Материальные запасы бюджетного учреждения это – Учет материальных запасов в бюджетном учреждении

Содержание

Учет материальных запасов в бюджетных организациях в 2019 году

Что относится к материальным запасам

Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.

Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.

Классификация материальных запасов включает:

  1. Предметы и ценности, используемые в деятельности предприятия и имеющие срок использования менее 12 месяцев.
  2. Готовую продукцию — результат производственного цикла.
  3. Товары для продажи независимо от срока использования и стоимости объекта.
  4. Отдельные категории ценностей, поименованные в п. 99 Инструкции № 157н.

Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.

Группировка матзапасов в бюджете

Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:










0 105 31

Медикаменты и перевязочные средства

0 105 32

Продукты питания

0 105 33

Горюче-смазочные материалы

0 105 34

Строительные материалы

0 105 35

Мягкий инвентарь

0 105 36

Прочие материальные запасы

0 105 37

Готовая продукция

0 105 38

Товары

0 105 39

Наценка на товары

А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.

Как оценивать матзапасы

Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:









Способ

Порядок формирования стоимости

Покупка, приобретение за плату

По фактической стоимости, уплаченной продавцу, либо по фактически понесенным затратам предприятия на покупку МЗ

Безвозмездная передача

По фактической, балансовой стоимости, при получении МЗ по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным передачам.


По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам

Изготовление МЗ хозяйственным способом

По фактической стоимости понесенных затрат или по плановой себестоимости при изготовлении готовой продукции

Неучтенные активы, выявленные при инвентаризации

Примите на учет по справедливой стоимости

Разукомплектованные ценности

МЗ, полученные в результате списания основных средств

Полученные в счет возмещения ущерба

Поступление материальных запасов: типовые проводки

Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.










Операция

Дебет

Кредит

Приобретение за плату

Приняты к учету

0 105 ХХ 340

0 302 34 730

Произведена оплата поставщику

0 302 34 830

0 201 11 610


Оборот по забалансовому счету 18

Безвозмездное получение

МЗ приняты к учету от головного учреждения

0 105 ХХ 340

0 304 04 340

МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления

0 105 ХХ 340

0 401 10 194

Изготовление готовой продукции

Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости

0 105 Х7 340

0 109 60 2ХХ

Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.

Выбытие и списание материалов

Отразите списание материальных запасов в бюджетном учете в следующих случаях:

  • при продаже актива на сторону;
  • при использовании в деятельности госучреждения;
  • в связи с передачей в уставные капиталы других организаций;
  • в результате стихийных бедствий, террористического акта, иных действий;
  • в связи с безвозмездной передачей сторонним организациям;
  • в результате непригодности, недостачи, хищения;
  • при передаче работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей;
  • при передаче спецоборудования для выполнения НИОКР.

Способ списания стоимости следует закрепить в учетной политике. Допускается на выбор: списание по фактической стоимости единицы или по средней стоимости. Выбранный способ должен применяться в течение календарного года. Допускается применять разные способы для отдельных групп.

Списание материальных запасов: типовые проводки

По правилам из Приказа Минфина № 157н (Инструкция по бюджетному учету материальных запасов), отражать списание матзапасов нужно проводками:






Операция

Дебет

Кредит

Отражено списание МЗ, использованных в деятельности учреждения

0 401 20 272


0 109 Х0 272

0 105 ХХ 440

Отражено списание МЗ, выбывших при создании нефинансовых активов

0 106 ХХ ХХХ

0 105 ХХ 440

Отражена безвозмездная передача подведомственному учреждению

0 304 04 830

0 105 ХХ 440

Отражена безвозмездная передача третьим лицам (кроме государственных и муниципальных)

0 401 20 272

0 105 ХХ 440

gosuchetnik.ru

Применение стандарта «Запасы» для учета материальных запасов учреждения





Выбрать журналАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложенияАктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйствеБухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятияхБухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйствеБухгалтер КрымаАптека: бухгалтерский учет и налогообложениеЖилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложениеНалог на прибыльНДС: проблемы и решенияОплата труда: бухгалтерский учет и налогообложениеСтроительство: акты и комментарии для бухгалтераСтроительство: бухгалтерский учет и налогообложениеТуристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложениеУпрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложениеУслуги связи: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложениеАвтономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераАвтономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеБюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтераБюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложениеКазенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтераКазенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложениеОплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтераОтдел кадров государственного (муниципального) учрежденияРазъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфереРевизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учрежденийРуководитель автономного учрежденияРуководитель бюджетной организацииСиловые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложениеУчреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение



20182019



НомерЛюбой



Электронная версия

www.audar-press.ru

Внеоборотные материальные запасы: что к ним относится


Актуально на: 17 мая 2019 г.





Материальные запасы – это сырье, материалы, комплектующие и другие материальные ценности, приобретенные или созданные для использования или потребления в процессе деятельности организации, или для изготовления иных нефинансовых активов. Материальными запасами являются, к примеру, готовая продукция, произведенная организацией, и товары, приобретенные для продажи (п. 98 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

У бюджетных учреждений материальные запасы подразделяются на оборотные и внеоборотные материальные запасы. Что к ним относится, расскажем в нашей консультации (п. 14 Инструкции о порядке составления годовой отчетности, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

Оборотные и внеоборотные материальные запасы

Оборотными материальными запасами являются активы краткосрочного использования, то есть предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости (п. 14 Инструкции о порядке составления годовой отчетности, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, п. 99 Инструкции по применению единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Оборотными материальными запасами считаются запасы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, находящиеся в процессе производства для такой продажи или находящиеся в виде сырья или материалов, которые будут потребляться в процессе производства или оказания услуг (МСФО-2 «Запасы», утвержденные Приложением № 2 к приказу Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н).

Внеоборотные материальные запасы в бюджетном учете это активы долгосрочного использования в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам (п. 14 Инструкции о порядке составления годовой отчетности, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

Учет материальных запасов ведется на счете 010500000 «Материальные запасы», который предназначен для учета материальных запасов, используемых в процессе деятельности учреждения, а также для их перепродажи (п. 99 Инструкции по применению единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, п. 21 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п. 31 Приказа Минфина России от 23.12.2010 N 183н).

Состав материальных запасов определяется характером работы учреждений. К материальным запасам, в частности, относятся готовая продукция, товары для продажи, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, горюче-смазочные материалы, строительные материалы, мягкий инвентарь и прочие материальные запасы (п. 99 Инструкции по применению единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н, Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н).

Внеоборотные материальные запасы в балансе бюджетного учреждения

Баланс государственных (муниципальных) бюджетных учреждений (форма 0503730), а также инструкция о порядке его составления утверждены Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Приказом Минфина России от 30.11.2018 N 243н были внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. В частности, внеоборотные материальные запасы (строка в форме 0503730) теперь выделены отдельно, для их отражения предусмотрена строка 081 – стоимость внеоборотных материальных запасов (п. 1, п. 3 Приказа Минфина России от 30.11.2018 N 243н). Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 30.11.2018 N 243н, применяются начиная с бухгалтерской отчетности учреждений за 2018 год.

Также читайте:

glavkniga.ru

Учет материальных запасов в бюджетных организациях

Недавно фирма «1С» выпустила 2-е, дополненное издание популярной книги «Бухгалтерия для бюджетных организаций» в вопросах и ответах», в которой разработчики этой конфигурации ответили на наиболее часто возникающие у пользователей вопросы. Учитывая высокую методическую ценность этого издания, редакция «БУХ.1С» решила ознакомить читателей с некоторыми материалами из него. В этом номере речь пойдет о ряде актуальных вопросов учета материальных запасов. Напомним, что книгу можно приобрести у партнеров фирмы «1С» и в книжных магазинах.

Содержание


При оформлении поступления материалов в программе нигде не указывается статья функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов. Это приводит к тому, что невозможно в дальнейшем отслеживать статьи ФКР и ЭКР при движении материалов, а главное, при списании. Как решить эту проблему?

Оплата ТМЦ осуществляется с учетом кодов ЭКР. Оприходование материалов, если мы их сразу не списываем, происходит без учета кода ЭКР. Когда через некоторое время материал списывается, то надо проставить код ЭКР, но мы не помним, с какого кода ЭКР мы платили. Было бы комфортнее, если бы при оприходовании материала мы бы фиксировали код ЭКР, с которого была оплата.

Знаем, что в документе оприходования не предусмотрен код ЭКР. Как можно его ввести в базу?

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) бухгалтерский учет материальных запасов ведется по наименованиям материалов и материально-ответственным лицам. Первичные документы и регистры учета материальных запасов, разработанные Минфином России, не предусматривают реквизитов для указания статей функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов, следовательно, и аналитический учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР указанной Инструкцией не предусмотрен. Поэтому в типовой конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» по счетам учета материальных запасов установлены два разреза аналитического учета — по субконто 1 «Материалы» («Оборудование», «Продукты питания») и субконто 2 «МОЛ».

Для организации оперативного учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР есть несколько вариантов.

Например, можно организовать партионный учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР. То есть в справочниках «Материалы», «Продукты питания», «Оборудование» и т. п. на одну и ту же номенклатуру создается несколько позиций (элементов справочника) по статьям ФКР и ЭКР. Код статьи можно указать непосредственно в кратком наименовании МЗ. Можно также объединить материальные запасы в группы по видам ЭКР (ФКР). При такой организации справочника вы будете видеть, с какой позиции следует списывать материальные запасы.

Распределение элементов справочника по группам возможно не только при начале ведения учета, но и уже в заполненном справочнике.

Например, в справочнике «Материалы» первоначально введены только группы по видам материальных запасов, внутри которых введены элементы по номенклатуре.

Создадим внутри какой-либо группы новые группы по кодам ЭКР, по которым приобретались материальные запасы этого вида.

После создания иерархической структуры вложенных групп складывается ситуация, когда группы расположены отдельно от элементов справочника. В связи с этим потребуется элементы, ранее введенные общим списком, распределить по своим папкам.

Для реализации этой операции необходимо, чтобы в окне для просмотра справочника помимо таблицы было раскрыто дерево групп (щелчком мыши на папке с нужным кодом ЭКР) (рис. 1).

Рис. 1. Перенос элемента справочника в группу

Для переноса элемента или группы в другую группу справочника необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • в таблице справочника установить курсор на строку с тем элементом или группой, которую необходимо перенести в другую группу;
  • в дереве групп выбрать наименование той группы, куда предполагается перенести выбранный элемент;
  • в меню «Действия» выбрать команду «Перенести в другую группу» или нажать комбинацию клавиш Ctrl + F5.

Последовательно выполняя аналогичные действия с каждым элементом справочника, обеспечим их распределение по группам.

Следует отметить, что изменение кода или наименования объекта справочника (группы или элемента), изменение вложенности не потребуют исправления проводок или повторного проведения документов, использующих эти объекты. То есть объект остается тем же, несмотря на проведенные изменения.

Если код ЭКР (ФКР) указан непосредственно в наименовании материала, то в любых аналитических отчетах, сформированных по счетам учета материальных запасов, можно будет увидеть остатки по кодам ЭКР.

Если в справочнике материальные запасы объединены в группы по видам ЭКР (ФКР), то сформировав стандартный отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету», в котором для субконто «Материалы» включена опция «Группы» (рис. 2), можно получить информацию о движении материальных запасов, сгруппированную по группам (рис. 3). Кроме того, к счетам учета материальных запасов можно создать субсчета второго порядка по статьям ЭКР или ФКР.

Рис. 2. Настройка группировки информации в отчете

Рис. 3. Вывод информации с группировкой по группам справочника

Организация аналитического учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР

При оформлении поступления материалов в программе нигде не указывается статья функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов. Это приводит к тому, что невозможно в дальнейшем отслеживать статьи ФКР и ЭКР при движении материалов, а главное, при списании. Как решить эту проблему?


Оплата ТМЦ осуществляется с учетом кодов ЭКР. Оприходование материалов, если мы их сразу не списываем, происходит без учета кода ЭКР. Когда через некоторое время материал списывается, то надо проставить код ЭКР, но мы не помним, с какого кода ЭКР мы платили. Было бы комфортнее, если бы при оприходовании материала мы бы фиксировали код ЭКР, с которого была оплата.

Знаем, что в документе оприходования не предусмотрен код ЭКР. Как можно его ввести в базу?


В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) бухгалтерский учет материальных запасов ведется по наименованиям материалов и материально-ответственным лицам. Первичные документы и регистры учета материальных запасов, разработанные Минфином России, не предусматривают реквизитов для указания статей функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов, следовательно, и аналитический учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР указанной Инструкцией не предусмотрен. Поэтому в типовой конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» по счетам учета материальных запасов установлены два разреза аналитического учета — по субконто 1 «Материалы» («Оборудование», «Продукты питания») и субконто 2 «МОЛ».

Для организации оперативного учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР есть несколько вариантов.

Например, можно организовать партионный учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР. То есть в справочниках «Материалы», «Продукты питания», «Оборудование» и т. п. на одну и ту же номенклатуру создается несколько позиций (элементов справочника) по статьям ФКР и ЭКР. Код статьи можно указать непосредственно в кратком наименовании МЗ. Можно также объединить материальные запасы в группы по видам ЭКР (ФКР). При такой организации справочника вы будете видеть, с какой позиции следует списывать материальные запасы.

Распределение элементов справочника по группам возможно не только при начале ведения учета, но и уже в заполненном справочнике.

Например, в справочнике «Материалы» первоначально введены только группы по видам материальных запасов, внутри которых введены элементы по номенклатуре.

Создадим внутри какой-либо группы новые группы по кодам ЭКР, по которым приобретались материальные запасы этого вида.

После создания иерархической структуры вложенных групп складывается ситуация, когда группы расположены отдельно от элементов справочника. В связи с этим потребуется элементы, ранее введенные общим списком, распределить по своим папкам.

Для реализации этой операции необходимо, чтобы в окне для просмотра справочника помимо таблицы было раскрыто дерево групп (щелчком мыши на папке с нужным кодом ЭКР) (рис. 1).


Рис. 1. Перенос элемента справочника в группу


Для переноса элемента или группы в другую группу справочника необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • в таблице справочника установить курсор на строку с тем элементом или группой, которую необходимо перенести в другую группу;
  • в дереве групп выбрать наименование той группы, куда предполагается перенести выбранный элемент;
  • в меню «Действия» выбрать команду «Перенести в другую группу» или нажать комбинацию клавиш Ctrl + F5.

Последовательно выполняя аналогичные действия с каждым элементом справочника, обеспечим их распределение по группам.

Следует отметить, что изменение кода или наименования объекта справочника (группы или элемента), изменение вложенности не потребуют исправления проводок или повторного проведения документов, использующих эти объекты. То есть объект остается тем же, несмотря на проведенные изменения.

Если код ЭКР (ФКР) указан непосредственно в наименовании материала, то в любых аналитических отчетах, сформированных по счетам учета материальных запасов, можно будет увидеть остатки по кодам ЭКР.

Если в справочнике материальные запасы объединены в группы по видам ЭКР (ФКР), то сформировав стандартный отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету», в котором для субконто «Материалы» включена опция «Группы» (рис. 2), можно получить информацию о движении материальных запасов, сгруппированную по группам (рис. 3). Кроме того, к счетам учета материальных запасов можно создать субсчета второго порядка по статьям ЭКР или ФКР.


Рис. 2. Настройка группировки информации в отчете


Рис. 3. Вывод информации с группировкой по группам справочника

Разделение финансового и материального учета

При работе с сетевой версией «1С:Бухгалтерии», как правило, с одним и тем же документом последовательно работают несколько сотрудников. Например, при поступлении материальных ценностей сопроводительные документы сначала частично обрабатываются в финансовом отделе — вносятся данные о поставке в целом для оперативного получения информации о взаиморасчетах с контрагентами, и только потом в материальном отделе производится разноска МЦ по бухгалтерским счетам. Как организовать такой порядок в «Бухгалтерии для бюджетных организаций»?


Для разделения финансового и материального учета во все документы по поступлению материальных ценностей введен реквизит «Сумма документа», в котором следует указывать общую сумму поступивших материальных ценностей.

Если сопроводительные документы поступают в первую очередь в финансовый отдел, то при оформлении поступления в программе сотрудник финансового отдела может заполнить в приходном документе только данные о контрагенте, общую сумму документа (стоимость поступивших материальных ценностей), а также отнести всю сумму документа на одну позицию в спецификации документа, например, «Не отрегулировано». Для этого в справочнике материальных ценностей должен быть элемент с таким наименованием. Заполненный документ следует записать в журнал, а на сопроводительном документе указать номер соответствующего документа в программе.

При поступлении сопроводительных документов в отдел материального учета, следует по указанному номеру открыть их аналог в программе и дооформить документ, то есть заполнить его табличную часть — по номенклатуре поступивших материальных ценностей ввести данные о количестве и стоимости, указать счета бухгалтерского учета, МОЛ, а затем перепровести документ.

Возможно, на один сопроводительный документ придется ввести несколько документов в программе, например, когда по одному счету-фактуре получены основные средства и малоценные предметы. В этом случае новые документы можно ввести копированием документа, введенного в финансовом отделе. В документах следует откорректировать сумму, указанную в электронном документе, введенном в финансовом отделе, указав в одном общую стоимость, например, только основных средств, в другом — общую стоимость, например, только малоценных предметов.

Регистрация поступления материальных ценностей в документе «Авансовый отчет»

В новом релизе «Бухгалтерии для бюджетных организаций» при создании документа «Авансовый отчет» для оформления расчетов с подотчетными лицами в части оприходования на склад поступивших МЦ не формируется проводка. Она формируется через документ «Поступление МЗ». В предыдущем релизе авансовый отчет всегда формировал проводки. На какой методологический документ можно ссылаться, объясняя данное изменение формирования проводки?


Возможность ввода документа «Поступление МЗ» (поступление материальных запасов) из документа «Авансовый отчет» при выборе счета из группы 06 включена в конфигурацию по многочисленным просьбам пользователей программы.

Предложенная в программе технология оформления поступления через подотчетное лицо основных средств, нематериальных активов и малоценных предметов — при выборе корреспондирующего счета из группы 01 или 07 вызывается соответствующий документ «Покупка ОС и НМА» или «Поступление МП» — понравилась пользователям: одновременно регистрируется авансовый отчет подотчетного лица и приходуются материальные ценности, при проведении документа «Авансовый отчет» проводится и документ поступления материальных ценностей.

Ввод документа «Поступление МЗ» из документа «Авансовый отчет» дает возможность, например, списать на расходы приобретенные через подотчетное лицо материалы сразу в момент оприходования.
При проведении документа «Авансовый отчет» проводится и документ «Поступление МЗ». При отмене проведения документа «Авансовый отчет» отменяется проведение и документа «Поступление МЗ». Проводки по поступлению материалов (и списанию), сформированные документом «Поступление МЗ», отражаются в печатной форме документа «Авансовый отчет», а также на закладке «Шапка» документа «Авансовый отчет» при нажатии кнопки «Показать» и выборе пункта «Бухгалтерские записи». Перечень проводок, которые формируются при проведении документа «Авансовый отчет», отражается в расшифровке к авансовому отчету и в журнале проводок:

  • для формирования и печати расшифровки к авансовому отчету следует нажать кнопку «Проводки» в журнале «Авансовые отчеты»;
  • чтобы просмотреть проводки, сформированные документом «Авансовый отчет», находясь в журнале «Авансовые отчеты», надо выделить курсором документ «Авансовый отчет» и нажать кнопку «ОK». Чтобы просмотреть проводки, сформированные документом «Поступление МЗ», находясь в журнале «Материальные запасы», надо выделить курсором документ «Поступление МЗ» и нажать кнопку «ОK».

Следует обратить внимание на ошибку некоторых пользователей, которые вводят в документ «Авансовый отчет» строки по каждому наименованию поступивших материалов. В строке документа «Авансовый отчет» следует указывать всю сумму по чеку на приобретение материалов, а в уже открывшемся документе «Поступление МЗ» производится расшифровка этой суммы по конкретным видам материалов.

Если в вашем учреждении подотчетное лицо сначала сдает материалы на склад, а потом приносит авансовый отчет в бухгалтерию, то можно проводить оформление следующим образом. Сначала на складе (на участке учета материальных запасов) МЗ приходуются документом «Поступление МЗ», в котором в качестве корреспондирующего счета указывается счет 178. При проведении документа по каждой номенклатурной единице формируются проводки:

Дебет 06 Кредит 178
— на сумму поступивших ценностей.

Затем в бухгалтерии (на участке расчетов с подотчетными лицами) вводится документ «Авансовый отчет», в котором делается одна запись:

Дебет 178 Кредит 160
— на сумму поступивших ценностей.

Учет безвозмездно полученных ценностей

Мы — медицинская организация, и к нам частенько приходят медикаменты по гуманитарной помощи, то есть без цены, и, следовательно, приходный документ получается без сумм. А такие документы в «Бухгалтерии для бюджетных организаций» не проводятся, и количественный учет в отчетах (оборотно-сальдовая ведомость и так далее) не показывается. Каким образом мы можем решить эту проблему?


В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) учет материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на балансовых счетах в количественном и суммовом выражении. Поэтому документы, с помощью которых в конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» отражается движение материальных ценностей на балансовых счетах бухгалтерского учета, предполагают указание как стоимости, так и количества материальных ценностей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования (п. 1 ст. 11). Это же положение закреплено в пункте 47 Инструкции № 107н — «основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости», а также в пункте 26 (подп. «а») — «излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации».

Таким образом, на баланс учреждения не положено принимать ценности без указания их стоимости. Оприходование материальных ценностей, поступивших без цены, должно производиться по рыночной стоимости.

Рыночная стоимость определяется в порядке, изложенном в пункте 26 (подп. «а») Инструкции № 107н: «формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем».

Подтверждением рыночной цены могут быть данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе.

Если по какой-либо причине невозможно получить необходимую информацию о действующих ценах, то стоимость должна быть определена «экспертным путем» — следует созвать комиссию из работников учреждения, оценить поступившие ценности, хотя бы в условной оценке, оформить соответствующий акт в произвольной форме, в котором фиксируется, что безвозмездно переданные учреждению ценности ставятся на учет по «такой-то» цене. Акт заверяется подписями членов комиссии. В этой оценке следует принять ценности к учету, оформив поступление на баланс соответствующими документами программы.

Следует учесть, что установление текущей рыночной цены объектов основных средств организацией-получателем, не имеющей лицензии на оценку имущества, в частности, комиссией из работников учреждения, действующими нормативными документами не предусмотрено. В данном случае придется прибегнуть к услугам независимого эксперта.

В «Бухгалтерии для бюджетных организаций» безвозмездно поступившие малоценные предметы приходуются универсальным документом «Поступление МП», в котором выбирается источник поступления «Безвозмездно получено/передано». При выборе этого источника на основной закладке документа надо указать только поставщика ценностей.

В табличной части указывается субсчет 3 счета учета малоценных предметов с типом источника финансирования «ЦС и БП» (так как безвозмездное поступление в соответствии с Инструкцией № 107н должно учитываться как целевые средства) и поступившие ценности по цене, которую утвердила комиссия.

При проведении документа будут сформированы проводки:

Дебет 07.3 Кредит 260.3.

Безвозмездно поступившие материальные запасы (МЗ) приходуются универсальным документом «Поступление МЗ», в котором на основной закладке «Шапка» указывается счет 270.3 «Средства от безвозмездных поступлений», выбирается вид поступления, например «Благотворительность» и источник финансирования «Безвозмездно получено/передано».

В табличной части указываются счета учета материальных запасов с субсчетами «3» («ЦС и БП»), например 063.3, номенклатура МЗ по цене, которую утвердила комиссия.

При проведении документа будут сформированы проводки:

Дебет 06.3 Кредит 270.3.

Учет оборудования для НИОКР по договорам заказчика

Как оприходовать оборудование для научно-исследовательских работ по договорам заказчика на счет 044.2? Как сделать так, чтобы это оборудование попадало в реестр закупок?

Для регистрации движения оборудования для научно-исследовательских работ по договорам заказчика, учитываемого на счете 044.2, следует использовать документы раздела «Учет материальных запасов». В частности, для оприходования — документ «Поступление МЗ».

В табличной части документа выбирается счет 044 и номенклатура оборудования. Об оформлении документа «Поступление МЗ» читайте в описании документа и документации к программе. После проведения документа «Поступление МЗ» данные о закупке оборудования будут включены в реестр закупок.

При передаче оборудования со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме (договору) следует оформить документ «МЗ списание» для списания оборудования с баланса.

При этом необходимо поставить оборудование на забалансовый учет — на счет А02 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Проводки по счету А02 следует вводить вручную.

buh.ru

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ. Журнал «Советник Бухгалтера»

    

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Оборотные активы – это те ресурсы, без которых фактически невозможна деятельность любого учреждения. К ним, в частности, относятся и материальные запасы.

Отражение на счетах

 
    Полный перечень материальных запасов приведен в пункте 99 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
    Согласно пункту 118 Инструкции № 157н все виды оборотных активов, за исключением денежных средств и дебиторской задолженности, учитываются на отдельных счетах, открываемых к счету 10500 «Материальные запасы»:

0 10501 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  0 10502 000 «Продукты питания»;
  0 10503 000 «Горюче-смазочные материалы»;
  0 10504 000 «Строительные материалы»;
  0 10505 000 «Мягкий инвентарь»;
  0 10506 000 «Прочие материальные запасы»;
  0 10507 000 «Готовая продукция»;
  0 10508 000 «Товары»;
  0 10509 000 «Наценка на товары».

    Согласно пункту 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно.
 

Единица учета

 
    В качестве единицы бухгалтерского учета материальных запасов могут быть выбраны номенклатурный номер, партия, однородная группа.
    Номенклатурный номер в качестве единицы учета выбирается в случае, если необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, разных торговых марок, артикулов и т.п. Такой вариант учета целесообразно применить при организации учета товаров.
    Партия в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, в разрезе поступивших и партий материальных запасов. Например, при учете медикаментов и продуктов питания, так как они имеют срок годности.
    Однородная группа в качестве единицы учета выбирается с учетом существенности аналитической информации об отдельных объектах материальных запасов в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с организацией такого учета.
    Как правило, подобный способ учета выбирается в отношении потребляемых материальных запасов, например бумаги для офисной техники.
    Единицы бухгалтерского учета, применяемые в целях учета определенных видов (групп) материальных запасов, должны быть закреплены в учетной политике госучреждения.
    Выбор конкретной единицы бухгалтерского учета для группы (вида) материальных запасов должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (письмо Минфина России от 25.03.2016 № 02-07-10/17036).
 

Проект Стандарта

 
    25 августа 2017 года на сайте Минфина России (https://www.minfin.ru) опубликован проект федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» для публичного обсуждения. Ознакомившись с проектом, можно направить предложения и замечания в проект стандарта.
    При введении его в действие в 2020 году будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
    Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица № 1):
 

Таблица №1

Группы материальных запасов Виды активов, относящихся к запасам Субъекты учета запасов
Материальные запасы — Материалы;
— готовая продукция;
— биологическая продукция;
— товары;
— иные материальные запасы
Организации госсектора
Незавершенное производство Совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг
Нефинансовые активы имущества казны — Недвижимое имущество;
— движимое имущество;
— драгоценные металлы и камни;
— нематериальные активы;
— непроизведенные активы;
— материальные запасы;
— прочие активы, составляющие казну
Госорганы и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имуществом казны

Первичные документы

 
    Операции с материальными запасами отражаются на основании первичных документов, формы которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н), а также составленных по формам, разработанным в самом учреждении или оформляемых контрагентами учреждения (таблица № 2).
 

Таблица № 2

Первичные документы по учету материальных запасов

Наименование документа Форма Примечание
Поступление материальных запасов
Накладная № ТОРГ-12 Документы, подтверждающие получение учреждением материальных запасов
Товарно-транспортная накладная № 1-Т Применяется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом
Товарный чек Бланк строгой отчетности Отражает факт приобретения товара у продавца и подтверждает оплату этого товара
Извещение 0504805 Составляется в случае безвозмездной передачи материальных запасов дополнительно к сопроводительным документам
Универсальный передаточный документ (УПД) Бланк документа и рекомендации к его заполнению приведены в письме ФНС РФ от 21.10.2013 № ММВ-20-3/[email protected] Документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции и объединяющий в себе счет-фактуру и первичный документ
Акт приемки материалов (материальных ценностей) 0504220 Составляется в случае:
-выявления расхождений фактического наличия материалов с данными документов поставщика;
-принятия к учету материалов, полученных от ликвидации, проведения демонтажных и ремонтных работ объектов основных средств
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) 0504207 Составляется учреждением при поступлении материальных ценностей и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе
Внутреннее перемещение и выбытие материальных запасов
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения 0504210 Применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями
Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование 0504206 При выдаче или возврате регистрируется по наименованиям выданное в пользование имущество с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования, количества выданных материальных ценностей
Меню-требование на выдачу продуктов питания 0504202 Составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания
Требование-накладная 0504204 Применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями, материально ответственными лицами и при реализации готовой продукции

www.referent.ru

Бюджетные учреждения. Материальные запасы в учете бюджетного учреждения

    

    

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 
    Материально-производственные запасы представляют собой важнейшую часть оборотных активов организации, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
    Учет материальных запасов должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения. Об учете материальных запасов в бюджетном учреждении пойдет речь в статье.
 
    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), и одной из таких форм являются учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
    Бюджетные учреждения — одна из форм государственных (муниципальных) учреждений.
    Правовое положение бюджетных учреждений, наряду с ГК РФ, определяет Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 1 статьи 32 которого установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, причем государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
    Основным нормативным правовым документом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 402-ФЗ).
    К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, как Вы знаете, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта. Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы (пункты 1, 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
    Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности (пункт 4 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
    Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 19.03.2019 г. N 45н.
    Пять стандартов утверждены и введены в действие с отчетности 2018 года, еще пять — с отчетности 2019 года, несколько стандартов утверждены и будут введены в действие с отчетности 2020 и 2022 годов, многие стандарты находятся в стадии разработки.
    Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» утвержден Приказом Минфина России от 07.12.2018 г.

www.referent.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о