Образование журналиста – где учиться, зарплата, необходимые качества

Содержание

Нужно ли журналисту высшее профессиональное образование

ОТВЕТЫ «ДРУГОЕ»:

•   Хорошо иметь журналистское образование в дополнение к другому, более фундаментальному.

•   Не  обязательно. К сожалению, интерес к жизни не является обязательным предметом для изучения в вузах.

•   Высшее образование обязательно. Не обязательно — журналистское.

 

КАКИМИ НАВЫКАМИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ НАЧИНАЮЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ?

•   Хорошо иметь журналистское образование в дополнение к другому, более фундаментальному.

•   Не  обязательно. К сожалению, интерес к жизни не является обязательным предметом для изучения в вузах.

•   Высшее образование обязательно. Не обязательно — журналистское.

•   Грамотность, способность воспринимать конструктивную критику, желание совершенствоваться.

•   Умение излагать свои мысли и наличие этих мыслей в голове.

•   Навыка может еще не быть. Он должен хорошо думать, интересно рассказывать и грамотно излагать свои мысли. Эти способности можно проверить только на практике.

•   Любопытство, желание учиться и развиваться и обязательно хороший слог. При наличии вышеперечисленных вещей остальному — обучим.

•   Любовь к профессии, критическое мышление, тяга к знаниям, грамотность, умение складывать слова в предложения

•   Желание учиться, умение воспринимать современные тренды в журналистике и понимать формат издания. Гибкость ума и взглядов.

•   Уметь искать нужную информацию и общаться с разными людьми. Уметь сформулировать мысль и связно изложить ее, вычленить главное. Уметь фотографировать, работать с соцсетями.

•   Уметь задавать вопросы и получать на них квалифицированные ответы.

•   Умение его расширять, уважение к дедлайну.

 

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ЖУРФАКА, ПРИШЕДШИХ К ВАМ НА ПРАКТИКУ ИЛИ РАБОТУ СРАЗУ ПОСЛЕ ВЫПУСКА?

•   Я обычный корреспондент. Знания, которые дают на журфаке, далеки от реальности, даже сейчас. Например, в ЕГУ имени Бунина год назад начали преподавать конвергентную журналистику, готовить универсалов. Большинство СМИ от этого уходят.

•   Иногда студент журфака знает меньше, чем начинающий журналист без образования.

•   Студенты попадаются разные, нередко разочаровывают ленью и небрежностью при выполнении работы. Впрочем, случаются и отличные практиканты, готовые не только работать по заданным темам, но и способные предлагать свои, а затем делать по ним хорошие, грамотные и  интересные тексты с добротной фактологией.

•   95 % надо гнать из профессии.

•   Высокие амбиции и повальная безграмотность.

•   

О нас ходит плохая слава среди тунеядцев и бездарей — мы их выгоняем с практики, ставим по итогам ее прохождения «неуды» и т. д. Поэтому именно к нам приходят очень толковые студенты и выпускники. Но таковых, по моей оценке, не более 15 % от общего числа студентов профильных факультетов.

•   Все зависит от конкретного выпускника. Как правило, все редакции учат под себя — по моему опыту, на журфаке практически не дают нужных навыков. Журфак полезен именно связями и тем образом мышления, который может привить. Часто некоторые выпускники не умеют написать и новость, но это не проблема — если человек адекватный и старательный, его можно обучить.

•   В России образование такое, что уже все давно привыкли не ждать готового специалиста после учебы. Но бывают очень талантливые ребята.

•   В целом хорошо. Конечно, требуется погружение в тему и совместная работа с редактором какое-то время, чтобы уметь искать информационные поводы и писать для конкретного издания. Но основное понимание принципов работы есть.

jrnlst.ru

кто это и чем занимается (в деталях)

Четвертая власть и вторая древнейшая профессия, золотое перо и желтая пресса, свидетели истории и щелкопёры — это все про пишущую братию, журналистов.

Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос.

Так  кто же он — журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы? Что за профессия такая и где ей обучаются? Об этом и сопутствующем — поговорим.

 

Содержание статьи

Чуть-чуть истории журналистики

«Четырех враждебно настроенных

газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)

Четвертой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три — законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.

На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошел в нашей стране в 1703 году — тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».

 

 

Печатная. До нее была рукописная — «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу — царя Алексея Михайловича и его приближенных.

Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.

В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.

Во времена Советского Союза пресса прославляла и возвеличивала коммунистический строй. «Правда», «Известия», рупоры партии и советской власти, — были наиболее влиятельными. На многих предприятиях подписка на них была обязательной. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.

И хоть сегодня бумажная газета сдает свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора от 03.02. 2019 года, в российском реестре содержатся данные о 145 066 СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «желтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно они — журналисты!

Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника.

Впрочем, о ней мы… не узнаем. Как не узнаем о месте падения очередного метеорита или о демонтаже Эйфелевой башни, допустим. Да и банально том, что завтра будет перекрыто движение по центральному проспекту нашего города, — тоже не узнаем. Потому что об этом нам никто не расскажет. Не напишет. Не покажет. Ибо будет — некому.

Эфир замолчит. Наступит коллапс. Изоляция. Пустота…

Пока не появится он:  «Журналист — человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» (Дейм Ребекка Уэст).

 

Чем занимается журналист

Профессия журналиста — одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать все обо всем. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.

Журналист  встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.

Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики — это информация. Именно ее сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.

Поскольку невозможно знать все и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.

 

Такие разные типы журналистов

Политический журналист

Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей.  

Спортивный журналист

Мастерски лавирует в спортивном мире, будучи и болельщиком, и игроком, и аналитиком, и рассказчиком одновременно. Тут не заскучаешь. Это как экстремальный вид спорта. Всегда надо помнить, писал известный  спортивный комментатор Советского Союза Котэ Махарадзе, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы «ненормальных», готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах .

Культурный журналист

Кто-то решается выбрать стезю культурной журналистики. Решается — потому что эта сфера, увы, мало востребована, культура у нас коммерчески невыгодна. И еще потому, что тут надо непременно знать поле изнутри. Интересным материал будет только в том случае, если он изначально интересен самому журналисту. Чтобы зажечь, увлечь, надо самому гореть. Здесь сразу на ум приходит имя Михаила Казиника. Его авторскими музыкальными и искусствоведческими программами заслушиваешься так, что невозможно оторваться.

Социальный журналист

С головой уходит в социальные проблемы. Кстати, так называемая социальная журналистика появилась сравнительно недавно: в конце прошлого — начале этого века.

Ее можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и  болью. Он показался — из тюрьмы, дома престарелых, ночлежки для бездомных, интерната для инвалидов, психиатрической лечебницы — и стал виден. О нём заговорили. О нём узнали.

Военный журналист (корреспондент)

Конечно же, героическая военная тема привлекает бесстрашных репортеров и спецкоров. Часто на передовую  отправляются обычные корреспонденты. Хотя, конечно, трудно назвать обычной ту завидную силу духа, храбрость, решимость, которой обладают эти «солдаты с камерой». Может ли добровольно пойти на фронт безоружным заурядный человек?

Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.

Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо — с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».

«Чокнутая» журналистика

Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.

Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой — не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.

Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору  материал очень понравился — настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».

Не его ли величеством был вдохновлен журналист немецкого Der Spiegel Клаас Релоциус, разоблаченный пару месяцев назад? К чести самого издания, оно опубликовало подробное расследование случившегося.

Клаас Релоциус сотрудничал с журналом 7 лет в качестве фрилансера (свободного работника). Последние полтора года числился в штате. И все эти годы он выдумывал репортажи и интервью. А опубликовано под его именем более 60 статей! За них Релоциус получил 9 немецких и 2 международных профессиональных премии! Его признавали журналистом года в Германии, а Forbes включил его в число 30 самых перспективных медиаперсон до 30 лет. Вот так разоблачение!

(Похожая история — в фильме «Афера Стивена Гласса».)

Направлению гонзо-журналистики присуще повествование от первого лица. В статьях уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Часто автор уходит от первоначальной темы. Для живости используется юмор, издевки, бранная речь. Гонзо-журналистика — один из лучших методов пропаганды. Она полностью опровергает базовые принципы журналистки: правдивость, непредвзятость, аргументированность.

 

Журналистская этика

Журналистами и издателями много лет назад был разработан некий «кодекс чести». Он содержит свод правил, которых должен придерживаться всякий уважающий себя журналист. Юридически свод не оформлен. И правила эти обращены больше к совести человека, нежели к законности.

Каждый журналист, каждое издание имеет свободу выбора между этическим и неэтическим поступком, между нравственным и безнравственным поведением. Имеет свободу в принятии решения. И — несет за него ответственность.

Правил «кодекса чести журналиста» достаточно много. Но основные стоит назвать:

  • Правдивость информации. Ее объективности. Точности. Перефразируя известное изречение, можно определить как «Точность — вежливость журналиста».

Только факты. Только с ними работает журналист.

  • Любое заявление обязательно подкрепляется доказательствами. Критика чиновника, «выведение на чистую воду» мошенника, обличение медийной персоны  — не должны быть голословными, а обязательно подтверждаться фактами.
  • Информацию важно добывать честным путем. Нельзя прибегать к незаконным и недостойным способам для ее получения. Если собеседник отказывается дать информацию, нельзя давить на него. Если просит не указывать его имени или что-то рассказывает, предупредив, что это «не для печати», нужно прислушаться к его пожеланию.
  • Автор всегда отвечает за свои слова. Если журналист допустил ошибку, исказил факты, распространил непроверенную информацию и она оказалась ложью, он обязан исправить ситуацию. Написать опровержение. Принести извинения читателям и пострадавшей стороне.   
  • Профессия не может быть орудием для получения нужной информации. Журналист не имеет права использовать свою профессию как средство устрашения («Если вы мне не расскажете это, то я про вас в газете такое опубликую»). Это дискредитация и издания, и профессии.
  • Журналист должен уважать частную жизнь человека и не может вторгаться в нее без спроса.

 

«…Как слово наше отзовется»

Главный инструмент журналиста — слово. Но, оно, как известно, — меч обоюдоострый. Им можно как исцелить, так и погубить. СМИ могут манипулировать общественным мнением. Формировать ложное представление о действительности. Сеять зло.

 

 

Рядом с честным журналистом порой оказывается человек, который в погоне за сенсацией не гнушается и грязными способами ее добычи. Кого красное словцо, собственное имя и гонорар заботят куда больше содержания и важности статьи.

Все чаще в последнее время СМИ уводят внимание людей от реальных проблем в обществе. Как будто нарочно, читателей, зрителей и слушателей окунают в пучину скандалов и интриг, криминальных историй и смакования личной жизни известных личностей. Так, в свое время скандал в Белом доме, связанный с обвинениями Билла Клинтона в любовной связи с Моникой Левински, был раздут до невероятных размеро

web-copywriting.ru

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 03.11.2019 13:31
Опубликовано: 08.05.2017 17:56
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Журналист — это человек, занимающийся сбором и обработкой информации для телевидения, радио, прессы.

Существует несколько видов журналистики: газетная, интернет, фото-, теле-, радиожурналистика, PR. Журналисты – это не только корреспонденты, работающие над актуальными новостями, но и люди, создающие материал на самые разные темы, а также редакторы, дизайнеры и прочие участники информационного процесса.


История профессии


Профессия журналист очень древняя. Еще в Древнем Риме были люди, которые на глиняных дощечках писали важные сообщения и новости.

Как отдельная сфера деятельности журналистика возникла только в XVII в. И почти сразу же превратилась в мощный инструмент воздействия на общество. Пресса использовалась для пропаганды политических идей, в частности, в СССР газеты и журналы активно прославляли коммунистический строй.

В настоящее время СМИ служит как для информирования, так и для формирования общественного мнения, а нередко еще и для манипуляции. Поэтому иногда работа журналиста зависит не только от его способностей, но и от убеждений, моральных качеств.

Читайте также: Что такое журналистика как профессия?


Особенности профессии


Работа журналистом очень ответственная. Каждый написанное слово должно быть тщательно обдуманно, чтобы люди не восприняли информацию в искажённом виде. Часто приходится работать сверхурочно, в режиме аврала.

Профессия журналиста творческая и интересная, постоянно приходится общаться с самыми разными людьми, путешествовать и бывать там, куда большинству вход закрыт.


Обязанности


Работа журналиста состоит из трех этапов:

  1. Первый – сбор информации (наблюдение, интервью, работа с документами, мониторинг прессы). Именно этим и занимается профессионал большую часть времени.
  2. Второй – обработка информации (анализ, проверка фактов, уточнение деталей, формирование материала).
  3. Третий этап – обратная связь: наблюдение за реакцией аудитории. На телевидение журналист кроме всего прочего участвует в монтаже.

Важные качества


Работа журналистом требует быть общительным, располагать к себе и уметь находить подход к разным людям и разговорить любого, но при этом нужно быть вежливым, воспитанным и тактичным. Не обойтись без умения работать в команде, активности, инициативности, широкого кругозора, наблюдательности, креативности. Чтобы написать хороший текст, нужно грамотно, четко и понятно излагать свои мысли, анализировать ситуацию, смотреть на факты объективно.

Специфика профессии такова, что приходится быстро переключаться с одной работы на другую, писать в сжатые сроки. Журналист должен быть настойчивым, трудолюбивым, работоспособным, выносливым и стрессоустойчивым.


Навыки и знания


Первое, что требуется от журналиста – идеальное знание языка, безупречная грамотность и умение выражаться кратко, но интересно. Также ему необходимы навыки поиска, отбора и анализа информации, интерпретации и сопоставления фактов, выделение главного из большого объёма материала.

Хороший журналист умеет общаться на любую тему и докапываться до сути вопроса. Он должен разбираться в психологии людей. В работе пригодятся знание действующего законодательства, в частности, Закона о СМИ.


Перспективы и карьера


Профессия журналист такова, что начинать карьеру нужно с самого низа и работать поначалу приходится очень и очень много. Как правило, большинство начинает с должности внештатного корреспондента. Со временем, сделав себе имя и наработав портфолио, можно устроиться в крупное издание, на радио или телевидение.

Самая высокая ступень карьерной лестницы журналиста – главный редактор. Или же можно открыть собственное дело, заняться преподаванием.


Обучение


Журналист — это популярная профессия, факультеты журналистики есть во многих ВУЗах. На самом деле, название и престижность университета имеют второстепенное значение. Гораздо важнее трудоспособность, талант и призвание.

Будущему журналисту нужно постоянно писать. Для этого можно завести блог, заняться копирайтингом, устроиться стажером или найти другой вариант. Главное, писать постоянно и на самые разные темы в разных стилях. Также журналисту необходимо много читать и развивать аналитические способности.

Поделитесь в сети:

profitworks.com.ua

История журналистского образования в России: от идеологии к технологии

История отечественного журналистского образования началась с ХХ века, хотя попытки организовать обучение журналистов впервые были предприняты в России во второй половине XIX века. Связаны они были с тем, что после отмены крепостного права в несколько раз увеличилось число газет и журналов, из-за чего встал вопрос о профессиональных кадрах.

Штаты редакций комплектовались в то время из случайных и сомнительных людей, часто не имевших постоянного места работы. Первые попытки создать школу журналистики были предприняты в 1902 году в Петербурге, но дальше проекта дело не продвинулось. Через 3 года курсы для журналистов были организованы в Москве. Учеба началась 1 февраля 1905 года, но уже в декабре она была прекращена из-за Декабрьского вооруженного восстания. Других учебных заведений по обучению журналистов в России до революции не существовало.

После революции 1917 года новая власть активно участвовала в становлении отечественного журналистского образования. Его развитию был посвящен восьмой съезд партии (март 1919), который предлагал серьезно озаботиться комплектованием редакций профессиональными журналистами. В результате в том же году была открыта школа журналистов при РОСТЕ. Ее стратегическая задача — подготовить рабочих и крестьян, склонных к журналистской работе.

В 1921 году школа журналистки преобразовалась в Институт красных журналистов. В задачи института входила подготовка опытных редакторов, литературных критиков, заведующих редакционными отделами, ответственных секретарей, хроникеров, выпускающих.

В 1922 году с открытием Государственного института журналистов (ГИЖ) стратегия журналистского образования была изменена. На III Всероссийском съезде работников печати встал вопрос о том, что журналистское образование должно давать не только практическую, но и широкую общеобразовательную подготовку. Важной считалась идеологическая подготовка будущих журналистов, поэтому ГИЖ был переименован в Коммунистический институт журналистики (КИЖ). Правила приема гласили, что приниматься будут только члены партии с трехгодичным стажем, поработавшие в газетах в качестве рабочих и сельских корреспондентов. Все преподавание подчиняется задачам партийной подготовки.

Профессиональные дисциплины уступили пальму первенства дисциплинам идеологического характера. Магистральное направление развития журналистского образования было определено И.В. Сталиным следующим образом: «…некоторому минимуму техники журналистики обучать их, конечно, надо, но основное не в этом. Основное в том, чтобы они выработали в себе чутье журналиста-общественника, без которого корреспондент не может выполнять свою миссию и которое не может быть привито какими-либо искусственными мерами обучения…».

Обучение журналистов в системе университетов началось в 40-50-е годы. Этому способствовала в определенной степени общая разидеологизация страны: после победы над фашизмом люди почувствовали себя более свободно, стали менее терпимы к жестким идеологическим нормам. Начавшаяся в 1950-е годы демократизация общества также отразилась на стратегии журналистского образования, что выразилось не только в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партийными школами университеты, но и в расширении перечня гуманитарных и профессиональных дисциплин. Обязательным стал выпуск учебных газет, радио- и телепрограмм. Была предусмотрена специализация студентов для работы в газетах и журналах, на телевидении, радиовещании, специализация по редактированию массовой литературы, по литературно-художественной критике, теории и практике перевода. В 1970-е годы был введен творческий конкурс для абитуриентов, практика в СМИ, дисциплина «Технология журналистского творчества», в рамках которой велось обучение методам журналистской работы.

Начавшееся в 90-е годы реформирование страны повлекло за собой и перемены в подготовке журналистов. Если в советский период образовательный процесс был направлен, прежде всего, на формирование мировоззрения специалиста, то в постсоветское время возникла новая стратегия подготовки журналистов. Будущему журналисту дали возможность самостоятельно формировать свои взгляды, свою точку зрения на различные общественные процессы. Как подчеркивает декан факультета журналистики Московского государственного университета Я. Н. Засурский, современное журналистское образование базируется на философском и политическом плюрализме, на свободе выбора студентами собственной философской и политической позиции.

Вместе с тем, все громче стали говорить о том, что журфаки повсеместно готовят журналистов, решительно не пригодных для работы в современных медиа. В свое время журналист Александр Архангельский назвал факультеты журналистики — факультетами ненужных вещей. И его заявление вызвало бурную реакцию как среди журналистов, так и среди преподавателей журфаков. О журналистском образовании в разные годы высказывались на страницах ЖУРНАЛИСТА известные российские и иностранные журналисты. Они по-разному оценили для себя важность получения журналистского образования в системе университета.

 

jrnlst.ru

Профессия журналист, какие экзамены и предметы нужно сдавать, ВУЗы, сколько получают тележурналисты, колледж журналистики, советы начинающему журналисту

Для большинства неискушенных людей профессия журналист – это ненормированный праздник, за которой еще и зарплату платят.

И в самом деле журналистика одна из самых живых, творческих и увлекательных специальностей, требующих от людей, выбравших ее, мужества, самоотверженности, большой ответственности, энергии и физической крепости.

Кто такой журналист и как им стать

История журналистики измеряется веками. Условно прародителями современных журналистов можно назвать древнейших вестников богов.

И сегодня журналист (journalist) – это лицо, выполняющее роль информационного посредника. Он занимается созданием, накоплением и обработкой актуальных сведений.

Собранные данные представляются на всеобщее обозрение в средствах массовой информации. Инструмент журналиста – это слово, с помощью которого он стремится донести до людей важную жизненную информацию.

В качестве объектов журналист выбирает текущую действительность, насущные темы, злободневные вопросы. Его творчество документально и беспристрастно отображает объективную действительность.

Важную роль в профессии журналиста играет уровень образования. Для того, чтобы полностью состояться на выбранном поприще, необходимо иметь всестороннее развитие, гибкий ум, уметь глубоко анализировать, владеть живым литературным языком. Не обязательным, но предпочтительным является профильное журналистское образование.

Для некоторых специализаций важно обладать знаниями по тематическим направлениям, в которых трудится журналист. В особенности это относится к политическим и экономическим отделам. Таким образом, без опыта и образования невозможно достичь профессиональных успехов.

Профессиональные качества журналиста

Если говорить о профессиональных качествах журналиста, то это огромный список, который займет много места, но не раскроет полностью специфику характера.

Целесообразнее отдельные черты объединить в группы и кратко охарактеризовать их:

  1. Интеллект, компетентность, стремление узнавать новое, пытливость ума. Это первостепенные качества, которые отличают профессионала. Способность мыслить нестандартно, делать мгновенные точные выводы, грамотно выражаться привлечет и удержит внимание аудитории. Профессиональное любопытство поможет в поиске информации, а стремление к знаниям и расширение кругозора позволит мыслить нестандартно и интересно.
  2. Литературные способности, помогающие отражать действительность художественно. Это важнейшие качества журналистского мастерства, соотносящиеся с наблюдательностью, мощью творческого воображения и умением изобразить увиденное посредством языка.
  3. Обладание харизмой и богатым внутренним миром, выделяющими журналиста из толпы. Это качества, которые необходимы для концентрации внимания аудитории на личности носителя информации. Харизма делает представителя СМИ узнаваемым и уникальным,
  4. Набор особых качеств, связанных с узконаправленной специализацией.

Профессии, связанные с журналистикой

Отвечая на вопрос, какие бывают журналисты, необходимо выделить следующие основные специальности:

  • газетчик,
  • тележурналист,
  • радиожурналист,
  • работник информагентства,
  • сотрудник интернет-СМИ,
  • работник мобильных медиа.

Внутри специальности выделяются специализации, характеризующиеся определенными видами деятельности:

  • репортер,
  • комментатор,
  • ведущий,
  • интервьюер.

Профессия журналиста напрямую и опосредованно связана с другими родственными профессиями.

Типичные специальности, связанные со СМИ:

  • корректор,
  • фотокорреспондент,
  • сотрудник типографии.

Родственные профессии:

  1. Писатель, который с помощью слова и посредством творчества доносит до массовой аудитории определенную информацию.
  2. Деятель искусства — создает картины мира.
  3. Ученый — его деятельность связана с выявлением, исследованием и предсказанием хода процессов действительности.
  4. Историк, который в работе основывается на фактах, запечатленных в документальном виде.
  5. Политик — его деятельность относится к государству и общественной активности.
  6. Юрист, задачами которого являются воспитание у граждан правосознания, поддержание действующего общественного порядка.

Где и сколько лет обучают по данной специальности

Получить специальность журналиста можно окончив журфак вуза. Большое количество институтов гуманитарной направленности предлагают пройти обучение по курсу журналистики.

Продолжительность учебы на очном отделении составит 4 года. Помимо этого, можно пойти учиться в следующие вузы:

  • РУДН или МПГУ на филологический факультет,
  • РГГУ – факультет масс медиа,
  • МГИМО – факультет международной журналистики.

После 4 лет обучения в вузе выпускник получает диплом бакалавра. Учеба на магистратуре занимает в среднем 2 года. На заочном отделении продолжительность освоения специальности – 5 лет.

Улучшить профессиональные навыки позволяют специальные курсы и тренинги.

Получить диплом журналиста после 9 класса невозможно, но существуют колледжи, способные стать первой ступенью на пути к профессии. Обучение составляет 2 года 9 месяцев, с получением специальности в сопутствующих отраслях. Например, специалист издательского дела.

Какие экзамены нужно сдавать

Для того чтобы поступить в вуз на журфак, в рамках ЕГЭ потребуется сдать следующие предметы:

  • русский язык,
  • литература,
  • иностранный язык.

Дополнительно абитуриенту потребуется выдержать творческий экзамен.

Для поступления в колледж необходимо сдать русский и иностранный язык, литературу.

Где может работать журналист

Журналист претендует на работу в определенной, выбранной сфере в СМИ.

Направлений большое количество:

  • военная журналистика,
  • спортивная,
  • экономическая,
  • политическая и другие.

Сколько получают журналисты

На заработок журналиста, как и на оплату труда в любой специальности, влияют различные факторы:

  • место работы (федеральные или региональные СМИ, величина информационной компании),
  • специфика трудовой деятельности (репортажи, телепередачи, интернет, статьи в газетах).

Согласно статистике, в тройку лидеров по заработным платам входят:

  • Москва,
  • Санкт-Петербург,
  • Казань.

В столице средняя зарплата составляет около 130 тысяч в месяц, по России – 45 тысяч. Оплата труда в журналистской сфере не является фиксированной.

Общий заработок складывается из творческой и объемной составляющей, дополнительных бонусов.

Карьерный рост и перспективы

В журналистской сфере как нигде работает принцип: вначале ты работаешь на свое имя, потом оно на тебя. Начинающий специалист зачастую не знает с чего начать. Ему приходится подниматься от внештатного корреспондента до официального сотрудника.

Сумев себя зарекомендовать, он сможет выбирать редакторов и место работы. Для профессионала возможен вертикальный карьерный рост или свободный график одновременно в различных СМИ.

Стоит ли учиться на журналиста плюсы и минусы профессии

Как и все творческие профессии, журналистика больше относится к призванию и образу жизни. Выбирая ее, необходимо мириться с недостатками специальности и воспринимать их как должное.

К минусам профессии относятся:

  • трудности карьерного роста,
  • приходится трудиться во внеурочное время, повышенная нагрузка,
  • риск, связанный с трудовой деятельностью,
  • стрессовые ситуации,
  • низкие заработки в начале профессионального пути.

Плюсы:

  • насыщенная жизнь, общение с интересными людьми, поездки,
  • возможности для самовыражения и творчества,
  • свободный график,
  • возможность совмещать несколько мест работы,
  • нахождение всегда в центре событий и новостей.

Стоит ли учиться на журналиста? Этот вопрос каждый решает для себя сам, исходя из своего характера, образа жизни и устремлений. Отбросив романтическую составляющую, следует понять, что же такое профессия журналист и стоит ли связывать свою жизнь с ней.

tvercult.ru

Журналистское образование

Журналистика – это очень динамичный общественный институт. Профессия, как и сама специальность многообразна и напрямую зависит от социальной реальности, а также от общественного настроя. Журналистика способна отражать общественное мнение, формировать его, а также является своеобразным инструментом социального управления. Возможно, именно по этой причине журналистику называют четвертой властью, после исполнительной, судебной и представительной.

Замечание 1

Журналистское образование представляет собой целую систему подготовки литературнограмотных сотрудников для редакций газет и журналов, телевидения и радиовещания.

Первые университеты для журналистов

Первые высшие учебные заведения с факультетами для подготовки журналистских кадров появись во второй половине XIX века на территории Германии и США. Чуть позднее факультеты открылись во Франции, Великобритании, Японии, Китае и Италии.

На территории России до революции подобных высших учебных заведений не существовало, а самостоятельная отрасль учебной журналистики появилась в первые годы образования СССР. С 1918 года подготовка ценных кадров для журналистики производилась на курсах Коммунистического университета им. Я.М. Свердова, а также при РОСТА (Российском телеграфном агентстве).

В 1921 году открылся Московский институт журналистики, который сумел осуществить мечту большого количества студентов.

Высшее образование

Высшее журналистское образование предусматривает обучение студентов на протяжении 5 академических лет. Сегодня в России существует два варианта обучения для студентов по специальности «журналистика»:

  • Очное обучение (на протяжении 5 лет), сочетает в себе теоретические и практические занятия, а также профессиональная и преддипломная практики.
  • Заочное обучение (на протяжении 6 лет), сочетает в себе по большей части самостоятельные теоретические и практические занятия, профессиональная и преддипломная практики. Современное журналистское образование имеет учебные циклы по нескольким образовательным предметам:
  • Общественные дисциплины
  • Экономические дисциплины
  • Филологические дисциплины

Кроме того, студенты филологических факультетов проходят обучение и по другим циклам:

  • Специальные циклы: теория и практика печати, зарубежная журналистика, литературное редактирование, отечественная журналистика
  • Прикладные циклы: фотодело, стенография и машинопись.

Производственная практика студента филологического факультета проходит в редакциях центральных или местных газет, в городских или краевых издательствах, в редакциях телевидения или радио.

Современное журналистское образование

Замечание 2

Современная журналистика относится к типу открытых профессий, так как для работы в этой сфере не требуются специальные навыки, лицензии на проведение и осуществление деятельности, дипломов или обязательных сертификатов. Сегодня дипломированные репортеры работают в одном коллективе с людьми с иными специальностями.

Специалисты отмечают надвигающийся кризис современного журналистского образования, перечислим факторы, влияющие на данные показатели:

  • Настоящего профессионала в области журналистики нужно поискать, сегодня их не хватает;
  • Полностью отсутствует государственный заказ на качественную журналистику, как следствие, снижается качество образования и необходимость в нем;
  • Полностью или частично в некоторых регионах отсутствует процесс трудоустройства выпускников филологических факультетов;
  • Имеется пропасть между средствами массовой информации и образовательными учреждениями;
  • Нет или частично отсутствует система повышения квалификации кадров, нет процессов аттестации для дальнейшей работы;
  • Рынок средств массовой информации настолько бурно развивается, что журналистское образование не успевает за его требованиями.

spravochnick.ru

Вузы России со специальностью журналистика «42.03.02» – проходные баллы, рейтинг 2019

Наилучший результат – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 153 вуза со специальностью 42.03.02. «Журналистика» занимает 3-ее место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

Сортировать по

возраст

264 года

ранг в РФ | рейтинг

1-ый 647

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • Факультет журналистики

  • литература, русский язык, иностранный язык, творческий конкурс

ранг в РФ | рейтинг

2-ой 616

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • русский язык, литература, экзамен по направлению подготовки

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Международная журналистика»

  • литература, русский язык, экзамен по направлению подготовки

ранг в РФ | рейтинг

4-ый 606

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • Факультет медиакоммуникаций, медиа и дизайна

  • иностранный язык, русский язык, литература

возраст

62 года

ранг в РФ | рейтинг

8-ой 569

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • экзамен по направлению подготовки, литература, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

9-ый 568

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • Факультет журналистики

  • литература, русский язык, творческая работа в одном из журналистских жанров, творческое собеседование по профилю

ранг в РФ | рейтинг

10-ый 563

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Медиааналитика»

  • институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

  • русский язык, литература, внутреннее испытание профессиональной направленности, собеседование

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Международная журналистика»

  • институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

  • русский язык, литература, внутреннее испытание профессиональной направленности, собеседование

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Мультимедийная журналистика»

  • институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

  • литература, русский язык, внутреннее испытание профессиональной направленности, собеседование

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «новые национальные медиа: мультимедийная журналистика»

  • институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

  • литература, русский язык, внутреннее испытание профессиональной направленности, собеседование

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Периодическая печать»

  • институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

  • литература, русский язык, внутреннее испытание профессиональной направленности, собеседование

ранг в РФ | рейтинг

11-ый 557

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Международная журналистика»

  • Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

  • литература, русский язык, дополнительный экзамен

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года

    профиль «Периодическая печать»

  • Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

  • литература, русский язык, дополнительный экзамен

ранг в РФ | рейтинг

15-ый 547

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • экзамен по направлению подготовки, литература, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

16-ый 546

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • Филологический факультет

  • литература, русский язык, дополнительный экзамен

ранг в РФ | рейтинг

20-ый 536

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • Факультет международной журналистики (МЖ)

  • русский язык, литература, иностранный язык, творческий конкурс

возраст

143 года

ранг в РФ | рейтинг

21-ый 531

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • факультет журналистики

  • русский язык, литература, творческий конкурс

ранг в РФ | рейтинг

24-ый 527

  • 42.03.02 – Журналистика бакалавриат 4 года
  • школа гуманитарных наук

  • русский язык, литература, творческое испытание, профессиональное испытание

Вузы со специальностью 42.03.02 в городах РФ:

Москва(29) Санкт-Петербург(9) Самара(5) Новосибирск(4) Воронеж(3) Иркутск(3) Омск(3) Уфа(4) Киров(3) Нижний Новгород(3) Тольятти(3) остальные (113)

vuzoteka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о