Ментальные карты в образовании: Использование ментальных карт на уроках технологии

Содержание

Использование ментальных карт на уроках технологии

Трофимова Наталия Олеговна

Томский государственный педагогический университет, факультет технологии  и предпринимательства,

студентка группы 1121М

 

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются обучающиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер  определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».

В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю  в своей педагогической деятельности разные современные педагогические технологии. В своей статье я хочу рассказать о внедрение в урочной и внеурочной деятельности новый педагогический метод – «ментальные карты» или «интеллект-карты». В основу этого метода положены ментальные карты (Mind maps), разработка английского психолога Тони Бьюзена известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, выполнении творческих проектных работ (на первоначальном этапе) как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может очень здорово помочь в усвоении нового материала.

Как же заставить его работать вместе с левым? Как раз в этом и помогают мне «ментальные карты» или «интеллект-карты». Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения — гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память.

Что же такое ментальные карты? Это — мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
 Свойства ментальных-карт:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр ментальных-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод ментальных-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Главная тема помещается в центре листа
2. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.
4. К основным веткам добавляются картинки.

Подробнее я хочу остановить на применении ментальных карт на этапе знакомства с новой темой на уроках технологии. В 8 классе обучающиеся знакомятся с новым видом рукоделия: «Вышивка шелковыми лентами». Для этого мной была разработана ментальная карта, которая на первоначальном этапе внедрения данного педагогического приема в мою педагогическую деятельность заменяет мне план — конспект урока. При знакомстве обучающихся с данным разделом я начинаю «мозговой штурм» с помощью данной ментальной карты. Более подробно с которой  можно познакомиться по адресу: http://www.mindmeister.com/212511628/

Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP можно составлять не только учителю, но ученикам свои минтальные – карты. Хочется отметить, что разрабатывать минтальные — карты можно не только с помощью специальных компьютерных программ, но и с помощью обыкновенного листа бумаги и цветных письменных принадлежностей.

Использование метода «Карта памяти» помогает мне реализовать заложенный в  основу ФГОС системно — деятельностный подход, а значит, является актуальным и современным методом обучения.

Применение таких карт на уроках технологии позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся, развивать творческие способности, развивать интерес к предмету, организовать проектную деятельность, развивать речевую деятельность и позволяют легко запоминать урочную терминологию.

В заключение мне хочется отметить, что использование ментальных — карт на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Ментальные — карты не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
 

Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.:ИОСО РАО, 1994. — 228с.
2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.
3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. — 120 с.

4. Щеняева Н.В. Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка», код доступа http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/master-klass-%C2%ABprimenenie-metoda-intellekt-kart-na-urokakh-russkogo-yazy

Использование ментальных карт в образовании

Дюньдик Светлана Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №112 с углубленным

изучением информатики»

г. Новокузнецк

Использование ментальных карт в образовании

В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю  в своей педагогической деятельности разные современные педагогические технологии. Метод ментальных карт можно использовать на разных типах и формах урока: изучение нового материала, закрепление материала, обобщение материала, написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы, подготовка проекта, презентации.

Использование ментальных карт помогает мне реализовать заложенный в  основу ФГОС системно — деятельностный подход, а значит, является актуальным и современным методом обучения.

Применение таких карт во внеурочной деятельности позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся, развивать творческие способности, развивать интерес к предмету, организовать проектную деятельность, развивать речевую деятельность и позволяют легко запоминать урочную терминологию.

Каждый, кто хотя бы раз использовал технологию mind-mapping — ментальной карты или интеллект-карты, знает: насколько она удобна, многозадачна и проста. Видимо поэтому составление интеллект карт (или ментальных карт) начинает пользоваться такой популярностью.

 

Ментальная карта (интеллект-карты) — это легкая для понимания схема подачи информации. Автором ментальных карт является Тони Бьюзен. Целью создания ментальных карт помощь своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить себя, что именно способствует запоминанию:

  • вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания;

  • записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;

  • ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Трудно перечислить все возможные способы применения ментальных карт, но в одном сомневаться не приходится — это действительно полезный инструмент, который может помочь организовать и систематизировать мысли. Конечно, можно взять лист бумаги, карандаш и начать рисовать. Но даже если природа наградила вас способностями к изобразительному искусству, очень скоро ваш лист покроется множеством помарок и изменений. А если рисовать вы не умеете — запутаетесь еще быстрее. По этой причине давно появилось множество приложений, ориентированных на создание таких карт. Их выбор достаточно широк, но у них есть один общий недостаток.

Для того, чтобы показать кому-то созданные вами схемы, необходимо заранее побеспокоиться о том, чтобы экспортировать эти карты в какой-нибудь общеупотребительный формат и разослать его нужным вам людям. В отличие от настольных приложений, веб-сервисы для создания ментальных карт лишены такого недостатка.

Сейчас существуют десятки сервисов,  которые позволяют создавать интеллект-карты, включающие в себя не только текст, но и другие элементы, такие как изображения, ссылки и видео. Вы также можете работать над картами с другими пользователями, делиться  картами в соцсетях,  и встраивать их в сайты.

Основные сервисы для создания ментальных карт онлайн:

При создании ментальных карт необходимо придерживаться определенных правил. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков 🙂

Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Стоит отметить, что использование ментальных — карт на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Ментальные — карты не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. 

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | Исупова

1. Бьюзен Т. Супермышление. М.: Поппури, 1971.

2. Галицких Е. А. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект, 2004.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: КДУ, 2005.

4. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во МГУ, 1965.

5. Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления. http://www.mindmap. ru/

6. Исупова Н. И. О повышении эффективности применения электронных образовательных ресурсов // Современные тенденции в науке и образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, 3 марта 2014 года. М.: Ар-Консалт, 2014.

7. Кузнецов А. А., Суворова Т. Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов // Педагогика. 2016. № 1.

8. Суворова Т. Н. Анализ методик изучения информационных технологий на основе деятельностного подхода. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.

9. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.


Ментальные карты для педагога | ПедагогRU

Для того чтобы сделать свою работу насыщенной яркой и более понятной, как правило педагог применяет ИКТ технологии. В этой статье я хочу затронуть один из инструментов, а именно ментальные карты. Конечно всё описать невозможно, так как сервисы обновляются появляются новые, другие на оборот исчезают.

Ментальные карты.

 

Coggle На мой взгляд самый оптимальный онлайн сервис по созданию ментальных карт. Есть платные и бесплатные тарифы, так-же большая галерея карт. Очень удобен.

 

 MindMeister – Предусматривает несколько вариантов абонентской платы, а также предоставляет возможность бесплатного использования программы. Огромное количество карт различных тематик.

Mind42 – Основные особенности сервиса: Бесплатный. Одновременно работать над картой могут несколько человек (их нужно пригласить, сообщив адрес почты). Возможно импортировать карты из других расширений: Mind42.com (*.m42), Freemind (*.mm), MindManager (*.mmap; *.xml). Интегрирован поиск по картинкам Google, Yahoo, Flickr, он доступен, если нажать на иконку для добавления картинки.

 

Mindomo — программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме. Особенности сервиса режиме презентации, родные приложения iPad и Android для создания интеллект-карт, для иллюстрации важных тем можно записать и добавить на карту голосовое пояснение или загрузить тематическое видео из сети.Недостатки, ограничение на 3 активных карт.

SpiderScribe-для онлайн-карт памяти и инструмент мозгового штурма. Это позволяет организовать ваши идеи по подключению заметки, файлы, события календаря и т. д. в свободной форме карты. Вы можете совместно работать с тех картами онлайн! Бесплатный сервис.

Bubbl.us– интернет-сервис для создания диаграмм карт, бесплатно можно создать до 3-х диаграмм. Цена 6$ за месяц. Лично мне не очень понравился.

XMind – программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux.

Freemind является открытым бесплатным приложением, сохраняя файлы в формате html, с помощью специального плагина, можно добавлять на страницы сайта созданного в Вордпресс.

MindNode — платное приложения для создания интеллект карт.

Mapul представляет собой платное онлайн-приложения

 WiseMapping является бесплатным онлайн — приложением.

Mindomo – сервис для создания и хранения концептуальных карт.

О ментальных картах подробнее на сайтах

http://www.mind-map.ru

Home

 

 

 

Автор публикации

100

«человек это часть пазла в общей картине мира»

Комментарии: 14Публикации: 582Регистрация: 30-11—0001

Ментальные карты в системе дополнительного образования детей.

Осадчая Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

С 2019 года я работаю педагогом дополнительного образования на базе Центра детского творчества, где веду объединение «Человек и общество». Не секрет, что обществознание является самым популярным предметом по выбору для прохождения итоговой аттестации. Считаю, что в рамках дополнительного образования есть возможность не только углубить знания учащихся по обществознанию, но интересно, без лишнего «стресса» готовить детей к предстоящему экзамену. 

           Одним из эффективных приемов организации практической формы занятий объединения «Человек и общество» является графическое изображение обществоведческой информации. В рамках данной технологии наиболее эффективным способом стала разработка ментальных карт (интеллект карт). Ментальные карты — это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Технология позволяет логически структурировать большие объемы информации.  На занятии, посвященному изучению Конституции РФ, учащиеся в нескольких творческих группах разрабатывали собственные ментальные карты, которые станут важным помощником для подготовки к экзамену по обществознанию.