Медиафраншиза это – Медиафраншиза — Википедия

Содержание

Медиафраншиза — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Медиафраншиза (англ. Media franchise, ошибочно — франшиза или франчайз или медиафранчайз) — интеллектуальная собственность, связанная с персонажами, антуражем и торговой маркой оригинального медийного произведения, такого как фильм, литературное произведение, телевизионная передача или компьютерная игра.

Медиафраншизы обычно возникают, когда произведение из одной формы переходит в другую. Например, литературные произведения часто экранизируются, телесериалы иногда превращаются в художественные фильмы, а фильмы получают продолжение в виде телесериала. Некоторые книги основаны на сюжетах известных фильмов и телешоу (таких, как «Звёздный путь», «Доктор Кто», «Вавилон-5» и т. д.).

См. также

Напишите отзыв о статье «Медиафраншиза»

Ссылки

  • [www.slate.com/id/2119701/ Slate: «The Midas Formula (How to create a billion-dollar movie franchise)»]
  • [www.boxofficemojo.com/franchises/ Box Office Mojo: Film franchise earning comparison]

Отрывок, характеризующий Медиафраншиза

– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.

wiki-org.ru

Франшиза в кино — это… Определение и возможности, обзор лучших франшиз

Любой поклонник киноиндустрии не понаслышке знает о таком понятии, как «франшиза». Прекрасно объяснима и популярность данного явления, ведь при наличии уже готовой идеи, прекрасно показавшей себя в кассовых сборах, можно продолжать снимать бесконечное количество сиквелов, приквелов и спин-оффов. Приносит ли это доход кинодеятелям? Безусловно. Имеет ли франшиза какое-то негативное влияние на индустрию в целом? Конечно. Сегодня мы попробуем разобраться с понятием франшизы в кино: что означает оно и каковы его особенности. Бонусом мы рассмотрим примеры самых популярных картин, которые являются продуктом деятельности в таком направлении.

Франшиза в кино — это…

Когда говорят о рассматриваемом нами явлении в киноиндустрии, его часто называют еще одним словом — медиафраншизой. Данный термин объединяет в себе не только фильмы, но и другие развлекательные продукты, такие как игры, сериалы, книги и комиксы.

Если говорить простыми словами, франшиза в кино — это серия фильмов, которые связаны друг с другом одной и той же темой. Обычно в них задействованы одни и те же персонажи или одинаковый сеттинг. Если же подойти к этому вопросу с более научной стороны, то мы получим следующее определение: франшиза в кино — это договор интеллектуальной собственности, состоящей из определенного антуража, каста вымышленных героев и других деталей уникальной проработанной «вселенной». Обычно речь идет о серии фильмов или отдельных сиквелах и приквелах, которые являются либо прямым продолжением историй, рассказанных в оригинальных кинолентах, либо сюжетным ответвлением.

Приобретение прав на франшизу в кино — это гарантия того, что покупателю достается идея, название продукта и многое другое из того, что было перечислено ранее. Заниматься подобными проектами очень выгодно, так как у режиссера уже есть готовая разработанная идейная линия с неплохой репутацией, на основе которой можно отснять заранее успешную картину.

Что может входить в кинофраншизу?

Когда какой-нибудь успешный фильм берется под крыло особо предприимчивыми продюсерами, то на экраны начинают выходить различные сиквелы, приквелы и спин-оффы. Наверняка даже рядовой зритель хоть раз слышал данные термины. Как правило, сиквелами называют второй и все последующие фильмы во франшизе. Они являются прямым продолжением первой части и развивают сюжетную линию, начатую ранее. Иногда третьи и четвертые фильмы получают собственные названия — триквелы (более частое употребление) и квадриквелы (употребляется реже). И наоборот, картины, в которых раскрываются события, предшествующие первой части, называются приквелами.

Что касается термина «спин-офф», то им обозначают фильмы, которые находятся в той же «вселенной», что и оригинальная история. Итак, если говорить простыми словами, франшиза в кино — это своеобразное «ответвление» от основного сюжета, остающееся в рамках общей концепции. Самым понятным примером будет готовящийся к выпуску спин-офф к популярному сериалу «Игра престолов», заключительный сезон которого стартует уже в этом году.

Наконец, разобравшись, что значит франшиза в кино, мы переходим к самому интересному. Попробуем вспомнить лучших представителей данного явления, которые хорошо знакомы современному зрителю. Отметим, что расположение фильмов в статье произвольное, мы не опирались на какие-то особые рейтинги. Единственное, что их объединяет — это известность и большая прибыльность.

«Марвел»

С момента выхода на экраны первого «Железного человека», киновселенной Marvel удалось «забить» себе тепленькое местечко на верхних позициях мировых кассовых сборов. Каждый год франшиза радует своих поклонников новыми приключениями знаменитых супергероев, сошедших прямо со страниц комиксов. Тор, Халк, Капитан Америка, Мстители, Стражи Галактики, Человек-паук — лишь немногие культовые персонажи «Марвел», о которых сняты отдельные фильмы, но в рамках одной Вселенной. Можно с уверенностью сказать, что самая кассовая компания Голливуда продолжит идти по намеченному пути и, надеемся, выпустит в будущем немало новых успешных картин.

«Гарри Поттер»

Еще одна из самых прибыльных кино-франшиз современности. Несмотря на то что история про мальчика, который выжил, имеет довольно ровную литературную основу, ее воплощение в фильмах получилось совсем иным. В первых двух частях режиссер Крис Коламбус сумел рассказать тривиальную семейную сказку и остался верным оригинальной атмосфере волшебства. С выходом же третьего фильма франшиза начала приобретать более темный и мрачный оттенок — как в сюжетном плане, так и в технических решениях. Сейчас, когда история Поттера подошла к концу, на экраны начали выходить «Фантастические твари» — серия других фильмов из той же «вселенной».

«Джеймс Бонд»

Говоря о самых долгоиграющих кинофраншизах, нельзя не упомянуть Бондиану. Эта мегапопулярная серия фильмов про британского шпиона вышла в далеком 1961 году и продолжает радовать поклонников по сей день. Один из ее секретов долголетия заключается в том, что роль Бонда исполняет не один актер. Современный зритель наверняка привык к Дэниелу Крейгу, однако до него в статусе 007 успели побывать и другие иконы, такие как Шон Коннери, Пирс Броснан, Тимоти Далтон и Роджер Мур.

«Крепкий орешек»

Не будем далеко отходить от боевиков и вспомним, пожалуй, самую звездную роль Брюса Уиллиса. В «Крепком орешке» актер играет персонажа по имени Джон Макклейн — вечно немного усталого и близкого к алкоголизму полицейского. Первая часть кинофраншизы вышла аж в 1988 году и являлась адаптацией одноименного романа Родерика Торпа. На сегодняшний день насчитывается 5 фильмов, каждый из которых запомнился зрителю не только отличными экшен-сценами, но и весьма харизматичными злодеями.

«Властелин Колец»

Пожалуй, лучшая фэнтезийная франшиза в кино — это экранизация двух самых известных работ всемирно известного английского писателя Дж. Р. Р. Толкина. Обе трилогии, снятые по «Властелину Колец» и «Хоббиту», принесли их создателям почти 6 млрд долларов. И пока многие поклонники продолжают жаркие дискуссии касаемо «Хоббита», нельзя отрицать того факта, что долгожданному «Возвращению в Средиземье» удалось собрать весьма неплохую кассу. В целом кинофраншиза «Властелина Колец» удостоилась большой похвалы со стороны как зрителей, так и критиков, получив 37 номинаций на премию «Оскар» и одержав победу в 18 из них.

«Звездные войны»

Настоящая жемчужина среди всех кинофраншиз современности. Изначально Джорд Лукас задумывал «Звездные войны» циклом, состоящим из 9 картин. Первая трилогия вышла в 1977 г. и смогла заработать оглушительный успех, заработав свыше 2 млрд долларов. С развитием новых цифровых технологий свет увидело и «продолжение» в виде второй трилогии, которая на самом деле была приквелом к оригинальным фильмам. Сейчас Джордж Лукас уже отошел от своего детища, однако выход новых картин по вселенной Star Wars продолжается и по сей день. На этот раз у «руля» оказалась компания «Дисней», работа которой вызывает у некоторых поклонников космической саги много вопросов. Несмотря на это, «Звездные войны» продолжают приносить прибыль, а значит, покидать экраны франшиза точно не собирается.

«Индиана Джонс»

Нет никаких сомнений, что в приключенческой нише кино с захватывающими погонями и поиском древних сокровищ всегда доминировали фильмы про Индиану Джонса. На счету франшизы уже есть 4 полнометражные картины и один сериал, рассказывающий о приключениях протагониста в его юные годы. На экране образ обаятельного археолога Джонса был впервые воплощен Харрисоном Фордом. Впоследствии роль удалось примерить на себя и другим актером, однако было это лишь в рамках сериального спин-оффа. Несмотря на свой возраст, Харрисон Форд планирует сняться и в пятой части франшизы, которая, по слухам, готовится к выходу в 2021 году.

«Форсаж»

Выход седьмого фильма во франшизе буквально взорвал мировой прокат. Всего за семнадцать дней «Форсажу 7» удалось собрать свыше 1 млрд долларов. Конечно, такой ажиотаж к просмотру именно седьмой части можно также связать с трагической гибелью одного из ведущих актеров — Пола Уокера. Неизвестно, ожидает ли такой же оглушительный успех франшизу в будущем. После выхода «Форсажа 8» стало ясно, что зрители готовы продолжать ходить на просмотр новых частей в кинотеатр и платить за это неплохие деньги. Посмотрим, какой результат продемонстрируют грядущие картины франшизы, которые уже готовятся к выходу.

«Пираты Карибского моря»

Бесспорным залогом успеха лучшей кино-франшизы о пиратах стал Джонни Депп, который сыграл одну из своих лучших ролей. Эксцентричный Джек Воробей был главным героем всех вышедших на данных момент фильмов, общее количество которых равняется 5. К выходу картины «Мертвецы не рассказывают сказки» франшиза успела заработать свыше 3,7 млрд долларов. Ходят слухи, что Депп оставит свою известную роль Воробья и больше не вернется к съемкам продолжения «Пиратов карибского моря». Навряд ли продюсеры откажутся от одной из самых кассовых кино-франшиз, поэтому, скорее всего, в будущем нас будут ждать приключения уже новых пиратов!

«Бэтмен»

Пожалуй, это единственный супергерой DC-комиксов, который смог построить вокруг себя одну из самых известных кино-франшиз. Ему пришлось пережить немало перезапусков — как среди фильмов, так и среди анимации. В роли этого знаменитого борца с преступностью уже побывали такие актеры, как Вэл Килмер, Майкл Китон и Джордж Клуни. На новый уровень кинофраншизу о Бэтмене удалось вывести режиссеру Кристоферу Нолану, который снял целую трилогию, посвященную Темному Рыцарю. На этот раз главную роль получил Кристиан Бейл, а сами фильмы приобрели более мрачный и серьезный тон, нежели их предшественники. Сейчас Бэтмена играет Бен Аффлек, и хотя отдельных картин с ним пока не выходило, релиз долгожданного сольника планируется в 2020 году.

«Чужой»

Серия научно-фантастических ужастиков про чрезвычайно агрессивное инопланетное существо. Основная серия фильмов насчитывает 4 части, самая первая из которых вышла на экраны в 1979 г. с Сигурни Уивер в главной роли. В кресле режиссера успели побывать Ридли Скотт, Джэймс Кэмерон, Дэвид Финчер, а также будущий автор «Амели» Жан-Пьер Жэне. В 2012 году состоялся выход новой картины от Ридли Скотта под названием «Прометей», которая должна была стать предысторией к популярному оригиналу. Позже вторая трилогия приобрела самостоятельное направление и отказалась от звания «прямого приквела», при этом все равно оставшись в той же вселенной, что и «Чужой». Выход заключительного фильма, как обещает режиссер, поможет расставить все точки над i.

«Безумный Макс»

Скорее всего, многие зрители впервые познакомились с данной франшизой в 2015 году, когда на экраны вышла «Дорога ярости», ставшая настоящим коммерческим успехом. На самом деле серия фильмов про Безумного Макса зародилась еще в 70-х, когда главную роль исполнял не Том Харди, а Мэл Гибсон. В то время данный жанр еще только начинал свое становление, и именно второй части франшизы удалось положить начало настоящему «буму» постапокалиптического кино по всему миру. Несмотря на то что «Безумный Макс» 1979 года поначалу не снискал особой популярности, было решено отснять продолжение. Первый и второй фильмы отснял австралийский режиссер Джордж Миллер, и он же вернул Макса на большие экраны в перезапуске 2015 года. На данный момент готовится следующая часть под названием «Пустошь», главную роль в которой продолжит играть Том Харди.

Пополнить наш список кино-франшиз могут еще несколько достойных проектов: «Парк Юрского периода», «Миссия невыполнима», «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин», «Обитель Зла», «Терминатор», «Годзилла», «Люди в черном» и др. На самом деле подавляющая часть современной киноиндустрии состоит именно из франшиз. Многие из них показывают прекрасные результаты в кассовых сборах, многим, по мнению большинства зрителей, лучше уйти на покой. В любом случае смотреть ли и поддерживать ту или иную франшизу — решает только сам зритель.

fb.ru

франшиза — это… Что такое Медиа-франшиза?


Медиа-франшиза

Медиафраншизы — интеллектуальная собственность с персонажами, окружающей среды и торговые марки оригинальной работе Медиа, таких как пленки, литературное произведение, телевизионной или компьютерной игры.

Медиа-франшизы обычно возникают тогда, когда работы той или иной форме Медиа передается другому Медиа, например: Литературные произведения часто экранизируются (например, Шерлок Холмс). Телесериалы иногда превращается в художественных фильмах, или фильмы получают продолжение в виде телесериала. Некоторые книги основаны на сюжетах известных фильмов и телешоу (таких как Star Trek, Doctor Who, Star Wars).

см. также

Категория:
  • Медиафранчайзы

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Медиа-группа «Новая волна»
  • Медиа Группа «Украина»

Смотреть что такое «Медиа-франшиза» в других словарях:

  • Resident Evil — У этого термина существуют и другие значения, см. Resident Evil (значения). Resident Evil Лого …   Википедия

  • Idol (телепроект) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идол (значения). Idol Идол Жанр медиа франшиза Автор(ы) Саймон Фуллер Произво …   Википедия

  • Идол (значения) — Содержание 1 Археология 2 География 3 Биология …   Википедия

  • Хитрюга Джек — «Хитрюга Джек» (дат. Jungledyret Hugo)  датская медиа франшиза, рассказывающая о приключениях антропоморфного животного Хьюго. Создана датским писателем и режиссёром Флеммингом Квист Меллером. В настоящее время франшиза состоит из трёх… …   Википедия

  • Список персонажей серии Resident Evil — «Resident Evil» (с англ.  Обитель Зла), также известная в Японии, как Biohazard (яп. バイオハザード байохадза:до?)  медиа франшиза, принадлежащая компании Capcom и созданная Синдзи Миками под влиянием серии фильмов Живые мертвецы Джорджа… …   Википедия

  • Хитрюга Джек 3D — Jungledyret Hugo: Fraek, flabet og fri Тип мультфильма …   Википедия

  • Hatamoto Taikutsu Otoko — Саотомэ Мондоносукэ яп. 早乙女 主水之介 …   Википедия

  • Итикава, Утаэмон — Утаэмон Итикава 市川 右太衛門 …   Википедия

  • Мини-сериал — Портал Телевидение История Телевидение в США Телевидение в России …   Википедия

  • Список СМИ Вологодской области — Содержание 1 Областные СМИ 1.1 ТВ 1.2 Радио …   Википедия

dic.academic.ru

Медиа — Википедия

Медиа — обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство).

Media — ключевой термин Торонтской школы теории коммуникаций. Это форма множественного числа, образованная от латинского medium, переводимое как «средний» или «посредник». Означает субстанцию, через которую передаётся сила или любое другое воздействие, преимущественно используется в контексте спиритуализма и ряде духовно-эзотерических практик.

Это совсем не значит, что в данном случае следует отказываться от перевода media на русский язык, тем более что перевод media как средств коммуникации не только правилен, но и вошел в русский язык еще в 1960-х годах, когда отказ от перевода и, соответственно, внедрение в русский язык английского media как русского «медиа» просто не мог еще никому прийти в голову.

В настоящее время средства коммуникации — обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность технологических средств и приёмов коммуникации, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде: текст, музыка, изображение.

Что касается внедренного в русский язык термина «медиа» — а для этого понадобились соответствующие финансовые средства и политическое влияние — о чем говорит появление в российских университетах кафедр, в названии которых фигурирует это слово, — то он чаще является частью таких новообразований, как медиатекст, массмедиа, медиапространство, медиакомпетентность, медиаданные, медиасообщение, медиазависимость, новые медиа, альтернативные медиа, социальные медиа и так далее. Вследствие своей изначальной непроясненности они создают для людей, пользующихся ими, трудности понимания предметов, о которых при этом идет речь.

Неудивительно, что люди, плохо знающие английский язык и слабо разбирающиеся в коммуникационной проблематике, зачастую слово «медиа» некритически объединяют в единое целое с такими понятиями, как средства массовой информации, телекоммуникации и пр.

Это видно уже, например, из таких рассуждений:

1. Понятие медиа намного шире каждого из таких терминов или их совокупности. Медиа включает в себя предметы, которые в обычном понимании совершенно не относятся к средствам связи. Одежда, архитектура или колесо также могут быть причислены к медиа[1].
2. Влияние медиа на передаваемое ими сообщение существенно и не менее важно, чем само сообщение. СМИ же рассматривают исключительно как инструмент или канал коммуникации, не влияющий на смысл передаваемого сообщения.

В качестве проблематики теории медиа можно привести цитату Маршалла Маклюэна (сотрудник Торонтского университета) из его интервью.

Подход к изучению окружающего мира должен быть достаточно гибким и адаптивным, чтобы он мог объять саму матрицу окружающего мира, которая находится в постоянном движении. Я считаю себя учёным-универсалом, а не узким специалистом, который вцепился в крохотный клочок науки, объявил его своим интеллектуальным угодьем и не видит ничего другого вокруг. Моя работа, по сути — глубокий анализ — обычная практика для большинства современных дисциплин от психиатрии до металлургии и структурного анализа. Эффективное изучение средств массовой коммуникации занимается не только содержанием, но и самими средствами, а также культурным контекстом, в котором эти средства оперируют. Чтобы обнаружить принципы действия и главные силовые линии какого-либо феномена, необходимо наблюдать его со стороны. В моих исследованиях нет ничего радикального или сенсационного, просто почему-то до меня никому не приходило в голову этим заняться. За последние 3500 лет существования западной цивилизации влияние средств массовой информации — будь то речь, письмо, печать, фотография, радиовещание или телевидение, — систематически недооценивалось исследователями социума. Даже в наше время электронной революции учёные не проявляют намерения к пересмотрению этой по-страусиному невежественной точки зрения.

Подход М. Маклуэна, до ситх пор с трудом пробивающий себе дорогу, сам он выразил ставшим знаменитым высказыванием «The medium is the message», что можно перевести как «средство коммуникации есть сообщение»[1].

В числе основоположников развития концепции «медиа» (артефактов как средств коммуникации) выделяют сотрудников Торонтского университета Гарольда Инниса и Маршалла Маклуэна. М. Маклуэн уделял большое внимание изучению культурологических, психологических и физиологических результатов воздействия средств коммуникации[2], в то время как Иннис занимался его социально-экономическими, культурными и материальными последствиями[3].

Предметное окружение человека и создаваемое им пространство исследуется в качестве средств коммуникации, по крайней мере, с 1960-х годов (отметим работы Маршалла Маклуэна и других представителей экологии средств коммуникации). В этой связи обычно речь идет об электронно-инфокоммуникационном пространстве.

Видным исследователем данного подхода является Нейл Постман. В своей работе «Развлекаемся до смерти» автор рассматривает все возрастающее «развлекательное» влияние, которое медиа оказывают на транслируемую информацию. Автор делает выводы, что медиа ставят на первое место удовлетворение потребности в досуге и развлечениях, отодвигая качество информации на задний план. Согласно книге, образ человека или предмета в медиа не менее значим, чем сама реальность. По его словам, из-за развития технологий на данном этапе даже избиратели уделяют большее внимание образу политика, а не его фактической деятельности.[4]

В рамках системно-деятельного подхода[5] «медиапространство» понимается как продукт двух сред — культурной и социальной, выполняя свою роль как в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса системы, так и в её преодолении.

Все авторы придавали большое значение воздействию артефактов как средств коммуникации. Они воспринимали его как фактор, формирующий у человека представления об окружающем мире и о самом себе. С изменением доминирующего типа коммуникации общество в целом меняется коренным образом. Поворотными моментами в истории развития средств коммуникации стали создание печатного станка (европейского способа книгопечатания) И. Гутенбергом и электрического телеграфа, положившего начало электронным средствам связи.

Термин «медиа» воспринимается негативно, поскольку он, олицетворяя, по существу, фактический запрет на перевод, является избыточным англицизмом, препятствующим пониманию русскоязычного текста. Дело в том, что в данном случае английское media представляет собой сокращение от communication media, или, смотря по контексту, media of mass communication, что с давних пор переводится на русский язык как «средства коммуникации» или «средства массовой коммуникации». Следует также иметь в виду в этой связи проблему преемственности в развитии знания о воздействии средств коммуникации, поскольку соответствующие исследования стали интенсивно развиваться еще в Советском Союзе 1960-х годов, и сегодняшние борцы за отказ от перевода на русский язык английского слова media выступают, по существу, против преемственности в развитии знания, обедняя, тем самым, прежде всего свое собственное понимание затронутой проблематики.

Нейл Постман отмечал, что высокий авторитет М. Маклуэна препятствуют критике его идей и оказывают серьезное влияние на то, как эти идеи воспринимаются в обществе. По его мнению, «Законы средств коммуникации: новая наука» («Laws of Media: The New Science») стала лучшей книгой М. Маклуэна, так как в ней достаточно четко прописана доказательная база.[6]

Среди критиков М. Маклуэна были Д. Кэрри[7], С. Финкельстайн[8], Д. Миллер[9], они упрекали автора за склонность к техническому детерминизму и повторение чужих идей, что, в свою очередь, свидетельствует о непонимании ими сути маклуэновского подхода.

Работы предшественников Маршалла Маклуэна, в частности Гарольда Инниса, были хорошо восприняты критиками. Но, хотя их вклад был высоко оценен, сами идеи не получили столь же широкого распространения.

  • Havelock E., Harold A. Innis: a memoir (with a preface by H. Marshall McLuhan). Toronto: Harold Innis Foundation, 1982.
  • Stamps J. Unthinking Modernity: Innis, McLuhan and the Frankfurt School. Montreal: McGill-Queen’s University Press, 1995.
  • Postman, Neil Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business 1985
  • Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. — М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. — 464 с
  • Бузин В. Н. Уровни управления российским медиапространством // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) . 2012. № 1. С.121-125.
  • Бузин В. Н. Социальное управление российским медиапространством: системно-деятельностный подход. М.: Юнити, 2012. 311 с.

ru.wikipedia.org

Что такое франшиза и франчайзинг?

Что такое франчайзинг

Слово «франчайзинг» в переводе с английского языка означает «привилегия». Существует множество определений франчайзинга с акцентом на разные его составляющие. Но в своей работе franshiza.ru берет за основу классическое определение франчайзинга как целого комплекса отношений.

Франчайзинг — это тесное и продолжительное сотрудничество между двумя сторонами, которые являются финансово и юридически обособленными единицами, Франчайзером и Франчайзи. В ходе этих взаимоотношений Франчайзер предоставляет Франчайзи право использовать товарный знак, ноу-хау, методы ведения бизнеса, процедуры и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность, налагая обязательства на Франчайзи вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзора. Эти права предоставляются Франчайзи за прямое или косвенное финансовое вознаграждение в виде паушального платежа и/или роялти в адрес Франчайзера в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора.

Кратко суть франчайзинга можно сформулировать следующим образом: в обмен на преимущества проверенной концепции и методики ведения бизнеса с относительно известным товарным знаком Франчайзи делится с Франчайзором частью своей прибыли и частью независимости в принятии решений.

Что такое франшиза

Франшиза — это объект договорных отношений, комплекс прав, охватывающих объекты интеллектуальной собственности на один или несколько товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов и образцов, охраняемых авторским правом, а также технологию ноу-хау и коммерческую тайну, которыми будут пользоваться для продажи товаров или оказания услуг пользователям.

Франшиза простыми словами — это возможность вести бизнес под чужим раскрученным брендом, заплатив первоначальный взнос и делая регулярные отчисления в виде процента от прибыли или фиксированных сумм. Франшиза – это своего рода комплекс благ, состоящий из товарного знака, методов ведения бизнеса и всесторонней поддержки со стороны Франчайзера на этапе запуска и функционирования франчазингового предприятия (магазина, ресторана, офиса, производства и т.д.).

Объект партнерских отношений между покупателем и продавцом во франчайзинговых отношениях часто называют Бизнес — Франшиза. Это определение отлично отражает суть происходящего: то есть, прежде всего, это БИЗНЕС, основной целью которого является получение сторонами прибыли. Но данный бизнес строится не с абсолютно чистого листа, а на базе концепции, доказавшей свою эффективность, устойчивость, а продукт или услуга франчайзинга – свою востребованность.

Какие бывают франшизы еще…

Так как слово «франшиза» переводное (дословно «льгота», «преимущество»), то и применяется оно в абсолютно разных сферах, но всегда со схожим смыслом: получая франшизу, вы становитесь обладателем какой-либо привилегии и форы.

Франшиза в кино

Получили большое распространение франшизы в кино, и этим давно никого не удивишь. По сути, все сиквелы, римейки и продолжения известных и любимых фильмов – это и есть «франшиза». Если фильм состоит из двух частей, а сериал из двух сезонов, то можно с большой долей вероятности предположить, что это — кинофраншиза. Примеры кинофраншиз и мультфраншиз всем известны: «Пираты карибского моря», «Терминатор», «Шрек», «Сумерки», «Форсаж», «Люди Икс», «Трансформеры» и сотни других известных киноисторий.

Большинство кинофраншиз принадлежат крупнейшим киностудиям, таким как Disney, Warner Brothers, Pixar, Marvel, DreamWorks. Владение франшизой для кинопроизводителя дает возможность на базе существующих героев изобретать новые сюжеты, работать с разными режиссерами и достойно зарабатывать в случае продажи персонажа другой медиакомпании. Например, самая дорогая франшиза в мире — «Мстители» за 14 фильмов заработала почти 11 миллиардов долларов, «Гарри Поттер» за 13 лет собрал $10 миллиардов, франшиза «Властелин колец» — около 5 миллиардов.

В рейтингах самых длинных франшиз в кино лидируют: «Годзилла» (с 1959 года снято 29 фильмов по франшизе), «Джеймс Бонд» (22 фильма за 56 лет), «Планета обезьян» (9 фильмов), «Звездные войны» (9 фильмов за 40 лет).

Медиафраншиза

Медиафраншиза – это франшиза в сфере медиа, включая произведения литературы, телепередачи, компьютерные игры. Медиафраншизы имеют схожих персонажей, выдуманный мир, антураж и состоят, как правило, из оригинальной идеи, произведения или технологии медиапроизводства. В дальнейшем эта франшиза может использоваться в других странах, например, всем известная телепередача «Голос» является российской франшизой глобального проекта The Voice. На некоторых каналах доля франчайзингового контента доходит до 70%. Многие компьютерные игры также являются франшизами (например, популярная франшиза Call of Duty).

Франшиза в спорте

Франчайзинг не обошел стороной и спорт. Пока франчайзинг в спорте больше развит в США, Англии и Канаде в профессиональных лигах и представляет собой систему, при которой глобальное федеральное название команды транслируется на локальные спортивные коллективы с добавлением названия города или штата. Например, Миннесота Тимбервулвз, в которой слово «Тимбервулвз» и есть франшиза.

Франшиза в страховании

Франшиза в страховании стоит особняком ко всем остальным франшизам, ведь в ней сделан упор на второй вариант перевода слова franchise. По сути своей это — льгота для покупателя страховки от страховой компании. Простыми словами франшиза в страховании в случае наступления страхового случая становится составляющей стоимости ущерба, и не выплачивается клиенту – это безоговорочная сумма удержания из страховой выплаты, но которая дает возможность сэкономить покупателю в момент покупки полиса. Франшиза в страховании бывает условная, безусловная, динамическая и регрессная.

Стороны франчайзинга

Франчайзор или Франчайзер — это продавец франшизы. Франчайзор — сторона франчайзинговых отношений, которая передает лицензию или право использования товарного знака, ноу-хау или операционной системы. Франчайзор тестирует, развивает бизнес, вкладывает деньги на продвижение бренда, создает устойчивую деловую репутацию. После того, как компания франчайзера доказала устойчивость своей бизнес-концепции и способность ее тиражировать, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить свою франшизу.

Франчайзи – это покупатель франшизы. Франчайзи — независимый предприниматель или компания, приобретающая у крупной фирмы на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и технологий бизнеса.

Стоимость франшизы

В системе франчайзинга, как правило, существуют выплаты Франчайзи в адрес Франчайзера. Это может быть паушальный взнос и/или роялти. Иногда в системе предусмотрены также маркетинговые взносы на проведение федеральных общесетевых рекламных кампаний.

Паушальный взнос — первоначальный взнос, который франчайзи обычно выплачивает только один раз франчайзору за лицензию на использование товарного знака, операционной системы и «секретных» рецептов и технологий бизнеса. Оплата обычно происходит при заключении франчайзингового договора. Паушальный взнос простыми словами – это выплата за право стать частью сети Франчайзера.

Роялти — периодические выплаты, производимые франчайзи с определенной периодичностью (ежемесячно или ежеквартально) франчайзору за использование торговой марки и поддержки бизнеса. Роялти могут быть в виде процента от валовых продаж или валового оборота, а могут иметь форму фиксированной платы, прописанной в договоре франчайзинга. В торговом франчайзинге часто встречаются ситуации, когда роялти могут быть встроены в стоимость товара (срытые роялти). Простыми словами роялти – это абонентская плата за франшизу.

Виды франчайзинга

Франшиза в торговле и услугах – ситуация, когда Франчайзор предоставляет возможность Франчайзи на ведение бизнеса с использованием бренда Франчайзера. Франчайзинг в торговле может варьироваться от простого использования товарного знака до полного бизнес-пакета. Классическим примером торгового франчайзинга является большинство арендаторов торговых центров (магазины одежды, обуви, бижутерии, косметики). И даже некоторые концепции общественного питания можно отнести к торговому франчайзингу. Например, «островки» знаменитых брендов мороженого, деятельность которых связана только с реализацией определенного продукта без его производства на месте продажи. Большинство франчайзеров, предлагающих торговую франшизу, являются одновременно производителями того товара или услуги, которая реализовывается через канал франчайзинга.

Франчайзинг бизнес-формата — это более сложная и многогранная система взаимоотношений между Франчайзи и Франчайзером, при которой Франчайзер лицензирует Франчайзи на ведение бизнеса под своим именем и обеспечивает полную основу для деятельности Франчайзи. Ярким примером могут служить сети общественного питания, когда Франчайзер продает франчайзи не только право пользоваться брендом, но и настраивает полный цикл функционирования ресторана. Для данного вида франчайзинга характерна более сложная система обучения Франчайзи и его персонала и более жесткий контроль за стандартами ведения бизнеса под известным брендом.

Производственный франчайзинг – достаточно редкий вид франчайзинга, в котором Франчайзор передает Франчайзи оборудование и технологии производства того или иного продукта, помогает настроить производственный цикл и дает рекомендации по организации процесса реализации. При этом франчайзи продает под торговой маркой франчайзора товар, который производит самостоятельно.

Агрофранчайзинг – это подвид производственного франчайзинга. Франчайзер в данном случае может передать Франчайзи технологии выращивания животных или растений, организовать Франчайзи передачу саженцев или молодняка поголовья. При этом, если Франчайзи и Франчайзер работают в одном или соседних регионах, то Франчайзер может предложить Франчайзи возможность совместного использования каналов реализации урожая и результатов животноводства.

Формы франчайзинга

Мастер-франшиза — франшиза с правом дальнейшей продажи франшиз. Купив мастер-франшизу на определенную территорию, франчайзи имеет право самостоятельно развиваться под купленным брендом и продавать субфраншизы на данной территории, становясь в одном лице и Франчайзи, и Франчайзером.

Мастер-франчайзи — франчайзи, который покупает у франчайзора право на ведение бизнеса под товарным знаком на определенной территории и управляет всеми франчайзинговыми предприятиями самостоятельно. Фактически мастер-франчайзи является Франчайзором на этой территории, так как он напрямую заключает договоры с Франчайзи и получает первоначальные взносы и роялти от них. Однако он должен обеспечить обучение, маркетинг, поддержку своих Франчайзи в таком же объеме и качестве, как и его Франчайзер. Большинство международных брендов, присутствующих в России, развивается по системе мастер-франчайзинга, имея сильного территориального представителя, который открывает в России собственные и франчайзинговые предприятия.

Дополнительные термины франчайзинга:

Франчайзинговый договор (Договор коммерческой концессии)— договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Интеллектуальная собственность — эксклюзивная информация, разработанная франчайзором. Эта информация передается франчайзи после заключения договорных отношений. Основная задача данной информации — помочь наладить бизнес франчайзи.

Интеллектуальная собственность не всегда защищена патентами, в таком случае она называется ноу-хау.

Маркетинговые услуги — маркетинговые и рекламные услуги, предоставляемые франчайзором за отдельную постоянно взимаемую плату. Обычно это — процент от валовых продаж или фиксированная периодическая плата. От роялти отличаются тем, что идут на формирование общесетевого маркетингового фонда и используются для централизованного создания рекламной продукции на всех франчайзи или рекламы на федеральных каналах и в СМИ.

Сертифицированный поставщик — поставщик сырья, аксессуаров, запасных частей или комплектующих, который соответствует требованиям Франчайзора по качеству своей продукции, и транслируется в виде требования или рекомендации к использованию на всех франчайзи сети.

Учебник часть франчайзингового пакета, которыйпредставляет из себя руководство по осуществлению деятельности, которое получает Франчайзи при вступлении в единую франчайзинговую систему, содержащее описание правил, стандартов, процедур и рекомендации по запуску и ведению бизнеса в рамках единой франчайзинговой системы.

franshiza.ru

Медиа — что это такое… Понятие, определение и значение

Каждый пользователь сети Интернет рано или поздно сталкивается с вопросом: что это такое — медиа? Понятие достаточно широкое, так как состоит из системы различных приемов и средств, которые помогают дать конкретную информацию потребителю. Выражаться эти сведения могут за счет слов, музыки, видео, радио. Также оно включает разные понятия вроде масс-медиа и прочее.

Толкование

Что это такое — медиа? Что включает это понятие?

Как правило, медиа не существует в отрыве от других близких терминов. Дополнительно слово вроде «холдинг» или «план» необходимо для того, чтобы показать направление термина. Проще говоря, медиа — это более распространенное понятие, а вторая составляющая часть показывает его частные направления.

Многие считают, что медиа в основном распространяют рекламу. Это далеко не единственная задача понятия. Оно раскрывает совокупность средств аудио-, теле- и других видов коммуникации с пользователем.

Основные составляющие медиа и их определения:

  1. Масс-медиа — представляют собой СМИ, то есть телевидение, радио, прессу.
  2. Директ-медиа — это конкретные средства, через которые поступает информация к пользователю. В такой роли выступает почта или социальные сети, конечно, и сам интернет.
  3. Медиа-носители — это устройства, благодаря которым можно распространять сведения в виде видео, аудио, презентаций, текста. Как правило, это флешки, карты памяти.
  4. Социальные медиа — обширная группа, охватывающая блоги, социальные сети, где пользователи между собой обмениваются сведениями.

Информация о составляющих медиа

Медиа — это что? Такое средство для передачи информации? В общих чертах, так оно и есть. Но важно понимать разницу между элементами медиа, которые описаны выше, и ее составляющими, так как каждое определение охватывает свой частный случай, где получение и передача информации — это лишь результат.

Медиа-маркетинг — это маркетинг, который базируется на использовании СМИ. Реклама, изучение аудитории, общение с ней — все это происходит за счет существования средств для распространения информации. Сначала выполняется планирование, анализ, поиск, а передача сведений выпадает лишь на заключительный этап маркетинга.

Медиамикс — представляет собой один из этапов маркетинга. Здесь производится тщательный анализ эффективности рекламы, выявление ее недостатков и преимуществ за счет сравнения с другими.

Медиа-арт — люди используют такой вид для того, чтобы реализовать свои творческие способности. Для этого применяются социальные сети, специализированные сайты. По итогу один пользователь предоставляет свое видение той или иной информации миллионам других.

«Медиа Гет»

Иногда возникают раздражающие ситуации, когда необходим конкретный файл, а в Сети его найти очень тяжело. Причем на многих сайтах под видом нужного материала предоставляют совсем не то, также приложение еще может быть полно разных вирусов. Сегодня существует немало вариантов безопасного и эффективного поиска. Например, через «Медиа Гет» можно найти огромное разнообразие файлов и сведений, которые безопасны. Такой инструмент сейчас сильно превзошел своего конкурента uTorrent, став очень популярным среди пользователей. Он удобен не только в поиске, но и в использовании, потому что вся информация изложена кратко и ясно.

«Медиа Гет» и игры — это самое известное сочетание, ведь именно этот ресурс помогает скачать множество любимых приложений, причем совершенно бесплатно. Программа поддерживает поиск на самых популярных трекерах, даже на RuTracker.

У приложения очень качественный дизайн, большое разнообразие в настройках, которые помогут сделать приложение удобным лично для себя.

Бытует мнение о том, что «Медиа Гет» создан исключительно в целях рекламы. Вероятно, отчасти так оно и есть, но вместе с этим он выполняет вторую функцию медиа, предоставляя клиенту любые приложения и файлы разного характера.

Как работать с приложением?

Перед тем как начать работу с ресурсом, его необходимо скачать. Важно это делать именно с официального сайта, чтобы случайно не засорить свою систему вирусами.

Скачивание происходит быстро, а главное — бесплатно. Поэтому, если при скачивании требуют оплату, то это далеко не «Медиа Гет», это мошенничество.

Когда программа скачана, ее нужно установить. Установка проста — достаточно просто следовать инструкции.

Когда приложение запущено, то сразу бросается в глаза красивый дизайн и удобное меню для пользователя. Все разделы указаны с левой стороны.

В «Каталоге» можно отыскать фильмы, сериалы, игры, книги и видеоуроки. Также существуют подписки, которые облегчают в будущем поиск необходимых файлов. Важно перед тем, как начать пользоваться, пройти регистрацию, чтобы эта кнопка стала доступна. Таким образом, при выходе новостей или новых серий сериала будут приходить соответствующие системные уведомления.

В разделе «Загрузки» пользователь работает со всеми скачанными файлами, по необходимости добавляет новые или удаляет ненужные.

Фильмы

«Медиаплеер» помогает слушать музыку или просматривать видео и фильмы в самом приложении. Эта функция достаточно удобна.

Также в программе можно совершать поиск не только в каталоге, но и заводить нужное название в строке поиска наверху. Можно регулировать размер файла, его тип, что поиск был суженным и конкретным. При скачивании пользователь имеет возможность устанавливать такую скорость скачивания, которая необходима.

В настройках программы можно изменить действующий язык или выбрать нужный торрент-трекер. Перед тем, как приступать ко второму пункту, необходимо также зарегистрироваться в «Медиа Гет».

Ресурс существует уже много времени, поэтому есть предложения под каждый вид операционной системы.

Изучив приложение, не сложно понять, что это такое — медиа, принцип ее работы и функционирования.

Как удалить?

Ресурс, скачанный с официального сайта, не вызовет проблем при удалении. Достаточно зайти в «Мой компьютер», в раздел «Удаление и изменение программы». В этом списке находят нужный файл и удаляют.

Бывают случаи, когда программа через какой-то период появляется снова. Это говорит о том, что вместе с ней был скачан вирус. Вероятно, она просто является инсталляцией, а не оригинальной версией.

После такого инцидента необходимо воспользоваться антивирусом, сделать полное сканирование и избавиться от появившейся проблемы. Как правило, участия пользователя в этом процессе не нужно, программа все выполняет сама. Единственное, что он может сделать — это перезапустить систему после удаления вируса.

Русские варианты

«Русская медиа-группа» представляют собой холдинг в России, который функционирует за счет официальной компании, выпускающей программу или информацию в виде электронных СМИ.

Примером таких «РМГ» могут служить радиоволны вроде «Русского», DFM, телеканалы или интернет-порталы. С помощью таких ресурсов распространяются русские приложения или русскоязычная информация для пользователей по всей России.

fb.ru

Понимание медиа — Википедия

«Понимание Медиа: внешние расширения человека» (англ. Understanding Media: The Extensions of Man) — книга Маршалла Маклуэна, в которой автор рассматривает предметы культуры (артефакты) в роли средств коммуникации. Русское «медиа» в тексте книги — вместо «средства коммуникации», где коммуникация означает связь и общение, — это ошибка перевода, не позволяющая читателю адекватно воспринимать содержание книги. Неудивительно, что книга Маршалла Маклуэна, став бестселлером на Западе, в Российской Федерации прошла почти незамеченной.

Книга была опубликована в 1964 году, а потом переиздавалась много раз на разных языках.

В книге 33 главы, распределенные по двум частям.

Артефакты в роли средств коммуникации Маршалл Маклуэн понимает как внешние «продолжения» человека (в книге «extensions» ошибочно переводится как «расширение»). В этом качестве в книге рассматриваются не только газеты, радио и телевидение, телефон, книгопечатание или письменность, слово, как оно выступает в устном и письменном виде, а также другие артефакты.

Автор показывает, что коммуникационное воздействие артефактов является определяющим для понимания целых эпох в жизни человечества. Подобно тому как иероглифы и другие виды древней письменности были необходимы для древних цивилизаций и, соответственно, преодоления племенной организации общества, алфавит «передал» власть от жрецов военной аристократии, и его воздействие привело к формированию античного мира с его «греческим чудом»; книгопечатание «породило» Реформацию (индивидуализм, национальные языки и национальные государства) и стало прототипом индустриальной революции; радио помогло не только Гитлеру, но и Рузвельту.

Телевидение не только стимулирует многосенсорное восприятие и интерес к глобально широкому миру, но и повседневную мифологизацию происходящего, что не может не проявляться в усилении религиозного сознания.

Ключевую роль скрытого (фонового) воздействия средств коммуникации Маклуэн выразил своим знаменитым афоризмом «Средство коммуникации есть сообщение» (The Medium is the Message). Так он назвал и первую главу своей книги.

Воздействие технологий как средств коммуникации происходит прежде всего не на уровне мнений или понятий; оно меняет сенсорные пропорции и схематизм построения восприятия

«Горячие» и «холодные» медиа[править | править код]

Маклюэн разделяет средства коммуникации на «горячие» и «холодные» (cool), имея в виду характер их воздействия:

  • «Горячие» средства коммуникации расширяют одно-единственное чувство до степени «высокой определённости». Высокая определённость — это состояние наполненности данными. С другой стороны, горячие медиа оставляют аудитории не очень много простора для заполнения или довершения. Любое горячее средство коммуникации допускает меньшую степень участия по сравнению с прохладным. Например, лекция обеспечивает меньшее участие по сравнению с семинаром, а книга — по сравнению с диалогом.
  • «Холодные» средства коммуникации отличает низкая степень определённости, но высокая степень участия аудитории, ибо ей приходится самостоятельно «достраивать» недостающее. Телефон является прохладным средством коммуникации, или средством с низкой определённостью, так как ухо получает скудное количество информации. Речь тоже является прохладным средством с низкой определённостью, поскольку слушателю передается очень мало, и очень многое ему приходится додумывать самому.

Тем не менее, существует принципиальная разница между тем, используется ли горячее средство коммуникации в горячей или в прохладной культуре. Когда такое горячее средство коммуникации как радио, используется в прохладном, или бесписьменных культурах, это приводит к разрушительным последствиям, совершенно отличным от тех, которые имеют место, скажем, в Англии или Америке, где радио воспринимается как развлечение. Прохладная культура, или культура низкой грамотности, не может принять такие горячие средства коммуникации, как кино или радио как развлечение. Интенсивное переживание, прежде чем оно может быть «усвоено», или ассимилировано, должно быть «забыто», «подвергнуто цензуре» и сведено к весьма прохладному состоянию.

Концепция жилища – концепция, выраженная Маршаллом Маклуэном в 13-й главе своего произведения «Понимание медиа: внешние расширения человека».

Автор представляет жилище как ещё одно средство расширения человеческого тела с целью сохранения и перенаправления тепла и энергии (собственно, как одежда). Если один дом – это пространственное расширение одного индивидуума, то города есть коллективное  расширение физических органов.  Приводится в пример произведение Джеймса Джойса «Улисс», в котором составляющие города последовательно сравниваются с органами человеческого тела.

Племенной и письменный человек. Разные жилища – разные мировоззрения.[править | править код]

Маклюэн сравнивает жилища племенного человека с жилищем человека цивилизованного ( то есть, письменного). Оказывается, с вопросом  о причинах перехода от округлой формы жилища к квадратной  антропологам могут помочь медиа-аналитики. Так как племенной человек был близок к природе, он ощущал себя частью вселенной, космоса, то и жилище его было как бы продолжением  окружающего его мира. Пространства округлой формы (пещера, шатер, вигвам, иглу) являются не ограждением, а продолжением космоса, где очаг ассоциируется с алтарём, а значит, с божественной энергией.  Например, в Китае и Индии дома были спроектированы как некий акт восхваления божества.   Письменный же человек, приняв оседлый образ жизни, утрачивает свою связь с космосом, он уже более не чувствует себя единым целым с ним и поэтому стремится ограничить своё пространство. Как следствие – появляются жилища прямоугольной, квадратной формы, а возведение внутри них стен обуславливается тенденцией цивилизованного человека к фрагментации.  Если треугольник сохраняет силовые линии кинетической энергии, то квадрат выходит за них, тем самым ограждая визуальные пространства. Так же можно объяснить и замену купола на готические формы в архитектуре. Архитектура  — есть отражение мировоззрения человека. Тело расширяется в новые технологии и изобретения, появляется новый баланс между чувствами и способностями.

Жилище – как инструмент термоконтроля.[править | править код]

В доказательство своей идеи о том, что зачастую от одного фактора может измениться образ жизни и мировоззрение целой народности, и, как следствие, отразиться на их культуре жилья, Маршалл Маклюэн приводит в пример жилище эскимосов – иглу.  Своей формой иглу обязан примусу.  Раньше эскимосы жили в каменных домах и занимались в основном собирательством. Иглу относительно недавно появилось в жизни эскимосов, а именно – с приходом белого человека и его переносной печки. Изначально иглу предназначалось как временное убежище для охотников, которое эскимосы впоследствии начали занимать и использовать как для жилья, так собственно и для охоты. Таким образом, мы видим, как один  фактор (отопление для эскимосов) может привнести новое равновесие между расширенными технологическими способностями и создать новое видение мира.

Схожие явления автор усматривает и в эпохе Возрождения, когда добыча угля открыла новые возможности для людей, живущих в холодных странах. Например: было налажено производство стекла, жилые помещения стали больше, потолки выше. Бюргерский дом эпохи Возрождение как пример универсального пространства.  Колоссальные изменения в архитектуре и пространствах в принципе произошли и в 20-м веке после появления электричества, отмечает Маклюэн. Изобретение электрических лифтов, освещение – все это изменило наше восприятие жизненных и рабочих пространств. С помощью света исчезло деление «день-ночь», «подземное-наземное». Пространственное изменение каждого аспекта труда и производства – очевидны. 

Освещение, отопление[править | править код]

По мнению автора, освещение и отопление играют основополагающую роль,  как в истории жилища, так и в истории одежды. Дело в том, что и жилище, и одежда являются средствами расширения механизмов теплоконтроля, а освещение и отопление придают новые формы и масштаб принципам, по которым работают эти механизмы. Таким образом, одежда и жилище есть средства коммуникации.

Автор повествует о том, что в последнее время современно жилье все больше стремится к органике, например, пространственные капсулы или дома с передвижными стенами. Может современный человек хочет вновь стать частью вселенной, а не оградиться от неё?  Интересный факт, но готические церкви уже имели тенденцию к этому. Тело воспринималось как «одежда» духа, а церковь – второе тело.  Маклюэн возвращается к примеру произведения «Улисс» Джеймса Джойса, в котором город также представлялся как некое второе тело. Та же концепция была выражена и в Бодлеровском «Fleurs  du mal». 

Основное внимание писатель обращает на электрическое освещение. Вообще его представление о самой идее электрического света является пусть и своеобразной, но не лишённой здравого смысла.  Электричество придало органическую гибкость в культурный комплекс людей, создавая пространства без стен, день без ночи. Наружное освещение превратило улицы городов в праздник  рисования светом, который ранее существовал лишь в фотографиях. 

Электрический свет раздвигает границы наших возможностей, утверждает Маклюэн, ведь теперь люди могут выполнять любые задания и заниматься любым делом независимо от времени суток. 

По мнению Маклюэна освещение создаёт новый мир чувств и восприятий, который исчезает с выключением света. Таким образом, свет есть самостоятельная коммуникационная система, в которой средство является самими сообщением. Автор сравнивает свет с ракетой: ракета это средство передвижения без колес и дороги, как ракета потребляет своё топливо и двигатель, так и свет есть информация без «содержания».  Лазерный луч же представляет собой некий модулятор света, превращая его в радиоволны. Из-за своей интенсивности лазерный луч может нести в себе информацию всех телеканалов американского телевидения. 

Понятие «просвечивание» появляется в тексте при упоминании имени Дьёрда Кепеша, американского мастера абстрактной фотографии. Именно он первым начал экспериментировать  с фотограммами (отпечатки, получаемые с наложением объекта непосредственно на лист бумаги), затем стал  создавать «фоторисунки», нанося краску на стеклянную пластину и потом получая с неё, как с негатива, отпечатки на фотобумаге. Его работы по «просвечиванию» ночного города Маклюэн называет новой художественной формой ландшафта и сравнивает его с тонкой вышивкой на темно-фиолетовом фоне. 

Ещё один пионер «рисования светом» — французский художник Андре Жирар. На киноплёнке начал рисовать ещё когда фотографические фильмы не приобрели популярность. Появление телевидения вдохновило его, он был поражен тем порядком, в котором были представлены лица и ландшафты его города. Он сравнил это с оперой, которую сам сочинил, но исполняли её в таком порядке, о котором он и подумать не мог. Телевидение предстало перед ним неким лифтом, из кабины которого зритель видит здание в совершенно непривычном порядке: сначала крыша, потом цоколь, пропускает некоторые этажи, на каких-то останавливается  ненадолго.  

С тех пор Жирар начал разрабатывать новые методы рисования светом совместно со специалистами из Си-Би-Эс и Эн-Би-Си. Важность его деятельности  в области жилища Маклюэн отмечает в его работе над проектом «жилище-без-стен». Это новая архитектурная модуляция пространства, в основе которой лежит рисование светом. Маклюэн видит концепцию жилья как средства температурного контроля устаревшей в силу возможного появления глобальных термостатов. Он также отмечает, что создание сознания-без-стен приведет к устареванию языковые границы. Языки есть «заикающиеся расширения наших пяти чувств, которые имеют разные пропорции и волновые длины», а, следовательно, являются препятствием  для расширения коллективного сознания. По мнению Маклюэна лишь создание электрической симуляции будет способствовать расширению процесса сознания. 

  • Земной шар, «обвязанный» электричеством, не больше деревни.
  • Миф есть мгновенное целостное видение сложного процесса.
  • С появлением телевидения зритель становится экраном.
  • Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. — М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. — 464 с.

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о