Коучер кто это википедия – «Что такое коучинг?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Коучинг — Википедия

Выступление коуча на конференции SPM 2015

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития[1][2].

Этимология

Венгерский коч

Термин пришёл в русский язык из английского[3], а в английском произошёл от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления[en][4]. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете — «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену[4]. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году[4].

История

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например, Ассоциация коучинга, Международная федерация коучей

[de], Европейский совет коучинга и менторства, которые участвовали в разработке стандартов обучения[5].

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии: важными для становления коучинга были работы спортивного коуча Тимоти Голви, создавшего собственный гуманистический принцип и целую школу коучинга, повлиявшую на многих ведущих коучей Великобритании[6] и его ученика Джона Уитмора[7]. Книгу Голви «The Inner Game of Tennis» часто называют первой крупной публикацией, в которой произошёл разворот от спортивного коучинга к лайф-коучингу, развитому в отдельную дисциплину Вернером Эрхардом, Лорой Уитуорт, Джоном Уитмором и Томасом Леонардом (кодифицировавшим область)

[8]. Также помимо спортивной влияние оказывала и клиническая психология, публикации психотерапевтов Инсу Ким Берг[en], Стива де Шейзера[en] и доктора юридических наук [7].

Дженет Харви, президент Международной федерации коучей, считает, что развитие коучинга началось в 1970-х годах с Движения за развитие человеческого потенциала и тренинговой компании Эрхарда[9]. Томас Леонард, основавший объединения Coach U, Международную федерацию коучей и Международную ассоциацию коучинга, работал у Эрхарда в 1980-х годах[1]:28,82; он был первым успешным популяризатором коучинга[8].

Многие коучинговые организации имеют стандарты поведения и «кодексы чести», следование которым они считают необходимым для защиты интересов клиентов[10][11][12].

Практическое применение

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели[13]. Вышеописанные техники применимы почти в любой разновидности коучинга. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях. Ввиду этого виды коучинга могут частично перекрываться[14].

Лайф-коучинг

Лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (в частности, психологии, нейробиологии[15] и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения

[en].

Коучинг людей с дефицитом внимания

Концепция особого типа лайф-коучинга для людей, страдающих СДВГ, впервые была озвучена в 1994 году психиатрами Эдвардом Хэллоуэллом и Джоном Рейти в книге «Driven to Distraction»[16]. Коучинг для людей с СДВГ сфокусирован на том, чтобы уменьшить влияние дисфункции целенаправленной деятельности, типичного для СДВГ[17].

Коуч помогает клиенту лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, завершать начатые проекты[18]. Кроме того, коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для СДВГ проблемами и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала

[19].

В отличие от психологов или психотерапевтов коучи этого типа не лечат клиентов, их внимание направлено только на упрощение повседневной жизни человека и поведенческих аспектах синдрома[20]. Конечной целью коучинга для людей с СДВГ является появление «внутреннего коуча», набора правил саморегуляции и навыков планирования[21].

В исследовании 2010 года, проведённом Университетом Уэйна, был оценён эффект специфического коучинга 110 студентов с СДВГ. Исследовательская группа пришла к заключению, что коучинг показал высокую эффективность в улучшении целенаправленной деятельности и сопутствующих навыков, измеренную с помощью [22]. Тем не менее, не всем страдающим СДВГ нужен коуч, и не всем коуч может помочь[23].

Бизнес-коучинг

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала

[en]. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Бизнес-коучинг по-английски также именуется «коучингом руководителей» (executive coaching)[24], корпоративным и лидерским коучингом.

Коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице, улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы, организации труда, усиления лидерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, а также создания продуктивной команды. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда. Бизнес-коучинг эффективен в улучшении производительности, комфорте, способности находить силы для преодоления проблем, улучшении отношения к труду и достижении целей[7].

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост

[25]. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда[26].

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей[27], Международная федерация коучей, Международный совет коучинга (International Coaching Council)[28] и Всемирная ассоциация бизнес-коучей[29]. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант»[30]. Согласно отчёту 2007 года MarketData, около бизнес- или лайф-коучами в США являются 40 000 человек в США, а 2,4-миллиардная индустрия коучинга растёт со скоростью 18 % в год

[31].

Спортивный тренер

Тренерская библиотечка клуба крикета Marylebone

Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом (или командой). Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить атлетов к победе[32].

Другие виды

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету)[33].

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый (также

денежный) коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга[34].

Коучинг по здоровому образу жизни — другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми[35]

Критика

В критических отзывах коучинг часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса[36][9][37]. Ввиду отсутствия государственной регуляции большинство лайф-коучей и коучей по здоровому образу жизни не проходили сертификацию или специальное обучение

[38].

С увеличением популярности коучинга многие высшие учебные заведения предлагают обучение коучингу по одобренным Международной федерацией коучей (МФК) программам[39]. Некоторые подобные курсы позволяют получить сертификат лайф-коуча после нескольких дней занятий[40], однако МФК предупреждает о том, что такие сертификаты не означают наличия всех требуемых навыков[41]. Одобренные МФК программы предполагают продолжительность минимум 125 академических часов, 10 часов коучинга и наличие оценки знаний[42]. Для сравнения: в Калифорнии психолог-консультант должен получить 3000 часов профессионального опыта под присмотром специалиста[43].

Примечания

  1. 1 2 Renton, Jane. Coaching and Mentoring: What They Are and How to Make the Most of Them. — New York : Bloomberg Press, 2009. — ISBN 9781576603307.
  2. Chakravarthy, Pradeep The Difference Between Coaching And Mentoring. Forbes (20 December 2011). Проверено 4 июля 2015.
  3. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий издательство=ИКАР. — 2009.
  4. 1 2 3 coach, Online Etymology Dictionary, <http://www.etymonline.com/index.php?term=coach>. Проверено 4 июля 2015. 
  5. Passmore, Jonathan. Excellence in Coaching: The Industry Guide. — Kogan Page, 2010. — ISBN 9780749456672.
  6. Vikko G. Brock. Grounded Theory Of The Roots And Emergence Of Coaching. — International University of Professional Studies, 2008. — С. 93.
  7. 1 2 3 Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianena.
    Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context (англ.) // The Journal of Positive Psychology. — 2013. — Vol. 9, no. 1. — DOI:10.1080/17439760.2013.837499.
  8. 1 2 Bill Dueease. Increase the Power of Coaching by Understanding Its History (англ.) // Peer Resources. — 2009. — P. 2. — ISSN 1708-9034. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. 1 2 Morgan, Spencer (27 January 2012), «Should a Life Coach Have a Life First?», The New York Times, <https://www.nytimes.com/2012/01/29/fashion/should-a-life-coach-have-a-life-first.html>. Проверено 4 июля 2015. .
  10. ↑ Code of Ethics  (недоступная ссылка — история). International Coach Federation.
    Проверено 20 июля 2015.
    Архивировано 9 февраля 2014 года.
  11. ↑ Code of Ethics. European Mentoring and Coaching Council.
  12. ↑ Coaches Code Of Ethics. National Federation of State High School Associations.
  13. ↑ Cox, Elaine (2013), Coaching Understood: a Pragmatic Inquiry into the Coaching Process, Los Angeles; London: Sage, ISBN 9780857028259 .
  14. ↑ Cox, Elaine; Bachkirova, Tatiana & Clutterbuck, David, eds. (2014), The Complete Handbook of Coaching (2nd ed.), Los Angeles; London: Sage, ISBN 9781446276150 
  15. Brann, Amy. Neuroscience for Coaches: How to Use the Latest Insights for the Benefit of Your Clients. — Kogan Page, 2015. — ISBN 9780749472375.
  16. Hallowell, Edward M. Driven to Distraction: Recognizing and Coping with Attention Deficit Disorder from Childhood Through Adulthood / Edward M. Hallowell, Ratey. — Pantheon, 1984. — ISBN 9780679421771.
  17. Barkley, Russell A. Executive Functions: What They Are, How They Work, and Why They Evolved. — Guilford Press, 2012. — ISBN 9781462505357.
  18. Hamilton, Jeff 26 Benefits of Adult ADHD Coaching. Psychology Today (6 January 2011). Проверено 4 июля 2015.
  19. (May 2005) «Accuracy of Self-Evaluation in Adults with ADHD: Evidence from a Driving Study». Journal of Attention Disorders 8 (4): 221–234. DOI:10.1177/1087054705280159. PMID 16110052.
  20. McCarthy, Laura Flynn What You Need to Know about ADHD Coaching. ADDitude Magazine. Проверено 4 июля 2015.
  21. Shenfield, Tali How to Develop an ‘Inner Coach’ in Teens with ADHD and Executive Dysfunction. Advanced Psychology: Child Psychology and Parenting Blog (16 October 2014). Проверено 4 июля 2015.
  22. ↑ Quantifying the Effectiveness of Coaching for College Students with Attention Deficit/Hyperactivity Disorder. Edge Foundation (31 August 2010). Проверено 4 июля 2015.
  23. Koretsky, Jennifer 5 Reasons Why ADHD Coaching Doesn’t Work. ADHDmanagement.com (22 February 2012). Проверено 4 июля 2015.
  24. Stern, Lewis R. (2004). «Executive Coaching: A Working Definition». Consulting Psychology Journal: Practice and Research 56 (3): 154–162. DOI:10.1037/1065-9293.56.3.154. Проверено 2015-07-20.
  25. ↑ The Coaching Conundrum Report: Global Executive Summary  (недоступная ссылка — история). Blessing White (2009). Проверено 22 января 2009. Архивировано 20 января 2009 года.
  26. (April 2015) «The Effectiveness of Workplace Coaching: A Meta-Analysis of Learning and Performance Outcomes from Coaching». Journal of Occupational and Organizational Psychology. DOI:10.1111/joop.12119.
  27. ↑ PCBA: Professional Business Coaches Alliance. Проверено 4 июля 2015.
  28. ↑ International Coaching Council – ICC. Проверено 4 июля 2015.
  29. ↑ Worldwide Association of Business Coaches. Проверено 4 июля 2015.
  30. Lorber, Laura Executive Coaching – Worth the Money?. The Wall Street Journal (10 April 2008). Проверено 12 ноября 2008.
  31. ↑ Business coaching statistics. Businesscoaching.com (29 October 2009). Проверено 28 марта 2012. (недоступная ссылка)
  32. Ashe-Edmunds, Sam What Does an Athletic Coach Do?. Houston Chronicle. Проверено 4 июля 2015.
  33. Maslin Nir, Sarah Like a Monitor More Than a Tutor (8 November 2010). Проверено 4 июля 2015.
  34. (February 2013) «Financial Coaching’s Potential for Enhancing Family Financial Security». Journal of Extension 51 (1). Проверено 2 July 2013.
  35. Engel, Reed Jordan An Examination of Wellness Coaches and Their Impact on Client Behavioral Outcomes. Университет Пердью (2011). Проверено 2 июля 2015.
  36. Guay, Jennifer Millennials Enter Growing, Controversial Field of Life Coaching. USA Today (16 January 2013). Проверено 4 июля 2015.
  37. Pagliarini, Robert Top 10 Professional Life Coaching Myths. CBS News (20 December 2011). Проверено 4 июля 2015.
  38. O’Brien, Elizabeth 10 Things Life Coaches Won’t Tell You. MarketWatch (8 September 2014). Проверено 4 июля 2015.
  39. ↑ List of All Accredited Coaching Training Programs (ACTP): Hour List. International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015.
  40. Mitchelson, Tom. The Life Coach Con: Can You Really Trust Someone to Solve Your Problems? (6 September 2010). Проверено 4 июля 2015.
  41. ↑ Approved Coaching Specific Training Hours (ACSTH): Program Accreditation  (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015. Архивировано 24 июля 2014 года.
  42. ↑ Accredited Coaching Training Program (ACTP): Program Accreditation  (недоступная ссылка — история). International Coach Federation. Проверено 4 июля 2015. Архивировано 8 февраля 2014 года.
  43. ↑ An Overview of Licensure as a Psychologist. California Board of Psychology. Проверено 4 июля 2015.

wikipedia.green

кто это такое, зачем он нужен и как найти

Понятие коучинга тесно вошло в нашу жизнь, представляя собой возможность развития путем сотрудничества, а не обучения. Вместе с ним, появились такие слова, как «коуч» и «коучер», сея путаницу среди обывателей. Что же означают эти названия? Можно ли говорить, что коучер – это тот же самый коуч? Либо его обязанности отличаются? В каких случаях ищут коучеров? Как найти профессионалов этого дела? Насколько сложно самому стать коучером? Постараемся ответить на эти нелегкие вопросы.

Кто такой коучер?

Коучер — это консультант, индивидуально содействующий решению профессиональных либо личных задач. Коучером называют коуча, который выполняет свою работу в качестве консультанта, а не тренера. Таким образом, его работа отличается от групповых методов коуча-тренера, поскольку связана с тесным индивидуальным общением.

Насколько тесно коучер взаимодействует со своим подопечным, приближает его к роли наставника. Но самое главное различие – методика работы коучера. Если наставник должен передавать свой жизненный опыт или мудрость, то коучер, наоборот, не имеет права высказывать свое мнение, осуждать собеседника. Его основная задача – активизация внутренних резервов клиента, помощь ему в раскрытии собственного потенциала.

Методы работы коучера

Диалог коучера и клиента – это хитросплетение всех возможных дисциплин, связанных с психологией человека, пониманием его поведения и мышления. Профессиональный коучер должен оказать помощь человеку, абсолютно никоем образом не вмешиваясь в принятие ним решений. А это действительно сложно, ведь клиент регулярно норовит совершить глупость и все испортить. Образно работу коучера можно сравнить с волшебным чемоданчиком, в котором есть любой предмет от отвертки до лазерного меча, но пользоваться ними коучер не может.

Он в праве только предлагать инструмент, в надежде, что это приспособление будет использовано по назначению. В процессе диалога коучеру необходимо поставить общение таким образом, чтобы человек отвечал на свои вопросы самостоятельно. Но если все-таки клиент оступиться, то коучер должен его «подхватить», не давая ему упасть.

Важная задача коучера – регулярное выведение подопечного из «зоны комфорта». Волшебный «пинок», который заставляет задуматься и что-то делать. Мастерство в том, чтобы «пнуть» ощутимо, но избежать «тяжких телесных». Ведь можно передавить человека, отбив у него охоту к дальнейшему развитию. А это полный провал для коучера, поскольку его задача – именно прогресс.

Как найти коучера?

Поскольку коучеры не сидят в госучреждениях, воспринимаясь официальной доктриной как шарлатаны, то их работу никто не контролирует. Найти профессионала сложно, но реально. Особенно во времена развития Интернета. Мировое сообщество пользователей социальных сетей уже превратилось в средство массовой информации. Оно намного быстрее откликается на все модные веянья, помогая в распространении новостей. Не исключение и коучеры, о которых пишут тысячи пользователей, рекомендуя, либо, наоборот, критикуя их работу. Так что, их отзывы могут стать одним из важнейших ориентиров в поиске коучера.

Второй показатель – международные сертификаты. Один из самых известных мировых центров коучинга – Международная Федерация Коучинга (ICF). Названная организация занимается обучением коучингу, а также его развитием и популяризацией. Человек, прошедший обучение в этой структуре и получивший нужные документы может считаться компетентным коучем.

Как стать коучером?

Поскольку коучер – это такой же специалист, как врач или учитель, то система их подготовки требует значительных усилий со стороны претендента. Международная Федерация Коучинга ввела жесткую трехступенчатую систему обучения для своих последователей, в том числе коучеров.

  • Ассоциированный Сертифицированный Коуч (АСС) – предполагает 60 часов обучения, а также 100 часов практики;
  • Профессиональный Сертифицированный Коуч (PCC) – присваивается после 125 учебных часов, с последующими 500 часами практики;
  • Сертифицированный мастер коуч (MCC) – выдается после 200 часов учебы и 2500 часов практики.

Чтобы достичь мастерства в коучинге, необходимо отдать этой профессии многие годы упорных тренировок и саморазвития.

Какие навыки необходимы коучерам?

Помимо профессионального обучения и подготовки, коучер должен уметь общаться с людьми, характеризоваться развитой эмпатией и стрессоустойчивостью. Полезным будет знание человеческой психологии. Вот почему успеха в этой профессии достигают психологи, педагоги и медики. Но не только названные специальности позволяют стать хорошим коучером.

Человек, выбравший эту специализацию, должен хорошо ориентироваться в тех вопросах, с которыми к нему обращаются. Одно дело, помочь подростку в поисках девушки или друзей, а другое – оказать содействие миллиардеру в развитии трансконтинентальной корпорации. Хотя принципы работы в том и другом случае сильно отличаться не будут. Человеколюбие, ориентированность на клиента и волшебные «пинки» еще никто не отменял.

Коучер полезен при решении целого ряда вопросов. Он помогает, как в улучшении личной жизни, так и в процветании бизнеса либо продвижении по карьерной лестнице. Методы работы коучера отличаются от арсенала наставников и тренеров. В первую очередь, это связанно с особенностью коучеров.

Они не обучают и не подсказывают, а умело направляют человека с помощью его же знаний и навыков. Кроме того, коучеры работают только индивидуально, без каких-либо групп или аудиторий. Их можно считать одной из самых высоких степеней познания коучинга. Соответственно встречаются такие специалисты не так уж и часто.

wikigrowth.ru

Коучинг Википедия

Выступление коуча на конференции SPM 2015

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития[1][2].

Этимология[ | ]

Венгерский коч

Термин пришёл в русский язык из английского[3], а в английском произошёл от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления[en][4]. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете — «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену[4]. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году[4].

История[ | ]

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например, Ассоциация к

ru-wiki.ru

что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

Одной из важных профессией, задействованных в сфере бизнеса является коучер кто это, что он должен знать и уметь – расскажем далее.

Кто это такие?

 

Под понятием коучер, коуч или коучинг скрывается профессионал, готовый научить, как  правильно организовать бизнес, находить клиентов, делать рекламу проекта. Именно по этой причине в мире бизнеса, данный вид деятельности  становится очень важным и даже престижным.

Если рассматривать по виду деятельности, то коучер может выступать в роли:

Исходя из определений, коучер осуществляет психологическое стимулирование, консультирование, сотрудников организаций, индивидуальных предпринимателей на достижение поставленной задачи.

Как работает?

Чаще всего, достижению поставленной цели мешают различные внутренние барьеры. И снятие их будет целиком и полностью зависеть от того, какую квалификацию имеет коучер.

При работе с организациями, этот специалист выполняет следующее:

  • позволяет улучшить трудовые навыки сотрудников;
  • вырабатывает у них активное слушание и стимуляцию, направленную на улучшение качества выполняемых работ;
  • проводит взаимодействие с, так называемыми «трудными» подчиненными;
  • улучшает внутреннюю собранность специалистов;
  • может консультировать и сопровождать переговоры с партнерами;
  • участвует в разрешении различных видов конфликтов.

Что должен уметь?

Выступая в качестве «няни-консультанта», коучер должен будет прекрасно разбираться в вопросах, решение которых позволяет сделать бизнес более успешным.

Для квалифицированного выполнения поставленных задач, коучер должен будет обладать следующими личностными качествами и знаниями:

  • разбираться в различных вопросах, связанных с ведением бизнеса;
  • знать, как правильно проводить консультации по решению психологических и социальных конфликтов;
  • быть эрудированным в различных областях знания;
  • знать особенности работы в основных областях предпринимательской деятельности;
  • разбираться в основах социологии;
  • быть компетентным социальным психологом;
  • знать тенденции развития экономики и финансового менеджмента;
  • обладать стратегическим мышлением;
  • уметь анализировать ситуацию и делать правильные выводы;
  • стараться повышать свой профессиональный уровень;
  • быть коммуникабельным;
  • являться решительным и не бояться трудностей;
  • проявлять определенное упорство, при достижении поставленной цели;
  • уметь работать с различными видами документации.

К чему нужно быть готовым?

Так как основная работа коучера проходит в индивидуальных или коллективных формах общения, то в этом случае нужно быть готовым столкнуться с различными видами трудностей.  Прежде всего, это связано с человеческой привычкой сомневаться и давать оценку полученным сведениям. Причем вся оценка происходит на основе личного жизненного уровня и привычкам. И потому следует уметь их преодолевать.

Теперь вы знаете, что это за профессия коучер кто это такой и какие задачи он может решать.

oksait.ru

Коучинг — это… Что такое Коучинг?

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Определение

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

  • Коучинг — это тренинг самореализации в форме бесед(ы). Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (игрок) за её содержание.
  • Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.[1]
  • Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
  • Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)
  • Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.[2]
  • Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).

Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.[3]

Виды коучинга

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.[4]

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет[5].

Джон Уитмор (англ. John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.

Коуч (англ. Coach) — специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент — человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Содержание коучинга

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 312 с. — ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 208. — ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. — С. 176. — ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях «До востребования». — М.: «Дело и сервис», 2010. — С. 448. — ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. — М.: Альпина Паблишер, 2009. — С. 224. — ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches’ Coach. — М.: Добрая Книга, 2008. — С. 288. — ISBN 978-5-98124-238-0
  • Мелия, Марина Как усилить свою силу? Коучинг. — М.: Юнайтед Пресс, 2008. — С. 298. — ISBN 978-5-9614-0883-6
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. EMDR в коучинге: WingWave — как взмах крыла бабочки = EMDR in Coaching. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 160. — ISBN 978-5-903070-07-7
  • Зиммерль В., Зиммерль К. Коучинг: Вперёд, от ресурса к цели! = Coaching auf Ressource komm raus! — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 144. — ISBN 978-5-903070-06-0
  • Питер Дениэлс. «Как достигать жизненных целей». Piter J. Daniels. «How to Reach Your Life Goals: A step by step goals formula». (Honor Books, August 1995) — ISBN 978-1562920883
  • Уитмор, Джон Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность = Coaching for Performance: GROWing People, Performance and Purpose. — М.: МАКУБ, 2005. — С. 168. — ISBN 5-98397-003-8

dic.academic.ru

кто это и чем он занимается

Как и любому искусству, бизнесу тоже можно научить, а точнее его ведению. Есть специалисты, готовые брать новичков и обучать их всем основам, их называют коучерам. Подробнее об этой профессии расскажем в этой статье.

Коучерами обычно становятся опытные бизнесмены, которые на протяжении длительного времени ведут своё дело. Обычно такие люди организовывают целые курсы, которые состоят из ряда занятий, где подробно рассказывают основные правила ведения бизнеса в России, азы построения стратегии маркетинга, ведении качественного контента в интернете и многое другое.

Если говорить об индивидуальном обучении, которое будет более эффективно, с одной стороны, тогда Вам придётся приглашать коучера, который будет рассказывать именно о том направлении бизнеса, которым хотите занимать именно Вы.

Но минусы такой практики в том, что в отличие от групповых занятий, у Вас не будет единомышленников, которые зачастую, сами того не зная, в течении занятий могут предложить что-то оригинальное, поделиться своим мнением, которое, возможно, сыграет ключевую роль в Ваших дальнейших действиях.

Последнее время профессия коучера стала очень распространённой, потому что очень много желающих открыть своё дело, но не знающих, с чего начать и как элементарно сделать SEO продвижение в поисковиках или как правильно нанять для этого специалистов. Уже не говорим о ведении финансовой отчётности и «бумажной» стороны предприятия.

Что делает коучер

Что ж, с самой профессией коучера разобрались, теперь разберёмся, что делает коучер в процессе обучения, а точнее, что входит в его обязанности. Вообще, его работа зависит от Ваших пожеланий, а именно, что Вы хотите получить в результате этих занятий.

Если Вас интересует какое-то конкретное направление в бизнесе или же, как вести бизнес в определённой тематике, тогда нужно искать специалиста в этой области, который сам этим занимается и специально для Вас разработает программу, чтобы рассказать, кто такой копирайтер, к примеру.

Но, по правде говоря, не все бизнесмены хотят заниматься коучингом. Причина проста – многие не готовы объяснять людям то, чего они постигли сами собственным опытом и трудом.

Но, есть и те, кто наоборот, стремиться передать свои знания молодым специалистам, научиться их применять свои новаторские качества в ведении компании, правильно нанимать персонал, привить к ним чувство руководителя.

Тренер коучер: что это

Понятие коучер довольно обширное и такие специалисты преподают не только ведение бизнеса, есть коучеры-тренера, которые такие опытные профессионалы, но в других направлениях, таких как правильное продвижение сайта в Яндексе или же вообще темы, не касающиеся бизнеса и маркетинга вообще.

Так как коучеры, это люди, которые не только профессионалы своего дела, но умеют правильно преподнести информацию так, чтобы даже новичок, не знающих основ, понял всю полноту темы, которую ему преподают.

Стать коучером может любой предприниматель, который найдёт время на организацию курсов, привлечёт людей для обучения, составить план занятий, разработать домашнее задание и организовать практику для более лучшего закрепления информации.

pro-promotion.ru

Коучинг — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!

Ко́учинг (англ. coaching — тренировка, подготовка)

История коучинга[править]

Персональный коучинг в своём нынешнем виде появился в 1980-х годах в США. Томас Дж. Леонард, в то время финансовый советник в Сиэтле, в процессе своей работы обнаружил, что многие из его клиентов нуждались не только в навыках финансового планирования: они спрашивали его совета во многих вопросах, касавшихся карьерного роста или жизненных планов. Для обозначения той работы, которую Леонард проводил со своими клиентами, он использовал слово «коучинг»; этот вид профессиональной помощи становился всё более и более популярным, выходя за рамки собственно финансового консультирования. В 1982 году Леонард начал практиковать коучинг.

В английском языке одно из значений слова «коуч» — это тренер. Леонард был первым, кто начал применять этот термин не в спортивном контексте. Он использовал слово «коучинг» в качестве термина, обозначающего консультирование по достижению жизненных целей. Всё, что Леонард узнал о коучинге, он объединил в формальную структуру знаний и методов. В 1992 году Леонард организовал Университет коучинга; в настоящее время это самая большая организация в мире, обучающая коучингу.

К 1996 году официально в сфере профессионального коучинга работало около 2000 специалистов. Число людей, осваивающих эту профессию, за три года возросло в пять раз, и сейчас в мире насчитывается около 10000 человек, работающих на постоянной или временной основе. По подсчётам Университета коучинга, за последние десять лет помощь в рамках коучинга получили около 250000 человек.

Основоположником бизнес-направления в коучинге считается консультант из Великобритании Джон Уитмор. Он заметил, что прямо данные инструкции не работают ни в жизни, ни на работе, прямые указания плохо воспринимаются подчинёнными. Часто они не понимают, что от них хотят, либо подсознательно противятся выполнению данного поручения. Уитмор высказал мнение о том, что, давая задание, добиться максимального эффекта руководитель может, если его сотрудник сам осознаёт важность дела.

Считается, что как отдельная профессия коучинг сформировался в начале 1990-х годов. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

Что такое коучинг?[править]

Итак, что же такое коучинг? Джон Уитмор говорил так: «Коучинг — это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации. Моя задача как коуча — помочь клиенту достичь высокого уровня ответственности и осознанности на самых глубинных уровнях сознания для того, чтобы создать, развить доверительные отношения человека со своей внутренней мудростью. Мне важно организовать взаимодействие клиента со своей внутренней мудростью. Моя задача как коуча — сделать шаг в направлении духовного странствия, внутренней мудрости». Это определение очень точно отражает суть коучинга.

Коучинг – это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Термином «коуч» обозначают специалиста, проводящего коучинг – процесс коуч-консультирования. Термином «коучируемый» — клиента, в роли которого может выступать и отдельный человек, и команда, и организация. Коучинг проводится в форме регулярных встреч или телефонных бесед коуча и коучируемого, которые называются сессиями коучинга.

Коучинг – это технология, которая перемещает из зоны проблемы в зону эффективного решения, это система, которая позволяет увидеть новые подходы и возможности, позволяет раскрыть потенциал и «навести порядок» в различных областях жизни.

Коуч относится к коучируемому как к творческой личности, изначально обладающей всеми необходимыми ресурсами и способностями. Задача коуча – помочь раскрыть потенциал и достигнуть желаемых целей.

Одна из основных целей коучинга – научить людей думать по-новому. Раньше считалось, что достаточно создать условия для работы и использовать материальные и нематериальные методы стимулирования, чтобы получить от работников высокие результаты. Поэтому многие руководители всё ещё увлекаются «кадровыми технологиями»: персонал компании воспринимается как «чистый лист», который в результате особой обработки становится важным активом компании. А компания в целом представляется как некий механизм для создания таких активов.

Современный менеджмент в виде коучинга – это взгляд на персонал компании как на зёрна, каждое из которых уже содержит свой творческий потенциал. Каждый сотрудник способен самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор и брать на себя ответственность. Руководитель-коуч предоставляет сотрудникам возможность брать ответственность и делегирует полномочия. Нереализованный потенциал персонала при технологическом подходе – это упущенная выгода всей компании.

Коучинг как процесс[править]

Коучинг – это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося. Как и в случае с любым процессом, необходимо успешное завершение всех этапов, чтобы программа коучинга работала эффективно. Пропущенные стадии или фиксация на какой-либо одной ступени в ущерб другим могут вызвать замешательство, потерю ориентировки и невысокие результаты.

Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации.

Коучинг может начинаться только тогда, когда обучаемый приходит к осознанию насущной потребности в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к выполнению любой деятельности. Не осознав потребность невозможно изменить поведение. Коуч должен помогать учащемуся (коучируемому) развивать это осознание, поскольку нельзя никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет.

Обучающиеся приходят к осознанию различными путями, но наилучшим путём является анализ текущей деятельности и производительности и сравнение полученных данных с тем уровнем, по направлению к которому человек хотел бы двигаться. Очень полезно обладать чёткими стандартами или описаниями профессиональной компетенции, на овладение которыми нацелено обучение, особенно это необходимо, когда перед коучем ставится задача обучить конкретному навыку. Очень хорошо работает техника развития осознания, предполагающая проведение упражнения на самостоятельную оценку обучающимися своих качеств и навыков и последующую беседу с коучем по этому поводу.

На этой стадии важно также выяснить, совпадают ли стили обучения, предпочтительные для учащегося и выбранные коучем. В результате этого действия у учащегося могут родиться ценные идеи и мнения о действительно удобных для него способах обучения, учиться при помощи которых ему будет проще и приятнее. Коучу очень важно понимать любые различия в предпочтительных для него и учащегося стилях обучения. Это поможет избежать естественного искушения предложить ученику такие возможности научения, которые хорошо работают, но совершенно не подходят последнему. Также это помогает осветить ситуации, в которых разнообразные препятствия обучению обусловлены выбранными учеником методами обучения, а не сложностью содержания обучения.

Стадия 2. Планирование системы ответственности.

Уже давно доказано, что обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда индивид принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности обучающегося является планирование процесса коучинга. Всегда есть искушение проигнорировать эту стадию, особенно если коуч или ученик предпочитает «активный» стиль обучения и не любит «медлить и соблюдать приличия». Чересчур занятые менеджеры также склонны игнорировать эту стадию и часто предпочитают неформальный принцип «Сделаем это по ходу». Опасность, которую влечёт за собой опускание этой стадии, состоит в том, что процесс коучинга может стать «коучингом ради коучинга», то есть неструктурированным процессом, далёким от концентрации на реальных проблемах. Если предпочитаемым подходом является самоуправляемое обучение, планирование жизни необходимо.

Коучи не могут навязывать ученикам обучающие программы. Ученик исполняет активную роль в процессе принятия решения. Часто необходимы компромиссы между идеальной программой обучения и тем, чем стороны реально располагают в данный момент. Однако опыт показывает, что согласование с менеджером некоего Плана личного развития (ПЛР) позволяет лучше определить необходимое время и место проведения занятия в течение рабочего дня.

Хороший ПЛР должен отвечать на следующие ключевые вопросы:

  • Чего именно необходимо достигнуть?
  • Как это будет происходить?
  • Где это будет происходить?
  • Когда этот процесс начнётся и когда завершится?
  • Кто будет вовлечён в этот процесс?
  • С кем необходимо согласовать этот план?

Уже сейчас многие организации требуют от своих сотрудников составления Плана личного развития. В редких случаях ПЛР охватывает любую тему, интересующую учеников, поскольку организация последует этим просвещённым путём, ведь большинство из них наверняка будут настаивать на том, чтобы ПЛР был напрямую связан с деловыми целями, а также со стремлениями индивида. Для того чтобы ПЛР, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным (в отличие от традиционного ежегодного оценочного ПЛР, который на практике зачастую больше напоминает длинный список пожеланий), он должен фокусироваться на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно короткие сроки. Кроме того, важно, чтобы каждая цель развития соответствовала критериям SMART (specific, measurable, achievable, relevant, time-framed): была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения. ПЛР необходимо пересматривать по меньшей мере ежемесячно; он должен стать интегрирующей частью процесса управления профессиональной деятельностью.

Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков.

При реализации программы обучения коучи должны использовать лишь те стили и техники, которые соответствуют ситуации, в которой действует обучаемый. Применяемые стили и методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам коуча. Самыми важными навыками являются навыки предоставления обратной связи, активного слушания и задавания правильных вопросов.

Возможности для коучинга появляются очень часто, поэтому некоторые специалисты доказывают, что нет необходимости в формальном планировании и что лучший коучинг – неформальный, который полагается в основном на задавание вопросов и немедленную обратную связь. Также необходимо уделять достаточное время планированию; оба эти подхода дополняют друг друга.

Некоторое беспокойство вызывает факт, что зачастую, как только рассеивается первоначальный энтузиазм, этот метод превращается в полное отсутствие всякого коучинга. Наиболее распространённая причина неудачи коучинга в том, что у людей не хватает времени на его проведение. Вероятность осуществления обучения повышает более формализованный подход, когда коуч и ученик выделяют специальное время для встреч. Строгий распорядок зачастую даёт хорошие результаты, особенно если менеджер утвердил ПЛР обучающегося. Формализация способствует наблюдению за реализацией ПЛР, обзору осуществлённого развития и подкреплению нового обучения.

Стадия 4. Оценка (успешности) результатов.

Многие путают мониторинг (наблюдение) и оценку. Мониторинг – это регулярная проверка реализации ПЛР, а оценка – это обзор ПЛР сразу после его выполнения. Это одноразовая деятельность, осуществляемая совместно коучем и учеником. Ключевые вопросы которые должен задать коуч, следующие:

  • Достигнуты ли цели развития?
  • Работали ли различные компоненты ПЛР в тех направлениях, для которых они были разработаны?
  • Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему?
  • Был ли ПЛР рентабельным?
  • Появились ли неожиданные результаты?
  • Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?
  • Нужен ли новый ПЛР для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков?

Очевидно, если на последний вопрос будет получен положительный ответ, нужно заново запускать процесс коучинга.

Основные принципы коучинга[править]

Принцип осознанности и ответственности.

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и её анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых – вопросные технологии коучинга.

Осознанность предполагает ответственность за свои действия. Используя термины NLP, необходимо перейти от мотивации «избегания неудач» к мотивации «достижения целей». Человек должен взять ответственность на себя за всё, что происходит с ним в жизни, и перестать быть жертвой обстоятельств в представлениях и ощущениях действительности. А в профессиональной деятельности – взять ответственность за результат своей деятельности на себя, не перекладывать ответственность на другого и не обвинять в своих ошибках начальство, подчинённых или внешние обстоятельства.

Принцип отсутствия экспертной позиции.

Согласно принципу ответственности, в ходе коуч-консультирования коуч никогда не занимает по отношению к клиенту экспертную позицию, не высказывает своего мнения, не даёт советов или готовых решений, не переносит свой опыт на коучируемого. Это – самый сложный принцип в ходе подготовки коуч-консультантов и одновременно – один из главных принципов, отличающих коучинг от других видов консалтинга ило психотерапии. Клиент всегда сам принимает решение о следующем шаге, который он сделает на пути к своей цели. И сам несёт ответственность за его успех. Дающий совет отбирает у принимающего его свободу и перекладывает на себя ответственность. А это уже имеет мало общего не только с коучингом, но и с эффективностью взаимодействия вообще. Коуч может рассказать в ходе консультирования историю из своего или чужого опыта, полезную для анализа данной ситуации клиента, но таким образом, чтобы она не воспринималась клиентом, как прямая подсказка или руководство к действию.

Принцип взаимосвязи.

Человек – сложное существо, функционирующее на разных уровнях. Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Здоровье влияет на душевное состояние. Духовное развитие связано с финансовым успехом. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях с персоналом в организации влияет на другие виды деятельности. Работая над конкретной целью в ходе проведения коучинга, коуч всегда рассматривает человека целиком и учитывает влияние области цели на все остальные области жизни клиента.

Принцип сопротивления.

Жизнь показывает, что каждый испытывает большие затруднения при попытке сделать что-то новое в жизни, изменить себя. Причём такое сопротивление исходит как со стороны внутренних ограничений, так и со стороны ближних, коллег, друзей. Ближние всегда сопротивляются изменениям, даже если объективно человек становится «лучше». Всё новое означает неизвестность и подсознательно таит в себе опасность для окружающих. Совместно с коучем клиент разрабатывает план поэтапного формирования новой стратегии и тактики.

Принцип равенства.

Метод коучинга основан на коммуникативном сотрудничестве и направлен на формирование партнёрских отношений между коучем и клиентом. То же относится и к взаимодействиям фирма-клиент и начальник-подчинённый в коуч-менеджменте.

Принцип поэтапного развития.

Каждый шаг клиента на пути движения к поставленной цели должен находиться, по определению Выготского, в «зоне ближайшего развития». Для прохождения каждого шага должно быть необходимо чуть-чуть приподняться над собой прежним, «встать на цыпочки» или подпрыгнуть и — сорвать плод с ветки. Коуч должен обладать достаточной мудростью для того, чтобы не позволять клиенту ставить технически неосуществимые на данном этапе развития подзадачи. Цели должны быть большими, смелыми и воодушевляющими, шаги на пути их достижения – значительными, но исполнимыми. «Двигающий горами начинает с камешков», — гласит поговорка одного из философов дзен.

Принцип иерархичности развития.

Развитие каждой личности происходит поэтапно. По классификации преподавателя кафедры психологии МГУ им. Ломоносова Б.С. Братуся, первый этап, или уровень, — эгоцентрический. Здесь основной смысл действий человека это личная выгода. Окружающие воспринимаются как «помошники» или «враги». Другой человек воспринимается не как самоценность, а как объект для достижения целей. Стиль поведения на этом уровне – манипуляция. Многие на всю жизнь остаются на этом уровне, маскируя своё отношение исполнением социальных норм и общепринятыми ритуалами общения. На втором уровне человек отождествляет себя с группой, и в его действиях проявляются интересы группы. Окружающие делятся на «своих» и «чужих». Поведение обусловливается конкуренцией с «чужими» и сотрудничеством со «своими». Проявления другого человека, не вписывающиеся в интересы группы, автоматически отсылают его в разряд «чужих». Это группоцентрический уровень. Третий уровень личности – общечеловеческий. Здесь деятельность личности осознанно направлена на благо других людей, даже лично не знакомых. Стиль взаимоотношений – сотрудничество, а в высшем проявлении – сотворчество. Смысл здесь может вкладываться различный: от сотворчества с другими совладельцами до совместной работы с Творцом.

Работая с клиентом, коуч внимательно изучает смысловую сферу личности, помогает осознать главные цели, но невозможно представить себе эффективную работу, если уровень развития коуча ниже, чем уровень развития клиента.

Принцип мониторинга.

Коучинг не занимается «развитием личности» вообще или «улучшением эффективности» в целом. Коучинг не работает с проблемами клиента или его прошлым. Сфера интереса коуча – конкретная цель в вашем будущем, шаги по её достижению в настоящем или уроки из прошлого, которые помогут эффективно двигаться к ней сейчас.

Сессиям коучинга с клиентом, будь это отдельный человек или целая организация, предшествует чёткая постановка цели коуч-консультирования, прописываемой в контракте между коучем и клиентом. В ходе консультирования коуч постоянно держит внимание клиента в рамках этой цели, проверяет её важность и актуальность и не позволяет переключаться или распыляться на что-либо другое.

Литература[править]

  1. Максимов В.Е. «Коучинг от А до Я. Возможно всё», – СПб.: «Речь», 2004.
  2. Парслоу, М. Рэй «Коучинг в обучении: практические методы и техники», — СПб.: «Питер», 2003.
  3. Харрис Дж. «Коучинг: личностный рост и успех», — СПб.: Речь, 2003.
  4. Огнев А.С. «Организационное консультирование в стиле коучинг», — СПб.: Речь, 2003.

www.wikiznanie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о