Общенаучные методы социологии: Перечень методов социологии — Студопедия

1.2. Общенаучные методы социологии — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2. Общенаучные методы социологии

  В крупном плане общенаучные методы, применяемые в любых частных науках, можно весьма условно разделить на диалектический и метафизический. Диалектический — когда явление берётся в развитии, во взаимосвязи с другими явлениями. Метафизический — когда явление берётся как оно есть, в статике и вне взаимосвязи с другими явлениями.
  В социологии применяется в основном диалектический метод. В свою очередь, в нём можно выделить:
  1. Исторический (логический) метод исследования.
  Подразумевает изучение объекта в его развитии, т.е. исторически. Логическое есть спрямленное историческое, очищенное от случайностей и взятое в его сущности.
  2. Системный метод.
  Подразумевает изучение объекта в единстве его взаимосвязей с другими объектами, в единстве всех его структурных образований и зависимостей.

  3. Метод сравнительного анализа.
  Подразумевает установление различий и сходства изучаемых объектов. Сравнение не есть объяснение, но оно помогает уяснить ситуацию. Играет важную роль при определении предпочтений тому или иному однородному образованию.
  4. Метод количественного анализа (формализация).
  Подразумевает изучение явления по его форме, отвлекаясь от содержания. Математическое описание завершает научный анализ, поэтому наука тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой. В социологии применяются в основном методы качественного анализа, но применяется и математика. Её применение связано, во-первых, с прикладным значением математических методов помогающих сориентироваться в нагромождении фактов; во- вторых, связано с моделированием социальных процессов.
  Однако на практике второе сделать сложно из-за слабости существующего математического аппарата. Для описания процессов требуется, по сути, другой математический аппарат, чем мы выработали в процессе познания явлений в области несоциальных наук.


Метод вообще определяется в научной литературе как систематизированный способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.
В социологии используют, во-первых, общенаучные методы (анализ, синтез), во-вторых, собственно методы социологического исследования.
Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).

Метод анализа документов.
Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения.За содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические. Существует два вида анализа документов — традиционный и контент-анализ.
Метод наблюдения.
Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.
Метод опроса.
Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации.
Опрос — метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента.Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.
Интервью — это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом.
Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)
Метод эксперимента.
Социальный эксперимент — способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий.
Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально — психологический.

Большой тест с ответами по социологии (часть 1) – пройти тест онлайн бесплатно

221 вопрос

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах обществах, называется … детерминизмом

Варианты ответа:

  1. экономическим
  2. технологическим
  3. психологическим
  4. географическим

Вопрос:

Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется … детерминизмом

Варианты ответа:

  1. экономическим
  2. культурным
  3. психологическим
  4. географическим

Вопрос:

Социология О.Конта включает в себя разделы …

Варианты ответа:

  1. социология социальных групп и социология личности
  2. теоретическая и практическая социология
  3. микросоциология и макросоциология
  4. социальная статика и социальная динамика

Вопрос:

Конт рассматривал социологию как …

Варианты ответа:

2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке

Вторая группа методов, применяемых социологией при изучении общества – это так называемые общенаучные методы – методы, которые не закрепляются за какой-то определённой наукой: они в равной мере принадлежат как хозяйке любой научной дисциплине. Эти методы, хотя как будет показано далее, эмпирические методы также являются по преимуществу общенаучными применительно к обществознанию, используются главным образом при построении социологической теории. Их иногда называют ещё общелогическими методами. К ним следует отнести, например, анализ, синтез, обобщение (номотетический или генерализующий метод), абстрагирование, логический метод (индукция и дедукция), исторический метод, генетический, типологический и др. методы.

2.3. Эмпирические методы социологического исследования

Третью группу методов, которые использует социология при изучении своего предмета, представляют методы, хотя и заимствованные социологией в своё время у других наук (антропология, этнография и др.), но ставшие, в конечном счёте, по отношению к ней её собственными, «родными»: отобрать их у социологии – значило бы лишить её жизни. Эти методы настолько широко применяются в социологии, что они стали даже называться социологическими. Они являются методами

сбора первичной информации. Их называют ещё в отличие от теоретических (общенаучных, общесоциологических) эмпирическими методами.

Среди этой группы методов главными являются наблюдение, выборочное исследование (опрос), анализ документов, экспериментальный метод. Остановимся коротко на каждом из них в отдельности.

Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации посредством прямой, непосредственной регистрации событий, явлений, процессов в тех конкретных условиях, в которых эти события (процессы) происходят. Этот метод сначала был использован в этнографии, а затем заимствован и весьма успешно использован создателями социологии. Его главное достоинство – непосредственность впечатлений исследователя (как говорится «своими глазами видел»). Но у данного метода есть и свои минусы. Главный из них – невозможность гарантировать репрезентативность полученных таким образом данных по той причине, что наблюдением не удаётся охватить достаточно широкий круг явлений. А следовательно, есть вероятность допущения ошибок в интерпретации событий. Чтобы этого избежать, наблюдение применяют, как правило, в сочетании с другими приёмами получения первичной информации.

В практике социологических исследований используются различные виды наблюдения. Например, формализованное и не формализованное наблюдение. В первом случае речь идёт о целенаправленном и структурированном, жёстком программном наблюдении; во втором – о наблюдении, определенном лишь в общем тем или иным планом. Различают также включённое и невключённое наблюдение. Первое предполагает интеграцию наблюдающего, то есть социально – исследователя в наблюдаемые события и процессы (производственные, учёные и т.д.), коллектив, над которым ведётся наблюдение; второе – характеризуется тем, что наблюдение осуществляется без вмешательства исследователя в изучаемые события и процессы.

Невключённое наблюдение может быть скрытым. Далее, наблюдение может быть полевым, когда оно осуществляется в естественных, а не искусственно созданных условиях, и лабораторным. Существуют и такие виды наблюдения, как систематическое, когда оно ведётся за объектом в течение определённого, более или менее длительного времени, и несистематическое, когда наблюдение ведётся разово или кратковременно. Первое из них иногда называют ещё лонгитюдным наблюдением, то есть продолжающимся определённое время.

Важным и, пожалуй, одним из наиболее специфических методов по отношению к социологии, предназначенных для сбора первичной информации, является опрос. Он настолько специфичен для социологии, что его часто отождествляют с социологическим исследованием вообще. Его суть в непосредственном обращении исследователя с теми или иными вопросами к определённой группе людей. Опрос как метод обеспечивает довольно большую систематичность и точность научной информации. При его помощи добывают как событийную (о фактах) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. При этом опросы позволяют получить различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

Двумя важнейшими видами опроса являются анкетирование и интервью. Анкетирование – это опрос в письменном виде; интервью – устный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются очные и заочные опросы. Заочные опросы – это опросы, проводимые через почту, телефонные и прессовые опросы. Далее, — различают опросы экспертные и массовые. В первом случае речь идёт об опросе специалистов той или иной области; во втором, — об опросе значительного количества представителей исследуемой группы людей (региона и т.д.). Кроме того, в социологии широко применяются выборочные и сплошные опросы. В качестве этого последнего можно было бы назвать референдум. Опросы можно различать по тому, где они проводятся – по месту работы, жительства, на улице и т.д.

Жизнь современного общества требует проведения регулярных опросов, чтобы изучить, скажем, мнение той или иной группы людей в динамике, или провести сравнение. Среди регулярных опросов важное место занимает панельное исследование. Это вид повторного исследования одного и того же социального объекта с определённым временным интервалом по одной и той же программе и методике. Примером такого исследования являются периодические сплошные и выборочные переписи населения.

Применение данного метода исследования требует, разумеется, хорошей и квалифицированной подготовки, чтобы получить по возможности более объективную информацию, особенно, чтобы избежать умышленного искажения опрашиваемым сведений, поставить только такие вопросы, на которые опрашиваемый мог бы ответить, или хотя бы свести к минимуму ответы типа «не знаю», «не могу ответить», «затрудняюсь ответить»; чтобы расположить к себе опрашиваемого, вызвать у него доверие к исследователю.

Также как и наблюдение, опрос желательно использовать в сочетании с другими методами.

Теперь о таком методе, применяемом в социологии, как анализ документов.

В западной социологии иногда этот метод называют историческим (Смелзер). С помощью данного метода первичная информация извлекается из различного рода документов. Документы выступают здесь в качестве главного источника информации и широко используются при социологическом исследовании. Есть классические примеры такого использования документов, когда теоретически решались крупные социологические проблемы. Достаточно вспомнить классический социологический труд известного немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», написанный на основе анализа большого числа проповедей лидеров протестантизма (кальвинизма). М.Вебер показал на конкретных фактах, что рационализм и тип мотивации на успех, присущие западноевропейскому капитализму, предпринимательству вообще во многом предопределились проповедовавшейся лидерами протестантизма хозяйственной этикой, среди которой такие добродетели, как упорный труд и бережливость, самоограничение и здоровый образ жизни.

Как источник первичной социальной информации документы можно дифференцировать на виды по самым разным основаниям. Например, по способу фиксации информации они бывают: письменные, печатные, записи на кино- и фотоплёнке, магнитной ленте, а также аудио- и видеозаписи. По степени персонификации (персональной принадлежности) они делятся на личные документы, письма, дневники; безличные документы, например, данные прессы, статистические материалы, протоколы собраний, заседаний, различных других форумов. По своему статусу они могут быть официальными и неофициальными.

Различают методы качественного и количественного анализа документов. Важное место в комплексе эмпирических методов социологии в данном отношении занимают соответственно биографический метод и контент-анализ.

Суть биографического метода состоит в изучении индивидуального жизненного пути. Этот метод широко применяется теми социологами, которые пытались свести исторический процесс к деятельности отдельных, так называемых «великих» или, другими словами, «критически мыслящих» личностей. В социологии начала XX века (У. Томас, Ф. Знанецкий и др.) под данным методом понималось изучение личных документов – переписка, дневники, автобиографии, — с целью выяснения субъективного значения и смысла социальных процессов, отражающихся в этих документах. Он применяется для исследования установок, мотивов личности, и её социально-психологической структуры. Его слабая сторона – низкая репрезентативность из-за встречающихся в личных документах предрассудков и предубеждений, субъективной окраски. Сегодня применение данного метода получило новые черты и, прежде всего, благодаря осознанию единства внутреннего мира личности и исторической ситуации её развития.

Разновидностью биографического метода является когортный анализ. Когорта (от лат. – множество, подразделение) – группировок, в которую включаются индивиды по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени. Когортный анализ даёт возможность описать типичную структуру жизненного пути и особенности коллективной биографии целых поколений, а изучение личных документов – реконструировать жизненный мир отдельных индивидов, индивидуальных и социально-типических свойств. Он является важным средством исследования различного рода изменений в общественных правах и общественном мнении.

И, наконец, немного о контент-анализе как разновидности метода анализа документов.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) – это метод количественного изучения содержания социальной информации. В качестве объекта такого анализа может быть содержание газет, публичных выступлений, теле- и радиопередач, официальных и личных документов. В качестве примера можно привести осуществлённое американскими социологами во время второй мировой войны исследование, в результате которого была выявлена и подтверждена скрытая профашистская ориентация некоторых изданий.

Контент-анализ по сравнению с традиционными методами анализа документов является более строгим, систематичным исследованием. Его сущность в подсчёте того, как представлены в каком-нибудь конкретном информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. В качестве этих последних могут выступать, скажем, те или иные качества личности, позитивная или негативная позиция автора сообщения по некоторому вопросу. Их выявление может быть осуществлено при помощи определенной единицы счёта, например, частоты упоминаний, числа строк, отданных данной смысловой единице, площади газетной полосы, длительности вещания. Эффективность данного метода исследования многократно усиливается сегодня благодаря использованию компьютеров и спецпрограмм для анализа текстовой информации.

Довольно широко применяется в социологии и такой метод получения новых знаний как эксперимент (от лат. – проба, опыт). Эксперимент – это общенаучный метод и называть его сугубо социологическим было бы неверно. И тем не менее он вполне обоснованно причисляется некоторыми авторами к наиболее используемым в социологии (Смелзер).

Применяемый в социологии эксперимент называют социологическим. Его не следует смешивать с социальным экспериментом, как экспериментом, проводимым не в науке (социологии), а в самой практической общественной жизни. Особенностью этого метода является то, что новую социальную информацию получают в данном случае в контролируемых и управляемых условиях. Его логика была разработана и обоснована ещё в XIX веке Дж.С. Миллем. Эта логика представляет дойное правило различия в согласии: если в эксперименте за группой событий А, Б, В следует событие а, но Б и В оно не следует, то следует считать, что А есть причина а. Первая из двух групп событий – это экспериментальная, вторая – контрольная группы. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной. То есть, при помощи эксперимента получают новые знания главным образом о причинно-следственных отношениях между событиями-явлениями и процессами.

Различают натуральный (полевой, лабораторный) эксперимент и эксперимент мысленный (модельный). Натуральный эксперимент, в силу того, что социология имеет дело с особого рода объектом – живыми людьми – применяется главным образом при изучении малых групп. Мысленный же эксперимент применяется в социологии весьма широко. В принципе он присутствует в любом серьёзном, крупном социологическом исследовании и является основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ.

2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке

Вторая группа методов, применяемых социологией при изучении общества – это так называемые общенаучные методы – методы, которые не закрепляются за какой-то определённой наукой: они в равной мере принадлежат как хозяйке любой научной дисциплине. Эти методы, хотя как будет показано далее, эмпирические методы также являются по преимуществу общенаучными применительно к обществознанию, используются главным образом при построении социологической теории. Их иногда называют ещё общелогическими методами. К ним следует отнести, например, анализ, синтез, обобщение (номотетический или генерализующий метод), абстрагирование, логический метод (индукция и дедукция), исторический метод, генетический, типологический и др. методы.

2.3. Эмпирические методы социологического исследования

Третью группу методов, которые использует социология при изучении своего предмета, представляют методы, хотя и заимствованные социологией в своё время у других наук (антропология, этнография и др.), но ставшие, в конечном счёте, по отношению к ней её собственными, «родными»: отобрать их у социологии – значило бы лишить её жизни. Эти методы настолько широко применяются в социологии, что они стали даже называться социологическими. Они являются методами сбора первичной информации. Их называют ещё в отличие от теоретических (общенаучных, общесоциологических) эмпирическими методами.

Среди этой группы методов главными являются наблюдение, выборочное исследование (опрос), анализ документов, экспериментальный метод. Остановимся коротко на каждом из них в отдельности.

Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации посредством прямой, непосредственной регистрации событий, явлений, процессов в тех конкретных условиях, в которых эти события (процессы) происходят. Этот метод сначала был использован в этнографии, а затем заимствован и весьма успешно использован создателями социологии. Его главное достоинство – непосредственность впечатлений исследователя (как говорится «своими глазами видел»). Но у данного метода есть и свои минусы. Главный из них – невозможность гарантировать репрезентативность полученных таким образом данных по той причине, что наблюдением не удаётся охватить достаточно широкий круг явлений. А следовательно, есть вероятность допущения ошибок в интерпретации событий. Чтобы этого избежать, наблюдение применяют, как правило, в сочетании с другими приёмами получения первичной информации.

В практике социологических исследований используются различные виды наблюдения. Например, формализованное и не формализованное наблюдение. В первом случае речь идёт о целенаправленном и структурированном, жёстком программном наблюдении; во втором – о наблюдении, определенном лишь в общем тем или иным планом. Различают также включённое и невключённое наблюдение. Первое предполагает интеграцию наблюдающего, то есть социально – исследователя в наблюдаемые события и процессы (производственные, учёные и т.д.), коллектив, над которым ведётся наблюдение; второе – характеризуется тем, что наблюдение осуществляется без вмешательства исследователя в изучаемые события и процессы.

Невключённое наблюдение может быть скрытым. Далее, наблюдение может быть полевым, когда оно осуществляется в естественных, а не искусственно созданных условиях, и лабораторным. Существуют и такие виды наблюдения, как систематическое, когда оно ведётся за объектом в течение определённого, более или менее длительного времени, и несистематическое, когда наблюдение ведётся разово или кратковременно. Первое из них иногда называют ещё лонгитюдным наблюдением, то есть продолжающимся определённое время.

Важным и, пожалуй, одним из наиболее специфических методов по отношению к социологии, предназначенных для сбора первичной информации, является опрос. Он настолько специфичен для социологии, что его часто отождествляют с социологическим исследованием вообще. Его суть в непосредственном обращении исследователя с теми или иными вопросами к определённой группе людей. Опрос как метод обеспечивает довольно большую систематичность и точность научной информации. При его помощи добывают как событийную (о фактах) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. При этом опросы позволяют получить различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

Двумя важнейшими видами опроса являются анкетирование и интервью. Анкетирование – это опрос в письменном виде; интервью – устный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются очные и заочные опросы. Заочные опросы – это опросы, проводимые через почту, телефонные и прессовые опросы. Далее, — различают опросы экспертные и массовые. В первом случае речь идёт об опросе специалистов той или иной области; во втором, — об опросе значительного количества представителей исследуемой группы людей (региона и т.д.). Кроме того, в социологии широко применяются выборочные и сплошные опросы. В качестве этого последнего можно было бы назвать референдум. Опросы можно различать по тому, где они проводятся – по месту работы, жительства, на улице и т.д.

Жизнь современного общества требует проведения регулярных опросов, чтобы изучить, скажем, мнение той или иной группы людей в динамике, или провести сравнение. Среди регулярных опросов важное место занимает панельное исследование. Это вид повторного исследования одного и того же социального объекта с определённым временным интервалом по одной и той же программе и методике. Примером такого исследования являются периодические сплошные и выборочные переписи населения.

Применение данного метода исследования требует, разумеется, хорошей и квалифицированной подготовки, чтобы получить по возможности более объективную информацию, особенно, чтобы избежать умышленного искажения опрашиваемым сведений, поставить только такие вопросы, на которые опрашиваемый мог бы ответить, или хотя бы свести к минимуму ответы типа «не знаю», «не могу ответить», «затрудняюсь ответить»; чтобы расположить к себе опрашиваемого, вызвать у него доверие к исследователю.

Также как и наблюдение, опрос желательно использовать в сочетании с другими методами.

Теперь о таком методе, применяемом в социологии, как анализ документов.

В западной социологии иногда этот метод называют историческим (Смелзер). С помощью данного метода первичная информация извлекается из различного рода документов. Документы выступают здесь в качестве главного источника информации и широко используются при социологическом исследовании. Есть классические примеры такого использования документов, когда теоретически решались крупные социологические проблемы. Достаточно вспомнить классический социологический труд известного немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», написанный на основе анализа большого числа проповедей лидеров протестантизма (кальвинизма). М.Вебер показал на конкретных фактах, что рационализм и тип мотивации на успех, присущие западноевропейскому капитализму, предпринимательству вообще во многом предопределились проповедовавшейся лидерами протестантизма хозяйственной этикой, среди которой такие добродетели, как упорный труд и бережливость, самоограничение и здоровый образ жизни.

Как источник первичной социальной информации документы можно дифференцировать на виды по самым разным основаниям. Например, по способу фиксации информации они бывают: письменные, печатные, записи на кино- и фотоплёнке, магнитной ленте, а также аудио- и видеозаписи. По степени персонификации (персональной принадлежности) они делятся на личные документы, письма, дневники; безличные документы, например, данные прессы, статистические материалы, протоколы собраний, заседаний, различных других форумов. По своему статусу они могут быть официальными и неофициальными.

Различают методы качественного и количественного анализа документов. Важное место в комплексе эмпирических методов социологии в данном отношении занимают соответственно биографический метод и контент-анализ.

Суть биографического метода состоит в изучении индивидуального жизненного пути. Этот метод широко применяется теми социологами, которые пытались свести исторический процесс к деятельности отдельных, так называемых «великих» или, другими словами, «критически мыслящих» личностей. В социологии начала XX века (У. Томас, Ф. Знанецкий и др.) под данным методом понималось изучение личных документов – переписка, дневники, автобиографии, — с целью выяснения субъективного значения и смысла социальных процессов, отражающихся в этих документах. Он применяется для исследования установок, мотивов личности, и её социально-психологической структуры. Его слабая сторона – низкая репрезентативность из-за встречающихся в личных документах предрассудков и предубеждений, субъективной окраски. Сегодня применение данного метода получило новые черты и, прежде всего, благодаря осознанию единства внутреннего мира личности и исторической ситуации её развития.

Разновидностью биографического метода является когортный анализ. Когорта (от лат. – множество, подразделение) – группировок, в которую включаются индивиды по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени. Когортный анализ даёт возможность описать типичную структуру жизненного пути и особенности коллективной биографии целых поколений, а изучение личных документов – реконструировать жизненный мир отдельных индивидов, индивидуальных и социально-типических свойств. Он является важным средством исследования различного рода изменений в общественных правах и общественном мнении.

И, наконец, немного о контент-анализе как разновидности метода анализа документов.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) – это метод количественного изучения содержания социальной информации. В качестве объекта такого анализа может быть содержание газет, публичных выступлений, теле- и радиопередач, официальных и личных документов. В качестве примера можно привести осуществлённое американскими социологами во время второй мировой войны исследование, в результате которого была выявлена и подтверждена скрытая профашистская ориентация некоторых изданий.

Контент-анализ по сравнению с традиционными методами анализа документов является более строгим, систематичным исследованием. Его сущность в подсчёте того, как представлены в каком-нибудь конкретном информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. В качестве этих последних могут выступать, скажем, те или иные качества личности, позитивная или негативная позиция автора сообщения по некоторому вопросу. Их выявление может быть осуществлено при помощи определенной единицы счёта, например, частоты упоминаний, числа строк, отданных данной смысловой единице, площади газетной полосы, длительности вещания. Эффективность данного метода исследования многократно усиливается сегодня благодаря использованию компьютеров и спецпрограмм для анализа текстовой информации.

Довольно широко применяется в социологии и такой метод получения новых знаний как эксперимент (от лат. – проба, опыт). Эксперимент – это общенаучный метод и называть его сугубо социологическим было бы неверно. И тем не менее он вполне обоснованно причисляется некоторыми авторами к наиболее используемым в социологии (Смелзер).

Применяемый в социологии эксперимент называют социологическим. Его не следует смешивать с социальным экспериментом, как экспериментом, проводимым не в науке (социологии), а в самой практической общественной жизни. Особенностью этого метода является то, что новую социальную информацию получают в данном случае в контролируемых и управляемых условиях. Его логика была разработана и обоснована ещё в XIX веке Дж.С. Миллем. Эта логика представляет дойное правило различия в согласии: если в эксперименте за группой событий А, Б, В следует событие а, но Б и В оно не следует, то следует считать, что А есть причина а. Первая из двух групп событий – это экспериментальная, вторая – контрольная группы. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной. То есть, при помощи эксперимента получают новые знания главным образом о причинно-следственных отношениях между событиями-явлениями и процессами.

Различают натуральный (полевой, лабораторный) эксперимент и эксперимент мысленный (модельный). Натуральный эксперимент, в силу того, что социология имеет дело с особого рода объектом – живыми людьми – применяется главным образом при изучении малых групп. Мысленный же эксперимент применяется в социологии весьма широко. В принципе он присутствует в любом серьёзном, крупном социологическом исследовании и является основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ.

III. Методология и методика социологии управления.

В социологии управления понятие методологии рассматривается в двух аспектах — гносеологическом и прагматическом: в гносеологическом аспекте как совокупность основных принципов познания (изучения) социальной реальности и проблем управления, в прагматическом аспекте это — совокупность методов управления, то есть как технологии управления, применяемые в практической деятельности.

Все теоретические методы, используемые социологией управления можно разделить на три основные группы — общенаучные, социологические, специфические методы социологии управления.

1) Общенаучные методы предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают их в непрерывном развитии, различая при этом объективные характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется социология управления, имеют следующие характеристики — объективность, конкретность, системность, комплексность, историзм и единство теории и практики.

2) Особенность социологических методов определяется характеристиками социума, которые требуют изучения общества во всем его разнообразии. С этих позиций важнейшими для социологии являются социально-философский метод, метод структурно-функционального и системного анализа. К этой группе относятся методы сбора, обработки и интерпретации полученной информации. Основная черта прикладных исследований — практическая направленность, поэтому социологов — прикладников называют социологами — практиками. Любое социологическое прикладное исследование начинается с разработки его программы, что предполагает выполнение ряда научных процедур. Во-первых, выяснение содержания исходных понятий и определение эмпирических показателей и индикаторов, с помощью которых регистрируются изучаемые явления и процессы. Во-вторых, уточнение взаимосвязей между изучаемыми явлениями и, в-третьих, выбор алгоритмов теоретического обобщения эмпирических данных на основе исходных понятий. Знания, получаемые в результате проведенных эмпирических исследований, ориентированы непосредственное использование в разработке решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях социального управления.

3) К специфическим методам социологии управления они относят:

— организационно-структурный анализ — познание организации через ее структуру;

— коммуникационный — анализ системы связей, образующихся между членами организации;

— социотехнический — изучение организации через систему требований технологии ее деятельности;

— инновационный — изучение с позиций развития организации.

Выше перечисленные специфические методы исследования в социологии управления эффективны лишь в комплексном исследовании. Используя лишь один или группу методов, можно придти к одностороннему и даже извращенному толкованию организации и принципов управления.

IV. Место в системе научного знания.

Социология управления изучает сферу управленческих отношений в любом обществе и в любую историческую эпоху. Эти отношения включают наряду с социальными, также и юридические, финансовые, нравственные и другие типы отношений, поэтому социология управления сужает исследовательское поле, ограничивая его изучением только социального аспекта управленческих отношений. Социология управления как специальная социологическая теория (наука) имеет более узкую сферу применения по сравнению с общесоциологической теорией, но в то же время совмещает социологические проблемы с управленческими.

Общая социология изучает наиболее общие законы и движущие силы общественного развития, являясь общей теорией исторического процесса, она исследует те стороны и законы общественной жизни, которые являются общими для различных общественных явлений и для разных этапов развития общества. Социология является наиболее общим методом познания конкретной истории и различных общественных явлений, в том числе управленческих. Социология управления берет на вооружение методологию изучения общества, личности и социальных групп, выработанную общей социологией, и применяет полученный материал в анализе управленческой деятельности.

Теория управления изучает наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели деятельности социальных общностей, чтобы выработать для них необходимые управленческие технологии. Цель теории управления — исследование социальных механизмов управленческого воздействия на общество в целом и его отдельные сферы. В центре социолого-управленческого анализа находится влияние социальной деятельности, социальных групп и социальных общностей на характер общественного сознания и поведения людей, поэтому социология управления разрабатывает концепции управленческого процесса как особого вида социального взаимодействия, определяемого особенностями социальной организации и социальной информации. Социологический подход предполагает рассмотрение управления как социального института, который функционирует в определенном социокультурном пространстве. Научное управление обществом — прежде всего процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

Очень близкими науками по предмету исследования являются социология управления и менеджмент, иногда их даже отождествляют, так как в дословном переводе менеджмент обозначает управление. Менеджмент и управление различаются как управленческо-культурные явления. Менеджмент — это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе, он базируется на обществознании, науках о человеке, финансах и менеджменте. Первые школы менеджмента возникли в США во второй половине ХХ столетия. Управление — это универсально-историческое явление, существующее как в рыночном, так и в нерыночном обществе. С социологической точки зрения оно представляет собой иерархическую систему отношений, основанную на различии статусов, должностей, дохода, сферы властных полномочий. Нерыночное управление существует уже несколько десятков тысяч лет, а рыночное общество западного типа появилось менее трехсот лет назад. В качестве науки, пересекающейся с предметной сферой социологии управления, рассматривается социальный менеджмент, предметом изучения которого является система социальных отношений, социальные ресурсы, социальная сфера, социальные процессы и формирующиеся в них организационные и управленческие отношения. Основная цель социального менеджмента — при наименьших управленческих затратах получить наибольший социальный эффект, и чем меньше потери управления, тем выше эффективность социального менеджмента.

На современном этапе развития управленческих наук проявляется значительный интерес к личности как объекту и субъекту управления, так как главной проблемой, мешающей стать управлению точной наукой, является человек как индивид и как социализированная личность. Если в технических системах управление основано на фундаментальных законах физики, химии, механики и т.п., то в социальных системах поведение человека зависит от его потребностей, интересов, ценностных ориентаций, воли, установок, ожиданий и других факторов, которые не поддаются точному описанию, измерению и прогнозированию. Поэтому на современное состояние и развитие социологии управления существенное влияние оказывают науки о человеке: общая и социальная психология, культурология, социальная антропология и другие науки. Эти науки рассматривают поведение человека в социальном и культурном контексте.

В практике современного управления обращается внимание на интуицию как необходимый элемент принятия решений. Некоторые отечественные исследователи обращают внимание на то, что успех японских и американских компаний в немалой степени зависит от того, что в этих компаниях не абсолютизируют формально-математический инструментарий в процессе принятия решений. На роль интуиции в практической деятельности специалистов различных сфер деятельности и на теоретико-методологические проблемы границ компьютеризации уже в 70-е годы ХХ столетия обратили внимание шведские создатели международного проекта «Образование — Труд — Техника». Зарубежные и отечественные специалисты по кризисному управлению среди ключевых моментов в реагировании на кризис выделяют способность предвидеть и предчувствовать причины, масштабы и последствия кризисов.

6

90000 General scientific methods of research, Statement of the problem and its solution on the basis of scientific facts, Analysis and synthesis 90001 90002 General scientific research methods 90003 As noted above, general scientific methods of research are immediate manifestations of dialectic, or 90004 dialectics of cognition. 90005 They are called general scientific, since they are used in the cognition of all phenomena of reality and, consequently, in all sciences. 90006 These methods were formed during the centuries of cognitive activity of people and are improved in the course of its development.It is necessary to master them in order to apply them in the study of social reality, including socio-economic and political processes taking place in society. 90007 90006 General scientific methods, being 90004 methods of cognition of reality, 90005 are simultaneously 90004 methods of thinking 90005 researchers; on the other hand, the methods of thinking of researchers serve as methods for their cognitive activity. 90007 90006 Let’s consider the basic general scientific methods of research.90007 90002 Statement of the problem and its solution on the basis of scientific facts 90003 90006 The direction and content of her research largely depends on the setting of this or that scientific problem. It is essentially a cognitive task, conditioned by the corresponding needs of social life-economic, political, spiritual, etc., including the needs of the cognitive activity of people themselves. The prerequisites for solving this problem are knowledge, social experience, means and methods of research.In a scientific study, first of all, problems are considered that are necessary and can be solved at this time. 90007 The scientific formulation and solution of any problem must be based on scientifically established facts. For the fundamental role of the facts in the scientific knowledge of society, for example, the great United States physiologist IP Pavlov and the famous French sociologist E. Durkheim, which initiated the teaching about 90004 social facts. 90005 90006 We can say that objective facts are all existing phenomena of reality.Scientific facts are a reliable knowledge of these existing phenomena, their objective properties. Scientific facts are the empirical basis of scientific research, including economic, political, and other. 90007 90006 Research of the problem usually begins with the collection and accumulation of scientific facts. The number of such facts should be sufficient to solve the problem, first of all — to identify the objective nature and content of the phenomenon under investigation, as well as the patterns of its development and significance in the life of society.90007 90006 Scientific facts are obtained with the help of 90004 observations 90005 for some economic, political or other phenomena, as well as using various kinds of experiments. It is necessary to base on scientific facts at all stages research — from formulating the problem to processing the results of the study and drawing conclusions. 90007 Facts are selected and analyzed depending on the purposes and content of the scientific research, then classified and brought into a specific system in which their 90004 meaning 90005 and 90004 value 90005 are clearly revealed to solve that or another problem.90002 Analysis and synthesis 90003 90006 When researching the processes of social life, scientists resort to such methods of cognition as analysis and synthesis. 90007 90006 First of all, they subject these processes to scientific analysis, i.e. the mental division of them into elements in order to study each of them. But any of these elements functions only in interrelation and interaction with other elements. Therefore, the analysis of the element assumes simultaneously 90004 understanding of its interrelations and interactions, 90005 which is the content of the synthesis.90007 90006 Thus, analysis and synthesis are two interrelated aspects of people’s thinking activity and, accordingly, two interrelated methods of cognition of reality: «… when we perform an analytical process, we synthesize, and synthesis includes both the moment and the analysis. .. Even the most elementary analysis is impossible without synthesis, without the connection of the analyzed moments into something unified «. Synthesis of includes a selection in a single individual of its elements 90007 90006 In analyzing the socio-economic or political process, specific features of its elements and their role in its functioning and development are comprehended.In the course of scientific synthesis, there is a holistic view of this process, its content, i.e. the interaction of its sides (elements), as well as its essence and the laws of its development. 90007 90006 In the process of analytical and synthesizing activity of thinking, a transition is made from the initial speculative (and therefore superficial) judgments about a given economic or political process to more or less profound and holistic ideas about it. The appearance of new knowledge about the process under investigation indicates the 90004 creative 90005 (heuristic) nature of analysis and synthesis.90007 90006 We need to be able to analyze the content and social orientation of the economic, political and other processes taking place in society in order to compose a holistic (synthetic) representation about them and to correctly assess their role and significance at a given time and place. 90007 .90000 Undergraduate Course Descriptions | LSU Sociology 90001 90002 The 90003 LSU General Catalog 90004 serves as both the official undergraduate and the graduate catalog of LSU and should be consulted for course decisions. Below you can see a list of undergraduate courses offered by the Department of Sociology. 90005 90002 90003 SOCL 2001: Introductory Sociology (3) 90004 90009 This is a General Education course.Credit will not be given for this course and SOCL 2002. Major subject areas and principles of sociology. 90005 90002 90003 SOCL 2010: Додати Louisiana in a Global Context (3) 90004 90009 Introduces students to the history, people and culture of Louisiana through academic learning and hands on experience. 90005 90002 90003 SOCL 2002 HONORS: Introductory Sociology (3) 90004 90009 This is a General Education course.Same as SOCL 2001 with a special honors emphasis for qualified students. Credit will not be given for this course and SOCL 2001. 90005 90002 90003 SOCL 2201: Introduction to Statistical Analysis (4) 90004 90009 Prereq .: MATH 1021 or equivalent. Open to sociology majors; open to others with permission of instructor. 3 hrs. lecture; 2 hrs. lab Descriptive statistics; inferential statistical methods including confidence interval estimation and hypothesis testing for one and two population means and proportions; one-way analysis of variance; simple linear regression and correlation; analysis of categorical data.90005 90002 90003 SOCL 2211: Methods of Sociological Research (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 and SOCL 2201 or equivalent. Open to sociology majors; open to others with permission of instructor. Scientific methods and their application in sociological research, including problem selection, research design, measurement, data sources and evaluation of data. 90005 90002 90003 SOCL 2301: Introduction to Crime Studies (3) 90004 90009 Fundamentals of the causes, correlates, consequences, and controls of crime in society, including definitional and methodological issues.90005 90002 90003 SOCL 2255: Sociology of Sport (3) 90009 90004 Application of sociological principles, theories, and methods to the understanding of sport. 90005 90002 90003 SOCL 2371: Aspects of Federal, State, & Local Law Enforcement (3) 90004 Survey of federal, state & local law enforcement agencies origins, powers, and career expectations. 90005 90002 90003 SOCL 2411: Industrial Sociology (3) 90004 90009 Social organization in industry; relation of industry to community and society.90005 90002 90003 SOCL 2501: Current Social Problems (3) 90004 90009 This is a General Education course. Sociological analysis of major social problems in contemporary society; focus on both the institutional and personal causes and consequences. 90005 90002 90003 SOCL 2505: Marriage and Family (3) 90004 90009 This is a General Education course. Current issues and trends regarding marriage and family.90005 90002 90003 SOCL 2511: Race Relations (3) 90004 90009 Also offered as AAAS 2511. Examines relations among persons of different racial groups in an interdisciplinary setting that includes sociological, psychological, political, anthropological and historical viewpoints. 90005 90002 90003 SOCL 3101: Sociological Theory (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent.Open to sociology majors; open to others with permission of instructor. Dominant theorists and schools of thought in sociology. 90005 90002 90003 SOCL 3371: Sociology of the Criminal Justice System (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. The criminal justice system and its organizational components. 90005 90002 90003 SOCL 3401: Sociology of Culture (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2001 or equivalent. Current theoretical perspectives, methodological issues and empirical work in the sociological study of culture. 90005 90002 90003 SOCL 3501: Sociology of Deviance (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Sociological theories of deviant behavior; sup-porting research on mental illness, crime, sexual deviance, drug abuse and suicide. 90005 90002 90003 SOCL 3505: Poverty in the United States (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2001 or SOCL 2501 or equivalent. Definition of poverty, its meaning, measurement, causes, correlates and consequences; strategies for its amelioration and elimination. 90005 90002 90003 SOCL 3510: Criminal Violence (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. An in-depth study of criminal violence, including its forms, myths and facts regarding victims and offenders, and the causes, consequences and control of violence.90005 90002 90003 SOCL 3601: Social Interaction (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or PSYC 2000 or equivalent. Human behavior as social interaction. 90005 90002 90003 SOCL 3900: Sociology Internship (1-3) 90004 90009 Prereq .: 75 hours of course work completed, 2.50 overall GPA, written consent of department head and supervising faculty member May be taken for a max. of 3 hrs. of credit.Faculty supervised field study / research with an agency or organization whose mission is considered relevant to the student’s curriculum. 90005 90002 90003 SOCL 3901: Directed Reading and Research in Sociology (1-3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. May be taken for a max. of 3 sem. hrs. credit. Student registers with a faculty member before registration to select the area of ​​reading or research.Topic must not substitute for regularly offered courses unless reading goes beyond a standard course’s offerings. 90005 90002 90003 SOCL 3905 HONORS: Senior Thesis Research (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 3901; Open to seniors who are candidates for a bachelor’s degree with honors in sociology. Supervised research and preparation of a senior thesis. 90005 90002 90003 SOCL 3911: Research Practicum in Sociology (1-3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2211 and SOCL 3101. May be taken for a max. of 3 sem. hrs. credit. Student registers with a faculty member and, in consultation, selects a research problem. Supervised research experience in sociology, including design, execution and reporting. 90005 90002 90003 SOCL 4091: Topics in Sociology (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. May be taken for a max. of 9 sem. hrs. of credit when topics vary.Recent topics have included: 90005 90125 90126 Corrections 90127 90126 Environmental Sociology 90127 90126 Racial Inequality 90127 90126 Social Construction of Whiteness 90127 90126 Sociology of Disaster 90127 90126 Sociology of Mental Health 90127 90138 90002 90003 SOCL 4321: The Community (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2001 or equivalent. Classical and contemporary perspectives on the community; theoretical and methodological issues associated with community studies. 90005 90002 90003 SOCL 4331: Social Stratification (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Class and rank structure in society; determinants of social class, mobility, and changes in class position of both individuals and groups; attitudinal and behavioral consequences of class position.90005 90002 90003 SOCL 4401: The Family (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. The family as a social institution. 90005 90002 90003 SOCL 4402: Modeling Communication Within Marital and Family Relationships (3) 90004 90009 See CMST 4118. 90005 90002 90003 SOCL 4421: Political Sociology (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent.Social structure and politics. 90005 90002 90003 SOCL 4431: Sociology of Education (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Theoretical approaches to understanding the roles of the institution of education, socialization processes, the linkages between education and stratification and educational change. 90005 90002 90003 SOCL 4441: Sociology of Religion (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2001 or equivalent. Nature of religion; societal and cultural factors in religion; role of religion in social change and in contemporary society. 90005 90002 90003 SOCL 4451: Sociology of Medicine (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Sociological analysis of the structure and function of health agencies and occupations; social and cultural factors in the cause and treatment of illness.90005 90002 90003 SOCL 4461: Criminology (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Crime, the criminal justice system and penology. 90005 90002 90003 SOCL 4462: Sociology of Youth and Crime (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. The sociological study of adolescent deviance and crime; the socio-demographic correlates and social psychological causes of youthful offending and the juvenile justice system.90005 90002 90003 SOCL 4463: Gender and Crime (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Examination of gender as a socially, culturally and historically situated accomplishment and its relationship to criminal offending and victimization. 90005 90002 90003 SOCL 4464: Rural Crime (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Focuses on the nature, extent, causes, consequences and control of crime in rural America; topics include violence, property crime, fear of crime and agricultural and wildlife crime.90005 90002 90003 SOCL 4465: Drugs and Society (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. An exploration of the net of social relations in which drugs, drug users, drug dealers and drug laws are embedded; involves critical analysis of popular claims about drugs and the development of a sociological understanding of substance use and abuse in the modern U.S. 90005 90002 90003 SOCL 4466: Crime Mapping (3) 90004 90009 Also offered as GEOG 3043.Fundamentals of crime mapping and crime analysis with spatial data using Geographic Information Systems (GIS) 90005 90002 90003 SOCL 4467: Crime GIS (3) 90004 90009 Prereq .: Any one of the following courses: GEOG 2040, GEOG 4044, GEOG 4047, GEOG 4048, SOCL 4466. Also offered as GEOG 4043. Advanced spatial crime analysis, modeling, and mapping using Geographic Information Systems (GIS). 90005 90002 90003 SOCL 4468: Sociology of Gangs (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2301 or equivalent. The sociological study of gangs in modern society. 90005 90002 90003 SOCL 4469: Policing and Race in the US (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2301 or equivalent. Explores the relationship between policing and race in the United States. 90005 90002 90003 SOCL 4471: Sociology of Law (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Law and social change; evolution of legal institutions; group conflict and law; influence of legal controls and sanctions on human behavior.90005 90002 90003 SOCL 4521: Sociology of Gender (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Gender differences in families, education, the workplace and the state; understanding the social, economic and cultural factors that shape the lives of men and women; theoretical analysis of how different women and men experience the social world. 90005 90002 90003 SOCL 4531: The Aged in Contemporary Society (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2001 or equivalent. Social, demographic, psychological, cultural and health factors related to the aging process in contemporary society. 90005 90002 90003 SOCL 4532: Death and Dying in the US (3) 90004 90009 Understanding death and dying as it relates to individuals and society in the US. 90005 90002 90003 SOCL 4551: Global Society (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent.Presents central concepts and major perspectives on international development, globalization and world poverty and income inequality. 90005 90002 90003 SOCL 4561: Magic and Technology (3) 90004 90009 Analysis of the knowledge, practices and social interactions of humans and nonhumans, including animals, spirits, cyborgs and robots. 90005 90002 90003 SOCL 4601: Personality and Social Structure (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 3601 or PSYC 3140 or equivalent. Interaction of social structures, such as the family, peer group and school, with the personalities of individuals; processes by which each affects the other. 90005 90002 90003 SOCL 4621: Small Groups (3) 90004 90009 Prereq .: SOCL 2001 or equivalent. Analysis of groups, their structure and functions. 90005 90002 90003 SOCL 4701: Population (3) 90004 90009 Prereq.: SOCL 2001 or equivalent. Processes that influence size and composition of human populations; determinants and consequences of demographic trends. 90005 .90000 The Scientific Method | General Science 90001 90002 The problem with the «scientific method» 90003 90004 A common misconception in science is that science provides facts or «truth» about a subject. Science is not collection of facts; rather, it is a process of investigation into the natural world and the knowledge generated through that process. This process of investigation is often referred to as the scientific method and it is typically defined in many textbooks and science courses as a linear set of steps through which a scientist moves from observation through experimentation and to a conclusion as shown below: 90005 90006 Figure 1: The classic view of 90007 The Scientific Method 90008 is misleading in its representation of scientific practice.90009 Figure 2: A picture of the Henry Mountains in Utah. image © Ian Parker 90004 However, this classic portrayal has a number of problems. Science is not a linear process — it does not have to start with an observation or a question, and it commonly does not even involve experiments.Instead, the scientific method is a much more dynamic and robust process. Scientists get their inspiration from the natural world, from reading what others have done, from talking to colleagues, or from experience. They use multiple types of research toward investigating phenomena, including experimentation, description, comparison, and modeling. Some scientific investigations employ one of these methods, but many involve multiple methods, or some studies may even have characteristics of more than one method.Results from one research study may lead in directions not originally anticipated, or even in multiple directions as different scientists pursue areas of interest to them. 90005 90004 Comprehension Checkpoint 90005 90004 Scientists may use different research methods as long as they end up with the results that were predicted. 90005 90002 Practice of science: Methodologies 90003 90004 Given the detail needed to understand this practice, a single paragraph or even chapter will not do.Thus, we have developed a series of 11 modules that convey the practice of science and present the different methodologies used in scientific research. These 11 modules are part of a larger series of modules called our Process of Science modules, and these modules provide a detailed answer to the question «What is science and how does it work?» If you would like to learn more about individual scientific methodologies, please visit our Practice of Science modules: 90005 90020 Summary 90021 90004 Scientific investigation is not always a linear process that starts with a hypothesis and ends with a conclusion, as portrayed in the classic «Scientific Method.»The true scientific method is a much more dynamic and much less predictable, and can involve various methods that may overlap. This module serves as an introduction to our Practice of Science series of modules, which describe key scientific methodologies. 90005 90020 Key Concepts 90021 .90000 sociology | Definition, History, Examples, & Facts 90001 90002 90003 Sociology 90004, a social science that studies human societies, their interactions, and the processes that preserve and change them. It does this by examining the dynamics of constituent parts of societies such as institutions, communities, populations, and gender, racial, or age groups. Sociology also studies social status or stratification, social movements, and social change, as well as societal disorder in the form of crime, deviance, and revolution.90005 90002 Social life overwhelmingly regulates the behaviour of humans, largely because humans lack the instincts that guide most animal behaviour. Humans therefore depend on social institutions and organizations to inform their decisions and actions. Given the important role organizations play in influencing human action, it is sociology’s task to discover how organizations affect the behaviour of persons, how they are established, how organizations interact with one another, how they decay, and, ultimately, how they disappear.Among the most basic organizational structures are economic, religious, educational, and political institutions, as well as more specialized institutions such as the family, the community, the military, peer groups, clubs, and volunteer associations. 90005 90002 Sociology, as a generalizing social science, is surpassed in its breadth only by anthropology-a discipline that encompasses archaeology, physical anthropology, and linguistics. The broad nature of sociological inquiry causes it to overlap with other social sciences such as economics, political science, psychology, geography, education, and law.Sociology’s distinguishing feature is its practice of drawing on a larger societal context to explain social phenomena. 90005 90002 Sociologists also utilize some aspects of these other fields. Psychology and sociology, for instance, share an interest in the subfield of social psychology, although psychologists traditionally focus on individuals and their mental mechanisms. Sociology devotes most of its attention to the collective aspects of human behaviour, because sociologists place greater emphasis on the ways external groups influence the behaviour of individuals.90005 Get exclusive access to content from our тисяча сімсот шістьдесят вісім First Edition with your subscription. Subscribe today 90002 The field of social anthropology has been historically quite close to sociology. Until about the first quarter of the 20th century, the two subjects were usually combined in one department (especially in Britain), differentiated mainly by anthropology’s emphasis on the sociology of preliterate peoples. Recently, however, this distinction has faded, as social anthropologists have turned their interests toward the study of modern culture.90005 90002 Two other social sciences, political science and economics, developed largely from the practical interests of nations. Increasingly, both fields have recognized the utility of sociological concepts and methods. A comparable synergy has also developed with respect to law, education, and religion and even in such contrasting fields as engineering and architecture. All of these fields can benefit from the study of institutions and social interaction. 90005 90016 Historical development of sociology 90017 90002 Though sociology draws on the Western tradition of rational inquiry established by the ancient Greeks, it is specifically the offspring of 18th- and 19th-century philosophy and has been viewed, along with economics and political science, as a reaction against speculative philosophy and folklore .Consequently, sociology separated from moral philosophy to become a specialized discipline. While he is not credited with the founding of the discipline of sociology, French philosopher Auguste Comte is recognized for having coined the term 90019 sociology 90020. 90005 90002 The founders of sociology spent decades searching for the proper direction of the new discipline. They tried several highly divergent pathways, some driven by methods and contents borrowed from other sciences, others invented by the scholars themselves.To better view the various turns the discipline has taken, the development of sociology may be divided into four periods: the establishment of the discipline from the late 19th century until World War I, interwar consolidation, explosive growth from 1945 to 1975, and the subsequent period of segmentation. 90005 90016 Founding the discipline 90017 90002 Some of the earliest sociologists developed an approach based on Darwinian evolutionary theory. In their attempts to establish a scientifically based academic discipline, a line of creative thinkers, including Herbert Spencer, Benjamin Kidd, Lewis H.Morgan, E.B. Tylor, and L.T. Hobhouse, developed analogies between human society and the biological organism. They introduced into sociological theory such biological concepts as variance, natural selection, and inheritance-asserting that these evolutionary factors resulted in the progress of societies from stages of savagery and barbarism to civilization by virtue of the survival of the fittest. Some writers believed that these stages of society could be seen in the developmental stages of each individual.Strange customs were explained by assuming that they were throwbacks to useful practices of an earlier period, such as the make-believe struggle sometimes enacted between the bridegroom and the bride’s relatives reflecting the earlier custom of bride capture. 90005 90002 In its popular period of the late 19th and early 20th centuries, social Darwinism, along with the doctrines of Adam Smith and Thomas Malthus, touted unrestricted competition and laissez-faire so that the «fittest» would survive and civilization would continue to advance.Although the popularity of social Darwinism waned in the 20th century, the ideas on competition and analogies from biological ecology were appropriated by the Chicago School of sociology (a University of Chicago program focusing on urban studies, founded by Albion Small in 1892) to form the theory of human ecology that endures as a viable study approach. 90005 .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о