Классификация знаний – Классификация знаний — e-xecutive.ru

Содержание

Реферат на тему: Классификация знаний

🔊 Слушать текст

По природе

Знания могут быть:

  • декларативные
  • процедурные

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре определенных понятий. Эти знания приближены к данным, фактов. Например вуз является совокупностью факультетов, а каждый факультет в свою очередь является совокупностью кафедр.

Процедурные знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода.Например метод мозгового штурма для поиска новых идей.

По степени научности

Знания могут быть научными и ненаучными.

Научные знания могут быть:

  • эмпирическими, полученными на основе опыта или наблюдения
  • теоретическими, полученными на основе анализа абстрактных моделей.

Теоретические знания – абстракции, аналогии, схемы, отражающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Ненаучные знания могут быть:

  • паранаучные – знание несовместимы с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаукового (пара от греч. – Возле, при) знания включает учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • псевдонаучными – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучных знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Как симптомы лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающих доводов, а также претенциозность. Псевдонаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаукой знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что псевдонаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучная;
  • квазинаучными – они ищут себе сторонников, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучные знания, как правило, расцветает в условиях строгой иерархированной науки, где невозможна критика власть имущих, где жестко проявлен идеологический режим;
  • антинаучными – как утопические и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в выявлении общего легко доступных «лекарств от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауки возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными – является интеллектуальной активностью, спекулирует на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтов;
  • повседневно-практическими – доставлявшие элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большой объем обыденного знания, которое проводится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, наоборот, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает и здравый смысл, и приметы, и поучения, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хоть и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательст. Другая его особенность – принципиально неграмотный характер.
  • собственные – зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
  • «Народной наукой» – особой формой вненаучного и иррационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических исследований. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменная форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, наставлений, ритуалов и др..

По месту нахождения

Выделяют: личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

Формализованные (явные) знания:

Дополнительная информация из Википедии по теме: Классификация знаний

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Раз в десять лет пересматривается под руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Международная классификация болезней (МКБ) является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра ( МКБ-10, англ. ICD-10).

В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход статистического учёта на МКБ-10 в 1999 году.

Смотри полный текст на Wikipedia

Читайте также:

  • Классификация

    Классификация ( фр., англ. classification происходит от лат. classis -…

opnsc.ru

5. Классификация знаний по категориям

5. Классификация знаний по категориям.

Зна́ние — в широком смысле совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание относится к категории веры, но в отличие от чистой веры, подтверждается опытом или практикой, соответствием ожидаемого и практических результатов.

Зна́ниесубъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для определенных целей.

Зна́ниеинформация, о которой кто-либо осведомлен.

Зна́ние — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области. [Гаврилова]

Зна́ние — проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо.

Модели представления знаний в ЭВМ:

1. Семантическая модель

2. Модель фрейма (фиксация знаний путем сопоставления новых фактов с рамками, определенными для каждого объекта в сознании человека. Структура в памяти ЭВМ, представляющая эти рамки, наз. фреймами. Слотом фрейма наз. элемент данных предназначенный для фиксации. Параметры слота: имя, указатель наследования, )

3. Логические модели (счит. основой чел рассуждений и умозаключений, кот. м.б. описаны подходящими логическими исчислениями. К логич. исчислениям относятся: силлогистика Аристотеля, псевдофизические логики)

4. Продукционные модели (модели, кот. основаны на на правилах и позволяют представить знания в виде предложений, если какое-то условие, то как действие. Продукционная модель состоит из 3 компонентов: набор правил, рабочая память, механизм логического вывода)

По степени научности

Знания могут быть

Научные знания могут быть

  • эмпирическими (поверхностными) Эмпирические (поверхностные, ситуационные) знания — это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.

  • теоретическими (глубинными).

Теоретические (глубинные) знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания обьясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения обьектов.

[править] По местанахождению

Выделяют : личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

Формализованные (явные) знания:

  • знания в документах,

  • знания на компакт дисках,

  • знания в персональных компьютерах,

  • знания в Интернете.

studfile.net

Знание (понятие) — это… Что такое Знание (понятие)?

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Зна́ние — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Зна́ние в широком смысле — совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Зна́ние в узком смысле — признак определённого объёма информации, определяющий её статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Зна́ние — в теории искусственного интеллекта, базах знаний и экспертных системах — совокупность данных, фактов, сведений и правил вывода (у индивидуума, общества или у системы ИИ) о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

3на́ния фиксируются в знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

Классификация знаний

По природе

Знания могут быть

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет в свою очередь есть совокупность кафедр.

Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

По степени научности

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

  • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
  • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания обьясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть:

  • паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
  • квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.д;
  • антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
  • обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер.
  • личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятелности.
  • «народной наукой» — особой формой вненаучного и внерационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

По местонахождению

Выделяют : личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

Формализованные (явные) знания:

  • знания в документах,
  • знания на компакт дисках,
  • знания в персональных компьютерах,
  • знания в Интернете,
  • знания в базах данных,
  • знания в базах знаний,
  • знания в экспертных системах.

Отличительные характеристики знания

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наши определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

Управление знаниями (Knowledge Management)

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанном на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина. [1][2]


Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. [3]

Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Обусловленное знание

Житейские знания

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Научные (теоретические) знания

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Термины описания теоретического знания относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

Личностные (неявные) знания

— это то, что мы не знаем (ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение, интуиция)

Формализованные (явные) знания

Основная статья: Явные знания

Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим (пример: кулинарный рецепт)

Социология знания

Основные статьи: Социология знания и Социология научного знания

Производство знаний

Основная статья: Производство знаний

Для экспертных оценок процесса появления новых знаний используют объём знания, накопленного в библиотеках. Экспериментальным путём изучают способность человека извлекать информацию в процессе самообучения на нормированных по информации средах. Экспертная оценка показала скорость производства знаний в 103 бит/ (чел-год), а экспериментальные данные — 128 бит/ (чел-час). Пока не представляется возможным в полном объёме измерить темпы производства знания, поскольку нет адекватных универсальных моделей.


Производство знаний из эмпирических данных — одна из основных проблем интеллектуального анализа данных. Существуют различные подходы к решению этой проблемы, в том числе — на основе нейросетевой технологии[4]

Цитаты

«Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения.» С. Джонсон

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Хочешь быть умным? Следуй трем гносеологическим принципам
  2. Пол Кругман «Как я работаю»
  3. Доррер М. Г., Психологическая интуиция искусственных нейронных сетей, Диссертация,… 1998. Другие копии онлайн: [1], [2]
  4. Горбань П. А. Нейросетевое извлечение знаний из данных и компьютерный психоанализ

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Классификация знаний | VIPERSON

 

Аннотация

В статье выделено 14 видов знаний, необходимых для формирования научной системы подготовки учащихся и студентов. Эти виды разделены и упорядочены по четырём основным уровням.

Ключевые слова: знания, типы, уровни знаний, классификация видов знаний.

 

Введение

Знания являются предметом изучения по меньшей мере четырёх наук — философии, педагогики, психологии и социологии. А также ряда прикладных наук. Самое короткое определение знаний даётся в философском словаре. Это результат процесса познавательной деятельности[1]. Чуть полнее знания определены в другом философском словаре, где под этим подразумевается только тот результат познания, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснованным и допускает эмпирическую или практическую проверку[2]. В системе образования обучают только таким знаниям. Отсюда понятна спорность попыток внедрения в светских образовательных учреждениях, тем или иным образом, религиозных знаний. Не случайно такие знания изучаются в специальных образовательных организациях.

 

 

Четыре типа знаний

В организации педагогической работы полезно выделить четыре типа знаний:

предлагаемые знания;

приобретаемые знания;

проверяемые знания

— нормативные знания.

Для повышения объективности контроля знаний нормативные знания требуется дифференцировать по уровням, срокам и этапам изучения. Соответственно, возникают, например, такие педагогические понятия, как текущие и итоговые знания.

Рассмотрим эти типы подробнее.

Предлагаемые знания даются учащимся в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются, кроме того, в системе заданий, по которым сами учащиеся могут проверить степень усвоения таких знаний.

Приобретаемые учащимися знания являются обычно результатом образовательной деятельности школ, вузов и других образовательных организаций, а также результатом собственной учебной деятельности.

В традиционном образовании объём предлагаемых знаний обычно бывает больше объёма приобретаемых знаний. С развитием новых образовательных технологий и компьютерного обучения появились принципиально новые условия для превышения объёма приобретаемых знаний над объёмом предлагаемых знаний. Это принципиально новая образовательная ситуация, связана с возможностями массового погружения учащихся и студентов в мировое образовательное пространство. В этой связи постепенно стала осознаваться ведущая роль новых технологичных, квантованных учебных текстов[3] и новых технологичных учебных заданий[4], способствующих индивидуальным процессам приобретения знаний. В зарубежной психологии это называлось процессом фасилитации (способствования), а сам учитель становился фасилитатором.

Решение учебных заданий является главным стимулом и средством для активизации собственной учебной деятельности учащихся. Эту деятельность можно кратко назвать изучением, которое может протекать в формах работы с учителем, группе по методике А.Г. Ривина или самостоятельно.

Распространенные в педагогической литературе рассуждения об уровнях усвоения относятся исключительно к приобретаемым знаниям.

Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний. Главными внешними организационными признаками проверяемых знаний является их обязательность и принудительность, что по логике здравого смысла должно было бы мотивировать испытуемых к активному изучению обязательных для усвоения учебных материалов. Но всегда остаётся некоторая часть слабо подготовленных таких обучающихся, у которых эти два признака вызывают отрицательные эмоции, а нередко и стресс. Для таких учащихся в США много лет применялись тесты с минимальным содержанием изучаемых курсов[5]. В советской и российской высшей школе минимально проверяемое содержание курса нередко отождествляется с такой формой, как зачёт.

