Менторская поддержка – Менторство – что это такое, кто такой ментор, как его найти, как стать ментором?

Содержание

Гид по менторству. Что это, кому нужно, как работает и где найти наставника

Идея мен­тор­ства не нова: Со­крат был учи­те­лем Пла­то­на, тот был на­став­ни­ком Ари­сто­те­ля, а Ари­сто­тель — мен­то­ром Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Се­год­ня мен­тор­ство счи­та­ет­ся од­ним из мощ­ней­ших ры­ча­гов ро­ста в лю­бой про­фес­сии и од­ним из са­мых дей­ствен­ных спо­со­бов раз­ви­тия soft skills — гиб­ких на­вы­ков вро­де кре­а­тив­но­сти и уме­ния ра­бо­тать в ко­ман­де. Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию Аме­ри­кан­ско­го об­ще­ства обу­че­ния и раз­ви­тия, 75% ру­ко­во­ди­те­лей ком­па­ний счи­та­ют, что мен­тор­ство сыг­ра­ло важ­ную роль в по­лу­че­нии их долж­но­сти. Если у вас еще нет на­став­ни­ка, «Цех» рас­ска­зы­ва­ет, за­чем он вам и как с ним ра­бо­тать.







Что та­кое мен­тор­ство

Мен­тор — это про­фес­си­о­нал, ко­то­рый без­воз­мезд­но де­лит­ся сво­им опы­том, по­мо­га­ет под­опеч­но­му раз­ви­вать­ся и ре­шать воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы. Он об­ла­да­ет глу­бо­ким зна­ни­ем его сфе­ры де­я­тель­но­сти и зна­ет, как до­стичь в ней успе­ха. Глав­ное пра­ви­ло хо­ро­ше­го на­став­ни­ка —дать мен­ти (от англ. «mentee» — тот, с кем ра­бо­та­ет мен­тор) удоч­ку, а не рыбу: за­дать пра­виль­ные во­про­сы и по­мочь че­ло­ве­ку са­мо­му най­ти ре­ше­ние. Мен­тор толь­ко спо­соб­ству­ет раз­ви­тию про­те­же, но все дей­ствия мен­ти пред­при­ни­ма­ет сам.

У кого были мен­то­ры

«Спа­си­бо, что по­ка­зал, как со­здан­ное нами мо­жет из­ме­нить мир», — на­пи­сал Марк Цу­кер­берг по­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка Сти­ва Дж­об­са. На За­па­де мен­тор­ство дав­но и успеш­но ра­бо­та­ет, хотя в Рос­сии еще не осо­бен­но при­жи­лось.

Вот еще несколь­ко успеш­ных при­ме­ров на­став­ни­че­ства: со­учре­ди­тель сай­та Flickr Ка­те­ри­на Фейк была мен­то­ром Чеда Ди­кер­со­на, ос­но­ва­те­ля Etsy — круп­ней­шей он­лайн-пло­щад­ки для про­да­жи хенд­мей­да и вин­таж­ных ве­щей. Али и Хади Пар­то­ви, пред­при­ни­ма­те­ли из Крем­ни­е­вой до­ли­ны, были мен­то­ра­ми Дрю Хью­сто­на и Ара­ша Фир­до­уси, ос­но­ва­те­лей об­лач­но­го сер­ви­са хра­не­ния дан­ных Drop­box. У са­мо­го Сти­ва Дж­об­са на ран­нем эта­пе раз­ви­тия на­став­ни­ком был Майк Марк­ку­ла, один из пер­вых ин­ве­сто­ров и топ-ме­не­дже­ров Ap­ple. CEO Google Эрик Шмидт был на­став­ни­ком для его ос­но­ва­те­лей — Сер­гея Бри­на и Лар­ри Пей­джа.

Пе­ре­чис­лять мож­но очень дол­го. Шмидт в сво­ей кни­ге «Как ра­бо­та­ет Google» пи­сал: «Даже если СЕО — су­пер­звез­да, ему все рав­но ну­жен мен­тор. Ведь и у по­бе­ди­те­лей Олим­пи­а­ды есть тре­не­ры».

Как это ра­бо­та­ет

Мен­тор­ство — это про­цесс вза­и­мо­дей­ствия и парт­нер­ства. Чаще все­го это дли­тель­ная сов­мест­ная ра­бо­та, но, воз­мож­но, вы ре­ши­те по­став­лен­ную за­да­чу за цикл ко­рот­ких встреч с на­став­ни­ком. Ра­бо­та про­ис­хо­дит че­рез об­суж­де­ние кон­крет­ных во­про­сов, ко­то­рые пы­та­ет­ся ре­шить под­опеч­ный. На­при­мер, мен­тор мо­жет объ­яс­нить, как на­ла­дить от­но­ше­ния на ра­бо­те, по­лу­чить по­вы­ше­ние или спра­вить­ся со слож­ной за­да­чей во вре­мя обу­че­ния. Иметь мен­то­ра — это боль­шое пре­иму­ще­ство. Он мо­жет на­пра­вить по­ток ва­ших мыс­лей в нуж­ное рус­ло, по­ка­зать воз­мож­но­сти, ко­то­рых вы сами не за­ме­ча­е­те. Ка­че­ствен­ные мен­тор­ские от­но­ше­ния мо­гут по­мочь вам до­бить­ся успе­ха в кон­ку­рент­ной сре­де. По дан­ным Forbes, со­труд­ни­ки, у ко­то­рых есть на­став­ни­ки, по­лу­ча­ют по­вы­ше­ние в пять раз чаще, чем те, у кого их нет.

Прак­ти­ка на­став­ни­че­ства очень раз­но­об­раз­на: ра­бо­тать с мен­то­ром мож­но как лич­но, так и че­рез спе­ци­аль­ные про­грам­мы (о них чи­тай­те ниже). Та­к­же мен­то­ринг мо­жет быть по­ле­зен для биз­не­са: неко­то­рые ком­па­нии де­ла­ют его ча­стью кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры или при­гла­ша­ют мен­то­ра для ра­бо­ты над опре­де­лен­ным про­ек­том. Ис­сле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное ком­па­ни­ей En­deavor, по­ка­за­ло, что у 30% ос­но­ва­те­лей са­мых успеш­ных стар­та­пов в Нью-Йор­ке за по­след­ние 10 лет были мен­то­ры.

Что НЕ де­ла­ет мен­тор

  • не ве­дет себя как на­чаль­ник
  • не вы­да­ет го­то­вое ре­ше­ние по за­про­су
  • не ре­ша­ет крат­ко­сроч­ные за­да­чи вро­де «на­учить­ся де­лать пре­зен­та­ции в Pow­er­Point»
  • не ра­бо­та­ет как пси­хо­те­ра­певт

Как ра­бо­тать с мен­то­ром

Глав­ное пра­ви­ло ра­бо­ты с мен­то­ром — ак­тив­ность: пе­ред пер­вой встре­чей необ­хо­ди­мо са­мо­сто­я­тель­но сфор­му­ли­ро­вать во­про­сы и за­да­чи, и не ждать, ко­гда на­став­ник при­дёт и сам что-то пред­ло­жит. Мен­тор не дол­жен уга­ды­вать, что от него нуж­но. Важ­но це­нить его вре­мя, чем боль­ше поль­зы вы мо­же­те по­лу­чить за одну встре­чу с на­став­ни­ком, тем ка­че­ствен­нее ваше со­труд­ни­че­ство.

Мен­тор­ство и ко­учинг

Се­год­ня в Рос­сии боль­ше го­во­рят о ко­учин­ге, чем о мен­тор­стве. Эти прак­ти­ки объ­еди­ня­ют об­щие прин­ци­пы и про­цес­сы, но ос­но­ва­ны на раз­ных ти­пах вза­и­мо­от­но­ше­ний. Ко­учинг — это про­фес­си­о­наль­ный вид де­я­тель­но­сти; ко­учин­го­вым прак­ти­кам мож­но на­учить­ся, в ко­учинг ча­сто при­хо­дят из пси­хо­ло­гии, кон­сал­тин­га, HR. Коуч мо­жет ве­сти несколь­ко под­опеч­ных из со­вер­шен­но раз­ных сфер де­я­тель­но­сти, мен­тор же про­дол­жа­ет за­ни­мать­ся сво­им ос­нов­ным де­лом, либо по­мо­га­ет мен­ти, «вый­дя на пен­сию». Ко­учинг, в от­ли­чие от мен­тор­ства, все­гда опла­чи­ва­ет­ся, при­чем очень хо­ро­шо.

Лич­ный опыт: мен­ти

Джир­га­ла Бад­ма­е­ва, участ­ни­ца мен­тор­ской про­грам­мы МГУ

О мен­тор­ской про­грам­ме я узна­ла из соц­се­тей, но сна­ча­ла не ре­ши­лась по­дать за­яв­ку на уча­стие, все от­кла­ды­ва­ла. При­чи­ной это­му был незна­ко­мый фор­мат: страш­но раз­го­ва­ри­вать со взрос­лы­ми успеш­ны­ми лю­дь­ми один на один. В 2017 году я ста­ла участ­ни­ком Шко­лы Тех­но­ло­гий и Ин­но­ва­ций на базе фи­зи­че­ско­го фа­куль­те­та на­ше­го уни­вер­си­те­та. Ор­га­ни­за­то­ры, как ока­за­лось, ку­ри­ру­ют еще и мен­тор­скую про­грам­му. Плюс ко все­му, в рам­ках шко­лы мы ра­бо­та­ли с экс­пер­та­ми, ко­то­рые и были мен­то­ра­ми. Так я по­ня­ла, что ра­бо­тать с на­став­ни­ком кру­то, нуж­но и со­всем не страш­но.

У меня до­воль­но спе­ци­фи­че­ская спе­ци­аль­ность — япон­ский язык/​​по­ли­то­ло­гия, по­это­му глав­ным кри­те­ри­ем для меня был по­хо­жий бэк­гра­унд мен­то­ра. По­иск был недол­гим: я на­шла на­став­ни­ка, ко­то­рый окон­чил мой фа­куль­тет и успеш­но ра­бо­тал в сво­ей об­ла­сти.

Я при­ш­ла с до­воль­но ти­пич­ной за­да­чей: узнать, если жизнь по­сле вы­пус­ка? Что де­лать, если то, что ты изу­ча­ешь, очень нра­вит­ся, но нет пред­став­ле­ния о том, как это все мож­но пре­вра­тить во что-то прак­ти­че­ское и нуж­ное? Мен­тор от­клик­нул­ся очень быст­ро, за что ему боль­шое спа­си­бо! Встре­чи были оч­ны­ми, в фор­ма­те обыч­ной бе­се­ды. Я за­да­ва­ла ин­те­ре­су­ю­щие во­про­сы, про­си­ла со­ве­та, мы что-то об­суж­да­ли, срав­ни­ва­ли свой опыт обу­че­ния на фа­куль­те­те.

Нуж­но ска­зать, что с на­став­ни­ком мне по­вез­ло. Он ока­зал­ся очень дру­же­люб­ным и от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком. В на­ча­ле мне не да­ва­ли рас­сла­бить­ся мыс­ли о том, что я от­ни­маю вре­мя у за­ня­то­го че­ло­ве­ка, за­даю глу­пые во­про­сы, я бо­я­лась про­из­ве­сти пло­хое впе­чат­ле­ние.

От­брось­те та­кие мыс­ли — мой со­вет! Мен­тор при­шел, что­бы по­мочь вам, что-то по­со­ве­то­вать, по­де­лить­ся сво­и­ми мыс­ля­ми и иде­я­ми, а не оце­ни­вать вас. К тому же, важ­но по­ни­мать, что мен­тор­ство — это все­гда дву­сто­рон­ний про­цесс. И вы, мен­ти, при­шли, что­бы чему-то на­учить мен­то­ра. Спу­стя два года мы под­дер­жи­ва­ем связь. За­бав­но еще то, что недав­но мы встре­ти­лись уже не как мен­тор и мен­ти, а как по­тен­ци­аль­ный ра­бо­то­да­тель и кан­ди­дат.

Вла­ди­мир Ога­рев, зам­ген­ди­рек­то­ра сети кли­ник «Мама Папа Я»

У меня было два мен­то­ра. С пер­вым я по­зна­ко­мил­ся в НИУ ВШЭ че­рез мен­тор­скую про­грам­му, а со вто­рым — ко­гда на ра­бо­те меня по­про­си­ли вы­стро­ить де­ло­вые от­но­ше­ния с но­вым парт­нё­ром. То­гда у нас воз­ник­ли слож­но­сти из-за несо­гла­сия о со­труд­ни­че­стве на ти­по­вых усло­ви­ях. Мне нуж­но было ин­те­гри­ро­вать в наш биз­нес-про­цесс непро­сто­го че­ло­ве­ка, да так, что­бы это всё ра­бо­та­ло.

К пер­во­му мен­то­ру я об­ра­тил­ся, по­то­му что мы тру­ди­лись в схо­жих об­ла­стях. Мне было ин­те­рес­но, как мож­но до­стичь ка­рьер­ных вы­сот в струк­ту­ре, где мне это­го не да­ва­ли. Мы встре­ча­лись в кафе за зав­тра­ка­ми, я рас­ска­зы­вал о сво­их слож­но­стях. Мен­тор ре­ко­мен­до­вал мне озна­ко­мить­ся с крат­ким со­дер­жа­ни­ем неко­то­рых книг и, если что-то за­де­нет за жи­вое, про­чи­тать пол­но­стью. Вско­ре я «раз­ре­шил себе» озву­чить свои мыс­ли о со­труд­ни­че­стве в но­вом ста­ту­се. Парт­нёр пред­ло­жил мне долж­ность, и я стал за­ме­сти­те­лем ди­рек­то­ра. Нуж­но раз­ре­шать сво­им сме­лым пред­по­ло­же­ни­ям ре­а­ли­зо­вы­вать­ся — это урок транс­фор­ма­ции мыш­ле­ния. За­тем об­сто­я­тель­ства сло­жи­лись бла­го­при­ят­но, и я ушёл в дру­гое дело. Нуж­но было пре­вра­тить стар­тап в при­быль­ный и мас­шта­би­ру­е­мый биз­нес.

Ко вто­ро­му мен­то­ру я при­шел уже в но­вой роли. Мне необ­хо­ди­мо было по­нять, как ис­поль­зо­вать ба­гаж моих свя­зей и уме­ние на­хо­дить кон­так­ты нуж­ных лю­дей. Я хо­тел по­нять, как сде­лать по­тре­би­те­ля­ми услуг на­шей ком­па­нии тех, у кого еще не было о нас ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния. Обыч­но мы с на­став­ни­ком встре­ча­лись ве­че­ром в офи­сах на­ших ком­па­ний или об­ща­лись, пока еха­ли в ма­шине. Каж­дый раз это был раз­го­вор без ку­пюр — за­да­ча, про­бле­ма, что я вижу на дан­ный мо­мент. Мен­тор за­да­вал мне ге­ни­аль­ные во­про­сы про лю­дей, пре­одо­ле­ние бу­до­ра­жа­щих со­зна­ние пре­пят­ствий и со­ве­то­вал, с по­мо­щью ка­ких ре­сур­сов это мож­но раз­ре­шить. Я до­во­лен на­шим ре­зуль­та­том.

Мен­то­ры: за­чем им это нуж­но

Ни­ко­лай Ко­зак, мен­тор Men­tor Net­work, за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра Leroy Mer­lin Rus­sia

В моем слу­чае все на­ча­лось, во-пер­вых, из-за мно­го­лет­не­го увле­че­ния спор­том, соб­ствен­ным раз­ви­ти­ем и блоггин­гом, а во-вто­рых, с по­зи­тив­но­го опы­та в биз­не­се. На ка­ком-то эта­пе я по­нял, что­бы до­стичь очень вы­со­ких ре­зуль­та­тов, нуж­но ду­мать еще о ком-то. Даль­ше все про­сто: я стал ис­поль­зо­вать в ра­бо­те с ко­ман­дой и мен­ти то, что по­мог­ло мне дви­гать­ся впе­рёд.

Я очень люб­лю лю­дей. Люб­лю чув­ство­вать удо­воль­ствие, гор­дость и энер­гию от по­бед сво­их мен­ти. Раз­ви­вая дру­гих, ты раз­ви­ва­ешь­ся сам. Очень важ­но не толь­ко брать, но и от­да­вать — это по­мо­га­ет миру ста­но­вить­ся чуть-чуть луч­ше.

В чем со­сто­ит глав­ная труд­ность мен­тор­ства? По­нять и при­нять, что все люди раз­ные. Ино­гда че­ло­ве­ку не нуж­но раз­ви­тие, но все люди за­слу­жи­ва­ют, что­бы их лю­би­ли и ува­жа­ли.

У меня боль­ше успеш­ных кей­сов, чем неудач: кто-то про­бе­жал пер­вый ма­ра­фон, кто-то на­чал свой биз­нес, со­здал се­мью, на­шёл ра­бо­ту, успеш­но про­шёл ис­пы­та­тель­ный срок или про­из­нёс первую речь пе­ред боль­шой ауди­то­ри­ей. Очень при­ят­но, ко­гда люди бла­го­да­рят и ре­ко­мен­ду­ют тебя сво­им зна­ко­мым и близ­ким.

По­ли­на Ха­ба­ро­ва, мен­тор в Men­tor­Net­work фон­да «Ре­кур­сия», HR-ди­рек­тор и ди­рек­тор по транс­фор­ма­ции биз­не­са КРОК

Мен­то­ры, на са­мом деле, по­лу­ча­ют ни­чуть не мень­ше поль­зы от со­труд­ни­че­ства, чем мен­ти. При сво­ей не очень боль­шой прак­ти­ке на­став­ни­че­ства я со­бра­ла мно­же­ство ин­сай­тов и ин­те­рес­ных со­ве­тов от сво­их под­опеч­ных. Об­ще­ние с че­ло­ве­ком из дру­го­го окру­же­ния рас­ши­ря­ет пред­став­ле­ние о про­ис­хо­дя­щем. Су­ще­ству­ет та­кой фе­но­мен как фильтр-баб­бл (яв­ле­ние, при ко­то­ром по­ис­ко­вые си­сте­мы вы­да­ют поль­зо­ва­те­лю ин­фор­ма­цию с уче­том дан­ных о его пред­по­чте­ни­ях — Прим. «Цеха»), и мен­тор­ство по­мо­га­ет вый­ти за пре­де­лы сво­е­го «филь­тра».

Что­бы ра­бо­та с мен­то­ром была мак­си­маль­но про­дук­тив­ной, очень важ­но по­ни­мать, по­че­му вы об­ра­ща­е­тесь к кон­крет­но­му че­ло­ве­ку. При­чем не на уровне «за­гуг­лил и уви­дел мно­го упо­ми­на­ний» — нуж­но чет­ко по­нять, с ка­ки­ми за­да­ча­ми по­мо­жет этот мен­тор, в чем его силь­ные сто­ро­ны, на что вы ори­ен­ти­ру­е­тесь при вы­бо­ре: лич­ность, ка­рьер­ный путь или опре­де­лен­ный кру­го­зор, ко­то­ро­го вам не хва­та­ет.

Еще один важ­ный мо­мент в мен­тор­ском об­ще­нии — аб­со­лют­ная чест­ность. Первую встре­чу луч­ше по­стро­ить в фор­ма­те от­кры­то­го диа­ло­га: об­су­дить, по­че­му каж­дый сей­час го­тов ин­ве­сти­ро­вать в это свое вре­мя.

Юс­ти­ния Хох­ло­ва, мен­тор про­ек­та My Men­tor, ко­ор­ди­на­тор ком­му­ни­ка­ци­он­ной груп­пы Zero Waste Switzer­land in Geneva

Для меня на­став­ни­че­ство — это воз­мож­ность под­ска­зать че­ло­ве­ку бо­лее ко­рот­кий путь к цели, под­дер­жать, по­мочь со­ве­том и, ко­гда это ак­ту­аль­но, кон­так­та­ми. Это, в це­лом, аль­тру­и­сти­че­ская мо­ти­ва­ция, но если пы­тать­ся до­ко­пать­ся до чего-то еще, то это воз­мож­ность не те­рять связь с мо­ло­дым по­ко­ле­ни­ем, ви­деть, как у че­ло­ве­ка го­рят гла­за и быть при­част­ным к его успе­хам.

За­про­сы мен­ти бы­ва­ют раз­ны­ми, от весь­ма аб­стракт­ных: в ка­ком на­прав­ле­нии раз­ви­вать­ся, что де­лать по­сле ин­сти­ту­та, до очень кон­крет­ных: как успе­вать и ра­бо­тать, и учить­ся, и ве­сти лич­ные про­ек­ты. Чем кон­крет­нее за­прос, тем оче­вид­нее ре­зуль­тат вза­и­мо­дей­ствия. Од­на­ко в по­ис­ке себя на­став­ник тоже мо­жет очень силь­но по­мочь.

