Инновационное мышление современной молодежи – Клиповое мышление: как молодежь воспринимает информацию?

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Транскрипт

1 Main features of the legal consciousness are: a) reflectivity one s capability to conscious own and others legal status; b) volitional control conscious :regulation of acts and intentions; c) communicative activity legally signified intercourse with oneself and other people, with society and state. Key words: reflexivity volitional control of communicative activity, subjectivity of justice, legal mentality, legal status. УДК :374.3 Тульженкова З.Л. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Аннотация. Актуальностью данной статьи является развитие инновационного мышления современной молодежи, т.к. социальный заказ общества направлен на поиск творческой личности, способной осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей профессиональной деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи. Они должны быть способны и творить на мировом уровне новизны, и эффективно реализовывать свои идеи в производстве, т.е. стать настоящими инновационными предпринимателями Ключевые слова: интеллект, креативность, личность, творчество, умственные способности, адаптивность, взаимодействие, духовность, конвергентное, дивергентное мышление. Тульженкова З.Л. Социальный заказ современного общества направлен на поиск творческой личности, способной осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей профессиональной деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи. Они должны быть способны и творить на мировом уровне новизны, и эффективно реализовывать свои идеи в производстве, т.е. стать настоящими инновационными предпринимателями. Современная молодежь должна быть готова к обучению методам развития воображения, решения изобретательских задач для решения ряда проблем как в области создания нового предметного мира, так и для решения проблемных ситуаций в межличностном общении и в бизнесе; личностному развитию: развитию самоосознания своих личностных качеств, повышению самооценки; знакомству с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов патентоведов, инновационных менеджеров, дизайнеров, маркетологов, экономистов, предпринимателей, инвесторов, которое будет способствовать самоопределению в культурной среде, объединяющих специалистов инновационной экономики; развитию эмоционального интеллекта, навыков создания команды для реализации своей идеи, воспитанию навыков работы в творческом коллективе; обогащению знаний о предметном мире, технологиях производства, экономических и правовых аспектах изобретательской деятельности. Одной из составных частей инновационного мышления является креативное мышление. Благодаря креативности человек постоянно находится в состоянии поиска, движения, он чувствителен и восприимчив к любым изменениям в окружающей действительности, к любым преобразованиям, которые возникают в мыслительном процессе. Развитие креативного мышления обогащает творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое, уникальное в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или противоречия [3]. В последние десятилетия, в условиях глобализации рынка, интенсификации науки, внедрения новых технологий, растущей конкуренции возникла социаль- 17

2 ная потребность в творческих личностях. Экономический кризис, происходящий в России, не может не затрагивать сферу образования, т.к. именно вузы готовят и поставляют молодых специалистов, которые в процессе творческой и профессиональной деятельности помогают развитию нашего общества. Актуальность нашего исследования определяется тем, что теоретическая разработка вопросов, касающихся самого понятия креативности, структуры творческого потенциала, места изучаемого феномена в системе индивидуализации личностных конструктов недостаточна и требует дополнения; что отсутствует однозначность в методических подходах, средствах диагностики и приемах развития креативности, интеллекта, что появился определенный социальный запрос на формирование и развитие нового типа личности, характеризующегося особым складом мышления, коммуникативно-креативными способностями, сензитивностью к «побочному», нестандартному, новому, оригинальному, способностью и готовностью к кардинальным изменениям и преобразованиям. В рамках общей психологии существует два направления, посвященных изучению взаимосвязи креативности и интеллекта: первое направление предполагает, что креативность и интеллект различные, независимые друг от друга факторы [1; 2; 6]; второе это изучения, посвященные взаимосвязи между интеллектом и креативностью [4; 6]; существование взаимосвязи между интеллектом, креативностью и личностными особенностями [3]; креативность как результат развития мыслительных процессов, и высокий уровень развития интеллекта обеспечивает высокий уровень креативности и наоборот [5; 6]. В настоящее время появилось еще одно направление, авторы которого сконцентрировали свои взгляды на выделении некогнитивных факторов креативности, при этом большая роль отводится мотивации, личностным особенностям, системе субъективных ценностей и т.п. [3; 5]. Вследствие разграничений, сложившихся в различных отраслях психологии, взаимосвязь характера индивидуализации личности с интеллектом, креативностью, общими познавательными особенностями рассматривается в единичных работах [6]. В русле последнего подхода мы предположили существование взаимосвязи между интеллектом, креативностью и индивидуальными личностными особенностями на примере становления креативного мышления в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Мы предположили, что интеллектуальная креативность студентов-психологов и молодых специалистов-психологов в процессе учебно-профессиональной подготовки в вузе и в процессе профессиональной деятельности проявляется на более высоком уровне по сравнению со студентами-физиками и молодыми специалистами-физиками, не имеющими специальной профессиональной подготовки. Для проведения эксперимента испытуемые были разделены на две группы: студенты-психологи и студенты-физики. Для достоверности данных была введена третья группа (сравнительная группа) художников с опытом работы. Анализ результатов теоретических исследований позволил выделить три основных этапа становления и развития креативного мышления у студентов-психологов и студентов-физиков в процессе учебной и профессиональной деятельности: 1 этап выбор профессиональной деятельности (1 курс), 2 этап процесс учебной деятельности (5 курс), 3 этап процесс профессиональной деятельности (психологи, физики и художники с опытом работы от 3 до 5 лет). В эксперименте принимало участие 7 групп (4 группы студенческие: 2 студенты психологического факультета и 2 экономического; 3 группы, занимающиеся профессиональной деятельностью: 1 психологи, 1 экономисты, 1 художники). Среди них: студенты 1-го курса 60 девушек и 60 юношей; выпускники 5-х курсов 60 девушек и 60 юношей; 90 женщины, занимающихся профессиональной деятельностью психологи, экономисты, художники; 90 мужчин, занимающихся профессиональной деятельностью психологи, экономисты, художники. Всего 420 человек. Группы студентов первого года обучения психологического и экономического факультетов возраст от 17 до 18 лет; не имеющие семейного стажа, не работающие. Группы студентов пятого курса (вы- 18

3 пускники) психологического и экономического факультетов возраст от 22 до 23 лет; среди них имеющие семьи и опыт работы от 1 года до 3-х лет. Группы психологов и физиков возраст от 27 до 30 лет; с опытом работы по специальности от 3 до 5 лет; с семейным стажем. Сравнительная группа художников с опытом работы от 27 до 32 лет; с опытом работы по специальности от 3 до 5 лет; с семейным стажем. Для проверки предположений были использованы следующие методики: «Краткий тест творческого мышления» П. Торренса, адаптация И.С. Авериной, Е.И. Щеблаговой; «ОК» опросник креативности Джонсона, адаптация Е.Е. Туник [7]; тест Векслера; «Прогрессивные матрицы Равена»; тест «Социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена; ФЛО-5 «Пятифакторный опросник», адаптация С.Д. Бирюкова [9]. Для выявления взаимо- связи между индивидуальными личностными особенностями и креативными, коммуникативными и общими способностями был проведен корреляционный анализ, исследовались корреляции между показателями способностей и личностными чертами у студентов-психологов и студентовфизиков. Анализ результатов теоретических исследований позволил выделить три основных этапа становления и развития креативного мышления у студентов-психологов и студентов-физиков в процессе учебной и профессиональной деятельности: 1 этап выбор профессиональной деятельности (1 курс), 2 этап процесс учебной деятельности (1-5 курсы), 3 этап процесс профессиональной деятельности психологов, физиков и художников с опытом работы от 3 до 5 лет (рис. 1). У студентов-психологов первого курса Пр о ф и л и п о те с ту П.То р р е н с а (гр у п п ы с ту д е н то в п е р в о го ку р с а — п с и х о л о ги и ф и з и ки ) Баллы Пс их о ло ги Физики 0 б е гло с ть гиб ко с ть о ригно с ть Ш ка л ы те с та то ч но с ть Рис. 1. Профили данных по тесту П. Торренса среди студентов первого курса психологов и физиков. Пр о ф и л и д а н н ы х п о те с ту П.То р р е н с а с р е д и с ту д е н то в — п с и х о л о г о в п е р в о г о и п я то г о ку р с о в Баллы бе глос ть гибкос ть ориг-нос ть точнос ть Шка л ы те с то в Пе рвы й ку рс Пятый курс Рис. 2. Профили данных по тесту П. Торренса среди студентов-психологов пятого курса (выпускники). 19

4 показатели креативного мышления выше, чем у студентов-физиков первого курса: беглость у студентов-психологов 5,87±0,18, у студентов-физиков 4,78±0,15, оригинальность у студентов-психологов 4,87±0,10, у студентов-физиков 4,75±0,13, гибкость у студентов-психологов 5,87±0,18, у студентов-физиков 3,92±0,16, точность у студентов-психологов 12,75±0,58, у студентов-физиков 8,97±0,23 (рис. 2). Показатели развития креативного мышления у студентов на завершающем этапе (5-й курс обучения, студенты-выпускники) выражены в большей мере, чем у студентов 1 курса: беглость с 5,87±0,18 до 8,92±0,10, оригинальность с 4,87±0,10 до 6,32±0,15, гибкость с 5,87±0,18 до 8,40±0,14, точность с 12,75±0,58 до 19,98±0,36. Профили по тесту П. Торренса среди работающих психологов и художников. У психологов беглость 9,20±0,09, у художников 9,60±0,09, оригинальность у психологов 6,67±0,12, у художников 7,53±0,11, гибкость у психологов 10,30±0,21, у художников 11,58±0,14, точность у психологов 28,65±0,89, у художников 41,52±0,35. Профили по тесту П. Торренса группы работающих физиков и художников. Показатели креативного мышления у художников выше, чем у физиков беглость у физиков 7,84±0,16, у художников 9,60±0,9, оригинальность у физиков 5,60±0,16, у художников 7,53±0,11, гибкость у физиков 7,52±0,19, у художников 11,58±0,14, точность у физиков 18,02±0,55, у художников 41,52±0,35 (табл. 1). Обнаруженные значимые корреляции между креативностью и со всеми способностями. Имея статистическую значимость на уровне p<0,05, показатель креативного мышления «беглость», «гибкость», «оригинальность» коррелирует с показателями личностных особенностей «открытость» и «согласие», «добросовестность». Показатель уровня общего интеллекта коррелирует с показателями личностных особенностей «открытость» и «согласие», имея статистическую значимость на уровне p<0,05. Показатель уровня социального интеллекта коррелирует с показателем уровня творческого выражения самого себя через самооценку, имея статистическую значимость на уровне p<0,05. Показатель уровня творческого выражения самого себя через самооценку коррелирует с показателем уровня общего интеллекта, имея статистическую значимость на уровне p<0,05. Показатель уровня творческого выражения самого себя через самооценку коррелирует с показателями уровня личностных особенностей («нейротизм», «экстраверсия», «открытость опыту», «согласие», «добросовестность»), имея статистическую значимость на уровне p<0,05. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что высокие показатели развития креативного мышления зависят, во-первых, от выбора специализации студентов. Во-вторых, от адекватного восприятия собственных возможностей и учебной ситуации. От начального этапа к завершающему происходит позитивная Таблица 1 Обнаруженные значимые корреляции между личностными чертами и показателями способностей Шкалы тестов «Открытость опыту» (О) «Согласие» (А) «Добросовестность» (С) Беглость 0,32* 0,39* — Гибкость 0,34* 0,38* — Оригинальность 0,45* 0,47* — Точность 0,51* 0,57* 0,38* (ОК) Джонсон 0,52* 0,59* 0,46* Равен -0,34* -0,37* — Гилфорд-Салливен 0,53* — — *- уровень значимости p<0,05. 20

5 динамика отношения студентов к профессии, представленной ими в виде высокой требовательности к профессиональной подготовке в вузе. В-третьих, от определенных индивидуально-личностных качеств студентов (с творческим самовыражением самого себя, адаптивными и коммуникативными особенностями). Становление и развитие креативного мышления происходит в процессе учебной и творческой деятельности. Процесс становления креативного мышления имеет специфические отличия на начальном (1 курс), завершающем (5 курс) этапах и в период профессиональной деятельности. Проведенное исследование открывает новое направление в общей и социальной психологии, позволяющее дополнить традиционную систему развития способностей у студентов в процессе обучения и трудовой деятельности. Впервые в общей и социальной психологии рассмотрен вопрос о необходимости развития креативного мышления у студентов путем творческого выражения самого себя через самооценку и личностные индивидуальные особенности. Открывающие пути к их дальнейшему самосовершенствованию, самореализации и творческому росту, соответствующему современному социально-культурному запросу, и способностью в последующем обеспечить предпосылки более высокого уровня развития креативного мышления у студентов в учебном процессе и профессиональной деятельности. Список литературы: 1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Р-на/Д.: Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии С Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование С Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал С Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методика и тесты. М., Стернберг Р., Григоренко Е Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал С Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты. П., с. 8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., Z. Tulzhenkova THE TORMATION OF THE MENTAL- ITY OF MODERN YOUTH Abstract. The actuality of this article is the development of innovation of mentality of modern as social task of the society is derectecl to searcl of yuoth, creative yuoth, able to reclaim, reconstruct and contribute new waus of organization of professional activity, to generate and realize new ideas. They have to be capable and actions create on the level of the world standards and effectively realize your ideas in works it means to be a real innovated keepers. Key words: intellect, creation, creativity, person, mental abilities, adaptation, communication, ecclesiasty, convergentnoye, divergentnoe thinking, innovation, mentality, works. 21


docplayer.ru

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Khexedit.png Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Amor.png Нам уже…

43110056.png

wiki.iteach.ru

обзор, мировой опыт, успешные проекты

С каждым годом мир меняется и развивается. Темп жизни ускоряется, появляются новые проекты, стартапы и профессии, возникают нестандартные проблемы. Изменчивость мира рождает новые требования к детям, к тому, какими они будут и кем станут.

Все возникающие инновации для детей должны отвечать потребностям нового поколения. Развитие ради развития окончательно потеряло смысл, теперь мы живём в очень прагматичном мире.

Актуальными остаются только те инновационные направления, которые несут конкретную пользу и применимы на практике.

Направления инновационного развития детей

обучение и творчество

Дети отличаются от родителей, это свойственно любому поколению. Но такого контраста взглядов и кардинальных отличий между поколениями история ещё не знала. Тип мышления современной молодёжи сильно отличается от мышления взрослых. Цифровая эпоха, появление инноваций и широкое распространение нового, стирание границ между виртуальным и реальным миром накладывают свой отпечаток на всех людей. И если взрослые вынуждены перестраивать мышление, то младшее поколение растёт в таком мире с самого рождения.

Инновации для детей востребованы в тех областях, которые понадобятся ребёнку в будущем.

Ниже перечислены основные направления инновационного развития, в которых создаётся больше всего разработок:

  1. Организация работы в условиях многозадачности. Огромный объём информации, масштабность возникающих вопросов – всё это приводит к новым способам деятельности. Без организованности, умения переключаться и вовремя давать себе отдохнуть, детям будет непросто. Обучение навыкам многозадачности (с учётом возрастных особенностей) должно начинаться с раннего детства.
  2. В будущем будут востребованы навыки работы в коллективе, это тенденция развития общества. Умение работать в команде, отстаивать точку зрения и при этом с уважением относиться к границам других людей – навыки, которые нужно развивать.
  3. Чтобы вырастить социально адаптированных и здоровых личностей, взрослые должны дать детям творческую свободу, помочь раскрыть их сильные и слабые стороны. Не нужно воспитывать универсальных солдат, которые одинаково хороши в любой деятельности. Инновации помогают легко справиться с этой задачей.
  4. Обработка больших объёмов информации. Инноваций в этой сфере больше всего. Пресловутое клиповое мышление, о котором активно говорят последние несколько лет, одновременно и мешает, и помогает обрабатывать информацию. Изменения в мышлении уже произошли, это нужно принять и не пытаться переделать детей. В клиповом мышлении скрыт огромный потенциал, который при правильном использовании приносит отличные результаты.

Любые инновации направлены на то, чтобы сделать жизнь лучше, эффективнее и счастливее.

Разработка и внедрение инноваций, создание технических новинок, образование по новым программам одинаково важны для гармоничного развития детей, это вклад в будущее человечества.

10 инноваций 2019 для детей: основные направления развития

На конкретных примерах можно увидеть, в каких именно областях будут применяться инновации для детей в 2019 году.

IT-академии и технопарки

IT-академия для детей

Создание технопарков и IT-академий, расширение и увеличение их количества во всех странах. Изучение программирования – не каприз и не дань моде. Это способ научить ребенка думать, решать задачи, всесторонне рассматривать проблемы.

Финансовая и бизнес грамотность

Финансовая и бизнес грамотность для детей

Изучение бизнес- и финансовой грамотности. Успешные стартапы, которые реализуют дети, давно не шокируют. Умение распоряжаться деньгами, зарабатывать их и вкладывать обязательно для любого современного человека, и лучше эти навыки получить в детстве.

VR-технологии

VR для детей

Системы получения знаний со встроенной дополненной реальностью. Инновации в обучении и воспитании успешно применяются и внедряются, однако в большинстве школ детей учат по-старому, так как техническая база далека от совершенства. В 2019 году образовательные программы нового типа, в том числе и с использованием VR-технологий, станут доступнее.

Современные технологии и программы

Разработка и внедрение в массы приложений и программ, которые помогают организовать своё время. Эффективный тайм-менеджмент –проблема, которая актуальна не только для взрослых бизнесменов.

В растущем потоке информации и дел без специальных навыков и инноваций ориентироваться сложно и неудобно.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни для детей

Мониторинг физического состояния, как одно из инновационных направлений развития. Согласно исследованиям, 80% людей всех возрастов ведут неправильный образ жизни. Благодаря различным гаджетам, начиная от приложений в телефоне и фитнес-трекеров и заканчивая приборами для неинвазивного измерения уровня сахара в крови, следить за своим физическим состоянием стало проще. Доступность этих технологий и их распространение в перспективе должна ощутимо улучшить здоровье людей.

Инновации в сфере развлечений

Пресыщенность информацией и низкая физическая активность приводят к тому, что дети сильно утомляются, поэтому развлечения и отдых должны быть активными.

Без правильно организованного досуга не получится сформировать социально успешную личность.

Дополнительное образование, как норма жизни

Дополнительное образование для детей

Ряд профессий перестанут быть востребованными в течение ближайших десяти лет. Поэтому так важно развивать навык обучения на протяжении всей жизни. Без высокой адаптивности и умения развиваться в будущем будет сложно конкурировать на рынке труда.

Тенденция к раннему обучению

раннее обучение для детей

Речь идёт не об «английском и хороших манерах с пелёнок». Новые программы обучения составлены таким образом, чтобы дети с первых классов школы обучались максимально эффективно. Учёба постепенно становится не просто абстрактным обменом набором знаний, а приобретает прикладной характер.

Безопасность в сети

безопасность в интернете для детей

Разбор основных правил безопасного поведения в интернете. Границы между реальным и виртуальным миром стираются, поэтому необходимо учить детей адекватному поведению в сети, умению выстраивать личные границы. Взрослые должны объяснять на конкретных примерах, почему эти навыки обязательны и на что они влияют.

Социальная благотворительность

Во многих образовательных учреждениях вводятся программы волонтёрской работы для детей. Такие проекты обучают навыкам работы с самыми разными людьми, воспитывают толерантность и формируют правильные ценности.

благотворительная помощь детям

Все вышеперечисленные инновации для детей объединяет одно: неуклонно изменяющийся мир, с новыми запросами и требованиями ко всем людям. Эти перемены пугают и вызывают отторжение, но они неизбежны. Инновационные разработки, которые создают и внедряют по всему миру, облегчают работу учителей, помогают родителям в воспитательной и образовательной деятельности. Новые способы работы нужны и важны.

Наши дети будут жить в мире, которого мы пока не знаем. Раньше главной задачей взрослого было передать знания и воспитать человека, который проживёт точно такую же жизнь, какая была у его родителей. Столкнётся с такими же проблемами и вопросами. Но сегодня люди разных возрастов оказались в одинаковом положении, и у взрослых гораздо меньше преимуществ. Всё, что можно сделать – не просто учить молодое поколение и разрабатывать для них инновационные программы. Учиться и меняться вместе с ними, и вместе строить наше будущее.

viafuture.ru

Роль молодежи в инновационной политике региона (на примере Чеченской Республики)

Региональные инновационные системы являются необходимыми элементами национальной инновационной системы. Только развитие и использование инновационного потенциала региона обеспечит национальной экономике возможность быть конкурентоспособной. В связи с чем авторы статьи утверждают необходимость построения механизма управления инновационным развитием региона совместными усилиями общества.

Ключевые слова:инновация, национальная инновационная система, потенциал региона, кластер.

Устойчивый социально-экономический рост России зависит от уровня развития и динамизма инновационной сферы. Попытки реформирования этой сферы опираются в основном на инициативы продвигаемые «сверху» без учета мнения субъектов инновационной деятельности. Однако многие неудачи внедрения инноваций связаны с недостатком распределения лидерства между разными уровнями организаций и внутри локальных сообществ. Наука, как главный источник нововведений, должна быть органически встроена в экономические, технологические и социокультурные процессы, служить базовым элементом в становлении экономики знаний. Особая роль в такого рода интеграции принадлежит молодым лидерам научной и предпринимательской сфер. Поэтому при разработке приоритетных национальных проектов необходимо принимать во внимание инициативы его субъектов, в частности, молодежи. Привлечение молодежи к реализации приоритетных национальных проектов признается важнейшей задачей государственной молодежной политики России, однако пока не выстроены механизмы включения перспективных молодых людей в структуры, ответственные за принятие решений [2]. Важным становится выработка стратегии согласованных действий молодежных объединений по реализации приоритетных национальных проектов и определение перспективных форм привлечения молодежи к данной работе. Необходимо, изучить барьеры, с которыми сталкиваются молодые люди, и стимулы, способные обеспечить включение наиболее перспективных представителей молодежи в работу по реализации российских национальных проектов в различных регионах страны.

Для привлечения перспективной молодежи на промышленные предприятия должны создаваться условия, — подчеркнул Владимир Гутенев. — Это, во-первых, образование, а именно его качество, поскольку именно это делает будущих специалистов конкурентоспособными. Второе — это социальные гарантии, грамотная кадровая политика. Это и зарплаты, и доступное жилье, и перспективы профессионального роста. Важно то, что уже сегодня некоторые крупные предприятия предоставляют жилье перспективной молодежи, причем с погашением в течение времени значительной части его стоимости. Таким образом, решаются вопросы и закрепления кадров, и создания выгодной мотивации тем молодым специалистам, которые строят свою карьеру на предприятиях промышленности. Немаловажен для молодежи сегодня и фактор духовного роста, культурного развития, то, как они проводят досуг. Все вместе это влияет на развитие активного молодого поколения — будущего нашей стран.

Очень сложно переоценить роль молодежи в развитии страны. Особенно в наше с вами время, когда современную молодежь характеризуют высокий уровень образованности, нестандартное мышление, умение быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, желание использовать полученные теоретические знания на практике.

Именно исходя из этого, сегодня руководство страны уделяет огромное внимание инновационной деятельности молодежи, их вовлечению в научную жизнь.

Особую роль в реализации инновационного развития Чеченской Республики призвана сыграть молодежь. Программа по инновационному развитию должно предусматривать в первую очередь решение долгосрочных целей — создание в Чеченской Республике современной, эффективной, наукоемкой и высокотехнологичной экономики — поэтому при ее реализации прежде всего необходимо опираться на потенциал и исходить из интересов тех, кому предстоит непосредственно осуществлять мероприятия, и ощутить на себе ее реальные результаты. Исходя из этого Программа инновационного развития должна быть тесно связана с молодежной политикой Чеченской Республики.

Активное участие молодежи в проектах и мероприятиях Программы инновационного развития позволит решить следующие важнейшие для Республики задачи:

1.      обеспечить приток свежих сил в научно-исследовательский сектор экономики Республики, обеспечить работой наиболее талантливых молодых ученых и специалистов;

2.      обеспечить преемственность поколений, необходимую для последовательного и продолжительного развития;

3.      увеличить занятость молодых специалистов, выпускников ВУЗов, повысить их вовлеченность в процесс развития Республики;

4.      составить объективную картину кадрового и научного потенциала Республики;

5.      выявлять и поощрять наиболее активную и талантливую молодежь.

Ответственность за разработку и утверждение плана мероприятий по интеграции молодежи для участия в Программе инновационного развития возлагается на Комитет Правительства Чеченской Республики по делам молодежи, Министерство образования и науки Чеченской Республики, Молодежный парламент Чеченской Республики.

План мероприятий должен включать в себя комплекс мер по трем основным направлениям:

1.      мониторинг и развитие кадрового и научного потенциала Республики, создание условий для его реализации;

2.      интеграция молодых специалистов в инновационную деятельность в Республике;

3.      поддержка и поощрение научно-исследовательской и предпринимательской активности молодежи.

Проведение мониторинга кадрового потенциала молодежи Республики целесообразно проводить с периодичностью не реже 1 раза в 2 года среди всех студентов ВУЗов и среднеспециальных учебных заведений, а также ежегодно среди учащихся старших классов общеобразовательных школ.

Необходимо выработать определенный набор критериев оценки потенциала молодых специалистов, включающий в себя как академическую успеваемость и уровень образования, так и общественно-политическую и трудовую активность, уровень культурного развития, инициативность, основные интересы и жизненные ценности [3].

Результаты мониторинга помогут составить объективную картину состояния кадрового потенциала молодежи по различным отраслям народного хозяйства, что позволит актуализировать программы подготовки специалистов в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики Республики в специалистов тех или иных отраслей. Кроме того, мониторинг покажет общие, наиболее характерные для молодежи настроения и устремления, которые позволят понять эффективность существующих в регионе инструментов молодежной политики и при необходимости скорректировать существующие или разработать новые направления.

Результаты мониторинга выявят наиболее успешных, активных, обладающих потенциалом развития представителей молодежного сообщества, требующих поддержки и поощрения в форме президентских или республиканских стипендий, грантов, наград.

Для того чтобы обеспечить рапространения идей инновационного развития Республики в молодежной среде, целесообразно уже на ранних стадиях привлекать к участию в мероприятиях и проектах Программы существующие молодежные организации и объединения, в частности:

1.      обеспечить участие членов Молодежного парламента ЧР, лидеров других молодежных объединений в роли наблюдателей в заседаниях и мероприятиях органов, ответственных за реализацию инновационной политики;

2.      привлекать лучших студентов профильных направлений к реализации инновационных проектов в различных отраслях экономики;

3.      создавать молодежные венчурные фонды и бизнес-инкубаторы, банк идей и проектов, отбор и реализация которых будет осуществляться Молодежным парламентом ЧР.

Целесообразно рассмотреть различные методы поощрения и поддержки активности молодежи, ее участия в образовательных, исследовательских, общественно-политических мероприятиях и процессах, среди которых:

1.      организация тематических конкурсов по направлениям, соответствующим проектам настоящей Программы;

2.      учреждение именных президентских стипендий для лучших студентов по результатам мониторинга;

3.      утверждение и реализация программы направления лучших специалистов на обучение в ведущие ВУЗы России и дальнего зарубежья;

4.      разработка программы стимулирования и поддержки молодых ученых;

5.      финансирование организации студенческих лабораторий, библиотек и исследовательских центров.

В результате разработки и реализации комплекса мероприятий по мониторингу кадрового и научного потенциала молодежи Республики и ее постепенному привлечению к участию в мероприятиях Программы инновационного развития будут обеспечены понимание и заинтересованность будущих поколений в инновационном развитии Республики, созданы инструменты поддержки и поощрения научно-исследовательской и предпринимательской активности молодежи. Все это, наряду с другими мероприятиями, позволит гарантировать преемственность пути и целей развития Республики.

Литература:

1.                 Гунин В. Н., Баранчеев В. Н., Устинов В. А. Управление инновациями. М.: Инфра-М, 2000. С. 34.

2.                 Гамидов Г. С. и др. Основы инновации и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000. С. 10.

3.                 Программа инновационного развития Чеченской Республики на 2009–2012 годы

moluch.ru

Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) как инновационная составляющая образования — Интерактивное образование

Статья посвящена осмыслению изменений в современном обществе, которые ведет за собой технологическая революция. Реформируются многие социальные институты, и, конечно, сфера образования: активно разрабатываются новые методы обучения, создаются образовательные площадки новых форматов.

Примером такой площадки является Центр молодежного инновационного творчества, созданный для обеспечения доступа детям и молодежи к высокотехнологичному оборудованию. Материалом для данной статьи послужил опыт работы с детьми и молодежью в действующем ЦМИТе «Суперлаб»

А. Н. Воробьева

педагог-методист, специалист инновационного творчества.

В настоящее время в России происходит модернизация многих социальных институтов. Глубокие изменения коснулись и сферы образования – от дошкольного обучения до послевузовского образования.  В процессе принятия реформ пересматриваются не только уже существующие фундаментальные принципы образования, но и формируются совершенно новые подходы к обучению и интеллектуальному развитию молодого поколения.  С одной стороны, реформирование образования обусловлено внешними факторами – в условиях интернационального сотрудничества общество должно находиться на должном уровне индустриального, технического и социального развития (для поддержания продуктивности и функциональности совместной работы). Но, с другой стороны, необходимо понимать, что серьезные изменения возможны только в созревшем и готовом для перемен обществе.

Все мы представляем, насколько интенсивно сейчас происходит развитие новых технологий. В подобных условиях общество вновь обращается к человеческому интеллекту как к главному ресурсу экономики и производства.

В процессе глобализации, во многом благодаря интернету и информационным технологиям, обществу открылись широкие возможности для получения доступа к интеллектуальному наследию. Сейчас, чтобы овладеть какой-либо информацией, достаточно иметь доступ в интернет, и даже необязательно быть привязанным к компьютеру.  Представим ситуацию: молодой человек, обучающийся на 3-ем курсе ВУЗа, захотел сменить свою специальность и решил освоить радикально другую профессию.  Определенное количество лет назад, ему, для осуществления своего желания необходимо было бы переводится в другой ВУЗ (со всеми вытекающими обстоятельствами), либо бросать обучение и поступать вновь в образовательную организацию другой направленности.  Сейчас же, с помощью мобильных устройств и доступа в сеть Интернет, студент может найти обширный пласт информации по интересующей его теме, изучить и перенять опыт, поколениями накопленный человечеством (мастерами своего дела из родной страны и зарубежья).  И это может быть качественным самообразованием.  С имеющимися знаниями, молодому человеку будет достаточно пройти обучение на специальных курсах, чтобы стать начинающим специалистом в новой для него сфере.

При этом студент:

А.  Имеет возможность не отчисляться из своего ВУЗа (что формально получить диплом о высшем образовании).

Б.  Впитывает необходимую информацию в удобной для него форме – аудио и видео лекции; аудио книги, журналы, газеты; познавательные и научные фильмы; дистанционные семинары и вебинары; профессиональные форумы; письменные источники информации.

В.  Не несет особых материальных затрат – даже не имея компьютера можно задействовать необходимые ресурсы.

Г.  Реализует свой творческий потенциал, самореализуется и самосовершенствуется по удобной для него методике.

Д.  Обеспечивает индивидуальный график обучения – время и место самообучения человек выбирает себе самостоятельно.

Этот пример иллюстрирует, как технологические новшества повлияли на важнейший социальный институт — образование.

Стоит понимать, что эти изменения происходят не только во внешней стороне жизни личности, меняется и внутренний мир человека, направленность его мыслительных процессов и логика. Безусловно, все это оказывает сильное влияние на индивидуума и способствует изменениям. Именно такой человек готов к реформам и переменам в жизни всего общества.

Стоит привести еще один пример. Несколько лет назад молодой родитель при воспитании своего ребенка прибегал к исторически привычным для него методам – читал вслух сказки. Сейчас молодая мама может включить на планшете видео, оставить малыша с «повествующей» техникой и параллельно заниматься домашними делами. Опустим темы влияния техники на здоровье и обратимся к процессам формирования личности ребенка. Некоторые изменения, которые мы можем заметить:

  1. Меняется канал сбора информации. Малыш получает информацию визуально, в меньшей степени используя органы слуха.
  2. На подсознательном уровне процесс получения новой информации перестает зависеть от окружающих людей, но ассоциируется с техническими устройствами.

В этом примере речь идет не о плюсах и минусах использования гаджетов детьми, а об изменении методов познания мира личностью. Теперь человек с детства подсознательно обладает иной методикой овладения информацией, новым источником и инструментарием получения знаний.

 Российский филиал исследовательского концерна GfK Group (Gesellschaft fur Konsumforschung) в январе 2017 г. опубликовал отчет «Тенденции развития интернет-аудитории в России». По результатам исследования аудитория интернет-пользователей в России в возрасте от 16 лет и старше составляет 70,4% населения, то есть около 84 млн. человек (рис. 1).

По данным, полученным благодаря исследованию компании Яндекс («Развитие Интернета в регионах России», 2015 г.), и сведениям, предоставленным Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательской группой TNS и компанией GfK, проникновение Интернета для лиц «12+» составляет 79% (исследования по 26 крупным городам России).

Можно говорить о том, что минимум 79% детей из российских мегаполисов пользуются Интернетом и технологичными гаджетами. Следовательно, они имеют иную, отличную от исторически сложившейся, траекторию личностного развития – это так называемое «поколение Z» или «цифровой человек».

Представители поколения Z активно используют все продукты технологической революции – от Интернета до инструментов виртуальной реальности. Но в отличие от современных взрослых дети нового поколения используют гаджеты не как помощника для жизни, а как неотъемлемую часть окружающего мира. Познание, обучение, общение, развлечения немыслимы и неосуществимы без использования современных устройств. То, что для предыдущих поколений было невероятным технологическим будущим, для поколения Z – окружающая реальность.

Необходимо понимать, что эти дети станут полноценными членами общества, поэтому нам, взрослым, предстоит научиться понимать этих маленьких личностей уже сейчас. Только так мы сможем достойно воспитать и обучить новое, интеллектуально развитое поколение.

Принимая во внимание все современные тенденции, специалисты в современном обществе создают условия для воспитания и обучения детей цифрового поколения. Проводятся различные педагогические и технологические форумы, посвященные данной проблематике, открываются обучающие и развивающие учреждения новых форматов. Примером такого нового формата являются ЦМИТы – Центры молодежного инновационного творчества.

ЦМИТ – это площадка для технического творчества детей и молодежи, оборудованная определенным набором технических и производственных устройств. Многие взрослые посетители проводят некую аналогию между ЦМИТом и советскими кружками моделирования, конструирования и т. п. Но это сравнение не будет верным, потому что в ЦМИТе есть важная составляющая, которой не было раньше ни в одном учреждении для детей, – инновационность.

Одна из стратегий развития Центров молодежного инновационного творчества – это вовлечение молодежи и детей в сферу высоких технологий и современных инновационных исследований посредством мастер-классов и курсов с целью ранней профориентации учащихся.

Посещение ЦМИТа дает возможность узнать новую информацию, познакомиться с неизученными процессами и закономерностями, освоить новые умения, навыки и компетенции. Благодаря особенностям мышления современного ребенка нахождение в ЦМИТе благоприятно сказывается на его мотивации к саморазвитию, созиданию. Этому способствуют следующие факторы:

1) Свобода творчества. В отличие от образовательных организаций, в Центре на первом месте стоит свобода выбора личностью рода своей деятельности.

2) Разнообразие развивающих форм, методик и направлений деятельности. Обучение проходит в удобном и привычном для детей цифровом формате, при этом каждый ребенок может подобрать интересное лично ему занятие, например, выбрать 3D моделирование (начало виртуальной архитектуры) или начать работу с лазерным устройством; цифровым микроскопом и пр.

3) Оригинальные  задачи для развития. Детям предлагается решать задачи по воплощению конкретного проекта: технически решать глобальные проблемы человечества, сконструировать технику будущего, использовать аддитивные технологии для постройки модели. Например – создать макет Космодрома будущего.

4) Осознание возможности воплотить свои идеи в реальность стабильно повышает желание резидента ЦМИТа развиваться в технической сфере и реализовывать конкретные проекты, видеть результат своей работы.

5) Личная ответственность ребенка. В Центре, начиная работу над конкретным проектом, ответственность за результат ложиться на плечи учащегося. Таким образом повышается его значимость в системной работе Центра, что дает детям возможность самоутверждаться и развивать ответственность за процесс и результаты своего труда.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что мы являемся современниками и свидетелями формирования нового поколения, потенциально превосходящего нас в осознании нового, интеллектуально-технологичного мира. И в наших силах помочь этому поколению правильно сформироваться и реализовать свои возможности на благо всего общества.

 

Электронные источники

  1. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/slabovid/activities/reports/2013/internet_in_Russia.html (дата обращения 12.05.2017 г.)
  2. Тенденции развития Интернет-аудитории в России [Электронный ресурс] // Исследование GfK. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата обращения 12.05.2017 г.)
  3. ЦМИТ «Суперлаб» http://cmit-superlab.ru/ (дата обращения 12.05.2017 г.)

 

interactiv.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о