В нормальном процессе тестирования у абитуриентов вузов обычно проверяются только такие знания, которые находятся в оперативной памяти — те, что не требует обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам, калькуляторам и т.п. Типичный пример из практики проверки знаний абитуриентов технических вузов – требование держать в оперативной памяти значения тригонометрических функций для значений аргументов, от нуля до 2π. Для ординарных выпускников, не собирающихся поступать в вузы, такого рода предположение может оказаться нереалистичным, а потому разрушительным для создаваемого метода проверки знаний. Проверка тех и других одним (единым) тестом заметно снижает качество результатов тестирования.

В числе проверяемых знаний можно выделить также и нормативные знания, которые подлежат обязательному усвоению учащимися и последующему контролю посредством экспертно подобранной системы заданий, задач и других контрольных научно обоснованных форм и методов.

 

 

Связь классификации знаний с образовательными стандартами

Высказанные здесь суждения становятся полезными при рассмотрении целей и сути государственных образовательных стандартов. Последние обычно формулируются скорее абстрактно, чем конкретно. Здесь схлестнулись два подхода – абстрактный и конкретный. Для целей педагогических измерений проще проверять конкретные знания. Недавняя попытка конкретизации ФГОС вызвала критику многочисленных оппонентов в адрес Минобрнауки[6].

В основе критики можно усмотреть два ведущих мотива.

Первый – уменьшить притязания Минобрнауки на тотальный контроль уровня и структуры подготовленности знаний, к чему реально не подготовлены ни работники Минобрнауки, ни Рособрнадзора, ни учителя, ни школьники. Этот недостаток российского образования сейчас исправляют репетиторы, востребованность в которых возросла сверх всякой разумной меры. Это системная государственная проблема, которой Минобрнауки фактически не занимается.

Второй мотив – острая конкуренция издателей за подготовку и продажу новых, дорогостоящих учебников, для подготовки по обновляемым стандартам. Издатели постоянно обещают улучшить качество выпускаемых учебников, но брак существенно заметный. Например, в 2018 году после дополнительной экспертизы учебников из федерального перечня, проведенной Российской академией образования (РАО), результат таков: Из 1117 заключений только 781 — положительные[7].  

За рубежом стандарты нередко понимаются как требования к уровню подготовленности выпускников, т.е. требования к проверяемым знаниям. Ведомственное же, в России, истолкование стандартов сводилась, до недавнего времени, как к требованиям к предлагаемым знаниям, или иначе, требованиям к содержанию учебных программ и учебников.

Без чёткой дифференциации этих двух истолкований стандартов и методов измерения знаний министерские стандарты легко превращаются в дубинку. Хорошим средством профилактики многочисленных случаев некорректного применения стандартов и методов педагогических измерений является положительные примеры ряда развитых стран, где контрольные функции уже давно переданы от государственных органов управления образованием общественно-профессиональным органам проверки качества образования. В России об этом много и давно говорят, но реальному движению в этом направлении мешает сложившийся подход. Министерство хочет само учить и само проверять результаты своей же работы неметрическими и нетехнологичными т.н. «процедурами» Рособрнадзора.  Результаты таких проверок некачественные и необъективные[8].

 

 

Классификация видов и уровней знаний

К двум опубликованным в мировой литературе психологическим классификациям знаний и способностей, подготовленным R.M. Gagne[9], а также коллективом под руководством B.S. Bloom et al.[10], автор этой статьи добавляет свою, педагогическую классификацию видов и уровней знаний, сформулированную для решения практических задач педагогического измерения и обучения. Из приведённых примеров истолкования видов знаний легко понять принципиальные различия третьей классификации от первых двух.

  1. Знание названий, имён.

Сократу принадлежат слова: кто постигает имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. Как отмечал известный зарубежный философ Дж. Остин, знание предмета или явления во многом определяется тем, знаем ли мы его название, точнее — его правильное название[11].

  1. Знание смысла названий и имён.

Давно известно, как понимаем, так и действуем. Понимание смысла названий и имён помогает их запоминанию и правильному употреблению. Например, при имени «Байкал» некоторые из младших школьников могут думать не о знаменитом озере, а о фруктовой воде, продаваемой под тем же названием. Другой пример можно взять из области политического сознания. Как справедливо отмечали в своей книге Ю.Н. Афанасьев, А.С. Строганов и С.Г. Шеховцев, сознание бывших советских людей оказалось неспособными видеть различные смыслы таких абстракций языка, как «свобода», «власть», «демократия», «государство», «народ», «общество», считая их как бы ясными по умолчанию. Что и стало одной из причин, позволившей при активном соучастии этих же людей уничтожить систему их собственного жизнеобеспечения[12].

  1. Фактуальные знания. Знание фактов позволяет не повторять ошибки, свои и чужие, обогатить доказательную основу знаний. Фактуальные знания нередко фиксируются в виде научных текстов, результатов наблюдений, рекомендаций типа техники безопасности, житейской мудрости, поговорок, изречений. Например, из Древнего Китая пришло изречение китайского мыслителя Джу Си: не варите песок в надежде получить кашу.
  2. Знание определений. Это самое слабое место в школьном образовании, потому что определениям нельзя научить; их можно понять и усвоить как результат самостоятельных усилий по овладению требуемыми понятиями. Знание системы определений, вместе с элементами теории изучаемой учебной дисциплины — аксиомы, принципы, законы, формулы, правила, способностями обосновать основные положения изучаемой науки, является важным свидетельством фактического наличия у испытуемых теоретического мышления и теоретической подготовленности.

