отстаивания своих деловых
интересов в правительстве, а сейчас, с развитием брюссельской евробюрократии,
это направление развивается особенно бурно.

К примеру, введенные несколько лет назад ограничения по радиусу кривизны
бананов у непосвященных могут вызывать лишь горькую усмешку, сопровождающуюся
парой нецензурных выражений — так эти ограничения и оценили большинство объединенных
европейцев. Ну какое, в самом деле, отношение может иметь кривизна банана к его
вкусовым характеристикам и сроку хранения? Однако, принятая в недрах какого-то
подкомитета одной из многочисленных брюссельских комиссий, потом
проштампованная в числе многих других на общем заседании директива полностью
перекроила европейский рынок, до того поделенный между разными банановыми
республиками. Половина импортеров из стран, чьи бананы были слишком большими и
прямыми или наоборот, слишком маленькими и гнутыми, попросту вылетели из
бизнеса.

Принятие обыкновенного серенького регулирующего документа, одного из сотен и
тысяч подобных, явилось результатом плотной многомесячной работы лоббистов
группы импортеров. И конкуренты не смогли оказать им достаточного противодействия.

Или возьмем, например, историю с прокладкой трубопровода «Северный поток».
Тянуть трубопровод можно, только получив разрешения от всех стран, через чьи
территориальные воды он проходит. Нужно ли говорить, с каким противодействием
(особенно в силу политических аспектов этого проекта) столкнулась компания?
Волею случая я имел удовольствие лишний раз наблюдать пресловутый «железный
немецкий механизм» в действии. Очень похожий на игру футбольной сборной
Германии — были наняты специальные команды менеджеров, на каждую из стран.
Менеджеры методично, шаг за шагом изучали особенности местных законодательств
во всех областях — экологии, предотвращению несчастных случаев на море, и т.п.,
и столь же методично преодолевали один барьер за другим. Безусловно, оправдало
себя и приглашение на высшую должность бывшего канцлера Германии, усилившего
пробивную силу проекта своим политическим весом и связями. Финальное разрешение
Финляндии было высказно в класической форме «хочется крыть — да нечем»: «У нас
более нет причин для дальнейших отказов».

Вот так работают профессиональные GR-менеджеры. Давайте теперь рассмотрим
случаи, из которых стоило бы извлечь уроки.

Кто в лес, кто по дрова

Минувшим летом, когда Москва задыхалась от пожаров и по всей стране полыхали
сотни гектаров лесов и торфяников, маленькая группа людей с упорством,
достойным лучшего применения, отстаивала от вырубки просеку будущей
автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург», проходящую через Химкинский лес
посредством не чего-нибудь, а организации музыкальных концертов на площади. Это
при том, что задача проведения «расширенной» автодороги была, в общем-то,
тривиальной. Дорога нужна, примерно как ее вести — известно. Анализ имеющихся
вариантов и выбор из них рабочего поручили проектному институту, который
профессионально исполнил проект. Проблема лишь в том, что упустили из виду и
пиар, и джиар.

«Стэйкхолдеры», то есть стороны, чьи деловые интересы затрагивает
предполагаемое строительство по тому или иному варианту были определены, но с
ними не провели никакой работы! Оптимальный вариант проекта не был
проллобирован ни в московском, ни в подмосковном правительствах и деловых
кругах. Никто не позаботился о том, чтобы проект получил в СМИ верное
освещение. В результате — с задержкой на новые общественные рассмотрения и
невозможностью вести строительство дождливой осенью и снежной зимой — начало
строительства отложено как минимум до мая будущего года. То есть фактически
упущена выгода от полугода эксплуатации автомагистрали.

Или возьмем другой случай — с компанией «Яндекс». Известен ее девиз —
«Найдется все!» Компания интернет-поиска развивалась органически, стихийно на
первом этапе, впоследствии обзавелась иностранными инвесторами и превратилась в
акционерное общество. Заняв более половины рынка, она с удивлением обнаружила в
своих рейтингах популярности обсуждаемых в Интернете тем способность влиять на
формирование общественного мнения у вечно чем-то озабоченной
интернет-общественности, каковой способностью с удовольствием начала
пользоваться. Уличенная в явном и неявном манипулировании рейтингами, компания
никаких объяснений своих правил, механизмов подсчета эти самых рейтингов
бурливой общественности не предоставила. Пиар компании, ограниченный узкими
рамками «пресс-релизов по пятницам» явно не на высоте. Похоже, отсутствует
базовое понимание того, что надо делать.

И стоило ли потом удивляться тому, что на правительственном уровне начал
дискутироваться вопрос о создании «национального интернет-поисковика»? Винить
тут стоит не правительство (само активно и успешно осваивающее
интернет-пространство — начиная с личных аккаунтов президента и губернаторов в
«Твиттере» и «Живом Журнале» и заканчивая попытками введения электронного
документооборота с гражданами), а лишь себя, любимых. Правительство же не столько
хочет манипулировать популярностью обсуждаемых в Интернете тем, сколько просто
не хочет, чтобы этим занимался к своей выгоде кто-то другой, ему малопонятный,
да и, судя по отсутствию внятной стратегии, не слишком профессиональный.
Особенно такое правительство, которое инициирует мега-проекты типа
Сколковского. Срочное введение в состав правления компании «Яндекс» бывшего
высокопоставленного кремлевского чиновника выглядит скорее актом отчаяния и
выстрелом вслед поезду, уже покинувшему перрон этой станции.

Два орла

Какие же можно сделать выводы из всего сказанного выше? GR-менеджментом
пренебрегать нельзя, даже если у вас небольшой региональный бизнес, и без GR
просто не обойтись, если вы руководите крупной компанией. Во-первых, GR может
послужить для вашей компании простым и прямым путем к конкурентному
преимуществу или же эффективным методом нейтрализации конкурентной атаки.
Во-вторых, косвенно, GR укрепляет «мышцы» компании: начав работать с
институтами власти, вы обретаете бесценный опыт. Далеко не все сводится к
установлению сети личных контактов — понимание принципа, механизма работы того
или иного государственного института тоже дорогого стоит. Юридическая база
защиты интересов бизнеса в коридорах власти лишь формируется. И лучше
включиться в этот процесс уже сейчас, чем потом оказаться перед фактом и долго,
до крови, расчесывать себе буйну голову, пытаясь понять, что происходит.

Пиар и джиар на самом деле «близнецы-братья», как Ленин и партия. Просто,
подобно двуглавому орлу на гербе, одна голова смотрит в общество, в массы,
состоящие из индивидуальностей, требующих одного подхода, а другая — во власть,
состоящую из тех же индивидуальностей, но избранных или назначенных на
должности с правом принятия решений.

Определите, где и в каких областях деятельность или планы вашей компании
пересекаются с интересами или планами правительств и готовящимися законами или
нормативами. Будьте внимательны к тому, что происходит непосредственно в городе
или административном районе, затрагиваемом вашими интересами — это может
оказаться не менее, а то и более важным, чем происходящее в московских
кабинетах. Местные чиновники и законодатели, как правило, четко обозначают, где
заканчивается их компетенция и с какими вопросами нужно выходить на федеральный
уровень, и наоборот.

Обратите внимание на то, какие законы и регулирующие правила и стандарты
находятся в фазе проработки, и на то, кто инициирует и активно продвигает
работу над ними — даже это, при соответствующем анализе может указать вам на
готовящуюся конкурентом атаку. Или же — на возможность собственной атаки.
Идентифицируйте все возможные сферы пересечения интересов и далее, выбрав и
разделив их на «срочные» и «важные» (срочный — это «я голоден, надо поесть», а
важный же — «чтобы получить хорошую работу, надо закончить институт»),
намечайте стратегию и тактику своих действий.

И действуйте, помня: не все так плохо. Худо ли, бедно, в стране уже есть
компании, осуществляющие лоббистскую деятельность и даже «мониторящие» ее. Да,
этот важный сектор у нас находится еще в зачаточном состоянии. Не хватает
законодательной базы и регулирующих ее правил, мало грамотных профессионалов.
Но в том есть и свои преимущества. Кто первым проявит активность в этом
направлении, у того будут все шансы опередить конкурентов.

журнал «CEO», №11 за 2010 год

Материал взят с сайта «Энциклопедия
маркетинга» www.marketing.spb.ru

 

www.advertiser-school.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о