Личностная компетенция проявляется в – Вы точно человек?

Содержание

Личностные компетенции. Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития

Могут быть ситуации, когда жизненный путь человека пока не дал возможности проявить некоторые составляющие компетенции. Например, «Сохраняет спокойствие, продолжает действовать в напряженных ситуациях» не всегда можно проверить у молодых людей, которые в таких ситуациях, волею судьбы, не оказывались. Однако эта информация сама по себе может быть полезна работодателю. Базовые компетенции не отрицают, но поддерживают систему функциональных или корпоративных компетенций. Например, кандидат обладает достаточным уровнем профессионализма, но стоит вопрос о его возможности взять на себя управление группой людей. У кандидата не было такого опыта на работе прежде, но это не повод утверждать, что он не справится с новым форматом работы. Для прояснения ситуации можно задать вопросы, в первую очередь, на диагностику коммуникативного и волевого потенциала человека.

Компетенции персонала

Примеры названий коммуникативных компетенций:

  • Ведение переговоров
  • Межличностное понимание
  • Влияние

В зависимости от акцентов, в описании компетенции можно увидеть специфику деятельности сотрудников и приветствуемые стили поведения (агрессивность, ассертивность или партнерская позиция). Корпоративные компетенции Важной частью модели компетенций являются ценностные компетенции. Они отражают корпоративную философию — Ценности и стандарты поведения, приветствующиеся в компании.


Именно поэтому в некоторых компаниях отдельно формулируют корпоративные компетенции. Примеры корпоративных (ценностных) компетенций:
  • Ориентация на результат
  • Клиенториентированность (часто, даже, внутренняя)
  • Работа в команде

Профессиональные (технические) компетенции Описывают знания, навыки и поведение какой-либо профессиональной группы должностей.

Профессиональные и личностные требования к менеджеру

Например, для направления IT или бухгалтеров. Следует понимать целесообразность разработки профессиональных компетенций — достаточно ли представлена в компании эта группа людей, насколько часто происходят изменения в их деятельности и технологиях, применяемых ими. Применение компетенций — оценка персонала Наиболее часто применяемые методы, где используются компетенции:

  • ассессмент центр — наиболее эффективный способ в ходе специально разрабатываемой деловой игры;
  • структурированное интервью по компетенциям;
  • оценка «180/360° обратная связь», где оценку сотруднику дают со всех сторон — подчиненные, руководители, коллеги, клиенты.

Разработка компетенций С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.

Ключевые компетенции

Помимо этих блоков есть еще и направленность: то, что задает направление развития человека и его деятельности и определяет общий уровень энергии. Направленность связана с уровнем мотивации человека и ее структурой. Структура потенциала и компетенций человека

www.ip-plus.ru

Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития

Что включают личностные компетенции сотрудников, как создать условия для развития и формирования социально-личностных компетенций – об этом читайте в материалах статьи.

Из статьи вы узнаете:

Что такое компетенции и личностные качества сотрудников

На сегодняшний день наблюдается потребность общества в специалистах, которые обладают не только глубокими знаниями в определенной области, профессиональными навыками, но и соответствующими личностными компетенциями и качествами.

Скачайте документы по теме:

Под компетентностным подходом понимается приоритетная ориентация на поставленные цели или векторы, это:

  • высокий уровень обучаемости;
  • самоопределения;
  • самоактуализация;
  • социализация;
  • развитие индивидуальности.

Скачать документы >>>

Основной единицей оценки качества результатов обучения выступает компетентность и компетенция. В психологической литературе оба понятия рас­сматриваются неоднозначно. Это связано со сложностью общей структуры профессиональной деятельности. Стоит учитывать, что в разных областях используются различные теоретические подходы исследований.  

Компетенции и личностные качества рассматриваются в виде:

  • соответствующей степени формирования общест­вен­но-практического опыта определенного субъекта;
  • адекватности при реали­зации должностных обязанностей и требований;
  • высоким уровнем обучаемости по специальным и индивидуальным программам;
  • формам активности.

Личностные компетенции – способность что-либо выполнять хорошо, с максимальным уровнем эффективности, с высокой степенью саморегулирования, высоким уровнем самооценки, с быстротой, гибкостью и адаптивностью на изменение соответствующих обстоятельств и внешней среды.

Психологические, внутренние и потенциальные образования, выявляющиеся в компетенции, рассматриваются в качестве личностных факторов. Непосредственно под компетентностью понимается содержательное обобщение эмпирических и теоретических знаний, которые представлены в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений. Под компетенцией рассматриваются обобщенные способы всех совершаемых действий, которые помогают продуктивно исполнять

профессиональные обязанности.     

К базовым компетенциям относятся те, которыми обладают все люди, независимо от той или иной профессиональной принадлежности. К профессиональным компетенциям относится способность, готовность выполнять соответствующие действия согласно требованиям, методической организованности, решения всех поставленных задач, в дальнейшем самооценивать результат проведенной деятельности.

Под академической компетенцией рассматривают владение методологией, терминологией, применяемой в отдельных областях, понимание всех действующих взаимосвязей в пределах общей системы, осознание аксиоматических пределов.

Читайте по теме в электронном журнале

Личностные компетенции руководителя

Кроме образования и опыта работы, руководителю необходимо владеть определенными личностными и профессиональными компетенциями, помогающими успешно исполнять должностные обязанности. Руководитель должен обладать способностью к объективной самооценке и тогда он сможет точно представить, на чем основаны его сильные и слабые стороны. Кроме того, руководителю потребуется способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, уметь успешно и быстро решить методологические, технологические проблемы.

К личностным компетенциям руководителя относится и умение общаться, доходчиво и логично высказывать собственное мнение, давать поручения. К качествам целеустремленности относится умение четко ставить и видеть текущие и стратегические цели, проводить последовательную работу по достижению оптимального результата

.   

Возможно, вам будет интересно узнать:

Как обеспечить развитие личностных компетенций

На формирование профессионально-личностной компетенции, развитие коммуникативных навыков влияет применение методик развивающей психодиагностики, тренингов. Необходимо учитывать, что психодиагностика позволяет стимулировать процессы самопознания, изучать особенности структуры личности, самоотношение, самооценку, способы изменения качеств негативного характера. Тренинги совершенствуют и развивают положительные качества личности, позволяют скорректировать негативные.  

Развитие личностных компетенций происходит при использовании методов проектов, помогающих интегрировать полученные знания при изучении различных дисциплин.

Справка

При выполнении профессионально-ориентированных задач повышается:

  1. уровень интереса к профессиональной деятельности;
  2. скорость адаптации, методики наиболее важно применять в процессе адаптации нового персонала.   

Индивидуальные и коллективные формы тренингов разрабатываются специалистами по работе с персоналом. При необходимости развить личностные качества сотрудников рационально применять психологические тренировки, помогающие освоить соответствующие практические навыки и определить, какой способ поведения наиболее продуктивен при возникновении той или иной ситуации.

Необходимо учитывать, что при формировании личностных компетенций наибольший эффект оказывают коллективные формы обучения и тренингов. Между сотрудниками увеличивается количество межличностных и социальных связей. Это повышает сплоченность, взаимопомощь и взаимопонимание, учит понимать и слушать собеседника и учитывать мнение других. При стимуляции делового и профессионального общения развивается и коммуникативная компетентность.   

Творческие задания способствуют не только обучению, но и интегрированности умений, знаний, полученных при профессиональном обучении. Направленность такого процесса развивает профессиональную ориентированность, повышает общую направленность всех процессов трудовой деятельности.  

Как проводится формирование социально-личностных компетенций

Формирование и развитие социально-личностных компетенций неразрывно связано с развитием базовых и профессиональных. В психологии особое внимание уделяют воспитанию и развитию при формировании психики человека. Не отрицают и роль наследственности в развитии тех или иных качеств.

Обучение направлено на стимулирование развития личности. При получении профессионального образования происходит становление самосознания, ускоренное развитие личности. Развиваются нравственные и эстетические чувства, стабилизируется характер. Именно в этот период закладываются социальные функции: гражданские, профессиональные и трудовые.

Процесс формирования социально-личностных компетенций занимает достаточно много времени и включает следующие виды компетенций:

личностную или персональную, которая выражается в сохранении психического и физического здоровья, самопознании, саморазвитии, стремлении к повышению квалификации;

коммуникативную, помогающую овладеть навыками устного, письменного общения, обеспечивающую готовность к сотрудничеству, владению приемами межличностного и профессионального общения;

информационную, включающую владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения, выработку критического отношения ко всем видам информации.

В структуру личностных компетенций входят такие качества, как:

  • организованность;
  • обучаемость;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • реализация личностного потенциала;
  • чувство долга;
  • самопланирование;
  • потребность в реализации внутреннего потенциала;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • гуманность и т.д.

При проведении оценки персонала HR-менеджеры анализируют результаты, которые достигнуты сотрудниками. При этом учитывают и способы достижения таких результатов. Проработанные компетенции позволяют упорядочить весь процесс аттестационных мероприятий. Стандартные профессиональные модели работают эффективно, если они адаптированы к текущим и стратегическим целям, всей специфики организации.  

Модель личностных компетенций включает набор основных индикаторов поведения, которые необходимы для успешного выполнения трудовых функций. В профиль компетенций включают соответствующий список с точным и последовательным определением

уровня проявления всех качеств, которые потребуются для успешного исполнения трудовых функций в той или иной должности.  

www.hr-director.ru

Консультация для педагогов Личностная компетентность педагога.

Личностная компетентность педагога.

Известно, что авторитетных педагогов отличают от других такие качества, как положительная, внутренняя личностная, эмоционально-окрашенная мотивированная позиция по отношению к детям, их деятельности и результатам; направленность интересов на личность ребёнка в сочетании со стремлением быть им полезным; высокая компетентность и профессионализм, обеспечивающая возможность оказания своевременной помощи детям в различных ситуациях. Даже при разном темпераменте таких педагогов отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личностных качеств, уважительное отношение к детям, понимание их неповторимости, своеобразия, признание и уважение чувства их собственного достоинства, независимо от показателей деятельности, поведения и личностных проявлений.

Формирование отрицательного влияния педагогов связано со следующими параметрами: недостаток или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимание их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей; не успешность, низкая эффективность, повышенная трудность педагогического труда; психоэмоциональные перегрузки, испытываемые на работе.

Исследуя проблему Я-концепции учителя и её влияние на образ себя у воспитанников, Р.Бернс выявил высокий уровень корреляции между наличием у учителя положительной Я-концепции с успеваемостью, поведением учащихся. Их отношением к учебным достижениям. В числе способностей и свойств, необходимых для эффективного влияния педагогов, он называет стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии и сензитивности к потребностям учащихся, умение придать личностную окраску преподаванию, установке на создание позитивных подкреплений для самосовершенствования учащихся, владение стилем неформального тёплого общения, предпочтение устных контактов письменным, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе.

Профессиональные и личностные качества педагогов тесно взаимосвязаны. Например, определённые сочетания качеств и свойств личности педагога могут прямо или косвенно способствовать развитию социально-педагогической запущенности у детей. Выявлены следующие факторы такого влияния.

Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопёку, который ведёт к снижению социальной активности ребёнка и затрудняет формирование его личности.

Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания, входящий в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающийся на результатах учебной деятельности.

Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки, означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.

Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищённому ребёнку разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребёнка.

Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа «Я» педагога говорит о том, что учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состоянии сделать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

Проведённые исследования Р.В.Овчаровой показывают негармоничное развитие личности педагога. Отсутствие самопринятия, самоуважения, способности видеть свою жизнь целостной, возможности жить настоящим снижают фактор педагогического влияния.

Основные способы общения на уроке, это:

  1. инструктивно-назидательный, монологический;

  2. диалогический.

Женщина по своей природе авторитарна, у неё изначально заложено стремление подчинять окружающих установленному ею порядку как в доме, так и на работе. Авторитарные тенденции в личности женщины закрепляются спецификой самой педагогической деятельности. Учитель стремится к достижению своих целей: «научить», «сформировать» и так далее, превращая тем самым учеников в средства достижения этих целей, совершенно не интересуясь тем, что происходит в их внутреннем мире. Отсюда и в общении педагога на уроке преобладает первый способ: учитель авторитарно предписывает, диктует, назидает, на уроке говорит один учитель. Чего же в результате мы добиваемся? У детей развивается пассивность, трусость, неуверенность в себе, агрессивность. Агрессия порождает конфликт, расстройство отношений «учитель-ученик». Не выигрывает от такого поведения и учитель. Ведь авторитарность – это стремление максимально подчинять своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, связана с такими личностными чертами, как агрессивность, слабая рефлексия (понимание того, как в действительности человек воспринимается и оценивается окружающими). Авторитарный человек не приемлет критики, легче обвинить другого в предвзятости или некомпетентности, чем согласиться с замечаниями в свой адрес. Это также и психологическая защита «себя хорошего».

В целом, почему учителя видно издалека? Об этом говорят его менторский тон, начальственный голос, учительский взгляд. Подобный образ «Я – как педагог» деформирует личность в целом. Ведь это стремление не говорить, а «вещать»; не общаться, а учить; не ждать обратной связи, а критиковать и наставлять, мы выносим из стен школы в свою повседневную личную жизнь.

Всем известно, что лучший стиль руководства учащимися – это демократический стиль. Только при таком взаимодействии уважается личность учащегося, при таком способе общения возможен диалог на уроке. Диалог способствует установлению доверительных отношений при совместном обсуждении какой-то проблемы. Диалог более сложный способ общения с учащимися на уроке, по сравнению с монологом. Здесь позиция педагога – позиция заинтересованного, доброжелательного старшего товарища. Доброжелательность предполагает умение расположить ученика к себе, что очень важно, так как тогда ученик воспринимает учебный материал с большим желанием, лёгкостью. А стремление учителя приказать вызывает сопротивление, противостояние. В диалогическом общении очень важна обратная связь. Дети на уроке подают тысячи мелких знаков о своём отношении к учителю. Это взгляды, мимика, невнятное бурчание, понимающие улыбочки. Вот значение некоторых поз и движений школьников.

Положение учеников в момент приветствия:

  1. стоя в проходе – открыт к контакту;

  2. стоя за партой – осторожная позиция;

  3. сидя за ней – отказ от контакта.

В процессе слушания на уроке:

1. сидит, наклонившись вперёд – открыт к поступлению информации;

2. отклонившись назад и раскачиваясь на стуле – демонстрирует попытку неприятия;

3. сползает со стула вниз – «защищается» столом от потока информации или от агрессивного учителя.

Для отдыха ученики перекладывают ручки, тетради, лезут в сумку – увидели — пора сделать паузу или переключить внимание.

Взгляды, мимика, позы и движения учащихся – это виды невербального общения. Иногда, если эта информация неблагоприятна для учителя, задевает его самолюбие, он приучается её игнорировать, реагируя только на прямые, открытые действия детей. Эта защитная реакция может стать чертой характера, и как следствие – непонимание границ в общении, неумение вовремя уйти от конфликтной ситуации.

А какое невербальное общение демонстрируем мы?

Внимание школьников к мимике педагога традиционно и естественно. По ней они «читают состояние и настроение» учителя и в основном определяют образ ответного поведения. Мимика раскрывает наше внутреннее состояние. Например, агрессивно-жёсткий человек смотрит прямо в глаза. Его глаза широко открыты, губы твёрдо сжаты, брови нахмурены. Говорит сквозь зубы, взгляд напряжённый. Так же выглядит человек, когда озлоблен или защищается. Бесстрастное выражение лица, закаменелость его черт вряд ли вызовут желание общаться. И без слов понятно, что чуткости и искренности вы не дождётесь.

Жесты, т.е. движения рук, туловища, головы в деятельности учителя многофункциональны. Так мы реагируем на успех или не успех ученического ответа, оттеняем главные мысли своего объяснения, привлекаем внимание. Профессионально используемые жесты помогают школьникам активизировать мышление, повышают эффект запоминания. Но повышенная жестикуляция отвлекает внимание, мешает воспринимать материал урока, создаёт нервозную обстановку.

Все знают, что значат скрещенные на груди руки. Это поза защиты, это закрытость от общения. Но, если вы закрыты, то, скорее всего и ваша информация будет закрыта для понимания.

Во время общения часто возникают ситуации, когда жесты не соответствуют высказыванию, вызывая непонимание.

Средством психологического воздействия на учащихся являются так же: интонация, сила звучания и темпо-ритмическая характеристика речи.

Большинство учащихся в школе имеет нормальный слух, но учителя всё же говорят на уроках очень громко, если не сказать – кричат. Почему? Чтобы удержать внимание учащихся. А они, наоборот, стремятся отвлечься. Почему? Встаньте перед зеркалом и покричите на себя, например, готовясь к урокам. Через несколько минут выражение вашего лица изменится, оно станет злым. У учеников через несколько минут появляется чувство усталости, затем скуки или ответного раздражения. В результате учитель и ученик (если они не научились хорошо защищаться) к концу урока могут получить головную боль и боль в горле, чувствовать себя, как «выжатый лимон».

Объяснять новый материал лучше всего тихим и спокойным голосом. Такой темпо ритм вызывает состояние релаксации – расслабления, дети становятся внушаемы. Но весь урок говорить таким голосом не стоит, иначе кто-нибудь из вас уснёт. Макаренко считал, что педагог должен уметь выразить одну и ту же мысль с пятнадцатью оттенками интонации.

Наиболее важными средствами общения являются:

  1. Внушение – воздействие на эмоционально-чувственный уровень сознания. Чтобы эффективно осуществлять внушение, лучше использовать эмоционально окрашенную беседу с чётким выделением существенного в содержании.

  2. Убеждение – воздействие на сознание с целью формирования убеждённости. Должно строиться по правилам логики объяснения, обобщения, вывода, на чёткости, последовательности сообщаемых положений.

  3. Подражание. Подражают чему-то необычному, тому, что нравится или что принято в данной группе, что вызывает интерес.

  4. Заражение идеей, настроением. Возникает при организации совместной деятельности.

  5. Идентификация. Тесно связана с подражанием. Но здесь сознательное подражание другому человеку с переживанием своей тождественности или не тождественности.

И ещё немного хотелось бы сказать о повышении мотивации на уроках.

1) Интерес к информации.

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — вот психологическая природа этого источника учебной мотивации. В разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено. Младших подростков – эта тема плюс как все работает, собирается и разбирается. Старших подростков – как устроены они сами, старшеклассников – как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги.

2) Интерес к способу действия.

Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивания» учеников на их автоматическое 100% воспроизводство на репродуктивных занятиях, мы лишаем их стремления к познанию.

3) В старшей школе преобладает такой источник учебной активности, как осознание значимости происходящего для себя и для других.

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь, потому что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо».

Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному. Хорошо, если этот мотив подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но требующим затраты больших сил, процессом, т.к. ученику постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий. В такой ситуации живут выпускники одиннадцатых классов.

А вот следующие четыре источника учебных мотиваций могут осуществляться только на уроках с активными формами обучения.

1-й источник. Интерес к людям, организующим процесс, кого-то результат, а кого-то возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников огромный стимул. Общение должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, обеспе6чивать. Не зря в высказываниях учеников при выборе интересных предметов присутствует такая мысль, как «там можно побеседовать, высказать свою точку зрения». Другой аспект – это общение с педагогом. Если учение построено так, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для большей группы учащихся старших классов это тоже хороший стимул.

2-й источник. Потребность в самовыражении и самопрезентации.

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь, она рвется наружу и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, нарушая ход урока, выступая в роли шутов.

Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а, следовательно – стимулируют к учебе.

3-й источник. Потребность в самопознании и самовоспитании.

Она актуализируется и почти никак не задействуется в учебном процессе ни на уровне учебного содержания, ни на уровне методических средств. Между тем современные курсы литературы, истории, и биологии и другие могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и этим повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые надо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием – чувств, мышлений, социальных умений.

4-й источник. Актуализация творческой позиции.

Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе.

Таким образом, использование нетрадиционных форм обучения, а также активных форм обучения на повторительно-обобщающих уроках повышает интерес учащихся к учебной деятельности, создает условия для реализации потребностей в самовыражении и самопознании, повышая тем самым учебную мотивацию учащихся.

В заключении хочу сказать, что общение педагога с учащимися на уроках требует духовной и физической выносливости, а поэтому – крепкого вам здоровья!

infourok.ru

Личностные компетенции руководителя: типы, виды, сообенности

12 Май 2018       1ps            Просмотров:  

Перечень личных компетенций управленца
Описание компетенций
Как развить?

Личностные компетенции – которыми обладает конкретный человек. Их развитие больше зависит от имеющегося, заложенного природой потенциала, а формирование происходит независимо от того, чем человек занимается. При любом виде деятельности личные компетенции можно применять, а также успешно развивать.

В свою очередь, личностные компетенции руководителя – это компетенции, присущие человеку, занимающему руководящую должность. Однако и в этом случае речь идет о базовых компетенциях, заложенных в человека природой. Для эффективного руководства необходимо заниматься их развитием.

Личные компетенции руководителя: связь с потенциалом

Перечень компетенций управленца:

  1. Инновационность, новаторство;
  2. Разработка решений;
  3. Умение работать с информацией;
  4. Достижение целей;
  5. Саморегулирование и выдержка;
  6. Инициатива и решительность;
  7. Общительность и уверенность;
  8. Отношение к другим;
  9. Ориентация на развитие;
  10. Конструктивность к себе.

Инновационность, новаторство, способность принимать решения, а также уметь работать с информацией – все эти компетенции относятся к интеллектуальному потенциалу. Для управленца важно постоянно идти вперед, развивать свою компанию, соответственно, он обязан уметь идти по новому пути. Немаловажно принятие решений, так как от поведения директора в данном случае зависит судьба бизнеса. Работа с информацией – это необходимостью. И такое умение придется развивать, если есть желание стать успешным руководителем.

Достижение целей, саморегулирование, выдержка, а также инициативность и решительность – личностные компетенции начальника, относящиеся к волевому потенциалу. Руководитель обязан уметь ставить цели и их достигать. Для управленца важно регулировать свое поведение, свою работу, иметь выдержку при решении различных вопросов. Инициативный, решительный руководитель – это ценный ресурс для любой компании.

Общительность, уверенность, отношение к другим, умение общаться – коммуникативный потенциал. Безусловно, только уверенный начальник способен обеспечить эффективность работы компании, принимать решения, которые позволят бизнесу развиваться. Немаловажна общительность, уважение к другим, умение общаться с окружающими, выбирая определенную модель поведения.

Ориентация на развитие, конструктивность по отношению к себе – личные компетенции руководителя, входящие в потенциал, который определяет направленность. Начальник должен быть нацелен на развитие, разрабатывая соответствующие планы и выполняя их пункт за пунктом. Важно конструктивное отношение к себе. Руководитель, который умеет анализировать свою работу, явно полезен для компании, которая имеет будущее.

Как развить личностные компетенции руководителя?

Личные компетенции начальника всегда есть возможность развить. Главное – было бы желание. В этом помогают специалисты, которые проводят тренинги для руководителей. В процессе обучения участники тренингов получают не только теоретические знания, важные для эффективного руководства. Практические занятия, организуемые на тренингах, позволяют на практике отработать теорию.

Результаты тренингов для руководителей вполне очевидны. Люди, которые занимают руководящие посты, приобретают знания, умения, которые оказываются ценными при выполнении ими своих рабочих обязанностей. Им проще становится определять цели, двигаться к ним, общаться с подчиненными, выстраивая структуру взаимодействия, налаживать конструктивное сотрудничество с партнерами и многое другое, что важно для эффективного руководства.

Рейтинг публикации:
Загрузка…
Поделиться в соцсетях:
    Метки: компетенции руководителя     

www.training-partner.ru

Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема

Библиографическое описание:

Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/ (дата обращения: 18.11.2019).

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере профессионального образования. Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость и высокая инновационная динамика, предъявляет новые требования к соискателям рабочих мест. Среди этих требований выступают: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, грамотная деловая коммуникация, способность к кооперации (сотрудничеству), действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде, в условиях стрессогенных факторов и т.д. Как мы видим, требования работодателей определяются не столько знаниями выпускников высших учебных заведений, сколько способами деятельности («умение», «способность», «готовность»).

Таким образом, речь идет об особых новых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования – о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.

Эти изменения в части целей образования нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г., в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., что определило характер российского образования как компетентностно-ориентированного.

В современной отечественной педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» активно начали употребляться в 90-е гг. ХХ века в работах П.П. Борисова, И.А. Зимней, В.А. Кальней, А.Г. Каспржак, В. Ландшеер, А.А. Пинского, М.В. Рыжакова, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Е. Шишова, Б.Д. Эльконина др. В настоящее время, в силу формирования концепции компетентностного подхода, существует проблема единого определения содержания терминов «компетентность» и «компетенция». Осуществленный нами анализ научной литературы выявил терминологическую разобщенность мнений по данному вопросу.

Приступая к анализу позиций исследователей по данному вопросу, обратимся к лингвистическому толкованию данных лексем. В Толковом словаре русского языка находим следующие определения: «Компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области; а также второе значение – обладающий компетенцией [5]. В «Большом энциклопедическом словаре» под компетенцией понимается: 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [1, с.557]. Как мы видим и в том и в другом анализируемом понятии присутствует знаниевый компонент, а также компонент сферы деятельности. Выявить специфику данных понятий и определить отношения между двумя научными категориями становится целью нашего доклада.

Группа разработчиков новых образовательных стандартов во главе с академиком В.Д. Шадриковым исходит из определения, согласно которому, «компетентность – это новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [9, с.5]. Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. «Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [10, с. 15].

В рамках традиционного понимания результата образования осознается компетентность Э.Ф. Зеером. По его мнению, компетентность это интегративное качество личности, включающее в себя систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида профессиональной деятельности [2, c.23].

Л.Ю. Степашкина определяет компетентность через «…умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [4].

Уточняя качественные характеристики компетентности, М.A. Чошанов выделяет три основных: критичность мышления, мобильность знания, вариативность метода, используемого при решении функциональных задач [8, с. 4]. Причем под первым понимается способность специалиста из «множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения» [8, с. 4]. Такое качество как мобильность знания подразумевает способность человека к постоянному обновлению знания, освоению новой информации. Третья характеристика вариативность метода фиксирует умение специалиста из множества методов и способов решения проблемы найти наиболее оптимальный для данных ситуативных условий.

Как ситуативно-деятельностную категорию, рассматривают компетентность А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской. С позиции данных ученых, это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Соотношение двух категорий попытался описать А.В. Хуторской. По его мнению, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7]. Таким образом, если компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, то компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [6, с. 62].

Интересное уточнение вносит в понимание термина «компетенция» как составляющей «компетентности» И.А. Зимняя. Под компетенцией она предлагает понимать «…некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [3, с. 40]. Такое понимание основных категорий педагогики сквозь призму культуры человека, его воспитанности и ценностей, позволяет решать не только методологические проблемы, но и проблему качества образования в общем контексте его гуманизации.

Обобщая мнения исследователей по вопросу специфики терминов компетентность/компетенция подчеркнем обобщенный интегральный характер этих понятий по отношению к «знаниям», «умениям» и «навыкам» (не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание.) В понятие компетенции в качестве структурных компонентов входят знания, умения, навыки, а также личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к целеполаганию, ответственность, толерантность и пр.), социальная адаптация (умение работать в команде и вне ее), критическое мышление, а также опыт профессиональной деятельности в избранной сфере. Лишь в совокупности эти компоненты формируют поведенческие модели, а соответственно компетентность человека в решении поставленных перед ним задач.

Предложенное выше рассмотрение компетенции/компетентности в общем плане становления компетентностного подхода к образованию свидетельствует, как это отмечается всеми исследователями, об очень большой сложности их измерения и оценивания, что дает возможность наметить новые пути в разработке данного научного направления.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997. – 1456 с.

  2. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. – 2002. – Ч.2. – С. 23-25.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42.

  4. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm.

  5. Толковый словарь русского языка // http://www.vedu.ru/ExpDic/12640.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

  7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

  8. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.

  9. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. – 2007. – N 6. – С. 5-15.

  10. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология – № 1. – 2006. – С. 15-21.

moluch.ru

Формирование ключевых компетентностей учащихся

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Приложение 1, Приложение 2 (можно просмотреть, связавшись с автором статьи)

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  • Технологий;
  • Содержания образования;
  • Стиля жизни ОУ;
  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

 Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода:

Ученик Родители Государственные структуры

Субъекты педагогического процесса в системе образования –

Воспитатель психолог учитель

Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей.

Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация  Функциональные умения Социализация Мотивация

Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.

Компетентности классифицируются:

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
  2. По видам деятельности (

urok.1sept.ru

Статья на тему: «Личностная компетенция современного учителя»

Шаехов Гулюс Мухаметназипович

учитель физкультуры

МБОУ «Сармановская гимназия»

ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Исходя из новых образовательных запросов семьи, общества и государства, необходимости широкого внедрения IТ-технологий во все сферы жизни сформировалась новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Перед образованием встали новые задачи обеспечения формирования политической культуры демократической России — подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей; достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции; изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса; укрепление национальной безопасности и реализации, конституционных прав граждан. Основываясь на стратегию развития образования до 2020 года, исходя из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, в России определились основы федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников — формирование у обучающихся:

Личностной культурой учителя можно назвать —

  1. Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

  2. Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою- позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  3. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  4. Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;

  5. 0сознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.

Наиболее важными личностными компетенциями являются:

  • позитивное влияние

  • управление стрессом

  • креативность

  • эмоциональный интеллект

  • системное мышление

Содержание личностной компетенции учителя связано с эффективным осуществлением деятельности, с потенциалом к росту, с личностной установкой и мотивацией, нацеленностью на сохранение психического и физического здоровья, с обеспечением интеграции в окружающую действительность и предполагает поведенческие умения в конкретных случаях.

Список использованной литературы

1.Засобина, Г.А. и др. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Г.А. Засобина, И.В.Савин; под ред. Н..В.Савина — М: Просвещение, 1986. -111 с.

2.Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. — 381 с.

3.Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 1990. — 159. — (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). -159 с.

4.Морева Н.А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.А.Морева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский дом «Академия», 2008.-432 с.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о