Определите какой тип экономической системы планово административный – Тест по теме «Типы экономических систем»

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1 «РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА»

ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫЗВАЛИ НАИБОЛЬШИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ОБОИХ ВАРИАНТАХ • ЗАДАНИЕ № 3 – ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ; • ЗАДАНИЕ № 4 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ЭКОНОМИКИ;

ВАРИАНТ № 1

3. 1 Конкуренция в экономике существует: а) только среди производителей; б) только в обществе, использующем деньги; в) вследствие ограниченности ресурсов; г) только среди потребителей. • ОТВЕТ «В»

3. 2. Функция, которую не может выполнять цена в условиях рыночной экономики: а) стимулирование научно-технического прогресса; б) информирование производителей о нехватке определенного товара; в) сокращение степени дифференциации семей по уровню получаемых доходов; г) регулирование распределения ресурсов по отраслям в соответствии с объемом и структурой потребностей в обществе. • Верно утверждение «в» , степень дифференциации семей по уровню доходов в большей степени определяется нерыночными факторами: талантом, уровнем квалификации, количеством детей в семье, величиной наследства.

3. 3. Для планово-административной системы характерно: а) государственная собственность на экономические ресурсы; б) централизованное распределение ресурсов труда, капитала и природных ресурсов; в) свободное принятие решений руководителями предприятий о том, что производить; г) самостоятельный выбор руководителями предприятий потребителей производимых ими товаров и услуг; д) планирование внедрений в производство новых научных открытий. • Утверждения «а» , «б» и «д» верны, они характеризуют основные черты административноплановой системы. Что производить, определяет центр, а не предприятия, не являющиеся самостоятельными, поэтому положение «в» ошибочно. Предприятия также не имеют возможности самостоятельно определять покупателей своей продукции (положение «г» ошибочно).

ВАРИАНТ 2

3. 1. Фундаментальными вопросами экономики являются следующие: а) кто производит, что производить, как производить; б) кто производит, для кого производить, как производить; в) что производить, как производить, для кого производить; г) что производить, для чего производить, как производить. • Верно утверждение «в» . В условиях ограниченности ресурсов невозможно произвести все, в чем нуждаются люди, поэтому нужно определить, что производить; всегда существует несколько альтернативных способов производства, и необходимо выбрать наиболее рациональные в существующих условиях, т. е. решить, как производить; и, наконец, невозможно удовлетворить запросы всех людей в равной степени, поэтому необходимо решить, для кого производить.

3. 2. Вы знаете, что производители всегда стремятся продать свою продукцию как можно дороже, а покупатели желают купить ее как можно дешевле. В рыночной экономике этот конфликт разрешается: а) в результате конкуренции; б) с помощью правительства; в) путем переговоров между производителями и покупателями; г) после вмешательства избирателей. • Утверждение «а» верно, конкуренция между производителями приводит к снижению цены, а конкуренция между покупателями создает условия для ее повышения; в результате конкуренции производителей и покупателей устанавливается цена, устраивающая ту и другую сторону.

3. 3. Природа рынка проявляется в тех случаях, когда: а) пенсионеры получают пенсию; б) вы обращаетесь в брокерскую контору, желая продать свои акции; в) вы оплачиваете услугу частного адвоката; г) происходит раздача продуктовых талонов остронуждающимся; д) осуществляется экспорт леса из России в Турцию. • Верны положения «б» , «в» и «д» , так каждое из них характеризует совершение процесса купли-продажи товара или услуги. В вариантах «а» и «г» речь идет о трансфертных выплатах, не связанных с оплатой товара или услуги

Задание на определение типа экономики

Задание № 4. Определите, какой тип экономической системы — планово- административный, рыночный, смешанный — характеризуют следующие высказывания: а) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет; б) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции; в) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области; г) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу. • а) ситуация, характерная для смешанной экономики; • б) характеризуется административно-плановая экономика; • в) характеризуется административно-плановая экономика; • г) характеризуется рыночная экономика, поскольку в ней снижение предложения вызовет рост цен; в административно-плановой же оно скорее привело бы к дефициту и очередям, поскольку цены в ней

а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации — оно не может их продать; б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок; в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль; г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты; • а) Ситуация скорее подходит для рыночной экономики, поскольку в административно-плановой системе покупатель известен заранее; • б) речь идет об административно-плановой системе, ее основные признаки: очереди, заранее намеченная дата изменения цен; • в) характеризуется рыночная экономика, ее основные признаки: заинтересованность и возможность применения новых технологий, мотив прибыли; • г) характеризуется административно-плановая экономика, только в ней возможно решением сверху аннулировать один из видов рынков — рынок валюты;

Отдельные вопросы и задания

ВЕРНО ИЛИ НЕТ, ЧТО Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством. • Утверждение неверно. В рыночной экономике производители производят именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что в противном случае они не смогут реализовать произведенное и понесут убытки.

ВЕРНО ИЛИ НЕТ, ЧТО Природный эгоизм Адам Смит считал вредным для общества • Утверждение неверно. Адам Смит считал природный эгоизм важнейшим условием создания богатого общества. Каждый человек, стремясь разбогатеть, должен действовать в интересах общества: он должен производить те товары, в которых общество нуждается, и продавать их по таким ценам, которые устраивают покупателей. Только при этих условиях человек получит свою прибыль, а общество — много недорогих товаров.

ВЕРНО ИЛИ НЕТ, ЧТО Любая экономическая система сталкивается с необходимостью согласовывания интересов людей • Утверждение верно. В условиях разделения и кооперации труда согласовывание интересов людей неизбежно.

ВЕРНО ИЛИ НЕТ, ЧТО В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо • Утверждение неверно. Планироваться должна всякая деятельность, особенно на уровне отдельного предприятия. В масштабе всего общества в условиях рыночной экономики планы не могут рассматриваться как закон, они могут носить лишь рекомендательный характер и подкрепляться системой стимулов для того, чтобы частные фирмы принимали их во внимание,

ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. УРОКИ 19 -21

ВОПРОСЫ К УРОКУ • 1. ЧТО ТАКОЕ СПРОС? • 2. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧИНА СПРОСА? • 3. ЗАКОН СПРОСА. • 4. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СПРОС (ФАКТОРЫ СПРОСА) • 5. ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ? • 6. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ? • 7. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. • 8. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ? • 9. ЧТО ТАКОЕ РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА? • 10. ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

АРГУМЕНТЫ ДОСТОВЕРНОСТИ ЗАКОНА СПРОСА • • А) ЦЕНОВОЙ БАРЬЕР; Б) ЭФФЕКТ ДОХОДА; В) ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ; Г) ПРИНЦИП УБЫВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ ТОВАРА; РАБОТА С ТЕКСТОМ В УЧЕБНИКЕ: СТР. 74 -75;

ФАКТОРЫ СПРОСА

• А) УРОВЕНЬ ДОХОДА ПОКУПАТЕЛЕЙ (ПОНЯТИЯ: «НИЗШИЕ» ТОВАРЫ, «НОРМАЛЬНЫЕ» ТОВАРЫ) • Б) ВКУСЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ • В) ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ И ДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ (ПОНЯТИЯ: «ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ» И «ДОПОЛНЯЮЩИЕ» ТОВАРЫ) • В)ОЖИДАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДОВ И ЦЕН; • Г) ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА ПОКУПЕАТЕЛЕЙ; ТЕКСТ УЧЕБНИКА: СТР. 77 -78

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ • А) ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ; • Б) ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА; • В) НАЛОГИ И ДОТАЦИИ; • Г) ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ; • Д) ОЖИДАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН; • Е) РОСТ ЧИСЛА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ;

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА, Р ВЕЛИЧИНА СПРОСА ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1 100 10 2 90 20 3 80 30 4 70 40 5 60 50 60 7 40 70 8 30 80 9 20 90 10 10 100

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • ГЛАВА 3. ПАРАГРАФЫ 3. 1 -3. 3. • ПРАКТИКУМ: ГЛАВА 3. СТР. 25 -28 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ТЕСТЫ, УПРАЖНЕНИЯ 1. 2 (ПИСЬМЕННО)

present5.com

Проверочная работа по теме «Типы экономических систем»

1 вариант. 1 задание. Соотнести понятия и определения.

Понятия: 1. Административно-плановая система. 2. Рынок. 3. Разделение труда. 4. Фирма. 5. Положительные внешние эффекты. 6. Общественные блага.

Определения: А. Форма организации контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, на основе которой совершается купля-продажа предметов торговли.

Б. Эффект, возникающий, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

В. Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования.

Г. Экономические блага, обладающие свойствами делимости, возможности отлучить потребителя от их потребления по причине его неплатежеспособности и невозможности потребления другими лицами, если они используются кем-то еще.

Д. Метод организации производства, когда отдельный производитель или группа производителей выполняют строго установленный вид работ или специализируются на изготовлении определенного вида продукции или ее части.

Е. Субъект рыночной экономики, использующий факторы производства для изготовления товаров и услуг с целью их продажи на рынке для получения прибыли.

2 задание. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.

1. Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная, так как члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику.

2. В планово-административной экономике ответ на вопрос «Кто получает производимые товары?» определяется производителями товаров и услуг.

3. Конкуренция способствует снижению цены.

4. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

5. Положительные внешние эффекты проявляются в выгоде третьего лица.

6. Правительство вынуждено создавать фирмы, производящие общественные услуги (например, пожарные службы), потому что никто не соглашается оплачивать стоимость общественных услуг.

3 задание. Укажите, какое из нескольких положений является правильным.

1. Вы знаете, что производители всегда стремятся продать свою продукцию как можно дороже, а покупатели желают купить ее как можно дешевле. В рыночной экономике этот конфликт разрешается:

а) в результате конкуренции; б) с помощью правительства;

в) путем переговоров между производителями и покупателями;

г) после вмешательства избирателей.

2. Конкуренция в экономике существует:

а) только среди производителей; б) только в обществе, использующем деньги

в) вследствие ограниченности ресурсов. г) только среди потребителей

3. Частные блага отличаются от общественных тем, что:

а) делимы; б) потребляются совместно;

в) могут быть предоставлены даже тем, кто не платежеспособен;

г) неисчерпаемы по потреблению.

4. Частные компании не желают финансировать службы по оповещению людей об опасности землетрясения, потому что:

а) затраты на организацию таких служб слишком высоки;

б) услугами таких служб большая часть населения может воспользоваться, ничего не заплатив за это;

в) слишком много конкурентов желало бы оказывать подобные услуги населению;

г) главным конкурентом частных фирм является государство, которому создание подобной службы обходится дешевле.

4 задание. Укажите, какие положения являются правильными, а какие ошибочными. Напишите в ответе «да» или «нет».

1. Для планово-административной системы характерно:

а) государственная собственность на экономические ресурсы;

б) централизованное распределение ресурсов труда, капитала и природных ресурсов;

в) свободное принятие решений руководителями предприятий о том, что производить;

г) самостоятельный выбор руководителями предприятий потребителей производимых ими товаров и услуг;

д) планирование внедрений в производство новых научных открытий.

2. Основные экономические цели, к которым должно стремиться общество в условиях смешанной экономики:

а) экономическая свобода; б) экономическая эффективность;

в) экономический рост; г) экономическое равенство;

д) экономическая стабильность.

3. Отрицательные побочные эффекты возникают, когда:

а) фабрика, производящая минеральные удобрения, сбрасывает отходы производства в реку;

б) водитель управляет машиной в нетрезвом состоянии;

в) применяются пестициды;

г) падают реальные доходы населения вследствие роста цен;

д) растут расходы государства на производство вооружений.

5 задание. Определите, какой тип экономической системы планово-административный, рыночный, смешанный характеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 2000 токарных станков, но оказалось в сложной ситуации оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;

г) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

2 вариант. 1 задание. Соотнести понятия и определения.

Понятия: 1. Рыночная система. 2. Домашнее хозяйство.

3. Частная собственность. 4. Конкуренция.

5. Отрицательные внешние эффекты. 6. Частные блага.

Определения. А. Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.

Б. Форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, используемым или для личного потребления, или для осуществления предпринимательской деятельности.

В. Субъект рыночной экономики, представленный отдельным человеком или семьей, являющийся собственником факторов производства и не участвующий в производстве товаров и услуг.

Г. Эффект, возникающий, когда часть затрат, связанных с совершением рыночной сделки между двумя сторонами, несет третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Д. Экономические блага, обладающие свойствами неделимости, совместного потребления и невозможности исключить из потребления неплатежеспособных лиц.

Е. Борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

2 задание. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.

1. Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством.

2. В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и продавать их по цене, которая устраивает покупателей.

3. Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей.

4. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью согласовывания интересов людей.

5. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются издержками третьего лица.

6. Государство предпринимает меры против вредных для окружающей среды побочных результатом производства, используя налоговое законодательство.

3 задание. Укажите, какое из нескольких положений является правильным

1. Функция, которую не может выполнять цена в условиях рыночной экономики:

а) стимулирование научно-технического прогресса;

б) информирование производителей о нехватке определенного товара;

в) сокращение степени дифференциации семей но уровню получаемых доходов;

г) регулирование распределения ресурсов по отраслям в соответствии с объемом и структурой потребностей в обществе. .

2. Что из нижеперечисленного является лучшим примером того, как правительство охраняет рыночную систему:

а) закрытие предприятий, загрязняющих окружающую среду;

б) строительство дорог и мостов;

в) запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года;

г) разработка антимонопольного законодательства.

3. Образование — это:

а) пример общественного блага;

б) пример частного блага;

в) пример свободного блага;

г) услуга, которая должна финансироваться как государством, так и частными потребителями.

4. Что из нижеперечисленного не относится к характерным признакам смешанной экономики:

а) активная конкуренция на рынке;

б) разработка законодательства, создающего наиболее благоприятные условия для действия рыночных законов;

в) разработка индикативных планов;

г) разработка директивных планов

4 задание. Укажите, какие положения являются правильными, а какие ошибочными. Напишите в ответе «да» или «нет».

1. Природа рынка проявляется в тех случаях, когда:

а) пенсионеры получают пенсию;

б) вы обращаетесь в брокерскую контору, желая продать свои акции;

в) вы оплачиваете услугу частного адвоката;

г) происходит раздача продуктовых талонов остронуждающимся;

д) осуществляется экспорт леса из России в Турцию.

2. Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) фирмы не могут получать одинаковую прибыль; б) часть людей не может найти себе работу;

в) конкуренция приводит к появлению монополий;

г) происходит разрушение окружающей среды, поскольку фирмам невыгодно тратить средства па се охрану;

д) происходит разорение некоторых фирм.

3. Мы имеем дело с чистым общественным благом, если оно:

а) неделимо при потреблении; б) потребляется совместно;

в) не может быть исключено из потребления тех, кто не в состоянии заплатить за пего;

г) не может быть уменьшено для одних по причине его потребления другими;

д) передается для потребления бесплатно.

5 задание. Определите, какой тип экономической системы планово-административный, рыночный, смешанный характеризуют следующие высказывания:

а) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

б) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

в) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

г) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области;

д) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

infourok.ru

Методическая разработка практического занятия на тему «Типы экономических систем»

Практическое занятие №2 Типы экономических систем

Цель: Рассмотреть характерные черты традиционной, командной, рыночной и смешенной экономик

Задание № 1.Заполните таблицу.

Задание №2: Прочитайте тексты. На основе текстов и собственных знаний определите к какому типу экономической системы относиться каждое высказывание:


Прочитайте высказывания:

1).Традиционная система характеризуется тем, что отношения купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство. Три основных вопроса экономики решаются по сложившимся традициям. На ранних стадия развития общества существовали первобытные семейные группы. Позднее возникли рабовладельческие отношения, далее — феодальные отношения. В настоящее время традиционная система сохранилась в отдалённых, труднодоступных районах: в джунглях, в горах, на островах и т. д.

Но отдельные признаки традиционной системы сохраняются в любом современном обществе.

2)Рыночная экономика

Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль. Основная форма собственности на факторы производства — частная, роль правительства ограничена.
Главные вопросы экономики в условиях рыночной системы решаются на основе системы свободных цен:
• вопрос «что производить?» решается фирмами с учётом покупательского спроса;
• вопрос «как производить?» решается фирмами с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирает наиболее эффективный способ производства;
• вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.
Одним из важных преимуществ рыночной системы является более эффективное, чем в других экономических системах, использование ресурсов.

3). Смешанная экономика

В условиях рыночной экономики возникают проблемы, которые рыночная система не в состоянии решить. Такими случаями несостоятельности рынка являются: инфляция, безработица, неравномерность распределения доходов граждан и др. Возникает также необходимость производства общественных товаров и услуг. Кроме того, рынок не способен решить проблему внешних эффектов, которые могут быть как положительными, так и отрицательными, но те и другие снижают эффективность использования ресурсов.
Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство государства в управление экономикой и формирование смешанной экономической системы. В смешанной системе частные и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль.
Определите по высказываниям тип экономической системы: 
а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации — оно не может их продать;
б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;
в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;
г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;
д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;
ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы республики Мордовия;
з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

Задание № 3.Исправьте ошибки в предложениях.

 

• Отличительными особенностями современной рыночной экономики являются крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда и натурального хозяйства.

• Характерными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюрократизация экономики, плановая система хозяйства.

• Отличительными чертами административно-командной экономической системы являются частная собственность на экономические ресурсы, свободная конкуренция, наличие множества самостоятельно действующих субъектов экономической деятельности

• Характерными чертами традиционной экономики являются многообразие форм собственности, развитие научно-технического прогресса, усиление влияния государства на экономику в первую очередь при решении социальных вопросов.

Задание №4

Кейс

Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в то же время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно-техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

Задание а. Промышленность является ведущим сектором экономики в __________ экономических системах.

Задание б. Оцените, к какой экономической системе относится Россия и ее регионы. Почему?

Сделайте выводы по работе.

infourok.ru

12. Планово-административная экономическая система

Планово-административная экономическая система

тип общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителей, многообразия экономических структур осуществляется сознательное регулирование общественного хозяйства как единого целого

основные особенности

  • большинство технических производственных единиц находятся в государственной собственности

  • все экономические действия подчиняются планам и приказам государства

  • государство определяет задачи экономики

  • государство определяет сроки выполнения задач

  • государство определяет средства выполнения задач экономики

  • распределение жизненных благ регулирует государство

  • формальное существование рынков

  • государство устанавливает для каждой технической производственной единицы объем производства и предоставляет ей необходимое количество факторов, необходимых для получения этого объема

  • рыночные цены и расчеты в деньгах подменяют условные административные оценки

  • планы и приказы административных властей основываются на расчетах в физических количествах, которые выражаются в общих учетных ценностях

Планово-административная экономическая система

Схема № 12. Планово-административная экономическая система.

studfile.net

Модуль. Типы экономических систем и их особенности

МОДУЛЬ. Типы экономических систем и их особенности

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

ЦЕЛЬ. Рассмотреть способы решения основных вопросов экономики, вызванных ограниченностью ресурсов, в различных экономических системах.

ЗНАТЬ. Что такое экономическая система, типы экономических систем.

УМЕТЬ. Различать типы экономических систем, доказать преимущества и недостатки каждой экономической системы.

Соколова С.В. Основы экономки: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. —  М.: «Академия», 2006. – 128 с.

УЭ – 1

Цель. Освоить понятия экономическая система, традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Задание.

  1. Прочитать текст на стр. 23 – 28.
  2. Для каждого из приведенных здесь понятий напишите определение:

экономическая система, традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Контроль.

1. Обсуждение результатов работы;

2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради

УЭ – 2

Цель. Выделить достоинства и недостатки каждой экономической системы.

Задание.

  1. Используя текст в учебнике на стр. 23 – 28, заполните таблицу «Достоинство и недостатки экономических систем»

Типы экономики         

Достоинство

Недостатки

Традиционная экономика

Командная экономика

Рыночная экономика

Смешанная экономика

Контроль.

1. Обсуждение результатов работы;

2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Письменно в тетради

УЭ – 3

Цель. Проверить уровень усвоения знание по теме

Задание.

  1. Проверка усвоения нового материала (тест № 1).

Контроль. Проверяет преподаватель. 

Письменно в тетради

УЭ – 4

Подведение итогов занятия:

  1. прочитайте цель занятия;
  2. достигли ли вы цели занятия, в какой степени;
  3. какие затруднения вызвало у вас изучение темы;
  4. оцените свою работу на занятии: критерии оценок: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 18 баллов – «4»; 17 – 14 баллов  – «3». Если не успели усвоить все УЭ, продолжите работать дома.

Индивидуально.

Обсуждение с учащимися.

УЭ – 5

Домашнее задание.

Соколова С.В. Основы экономки: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. —  М.: «Академия», 2006. – 128 с.

Глава 3.4.

Тест № 1.

1) Три типа экономических систем:

  1. феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
  2. развивающаяся, рыночная, централизованная.
  3. рыночная, смешанная, коммунистическая.
  4. традиционная, рыночная, централизованная.

2) В централизованной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны быть произведены, как правило, решают:

  1. производители, желающие получить прибыль.
  2. потребители, определяющие спрос на товары и услуги.
  3. государственные органы.
  4. директора крупных заводов и фабрик.

3) Для традиционной экономики наиболее характерны следующие признаки:

  1. быстрое внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.
  2. свобода в выборе профессий.
  3. ограничение индивидуальной свободы в принятии экономических решений.
  4. система распределения свободна от регулирования.

4) Смешанная экономическая система может содержать в себе элементы:

  1. только централизованной и рыночной экономики.
  2. только централизованной и традиционной экономики.
  3. только традиционной и рыночной экономики.
  4. традиционной, централизованной и рыночной экономики.

5) Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны

  1. Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная, т. к. члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику.
  2. Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством.
  3. В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и продавать их по цене, которая устраивает покупателей.
  4. Природный эгоизм Адам Смит считал вредным для общества.

6) Определите, какой тип экономической системы – планово-административный, рыночный, смешанный – характеризуют следующие высказывания:

  1. в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок.
  2. предприятие выпустило 2000 токарных станков, но оказалось в сложной ситуации: неверно оценив емкость рынка, оно не может их продать.
  3. члены независимой гильдии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; однако, они производят пиво, используя только новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль.
  4. страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет.
  5. коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции.
  6. выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области.

nsportal.ru

Модуль. Типы экономических систем и их особенности – УчМет

Краткое описание

Методическая разработка занятия по модульной технологии по курсу «Экономика отрасли и предприятия» для студентов НПО и СПО. Данная разработка содержит один учебный модуль по теме «Типы экономических систем и их особенности», рассчитанных на 45 минут.

Описание
МОДУЛЬ. Типы экономических систем и их особенности
Учебный элемент
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению материала
УЭ – 0
ЦЕЛЬ. Рассмотреть способы решения основных вопросов экономики, вызванных ограниченностью ресурсов, в различных экономических системах.
ЗНАТЬ. Что такое экономическая система, типы экономических систем.
УМЕТЬ. Различать типы экономических систем, доказать преимущества и недостатки каждой экономической системы.
Соколова С.В. Основы экономки: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. —  М.: «Академия», 2006. – 128 с.
УЭ – 1
Цель.Освоить понятия экономическая система, традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
Задание.
1.
Прочитать текст на стр. 23 – 28.
2.
Для каждого из приведенных здесь понятий напишите определение:
экономическая система, традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
Контроль.
1. Обсуждение результатов работы;
2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно
Письменно в тетради
УЭ – 2
Цель.Выделить достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Задание.
1.
Используя текст в учебнике на стр. 23 – 28, заполните таблицу «Достоинство и недостатки экономических систем»
Типы экономики
Достоинство
Недостатки
Традиционная экономика
Командная экономика
Рыночная экономика
Смешанная экономика
Контроль.
1. Обсуждение результатов работы;
2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Письменно в тетради

УЭ – 3
Цель. Проверить уровень усвоения знание по теме
Задание.
  1. Проверка усвоения нового материала (тест № 1).
Контроль. Проверяет преподаватель.

Письменно в тетради

УЭ – 4
Подведение итогов занятия:
1) прочитайте цель занятия;
2) достигли ли вы цели занятия, в какой степени;
3) какие затруднения вызвало у вас изучение темы;
4) оцените свою работу на занятии: критерии оценок: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 18 баллов – «4»; 17 – 14 баллов  – «3». Если не успели усвоить все УЭ, продолжите работать дома.

Индивидуально.
Обсуждение с учащимися.
УЭ – 5
Домашнее задание.
Соколова С.В. Основы экономки: Учеб. пособие для нач. проф. Образования. —  М.: «Академия», 2006. – 128 с.

Глава 3.4.

Тест № 1.
1) Три типа экономических систем:

  1. феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
  2. развивающаяся, рыночная, централизованная.
  3. рыночная, смешанная, коммунистическая.
  4. традиционная, рыночная, централизованная.

2) В централизованной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны быть произведены, как правило, решают:

  1. производители, желающие получить прибыль.
  2. потребители, определяющие спрос на товары и услуги.
  3. государственные органы.
  4. директора крупных заводов и фабрик.

3) Для традиционной экономики наиболее характерны следующие признаки:

  1. быстрое внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.
  2. свобода в выборе профессий.
  3. ограничение индивидуальной свободы в принятии экономических решений.
  4. система распределения свободна от регулирования.

4) Смешанная экономическая система может содержать в себе элементы:

  1. только централизованной и рыночной экономики.
  2. только централизованной и традиционной экономики.
  3. только традиционной и рыночной экономики.
  4. традиционной, централизованной и рыночной экономики.

5) Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны

  1. Рыночная экономика боле

www.uchmet.ru

Тест по теме «Экономические системы»

1 Для рыночной экономики не характерно…Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) ориентация производителя на собственные потребности

2) самостоятельность предприятий в вопросах производства

3) конкуренция, как главный фактор повышения эффективности производства

2 Что является лишним в перечне? Выберите один из 5 вариантов ответа:

3 Являются ли верными следующие утверждения о смешанной экономической системе? Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

_1_ Смешанную экономическую систему иначе называют переходной.

_2_ Хотя в условиях смешанной системы государство активно вмешивается в экономические отношения, но государственная собственность при этом не развивается.

_3_ Смешанная экономическая система развивалась в условиях перехода от традиционной экономики к рынку.

_4_ Для экономически развитых стран современного мира характерно наличие различных видов смешанной экономической системы.

_5_ Для смешанной системы характерно государственное регулирование экономических и социальных отношений.

4 «Хорошее государство – это мало государства». К характеристике какой экономической системы можно отнести это высказывание? Выберите один вариант

1) командная 2) традиционная 3) смешанная 4) рыночная

5 Командную экономическую систему отличает…Выберите несколько вариантов

1) наличие единого экономического центра 2) сдерживание технического прогресса

3) преобладание государственной собственности на средства производства

4) ориентация производителей преимущественно на собственные потребности

5) равноправие всех форм собственности

6 Что можно отнести к характерным чертам рыночной экономики?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) директивное планирование производства 2) отсутствие или неразвитость обмена

3) отсутствие единого экономического центра 4) экономическая свобода производителя и покупателя

5) государственное регулирование экономических процессов

7 Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) конкуренция производителей 1) рыночная

Б) централизованное распределение 2) командная

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) цикличность развития экономики

8 Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) свободное ценообразование 1. традиционная

Б) конкуренция производителей 2. командная

В) трансляция хозяйственного опыта предков 3. рыночная

Г) директивное государственное планирование

Д) частная хозяйственная инициатива

9 В стране Z экономика основывается на государственном планировании хозяйственной деятельности. Какие черты свидетельствуют о том, что в стране Z командная экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

2. директивное распределение ресурсов 3. централизованное ценообразование

4. производство товаров и услуг 5. гарантия свободы частной хозяйственной инициативы

6. государственная собственность на все средства производства

10 Какие из приведённых ниже признаков отличают традиционную экономику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. производство разнообразной сельскохозяйственной продукции

2. деятельность на основе хозяйственного опыта предков

3. аграрно-сырьевой характер хозяйства

4. слабое развитие товарно-денежных отношений

5. установление цен государственными органами

6. государственная собственность на все земельные ресурсы и средства производства

11. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИ­ЗНА­КИ ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИ­СТЕМ

А) са­мо­ре­гу­ля­ция спро­са и пред­ло­же­ния 1) ко­манд­ная

Б) сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства 2) ры­ноч­ная

В) ди­рек­тив­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

Г) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние

Д) кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей

12. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИ­МЕРЫ ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИ­СТЕМ

A) ос­но­ва эко­но­ми­ки стра­ны Z —сель­ское хо­зяй­ство, 1) ко­манд­ная

земля при­над­ле­жит ро­до­вым об­щи­нам и ими об­ра­ба­ты­ва­ет­ся 2) тра­ди­ци­он­ная

Б) в стра­не А го­су­дар­ство цен­тра­ли­зо­ван­но рас­пре­де­ля­ет 3) ры­ноч­ная

фак­то­ры про­из­вод­ства и уста­нав­ли­ва­ет цены то­ва­ров и услуг

B)в стра­не F про­из­во­ди­те­ли со­рев­ну­ют­ся за наи­бо­лее вы­год­ные

усло­вия про­из­вод­ства и про­да­жи то­ва­ров

Г) в стра­не С в усло­ви­ях сво­бо­ды пред­при­ни­ма­тель­ства у

по­тре­би­те­лей есть ши­ро­чай­ший выбор то­ва­ров и услуг

Д) един­ствен­ным про­из­во­ди­те­лем и про­дав­цом то­ва­ров и услуг

в стра­не G яв­ля­ет­ся го­су­дар­ство, част­ное пред­при­ни­ма­тель­ство

на­хо­дит­ся под за­пре­том

13 В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какой из названных экономической системе присущи такие отношения собственности?

А) традиционной Б) рыночной В) командной Г) смешанной

14. В стране Z существует товарное производство и  денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

А) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

Б) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

В) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

Г) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько  производить.

15. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

А) плановому Б) командному В) рыночному Г) традиционному

16. Соотнесите типы экономических систем и их характерные черты.

1) экономическая свобода производителей и потребителей

2) государственное регулирование экономических процессов

3) господство натурального хозяйства

4) господство государственной собственности

_А_ традиционная

_Б_ рыночная

_В_ командная

_Г_ смешанная

17. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

А) господство государственной собственности на средства производства

Б) плановое ведение хозяйства

В) централизованное распределение ресурсов

Г) свободное ценообразование

Экономические системы

Ответы:

1 – 1,4,5

2 – 1

3 – 1-нет

2-нет

3-нет

4-да

5-да

4 – 4

5 – 1,3

6 – 3,4

7 – 12211

8 – 33123

9 – 2,3,6

10 – 2,3,4

11 – 22112

12 – 21331

13 – Б

14 – Г

15 – В

16 – БГАВ

17 – Г

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о