Методология канбан – Методология Kanban: введение / Habr

Содержание

Методология Kanban

канбан

Kanban нельзя причислить к гибким методологиям, однако она тоже позволяет по-новому и более эффективно использовать рабочую силу подчинённых, и свою собственную.

История

Канбан впервые появилась в Японии. Там это слово переводится как «рекламный щит» или «рекламная вывеска» («кан» — видимый, визуальный, «бан» — карточка). Сам термин на японском читается «камбан», но на Западе почему-то стал записываться и произноситься с согласной «н».

Эту методику изобрела в 1959-м году и начала использовать в 1962-м компания Toyota для производства автомобилей. Создатели были заинтересованы снизить затраты на производстве, сократить время на сборку машин и быстро выявлять простои и дефекты. У них это во многом получилось

Позднее, используя концепцию «Тойоты» и методы бережливого производства, появляется Канбан как подход к разработке программного обеспечения. Методология использует те же, но немного видоизменённые принципы для создания ПО, при этом вводит их в существующие методы разработки.

Принципы Kanban

В Kanban всего три простых базовых принципа, на которых строится всё остальное. Нет никаких ролей и свода жёстких правил.

Временные рамки

Ограничения по времени  либо очень широкие, либо отсутствуют. Как правило, определяются цели, которые необходимо достигнуть, затем команда последовательно работает, разбивая их на задачи. Измеряется время на выполнение задачи и эффективность коллектива в ходе выполнения.

Бережливое производство и уменьшение количества задач

Вместо большого количества мелких задач ставится несколько глобальных, которые разделяются на этапы. Это делается и для сокращения времени на производство, и для исключения перепроизводства. Задача постепенно переходит от одной команды к другой или от одного члена команды к другому. Например, дизайнер разрабатывает макет сайта и передаёт его разработчику, тот после завершения работы отправляет сайт на тестирование. Таких этапов в зависимости от типа производства может быть разное количество. На каждом из них специалисты решают одну текущую задачу, а после передачи её на следующий этап переходят к другой.

Продукт таким образом собирается как бы по конвейеру. Однако элементы этого конвейера работают, когда необходимо, избавляя себя от лишнего и ненужного труда: задача выполняется не заранее, а когда появляется. Это очень легко проиллюстрировать на примере «Тойоты»: можно произвести 15 левых и пять правых дверей для машины, в итоге десять дверей останутся лишними и будут пылиться на складе. Такого не произойдёт, если делать двери по запросу сборщика автомобиля.

Визуализация

Весь рабочий процесс визуализируется, чтобы команда всегда понимала, какие задачи могут подождать, а над какими необходимо работать прямо сейчас. Наиболее подходящий инструмент для этого: Канбан-доска.

канбан доска

Канбан-доска — это таблица с несколькими столбцами. Внутри столбцов находятся стикеры с задачами. Рассмотрим каждый из них, а также другие важные элементы.

  • Глобальные цели. Столбец стоит в самом начале, благодаря нему команда видит, каким должен стать продукт за этот год, полгода или несколько месяцев. Например, повышение производительности на 30%.
  • Задачи в очереди. Здесь располагаются те задачи, которые можно начать выполнять.  Чем выше в столбце задача, тем выше её приоритет, начинать нужно с самой верхней.
  • Колонки с этапами работы над задачей. Задача перемещается по ним, пока не дойдёт до завершающего столбца. Их количество зависит от типа работы, иногда можно обойтись и одной–двумя. Стикер переходит как вперёд, если очередной этап выполнен успешно, так и назад, если были обнаружены дефекты на предыдущей стадии.
  • Последний столбец содержит стикеры с выполненными задачами. Перед ним полезно ставить колонку «Тест» или «Проверка». Причём не только для разработчиков ПО, но и в других сферах, чтобы перед завершением убедиться в качестве выполнения.
  • На Канбан-доске будет нелишним выделить область для срочных задач. Им будет сразу же выделяться приоритет у всей команды. При этом не может быть более одной неотложной задачи одновременно — тогда остальные тоже стоят в очереди.
  • Максимальное количество задач. Это цифра, которая ставится под каждой колонкой кроме «Целей» и «Выполнено». Исходя из численности команды, определяется, над сколькими задачами они могут трудиться одновременно. Нельзя перенести стикер в следующий столбец, если под ним стоит цифра «3», а их там уже три. Так, если члены команды обнаруживают, что рабочий процесс встал, они приходят на помощь своим товарищам, чтобы те быстрее отправили задачу на следующий этап.
  • Цвета карточек. Цвет каждого стикера тоже может нести дополнтельную информацию. Например, степень важности или срочности или необходимость пропустить несколько этапов, попав лишь в один–два определённых.

Другой инструмент визуализации — карточки Канбан. Их впервые начали использовать на заводах Toyota.

Представим вполне обычную ситуацию: вы решили посетить музей. Если он популярный, а его руководство заботится о комфорте посетителей, оно будет следить за количеством людей в залах. В случае большого числа пришедших вам скажут, что входные билеты закончились, и прийти можно, когда выйдут другие. Если музей большой, то удобно разделить его на зоны и регулировать наполненность каждой из них. Так люди смогут получать эстетическое удовольствие и, не толкаясь друг с другом, рассмотреть каждый экспонат: когда выходят одни, приходят другие. А музей постоянно в хорошем состоянии без дополнительных расходов на ремонт и уборку помещений, которые возникли бы из-за больших скоплений посетителей.

Билеты в этом примере выполняют роль Kanban-карточек. В оборот их выпускается определённое количество. Каждая карточка сначала проходит отведённый ей цикл, а только затем снова доставляется в первый пункт. Карточки могут иметь разное назначение, соединять между собой определённые этапы. Как правило, их удобно применять для больших производственных линий. В случае с маленькими компаниями удобнее использовать только Kanban-доску.

Преимущества и недостатки Kanban в сравнении со Scrum

Канбан часто сравнивают со Scrum и причисляют к Agile-методологиям. Методику можно назвать гибкой, если говорить о разработке ПО, но сама по себе Канбан лишь частично соблюдает принципы гибких методологий. Если сравнивать со «Скрамом»: в Kanban отсутствуют спринты, роли, пользовательские истории необязательны. При этом методологию часто считают более «гибкой», так как рабочий процесс практически не управляется, мало регламентируется, и результат на 90% зависит от команды и сообщения внутри неё, а не от менеджера.

Исходя из этого, рабочий коллектив может быть как существенным недостатком, так и большим преимуществом Kanban. Если сотрудники заинтересованы и желают работать, то жёсткие рамки будут только вредить, и в условиях Kanban команда покажет высокую производительность. Если же коллектив сам по себе не слишком эффективен без управления сверху, то при Kanban рабочий процесс вообще рискует развалиться. То же можно сказать и о руководстве, и о ролях. Внедрять методологию будет легче в самомотивированный коллектив, снижая таким образом затраты на менеджера, не тратясь на Scrum-мастера, и сложнее туда, где руководитель обеспечивает успех работы.

Следует понимать, что Канбан — скорее не методология, а набор принципов. Одни считают, что легче начинать с более жёсткого Scrum, постепенно переходя к Kanban, другие же делают наоборот или сразу вводят эту методику.

Применение

В отличие от того же Scrum Kanban можно ввести на любых типах производства и в коллективах с любой численностью. Пример тому концерны «Тойота», с которых методология и берёт своё начало. Ограничение составляет не сфера или количество сотрудников, а готовность как руководства, так и персонала перейти на новый методы работы над проектами. Для этого может потребоваться не один год, в течение которого производительность наверняка снизится.

Kanban сейчас применяется многими IT-стартапами, а также частично реализуется в ряде крупных компаний, таких как Microsoft. Методика приживается в России в ряде «околоавтомобильных» производств: «Ярославский шинный завод», на предприятии «Аком» для производства комплектующих аккумуляторов. Множество новых маркетинговых и IT компаний используют элементы методологии — Kanban-доску.

Канбан можно внедрять не только в компании или их отделы. Начинать стоит с рядовых сотрудников или с себя, если вы являетесь фрилансером или частным предпринимателем. Можно сделать персональную Kanban-доску и по ней ориентироваться в выполнении персональных рабочих задач или задач в бизнесе.

Книги о Канбан

Лучше понять суть методологии и научиться внедрять её в работу коллектива или свой бизнес поможет литература по Канбан.

  1. «Производственная система Тойоты», Тайити Оно. История о том, как методологию начали применять в Toyota. Эти практики дали старт распространению Канбан в том виде, в котором она сейчас.
  2. «10 канбан досок и их контекст», Маттиас Скарин. Статья с подборкой примеров Kanban-досок в разных сферах: разработка ПО, продажи, маркетинг.  Этот же автор написал полезную книгу «Scrum и Kanban: выжимаем максимум» о переходе от одной Agile-методологии к другой.
  3. «Канбан. Альтернативный путь в Agile», Дэвид Андерсон. Автор впервые применил Kanban в разработке ПО и рассказывает о том, как эффективно внедрять методологию в IT-сфере.

