Пенсионная система украины: Трехуровневая пенсионная система — PRAVO.UA

Содержание

Трехуровневая пенсионная система — PRAVO.UA

В течение последних 16 лет возвращаться к вопросу пенсионной реформы стало традицией. Время от времени, а чаще всего при смене лиц на политической арене, вопрос о спасении пенсионной системы неожиданно становится очень актуальным, но, как показывает практика, интерес к нему временный. Итак, в 2020 году тема реформирования пенсионной системы вновь заняла место в повестке дня.

С 2004 года (с принятием Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании») законодательством определено, что система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней: первый — солидарная система, второй — накопительная, третий — система негосударственного пенсионного обеспечения. Запуск пенсионной реформы ознаменовал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» № 2148-VIII, которым было предусмотрено с 1 января 2019 года запустить работу второго накопительного уровня системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, который должен функционировать параллельно с солидарной системой, а также с работой негосударственных пенсионных фондов. О том, зачем и как, расскажем дальше.

Многоуровневая система

Итак, первый уровень. Простыми словами, солидарная система — это уплата Единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) и получение выплат из Пенсионного фонда Украины. Останавливаться на вопросе катастрофы солидарной системы бессмысленно, ведь она буквально трещит по швам и по своей природе не способна ни обеспечить, ни каким-либо образом гарантировать надлежащий уровень социальной защиты, просто потому что главным риском в ее работе являются демографические показатели.

Второй уровень — обязательная накопительная система, суть работы которой состоит в том, что работодатель и сотрудник (предварительно оба) дополнительно к уплате ЕСВ должны будут делать взносы в накопительный фонд или в соответствующие негосударственные пенсионные фонды. Важно, что деньги, поступающие на индивидуальные счета застрахованных лиц, теоретически, будут «работать», то есть пенсионные активы станут неким инвестиционным ресурсом, в результате оборота которого вкладчики смогут получить не только отложенные деньги, но и доход от них, то есть внесенные на индивидуальный счет средства не просто хранятся, а инвестируются с целью их приумножения.

Хочется остановиться на вопросе о «двойной нагрузке». Здесь стоит обратить внимание на то, что ранее уровень ЕСВ специально был снижен в связи с планированием запуска работы накопительной системы. Да, мы привыкли к определенной ставке, но ее размер именно такой, потому что вопрос о «двойной нагрузке» уже рассматривался. К тому же разными законопроектами предусматривалось, что процент взносов будет зависеть от возраста вкладчика и обязательность осуществления самих взносов будет вводиться постепенно. Также недавно заговорили о том, что участие работающего населения в возрасте за 50 лет в функционировании второго уровня будет добровольным. Аргументируется это тем, что за, время которое осталось до выхода на пенсию, скопить большую сумму вряд ли получится, а работодателю будут более интересны категории работников, за которых не нужно платить дополнительные взносы — таким образом намерены на рынке труда повысить «привлекательность» трудового ресурса в возрасте за 50.

За какие деньги это будет реализовываться? Второй уровень хотят запускать с помощью существующей инфраструктуры, ведь на сегодняшний день в Украине есть негосударственные пенсионные фонды и компании по управлению активами, имеющие опыт работы со средствами вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, а также администраторы пенсионных фондов, то есть планируется, что затратная часть будет минимальной.

Актуальным вопросом в разрезе темы запуска накопительной системы является гарантирование вкладов: например, будет ли предусмотрено функционирование институции по типу Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ)? Здесь важно отметить, что размер активов, аккумулирующихся в работе второго уровня, будет значительно превышать активы, аккумулируемые в банковском секторе, поэтому создать организацию, которая смогла бы гарантировать выплаты, нереально. Но следует обратить внимание, что механизм работы накопительного уровня построен таким образом, что денежные средства, в теории, максимально защищены, ведь, во-первых, они инвестируются, а во-вторых, система инвестирования очень диверсифицирована, поэтому законодатель предусматривает такой механизм работы накопительного уровня, при котором создание аналога ФГВФЛ просто перестает быть необходимым.

За 16 лет, на протяжении которых вопрос введения второго уровня только откладывался, можно было бы накопить определенную сумму, и уже сегодня пенсионеры получали бы пенсии примерно на 17 % выше тех, которые они имеют.

Третий уровень — система добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, представленная негосударственными пенсионными фондами, реже страховыми компаниями. Размер пенсионных выплат зависит от размера пенсионных взносов, срока, в течение которого эти взносы накапливались, а также размера полученного от них инвестиционного дохода. Участие в данном уровне является абсолютно добровольным. Работа третьего уровня регламентируется Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». На практике в нашей стране реально есть действующие пенсионные фонды, чаще встречаются профессиональные фонды, которые представлены в работе отраслей тяжелой промышленности.

Важно отметить, что запуск ни второго, ни третьего уровня не является решением проблем системы пенсионного обеспечения в целом, таким решением является сбалансированное существование солидарной и накопительной систем, при совместной работе которых компенсируются как демографические, так и инфляционные риски.

Пенсии адвокатов и прокуроров

2 июня 2020 года в повестку дня Верховной Рады Украины был включен ранее зарегистрированный законопроект № 3325 «О внесении изменений в статью 86 Закона Украины «О прокуратуре» относительно обеспечения права на пересчет пенсий сотрудникам прокуратуры». Проект был подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Украины от 13 декабря 2019 года № 7-р (II) 2019. Предлагается внести изменения в статью 86 Закона Украины «О прокуратуре», которыми установить, что назначенные работникам прокуратуры пенсии пересчитываются в связи с повышением заработной платы прокурорских работников на уровне условий и составляющих заработной платы соответствующих категорий работников, проходящих службу в органах и учреждениях прокуратуры на момент возникновения права на перерасчет.

Что касается размера пенсий адвокатов, у которых есть действующие свидетельства, то согласно выводу Кассационного административного суда в составе Верховного Суда, изложенному в постановлении от 7 апреля 2020 года по делу № 287/21/15-а, такие адвокаты не могут считаться безработными (в данном деле суд встал на сторону ответчика — Пенсионного фонда Украины, который отказался платить полную пенсию истцу-адвокату, поскольку счел его трудоустроенным).

Таким образом, несмотря на перерасчеты, индексации, льготы и другие правила выплаты и начисления пенсий, которые всегда будут меняться, усовершенствоваться, обжаловаться и просто существовать, сегодня очень важно запустить полноценную работу трехуровневой пенсионной системы. Надеемся, что данная тема будет актуальна не только в ближайшие пару месяцев, а планы, связанные с реформированием, приобретут статус реализованного проекта.

ГРИЩЕНКО Ольга — адвокат практики корпоративного права и М&А АО MORIS GROUP, г. Киев

_______________________________________________________________

КОММЕНТАРИИ

К расходам не готовы

Владислав МАРТЫНЧУК, юрист судебной практики ЮКК «Де-Юре»

На данный момент из трех уровней пенсионной системы условно функционируют лишь два: солидарное общеобязательное пенсионное страхование (первый) и негосударственное пенсионное обеспечение (третий). А вот второй уровень — накопительная система общеобязательного страхования — за более чем 16 лет с момента его закрепления в законодательстве реализован на практике так и не был. Причин тому немало, начиная с множества неразрешенных вопросов, в том числе за счет каких средств будет наполняться система. Ни государство, ни тем более работодатели и рядовые граждане не готовы к дополнительным расходам. Кроме того, серьезные опасения вызывает способность государственных учреждений эффективно осуществлять инвестиционную деятельность, за счет которой, по задумке, должны приумножаться активы застрахованных лиц и компенсироваться потери от инфляции. Соответственно, я считаю, что говорить о возможности начала полноценной работы всей трехуровневой пенсионной системы пока что преждевременно.

_____________________________________________________________

Внимательнее в формулировках

Николай МЕЛЬНИЧУК, старший юрист Asters

В недавно представленном правительственном проекте закона предпринята очередная попытка решить проблему пенсионного обеспечения украинцев.

Сохранение средств участника накопительной пенсионной системы должны обеспечивать:

• усиленными требованиями к негосударственным пенсионным фондам, которые будут управлять пенсионными средствами и которые должны будут пройти авторизацию;

•  усиленным контролем со стороны государственных органов.

Также на страже пенсионных средств будут стоять существующие (не очень совершенные, к сожалению) инструменты, закрепленные действующими Законами Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» и «О системе гарантирования вкладов физических лиц», которые предусматривают, что:

• пенсионные активы не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда и других банков;

• активы негосударственного пенсионного фонда (кроме депозитов), хранителем которых является банк, не включаются в ликвидационную массу такого банка.

Обеспечение сохранности пенсионных средств должно быть предметом пристального внимания, особенно учитывая недавний опыт потери вкладчиками средств в неплатежеспособных банках, а также печальный международный опыт.

По данным Международной организации труда, южноамериканские пенсионные фонды во времена кризиса 2008 года потеряли 60 % всех пенсий, накопленных в течение 1982—2008 годов. В некоторых странах правительствам приходилось дополнять частные пенсии за счет бюджетных средств.

Надеемся, что законодатель внимательно подойдет к формулировке организационных и нормативных мер, необходимых для сохранения пенсионных накоплений, поскольку опыт стран, которые ввели обязательные накопительные пенсии в последние несколько десятков лет, свидетельствует о значительных рисках потери таких накоплений по разным причинам.

Пенсионная реформа: опыт стран Евросоюза, драма Чили и планы Украины — новости экономики Украины, курс валют

В уходящем году парламент уже не успевает завершить пенсионную реформу, начатую еще в 2004-м. Голосование в Верховной Раде за законопроект №2683, который вводит обязательные накопительные пенсии, скорее всего откладывается на следующий год.

Даже в самом начале пути, 16 лет назад, Украина была одной из последних стран бывшего соцлагеря, где еще действовала только солидарная система пенсионного обеспечения.

Накопительные пенсии существуют в развитых странах мира уже десятки лет. Насколько они успешны и какие реформы там приходилось проводить в последнее время? 

LIGA.net проанализировала последние пенсионные изменения развитых и развивающихся странах. Среди них есть как успешные модели, так и те, которые дали трещину из-за экономических кризисов. 

Главный вывод: в мире пока не было прецедентов, когда страна бы полностью отказалась от накопительной пенсионной системы.

Какие выводы из мировой практики нужно сделать Украине? 

Лучшие пенсионные системы в мире. Лидирует Западная Европа

Согласно исследованию консалтинговой компании Mercer и CFA Institute, рейтинг самых успешных пенсионных систем мира (Глобальный пенсионный индекс, последнее обновление – в 2019 году) возглавляют страны «классического Запада»: Нидерланды, Дания и Австралия. Далее идут Швеция, Норвегия, Швейцария и Германия. 

В чем их секрет? 

Ключевая характеристика пенсионных систем этих стран – многоуровневое устройство, отмечают аналитики Mercer. Обычно пенсионное обеспечение работает одновременно на трех уровнях. Первый – государственный или солидарный (выплата базовой пенсии). Второй – профессиональный или частный (обязательные взносы в пенсионные фонды в зависимости от дохода участников системы). Третий уровень – добровольный. 

Вывод аналитиков Mercer по итогам анализа самых успешных пенсионных систем: они не смогли бы добиться успеха, если бы в них работал только один из уровней.

В стране-лидере рейтинга Нидерландах пенсионеры получают около 80% предпенсионного заработка после прекращения работы. В дополнение к обязательным первому и второму уровням, в стране один из самых высоких в Европе процент граждан, которые делают добровольные накопления на пенсию в молодом возрасте – 28%.

Еще более высокие цифры – в Германии (56%) и Швеции (36%). В Дании и Норвегии – порядка 22%, в Австралии – почти 20%. 

Что меняется. Тренды последних реформ в пенсионных системах Что изменялось в пенсионных системах стран Европы в последние два года? В докладе ОСЭР выделяют несколько важных моментов. 

Пенсионный возраст

В Эстонии одобрили плавное повышение пенсионного возраста с 63 до 65 лет, а затем связали его с продолжительностью жизни.

Словакия, которая приняла закон о пенсионной реформе в 2012 году, напротив отменила привязку пенсионного возраста к продолжительности жизни, и увеличила пенсионный возраст до 64 лет. 

В 2019 году Италия ввела так называемую «квоту 100» до 2021 года. Она позволяет выйти на пенсию пенсионерам в возрасте 62 лет, имеющим 38 лет стажа взносов (в сумме – 100), для женщин – 58 лет и 35 лет стажа. 

С 2021 года пенсионный возраст в Нидерландах достигнет 66 лет, а в 2024 году повысится до 67 лет. В 2020 году Швеция повысила пенсионный возраст с 67 до 68 лет, а в 2023 году планирует поднять его до 69 лет.

Налоги для солидарного уровня

Венгрия постепенно снизила размеры пенсионных взносов (аналог украинского Единого социального взноса, за счет которого наполняется Пенсионный фонд) с 15,75% в январе 2018 года до 12,29% в июле 2019-го. 

Литва перекинула взносы с работодателя на сотрудника: ставку снизили с 31% от ежемесячного фонда заработной платы до 1,5%, ставка взносов сотрудника выросла с 9% от ежемесячного заработка до 19,5%, остающийся дефицит будет покрываться за счет налогов.

Германия установила новые минимальные и максимальные ставки пенсионных взносов: не выше 20% и не ниже 18,6% до 2025 года.

Самые низкие ставки (ниже 10%) в Австралии, Канаде, Корее, Литве и Мексике.

В Чехии, Франции, Италии и Польше ставки взносов составляют 27% или выше.

Накопительные пенсии

В августе 2019 года в парламенте Эстонии была озвучена альтернатива обязательным частным пенсиям: если участник откажется от частного пенсионного накопления, взносы переходят в систему баллов, за счет чего сотрудник сохранит свои отчисления при выходе на пенсию. 

В Чили с  2019 года обязательные пенсионные взносы стали распространяться на самозанятых (аналог физлиц-предпринимателей в Украине).

Турция запустила автоматические зачисление на частные пенсии для мелких работодателей (с 5-99 сотрудниками) еще в 2017 году. 

Польша ввела новый профессиональный пенсионный план с установленными взносами и автоматическим зачислением. 

Литва переформатировала введенную в 2004 году схему добровольных накопительных пенсий в систему автоматического участия для сотрудников моложе 40 лет.

Драма Чили

Чили была одной из первых стран Латинской Америки, которая еще 1981 году решила реформировать свою пенсионную систему. Она была примером для аналогичных реформ в Казахстане, Германии, Польше, Венгрии. 

Сейчас знаменитая пенсионная модель с бюджетом в $200 млрд переживает самый крупный кризис в истории подобных систем. Что случилось?

Проблема системы заключалась в том, что Чили полностью положилась на накопительную систему. Ставка взносов в стране составляет 10%. Как показал кризис, этого недостаточно, чтобы нормально обеспечивать самые уязвимые слои населения: около 80% чилийских пенсионеров получают меньше минимальной заработной платы, писала Financial Times.

В конце июля 2020 чилийские власти приняли историческое решение: из-за экономического кризиса чилийцам позволили снять 10% накопленных средств, аккумулировавшихся в негосударственных пенсионных фондах.

Вывод для Украины

Украина больше 15 лет спорит о параметрах своей пенсионной реформы. Пока в стране существует только два уровня системы: третий и первый.

Введение второго – обязательных накопительных пенсий – изначально планировалось в 2007 году, неудачные начинания были в 2011 и 2018-м.

В 2020-м украинские власти предприняли еще одну попытку: в Верховной Раде есть два пенсионных законопроекта о втором уровне пенсионной системы. Однако, шансы попасть на первое чтение в этом году у документа минимальные, рассказали три собеседника LIGA.net в парламенте и Кабинете министров.

Настораживающий опыт Чили – одно из серьезных предостережений на пути к пенсионному накоплению в Украине. По словам высокопоставленного собеседника LIGA.net в Кабмине, чилийская модель с полным отказом от первого уровня не рассматривалась как реальный вариант для украинской реформы. 

Концептуальная идея законодателей – придерживаться курса трехуровневой модели. Отказываться от солидарной системы точно нельзя.

«Нам важно внедрить второй уровень так, чтобы он развивал и первый уровень, и третий, – отметил собеседник LIGA.net в Кабмине. – Первое, что мы сделаем  – запустим второй уровень на маленьких взносах, всего 4%. Это должна быть как прививка для людей, несущая смысл, что накапливать можно и нужно».

Как нужно действовать в Украине, чтобы не провалить пенсионную реформу? Ответ – в трех компонентах: конкурентоспособная инфраструктура (негосударственные пенсфонды. администраторы, компании по управлению активами, — Ред.), адекватные тарифы и защита сбережений, отмечает управляющий локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко.

«Любые параметры системы не имеют значения, если она не способна увеличить покупательскую способность сбережений, сохранив их от инфляции, – считает он. – Для этого необходимо развитие внутреннего финансового рынка и доступ на внешние рынки капитала».

Материал опубликован в рамках совместного проекта с компанией Лига.Пенсия, которая входит в группу компаний ЛИГА. Партнер не влияет на содержание материала.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

30 лет нищеты и популизма. Четыре провала пенсионной (недо)реформы в Украине

«Популизм – большая проблема для публичных финансов. Политики повышают пенсии, несмотря на огромный дефицит Пенсионного фонда, – говорит заместительница исполнительного директора Центра экономической стратегии (ЦЭС) Мария Репко. – Деполитизировать пенсии важно: это попытались сделать, введя правила индексации, но чтобы это сработало – им нужно следовать. К сожалению, сейчас управление госфинансами не ориентируется даже на Бюджетный кодекс».

В 2024-м Украину ждет год очередных выборов – и президента, и парламента. Не исключено, что к тому времени власти успеют провести еще одну параметрическую реформу, включая очередное «осовременивание» пенсий.

В Раде уже обсуждалась и тема повышения пенсионного возраста. По словам главы соцкомитета Третьяковой, учитывая правило минимального трудового стажа, в 2030-х годах 60% пенсионеров будут получать минимальную пенсию (сейчас для того, чтобы выйти на пенсию в 63 года, требуется от 17 до 27 лет трудового стажа. К 2028 году эти пределы составят от 25 до 35 лет).

Есть ли шанс провести реальную пенсионную реформу несмотря на приближение нового предвыборного цикла и коронакризис? Управляющий локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко считает это непростой задачей: с одной стороны – из-за кризиса, с другой – из-за того, что часть политиков выступает против реформы.

Овчаренко не видит альтернатив, кроме обязательных накопительных программ и развития добровольного пенсобеспечения (третий уровень системы). Однако насильственное массовое обращение граждан во второй уровень пенсионной системы не решит проблемы, поскольку пока в Украине никто не может гарантировать, что деньги будут защищены от инфляции, мошенничества, риска банкротства или национализации (как не так давно произошло в России и Казахстане), отмечает Репко из ЦЭС.

«Если начинания окажутся на данном этапе нежизнеспособны – мы не слишком огорчимся, – говорит она. – Мы огорчимся, если не будет начинаний, ориентированных на создание условий для появления нормального финансового рынка и возможности безопасных сбережений украинцев».

как работает сейчас и как может измениться к 2023 году

13.01.2020 12:25

В 2018 году правительство инициировало реформацию пенсионной системы. Как реформы отобразятся на выплатах и взносах? Как можно накопить на пенсию с помощью негосударственных пенсионных фондов, если государственные подведут? Разбираем по порядку.

Три уровня пенсионной системы в Украине: какие есть сейчас и какие запустят в будущем

Сейчас в Украине действует три уровня пенсионной системы: солидарный, накопительный и добровольно накопительный. 

Солидарный уровень существует в Украине со времен СССР в виде Пенсионного фонда Украины. Его смысл заключается в том, что все работающие люди за счет уплаты налогов обеспечивают выплаты пенсии людям, которые достигли пенсионного возраста в текущий момент. При этом накопление средств для своей пенсии на индивидуальных счетах не происходит.

Следующий этап реформы – введение второго уровня пенсионной системы – накопительного. 

Накопительный уровень пенсионной системы предусматривает, что дополнительно к ЕСВ выплаты перечисляются на индивидуальные пенсионные счета. Эти счета должны быть обязательно открыты в одном из выбранных государством негосударственных пенсионных фондов. 

Средства накапливаются для пенсионных выплат в будущем только в пользу лица, которому принадлежит счет. Сумма накоплений растет благодаря инвестиционной прибыли.

Запуск накопительного уровня пенсионной системы состоится не ранее 2023 года, хотя и эта дата пока что остается под вопросом.

Чтобы самому распоряжаться своими сбережениями, нужно воспользоваться третьим уровнем – добровольно накопительным. В них входят и негосударственные пенсионные фонды.

В этом случае частные лица и/или их работодатели на добровольных началах делают взносы на индивидуальные пенсионные счета участников в негосударственные пенсионные фонды. Средства участника которому принадлежит счет расти благодаря инвестиционной прибыли.

Что такое негосударственные пенсионные фонды

Негосударственный пенсионный фонд – один из видов пенсионного обеспечения. Вклад в него можно рассматривать как инвестицию, которая окупится по достижении зафиксированного в договоре пенсионного возраста.

В НПФ, по данным сайта Minfin.com.ua, могут участвовать как частные лица, которые хотят накопить себе на старость, так и работодатели, которые заботятся о пенсионном обеспечении своих сотрудников. 

В целом, негосударственный пенсионный фонд – стандартный инструмент для накопления во всем мире. В США и Европе эта практика широко распространена, а НПФ давно считаются необходимым элементом пенсионного обеспечения. 

Если вы решили взять дело в свои руки и заняться своей пенсией самостоятельно, рекомендуем делать равные взносы в несколько разных. Так вы сможете избежать рисков и гарантированно накопите себе на старость.

PROMOTED

Как будет работать накопительная пенсионная система в Украине: предложения Минсоцполитики

Министр социальной политики Украины Марина Лазебная рассказала, как планируеся вводить обязательные пенсионные накопления в Украине.

Какие риски на старте?

В Минсоцполитики предлагают использовать действующую инфраструктуру и уже апробированные механизмы контроля и воздержаться от создания дополнительных институций за счет бюджетных средств, в частности:

  • Госказначейства относительно принятия, учета взносов от работодателей, клиринга, перечисления их части в ПФУ

  • Накопительные пенсионные фонды и компании, которые осуществляют их операционную деятельность — компании по управлению активами, администраторы, хранители относительно непосредственного пенсионного накопления управления активами, администрирования, хранения активов.

Нельзя создавать «особенные условия», монополии, вводить на старте неапробированные процессы. И для государственных, и для частных накопительных пенсионных фондов должны быть одинаковые «правила игры», условия создания, работы, технологии защиты пенсионных накоплений, государственного надзора за ними, инвестирования, учета, и тому подобное.

Размер взносов и источника их уплаты

На старте системы предлагается установить взносы на уровне 4% (2% работодатель + 2% работник). При этом, Премьер-министр выразил готовность одновременно соответственно уменьшить ЕСВ и НДФЛ, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес.

По расчетам Минсоцполитики старт системы с взносами в размере 4% обеспечит выполнение минимальных обязательств Украины относительно пенсионного обеспечения согласно ратифицированной конвенции МОП на уровне 40% при наличии предусмотренного законодательством Украины страхового стажа. При условии постепенного увеличения взносов до 7% коэффициент замещения приблизится к 50%.

Относительно круга участников

Сейчас законопроект предусматривает привлечь всех наемных работников к системе, но в Министерстве предлагают:

1) позволить лицам, старше 50 лет, по собственному желанию отказаться от участия в обязательном пенсионном накоплении. С одной стороны, срок выхода на пенсию у таких людей недостаточный для формирования значительной суммы накоплений. С другой стороны, отсутствие взносов в накопительной системе в пользу таких людей повысит их привлекательность на рынке труда, что будет способствовать трудоустройству людей предпенсионного возраста.

2) включить в круг участников второго уровня пенсионной системы:

  • лиц, которые присматривают за ребенком до достижения трехлетнего возраста и получают соответствующее денежное обеспечение;

  • лиц, которые фактически осуществляют уход за ребенком с инвалидностью, за лицом с инвалидностью I группы или за лицом, которое достигло пенсионного возраста и по заключению заведения здравоохранения требует постоянного присмотра и получают соответствующее денежное обеспечение;

  • лиц, которые получают помощь по временной нетрудоспособности, а также лиц, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и получают соответствующее денежное обеспечение;

  • патронатних воспитателей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, приемных родителей, если они получают денежное обеспечение в соответствии с законодательством.

Чтобы предотвратить обесценивание накоплений, предлагается работать над построением надежной системы. Сейчас у нас состоялись изменения в государственном регулировании пенсионных накоплений, его с июля осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фоновому рынку, которая должна построить прозрачный, конкурентный и надежный рынок предоставителей услуг. Также должна расти роль Национального банка Украины, как регулятора банковского и страхового сектора.

Относительно защиты активов, то в любых странах есть мошенники, в любых способах накопления на будущее есть риски. В накопительных системах стран, которые существуют уже несколько десятков лет, наработан целый ряд предохранителей, которые встраиваются законодательством в сами механизмы работы пенсионных фондов. Если государство контролирует их соблюдение, система работает надежно.

Таких предохранителей уже в нашем действующем законодательстве о добровольном пенсионном накоплении больше 40.

Например, такие механизмы:

  • Ежедневная отчетность и ее публичность. Накопительные фонды ежедневно оглашают показатели своей деятельности, а человек может ежедневно контролировать изменение своих накоплений и в любой момент перевестись в другой фонд без штрафов, если что-то не нравится.

  • Требования к профессиональности компаний, которые оказывают услуги. Есть целый ряд законодательных требований к персоналу, капиталу, организации работы тех, кто оказывает услуги на этом рынке, для работы обязательно нужная лицензия, нужно ежедневно выполнять лицензионные условия.

  • Отчетность по международным стандартам и обязательный аудит. Фонды отчитываются по международным стандартам финансовой отчетности и обязательно проходят ежегодный аудит, также компании по управлению активами, хранители и администраторы пенсионных фондов.

  • Невозможность банкротства. Накопительный пенсионный фонд не может быть ликвидирован по законодательству о банкротстве. Если основатели имеют желание прекратить деятельность фонда, то они за полгода до этого утверждают у государственного регулятора план ликвидации фонда, где предусмотрен перевод всех накоплений людей в другие фонды по выбору человека.

  • Распределение функций и взаимный ежедневный контроль. Накопительный пенсионный фонд — это фактически не одно учреждение, а четыре: сам фонд, администратор, компания по управлению активами и банк-хранитель, и они обязаны контролировать друг друга в ежедневном режиме — куда направляются средства, как оценивается стоимость активов, и тому подобное. Каждую операцию с пенсионными накоплениями контролируют по меньшей мере два субъекта и несут за это ответственность. Поэтому здесь риски мошенничества значительно ниже, чем в учреждениях, где нет такой системы взаимоконтроля.

  • «Раскладывать яйца по разным корзинам». Направления, куда именно можно вкладывать средства, требования относительно качества таких инструментов определены законом. Также закон устанавливает требования относительно диверсификации активов — разложения «по разным корзинам»: не больше 5% активов в обязательство одного предприятия, не больше 10% в недвижимость, и тому подобное. Поэтому фонды не могут вкладывать пенсионные накопления людей в что угодно, а также не могут все накопления вложить в один банк или в одно предприятие и потерять, если оно обанкротится.

  • Законодательное ограничение расходов. Законом также ограничен предельный уровень расходов, которые можно осуществлять за счет пенсионных активов, чтобы пенсионные накопления не «проедались» из-за расходов.

Как еще стоит усилить защиту пенсионных накоплений:

Самый эффективный способ защитить накопление в течение длительного времени — диверсифицировать инвестиции. Пенсионные фонды везде в мире — мощный внутренний инвестор. Но у нас для привлечения их ресурсов в экономику есть ограничение.

У нас фактически отсутствует фондовый рынок и мало внимания уделяется развитию портфельных инвестиций в реальный сектор, хотя в мире часть таких инвестиций растет. Поэтому пенсионные активы преимущественно инвестируются в ОВГЗ и банковские депозиты, и только незначительная их часть в банковские металлы, корпоративные облигации, акции, недвижимость, землю.

Поэтому крайне важно, чтобы регуляторы финсектора вместе с экономическим блоком Правительства предложили надежные инструменты, гарантированные государством, целевые, для привлечения именно пенсионных активов в развитие экономики — приоритетных отраслей, определенных регионов, стратегически важных и инфраструктурных проектов. У нас происходит земельная реформа, досадно было бы не использовать ее возможность для приумножения пенсионных накоплений наших граждан, для этого также нужно создать надежные механизмы.

Поскольку пенсионные накопления — социально важные средства, то им нужна дополнительная защита от невозврата во время ликвидации предприятий и банков признания их неплатежеспособными. В частности, возвращение пенсионных активов должно происходить сразу после уплаты налогов государству и зарплаты работникам. Это существенно улучшило бы защиту пенсионных накоплений.

Также должно обеспечиваться выполнение решений судов относительно пенсионных активов, за этим должен быть особенный контроль на наивысшем уровне.

Чтобы держать в фокусе важные для вашего бизнеса изменения, заказывайте тестовый доступ к решению LIGA360. Мониторинг изменений законодательства, судебных решений, контроль изменений в деятельности партнеров и конкурентов, настройки персональной ленты новостей из источников, которым доверяете вы и еще 10 инструментов для командного управления рисками и возможностями во время кризиса.

Вся информация о текущих налоговых изменениях доступна в новом модуле НАЛОГИ-2020, много из материалов которого открыты для свободного доступа. Больше информации о том, как предупредить кризисные ситуации бизнеса уже сегодня получайте в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Пенсионная реформа может привести к потере гражданами от 50 до 100 млрд грн уже заработанных льготных пенсий

Введение профессиональных накопительных пенсионных программ в рамках пенсионной реформы приведет к обесцениванию пенсий, уже накопленных работниками до 35 лет на тяжелых производствах, и списанию от 50 млрд грн до 100 млрд грн обязательств по выплате таких пенсий из частных предприятий на государственный бюджет Украины.

Как сообщается в пресс-релизе Общества актуариев Украины (ОАУ), об этом заявил его председатель Юрий Иванько по результатам рассмотрения актуариями (специалисты страховой математики — ИФ) проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы», который был обнародован Министерством социальной политики Украины 18 мая 2020 для общественного обсуждения.

«Законопроект Минсоцполитики как «пилотный проект» для формирования накоплений для пенсий льготных категорий, при условии принятия в таком виде, вызывает значительную нагрузку на госбюджет и по прогнозам может втрое уменьшить льготные пенсии, что приведет к дискредитации самой идеи пенсионной реформы — запуска обязательного накопительного уровня, которую страна ожидает с 2003 года», — отметил Иванько, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Предложенный подход к участию в накопительной профессиональной пенсионной системе исключительно по возрастному принципу работников до 35 лет не учитывает фактический стаж работы по спискам тяжелых профессий (Списки №1-2) и по сути лишает льготных пенсий от 10% до 40% работников в возрасте до 35 лет.

«Получается так, что государство обнуляет человеку, дышащему горячей пылью на промышленном предприятии, ее накопленный трудовой стаж и предлагает теперь накапливать пенсию с нуля. И таких людей до 35 лет, уже имеющих стаж, который позволяет им выйти на пенсию в 55 лет, в Украине до 40% среди указанных работников вредных профессий», — подчеркнул Иванько.

Он также отметил, что для работников старше 35 лет есть риски потери пенсионных выплат в результате ежегодного роста дефицита Пенсионного фонда, поскольку количество плательщиков, при которых будет выплачиваться дополнительный единый взнос, будет ежегодно уменьшаться, а количество пенсионеров будет оставаться примерно на одном уровне в течение 10-15 лет.

Другая разрушительная идея законопроекта о льготных пенсиях, по мнению Общества, заключается в том, что обязательства финансировать льготные пенсии работникам старше 35 лет по спискам №1-2 переводятся с их бывших работодателей на Государственный бюджет Украины.

«Обязательства таких предприятий по международным стандартам финансовой отчетности оцениваются в 50-100 млрд грн. Минсоцполитики вместо этого называет цифру только их задолженности перед Пенсионным фондом в 14,5 млрд грн и предлагает перекрыть ее повышением единого социального взноса до 15%. По нашим расчетам, такой механизм компенсирует лишь до 30% будущих расходов Пенсионного фонда и не решает возможности выплаты людям пенсии, которую они уже заработали за время своей работы во вредных условиях на частных предприятиях и должны получить», — отмечает Иванько.

По его словам, списание крупных сумм обязательств предприятий на государственный бюджет будет означать, что украинцы фактически будут платить налоги для выплаты будущим льготникам вместо их работодателей.

Общество актуариев Украины отмечает, что механизм начисления пенсий, изложенный в проекте закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы», является математически необоснованным и может существенно повлиять на финансовую безопасность государства и вызвать негативный социальный резонанс как по указанному проекту, так и на дальнейшее внедрение в стране накопительной пенсионной системы.

Внедрению нового механизма начисления пенсий должно предшествовать проведение актуарных расчетов с учетом принципов Международных стандартов финансовой отчетности, а также их согласования с профильными независимыми финансовыми институтами.

Пенсионная система Украины | Страхование

   Принятый Верховной Радой Украины 9 июля 2003г. пакет Законов по пенсионной реформе законодательно организует с 01.01.2004г. новую трехуровневую пенсионную систему.

I и II уровень — Закон Украины«Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
III уровень — Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».

   Характеристика уровней:   

Уровень   Тип   Вид пенсии
I   Обязательный, солидарный   Базовая пенсия
II   Обязательный, накопительный   Трудовая пенсия
III   Добровольный, накопительный   Трудовая пенсия

   Задекларированная ранее Кабинетом Министров и закрепленная законодательно, трехуровневая пенсионная система устраняет дискриминацию в пенсионном обеспечении населения, имеющего различный уровень дохода в трудовом периоде, исключает ограничение максимального размера пенсионных выплат.

   Первый уровень представляет собой Пенсионный фонд Украины, который и в дальнейшем будет выполнять распределительную функцию, т.е. является солидарным. Государственная пенсия называется базовой. Расчет ее размера производится на основе шкалы необходимого стажа для различных уровней пенсии и на основе данных о з/п граждан за любые непрерывные 5 лет трудового периода.

   Второй уровень является уже накопительным, т.е. фондируемым. Главным его субъектом будет Государственный накопительный пенсионный фонд, куда планируется зачислять часть обязательных пенсионных отчислений (предполагается 7%). Размер этой части пенсии будет уже определяться не уровнем з/п, получаемой в том или ином периоде, а фактической суммой, накопленной на персональном счете и являющейся собственностью его владельца.

   Третий уровень также накопительный. Его основное отличие состоит в полной добровольности участия. Субъектами финансового рынка, которым разрешено оказывать данную услугу являются страховые компании, коммерческие банки и негосударственные пенсионные фонды.

   Опыт стран с реформированной пенсионной системой показывает, что самым эффективный уровнем является негосударственное накопительное пенсионное обеспечение.

   Негосударственное накопительное пенсионное обеспечение позволяет сформировать трудовую часть будущей пенсии, конкурирующую по размеру с базовой и зачастую превышающую её. Наряду с тем, что добровольное пенсионное обеспечение имеет ярко выраженное социальное назначение, появляется возможность решить несколько важных проблем за счет использования одних и тех же финансовых средств. Одновременно с решением социальных вопросов и укреплением кадровой политики предприятий, создание негосударственных пенсионных фондов позволит аккумулировать значительные пенсионные активы с периодом инвестиционной деятельности в 30-40 лет, что представляется особенно актуальным в условиях усиления роли отечественного инвестора.

   Концепция пенсионной реформы предполагает:
   первый этап, с 2004г.:

   — изменение правил начисления базовой пенсии, что приведет к её увеличению;
   — развитие III уровня новой системы — накопительного добровольного пенсионного обеспечения.
   второй этап, с 2007г.:
   — создание II уровня — государственного накопительного фонда. При этом будет систематизирован и использован уже практический опыт работы негосударственны фондов.

(PDF) Пенсионная система в Украине

ООО «Чадборн и Парк» (2011). Новая пенсионная система в Украине вступает в силу с 1 октября 2011 г., Киев, Украина,

, статья от 23 сентября 2011 г., доступна на сайте http://www.usubc.org/site/member-news/new-pension- system-in-

ukraine-started-from-October-1-2011, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Чемерис А., Липенцев А., Музычук О., Цыпук В. (2000). Украинская система социальной защиты и методы управления

, доступно на сайте http: // lgi.osi.hu/publications/2002/101/tausz-ukraine.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

CMU (2004). Постановление № 1247 от 22 сентября 2004 г. «Некоторые вопросы создания негосударственного пенсионного фонда на 9 0003 9 0002 сотрудников бюджетных учреждений».

Дербал Э. Н. (2004). Новая пенсионная система в Украине, Украинский журнал предпринимательского права, февраль 2004 г.

Доброногов А. В. (1998). Системный анализ социального обеспечения в переходной экономике: пример Украины, Международный

Институт прикладного системного анализа, Промежуточный отчет IR-98-73 / ноябрь, Лаксенбург, Австрия.

Доброногов А., Мэйхью Л. (2000). Пенсионная реформа в высокоинформализованной постсоветской экономике, Международный институт прикладного системного анализа

, Промежуточный отчет IR-00-41 / июль, Лаксенбург, Австрия.

Джуччи Р., Бигдаи В. (2006). Налог на приобретение безналичной иностранной валюты в пенсионные фонды: время идти, Институт

экономических исследований и политических консультаций в Украине, Немецкая консультативная группа по экономической реформе, Киев.

Глобальные пенсии (2003 г.).Реформа пенсионного обеспечения в Украине направлена ​​на «повышение» размера пособий, статья от 21 августа 2003 г., доступна в Интернете по адресу

по адресу http://www.globalpensions.com/global-pensions/news/1460375/ukrainian-pensions-reforms-set-enhance -benefits, дата обращения:

23 июля 2012 г.

Гора М. (2008). Пенсионная реформа: вызов для Украины, Проект аналитического и консультационного центра «Голубая лента»: «Пенсионная система

— необходимость реформы. Возрождение общественных дебатов »при финансовой поддержке ЕС, софинансировании и реализации ПРООН,

Киев.

Новости человеческого капитала (2009 г.). Закон о повышении социальных стандартов вступил в законную силу, статья от 11 ноября 2009 г.,

доступна на сайте http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/HC-Newsletter-2009-November-EN/ $ FILE / HC-

Newsletter-2009-November-EN.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Интерфакс (2011). Дефицит Пенсионного фонда в 2012 г. сократится до 10 млрд. Грн., Статья от 16 декабря 2011 г., доступна на сайте

http://main.interfax.kiev.ua/eng/eco/89134/, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Международный центр политических исследований (2000). Пенсионная система Украины должна быть реформирована, 18 декабря 2000 г., доступно

on-line на http://www.icps.com.ua/files/articles/32/11/nl_eng_20001218_0090.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Международный центр политических исследований (2008 г.). Тяжелые времена в Пенсионном фонде, 15 декабря 2008 г., доступно по телефону

http://www.icps.com.ua/files/articles/49/83/nl_eng_20081215_0432.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Международный центр политических исследований (2011).Пенсионная реформа, Киев, доступно по телефону

http://www.icps.com.ua/files/articles/64/94/Pension_Reform_ENG_A4.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Kurowski P. (2006) . Rozwój funduszy emerytalnych w wybranych krajach Europy Środkowej i Wschodniej. Warunki startu i

funkcjonowania, Варшава: Instytut Pracy i Spraw Socjalnych.

Лисенкова К. (2011). Пенсионная реформа в быстро стареющей стране: на примере Украины, дискуссионные материалы по экономике

No.11–26, Глазго: экономический факультет Стратклайдского университета.

Лисянкова К. (2002). Долгосрочные последствия старения населения для пенсионной системы Украины, Киев: Национальный университет

Киево-Могилянская академия.

МакТаггарт Г. (2003). Пенсионная реформа в Украине: стратегия, политика, политика и практика, Конференция ОЭСР по пенсионному обеспечению

Реформа в России: от законодательства к внедрению, Москва, 24-26 сентября 2003 г., доступно онлайн по телефону

http: // www.oecd.org/dataoecd/4/18/12543163.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Мельничук В. (2011). «Мрачный прогноз для пенсий и пенсионеров», статья от 5 июля 2011 г., доступна по адресу

http://ukrainianweek.com/Economics/25841, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Министерство труда и социальной политики Украины, Пенсионный фонд Украины (2008 г.). Пенсионная система в Украине: существенные факты

и цифры, Киев.

Народный банк Польши (2012). Курсы валут, доступный на сайте http: // www.nbp.pl/home.aspx?f=/kursy/kursya.html,

, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Ноэль М., Кантур З., Пригожина А., Рутледж С., Фурсова О. (2006). Развитие небанковских финансовых институтов в

Украина: Стратегия реформирования политики и план действий, Рабочие документы Всемирного банка № 81, Вашингтон, округ Колумбия:

Всемирный банк.

OSW (2011). Косметическая реформа пенсионной системы в Украине, статья от 13 июля 2011 г., доступна по телефону

http: //www.osw.waw.pl/en/publikacje/eastweek/2011-07-13/a-cosmetic-pension-system-reform-ukraine, доступ:

23 июля 2012 г.

Оттава Б. (2008). Второй компонент Украины приостановлен, статья от 11 июля 2008 г., доступна в Интернете по телефону

http://www.ipe.com/news/ukraines-second-pillar-on-hold_28543.php, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Палмер Э. (2011). Вопросы пенсионного обеспечения — Пенсионная система Украины, Аналитический и консультационный центр «Голубая лента» —

марта 2011 г., Киев.

PR Newswire (2010).«Украина начинает пенсионную реформу», статья от 15 декабря 2010 г., доступна по телефону

http://www.prnewswire.com/news-releases/ukraine-launches-pension-reform-111910374.html, дата обращения: 23 июля

2012.

Прозоров Ю. (2009). Достаточность пенсионных накоплений в планах DC (Contributions and Coverage). Опыт Украины,

Глобальный форум OECD / IOPS по частным пенсиям: пенсионная реформа и события в Латинской Америке 14-15

октября 2009 г., доступно на сайте http: // www.oecd.org/dataoecd/31/51/43921422.pdf, дата обращения: 23 июля 2012 г.

Рибуд М., Чу Х. (1997). Пенсионные реформы и рост в Украине: анализ ограничений на рынке труда,

Страновой отдел II Всемирного банка, Страновой отдел IV, Европа и Центральная Азия, февраль 1997 г.,

Рабочий документ исследования политики 1731.

Управление социального обеспечения ( 2010). Программы социального обеспечения во всем мире: Европа, 2010 г., Пенсионное управление

и Политика по вопросам инвалидности и Управление исследований, оценки и статистики, Публикация SSA No.13-11801, август 2010 г.,

Вашингтон, округ Колумбия.

Ярослав Потерай и др., Int.J.Buss.Mgt.Eco.Res., Том 3 (4), 2012,598-606

30% пенсий покрывается государством — Обречено на 20 лет: когда будет Украинцы получают достойную пенсию?

«Пенсионный вопрос» на протяжении многих лет остается одним из самых острых не только в социальной сфере, но и в экономической. Платежей юридических и физических лиц в виде единого социального взноса для финансирования пенсионных выплат украинским пенсионерам катастрофически не хватает, что вынуждает более 10% государственного бюджета ежегодно направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда Украины (ПФУ). ).

В такой ситуации у государства есть возможность увеличить дефицит ПФЕ, довольно заметно повысив пенсии, или немного увеличить пенсионные выплаты, рискуя вызвать недовольство пенсионеров, но сохранив баланс расходов.

30% пенсий покрывает государство, что увеличивает дефицит

Премьер-министр Алексей Гончарук во время презентации скорректированного госбюджета на следующий год пообещал пенсионерам небольшое повышение пенсий в связи с их индексацией.По словам главы Кабинета Министров, экономических ресурсов на большее просто не хватает.

Говоря о нехватке средств для заметного увеличения пенсий, премьер не стал разбирать, имея в виду в первую очередь расходы государственного бюджета, который традиционно оплачивает не менее 30% расходов Пенсионного фонда.

В январе 2019 года Кабинет Министров, тогдашний Владимир Гройсман, утвердил бюджет Пенсионного фонда Украины на текущий год.Вместе с 6,8 млрд долларов США из государственного бюджета общие доходы превысили ожидаемые расходы, составив 16,22 млрд долларов США и 16,1 млрд долларов США соответственно.

По теме: Экономика медленно умирает: как Украина сохраняет бедность

Тогда чиновники заявили, что средств должно хватить на объявленную в марте индексацию пенсий, в рамках которой пенсионные выплаты 8 млн украинских пенсионеров должны были увеличиться на 17-40%. Однако уже в мае замглавы правления фонда Евгений Капинус говорил о дефиците в 2019 году в размере 1,2 млрд долларов, говоря, что это меньше, чем раньше, и пенсионная система стабилизируется.

Аналогичные ожидания — стабилизация финансового состояния Пенсионного фонда, высказывались в 2016 году, прогнозируя, что дефицит ПФЕ останется на уровне 5,7 млрд долларов США в 2018-2020 годах с последующим его уменьшением.

Масла в огонь подлил и министр экономики Украины Тимофей Милованов, на своей странице в Facebook предложив отменить единый социальный взнос — основной источник дохода ПФУ.

Сбор, распределение, накопление

Фактически украинские власти признают необходимость решения проблемы дефицита Пенсионного фонда, и есть два пути ее решения:

— сохранение существующей системы совместного пенсионного обеспечения с уплатой налога на социальное обеспечение, уплачиваемого работающими украинцами нынешним пенсионерам за счет роста налогов и доходов ПФУ;

— введение накопительной пенсионной системы, при которой каждый пенсионер сможет накопить на свою пенсию через институт негосударственных пенсионных фондов.

По теме: Бедность и незащищенность Украины невозможно скрыть

Ярким представителем первого пути решения проблемы стал экс-министр социальной политики Фтвкшн Рева, который в ноябре 2018 года внес законопроект о совершенствовании функционирования системы обязательного государственного социального и пенсионного страхования.

В документе министр предложил увеличить максимальную базу для начисления налога на социальное обеспечение с 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, ввести дифференцированную ставку налога на социальное обеспечение в зависимости от размера заработной платы с 20 до 5%, а также ужесточить ответственность за невыплата единого социального взноса и предоставление ПФУ широких функций мониторинга.

Однако инициатива экс-министра не пошла дальше презентации на заседании Кабмина, прежде всего потому, что решение вопроса путем введения накопительной пенсионной системы было более популярным.

Внедрение накопительной системы в Украине решено в два этапа. В ходе первого была изменена формула расчета пенсии, что привело к ее увеличению, и были установлены требования к выслуге лет. Так, для выхода на пенсию в 60 лет потребуется не менее 25 лет страхового стажа.

С 2019 года предполагалось запустить второй уровень накопительной пенсионной системы, что предполагало появление негосударственных пенсионных фондов, которым работающий человек мог бы доверить средства. Однако второй уровень не вводился с января 2019 года, но было объявлено, что это произойдет годом позже.

По словам основателя Киевского фондового центра Александра Гончарова, промедление с внедрением накопительной системы может оказаться фатальным для пенсионной системы.Сегодня на одного пенсионера приходится всего 1,4 работающих украинца, и этот дисбаланс продолжает расти.

2022-2023 гг. Были названы датой начала накопительной пенсии. Документ предусматривал передачу функций надзора и регулирования системы негосударственных пенсионных фондов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Связано: Либо пенсионная реформа, либо крах системы социального обеспечения через 10 лет в Украине Необходимо упразднить

ПФУ, отменить налог соцстрахования, ввести накопительную пенсионную систему — что поможет украинским пенсионерам?

Эксперты единодушно оценивают текущую ситуацию как отражение системного кризиса пенсионного обеспечения Украины и в целом высказались в поддержку неоднократно анонсированной, но еще не завершенной пенсионной реформы в стране.Но при этом договорились, что «пенсионный вопрос» Украины будет полностью снят не раньше, чем через 20-25 лет.

По мнению некоторых экспертов, дефицит Пенсионного фонда, несмотря на в целом негативную роль, иногда играет роль некой «волшебной палочки» для власти в оправдании роста или просто поддержании уровня налогов.

«Если говорить о дефиците ПФУ, то им часто манипулируют, оправдывая нежелание либерализовать бизнес-среду: если у нас не хватает средств на выполнение социальных обязательств государства, то есть о снижении налогов говорить не приходится.Нехватка средств вынуждает увеличивать выручку на покрытие расходов, а потом последняя увеличивается », — Даниил Монин, эксперт Украинского института будущего, объясняет позитивную ситуацию для правительства отсутствием средств у ОРП на выплату. пенсий.

По его словам, альтернативой этому могла бы стать прямая передача функций ОФП по выплате пенсий в госбюджет полностью за счет бюджета.

По теме: Рост пенсий в Украине: ключевая тенденция последних лет

«Сегодня налоги на социальное обеспечение поступают в ПФУ и три других социальных фонда.Если все доходы от ПФУ будут немедленно отправлены в государственную казну, пенсионеры получат от этого выгоду, потому что выплата им пенсий будет социально защищенной статьей, которую нельзя сократить или не выполнить », — говорит он об альтернативе дефициту ПФУ.

По словам Монина, в целом очевидны некоторые положительные тенденции — стремление правительства сократить расходы, дефицит Пенсионного фонда Украины по отношению к ВВП менее 4% в 2020 году.

Алексей Кущ, эксперт Growford Institute, также выступает за отмену единого социального взноса и Пенсионного фонда Украины как несомненного банкрота и замену совместной пенсионной системы на накопительную.

«Совместная пенсионная система успешно работает в условиях плановой экономики или демографического роста. В наших условиях накопительная пенсионная система, несомненно, будет более эффективной, но она не сможет быстро заработать. Нужен переходный период, когда государство должно взять на себя пенсионные обязательства граждан », — сказал эксперт.

По словам Куща, переходный период может выглядеть как ликвидация ПФУ, отмена единого социального налога и замена его каким-то специальным налогом, который идет напрямую в госбюджет, по которому будут выплачиваться пенсии.

По мнению экономического эксперта Александра Охрименко, накопительная пенсионная система — несомненно, лучшее решение «пенсионной» проблемы, но ощутить все ее преимущества могут только те, кто копил 25 лет.

Связано: Новая попытка правительства отойти от распределительного механизма к накопительной пенсионной системе

«Можно резко поднять единый социальный налог до 50% с нынешних 22%, и тогда дохода теоретически должно хватить, но на практике это, скорее всего, только уведет бизнес в тень.Напротив, можно вывести на свет теневую экономику и легализовать зарплаты «в конвертах», но это тоже долгий нелегкий путь и без гарантий. И оказывается, что самый надежный способ получить достойную пенсию для человека — это сэкономить себе достойную старость уже сейчас », — уверяют наши источники.

Выплаты украинским пенсионерам в 2020 году

Согласно проекту госбюджета на 2020 год, в январе украинские пенсионеры, имеющие право на минимальную пенсию, получат гарантированные государством 67 долларов США, которые вырастут: с 1 июля до 70 долларов, а с 1 декабря до 72 долларов.

По теме: Насколько быстро растут пенсии в Украине?

Депутат от «Слуги народа», председатель комитета по социальной политике Галина Третьякова подчеркнула, что в марте состоится очередная индексация пенсий, которая должна увеличить пенсионные выплаты примерно на 12%. По данным PFU, средняя заработная плата в Украине за 9 месяцев составила 123 грн.

Как сделать пенсионную систему устойчивой

Как и многие другие страны мира, Украина сталкивается со старением населения.Доля населения в возрасте 60+ составляла около 23% в начале 2019 года и, по оценкам, достигнет 33% к 2050 году. Это проблема для традиционной распределительной системы (PAYG), которая вызывает необходимость на дополнительное пенсионное обеспечение для обеспечения устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Первая попытка изменить пенсионную систему была предпринята в 2004 году, когда в дополнение к традиционной распределительной системе была введена добровольная накопительная ступень.

Однако мер, принятых в 2004 году, оказалось недостаточно для обеспечения устойчивости пенсионной системы. PAYG первой ступени страдала от высокого дефицита, покрываемого государственным бюджетом. Эффективный пенсионный возраст был заметно ниже по сравнению со странами ОЭСР (58,5 года для мужчин и 55,9 года для женщин). Это ниже официального пенсионного возраста в то время (60/55) из-за возможности досрочного выхода на пенсию для ряда профессий. Существуют также «специальные» (льготные) пенсии, которые выплачиваются из государственного бюджета. Общий объем трансфертов из государственного бюджета в пенсионный фонд в 2016 году составил 142,6 млрд грн (20% от общих расходов государственного бюджета — см. Рисунок 1).

Диаграмма 1. Остаток Пенсионного фонда,% ВВП

Источник: Бюджет Пенсионного фонда, Государственная служба статистики

.

Старение населения — лишь одна из проблем пенсионной системы. Доходы Государственного пенсионного фонда подрываются широко распространенной практикой неофициальной выплаты заработной платы. Таким образом, работодатели платят более низкие налоги, а работники получают немного более высокую заработную плату. Среди причин этого — общий низкий уровень доверия к правительству, высокая политическая и экономическая нестабильность.С другой стороны, иногда люди вынуждены соглашаться на неформальную занятость, если они хотят устроиться на работу. Это следствие устаревшего трудового законодательства, из-за которого формально нанимать человека очень дорого. В результате у Пенсионного фонда нет денег на выплату пенсий.

Что касается добровольных пенсионных накоплений, то, несмотря на то, что он был введен 15 лет назад, этот сектор остается небольшим, с совокупными активами 2,8 миллиарда гривен (~ 104 миллиона долларов США) по сравнению с ежегодными расходами Государственного пенсионного фонда в размере 438 гривен.6 млрд и имеет низкое покрытие. Он сильно пострадал от экономических спадов 2008-2009 и 2014-2015 годов.

Введение обязательной накопительной ступени постоянно откладывалось. Обсуждение второго столпа возобновлено с 2017 года.

Для стабилизации пенсионной системы в октябре 2017 года парламент принял важные законодательные изменения, касающиеся распределительной системы. Во-первых, была усилена связь между пребыванием в должности, в течение которого лицо производило взносы в Пенсионный фонд, и своей пенсией по старости.Минимальный срок пребывания в должности для получения права на пенсию по старости увеличен с 15 до 25 лет в 2018 году и постепенно будет увеличиваться до 35 лет к 2028 году. Хотя формально пенсионный возраст остается на уровне 60 лет для обоих полов, лица с более низким сроком службы выйдут на пенсию позже — в 63 или 65 лет в зависимости от продолжительности их работы.

Закон также отменил большинство «специальных» (льготных) пенсий, в том числе для государственных служащих, депутатов, прокуроров, журналистов, ученых и т. Д. Ранее назначенные специальные пенсии остались, но они больше не корректируются с учетом инфляции.Таким образом, бремя этих более высоких пенсий постепенно исчезнет.

Реформа также снизила коэффициент выслуги лет при исчислении пенсий с 1,35% до 1% за каждый год работы, поэтому новые пенсии станут меньше. С другой стороны, закон предполагал пересмотр действующих пенсий, исходя из средней заработной платы за 2014–2016 годы, и устранил дискриминацию людей, вышедших на пенсию раньше. Дальнейший пересмотр пенсий должен производиться автоматически каждый год на 50% от роста средней заработной платы за три года плюс 50% от годового ИПЦ.Первая поправка была внесена в 2019 году. В результате закон не включил существенное повышение средней заработной платы в начале 2017 года, когда удвоение минимальной заработной платы привело к увеличению средней заработной платы.

Эти меры помогли сократить дефицит пенсионного фонда, в то время как общие выплаты из государственного бюджета в Пенсионный фонд были сокращены до 150,0 млрд грн в 2018 году (15% от общих расходов бюджета), хотя полный эффект реформы будет очевиден. только в долгосрочной перспективе.

Помимо изменений в системе PAYG, законом также предусмотрено введение второй ступени пенсионной системы, основанной на обязательных индивидуальных взносах.На данный момент внедрение отложено, так как отсутствуют важные предпосылки для этого. Есть два альтернативных взгляда на реализацию идеи.

Первая идея — это модель децентрализации, описанная в недавно отозванном законопроекте. Эта модель предусматривает обязательные отчисления в негосударственные пенсионные фонды, начиная с 2% от заработной платы и постепенно повышаясь до 7%. Накопленные таким образом пенсионные фонды используются для приобретения аннуитетного страхования жизни. Альтернативную идею предложила Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.Они предлагают объединить все обязательные взносы в единый Сберегательный фонд, которым будет управлять компания по управлению активами, выбранная на конкурсной основе, или несколько компаний. Взносы будут выплачиваться независимо от единого социального взноса в систему PAYG, начиная с 2% трудового дохода и постепенно увеличиваясь до 10%. Сберегательный фонд будет иметь наблюдательный совет и административный офис. Руководитель административного офиса будет назначен Наблюдательным советом. В отличие от другого законопроекта, эта модель позволяет инвестировать в иностранные акции и облигации.

Однако самая важная предпосылка для введения пенсионного обеспечения с обязательными взносами лежит не в пенсионном законодательстве, а в других вопросах. Это реформа финансовых рынков, которая позволит ввести гораздо более жесткий и изощренный надзор за управляющими активами (включая частные пенсионные фонды) и страховыми компаниями. И, конечно же, мы не можем не учитывать более широкий контекст реформ, таких как защита прав собственности, судебная реформа и другие. Их отсутствие явилось основной причиной отложить введение второго уровня пенсионной системы (схемы обязательных взносов), поскольку без них риски потери денег пенсионными фондами достаточно высоки.И если эти убытки придется покрывать государству, нагрузка на бюджет будет еще более существенной, чем сегодня.

VoxUkraine — это уникальный контент, который стоит прочитать. Подпишитесь на нашу рассылку новостей по электронной почте, читайте нас в Facebook и Twitter, смотрите последние видео на YouTube.

Мы верим в силу слов и в то, что главное влияние оказывают идеи. VoxUkraine собирает лучших экономистов и помогает им донести свои идеи до десятков тысяч украинцев. Контент VoxUkraine бесплатен (и всегда будет бесплатным), мы не продаем рекламу и не занимаемся лоббированием.Чтобы проводить больше исследований, создавать новые проекты, на которые оказали влияние, и публиковать больше качественных статей, нам нужны умные люди и деньги. У нас есть люди! Поддержите VoxUkraine. Вместе мы сделаем больше!

Поддержка VoxUkraine

Заявление об ограничении ответственности

Автор не работает, не консультирует, не владеет акциями или не получает финансирование от какой-либо компании или организации, которые могут извлечь выгоду из этой статьи, и не имеет соответствующих аффилированных лиц

Проблемы и основные пути реформирования

Автор

Abstract

Целью данной работы является анализ пенсионной системы Украины, определение ее основных проблем и определение всех необходимых шагов для дальнейшего реформирования системы с учетом реформ, которые были проведены в последнее время.Методология. Исследование основано на статистических факторах, анализе демографических показателей, уровня теневой экономики, фискальной нагрузки в стране. Рассмотрены также бюджетный индекс Пенсионного фонда Украины и уровень доходов и расходов пенсионеров. Результаты исследования показали, что современная пенсионная система требует реформирования, поскольку для нее характерно рост числа пенсионеров, снижение их материального положения при ежегодном увеличении дефицита Пенсионного фонда Украины, размера налоговой нагрузки и уровня теневой экономики.Практическое использование. Поскольку количество пенсионеров увеличивается, а количество плательщиков уменьшается, уменьшается и сумма накопленных доходов по пенсиям, что приводит к краху пенсионной системы или срыву ее основной функции — защиты нетрудоспособных слоев населения. Поэтому необходимо провести дальнейшее реформирование для уменьшения дефицита, повышения уровня жизни пенсионеров, внедрения и развития обязательного и дополнительного страхования. Ценность / оригинальность. Вышеупомянутые пути реформирования пенсионной системы позволяют улучшить функциональность пенсионной схемы и материальное положение нынешних и будущих пенсионеров, реализовать накопительную составляющую, что пойдет на пользу развитию экономики и страны в целом.

Предлагаемое цитирование

  • Александра Староста, 2015. « Анализ солидарной пенсионной системы Украины: проблемы и основные пути реформирования », Балтийский журнал экономических исследований, Издательство «Baltija Publishing», т. 1 (2).
  • Рукоятка: RePEc: bal: journl: 2256-0742: 2015: 1: 2: 23
    DOI: 10.30525 / 2256-0742 / 2015-1-2-142-147

    Скачать полный текст от издателя

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами.Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите идентификатор этого элемента: RePEc: bal: journl: 2256-0742: 2015: 1: 2: 23 . См. Общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: (Анита Янковска). Общие контактные данные провайдера: .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь.Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет ссылок на этот товар. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вам известно об отсутствующих элементах, цитирующих этот элемент, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылочного элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, поскольку там могут быть некоторые цитаты, ожидающие подтверждения.

    Обратите внимание, что исправления могут занять пару недель, чтобы отфильтровать различные сервисы RePEc.

    Почему в Украине такие низкие пенсии? И как сделать это «как в Европе» — Киевская школа экономики

    .
    Государственные пенсии очень низкие. Почему это так?

    Чтобы объяснить этот факт, нужно понимать, что у нас есть распределительная пенсионная схема. Это означает, что пенсионеров финансируют люди, которые в настоящее время работают и делают взносы в Пенсионный фонд.

    Демографическая ситуация в Украине такова, что количество работающих (16 миллионов) и количество пенсионеров (12 миллионов) достаточно близки, что подразумевает соотношение примерно 1,3 занятых на 1 пенсионера (если рассматривать только занятых, кто платит социальные отчисления (12 миллионов), то соотношение падает до 1: 1).

    Так, например, работник вносит взнос в размере около 2 000 гривен (приблизительно) из своей заработной платы в размере 10 000 гривен.Кроме того, у нас более высокие пенсии для судей, ученых-исследователей и т. Д., А также желание платить минимум налогов (то есть не со всей зарплаты, а только с минимально необходимой суммы). Таким образом, один пенсионер получает из этих денег небольшую сумму — номинальные 2000 гривен становятся еще меньше.

    Что такое распределительная пенсионная схема?

    Эта схема была разработана в 19 веке, когда было много детей и мало пенсионеров.Она работает так же, как финансовая пирамида: когда многие молодые люди (база) финансируют меньше пенсионеров (верх). В настоящее время это больше не работает.

    Как можно улучшить ситуацию?

    Этот вопрос очень важен для многих стран с небольшим количеством детей и стареющим населением. Например, европейские страны сейчас переходят на индивидуальный пенсионный план, когда каждый лично откладывает деньги на свой будущий пенсионный счет.В случае быстрого перехода на такую ​​пенсионную схему пострадают:

    • тех, кто в настоящее время получает пенсию за счет трудящихся. Они больше не получат денег;
    • тех, кто работает сейчас, ничего не получат за предыдущие годы работы. Взносы сделали, но эти деньги уже распределены между нынешними пенсионерами.

    Что делать Украине?

    Переход на индивидуальные пенсионные счета в чистом виде невозможен, потому что пожилые люди не смогут перейти на эту схему из-за того, что у них обычно нет постоянного дохода, с которого можно было бы делать взносы; они уже пережили это время жизни.Следовательно, необходим переходный период: когда государство частично финансирует пенсионеров, но люди, которые сейчас вносят взносы в Пенсионный фонд, больше не смогут рассчитывать на эту государственную схему. Они должны работать и вносить взносы на свою индивидуальную пенсию. Поддержка нынешних пенсионеров может быть косвенной, за счет других налогов (это частично делается сегодня, когда дефицит Пенсионного фонда финансируется напрямую из бюджета).

    Почему повышен пенсионный возраст?

    Как правило, пенсия — это сбережения человека на тот возраст, когда он / она не может зарабатывать деньги из-за преклонного возраста или плохого состояния здоровья.Все страны повышают пенсионный возраст, поскольку продолжительность активного трудоспособного возраста постоянно увеличивается благодаря научным и медицинским достижениям. Поэтому повышение пенсионного возраста в основном отражает тот факт, что человек дольше остается продуктивным.

    С финансовой точки зрения существует несколько факторов, которые определяют баланс пенсионного фонда в любой момент времени: количество работающих, заработная плата и ставки вычета, которые приносят доход фонду. Расходы, напротив, зависят от количества пенсионеров и размера пенсионных пособий.Повышение пенсионного возраста увеличивает количество тех, кто вносит взносы, и уменьшает количество тех, кто получает. Таким образом, данная мера позволяет выплачивать пенсии на приемлемом уровне.

    Альтернатива повышению пенсионного возраста включает рост экономики и заработной платы (который требует повышения производительности рабочей силы, в отличие от того, чтобы ей просто платили больше без причины). Другая альтернатива — снятие тени с зарплаты (чего тоже непросто).

    Почему нельзя выравнивать пенсии?

    Не окажет значительного воздействия.Сегодня в Украине 12 миллионов пенсионеров, из которых 400 тысяч (примерно 3%) получают специальные пенсии. Даже если мы откажемся от надбавок льготным пенсионерам, это не улучшит существенно обычные пенсии, так как этот эффект незначителен.

    Почему нельзя брать деньги у богатых и отдавать пенсионерам?

    Это вопрос «справедливость против эффективности». Безусловно, было бы справедливо повысить пенсии, ведь сегодняшние пособия мизерные.Но, чтобы что-то выдать, надо куда-нибудь взять. Если мы начнем брать деньги у богатых (например, за счет увеличения налогов), мы окажемся в еще большей бедности, потому что бизнес ускользнет в тень, уменьшая налоговые поступления или эмигрируя. По этой причине в борьбе с низкими пенсиями нужно проявлять осторожность.

    Когда нам пора перейти от распределительной пенсионной схемы к пенсионной системе с установленными взносами?

    Это надо было сделать в 2001 году, когда эта идея возникла впервые.В качестве альтернативы это могло быть реализовано в 2004 году, когда было принято соответствующее законодательство, но этого не произошло. Но украинский опыт показывает, что чем дальше, тем хуже, чем больше пенсионеров, тем меньше занятых. Это приводит к еще более значительному нарушению равновесия.

    Учитывая вышесказанное, как ученый я бы посоветовал: чем раньше мы представим новую систему, тем лучше.

    Если бы вы были политиком, как бы вы реформировали систему?

    Принципы были объявлены еще в 2004 году:

    • переход на систему индивидуальных пенсионных накоплений;
    • повышение пенсионного возраста.

    Лично я бы добавил еще один пункт — инвестиции в социальную сферу для пенсионеров (здравоохранение и социальная поддержка).

    Интервью с Анной Вахитовой дал студент KSE Валентин Литвинов

    Перевод Марины Шыкун и Николая Кравец, студентов KSE

    Самые важные проекты | Пенсионный фонд Украины

    На сегодняшний день ни одна из 12 миллионов пенсий в Украине не назначается без использования программного обеспечения, разработанного специалистами компании Медирент.

    Наши ключевые сотрудники автоматизируют деятельность Пенсионного фонда Украины (ПФУ) с 1998 года.

    Начиная с разработки автоматизированной системы оплаты персонализированного счета по обязательному пенсионному страхованию, на данный момент специалистами компании создана Интегрированная комплексная информационная система Пенсионного фонда Украины (ИКИС ПФУ) , которая автоматизирует практически все ключевые процессы в организации.

    Медирент — безусловный лидер в масштабах страны в области информатизации как социальной сферы в целом и пенсионного страхования в частности.Учитывая явное преимущество наших конкурентов в сфере частного пенсионного страхования, мы являемся ведущим разработчиком информационных систем на всех трех уровнях пенсионной системы Украины: солидарной, бюджетной, негосударственной составляющих.

    База данных Пенсионного фонда Украины — одна из крупнейших в Украине и ключевая не только в сфере пенсионного обеспечения, но и с точки зрения социально-экономических и бюджетных процессов государства в целом.

    Единая комплексная информационная система Пенсионного фонда Украины — это система государственного и стратегического значения, ключевой инструмент автоматизации не только пенсионного обеспечения, но и многих других задач в сфере социальной защиты граждан.

    ИКИС ПФУ включает около 20 подсистем, построенных на принципах и тесно связанных между собой. Среди ключевых процессов Фонда автоматизации ИКИС ПФУ:

    • индивидуальный учет (годовая и ежемесячная отчетность)
    • реестры страхователей и застрахованных
    • назначение и выплата пенсии
    • аналитическая отчетность
    • электронное взаимодействие с другими агентствами
    • оказание электронных услуг и самообслуживания граждан (Интернет-портал ПФУ)
    • прием электронных выписок
    • электронный документ
    • управление услугами для посетителей и многое другое

    Количество зарегистрированных пользователей ИКИС ПФУ составляет около 19 тысяч сотрудников, работающих во всех офисах Фонда на территории Украины (около 500) и в центральном офисе.

    Медирент осуществляет постоянное развитие системы, проектирование не только программного обеспечения, но и соответствующих бизнес-процессов Фонда.

    Большое внимание уделяется построению комплексной системы защиты информации (КИПС).

    Специалисты компании, обладающие уникальным опытом и фундаментальными знаниями в пенсионной сфере, постоянно совершенствуют технические решения и бизнес-процессы Пенсионного фонда.

    В Пенсионном фонде зарегистрировано более 30 миллионов. застрахованы, 12 миллионов пенсионеров, несколько миллионов плательщиков страховых взносов.

    Система тесно интегрирована в обмен информацией с другими агентствами (фонды социального страхования, Государственная фискальная служба, регистры Министерства юстиции и т. Д.).

    Реестр застрахованных лиц ОРП является ключевым, наиболее полным и актуальным в сфере социальной защиты в Украине.

    Учитывая степень внедрения, организационно-техническое решение ИКИС ПФУ вместе с веб-порталом, является высокой степенью готовности к включению в национальную систему электронного правительства.А учитывая стратегический характер вопросов пенсий, это станет в нем ключевым элементом.

    Более того, теперь IKIS PFU является одним из крупнейших и эффективных электронных управляющих частей государства.

    ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-СТАБИЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ, КРИТЕРИИ, МЕРЫ

    Оробчук, М., Зеленко, В., & Зеленко, Н. (2008). Управление процессами формирования пенсионного фонда Украины. Вестник Национального университета имени Ивана Франка Вестник Национального университета имени Ивана Франко , 39 , 363–369 [на украинском языке].

    Кириленко О.П., Козак Г.И. (2012). Захысть пенсионных накоплений в контексте инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Финансы Украины — Финансы Украины , 2 , 38–49 [на украинском языке].

    Мельничук В. Г. (2010). Тенденции развития пенсионной системы Украины. Финансово-экономическое регулирование — Финансово-экономическое регулирование , 4 , 66–76 [на украинском языке].

    Лисенкова, К. (2011). Пенсионная реформа в быстро стареющей стране: на примере Украины. Бизнес-школа Университета Стратклайда, факультет экономики. Рабочие документы, 1 1 (26), 2–35.

    Пенсионный фонд Украины. (п. д.). Расходы и доходы бюджета фонда] . Получено 10 марта 2020 г. с https://www.pfu.gov.ua/statystyka/vydatky-ta-dohody-byudzhetu-fondu/page/3 [на украинском языке].

    Державна служба статистики Украины. (п. д.). Демографическая и социальная статистика. Получено 10 марта 2020 г. с http://www.ukrstat.gov.ua [на украинском языке].

    Верховная Рада Украины. (2011). О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование: Закон Украины от 27.02.2020 № 2464-VI о взимании и учете единого взноса на обязательное государственное социальное страхование. ]. Ведомости Верховной Рады Украины — Вестник Верховной Рады Украины, 2–3 .Получено 5 марта 2020 г. с сайта https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2464-17 [на украинском языке].

    Березина, С. (2017). Перспективы накопления средств в системе накопительного пенсионного страхования Украины. Управление инвестициями и финансовые инновации, 14 (2), 128–138.

    OECD. (п. д.). Краткая информация о пенсиях. Получено 10 марта 2020 г. с сайта https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=PAG.

    Главное управление Пенсионного фонда Украины.(2019). Пересчет пенсии с 1 июля 2019 года [Пересчет пенсии с 1 июля 2019 года] . Получено 10 марта 2020 г. с https://www.pfu.gov.ua/kv/128496-pererahunok-pensij-z-1-lypnya-2019-roku [на украинском языке].

    Козак Г. И. (2013). Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Украины: риски функционирования. Analysen und Ansichten zur Wirtschaftsentwicklung in der Украина. Eine Sicht ukrainischer Forscher zu Theorie und Praxis.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *