Налог это простыми словами – что это такое простыми словами
что это такое простыми словами
Безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государственной системы, а также с регулирующей целью. Виды, размер, периодичность и прочие условия исчисления и взимания налогов устанавливаются Налоговым кодексом РФ и федеральными законами. Налоги – основная статья доходов бюджета РФ.
Виды налогов
Система налогов в РФ подразделяется на 3 уровня: федеральные (например, НДФЛ, акцизы), региональные (транспортный налог) и местные (например, налог на имущество). Федеральные налоги обязательны к уплате всеми лицами, осуществляющими деятельность на территории страны.
Налоги классифицируют на прямые и косвенные. В прямых налогах формальный и фактический плательщики налогов совпадают, налагаются на фактический доход, имущество. Плательщиком косвенных налогов обычно выступает конечный потребитель, хотя формально функцию уплаты выполняет другое лицо, косвенный налог устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу (например, НДС, акциз).
По динамике изменения налоги делят на прогрессивные
Уплата налогов
Исчисление и уплата налогов производятся в срок, индивидуальный для каждого вида: месяц, квартал, год. Физические лица уплачивают самостоятельно лишь небольшую долю прямых налогов – на имущество, транспортный. При уплате налога на доходы физических лиц налоговым агентом выступает работодатель, он исчисляет и уплачивает положенные суммы. Налоговым кодексом предусмотрен ряд послаблений в уплате налогов: налоговые вычеты, налоговые каникулы.
Уклонение от уплаты налогов грозит штрафами, начислением пени, приостановлением деятельности организации, лишением свободы.
Налог как инструмент управления
Налог – это мощный, но гибкий инструмент управления. Кроме функции пополнения бюджета (фискальной), налоги выполняю и 3 других:
Регулирующая функция использует ставки налогов как рычаги для решения конкретных задач экономической политики государства. Может быть стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.
Налоговая нагрузка
Характеризует влияние налоговых платежей на экономическое развитие страны, часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально уплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой отражает степень уклонения от налогов. По мировому опыту – чем выше номинальная нагрузка, тем выше уклонение; с определенного уровня налогового бремени уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается, государство недополучает доходы. Точку максимальной фактической нагрузки называют точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть немного ниже точки Лаффера, чтобы налогоплательщики не уклонялись от уплаты и не уходили в серую зону.
Автор: Анна Котенко, автор направления “Ломбарды”
ООО «ИА «Займ.ком»
zaim.com
Налог — Википедия
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.[1][2][3]
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства
Под налогом понимается принудительное изъятие государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций[2].
На предложение префекта Египта Эмилия Рокка поднять сумму налога римский император Тиберий отвечал: «Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу»[5].
С. Ю. Витте: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».
Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».
К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».
Ф. Б. Мильгаузен, русский финансист: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству».
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».
Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
Н. И. Тургенев (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств. На нем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
И. И. Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».
Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства»
- Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционально-правовой обязанностью гражданина, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности;
- Индивидуальная безвозмездность. Уплата гражданином налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонального, конкретного налогоплательщика определённые действия. Какая-либо прямая материальная выгода от уплаты налога для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. При этом налогоплательщик вправе пользоваться социально-культурными благами, которые как раз-таки существуют благодаря налогам;
- Исключительно денежный платёж. Именно так определяет налог, взимаемый с физических лиц и организаций Налоговый Кодекс РФ. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа — валюта Российской Федерации, натуральные формы налога не предусмотрены;
- Публичный и нецелевой характер. Налоги составляют подавляющую часть доходов государства и муниципальных образований. Их функциональное значение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные[править | править код]
Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие[2].
Аккордные и подоходные[править | править код]
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,
Tx=Tx(autonomous){\displaystyle Tx=Tx(autonomous)}.
Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (
- Tx=Tx(autonomous)+t∗Y{\displaystyle Tx=Tx(autonomous)+t*Y}
- или
- Tx=Tx(autonomous)+q∗Y{\displaystyle Tx=Tx(autonomous)+q*Y}, где:
- q=TxY{\displaystyle q={\frac {Tx}{Y}}}
- t=ΔTxΔY{\displaystyle t={\frac {\Delta Tx}{\Delta Y}}}[2]
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные[править | править код]
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
- Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает
- Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается[9]. (См. Регрессивное налогообложение).
- Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода[10]. (См. Пропорциональное налогообложение).
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
- Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета[11]. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
- Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
- Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
- Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
- Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
- Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах.
Страна | Полный налог | Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д. | Социальные взносы и пенсии | Налоги на имущество (в % от кадастровой стоимости) | Налоги на товары и услуги | Прочие налоги |
---|---|---|---|---|---|---|
СССР/ Россия | 82,0 | 13,0 | 30,2 | 2,0 | 20,0 | 16,8 |
Канада | 33,3 | 16,6 | 4,8 | 3,3 | 7,9 | 0,7 |
Мексика | 18,0 | 5,0 | 2,8 | 0,3 | 9,5 | 0,4 |
США | 28,3 | 13,9 | 6,6 | 3,1 | 4,7 | 0,0 |
Австралия | 30,8 | 18,2 | 0,0 | 2,7 | 8,2 | 1,5 |
Япония | 28,3 | 10,3 | 10,3 | 2,5 | 5,1 | 0,1 |
Южная Корея | 26,5 | 8,4 | 5,5 | 3,4 | 8,3 | 0,9 |
Новая Зеландия | 35,7 | 22,5 | 0,0 | 1,9 | 11,3 | 0,0 |
Австрия | 42,3 | 12,7 | 14,2 | 0,6 | 11,7 | 3,1 |
Бельгия | 43,9 | 16,5 | 13,6 | 2,3 | 11,0 | 0,1 |
Чешская республика | 37,4 | 9,4 | 16,2 | 0,4 | 11,1 | 0,3 |
Дания | 48,7 | 29,0 | 1,0 | 1,9 | 16,3 | 0,1 |
Финляндия | 43,0 | 16,9 | 11,9 | 1,1 | 12,9 | 0,2 |
Франция | 43,5 | 10,4 | 16,1 | 3,5 | 10,7 | 2,8 |
Германия | 36,2 | 11,3 | 13,2 | 0,9 | 10,6 | 0,2 |
Греция | 32,0 | 7,5 | 11,7 | 1,4 | 11,4 | 0,0 |
Венгрия | 39,5 | 10,0 | 12,9 | 0,8 | 14,9 | 0,9 |
Исландия | 40,9 | 18,5 | 3,1 | 2,5 | 16,5 | 0,3 |
Ирландия | 30,8 | 12,1 | 4,7 | 2,5 | 11,1 | 0,4 |
Италия | 43,5 | 14,7 | 13,0 | 2,1 | 11,0 | 2,7 |
Люксембург | 36,5 | 12,9 | 10,2 | 3,6 | 9,9 | 0,0 |
Нидерланды | 37,5 | 10,9 | 13,6 | 1,2 | 11,2 | 0,6 |
Норвегия | 43,6 | 21,0 | 9,1 | 1,1 | 12,4 | 0,0 |
Польша | 34,9 | 8,0 | 12,0 | 1,2 | 13,3 | 0,4 |
Португалия | 36,4 | 9,4 | 11,7 | 1,4 | 13,7 | 0,2 |
Словакия | 29,4 | 5,8 | 11,7 | 0,4 | 11,3 | 0,2 |
Испания | 37,2 | 12,4 | 12,1 | 3,0 | 9,5 | 0,2 |
Швеция | 48,3 | 18,7 |
ru.wikipedia.org
Что такое НДС простыми словами
В статье — полезная информация об НДС: что это такое простыми словами, какие ставки предусматривает законодательство, когда применяют вычет, а также формулы и примеры расчета налога.
Читайте в статье:
Плательщики НДС обязаны сдавать декларацию. Она есть в программе БухСофт. Отчет всегда на актуальном бланке с учетом всех изменений закона. Форму программа заполнит автоматически. Вам останется лишь скачать ее в электронном формате. Перед отправкой в налоговую инспекцию декларация тестируется всеми проверочными программами ФНС. Попробуйте бесплатно:
Декларация по НДС онлайн
НДС: что это такое?
У НДС расшифровка простая: налог на добавленную стоимость. Он представляет собой надбавку к стоимости (добавленную стоимость) товара (работы или услуги), которую государство изымает в бюджет на всех стадиях производства этого товара по мере его реализации (либо выполнения работ, оказания услуг).
НДС облагают операции по реализации на территории РФ товаров, работ, услуг и имущественных прав.
Это косвенный налог платят все участники цепочки реализации. Суммы идут в федеральный бюджет.
Рассмотрим на примере изготовления мебели.
Пример
Для производства мебели сначала рубят лес. Из бревен делают доски. Из досок собирают мебель. После этого транспортные компании везут мебель в магазины. А магазины, в свою очередь, продают ее физическим лицам.
- Заготовители леса заплатят налог при продаже бревен деревообработчикам.
- Деревообработчики — при реализации досок изготовителю мебели.
- Изготовитель — при реализации мебели торговому предприятию.
- Транспортная компания — с оплаты изготовителем услуг доставки мебели в магазин.
www.buhsoft.ru
Что такое НДФЛ простыми словами? Сколько процентов, когда можно не платить
Все люди, которые ходят на работу, рано или поздно сталкиваются с понятием, носящим название НДФЛ. Но далеко не все знают, что такое НДФЛ и какая у него расшифровка. Но разобраться обязательно нужно, так как без понимания сообразить, за что идут отчисления в государственный бюджет, сложно. Стать чуть-чуть грамотнее в вопросах налогов очень важно, так как это позволит лучше ориентироваться при поиске работы, при изменениях в заработной плате и других вопросах, которые случаются у каждого человека в жизни.
Что представляет собой НДФЛ?

НДФЛ имеет достаточно простую формулировку – налог на доходы физических лиц. То есть само понятие является аббревиатурой, а расшифровка дает понять, с чего конкретно изымается сбор. Этот вид побора не является фиксированным, его вычисляют в зависимости от полученного дохода, в процентном соотношении. Сам НДФЛ на сегодняшний день составляет 13%.
Есть несколько важных характеристик платежа, которые стоит запомнить каждому:
- Платит налог физическое лицо.
- Изымается сбор с полученных доходов.
- Платеж является обязательным для всех, за исключением лиц, выделенных законодателем в отдельную категорию.
Скрыться от него и не платить, не получится никому. Более того, это является противозаконно. Все налогоплательщики, которые за текущий период получили налоги, должны заплатить НДФЛ.
Что облагается налогом?
И хотя в расшифровке НДФЛ имеется определение, что конкретно облагается налогом, некоторым не до конца понятно, что подразумевается под словом «доход». Это не только официально полученная заработная плата за один месяц. Заплатить подоходный налог предстоит также лицам, которые получили прибыль от:
- Сдачи в аренды недвижимости.
- Реализации дома или земельного участка, который находится в собственности менее 3-х лет.
- Реализации ценных бумаг.
- Выигрышей и призов в лотерею.
- С дивидендов от вклада.
- Доход от оказанной единоразово услуги и прочее.

По сути, это все то, за что человек получает прибыль. Если человек не работает, или женщина находится в декретном отпуске, то подоходный налог этим категориям граждан платить не с чего, так как один не получает официальной зарплаты (дохода) вовсе, а вторая категория получает социальное пособие, которое не облагается налогом НДФЛ.
Когда можно не платить налог?
Разобравшись, кто должен платить налог и за что, следует знать и об исключениях. Есть виды дохода, которые данным налогом не облагаются. Из предыдущего раздела, уже можно понять, что это социальное пособие на ребенка. Что же еще входит в список? На самом деле их не так уж и много.
- Ценные вещи, недвижимость, автомобиль, которые были получены по договору дарения от ближайших родственников. Важно заметить, что если подарок был сделан чужим человеком, то заплатить взнос все равно придется.
- Наследство, полученное от родственников. Важно чтобы это была именно первая категория, то есть родители, дети, братья и сестры.
- На доход, полученный от реализации имущества, которое находилось в собственности на протяжении 3-х лет. Однако это касается только продажи. От сдачи в аренду придется уплатить налог, даже если дом в собственности находится много лет.
- Алиментов, которые человек оплачивает на одного и более детей.
- Пенсии, которые получаются по возрасту или потере кормильца.
- Стипендии и прочие выплаты учащимся.
- Выплаты, которые получает человек, отправляясь в командировку.
- Возмещение за причинение ущерба здоровью.
- Любые компенсационные выплаты.
- Вознаграждения, которые выплачиваются донору.
- Материальная помощь.

Этот список исключений можно считать исчерпывающим, и больше никаких других законодатель не предусмотрел. Во всех остальных случаях, получая любой доход, человеку придется заплатить с него 13 % в местную казну.
Всегда ли 13%?
Как уже было сказано, налог на доходы физических лиц составляет 13%, на все виды доходов, полученным физическим лицом за отчетный период. Порядок и срок определены законодателем. Однако бывают исключения, когда налог может быть больше или меньше.
Рассмотрим варианты, которые подразумевают уплату НДФЛ больше нормы:
- С выигрыша в лотерею государству предстоит отдать 35%.
- Нерезидентам (иностранным гражданам) приходится платить 30% от полученного дохода на территории страны.
- С дивидендов по вкладам оплачивается 15%, в случае, когда их получает лицо, с иностранным гражданством.

Пониженная ставка будет у лиц, которые получают дивиденды от вкладов и являются гражданами государства. Им придется отдать государству всего 9%. Также ставка может быть понижена за счет налоговых вычетов, на него может претендовать люди, у которых есть на иждивении несовершеннолетние дети или нетрудоспособные люди. К льготникам также относят инвалидов, чернобыльцев и участников боевых действий.
Видео инструкция
topkin.ru
Значение слова «налог» в 7 словарях
существительное
Значение слова налог
Все словариСловарь УшаковаТерминологический словарь банковских и финансовых терминовАдминистративное право. Словарь-справочникТерминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематикеТезаурус русской деловой лексикиСловарь ОжеговаСловарь Ефремовой
Словарь Ушакова
налог
налог, налога, муж. Государственный сбор, взимаемый с населения. Взимать налог. Обложить налогом. Прямые налоги. Косвенные налоги. Подоходный налог. Сельскохозяйственный налог.
Терминологический словарь банковских и финансовых терминов
налог
Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налог делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (например акциз), увеличивающие цену товара. Налог — один из основных источников пополнения государственной казны. Основная функция налога — регулировать экономику. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Важнейшей функцией налога является перераспределение денежных средств. Другими функциями налога являются: фискальная (формирование бюджетов всех уровней) и социальная (выравнивание доходов групп населения).
Административное право. Словарь-справочник
налог
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
налог
(налоги)
обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, используемые для финансирования государственных расходов.
см. также Гербовый сбор, План Кьоу, Пошлина адвалорная, Пошлина таможенная
Тезаурус русской деловой лексики
Словарь Ожегова
налог
НАЛОГ, а, м. Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. Взимать н. Облагать налогом. Государственный н. Подоходный н. Н. на недвижимое имущество.
| прил. налоговый, ая, ое. Налоговая инспекция.
Словарь Ефремовой
налог
м.
Установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
Добавить свое значение
Ассоциации к слову налог
Цитаты со словом налог
- Физические недуги — это тот налог, который берет с нас наша окаянная жизнь; одни облагаются более высоким налогом, другие — более низким, но платят все.. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд
- Изменения моды — это налог, которым изобретательность бедняков облагает тщеславие богачей.. Николя де Шамфор
- Милостыня – косвенный налог на право иметь хоть немного совести.. Оскар Боэций
Синонимы к слову налог
- акциз
- алькабала
- бир
- бремя
- ват
- вата
- габель
- джизья
- дьесмо
- жалование
- закат
- закят
- имущество
- косналог
- мал
Однокоренные слова к слову налог
- благорасположение
- влагалище
- влагалищный
- влагать
- влагаться
- вложение
- вложить
- возлагать
- возлегать
- возлечь
- возложить
- выложиться
- доложить
- залегание
- залегать
znachenie-slova.ru
Налог — это… Что такое Налог?
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[1] Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства[источник не указан 920 дней][3].
Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций[2].
Доктринальные определения налога
Витте, Сергей Юльевич: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».
Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».
К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».
Б. Г. Мильгаузен, русский финансист: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству».
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».
Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства»[4].
Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
Николай Тургенев, русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».
Виды налогов
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие[2].
Аккордные и подоходные
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,
.
Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y)[2]. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода[2]. То есть,
- или
- , где:
- [2]
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
- Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[5]. (См. Прогрессивное налогообложение).
- Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается[6]. (См. Регрессивное налогообложение).
- Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Основные функции налогов
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
- Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
- Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
- Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
- Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
- Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
- Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Налоговая нагрузка, налоговое бремя
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах-членах.
Страна | Полный налог | Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д. | Социальные взносы и пенсии | Налоги на имущество и т. п. | Налоги на товары и услуги | Прочие налоги |
---|---|---|---|---|---|---|
Канада | 33,3 | 16,6 | 4,8 | 3,3 | 7,9 | 0,7 |
Мексика | 18,0 | 5,0 | 2,8 | 0,3 | 9,5 | 0,4 |
США | 28,3 | 13,9 | 6,6 | 3,1 | 4,7 | 0,0 |
Австралия | 30,8 | 18,2 | — | 2,7 | 8,2 | 1,5 |
Япония | 28,3 | 10,3 | 10,3 | 2,5 | 5,1 | 0,1 |
Южная Корея | 26,5 | 8,4 | 5,5 | 3,4 | 8,3 | 0,9 |
Новая Зеландия | 35,7 | 22,5 | — | 1,9 | 11,3 | 0,0 |
Австрия | 42,3 | 12,7 | 14,2 | 0,6 | 11,7 | 3,1 |
Бельгия | 43,9 | 16,5 | 13,6 | 2,3 | 11,0 | 0,1 |
Чешская республика | 37,4 | 9,4 | 16,2 | 0,4 | 11,1 | 0,3 |
Дания | 48,7 | 29,0 | 1,0 | 1,9 | 16,3 | 0,1 |
Финляндия | 43,0 | 16,9 | 11,9 | 1,1 | 12,9 | 0,2 |
Франция | 43,5 | 10,4 | 16,1 | 3,5 | 10,7 | 2,8 |
Германия | 36,2 | 11,3 | 13,2 | 0,9 | 10,6 | 0,2 |
Греция | 32,0 | 7,5 | 11,7 | 1,4 | 11,4 | 0,0 |
Венгрия | 39,5 | 10,0 | 12,9 | 0,8 | 14,9 | 0,9 |
Исландия | 40,9 | 18,5 | 3,1 | 2,5 | 16,5 | 0,3 |
Ирландия | 30,8 | 12,1 | 4,7 | 2,5 | 11,1 | 0,4 |
Италия | 43,5 | 14,7 | 13,0 | 2,1 | 11,0 | 2,7 |
Люксембург | 36,5 | 12,8 | 10,2 | 3,6 | 9,9 | 0,0 |
Нидерланды | 37,5 | 10,9 | 13,6 | 1,2 | 11,2 | 0,6 |
Норвегия | 43,6 | 21,0 | 9,1 | 1,1 | 12,4 | 0,0 |
Польша | 34,9 | 8,0 | 12,0 | 1,2 | 13,3 | 0,4 |
Португалия | 36,4 | 9,4 | 11,7 | 1,4 | 13,7 | 0,2 |
Словакия | 29,4 | 5,8 | 11,7 | 0,4 | 11,3 | 0,2 |
Испания | 37,2 | 12,4 | 12,1 | 3,0 | 9,5 | 0,2 |
Швеция | 48,3 | 18,7 | 12,6 | 1,2 | 12,9 | 2,9 |
Швейцария | 28,9 | 13,2 | 6,7 | 2,4 | 6,5 | 0,1 |
Турция | 23,7 | 5,6 | 5,1 | 0,9 | 11,3 | 0,9 |
Великобритания | 36,1 | 14,3 | 6,6 | 4,5 | 10,5 | 0,2 |
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 1314 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [2]).
Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.
Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. В России номинальная налоговая нагрузка на физическое лицо по состоянию на 2011 год составляет примерно 62 %. Из них: 13 % — подоходный налог, 30 % — социальный налог (изменения 2012 года), 15 % — доля НДС в общей сумме выручки, фактически уплачиваемая физическим лицом при покупке товаров/услуг (18 % / (100 % + 18 %) = 15,25 %). Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство[источник не указан 920 дней].
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: — владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; — пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования. (Источник: Табала, Д. Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С. А. Пелих, Д. Ч. Табала // Финансы. — 2004. № 11. — С. 73-76.)
Влияние налогов на экономику
Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
С точки зрения макроэкономики
Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения[8].
Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос[8]. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики»[8].
Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара[8]. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения[8]. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[8].
Упоминания о налогах в искусстве
В советском мультипликационном фильме Чиполлино принц Лимон сообщил о том, что после введения налога на воздух, жители этого сказочного города стали меньше дышать. Поэтому он приказывает ввести ещё налог на осадки. Налоговая ставка равняется: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, дождь с громом и молнией — 300 лир, град — 400 лир.
См. также
Ссылки
Примечания
dal.academic.ru