С од­ной моей под­опеч­ной мы со­сре­до­то­чи­ли вни­ма­ние на про­ра­бот­ке при­о­ри­те­тов и пла­ни­ро­ва­нии на­уч­ной де­я­тель­но­сти. Я все­гда уде­ляю боль­шое вни­ма­ние ана­ли­зу ис­крен­них ин­те­ре­сов че­ло­ве­ка, что ему дей­стви­тель­но нра­вит­ся де­лать. Так по­лу­чи­лось и в этот раз. Мне ка­жет­ся, что нам уда­лось бо­лее чёт­ко сфор­му­ли­ро­вать план про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и очер­тить об­ла­сти, ко­то­рые за­ни­ма­ют мно­го вре­ме­ни, не при­но­ся до­ста­точ­ной эмо­ци­о­наль­ной от­да­чи.

Са­мое слож­ное — не да­вать го­то­вых со­ве­тов ис­хо­дя ис­клю­чи­тель­но из сво­е­го опы­та и вни­ма­тель­но ана­ли­зи­ро­вать кон­текст, в ко­то­ром на­хо­дит­ся мен­ти. Ина­че лег­ко по­пасть в ло­вуш­ку соб­ствен­ных пред­по­чте­ний и ожи­да­ний от ка­рье­ры и жиз­ни. По­это­му для меня са­мое слож­ное, но од­но­вре­мен­но и са­мое ин­те­рес­ное — это по­сто­ян­но от­стра­нять­ся и при­дер­жи­вать­ся ней­траль­но­сти.

Где най­ти мен­то­ра

Для по­ис­ка мен­то­ра су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные сер­ви­сы и про­грам­мы, неко­то­рые из них со­зда­ны на базе уни­вер­си­те­тов. Для уча­стия в про­грам­ме нуж­но офор­мить за­яв­ку и за­пол­нить ан­ке­ту на сай­те. По­дать за­яв­ку мож­но на встре­чу с кон­крет­ным мен­то­ром или вос­поль­зо­вать­ся сер­ви­сом под­бо­ра. При со­гла­сии на­став­ни­ка вам вы­сы­ла­ют кон­так­ты друг дру­га, и вы про­дол­жа­е­те об­щать­ся са­мо­сто­я­тель­но.

Мен­тор­ские про­грам­мы для сту­ден­тов:

Сту­ден­ты ча­сто нуж­да­ют­ся в под­держ­ке и со­ве­тах опыт­ных кол­лег при вы­бо­ре ка­рьер­ной тра­ек­то­рии: мен­тор­ские про­грам­мы в уни­вер­си­те­тах по­мо­га­ют най­ти на­став­ни­ка сре­ди вы­пуск­ни­ков, до­бив­ших­ся успе­хов в сво­их про­фес­си­о­наль­ных об­ла­стях.

Мен­тор­ские про­грам­мы для всех:

Про­ект Men­tor-Net­work Фон­да Ре­кур­сия. Со­би­ра­ет на од­ной пло­щад­ке опыт­ных экс­пер­тов, го­то­вых без­воз­мезд­но де­лить­ся опы­том и по­мо­гать сво­им про­те­же в лич­ном и про­фес­си­о­наль­ном раз­ви­тии. Про­ект ре­а­ли­зу­ет­ся при со­дей­ствии Фон­да Ре­кур­сия — бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да под­держ­ки сту­ден­че­ских об­ра­зо­ва­тель­ных и на­уч­ных про­грамм. Фонд со­здан по ини­ци­а­ти­ве вы­пуск­ни­ков МГУ им. Ло­мо­но­со­ва по прин­ци­пу кра­уд­фандин­га и «юри­ди­че­ски неза­ви­сим от ка­ких-либо круп­ных кор­по­ра­ций или част­ных спон­со­ров, а та­к­же не свя­зан с по­ли­ти­че­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми». С 2017 года к про­ек­ту при­со­еди­ни­лась ВШЭ.

Мен­тор­ские про­грам­мы для биз­не­са:

Най­ти мен­то­ра для биз­не­са мож­но в биз­нес-ак­се­ле­ра­то­рах или на­пря­мую в про­фес­си­о­наль­ном со­об­ще­стве. Зай­ми­тесь нетвор­кин­гом, на­пи­ши­те же­ла­е­мо­му на­став­ни­ку в фейс­бу­ке. Если ваш про­ект дей­стви­тель­но ин­те­рес­ный, мен­тор вряд ли от­ка­жет­ся по­мочь вам.

Биз­нес — ак­се­ле­ра­тор МГУ для стар­та­пов. Про­грам­ма под­держ­ки стар­та­пов пред­по­ла­га­ет ин­тен­сив­ное раз­ви­тие про­ек­та в крат­чай­шие сро­ки: ре­зи­ден­там предо­став­ля­ют­ся по­сев­ные ин­ве­сти­ции от фон­дов — парт­нё­ров, пред­ла­га­ет­ся по­мощь в раз­ра­бот­ке биз­нес-мо­де­ли, обу­че­ние и кон­суль­та­ции у мен­то­ров.

zeh.media

Менторство – что это и зачем это мне?

Startup Sparring: the Ideal Mentor

[article original @ forbes.ru]

Alexei Solovyov

Executive Director, Prostor Capital

Mentoring is an ancient and international art going back as far as Ancient Greece and surviving through Soviet times, but technological advances in business have given the term a new lease on life. Modern dictionaries define the term “mentor” broadly as an advisor, a manager and a supervisor without explaining the subtle, yet critical, shades of meaning. But in an ever-changing world the definition is fluid at best, differing for each mentor and protégé you meet, as seen in a recent Russian internet forum debate.

What to Expect

One story to emerge from the debate was that of a budding entrepreneur in Russia who chose a prominent, global “business angel” as his mentor. After a series of delays, the mentor arranged a meeting. In Brazil. But as it turned out, the trip was worth it. To this day, the protégé considers the advice he received, “Believe in yourself. Dare. You will succeed,” to be the most valuable he has ever had.

And the other side of the coin: A mentor friend of mine was asked by his potential apprentice when he would receive a fully blown marketing strategy, and was upset to find that was never the deal.

A third scenario involves an entrepreneur friend of mine. He teamed up with a business angel based in America who invested a small amount in the startup. Despite having several successful startups behind him, the mentor gave us answers to our questions that seemed very distant to the reality that we lived in. But sometimes, they were bang on the money!

Which of these scenarios is the most desirable? Firstly, people who expect the mentor to take full responsibility for the project are in for a disappointment.

A mentor steers, but does not dictate. He or she assists, but does not control. Advice; not decisions.

The hero of the third scenario got lucky. He struck upon an angel, a mentor and a consultant all in one. As an investor he’s motivated to give the right advice. The “Brazil” story is not typical. Moral support is important but insufficient on its own. A mentor is an intellectual sparring partner who is more senior, wiser, more experienced. His or her mission is to ask the right questions, to evaluate ideas and to steer you toward the right decisions, which you carry the responsibility for.

How to Recognize a Mentor

You’ll find no shortage of failed consultants or ex-civil servants who position themselves as mentors. They can pose a risk, especially if they’ve never gone through the process of starting a business of their own. The mentor has a near-exhaustive knowledge of the issues surrounding a startup and should be able to comment on any aspect of launching a business. Becoming a mentor is achieved only through practice: by investment or entrepreneurship itself.

Don’t be afraid to study the biography of your future mentor, especially if a grant-giver comes from a state company.

A person who works exclusively as a mentor is, in my view, very suspicious.

Depth of Immersion

Some managers in the debate argued that a mentor is a strategist who shouldn’t delve too deep into protégé’s operating practices. Some entrepreneurs disagreed: If you don’t know a situation thoroughly, how are you supposed to give accurate advice? One startup creator said after the cash dried up at one of his enterprises, the mentor advised strengthening the sales department. “But we didn’t have the cash to pay anyone!” he said.

The depth of a mentor’s involvement should be limited.

Ideally, a mentor should be familiar with five or six key business indicators and once a month refresh his or her knowledge.

Business or Pleasure?

What the foundation for mentoring? Simply good relations or good business relations? There is no need to stalk the right mentor until he agrees to cooperate. There should be mutual business affection, one debate participant said: If the mentor starts talking about money for his work, I break it off immediately.

Another debater said he found a mentor in Silicon Valley who had gone from Indian immigrant to successful businessman and is happy to chat once a month. But for long-term collaboration this option isn’t too reliable – there is always the risk that the businessman will get bored and break it off.

A mentor is a partner who actively wants to and is able to help you and him or herself earn money. The work of a mentor can and should be free of charge. This helps avert any conflict of interests and ensures the mentor won’t ditch you.

If There’s No Salary, What Currency Can You Pay With?

A good option is including mentors in the board of directions with stock options. The Russian company VitaPortal has implemented this model. The founders came to an agreement with three international-level experts, one of whom was the renowned angel investor Esther Dyson. The board meets quarterly in Moscow, and VitaPortal foots the air fare. And it’s worth it: For example, in 2012, the mentors effectively saved the company by correcting its corporate strategy. They suggested a novel approach to content regarding health: personalizing user data based on health tests. The company not only survived, but surged to take the leading share of the market.

Another possible carrot for a mentor is offering a share in the business (usually 5%). This justifies the unpredictable volume of work the mentor might have to put in, and is low enough for the business to stomach. In the final analysis, that share won’t make or break you as a millionaire.

Mentors Come in All Shapes and Sizes

[article original @ firrma.ru]

Artur Baganov

General Director, Global TechInnovations

In Russia at this present moment in time, mentoring is pretty popular. Startups need knowledgeable people to help solve concrete problems that they meet on the path to development, and more and more people want to be or call themselves mentors. Also, many renowned people in the venture capital market say that mentoring should be free of charge. But when you ask these very people how many hours per week they’re ready to offer a startup, they clam up. On the other hand, I see how often entrepreneurs believe that their problems should be resolved by other people. I specifically mean solved, not help to solve, and that they must do it, and they must do it free of charge.

You can find free advice in the form of simple truths at any event that deals with technology entrepreneurship. However, it’s hard to ensure the necessary level of involvement in the project and its development. The situation is similar to hiring a team of staff. But in this case, the mentor route is chosen because startups can’t financially afford the services of the services of the best experts in the field.

It’s not that there’s a deficit of mentors in Russia, the problem is in choosing the right mentors who can add value to a startup.

A mentor isn’t professional work, it’s more like a hobby. This means that a person can’t hold mentoring in a professional regard, involving total commitment. That’s why an organization is needed that will facilitate the interactions of a mentor and a startup. On the one hand, a mentor must provide everything that a startup needs of him or her. But on the other hand, you need to hunt down the right mentor to deal with a particular startup. It’s not like the two parties bump into each other at a shindig and the mentor helps the startup with everything it needs.

One of the first classical approaches is transferring 5% of the startup to the mentor. But that’s not the right approach. And here’s why. If the mentor gets his 5% right from the start, then his motivation falls and his interest in active personal involvement in the project wanes. He gives one consultation and then disappears for good. And he can do that with a dozen startups – getting 5% from each and then sitting back to wait for one to boom.

<…>

A startup has a mass of processes on the go at any one time. This is where the mentor’s expertise comes into play: He or she can help set priorities for the tasks at hand and set deadlines to accomplish them. Due to the wealth of experience, a mentor can be irreplaceable as a strategist and stresses the key areas of focus to meet development goals. As a result, this helps to organize all these processes with far greater effectiveness. And very often the mentors are specialists in a very narrow field, often without realizing it. There are technology mentors who oversee the creation of a product or a technology. There are marketing experts, and they help in precisely this sphere. There are sales specialists who assist with client support and the development of a client base. There are venture specialists who know how to attract capital. So a good approach can be to select several mentors, as long as each is a specialist in a particular area.

<…>

A startup needs to figure out the competences that it lacks and in selecting a mentor study his or her field of expertise and seek feedback from trusted sources. You should then enter a trial period with the mentor to understand whether he or she is potentially useful to the project. Then you may discuss with any investors whether to continue work with the mentor over a longer timeframe and propose some form of compensation (like a share in the project).

sk.ru

Как найти бизнес-ментора/наставника? / Habr

Как-то давно я прочитал фразу «Я не знаю того, что не знаю». Проиллюстрирую её на двух примерах:

1. Я, как обыватель, могу не знать как сделать реактивный двигатель самолета, но тем не менее я знаю о его существовании и о принципе работы. («Я знаю то, что знаю»)

2. Я эколог, долгое время бьюсь над проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Но при этом я не знаю, что на другом конце света ученые уже нашли бактерии, которые его перерабатывают («Я не знаю того, что не знаю»).

В голове владельца бизнеса существуют такие же «пробелы» вне области знания. О них мы и поговорим.


Предприниматель — это комбайн


Возьмем любого современного предпринимателя. Кто этот человек? По большому счету — это комбайн, который должен знать множество вещей: бизнес-экономика, маркетинг, навыки общения и переговоров, навыки управления и построения команды, юриспруденция, бухгалтерия, дизайн. Этот набор можно продолжать бесконечно.

Тут встает резонный вопрос: «Не проще ли делегировать?».
Делегировать можно и нужно, но прежде каждому предпринимателю придется во многом разобраться самому. Где-то поверхностно, а где-то погружаться досконально.

Если не знать как развивать навыки переговоров, то бизнеса не построить.
Можно доверить маркетинг «молодым и амбициозным ребятам», которые через полгода скажут что они сделали все что смогли, но продажи практически не выросли. После этого жить с картиной мира, что ваш товар никому не нужен и маркетинг не работает.
Ну, а если полностью отдать бухгалтерию на аутсорс и не вникать в вопросы, то можно однажды получить весточку из налоговой с солидным штрафом или даже увидеть маски-шоу в собственном офисе.

Чтобы закрывать такие «пробелы» предпринимателя и получить взгляд со стороны на свой бизнес на Западе давно существует модель бизнес-менторства. В России это направление только зарождается.

Менторство


Начнем с понятия бизнес-ментора, он же наставник. Что это за человек?

Бизнес-ментор — это опытный предприниматель, который смог построить свою прибыльную компанию и готов делиться своим опытом. Ментор к тому же — это еще связи и полезные контакты, которые нарабатываются годами работы в нише бизнеса.

Из определения выше следуют то, что настоящий бизнес-ментор — это не инфобизнесмен или тренер, который зарабатывает исключительно на продаже своих знаний через лендинги с обратным отсчетом. Здесь акцент идет именно на живой опыт из бизнеса, который у ментора есть прямо сейчас.

Зачем предпринимателю становиться ментором?


Я тоже задавался таким вопросом. Если у владельца действующий бизнес, который приносит доход, зачем тратить время на помощь кому-либо?

Пообщавшись с ними напрямую услышал такие ответы:
— В свое время мне помогли другие люди, теперь я тоже хочу вернуть «долг».
— Летом (или осенью, зимой, весной) у меня не сезон в бизнесе, поэтому я готов в это время быть ментором.
— Отдавая — получаешь. Как бы банально это не звучало, некоторые отвечали фразами, которые сводились именно к такой формулировке.
— Мне это просто интересно.

Но были и те, кто отказывались стать ментором, ссылаясь на занятость.

Кому нужен ментор:


1) Начинающим предпринимателям для того чтобы быстро войти в рынок, совершив при этом меньшее число ошибок. А ошибки в бизнесе — это всегда потеря денег. Купил не правильное оборудование, поставил точку общепита в неудачном месте, заказал маркетинг у дилетантов. Тут может быть уйма проблем.
2) Действующим предпринимателям. Общаясь с разными владельцами бизнеса, вижу что многие годами бьются головой об одни и те же ворота. Прибыль только падает, сотрудники работают плохо, маркетинговой стратегии никакой нет. Здесь просто не хватает взгляда со стороны опытного человека.

Совсем недавно познакомился с владельцем компании, который продает климатическое оборудование в крупном городе. Сайт человек не обновлял 5 лет! Он выглядит как поделка студента: каталога нет, никакие формы не работают, дизайн как из 2005 года. Говорит, что из-за появления конкурентов прибыль сильно упала. Ну неужели!

Кому не нужен ментор:


1) Если у вас есть друг, успешный предприниматель, не тот, который щебень через лендинг продает, а тот, который зарабатывает хорошие деньги и готов погружаться в ваш бизнес и давать ценные рекомендации*. Этому можно только позавидовать.
2) Ваш бизнес цветет и растет в геометрической прогрессии.

* это может не сработать если друг продает фермерский сыр в Москве, а вы, к примеру, делайте стартап для американского рынка.

Как и где искать ментора?


1) Поспрашивайте своих друзей и знакомых, возможно, среди них найдется тот, кто захочет стать вам ментором.
2) Поищите в фейсбуке людей, создающих похожий (но не идентичный) товар или услугу.
3) Воспользоваться сервисами по поиску ментора. К примеру, United Mentors

Приготовьтесь что поиски могут занять некоторое время.
В обоих случаях не ищите «суперзвезд бизнеса», ментор необходим на 1-2 головы выше вас, не выше, иначе ему будет не интересно работать с вами.

Что предложить ментору?


Так что же предложить ментору взамен за его время?
1) С некоторыми менторами можно договориться бесплатно.
2) Установить фиксированную оплату раз в месяц.
3) Профессиональные менторы (те, которые преподают в разных технологических университетах) могут попросить долю в компании. Но на такое стоит идти только в случае с уже знакомым вам человеком. И заключать при этом договор.

Как работать с ментором?


Могу рассказать на своем опыте. Со своим ментором я созванивался каждую пятницу в одно и тоже время. Он спрашивал что я сделал за неделю, высказывал свое мнение, предлагал доработать какие-то моменты, задавал очень нужные вопросы, которые позволяли мне взглянуть на проблемы и новые грани в моем проекте. И так до следующей пятницы.
Кроме этого в течение недели я задавал срочные вопросы в мессенджере.

Если вас тоже интересует тема менторства, пишите вопросы в комментариях или ЛС.

habr.com

Цели и задачи наставничества | Что такое менторинг (менторство)

  • Главная
  • Мошенничество в Сети
  • Электронные деньги
  • Прочие виды заработка
  • Полезные статьи
  • Брокеры
  • База знаний
  • Новости

.

  • Главная
  • Мошенничество в Сети
  • Электронные деньги
  • Прочие виды заработка
  • Полезные статьи
  • Брокеры
  • База знаний
  • Новости

Еще статьи

  • Обратная связь
AudioJungle (аудиоджангл) – популярный аудиосток AudioJungle (аудиоджангл) – популярный аудиосток Читать далее K2 (Joomla) – мощный компонент для создания блогов, порталов, каталогов K2 (Joomla) – мощный компонент для создания блогов, порталов, каталогов Читать далее LuckStock – аудиосток для продажи музыки LuckStock – аудиосток для продажи музыки Читать далее Paypal Paypal Читать далее SEO коучинг: как продвинуть сайт в поисковых системах SEO коучинг: как продвинуть сайт в поисковых системах Читать далее SEO-оптимизация: что нужно знать владельцу сайта SEO-оптимизация: что нужно знать владельцу сайта Читать далее

forexaccess.ru

Кто такой ментор и как проходит обучение на mkdev?

Кто такой ментор?

Представь, что у тебя есть персональный наставник, который знает твою цель, как её достичь, что для этого нужно делать и каких ошибок на пути можно избежать. Он подсказывает тебе, что и в каком порядке учить; проверяет, правильно ли ты всё делаешь; тыкает в тебя мотивационной палочкой. Это и есть Ментор.

Ментор уже добился успехов в профессии программиста, а теперь делится советами с тобой. Помощь ментора гарантирует, что ты делаешь всё верно, учишься полезным приёмам разработки, а не тратишь время на бесполезную ерунду.

Перед обучением

Обучение программированию на mkdev полностью индивидуально и не ограничено ни временем, ни количеством знаний. У тебя будет персональная программа обучения, основанная на твоих целях. Прежде чем приступать к обучению, подумай, какова твоя основная цель обучения.

Что это могут быть за цели? Ну, например:

Разобраться в новой технологии

Устроиться на работу в другой стране

Написать и запустить приложение

Подготовиться к собеседованию

Получить повышение на работе

Если у тебя ещё нет чёткой цели, напиши нам, мы поможем тебе её сформулировать. Это ускорит процесс начала работы с ментором.

В процессе общения мы поможем тебе подобрать ментора, который поможет достичь твою цель. Также, мы ответим на все твои вопросы о менторах и менторстве.

Пиши нам в любой момент

На любой вопрос мы ответим максимально подробно

Начало

1. Ты и ментор согласовываете режим и формат общения

Сразу после оплаты вы с ментором решаете, в какое время, как часто и в какой форме вы будете общаться. Мы не устанавливаем жёстких требований, но ментор научит тебя, как и с помощью каких инструментов вести профессиональное общение эффективнее всего.

После этого ментор стартует подписку и твоё обучение начнётся.

2. Определяете основную цель обучения

Это очень важный этап. Чёткое понимание конечной цели позволяет правильно спланировать обучение программированию. Когда и ты, и ментор ясно видите цель, вам обоим будет проще. Здесь ты подробно рассказываешь ментору, чего хочешь достичь, а ментор оформит желание в понятную, измеримую и достижимую цель.

3. Ментор составляет индивидуальный план обучения

Твой индивидуальный план обучения, это, фактически, план достижения поставленной цели. План может включать в себя изучение определённого языка программирования, технологии (или целого стека технологий), написание приложения, составление портфолио, подготовку к собеседованиям на должность программиста, трудоустройство, карьерный рост… и вообще всё что угодно. То, каким будет твой план обучения — зависит от твоей цели.

План обучения останется с тобой, независимо от срока подписки, поэтому ты всегда будешь знать, что и в каком порядке тебе нужно делать.

Даже после конца подписки ты знаешь, что делать

Процесс

Так как обучение с ментором всегда полностью индивидуально, то процесс является нелинейным и уникальным для каждого ученика. Мы не можем заранее предсказать, что именно ты будешь учить, но есть ключевые моменты, из которых складывается процесс обучения с ментором.

Практические задания

В зависимости от того, что включает в себя твой план обучения, ты будешь получать от ментора разные практические задания. Чаще всего это будут задания, связанные с написанием кода какого-то приложения или нескольких приложений, которые можно будет использовать для портфолио.

Если у тебя уже есть свой проект или приложение, то обучение можно построить на их основе. Ты будешь учиться, разрабатывая свой собственный проект.

Получай задания прямо на сайте

С первого дня ты работаешь в реальном окружении

Общение 1 на 1

Ты будешь задавать много вопросов, а ментор будет на них отвечать. Но прежде всего, ментор будет тебя учить самостоятельно искать ответы. Научит правильно пользоваться документацией, правильно гуглить и задавать правильные вопросы. Это те самые навыки, с которыми ты сможешь один-на-один справиться с любой задачей.

Всё общение с ментором происходит в приватном чате, который имеет интеграцию с сайтом mkdev и GitHub, а также доступ в клуб mkdev, где можно общаться с другими студентами и менторами на профессиональные темы.

Вся история переписки с ментором сохраняется даже после окончания подписки.

В клубе mkdev можно пообщаться с другими студентами, найти помощь, практику и даже работу.

Мотивационные пинки

Ментор не просто проверяет правильность выполнения заданий. Ментор заинтересован в твоём успехе не меньше чем ты, поэтому будет тебя подпинывать и всячески заставлять работать, как если бы вы вместе работали над общим проектом. Если тебе не хватает самомотивации, ментор найдёт палку подходящего размера 🙂

Лайфхаки

Умение писать и понимать код — лишь часть работы программиста. Поэтому ментор учит всему необходимому, чтобы стать успешным специалистом: как искать работу, как общаться с заказчиком, как организовывать своё время и рабочее пространство.

Результат

Ключевая задача ментора: научить тебя обходиться без ментора. Когда ты научишься самостоятельно планировать своё развитие, эффективно находить ответы на вопросы, читать документацию и быстро справляться с возникающими проблемами без посторонней помощи, то можно будет сказать, что твоё обучение завершено.

Всё понятно? Если больше не осталось вопросов про менторов и менторство, то давай начинать!

Выбрать ментора

Немного FAQ

Сколько часов или занятий входит в неделю обучения?

Столько, сколько тебе необходимо!

В оплаченное время ты получаешь столько внимания ментора, сколько тебе необходимо. Каждый ученик обучается в собственном темпе. Записавшись, ты обсудишь с ментором индивидуальный график контактов, и он всегда будет на связи с тобой, когда потребуется. Одним удобнее заниматься только по вечерам, другие готовы сидеть с утра до ночи. В принципе, менторы отвечают на вопросы и делают ревью кода весь день, так что тебе всегда найдётся, что изучать и чем заниматься.

Можно ли заниматься с ментором работой над собственным проектом?

Можно!

Все задачи при обучении с ментором — в любом случае не разрозненные, а складываются в общий проект. По умолчанию это учебное приложение, которое предложит тебе ментор, но если у тебя есть собственные задумки — отлично! Когда, записавшись, ты будешь обсуждать с ментором цели своего обучения, расскажи ему о своём проекте, и твоя программа будет построена вокруг создания твоего приложения.

Может быть, ты уже начал работу над своим проектом до того, как записался к ментору? Не беда. Ментор научит тебя, как правильно закончить работу над ним. Возможно, что-то в приложении придётся переделать с нуля, или изменить стек используемых технологий: ментор научит тебя, как сделать лучше. Не спорь и доверься профессионалу, за это ты ему и платишь 🙂

Можно ли приносить ментору для обучения задачи, которые ставят передо мной на работе?

Можно!

Если задачи, которые ставят перед тобой на работе, входят в компетенцию ментора, ты можешь обсуждать их с ним. Ментор подскажет тебе, как найти решение для твоей проблемы сиюминутно и включит темы, необходимые для того, чтобы в будущем справляться с такими задачами самостоятельно, в твою программу обучения. Важно понимать, что ментор — не решебник, он не будет выполнять твои задачи за тебя (для этого у нас есть консультации). Его задача — научить тебя самому их решать.

И, прежде чем нести задачи с работы, не забудь про NDA.

Смотреть все вопросы и ответы >

mkdev.me

Менторинг: инструкция по применению

У настоящего ментора «горит глаз» на запуск новой «звезды». Он видит в человеке потенциал, готов в него вкладываться и ощущает искренний кайф от того, что его подопечный растёт и развивается. Но для того, чтобы стать ментором, нужны ещё и определённые компетенции. Поговорим о самых важных:

Умение слушать и слышать

Это базовая компетенция, которая позволяет состояться диалогу. Если её нет, всё остальное не имеет значения. Ментор должен действительно слушать своего ученика, искренне стремиться понять его потребности, уважать его позицию.

Создание вовлечённости и доверия

Именно ментор создаёт атмосферу вовлечённости и доверия, а доверие не бывает односторонним. Это значит, что ментор должен делиться с менти своим личным опытом и так же доверять ему. И конечно, сохранять конфиденциальность информации, полученной от менти во время сессий. Кроме того, для ментора важно умение позитивно мыслить, находить эмоциональный ресурс, чтобы помочь менти пройти сложности его « карьерного взросления».

Поддержание эффективного фокуса

Ментор отвечает за то, чтобы работа с менти не переросла в «дружеские посиделки». Задача ментора — удерживать фокус на цели и в случае отклонений возвращать менторские сессии в нужный формат.

Содействие развитию

У менти могут быть разные препятствия на пути к его развитию — нехватка профессиональных компетенций, неправильный круг общения, неверные или мешающие установки и убеждения. Ментор выявляет эти барьеры и предлагает адекватные способы их решения. Это могут быть самые разные варианты — списки книг, рекомендации курсов, мероприятий, источников информации, обучение конкретному навыку, передача контактов и т. д. Для этого у ментора должны быть ресурсы — опыт, знания, связи.

Кто может стать ментором?

Непосредственный руководитель не может быть ментором, так как в этом случае возникает конфликт ролей. Роль руководителя — оценивать и принимать кадровые решения в отношении подчинённого. Роль ментора — поддерживать и направлять.

Кроме того, между непосредственным руководителем и подчинённым вряд ли может возникнуть атмосфера полного доверия. Да и не всегда руководителю стоит знать обо всём, что происходит в душе сотрудника. А ценность менторинга в том и заключается, чтобы обсудить те вопросы, которые человек не может обсудить в своей обычной рабочей среде.

Кто же подходит на роль ментора? Как правило, это руководитель из другого подразделения, который в чём-то успешен. Этот руководитель должен иметь собственное желание быть ментором и хотеть работать с конкретным протеже. Желательно, чтобы он прошёл обучение навыкам менторинга и самое главное он должен обладать ресурсами, в которых нуждается менти — это опыт, знания, навыки, связи, в конкретной профессиональной или отраслевой области, в которую менти еще только хочет попасть.

Что даёт менторинг организациям?

Эффектов от внедрения менторинга в компании много. Самый мощный — сохранение целостности корпоративной культуры, которую можно передать только от человека к человеку. Менторинг является проводником таких корпоративных ценностей как развитие и доверие.

Менторинг как инструмент используется для целенаправленной подготовки будущих руководителей из числа кадровых резервистов, способствует «взращиванию талантов» и внедрению новых методов работы.

Использование программ менторинга повышает вовлечённость, так как у сотрудников появляется возможность влиять на свою жизнь и карьеру внутри компании. Снижается и уровень стресса в коллективе, поскольку людям есть с кем обсудить свои проблемы. Сотрудник знает, что получит поддержку и понимание от ментора.

Экономический эффект менторинга в том, что он помогает снижать затраты на развитие и обучение персонала, так как в обычной практике компании не оплачивают работу менторов. Менторство — это миссия.

Это далеко не все эффекты, которые можно получить от использования программ менторинга в компаниях. Однако если вы решите внедрять у себя этот инструмент, лучше заранее знать, какие самые популярные ошибки допускают компании на этом пути.

Основные ошибки менторинга

Спуск к наставничеству

Менти смотрит на ментора как на преподавателя и ждёт прямых указаний и инструкций, как ему поступить в конкретном случае. Ментор, в свою очередь, максимально директивен и монологичен. Диалога нет, ментор просто слышит проблему и тут же даёт указания, как её решить. В этом случае менторинг превращается в прямое наставничество.

Болото формализма

Пока в России менторинг пробуют внедрять, в основном, крупные федеральные компании, многие из которых сильно «заболочены» и формализованы. В таких условиях все инновационные неформальные инструменты развития терпят крах из-за формализма. Нормативные документы слишком сложные и длинные. Множество отчётных процедур и документов подменяют собой реальные поддерживающие отношения между ментором и менти.

Страшно и/или непонятно

Проблема может возникнуть как с той, так и с другой стороны. Ментор не знает, о чём разговаривать с менти, боится, стесняется задавать вопросы, не понимает границы своей роли. В итоге встречи проходят впустую. Менти не понимает, с каким запросом можно идти к ментору, боится открыться, стесняется.

Профанация

«Да я и так менторю каждый день», — говорят руководители в компаниях. Любой, кто даёт советы, считает себя ментором. Это происходит, когда в компании нет четких критериев отбора в менторы, нет обучения менторингу и главное — нет оценки качества работы менторов.

Сарафанное эхо

Нарушение конфиденциальности. Информация, полученная во время менторских сессий, «утекает» через сплетни и пересуды в офисных коридорах и курилках. Это частая проблема, характерная для российской культуры. Как с этим бороться? Сразу же исключать из программы нарушителей, пресекая подобные действия на первом этапе, чтобы другим было неповадно и заключать «контракт» на первой встрече ментора и менти, включающий условие соблюдения конфиденциальности.

Манипуляция

Эта ошибка чаще всего проявляется в открытых, доверительных корпоративных культурах, где есть ценность сотрудника и его развития. Менторинг применяется не по назначению. Менти использует работу с ментором и его доверие как способ быстро перескочить пару карьерных ступеней или повлиять на прибавку к зарплате.

Или ещё один вариант, в корпоративных культурах «силы», наоборот, ментор использует информацию, полученную от менти, для оказания влияния на других руководителей.

Это основные ошибки, которые удалось выделить из опыта использования менторинга в российских компаниях. Чтобы повысить шансы на успех, при внедрении этого инструмента необходимо придерживаться определённой технологии, а при оценке эффективности использовать специальные метрики. Кроме того, сама среда в компании должна соответствовать трём ключевым характеристикам:

veshk.ru

менторство — это… Что такое менторство?

  • менторство — а, ср. mentor. устар. и ирон. Наставничество; назидательность в тоне и поведении. Мое непослушание и несвоевременные гимнастические упражнения выводили из терпения этих вольнонаемных дядек м они благоразумно отказывались от дальнейшего менторства …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • менторство — а, с. Повчання …   Український тлумачний словник

  • менторство — а; ср. Назидание, поучение …   Словарь многих выражений

  • Бизнес-акселератор — Бизнес акселератор  модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и… …   Википедия

  • Паррот, Георг Фридрих — сын придворного врача герцога Карла Виртембергского, родился 24 го июня (5 го июля) 1767 г. в Монбеляре, Виртембергском городе, ныне принадлежащем Франции. По достижении девятилетнего возраста он был определен в местную гимназию, а по выходе из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Подготовка руководящих кадров (management development) — П. р. к. всеохватывающий, долгосрочный образовательный процесс, сочетающий в себе обучение с отрывом от работы и обучение на рабочем месте. Она отличается от повышения квалификации или стажировки своей продолжительностью. Гетцкоу, Форхенд и… …   Психологическая энциклопедия

  • ментор — (иноск.) наставник (намек на Ментора, наставника Телемаха) Менторство (иноск.) роль ментора. Ср. Он… и был избран ментором к молодому, неопытному и восторженному Телемаху. Лесков. Загадочный человек. 10. Ср. Как вы мне надоели с вашим… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Ментор — Менторъ (иноск.) наставникъ (намекъ на Ментора, наставника Телемака). Поясн. Менторство (иноск.) роль ментора. Ср. Онъ… и былъ избранъ менторомъ къ молодому, неопытному и восторженному Телемаку. Лѣсковъ. Загадочный человѣкъ. 10. Ср. Какъ вы мнѣ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • МЕФИСТОФЕЛЬ — (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… …   Литературные герои

  • Лессинг — Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729 1781) немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения (см.). Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 студент Лейпцигского университета;… …   Литературная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *