Проблемы в земельном законодательстве 2019 – Основные проблемы земельного права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Содержание

Основные проблемы земельного права | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены ключевые на наш взгляд проблемы земельного права, которые необходимо решать в ближайшее время путем его реформирования.

Ключевые слова: земельное законодательство, проблемы земельного законодательства, реформирование земельного законодательства.

Российская Федерация обладает огромными залежами все возможных земельных ресурсов, расположенных буквально во всех частях её границ. Земля, а точнее земельный участок, на котором она расположена, во все времена являлся ценнейшим ресурсом. Отступая от темы земельного права, люди во все времена имели постоянные притязание на землю, что создавало постоянные конфликты между ними. Земля являлась и до сих пор является уникальным ресурсом, который целесообразно используясь в своих целях, никогда не придет в негодность. В российском законодательстве земельный участок классифицируется как особый главный объект земельных отношений. Практика по делам земельного права довольно непродолжительна в связи с тем, что полноценное земельное законодательство было установлено относительно недавно, этого достаточно для выявление такой проблемы как не структурированность земельного законодательства.

Во-первых, земельное законодательство очень запутанно. Параллельно с Земельным кодексом существует огромное количество всевозможных федеральных законов, нормативных правовых актов и иных законодательных документов. Отсутствие единой системы земельного законодательства усложняет поиск официальных документов при их необходимости. Российскому земельному законодательству необходимо гармонизировать всю свою структуру, внести значительные изменения в Земельный кодекс либо обобщить все нормативные акты земельного законодательства.

Во-вторых, огромное количество положений, взятых их земельного законодательства СССР, которые отчасти до сих пор регулируют некоторые вопросы, так или иначе связанные с земельным правом, по сей день. Это указывает на существование огромных пробелов в системе земельного законодательства и необходимость их заполнения путем целостной реконструкции земельного российского земельного права.

Помимо вышеизложенных проблем, касающихся актуальности и структурированности земельного законодательства, существует ряд проблем, связанных с противоречием некоторых положений земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, что ведет к возникновению коллизий. В первую очередь данные противоречия связаны с природой возникновения и возможностью распоряжения правом собственности на земельный участок и недвижимое имущество, расположенное на нем.

Также наряду с проблемами теоретическими и законотворческими, земельное законодательство породило ряд проблем, связанных с его практическим применением. Самыми частыми в данном случае становятся такие проблемы как несогласованность порядка пользования земельным участком, помимо этого, возникают проблемы при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и еще ряд практических проблем.

Кроме того, помимо проблем с пробелами и недостатками в земельном законодательстве так же существует диаметрально противоположная проблема, связанная с чрезмерной регламентацией некоторых процедур, что в свою очередь лишает участников земельных правоотношений возможности минимизировать или рационализировать данную процедуру исходя из особенностей конкретного случая.

Все вышеизложенное говорит нам о необходимости реформирования земельного законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне соответственно. При этом в первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним.

Параллельно с этим, необходимо устранить все конфликтные моменты, возникшие в результате деятельности текущего земельного законодательства, для этого есть два пути, первый это реформировать земельное законодательство, второй реформировать иные законодательства синхронизировав их с земельным.

При реформировании необходимо учесть и тот факт, что существующее на данный момент законодательство о земле не самое удобное для правоприменителей не только по форме, но и по содержанию, что и привело к большому количеству проблем, связанных с их применением в судебном порядке.

Также хотелось бы, чтоб при реформировании появились более прозрачные, то есть менее коррумпированные способы получение земельных участков, в особенности для производственных нужд и промышленную застройку. Ввиду того, что проблема коррупции не менее остра чем все вышеизложенные, но напрямую к земельному праву отношения не имеет.

Из всего вышесказанного понятно, что проблемы в земельном законодательстве есть и они достаточно серьезные, для того, чтоб послужить толчком к началу реформирования. Но также хочется сказать, что реформирование — это долгосрочный и кропотливый труд, но при его выполнения необходимо будет отслеживать то, что происходит в праве на данный момент. И главное, чтоб результат реформирования не принес больших проблем, чем те которые эта деятельность должна устранить.

Рассмотрев ряд общих проблем, и придя к выводу, о необходимости реформирования земельного законодательства в Российской Федерации. Нам захотелось более подробно остановиться на проблеме, связанной с нецелевым или недобросовестным использованием земельного фонда в России. Сложившаяся в данной сфере ситуация в нынешнем виде близка к критической. Проблемы также коренным образом исходят из пути развития земельных отношений в России на современном этапе. Они же являются отчасти следствием несовершенства российской законодательной базы в отрасли земельного права. Огромное количество земель площадью около 100 миллионов гектаров подвержено опустыниванию и эрозии, что ведет к стагнации развития самой инфраструктуры земельного рынка и деградации сельскохозяйственных земель в связи с потерей плодоводства почвы и невозможности её дальнейшего использования и, как следствие, выведение этих самых земель из хозяйственного оборота земель.

В первую очередь необходимо выяснить, какие категории определены Земельным кодексом Российской Федерации, для этого мы обратимся к статье 7 данного кодекса и увидим, такие категории как:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Список исчерпывающий, но чаще всего из вышеперечисленных страдают земли сельскохозяйственного назначения, ввиду неразберихи, возникшей при смене курса государства еще 30 лет назад и последующей перестройке и изменения законодательства, большая часть данных земель попала в право собственности гражданам. Можно сказать, что это хорошо ведь каждый собственник обязан заботится о своей собственности, что закреплено законодательно, но фактически большая часть данных землевладельцев не то что не заботится о своей земле, а даже не подозревает, что она у них есть, либо в силу иных обстоятельств не может должным образом использовать и содержать свои земли, что ведет к их использованию е по назначению.

Для решения данной проблемы мы видим только радикальные решения, такие как увеличение ныне уже существующих штрафов (таблица 1), но помимо этого необходимо провести широкомасштабную проверку, целью которой будет установить земли находящиеся в частной собственности и не содержащиеся надлежащим образом, с целью дальнейшего их изъятия. Данные действия приведут к тому, что владеть земельными участками будут только заинтересованные в этом лица, которые могут содержать их в надлежащем порядке и используют их в соответствии с назначением, а от неправильного использования их будут останавливать ужесточенные штрафы.

Таблица 1

Категории лиц

Кадастровая стоимость земельного участка определена

Кадастровая стоимость земельного участка не определена

Процент кадастровой стоимости земельного участка (%)

Минимальная сумма (р.)

Минимальная сумма (р.)

Максимальная сумма (р.)

От

До

От

до

Для граждан

0,5

1

10000

10000

20000

Для должностных лиц

1

1,5

20000

20000

50000

Для юридических лиц

1,5

2

100000

100000

200000

Трудно сказать, является ли развитие частного сектора и соответственно значительное принижение роли государства в сфере земельного оборота негативным следствием в системе земельного права, в частности землевладения. По-нашему мнению, несмотря на огромное количество существующих видов собственности, земля, находящаяся на территории государства, по сути является национальным объектом, изначально являвшимся государственном собственностью, по какой-либо причине отданным другому владельцу.

Данной работой мы хотим подчеркнуть, что земельное право находится в постоянном развитии, но на наш взгляд, на данный момент это развитие привело к появлению проблем, игнорирование которых может привести к утрате части земель, что недопустимо. Таким образом мы хотим сказать, что земля — это общенациональное достояние, которое мы должны сохранить для наших потомков, а без должного регулирования земельных отношений со стороны государства — это невозможно.

Литература:

1. Журнал «Молодой ученый»

2. Журнал «Право и инвестиции», 3–4 (52), Декабрь 2013

Основные термины (генерируются автоматически)

: земельное законодательство, земельный участок, земля, проблема, Российская Федерация, кадастровая стоимость, Земельный кодекс, минимальная сумма, сельскохозяйственное назначение, Россия.

moluch.ru

Земельный кодекс РФ: изменения на 2019 год

С 1.01.19 вступили в силу поправки, внесённые Правительством ещё в 2017 году в Федеральный закон №136-ФЗ или Земельный кодекс.

Раздел земельного участка

Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:

  • внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
  • устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
  • контролировать использование земель по целевому назначению.

За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:

  • участки для индивидуального пользования;
  • места совместного пользования.

На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:

  • Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
  • Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
  • Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.

К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:

  • места подъезда или прохода к участкам;
  • остановочные пункты;
  • места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
  • ларьки, магазины для дачников;
  • иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.

Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:

  • размера выделенного им персонального земельного участка;
  • соразмерной доли за земли общего пользования.

По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.

Если некоторые правообладатели земель ранее выделили свои участки в собственность, они не включаются в межевой проект и функционируют как самостоятельные статистические и правовые единицы. Но если они расположены в массиве садового или огороднического хозяйства, юридическое лицо вправе налагать на этих собственников налоговую ответственность за пользование совместной территорией.

Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:

  • Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
  • Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
  • Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.

Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.

Предоставление муниципального земельного участка в аренду

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ. Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.

Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.

Другие изменения, актуальные на 2019 год

Законодательство также внесло коррективы, которые в текущем году вступят в силу, относительно нижеследующих факторов:

  • допустили образование временных населённых пунктов;
  • предусмотрели выдел земельных участков для расположения на них научно-технических центров;
  • внесли дополнения для особо охраняемых территорий;
  • ужесточили нормы несанкционированного использования земельных участков;
  • внесли новые положения о дачных домиках.

Теперь домики на фундаменте можно возводить только в пределах садовых товариществ. Если дачный посёлок относится к овощеводческому хозяйству, здесь можно возвести только некапитальное строение без фундамента, предназначенное для хознужд и временного пребывания. Нарушение этого регламента считается несанкционированным использованием участка и допускает применение норм статьи 7.1 КоАП РФ. В остальном остаются актуальными нормы предшествующих лет.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

 

 

 

zakonguru.com

Порядок оформления самовольно занятых земель

Содержание

  1. Признаки самовольного использования земли
  2. Законодательные изменения — 2019
  3. Комплексные кадастровые работы (ККР)
  4. Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
  5. Установление границ земельных участков (ЗУ)
  6. Новый порядок согласования общих границ ЗУ
  7. Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
  8. Исправление реестровой ошибки

 

Признаки самовольного использования земли

 

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.
 
Отсутствие:

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).
 
Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства 

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.


Законодательные изменения — 2019


 
16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона  № 150-ФЗ от 17.06.2019.

Они упростили проблемы:

  1. с самовольным захватом земель и их оформлением
  2. согласованием границ ЗУ
  3. выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка   

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

 

Комплексные кадастровые работы (ККР)

 

Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
    • площадями
    • улицами
    • проездами
    • набережными
    • скверами
    • бульварами
    • водными объектами общего пользования
    • т.д.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых:
    • зданиями
    • сооружениями (за исключением линейных объектов) 

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

Цели комплексных кадастровых работ:

  • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
  • обеспечение справедливого налогообложения
  • выявление и устранение случаев:
    • пересечения границ
    • ошибок в реестре

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором 

 


Порядок оформления самовольных «прирезок» земли
 

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.
 
Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:
 

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%  

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР. 

 

Установление границ земельных участков

 

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

 
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории 

 

Новый порядок согласования общих границ ЗУ


Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и  обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

 
Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
 

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

 

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

 

Исправление реестровой ошибки

 

Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причины реестровых ошибок

1. Ошибки кадастрового инженера:

  • при межевании земельного участка
  • при определении площади здания

из-за чего:

2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

  1. фактических координат земельных участков
  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению  ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

Итоги

 

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

www.zemvopros.ru

Об актуальных проблемах практики применения земельного законодательства

Со времен проведения земельной реформы 1991 года и передачи части земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам прошло уже более двух десятков лет. В то время как земельное законодательство заметно стройнеет и совершенствуется в теории, судебных споров по вопросам его применения с каждым годом становится все больше на практике. Такие споры условно можно разделить на две группы: с участием публично-правового элемента (например, в качестве собственника земельного участка, на котором находится здание) и без участия такового (чаще всего споры между физическими и юридическими лицами о порядке пользования и о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности).

Предлагаем рассмотреть некоторые актуальные проблемы практики применения земельного законодательства и возможные варианты их решения.

Проблема № 1

Не согласован порядок пользования земельным участком

Законодатель предусмотрел общий принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка (пункт 5 часть 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Указанный принцип не распространяется на случаи, прямо указанные в федеральных законах. Такие исключения предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Положением пункта 3 статьи 552 ГК РФ установлено, что продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.

Статья 35 ЗК РФ гарантирует новому собственнику право использовать часть земельного участка, занятой приобретаемым зданием, строением и сооружением, и необходимой для эксплуатации указанных объектов недвижимости на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Поэтому первой проблемой, с которой может столкнуться собственник земельного участка и новый собственник здания, — это сохранение сложившегося прежде порядка пользования земельным участком.

К сожалению, далеко не каждого покупателя здания заботит порядок пользования земельным участком, на котором расположен приобретаемый им объект недвижимости. Результатом подобной неосмотрительности и легковерности становятся судебные тяжбы между собственником земельного участка и собственником расположенной на нем недвижимости.

Как показывает судебная практика, даже если новый собственник объекта недвижимости не был поставлен в известность о сложившемся порядке пользования земельным участком, требования об установлении нового порядка могут быть рассмотрены как посягательство на права собственника земельного участка и суды зачастую оставляют их без удовлетворения (определение ВС РФ от 28.12.2015 № 306-ЭС15−16 430 по делу № А12−45 548/2014, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 18.08.2015 по делу № 33−7863/2015).

А ведь разрешить такую проблему можно было и во внесудебном порядке, заблаговременно заключив соглашение о порядке пользования земельным участком. Важно, чтобы одной из сторон указанного соглашения выступал собственник земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.

Проблема № 2

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

В пункте 3 статьи 39.4. ЗК РФ указано, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом. Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются статьями 65 и 66 ЗК РФ, главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Такие правоотношения относятся к сфере публичных, поскольку одной из сторон являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Ключевая проблема таких правоотношений заключается в том, что нередко кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную цену. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением или с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Положения указанного пункта содержат исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.

Однако на практике снизить кадастровую стоимость земельного участка возможно в том случае, если ее размер превышает рыночную стоимость участка. Желательно, чтобы такие обстоятельства были подтверждены заключением судебной экспертизы об определении рыночной стоимости земельного участка (определение ВС РФ от 21.09.2015 по делу № 51-АПГ15−22, определение ВС РФ от 29.07.2015 № 46-АПГ15−11).

Помимо судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости земельного участка законодатель предусмотрел также возможность пересмотра кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые созданы при территориальных управлениях Росреестра. Необходимо отметить, что соблюдение такого порядка не является обязательным.

При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, такая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, даже если кадастровая стоимость в итоге будет снижена, затраченное предпринимателем время может стать катастрофой для бизнеса. Для того, чтобы решить проблему с наименьшими потерями, рекомендуем заранее позаботиться о надлежащих доказательствах действительной рыночной стоимости земельного участка, а также об экспертной организации, которая сможет организовать проведение судебной экспертизы.

Проблема № 3

Строительство объектов недвижимости до надлежащего оформления прав на земельный участок

В силу статьи 222 ГК РФ здание, строение или сооружение, возведенные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками.

Указанные объекты подлежат сносу силами и средствами застройщика и за его счет. Исключения, установленные пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, предусматривают ряд условий, при совокупном соблюдении которых возможно приобретение права собственности на самовольную постройку. Однако признание права собственности на объект возможно лишь за лицом, обладающим вещными правами на земельный участок.

В отсутствие названного условия, даже если застройщику удалось каким-то образом зарегистрировать право собственности в Росреестре, объект не перестанет являться самовольной постройкой. Такая регистрация не повлечет каких-либо правовых последствий как для застройщика, так и для третьих лиц. Решение суда о признании постройки самовольной и о понуждении к ее сносу будет являться документом-основанием, устанавливающим отсутствие прав у застройщика на возведенный объект недвижимости. Копия такого решения направляется в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в Росреестр (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Аналогичный вывод содержится в пункте 23 постановления Пленума В С РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, Апелляционном определении ВС РФ от 29.04.2016 № 5-АПГ16−12.

Во избежание вышеуказанных проблем рекомендуем прежде чем возводить многоэтажное здание на земельном участке и вкладывать в строительство все нажитое честным трудом, позаботиться о надлежащем оформлении прав на планируемый к застройке земельный участок.

Проблема № 4

Сервитут и проблемы его «невостребованности»

Переход права собственности или права аренды на землю посредством совершения сделок купли-продажи и аренды соответственно являются наиболее востребованными, поскольку в большей степени удовлетворяют экономическим интересам обеих сторон сделки, чем при сервитуте. Покупатель выплачивает соразмерную стоимости земельного участка цену и получает полное господство над земельным участком, а арендатор вносит арендные платежи и может на установленный договором срок владеть и пользоваться землей. Продавец и арендодатель со своей стороны также получают встречное предоставление, в размере и порядке, установленном договором. Это удобно и понятно.

Однако на практике сервитуты все же работают, конечно, если установлены в соответствии с требованиями закона. А вот на этом этапе и могут возникнуть сложности.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) закреплено в статье 23 ЗК РФ. Сервитут устанавливается в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

В силу статьи 274 ГК РФ право требовать установления сервитута принадлежит собственнику недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что названная норма направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения от 22.03.2012 № 510-О-О, от 24.09.2012 № 1562-О, от 02.07.2013 № 1046-О).

Лица, которым земельный участок был передан на праве пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования также вправе требовать установления сервитута (пункт 4 статьи 274 ГК РФ). По требованию иных лиц сервитут может быть установлен, если такое право закреплено федеральным законом.

Нередко с требованием об установлении сервитута обращаются арендаторы земельных участков. Причем в отдельных случаях арендаторы подают негаторные иски, мотивируя свои требования невозможностью пользоваться арендованным земельных участком без установления сервитута и основывая их на статье 304 ГК РФ.

Положения указанной статьи предоставляют право собственнику недвижимой вещи требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. По вопросам применения данной нормы Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что обратиться с такими требованиями вправе, в том числе, арендатор земельного участка. Такой вывод сделан в определении ВС РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15−16 638, № А35−8277/2014 и в пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 № 153.

Однако закон не предусматривает право арендатора заявлять требования об установлении сервитута. Показательным примером предположительного результата рассмотрения требований арендатора об установлении сервитута является определение ВС РФ от 15.01.2015 № 308-ЭС14−7676 по делу № А53−22 912/2013. Отказ в удовлетворении исковых требований арендатора Верховный Суд Российской Федерации мотивировал неверным толкованием статьи ГК РФ и недопустимостью применения положений статьи 304 ГК РФ с целью предоставления лицу права пользования чужим земельным участком и подмены, таким образом, иска о сервитуте.

Установление сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Таким образом, для установления сервитута необходимо доказать наличие оснований для его установления (невозможность использования земельного участка без получения права ограниченного пользования другим земельным участком). В судебном порядке такие обстоятельства могут быть подтверждены, в частности, заключением экспертизы. Также спорным является вопрос о соразмерности платы за ограниченное пользование чужим земельным участком.

При таких обстоятельствах сервитут едва ли может заменить собой правоотношения, вытекающие из договоров купли-продажи и аренды. Однако в отдельных случаях установление сервитута не просто целесообразно, а необходимо.

Любая правовая проблема, в том числе в сфере земельных правоотношений, требует глубокого и детального анализа. Автор статьи считает необходимым донести до читателя, что ни один общий совет не разрешит его частной проблемы по существу. Вместе с тем освещенные вопросы, возможно, подтолкнут кого-то достать свои земельные проблемы из «долгого ящика» и приступить к их немедленному разрешению.

abkazakov.ru

основные изменения в законодательстве за 6 месяцев 2019 года

Представляю вашему вниманию обзор основных изменений законодательства, которые произошли в сфере земли и недвижимости за 6 месяцев 2019 года:

1. Появилась возможность владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

17 июня 2019 года был принят федеральный закон №150 «О внесении изменений в федеральный закон «О кадастровой деятельности» и федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»», который заработает через 90 дней после его официального опубликования, и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли в рамках проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории, в пределах которой расположены эти земельные участки.

Стоит также отметить, что действующее в настоящее время законодательство тоже позволяет осуществить увеличение площади земельного участка при уточнении местоположения его границ, но не более чем на 10 % от его документальной площади, или не более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки на основе правового зонирования территории поселения, в пределах которого расположен этот земельный участок, и при условии документального подтверждения существования установленной на местности границы земельного участка 15 и более лет.

Новый же закон позволяет собственникам земельных участков выйти за обозначенные пределы при уточнении границ земельных участков на местности, но только в рамках комплексных кадастровых работ, проводимых по инициативе муниципальных органов власти.

Я, как практикующий кадастровый инженер и юрист в сфере недвижимости, часто сталкиваюсь с тем, что площадь фактически используемых гражданами земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), намного больше чем на 10 %. И узаконивать эти излишки в площади земельных участков приходится, как правило, в судебном порядке.

Принятый закон регламентирует порядок действий кадастрового инженера в случае, если при проведении комплексных кадастровых работ в результате уточнения местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает документальное значение его площади, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на 10 %, позволяя таким образом узаконить излишки площади земельного участка вне судебного процесса.

Также, поправки в федеральный закон «О кадастровой деятельности» позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков.

Кроме того, законом уcтанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра.

Данный закон выгоден как гражданам, так и государству. Местным органам власти принятые изменения позволят повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников.

2. Госдума восстанавливает так называемую «дачную амнистию».

Внесенный 14 мая 2019 года в Государственную Думу и уже прошедший первое чтение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (О «дачной амнистии»), предусматривает, что новый этап «акции» по упрощенному оформлению участков и расположенных на них строений продлится до 1 марта 2022 года.

При этом не просто продлевается срок программы – она расширяется. Во-первых, программа касается далеко не только дач, но и садов, огородов, гаражей, земельных участков и т.п. А во-вторых, законопроектом, на самом деле, не предлагается «амнистировать» граждан. Документ именно оформляет те права, которые возникли раньше.

Новый этап программы – вплоть до 1 марта 2022 года, будет действовать для жилых домов, жилых строений и садовых домов, которые построены на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года. Оформление прав на них, согласно инициативе, будет осуществляться в упрощенном порядке — при наличии права на землю потребуется технический план, подготовленный кадастровым инженером, в соответствии с декларацией об объекте, которую составит владелец.

При этом в отношении строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, предлагается установить бессрочный упрощенный уведомительный порядок. В орган стройнадзора будет направляться не два, а одно уведомление – только об окончании строительства.

Еще одно новшество касается подачи документов в Росреестр на регистрацию прав. Планируется предоставить гражданам выбор: направить документы в ведомство самим, либо ожидать их направления органом стройнадзора. Это может помочь избежать бюрократических задержек.

3. Разработан механизм изъятия земельных участков за нарушение правил пожарной безопасности, в частности за нескошенную траву и мусор.

Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило два законопроекта, прописывающие механизм изъятия частных земельных участков, если они используются с нарушением требований пожарной безопасности. Предложенные поправки в Земельный кодекс и закон «О пожарной безопасности», а также в Гражданский кодекс опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Независимая антикоррупционная экспертиза данного законопроекта продлится до 4 июля этого года.

Законопроект касается всех категорий частных владельцев участков: собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.

Новая мера не касается только двух случаев: изъять земельный участок не смогут, если он является предметом ипотеки, и если его собственник проходит процедуру банкротства.

Участки предложено изымать по иску органа местного самоуправления в случае неисполнения владельцем участка в течение 6 месяцев предписания органа пожарного надзора. В этом случае принудительно прекращаются все права на земельные участки, включая охраняемое Конституцией РФ абсолютное право собственности, а участок выставляется на публичные торги.

Однако, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, не одобрил этот законопроект. В Совете указали, что критериев нарушений, влекущих столь тяжкие последствия, документ не предусматривает, отнеся этот вопрос на уровень подзаконного акта. При этом из материалов к проекту можно сделать вывод, что речь идет о нескошенной траве, зарастании участка сорной растительностью, наличии на участке мусора.

4. Меняется ответственность за самовольное строительство.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка , требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

За самовольное строительство предусмотрена административная ответственность. Ранее ответственность за самострой распространялась только на строительство и реконструкцию зданий без соответствующего разрешения от органов власти. Теперь строительство и реконструкцию зданий, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров (плотность и процент застройки, высота здания), будут наказывать как за самострой – вплоть до сноса.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, расширяющий ответственность за самовольное строительство. Законопроектом предлагается уточнить положения части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, распространив ее санкции не только за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без соответствующего разрешения, но и за строительство и реконструкцию, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров.

Самовольной постройкой теперь будет являться все, что построено с нарушениями. Постройки будут считаться незаконными, если не отвечают первоначальным требованиям, которые были отображены в разрешительном документе.

Если при реконструкции здания будет нарушена сама структура или изменены любые другие установленные и регламентированные параметры, это также будет считаться нарушением закона.

5. Существуют изменения, затрагивающие нотариальное удостоверение сделок с долями на недвижимое имущество.

01 мая 2019 года президент РФ подписал федеральный закон №76, который вносит поправки в статью 42 федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Теперь статья 42 этого закона изложена в следующей редакции:

«Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного закона)».

Закон вступит в силу 01 августа 2019 года, и участники долевой собственности на недвижимое имущество смогут отчуждать ее (при одновременном отчуждении всеми участниками) по договору или соглашению в простой письменной форме без нотариального удостоверения.

Теперь не нужно в обязательном порядке удостоверять сделки по купле-продаже, дарения или мены недвижимости, выделения долей в недвижимом имуществе. Но, остаются исключения из этого правила:

  • Сделки по отчуждению недвижимости или долей в праве на нее, принадлежащей недееспособным и несовершеннолетним собственникам подлежат удостоверению нотариусам в обязательном порядке.

Кроме того, для таких сделок требуется особое разрешение органов Опеки и попечительства.

Приобретение недвижимости недееспособным и несовершеннолетним – не требует удостоверения нотариусом и разрешений Опеки.

  • Сделки по отчуждению долей в праве собственности отдельными договорами (не всеми участниками долевой собственности сразу по одной сделке) по-прежнему требуют нотариального удостоверения и к тому же письменного уведомления всех других участников долевой собственности о продаже с указанием условий сделки.
  • Сделки по приобретению недвижимости законными супругами в долевую собственность требуют удостоверения договора у нотариуса. Так как общая долевая собственность – это не законный, а договорной режим собственности.

Законный режим собственности супругов – общая совместная собственность.

Закон позволяет оформить в совместную собственность квартиру, дом, земельный участок, комнату или долю в праве на эти объекты недвижимости на законных супругов в простой письменной форме.

А при приобретении недвижимости супругами в долевую собственность (если уж так это необходимо) требуется удостоверить сделку у нотариуса, либо предоставить в Росреестр вместе с договором в простой письменной форме нотариальный Брачный договор, где прописан договорной режим собственности на имущество нажитое в браке.

6. Меняется порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме.

9 июня вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, уточняющие условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме. Соответствующий закон 29 мая подписал Владимир Путин (федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»). Изменения направлены на защиту прав собственников квартир, которые часто страдают от соседства с нежилыми помещениями.

Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, содержащей перечень документов, теперь дополнена пунктом 6 и пунктом 7. Таким образом увеличен перечень документов, которые необходимо представить уполномоченным органам власти вместе с заявлением о переводе помещения в многоквартирном доме.

Теперь необходимо получить согласия собственников всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Примыкающими признаются помещения, имеющие общую стену с переводимым помещением или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением (часть 2.2. статьи 23 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, перевод той или иной квартиры, или помещения в нежилой фонд, обязан получить одобрение на общем собрании собственников. Если речь идет о многоквартирном доме с несколькими подъездами, то 2/3 участников собрания должны проживать именно в том подъезде, в котором расположено переводимое помещение. И еще одно условие – большинство жителей этого подъезда должны поддержать это решение. По итогам собрания составляется протокол, и для смены статуса помещения этот документ нужно будет предоставить уполномоченным органам власти.

Также, поправки требуют обязательного наличия отдельного доступа в помещение после его перевода в нежилой фонд. При этом следует помнить, что переустройство жилого помещения – например, установка нового входа согласно требованиям часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ – при использовании части общего имущества собственников многоквартирного дома требует также, чтобы владелец такого помещения вынес вопрос на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. При уменьшении площади общего имущества дома ему потребуется согласие 100% собственников в доме.

7. Приняты изменения в законодательство, направленные на защиту граждан от мошенничества при сделках с недвижимостью.

В Государственную Думу внесены поправки в закон «О государственной регистрации недвижимости», направленные на защиту граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи.

Появление такого законопроекта связано с тем, что в последнее время выявились новые мошеннические схемы завладения чужой недвижимостью – посредством дистанционной подачи документов на госрегистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника.

Законопроектом предлагается установить, что переход права на недвижимость физического лица на основании заявления, поданного в электронной форме, будет осуществляться только в том случае, если собственник заранее уведомил Росреестр о возможности такой формы подачи документов.

Что немаловажно, отметка может быть проставлена в ЕГРН только на основании личного заявления владельца недвижимости (или его законного представителя), либо посредством почтового отправления в Росреестр, в котором подлинность подписи заявителя свидетельствуется в нотариальном порядке.

Таким образом, законопроект предоставит собственникам недвижимости гарантии, что без их ведома электронные документы о переходе прав не будут приняты к исполнению. Предлагаемые изменения защитят граждан от нового вида мошенничества с использованием современных технологий.

8. Появились изменения в сфере налогообложения недвижимости.

В начале июня Правительство РФ направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Часть из них касается налогообложения сделок с жилой недвижимостью.

Прежде всего, государство планирует снизить период минимального владения недвижимостью, применяемого в целях налогообложения. Но только в одной ситуации. Авторы законопроекта решили дополнить пункт 3 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ новым подпунктом. Последний предусматривает, что собственники, продающие квартиру, дом, долю или комнату освобождаются от уплаты налога, когда они не менее 3 лет владели помещением, и оно является их единственным жилищем. Сейчас же владеющие жильем не менее 3 лет, могут продать его и не платить налог, если они получили помещение по наследству, в ходе приватизации либо по договору ренты. Во всех остальных случаях минимальный срок владения объектом составляет 5 лет. То есть, в настоящее время, собственники вправе продать жилище и не платить налог только через 5 лет после его приобретения.

Кроме того, в законопроекте уточнено налогообложение объектов, полученных в дар или по наследству. Так, если счастливчик получил по наследству или в дар недвижимость, а потом продал ее до истечения минимального срока владения, то он может уменьшить вырученную от продажи сумму, на величину налогов, которые он уплатил при получении этой недвижимости.

Если же собственник приобрел недвижимость в дар (от члена семьи) или по наследству и вообще не платил налог, то продав ее, он вправе уменьшить налогооблагаемую базу на документальные подтвержденные расходы наследодателя или дарителя на покупку этого объекта, если последний ранее не учитывал эти расходы в целях налогообложения. Так, что передайте вашим родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы они не выкидывали, а хранили все квитанции. Документы могут и пригодиться, если вас все же осчастливят даром или наследством.

Так же, в статье 210 Налогового кодекса РФ появится пункт 8. Он будет определять, что доход одаряемого, получившего недвижимость (или долю в праве собственности), рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, зафиксированной в ЕГРН. Соответственно, и налог станет высчитываться из кадастровой стоимости. Напомню, что НДФЛ не уплачивается, когда даритель и одаряемый являются членами одной семьи (пункт 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ).

9. Теперь граждане могут заявить о разрушении объекта капстроительства для прекращения его налогообложения, не дожидаясь прекращения права собственности на него.

С 29 июня этого года физлица – владельцы налогооблагаемых объектов недвижимости могут представлять заявления о гибели или уничтожении объекта капстроительства по новой форме в любую налоговую инспекцию. Заявление поможет прекратить начисление налога на имущество физлиц на такой объект с месяца его гибели или уничтожения независимо от проведения кадастровых работ по его обследованию и регистрации прекращения прав на него. Вместе с заявлением налогоплательщик может представить подтверждающие документы (справку местной администрации, документ органов госпожнадзора, акт обследования, уведомление о завершении сноса объекта и т.п.). Если они не представлены, инспекция должна сама запросить соответствующие сведения. Адресат запроса обязан в течение семи дней сообщить информацию налоговому органу. После того, как сведения налогоплательщика подтвердятся, инспекция примет решение о прекращении налогообложения заявленного объекта недвижимости. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 24 мая 2019 года № ММВ-7-21/[email protected], зарегистрированном в Минюсте России 18 июня 2019 года №54949.

10. Ждут изменения для дольщиков жилья на этапе возведения объекта.

Принятый 27 июня 2019 года федеральный закон № 151-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направлен на решение проблем обманутых дольщиков. Закон предусматривает появление специальных фондов для достройки проблемных домов в регионах. В то же время принятый документ значительно расширяет возможности граждан, решивших приобрести жилье по новым правилам.

Речь в том числе, идет о создании специальных некоммерческих организаций (НКО) для завершения строительства жилых долгостроев. Источниками финансирования спецфондов станут средства компенсационного фонда, федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Документ устанавливает обязанности глав регионов по утверждению планов-графиков достройки проблемных объектов с одновременным внесением данных в единую информационную систему жилищного строительства публичного реестра проблемных объектов. В реестр автоматически попадут все дома, где просрочена сдача дома в эксплуатацию.

Поправки также запрещают любые схемы привлечения средств граждан при покупке жилья, кроме договоров долевого участия (ДДУ). Никаких ПИФов и ценных бумаг при покупке квартиры больше использоваться не будут.

Закон поможет решить и проблему двойных продаж. Квартиру получат люди, чей ДДУ зарегистрирован первым в ЕГРН, а денежное возмещение – тот, чей ДДУ зарегистрирован позже.

Кроме этого, будет уточнена рыночная стоимость объекта при выплате возмещения обманутым дольщикам. Если раньше такое возмещение рассчитывалось из той стоимости, которая была на момент заключения ДДУ, то теперь этот показатель будет рассчитываться исходя из текущей рыночной стоимости аналогичного жилья.

Помимо этого, теперь средства маткапитала можно использовать при покупке жилья через эскроу-счета. Кроме того, предполагается, что по ДДУ будут продаваться все российские новостройки, включая и апартаменты.

Также, хочу отметить, что с 1 июля этого года в России изменилась схема финансирования долевого строительства: с этого дня застройщики больше не могут привлекать средства граждан напрямую. Деньги дольщиков будут храниться на специальных счетах в банках – эскроу-счетах, а девелоперы будут возводить дома на кредитные средства, полученные у банков.

Член Общественного совета при Управлении Росреестра по Псковской области, юрист, кадастровый инженер, директор компании «Земля и право», Виталий Козырев.

zakon.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Кадастровый учет земельных участков подразумевает под собой систему учета, которая построена на базе систематизации и структурированности информации о земельных участках, с определением их классификации и описания не только земельных участков, однако и прав нормативно-правовых отношений, которые связаны с ними.

Структурированные своды информации о земельных участках применяются в большинстве стран мира. В данных государствах нормативно сформулировано понятие «кадастр». До середины 20 века осуществление кадастрового учета производилось исключительно с целью налогообложения, но с прогрессом капиталистических отношений земельные участки в качестве ключевых недвижимых объектов начали оперативно внедряться в правовой оборот, что способствовало к потребности развития нормативно-правовой базы в аспекте формирования прав на земельные участки [2, c. 10].

На данный момент в РФ нормативно-правовую базу национального кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иные федеральные законы и утверждаемые на основании данных положении нормативно-правовые акты РФ.

В сегодняшнее законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые направлены на развитие кадастрового учета земельных участков. Однако все еще существуют ключевые проблемы российского законодательства в области кадастрового учета земельных участков, которые важно отметить во время развития нормативно-правовой базы РФ в данной области.

Ключевым элементом, которому обязан соответствовать земельный участок, для того, чтобы он был определен в качестве недвижимости и, следовательно, предметом сделок, считается то, что земельный участок обязан быть надлежащим способом определен. Иными словами, обязаны быть установлены его размер, местоположение и границы [1, с. 68].

Территориальные границы земельного участка формируются в процессе, который установлен земельной нормативно-правовой базой на основе документов, предоставляемых собственнику органами государственной власти по земельным ресурсам и землеустройству.

Нормативно-правовая база в области земельного законодательства не обязывает осуществлять мероприятия по межеванию земельного участка, а только лишь определить кадастровый номер. На основании этого зачастую формируется проблема, которая связана с установкой фактического местоположения земельного участка. При осуществлении продажи, а также другого способа смены собственника, земельного участка его пределы не были приведены в соответствии законодательством РФ в области земельных правоотношении. Новый владелец может и не понимать в каких именно границах располагается приобретенный им земельный участок. Этот факт определяет большое количество неблагоприятных последствий.

При постановке на кадастровый учет новым владельцем, часто возникают спорные проблемы со смежными землевладельцами, поскольку при осуществлении кадастровой деятельности и дальнейшем перенесении итогов работ в бумажный вариант возможны наложения на границы смежных земельных участков. На основании чего владельцы смежных участков при определении на кадастровый учет и осуществлении межевания необходимо доказывать в судебном порядке незаконность этих действий, а требование по перепривязке, а именно изменению границ в кадастровом паспорте земельного участка определяется на нового владельца земельного участка, который прибор только кадастровый номер, а не поставленный на кадастровый учет на основании земельного законодательства земельный участок.

На основании этого одним из корректных методов выхода из такого случая считается постановка на кадастровый учет земельного участка с необходимым требованием мероприятий по межеванию земельного участка, а именно формированию границ земельного участка, с формированием межевых знаков.

К ключевым направлениям национальной политики по осуществлению руководства земельным фондом Российской Федерации на данный момент, в том числе, определяются: осуществление основных гарантий прав на землю и защита прав и легальных интересов правообладателей земельных участков, развитие процедура формирования земельных участков, развитие процедуры получения национальных услуг в сфере земельных правоотношений [3, c. 48].

Данные ориентиры национальной политики формируют потребность активного развития нормативно-правовой базы о кадастровом учете земельных участков. Методы данного прогресса должны быть сформулированы в актуальных нормативно-правовых актах. В них необходимо указать, что должны осуществляться мероприятия по развитию процессов формирования национальных услуг в области кадастрового учета и государственной регистрации прав заявителям, росту качества информации о недвижимом объекте, которые содержатся в ЕГРП и ГКН, росту рациональности и эффективности кадастровой работы. Несмотря на различный период времени осуществления данной деятельности, которые должны быть сформулированы актуальными нормативно-правовыми актами, законопроектная деятельность осуществляется по всем направлениям одновременно [4, c. 34].

Таким образом, необходимо определить, что постановка на кадастровый учет земельного участка для национальных интересов имеет ключевое значение, поскольку все еще конкретный объем владельцев земельных участков имеют в наличии документации на прав собственности, которые датированы 1991-1997 годами, кадастровый номер земельному участку не присваивался, что не способствовало в корректной мере взимать налоги и устанавливать кадастровую стоимость земельных участков, поскольку при установлении кадастровой стоимости детализируется число земельных участков в конкретном кадастровом квартале. Однако, в какой-то степени, это обстоятельство снизит число обращений в судебные органы для судебного разбирательства по проблемам установления границ земельных участков. Также планируемое определение нового налога на недвижимость базируется на сведениях кадастрового учета, границах, размерах, и кадастровой стоимости, свойства которой дополнительно формируют множество противоречии с государственными органами власти. Стоит также отметить, что в условиях законотворческой деятельности в Российской Федерации всегда будет присутствовать проблема того, что не всегда утверждение новых нормативно-правовых актов с целью решения проблем и развития российского законодательства в области кадастрового учета земельных участков будут эффективно работать в данной области, поскольку кроме утверждения нормативно-правового акта важно также иметь развитие в отношении корректного исполнения данных нормативно-правовых актов, поскольку на данный момент существует множество законов, которые должны менять ситуацию в Российской Федерации, но никак не способствуют этому, поскольку органы государственной власти, которые компетентны в решении, на основании данных законов, этих проблем, либо не понимают что необходимо делать либо не хотят этого делать в силу определенных корыстных мотивов. Следовательно, развитие кадастрового учета земельных участков будет также осуществляться на основании эффективного реформирования институтов государственной власти, которые отвечают непосредственно в данной области.

 

Список литературы:

  1. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. – Ростов-на-Дону, 2015. 158 с.
  2. Никонов П.Н., Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество (аналитический обзор). — СПб., 2013.
  3. Сидоренко В.Н. Правовое регулирование ведения государственного земельного кадастра: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2014.
  4. Федорова И.А. Инновации в системе предоставления государственных услуг: регистрация прав на недвижимое имущество. // Сборник материалов II МНПК «Социально-экономическое развитие регионов России». МЭСИ, 2012.

sibac.info

Программа XXII Всероссийского конгресса «Регулирование земельно-имущественных отношений 2019 Осень»

09.00  – 10.05

Публичный сервитут: новая правоприменительная практика в 2019г.

  • Отличия нового публичного сервитута от иных способов размещения линейных объектов.
  • Условия и порядок установления публичного сервитута. Преимущества публичного сервитута.
  • Вопросы установления публичных сервитутов в целях размещения объектов энергетики, в том числе при пересечении с другими линейными объектами.
  • Последствия установления публичного сервитута для правообладателей земельных участков.
  • Вопросы установления платы за сервитут.
  • Переходные положения закона о публичных сервитутах.

Бочаров М.В. – заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России.

10.05 – 10.20

Дискуссия, ответы на вопросы

10.20 – 10.30

Перерыв

10.30 – 11.30

Сессия от специалистов по управлению земельными ресурсами ведущей российской компании в сфере нефтехимии:

«Практические вопросы применения земельного и градостроительного законодательства ведущей компанией в сфере нефтехимии».

Докладчики – специалисты по управлению земельными ресурсами ведущей российской компании в сфере нефтехимии.

11.30 – 11.40

Кофе-пауза

11.40 – 12.45

Кадастровая оценка в 2019г.

  • Рекомендации для определения кадастровой стоимости ЗУ и иных объектов недвижимости.
  • Оспаривание кадастровой стоимости ЗУ и объектов капитального строительства: досудебный порядок обжалования результатов, права региональных и местных органов власти в части оспаривания в судах заниженной кадастровой стоимости. Право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости ЗУ, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории органами местного самоуправления. Оспаривание кадастровой стоимости ЗУ, принадлежащих частным лицам уполномоченными органами.
  • Споры о пересмотре кадастровой стоимости при изменении ВРИ ЗУ.
  • Возможные ошибки при проведении ГКО и порядок их исправления. 
  • Оценка кадастровой стоимости ЗУ под ОКСами и декларация об объекте недвижимого имущества.
  • Взыскание судебных расходов по кадастровым спорам.

Берестянский А.П. – заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России.

12.45 – 13.00

Дискуссия, ответы на вопросы

13.00 – 13.40

Обед

13.40 – 14.45

Установление зон с особыми условиями использования территории в 2019г.

  • Регулирование уже имеющихся и установление новых ЗОУИТ. Согласование градостроительных регламентов.
  • Ответы на вопросы: установление охранных зон по новым правилам (согласно Закону 342-ФЗ), основания и порядок признания, влияние на застройку, ввод объектов в эксплуатацию, землепользование сторонних лиц. Правила установления охранных зон на незарегистрированные части сооружения. Последствия для объектов, попавших в ЗОУИТ.
  • Порядок и проблемы внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.
  • Разграничение полномочий на установление ЗОУИТ и на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Согласование местоположения границ охранных зон. Возмещение убытков в связи с установлением ЗОУИТ. Случаи, не требующие издания актов уполномоченных органов об установлении охранных зон.
  • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ): требования к оформлению прав на ЗУ; оформление разрешительной документации; порядок аренды, выкупа участков, попадающих в полосу отвода; новая практика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; порядок оформления охранных зон, на которых расположены линейные объекты.
  • Санитарно-защитные зоны (СЗЗ): вопросы установления границ, мероприятия по организации СЗЗ, приобретение земли в СЗЗ, проблемы строительства объектов с СЗЗ, ограничение использования земельных участков.
  • Зоны объектов культурного наследия, приаэродромные территории, придорожные полосы отвода: актуальные вопросы.

Кодина Е.А. – директор НП «Центр инноваций муниципальных образований» (НП ЦИМО), вице-президент по правовым вопросам Ассоциации малых и средних городов России, инженер-землеустроитель, автор ряда положений федерального законодательства в области имущественного и муниципального права, автор значительного количества разъяснений положений федеральных законов.

14.45 – 15.00

Дискуссия, ответы на вопросы

15.00 – 15.10

Перерыв

15.10 – 16.35

Аренда недвижимого имущества в 2019г.

  • Новые правила расчета арендной платы и переуступка прав аренды на ЗУ. Оспаривание размера арендной платы.
  • Последовательность действий по индивидуализации/ формированию свободных территорий в границах арендованного участка для получения арендатором права застройки на указанной территории.
  • Заключение договора аренды здания или сооружения, а также аренды (субаренды) ЗУ; аренда из категории публичных земель.
  • Алгоритм изменения вида целевого использования участка в рамках существующего договора аренды.
  • Вопросы сдачи в аренду нескольких частей участка.
  • Вопросы, связанные с «недостроем» и арендными правоотношениями. Легализация незарегистрированных договоров долгосрочной аренды недвижимости в свете последней судебной практики.
  • Судебная практика по вопросу: заключение основного договора аренды недвижимости до момента регистрации права собственности за арендодателем (аренда будущей недвижимости).
  • Досрочное расторжение, изменение, прекращение договора аренды, случаи отказа в государственной регистрации договора аренды.
  • Замена аренды ЗУ на право застройки.

 

Неоформленное землепользование и бесхозяйное имущество.

  • Неоформленное землепользование: варианты узаконивания и ответственность (виды, размер, вероятность). Оформление прав на ЗУ и иную недвижимость в силу приобретательной давности.
  • Бесхозяйное имущество: приобретение прав на бесхозяйное имущество, проблемы уведомления собственника, предложения по решению проблем.

Чуркин В.Э. – к.ю.н., доцент, управляющий партнер компании «Land&RealEstate. LegalConsulting.

16.35 – 16.50

Дискуссия, ответы на вопросы

16.50 – 17.00

Кофе-пауза

17.00 – 17.45

Земли лесного фонда в 2019г. – новеллы, вопросы практики.

  • Обзор законодательной базы за 2018-2019гг. (N 538-ФЗ 27.12.2018, N 471-ФЗ от 18.12.2018, N 212-ФЗ от 19.07.2018).
  • Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий в 2019 г.
  • Процедурные вопросы: договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по результатам торгов, а также без проведения торгов. Рассмотрение государственными органами заявлений о предоставлении лесного участка в аренду.
  • Земельные участки: согласование при предоставлении участков, смежных с лесным фондом. Защита ранее возникших и зарегистрированных прав. «Притяжка» границ лесничеств и территориальных зон к границам земельных участков. Особенности оформления прав на лесные участки под линейными объектами. Вопросы пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. Исправление наложений. Изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда.
  • Устранение противоречий между ЕГРН и ГЛР.
  • Снятия с кадастрового  учета частей лесных участков, в отношении которых прекращено обременение арендой.
  • Разбор актуальной практики Комитета лесного хозяйства Московской области: решение проблем наложения участков; работа по обращениям граждан в рамках 280-ФЗ «Лесная амнистия»; обеспечение выбора участка земель лесного фонда, проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Советников И.В. – председатель Комитета лесного хозяйства Московской области.

17.45 – 18.00

Дискуссия, ответы на вопросы

kamgov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о