Например, в начальной школе арифметику большинство учителей обучают преимущественно с позиций обязательного формирования у детей практических навыков счёта и правильного выполнения арифметических операций. Однако теоретическая основа этих операций (аксиомы, теоремы и определения теории чисел), по причине фактической неготовности сознания детей младшего школьного возраста к освоению одного из самых трудных разделов курса школьной математики, остаётся фактически неизученной. В итоге, по причине такого рода объективного положения дел большинство учащихся оказываются, в средней школе, не готовыми к усвоению понятий, аксиом, сравнительно абстрактных знаний основ алгебры, геометрии, тригонометрии и стереометрии. Не случайно этот недостаток в подготовке мало проверяется и на нынешних экзаменах.

В учебном процессе все четыре рассмотренных вида знаний можно объединить в группу репродуктивных знаний. Как отмечал И.Я. Лернер, за годы школьного обучения учащиеся выполняют свыше 10 тыс. заданий. Учитель вынужден организовать репродуктивную деятельность, без которой содержание изначально не усваивается[13]. Это знания, не требующие при усвоении заметной трансформации, и потому они воспроизводятся в той же форме, в какой воспринимались. Их можно, с некоторой условностью, назвать знаниями первого уровня.

  1. Сравнительные, сопоставительные знания. Они широко распространены в практике и в науке, присущи преимущественно интеллектуально развитым лицам, особенно специалистам. Они способны анализировать и выбирать лучшие варианты действий при достижении той или иной цели. Как отмечал Н. Кузанский, «все исследователи судят о неизвестном путем соизмеряющего сравнения с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении».
  2. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов. Такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, в школьном курсе безопасности жизнедеятельности надо точно знать — что можно делать, а чего нельзя делать, ни при каких обстоятельствах.
  3. Ассоциативные знания. Они свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности подлинного учёного, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий.
  4. Классификационные знания. Применяются главным образом в науке; Примеры — классификации Линнея, периодическая система элементов Д. И. Менделеева, классификации тестов и т.п. Классификационные знания являются обобщенными, системными знаниями. Этот вид знаний присущ только лицам с достаточным интеллектуальным развитием, так как требует развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов. Систему знаний прежде всего формирует система эффективных определений основных понятий изучаемых наук. Знания п.п. 5-8 можно отнести ко второму уровню. Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов.
  5. Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований. Как писал В. Шекспир, пора необъяснимого прошла, всему приходится подыскивать причины. В современной науке причинный анализ является основным направлением исследований. Как отмечал Л. Витгенштейн, говорят «я знаю» тогда,

 когда готовы привести неоспоримые основания[14].

  1. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. Они являются основными в практической деятельности. Овладение этими знаниями является существенным признаком профессиональной подготовленности и культуры. В эту же группу можно отнести технологические знания, позволяющие с гарантированной вероятностью получать запланированный результат.
  2. Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих достигать поставленных целей с минимально возможными затратами. Знания п.п. 9-11 можно отнести к знаниям более высокого, третьего уровня. Они приобретаются, главным образом, в системе среднего и высшего профессионального образования.

К высшему, четвертому уровню знаний можно отнести следующие виды знаний:

  1. Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, а также при необходимости минимизировать риск ошибки в процессе принятия решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.
  2. Абстрактные знания. Эти особый вид знаний, при котором оперируют идеализованными понятиями и объектами, не существующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе иногда называют поведенческими — это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний. Это уровень теоретических знаний.
  3. Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности и научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня.

Каждый из перечисленных видов знаний выражается соответствующей формой тестовых заданий. Но это предмет другой статьи.

viperson.ru

Классификация знаний

Классификация знаний

По мнению экспертов до сегодняшнего дня не существует общепризнанной системы классификации знаний. Вместе с этим можно выявить ряд сложившихся подходов, используемых как в научной литературе, так и в практике менеджмента знаний.

Знание с исторических времен было предметом научного интереса. Одна из наиболее ранних классификаций знаний принадлежит Аристотелю, который выделил следующие виды знаний:

– знание как теоретическое и универсальное (know – why, «знаю, почему»),

– знание как технология деятельности, базирующееся на практике и конкретном контексте (know – how, «знаю, как»),

– знание как норматив деятельности, базирующееся на жизненном опыте и конкретном контексте («практическая мудрость», здравый смысл).

Современная классификация знаний во многом базируется на подходе Аристотеля:

– «знаю, что» (know – what) – знание о «фактах» (например, когда произошла битва при Ватерлоо). В этом понимании знание очень близко к информации, хранится и передается как данные,

– «знаю, почему» (know – why) – эта категория охватывает знания о принципах и законах функционирования и развития природы, общества и познания. Именно этот тип знания важен для технологического развития многих наукоемких отраслей,

– «знаю, как» (know – how) – данная категория знания относится к навыкам и умениям и играет важную роль в осуществлении практически всех видов человеческой деятельности – от тяжелого физического труда до бизнеса,

– «знаю, кто» (know – who) – важность данной категории знания возрастает с ростом сложности производимой продукции и используемых технологий, углублением междисциплинарного характера научных исследований. Характеризует компетенцию исполнителя и всей команды.

Концептуального подхода к знаниям придерживается Э. Брукинг [12]. В своем исследовании интеллектуального капитала он выделяет четыре концептуальных уровня знаний:

– знания о цели, или идеалистические знания. Это мировоззрение, цели, система понятий, в основном явные знания, частично – неявные, подсознательно используемые. С помощью этих знаний можно определить свои возможности, чтобы поставить цели и сформулировать ценности,

– знания о цели, или идеалистические знания. Это мировоззрение, цели, система понятий, в основном явные знания, частично – неявные, подсознательно используемые. С помощью этих знаний можно определить свои возможности, чтобы поставить цели и сформулировать ценности,

– систематические знания. Систематические знания – это знания систем, схем, методов. Знания об общих принципах и стратегиях принятия решений. Эти знания используются для анализа причин, для формулировки новых подходов,

– практические знания. Это умение принимать известные решения и фактические знания. Используются для выполнения повседневной работы,



– автоматические знания. Это рабочие знания, применяемые для автоматического выполнения задач, в которых не используются сознательные рассуждения. Прочно усвоенные знания.

Наиболее часто используемая в литературе классификация знаний по форме их проявления:

– явные знания (кодифицированные, эксплицитные, документированные),

– неявные знания (скрытые, имплицитные, латентные, подразумеваемые, некодифицированные, недокументированные).

М. Поланья [14] ввел понятие «подразумеваемые» знания: «Мы, возможно, знаем больше, чем можем сказать. Подразумеваемые знания носят личный характер, они привязаны к контексту, и потому их трудно облечь в какую-то явную форму, чтобы передать другим. Явные или кодифицированные знания обозначают знания, которые могут быть трансформированы в официально признанный, систематический язык».

В работе И. Нонаки и Г. Такеучи «Создающая знания компания» [32], вызвавшей большой интерес на Западе, утверждается, что один из основных факторов повышения конкурентоспособности кампании – это способность воспринимать и генерировать знания, а для достижения этой цели западные менеджеры должны признать важность подразумеваемых знаний – знания внутри нас, что не выражается словами. Очень много хороших идей погибло потому, что их авторы не смогли выразить языком свои мысли.

Некоторые зарубежные исследователи приравнивают кодифицированные знания к научным (идеям), а некодифицированные – к навыкам и умениям. Согласно этому признаку можно выделить две категории знаний:

– идеи («мягкий компонент», software) – знание кодифицировано, запечатлено в определенной форме (письменной, графической и др.) и хранится вне человеческого мозга (в книгах, на кассетах и др.),

– навыки и умения («текучий компонент», wetware) – знание не отделено от индивидуума, хранится в мозгу, включает способности, талант и т. д.

Проблема явного и неявного знания оживленно обсуждается в литературе, поскольку она носит не столько теоретический, сколько практический характер, напрямую влияя на возможности распространения и доступности знания. Замечено, чем более латентно знание, тем сложнее распространить его на другие фирмы, отрасли, регионы. В этом случае чисто рыночные способы бывают неэффективными, и требуется выработка других механизмов диффузии знания.

Нужно учитывать, что неявные, скрытые знания могут иметь различную природу. Существует неявное знание, которое может быть выявлено, кодифицировано и вовлечено в экономические или производственные процессы. Однако существует скрытое знание, являющееся таковым по своей природе (например, уникальные способности отдельного человека), которое не может быть полностью выявлено и задокументировано. К такому знанию относятся и ноу-хау.

Перед обществом стоит важная проблема перевода неявных знаний в явные, задокументированные. От этого зависит научно-технический прогресс.

Яркий пример решения этой проблемы продемонстрировал Ф. Тейлор, предлагая научную систему формирования операций процесса сборки. До появления этой системы качество сборки на конкретной операции определялось умением и навыками работников. Естественно, что умения и навыки отражали неявное знание работника, которое зависело от его опыта и квалификации. Учитывая разный опыт работников, синхронизация их работы на конвейере была крайне низкая. Тейлор разбил каждую операцию на элементы (переходы и приемы), выбросил лишние, соединил нужные и тем самым оптимизировал такт операции, переведя неявные знания в явные. Производительность труда сборщиков резко выросла. Систему Тейлора подхватили предприятия всего мира.

Важность кодификации знания дополняется тем фактом, что существуют два различных типа кодов. Первый тип – эксплицитный код, явный, общедоступный (в виде учебников, пособий, формул, диаграмм, схем, чертежей и т. д.). Другой тип – коды, развивающиеся спонтанно как средство коммуникаций внутри или между организациями. Это – нарождающиеся знания, которые не вынесены на носители информации. Чем раньше эти нарождающиеся знания коллектива организации перевести в явные знания, тем быстрее будет получен экономический или социальный эффект.

Большой проблемой является донесение знаний учащимся. Чем выше квалификация и эрудиция педагога, тем больше передается ученикам скрытых (до лекции) в мозгу педагога знаний.

Важную роль для перевода скрытых знаний в явные имеют инновационные процессы. Инновации сегодня являются предпосылкой для выживания бизнеса. Движущей силой развития базы знаний выступает либо генерация инноваций и получение за счет этого более высоких доходов, либо распределение доходов от инноваций, созданных другими фирмами. Это способствует быстрейшему развитию механизмов распространения и восприятия знания, наилучших практических навыков и ноу-хау.

В секторах, не полностью вовлеченных в рыночные отношения (образование, здравоохранение) автоматической диффузии знаний не происходит, а административные мероприятия, нацеленные на это, не имеют такого эффекта, как в рынке

Близко к классификации знаний по формам его проявления примыкает классификация по способу формирования знания. В соответствии с этим признаком выделяется два типа знаний:

рефлексивные знания (новые знания формируются на систематизированномбольшом объеме прошлых знаний),

интуитивные знания (знания берутся как бы«из головы»,используется незначительный объем явного знания).

Нетрудно заметить, что к рефлексивным знаниям относятся в первую очередь явные знания, которые могут быть получены в результате формальных процедур обучения или исследований и распространены посредством аналогичных процедур. Интуитивные знания, в принципе, могут быть получены теми же путями, однако процесс их формирования часто не осознается, поскольку здесь большую роль играют малоизученные аспекты высшей нервной деятельности человека. Следовательно, результаты трудно поддаются контролю, кодификации и передачи знаний внешним субъектам. Эти детали необходимо учитывать в процессах преподавания.

В целом описанные выше классификации можно представить в табличной форме (табл. 2).

Таблица 2

Классификация знания

Признак классификации Содержание признака Автор, год
По содержанию 1) know – why (знаю, почему) 2) know – what (знаю, что) 3) know – how (знаю, как) 4) know – who (знаю, кто) Аристотель (3 век до н.э.)
По характеру 1) знания о цели 2) систематические знания 3) практические знания 4) автоматические знания Э. Брукинг(2001)
По принад­лежности 1) личностное 2) коллективное М. Поланья (1966)
По форме проявления 1) явное (кодифицированное) 2) неявное (некодифицированное, скрытое) И. Нонака, Г. Такеучи(1995)
По способу формирования 1) рефлексивное 2) интуитивное В. Н. Гуни, В. П. Устинов, В. П. Баранчев, С. Ю. Ляпина (2000)

Помимо классификации по описанным признакам, существует еще определенная структура построения имеющегося объема знаний, или их иерархия (табл. 3). В первую очередь этот термин относится к кодифицированному знанию, которое легче систематизировать в зависимости от степени его детализации. Эта степень детализации знания на практике проявляется в выполнении отдельных рабочих задач. Так руководитель или сотрудник высокого ранга может обладать полным знанием всех аспектов и этапов деятельности организации, в то время как сотрудник низшего уровня может знать лишь отдельные фрагменты, необходимые ему для выполнения его должностных обязанностей. Такая иерархия знаний соответствует Национальному классификатору профессиональной квалификации Великобритании.

Таблица 3

Иерархические единицы знаний

Единицы знаний Примеры
Область знаний 1) М ашиностроение 2) Управление предприятием
Сфера знаний 1) Автомобилестроение 2) М аркетинг продукта
Раздел знаний 1) Проектирование коробки передач 2) Разработка нового продукта
Сегменты знаний 1) Технические характеристики редуктора 2) Оценка реализации продукта
Элементы знаний 1) Вычисление силы сцепления 2) Оценка признания покупателями
Фрагменты знаний 1) Анализ трения передачи 2) Определение требования потребителей
Атомы знаний 1) Зуб передачи 2) Цена продукта

Структуризация знаний

Накопленный опыт можно представить в виде теоретических и практических знаний. Теоретические знания состоят из фундаментальных концепций, принципов, моделей и гипотез, которые были выведены и обобщены ведущими специалистами в результате многолетней работы. Практические знания состоят из прикладной теории, эмпирических правил, опыта и других рациональных моделей, постоянно используемых в текущей работе. Например, нормативные методики дают подробные инструкции по выполнению задания. Специалисты могут создавать эмпирические правила, которыми они пользуются для рационального, быстрого и точного выполнения задач [15].

Степень структуризации знания различаются, как правило, по следующим категориям:

– хорошо структурированные знания (алгоритмы, формулы, теории, схемы, процессы),

– полуструктурированные знания (суждения, субъективные оценки, эвристические правила принятия решений),

– неструктуриррованные знания (без теоретической основы, опыт в виде фактов).


Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1213 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Роль знания и информации в современном обществе | Интеллектуальный капитал | Знания и инновации | Знание и качество | Процессы управления знаниями | Поиск и выявление (идентификация) знаний | Использование информации и знаний | Накопление знаний и обучение | Совершенствование и передача (трансферт) знаний | Измерение ценности интеллектуальных активов |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

Структура и классификация знаний — Мегаобучалка

Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции организации представлена на рис. 4.3, где Б.З. Мильнером показано[72], как на знаниях базируются все хозяйственные и управленческие отношения, выявляются предпочтения хозяйствующих субъектов, происходит обмен и поставляется информация на рынки.

Рис. 4.3. Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции организации

При исследовании структуры знания выделяют их пространственную характеристику: знания внешние и внутренние. Внешние знания или знания, содержащие информацию и опыт деятельности о наиболее важных объектах деловой активности, которые имеют тенденцию к быстрому изменению и развитию. К ним можно отнести знания о клиенте, результаты маркетинговых исследований, характеристику цен на рынке, состояние внешних коммуникаций, условия и примеры деятельности конкурентов (бенчмаркинг[73]), рейтинги.

Внутренние знания или знания о ключевых бизнес-процессах, об основных и вспомогательных продуктах (услугах) организации, о состоянии внутренних коммуникаций, знания персонала организации и лучший опыт их применения (интеллектуальные активы), корпоративные знания (память).

Любая полезная информация и знание должны быть сохранены в корпоративной памяти организации.

Например, по мнению. В.П. Мясоедова[74], корпоративная память может быть условно разделена на четыре основных типа: а) «вершина»; б) «губка»; в) «издатель»; г) «насос». Особенности каждого из них в следующим:

— «верши­на»наиболее простая форма организации корпоративной памяти -используется как архив, к которому можно обращаться по мере необходимости. Это пассивное получение и такое же распростране­ние знаний;

«губка»обеспечивает более активный сбор информации по сравнению с «вершиной». В этом случае создается достаточно полная корпоративная память, использование которой для повыше­ния качества организационных процессов зависит от каждого работника в отдельности;

«издатель»применяет более активную форму распространения знания, чем «вершина». Функцией коор­динаторов корпоративной памяти является анализ полученного опыта, соединение его со знанием в корпоративной памяти и направление объединенного знания работникам, для которых полу­ченный опыт может быть актуальным;



«насос»самый сложный тип корпоративной памяти. Он включает элементы, как активного сбора, так и активного распространения знаний. Данная модель усиливает вертикальную направленность организационного обу­чения.

Непрерывность функционирования системы управления знаниями требует постоянного пополнения и информационной актуализации ее элементов. В соответствии с предложенным делением на внутренние и внешние знания можно предложить следующую классификацию источников информации.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации — это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации — это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте. Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

В деятельности современных организаций движение информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.

Важное значение имеет информация о возникновении в ходе хозяйственной деятельности отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:

· своевременность поступления;

· удовлетворение потребностей конкретных управляющих;

· точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений;

· оптимальность систематизации;

· краткость, четкость формулировок;

· непрерывность сбора и обработки сведений.

Фильтрация, структурирование и движение информации, и ее включение в соответствующий элемент структуры знаний организации обеспечивается соответствующей функциональной «знаниевой» структурой, в которой могут быть выделены элементы, обеспечивающие целенаправленный запрос и соответствующее применение информационных потоков. Построение функциональной структуры зависит от целей и задач хозяйственной деятельности организации, может меняться как поэлементно, так и в связи с усилением значения отдельных ее составляющих. Как правило, функциональная «знаниевая» структура включает:

· теоретическое и эмпирическое знания;

· нормативно-правовое знание в широком (базовом) и узко профессиональном (прикладном) аспектах;

· методологическое знание и технологические навыки исследовательской работы;

· методологическое знание и технологические навыки прикладного, практического характера;

· организационные и корпоративные знания.

Особый характер корпоративного знания подчеркивает и Г. Минцберг: «Знание, с которым имеет дело стратегическое мышление, не является интеллектуальным, не является ни аналитическим обобщени­ем, ни абстрактными фактами и цифрами… В гораздо большей степени это личностное знание, внутреннее понимание, родственное «чувству мате­риала» у мастера. Если факты доступны каждому, то такое знание — лишь немногим»[75].

Следует уточнить, что в отличии от информации знание не принадлежит целиком организации, так как находится не только в формализованном виде, но в значительной мере – в головах сотрудников. Это позволяет использовать еще один признак разделения знания с точки зрения познания на два вида – явное или формализованное и неявное или неформализованное[76].

Формализованные знания – это те, что переведены» в вербальную форму и, следовательно, могут быть закодированы. Иными словами, они могут стать информацией. Формализованные знания могут передаваться от одного человека другому без непосредственного социального контакта этих двух индивидуумов.

Неформализованные знания – это знания, не переведенные в вербальную форму, но, тем не менее, человек ими обладает. Для передачи неформализованных знаний необходима совместная деятельность. Именно скрытое знание – это практическое знание, которое является ключевым для принятия решений и управления. В действительности эти два типа информации, как две стороны одной медали, одинаково важны в структуре системы управления знаниями.

Любая организация зарождается на определенном уровне знаний своих сотрудников, функционирует, используя и пополняя корпоративные знания (о продукте, о технологиях, о потребителях и рынке), являясь од­новременно и получателем, и источником такого рода знаний. В органи­зации и вне ее происходит непрерывный процесс движения информации и знаний. Знания поступают в организацию в разнообразных формах (набор персонала, повышение квалификации, изучение специальной литературы, приобретение лицензий), формируются и развиваются в процессе профессиональной и управленческой дея­тельности, передаются вместе с товарами и услугами.

megaobuchalka.ru

Классификация видов и уровней знаний

К двум известным в мировой литературе классификациям знаний и способностей B.S. Bloom et al. (2) и R.M. Gagne (3) автор этой статьи добавляет свой вариант классификации видов и уровней знаний, сформулированный для решения практических задач педагогического измерения.

1. Знание названий, имен. Сократу принадлежат слова: кто постигает имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. Как отмечает известный зарубежный философ Дж. Остин, знание предмета или явления во многом определяется тем, знаем ли мы его название, точнее — его правильное название (4).

2.            Знание смысла названий и имен. Давно известно, что как понимаем, так и действуем. Понимание смысла названий и имен помогает их запоминанию и правильному употреблению. Например, при имени «Байкал» некоторые из младших школьников могут думать не о знаменитом озере, жемчужине России, а о фруктовой воде, продаваемой под тем же названием. Другой пример можно взять из области политического сознания. Как справедливо отмечают в своей книге Ю.Н. Афанасьев, А.С. Строганов и С.Г. Шеховцев, сознание бывших советских людей оказалось неспособными видеть различные смыслы таких абстракций языка как «свобода», «власть», «демократия», «государство», «народ», «общество», считая их как бы ясными по умолчанию. Что и стало одной из причин, позволившей при активном соучастии этих людей уничтожить систему их собственного жизнеобеспечения (5).

3.            Фактуальные знания. Знание фактов позволяет не повторять ошибки, свои и чужие, обогатить доказательную основу знаний. Нередко фиксируются в виде научных текстов, результатов наблюдений, рекомендаций типа техники безопасности, житейской мудрости, поговорок, изречений. Например, из Древнего Китая пришло изречение китайского мыслителя Джу Си: не варите песок в надежде получить кашу.

4.            Знание определений. Самое слабое место в школьном образовании, потому что определениям нельзя научить; их можно понять и усвоить только как результат самостоятельных усилий по овладению требуемыми понятиями. Знание системы определений является одним из лучших свидетельств теоретической подготовленности. В учебном процессе все четыре рассмотренных вида знаний можно объединить в группу репродуктивных знаний. Как отмечал И.Я. Лернер, за годы школьного обучения учащиеся выполняют свыше 10 тыс. заданий. Учитель вынужден организовать репродуктивную деятельность, без которой содержание изначально не усваивается (6). Это знания, не требующие при усвоении заметной трансформации, и потому они воспроизводятся в той же форме, в какой воспринимались. Их можно, с некоторой условностью, назвать знаниями первого уровня.

5.            Сравнительные, сопоставительные знания. Они широко распространены в практике и в науке, присущи преимущественно интеллектуально развитым лицам, особенно специалистам. Они способны анализировать и выбирать лучшие варианты действий при достижении той или иной цели. Как отмечал Н.Кузанский, «все исследователи судят о неизвестном путем соизмеряющего сравнения с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении».

6.            Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов. Такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, в школьном курсе безопасности жизнедеятельности надо точно знать — что ученикам можно делать, а чего нельзя делать, ни при каких обстоятельствах.

7.            Ассоциативные знания. Они свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий.

8.            Классификационные знания. Применяются главным образом в науке; Примеры — классификации Линнея, периодическая система элементов Д. И. Менделеева, классификации тестов и т.п. Классификационные знания являются обобщенными, системными знания. Этот вид знаний присущ только лицам с достаточным интеллектуальным развитием, так как требует развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов. Система знаний — это, прежде всего, владение эффективными определениями основных понятий изучаемых наук. Знания п.п. 5-8 можно отнести ко второму уровню. Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов.

9.            Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований. Как писал В. Шекспир, пора необъяснимого прошла, всему приходится подыскивать причины. В современной науке причинный анализ является основным направлением исследований. Как отмечал Л. Витгенштейн, говорят «я знаю» тогда, когда готовы привести неоспоримые основания (7).

10.         Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. Являются основными в практической деятельности. Овладение этими знаниями является существенным признаком профессиональной подготовленности и культуры. В эту же группу можно отнести технологические знания, позволяющие неизбежно получать запланированный результат.

11.         Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих непременно достигать поставленных целей с минимально возможными затратами. Знания п.п. 9-11 можно отнести к знаниям более высокого, третьего уровня. Они приобретаются, главным образом, в системе среднего и высшего профессионального образования К высшему, четвертому уровню знаний можно отнести следующие виды знаний:

12.         Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.

13.         Абстрактные знания. Эти особый вид знаний, при котором оперируют идеализованными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими — это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний. Это уровень теоретических знаний.

14.         Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня.

Перечисленные виды знаний не образуют пока полной классификационной системы и потому допускают возможность заметного расширения представленной номенклатуры, замены одних видов знаний другими, объединения их в различные группы.

Каждый из перечисленных видов знаний выражается соответствующей формой тестовых заданий. Об этом в следующих статьях.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *