Оптимизация логистических процессов – Оптимизация логистики

Содержание

Оптимизация транспортных процессов и расходов на предприятии

Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

arprime.ru

Логистика как бизнес процесс

Большинство компаний понимают, что бизнес-сфера не может оставаться статичной, она постоянно развивается. Представителям этой сферы нужно использовать современные инструменты ведения бизнеса для того, чтобы иметь возможность эффективно работать. Уже более сотни лет одним из таких инструментов является логистика. Логистический подход в бизнесе первыми начали применять такие компании, как IBM, General Motors, Ford Motors, Johnson & Johnson, Proctor & Gamble. Основная цель логистики — поставка товаров или услуг в оговоренный срок с минимальными затратами на производство, транспортировку, сбыт, хранение и упаковку. Логистика помогает решить весь этот комплекс задач.

Специалисты по логистике изучают материальные потоки (товары) и связанные с ними потоки информационные (сервисы, дополнительные услуги и т. п.). Логистическая служба отдельно взятого предприятия должна в обязательном порядке работать со всеми другими службами предприятия, включая маркетинговый отдел, контроль качества, производственные службы, финансовые службы и некоторые другие. Правильно выстроенный логистический процесс — один из основных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности фирмы.

Чаще всего выделяются два основных вида конкурентных преимуществ правильно выстроенной логистики. Первый — низкие издержки, второй — дифференциация товаров. В первом случае речь идет об умении компании разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособный товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Во втором мы говорим о создании нового типа товара (или услуги), представляющего ценность для потребителя, а также дополнительное обслуживание такого товара после его продажи.

Согласно статистике, более 50% (в некоторых случаях — и 70%) стоимости конечного товара составляют логистические расходы. Это затраты, которые тесно связаны с транспортировкой, упаковкой и хранением товаров. Использование оптимизации логистических процессов открывает возможность достичь следующих целей:

  1. снижение количества запасов на пути движения товаров к конечной точке;
  2. снижение временных затрат на доставку товаров к конечной точке;
  3. снижение расходов на транспортировку товаров.

Логистика используется в различных сферах бизнеса, включая транспортную (ЖД, авиа и другие), производственную, энергетическую и банковскую.

  • В транспортной сфере используются такие логистические операции, как составление оптимальных расписаний и реакция транспортной сети на изменения. В авиации добавляется еще и планирование работы экипажей.
  • В энергетической сфере речь идет о графиках поставки топлива, графиках загрузки и технического обслуживания генерирующих мощностей, формирование ценовой политики.
  • Банкам и финансовым организациям требуется эффективно управлять финансовыми потоками на всем пути от точки входа до точки выхода любой транзакции.

Для понимания сложности логистического процесса можно привести количество факторов, которые необходимо учитывать при производстве тепловой и электроэнергии. Здесь выделяется множество этапов работы, а процесс логистики содержит в общем случае миллионы переменных.

В железнодорожных перевозках количество переменных еще больше.

В идеале все это необходимо учитывать при формировании логистических процессов.

Опыт IBM в оптимизации логистических процессов

Благодаря своему огромному опыту в сфере логистики корпорация IBM помогает своим партнерам и клиентам наладить эффективную логистику, что повышает доход предприятия и делает его более конкурентоспособным. Одно из подразделений, которое занимается оптимизацией логистики, — Operations and Supply Chain Optimization. Эксперты этого подразделения, в частности, выполняют следующие задачи:

  • разработка операций и стратегий для системы снабжения, что позволяет улучшить эффективность и результативность всех процессов компании;
  • улучшение операционной продуктивности и увеличение прибыли при разработке новых стратегий и технологий;
  • оптимизация всех аспектов планирования, снабжения и логистики в целом для снижения затрат и увеличения производительности;
  • создание операционного фундамента для будущего роста компаний.

Еще в 2008 году при поддержке Integrated Supply Chain от IBM компания Telstra в Австралии смогла улучшить контроль над всеми компаниями, увеличить прозрачность всех процессов и снизить расходы системы снабжения. Проблема компании состояла в том, что в ее сеть входило огромное число производителей, партнеров, каждый день нужно было отслеживать десятки тысяч транзакций и операций иного рода. В результате расходы на работу системы снабжения просто вышли из-под контроля руководства. IBM помогла Telstra прийти к end-to-end-операциям в сети снабжения с полной прозрачностью всех операций в этой сети.

По мере развития когнитивных сервисов IBM возможности компании стали еще более обширными. В 2012 году корпорация помогла оптимизировать логистику CMA CGM — самой крупной во Франции и третьей в мире по величине судоходной компании, которая занимается контейнерными морскими перевозками. На тот момент у компании было в наличии 390 судов, а обслуживала она около 400 портов по всему мира. Количество сотрудников CMA CGM тогда составляло около 18 000 человек. Как и в предыдущем случае, расходы на системы снабжения и логистику в целом превысили разумные пределы, поэтому компания обратилась к IBM с просьбой помочь. В итоге специалисты и облачные технологии корпорации в рамках этого партнерства были использованы для оптимизации времени, которое затрачивается на предварительных этапах и при непосредственной транспортировке. Оптимальный маршрут кораблей стал выбираться с учетом огромного количества различных факторов, включая экономические, политические, экологические, климатические и даже террористические.

В 2015 году IBM помогла наладить работу одного из наиболее загруженных портов мира, находящегося в Сингапуре. В год количество судов, заходящих в порт или выходящих из него, составляет 130 тысяч. То есть каждые 2-3 минуты в порт заходит или из порта выходит одно судно. Корпорация создала унифицированную платформу для сбора данных в режиме реального времени и обеспечения постоянного обзора базовых точек порта Сингапура. Данные в режиме реального времени позволяют операторам очень быстро принимать решения. При этом система рассматривает огромное количество входных факторов, включая погоду, местонахождение кораблей и многое другое. Базируется разработанная платформа на IBM Traffic Prediction Tool. Здесь уже в полной мере задействованы возможности IBM Watson, а также IBM Incident Detection Module (модуль мониторинга инцидентов) и IBM System G (мощный вычислительный кластер разработки IBM).

В целом современные компании и их логистические подразделения сталкиваются сегодня со следующими проблемами в ходе своей работы:

  • изменчивость — сложность глобальных процессов, изменения рынка, быстрая смена потребностей потребителей;
  • непрозрачность — отсутствие доступа к своевременной информации для разработки необходимых решений;
  • значимость — постоянное давление для создания ценности для предприятия за счет повышения эффективности затрат сети поставок из конца в конец, а также оптимизации запасов трубопроводов.

Когнитивная система IBM Watson помогает решить все эти проблемы путем анализа огромных объемов информации. После анализа всех данных Watson предоставляет возможные варианты решений таких проблем с ранжированием вариантов по их вероятной реализации. Получение доступа к информации такого рода помогает компаниям быстро и эффективно наладить логистику и общий контроль за компанией.

В числе прочих проблем IBM помогает решить вопросы и финансовой логистики. В качестве примера можно привести сотрудничество IBM с одной из крупнейших международных многопрофильных корпораций Mahindra Group. Обе стороны подписали договор по разработке блокчейн-решения, обладающего потенциалом трансформировать финансовые решения для цепочки поставок путем повышения безопасности, прозрачности и качества операционных процессов. Приложение помогает сформировать торговые финансовые транзакции между поставщиком и производителем при помощи распределенного реестра с контролируемым доступом.

IBM, когнитивные системы и решения для оптимизации логистики

Современные логистические процессы чрезвычайно сложны, потребности бизнеса постоянно меняются и тоже становятся более сложными и многогранными. Возможности когнитивной системы Watson в совокупности с другими сервисами и программными продуктами корпорации IBM позволяют партнерам и клиентам компании получить необходимую поддержку, чтобы вовремя решить все проблемы, понять потребности потребителей, расширить логистическую сеть, сделав ее более прозрачной и в результате значительно повысить как эффективность своей работы, так и доходность компании.

IBM помогает оптимизировать любые виды логистических операций и операционных процессов на предприятии. Это касается как, например, концепции Justintime с минимальным использованием запасов, материалов, компонентов и прочих элементов в процессе производства, так и концепции Lean Production, где используется принцип снижения размеров производственных партий, уровня запасов с одновременным повышением качества персонала и оборудования.

Оптимизация логистической системы предприятия с использованием инструментов и возможностей IBM позволяет организовать правильную работу всех элементов логистики партнеров и клиентов корпорации, включая каналы поставок. Это снижает общие издержки, повышает количество прибыли, получаемой компанией, а также улучшает общую конкурентоспособность.

Подробнее про реализованные решения IBM для ритейла и других индустрий Поделиться статьей:

cognitive.rbc.ru

Особенности применения современных информационных технологий для оптимизации логистических процессов

В статье рассмотрены особенности применения современных информационных технологий в логистике, их роль в оптимизации логистических процессов, а также выделены основные решения, которые позволят достичь логистическим компаниям наиболее эффективного результата.

В современной логистике использование информационных технологий является неотъемлемой частью. Сейчас трудно представить построение и организацию работы процесса доставки товаров без своевременного обмена информацией и без быстрого реагирования на потребности рынка. На сегодняшний день практически невозможно обеспечивать качество товаров и услуг, которые востребованы потребителем, не используя современные информационные системы и программные комплексы для планирования, анализа и поддержки принятия коммерческих решений в логистической системе. И как раз за счет развития информационных систем и технологий логистика стала преобладающей формой организации товародвижения на рынках с высокой конкуренцией в экономически развитых странах.

В современной логистике под информационными системами и информационными технологиями обычно подразумевается комплекс программно-технических средств и методов производства, обработки, передачи и потребления информации в системах обеспечивающих товародвижение. Главным направлением в развитии информационных технологий в логистике является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение перевозки товаров. Именно эти направления связаны с интеграционными процессами в экономике стран с высоким развитием и представляют новое научно практическое направление телематику. Данное направление ориентировано на активное применение информационных сетей и вычислительных систем. Но развитие данного направления в нашей стране связано с рядом проблем, которые выделены ниже:

  • качество техники и ее техническое обслуживания;
  • обучение и квалификация персонала;
  • интегрирование информационных процессов;
  • стоимость персональных компьютеров, средств коммуникации и периферийного оборудования;
  • технологические изменения в процессах, которые связанны с обработкой и использованием информации на местах.

Постоянное развитие информационной логистики связано с растущей ролью информации в хозяйственном процессе, и с развитием компьютерной техники и средств связи. В современном мире значение информации определяется рядом факторов:

  • высокий процент информационных ресурсов в общей занятости;
  • высокая доля информации в конечной стоимости товаров и услуг;
  • инновационной функцией, которая проявляется в генерировании научно-технического прогресса;
  • интегрирующей функцией информации в экономическом организме общества, которая в решающей степени обеспечивает ощутимый эффект функционирования экономики.[1]

Актуальность внедрения и применения информационных технологий в логистике связана с непрерывным ростом объемом данных, которые подлежат обработке. Привычными, классическими способами уже, в должной мере, не получается из потока данных извлечь требуемую информацию и это не позволяет её применять для управления компанией. Наиболее весомым фактором в управлении является скорость обработки данных и получение нужной информации. Оборот информации все серьезней влияет на эффективность управления компанией, и соответственно на ее экономические успехи. Помимо этого, все чаще информацию стали называть «стратегическим сырьем». В развитых западных странах расходы на информацию превосходят расходы на энергетику. И при разумном, правильном подходе эти расходы дают свои результаты. Производительность труда существенно увеличивают современные информационные технологии, которые построены на основе применения интеллектуальной обработки данных и концепций информационных хранилищ.

При поступлении необходимой информации и наличию современных технологии ее обработки в логистических системах, фирма сможет извлекать неплохую выгоду. Поэтому логистические подразделения, которые успешно функционируют, ставят компьютеризацию в приоритет и рассматривают ее как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в финансовых аспектах. Если будут использоваться сети электронного обмена данными с потенциальными потребителями, то предприятие существенно сможет повысить свою конкурентность и долю на рынке.

Внедрение средств информационных технологий в логистике ориентировано на то, чтобы обеспечить товародвижение и взаимодействие между подразделениями компании, а также между фирмами в процессе закупки и распределения товаров. И поэтому, исходя из этого, в качестве главного направления исследования следует принимать разделение логистических систем по фазам материального потока с характеристикой обеспечивающих функций логистики (транспортировка, запасы). Важно отметить, что сами по себе информационные технологии в практике организации товародвижения не обладают ценностью. То есть обычная покупка, и установка дорогого специализированного программного обеспечения не смогут привести к решению проблем компании в области логистики. А для того чтобы логистическая система управления давала положительный результат, требуется подробное описание всех физических процессов и только потом внедрение в существующую систему компьютерной программы или разработка эффективного программного обеспечения. Эффективным программное обеспечение становится только в тех случаях, когда при внедрении и эксплуатации программисты и консультанты собирают все отзывы и пожелания от пользователей, делают соответствующий анализ, выбирают подходящие решения и дописывают программу уже под конкретную компанию.

В логистике информационные технологии и автоматизация остаются ключевыми направлениями на современном этапе развития. Но, несмотря на это, логистические информационные системы разрабатываются на различных вычислительных платформах с использованием разных языков программирования, которые часто несовместимы между собой, и создаются, не учитывая требований международных стандартов.

Так как сейчас глобальная сеть Интернет находит все более широкое применение, то такие технологии как штриховое кодирование и электронный обмен данными из чисто технических оснащений превращаются в средства автоматической идентификации поведению современного бизнеса. Поэтому сертификация и стандартизация процессов цепочек поставок и логистических услуг в отраслях экономики Российской Федерации играют значимую стратегическую роль для экономики страны.

Логистическая система на производстве будет эффективна, только в том случае, когда создаются необходимые условия для ее интеграции в существующие производственные процессы. Эту проблему можно решить, если создать соответствующей информационный базис. Сюда входят актуальные обзоры фондов, то есть наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов и сроков поставки, обработки, ожидания и простоев и контроль над их соблюдением. Чтобы осуществлять сбор этих данных производственная система по всей компании располагает датчиками и измерительными инструментами, они помогают контролировать сроки текущих процессов, их объемы и передают эти сведения для последующей обработке. К своей «измерительной» сети логистическая система предъявляет некоторые требования:

  • надежный и быстрый (ручной или автоматизированный) сбор необходимых данных о средствах производства и транспортных средствах;
  • наличие структуры внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, в которой всегда содержится актуальная информацию о ходе всех производственных процессов по каждому из участков.[2]

В складской логистики одним из важнейших конкурентных преимуществ и целей оптимизации является время – это едва ли не основной показатель деятельности предприятия, которое использует складские помещения. Обычно тот, кто быстрее всех способен доставить товар до потребителя, тот и ставит условия, другим уже, в свою очередь, остается играть уже по чужим правилам, и практически всегда эти правила являются далеко не самыми выгодными для «отстающих» игроков.

Автоматизация всех процессов логистики склада помогает оптимизировать помимо времени, также и затраты связанные с содержанием большего количества персонала, и, тем не менее, автоматизация самих процессов складирования и хранения – это всего лишь вершина так называемого айсберга.

Требуется внедрить единую систему, для того чтобы оптимизировать весь процесс. Это система должна будет способна обеспечить автоматизацию всех существующих логистических процессов управления складом, а также обеспечивать руководителя информацией о деятельности всей компании.

Современные информационные технологии, которые предназначены для реализации в логистики, предлагают ряд оптимальных решений для множества складских задач. Начиная от простейшего учета и доходя до современных технологий автоматической идентификации на всех стадиях товародвижения. [3]

Опыт внедрения складских систем автоматизации показывает, что основные потребности компаний, которые связаны со складским хозяйством, являются практически идентичными для большей части участников рынка. Во-первых, это оперативный сбор и подробный анализ информации о товаре, проходящем через складской комплекс компании, высокая скорость выполнения операций на складе и точность идентификации товара, контролирование рабочих на складе и создание обоснованной системы мотивации персонала. Данные проблемы можно отнести к потребностям базового уровня, и довольно таки часто их решение с помощью автоматизированных систем управления складским хозяйством уже будет являться достаточным для существенного роста эффективности функционирования склада.

Существует не малое количество программ зарубежных и российских разработчиков, которые автоматизируют работу склада. Среди российских разработок наиболее популярной является программа «1C-Логистика: Управление складом», которая является совместным решением фирмы 1С и компании AXELOT.

Среди зарубежных программ могут быть узкоспециализированные решения для складских комплексов класса WMS (Warehouse Management System). Но в последнее время руководители компаний, связанные с потребностью тем или иным образом использовать складские помещения, предпочитают использовать системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) – единой интегрированной платформе. Она способна сделать бизнес-процессы прозрачными для руководителей компании для принятия важных управленческих решений. Такие продукты сочетают в себе развитый функционал, открытость для внешнего взаимодействия и гибкость, и позволяют разрабатывать различные отраслевые решения, представляющие собой новый этап развития систем управления компании. Система, которая приспособлена и адаптирована к задачам отрасли, поможет решить не только стандартные бизнес-задачи, которые предусмотрены встроенной функциональностью, но и учитывать особенности, являющиеся характерными для бизнес-процессов компании данной отрасли.

Не так уж и много ERP-систем, на основе которых разработаны отраслевые решения для складского комплекса. Среди них наиболее распространены системы Microsoft Dynamics. Отраслевые решения созданные на базе этих продуктов предоставляют компании возможность получить конкурентные преимущества за счет создания наиболее эффективных процессов обработки товарных запасов на уровне зон и ячеек, повышения качества обслуживания клиентов, увеличения количества обрабатываемых заказов, и снижения затрат на отслеживание характеристик партий товаров.[4]

Эти отраслевые решения предназначены как для компаний-изготовителей, так и для дистрибьюторских компаний, заинтересованных в разработке эффективного складского комплекса, который даст возможность выполнить обработку немалого количества заказов. При этом их важной особенностью является очень удобный механизм формирования управленческой отчетности, управления закупками и продажами, а также функции управления финансами, механизм учета и анализа в различных разрезах.

Большая часть операций, которые производятся вручную, автоматизируется, и это тем самым помогает избежать большое количество ошибок, которые связанны с человеческим фактором. К примеру, при осуществлении подбора весовых товаров обеспечивается автоматическая корректировка их количества в рамках допустимого отклонения.

Также важно отметить значимую роль логистов-экспертов в решении специальных задач в логистических процессах и в создании технического задания для усовершенствования складской информационной системы. Так как, при внедрении изменений технологического процесса логисты-эксперты способны за достаточно короткий срок существенно уменьшить риски компании на переходном этапе, подготовить сотрудников и получить в итоге максимально положительный результат.

Информационная логистическая система позволяет улучшить управление постоянно усложняющимся материально-техническим снабжением. Для малогабаритных и высокоорганизованных систем производства, например таких, как синхронное производство и поставки «Точно в срок», возможность качественного управления движением поступающих ресурсов становится все более важным. За счет деятельности информационной логистики при обмене снабженческими данными увеличивается эффективность управления запасами. Мгновенное получение информации о движении товаров добавляет уверенности в оперативности доставки товаров и дает возможность провести замену реальных запасов информационными потоками. Обмен снабженческими данными, который распространяется на сеть фирм — поставщиков и транспортных компаний, дает возможность изготовителю снизить затраты, связанные с обеспечением деятельности всей логистической цепи. Компания-изготовитель получает ощутимую выгоду, повысив ее эффективность. Данную экономию можно разделить в определенных пропорциях между тремя участниками процессов: поставщиком, производителем и транспортной компанией, при этом окупая затраты на создание и содержание современных информационных систем и создавая дополнительный доход от их применения. Результативный эффект, которые получается в результате действия информационной логистики, стимулирует всех людей, которые участвуют в логистическом процессе поддерживать достигнутый уровень данного процесса, а также вкладывать новые ресурсы для его дальнейшей оптимизации.

novainfo.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ | sibac.info

 

ОПТИМИЗАЦИЯ  ЛОГИСТИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ

Кичемасова  Елена  Валерьевна

студент  4  курса,  кафедра  Маркетинга  и  Логистики  СГЭУ,  РФ,  г.  Самара

Е-mail:  [email protected]

Соколова  Кристина  Викторовна

студент  4  курса,  кафедра  Маркетинга  и  Логистики  СГЭУ,  РФ,  г.  Самара

Е-mail:  missokolova[email protected]mail.ru

Карпова  Наталья  Петровна

научный  руководитель,  д-р  экон.  наук,  доцент,  профессор,  кафедра  Маркетинга  и  Логистики  СГЭУ,  РФ,  г.  Самара

 

Логистика  —  наука,  которая  занимается  эффективным  управлением  материальным  и  сопутствующими  ему  потоками  из  пункта  отправления  до  пункта  назначения.  На  сегодняшний  момент  логистика  охватывает  многие  функциональные  области,  включая  процессы  складирования  и  перевозки.

Склад  —  это  своего  рода  механизм,  снижающий  последствия  между  столкновением  темпов  производства  и  темпов  потребления. 

Эффективное  управление  цепью  поставок  —  являлось  источником  возникновения  богатства  британских  и  голландских  компаний  в  1953  году.  Инновации  уже  с  начала  XX  века  начали  воздействовать  на  логистические  процессы.  В  России  логистика  развивалась  как  военная  дисциплина.  Первые  упоминания  о  ней  были  в  IX  веке  нашей  эры:  логистика  в  этот  период  означала  в  основном,  чёткую,  слаженную  работу  тыла  по  обеспечению  войск  всем  необходимым.  «Как  прикладная  наука,  логистика  разрабатывает  новые,  эффективные  методы  управления  материальными  и  информационными  потоками  в  сферах  производства  и  обращения.  Как  практическая  деятельность  —  обеспечивает  применение  этих  методов»  [1,  с.  5].

Термин  логистика  известный  до  недавнего  времени  лишь  узкому  кругу  специалистов,  сегодня  получает  широкое  распространение.  Основная  причина  заключается  в  том,  что  логистика  начала  использоваться  в  экономике.  Экономическая  логистика  —  научно-практическое  направление  изучения  хозяйствования  [2,  с.  19].

На  сегодняшний  момент  в  России  разрабатывается  ряд  методов  для  ускорения  и  оптимизации  логистических  процессов  в  складском  хозяйстве.

90  %  логистических  операций  делаются  вручную.  Люди  более  гибки  и  приспосабливаемы,  чем  самые  современные  роботы  и  автоматизированные  загрузочно-разгрузочные  устройства.  Недостатком  является  то,  что  люди  делают  ошибки,  и  стоимость  проверки  и  исправления  этих  ошибок  —  не  только  в  затратах  рабочей  силы,  но  и  более  важного  ресурса  —  времени.  Инновации  нацелены  на  снижение  риска  ошибок  и  ускорение  ручного  процесса  выбора. 

Изначально  опорой  системы  управления  складом  (WMS)  считалось  появление  Радио-Терминалов  (RDT).  У  оригинального  блока  был  маленький  экран,  отображавший  инструкцию  для  сборщика,  сканер  для  сканирования  штрих-кодов,  клавиатура  для  подтверждения  действия  и  голосовое  управление  для  вспомогательных  инструкций.  Дизайн  с  момента  создания  фактически  не  изменился.  RDT  это  необходимая  вещь  для  выполнения  складских  операций,  она  довольно  громоздкая  и  требует  задействования  обеих  рук:  одной  рукой  необходимо  держать  RDT,  а  другой  управлять  им,  что  замедляет  процесс  выполнения  всех  операции. 

Усовершенствованные  RDT  работают  по  технологии  сенсорного  экрана,  устанавливаются  на  запястье,  таким  образом,  они  освобождают  руки  для  выбора,  но  все  еще  тяжелы  и  могут  быть  неудобными  для  долгой  работы.

Одной  из  функций  эффективной  работы  терминала  является  —  голосовое  управление:  инструкции  предоставляются  пользователю  через  наушники,  а  ответы  передаются  через  встроенный  микрофон.  Направление  голоса  укажет  сборщику  на  местоположение,  чтобы  выбрать  и  считать  уникальный  код  для  подтверждения  о  том,  что  он  был  правильно  идентифицирован.  Это  освобождает  руки  сборщика  и  облегчает  процесс  ношения  RDT  в  течение  всей  рабочей  смены.  Голосовое  управление  может  также  использоваться  для  дополнительной  коммуникации,  такой  как  обратная  связь,  например,  для  уведомления  менеджера  об  ошибках  инвентаризации.

Еще  одним  инструментом  для  оптимизации  складских  операций  является  технология  управления  светом,  при  которой  нет  необходимости  освещения  всего  складского  помещения,  так  как  на  каждой  ячейки  стеллажа  располагается  светодиодный  дисплей  с  показаниями  и  кнопками.  Они  могут  быть  различной  сложности,  но  в  идеале  дисплей  должен  быть  освещен,  для  того  чтобы  показать  расположение,  откуда  нужно  забрать  груз,  отражать  количество  необходимого  груза.  Также  он  должен  иметь  кнопку,  для  подтверждения  выполнения  работы  и  показывать  стрелку  —  в  направлении  следующего  местоположения.  Технология  управления  светом  является  одной  из  самых  лучших  для  сбора  груза  по  времени  и  точности,  но  существует  проблема  дороговизны  электроники  и  запчастей  для  нее.

Развитие  RFID  меток  предоставило  возможность  для  оперативного  контроля  за  состоянием  запасов  на  складах,  разработана  специально  для  ценных  (дорогих)  грузов.  RFID  метки  представляют  собой  квадратные  этикетки  с  металлическим  лабиринтом,  напечатанным  на  них.  Они  могут  быть  зафиксированы  системой  антенн,  расположенных  на  стратегических  позициях  складов.  Поскольку  каждая  RFID  метка  уникальна  и  антенны  не  только  идентифицируют  предмет,  но  и  его  местоположение,  которое  в  теории,  дает  возможность  посчитать  товары  в  каждом  местоположении  до  и  после  сборки  заказа  и  немедленно  выделить  ошибки.  Затраты  на  такую  установку  являются  весьма  значительными,  но  увеличивающееся  использование  RFID  меток  в  розничных  сетях  доказывает,  что  их  применение  является  эффективным.

Строительство  и  обслуживание  складов  в  России  стоит  очень  дорого.  Затраты  на  некоторые  из  них  в  четыре  раза  больше,  чем  в  Финляндии  и  целых  восемь  раз  больше,  чем  в  США.  Поэтому  становится  очень  важно  максимизировать  количество  товаров,  которые  могут  храниться  в  данном  пространстве.  Это  приводит  к  многослойным  системам  хранения  с  использованием  стеллажей  в  зданиях  с  внутренней  высотой  12—14  метров.  К  сожалению,  скорость  движения  по  складу  для  механического  оборудования  обратно  пропорциональна  плотности  хранения.  Такая  ситуация  происходит  из-за  наличия  крутых  поворотов  между  стеллажами,  на  которых  хранится  товар.  Самая  высокая  плотность  хранения  достигается  на  складах  с  зонами  хранения,  выполненными  по  технологии  «High  Bay»:  однообъемные  склады  со  скоростными  рельсовыми  кранами-автоматами,  высота  которых  достигает  40—50  м,  где  все  движения  обрабатываются  компьютерным  управлением  кранов.  Автоматизированный  кран,  перемещается  по  проходу  со  скоростью  до  250  м/мин  и,  поднимаясь  при  этом  со  скоростью  до  80  м/мин,  может  за  час  разместить  на  хранение  и  вывезти  из  зоны  200  паллет  при  длине  ряда,  превышающей  100  м.  Конечно,  столь  высокопроизводительный  комплекс  предполагает  использование  не  менее  совершенных  технических  решений  в  остальных  технологических  зонах  склада.  Каждый  проход  имеет  свой  собственный  кран,  поэтому  стоимость  этих  складов  очень  высока.

Коммерческие  складские  операторы,  как  правило,  используют  регулируемые  паллетные  стеллажи,  которые  являются  наиболее  гибкими  и  могут  быть  адаптированы  под  потребности  любого  клиента.  Эти  системы  имеют  типичную  плотность  хранения  1,2  м3  товаров  за  квадратный  метр  площади. 

Широкое  применение  нашли  всевозможные  конвейерные  системы,  рельсовые  и  подвесные  роботы  —  «шаттлы»,  устройства  изменения  направления  движения  паллет,  скоростные  вертикальные  лифты  с  автоматической  загрузкой-выгрузкой  паллет  и  т.  п.,  например,  при  приемке  товаров  применяются  автоматизированные  устройства  контроля  размеров  и  веса  заводских  упаковок  с  товарами. 

Одной  из  проблем  России  является  быстрая  наполняемость  склада  товарами  и  поэтому  увеличивается  спрос  на  опытных  водителей  складской  техники.  Они  могут  выполнять  работы  и  на  погрузчиках  в  зоне  приемки  или  отгрузки,  и  на  высотных  штабелерах  в  зоне  хранения.  Однако  скорость  и  маневренность  движения  зависит  не  только  от  мастерства  и  умений  водителя,  но  и  от  невозможности  предсказания  кратчайшего  маршрута,  из-за  наличия  нескольких  водителей,  работающих  в  одном  и  том  же  замкнутом  пространстве.  По  мнению  многих  специалистов,  для  того  чтобы  начать  эффективно  справляться  со  своими  обязанностями  понадобится  не  менее  2  лет  практики  и  обучения,  но  в  реальной  жизни  водители  часто  меняют  места  работы,  у  них  нет  заинтересованности  работать  в  команде  и  делиться  опытом  с  новыми  работниками.  Как  правило,  это  означает,  что  скорость  движения  на  50  %  ниже  той,  которая  является  наиболее  эффективной  для  работы  водителя  на  складе.

Таким  образом,  эта  область  является  одной  из  основных  для  внедрения  в  нее  логистических  инноваций.  К  2015  ожидается  выпуск  на  рынок  современных  машин  без  участия  водителей  с  ограниченными  возможностями  (большинство  из  них  с  электронным  управлением),  а  уже  к  2018  году  —  выпуск  полностью  автоматизированных  систем  без  участия  человека.  Например,  на  сегодняшний  момент  уже  ряд  производителей  изготовили  устройство  для  горизонтального  смещения  поддона,  таким  образом  это  изобретение  позволило  сократить  штат  складских  работников,  время  и  затраты  на  данную  операцию.

Предполагается,  что  внедрение  таких  инноваций  упростит  и  оптимизирует  логистические  операции  на  складе.

 

Список  литературы:

  1. Гаджинский  А.М.  Логистика:  учебник  20-е  издание.  М.  :  «Дашков  и  К»,  2012.  —  484  с.
  2. Капустина  Н.В.,  Подлесная  Л.В.,  Логистика:  учебно-методический  комплекс.  М.:  МГУТУ,  2012.  —  237  с.

 

sibac.info

Оптимизация транспортной компании и транспортной логистики

На рынке неизменно возрастает количество товаров и услуг, что приводит к ужесточению конкуренции и повышению уровня требований клиентов. Развитие любой компании, которая хочет добиться успеха, должно быть динамичным. Оптимизация транспортной компании поможет избавиться от устаревших алгоритмов и выработать эффективную стратегию развития.

Содержание:

  1. Как выполнить оптимизацию транспортной компании?
  2. Что влияет на цикл «заказ-поставка» транспортных компаний?
  3. Клиентура и ассортимент
  4. Выбор стандартной единицы отгрузки
  5. Мотивация и оптимизация работы персонала
  6. Общая схема процесса работы транспортной компании

Как выполнить оптимизацию транспортной компании?

Качество обслуживания определяется сроком выполнения заказа клиента. Для повышения эффективности работы нужно найти пути совершенствования основных бизнес-процессов транспортной компании.

Важный шаг – оптимизация и минимизация цикла «заказ-поставка». Выполнить данную задачу поможет налаживание взаимодействия между транспортным подразделением и отделом маркетинга. Первые заинтересованы в максимальной экономичности маршрута, вторые – в высокой скорости доставки товаров. В поиске компромисса между этими отделами и путей оптимизации зависит эффективность транспортной компании.

Оптимизация транспортных расходов и  процессов логистики

Что влияет на цикл «заказ-поставка» транспортных компаний?

Для любой транспортной компании есть оптимальные сроки принятия заказа, которые зависят от допустимых издержек, организационных особенностей предприятия и других факторов. Рассмотрим самые важные из них.

Разбивка на этапы процесса перевозки грузов

Клиентура и ассортимент

Количество заявок, объем заказов.

Данные параметры являются ключевыми. Чем больше количество и масштаб заказов, тем короче должен быть оптимальный цикл – следовательно, сокращаются и расходы на доставку.

Состав клиентов транспортной компании.

Более предсказуемыми и надежными являются корпоративные заказчики: риск срыва при заказе доставки в офис значительно ниже, чем при аналогичной доставке в квартиру. Однако у частных лиц есть преимущество: более гибкий график доставки, простой перенос заказа на иное время.

Разнообразие ассортимента.

Чем номенклатура товара уже, тем более стабильным является список клиентов и более полной – информация о параметрах заказа. Следовательно, у транспортной компании уменьшается вероятность сбоя в работе.

Выбор стандартной единицы отгрузки

Существуют различные единицы отгрузки:

  • фабричная упаковка;
  • паллета;
  • контейнер;
  • вагон и т.д.

Выбор единицы отгрузки оказывает существенное влияние на соотношение уровня сервиса и стоимости транспортно-складских технологий. Большие единицы – такие, как контейнеры или вагоны – не нуждаются в складской обработке, потому что часто доставляются клиентам от поставщика напрямую. Переход на продажу товаров паллетами или упаковками расширяет круг потенциальных клиентов, однако удлиняет цикл доставки из-за необходимости складской обработки.

Наиболее привлекательной для большинства клиентов является штучная доставка товаров. Но цикл «заказ-поставка» в таком случае оказывается максимально продолжительным, поэтому особенно важна оптимизация всех процессов транспортной компании.

Мотивация и оптимизация работы персонала в логистике

Для мотивации транспортно-складского персонала, а также оптимизации их работы, могут применяться разные виды материальной мотивации:

  • Стабильная система оплаты. Такой вариант является самым простым с точки зрения контроля и оптимизации расходов, однако использовать его можно только в условиях стабильности. При нестабильном спросе данный вариант является недостаточно гибким рычагом стимулирования деятельности работников.
  • Сдельная система оплаты подразумевает выплаты, размер которых зависит от реально достигнутых результатов. Однако в случае спада объема работ заработная плата сотрудников резко понижается, что может привести даже к массовым увольнениям работников.

Чаще всего оптимальным выбором является внедрение комбинированных систем. В таком случае за выполнение определенной нормы работы выплачивается оклад, а за переработки сверх установленной нормы доплачивается пропорциональная премия.

Общая схема процесса работы транспортной компании

Все параметры, описанные выше, определяют принципиальную схему работы склада и число этапов обработки заказа. Чем выше скорость работы каждого функционального подразделения и чем больше согласованы действия всех отделов, тем лучше выполнена оптимизация и короче цикл «заказ-поставка». В таблице ниже представлен список участников процессов в порядке последовательности действий.

Если у транспортной компании имеется возможность оптимизировать работу хотя бы одного из отделов, следует это сделать.

Отдел Деятельность
Маркетинговый, логистический, финансовый Прогноз объемов спроса, оптимизация графика обработки и доставки заказов, проведение акций для стимулирования клиентов придерживаться оптимального графика.
Сбыта Заполнение полученных заявок и проверка правильности заполнения, оценка кредитоспособности клиента, проверка наличия на складах заказанного товара. Регистрация клиента в информационной системе.
Бухгалтерия Регистрация заключенной сделки.
Склад Подбор товаров, комплектация заказа, фиксирование уменьшения остатков, маркировка и упаковка товаров.
Экспедиция Формирование партий товаров, оформление сопроводительных документов, погрузка товаров для доставки в транспорт.
Экспедитор Организация доставки грузов, оформление сопроводительных документов для водителя. Передача заполненного маршрутного листа в диспетчерскую.

 

Оптимизация действий всех отделов транспортной компании, от маркетинга до логистики, сделает использование ресурсов более эффективным, снизит возможные риски и сократит затраты.

bizprocess.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *