Мотивационная функция оценки – Мотивационные функции оценки учащихся

Мотивационные функции оценки учащихся

Мотивационные функции оценки учащихся

Насколько эффективна существующая система оценки знаний учащихся? Она периодически подвергается критическому обсуждению, но статистика показывает, что 90 % учителей довольны существующей системой.

Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Традиционная система предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные, экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, тогда добавится оценка за зачет. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».

Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение вопрос ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации

действия по добыванию знаний ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроением.

Рейтинг – это индивидуальный комплексный количественно-качественный накопительный индекс знаний и умений учащихся. Конечная суммарная оценка отражает систематическую работу ученика по данному предмету с использованием всех видов учебной деятельности. Накопление баллов происходит на каждом уроке и в конечном итоге приводит к повышению оценки за четверть. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Рейтинговая система оценивания предполагает плавный переход от оценки к оценке, степень субъективности преподавателя резко снижается. Итоговая оценка учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Такая форма учета и контроля знаний явно будет способствовать наиболее полному усвоению знаний учащимися. Известно, что творческие способности слабо связаны с интеллектом. Для развития и творческих и интеллектуальных способностей учащихся необходимо помнить, что творческие решения приходят в момент релаксации или рассеяния внимания, а не в момент сосредоточения. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.

Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой.

Какую бы систему оценивания не выбрал учитель, он должен помнить о мотивационной функции оценки. Оценка трактуется как выражение положительного или отрицатель­ного отношения учителя к процессу и результатам деятельности учащихся в обучении. В практике оценка выражается самыми различ­ными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, положительная или отрицательная отметка, интерес к личности ученика, похвала или порицание, награда, наказание).

Экспериментально было доказано, что оценка обусловливает учение ученика. Интересный с этой точки зрения опыт провела Е.Г. Гурлоцкова с учениками IV и VI классов. Учащиеся были разделены на 4 группы. В пер­вой группе некоторые ученики были индивидуально опрошены и перед остальными учащимися их похвалили за хорошие ответы. Во второй группе некоторых учащихся после опроса перед всей группой упрекнули за слабые знания. На учеников третьей группы вообще не обра­щали внимания, хотя они находились в том же классе и могли слышать по­хвалу или выговор, полученные другими учениками. Четвертая (контрольная) группа учеников находилась в другом помещении и ничего не знала об остальных группах. В начале и в конце эксперимента группы выполняли математический тест. Эксперимент продолжался несколько дней. Ученики, которые индивидуально получали похвалу, достигли в уче­нии наибольшего успеха. Получавшие отрицательную оценку ученики вто­рой группы тоже продвинулись в учении, но значительно меньше, чем уче­ники первой группы. Ученики, на которых не обращали никакого внима­ния, либо вообще не достигли никакого прогресса, либо он у них проявился очень незначительно. Контрольная группа (четвертая), ученики которой не получали никаких оценок учителя, выполнили работу хуже, чем перед нача­лом эксперимента.

Было установлено, что оценка результатов, значительно влияя на уро­вень выполнения задания, становится важным стимулирующим фактором. Ученик, включенный в систему социальных отношений, очень эмоциональ­но реагирует на каждую оценку. Оценивание пробуждает и закрепляет внут­реннее желание ученика хорошо выполнить задание и этим стимулирует его активность. Оценка учащихся внутренне связана с основными социальными отношениями в процессе обучения, т.е. отношениями между учителем и учеником и между учениками. Конечно, отношение ученика к учению, к отдельным предметам, к школьной работе не обусловливается только динамикой и характером от­ношений между ним и учителем. Нужно одновременно помнить, что оценка обусловливает и структуру взаимоотношений между учащимися, положение ученика внутри ученического коллектива. Класс занимает по отношению к оценке учащегося определенную оценочную позицию, кото­рая может соответствовать оценке учителя, а может и не совпадать с ней. Эта позиция модифицирует реакцию ученика на оценку, как положитель­ную, так и отрицательную.

Б.Г.Ананьев выделил два аспекта педагоги­ческого значения оценки: воздействие на умственную деятельность и стимулирование эмоциональности ученика (волевой сферы посредством пережива­ния успеха или неудачи).

В школе каждое стремление к выпол­нению задания должно регистрироваться и позитивно подкрепляться для того, чтобы формиро­вать нужные навыки поведения в обществе. Для развития учащихся должен встречаться средний уровень преград. Не нужно давать задания, сложность которых превышает возможности ученика, так же как и не надо давать слишком легких заданий. И то, и другое способствует формированию неправильной самооценки. Когда стара­ния ученика в школе недостаточно подкрепляются, то это часто приводит к интенсивному переключению на различную внешкольную деятельность, в которой он может переживать определенный успех. В этом направлении мо­тивация будет развиваться все сильнее, тогда как в учебной работе она бу­дет постоянно уменьшаться. Дело может дойти до такого негативного от­ношения к учению в школе, что результаты, в конце концов, скажутся на по­знавательной области, хотя объективно ученик обладает нормальными спо­собностями. Положительная оценка удовлетворяет потребность в социаль­ном признании, усиливает чувство уверенности, укрепляет внутреннее по­ложительное отношение к требованиям учителя при обучении. Она увели­чивает заинтересованность учеников в выполнении задания и мобилизует их силы и способности на достижение еще лучших результатов. В противо­положность этому частые негативные оценки вызывают иногда трудно кон­тролируемые последствия (упрямство, чувство неполноценности и т.д.). По­стоянная цепь неудач и негативных оценок не удовлетворяет естественной потребности ученика в социальном признании, положительном обществен­ном мнении. Она отрицательно воздействует на ученика, приводит его к ощущению неудовлетворенности, конфликта, тревоги, тоски. Другими словами, учеба должна быть трудной, но посильно трудной, приносящей удовлетворение от умственной деятельности.

Из этого не следует, что из учебного процесса должна быть исключена отрицательная оценка. Речь идет о ее правильном использовании. Именно от этого в значительной мере зависит, будет ли деятельность ученика при обуче­нии обусловлена внешними средствами и авторитарно, или ее источниками будут внутренние потребности ученика. Действенность отрицательной оценки проявляется только в обстановке доб­рожелательности и уважения к личности ученика, когда критика носит частный характер и не затрагивает всей личности учащегося. Таким образом, оценка вызывает активное отношение ученика к деятельности и одновре­менно формирует предпосылки для его собственной самооценки.

Для успешного управления деятельностью учеников необходимо организовать непрерывную обратную связь и своевременно получить информацию об успешности продвижения каждого ученика.

Единую систему диагностики интеллектуального развития учащихся составля­ют: воспроизведение опорных конспектов, устные теоретические ответы, самостоя­тельные работы минимального, общего и продвинутого уровней, тестовые задания, тематические зачеты, контрольные работы, творческие задания. Ни один из этих способов не может быть заменен другим, потому что каждый имеет свою нагрузку. Так, например, воспроизведение опорных конспектов по системе Шаталова развивает зрительную память учащихся, моторику пальцев, умение быстро и четко работать чертежными инстру­ментами, развивает умение в краткой логической последовательности излагать мате­риал темы. Устные ответы учат грамотной научной речи, развивают умение четко излагать свои мысли. Зачеты учат систематизировать, обобщать и анализировать полученные знания. Домашние задания творческого характера позволяют развивать креативные начала учащихся.

Для диагностики приобретенных навыков владения информационной компетентностью рекомендую использовать систему уровней требований, которых восемь:

  1. Уровень различения — умение отличать один объект от другого по наиболее существенным признакам.

  2. Уровень узнавания – воспроизведение определения и характеристика свойств объекта.

  3. Уровень припоминания – активное произвольное поисковое воспроизведение.

  4. Уровень действия по образцу – закрепленные знания переведены в группу определенных умений, развитие которых может дойти до автоматизма и проявиться в виде навыков.

  5. Ассоциативный уровень – способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями и процессами.

  6. Уровень переноса – способность применить полученные знания в нестандартной ситуации.

  7. Уровень классификации на общие и частные признаки.

  8. Визуальный уровень – создание и оперирование образами.

Первый уровень развивает восприятие, уровни со второго по четвертый – память, пятый, шестой и седьмой уровни развивают мышление, а вот последний, восьмой уровень, является творческим и развивает именно творческие способности. Высшая ступень в знаниях, когда учащиеся могут выразить словесные формулировки в виде схем, рисунка, образа. При систематической и целенаправленной работе по развитию мыслительной активности многие учащиеся способны достичь высшего уровня для школы или максимально готовы стремиться к нему.

Наиболее полно формирование интеллектуальной и творческой деятельности происходит, на мой взгляд, в рамках развивающего обучения и деятельностного подхода в обучении.

infourok.ru

Статья на тему: Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы

 

Выступление на педсовете — уровень ОУ

ФГОУ — СОШ № 21 МО РФ 

Педагогический совет 28 января 2011 года

Тема доклада: Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания

Один из авторов доклада: Чекирова Светлана Евгеньевна

Должность докладчика: учитель начальных классов

Проблема аттестации учащихся является чрезвычайно важной в работе учителя и, что еще важнее, чрезвычайно значимой для ученика.

Обязательным компонентом учебной деятельности является контроль и самоконтроль, а главным средством этого звена является педагогическая оценка. Роль оценки сложна и многопланова.

Для начала определим два понятия: «оценка» и «отметка».

Что такое оценка? Это, по-видимому, всегда мнение о ценности и качестве чего-либо или кого-либо.

Что такое отметка? Это установленное обозначение степени значений ученика.

На практике в силу ряда причин происходит состыковка этих двух понятий. Говоря о педагогической оценке имеют ввиду и отметку как таковую, и устное суждение, которым эта отметка часто сопровождается, т.е. оценку. В чем же функция оценки? В силу чего она становится для ученика явлением привычным, банальным?

Попытаемся проследить те функции, которые фактически исполняет отметка, те разнообразные последствия, к которым она может приводить.

Совершенно очевидно, что оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика.

В первую очередь и главным образом это мотивация. Наверное мы плохо представляем себе, насколько глубокое и многоплановое воздействие оказывает оценка на мотивационную сферу ребенка. Давайте проанализируем его переживания при получении им различных отметок.

«Торжествующая пятерка».

Прежде всего, это радостное переживание успеха, то торжество, которое упоминается в самом названии. Это эмоция прямая и непосредственная. Далее более глубокий и личностный пласт, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее позиционный пласт – отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Затем – другой пласт, может быть, социально-психологический: родители и родственники переживают чувство гордости, делятся им с другими. Происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно и за короткий срок становится у многих потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятерку. Постепенно работа с полной отдачей может стать чертой личности ребенка.

«Обнадеживающая четверка».

Переживания ученика зависят в данном случае от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является его достижением и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке». Но если эта четверка следует за пятеркой, то это может восприниматься как снижение результата. Ученик испытывает чувство ущемленного престижа. Задеваются те же самые глубокие слои, но уже с отрицательным знаком.

Совсем другая картина имеет место в случае тройки.

«Равнодушная тройка».

Прежде всего, здесь нет окрыляющей радости, нет переживания успеха. Нет, правда, и отрицательных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе. Появляется ли при этом чувство полноценности или неполноценности, по-видимому, зависит от уровня притязаний ученика. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, не будет ощущения своей ущербности, но вряд ли при этом сформируется потребность хорошо учится. При высоком уровне притязаний может появиться чувство неполноценности. Может это проявится в различных неврастенических явлениях – начиная от депрессии и кончая агрессивностью, может привести к поискам признания на стороне (дурные компании). Позиция в семье часто, в основном, нейтральная. Хвалить или поощрять не за что, ругать тоже. Равнодушие. Происходит сложное, многослойное воздействие, но положительным его не назовешь. Правда, и отрицательным тоже. Со временем это перерастет в привычку, а затем и потребность заниматься учебой настолько, чтобы обеспечить себе спокойное существование.

«Уничтожающая двойка».

Без труда можно себе представить все негативные переживания, связанные с нею, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности, иногда угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышения требований.

Школа становится для ученика источником почти исключительно неприятных переживаний.

Таким образом, мы видим, какую роль играет учительская оценка. Стимулирующую роль оценки мы никак не должны сбрасывать со счетов… Более того, использование этой стимулирующей функции оценки – мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при условии, если она используется психологически грамотно. Что это значит?

Во-первых, оценка должна быть справедлива. Оправдана как с точки зрения качества ответа, так и понятности ее для ученика.

Психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности ученика при основании оценки. Можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждением.

Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания оценки. Выбранный тон дожжен быть ситуативно оправдан. Один из признаков психологической грамотности учителя – учет правила Песталоцци: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой». Педагогическая оценка – это не только выраженная в баллах отметка. Это еще и высказываемое учителем суждение. Педагогическое суждение и отметка в баллах выполняют несколько разные психологические функции и поэтому заменить одна другую не может.

Первая фиксирует достижения (или отставание) ученика по отношению к самому себе. Вторая – настолько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других ребят класса.

Между тем нередко учителя, оценивая ответы, ограничиваются отметками, а если иногда высказывают какие-либо суждения, то лишь как некоторый «довесок» к отметке. На самом деле все должно быть наоборот.

Умело применяемое одобрение является значительно более мощным средством воздействия, чем порицание.

Учителя часто обнаруживают тяготение к отрицательным оценкам.

Но еще хуже – это отсутствие оценки. Отсутствие оценки есть воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективных истолкований, намеков, поведения учителя и учащихся. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях.

Мы подошли к болевой точке – «накопление отметок». Оказывается для многих учителей накопить отметки, чтобы на их основе вывести итоговую оценку за определенный период, отражающую реальный уровень подготовки ученика, не так просто.

В чем здесь проблемы.

Одна из проблем – проблема устного опроса. Опрос большинством учителей не планируется, т.е. учитель не намечает себе, кого он будет опрашивать. Опрос складывается спонтанно, на основе поднятых рук и отвечают одни и те же дети.

Вечная проблема – проблема развернутого, монологического ответа ученика. Не так часто можно услышать такой ответ.

Д.С. Лихачев высказывая такую мысль: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Сейчас ребята меньше говорят, а больше пишут (самостоятельные, контрольные, тесты и другие работы).

Главным образом за счет этого накапливаются оценки.

А устные ответы – односложные ответы на поставленные учителем вопросы.

Пусть каждый выбирает свои пути, вырабатывает свои способы оценивания учебной деятельности детей, которое объективно отражало бы и знание ребенка, и затраченное усилие в овладении им. Мы просто должны помнить, что каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Причем, чем ниже возраст ученика, тем эта потребность острей. Ребята 5-7-х классов нуждаются в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради оценки или хотя бы не только ради нее?

Как сделать, чтобы отметка перестала быть инструментом манипулирования детьми?

Тут возникает вопрос: может ли быть безотметочное оценивание работы ученика?

Конечно, может. Но при условии – высочайшей культуре оценивания, опирающейся на выработанную у ученика способность к самооценке и безоговорочное доверие к нему.

Это большой и сложный вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

 

Директор ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ                                                            Сошников П.В.

 

nsportal.ru

Центральный Дом Знаний — Мотивационные функции оценки учащихся

Насколько эффективна существующая система оценки знаний учащихся? Она периодически подвергается критическому обсуждению, но статистика показывает, что 90 % учителей довольны существующей системой.

Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Традиционная система предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные, экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, тогда добавится оценка за зачет. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».

Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение  вопрос  ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации  действия по добыванию знаний  ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроением.

Рейтинг – это индивидуальный комплексный количественно-качественный накопительный индекс знаний и умений учащихся. Конечная суммарная оценка отражает систематическую работу ученика по данному предмету с использованием всех видов учебной деятельности. Накопление баллов происходит на каждом уроке и в конечном итоге приводит к повышению оценки за четверть. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Рейтинговая система оценивания предполагает плавный переход от оценки к оценке, степень субъективности преподавателя резко снижается. Итоговая оценка учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Такая форма учета и контроля знаний явно будет способствовать наиболее полному усвоению знаний учащимися. Известно, что творческие способности слабо связаны с интеллектом. Для развития и творческих и интеллектуальных способностей учащихся необходимо помнить, что творческие решения приходят в момент релаксации или рассеяния внимания, а не в момент сосредоточения. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.

Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой.

Какую бы систему оценивания не выбрал учитель, он должен помнить о мотивационной функции оценки. Оценка трактуется как выражение положительного или отрицатель­ного отношения учителя к процессу и результатам деятельности учащихся в обучении. В практике оценка выражается самыми различ­ными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, положительная или отрицательная отметка, интерес к личности ученика, похвала или порицание, награда, наказание).

Экспериментально было доказано, что оценка обусловливает учение ученика. Интересный с этой точки зрения опыт провела Е.Г. Гурлоцкова с учениками IV и VI классов. Учащиеся были разделены на 4 группы. В пер­вой группе некоторые ученики были индивидуально опрошены и перед остальными учащимися их похвалили за хорошие ответы. Во второй группе некоторых учащихся после опроса перед всей группой упрекнули за слабые знания. На учеников третьей группы вообще не обра­щали внимания, хотя они находились в том же классе и могли слышать по­хвалу или выговор, полученные другими учениками. Четвертая (контрольная) группа учеников находилась в другом помещении и ничего не знала об остальных группах. В начале и в конце эксперимента группы выполняли математический тест. Эксперимент продолжался несколько дней. Ученики, которые индивидуально получали похвалу, достигли в уче­нии наибольшего успеха. Получавшие отрицательную оценку ученики вто­рой группы тоже продвинулись в учении, но значительно меньше, чем уче­ники первой группы. Ученики, на которых не обращали никакого внима­ния, либо вообще не достигли никакого прогресса, либо он у них проявился очень незначительно. Контрольная группа (четвертая), ученики которой не получали никаких оценок учителя, выполнили работу хуже, чем перед нача­лом эксперимента.

Было установлено, что оценка результатов, значительно влияя на уро­вень выполнения задания, становится важным стимулирующим фактором. Ученик, включенный в систему социальных отношений, очень эмоциональ­но реагирует на каждую оценку. Оценивание пробуждает и закрепляет внут­реннее желание ученика хорошо выполнить задание и этим стимулирует его активность. Оценка учащихся внутренне связана с основными социальными отношениями в процессе обучения, т.е. отношениями между учителем и учеником и между учениками. Конечно, отношение ученика к учению, к отдельным предметам, к школьной работе не обусловливается только динамикой и характером от­ношений между ним и учителем. Нужно одновременно помнить, что оценка обусловливает и структуру взаимоотношений между учащимися, положение ученика внутри ученического коллектива. Класс занимает по отношению к оценке учащегося определенную оценочную позицию, кото­рая может соответствовать оценке учителя, а может и не совпадать с ней. Эта позиция модифицирует реакцию ученика на оценку, как положитель­ную, так и отрицательную.

Б.Г.Ананьев выделил два аспекта педагоги­ческого значения оценки: воздействие на умственную деятельность и стимулирование эмоциональности ученика (волевой сферы посредством пережива­ния успеха или неудачи).

В школе каждое стремление к выпол­нению задания должно регистрироваться и позитивно подкрепляться для того, чтобы формиро­вать нужные навыки поведения в обществе. Для развития учащихся должен встречаться средний уровень преград. Не нужно давать задания, сложность которых превышает возможности ученика, так же как и не надо давать слишком легких заданий. И то, и другое способствует формированию неправильной самооценки. Когда стара­ния ученика в школе недостаточно подкрепляются, то это часто приводит к интенсивному переключению на различную внешкольную деятельность, в которой он может переживать определенный успех. В этом направлении мо­тивация будет развиваться все сильнее, тогда как в учебной работе она бу­дет постоянно уменьшаться. Дело может дойти до такого негативного от­ношения к учению в школе, что результаты, в конце концов, скажутся на по­знавательной области, хотя объективно ученик обладает нормальными спо­собностями. Положительная оценка удовлетворяет потребность в социаль­ном признании, усиливает чувство уверенности, укрепляет внутреннее по­ложительное отношение к требованиям учителя при обучении. Она увели­чивает заинтересованность учеников в выполнении задания и мобилизует их силы и способности на достижение еще лучших результатов. В противо­положность этому частые негативные оценки вызывают иногда трудно кон­тролируемые последствия (упрямство, чувство неполноценности и т.д.). По­стоянная цепь неудач и негативных оценок не удовлетворяет естественной потребности ученика в социальном признании, положительном обществен­ном мнении. Она отрицательно воздействует на ученика, приводит его к ощущению неудовлетворенности, конфликта, тревоги, тоски. Другими словами, учеба должна быть трудной, но посильно трудной, приносящей удовлетворение от умственной деятельности.

Из этого не следует, что из учебного процесса должна быть исключена отрицательная оценка. Речь идет о ее правильном использовании. Именно от этого в значительной мере зависит, будет ли деятельность ученика при обуче­нии обусловлена внешними средствами и авторитарно, или ее источниками будут внутренние потребности ученика. Действенность отрицательной оценки проявляется только в обстановке доб­рожелательности и уважения к личности ученика, когда критика носит частный характер и не затрагивает всей личности учащегося. Таким образом, оценка вызывает активное отношение ученика к деятельности и одновре­менно формирует предпосылки для его собственной самооценки.

Для успешного управления деятельностью учеников необходимо организовать непрерывную обратную связь и своевременно получить информацию об успешности продвижения каждого ученика.

Единую систему диагностики интеллектуального развития учащихся составля­ют: воспроизведение опорных конспектов, устные теоретические ответы, самостоя­тельные работы минимального, общего и продвинутого уровней, тестовые задания, тематические зачеты, контрольные работы, творческие задания. Ни один из этих способов не может быть заменен другим, потому что каждый имеет свою нагрузку. Так, например, воспроизведение опорных конспектов по системе Шаталова развивает зрительную память учащихся, моторику пальцев, умение быстро и четко работать чертежными инстру­ментами, развивает умение в краткой логической последовательности излагать мате­риал темы. Устные ответы учат грамотной научной речи, развивают умение четко излагать свои мысли. Зачеты учат систематизировать, обобщать и анализировать полученные знания. Домашние задания творческого характера позволяют развивать креативные начала учащихся.

Для диагностики приобретенных навыков владения информационной компетентностью рекомендую использовать систему уровней требований, которых восемь:

  1. Уровень различения — умение отличать один объект от другого по наиболее существенным признакам.

  2. Уровень узнавания – воспроизведение определения и характеристика свойств объекта.

  3. Уровень припоминания – активное произвольное поисковое воспроизведение.

  4. Уровень действия по образцу – закрепленные знания переведены в группу определенных умений, развитие которых может дойти до автоматизма и проявиться в виде навыков.

  5. Ассоциативный уровень – способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями и процессами.

  6. Уровень переноса – способность применить полученные знания в нестандартной ситуации.

  7. Уровень классификации на общие и частные признаки.

  8. Визуальный уровень – создание и оперирование образами.

Первый уровень развивает восприятие, уровни со второго по четвертый – память, пятый, шестой и седьмой уровни развивают мышление, а вот последний, восьмой уровень, является творческим и развивает именно творческие способности. Высшая ступень в знаниях, когда учащиеся могут выразить словесные формулировки в виде схем, рисунка, образа. При систематической и целенаправленной работе по развитию мыслительной активности многие учащиеся способны достичь высшего уровня для школы или максимально готовы стремиться к нему.

Наиболее полно формирование интеллектуальной и творческой деятельности происходит, на мой взгляд, в рамках развивающего обучения и деятельностного подхода в обучении.

cendomzn.ucoz.ru

Мотивационные функции оценки учащихся — Психологу


Автор:
Терещенко М.Н.,
учитель физики МБОУ «СОШ № 36»

Мотивационные функции оценки учащихся

Насколько эффективна существующая система оценки знаний учащихся? Она периодически подвергается критическому обсуждению, но статистика показывает, что 90 % учителей довольны существующей системой.
Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Традиционная система предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные, экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, тогда добавится оценка за зачет. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».
Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение  вопрос  ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации  действия по добыванию знаний  ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроением.
Рейтинг – это индивидуальный комплексный количественно-качественный накопительный индекс знаний и умений учащихся. Конечная суммарная оценка отражает систематическую работу ученика по данному предмету с использованием всех видов учебной деятельности. Накопление баллов происходит на каждом уроке и в конечном итоге приводит к повышению оценки за четверть. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Рейтинговая система оценивания предполагает плавный переход от оценки к оценке, степень субъективности преподавателя резко снижается. Итоговая оценка учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Такая форма учета и контроля знаний явно будет способствовать наиболее полному усвоению знаний учащимися. Известно, что творческие способности слабо связаны с интеллектом. Для развития и творческих и интеллектуальных способностей учащихся необходимо помнить, что творческие решения приходят в момент релаксации или рассеяния внимания, а не в момент сосредоточения. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.
Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой.
Какую бы систему оценивания не выбрал учитель, он должен помнить о мотивационной функции оценки. Оценка трактуется как выражение положительного или отрицатель¬ного отношения учителя к процессу и результатам деятельности учащихся в обучении. В практике оценка выражается самыми различ¬ными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, положительная или отрицательная отметка, интерес к личности ученика, похвала или порицание, награда, наказание).
Экспериментально было доказано, что оценка обусловливает учение ученика. Интересный с этой точки зрения опыт провела Е.Г. Гурлоцкова с учениками IV и VI классов. Учащиеся были разделены на 4 группы. В пер-вой группе некоторые ученики были индивидуально опрошены и перед остальными учащимися их похвалили за хорошие ответы. Во второй группе некоторых учащихся после опроса перед всей группой упрекнули за слабые знания. На учеников третьей группы вообще не обра¬щали внимания, хотя они находились в том же классе и могли слышать по¬хвалу или выговор, полученные другими учениками. Четвертая (контрольная) группа учеников находилась в другом помещении и ничего не знала об остальных группах. В начале и в конце эксперимента группы выполняли математический тест. Эксперимент продолжался несколько дней. Ученики, которые индивидуально получали похвалу, достигли в уче¬нии наибольшего успеха. Получавшие отрицательную оценку ученики вто¬рой группы тоже продвинулись в учении, но значительно меньше, чем уче¬ники первой группы. Ученики, на которых не обращали никакого внима¬ния, либо вообще не достигли никакого прогресса, либо он у них проявился очень незначительно. Контрольная группа (четвертая), ученики которой не получали никаких оценок учителя, выполнили работу хуже, чем перед нача-лом эксперимента.
Было установлено, что оценка результатов, значительно влияя на уро-вень выполнения задания, становится важным стимулирующим фактором. Ученик, включенный в систему социальных отношений, очень эмоциональ¬но реагирует на каждую оценку. Оценивание пробуждает и закрепляет внут-реннее желание ученика хорошо выполнить задание и этим стимулирует его активность. Оценка учащихся внутренне связана с основными социальными отношениями в процессе обучения, т.е. отношениями между учителем и учеником и между учениками. Конечно, отношение ученика к учению, к отдельным предметам, к школьной работе не обусловливается только динамикой и характером от¬ношений между ним и учителем. Нужно одновременно помнить, что оценка обусловливает и структуру взаимоотношений между учащимися, положение ученика внутри ученического коллектива. Класс занимает по отношению к оценке учащегося определенную оценочную позицию, кото¬рая может соответствовать оценке учителя, а может и не совпадать с ней. Эта позиция модифицирует реакцию ученика на оценку, как положитель¬ную, так и отрицательную.
Б.Г.Ананьев выделил два аспекта педагоги¬ческого значения оценки: воздействие на умственную деятельность и стимулирование эмоциональности ученика (волевой сферы посредством пережива¬ния успеха или неудачи).
В школе каждое стремление к выпол¬нению задания должно регистрироваться и позитивно подкрепляться для того, чтобы формиро¬вать нужные навыки поведения в обществе. Для развития учащихся должен встречаться средний уровень преград. Не нужно давать задания, сложность которых превышает возможности ученика, так же как и не надо давать слишком легких заданий. И то, и другое способствует формированию неправильной самооценки. Когда стара¬ния ученика в школе недостаточно подкрепляются, то это часто приводит к интенсивному переключению на различную внешкольную деятельность, в которой он может переживать определенный успех. В этом направлении мо¬тивация будет развиваться все сильнее, тогда как в учебной работе она бу¬дет постоянно уменьшаться. Дело может дойти до такого негативного от¬ношения к учению в школе, что результаты, в конце концов, скажутся на по¬знавательной области, хотя объективно ученик обладает нормальными спо¬собностями. Положительная оценка удовлетворяет потребность в социаль¬ном признании, усиливает чувство уверенности, укрепляет внутреннее по¬ложительное отношение к требованиям учителя при обучении. Она увели¬чивает заинтересованность учеников в выполнении задания и мобилизует их силы и способности на достижение еще лучших результатов. В противо¬положность этому частые негативные оценки вызывают иногда трудно кон¬тролируемые последствия (упрямство, чувство неполноценности и т.д.). По¬стоянная цепь неудач и негативных оценок не удовлетворяет естественной потребности ученика в социальном признании, положительном обществен¬ном мнении. Она отрицательно воздействует на ученика, приводит его к ощущению неудовлетворенности, конфликта, тревоги, тоски. Другими словами, учеба должна быть трудной, но посильно трудной, приносящей удовлетворение от умственной деятельности.
Из этого не следует, что из учебного процесса должна быть исключена отрицательная оценка. Речь идет о ее правильном использовании. Именно от этого в значительной мере зависит, будет ли деятельность ученика при обуче¬нии обусловлена внешними средствами и авторитарно, или ее источниками будут внутренние потребности ученика. Действенность отрицательной оценки проявляется только в обстановке доб¬рожелательности и уважения к личности ученика, когда критика носит частный характер и не затрагивает всей личности учащегося. Таким образом, оценка вызывает активное отношение ученика к деятельности и одновре¬менно формирует предпосылки для его собственной самооценки.
Для успешного управления деятельностью учеников необходимо организовать непрерывную обратную связь и своевременно получить информацию об успешности продвижения каждого ученика.
Единую систему диагностики интеллектуального развития учащихся составля¬ют: воспроизведение опорных конспектов, устные теоретические ответы, самостоя¬тельные работы минимального, общего и продвинутого уровней, тестовые задания, тематические зачеты, контрольные работы, творческие задания. Ни один из этих способов не может быть заменен другим, потому что каждый имеет свою нагрузку. Так, например, воспроизведение опорных конспектов по системе Шаталова развивает зрительную память учащихся, моторику пальцев, умение быстро и четко работать чертежными инстру¬ментами, развивает умение в краткой логической последовательности излагать мате¬риал темы. Устные ответы учат грамотной научной речи, развивают умение четко излагать свои мысли. Зачеты учат систематизировать, обобщать и анализировать полученные знания. Домашние задания творческого характера позволяют развивать креативные начала учащихся.
Для диагностики приобретенных навыков владения информационной компетентностью рекомендую использовать систему уровней требований, которых восемь:
1. Уровень различения — умение отличать один объект от другого по наиболее существенным признакам.
2. Уровень узнавания – воспроизведение определения и характеристика свойств объекта.
3. Уровень припоминания – активное произвольное поисковое воспроизведение.
4. Уровень действия по образцу – закрепленные знания переведены в группу определенных умений, развитие которых может дойти до автоматизма и проявиться в виде навыков.
5. Ассоциативный уровень – способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями и процессами.
6. Уровень переноса – способность применить полученные знания в нестандартной ситуации.
7. Уровень классификации на общие и частные признаки.
8. Визуальный уровень – создание и оперирование образами.
Первый уровень развивает восприятие, уровни со второго по четвертый – память, пятый, шестой и седьмой уровни развивают мышление, а вот последний, восьмой уровень, является творческим и развивает именно творческие способности. Высшая ступень в знаниях, когда учащиеся могут выразить словесные формулировки в виде схем, рисунка, образа. При систематической и целенаправленной работе по развитию мыслительной активности многие учащиеся способны достичь высшего уровня для школы или максимально готовы стремиться к нему.
Наиболее полно формирование интеллектуальной и творческой деятельности происходит, на мой взгляд, в рамках развивающего обучения и деятельностного подхода в обучении.

Автор: Терещенко Марина Николаевна

pedportal.net

Статья «Мотивирующая роль оценки»

Педагогический совет

14.02.2017 года

Лебеденко Анна Владимировна

Тема: Мотивирующая роль оценки

Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными. Задача педагога сделать оценивание-символом нацеливания на успех.(слайд 2)

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников является одной из острейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать,как, переходя из класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению Отметки это своеобразный«кнут и пряник»процесса обучения.В наше время чуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки.И что немало важно – отношение учащихся к учению зависит от самого процесса обучения, от взаимоотношения,стиля общения между учащимся и педагогом,от системы оценок.

Для начала определим два понятия: «оценка» и «отметка».(слайд 3)

Что такое оценка? Это, по-видимому, всегда мнение о ценности и качестве чего-либо или кого-либо.

Что такое отметка? Это установленное обозначение степени значений ученика.

На практике в силу ряда причин происходит состыковка этих двух понятий. Говоря о педагогической оценке имеют ввиду и отметку как таковую, и устное суждение, которым эта отметка часто сопровождается, т.е. оценку. В чем же функция оценки? В силу чего она становится для ученика явлением привычным, банальным?

Попытаемся проследить те функции, которые фактически исполняет отметка, те разнообразные последствия, к которым она может приводить.

Совершенно очевидно, что оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика.(слайд 4)

В первую очередь и главным образом это мотивация. Наверное мы плохо представляем себе, насколько глубокое и многоплановое воздействие оказывает оценка на мотивационную сферу ребенка. Давайте проанализируем его переживания при получении им различных отметок.

«Торжествующая пятерка».(слайд 5)

Прежде всего, это радостное переживание успеха, то торжество, которое упоминается в самом названии. Это эмоция прямая и непосредственная. Далее более глубокий и личностный пласт, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее позиционный пласт – отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Затем – другой пласт, может быть, социально-психологический: родители и родственники переживают чувство гордости, делятся им с другими. Происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно и за короткий срок становится у многих потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятерку. Постепенно работа с полной отдачей может стать чертой личности ребенка.

«Обнадеживающая четверка».(слайд 6)

Переживания ученика зависят в данном случае от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является его достижением и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке». Но если эта четверка следует за пятеркой, то это может восприниматься как снижение результата. Ученик испытывает чувство ущемленного престижа. Задеваются те же самые глубокие слои, но уже с отрицательным знаком.

Совсем другая картина имеет место в случае тройки.

«Равнодушная тройка».(слайд 7)

Прежде всего, здесь нет окрыляющей радости, нет переживания успеха. Нет, правда, и отрицательных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе. Появляется ли при этом чувство полноценности или неполноценности, по-видимому, зависит от уровня притязаний ученика. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, не будет ощущения своей ущербности, но вряд ли при этом сформируется потребность хорошо учится. При высоком уровне притязаний может появиться чувство неполноценности. Может это проявится в различных неврастенических явлениях – начиная от депрессии и кончая агрессивностью, может привести к поискам признания на стороне (дурные компании). Позиция в семье часто, в основном, нейтральная. Хвалить или поощрять не за что, ругать тоже. Равнодушие. Происходит сложное, многослойное воздействие, но положительным его не назовешь. Правда, и отрицательным тоже. Со временем это перерастет в привычку, а затем и потребность заниматься учебой настолько, чтобы обеспечить себе спокойное существование.

«Уничтожающая двойка».(слайд 8)

Без труда можно себе представить все негативные переживания, связанные с нею, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности, иногда угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышения требований.

Школа становится для ученика источником почти исключительно неприятных переживаний.(слайд 9)

Таким образом, мы видим, какую роль играет учительская оценка. Стимулирующую роль оценки мы никак не должны сбрасывать со счетов… Более того, использование этой стимулирующей функции оценки – мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при условии, если она используется психологически грамотно. Что это значит?(сдайд 10)

Во-первых, оценка должна быть справедлива. Оправдана как с точки зрения качества ответа, так и понятности ее для ученика.

Психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности ученика при основании оценки. Можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждением.(слайд 11)

Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания оценки. Выбранный тон дожжен быть ситуативно оправдан. Один из признаков психологической грамотности учителя – учет правила Песталоцци: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой». Педагогическая оценка – это не только выраженная в баллах отметка. Это еще и высказываемое учителем суждение. Педагогическое суждение и отметка в баллах выполняют несколько разные психологические функции и поэтому заменить одна другую не может.

Первая фиксирует достижения (или отставание) ученика по отношению к самому себе. Вторая – настолько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других ребят класса.

Между тем нередко учителя, оценивая ответы, ограничиваются отметками, а если иногда высказывают какие-либо суждения, то лишь как некоторый «довесок» к отметке. На самом деле все должно быть наоборот.

Умело применяемое одобрение является значительно более мощным средством воздействия, чем порицание.

Учителя часто обнаруживают тяготение к отрицательным оценкам.(слайд 12)

Но еще хуже – это отсутствие оценки. Отсутствие оценки есть воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективных истолкований, намеков, поведения учителя и учащихся. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях.(слайд 13)

Конечно каждый педагог выбирает свои пути, вырабатывает свои способы оценивания учебной деятельности детей, которое объективно отражало бы и знание ребенка, и затраченное усилие в овладении им. Мы просто должны помнить, что каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Причем, чем ниже возраст ученика, тем эта потребность острей. (слайд 14)

Памятка учителю:

— Оценка — своего рода символ и в тоже время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.

   — Не стоит придавать оценке роль инквизиторского топора.

   — Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.

  — Оцениваются не решение,  не выполнение задания, не ответ, а достижения ,учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых.

  — Оценка должна позволить учителю увидеть свои и ученические пробелы и возможные шаги для успешной коррекции.

   — Оценивается не ребенок, а его деятельность.

  — Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая характеристика успехов ученика.

   — Оценка должна стимулировать деятельность ученика, а значит, выставление оценки должно сопровождаться энергетически мощным учительским импульсом, позволяющим ученику поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения.

  — Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый.

  — При оценивании деятельности ученика важно учитывать, что оценка, выставляемая на уроке, отмечает лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал.

(слайд 15)

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Майкл Барбер, английский профессор.

Спасибо за внимание!

infourok.ru

Статья: «Основные функции оценивания» | Социальная сеть работников образования

РЕФЕРАТ

Тема: «ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ»

ПОДГОТОВИЛА:

ИНСТРУКТОР ПО ПЛАВАНИЮ

МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» –

ДЕТСКИЙ САД № 30

ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

 КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЛЕПНЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

2017 ГОД

         Под функцией в педагогике понимают значение компонента в системе, его связь с другими компонентами и с системой в целом. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими компонентами (т. е. отсутствие функций) ведет к их изоляции и в конечном итоге к вытеснению из системы. Положение о том, что только через систему функций раскрывается сущность объекта, дает нам возможность наиболее полно раскрыть сущность системы оценивания через выделение ее функций в профессиональной деятельности педагога.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.

 Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность. 

При комплексном оценивании учебных достижений учащихся следует учитывать следующие функции оценивания:

Контролирующая функция – заключается в определении достижений отдельного ученика (группы, класса) и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.

Учебная функция – предопределяет такую организацию оценивания, если ее проведение способствует повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.

Диагностическая и корректирующая функция – предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесении в деятельность ученика и педагога коррективов, направленных на устранение этих пробелов.

Мотивационная функция – определяет такую организацию оценивания, когда его проведения стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения.

Воспитательная функция – заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умение ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера. Например, текущая оценка путем выставления оценок в классный журнал на каждом уроке не является обязательным. Оно может осуществляться по желанию учителя с учетом особенностей темы. Но в случае применения оценка должна выполнять поощрительную, стимулирующую и корректирующую функции.

Стимулирующая и поощрительная роль оценки может заключаться в том, что по результатам текущего оценивания автоматически может выставляться тематическая оценка (в случае, если ученик соглашается с ней).

При этом каждую оценку учитель должен мотивировать, ставить в известность ученика, учитывая индивидуальные особенности каждой личности.

Также классификацию функций системы оценивания, можно рассматривать и с другой точки зрения:

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения.

С другой стороны – административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связана с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Требования к системе оценивания:

В первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, — возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности(усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок должна была быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения.

В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.

При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.    

Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

В-седьмых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Как представляется, основной путь для достижения этого – внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

Перечисленные положения должны формировать скелет системы оценивания, задавать общие рамки ее функционирования и, одновременно, служить критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания.

Плюс к перечисленному следовало бы упомянуть, конечно, еще и соответствие ее утвержденным государством требованиям, но, поскольку, безусловно обязательным и жестко нормированным является только порядок итоговой аттестации, это обстоятельство можно вывести «за скобки».

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) — необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Деятельность педагога и  система оценивания неразрывны, поэтому каждый педагог обязан владеть системой оценивания, знать ее функции, понимать ее цели и задачи.

Литература:

  1. Образовательный портал Ucheba.com // http://www.ucheba.com/met_rus/k_pedagogika/otsenka.htm> – 2015. – 11янв.
  2. Академик // http://educational_technology.academic.ru/> – 2015. – 11янв.
  3. Молодой учёный // http://www.moluch.ru/archive/38/4357/> – 2015. – 11янв.

 

nsportal.ru

Презентация к уроку по теме: «Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания», выступление.

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА: МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ, МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Учитель немецкого языка МБОУ СОШ п.Нивенское Колесниченко О.А.

Слайд 2

Роль педагогической оценки сложна и многопланова, поэтому будет целесообразно развести два понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это мнение о ценности и качестве чего либо или кого-либо. Отметка – это установленное обозначение степени знаний ученика.

Слайд 3

Оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика, о чем мы мало думаем. Оценка оказывает глубокое воздействие на мотивационную сферу ученика. Проанализируем его переживания при получении им разных отметок.

Слайд 4

«ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ПЯТЕРКА»: радостное переживание успеха учеником; чувство гордости у родителей ученика; чувство собственной полноценности; уважение в классе. Как мы видим ,происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно.

Слайд 5

«ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ ЧЕТВЕРКА» Переживания ученика зависят в данном случаи от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая , т.е. заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке».

Слайд 6

«РАВНОДУШНАЯ ТРОЙКА»: отсутствие переживания успеха; безразличное отношение к учебе; не формируется потребность хорошо учиться; чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания на стороне – плохие уличные компании, или различные неврастенические явления – депрессия, агрессивность и.т.д.

Слайд 7

«УНИЧТОЖАЮЩАЯ ДВОЙКА» негативные переживания; угнетенное положение в классе; конфликты в семье; школа – источник переживаний для ученика.

Слайд 8

Таким образом, мы не должны забывать стимулирующую роль оценки, т.к. она есть мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при одном условии: если она используется психологически грамотно .

Слайд 9

Что значит «психологически грамотно»? Оценка должна быть справедлива. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, представить глубину психологических пластов, задеваемых оценок, и степень воздействия на ребенка. Необходимо подбирать верный тон для высказывания своей оценки (одному ее лучше высказывать строгим тоном, другому – с ноткой сожаления , третьему – с некоторым удивлением и.т.д.).

Слайд 10

Нельзя сравнивать одного ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой. Отметка должна сопровождаться высказываемым учителем суждением. Отметка и учительское суждение выполняют разные психологические функции, поэтому заменить друг друга не могут. Отметка показывает насколько его сегодняшний уровень по отношению к уровню других ребят в классе высок, а суждение учителя фиксирует достижения (отставание) ученика по отношению к самому себе

Слайд 11

«Торжествующая пятерка» формирует потребность повторного успеха. Наблюдения показывают, что учителя тяготеют к отрицательным оценкам. «Если можно поставить два, надо ставить, а вот если можно поставить пять – то надо подумать». Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки. Отметка должна быть очевидной ученику и не может быть «спрятанной» от него.

Слайд 12

Таким образом, мы не должны забывать о мотивационной функции оценки, а должны «психологически правильно» ее использовать. Каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Причем, чем ниже возраст ученика, тем эта потребность острей.

Слайд 13

Используемая литература: «Журнал для администрации школ», №5, 2009. Интернет.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *