Методы мозгового штурма – Метод мозгового штурма: этапы, правила, ошибки, примеры

Содержание

Метод мозгового штурма: этапы, правила, ошибки, примеры

В чем же суть мозгового штурма?

Мозговой штурм

Решение проблемы методом мозгового штурма происходит следующим образом: собирается экспертная группа, состоящая из квалифицированных профессионалов, и в ходе совещания выносятся оценки и делаются выводы. Все участники заседания условно подразделяются на две части, где одни вырабатывают идеи (выставляют оценки), а другие – проводят их анализ. Подвергать критике какую-либо из идей запрещено. Правильной считается та, с которой согласилось большинство собравшихся.

Цель метода – получить максимум разнообразных предложений. Он действует весьма эффективно: шестеро экспертов в течение получаса способны сгенерировать 150 различных решений. Группа специалистов по проектам при обычном подходе даже не задумается о том, что поставленную задачу можно рассматривать в стольких ракурсах.

Как проводится мозговой штурм и в чем суть метода? Участники процесса – это специалисты и ведущий, который объявляет главную задачу. Остальные принимаются выдвигать идеи для ее решения. Важно, чтобы первыми высказывали свои соображения те из собравшихся, кто ниже по должности, статусу или рангу. Это делается для того, чтобы исключить невольное согласие с начальством.

Замечено, что чаще всего в начале штурма предлагаются весьма тривиальные идеи, но, когда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего собрания ведущий фиксирует все высказанные идеи, а затем отбираются, анализируются и развиваются лучшие из них. В итоге группа мозгового штурма находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.

Популярные виды мозгового штурма

1. Брейнрайтинг

Брейнрайтинг

Это процесс генерации необычных решений, при котором члены группы мозгового штурма записывают свои идеи, не проговаривая их вслух. Они излагают свои задумки на листах бумаги и передают друг другу. Идея коллеги порождает новые мысли, которые тоже дописываются на листе. Снова происходит обмен, процесс повторяется какое-то время, но не дольше 15 минут. Правила те же, что в обычной мозговой атаке: выдвинуть больше идей, не наводить критику на предложения других до завершения собрания, «свободные ассоциации» приветствуются.

Пример мозгового штурма: для выработки необычных творческих задумок менеджеры парфюмерной компании прибегли к методу записи идей. Участники собрания записывали свои мысли на листке бумаги и обменивались с коллегой. Один предложил выпуск нового стирального порошка и мыла. Другой менеджер записал предложение ввести в производство новую линию по выпуску шампуня и бальзама для волос. А третий, прочитав две предыдущие задумки, выдвинул идею выпустить уникальный продукт «три в одном»: шампунь, мыло и кондиционер.

Брейнрайтинг
Способы мотивации сотрудников

Михаил Дашкиев, сооснователь Бизнес Молодости:

«Представьте такую ситуацию: ваши сотрудники «не горят» своей работой и близки к срыву плана продаж. Конфликт интересов налицо: у вас есть планка, а менеджеры не прилагают усилий, чтобы взять её. Им нужна мотивация — то, что пробудит в них желание вкладывать энергию в дело. Но какие виды мотивации бывают, и как их можно применить?

Тип № 1: страх, принуждение, насилие

Начальник — вы, и власть тоже в ваших руках. Вы знаете, что ваша компания престижна, а зарплаты в ней — самые высокие по городу. Ваши сотрудники каждый месяц платят за жилье и содержат семью. Используя положение, вы критикуете и подавляете их, грозитесь лишить премии или уволить.

План продаж выполнен, вы получили прибыль, но долгосрочные результаты не радуют. Сотрудники перестали выражать своё мнение, чтобы избежать конфликта, и пассивно перекладывают ответственность друг на друга. Компания превращается в болото, которое вы тащите на себе.

Это примитивный тип мотивации, его используют те, кто пока не научился контролировать себя и мыслить стратегически.

Тип № 2: выгода

Сотрудники в обмен на своё время, энергию и талант хотят получить у вас то, чего пока нет у них самих: деньги, знания, статус. И если им платят стандартный оклад, для чего прикладывать больше усилий и делать успех всей компании своей личной целью? Вы решаете, что их доход должен зависеть от прибыли компании. Так появляются проценты, бонусы и премии.

План продаж выполняется, хоть и не с первого месяца. Сотрудники начинают подставлять друг друга, завидовать чужому успеху и бороться за место под солнцем. Напряжение растет и выливается в текучку кадров. Компания весьма результативна, но зависть и конкуренция в коллективе создают непрерывные конфликты.

Эта мотивация лучше первой, и она распространена в бизнесе. Её используют те, кто пока не определился с ценностями и глобальной миссией своего дела.

Тип № 3: общая идея

Когда бизнес построен на единых ценностях, связывающих всю команду, его эффективность растёт в десятки раз. Все сотрудники на одной волне, потому что вы изначально нанимаете только близких по духу людей, которые разделяют миссию компании.

Главной целью ваших сотрудников становятся не деньги, а сама работа. Их зажигает именно возможность быть причастными к делу и в полную силу использовать свой талант. Но при этом прибыль компании стабильно растет, в таких условиях иначе и быть не может.

Это лучший тип мотивации. Такая компания способна переживать любые трудные времена без потери сотрудников, а команда после кризиса становится ещё более сплочённой.»

2. Мозговая атака на доске

На стене в помещениях предприятия на видном месте вывешивается доска, в центре которой яркими и крупными буквами написана задача, требующая решения. Когда менеджеру приходит в голову интересная творческая идея по заданной теме, он записывает её на листок и прикрепляет к доске. Разместить идеи, способные привести к решению проблемы, может абсолютно любой сотрудник.

3. Мозговой штурм по-японски

Мозговой штурм по-японски

Интересный прием мозгового штурма придумали японцы Кавакита и Кобаяси. Их идея в том, что все члены группы применяют единый подход к выявлению и решению проблемы. Иногда применительно к этой технике можно встретить название «Рисовый град», который состоит из следующих этапов:

  • Выявление проблемы
  1. Ведущий заседания озвучивает все понятия, касающиеся темы (это может быть продажа, расходы, услуги дистрибьюторов, конкуренты).
  2. Каждый специалист записывает существенные факторы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, по одному на каждый листок.
  3. Руководитель собирает их и раздает снова так, чтобы никому не достался его собственный.
  4. Члены группы отбирают листки, которые взаимосвязаны по теме одного из высказываний. Из них складывается набор.
  5. Ведущий читает вслух то, что написано на одном из листков.
  6. Собравшиеся придумывают название для набора. Учитывается следующее: его смысл должен перекликаться с записанными фактами, но нельзя ограничиться просто перечислением изложенных в наборе идей. При этом название и не должно быть слишком общим. Специалисты сводят воедино все факторы из набора и стараются выделить самую суть.

Итогом такой технологии мозгового штурма становится заключительный набор факторов, который максимально отражает суть проблемы и ее определение. Иногда необходимо поменять местами ключевые слова, чтобы формулировка проблемы выглядела яснее.

Коллективный совместный взгляд на понимание проблемы очень сближает позиции членов группы, все участники сообща принимают решение по обсуждаемому вопросу, возникает так называемое чувство локтя.

  • Выявление путей решения проблемы
  1. Каждый член группы выписывает на листок свои предложения по решению проблемы, по одной на каждом листке. Идей может быть сколько угодно.
  2. Руководитель группы, осуществляющей мозговой штурм, собирает листки и вновь раздает их участникам так, чтобы никому не достался его собственный.
  3. Собравшиеся отбирают листки с похожими по смыслу вариантами решения и объединяют их в группу.
  4. Лидер озвучивает одну из записанных идей.
  5. Для набора формулируется название. В процессе обсуждений остальные листки также собирают в наборы вариантов решения проблемы, дают им названия, и, наконец, комплектуется общий набор. Он объединяет суть всех предложенных задумок.

Для заключительного набора придумывают название, которое должно передавать общую суть всех выдвинутых идей. Руководитель задает участникам группы вопрос: «Что связывает все эти предложения?». В процессе обсуждения будет высказано очень много мыслей, а задача лидера – отобрать самые конструктивные из них.

  • Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

При таком подходе во всех заседаниях участвуют две группы участников: «группа генераторов идей» и «оценочная группа». Хорошо, если все из первой группы одинаковы по рангам и являются достаточно эрудированными, выдвигающими смелые идеи. При этом они должны четко представлять себе суть решаемой задачи. Не на последнем месте при этом стоит схожесть темпераментов участников. Для решения среднего по сложности вопроса достаточно примерно 10 «генераторов идей».

В «оценочную группу» входят люди, способные давать критический анализ выдвигаемым идеям. Непременно должен присутствовать кто-то из начальников, имеющих соответствующие полномочия, чтобы была реальная возможность для осуществления положительно оцененных предложений.

В каждой группе есть руководитель, на которого ложится большая ответственность. Он полностью управляет процессом. Именно от его эрудиции и деликатности зависит, смогут ли «поймать волну» и сгенерировать уникальную идею члены группы. Вообще, именно этап подбора участников в группы очень важен и не так прост.

Каскадная мозговая атака – это мозговой штурм, который осуществляется как своеобразная деловая игра. Она складывается из нескольких этапов.

Этап 1. «Разведка». Первый шаг, когда «генераторы» предлагают свои изначальные задумки. Это и есть этап собственно «генерации идей».

Этап 2. «Контрадиктация». Теперь для предлагаемых идей выдвигается условие: задача для решения остается прежней, однако нужно выработать новые подходы, такие, которые еще не назывались. Более того, приветствуется высказывание идей, противоположных уже сформулированным.

Результатом этих этапов являются два списка с противоположными подходами к решению задачи. В целом они включают в себя максимальное количество идей и контридей. Эта методика работает эффективнее, если участники первого и второго этапов – не одни и те же люди; им заранее рекомендуется не затрагивать предыдущие идеи как неперспективные (однако и строгого запрета на их использование нет).

Этап 3. «Синтез». Это момент подключения «оценочной группы». Её участники систематизируют все предложения, сгенерированные на первом и втором этапах, и вырабатывают пути решения задачи.

Этап 4. «Прогноз». Опираясь на полученный список идей, специалисты делают прогнозы о том, какие могут возникнуть трудности в процессе реализации решения.

Этап 5. «Генерализация». Теперь необходимо обобщить все выдвинутые предложения и лаконично сформулировать их в виде нескольких принципов.

Этап 6. «Деструкция». На этом этапе мозговой штурм принимает вид дискуссии, цель которой – устроить разгром каждому предложению со всех точек зрения: фактической, логической, социальной. Причем допускается критика идей, но не участников заседания. Здесь большое значение имеет интеллектуальный уровень и профессионализм каждого члена группы. Озвучивать авторов идей не следует. Кроме того, необходимо обеспечить участникам административную и юридическую независимость от заказчиков разработки. При выполнении всех этих условий можно ожидать от процесса высокую эффективность.

blog.molodost.bz

Метод мозгового штурма и метод синектики

Метод мозгового штурма

«Мозговой штурм» — это словосочетание известно практически каждому. Но некоторые забывают, что при использовании данного метода, нужно строго придерживаться определенных правил, иначе он будет неэффективен и собрание команды превратится в банальный разбор полетов.

Этапы и неукоснительные правила мозгового штурма таковы:

  • На подготовительном этапе должна быть четко и однозначно сформулирована задача. Не стоит на одном мозговом штурме пытаться решить сразу несколько задач. Участники должны сконцентрироваться на одной цели, к примеру придумывании названия для новой компании, продающей заколки для волос. На этом же этапе нужно определиться с составом участников, выбрать ведущего, определиться с местом и временем, отведенным на сессию.
  • Генерация идей, то есть непосредственно сам мозговой штурм, должна происходить в открытой и дружелюбной атмосфере. Это основной этап, от которого зависит успех всей затеи. Важно знать, что главное здесь количество идей. Распространенная ошибка, когда в задаче ставится количественное условие, к примеру придумать десять вариантов упаковки. Здесь никаких ограничений быть не должно, пусть родятся сотни или тысячи идей. Важнейший момент метода мозгового штурма — запрещена любая критика и оценка (даже положительная!). Ведущий должен строго пресекать любые попытки отклонения в обсуждение того или иного предложения. Это отвлекает от задачи, отнимает время, силы и ухудшает атмосферу, в итоге творческий настрой идет на спад и все превращается в базар. Приветствуются самые сумасшедшие, необычные, абсурдные идеи. Именно из них впоследствии может родиться нечто гениальное. Разрешено подхватывать и улучшать, комбинировать, дорабатывать высказанные предложения, но без всякой оценки.
  • На третьем этапе происходят группировка, отбор и оценка идей. Полезно привлечь в отборочную комиссию людей, не участвовавших в обсуждении. Ведь редко в одних и тех же сотрудниках сочетаются способность к критике и творческое начало, обычно это все же разные люди. Именно на этом этапе производится самая строгая оценка всего придуманного во время генерации идей. Методы анализа мозгового штурма могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей. Заказчик мозгового штурма, к примеру основатель компании, если речь идет о придумывании названия, должен еще раз четко сформулировать поставленную задачу.

Метод синектики. В чем его отличие от метода мозгового штурма?

В отличие от метода мозгового штурма при синектическом штурме допустима критика, для того чтобы развивать и видоизменять высказанные идеи. Очень желательно составить группу людей, которые привыкнут работать в этом режиме вместе, перестанут негативно реагировать на критику и обижаться, если их предложения будут отвергнуты.

Суть синектики в том, чтобы с помощью четырех типов аналогий (прямая, символическая, фантастическая, личная) раскачать привычные шаблоны видения предмета. Группа может заниматься каждым типом аналогий по очереди. Также можно решить, что, если возникают внеочередные идеи, их можно высказывать в любой момент:

  • При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с чем-то похожим, аналогичным объектом природного или искусственного происхождения. К примеру, если речь идет о названии для нового товара, можно вспомнить, на что он похож. Ершик напоминает морского ежа, сливочное масло аналогично машинному в автомобильном двигателе.
  • Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, в случае с мрамором было придумано словосочетание «радужное постоянство». Отшлифованный мрамор покрыт узорами, напоминающими радугу, но эта «радуга» не исчезает со временем, не меняется, остается постоянной.
  • При фантастической аналогии участники штурма представляют несуществующих, вымышленных персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи. Или придумывают условия выполнения задачи, которые кажутся невыполнимыми, нереализуемыми. К примеру, было бы здорово, чтобы дорога появлялась именно там, где к земле прикасаются колеса автомобиля.
  • Личная аналогия (эмпатия) — прием, когда участник штурма представляет себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. Например, если совершенствуется зубчатая передача, то можно представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить в образ, прочувствовать, что происходит с этой шестерней, какие сложности она испытывает. Считается, что такое перевоплощение значительно снижает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с совершенно новой точки зрения.

Существует еще множество различных методов, позволяющих придумывать что-то новое как в группе, так и индивидуально. Но для большинства случаев изобретательства достаточно метода мозгового штурма или метода синектики, которые кроме всего прочего способствуют сплочению коллектива.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

kontur.ru

описание, на чем основан, этапы

Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму. Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты. Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.

В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы

Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему. А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса. И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.

Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга. А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются. А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.

Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.

Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения. Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней. Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.

Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.

Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами. В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном. Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.

Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.

Особенности метода мозгового штурма

Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Основные правила и принципы мозгового штурма

В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.

Состав и правило подбора членов групп

Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:

  • в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
  • «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
  • в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
  • творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.

Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.

В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы. Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения. Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.

Процедура проведения мозгового штурма

Слом стереотипов

Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.

  1. Подбор участников групп. Важно учитывать не только компетентность и склад ума «штурмующих» и «критиков», но и их взаимоотношения. Скрытые конфликты или неприязнь между участниками могут привести к ухудшению психологического климата и необъективности.
  2. Формулировка задачи. Четкое определение проблемы, которую нужно решить, необходимо для правильного направления обсуждения. Это тоже лучше доверить профессионалам, иначе обсуждение может уйти совсем в другую сторону.
  3. Генерация идей. Это основной этап, когда активно работает группа «штурмующих», причем ее участники должны высказать максимально большое количество идей. На этом этапе очень важна роль ведущего-организатора штурма. Он стимулирует активность участников, подбадривает робких и молчаливых, направляет обсуждение, но ни в коем случае не давит своим авторитетом.
  4. Систематизация идей. На данном этапе в активную работу включается группа критиков, члены которой должны фиксировать все высказываемые идеи, какими бы бредовыми они ни казались. И первый этап их активной работы – систематизация предложенных решений. Критерии ее выбираются в зависимости от цели, но могут быть и максимально простыми. Например, возможна классификация идей по категориям: «реально», «нереально», «в этом что-то есть», «полный бред» и «гениально». Кстати, граница между последними двумя категориями часто трудноразличима.
  5. Оценка и критика идей. Все варианты подвергаются анализу и оценке на степень перспективности и оригинальности. Это касается даже самых гениальных, что предотвращает ошибки в будущем. Ведь одна упущенная мелочь может сделать казалось бы гениальное решение непродуктивным.
  6. Отбор максимально пригодных идей. Это последний этап, который подводит итог работы аналитической группы.

А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

  • Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
  • Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
  • Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

psychologist.tips

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового штурма и применение мозгового штурма.

Как проводить мозговой штурм ?

Схема проведения штурма и правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение.

Главная цель проведения такого мозгового штурма — решение задачи нестандатно, креативно!

Участие в такой игре (а для многих это работа) — является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе.

Люди — лучше чем программа мозгового штурма!

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

Позиционирование продукта в рекламной кампании — это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе — не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное — это метод «мозгового штурма».

Мозговой штурм — это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для «специального процесса по организации творчества». Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная «творческая работа» отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав — захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое «мозговой штурм»? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов».

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы «пройти мимо» из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и «лично для себя», в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: «Что? Где? Когда?». Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.

2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

mirznanii.com

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА И ЕГО МОДИФИКАЦИИ

Метод мозгового штурма (мозговая атака, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике [1, с. 74].

Мозговой штурм есть метод экспертного оценивания.

Он был разработан в 1953 году копирайтером Алексом Осборном. Метод основан на том, что основным препятствием для рождения новых идей является «боязнь критической оценки». Многие люди очень часто не высказывают свои необычные идеи из-за того, что опасаются встретиться с враждебным либо скептическим к ним отношением со стороны своих коллег и руководителей.

Основная цель метода – добиться максимального количества предложений по обсуждаемой проблеме от каждого участника обсуждения [3, c. 55]. Также целью является и исключение оценки и критики на начальных стадиях создания идей.

Условия проведения мозгового штурма:

  1. Количество участников: состав группы может быть от 6 до 12 человек. Оптимальное число участников – 7. Не желательно разбивать участников на мелкие группы.
  2. Обстановка и место проведения: для проведения мозгового штурма удобнее всего использовать аудиторию или отдельную комнату, в изоляции от постороннего шума. Желательно иметь доску, на которой участники смогли бы отобразить свои идеи. Для групп 5-6 человек лучше всего использовать круглый стол.
  3. Продолжительность. Время проведения мозгового штурма колеблется в пределах 40-60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.

Мозговой штурм проводится поэтапно:

Этап 1 – Постановка основной проблемы. Постановка проблемы является предварительным этапом. В начале этого этапа проблема, подлежащая решению, четко формулируется. Далее происходит отбор участников метода, определяется ведущий и распределяются прочие роли участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Этап 2 – Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успешность всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • главное – количество идей, нет никаких ограничений;
  • полный запрет на критику и любую оценку по высказываемым идеям, так как любая оценка отвлекает от главной задачи и сбивает настрой; участники не должны опасаться, что их начнут оценивать по предлагаемым ими идеям;
  • – необычные и даже самые невероятные идеи приветствуются, люди должны попытаться как можно максимально раскрепостить свое воображение и фантазию; не существует таких идей, чтобы их нельзя было высказать вслух; желательно, чтобы каждый участник предоставил как можно больше идей.

Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то желательно заслушивать идеи в порядке возрастания чинов. Это позволит исключить психологический фактор «согласия с начальством».

  • комбинация и улучшения любых идей; участников просят развивать идеи, которые предложили другие с возможностью их комбинирования.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма [1, с. 75].

Этап 3 – Группировка, отбор и оценка идей. Иногда этот этап забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные и удачные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе нет ограничения в адрес оценки, в отличие от второго этапа, здесь критика приветствуется.

Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа полностью зависит от того, насколько полно участники понимают критерии отбора и оценки идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

На сегодняшний день метод мозгового штурма прочно вошел в практику деятельности компаний. Он стал одним из ведущих способов при выборе оптимальных путей решения различных многовариантных задач и проблем. При этом мозговой штурм не ограничивается постоянными изменениями. Сейчас известно множество его разновидностей, которые также являются востребованными.

Вот лишь некоторые модификации процедуры проведения мозгового штурма:

  1. Метод индивидуального мозгового штурма. Суть этого метода заключается в том, что роль фиксатора, генератора и оценщика идей выполняет только один человек. Сеанс длится около 3-10 минут. Недостаток этого метода в том, что отсутствует синергетический эффект. Несмотря на это метод очень оперативный и экономный на людях.
  2. Письменный мозговой штурм. Этот метод используется, прежде всего, когда присутствует географическая разобщенность участников и возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатком метода, как и в индивидуальном мозговом штурме, является отсутствие синергетического эффекта, кроме этого, еще и продолжительность процесса.  
  3. Метод прямого мозгового штурма. Процесс формулировки проблемы данного метода мозгового штурма в отличие от классического метода проходит с помощью того же метода мозгового штурма, причем состав участником остается тем же.
  4. Метод массового мозгового штурма. Этот метод используется для решения глобальных проблем. Здесь создается компетентная группа, которая делит основную задачу на части. Затем отдельно по разбитому блоку проводится метод мозгового штурма. Далее руководители групп собираются и обсуждают все идеи.
  5. Метод двойного (парного) мозгового штурма. В этой разновидности мозгового штурма вводится критика идей. Этапы метод проводится практически так же, как и в классическом варианте, т.е. мозговой штурм – обсуждение – продолжение выдвижения идей.
  6. Метод мозгового штурма с оценкой идей. В этом методе объединяются двойной, индивидуальный и обратный метод. Он используется для решения очень срочных проблем и задач. Здесь предъявляются высокие требования к участникам. Это квалификация, собранность, умение участвовать в подобных мероприятиях.

Этапы метода мозгового штурма с оценкой идей намного расширены. Сначала проходит генерация идей и ознакомление всех участников с предложенными вариантами и комментариями. Далее все участники самостоятельно оценивают варианты и выбирают несколько (около 3-5) лучших вариантов, при этом к каждому варианту указывают достоинства и недостатки. Эти варианты обсуждаются с мини-штурмами, и список лучших сужается с уточнением достоинств и недостатков. И в завершение проводятся индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Главными недостатками метода являются большие нагрузка и конфликтность между участниками. Однако достоинства в том, что снимается эффект «единого мозга» и есть возможность организовать конструктивную критику.

  1. Обратный мозговой штурм. Используется при решении многоэтапных задач. Здесь самое важное – верность каждого этапа и выявление всех существующих, потенциальных и возможных недостатков.
  2. Метод корабельного совета. Метод иерархии: после своей очереди высказать новые идеи нельзя.
  3. Негативный мозговой штурм. Этот метод является обычным мозговым штурмом, который рассматривает негативно направленные вопросы и технику «Анализа дефектов».

Каждый из этих методов мозгового штурма используется с учетом сложности задач и наличием обученных специалистов.

В настоящее время метод мозгового штурма используется для поиска применения и выявления недостатков уже существующего изделия. Также метод применяют при решении широкого круга задач и проблем.

 

Список литературы:

  1. Стариков П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие. – М.: Красноярск: -филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», 2011. – 92 с.
  2. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. – М.: Москва, 2004.
  3. Ястремская, П.В. Функционально-стоимостный анализ: тексты лекций для студентов специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» очной и заочной форм обучения / П. В. Ястремская, С. В. Шишло, А. А. Пузыревская. – М.: Минск БГТУ, 2016. – 98 с.

sibac.info

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Какую картину вам рисует ваше воображение, когда вы слышите термин “брейншторм”? Возможно, вам представляется толпа людей, перекрикивающих друг друга, атакующих вайтборд, и пытающихся завладеть проектором? К счастью, это может выглядеть иначе. В учебниках по креативности брейншторм определяется как цивилизованный процесс совместной генерации идей. Так как же сделать этот процесс цивилизованным? Существует несколько методологий, три из которых мы с коллегами совместно опробовали.

  • Шесть Шляп Мышления
  • Креативная Стратегия Уолта Диснея
  • SCAMPER
Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Я надеюсь, что прочитав это статью, вы сможете организовать сессию мозгового штурма с вашими коллегами или клиентами, и совместно прийти к каким-то значимым результатам. Например, придумать новое мобильное приложение или разработать план конференции.

Не удивляйтесь, что все методики брейнсторминга имеют много общего. Техники могут различаться, но сущность процесса одна и та же – участники рассматривают проблему с разных точек зрения и выдвигают свои решения. Все идеи записываются, а затем сортируются по приоритетам. Звучит предельно просто, но при этом необходимо соблюдать три ключевых принципа.

  1. Чем больше тем лучше или количество важнее качества Чем больше идей выдвинет ваша команда, тем шире пространство вариантов. Совершенно нормально, если двое или трое участников повторят одно и то же. И это нормально, если некоторые идеи кажутся нелепыми или смешными. Задача фасилитатора – помочь участникам высказать оригинальные, но скрытые глубоко в мозгу идеи.
  2. Никакой критики. Mозговой Штурм призван создать пул идей. Должны приветствоваться любые высказывания, вне зависимости от субординации и экспертных мнений. Босс не может заставить замолчать подчиненного, аналитик не может смеяться над нереалистичным видением своего товарища по команде, а дизайнер не должен подвергать соображения своего коллеги тесту на юзабилити. 
  3. Следуйте плану. Брейншторм будет продуктивным, только если он  нацелен на результат, и имеет жесткие временные рамки. Неконтролируемые вспышки креативности, как правило, проваливаются. Чтобы чудо произошло, необходимо организовать для него хорошие условия

Вот Вам слайды, в качестве инструкции:

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Теперь когда мы разобрались с основными принципами, пришло время определиться с составом участников. Пригласите как можно больше экспертов из разных областей, включая предпринимателей, аналитиков, маркетологов, инженеров, специалистов по продажам, потенциальных или реальных пользователей.  Причем все они должны иметь отношение к обсуждаемому предмету и заинтересованы в нем. В противном случае, они будут вынуждены фантазировать о вещах, с которыми они никогда не имели дело.

Метод 1 – Шесть Шляп Мышления
Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Метод был создан в 1985 году мальтийским психологом Эдвардом де Бонo.

Уровень сложности – нормальный

Предмет обсуждения – процесс, услуга, продукт, новая функция, – что угодно.

Длительность 1 – 1,5 часа

Организация –  1 фасилитатор на группу из 5-8 человек. Если присутствует большее количество людей, то будет лучше разделить их на небольшие группы и привлечь ассистентов. Например, нашу команду из 20 дизайнеров мы обычно делим на 3 группы, которые одновременно работают над проблемой.

Материалы

  • Слайды с пошаговыми инструкциями
  • Таймер (или ноутбук с таймером, развернутым во весь экран)
  • 6 цветных колпачков для каждого участника, или то, что может их символизировать. Мы, например, использовали бумажные короны. Все они должны быть разных цветов – синего, желтого, зеленого, белого, красного и черного. 
  • Стикеры для заметок любых 6 цветов (1-2 пачки каждого цвета будет достаточно)
  • Вайтборд или большой лист бумаги на стене или на столе

Процесс

Сессия начинается с 5-минутного вступления, которое должно дать участникам предварительное представление о том, что они будут делать, к какому результату они должны прийти, и почему этот процесс так важен. Перед тем, как перейти к следующему шагу, необходимо убедиться, что участники полностью понимают концепцию Шести Шляп Мышления.  Она построена на том, что люди привыкают воспринимать реальность с одной и той же точки зрения, другими словами – “носят одну и ту же шляпу”.  А это блокирует креативность и порождает стереотипы. Для того, чтобы люди начали мыслить по другому, достаточно просто “примерить другую шляпу”. 

Ниже вы найдете пояснения что значит каждая из шляп. 

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Белая Шляпа: факты, непредвзятость, объективность

Желтая Шляпа: оптимизм, преимущества, возможности реализации

Черная Шляпа: критика, осторожность, оценка рисков

Красная Шляпа: интуиция, чувства, эмоции

Зеленая Шляпа: инновация, креативность, новые идеи

Синяя Шляпа: контроль, общая схема, организация. 

Синяя шляпа играет особую, службеную роль, и олицетворяет собой процесс брейнсторминга как таковой. Она начинает сессию, и заканчивает её. 

Остальные шляпы символизируют различные способы интерпретации реальности. Красная, например, представляет интуитивное, эмоциональное восприятие. Черная, в свою очередь, заставляет участников включить внутреннего “проект-менеджера”, и взглянуть на проблему с позиций расписания, бюджета, стоимости и прибыли.

Очередность вступления каждой из шляп в процесс брейншторма может отличаться в зависимости от ваших целей. В оптимальном случае, вы должны “примерить” все шляпы и пройти через следующие этапы:

  1. Синяя – подготовка
  2. Белая – обзор доступной и недостающей информации
  3. Красная – выслушивание эмоциональных суждений и  непроверенных предположений
  4. Желтая – выявление уже имеющихся положительных моментов 
  5. Зеленая – обдумывание возможных улучшений и инноваций
  6. Черная – анализ рисков и ресурсов
  7. Синяя – подведение итогов
Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Как это происходит? Когда участники видят слайд с изображением шляпы определенного цвета, они  записывают свои идеи на стикерах соответствующего цвета, и приклеивают их на вайтборд. Допустим, на экране Желтая шляпа. Это значит, все участники записывают на желтых стикерах свои соображения обо всех преимуществах и замечательных особенностях обсуждаемого предмета, а также о том, почему он может быть привлекателен или полезен. После этого все стикеры одинакового цвета размещаются рядом в отдельные секции на вайтборде. 

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Этот заключительный этап брейншторма мы дополняем еще и сортировкой идей по тематическому сходству/близости. Хотя она и не предусмотрена оригинальной методикой, но позволяет суммировать идеи, и приблизить момент их воплощения. Команда должна найти на вайтборде записи о сходных вещах, объединить их в группы, и присвоить каждой группе название. Например, во время обсуждения темы ”Улучшение инфраструктуры дизайнерского отдела”, мои коллеги создали такие группы как “Эргономика стульев”, “Полы и стены”, “Обновление программного обеспечения”.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Мы завершаем сессию мозгового штурма мини-презентацией. Представитель каждой группы перечисляет список идей, сформированных по группам, и делится наиболее интересными и впечатляющими наблюдениями.

Метод 2 – Креативная Стратегия Уолта Диснея
Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Креативный метод Уолта Диснея был разработан Робертом Дилтсом, экспертом по нейро-лингвистическому программированию, в 1994 году.

Уровень сложности – легкий

Предмет обсуждения – все что угодно, особенно проекты, которые долго откладывались на потом, или мечты, которые по неизвестным причинам не были осуществлены.

Длительность – 1 час

Организация –  1 фасилитатор на группу из 5-8 человек. Когда мы устраиваем практические семинары по брейнстормингу, я и мои коллеги работаем с 4 группами по 6 человек.

Материалы

  • Слайды с пошаговыми инструкциями
  • Таймер (или ноутбук с таймером, развернутым во весь экран)
  • Желтые стикеры для заметок стандартного размера (1-2 пачки на группу из 5-8 человек)
  • Красные стикеры маленького размера (1-2 пачки на команду)
  • Флажки для голосования
  • Вайтборд или большой лист бумаги на стене или на столе
  • Черные маркеры для каждого участника

Эта техника была названа в Честь Уолта Диснея – знаменитого мультипликатора и продюсера. Сам Дисней не использовал никакой методологии, его креативный процесс был интуитивным, но тем не менее продуктивным. 

Роберт Дилтс,  эксперт по НЛП, создал свое ноу-хау гораздо позже, базируясь на воспоминаниях коллег Уолта Диснея. Стратегия Диснея основана на строгом разделении трех ролей – Мечтатель, Реалист, и Критик. Когда люди думают о будущем, они часто смешивают эти три роли. Именно поэтому они терпят поражение. Ведь как мечтают обычные люди? “Давайте сделаем это. Но это так дорого. И рискованно… Возможно, позже”. В результате, прекрасная идея гибнет под гнетом страхов и сомнений.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

В этой разновидности мозгового штурма задача фасилитатора не позволить участникам смешивать три обозначенные роли, и не давать им задушить идею в зародыше. Во время вступительной части фасилитатор помогает команде с определением каждой роли. Это достигается при помощи открытых вопросов и слайдов.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Мечтатель:

  • Генерирует множество идей; 
  • Свободен в своем воображении и может высказывать что угодно;
  • Не думает о препятствиях.

Реалист:

  • Находит пути воплощения идей в реальность;
  • Изыскивает решения;
  • Думает, применяя практичность и логику.

Критик:

  • Анализирует возможные риски;
  • Находит слабые места;
  • Хочет предотвратить поражение.

Вот это, например, мое представление первой роли. “Мечтатель не связан ограничениями и правилами реального мира. Мечтатель генерирует так много идей, как только возможно, и не думает о препятствиях на пути их воплощения. Он воображает наиболее интересный, легкий и простой путь решения проблемы. Мечтатель не думает ни о критике, ни о планировании, ни о рациональности”. Примеряя на себя эту роль, участники должны прийти к целому облаку идей.

Перед тем как участники перейдут к следующей роли, следует объяснить им, что она означает. “Реалист – лучший друг Мечтателя. Реалист это менеджер, который способен превратить неопределенную идею в пошаговый план действий, и найти для этого определенные ресурсы. Реалист понятия не имеет, что такое критика. Он пытается найти любые возможности для осуществления идей Мечтателя, определяя кто, когда, и как сделает эту идею реальностью.

Участники записывают возможные решения на стикерах, и размещают их в соответствующих кругах на вайтборде. Разумеется, некоторые из самых смелых идей не имеют решений, а некоторые могут быть достигнуты даже несколькими способами. 

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Слайды:

Мечтатель

  • Генерирует и записывает идеи
  • Подхватывает идеи своих коллег
  • Создает облако идей

Реалист

  • Как мы можем сделать эту мечту реальностью?
  • Кто может тебе помочь?
  • Как другие люди воплощают подобные идеи?

Критик

  • В чем слабые места этого решения?
  • Кто или что может помешать?

Роль Критика наиболее трудная для понимания, так как многие думают, что Критик это тот парень, который втаптывает в грязь работу Мечтателя и Реалиста. К счастью, это не так. “Критик это лучший друг Мечтателя и Реалиста. Этот человек анализирует риски и заботится о безопасности предложенного решения. Критик не трогает изначальную идею, а работает только с решениями. Задача Критика помочь и заранее предвидеть вероятные сложности”. 

После этого объяснения участники записывают возможные риски на красных спикерах. Некоторые из решений имеют несколько рисков, некоторые могут не иметь их вовсе.

Следующий этап – это голосование. Каждый участник голосует за идеи, которые по его мнению, стоят дальнейшей разработки. Каждый принимает решение, основываясь на ценности идеи, доступности решения, и серьезности рисков. 

Идеи, не имеющие решений, не могут быть поставлены на голосование, так как они не имеют связи с реальностью. В моей практике, каждый участник имел для голосования три флажка, которые он мог распределить между тремя разными идеями, или проголосовать всеми тремя за одну.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Слайды:

Голосование

  • Подумайте о лучшей идее и решении
  • Выберите самую многообещающую идею
  • Проголосуйте за лучшую идею

 Поделитесь ключевыми выводами

Какая идея самая многообещающая?

С чего вы начнете?

Финальный этап процесса это роудмэппинг. Команда берет идеи, которая собрали наибольшее количество голосов (обычно, 6-10), и распределяют их на временной шкале в зависимости от сложности воплощения. Если идею можно легко реализовать, она ставится в колонке “Сейчас”. Если идея требует серьезной подготовки и благоприятных условий, на шкале она отодвигается дальше.

И конечно же, должно найтись время для подведения итогов мозгового штурма. Команды представляют таймлайны вместе с коротким списком идей, и кратко говорят о тенденциях, которые были выявлены в процессе брейнсторминга.

Метод 3 – SCAMPER

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Этот метод был предложен в 1953 году Алексом Осборном, основателем и руководителем международной сети рекламных агенств BBDO.

Уровень сложности – от нормального до трудного

Предмет обсуждения – в идеале, технические вопросы или материальные предметы, хотя автор и евангелист этого метода уверяет, что  он может быть применим и к любым другим областям. По моему мнению, SCAMPER менее эффективен, когда он касается абстрактных понятий. Например, работая по этому методу, команда  с трудом справилась с темой “Улучшение взаимодействия между дизайнером и клиентом”,  зато он блестяще сработал в случае с темой “Изобретение лучшего приложения для прототайпинга”.  

Длительность – не более 2 часов.

Организация –  1 фасилитатор на группу из 5-8 человек.

Материалы

  • Слайды с пошаговыми инструкциями
  • Таймер (или ноутбук с таймером, развернутым во весь экран)
  • Стандартные стикеры для заметок (7 упаковок на группу из 5-8 человек)
  • Вайтборд или большой лист бумаги на стене или на столе
  • Черные маркеры для каждого участника
  • Дополнительно,  Thinkpack – специальные карточки, разработанные Майклом Михалко (1 комплект на команду)

Процесс

Техника SCAMPER задействует различные варианты модификации объекта. Метод призван произвести инвентаризацию идей и помочь оптимизировать существующий продукт, или создать принципиально новый.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

SCAMPER это аббревиатура, где каждая из букв представляет одну из трансформаций, которую возможно применить по отношению к предмету.

S – Substitute (заменить)

C – Combine (комбинировать)

A – Adopt (адаптировать)

M – Modify (модифицировать) 

P – Put to other uses (предложить другое применение)

E  – Eliminate (устранить)

R – Rearrange or reverse (реорганизовать)

В данном случае обязательно нужно проиллюстрировать каждую позицию примерами, и предложить участникам для начала потренироваться. Мы объясняем этот метод на простых объектах, таких как ординарная шариковая ручка. Как можно её усовершенствовать? 

S – Заменить чернила на что нибудь, что можно стереть.

C – Скомбинировать корпус ручки и стержень в единое целое.

A – Адаптировать, например, нож, чтобы писать по дереву.

M – Модифицировать корпус, сделав его гибким, чтобы носить как браслет.

P – Использовать ручку, как дротик для дартса.

E – Устранить зажим и сделать вместо этого магнит.

R – Поменять расположение зажима. В результате, стержень будет ориентирован вверх и чернила не прольются в карман.

Если у аудитории нет вопросов, и процедура всем понятна, вы можете начинать брейншторм. Прежде всего, нужно прийти к соглашению, что является объектом мозгового штурма, и записать это на вайтборде. Затем, как только на экране появляется каждая из букв, участники генерируют и записывают свои идеи, предлагая проделать с объектом одну из вероятных трансформаций. Слайды в это время напоминают , что каждая из букв означает. Таймер устанавливается на определенное время, что не позволяет участникам углубиться в дискуссию.

Лучшие техники и методологии мозгового штурма

Последний этап процесса – сортировка по тематическому сходству/близости. Это заставляет команду начать имплементацию. Как правило, люди склонны быстро забывать те важные заключения, к которым они пришли в результате брейнсторминга, и быстро возвращаются к уже существующему положению вещей. Просто представьте, как жаль будет просто выбросить в топку результаты двухчасовой сессии. 

Thinkpak cards – это комплект карт для брейнсторминга, разработанный Mайклом Михалко. Эти карточки оживляют процесс мозгового штурма, и привносят в него элемент игры. Каждая карточка символизирует одну из букв аббревиатуры

SCAMPER. Каждый участник по очереди вытягивает карту из колоды, и делает свой ход, выступая с корреспондирующей идеей. Будет довольно весело посоревноваться в количестве идей, выданных каждым участником за короткий промежуток времени, обычно 3-5 минут. Если ваша команда никогда ранее не участвовала в мозговом штурме, Thinkpak cards это прекрасный способ сначала поиграть и потренироваться, а потом перейти к серьезным делам.

Какие уроки можно извлечь

Практикуйтесь  Люди поначалу могут быть разочарованы результатами брейнсторминга. Некоторые вообще могут иметь предубеждение против креативного процесса, считая это пустой тратой времени, и чем то, научно не доказанным. Наша дизайнерской команда перепробовала все перечисленные методики, и они дают хорошие результаты. Более того, наша уверенность помогает другим людям поверить в эффективность брейнсторминга.

Адекватность темы и аудитории

Брейнсторминг может провалиться, если вы привлечете людей, не имеющих релевантного опыта, или желания изменить что то в существующем порядке вещей. Когда я однажды попросил команду начинающих дизайнеров подумать на тему улучшения процесса продажи дизайнерских услуг клиентам, из этого ничего не вышло, так как у них просто не было соответствующего опыта. К счастью, это была просто тренировочная сессия, и мы просто поменяли тематику. 

Документируйте

Сессия брейнсторминга закончена. Участники идут домой или возвращаются на свои рабочие места. Почти наверняка на следующее утро они ничего не вспомнят. Поэтому так важно сделать заключительный документ с итогами брейнсторминга, с фотографиями и изображениями. Чем быстрее вы его сделаете и распространите, тем скорее ваши идеи станут реальностью.

ux.pub

Метод мозгового штурма (brainstorming) | Секреты успеха!

Сегодня мы поговорим о том, что такое так называемый мозговой штурм или брейнсторминг (дословно переводится с английского как мозговая буря).

Мозговой штурм — это процесс коллективного обсуждения и поиска максимального количества идей для решения поставленной задачи. При этом акцент делается на поиске максимально большого количества задач без критики и обуждения качества этих идей. Цель мозгового штурма заключается в том, чтобы посмотреть на задачу с максимально большого количества нестандартных позиций и найти в итоге оптимальное решение. Брейнсторминг — один из способов поиска креативного решения сложных задач за сжатый промежуток времени. Иногда мозговой штурм называют мозговой атакой. Но в русском варианте как правило применяется понятие «мозговой штурм».

Мозговой штурм изначально был придуман писателем Алексом Осборном. Алекс является автором множества книг по креативному мышлению — это следует из англоязычной Википедии. Алекс Осборн считал, что люди обычно не склонны высказывать слишком яркие идеи, которые сильно отличаются от привычных идей. И на то есть причины, ведь никто не хочет быть осмеяным другими или, того хуже, подвергнуться осуждению. В то же время, в процессе мозгового штурма все направлено на то, чтобы все члены команды высказвали как можно большое своих идей и никто не будет никого критиковать даже если тот выдвинет самую идиотскую, на первый взгляд, идею.

Во время мозгового штурма нельзя оценивать или критиковать идеи только на этапе их появления, т.к. даже нелепая идея может натолкнуть другого участника команды на что-то более-менее здравое.

Польза мозгового штурма

Мозговой штурм позволяет получить максимальное количество идей от всей команды. Для более эффективного выполнения этой работы обычно на мозговой штурм выделяется какое-то фиксированное количество времени и офис снабжается кофем, сладостями, чтобы было легче думать. Все идеи где-нибудь фискируются. Например, на маркерную доску. А уже значительно позже после самого мозгового штурма руководитель или вся команда целиком могут выбрать наиболее удавшуюся из идей.

Техника мозгового штурма интересна тем, что команда целиком может дать значительно больше интересных и ярких идей, чем каждый член коллектива по-отдельности. В итоге большое количество разношерстных и даже безумных идей перерастают в качество.

Техника мозгового штурма может успешно использоваться менеджерами, маркетологами, учеными. В принципе, применить идею мозгового штурма возможно вюбой сфере жизни.

Технология мозгового штурма удачно подходит для того, чтобы использвоать в небольших командах составом порядка 6-10 человек и работает не только как прекрасный способ генерации ярких и эффективных идей, но и также служит мощным способом вовлечения сострудников в общее дело, новый проект. Не говоря уже о том, что мозговой штурм способствует сплоченности команды. То есть это прекрасная возможность для менеджера монтировать свой персонал и может способствовать построению команды. Многие сходятся во мнении, что проведение мозговых штурмов внутри команды может оказаться более удачным решением, чем отправить всю команду на тренинг личностного роста. Тренинги изначально имеют достаточно абстрактную природу, в то время как мозговой штурм направлен на решение реальной задачи и вызывает значительно большой интерес у исполнителей.

Главные правила мозгового штурма

Все участники должны постараться высказать как можно больше удачных и неудачных идей. Каждый член команды может высказываться максимально свободно и раскованно и не должен бояться показаться идиотом в глазах коллег. Это не то мероприятие, где следует отмалчиваться.

Критиковать идеи ни в коем случае нельзя, иначе люди начнут бояться высказывать свои идеи.

Все участники мозгового штурма должны чувствовать себя максимально расковано и постараться высказать все, что они думают по поводу стоящей задачи. Возможно, прийдется рвать шаблоны, выходить за рамки стереотипов – все это только приветствуется при проведении мозгового штурма.

Сам мозговой штурм идет под контролем так называемого куратора или модератора. Модератор должен поставить цель мозгового штурма и давать людям поочередно слово, чтобы они могли высказать свое мнение. Модератор в мозговом штурме необходим для того, чтобы обсуждение не превратилось в беспорядочный гул или базар. Задача модератора мотивировать людей активно высказывать свое мнение — разжечь искру, заинтересовать их в данном мозговом штурме. Тут нужно будет объяснить важность задачи и вовлечь сотрудников. В ход могут идти кофе и печеньки. Модератор также должен аккуратно пресекать критику со стороны любых учачтников брейнсторма. Также модератор ведет беседу, дает наводящие вопросы, пользуется методом Сократа.

Желательно, чтобы модератор был примерно одного должностного уровня с коллегками, чтобы те чувствовали себя более раскованно и не боялись высказывать свои идеи.

Основные этапы мозгового штурма. Как проводить мозговой штурма

Мозговой штурм может проводиться по-разному. Это можно сделать и в неформальной обстановке. Но все-таки наиболее продуктивно будет закрыться в офисе, отключить все мобильные телефоны, запастись едой и питьем и начать сконцентрированную работу. Или же можно выйти из зоны комфорта и попытаться всей командой собраться на выходных где-нибудь на нейтральной территории. Многие считают, что смена обстановки может способствовать свежим идеям.

Как правило, мозговой штурм используется как крайняя мера в том случае, когда все привычные идеи развития фирмы исчерпаны и компания сталкивается с тем или иным кризисом. Мозговой штурм способен мобилизовать усилия команды и стать новым импульсом развития.

Мозговой штурм должен включать в себя следующие этапы.

  1. Внятная постановка цели. Участники мозгового штурма должны понимать, зачем они здесь собрались. Поставь задачу команде. Или несколько задач, если это требуется. Но не переусердствуй. Посмотри как правильно ставить цели . Без внятных целей мозговой штурм может оказаться безрезультатным.
  2. Подбор людей, которые будут участвовать в мозговом штурме. Желательно подобрать разношерстный состав участников (с разным опытом работы). Ключевую роль в проведении мозгового штурма отводится руководителю (модератору) процесса. А самих участников мозгового штурма не должно быть сликшом много, а их положение внутри компании должно быть приблизительно равноправным. Это нужно, чтобы все вели себя более раскованно. Не помешает пара маркерных досок. А также нужны будут люди, которые будут вести протокол. Но как вариант можно воспользоваться диктофонами и видеокамерами. Но для надежности желательно, чтобы ключевые идеи кто-то записывал, а также следил за реакцией участников мозгового штурма.
  3. Непосредственно мозговой штурм. Мозговой штурм можно начать вступлением, которое должно быть коротким. Назовем это брифингом. 10 минут должно быть достаточно, чтобы поставить задачу и сделать вступительное слово. Дальше идет сам процесс обуждения и фиксации идей на бумаге. В конце мозгового штурма можно классифицировать и структурировать полученные идеи наподобие того как материалы структурируются в научных статьях. Похожие идеи объединяются в кластеры. В итоге можно оценить идеи, но нужно воздерживаться от критики. Особенно это касается неконструктивной критики. Почитайте материал про правила конструктивной критики .
  4. В итоге участники мозгового штурма выбирают идеи, которые предстоит воплощать в жизнь команде в самое ближайшее время. Идет обуждение идей. Возможно, что ни одна из идей так и не будет принята. Или же может быть принято сразу несколько идей. Это уже зависит от того, насколько команда хорошо поработала.

Мозговой штурм следует проводить только в том случае, если его результаты будут действительно воплощаться в жизнь. Например, если модератором мозгового штурма будет руководитель компании или топ-менеджер.

Мозговой штурм может стать реальным шансом для организации выйти из экономического кризиса с новыми направлениями развития.

qobiz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о