Как составить семейный бюджет по обществознанию – Конспект урока по обществознанию на тему «Семейный бюджет»

Содержание

Семейный бюджет

 

Вероятно,
вы уже знаете о том, что смета доходов и расходов семьи за определённый период
времени составляет семейный бюджет. Сегодня мы познакомимся с понятием
семейного бюджета более подробно.

 

Само
слово бюджет можно перевести как мешок с деньгами или кошелёк. Такой вот
кошелёк как мы свами уже знаем, есть у каждой семьи.

 

Заранее
составив бюджет, проще оценить финансовые возможности. Если научиться грамотно
планировать бюджет, то жизнь всех членов семьи будет поддерживаться на
достаточно высоком уровне.

 

Давайте
познакомимся с семьёй Ивановых. Которая, состоит из папы и мамы, их
несовершеннолетних детей, а также бабушки и дедушки. Наша семья живёт в частном
доме с небольшим подсобным хозяйством. Бабушка и дедушка уже давно на пенсии,
мама находиться в декретном отпуске по уходу за детьми, а вот папе приходиться
ходить на работу.

 

В
материальном плане они довольны своим благополучием, и тем не менее им иногда
приходиться одалживать деньги. При этом непонятно куда уходят финансы, ведь
ничего лишнего Ивановы себе не позволяют.  Да ещё и непредвиденные затраты
застают врасплох. Например, недавно их затопили соседи сверху, а это значит,
что семью ждут большие расходы. Так куда же деваются деньги, что их всегда не
хватает? Все дело в том, что финансы семьи были пущены на самотёк и Ивановы не
контролировали свои расходы.

 

К
основным доходам Ивановых мы можем отнести все те денежные средства, которые
они могут получить в качестве заработной платы, государственных пособий на
детей, пенсии бабушки и дедушки.

К
дополнительному доходу мы можем отнести, прибыль, полученную от семейного
подсобного хозяйства или взятые в кредит деньги.

 

Семейные
расходы Ивановых можно разделить на обязательные, произвольные и
непредвиденные.

 

К
обязательным расходам мы можем отнести относится все то, что тратиться на общие
нужды, например, это может быть оплата коммунальных услуг и процентов по
кредиту, расходы на детей, покупка одежды или продуктов питания в магазине, то
есть приобретение тех услуг, которыми ежедневно необходимы всей семье. Ведь
сворить кашу без крупы, даже если эта каша из топора невозможно.

 

К
произвольным расходам Ивановых, мы свами отнесём расходы, связанные с желанием
улучшить качество перечисленного выше, а также покупку новой бытовой техники,
предметов роскоши, затраты на досуг и отдых и ряд других трат. Например, личные
расходы — это то, что идёт на нужды конкретного члена семьи. Например, маме
нужна косметика, а папе удочка, а бабушке и дедушке необходимо выписать газету
«Друг пенсионера».

 

Однако
каждой семье время от времени случается натолкнуться на непредвиденные события,
траты на которые могут «поглотить» накопленные к этому времени сбережения. В
нашем случае это ремонт, вызванный соседским потопом.

 

Какие
же роли играют члены семьи в формировании доходной части и планировании
расходов семейного бюджета. От грамотного распределения этих ролей зависит не
только финансовое, но и семейное благополучие.

 

Таких
ролей может быть всего две добытчик и распорядитель.

 

Добытчик – это тот член семьи, который отвечает за доходную
часть бюджета и зарабатывает основную часть денег для семьи.

 

Распорядитель – это тот член семьи, который определяет,
на что и как будет потрачен семейный бюджет.

 

Добытчиком,
как и распорядителем, может быть один член семьи или сразу несколько.

 

Например,
папа зарабатывает деньги, а мама планирует их расходование, а может быть итак,
что папа и мама зарабатывают деньги, а на что их потратить решают на семейном
совете вместе с бабушкой и дедушкой. И ещё куча всевозможных вариантов.

 

Так
что в роли добытчика и распорядителя может попробовать себя любой взрослый
человек. Все зависит от каждой конкретной семьи и от того на сколько эти роли
будут согласованы друг с другом и устраивают ли они всех.

 

В
зависимости от распределения данных ролей в семье можно выделить следующие виды
семейного бюджета:

 

Первый
вид это общий или совместный семейный бюджет, когда все доходы семьи
складываются в «общий котёл». В этом случае не важно один добытчик в семье или
несколько. Распорядители распределяют деньги из котла на покрытие всех видов
семейных расходов (и общесемейных, и расходов на детей, и личных).

Второй вид это раздельный
семейный бюджет, когда никакого «общего котла» нет. Каждый добытчик
самостоятельно распределяет свои доходы на покрытие всех видов расходов. То
есть все расходы несутся членами семьи индивидуально, каждый по своему
усмотрению, но так что бы это не отразилось на благополучии семьи в целом.

Третий
вид это смешанный или долевой семейный бюджет. Как вы уже поняли по названию
этого вида семейного бюджета, он представляет собой совокупность общего и смешанного
бюджета. В этом случае добытчики складывают в общий котёл часть доходов,
которыми потом занимаются распорядители,  а часть
доходов используют по своему усмотрению. Как правило на личные нужды.

 

У
каждого из данных видов семейного бюджета есть свои положительные и
отрицательные моменты. Давайте познакомимся с ними заполнив соответствующую
таблицу.

А
теперь юные семейные экономисты попробуйте предложить Ивановым такой вид
семейного бюджета, который как вам кажется им больше всего подходит.

 

Теперь
можно подумать о финансовых планах семьи Ивановых.
Если они начнут планировать свой бюджет на каждый месяц и придерживаться его,
то есть вести учёт доходов и расходов, воздерживаться от ненужных приобретений,
без которых семья может с лёгкостью обойтись. Например, следует избегать
необдуманных покупок. Не стоит поддаваться порыву сразу на что-нибудь
потратиться, это приведёт к тому, что в семье денег будет всегда недоставать.
То смогут откладывать деньги, которые впоследствии могут облегчить семейную
жизнь в случае непредвиденных событий и многое другое.

 

Ведь
если вести семейный бюджет грамотно, то есть так что бы сумма расходов не
превышала сумму доходов семьи, то никакие последствия соседских потопов вам не
страшны, а ведь есть ещё и долгосрочные цели, такие как обучение детей, покупка
нового дома или автомобиля. А всего лишь нужно регулярно составлять семейный
бюджет и стремиться к его выполнению.

 

Ведение
семейного бюджета даёт возможность не только удовлетворять регулярные
потребности семьи, но и делать сбережения, а значит достигать своих целей и
получать желаемое.

 

Сегодня
в интернете есть множество советов, как правильно планировать семейный бюджет,
чтобы удовлетворить потребности семьи.


Например, американец Эндрю Тобиас предлагает следующее решение данной проблемы:

 

1.    
Уничтожить
кредитные карты (избавиться от кредитов и долгов).

2.    
Сохранять
или вложить в дело 20% своего дохода

3.    
Жить
на оставшиеся 80% в своё удовольствие.

 

Другие
семейные экономисты предлагают разделить общий доход семьи на три части. А
затем:

 

1.    
50%
пустить на необходимые вещи (продукты, аренда жилья, транспорт, медицинская
страховка, одежда)

2.    
30%
пустить на желанные вещи (кабельное телевидение, модная одежда, украшения,
походы в ресторан, билеты в театр, книги, хобби)

3.    
20% пустить
на сбережения (в том числе на погашение долгов).

 

Таким
образом, семья одновременно может сберечь довольно большую сумму (попутно
избавляясь от долгов, если они есть), и жить в своё удовольствие.

 

Но,
наверное, самый популярный способ ведения семейного бюджета. Это так называемый
метод пяти конвертов, в этом случае общий доход семьи 
необходимо поделить на пять частей (или разложить по отдельным
конвертам) в следующих частях.

1.    
60% -
Текущие расходы

2.    
10% -
Пенсионные накопления

3.    
10 %
— Долгосрочные покупки и выплаты

4.    
10% -
Нерегулярные расходы

5.    
10 %
— Развлечения

 

По
мнению американских экономистов, этот способ планирования идеально подходит тем,
кто только начинает вести домашнюю бухгалтерию и не хочет загружать себя лишней
информацией.

Тут
все просто и прозрачно. Получили деньги – это распределили их по конвертам в
данной пропорции. Кроме того, этот способ планирования, как в общем и другие,
позволяет дисциплинировать себя и держаться в рамках намеченного бюджета. 

Конечно,
не все так просто как может показаться. В России до 40% от бюджета семьи может
тратиться на продукты питания, до 30% на оплату аренды жилья и коммунальных
услуг, 8% — на транспорт, 5% — непродовольственные услуги, 5% — на одежду и
обувь, остальные 12% на образование, лечение, отдых и развлечения.

 

Однако
такая структура потребления находится в прямой зависимости от размера доходов.

 

Чем
больше их уровень, тем меньшую долю занимают продукты питания, и расходы
распределяются по другим категориям, в основном по разделам: одежда,
развлечения и отдых. Вот и уже знакомый вам закон Энгеля на практике.

 

Кстати
современные технологии позволяют вести семейный бюджет и в электронном виде.
Например, в специальных программах для ведения семейного бюджета или личных
финансов.

 

А теперь давайте вспомним свами основные моменты урока.

 

1.  Что такое семейный
бюджет?

2.  Вспомните основные
виды семейного бюджета.

 

 

videouroki.net

Урок-практикум по обществознанию на тему «Семейный бюджет»

Урок 15-18

Тема урока : Семейный бюджет

Цель урока:

  • сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;

  • определить разницу между номинальным и реальным доходом.

  • Провести финансовое планирование на примере своей семьи

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1 Орг момент

2 Повторение прошлой темы

Контрольные вопросы:

  1. За счёт чего растёт благосостояние стран?

  2. Что ограничивает экономическую свободу

  3. Какие формы специализации вы знаете?

3 Новая тема

Источники доходов семьи.

  1. Определение доходов.

  2. Источники доходов и расходов семьи.

Доход – это общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период (обычно за год).

Существует четыре вида дохода: заработная плата, процент, рента и прибыль. Их источниками служат соответственно труд наемных работников, капитала, земля и предпринимательская способность. Обобщенно доход – это цена факторов производства.

Обычно в номинальный доход (исчисляемый в денежном выражении) включают и наличные трансфертные платежи (пособия, пенсии, стипендии и т.д.).

Классификация доходов населения

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение.

Реальный доход — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода,

Источники формирования доходов семьи

Все семейные доходы подразделяются на два вида: денежные и натуральные.

Основными доходами семьи обычно являются денежные, которые, в свою очередь, можно разделить на четыре группы.

  • Первая и основная группа семейных денежных доходов — это оплата труда членов семьи на предприятиях, в учреждениях, организациях. Оплата труда включает в себя основную заработную плату, все доплаты и вознаграждения за труд.

  • Вторая группа денежных доходов семьи состоит из пенсий, пособий, стипендий и других социальных и страховых выплат членам семьи государством, предприятиями, учреждениями и организациями.

  • Третья группа семейных денежных доходов — прочие доходы, к которым относятся всевозможные вознаграждения за нетрудовую деятельность (за донорскую помощь, возврат находки, обнаружение клада), наследство, полученные подарки, премии (за исключением премий по результатам труда), алименты на содержание детей и родителей, другие выплаты и компенсации по решению суда.

  • Четвертая группа денежных доходов семьи — это доходы от домохозяйственной и предпринимательской деятельности членов семьи, подразделяющиеся на четыре подгруппы:

Все денежные доходы, оцениваемые , по их покупательной способности и реальности подразделяются на номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы семьи — это ее доходы, выраженные денежной суммой на момент их получения.

Реальные доходы характеризуют их покупательную способность — количество товаров и услуг, приобретаемое на эти доходы. Покупательная способность денежных доходов семьи определяется количеством товаров, которые можно приобрести на эти доходы.

Основные статьи расходов семейного бюджета

Все расходы семейного бюджета можно условно разделить на главные и второстепенные. 

К первоочередным относятся квартплата, плата за коммунальные услуги и телефон, расходы на питание.

Многим людям приходится добираться до места работы или учебы на автобусе, троллейбусе или электричке. В связи с этим необходимо сказать о еще одной важной расходной статье семейного бюджета, требующей значительных денежных сумм, а именно о транспортных расходах. Если регулярно приходится совершать большое количество поездок и есть такая возможность, удобнее и выгоднее приобрести единый проездной билет. Тем же, кому до места работы или учебы недалеко, гораздо полезнее будет пройтись пешком — это позволит и средства сэкономить, и здоровье поправить.

Затраты на домашнее хозяйство — это расходы на приобретение необходимых в повседневном обиходе принадлежностей — туалетного и хозяйственного мыла, стирального порошка, а также разнообразных моющих и чистящих средств. Кроме того, в данную статью расходов можно включить оплату за услуги прачечной и химчистки (если семья предпочитает отдавать белье и вещи в названные предприятия сферы услуг), обувной мастерской. 

Особую статью расходов составляют предметы ухода за внешностью — шампуни, лосьоны, кремы, дезодоранты, туалетная вода, всевозможные парфюмерные принадлежности, а также услуги в данной сфере. Человек настолько привыкает к этим приятным бытовым мелочам, что становится не в силах отказать себе в их приобретении.

Среди подобных расходов выделяют обязательные, например, расходы на стрижку (обычно ее делают 1 раз в 1,5-2 месяца), приобретение шампуня, смягчающего и увлажняющего кремов для рук и лица; и необязательные, от которых можно на время отказаться. К последним следует отнести покупку, например, лака для ногтей (без него можно обойтись некоторое время), дорогого иностранного крема (тем более, если имеется сравнительно дешевый отечественный аналог), посещение косметического или массажного салона и т. п.

Расходы на культурное проведение досуга предусматривают возможность откладывания средств на посещение театра, кино, музея, а также на покупку книг, аудио- и видеозаписей, компакт-дисков и др.

Еще одну статью расходов семейного бюджета можно озаглавить «разное». Сюда входят затраты на покупку подарков для родных и друзей, лекарственных препаратов, канцелярских товаров, а также на отправку телеграмм, приобретение газет и журналов, конвертов для писем. Сюда же можно включить суммы на мелкие, или, как их еще называют, карманные расходы.

Кроме того, важную статью расходной части семейного бюджета составляют крупные, нечасто совершаемые покупки — приобретение бытовой техники, одежды, а также затраты на проведение отпуска. О таких расходах следует думать заранее и ежемесячно откладывать определенную сумму на приобретение того или иного жизненного блага.

Практическая часть:

Финансовое планирование это разумное распределение средств на то, что необходимо

Действия по планированию заключаются в следующем:

1Планировать доход ( это первый шаг, так как прежде чем доход может быть потрачен,он должен быть получен!)

2 Распоряжаться расходом средств

3 распоряжаться оплатой счетов

4Принимать решение о любых приобретениях и т д

Задание:1 Составьте список предполагаемых расходов на месяц для вашей семьи ( о каких вы знаете)

2 Составьте список предполагаемых доходов на месяц в вашей семье

3 Проведите ваше финансовое планирование (найти разницу между расходами и доходами- сделать вывод)

4 Проверьте расходы по списку: аренда, квартплата, кредиты,оплата телефона, расход на электроэнергию, расходы на воду, налоги,обогрев помещения,на ремонт мебели, одежды, расходы на канцтовары, интернет, резервный счет(копилка), парикмахерская,на хоз нужды…

Главные правила:

Доход всегда должен превышать расходы!

Чем меньше доход человека или организации.тем тщательнее и разумнее должно осуществляться финансовое планирование!

Планировать доход необходимо прежде, чем планировать какие –либо расходы.

Контрольные вопросы:

  1. Определение дохода?

  2. Источники доходов?

  3. Источники расходов?

infourok.ru

Методическая разработка урока по обществознанию по теме «Семейный бюджет»

Приложение 1

Маршрутный лист

Ученика 5_ класса _____________________________________________

Тема урока____________________________________________________

1.Соотнесите сведения, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и сведения, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак + в колонку той темы для которой сведения будут правильными.

Тема: «Семья и семейные отношения»

понятия

Тема: «Бюджет семьи»

двухпоколенная семья

трехпоколенная семья

дефицит

полная семья

семейный бюджет

неполная семья

доходы семьи

профицит

расходы семьи

2. Тест. Выберите правильные утверждения на вопрос. Если вы правильно выполнили тест, то должно получиться слово, связанное с темой нашего урока.

1) Из чего складывается бюджет:

д) из заработной платы, пенсии и стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы.

3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?

а) баранки

д) пенсия

м) стипендия

4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль.

5) Лучшим считается бюджет, в котором:

е) доходы больше расходов

и) доходы равны расходам

а) доходы меньше расходов.

6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

т) доходов;

п) расходов;

1

2

3

4

5

6

infourok.ru

Как составить семейный бюджет, который работает?

Бюджет – это один из наиболее важных финансовых инструментов для любого человека. Любой может выиграть от адекватного бюджета, несмотря на возраст или доход. Даже самый примерный план расходов поможет вам сохранить финансовый баланс, вы сможете избежать ловушки, когда тратите больше, чем зарабатываете. Но довольно расхваливать финансовое планирование. Вот как составить личный бюджет.

1. Оцените свое финансовое состояние

Первый шаг в создании бюджета – это понять, что у вас есть сейчас. Посмотрите на ваши банковские счета, кредитные карты, долги, спрятанные в матрасе деньги и любые источники дохода.

Кроме того, по крайней мере один месяц вы должны отслеживать все свои расходы, чтобы понять, куда же уходят деньги. Если же вы последите за своими деньги два или три месяца, у вас будет больше представления о тенденциях.

Нужно следить и за наличными, которые вы тратите, а также за покупками с помощью кредитных и дебетовых карт. Каждый вид расходов нужно вносить в определённую категорию. Для записи расходов и доходов вы можете использовать простой блокнот или специальное приложение.

2. Пересмотрите свои расходы и доходы

После того, как какое-то время вы следили за своими доходами и расходами, пришло время их пересмотреть. Изучите категории, по которым вы тратите больше всего. Наверняка, вы удивитесь, что так много денег уходит на неочевидные вещи.

«Две основные области, где люди чрезмерно тратят, – это еда и развлечения вроде походов в кино», – объясняет основатель портала Savingfreak.com Пол Мойер, который специализируется на техниках экономии средств.

Проверьте, не тратите ли вы ежемесячно больше, чем зарабатываете. Если это так, не пугайтесь. Это очень распространенная проблема. Что делать в этом случае?

3. Определите свои потребности и финансовые цели

Вам обязательно нужно определить, какие ваши главные потребности. Это вещи, без которых вы просто не сможете жить. Новый телевизор, например, совершенно не попадает в эту категорию.

Вы должны убедиться, что ваш бюджет в первую очередь покрывает такие вещи как еда, жильё и одежда, а также транспорт до работы. Также подсчитаете, сколько вы платите по своим различным обязательствам и счетам. Нужно убедиться, что сделаны платежи по кредитам, по жилищно-коммунальным услугам и другим важным видам обязательств.

Вы должны также понять, каковы ваши финансовые цели. Если вы хотите создать финансовый запас на чёрный день или накопить побольше на пенсии, важно, чтобы в бюджете эти цели учитывались. У каждого человека свои финансовые цели в зависимости от их финансового положения и желаний. Свои финансовые цели стоит добавить в бюджет.

4. Определите свои приоритеты

При составлении бюджета вам придётся делать выбор. Нужно убедиться, что у вас есть деньги на все ваши потребности и реализацию финансовых целей. А затем уже можно думать о бюджете на ваши развлечения и другие желания.

Нужно составить список ваши потребностей и желаний с учётом их важности для вас. В самом верху списка должны быть еда, одежда, деньги на бензин и другие подобные вещи. Важно реально оценивать потребности.


Скачать файл для печати.

Да, еда также важна. Но вам важна именно здоровая еда. Фастфуд не является потребностью. Походы в ресторан дважды в неделю также не являются потребностью. Вы можете сократить ваши чеки в продуктовых магазинах, планируя здоровые обеды и ужины и готовя их дома.

Есть и другие потребности, которые, на самом деле, являются желаниями. Нужно быть честным в отношении того, куда вы тратите деньги и при оценке того, зачем вы это делаете. Далеко не всегда весело это делать, но это необходимо.

Некоторые финансовые эксперты полагают, что вы тратите впустую около 15% своих доходов ежемесячно. Например, правда ли, вам нужно каждое утро покупать чашку кофе?

Бюджет поможет вам лучше использовать деньги и даст вам основу к лучшему финансовому будущему.

5. Корректируйте бюджет

Скорее всего, вы справились с составлением бюджета. Это хорошо. Но есть и плохие новости: скорее всего, ваш бюджет неправильный.

Скорее всего, вы переоценили свои расходы на какие-то категории и недооценили в других. Но не волнуйтесь, чем дольше вы выполняете бюджет, тем лучше вы будете понимать, сколько вы тратите по всем категориям.

После того, как вы составили бюджет, не стоит его консервировать. Думаете о бюджете как о подвижном живом создании. Каждый месяц вашей жизни не похож не другой. Каждый месяц у вас будут новые финансовые потребности и желания. В один месяц вам придётся потратиться на новые шины или новую кухонную технику. Вы должны продолжать следить и адаптировать свой бюджет по мере того, как ваша жизнь меняется.

6. Откладывайте деньги автоматически

Если у вас проблема со сбережением денег, лучший способ добиться того, чтобы деньги сберегались, сделать это автоматически. Вы можете установить автоматический перевод денег на ваш сберегательный банковский счёт. Это отличный способ, который не позволит вам потратить деньги, которые вы должны сберечь.

Вы можете запланировать, чтобы эти переводы происходили в любое удобное для вас время. Лучше всего, чтобы переводы были примерно тогда же, когда вам приходит зарплата или другие платежи.

Чем быстрее деньги окажутся на сберегательном счету, тем менее вероятно, что вы их потратите.

7. Используйте метод конвертов

Не стоит составить бюджет, а затем забывать про него. Составление бюджета – это важно, но ещё важнее использовать его.

Поместите бюджет на место, где вы будете его видеть ежедневно. Распечатайте его и прикрепите к холодильнику или к входной двери. Вам не надо каждый день его смотреть, но вы будете помнить о том, что он важен.

Не всегда легко соблюдать бюджет. Если вы расстраиваетесь от того, что придерживаетесь бюджета, или чувствуете себя лишенными разных радостей жизни, напомните себе о ваших финансовых целях. Если вы копите на новую машину, поместите на видное место её фотографию, которая бы вас вдохновляла на то, чтобы придерживаться бюджета.

Если у вас проблемы с ограничением своих расходов, пришло время для «конвертов». Это могут быть как реальные бумажные конверты, так и банковские карточки, чтобы зарабатывать на кэшбэке. Деньги в этих «конвертах» предназначены для разных видов расходов, например, конверт на бензин, конверт на продукты, конверт на развлечения и так далее. Если вы положили деньги в каждый «конверт» – это именно та сумма денег, которые вы позволите себе потратить на эту статью расходов в этом месяце.

Если в конверте закончились деньги, значит вам больше нечего тратить на расходы в этой группе. Конверты с деньгами – это лучший способ, чтобы жить в рамках бюджета.

8. Создайте фонд на чёрный день

Одна из основных проблем, с которым сталкиваются люди при формировании бюджета, – это не включение в него денег на чрезвычайный случай. Так как вы не видите события в будущем, невозможно заложить в бюджет расходы на них.

Вы никогда не знаете, когда забьётся труба, сломается машина или система отопления. Фонд на чрезвычайный случай позволит иметь дополнительные деньги , чтобы покрыть неожиданные расходы.

Многие финансовые эксперты согласны, что чрезвычайный фонд должен составлять около 3 месячных окладов – эта сумма поможет справиться с финансовыми сюрпризами.

Для чрезвычайного фонда стоит создать отдельный счёт, чтобы вы не смогли случайно или целенаправленно потратить его.

9. Не забывайте о годовых или полугодовых расходах

Вносить в бюджет повторяющиеся платежи довольно легко. Счета за электричество, воду или платежи за бензин вы делаете каждый месяц и их сложно забыть. Но не стоит забывать о тех платежах, которые делаются раз или два в год. К таким относится, например, страховка на автомобиль, медицинское страхование, членские взносы и другие.

Если у вас есть такие статьи расходов, вам стоит внести их в свой перечень расходов и разделить платеж на ежемесячные отчисления.

Если вы платите за страховку за машину дважды в год, тогда разделите эту сумму на шесть и начинайте копить ежемесячно.

10. Выучите силу слова «нет»

Если вы соблюдаете бюджет, то вам придётся множество раз сказать «нет». Возможно, вам придётся отказаться от любимого фастфуда, похода в кино или на ланч с коллегами.

Составить бюджет – это прекрасно. Но он становится бесполезным, если вы его не придерживаетесь.

11. Отложите деньги на развлечения

Кто сказал, что бюджет должен быть невесёлым? Убедитесь, что вы включили в конец списка расходов такую графу как «деньги на веселье». Это небольшая часть вашего дохода, которую вы можете потратить на всё, что угодно.

Если у вас будет немного денег на дополнительные расходы, придерживаться бюджета станет немного проще. Научитесь радовать себя время от времени с помощью этих денег (но не тратьте больше денег, чем вы отложили).

Источник: блог Good Financial Cents

Читайте также:

Kakebo: как уже 100 лет контролируют семейные финансы в Японии

www.sravni.ru

Конспект урока «Семейный бюджет»

Пояснительная записка предмета «Финансовая грамотность»

Класс: 8 «А»

Тема урока: «Семейный бюджет»

Тип урока: закрепление изученного материала

В 8 «А» классе 22 учащихся. Класс по подготовке сильный, большинство детей в классе успешно прошли курс финансовой грамотности за 8 класс. В классе есть 4 слабоуспевающих ребенка. Класс сплоченный, дружный, активно работающий на уроках. На протяжении всего курса ребята проявляли заинтересованность в предмете, т.к. полученные знания смогли приметь в реальной жизни.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими

характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными

особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной

программы по финансовой грамотности.

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель занятия: Повторить понятия по теме «Семейный бюджет»

Задачи:

Образовательные : повторить понятия о семейном бюджете;

Закрепить ранее изученные источники формирования семейного бюджета;

Коррекционные : развитие мышления ч/з практический опыт, развитие произвольного

И не произвольного внимания ч/з умение слушать рассказ учителя, памяти ч/з актуализацию прошлого опыта;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бюджету семьи; умение работать в команде, находить коллективный ответ путем обсуждения.

Изучением данной темы начинает раздел «Построение семейного бюджета»

Данное занятие связано с разделом «Источники денежных средств семьи»,

«Контроль семейных расходов» и опирается на такие понятия как доходы и расходы семьи, бюджет. Основные понятия данной темы урока применимы при изучении раздела «Управление денежными средствами семьи».

На уроке старалась использовать различные приемы активизации внимания: ролевая игра, работа с распределением понятий по столбцам, практическая работа с источниками доходов и расходов.

В процессе изложения учебного материала старалась использовать образность, эмоциональность. Старалась использовать разные виды и формы деятельности: в паре, творческая деловая, игровая, решение проблемной ситуации. На уроке учитывала индивидуальные особенности учащихся, в частности при организации работы в парах, у доски. На уроке использовала возможности образно-слуховой, зрительной, словесно- логической и эмоциональной памяти. На первом этапе создала условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. В течении урока перед детьми возникало несколько проблемных ситуаций. Вспомнить какие бывают виды расходов и доходов. Следующей проблемной ситуацией было рассчитать расходы семьи.

Урок завершился этапом рефлексии, где был использован метод «Шкатулка знаний» .

Тема: «Семейный бюджет»

Цель урока: Повторить понятия по теме «Семейный бюджет»

Задачи:

Образовательные : повторить понятия о семейном бюджете;

Закрепить ранее изученные источники формирования семейного бюджета;

Коррекционные : развитие мышления ч/з практический опыт, развитие произвольного

И не произвольного внимания ч/з умение слушать рассказ учителя, памяти ч/з актуализацию прошлого опыта;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бюджету семьи; умение работать в команде, находить коллективный ответ путем обсуждения.

Оборудование для ролевой игры:

Очки, платок, кукла, фартук, студенческий билет, галстук.

Карточки

Пособия, зарплата, стипендия, пенсия.

Для самостоятельной работы

Таблицы: «Доход-Расход», «Подсчитай бюджет семьи»

Ход занятия

1.1 Психолого- педагогический настрой

2.1. Ввод в тему, сообщение задач занятия, мотивация

  • Давайте подумаем, почему так необходимо бережно относиться к семейному бюджету.

  • Ребят, какие же понятия входят в тему «Семейный бюджет»?

2.2 Словарная работа.

Бюджет- в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

Доходы семьи — это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы — затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет- это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче.

Для чего составляется бюджет? Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

-А есть ли бюджет у нашего государства?

Ученики: да, есть.

— Кто его составляет?

Ученики: правительство, министры.

— Он обсуждается в различных государственных органах, рассматривается и утверждается нашим президентом.

— А кто планирует бюджет в семье, как вы думаете?

Ученики: мама, папа, вся семья.

— а кто в вашей семье будет планировать бюджет?

Ролевая игра «Источники доходов семьи»

Учитель распределяет роли и раздает реквизиты

1.Бабушка- платок, очки

2.Папа – галстук

3.Мама – фартук, кукла

4.Старшему брату — студенческий билет, учебник.

Задание: назовите источник доходов этой большой и дружной семьи (дети называют источники доходов этой семьи и раздают каждому члену семьи карточку с надписью: пенсия, з/плата, пособие, стипендия)

2.3. А теперь выполним другую работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, проценты со вклада, выигрыш лотереи, кварт. плата, транспортные услуги, продукты, одежда, развлечение, моющие средства.

Задание: Распределите в два столбика: Доходы и Расходы.

На другой доске правильное выполнение задания

Зарплата

Пенсия

Стипендия

Пособие

% с вклада

Выигрыш лотереи

Квартплата

Транспортные услуги

Продукты

Одежда

Развлечение

Моющие средства

Ученики проверяют правильность выполнения задания

Каждая семья помимо доходов имеет расходы, давайте на примере нашей таблицы разберем, какие бывают расходы.

1.Коммунальные услуги. Что входит в коммунальные услуги? – оплата за свет, воду, тепло, телефон, вывоз мусора.

— Как сэкономить? – Бережно расходовать электроэнергию, устанавливать счетчики.

Самое главное вовремя платить за коммунальные услуги, чтобы не накапливать большие долги.

2. Транспортные услуги. В условия большого города полезно подсчитать выгоден или нет проездной билет. Если добираться на двух автобусах до места работы, тренировок, то выгодно конечно купить проездной.

3. Продукты — основная статья расходов (главная потребность человека). Многие умелые хозяйки, когда им нужно сэкономить, резервы ищут именно здесь. Для того чтобы сэкономить в доме нужно постоянно иметь определенный запас продуктов: крупы, макароны, сахар, мука, масло, яйца. Имея такой запас продуктов вы можете продумать меню заранее. Экономить вам позволит, например, список необходимых продуктов, составленный перед походом в магазин. Сравнение цен на одни и те же продукты в разных магазинах, скидки в конце дня или рекламные акции, закупки на оптовом рынке или в магазине эконом-класса позволят вам экономить без ущерба для качественного и количественного состава вашего домашнего меню.

4. Одежда — как можно сэкономить?- правильно подбирать свой гардероб, бережно носить, хранить, стирать вещи, чтобы они служили долго; уточнять места где идут скидки, распродажи, одна и таже вещь в дорогом торговом доме будет стоить в два раза дороже, чем вы ее купите на рынке.

5. Развлечение — эта статья расходов должна предусмотреть возможность посещения театра, кино, покупку дисков, подарков. Как можно здесь сэкономить?

6. Моющие средства — здесь всегда можно найти источники экономии. Моющие средства брать в больших упаковках, в оптовых магазинах, причем не обязательно брать импортные средства, отечественный товар по своему качеству не хуже, зато ценой дешевле.

2.4. Практическое задание

Задание: помогите семье из трех человек (муж, жена, трехлетний ребенок), распределить расходы за месяц, подсчитать какой результат ожидает эту семью.

Заработанная

плата мужа

70.000 т.

Заработанная

Плата жены

40.000 т.

Итого: 110.000 т.

  1. Питание

А) основные продукты питания.

Б) торты, мороженное, дорогие колбасы, оливки, сыры.

40.000т

2. комм. услуги (однокомнатная квартира)

7.000 т

3. Проездной билет

3.500 т

4. Покупки в торговом центре «Созвездие».

— туфли

-детские комплекты (2 комплекта).

— куртка мужская

10.000 т

2 по 5.000 т = 10.000 т

20.000 т

Итого: 40.000 т

5. Оплата услуг детского сада

6.000 т

6. Моющие средства:

з/паста, мыло, порошок, чистящие средства.

5.000 т

7. Игрушки

3.000 т

8.Ремонт холодильника

5.000 т

9.Развлечение

— день рождения (подарок)

— к/т «Киномир»

5.000 т

2.000 т

Итого: 7.000 т

Всего:_____________

3.1 Подведение итогов

Итак, экономить на основных продуктах питания нельзя, не оплачивать за коммунальные услуги невозможно. Поэтому на семейном совете надо решать, на чем и сколько можно сэкономить не в ущерб здоровью и нормальной жизни.

— какие новые понятия мы сегодня повторили?

Ученики: — Семейный бюджет.

— Что входит в это понятие?

Ученики: — Доходы и Расходы.

3.2 Рефлексия

«Шкатулка знаний»- сейчас каждый из вас из шкатулки вытянет бумажку с предложением, но оно не закончено, вам нужно будет его продолжить, итак попробуем…

(дети говорят о том, что нового узнали на занятии, пригодятся ли им эти знания.)

Варианты незаконченных предложений

Сегодня на занятии я узнал…

Для меня было важно узнать…

Теперь я могу…

Сегодня на занятии для меня было легко…

Сегодня на занятии для меня было самым тяжелым…

Сегодня мне понравилось…

infourok.ru

План-конспект занятия по обществознанию (6 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема: «Семейный бюджет»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса.

-Здравствуйте!

-Присаживайтесь!

-Для начала отметим присутствующих (по журналу).

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2.  Изучение нового материала

Тема нашего урока: «Семейный бюджет». Сейчас мы с вами просмотрим видео-ролик о семейном бюджете. После чего, мы с вами поговорим о том, что вы узнаете.

Просмотр видео – 5 минут.

Итак, что же вы узнали о семейном бюджете?

Хорошо, а теперь скажи, что такое семейный бюджет?

Правильно, а теперь запишем это определение — Семейный бюджет – это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.

Ведение домашнего бюджета — дело длительное. Если вы решили заняться им всего на пару месяцев – ничего дельного не получится. Только при длительном учете всех доходов и расходов, и естественно, правдивом анализе, можно научиться экономить, вычеркивая ненужные статьи расходов. 

Все расходы семьи можно условно поделить на две группы: обязательные и произвольные. Подумайте, почему их так называют. 

К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества или газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и своими домашними животными, с организацией досуга и отдыха, коллекционированием, покупкой предметов роскоши.

Приведите примеры обязательных и произвольных расходов.

Ресурсы семьи

Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами. Рассмотрим их.

Материальные ресурсы – квартира (дом и приусадебное хозяйство), дача или садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи.

Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения необходимой домашней работы.

Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева (например, электричество, газ, дрова) дома, где живёт семья, количество и качество подачи этой энергии. Из средств массовой информации вы знаете, что в России есть районы, где зимой происходят серьёзные сбои в подаче тепла в дома людей. Население этих регионов вынуждено искать дополнительные возможности для обогрева своих жилищ.

Информационные ресурсы составляют знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ и возможности пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу (или консультанта).

Финансовые ресурсы – это доходы и сбережения семьи. Доход семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Для семей, ведущих фермерское хозяйство или владеющих каким-либо бизнесом (например, рестораном), основным источником дохода может стать часть прибыли этого предприятия.

Большим подспорьем для многих семей стало личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например, овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков приносит дополнительный доход.

Некоторые семьи владеют собственностью, которой по ряду причин не могут или не хотят пользоваться сами, например, ещё одной квартирой, дачным участком, земельными угодьями. Находятся люди, которые за определённую плату пользуются ею.. Плата за пользование собственностью, которую получает её владелец, может стать источником доходов семьи.

Итак, мы рассмотрели основные источники дохода семьи. Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Ресурс семьи с фиксированным доходом составляют установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежный оклад, стипендия, пенсия. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

Основные статьи затрат домашнего бюджета

  • закупки продуктов
  • ежедневные расходы (это транспорт, обеды на работе и т.д.)
  • коммунальные платежи
  • покупка одежды и обуви
  • отпуск
  • резерв (это, как правило, 10% общего дохода семьи, но может быть больше или меньше) и т.д.

Бюджет можно представить в виде весов:

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется избыточным

Учащиеся отвечают: о планировании расходов семейного бюджета. Как правильно тратить деньги и т.д.

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи.

Учащиеся записывают и отвечают:

Обязательные – расходы, которые нужны человеку для проживания.

Произвольные – когда человек покупает для себя что-то  дополнительное.

Срисовывают с доски схему. (Приложение 3).

Учащиеся отвечают:

Например, затраты на приобретение хлеба и молока являются обязательными, а покупка экзотических фруктов – произвольной; оплата телефонной связи (если дома есть телефон) – обязательной, а услуг сотовой связи и Интернета – произвольной; необязательными являются затраты на зарубежные путешествия, приобретение личного автомобиля или драгоценностей

Учащиеся записывают:

Ресурсы семьи:

Материальные – квартира, машина, дача.

Трудовые – знания, сила, возможности трудиться.

 Энергетические – освещение, обогрев.

Информационные – знания.

Финансовые — доходы и сбережения семьи.

Учащиеся записывают:

Фиксированные — установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежный оклад, стипендия, пенсия.

Переменные — увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности.

Учащиеся слушают.

Учащиеся записывают:

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется избыточным

3. Закрепление знаний

Для закрепления знаний, вам необходимо выполнить следующее задание. Каждый получает на листке задачу. Работа выполняется индивидуально, по вариантам.

Учащиеся выполняют задание.

4. Домашнее задание

Составить памятку: как сделать семейный бюджет бездефицитным?

Учащиеся записывают.

nsportal.ru

Конспект урока обществознания на тему «Семейный бюджет»

Урок обществознания в 5 классе. ФГОС

Учитель. Скабёлкин К.Ю.

Тема урока. Семейный бюджет.

Цель: сформировать представления учащихся о семейном бюджете и о его роли в семье.

Задачи урока.

  1. Осознавать значение семейного бюджета и более рационально его планировать.

  2. Критически оценивать свои действия и поступки.

  3. Знать понятия и пользоваться ими : бюджет, расход, доход, обязательные, произвольные, сбалансированный , дефицитный, профицитный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, кейс задания, рабочие листы, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: работа в группах.

Приветствие, проверка готовности класса,

Деление класса на 4 группы, по цвету глаз(голубоглазые, кареглазые, зеленоглазые, сероглазые)

Приветствие учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.Постановка учебной задачи.

Метод «Кейс-стади»

Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. ( см. Приложение №1)

Что вы знаете по данной теме?

Чтобы вы хотели узнать по данной теме?

Учащиеся определяют тему урока на основе задания.

Бюджет семьи

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.

3.Изучение нового материала.

№ 1. Работая в группах вам необходимо получить информацию о семейном бюджете на основе предложенного текста.

Записать, что такое «семейный бюджет».

Составьте схему семейного бюджета.

№2.Подумайте, что такое расходы и доходы.

Запишите определения.

№ 3.Распределите слова, продолжив схему (см. выше)

№1. Учащиеся работают с предложенным текстом и записывают определение семейного бюджета, и составляют схему.

Семейный бюджет – денежный план семьи. Состоит из расходов и доходов.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

ДОХОДЫ РАСХОДЫ

№2. Учащиеся находят и записывают определение расходов и доходов.

Расходы – затраты семьи.

Доходы – все поступления семьи.

№3. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

РАСХОДЫ ДОХОДЫ

Танцы Премия

Спорт Стипендия

Продукты Пенсия

Одежда Заработная плата

Лекарства Рента

Машина Проценты

Газ Пособие

Отдых Наследство

Учёба

Дом

Квартира

Обувь

Налоги

Электроэнергия

Квартплата

Путешествия

Капитальный ремонт

№4. Работаем с колонкой расходы.

Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?

Продолжи схему ……………

РАСХОДЫ

? ?

Почему их так называют?

№5. Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Продолжив схему ( см. выше).

№6. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

-О чём говорят предложенные схемы?

Доходы =расходы

Доходы≥ расходы

Доходы≤ расходы

-Какая формула будет наилучшей?

-Почему?

№7. На чём можно сэкономить?

Ваши варианты?

№8. Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки, слова в которых перепутаны. Ваша задача привести в соответствие начало и конец предложения.

№4. Учащиеся работают и заполняют схему.

РАСХОДЫ

Обязательные Произвольные

Обязательные — расходы, которые нужны человеку для проживания.

Произвольные – когда человек покупает для себя что-то дополнительное.

№5. РАСХОДЫ

Обязательные Произвольные

Лекарства Игрушки

Продукты Компьютер

Бытовая химия Видеокассеты

Платежи и налоги Посещение

Боулинга Музыкальная (спортивная )школа

Турист. поездка

№6. Учащиеся работают над предложенными вопросами.

Сбалансированный

Дефицитный

Бездефицитный (профицитный)

Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить

№7. Учащиеся работают над предложенным вопросом.

Варианты:

Уходя из дома выключайте свет.

Бережно относитесь к своим вещам.

№8.Труд человека кормит, не лежи на печи.

Лентяй да шалопай- а лень портит.

Хочешь есть калачи- два родных брата.

4. Рефлексия.

Что вы узнали?

Что у вас получилось, и что не получилось?

Почему?

-В чём полезность нашего урока?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, и анализируют свою успешность.

5. Домашнее задание.

Решаем жизненные задачи

(см. Приложение №3)

Учащиеся работают с предложенными задачами

Приложение №1

— Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. — Приезжает наша любимая группа!

— А билеты дорогие?

— Ещё какие дорогие! Группа — то сейчас, сама знаешь, какая популярная!

— Тогда наверное не пойду,- вздохнула Таня.

— Почему? — удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!

  • Видишь ли, в чём дело… ответила Таня — Ты мне, Маш, скажи, как у тебя в семье родители деньги распределяют?

  • Ну как?- озадачилась Маша.- Всё , что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупные покупки, мне дают на карманные расходы, а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое…

  • Вот и нас так было, — подхватила Таня. — Только мои родители устали спорить , кто больше денег зарабатывает и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама, и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить , по — прежнему решает мама.

  • И что в этом плохого? — задумалась Маша.

  • Попробовали мы так жить, — продолжала Таня, — и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная, мама -, папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что- нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать…

Приложение №2

Текст

Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.

Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.

В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.

А с конца XVIII века — так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате, какой- либо деятельности за определённый период времени.

Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.

Расходы — это затраты определённого периода времени.

Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.

Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить(еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись( поход в театр, покупка машин , предметов роскоши, картин. украшений).

Дефицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам

Приложение №3

«Дыра» в семейном бюджете

Ситуация. Вся семья собралась за столом для планирования семейного бюджета на ближайший месяц. Мама говорит, что из-за кризиса, в который попало их предприятие , зарплата временно уменьшена. Как быть?

Роль. Ребёнок (подросток) в семье.

Результат. Выскажи свои предположения либо по снижению расходов (прежде всего, связанных с тобой), либо по увеличению доходов в данное время.

ГРУППА № ________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________

РАБОЧИЙ ЛИСТ по теме ___________________________

Задание №1.

Работая в группах вам необходимо добыть сведения о семейном бюджете на основе предложенного текста. ( см. Приложение 2).

Записать, что такое «семейный бюджет».

Составьте схему семейного бюджета.

Семейный бюджет —

Схема —

Задание №2.

Подумайте, что такое расходы и доходы.

Запишите определения

Расходы –

Доходы-

Задание№3.

Распределите слова, продолжив схему (см. выше задание 1)

Танцы, премия, спорт, стипендия пенсия, продукты, одежда, заработная платал, рента, машина, проценты, газ пособие, отдых , наследство, учёба, дом, квартира, обувь, налоги, электроэнергия, квартплата, путешествия, капитальный ремонт

Задание№4.

Работаем с колонкой расходы.

Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?

Продолжи схему ……………

РАСХОДЫ

? ?

-Почему их так называют?

Расходы

Задание №5.

Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Заполни схему выше.

Лекарства, бытовая химия, видеокассеты, платежи и налоги, посещение боулинга, игрушки, продукты, компьютер, музыкальная (спортивная школа), Турист. Поездка.

Задание №6.

Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

О чём говорят предложенные схемы?

Доходы =расходы

Доходы≥ расходы

Доходы≤ расходы

Какая формула будет наилучшей?

Почему?

Задание №7.

На чём можно сэкономить?

Ваши варианты?

Задание №8.

Из предложенных слов составьте пословицы и объясните их смысл.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о