Модели коучинга – —

Модели коучинга

Существует главная модель коучинга, нацеленная на достижение личных и профессиональных задач. Такая модель называется GROW, которая является аббревиатурой, разработанной Джоном Уитмором. Она определяет ключевые точки, которые необходимы для прохождения человеком вместе с коучем. В оригинале такая аббревиатура расшифровывается, как:

  • Goal – постановка целей и задач
  • Reality – исследование реальности
  • Options – выявление возможностей для действий
  • Will – воспитание мотивации к действиям

Так, каждая ключевая точка заключает в себе список вопросов, которые задает тренер. Следует рассмотреть каждый пункт в отдельности.

Цель (Goal)

Так как главным для данной точки является постановка целей, коуч должен спросить у клиента множество вопросов. Среди них должно быть выяснение темы для разговора, необходимого результата, которого клиент должен добиться. Предпочтений клиента к конкретным желаниям, которые у него имеются. Также насколько реалистично это желание.

Кроме этого, тренер выясняет то, какие результаты необходимы для клиента для полезности сессий, какие изменения возникли по завершению беседы, достаточно ли времени для достижения результатов.

Реальность (Reality)

Смысл данной ключевой точки модели заключается в анализе реальности клиента. А именно, его состояния на данный момент и причин такого состояния. Насколько часто эти причины или события происходят в жизни клиента, какие факторы имеют к этому отношение и кто причастен к реальности клиента.

Также на данном этапе происходит анализ мыслей клиента по поводу его реальности, и какие шаги уже выполнены для достижения цели, какие последствия сделанные шаги имеют на существующую реальность.

Возможность (Opportunity)

Как заключается из названия, на этом этапе модели клиент должен осознать, какие усилия он может совершить, для того, чтобы улучшить сегодняшнюю ситуацию, а также должен увидеть альтернативы таким усилиям или действиям. Кроме того, важно понять, что уже было предпринято для решения подобных проблем в прошло

spravochnick.ru

Коучинг модели

В коучинге существует столько же различных моделей, сколько и коучей. 

Но не стоит волноваться, это не плохо. Фактически, каждый коуч использует ту модель, которая позволяет ему привести своего клиента к поиску наилучшего решения проблемы из всех возможных. 

Модель коучинга – это основа коуч-сессии. Если говорить более широко, то она не сможет научить вас коучингу, но она является основной структурой, которой можно пользоваться, проводя коуч-сесиию с клиентом. 

Модель коучинга схожа со стратегией высокого уровня, которая позволяет «видеть поле боя». Таким образом, данное преимущество увеличивает вашу способность адекватно реагировать на любые ситуации, с которыми вы можете столкнуться как тренер. 

Изучение различных моделей коучинга имеет определенное значение, так как не существует одной единственной модели, которая даст вам ответы на все вопросы, которые возникают в процессе коуч-сессии. 

Коучинг объединяет множество областей знаний, так что вполне вероятно, что все теории и модели были адаптированы для удобства пользования ими во время проведения коуч-сессии. Следовательно, у вас есть огромная база для обучения. 

Наличие большого количества моделей может оказать вам реальную помощь, когда вы стремитесь создать собственную модель. Конечно, если вы имеете для этого достаточно способностей. 

Большинство моделей коучинга имеют некоторые схожести:

1. Установка связи, построенной на доверии. Это искренняя, неподдельная конфиденциальная связь между коучем и клиентом коуча. 
2. Совместная формулировка согласованных целей и ожиданий клиента. 
3. Опрос клиента, его глубокий анализ и обучение динамичному, энергичному отношению к поставленным целям. 

Изучая и понимая общие подходы каждой из модели коучинга, вы можете объединить их и создать свой эффективный подход к клиенту. 

Многие коучи «застревают» при попытке придумать свою собственную модель. Необходимо изначально сделать вызов тем установкам, которые вы приобрели, изучая коучинг, а потом тем знаниям, которые вы получили в процессе работы с людьми. 

Создание новой модели с нуля чрезвычайно сложное занятие. Учитывая природу меняющихся обстоятельств, вам придется столкнуться с тем, что, проводя сеанс коучинга с одним клиентом, вы будете преданы одной модели, одному способу ведения беседы. А к другому клиенту нужен совсем другой индивидуальный подход. Поэтому данные особенности часто будут приводить вас в замешательство, озадачивать и ставить в тупик относительно того, что делать дальше. 

Лучшим подходом к клиенту будет создание новой модели коучинга путем поиска лучших практик других моделей, а также четкое понимание, что и как работает. Далее вы сможете адаптировать то, что узнали на личном опыте и объединить все это вместе. 

Вы можете сделать это, используя метод «Как работает матрица», где вы применяете на практике множество моделей и подходов к решению нужной проблемы. 

hr-portal.ru

Коучинг — виды, модели, техники, методы

Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).

Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.

Виды разновидностей тренингового метода

Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.

Простыми словами коучинг, связанный с профессиональной деятельностью, обычно касается улучшения эффективности сотрудников, проводится для корпораций или же для управляющих лиц, с целью развития навыков лидерского управления, а также получения критической обратной связи от консультанта по особенностям ведения бизнеса.

Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.

Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.

Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.

Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.

Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).

Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.

В коучинге готовых ответов нет, и консультант вместе с вами будет искать наилучшие пути решения. Поиск этих путей решения, поддержка, консультации и направление вас в вашем движении коуч совершает до момента достижения (именно это является критерием окончания работы, а не потраченное время или количество сеансов).

В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.

Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.

Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).

Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый гнев, патологическая ревность и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).

В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, целеустремленность и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, конфликты и многие другие).

Бизнес коучинг

Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.

Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.

Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи тайм-менеджмента, так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.

Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.

Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении мотивации, коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.

Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.

Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.

Эриксоновский коучинг

Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и гипнотерапии, используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.

Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением НЛП и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.

Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.

Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.

Модели

Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном восприятии происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.

Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.

Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.

Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:

– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;

– изучение ситуации на данный момент;

– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;

– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.

Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что достижению цели мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.

psihomed.com

Коучинг — Википедия

Выступление коуча на конференции SPM 2015

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития[1][2].

Венгерский коч

Термин пришёл в русский язык из английского[3], а в английском произошёл от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления[en][4]. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете — «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену[4]. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году[4].

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например, Ассоциация коучинга, Международная федерация коучей[de], Европейский совет коучинга и менторства, которые участвовали в разработке стандартов обучения[5].

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии: важными для становления коучинга были работы спортивного коуча Тимоти Голви, создавшего собственный гуманистический принцип и целую школу коучинга, повлиявшую на многих ведущих коучей Великобритании[6] и его ученика Джона Уитмора[7]. Книгу Голви «The Inner Game of Tennis» часто называют первой крупной публикацией, в которой произошёл разворот от спортивного коучинга к лайф-коучингу, развитому в отдельную дисциплину Вернером Эрхардом, Лорой Уитуорт, Джоном Уитмором и Томасом Леонардом (кодифицировавшим область)[8]. Также помимо спортивной влияние оказывала и клиническая психология, публикации психотерапевтов Инсу Ким Берг[en], Стива де Шейзера[en] и доктора юридических наук [7].

Дженет Харви, президент Международной федерации коучей, считает, что развитие коучинга началось в 1970-х годах с Движения за развитие человеческого потенциала и тренинговой компании Эрхарда[9]. Томас Леонард, основавший объединения Coach U, Международную федерацию коучей и Международную ассоциацию коучинга, работал у Эрхарда в 1980-х годах[1]:28,82; он был первым успешным популяризатором коучинга[8].

Многие коучинговые организации имеют стандарты поведения и «кодексы чести», следование которым они считают необходимым для защиты интересов клиентов[10][11][12].

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели[13]. Вышеописанные техники применимы почти в любой разновидности коучинга. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях. Ввиду этого виды коучинга могут частично перекрываться[14].

Лайф-коучинг[править | править код]

Лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (в частности, психологии, нейробиологии[15] и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения[en].

Коучинг людей с дефицитом внимания[править | править код]

Концепция особого типа лайф-коучинга для людей, страдающих СДВГ, впервые была озвучена в 1994 году психиатрами Эдвардом Хэллоуэллом и Джоном Рейти в книге «Driven to Distraction»[16]. Коучинг для людей с СДВГ сфокусирован на том, чтобы уменьшить влияние дисфункции целенаправленной деятельности, типичного для СДВГ[17].

Коуч помогает клиенту лучше управлять временем, организовываться, ставить цели и достигать их, завершать начатые проекты[18]. Кроме того, коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для СДВГ проблемами и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала[19].

В отличие от психологов или психотерапевтов коучи этого типа не лечат клиентов, их внимание направлено только на упрощение повседневной жизни человека и поведенческих аспектах синдрома[20]. Конечной целью коучинга для людей с СДВГ является появление «внутреннего коуча», набора правил саморегуляции и навыков планирования[21].

В исследовании 2010 года, проведённом Университетом Уэйна, был оценён эффект специфического коучинга 110 студентов с СДВГ. Исследовательская группа пришла к заключению, что коучинг показал высокую эффективность в улучшении целенаправленной деятельности и сопутствующих навыков, измеренную с помощью [22]. Тем не менее, не всем страдающим СДВГ нужен коуч, и не всем коуч может помочь[23].

Бизнес-коучинг[править | править код]

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала[en]. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Бизнес-коучинг по-английски также именуется «коучингом руководителей» (executive coaching)[24], корпоративным и лидерским коучингом.

Коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице, улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы, организации труда, усиления лидерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, а также создания продуктивной команды. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда. Бизнес-коучинг эффективен в улучшении производительности, комфорте, способности находить силы для преодоления проблем, улучшении отношения к труду и достижении целей[7].

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост[25]. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда[26].

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей[27], Международная федерация коучей, Международный совет коучинга (International Coaching Council)[28] и Всемирная ассоциация бизнес-коучей[29]. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант»[30]. Согласно отчёту 2007 года MarketData, около бизнес- или лайф-коучами в США являются 40 000 человек в США, а 2,4-миллиардная индустрия коучинга растёт со скоростью 18 % в год[31].

Спортивный тренер[править | править код]

Тренерская библиотечка клуба крикета Marylebone

Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом (или командой). Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить атлетов к победе[32].

Другие виды[править | править код]

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией. Также коучинг может быть карьерным — связанным с целью достижения более высоких должностей.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету)[33].

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый (также денежный) коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга[34].

Коучинг по здоровому образу жизни — другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми[35]

В критических отзывах коучинг часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса[36][9][37]. Ввиду отсутствия государственной регуляции большинство лайф-коучей и коучей по здоровому образу жизни не проходили сертификацию или специальное обучение[38].

С увеличением популярности коучинга многие высшие учебные заведения предлагают обучение коучингу по одобренным Международной федерацией коучей (МФК) программам[39]. Некоторые подобные курсы позволяют получить сертификат лайф-коуча после нескольких дней занятий[40], однако МФК предупреждает о том, что такие сертификаты не означают наличия всех требуемых навыков[41]. Одобренные МФК программы предполагают продолжительность минимум 125 академических часов, 10 часов коучинга и наличие оценки знаний[42]. Для сравнения: в Калифорнии психолог-консультант должен получить 3000 часов профессионального опыта под присмотром специалиста[43].

  • Каннио, Сильвиана. Мастерство Коучинга. — Москва : Кн. по требованию, cop. 2012. — 240 с. : ил., табл.; 21 см; ISBN 978-5-458-23166-4
  • Рейнольдс, Марша. Коучинг: эмоциональная компетентность : Направьте свои эмоции (EQ) на успех в работе : [Пер. с англ.] — М. : Центр поддержки корпоратив. упр. и бизнеса, 2003. — 103, [2] с.; 20 см. — (Коучинг из первых рук).; ISBN 5-9254-0027-5 : 2000
  • Стар, Джули. Коучинг: полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Бизнес Психологи, 2011. — 381 с. : ил., табл.; 24 см; ISBN 978-5-91809-006-0
  1. 1 2 Renton, Jane. Coaching and Mentoring: What They Are and How to Make the Most of Them. — New York : Bloomberg Press, 2009. — ISBN 9781576603307.
  2. Chakravarthy, Pradeep The Difference Between Coaching And Mentoring (неопр.). Forbes (20 декабря 2011). Дата обращения 4 июля 2015.
  3. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий издательство=ИКАР. — 2009.
  4. 1 2 3 coach, Online Etymology Dictionary, <http://www.etymonline.com/index.php?term=coach>. Проверено 4 июля 2015. 
  5. Passmore, Jonathan. Excellence in Coaching: The Industry Guide. — Kogan Page, 2010. — ISBN 9780749456672.
  6. Vikko G. Brock. Grounded Theory Of The Roots And Emergence Of Coaching. — International University of Professional Studies, 2008. — С. 93.
  7. 1 2 3 Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianena. Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context (англ.) // The Journal of Positive Psychology. — 2013. — Vol. 9, no. 1. — DOI:10.1080/17439760.2013.837499.
  8. 1 2 Bill Dueease. Increase the Power of Coaching by Understanding Its History (англ.) // Peer Resources. — 2009. — P. 2. — ISSN 1708-9034. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. 1 2 Morgan, Spencer (27 January 2012), «Should a Life Coach Have a Life First?», The New York Times, <https://www.nytimes.com/2012/01/29/fashion/should-a-life-coach-have-a-life-first.html>. Проверено 4 июля 2015. .
  10. ↑ Code of Ethics (неопр.) (недоступная ссылка). International Coach Federation. Дата обращения 20 июля 2015. Архивировано 9 февраля 2014 года.
  11. ↑ Code of Ethics (неопр.) (недоступная ссылка). European Mentoring and Coaching Council. Дата обращения 20 июля 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  12. ↑ Coaches Code Of Ethics (неопр.). National Federation of State High School Associations.
  13. ↑ Cox, Elaine (2013), Coaching Understood: a Pragmatic Inquiry into the Coaching Process, Los Angeles; London: Sage, ISBN 9780857028259 .
  14. ↑ Cox, Elaine; Bachkirova, Tatiana & Clutterbuck, David, eds. (2014), The Complete Handbook of Coaching (2nd ed.), Los Angeles; London: Sage, ISBN 9781446276150 
  15. Brann, Amy. Neuroscience for Coaches: How to Use the Latest Insights for the Benefit of Your Clients. — Kogan Page, 2015. — ISBN 9780749472375.
  16. Hallowell, Edward M. Driven to Distraction: Recognizing and Coping with Attention Deficit Disorder from Childhood Through Adulthood / Edward M. Hallowell, John J. Ratey. — Pantheon, 1984. — ISBN 9780679421771.
  17. Barkley, Russell A. Executive Functions: What They Are, How They Work, and Why They Evolved. — Guilford Press, 2012. — ISBN 9781462505357.
  18. Hamilton, Jeff 26 Benefits of Adult ADHD Coaching (неопр.). Psychology Today (6 января 2011). Дата обращения 4 июля 2015.
  19. Knouse, Laura E.; Bagwell, Catherine L.; Barkley, Russell A.; Murphy, Kevin R. Accuracy of Self-Evaluation in Adults with ADHD: Evidence from a Driving Study (англ.) // Journal of Attention Disorders (англ.)русск. : journal. — 2005. — May (vol. 8, no. 4). — P. 221—234. — DOI:10.1177/1087054705280159. — PMID 16110052.
  20. McCarthy, Laura Flynn What You Need to Know about ADHD Coaching (неопр.). ADDitude Magazine. Дата обращения 4 июля 2015.
  21. Shenfield, Tali How to Develop an ‘Inner Coach’ in Teens with ADHD and Executive Dysfunction (неопр.). Advanced Psychology: Child Psychology and Parenting Blog (16 октября 2014). Дата обращения 4 июля 2015.
  22. ↑ Quantifying the Effectiveness of Coaching for College Students with Attention Deficit/Hyperactivity Disorder (неопр.). Edge Foundation (31 августа 2010). Дата обращения 4 июля 2015.
  23. Koretsky, Jennifer 5 Reasons Why ADHD Coaching Doesn’t Work (неопр.) (недоступная ссылка). ADHDmanagement.com (22 февраля 2012). Дата обращения 4 июля 2015. Архивировано 26 июня 2015 года.
  24. Stern, Lewis R. Executive Coaching: A Working Definition (англ.) // Consulting Psychology Journal: Practice and Research (англ.)русск. : journal. — 2004. — Vol. 56, no. 3. — P. 154—162. — DOI:10.1037/1065-9293.56.3.154. Архивировано 6 июля 2015 года. Архивная копия от 6 июля 2015 на Wayback Machine
  25. ↑ The Coaching Conundrum Report: Global Executive Summary (неопр.) (недоступная ссылка). Blessing White (2009). Дата обращения 22 января 2009. Архивировано 20 января 2009 года.
  26. Jones, Rebecca J.; Woods, Stephen A.; Guillaume, Yves R. F. The Effectiveness of Workplace Coaching: A Meta-Analysis of Learning and Performance Outcomes from Coaching (англ.) // Journal of Occupational and Organizational Psychology (англ.)русск. : journal. — 2015. — April. — DOI:10.1111/joop.12119.
  27. ↑ PCBA: Professional Business Coaches Alliance (неопр.). Дата обращения 4 июля 2015.
  28. ↑ International Coaching Council – ICC (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2015. Архивировано 1 августа 2015 года.
  29. ↑ Worldwide Association of Business Coaches (неопр.). Дата обращения 4 июля 2015.
  30. Lorber, Laura Executive Coaching – Worth the Money? (неопр.). The Wall Street Journal (10 апреля 2008). Дата обращения 12 ноября 2008.
  31. ↑ Business coaching statistics (неопр.) (недоступная ссылка). Businesscoaching.com (29 октября 2009). Дата обращения 28 марта 2012. Архивировано 21 июля 2015 года.
  32. Ashe-Edmunds, Sam What Does an Athletic Coach Do? (неопр.). Houston Chronicle. Дата обращения 4 июля 2015.
  33. Maslin Nir, Sarah Like a Monitor More Than a Tutor (неопр.) (8 ноября 2010). Дата обращения 4 июля 2015.
  34. Collins, J. Michael; Olive, Peggy; O’Rourke, Collin M. Financial Coaching’s Potential for Enhancing Family Financial Security (англ.) // Journal of Extension : journal. — 2013. — February (vol. 51, no. 1). — P. 1FEA8.
  35. Engel, Reed Jordan An Examination of Wellness Coaches and Their Impact on Client Behavioral Outcomes (неопр.). Университет Пердью (2011). Дата обращения 2 июля 2015.
  36. Guay, Jennifer Millennials Enter Growing, Controversial Field of Life Coaching (неопр.). USA Today (16 января 2013). Дата обращения 4 июля 2015.
  37. Pagliarini, Robert Top 10 Professional Life Coaching Myths (неопр.). CBS News (20 декабря 2011). Дата обращения 4 июля 2015.
  38. O’Brien, Elizabeth 10 Things Life Coaches Won’t Tell You (неопр.). MarketWatch (8 сентября 2014). Дата обращения 4 июля 2015.
  39. ↑ List of All Accredited Coaching Training Programs (ACTP): Hour List (неопр.). International Coach Federation. Дата обращения 4 июля 2015.
  40. Mitchelson, Tom. The Life Coach Con: Can You Really Trust Someone to Solve Your Problems? (неопр.) (6 сентября 2010). Дата обращения 4 июля 2015.
  41. ↑ Approved Coaching Specific Training Hours (ACSTH): Program Accreditation (неопр.) (недоступная ссылка). International Coach Federation. Дата обращения 4 июля 2015. Архивировано 24 июля 2014 года.
  42. ↑ Accredited Coaching Training Program (ACTP): Program Accreditation (неопр.) (недоступная ссылка). International Coach Federation. Дата обращения 4 июля 2015. Архивировано 8 февраля 2014 года.
  43. ↑ An Overview of Licensure as a Psychologist (неопр.). California Board of Psychology. Дата обращения 4 июля 2015.

ru.wikipedia.org

Модели коучинга — Психолог

Модели коучинга — это схемы проведения интервью, они предназначены для того, чтобы упростить и структурировать процесс работы.

Есть макромодели коучинга и микромодели. Макромодели охватывают весь процесс коучинга, микромодели — одного этапа макромодели.

В качестве примера макро модели коучинга рассмотрим модель GROW, созданную Джоном Уитмором.

GROW — это аббревиатура, она обозначает этапы в ходе работы:

Goal (Цель) — на этом этапе нужно определить краткосрочные и долгосрочные цели.

Reality (Реальность) — исследование текущей ситуации.

Opportunity (Возможность) — поиск возможностей.

Will (Намерение) – что, когда, с кем и как клиент будет делать.

Примерный список вопросов модели GROW

Цель:

1.      Что вы хотели бы обсудить?

2.      Чего вы хотите достичь?

3.      Если бы вы имели возможность осуществить любое свое желание – каким бы оно было?

4.      Насколько реалистично воплотить это желание в жизнь?

5.      Каким вы представляете себе результат нашей беседы?

6.  Насколько вам кажется реальным достижение этого результата за имеющееся время?

Реальность:

1.      Какова ситуация на текущий момент?

2.      Каковы причины считать, что это именно так?

3.      Когда происходят ключевые для нашего разговора события?

4.      Как часто они происходят?

5.      Какой эффект они оказывают на вас?

6.      Какие еще факторы имеют к этому отношение?

7.      Кто еще имеет к этому отношение?

8.      Что уже сделано на данный момент?

9.      Каковы последствия этих действий?

Возможности:

1.      Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?

2.      Какие еще существуют варианты, без анализа их осуществимости?

3.      Какие действия вы уже осуществляли в подобных обстоятельствах?

4.      Кто мог бы помочь в этой ситуации?

5.      Знаете ли вы примеры успешного решения аналогичных задач?

6.      Что сделал бы авторитетный для вас человек в подобной ситуации?

7.      Каким из перечисленных вариантов вы отдаете предпочтение?

8.      Каковы могут быть последствия осуществления этих вариантов?

9.      Какой вариант вы хотели бы выбрать для осуществления на практике?

Намерение:

1.      Что может стать вашим первым шагом в выбранном варианте?

2.      Каковы будут дальнейшие шаги?

3.      Когда вы их предпримите?

4.      С какими препятствиями вы можете столкнуться?

5.      Как вы будете с ними справляться?

6.      На чью поддержку вы можете рассчитывать?

7.      Как и когда вы можете заручиться такой поддержкой?

8.      Оцените по 10-тибальной системе свою уверенность в вашей способности достиг цели. Что мешает обучению оценки 10 баллов? Если эта оценка меньше 8 баллов, можно увеличить время, отпущенное на реализацию цели или сократить объем задания. Если оценка все же меньше 8, от этого плана следует отказаться, так как он вряд ли будет выполнен.

В качестве примера микромодели рассмотрим модель SMART.

Аббревиатура SMART представляет собой характеристики целей. Они должны быть:

— конкретными;

— измеримыми;

— согласованными;

— реалистичными;

— определенными во времени.

P.S. Рекомендую подписаться на новые записи сайта, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

grigorieva-elena.ru

Модель GROW | Мастерство достижения целей

В этой статье вы узнаете о модели GROW, которую применяют в большинстве коуч-сессий, направленных на сопровождение клиента при решении конкретной задачи. В таких сессиях коуч, чаще всего, соблюдает определенный алгоритм, иногда внося в него уместные изменения по ходу работы: вместе с клиентом они исследуют цель клиента, анализируют текущую ситуацию, рассматривают и ищут необходимые ресурсы и наилучшие пути решения задачи. Ну и, собственно, составляют план дальнейших действий.

Модель GROW — это один из самых простых и действенных инструментов коучинга, как, например и инструмент «колесо жизненного баланса», который можно применять самостоятельно, когда нет возможности прибегнуть к помощи профессионального коуча.
Сегодня мы хотим предложить вам попрактиковаться в решении текущих задач с помощью этого универсального и эффективного инструмента.
Как обычно, вам понадобится чистый листок и ручка, а так же время, когда вы сможете сконцентрироваться на работе с поставленной задачей.
Ну и конечно же, вам понадобится готовность действовать по окончании работы!
Для максимального результата постарайтесь наиболее честно и развернуто ответить на большинство из приведенных ниже вопросов.
В профессиональной сфере чаще всего задачи ставятся руководителем или являются следствием производственной необходимости. Если при поиске ответа на очередной вопрос в голове назойливо возникает «я не знаю…», то стоит задуматься, отчего возникает это внутреннее противостояние, и действительно ли это та цель, которую вам хочется достигнуть, или та ли это задача, которую должны решать именно вы и в пределах ваших обязанностей или компетенций.
Сразу хотелось бы сказать, что при самостоятельном использовании инструмента для начала лучше брать не очень сложные задачи. Например, если вы хотите попробовать применить этот инструмент к вашей работе – для начала проанализируйте с его помощью насущные производственные вопросы и их решения в пределах вашей компетенции.

  • Какая подобная задача стоит перед вами сейчас?
  • Может, это проработка небольшого проекта, или составление отчета?
  • Что приходит вам в голову в первую очередь?

Аббревиатуры в коучинге символично «совпадают» с вдохновляющими словами, GROW – это РОСТ, и этот перевод можно понимать рост себя как личности — когда мы приобретаем навык справляться с поставленными задачами эффективно и целенаправленно. Существует несколько расшифровок аббревиатуры GROW, вот самая популярная из них:

G – goal — цель (чего ты хочешь достичь?)
R – reality — реальность (что происходит сейчас?)
O – options — варианты (что ты можешь сделать?)
W – will — намерения (какие будут твои действия?)

Сейчас мы подробно разберем каждый из шагов. Если у вас при работе возникают другие подходящие вопросы, смело внедряйте их в этот инструмент и отвечайте на них!

Работаем над целью

G – Goal

  • Какой именно цели я хочу достичь? При описании цели будет полезно сформулировать ее по модели SMART+
  • Какая задача стоит передо мной? В чем она состоит? В чем измеряется ее результат?
  • Какой результат хочу получить лично я?
  • Какой результат ожидает от меня мой руководитель? (Здесь было бы полезно прояснить описание цели непосредственно с руководителем, и после этого детально описать цель.)
  • Почему достижение этой цели важно для меня лично и/или для компании в целом?
  • Для кого и, или для чего еще будет важен результат?
А что есть сейчас?

R – Reality
Для того, чтобы понять, как именно мы можем получить желаемый результат, нам необходимо определить, где мы находимся сейчас, то есть, откуда мы двигаемся к нашей цели.
Следующим шагом описываем текущую ситуацию:

  • Какова наша текущая ситуация?
  • Какие препятствия я вижу? Что мне мешает начать?
  • Какие у меня есть ресурсы (информация, люди, навыки, инструменты и средства и т.д.) для решения задачи?

Здесь очень важно не перевоплотиться в «жалобщика», который примется обвинять все вокруг — свое окружение, жизненную ситуацию, вселенскую несправедливость и так далее. Сейчас сконцентрируйтесь на фактах – что именно происходит?

Ищем пути решения

O – Options

  • Что именно я могу изменить в этой ситуации? Как я могу повлиять на нее?
  • Как я могу справиться с препятствиями или помехами?
  • Какие ресурсы (информация, люди, навыки, инструменты и средства и т.д.) мне еще понадобятся для достижения цели?
  • Как я могу получить эти ресурсы?
  • Кто мне может помочь?
  • Как мне поможет мой прошлый опыт – как я раньше справлялась с такими задачами?
  • А что еще может помочь продвинуться к цели наиболее эффективно?
Составляем план действий

W – Will

Когда мы описываем свои намерения, важно определять их позитивное направление – мы создаем описание своих действий, избегая частицы «не»:

  • Какие самые важные действия необходимо предпринять для достижения цели?
  • Что я сделаю в первую очередь?
  • Какие сроки и дедлайны установлены для моих действий?
  • Что произойдет, если я не выполню эти действия в срок?

Практикуйте этот инструмент решения задач во всех подходящих ситуациях, изменяйте и добавляйте вопросы в зависимости от ситуации, и мы уверены, что он прочно войдет в ваш арсенал средств для достижения целей наиболее эффективным способом!

mastercoaching.ru

Исторические модели коучинга. Коучинг как бизнес. Практическая модель для зарабатывания денег

Исторические модели коучинга

Коучинг – тренерская работа, когда вы можете чему-то научить человека, что-то ему показать. Коучинг произошел от индивидуальной наставнической работы. Был

мастер, который брал ученика и приводил его к какому-то результату. Эта модель работает, она себя неплохо зарекомендовала, но у нее есть минусы, о которых мы поговорим в дальнейшем.

Вторая модель – это тренерство. Есть спортивная команда, с которой занимается тренер. Направляет, заставляет спортсменов делать упражнения. У тренера есть программа – как общая, так и для каждого члена команды в отдельности. Это модель коучинга, которая живет по сей день, у нее также есть свои плюсы и минусы.

И, наконец, третья модель: групповой коучинг – это массовый подход, но с индивидуальными ответами на вопросы.

В групповом коучинге количество участников ограничено, но каждый все равно получает персональное внимание. У тренинга есть начало и конец, есть программа. А в коучинге нет четко выраженного конца. Человек будет коучиться до тех пор, пока не скажет: «Стоп, мне хватит!»

В консалтинге вы приходите к клиенту и решаете какую-то конкретную проблему. Коучинг в чистом виде – это когда человек вас приглашает, и вы его проводите по своей программе, по своей методике.

Коучинг на самом деле – лучший вид консалтинга, потому что вы говорите клиенту, сколько вам платить, какие вопросы задавать, то есть полностью контролируете процесс.

Если вам нужен стабильный источник дохода, то коучинг – это одна из «золотых жил», которая может никогда не иссякнуть.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о