Есть ещё большое количество литературы по этой теме, однако они во многом повторяются. Поэтому этих трёх книг будет достаточно для понимания сути Kanban и начала её внедрения.

kogio.ru

Канбан в IT (Kanban Development) / Habr

Я собираюсь написать несколько статей про новую методологию гибкой разработки Канбан (Kanban Development) в целях подготовки к Scandinavian Agile Conference 2009, где я буду делать один из докладов (кстати, заодно приглашаю всех на конференцию).
Сегодня публикую первую из статей.
Основная задача первой статьи — это как можно проще описать основы Канбан: что это такое, в чем отличие от других гибких методологий и зачем это нужно.
Также я хотел бы собрать как можно больше вопросов и сомнений в комментариях, чтобы ответить на них в следующих статьях, так что пишите всё, что вам непонятно, или что ещё вы хотели бы узнать про Канбан.
Я не то, чтобы большой специалист по этой новой методологии, но мы внутри команды пришли к Канбану самостоятельно и последовательно прошли все этапы мутации от SCRUM до Канбан, так что практический опыт есть.


Для начала напишу про происхождение термина Канбан.

Этот термин пришёл к нам из Японии благодаря широко известной в узких кругах производственной системе Тойота. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей прочитало про эту систему и основные принципы, заложенные в неё — бережливое производство, постоянное развитие, ориентацию на клиента и т.п. Все эти принципы описаны в книге Тайити Оно Производственная система Тойоты, которая переведена на русский.

Термин Канбан имеет дословный перевод: “Кан” значит видимый, визуальный, и “бан” значит карточка или доска.
На заводах Тойота карточки Канбан используются повсеместно для того, чтобы не загромождать склады и рабочие места заранее созданными запчастями. Например, представьте, что вы ставите двери на Тойоты Короллы. У вас около рабочего места находится пачка из 10 дверей. Вы их ставите одну за другой на новые машины и, когда в пачке остается 5 дверей, то вы знаете, что пора заказать новые двери. Вы берете карточку Канбан, пишете на ней заказ на 10 дверей и относите ее тому, кто делает двери. Вы знаете, что он их сделает как раз к тому моменту, как у вас закончатся оставшиеся 5 дверей. И именно так и происходит — когда вы ставите последнюю дверь, прибывает пачка из 10 новых дверей. И так постоянно — вы заказываете новые двери только тогда, когда они вам нужны.

А теперь представьте, что такая система действует на всём заводе. Нигде нет складов, где запчасти лежат неделями и месяцами. Все работают только по запросу и производят именно столько запчастей, сколько запрошено. Если вдруг заказов стало больше или меньше — система сама легко подстраивается под изменения.

Основная задача карт Канбан в этой системе — это уменьшать количество «выполняющейся в данный момент работы» (work in progress).
Например, на всю производственную линию может быть выделено ровно 10 карточек для дверей. Это значит, что в каждый момент времени на линии не будет больше 10 готовых дверей. Когда заказывать новые двери и сколько — это задача для того, кто их устанавливает. Только он знает свои потребности, и только он может помещать заказы производителю дверей, но он всегда ограничен числом 10.
Этот метод Бережливого производства (Lean manufacturing) был придуман в Тойоте и сейчас многие производственные компании по всему миру его внедряют или уже внедрили.

Но это всё относится к производству, а не к разработке программного обеспечения.
А что же такое Канбан разработка применительно к ПО, и чем она отличается от других гибких методологий, буть то SCRUM или XP?

Во-первых, нужно сразу понять, что Канбан — это не конкретный процесс, а система ценностей. Как, впрочем, и SCRUM с XP. Это значит, что никто вам не скажет что и как делать по шагам.
Во-вторых, весь Канбан можно описать одной простой фразой — «Уменьшение выполняющейся в данный момент работы (work in progress)».
В-третьих, Канбан — это даже еще более «гибкая» методология, чем SCRUM и XP. Это значит, что она не подойдет всем командам и для всех проектов. И это также значит, что команда должна быть еще более готовой к гибкой работе, чем даже команды, использующие SCRUM и XP.

Разница между Канбан и SCRUM:
— В Канбан нет таймбоксов ни на что (ни на задачи, ни на спринты)
— В Канбан задачи больше и их меньше
— В Канбан оценки сроков на задачу опциональные или вообще их нет
— В Канбан «скорость работы команды» отсутствует и считается только среднее время на полную реализацию задачи

А теперь посмотрите на этот список и задумайтесь — что остается от гибкой методологии, если мы удаляем спринты, увеличиваем размеры задач и перестаем мерять скорость работы команды? Ничего?
Как вообще можно говорить о контроле за разработкой, если мы убираем основные инструменты контроля — сроки, скорость работы и спринты? Для меня этот вопрос является чуть ли не самым важным.
менеджеры всегда думают о контроле и пытаются его получить, хотя на самом деле никогда его не имеют. Контроль разработки со стороны менеджера — это фикция. Если команда не хочет работать, то как ее не контролируй, она провалит проект.
Если команда получает фан от работы и работает с полной отдачей, то никакой контроль и не нужен, а только мешает, увеличивает издержки.
Например, общеизвестная проблема SCRUM — это большие издержки от обсуждений, встреч и большие потери времени на стыках спринтов (когда как минимум день уходит на закрытие одного спринта, а потом день на открытие нового. И если спринт — 2 недели, то 2 дня из 2 недель — это 20%, чертовски много). В итоге чуть ли не 30-40% времени при применении SCRUM тратится на поддержание самого процесса — на ежедневные митинги, на 5% workshop, на спринт ретроспектив и т.п. 30%!

Канбан разработка отличается от SCRUM в первую очередь ориентацией на задачи. Если в SCRUM основная ориентация команды — это успешное выполнение спринтов (надо признать, что это так), то в Канбан на первом месте задачи.
Спринтов никаких нет, команда работает над задачей с самого начала и до завершения. Деплоймент задачи делается тогда, когда она готова. Презентация выполненной работы — тоже. Команда не должна оценивать время на выполнение задачи, ибо это имеет мало смысла и почти всегда ошибочно вначале.
Если менеджер верит команде, то зачем иметь оценку времени? Задача менеджера — это создать приоритизированный пул задач, а задача команды — выполнить как можно больше задач из этого пула. Всё. Никакого контроля не нужно. Всё, что нужно от менеджера — это добавлять задачи в этот пул или менять им приоритет. Именно так он управляет проектом.

Команда для работы использует Канбан-доску. Например, она может выглядеть так (взял тут):

Столбцы слева направо:

Цели проекта:
Необязательный, но полезный столбец. Сюда можно поместить высокоуровневые цели проекта, чтобы команда их видела и все про них знали. Например, «Увеличить скорость работы на 20%» или «Добавить поддержку Windows 7».

Очередь задач:
Тут хранятся задачи, которые готовы к тому, чтобы начать их выполнять. Всегда для выполнения берется верхняя, самая приоритетная задача и ее карточка перемещается в следующий столбец.

Проработка дизайна:
этот и остальные столбцы до «Закончено» могут меняться, т.к. именно команда решает, какие шаги проходит задача до состояния «Закончено».
Например, в этом столбце могут находиться задачи, для которых дизайн кода или интерфейса еще не ясен и обсуждается. Когда обсуждения закончены, задача передвигается в следующий столбец.

Разработка:
Тут задача висит до тех пор, пока разработка фичи не завершена. После завершения она передвигается в следующий столбец.
Или, если архитектура не верна или не точна — задачу можно вернуть в предыдущий столбец.

Тестирование:
В этом столбце задача находится, пока она тестируется. Если найдены ошибки — возвращается в Разработку. Если нет — передвигается дальше.

Деплоймент:
У всех проектов свой деплоймент. У кого-то это значит выложить новую версию продукта на сервер, а у кого-то — просто закомитить код в репозиторий.

Закончено:
Сюда стикер попадает только тогда, когда все работы по задаче закончены полностью.

В любой работе случаются срочные задачи. Запланированные или нет, но такие, которые надо сделать прямо сейчас. Для таких можно выделить специальное место (на картинке отмечено, как «Expedite»). В Expedite можно поместить одну срочную задачу и команда должна начать ее выполнять немедленно и завершить как можно быстрее. Но может быть только одна такая задача! Если появляется еще одна — она должна быть добавлена в «Очередь задач».

А теперь самое важное. Видите цифры под каждым столбцом? Это число задач, которые могут быть одновременно в этих столбцах. Цифры подбираются экспериментально, но считается, что они должны зависеть от числа разработчиков в команде.
Например, если вы имеете 8 программистов в команде, то в строку «Разработка» вы можете поместить цифру 4. Это значит, что одновременно программисты будут делать не более 4-х задач, а значит у них будет много причин для общения и обмена опытом. Если вы поставите туда цифру 2, то 8 программистов, занимающихся двумя задачами, могут заскучать или терять слишком много времени на обсуждениях. Если поставить 8, то каждый будет заниматься своей задачей и некоторые задачи будут задерживаться на доске надолго, а ведь главная задача Канбан — это уменьшение времени прохождения задачи от начала до стадии готовности.
Никто не даст точный ответ, какие должны быть эти лимиты, но попробуйте для начала разделить число разработчиков на 2 и посмотреть, как это работает в вашей команде. Потом эти числа можно подогнать под вашу команду.
Под «разработчиками» я понимаю не только программистов, но и других специалистов. Например, для столбца «Тестирование» разработчики — это тестеры, т.к. тестирование — это их обязаность.

Задачи на такой доске — это не просто задачи, а то, что называется Минимальной Маркетинговой Фичей, то есть фича, которую можно «продать» клиентам.
Хорошая проверка для ММФ — это вопрос себе «А стал бы я писать про эту фичу в блоге компании?». Если нет — это не ММФ.

Что нового и полезного дает такая доска с лимитами?

Во-первых, уменьшение числа параллельно выполняемых задач сильно уменьшает время выполнения каждой отдельной задачи. Нет нужды переключать контекст между задачами, отслеживать разные сущности, планировать их и т.д. — делается только то, что нужно. Нет нужды устраивать спринт планнинги и 5% воркшопы, т.к. планирование уже сделано в столбце «очередь задач», а детальная проработка задачи начинается ТОЛЬКО тогда, когда задача начинает выполняться.

Во-вторых, сразу видны затыки. Например, если тестеры не справляются с тестированием, то они очень скоро заполнят весь свой столбец и программисты, закончившие новую задачу, уже не смогут переместить ее в столбец тестирования, т.к. он заполнен. Что делать? Тут время вспомнить, что «мы — команда» и решить эту проблему. Например, программисты могут помочь тестерам завершить одну из задач тестирования и только тогда передвинуть новую задачу на освободившееся место. Это позволит выполнить обе задачи быстрее.

В-третьих, можно вычислить время на выполнение усредненной задачи. Мы можем помечать на карточке дату, когда она попала в очередь задач, потом дату, когда ее взяли в работу и дату, когда ее завершили. По этим трем точкам для хотя бы 10 задач можно уже посчитать среднее время ожидания в очередь задач и среднее время выполнения задачи. А из этих цифр менеджер или product owner может уже рассчитывать всё, что ему угодно.

Весь Канбан можно описать всего тремя основными правилами:
1. Визуализируйте производство
— Разделите работу на задачи, каждую задачу напишите на карточке и поместите на стену или доску.
— Используйте названные столбцы, чтобы показать положение задачи в производстве.
2. Ограничивайте WIP (work in progress или работу, выполняемую одновременно) на каждом этапе производства.
3. Измеряйте время цикла (среднее время на выполнение одной задачи) и оптимизируйте постоянно процесс, чтобы уменьшить это время.

Всего 3 правила!
Например, в SCRUM — 9 базовых правил. В XP — 13, а в классическом RUP — аж более 120. Почувствуйте разницу.

На этом я закончу первую статью про Канбан.
Жду ваших отзывов и комментариев, а также пожеланий к следующим статьям.

Дополнительные ссылки (к сожалению всё только по-английски):

habr.com

14 Лучших Kanban Инструментов в 2019 Году / Hygger corporate blog / Habr

Когда необходимо оптимизировать перенасыщенные рабочие процессы, обычных to-do листов может быть недостаточно. В этом случае стоит поискать волшебный функционал, который будет отслеживать все задачи, над которыми работает ваша команда, задачи, которые только планируются, а также показывать полную картину по уже выполненным.

Kanban-доска — отличное решение. Этот инструмент для совместной работы над проектами широко используется в разработке ПО, маркетинге, строительстве, логистике и в любых решениях, где присутствует постоянный поток задач. Kanban-подход помогает командам визуализировать рабочие процессы, грамотно анализировать их и повышать эффективность управления задачами. Этот пост мы посвящаем самым актуальным в 2019 году онлайн инструментам, ориентированным на Kanban. Сравните их и выберите самый подходящий.



Но прежде, чем рассмотреть лучшие программные решения с Kanban досками, стоит узнать, для чего они вообще нужны.

Если вы только еще собираетесь перейти на Канбан и присматриваетесь к популярной методологии, то непременно погрузитесь в доступные руководства и гайды по Канбан для начинающих.

Если кратко, Kanban — это метод управления проектами, направленный на минимизацию многозадачности, повышение эффективности производства и оптимизацию скорости и качества работ. Метод широко применяется в крупных командах, стартапах и для индивидуальных целей.

Правильно подобранное программное обеспечение с функцией Kanban позволит сосредоточиться на приоритетах, держать свою команду в курсе того, что актуально и что будет происходить в ближайшем будущем, а также контролировать все рабочие процессы.

Эффективный Kanban-инструмент поможет управлять Agile-разработкой с помощью удобных досок и карточек, потока действий, функций Swimlanes и WIP limits, диаграмм и таймлайнов — всего, что помогает качественно визуализировать управление рабочими процессами.

Что включает в себя мощное Канбан ПО


На первый взгляд, система Канбан может показаться сложной и не всегда применимой. Но настоящая сила Kanban в том, что, как только команда начинает применять его принципы, то сразу может оптимизировать и стандартизировать рабочие процессы.

Тем не менее, существуют решения, которые выполняют работу лучше и эффективнее других. Рассмотрим главные критерии для поиска лучшего Канбан-инструмента:

  • Kanban доска — система, которая предназначена для организации карточек с задачами с помощью горизонтальных колонок (Swimlanes), ограничений (WIP limits), сабколонок, а также стандартного набора колонок («To-do», «In Progress» и «Done»).
  • Kanban карточка — элемент системы Канбан, который назначает задачи при помощью чек-листов и вложений. Карточки позволяют связывать задачи, добавлять иерархию и назначать необходимые ресурсы.
  • Аналитика — система, позволяющая создавать отчеты.
  • Интеграция — способность инструмента легко интегрироваться с другими системами управления проектами.
  • Автоматизация — возможность настроить рабочий процесс в соответствии с условиями вашего проекта.

Лучшие Канбан инструменты для управления проектами


У вас, по сути, есть два пути:
  • Не заморачиваться и бездумно зарегистрироваться в проверенные и пресловутые JIRA или Trello.
  • Потратить немного времени на изучение новой волны крутого ПО по управлению проектами, ориентированного на Kanban, с целью отбора самого подходящего софта для ваших нужд.

В любом случае, выбор за вами. Вот краткое описание некоторых из них:

JIRA


Описывая JIRA, часто употребляют слова «мощная» и «мультифункциональная». Это действительно популярный универсальный РМ софт, который позволяет командам разработчиков планировать задачи, назначать исполнителей, работать со спринтами, устанавливать приоритеты и сроки и многое другое.

JIRA предоставляет большое количество настроек фильтрации, удобную визуализацию, подробные отчеты и удобный трекер времени.

Сомнения: JIRA хорошо подходит для технических команд, но небольшие компании и стартапы просто не смогут использовать все возможности сервиса. Нет возможности назначить нескольких исполнителей для одной задачи.

Trello


Trello — это популярный инструмент управления, который позволяет организовывать задачи, списки дел, инициативы, обсуждения и идеи на одной доске. Сервис довольно прост и интуитивно понятен, и многим компаниям просто нужна его базовая бесплатная версия для работы. Система Trello подходит всем, кому нужна базовая функциональность досок Kanban.

Сомнения: Trello не имеет своего собственного учета времени, поэтому вам придется платить за другое программное обеспечение (например, Everhour или Toggle). Кроме того, в Trello нет функций WIP limits, Swimlanes и диаграмм Burndown.

Hygger


Hygger — яркий представитель нового поколения PM-инструментов, который отлично подходит продуктовым компаниям, стартапам и организациям средних размеров. Сервис предоставляет удобные to-do листы с кастомными полями, Канбан досками, функциями Swimlanes, WIP limits и Timelines.

Достоинством сервиса является возможность приоритизировать функции, идеи или задачи, используя различные методы приоритизации. Этот фактор часто является решающим при выборе Hygger vs Trello. Кстати, если вы знакомы с функционалом Trello, то быстро освоиться в Hygger не составит труда, потому что платформа имеет похожий интерфейс.

Hygger предлагает определять приоритеты с помощью простых методов (Eisenhower matrix, Value vs Effort, Value vs Risk), а также продвинутых техник (ICE и RICE, Weighted Scoring).

Сомнения: Не хватает возможности переключения из Канбан в timeline автоматически, нет мультиязыковой поддержки.

Asana


Asana – не менее популярный сервис с доступными iOS и Android приложениями, который хорош в управлении задачами, отслеживании дедлайнов и постановке приоритетов. Asana позволяет качественно следить за статусом выполнения задач и статусом проекта в целом.

Сервис чаще всего выбирают для личного пользования и работы небольших команд, которых в первую очередь нужны to-do листы и базовая Канбан-доска.

Сомнения: Платформа вряд ли будет полезна маркетинговым и креативным агентствам или сервис-компаниям.

Favro


Favro предоставляет инновационное решение для управления проектами, более всего подходящее для разработчиков, маркетологов и руководителей, которые планируют, отслеживают и развивают свои идеи. Favro предлагает встроенную поддержку Kanban и Scrum досок с панелями управления, масштабируемыми бэклагами и отчетами.

Функция Breakdown в Favro помогает разбить ваши проекты на различные задачи. Инструмент интегрирован с Google Drive и Dropbox, что позволяет прикреплять файлы к доске планирования.

Сомнения: Управление досками не так просто, как может показаться. Не все функции ПО могут быть использованы в полной мере: лучше меньше фич, но более качественная работа сервиса.

MeisterTask


MeisterTask подойдет командам любого размера и состава. Ключевые направления, в которых инструмент может помочь — управление файлами, отслеживание времени и создание отчетов.

Канбан доски MeisterTask помогают пользователям просматривать и управлять текущими действиями и активными проектами, создавать планы проектов и сотрудничать с членами команды. Платформа предлагает интеграцию с GitHub, DropBox, Zendesk и Bitbucket.

Сомнения: Отсутствие календаря, который мог бы показать, когда вы запланировали свои задачи. Нет диаграмм Ганта, чтобы установить продолжительность для задач.

Kanbanchi


Kanbanchi – еще одно подходящее решение, если вам нужно программное обеспечение для управления задачами и совместной работы с досками Kanban, диаграммами Ганта и системой учета времени.

Вы легко визуализируете рабочие процессы всех задач и действий с помощью удобных досок проектов со списками и карточками. Инструмент предназначен для G Suite. Вы должны зарегистрироваться в учетной записи Google, управлять досками в виде файлов на Google диске, помещать даты в Google календарь и т. Д. Приложение отлично подходит для работы отделов компании, потому как каждый член команды знает, над чем он работает.

Сомнения: Нет мобильной версии и некоторых важных интеграций, нет возможности группировать карты вместе.

Paymo


Выбирая Paymo, вы получаете полнофункциональный инструмент управления с системой планирования, управления задачами, выставления счетов и отслеживания времени. Сервис также отлично подходит командам, которые желают грамотно расставлять приоритеты задач. Paymo позволяет работать из одного приложения, не переключаясь с одной платформы на другую.

Сомнения: Понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к Paymo, потому что на рабочем столе много вариантов. При работе с десятками небольших проектов пользовательский интерфейс становится довольно загруженным.

Breeze


Еще одно отличное решение для управления клиентскими проектами с помощью досок Kanban. Breeze подойдет малому бизнесу и фрилансерам, которым нужно все четко и быстро организовывать и отслеживать.

Инструмент основан на принципах Agile и Lean и включает в себя следующие основные функции: списки задач, отслеживание времени, бюджетирование проекта, отчетность, календарь, экспорт данных, неограниченное количество пользователей, поддержка Android и iOS, интеграция с Google Drive и Dropbox, и т.п.

Сомнения: Малое количество инструментов, с которыми Breeze может быть интегрирован.

Blossom


Приложение Blossom было разработано для целевого использования в проектах, управляемых по методологии Kanban. Как и в других инструментах, ориентированных на Kanban, вы должны отображать этапы проекта в списках. Основным отличием Blossom является то, что каждый список должен быть следующим этапом процесса. Вы должны добавить новые карточки в 1-й столбец слева, а в последнем столбце справа отображается кнопка архива.

Blossom позволяет использовать аналитику с подсчетом количества отправленных карт и диаграммой, показывающей, сколько времени ушло на изготовление каждой карточки.

Сомнения: Нет бесплатного плана для личного использования. Интеграционные возможности — только отправление обновлений на канал Slack.

ProofHub


Известные бренды, выбравшие ProofHub, по достоинству оценили это программное обеспечение для управления облачными проектами, которое помогает им легко управлять сроками и результатами.

ProofHub предлагает расширенные функции и ценовые пакеты в соответствии с требованиями различных компаний, а также приложения для iOS и Android, что позволяет пользователям работать более продуктивно. Среди ключевых функций выделим списки задач, календари, обсуждения, диаграммы Ганта, удобные расписания и т. д.

Сомнения: ProofHub может показаться слишком простым с первого взгляда, но может не подойти для сложных проектов и крупных организаций.

ZenHub


Основное преимущество ZenHub заключается в том, что он изначально интегрируется с пользовательским интерфейсом GitHub, поэтому разработчики остаются в привычной среде, а менеджеры проектов могут получить полное представление о процессе разработки.

Инструмент можно использовать для организации, планирования и запуска спринтов. Нет необходимости в специальном обучении — ZenHub широко используется как командой разработчиков, так и продуктовиками. Основными функциями являются Kanban-доски, списки дел, графики Burndown, оценки времени, интеграция со Slack и др.

Сомнения: Zenhub не предоставляет достаточно аналитических и отчетных функций. В UX есть некоторые «причуды», которые могут периодически отвлекать и беспокоить.

Taiga


Taiga — выбор разработчиков, менеджеров проектов, дизайнеров и других практиков Agile-методологии. Облачная платформа включает в себя совместную работу над проектом, управление задачами, отслеживание ошибок, отчетность и систему учета времени. Выбирая инструмент, вы также получаете настраиваемые доски Kanban и бэклоги.

Сервис можно легко интегрировать с GitHub, GitLab, Webhooks, Bitbucket и Gogs. Доступны мобильные приложения для Android, iOS и Windows.

Сомнения: Интерфейс выглядит немного старомодно. Экраны довольно сложные — это немного запутывает работу с разными их видами.

LeanKit


LeanKit — это также доступный Kanban сервис, предназначенный для компаний любого размера в различных отраслях. Он помогает проектным командам безболезненно внедрять принципы и практики Lean.

LeanKit предлагает удобный способ соединения досок проектов на уровне команды и проекта и предоставляет пользователям полную видимость. Вы также получите модуль отчетности и аналитики с полезными показателями и метриками. Платформа поддерживает интеграцию с JIRA, Zendesk, Pivotal Tracker и другими инструментами.

Сомнения: Много спама по электронной почте — даже небольшое изменение, внесенное в задачу, будет отправлено вам письмом. Отсутствие базовых вариантов интеграции.

Независимо от того, выбираете ли вы автономный инструмент Kanban или более широкий пакет управления проектами, вы можете быть уверены, что применение системы Kanban в стратегии управления проектами расширит возможности вашей команды и облегчит ее жизнь.

habr.com

Что такое Канбан-метод – максимально коротко — статья в блоге ScrumTrek

Максимально коротко описали Канбан-метод, его основные термины и области применимости.

1. Что такое Канбан-метод?

Канбан-метод – это метод улучшения вашей работы. Чем бы вы ни занимались, есть гипотеза, что практики Канбан-метода позволят вам делать вашу работу еще лучше. С позиции Канбана это значит, что вы будете лучше попадать в ожидания заказчика. 

Канбан, как инструмент в IT-менеджменте был представлен Дэвидом Дж. Андерсоном в компаниях Microsoft (2005) и Corbis. А широкое распространение и название, как метод, получил в 2007 году.

2. Канбан-метод и Канбан Тойоты – это одно и то же?

(Самая большая карточка). Не совсем так. Канбан на заводах Тойоты – это бережливое производство, определяющим принципом которого является понятие “точно в срок”. Канбан, как термин в управлении, действительно пошел от Тойоты. В переводе с японского это слово означает “сигнал” или “карточка”. На автомобильных заводах такие карточки использовались, чтобы передать информацию с одного этапа на следующий о том, сколько и каких деталей потребуется.

Давайте разберем короткий пример. Нам нужно сделать три автомобиля “точно в срок”. Это значит, что мы точно заранее можем определить, сколько нам потребуется деталей на определенных этапах, и начинаем с конца вытягивать необходимое количество деталей для создания этого автомобиля, отвечая на вопросы: “Сколько литров краски нам потребуется?”, “Сколько колес?”, “Сколько двигателей?” и так далее. Таким образом, мы не создаем излишки запасных частей в виде остатков и экономим на складах, логистике и прочих издержках.

Канбан-метод тоже придерживается понятия “точно в срок”, но в отличие от заводов Тойоты здесь речь идет об интеллектуальном труде. Иными словами, код программиста или идею маркетолога нельзя пощупать и увидеть обычному человеку, пока он(она) не превратится в конечный продукт или сервис. Таким образом, Канбан-метод используется для визуализации потока интеллектуальной работы и сокращения количества этой незавершенной работы. За счёт этого достигается равномерная и предсказуемая скорость оказания услуги конечному потребителю.

3. Можно ли использовать Канбан-метод не в IT?

Да. Канбан-метод подходит для визуализации потока любой творческой и интеллектуальной работы. Но гораздо эффективнее использовать его через призму сервисной парадигмы. Посмотрите на то, что вы делаете, как на сервис. Через какие стадии проходит работа, чтобы сервис был оказан? По каким критериям вы поймете, что сервис оказывается в соответствии с ожиданиями Заказчика? Это отправная точка в применении Канбан-метода. Канбан-практики называют эту точку “начните с того, что есть сейчас”.

4. Канбан – это как Скрам?

Нет. Скрам – это фреймворк с жесткими правилами и границами. Вы можете использовать разные инструменты и методологии внутри Скрама, но если вы отказались от чего-то обязательного в Скраме, он уже не может считаться Скрамом. Канбан – это метод, инструмент с набором практик и принципов. Вы можете использовать все практики, часть практик или не использовать их вообще. В Канбане нет строгого понятия, что есть Канбан, а что не есть Канбан. Однако, разумное использование практик может существенно помочь вам сделать сервис максимально качественным и соответствующим ожиданиям клиентов.

5. У Канбана есть ценности?

Да. Их девять: прозрачность, баланс, сотрудничество, клиентоориентированность, поток, лидерство, понимание, согласие, уважение.

6. Вы написали о принципах Канбана. Какие они?

У Канбана действительно есть базовые принципы, которые еще называют принципами управления изменениями:

  1. Начните с того, что есть сейчас.
  2. Договоритесь об эволюционном развитии.
  3. Поощряйте развитие лидерства на всех уровнях.

Так как Канбан-метод живет в сервисной парадигме, он придерживается ее принципов:

  1. Выясните потребности и ожидания заказчика.
  2. Управляйте работой, дайте людям организоваться вокруг нее.
  3. Развивайте правила, чтобы улучшить показатели.

7. А что за практики в Канбане?

Их тоже шесть:

  1. Визуализируйте.
  2. Ограничивайте незавершенную работу.
  3. Управляйте потоком работы.
  4. Используйте явные правила.
  5. Вводите петли обратной связи (каденции).
  6. Улучшайте и эволюционируйте.

Это непосредственно практические приемы, которые мы используем для улучшения нашей работы и повышения качества сервиса.

8. О, каденции! Что такое каденции в Канбане?

Каденция – термин из музыки. В контексте Канбан-метода она обозначает ритм. Каденциями называют регулярные встречи, которые еще являются петлями обратной связи. Регулярность задает ритм, с которым течет поток работы. Каденций семь:

  1. Канбан-митинг (ежедневная). Здесь обсуждаем статус заблокированных задач.
  2. Встреча по наполнению очереди (обычно раз в две недели). Берем на себя обязательства, что будет делать, как сервис.
  3. Встреча по планированию поставки (обычно раз в две недели). Возвращаем выполненные обязательства обратно.
  4. Встреча по обзору сервиса (обычно раз в две недели). С метриками обсуждаем качество сервиса и как его улучшить, если нужно.
  5. Операционная встреча (обычно раз в месяц). С метриками обсуждаем качество взаимодействия связанных сервисов.
  6. Встреча по обзору рисков (обычно раз в месяц). С метрикам обсуждаем влияние заблокированных задач на работу сервиса.
  7. Встреча по обзору стратегии (обычно раз в квартал). С метриками обсуждаем изменения в стратегии.

9. Я что-то слышал про классы обслуживания. Что это?

Канбан использует классы обслуживания для того, чтобы повысить приоритет определенным типам работ, заказчикам или нивелировать такое воздействие на бизнес, как стоимость задержки. Стоимость задержки – это недополученная прибыль или понесенные издержки из-за не вовремя оказанных услуг. Рассмотрим влияние стоимости задержки и соответствующий класс обслуживания на примерах:

  1. Ускоренный класс – неотложная скорая помощь-реанимация. Едет по выделенной полосе. Нет времени откладывать решение проблемы. Нужно как можно скорее.
  2. Класс с фиксированной датой – стоимость задержки резко возрастает после определенного периода. Пример: проект в виде ФЗ с фиксированной датой начала действия. Не успеем вовремя, есть риск потерять лицензию.
  3. Стандартный класс – стоимость задержки растет пропорционально времени. Если делаем сразу, получаем прибыль сразу. Если делаем долго, получаем прибыль долго.
  4. Нематериальный класс – делаем, но явной прибыли эта работа не несет, стоимость задержки растет медленно. Например, уборка в доме. Можно и не убираться регулярно, но через пол года придется делать генеральную уборку.

10. Что на счет метрик? Как померять эффективность работы сервиса?

У Канбан-метода есть метрики, которые позволяют ответить на вопросы: какие проблемы в потоке работы, какая пропускная способность у сервиса, какое время выполнения, какое время разрешения блокировок, какое время цикла и по каким типам распределяется работа? Все это позволяет менеджеру сервиса принимать решения о развитии и улучшении качества сервиса на основе накопленных данных.

11. С какими проблемами сталкивается Канбан при внедрении?

Основная трудность – это объяснить людям на всех уровнях ценность практик Канбана: визуализации и ограничения незавершенной работы. Из-за того, что люди не видят объем интеллектуального труда, им сложно понять, какой нагрузке они подвергаются. А ведь мозг, к примеру, такая же мышца, как и бицепс. Представьте себе тренажерный зал: вы приходите и видите вес на штанге: “Так, это слишком мало. А сейчас – слишком много. А вот это в самый раз!” С мозгом нужно работать точно также: “Вот эта – большая задача, а эта – маленькая, да и вообще как-то много я на себя взвалил. Ограничу-ка я нагрузку”. Когда на всех уровнях мы делаем сквозную визуализацию потока работы и ограничиваем количество незавершенной работы, мы создаем вытягивающий принцип для интеллектуального труда и делаем равномерный поток его результатов для наших клиентов.   

12. А какие есть программы для Канбан-метода?

Их тоже много. Перечислим только профессиональные, разработанные специально под метод. Наше сердце отдано российской разработке Kaiten. Кроме нее есть еще TargetProcess, SwiftKanban, LeanKit и другие.

13. И в каких компаниях уже используется Канбан-метод?

Среди российских это Альфа-Банк, Хоум Кредит Банк, Почта-Банк, Додо Пицца, HeadHunter, Clever и другие. Из иностранных: Wargaming, Microsoft, Automotive IT, Blizzard Sports, Dr Dobb’s, Siemens, Tupalo. Этот список можно продолжать долго.

14. Есть еще что-то важное?

Да. Напоследок хотелось бы отметить важность двух ролей в Канбан-методе. Это менеджер сервиса поставки (service delivery manager) и менеджер сервиса запросов (service request manager). Первый отвечает за устранение препятствий в потоке поставки. Второй – за управление потоком запросов к сервису от множества заказчиков. Очень важно, чтобы эти две роли были партнерами и работали в паре.

15. Окей, я понял. С чего начать внедрение Канбана в организации?

Чтобы начать внедрение Канбана в организациях, мы используем инструмент S.T.A.T.I.K. – системный подход к применению Канбана. Подробнее о нем можно почитать в Интернете. Но мы рекомендуем посетить тренинг Kanban System Design, на котором данный инструмент преподается в формате бизнес-игры. На примере своего сервиса (организации) вы можете спроектировать Канбан-систему для последующего применения в боевых условиях.

 

Игорь Филипьев,

Тренер и консультант по гибким методологиям, Скрамтрек.

scrumtrek.ru

в чем разница и что выбрать? / Hygger corporate blog / Habr

Когда существуют варианты – важно не ошибиться и изучить все детали и возможности, чтобы остановиться на лучшем. Выбирать между методами управления разработкой не всегда просто, особенно если это Scrum и Kanban.



Две популярные Agile-методологии


Scrum и Kanban — представители методологий Agile-семейства. Обе считаются гибкими и итеративными. Перед тем, как разобраться в разнице между ними, вспомним кратко о том, что их объединяет.

Более 17 лет назад лидеры IT-разработки сформулировали манифест Agile. Главное, что можем выделить из манифеста:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Можно смело согласиться со всеми аргументами, ведь действительно:
  • Люди важнее инструментов, потому что несколько человек, объединенных вместе и «заряженных» на одну общую цель могут иметь больший потенциал и прийти в итоге к бОльшему результату.
  • MVP-подход в разработке: выпускаем минимально-жизнеспособную версию продукта на рынок ASAP. Все «свистелочки» оставляем на потом.
  • Слово «заказчик» очень просится поменять на «пользователь». Требования к проекту надо собирать не у заказчика, а у пользователей будущего продукта. Об этом детально написано у Карла Вигерса и Джоя Битти.

Зачастую в последнее время проект — это стартап. В контексте стартапов приходит на ум «customer development» (оригинальную методику замечательно описал Стив Бланк).

По сути, во время customer development мы проверяем наши гипотезы до начала разработки даже прототипа. Наши цели – убедиться в том, что:

— проблемы, решением которых мы занимаемся, существует в жизни пользователя.
— эти проблемы существенные.
— пользователь будет за них платить
— есть рынок, и это не проблема одного человека.
— есть каналы привлечения пользователей (например Facebook Ads, или Googl Adwords), и мы сможем найти такую стоимость привлечения пользователей, которая будет давать нам прибыль (CAC < LTV).

  • Пункт про гибкость нужен тогда, когда ваш UX или менеджер проекта меняет требование в задаче, и программист говорит: «У вас там семь пятниц на неделе». Вот в этой точке пространства и времени вы ссылаетесь на пункт про гибкость. А вообще, нужно “копнуть” глубже. Для чего нужна готовность к изменениям? Для того, чтобы уметь реагировать на обратную связь. Вы запустили фичу в продакшн, собрали статистику поведения пользователей, убедились в том, что надо менять какие-то параметры фичи и отправили ее на допроектирование. И вот у вас уже на проде улучшенная версия функции. Чтобы все это сделать, нужно быть готовым к изменениям (это про Agile) и способность эти изменения улавливать (это про аналитику и данные).

Это основные идеи манифеста, но есть еще знаменитые 12 принципов, которые говорят сами за себя. Так что, глубоко «копать» в них не будем, а лучше вернемся к основному вопросу отличия Scrum от Kanban.

В чем разница между Scrum и Kanban?


Основу Scrum составляют короткие итерации или спринты, как правило, 2-3-х недельные. Перед началом спринта команда сама формирует список фич на итерацию, далее запускается спринт.

После окончания спринта выполненные фичи заливаются на продакшн, а невыполненные — переносятся в другой спринт. Как правило, фичи, которые делаются во время спринта, не меняются: что было на старте спринта — должно быть сделано любой ценой к окончанию спринта.

На Kanban мы посмотрим там, где он и возник. Представьте себе конвейер, на котором делают детали для машин Toyota. Есть станок, он делает зеркала для машин. Он умеет делать левые зеркала, правые зеркала, задние и зеркала для солнцезащитного козырька. Принцип прост: нажми на кнопку, поменяй режим — получи новую продукцию.

Вот вы заказываете в Москве на Кутузовском новую Toyota Camry на «максималке», и для вас уже делают зеркала в козырьке (вы выбрали «максималку» как раз из-за зеркал в козырьке). Важный момент тут — мы можем менять приоритеты в любой момент. Мы очень быстро можем переключать станок в другой режим.

Основная разница между Scrum и Канбан — в длине итераций. В Scrum итерации — 2 недели, в Kanban задачи программисту можно «подсовывать» хоть каждый день.

Kanban дает больше гибкости, если под гибкостью понимать частоту смены приоритетов. Вчера вы залили на прод новую фичу, а сегодня получили данные с передовой и узнали, что вот эта штука не работает так, как было задумано — люди не нажимают кнопку «купить». Вы «даете по шапке» UX, он дает вам новые требования. Вы поднимаете наверх очереди эту задачу, программист берет эту задачу «сверху», выполняет ее и, к вечеру fix уже на проде, конверсия в платежи выросли на 12%. Это победа.

В Scrum задачи принято оценивать в Story points или в часах. Без оценки не получится сформировать спринт: ведь нам нужно знать, успеем ли мы сделать задачи за 2 недели. Через 2 недели мы получаем ценную статистику — сколько часов или Story points команда смогла сделать за спринт. Velocity — это производительность команды за один спринт. Этот параметр позволяет Scrum менеджеру предсказать, где команда будет через 2 недели.

В Kanban не принято делать оценку. Это опционально, команда решает сама. Здесь нет понятия «скорость работы команды», считается только среднее время на задачу. Время это считается с помощью специального отчета — Cycle Time.

Cycle Time для задачи = время выполнения задачи минус время начала работы над задачей. Например, у вас есть колонки: to do, reopened, developing, testing, stage testing, deployed. Cycle time для задачи будет равен deployed-developing, то есть сколько времени прошло от момента, когда задачу начали делать до момента пока она попала в deployed.

Итак, в Scrum наша цель — закончить спринт, в Kanban — задачу.

Scrum — это автобус, который останавливается лишь на определенных остановках, где люди выходят группами. А Kanban — это маршрутка: захотел пассажир выйти, попросил водителя и вышел там, где ему нужно.

Что интересного в Kanban позволяет удачно использовать его и в спринтах? Рассмотрим на примере инструмента для управления проектами Hygger.io.

WIP


Во-первых, это WIP (Work in progress). Мы ставим ограничение на число задач, которые может одновременно делать один сотрудник. Выполнять несколько задач одновременно могли только Наполеон и Цезарь. Мы знаем, как они закончили. Поэтому мы бережем своих людей и спасаем от выгорания: они делают только одну задачу в единицу времени.

А если серьезно, то переключение «с задачи на задачу» у программиста в среднем занимает 15 минут. Пока сделаешь чай, пока полистаешь Habr, прочитаешь требования к новой задаче, вспомнишь где ты остановился и найдешь место в коде. Каждое переключение — это выход из потока, а войти в поток не всегда получается — могут мешать внешние раздражители. Поэтому все строго: одна задача на сотрудника. Как мы это контролируем? Вот здесь должно быть понятно:

Когда мы впервые внедряли Kanban, WIP лимиты сразу же показали узкие места в нашем процессе: в колонке Testing скапливалась большая очередь задач  —  наш тестировщик не справлялся с проверкой задач. Задачи очень долго находились в очереди. В итоге, программисты успевали подзабыть задачи, которые им переоткрывал тестировщик спустя неделю или две. Раз забыли, значит надо смотреть код и вспоминать, о чем там шла речь, снова погружаться в детали. Это все издержки, которые понижали наш КПД. Тогда мы подключили на проект еще одного QA и проблема была решена.

Swimlanes


Во-вторых, это Swimlanes. Представьте себе, что у вас «лег» сайт. Как это часто бывает — в рабочее время. Вы делегируете задачу вашему лиду или devops – «Поднять сайт сию же минуту». А он сейчас делает другую задачу и планирует ее закончить завтра после обеда. Что делать? Бежать к нему и умолять переключиться на блокера? Можно, но так вы скоро получите прозвище «черный лебедь». Поэтому мы используем Swimlanes.

В данном случае у нас есть Swimlane под названием Blockers. Все задачи, которые требуют решения в режиме реального времени, ставятся в этом блоке. Программисты немедленно прекращают свою текущую задачу, ставят ее на паузу и начинают делать блокер.

Также у нас есть очень полезный Swimlane под названием Someday. Туда мы сублимируем задачи, которые «да-да, обязательно сделаем когда-нибудь» Это реально помогает убрать все лишнее с глаз, чтобы люди могли сконцентрироваться на главном. А эти задачи, как правило, остаются там навсегда.

«Правильные» тестировщики находят много «правильных» багов, и это все попадает в очередь программистам. Если эти баги не проверять и оставлять в основной очереди задач, то скоро вы обнаружите, что программисты заняты какой-то неважной ерундой. Поэтому в команде обязательно должен быть человек, а лучше несколько, которые понимают, какие баги критичны, а какие должны отправиться в неопределенное будущее, в Someday.

Sub-columns


У вас есть колонка Программирование, а за ней – Тестирование. Когда программист закончил задачу, он ее переносит в Тестирование. И получается, что тестировщик как-бы начал тестировать задачу. Но, на самом деле, тестировщик проверяет другую. Да и вообще, вы поставили ограничение WIP на число задач и после того, как программист перенес задачу на тест, у QA нарушен этот лимит. Стало две задачи.

Допустим, программист не будет переносить задачу на Тестирование и оставит ее в Программировании. Но как ему брать следующую задачу, если у него есть WIP лимит, который он не может нарушить. В таком случае, на помощь приходят Sub-columns. Например, для колонки Программирование делаем под-колонки In progress и Done. И когда программист заканчивает задачу, он переносит ее в Done. Когда тестировщик освободится, он возьмет новую задачу из под-колонки Done колонки Программирование и перенесет ее в свою колонку Тестирование.

Заключение

Подводя итоги, хочу отметить, что Scrum — гибкая методика разработки, а Kanban — еще более. Всему свое время и место. Если это разработка нового продукта, то на старте разработки и до релиза лучше использовать Scrum, так как он делает разработку более контролируемой по срокам. Также в Scrum много коммуникаций в команде: ребята обсуждают весь бэклог спринта перед стартом, задают вопросы авторам задачи (UX, продакт-менеджерам, бизнес-аналитикам), оценивают задачи сообща с помощью Planning poker. Scrum помогает детально погрузить команду в суть продукта.

А после релиза продукта начинается совсем другая жизнь: начинает идти обратная связь от пользователей продукта, нужно быстро на нее реагировать. Вы начинаете работать над HADI циклами — вам нужно постоянно проверять различные гипотезы, где на гипотезу может банально влиять цвет кнопки. Вы начинаете измерять и оптимизировать метрики продукта, например, Pirate Metrics (AARRR) и так далее. Все увеличивает ваш цикл разработки, вы начинаете делать много маленьких задач в непредсказуемой последовательности. И для этого как раз идеально подходит Kanban.

Какую бы из Agile-методологий вы не выбрали, вы можете качественно реализовать ее с помощью платформы для управления проектами Hygger.io.

А на чем вы остановили свой выбор: Scrum и Kanban? Делитесь своими примерами и наблюдениями в комментариях!

habr.com

Как использовать Канбан для удобной работы не только менеджеров, но и программистов

Канбан — методология управления, которая используется примерно в 10 раз реже, чем Scrum, но от этого не становится менее интересной. В ее основе лежит представление процесса всей организации, как набора взаимосвязанных сервисов, которые в конечном итоге являются сервисом для конечного потребителя.

Канбан особенно легко внедряется начиная с топ-менеджмента и прекрасно комбинируется с теорией ограничений, изложенной в книге «Цель» Элияху Голдрата. Канбан выбирают для себя отделы техподдержки, системные администраторы, и даже менеджеры по персоналу и бухгалтеры, тесно работающие с IT.

Одной из основных отличительных черт являются принципы внедрения Канбана: «Начните с того, что имеете, визуализируйте процесс, договоритесь об эволюционном изменении процессов».

Заметьте, что речь идет не о том, чтобы громогласно объявить о внедрении Канбана, а лишь о том, чтобы эволюционно менять процессы в сторону улучшения. Наверное, вы подумали: «Звучит не страшно. Кто же от такого откажется?». И тем не менее, добиться заметных результатов с точки зрения бизнеса без серьезных изменений не выйдет.

Следом за невинной фразой «давайте договоримся об эволюционном изменении процессов» может поступить много разных предложений. И если внедряющий Канбан достаточно опытен, это все пройдет весьма аккуратно. Ниже описаны выгоды, ради которых стоит внедрять канбан, и практики, которые можно использовать для улучшения процессов.

Никто не научит программистов программировать быстрее с помощью этих методов, естественно. Но большую часть времени задачи скорее лежат в очереди или блокируются по тем или иным причинам, а иногда просто оказываются забытыми в гуще недоделанных дел. С наведением порядка в задачах канбан справиться вполне может.

Выгоды внедрения


В наше время, когда интерес к слову Agile, мягко говоря, перегрет, ее может и не предполагаться изначально. Но все-таки, даже если это было затеяно с целью выполнить поручения, из внедрения все еще можно извлечь пользу.

1) Канбан создан для того, чтобы увеличить прозрачность процессов внутри организации

Как часто происходит, что люди не понимают, как устроены процессы в той части компании, с которой им приходится взаимодействовать, но которая выполняет другую функцию? Например, как много маркетологи знают о работе программистов? А программисты о работе маркетологов?

Незнание устройства процессов другого подразделения часто вызывает иллюзии и пренебрежительно отношение к труду других, в таких условиях становится сложнее наладить контакт, и отделы могут даже превратиться во враждующие государства.

2) Канбан помогает бороться с «многозадачностью» в самых плохих ее проявлениях

Где-то на курсах учат «эффективных менеджеров», которые потом делают сами и советуют другим если задача не превышает 5 минут, отложить то, что ты делаешь прямо сейчас и сделать короткую задачу, чтобы навсегда избавиться от маленького балласта, а потом вернуться к основной, но самые догадливые заказчики начинают представлять каждую задачу как сверхмаленькую и требующую такого приоритетного подхода.

3) Канбан позволяет больше не заниматься оценкой сроков выполнения конкретной задачи

Вместо этого предполагается использовать статистические методы. Представьте себе, что вы измеряете диаметр сечения водопроводной трубы и скорость потока, а не занимаетесь предсказанием, как быстро конкретная капля(пусть даже помеченая синим красителем) пролетит через трубу из точки A в точку B.

Полезные инструменты, делающие Канбан эффективным


В отличие от Scrum, внедрение которого сопряжено с целым рядом ритуалов, внедрение Канбана происходит гораздо более плавно и незаметно. Однако оно также дает меньший экономический эффект в первое время, так как простая доска, какой бы красивой она не была, все еще не является внедренным Канбаном.

Канбан-доска


Канбан-Доска организации в целом и связанные с ней доски более низкого уровня для подразделений. Является важным аттрибутом, но ее наличие еще не гарантирует наличие гибкого мышления и наличия какой-либо методолоии в управлении организацией. Много внедрений в России заканчивается на этой стадии, впрочем также можно увидеть много внедрений скрама, из которых успели заработать только спринты.
Инструкция по внедрению:

1) Определите, через какие состояния реально проходит ваша типичная задача. Вариант «гнев, отчаяние, торг, депрессия, принятие», конечно, не принимается, но звучит поразительно часто.

Например, это могут быть такие столбики для общего IT-процесса(стратегический уровень):
В очереди | В работу | Анализ | Проектирование | Дизайн | Разработка | Тестирование | Выкладка

Или такие(для выделенного подразделения UX-дизайнеров):
В очереди | В работу | Макет | Прототип | Верстка | Передано в разработку

И вторая доска может быть расшифровкой слова «Дизайн» в первой доске, когда одна карточка на большой доске выглядит, как много мелких подзадач на дизайн в технической.

2) Разлинуйте и обустройте физическую или виртуальную доску. На первый этап рекомендуется просто повесить маркерную или пробковую доску на стену и разделить ее линиями, соответственно вашему предполагаемому процессу.

Физическое перемещение карточек по доске вместо электронного варианта дает определенное удовольствие, хотя и доставляет неудобства, особенно распределенным командам. Через 2-3 недели, когда вы поймете, какие именно состояния бывают у ваших работ на самом деле, можно перейти к электронному варианту.

Ограничение на количество работ в процессе. (WIP Limit)


Эта практика является важнейшей частью Канбана и без нее экономический эффект достижим с гораздо меньшей вероятностью. В практике автора внедрение лимита всегда происходит с серьезным сопротивлением, так как ограничение на задачи в каждом статусе воспринимается интуитивно как органичение прав и свобод трудящихся, что на самом деле конечно не так.
Как внедрить:

1) обсудите завалы недоделанных задач(если они есть) и примите решение с ними бороться;

2) введите ограничение на самый заваленный столбец и только на него;

3) как только мы начинаем уделять особенное внимание какой-то части процесса и ликвидируем «завал» в этом месте, то самым узким местом станет другой участок производства, найдите новое самое узкое место и поставьте ограничение и на этот столбик
(даже если для этого вам придется убедить смежное подразделение тоже обзавестись канбан-доской, почему нет);

4) последовательно внедрите и ужимайте ограничения по столбикам досок, связанных с нужным вам процессом, но не до такой степени, чтобы люди сидели без работы просто из-за введенного правила, небольшой целесообразный запас работ в любом статусе должен оставаться.

Инициатива по внедрению этой практики лучше всего принимается от самих исполнителей, ее почти невозможно внедрить «сверху», но она того стоит. Коучу достаточно легко подговорить ее использовать людей, показав ее преимущества на игре-симуляции Канбана.

SLA — Service level agreement, или соглашение об уровне сервиса


Несмотря на то, что название переводится как соглашение, на самом деле это элемент статистики, говорящий о том, как быстро в среднем раньше выполнялись задачи и позволяющий в связи с этим построить реалистичные ожидания.

Но, в отличие от статистики, этот уровень может включать небольшой запас при сообщении его внутренним или внешним заказчикам.

Внедрение

1) Подсчитайте статистическими методами, сколько времени в среднем проходит от постановки задачи в очередь заказчиком (внутренним или внешним). А также, в какой временной промежуток уложились наиболее быстрые 10% (назовем его X), и в какой уложились только 90% (назовем его Y). Подсчитайте также время Z для «долгостроев», сколько времени занимали самые длинные задачи.

2) Возьмите Х и прибавьте к нему Y, и вы получите реалистичные сроки выполнения 90% задач, даже если заказчики будут «набегать» со срочными поручениями, которые не могут ждать указанный срок и будут отодвигать ваши задачи. Скажем по секрету, что они наверняка приходят со срочными задачами и сейчас тоже в особом порядке. Автору известны случая «внутренней коррупции», где нарушение приоритетов стоило чашку кофе или шоколадку, некоторые рассказывают о реально заплаченных деньгах.

3) Договоритесь с заказчиком(не имеет значения, внутренним или внешним) о том, что в штатной ситуации задача обрабатывается за время X+Y, и лишь 10% задач могут выполняться крайне долго по тем или иным причинам вплоть до времени Z.

Классы сервисов


На самом деле мы немного схитрили, рассказав вам о классах сервисов на пару абзацев выше, но не назвав их. Это название звучит слишком сложно и местами пугающе, но сам подход является важнейшей частью внедрения Канбана для обеспечения гибкости в работе со внутренними и внешними заказчиками.
Как внедрить?

Обсудить эту возможность, написать официальное письмо и добавить разделение строк на доску, оно обычно называется Swimlines, и если в Jira с этим проблем не было в старой версии, то в Asana кажется без дополнительных скриптов это невозможно.

Роль Менеджера запросов(SRM)


В материалах по Канбану авторы изредка честно говорят, что эта роль нужна скорее для того, чтобы не увольнять Product Owner при переходе со скрама, но и в этой позиции (SRM) нет особенной нужды, если нет проблем с получением заданий от заказчика. Эта роль может быть полезна тем командам, которые страдают от отсутствия «единой точки входа» в продуктовых компаниях. Тогда этот человек может устанавливать формальные политики и разбираться с входящей очередью, но это точно не предполагается как работа на полную ставку. Как вариант, можно иметь одного реквест менеджера на несколько команд, и превратить в него бывшего менеджера проектов или руководителя группы разработки(в общем того, кто в новом процессе остался без лишней работы).

Роль Менеджера поставки(SDM)


Service delivery manager — гораздо более сильная роль, и в нее чаще всего ставят именно менеджера проектов, как того, кто нужен изначально, чтобы дела доводились до конца. При наличии деливери менеджера в большинстве случаев роль реквест менеджера практически не нужна, хотя формально они вместе обеспечивают двоевластие, реквест менеджер занимается теми задачами, которые еще не решили, нужно делать или нет, а деливери менеджер теми, которые уже точно нужно делать и доводить до конца.

Каденции. Различные встречи с изменяемой под процесс периодичностью


Таких встреч в канбане много, даже слишком много. Различные встречи от ежедневных до встреч планирования поставок и и планирования наполнения очереди(аналог планирования спринта в скраме).
Ежедневная «летучка» standup

На стендапах в отличие от скрама обсуждаются гораздо более приятные для исполнителей вопросы. Не нужно вспоминать мучительно, что же ты делал вчера, достаточно вместе со всеми посмотреть на доску и определить, что мешает каждой задаче справа налево перейти правее, и чему может помешать она
Operations Review

Как при работе не уйти в формализм и следование правилам в ущерб продукту?

В этом очень помогает проведение встречи Operations Review, отличающейся от аджайл-ретроспектив тем, что рассматривает процессы в организации в целом, чтобы не заниматься локальной оптимизацией на встречах ретроспектив каждой команды, так как в соответствии все с той же теорией ограничений локальная оптимизация скорее вредит эффективности организации, чем помогает ей.

Предсавьте себе инженеров техподдержки, которые без увеличения штата и других внешних признаков наличия проблемы все более и более эффективно и быстро отвечают нарастающему числу жалующихся пользователей, но поскольку им нужно отвечать быстро, не передают полученную информацию в команду разработки. Представить такое не сложно, такое происходит в техподдержках огромного числа российских и зарубежных компаний. Как бы эффективно, быстро, и красиво они не отвечали, если они не сигнализируют об источнике проблемы, то прблему сложнее обнаружить и исправить, а им будет все сложнее сравляться с нарастающей нагрузкой.

Планирование поставки

На этой встрече, которая не обязана происходить ровно раз в 2 недели, а происходит ровно тогда, когда есть какие-то проблемы с поставкой или неопределенность, например, в маркетинге, можно провести ревью того, что более готово к завершению и выбрать те задачи, которые являются более приоритетными на ближайшую поставку.
Наполнение бэклога

Честно говоря, особой необходимости в этой встрече у подопечных команд автора никогда не было, скорее была проблема в его переполненности из-за большого количества заказчиков, но тем не менее необходимость этой встречи легко понять тем, кто когда-либо делал продукт с нуля и помнит свежезаведенный например проект в Jira. На подобной встрече можно создать совместно наиболее приоритетные задачи в масштабах продукта или даже организации. С декомпозицией на технический уровень прекрасно справятся уже инженеры.

Метрики


Существует стандартный набор метрик продукта: выручка, прибыль, ARPPU(average rate per paying user), чуть более нелюбимая ARPU(average rate per user, которая учитывает выручку в пересчете на всех пользователей, а не только платящих) и другие. Эти метрики очень полезны для любого процесса в продуктовой компании, немного другие, но весьма схожие — для аутсорсной. Но это конечно касается стратегического уровня.

На уровне функциональных подразделений важно внедрить те метрики или их косвенные проекции, которые действительно направят процесс в нужное русло. И это не всегда среднее количество задач, выполняемых в день, или время, за которое задачи делаются в среднем. Хотя эти метрики по умолчанию предлагаются в канбане, процесс априори должен подстраиваться под нужды конкретного внутреннего и внешнего заказчика. Только так компания сможет стать набором взаимосвязанных сервисов друг для друга с целью оказания сервиса конечному клиенту.

Взаимодействие с управлением продуктом


Профессия менеджера продукта сродни работе стартапера, с той только разницей, что у менеджера продуктов есть только зарплата и, если повезет, процент от прибыли, а вот у стартапера зарплаты нет, но зато потенциальная прибыль принадлежит ему полностью(или в доле с партнерами).

Менеджеры продуктов существуют в компании для того, чтобы развивать отдельные продукты, заботиться о повышении их прибыльности и в принципе причинять добро своим клиентам, через решения реальных проблем реальных людей, а не реализации очередного набора задумок генерального директора, у которого к тому же может быть уже давно закончилась фантазия или никогда не было особого видения именно для этого направления.

Менеджеры продуктов являются владельцами бюджетов и формируют стратегию, включая виды сервисов, оказываемых клиенту и зарплатные бюджеты на реализацию задуманного. Менеджеры продуктов определяют ключевые метрики, которые должны достигнуть продукты. Подразделения могут быть в прямом подчинении у менеджера продуктов, а также возможна традиционная матричная структура, что гораздо хуже для управляемости и повышает нагрузку на коммуникации отдельных людей(руководителей отделов, пытающихся заниматься ручным управлением).

Менеджер продуктов может спроектировать нужный ему процесс и задать нужные ему метрики. Он может выборочно использовать скрам или канбан или даже fast waterfall на разных участках своего процесса, ведь в конечном итоге любая методология — лишь способ достижения цели.

Кросс-функциональные команды


Вы можете использовать кросс-функциональные команды в скраме. Вы можете даже использовать кроссфункциональную скрам-команду, как ячейку общей канбан-структуры организации.

Но не стоит прямо противопоставлять канбан скраму и спешить заменять одно другим. Канбан лучше всего подходит подразделениям-сервисам, а не кросс-функциональным «боевым» командам, каждая из которых может все от маркетинга до техподдержки.

В кросс-функциональных командах лучше не разделять работы по разным типам и не создавать противостояние в духе «эта задача еще не в моей колонке», в подразделениях же с одинаковой функцией сотрудников и большим количеством однотипных задач этот подход покажет себя хорошо с меньшими усилиями.

И снова про доску, которую многие по ошибке принимают за сам канбан


Как сделать так, чтобы программиста, тестировщика или любого другого инженера больше не дергал менеджер или любой представитель смежных подразделений с вопросом «когда будет готово?»

Достаточно научить людей читать доску и ставить задачи на доску. Ведь в представлении многих канбан = доска, хотя это на самом деле не так.

Обычно внутренние заказчики приходят в восторг, а если показать им команду в которой используются все вышеперечисленные методы, а некоторые из них даже внедряют канбан у себя в подразделении, если им нравится результат, не дожидаясь никаких требований сверху, что дает возможность запустить канбан в качестве вирусной методологии управления внутри средних по размерам организаций.

В практике автора даже был случай потери клиента, так как канбан «довнедрял» себя сам силами начавших его подробнее изучать специалистов, и генерального директора отстранили от ручного управления процессами, чем он при этом остался доволен.

Список литературы:

habr.com

Система канбан (kanban) — что это

Система Канбан – это методология постановки задач. Её используют для управления проектами с помощью сигналов. Если где что-то не так, то можно сразу заметить проблему и устранить ее, поскольку Канбан визуализирует процессы с помощью разноцветных карточек. Сотрудники не начнут новое задание, пока Канбан — доска не даст соответствующий сигнал.

В этой статье вы узнаете:

Думаю, многим знакома ситуация: провели совещание, говорили много и с жаром, обсудили проблемы, нашли решения, зафиксировали в протоколе задачи. А дальше… ничего. Через месяц-два созвали новое совещание, а задачи по-прежнему в списке ожидания.

Вдумчивые японцы еще в 60-х годах двадцатого века придумали и стали применять на практике систему Канбан, которая позволяет организовать процесс выполнения задач через визуализацию. Разберемся, как это работает. 

Скачайте и возьмите в работу:

Канбан: что это

В середине двадцатого века группа топ-менеджеров из Японии во главе с президентом TOYOTA Таичи Оно задалась вопросом: как сделать, чтобы производство работало с максимальной скоростью, а запасы при этом были минимальны. Японцы присмотрелись к системе американских супермаркетов, в которых карточки всех купленных товаров регистрировались на кассе — так владельцы супермаркетов управляли запасами. Информацию о проданных продуктах отправляли в отдел закупок, где формировали заказ поставщику, исходя из потребления — полки супермаркетов пополнялись запасами, не затариваясь. Система «Бережливое производство» помогает избавиться от потерь и повысить эффективность бизнеса.

Таити Оно выделил из этой практики ключевой принцип и сформировал правило:  поставщик должен производить столько товаров, сколько заказал покупатель. Причем поставщиком может быть как непосредственно контрагент – поставщик, так и подразделение внутри предприятия. По аналогии, заказчик тоже может быть и внешним и внутренним.

На заводе TOYOTA внедрили карточки заказа (с японского «кам» – сигнальная, видимая, «бан» – карточка), которые вывешивали на видном месте в каждом подразделении — так назначали план по выпуску изделий для этого подразделения. Таким образом организовали производство на манер конвейера. Каждый последующий цех по цепочке сборки автомобилей назначал план по производству деталей и комплектующих для предыдущего цеха. С помощью такого подхода снизили общее перепроизводство, затаривание складов, сэкономили на логистике. Карточки прижились и доказали свою эффективность. В 1961 году была сформулирована новая, прорывная на тот момент, система Канбан.

Канбан – это система организации производства, построенная по «вытягивающему» принципу.

Изначально система применялась только в классической интерпретации, как система карточек на производствах. Но методология развивалась и совершенствовалась, и к 1983 году ее стали использовать как метод управления проектами. 

Как внедрить Канбан: опыт российской компании

Канбан – метод управления, применяемый в процессе бережливого производства. Российской компании удалось преодолеть сопротивление персонала и внедрить у себя систему бережливого производства. Ее уникальный опыт может пригодиться тем предприятиям, которые тоже планируют перейти на бережливые рейсы.

Научиться на чужом опыте

Канбан-доска

Канбан-доска – это действительно доска, вывешенная на видном месте в офисе, цехе, на рабочем месте. На ней размещают стикеры с задачами — карточки Канбан. Традиционно доска имеет три столбца:

  1. To Do — задачи к выполнению.
  2. Doing — задачи в процессе выполнения.
  3. Done — выполненные задачи.

За ведение доски ответственны все члены команды, будь то отдел или линия сборки. Каждый сотрудник, задействованный в выполнении задач, по мере их выполнения может перемещать карточки с задачами по столбцам доски.

Согласитесь, удобно, когда все задачи команды находятся на виду и можно наглядно отслеживать процесс их выполнения. Становятся очевидными места «заторов».

Со временем «доска» эволюционировала. Сегодня управлять проектами по методологии Канбан можно с помощью программных средств.

В 2005 году Канбан пришел в ИТ-индустрию и стал одним из методов разработки ПО. Девид Андерсон представил процесс разработки как набор задач, каждую из которых записал на карточке и разместил на доске. Таким он получил простой и понятный инструмент контроля за, казалось бы, запутанным процессом разработки.

Методология Канбан

Методология Канбан – удобный инструмент, который можно применять везде: от производства до закрытия финансового периода.

Принципы Канбан

Система Kanban относится к семейству agile технологий, поэтому в ней нет жестких указаний, принципов, рамок. Как и остальные члены этого семейства, она ориентирована на человека и позволяет максимально раскрыть потенциал команды. Конечно, при желании самой команды. Изучим принципы Канбан на примере закрытия финансового года.

Принцип первый. Визуализация

Большинство людей от природы визуалы. Все, что наглядно, лучше запоминается и «цепляет» внимание. Поэтому гениальность метода —  в максимально наглядном управлении проектом.

Предположим, перед вами стоит большая и сложная задача – организовать закрытие финансового года. Сначала непонятно, как построить работу отделов так, чтобы никто никого не ждал и не переделывал работу по два раза. Следуя принципу визуализации, вы разбиваете общую задачу «закрыть период» на подзадачи:

  • провести документы от поставщиков,
  • заполнить табель,
  • рассчитать резервы,
  • и так далее.

Каждую задачу записываете на отдельной карточке. Напомним, что можно использовать как реальные карточки – стикеры, так и специальные программы. Когда у вас есть пул задач, время разместить их на Канбан-доске.

www.fd.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о