Кто руководитель – это… Определение, обязанности, деятельность :: BusinessMan.ru

Содержание

это… Определение, обязанности, деятельность :: BusinessMan.ru

Как много специалистов ставят перед собой цель непременно стать руководителем! Но для того чтобы претендовать на такую ответственную должность, одних знаний и опыта недостаточно. Важно четко понимать, что собой представляет такая работа. Руководитель должен не только быть профессионалом в выбранной сфере, но и обладать определенными личностными характеристиками, иметь организаторские и управленческие задатки.

Кто такой руководитель?

Для начала сформулируем краткое определение. Итак, согласно словарю терминов, понятий и определений по экономике и бизнесу, руководители — это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании. Но как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей.

В определении термина акцент ставится на том, что руководители — это сотрудники компании, которые имеют право принимать важные решения и нести ответственность за результат, а также отвечать за деятельность всех подчиненных специалистов.

Классификация руководителей: код Адизеса

Как уже было отмечено, управленцы бывают разных звеньев. В экономической науке принято классифицировать таких специалистов. Подобное разделение вносит ясность в обязанности руководителя, определяет границы влияния, сферу воздействия. Работодателям также проще оценить, как работает новый руководитель, зная, какое звено во всей кадровой структуре занимает последний.

В экономике существуют разные классификации руководителей. Наиболее известной является код Адизеса, или сокращенно PAEI. Согласно такому разделению, управленцы бывают:

  1. Продюсер или специалист, изготавливающий продукт. Он отличается высокими показателями эффективности труда, его деятельность направлена на увеличение прибыльности компании.
  2. Администратор организовывает оптимальную деятельность сотрудников.
  3. Предприниматель анализирует рынок сбыта и предлагает новые идеи.
  4. Интегратор — это специалист, который налаживает внешние связи и организовывает, объединяет коллектив сотрудников компании.

Такая классификация подвергается критике со стороны экономистов, бизнес-управляющих и психологов. Так как в большинстве случаев успешные руководители обладают одновременно всеми указанными выше качествами или совмещают несколько из них.

Уровни руководителей

В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:

  1. Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
  2. Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
  3. Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.

Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.

Психологические типы руководителей

В психологии также уделяют внимание разделению руководителей по характеру управления. Существуют разные классификации, но самой распространенной является описанная ниже. Итак, с точки зрения психологии, начальники бывают следующими:

  • лидер вдохновляет подчиненных на активную деятельность, заряжает энтузиазмом, сподвигает на генерацию новых идей;
  • деспот привык к строгому выполнению правил и установок;
  • дипломат рассматривает коллектив как команду, решает вопросы и спорные ситуации корректно;
  • гуманист представляет компанию как единую семью, внедряет корпоративную этику;
  • демократ разделяет часть своих полномочий с подчиненными.

Кто может стать руководителем?

Для того чтобы занять должность руководителя, в первую очередь необходимо высшее образование, а также определенные личностные качества (о них подробнее ниже). Кроме этого важно накопить опыт работы в выбранной сфере, знать основы менеджмента и психологии коллектива. Претенденту на должность руководителя следует осознать всю ответственность такой работы, проанализировать возможные риски и предстоящие сложности.

Психологи утверждают, что психологический портрет потенциального руководителя включает следующие аспекты:

  • уровень образования;
  • врожденные способности;
  • личностные черты характера.

Необходимое образование

Какое требуется образование для того, чтобы занять кресло руководителя? Социологические исследования выявили, что большинство успешных управленцев имеют 2 диплома по разным специальностям. Первое образование может быть инженерное, экономическое, юридическое. А дополнительное — психологическое, педагогическое.

Официальное трудоустройство: особенности

Основная деятельность руководителя — принимать важные для компании решения в рамках полномочий, указанных в трудовом договоре. С управляющим, так же как и с другими сотрудниками, заключается официальный договор, в котором подробно описаны должностные обязанности, полномочия специалиста. Кроме того, руководителю любого уровня также требуется соблюдать трудовую дисциплину и внутренние правила компании. Чаще всего трудовой договор для руководителей заключается на срок до 5 лет, но встречаются и бессрочные.

Для управленцев устанавливается испытательный срок, условия которого оговариваются в трудовом договоре. Но если руководитель выбран в результате конкурса, то обычно испытательный период не назначается — специалист в первый же рабочий день получает оговоренные полномочия и приступает к выполнению производственных обязанностей.

Профессиональные качества руководителя

Кроме высокого уровня образования руководитель должен обладать и определенными личностными качествами. В психологии выделяют такие виды: деловые и истинно личностные характеристики руководителя. Обладают следующими деловыми качествами успешные руководители. Это:

  • лидерские задатки;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • креативность, инициативность, гибкость мышления;
  • пунктуальность;
  • ответственность.

Личностные качества руководителя

К личностным качествам можно отнести самые разные черты характера руководителя, которые помогают управленцу достичь профессионального успеха. К ним можно отнести позитивное мышление, устойчивые моральные принципы, доброжелательное отношение к окружающим, толерантность, стрессоустойчивость, чувство юмора и т. д.

Как стать успешным руководителем: практические советы

Над вопросом о том, почему одни специалисты становятся успешными руководителями, а другие, имея идентичное образование и опыт, не могут реализовать себя в такой роли, задумываются психологи всего мира: проводятся многочисленные исследования и выдвигаются порой невероятные теории по этому поводу. В чем мнения сходятся, так это в том, что руководители — это пример для подчиненных. Такие специалисты должны быть эталоном профессионала и человека.

Анализируя литературу, можно сформулировать самые распространенные и, как доказывает практика, действенные рекомендации по поводу того, как стать успешным руководителем:

  1. Важно заниматься саморазвитием: повышать профессиональный, деловой и личностный уровень.
  2. Умение эффективно организовать коллектив поможет начальнику эффективно выполнять поставленные задачи. Если бывший руководитель не смог сплотить подчиненных, то задача нового главы — объединить общей целью сотрудников, внедрить корпоративные традиции, поощрять взаимопомощь и доверие.
  3. Научиться ставить конкретную реальную цель, это поможет правильно организовать производственный процесс на разных уровнях.
  4. Необходимо уметь четко принимать решения и нести ответственность за результат, не перекладывая вину на других сотрудников.

Таким образом, многогранна подобная работа. Руководитель — это человек, который является профессионалом одновременно в разных сферах. Он не только специалист выбранного профиля, но и лидер, организатор, контролер в одном лице. Для того чтобы занять такую должность, нужен длительный практический опыт. Возможно, поэтому, согласно статистике, чаще других успешными руководителями становятся лица старше 50 лет.

businessman.ru

руководитель — это… Что такое руководитель?

  • руководитель — Вождь, вожак, коновод, лидер; путеводная звезда, ариаднина нить. Он всему голова. Он душа этого дела. Ср. . См. воротила, учитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 …   Словарь синонимов

  • РУКОВОДИТЕЛЬ — РУКОВОДИТЕЛЬ, руководителя, муж. 1. Человек, руководящий чем нибудь, возглавляющий что нибудь, являющийся чьим нибудь наставником. Руководитель восстания. Руководитель правительства. «Лозунг кадры решают все требует, чтобы наши руководители… …   Толковый словарь Ушакова

  • Руководитель — Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Менеджер (Руководитель) Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • руководитель —     РУКОВОДИТЕЛЬ, глава, начальник, разг. босс, разг. главный, разг. голова, разг. начальство, разг. патрон, разг. руководство, разг. старшой, разг. шеф, разг. сниж. сам     РУКОВОДСТВО, ведение, заведование, распоряжение, устар. руководительство …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Руководитель — лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией либо выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. В связи с закреплением в ГК различных… …   Словарь бизнес-терминов

  • РУКОВОДИТЕЛЬ — РУКОВОДИТЕЛЬ, я, муж. Лицо, к рое руководит кем чем н. Р. учреждения. Классный р. Научный р. Р. кружка. | жен. руководительница, ы. | прил. руководительский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • руководитель — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN headhdleader …   Справочник технического переводчика

  • руководитель — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? руководителя, кому? руководителю, (вижу) кого? руководителя, кем? руководителем, о ком? о руководителе; мн. кто? руководители, (нет) кого? руководителей, кому? руководителям, (вижу) кого?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • руководитель —   , я, м.   Тот, кто руководит кем л., чём л., направляет деятельность кого л., чего л.   == Идейный руководитель.   ◘ Поэзия не уступала прозе, а делила вместе с ней роль идейного руководителя, выразителя чувств, властителя дум. Маршак, 1960, т …   Толковый словарь языка Совдепии

  • руководитель — чего и чем. 1. чего (лицо, стоящее во главе чего л.). Руководитель отдела. Руководитель драмкружка. 2. чем и чего (лицо, направляющее чьи л. действия, работу). Руководитель полетом (полета) космического корабля …   Словарь управления

  • psychology.academic.ru

    Руководитель — Психологос

    Фильм «ГлобоСфера»

    Руководитель — тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти.

    Основные функции руководителя:

    • Планирование — процесс постановки целей и поиска оптимального способа их достижения. Результат этого процесса – понятный и реалистичный план действий.
    • Оперативное управление: распределение задач, распоряжения — задания подчиненным с учетом их обязанностей и способностей.
    • Контроль — сверка того, что делается с тем, что было запланировано.
    • Формирование команды — подбор, обучение и воспитание кадров.
    • Организация работы и мотивация сотрудников.

    Две главные стороны работы руководителя: Организатор процесса и Двигатель процесса. Смотри →

    Рыба гниет с головы, но и развитие организации определяет ее руководитель: если он действительно руководитель, а не исполнитель на роли руководителя. Один из первых вопросов – вы собираетесь развивать свою компанию как Аппарат или как Команду? Команда дает потрясающие результаты, создает атмосферу творчества и сотрудничества, хорошая команда работает сама, освобождая руководителя для реализации новых задач – а аппарат создавать проще, дешевле и реалистичнее.

    Второе – работа с лидерами. В аппарате лидеры не нужны, а команда лидера требует. Тут две проблемы. Первое – откуда брать людей с лидерским потенциалом, если их днем с огнем не отыщешь, второе – как из неуправляемых, а то и негативных лидеров делать людей, которые будут работать на вас и ваши задачи. Единственный реальный путь – развивать свои лидерские качества. Хорошо, что это вполне возможно.

    Правила успешного руководителя

    • С утра — план дел на сегодня.
    • Все задачи расставлены по приоритетам: сосредотачиваемся на самом важном.
    • Проследи, чтобы цели (задачи) и приоритеты были у всех твоих сотрудников.
    • Работа на позитиве: опора на сильные стороны свои и своих сотрудников.
    • Каждый час — 10 минут отдых (активный)
    • Каждые 15 минут — отчет себе о сделанном. Вечером — подведение итогов дня и формирование плана дел на завтра.
    ​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Выше конкретных правил — Заповеди руководителя​, самые главные его ориентиры и правила.

    Психология руководителя

    ​​​​​​​Руководитель — это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли. Руководитель: ​​​​​​

    • Всегда думает о нужном впереди результате (устремлен в будущее, а не разбирается в прошлом).
    • Всегда отдает распоряжения, хоть сотрудникам, хоть коллегам, хоть боссу. Не объясняет, а руководит! Дает инструкции.

    Подробнее Психология руководителя

    Лидер и руководитель

    Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель. См.→

    Как развивать у себя навыки руководителя

    Одни из главных умений руководителя: умение отдавать распоряжения и привычка делегировать дела, с которыми могут справиться другие. Как это развивать? Практиковать, практиковать, практиковать…

    Вот как об этом пишет капитан ВВС (Весеннего Всесинтоновского слета) Татьяна Королева-Курбатова:

    ​В этом году многое делегировала, ввела должность «лидер дня», которой раньше не было. Передавала ответственность за дела и решения. В этом году я передала 4 ключевые роли, которые раньше тянула на себя, ибо мне казалось, что никто, кроме меня, не справится. (Кто знает, как мне трудно доверить руль машины даже мужу, тот меня поймет) Успевала проводить разные сплачивающие мероприятия для команды. Второй год на «ура» у нас идет игра «Тайный друг». И с удовольствием наблюдала, как в команде адаптируются и пропитываются ВВСными традициями ранее скептически настроенные новички.

    Все эти навыки хочу довести до совершенства в следующем году.

    Что планирую на следующий год:

    1. Больше вкладываться в новые команды. Заметила, что в этом году было набрано много новых команд и новых капитанов. Хочу продумать систему поддержки и поощрений для них. Например, предложить организаторам отдельные номинации. Готова проводить экскурсии по Слету.

    2. В своей команде хочу попробовать новый формат «дети работают – взрослые отдыхают». Заметила, что сейчас дети, скорее, паразитируют на взрослых, а взрослые их развлекают. Хочу организовать систему, при которой дети будут учиться дежурить (мыть посуду, готовить), а кто подежурил, будет приравниваться к взрослым и иметь право на ночную дискотеку и игру в Мафию. Ну а кто не дежурил – ложатся спать в 22.00, как дети.

    www.psychologos.ru

    Кто такой руководитель. Эффективный руководитель

    Кто такой руководитель

    Любой работник умственного труда в современной организации является руководителем, если в силу должностного положения или знаний он отвечает за вклад в работу, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов – например, на способность предприятия вывести на рынок новый продукт и завоевать бо?льшую часть того или иного рынка или на способность больницы обеспечивать достойный уход за своими пациентами и т. п. Руководитель – мужчина или женщина – обязан принимать решения; он не может просто исполнять приказы других людей. Ему необходимо брать на себя ответственность за свой вклад в деятельность организации. Считается, что в силу его знаний у него больше шансов принять правильное решение, чем у любого другого работника. Его место могут занять; его могут понизить в должности или уволить. Но до тех пор, пока работает, он отвечает за цели, стандарты и вклад в работу организации.

    Большинство менеджеров – руководители, хотя и не все. В современном обществе руководителями становятся и те, кто не имеет отношения к управлению. В течение нескольких последних лет стало очевидно, что на ответственных должностях, связанных с принятием решений и осуществлением властных полномочий, современные учреждения не могут обойтись как без менеджеров, так и без «независимых профессионалов». Этот факт можно проиллюстрировать интервью из газеты с одним молодым американским капитаном-пехотинцем, участником боевых действий во вьетнамских джунглях.

    На вопрос журналиста: «Как вам удается сохранять контроль над своими людьми в экстремальных ситуациях?», молодой капитан ответил: «Здесь всю ответственность несу я один. Если мои ребята, столкнувшись с врагом в джунглях, не будут знать, что делать, я не смогу помочь им, потому что буду слишком далеко. Моя работа – сделать так, чтобы они знали, как действовать. А их выбор будет зависеть от ситуации, которую в тот момент смогут оценить только они. Ответственность несу я, но решение принимают люди на местах».

    Таким образом, получается, в партизанской войне каждый человек – руководитель.

    Однако многие менеджеры не являются руководителями. Иными словами, влияние на эффективность работы в организации большого количества должностных лиц с огромным штатом подчиненных невелико. К этой категории относится, например, большинство начальников цехов на заводе. В буквальном смысле они просто надсмотрщики. Менеджерами их считают только потому, что они управляют работой других. Но они не несут ответственности и не имеют полномочий определять направление, содержание и качество работы или методы ее выполнения. Их работу в значительной степени можно измерять и оценивать по критериям производительности и качества, то есть по категориям, которые разработаны для измерения и оценки эффективности работника физического труда.

    Исполнение работником умственного труда функций руководителя не зависит от того, руководит он кем-то или нет. Так, ответственный за проведение исследования рынка может иметь в подчинении человек двести, тогда как весь штат его коллеги из конкурирующей фирмы будет состоять из двух человек: его самого и секретаря. Конкретный вклад руководителей в успех организации практически не зависит от количества подчиненных. Это всего лишь административная деталь. Конечно, двести человек сделают гораздо больше работы, чем один или два, но это вовсе не означает, что их работа будет эффективнее и продуктивнее.

    Умственный труд не поддается количественному измерению. Нельзя его измерить и по произведенным затратам. Эффективность деятельности определяется ее результатами, а на результаты не влияет ни количество занятых, ни объем управленческой работы.

    Можно предположить, что чем больше людей занято исследованием рынка, тем скорее результаты их работы будут характеризоваться такими качествами, как глубина проникновения в изучаемые проблемы, творческий подход к работе и т. п., что в конечном итоге приведет к развитию и дальнейшему процветанию компании. В таком случае следовало бы нанять даже больше двухсот человек. Но, возможно, руководитель большой группы исследователей будет буквально завален проблемами, связанными с деятельностью двухсот или больше человек. «Управление» ими будет отнимать так много времени, что у него не останется сил на собственно изучение рынка и принятие ответственных решений. Он занят проверкой цифр, и ему не придет в голову спросить: «А что вообще подразумевается под нашим рынком?» В результате он может не заметить важных изменений на рынке, что со временем приведет к краху его компанию.

    Независимый исследователь рынка тоже может быть продуктивным и непродуктивным. Так, например, он может служить источником знаний и генератором идей, способствующих успеху компании, а может размениваться на решение второстепенных вопросов, которые многие теоретики принимают за исследовательскую работу. Поэтому он будет не в состоянии следить за происходящими вокруг событиями, а тем более их анализировать.

    Во всех организациях, основанных на умственном труде, есть люди, которые никем не руководят, но при этом считаются руководителями. Следует признать, что ситуации, как в упомянутых выше вьетнамских джунглях, когда любой член группы в любой момент должен уметь принять жизненно важное решение, влияющее на судьбу всей группы, возникают нечасто. Тем не менее химик в исследовательской лаборатории, принимающий решение провести исследование так, а не иначе, в итоге определяет будущее своей компании. Он может быть директором исследовательской лаборатории. А может быть – и часто именно так и бывает – рядовым ученым без каких-либо управленческих полномочий, иногда даже совершенно неопытным работником. Точно так же решение о том, что считать «одним» продуктом в гроссбухе, может принять вице-президент компании[2]. Но его может принять и младший бухгалтер. И это справедливо для всех областей деятельности современной крупной организации.

    Я называю руководителями тех работников умственного труда, менеджеров или независимых профессионалов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний обязаны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное влияние на результат работы всей организации. Но ни в коем случае не следует считать, что большинство из них – работники умственного труда. Как и во всех других областях, в интеллектуальной деятельности имеют место и рутина, и неквалифицированный труд. Но в общем числе работников умственного труда руководителей больше, чем это отражено в организационных схемах многих организаций.

    В наши дни ни для кого не секрет, что для процветания организации независимые профессионалы не менее важны, чем знающие свое дело менеджеры[3]. Но мало кто осознает, как много людей сегодня даже в самой обычной организации – частной фирме или государственном учреждении, исследовательской лаборатории или больнице – вынуждены принимать решения, имеющие серьезнейшие, а порой и необратимые последствия. Ведь авторитет знаний так же законен, как и авторитет должностного положения. Более того, эти решения имеют такой же вес, как и решения, принимаемые высшим руководством. (На этот основной момент указывает господин Кэппел в своем докладе.)

    Как известно, менеджер даже самого низшего ранга способен выполнять такую же работу, какой занимается президент компании или администратор правительственного учреждения, то есть планировать, организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Круг его действия может быть довольно узким, но в нем он – руководитель.

    Таким образом, каждый, кто принимает решения, выполняет ту же работу, что и президент компании или администратор. И хотя масштаб его деятельности ограничен, он будет руководителем, даже если его должность или имя не указаны ни в организационной схеме, ни в списке внутренних телефонов.

    И есть нечто, что объединяет руководящих работников любого уровня: все они должны быть эффективными.

    Многие примеры, использованные в этой книге, взяты из жизни и деятельности директоров, то есть лиц, отвечающих за эффективность управления организациями, включая промышленные предприятия, государственные учреждения, больницы и др. Основная причина этого – доступность информации о руководителях высшего звена. Кроме того, крупное всегда проще заметить и проанализировать, чем мелкое.

    Но эта книга не о том, чем занимаются или должны заниматься «наверху». Она адресована всем, кто, будучи работником умственного труда, отвечает за действия и решения, способные внести вклад в успех его организации. Она предназначена всем, кого я называю руководителями.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    econ.wikireading.ru

    Кто такие руководители предприятия? Руководители

    Предприятие любой формы собственности не может обойтись без руководителя. Кто же эти люди и в чем заключаются их обязанности?

    Кто такой руководитель?

    Согласно словарю экономических терминов («Большой экономический словарь» А. Б. Борисова) руководители — это определенная категория работников, занимающих посты управления как самими предприятиями, так и их структурными подразделениями. Сюда входят директора (в т. ч. генеральные), управляющие, начальники, главные редакторы и главные научные сотрудники. Также эта категория включает в себя заместителей по вышеназванным должностям.

    Кроме того, руководители — это председатели, заведующие, комиссары, командиры, производители работ, мастера. К ним также относятся главные специалисты, а именно: главный инженер, главный бухгалтер, а также главный механик и прочие » главные» (диспетчер, агроном, металлург, сварщик, геолог). И, кроме того, это главный научный сотрудник, главный редактор и главный экономист. Государственные инспекторы тоже входят в данную категорию. И наконец, руководители — это заместители по всем перечисленным выше должностям.

    Что он должен делать?

    В чем же заключаются функции руководителя? Согласно Трудовому кодексу, руководителем считается физическое лицо, осуществляющие руководство организацией в соответствии с ее учредительными документами и нормативно-правовыми актами РФ. В том числе он является исполнительным органом в одном лице. Таким образом, руководитель организации — это одновременно и работник, выполняющий обязанности по трудовому договору, и представитель фирмы, в функции которого входит организационная деятельность и взаимодействие с третьими лицами — участниками гражданского оборота. В своей деятельности он должен руководствоваться положениями как трудового, так и гражданского законодательства.

    При этом название должности руководителя может звучать по-разному на предприятиях разной формы собственности — президент, директор (или же генеральный директор). Это не противоречит законодательству.

    Руководители решают все вопросы, касающиеся непосредственной деятельности компании, за исключением находящихся в компетенции совета директоров или общего собрания учредителей. Он может без доверенности представлять интересы компании, сам выдавать доверенности другим работникам, издавать приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях. К руководителю применимы все нормы и правила, касающиеся любого сотрудника — добросовестно исполнять собственные обязанности согласно трудовому договору, соблюдать правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину, а также требования по охране труда.

    Договор с руководителем

    Согласно законодательству, перед заключением трудового договора с кандидатом на должность руководителя могут быть предусмотрены процедуры выяснения соответствия будущего главы занимаемой должности. Это может быть проведение конкурса, запрос на наличие дисквалификации и т. д. Информация о дисквалификации физических лиц находится в специальном реестре, который ведется МВД РФ.

    Трудовой договор с руководящим лицом может быть бессрочным или заключаться на определенный срок. Как правило, период действия такого договора прописывается в уставных документах организации. Обычно этот срок не превышает пяти лет.

    Испытательный срок для лиц, принятых по конкурсу на руководящую должность, не устанавливается. Для заместителей руководителя, менеджеров высшего звена и глав подразделений испытательный срок не должен составлять более шести месяцев.

    Трудовой договор кандидата на руководящую должность обязан включать в себя пункт о неразглашении конфиденциальной информации, доступ к которой он получает. А также меры ответственности за нарушение данного пункта.

    Руководитель подразделения

    Предприятие или организация может состоять из нескольких структурных подразделений. В частности, если фирма ведет свою деятельность не только по зарегистрированному юридическому адресу, создаются обособленные подразделения (филиалы или представительства). Такие территориально отдаленные от головной организации структурные единицы обладают юридическим правом представлять интересы фирмы и организуют стационарные рабочие места.

    В таком филиале руководитель подразделения — это полноправный представитель фирмы, обладающий всеми необходимыми полномочиями. Его функции аналогичны задачам руководства головной фирмы, которому он непосредственно подчиняется. В любом структурном подразделении руководители — это организаторы всей текущей деятельности и специалисты по решению самых разнообразных возникающих проблем.

    Что еще делает руководитель?

    Помимо решения непосредственно вопросов производства, перед руководителями и менеджерами высшего звена стоит задача грамотного ведения кадровой политики. Успешность, конкурентоспособность, экономическая стабильность любого предприятия зависит от эффективной работы сотрудников по отдельности и коллектива в целом.

    Создание единой команды, способной работать на результат — важнейшая цель управленца. Таким образом, руководитель предприятия — это еще и психолог, решающий вопросы мотивации, статуса и роли в команде отдельных сотрудников, сплачивания коллектива.

    Руководителям высшего, а также среднего звена управления рекомендуется:

    • Подбирать группы из людей, близких по духу, моральным ценностям, вероисповеданию и пр. Рабочие места членов такой группы располагать в офисе на близком расстоянии. Чем дальше сотрудники сидят друг от друга, тем ниже сплоченность в коллективе.
    • Поощрять общие мероприятия и принятие коллективных решений.
    • Ставить перед группой конкретные достижимые цели и пресекать конфликты.
    • Поощрять пассивных сотрудников и сдерживать слишком амбициозных.
    • Сохранять и поддерживать в коллективе атмосферу сотрудничества и взаимовыручки.

    fb.ru

    кто это и как им стать?

    Здравствуйте,

    уважаемые гости и читатели блога! 

    Продолжаю публиковать статьи в рубрике «Бизнес и психология». В прошлой статье я описал, что такое социально-психологический климат в коллективе. 

    Тема этой статьи: кто есть эффективный руководитель, какими он должен обладать качествами и характеристиками

    Кроме того, затрону вопрос, как эти качества становятся основой эффективности любой организации и предотвращают смерть бизнеса

    Хотя тема эта довольно  избитая, и сказано по ней невероятно много, тем не менее, вопрос: «каким должен быть успешный руководитель и какими качествами он должен обладать?» остается открытым и недостаточно изученным.

    Эта публикация является своего рода продолжением статьи:

    «22 полезных качества успешного человека».

    Поэтому здесь будут представлены лишь самые важные, на мой взгляд, характеристики личности руководителя.

    Но, прежде чем я перейду к их описанию, скажу, что если вы, будучи, руководителем и прочитав эту статью, не найдете у себя какого-то из перечисленных здесь качеств, то не стоит делать негативных выводов относительно своей успешности

    Эта «золотая десятка» качеств – лишь идеальный образ, служащий ориентиром, и едва ли в реальности хоть один руководитель соответствует ему полностью.

    Итак, …

    Эффективный руководитель

    и его основные качества и характеристики 

    1.Лидерство…

    Это очевидно и тривиально. Но, тем не менее, об этом следует говорить. Ведь большинство понимает лидерство, как способность вести за собой людей.

    Это верно, но этого мало. 

    Лидерство успешного руководителя проявляется в его внутренней целостности. Лидер – это цельная личность, при этом постоянно стремящаяся нарушить эту целостность ради личностного развития.

    Цельность личности – это способность быть мудрым и уметь научить этой мудрости других.

    Нелегко сказать, что такое мудрость, но легко ответить, какие следы она оставляет в мире – это доверие.

    Люди тянутся к мудрому лидеру, так как в таком руководителе они видят опору в неспокойном океане их жизни.

    Кроме того, цельность личности успешного руководителя включает в себя и способность раскрывать личностные и профессиональные ресурсы своих подчиненных, помогать им самим становиться успешными и эффективными.

    Пожалуй, это базовое качество успешного руководителя и основа успехов его организации и коллектива.

    Не способность быть лидером — базовая ошибка в бизнесе, несущая ему смерть

    2.Умение слушать…

    Просто сами себе дайте ответ на вопрос: «Каковы будут реакции подчиненных, если их руководитель слышит только себя?

    Если он слушает, но не слышит их?».

    Это одна из основных проблем неэффективного руководителя. Он слышит только себя. Он, скорее, приказывает, но не руководит.

    Навязывает свое мнение, чем достигает цели через сотрудничество и управление, организованное на обратной связи.

    Умение слушать – это базовое основание эффективных коммуникаций, позволяющее, хорошо понимать окружающих, а, значит, и управлять отношениями с ними, делать их продуктивными.

    Способы развития этого умения описаны в статье:

    «Техника активного слушания».

    3.Умение говорить

    И говорить так, что уже первые слова подчиненного на рабочий лад. Вы скажите:

    «Так ведь можно просто приказать! Да так, что даже у самого ленивого появится рабочий настрой!».

    А вы уверены, что этот настрой, основанный на приказе, не скрывает позади себя сильное внутренне сопротивление?

    Вы уверены, что за этой маской рабочего настроения не корчит гримасы нелояльность сотрудника к вам, к работе и организации в целом? Или вам все равно?

    Если так, то, извините, вы не успешный руководитель.

    Слово успешного руководителя – это слово, которому доверяют, на которое можно опереться. Вот откуда позитивный настрой на работу, а совсем не от страха и безысходности

    Ваше распоряжение или приказ должны брать в союзники не отрицательные, но положительные эмоции и чувства сотрудника.

    Ваши слова должны искать в нем не жертву вашей власти и инструмент достижения результата, а Со-трудника, того, с кем Вместе Трудятся, сотрудничают для повышения общей результативности.

    О том как правильно говорить, влияя на окружающих, читайте в статье:

    Что делать, если я часто конфликтую с людьми?

    1. Умение устанавливать позитивные отношения…

    Умение создавать прочные и плодотворные коммуникации с окружающими – бесспорный признак успешного руководителя.

    И прежде всего это касается коммуникаций с сотрудниками.

    Но это не все. Это еще и способность устанавливать позитивные отношения с самим собой.

    Если руководитель вечно недоволен собой, всегда раздражен, ему все и всегда не нравится, то какие отношения у него буду складываться с подчиненными?

    Думаю, ответ очевиден.

    Именно поэтому эффективный руководитель – это человек с адекватной самооценкой.

    Способный принять свои отрицательные качества, а не проецировать их на подчиненных, способный относиться к себе позитивно и не выплескивать скопившийся негатив на окружающих.

    Успешный руководитель – это человек, живущий в мире с самим собой, а, значит, не имеющий психологических комплексов, которые он отыгрывает на окружающих.

    Важнейшим качеством успешного руководителя является юмор. Здоровый юмор, способность посмеяться над собой, признать свои ошибки – признак нравственного здоровья. А, значит, здоровым будет и психологический климат в коллективе такого руководителя.

    Кроме того, успешный лидер умеет переживать поражения и неудачи и делать из них конструктивные выводы. Такой подход к делу и к жизни – хороший пример для подчиненных.   

    1. Инициативность…

    Успешный лидер есть начало (от лат. initium — начало) всех действий и проектов. Он постоянно ищет новые возможности, новые пути повышения своей эффективности и эффективности своих сотрудников.

    Он владеет инициативой управленческих действий – именно это является основанием для подчинения его воле.

    А не сама воля. Воля без инициативы — это просто энергия ненаправленного действия.

    1. Гибкость…

    Как в поведении, так и в мышлении. Способность найти выход из любой сложной ситуации.

    Способность видеть сразу несколько альтернативных путей движения и прорабатывать их, отыскивая самый правильный.

    Способность быстро переключаться с одного дела на другое без потери трудовой эффективности. 

    Сюда же следует включить и способность мгновенно отделять главное от второстепенного, вычленять суть, отбрасывая лишние детали. Умело применять различные способы и техники решения проблем.  

    Кроме того, это и тактичность в разговоре и действиях, чувство меры в словах и эмоциях. Эффективный руководитель умеет найти компромисс, обойти углы, но своего добиться, не обидев при этом других.

    Эффективный – это тот, кто умеет гибко чувствовать других людей, улавливать их внутренние психические состояния, ведь это основа успешного управления.

    Успешный руководитель – это тот, кто умеет ставить себя на место других, сопереживать им и видеть ситуацию с их точки зрения.

    1. Высокая работоспособность и упорство…

    Просто спрошу: «Как вы отнесетесь к руководителю, который работает спустя рукава, часто останавливает на перекур, ходит вразвалочку, словно он не занят ответственным делом, а в субботу на даче поливает любимые огурцы?».

    И вновь ответ очевиден: ничего так не убивает авторитет руководителя, как  инертность и пассивность.

    Работоспособность руководителя должна создавать «трудовой зуд» у сотрудников, заражать их энергией результативности, подавать пример.

    Работоспособный руководитель может продолжать активно действовать там, где другие уже капитулировали.

    1. Автономность

    При всей своей зависимости от дел, проблем, от должности, от обязанностей, от своих решений, успешный руководитель всегда сохраняет личную автономность.

    Это еще один важнейший элемент цельности его личности – при любых обстоятельствах оставаться самостоятельным и самодостаточным  

    Думаю, это один из главных ресурсов успешности. Попробуйте представить «успешную и зависимую личность». Даже звучит как-то абсурдно.

    Автономность – это основа правильного выбора, правильного решения и уверенности в нем, а, значит, это и уверенность подчиненных в успехе дела.

    1. Умение принимать неизвестность…

    Успешный лидер умеет действовать и разумно рисковать в ситуации неопределенности, в ситуации, когда нельзя просчитать или хотя бы предугадать правильность своих действий.

    Неопределённость не выводит лидера из равновесия, его тревожность относительно будущего не превышает допустимые нормы и не мешает действовать эффективно.  

    1. Организованность…

    Тут все просто, ибо очевидно – не сумеешь организовать себя, не организуешь других. Самоорганизация, целеустремленность, настойчивость,  способность планировать свои действия – важнейшие качества и привычки лидера.

    Вне их орбиты не существует слаженного коллектива и эффективного предприятия. 


    Как можно видеть, получился довольно плотный список.

    Конечно же, эффективный руководитель — это не только эти качества. 

    Но это самые важные. 

    Я не включил в этот список много чего, например: интеллект, образование, опыт, знания, умения, навыки, управленческие компетенции и т.п.

    Все это важно, но, на самом деле, вторично.

    «Золотая десятка» качеств, вошедших в данный список, – это стержень, вокруг которого организуются все остальные качества и компетенции лидера.

    Если не будет этого стержня, то все остальное теряет управленческое значение.       

    На этом все.

    До встречи в следующей статье!

    © Денис Крюков

    Автор сайта

    https://formaetsensum.ru/

    Психолог в Чите и психолог онлайн


    Вместе с этой статьей читайте:  

    formaetsensum.ru

    РУКОВОДИТЕЛЬ — это… Что такое РУКОВОДИТЕЛЬ?

  • руководитель — Вождь, вожак, коновод, лидер; путеводная звезда, ариаднина нить. Он всему голова. Он душа этого дела. Ср. . См. воротила, учитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 …   Словарь синонимов

  • Руководитель — Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Менеджер (Руководитель) Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • руководитель — лицо, на к рое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначив шей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • руководитель —     РУКОВОДИТЕЛЬ, глава, начальник, разг. босс, разг. главный, разг. голова, разг. начальство, разг. патрон, разг. руководство, разг. старшой, разг. шеф, разг. сниж. сам     РУКОВОДСТВО, ведение, заведование, распоряжение, устар. руководительство …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Руководитель — лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией либо выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. В связи с закреплением в ГК различных… …   Словарь бизнес-терминов

  • РУКОВОДИТЕЛЬ — РУКОВОДИТЕЛЬ, я, муж. Лицо, к рое руководит кем чем н. Р. учреждения. Классный р. Научный р. Р. кружка. | жен. руководительница, ы. | прил. руководительский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • руководитель — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN headhdleader …   Справочник технического переводчика

  • руководитель — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? руководителя, кому? руководителю, (вижу) кого? руководителя, кем? руководителем, о ком? о руководителе; мн. кто? руководители, (нет) кого? руководителей, кому? руководителям, (вижу) кого?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • руководитель —   , я, м.   Тот, кто руководит кем л., чём л., направляет деятельность кого л., чего л.   == Идейный руководитель.   ◘ Поэзия не уступала прозе, а делила вместе с ней роль идейного руководителя, выразителя чувств, властителя дум. Маршак, 1960, т …   Толковый словарь языка Совдепии

  • руководитель — чего и чем. 1. чего (лицо, стоящее во главе чего л.). Руководитель отдела. Руководитель драмкружка. 2. чем и чего (лицо, направляющее чьи л. действия, работу). Руководитель полетом (полета) космического корабля …   Словарь управления

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *