Программа mba что это – Что такое MBA, зачем и кому необходима эта степень

Что такое MBA, зачем и кому необходима эта степень

Программа MBA (Master of Business Administration) —  исторически главная (флагманская) программа в бизнес-школе.  Помимо программ MBA, Executive MBA и DBA бизнес-школы предлагают среднесрочные и краткосрочные программы бизнес-образования: профессиональную переподготовку, бизнес-магистратуру, повышение квалификации.

В картинке много правды; к подобной ситуации рано или поздно приходят множество карьероориентированных менеджеров и владельцев бизнеса. Возможность решить проблемы дают только новые знания и новые навыки. Ничего другого человечество не придумало.

В «ядро компетенций» топ-менеджеров входит всё, что является основой современного стандарта MBA и EMBA (об этом, в частности — исследование компетенций топ-менеджеров МШУ «Сколково»)

MBA — программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (см.стандарт MBA).

По итогам обучения присваивается квалификационная степень МВА. Для обучения на МВА необходимо иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2 лет. (бизнес школы и институты бизнеса, имеющие аккредитацию AMBA, устанавливают минимальный стаж в 3 года).

Выпускники программ MBA имеют базовые знания по общему и стратегическому менеджменту, маркетингу, финансам, развитию бизнеса, эккаунтингу, управлению человеческими ресурсами, управлению проектами и др. (см.полный перечень компетенции выпускника MBA). Выпускнику программы MBA школа бизнеса выдает диплом о профессиональной переподготовке установленного (государством) образца и свой диплом MBA.

Компетенции MBA важны для российских менеджеров потому, что:

  • уровень конкуренции среди работодателей за хорошо образованных и талантливых кандидатов  высок.
  • навыки примерно половины действующих руководителей в области менеджмента не соответствуют современным требованиям: нет умений и инструментария для внедрения инноваций, управления изменениями, не хватает компетенций для управления стоимостью бизнеса, управления проектами, недостаточно развиты коммуникативные качества и т.д.
  • старшие поколения менеджеров уходят на пенсию, и налицо нехватка компетентных и опытных менеджеров, которые могли бы их заменить. На сегодняшний день число топ-менеджеров со степенью МВА пока невелико.

По данным опроса журнала «Генеральный директор»

1. Где необходима степень МВА?

  • наличие диплома МВА заметно повышает шансы кандидата на успешное трудоустройство в любой сфере на любом уровне управления, особенно в финансовом и банковском секторе, маркетинге и продажах, управлении проектами и операциями, консалтинге, государственном и муниципальном управлении.
  • наиболее востребованы выпускники бизнес-школ в сфере стратегического управления.
  • в компаниях, оперирующих на международном рынке или вовлеченных в международные торговые операции.
  • знания. полученные на МБА, будут ценны для тех, кто ведет собственный бизнес или планирует создать свой стартап.

2. Что можно найти на МВА?

Знания, умения, навыки. Даже люди с внушительным опытом, полагающие, что они все знают, после поступления на программу МВА убеждаются, что это далеко не так. Дело в том, что бизнес-школа аккумулирует знающих, опытных, амбициозных, думающих людей и этот «коллективный разум» обогащает каждого участника обучения.

Более 70% выпускников MBA считают знания самым главным результатом обучения. И не только знания. Вот как они  об этом говорят в интервью нашему порталу:

  • «переосмысление жизненной позиции и главной цели, понимание основных бизнес-процессов»
  • «расширение горизонта стратегического видения и мышления»
  • «общую структуру необходимых знаний и выявление узких мест в собственных знаниях для их дальнейшего развития»
  • «послужило отправной точкой для нового витка саморазвития»
  • «веру в себя»
  • «самосознание и другой взгляд на происходящее»
  • «изменение мировоззрения»
  • «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов»
  • «инструментарий для реорганизации компании»
  • «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других»
  • «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний»
  • «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе»
  • «стимул для стартапа» и др.

Изменения. Учеба и общение в кругу интересных людей приводит к изменениям и в вашем подходе к работе, бизнесу. Вы начинаете меняться, раскрывать в себе новые таланты и развивать новые навыки, становитесь увереннее в себе. Вы можете говорить на одном профессиональном языке с профессионалами любого бизнеса. Растет ваша цена на рынке труда.

Среда общения (Networking). В школе бизнеса на программе МВА собираются активные, карьерно- и бизнес-ориентированные люди. Люди, для которых стремление к новому, творчество и интерес к жизни естественны. Это ли не идеальная среда для вашего дальнейшего личностного и профессионального роста? Деловые связи и знакомства во время обучения на МВА часто приводят к кардинальным изменениям в карьере, да и жизни. Часто это многократно окупает затраты на обучение. База ваших контактов расширяется, и вы тоже оказываетесь в других базах: базе бизнес-школы, базах ассоциаций выпускников.

3. Кто учится на МВА?

Получение бизнес образования напрямую связывают с успехом в бизнесе. Однако, эффективным оно может быть лишь для тех, кто имеет практический опыт работы после окончания высшего образования. Обычно это, как минимум, 2 года стажа практической деятельности (необязательно на руководящей позиции) или 3 года в бизнес школах, имеющих престижные международные аккредитации.

Бизнес-образование строится на обсуждениях бизнес-ситуаций (case-studies), предполагающих, в значительной степени, опору на собственный практический опыт. Поэтому тем, у кого такой опыт невелик, мы советуем не торопиться на МБА.

В отличие от распространенных представлений, в российских бизнес школах на программах MBA учатся не только руководители компаний.

27 лет — 33 года — cредний возраст слушателей МВА. Наиболее многочисленная когорта слушателей МВА — в возрасте 29-44, хотя есть слушатели моложе и старше.

Cостав группы программы МВА (на примере вечерней программы):

50 — 60% — менеджеры среднего звена.

25 — 30% — топ-менеджеры (генеральные, коммерческие, финансовые директора, владельцы бизнеса).

10 — 15% — линейные менеджеры.

4. Мотивы поступающих на программы МВА см. здесь»

5. Насколько может увеличиться годовой доход после окончания МВА?

По статистике нашего портала, менеджеры, кто за 2 года после окончания МВА продвинулся по карьерной лестнице, увеличили свой доход в среднем в 1,5 раза, причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена.

Среди тех, кто остался на прежней позиции, наблюдается различие: топ-менеджеры смогли увеличить свой доход в 1,5 раза, менеджеры среднего звена — на 30%.

Зарплата кандидата с МВА, как правило, на 25-30% превышает зарплату обычного соискателя, говорят рекрутеры.


6. Изменения в карьере и рост доходов после MBA см. здесь

7. Кому не стоит идти на МВА?

  • Тем, кто не имеет четкой цели в своем развитии и не имеет мотивации к изменению себя, своей работы, своего бизнеса.
  • Тем, кто не готов к серьезной работе во время обучения и воспринимает MBA как «волшебную палочку», которая автоматически повысит зарплату и перенесет в кресло топ-менеджера.

8. Лидер или не лидер?

МВА — еще и прекрасная возможность развить в себе такое качество как лидерство. Понять, каких качеств у вас больше можно, пройдя

тест «Лидер или менеджер?»

www.mba.su

Магистр делового администрирования — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Маги́стр делово́го администри́рования (также — мастер делового администрирования, МДА; магистр бизнес-администрирования, МБА; от англ. master of business administration, MBA (Эм-Би-Эй); магистр экономического управления[1]) — квалификационная степень магистра в менеджменте (управлении).

Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Период обучения в зависимости от начальной подготовки и конкретной программы занимает от двух до пяти лет. Технология обучения основана на методе case study

[2].

Первые прототипы современных программ MBA появились в США в конце XIX века — когда фирмам потребовались специалисты, владеющие научным подходом к управлению. В середине XX века первые программы MBA появились и в Европе. В настоящий момент во всём мире успешно действуют учебные организации, присваивающие своим выпускникам эту степень.

Несмотря на широкое распространение, до сих пор не существует единого стандарта квалификации MBA. Это приводит к сложностям при оценке и сравнении качества различных программ подготовки.

Программы

Единой и общепринятой систематизации программ не существует (так же как отсутствует единый стандарт МВА). Однако можно выделить наиболее распространённые:

  • Executive MBA (EMBA) — программы, ориентированные на руководителей высшего звена, содержательно опирающиеся на значительный опыт работы учащихся;
  • Full time MBA — традиционные программы в формате «очного» обучения, рассчитанные на обучение «с отрывом от производства»;
  • Part time MBA — программы, проводимые «очно», но при этом подразумевающие, что учащийся отдаёт обучению не всё своё время (как правило, из-за необходимости совмещать обучение с работой). Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения таких программ;
  • Distance-learning MBA — программы, при которых для достижения ещё большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения;
  • MBA Start — дистанционная программа обучения по стандартам MBA General;
  • Mini MBA — программы обучения самым актуальным вопросам организации и управления бизнесом, дистанционная программа профессиональной переподготовки.
  • Отраслевой MBA — серия практико-ориентированных программ.

Также существуют программы BBA (бакалавр делового администрирования), предшествующие курсу MBA и являющейся программой бакалавриата в том же направлении.

Бизнес-школы

Учебные заведения, которые предоставляют степень МВА, называются бизнес-школы. Зачастую они создаются при университетах. Так, например, Гарвардская школа бизнеса создана при Гарвардском университете, а Стэнфордская высшая школа бизнеса — при Стэнфордском. При всём многообразии бизнес-школ есть наиболее известные из них, которые входят в рейтинги лучших мировых бизнес-школ (англ. top business schools). Ежегодные рейтинги лучших бизнес-школ проводят и публикуют три известных мировых издания (см. ссылки в сносках):

В странах СНГ

В 1994—2004 годах в России в ряде вузов проходил эксперимент Министерства образования РФ по подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «мастер делового администрирования». С 2004 года вузы могут проводить лицензирование обучения по данным программам, как программам дополнительного образования. Слово

мастер вместо традиционного магистр в названии программы использовано для отличия от программ подготовки магистров как программ высшего профессионального образования[6].

Некоторые вузы в России имеют партнёрские соглашения о взаимном сотрудничестве в области предоставления «dual diploma» и «dual degree» MBA — когда наряду с обучением учебному курсу по российской методике, в частности, по специальности «менеджмент», студентам предоставляется возможность получать знания, а в последующем — диплом иностранного университета. В таком случае в значительной степени снимается проблема признания степени MBA при желании выпускника дальнейшего трудоустройства за рубежом.

После России MBA получило своё распространение на Украине[7] и других странах СНГ.

См. также

Примечания

Литература

ru.wikipedia.org

Что такое МВА

Программа МВА (Master of Business Administration) – это программа для действующих менеджеров и предпринимателей с опытом работы в бизнесе, как правило, не менее 3-5 лет. «МВА – степень, которая является стандартом бизнес-образования во всем мире», – отмечает ректор Президентской академии Владимир Мау.

В отличие от программ магистратуры, ориентированных на углубленные знания и отработку навыков научных исследований и проектной работы, программа МВА нацелена на получение и развитие практических навыков управленческой работы и ведения бизнеса, на интенсивный обмен практическим опытом, на развитие инновационного и креативного мышления. Это программа для людей, работающих в бизнесе и ориентированных на карьерный рост.

Как правило, программы МВА рассчитаны на менеджеров линейного и среднего уровня, стремящихся быстро подняться по карьерной лестнице. Поэтому такие программы при их «дженералистском» характере обычно имеют функциональные специализации (маркетинг, HR, предпринимательство, финансы и т.п.), важные для линейного и среднего менеджмента, работающего в соответствующих подразделениях компаний. Здесь много «бизнес-техники», конкретных инструментов ведения бизнеса на практике.

Для топ-менеджеров и владельцев бизнеса существует специальная категория программ МВА – Executive МВА, или ЕМВА. Эти программы в значительной степени нацелены на развитие лидерского потенциала и стратегического видения участников, на то, чтобы научить их видеть компанию не через призму отдельных функций, а, что называется, с высоты птичьего полета. Здесь намного меньше, чем на программах МВА, «бизнес-техники» и практического инструментария, поскольку у участников программы в подчинении находится достаточно людей и сами они техникой уже не занимаются. В учебных курсах этих программ превалируют стратегические мозговые штурмы и тренинги по личностному развитию.

Программа МВА появилась в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века, «опоздав» по сравнению с США и Европой более чем на 50 лет. Первые российские программы МВА были разработаны и прошли апробацию в РАНХиГС.

Как вспоминает академик-реформатор Абел Гезевич Аганбегян, ректор Академии народного хозяйства в 1989–2002 гг. (впоследствии АНХ образовала РАНХиГС при слиянии с РАГС): «Мы взяли критерии авторитетного западного бизнес-образования и создали свою систему MBA – уже под нашим руководством. При нашем участии была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Мы были родоначальниками MBA в России и вывели его на государственный уровень. Также мы установили стандарты МВА в нашей стране».

По предметному составу программы МВА представляют собой синтез экономики, управленческой социологии и психологии, а также гражданского и предпринимательского права. Отметим еще раз: программы МВА – это прикладное бизнес-образование, предназначенное для сложившихся бизнесменов, у которых уже есть практический опыт. Именно акцент на практический опыт, в первую очередь, отличает МВА от любых других программ.

Рано или поздно в работе бизнесмена наступает период, когда приходит осознание, что его первого образования уже не хватает. Ему недостает управленческих компетенций. Таким образом, назревает необходимость получения второго образования – прикладного, в сфере бизнеса и менеджмента. Такое образование и дают программы МВА. Ключевое место в них отводится интерактивным занятиям с преподавателями-консультантами, проводящими тренинги, вовлекающими слушателей в мозговые штурмы и разбор проблемных ситуаций, или «кейс стадиз».

«Чем выше уровень программы, тем меньше на ней дают канонической теории. В Harvard и Wharton получению новых добротных знаний управленческой теории в лучшем случае уделяется 25-30% времени, – отмечает проректор Президентской академии, президент РАБО Сергей Мясоедов. – Лучший преподаватель бизнес-школы – это всегда искусный ведущий и тренер. Он инициирует дискуссию и дирижирует ею. Он знает реальные проблемы бизнеса, умеет разговорить людей, наладить обсуждение и выслушать позицию, позволить людям обменяться опытом и найти крупинки решения, еще не описанные в учебнике».

МВА – программы, рассчитанные на тех, кому дан талант управленца, предпринимателя и лидера. Если этого таланта нет, то учеба на МВА даст примерно такой же эффект, какой учеба в консерватории даст человеку без музыкального слуха. Поэтому на хорошую программу МВА слушателей отбирают, проверяя их способность к бизнесу на входных испытаниях. Задача бизнес-школы и программы бизнес-образования – помочь усовершенствовать имеющийся талант, структурировать знания и опыт, отточить навыки работы с людьми. «Невозможно стать хорошим музыкантом, не имея музыкального слуха, – проводит параллель Сергей Мясоедов. – Однако, чтобы стать виртуозом, просто иметь хороший слух недостаточно. C вами еще должны поработать профессиональные педагоги в Московской консерватории, которые помогут развить и отшлифовать ваш талант. Похожую роль призваны играть программы МВА и ЕМВА при шлифовке лидерского таланта менеджеров».

Основа программ МВА – принцип «enrichment through sharing». Менеджеры, работающие в разных отраслях, перед которыми возникает необходимость принимать конкретные управленческие решения, сопоставляют свой опыт с опытом коллег и совместно с преподавателем-коучем или бизнес-тренером вырабатывают управленческие подходы, применимые в различных сферах. Синергия от командной работы в группе и общение с профессорами и преподавателями, среди которых успешные бизнесмены и консультанты, не только обеспечивает выпускникам бизнес-школ структурирование практических знаний, наработку навыка эффективного принятия стратегических управленческих решений, но и позволяет расширить круг профессиональных контактов, что, наряду с престижным дипломом, открывает новые горизонты в бизнесе.

www.ranepa.ru

Программа MBA: принципы и содержание

Национальные требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА
(НАСДОБР, 2015. извлечение)

1. Программа уровня МВА — это программа профессионального развития дженералистского характера для тех, кто обладает соответствующим значительным опытом практической работы, необходимым для того, чтобы внести вклад в образовательный процесс в рамках своей группы, с акцентом на лидерство, стратегическое управление и профессиональную ориентацию.

2. Цель программы уровня МВА заключается в том, чтобы:

  • систематизировать и обогатить предшествующий практический опыт.
  • развить у слушателей стратегическое мышление, предпринимательские навыки, инновационность и лидерские качества.
  • развить понимание и сформировать опыт в изучении ключевых проблем бизнеса, в том числе, его трансформации и глобализации, и определить потенциальный вклад бизнеса в решение этих проблем.
  • развить навыки межличностного взаимодействия и командной работы.
  • развить умение применять накопленные и вновь приобретенные, знания и опыт для решения сложных проблем бизнеса в различном контексте.
  • сбеспечить приобретение знаний на продвинутом уровне в области управления организацией и изучения среды, в которой она работает.
  • сформировать понимание социально ответственного управления бизнесом.
  • способствовать непрерывному обучению и личностному развитию.

3. Не менее 60% преподавателей, участвующих в реализации базовых профессиональных дисциплин представляемой на аккредитацию программы, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание, и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К базовым дисциплинам относятся дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.

4. К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно (не менее 70% от общего количества преподавателей спецдисциплин) привлекаться руководители, специалисты, профессиональные тренеры, коучи, консультанты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или научные исследования и разработки в данной предметной сфере.

К специальным дисциплинам (обязательным и по выбору) относятся дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривающие углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Это дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

5. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

6. Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т. п.) не относятся к категории МВА, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе.

7. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

  • концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.
  • концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.
  • теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
  • процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.
  • макро-и микроэкономика.
  • влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.
  • навыки управления изменениями.
  • политика бизнеса и стратегии.
  • лидерство и предпринимательство.
  • устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес — решений.
  • современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

8. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения.

9. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости, из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме

10. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня, использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными.

Программа имеет поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

В программах, разработанных на модульной основе, структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

Программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения». Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата.

***

Европейские руководящие принципы для программ МВА
(принято EQUAL, подписаны Российской ассоциацией бизнес-образования)


Дженералистская программа МВА предназначена для людей с опытом работы, ориентированная на образовательные результаты (приобретенные знания и понимания, профессиональные навыки и умения, универсальные навыки и умения), это программа, формирующая стратегическое мышление.

Раздел 1. Экономика — правовая среда бизнеса

  • Закономерности экономического поведения субъектов
  • Макроэкономические индикаторы в деятельности компании
  • Предпринимательское право
  • Трудовое право
  • Корпоративное управление
  • Институциональные отношения

Раздел 2. Личностное и профессиональное развитие

  • Системное мышление менеджера
  • Профессиональные навыки менеджера (тренинг)
  • Персональное управленческое искусство
  • Командообразование (тренинг)
  • Бизнес — коммуникации (тренинг)
  • Программа развития карьеры
  • Самоменеджмент
  • Английский язык

Раздел 3. Управление финансами

  • Финансово-кредитная система
  • Финансовые рынки и финансовые институты
  • Налогообложение
  • Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
  • Бухгалтерский учет
  • Управленческий учет
  • Финансовый анализ
  • Управление финансами фирмы
  • Базовые концепции финансового менеджмента
  • Инвестиционный менеджмент
  • Оценка стоимости предприятия
  • Риск-менеджмент (курс по выбору)
  • Финансовые технологии
  • Организация рынка ценных бумаг и биржевые операции
  • Принятие краткосрочных финансовых решений
  • Налоговый менеджмент (курс по выбору)
  • Формирование финансовой политики организации (курс по выбору)

Раздел 4. Менеджмент

  • Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
  • Общий и операционный менеджмент
  • Внедрение системы сбалансированных показателей
  • Логистический менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Менеджмент качества
  • Бизнес-планирование
  • Управление проектами

Раздел 5. Человек в организации

  • Организационное поведение
  • Управление конфликтами
  • Стратегия выживания (тренинг)
  • Управление человеческими ресурсами
  • Управление изменениями (тренинг)
  • Кросс — культурный менеджмент (курс по выбору)
  • Управленческие технологии
  • Лидерство в менеджменте (тренинг)
  • Теория и технологии эффективных коммуникаций в управлении (тренинг)

Раздел 6. Управление информацией

  • Информационные системы и технологии
  • Управление информацией и знаниями
  • Телекоммуникационные квалификации

Раздел 7. Маркетинг

  • Общий маркетинг
  • Управление маркетингом
  • Принятие ценовых решений.
  • Технологии маркетинговых коммуникаций
  • Маркетинговые технологии
  • Управление продажами (тренинг)
  • Брэндинг (курс по выбору)

Раздел 8. Международный бизнес и менеджмент

  • Международная среда бизнеса
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Технологии международного бизнеса

Раздел 9. Прикладные проекты. Самостоятельная работа

  • Консультирование.
  • Управленческий консалтинг.
  • Стажировки (по выбору).
  • Компьютерная деловая игра (курс по выбору).

Аттестационный проект.

www.mba.su

чем бизнес-образование отличается от курсов и тренингов

Тогда зачем существует бизнес-образование? Почему компании тратят миллионы, чтобы их управленцы имели диплом MBA? И как эта степень может пригодиться простому человеку?

Мы решили ответить на эти популярные вопросы совместно с Moscow Business School — одной из самых популярных в России бизнес-школ, в которой можно получить степень MBA и стать мастером бизнес-администрирования.

Бизнес-образование действительно в корне отличается от того, что преподают в вузе или на курсах повышения квалификации. Теоретически оно находится на стыке нескольких дисциплин, которые имеют отношение к управлению — права, психологии, экономики, статистики. Но теория не является его основной частью просто потому, что проблемы, с которыми сталкиваются руководители, не имеют узкого специфического характера. На первый план выходит умение применить полученные знания из разных областей, поэтому программы MBA строятся в первую очередь с опорой на практику.

Представьте: крупная фабрика по производству текстиля преподнесла «подарок» на Рождество, сгорев за пару недель до праздника. Восстановление производства займет полгода — очевидно, что за это время все работники разбегутся. В какой учебник заглядывать, чтобы найти решение?

Проблема в том, что ни в какой — скорее всего, учебника просто не существует. В отличие от других сфер деятельности, в бизнесе не так много готовых решений, иначе мы все давно стали бы миллионерами. Слишком много независимых параметров, слишком много непредсказуемых обстоятельств.

Бизнес-образование учит действовать в ситуациях, когда пространство выбора огромно, а готовых решений нет. Для этого необходимы навыки высокого порядка: стратегическое мышление, планирование, анализ. Именно поэтому бизнес-образование не похоже на изучение юриспруденции или материаловедения — только знаний не бывает недостаточно.

Решающую роль в формировании мышления руководителя играет практика или case study — разбор реальных ситуаций из бизнеса. Кстати, пример со сгоревшей фабрикой тоже из реальной жизни. Управляющий убедил владельцев выплачивать работникам полную зарплату на протяжении полугода, пока шло восстановление производства.

После возвращения компании на рынок производительность труда на фабрике выросла на 40%, клиенты и персонал стали почти в два раза более лояльны. Управляющий гордо носил статус бизнес-гуру, пока спустя несколько лет завод не вынужден был подать на банкротство. Универсальных решений не существует, и важно учитывать любой опыт.

Студенты по программе MBА — либо управленцы, либо кандидаты в управленцы. Кто-то стремится дорасти до должности начальника на работе, кто-то мечтает завоевать долю рынка со своей компанией. MBA пригодится обоим, но, скорее всего, они выберут разные программы обучения.

В мире распространены несколько программ для разных уровней и направлений подготовки — от наиболее общего MBA General до узкоспециализированных. Но ядро обучения, состоящее из основ различных функциональных специальностей (от маркетинга до HR) и предметов по аналитике и этике в бизнесе, сохраняется во всех программах.

В Moscow Business School наиболее базовый вариант обучения представлен в виде программы MBA Start, направленной на решение практических кейсов. Также можно выбрать отраслевые специализации MBA и углубленно изучать свое направление в бизнесе, или функциональные, дающие возможность погрузиться в одно из направлений бизнес-администрирования: это полезно для тех, кто стремится возглавить департамент в компании.

Учеба по общей программе ориентирована на руководителей всех категорий. Руководитель, который решает рабочие проблемы своих подчиненных, — плохой руководитель, поэтому каждому начальнику в первую очередь необходимы комплексные, а не узкоспециализированные знания.

Навыки мастера бизнес-администрирования выходят за рамки стандартных технических умений работать с отчетностью и персоналом. Вот пример из практики: одна из выпускниц Moscow Business School сразу после окончания программы MBA столкнулась на новой работе с проверкой на прочность — нужно было за два месяца с нуля запустить работу одного из департаментов строящегося торгового центра.

«Здесь было важно все: грамотная постановка и распределение задач между ограниченным числом сотрудников, рациональное планирование времени, мотивация сотрудников к большому объему работы в условиях стройки, способность быстро принимать важные решения», — рассказала она. Выполнить задание казалось едва ли возможным без полученных в обучении навыков.

Преподаватели по программе MBA — люди с релевантным опытом. Как правило, чем выше статус образовательного учреждения, тем лучше специалисты, которых оно приглашает. В этом одно из главных отличий процесса обучения по программе MBA от других курсов — роль личности преподавателя здесь выше.

Настоящее бизнес-образование не похоже на коучинг. Программа MBA не сводится только к психологическим тренингам, хотя есть и они — успех в бизнесе слишком часто бывает завязан на лидерские качества конкретного человека, поэтому их развитие также необходимо. Но тренинги занимают не самую существенную часть обучения: в программе MBA Start Moscow Business School модуль «Навыки личной эффективности менеджера» является лишь одним из 15.

Нередко важность обучения по программе MBA сводят к нетворкингу. Вы не только учитесь строить бизнес-коммуникации через общение с коллегами, но и создаете актив из социальных связей на будущее. Популярно мнение, что нетворкинг — вообще самое ценное, что есть в обучении по программе MBA, и идти получать степень стоит только из-за правильного круга общения.

Многое зависит от программы, которую вы выбрали. Если это функциональная программа, то для начала можно стать линейным руководителем, и это, пожалуй, самый надежный с точки зрения карьерного роста вариант для специалистов и ведущих специалистов.

Отраслевые программы популярны среди тех, кто уже определился со сферой бизнеса или направлением развития карьеры управленца. Общая программа MBA является классическим вариантом, с которого началась история MBA-образования в США: в нее идут для получения максимально развернутого опыта, который пригодится на любой управленческой должности.

Узнать больше о программах обучения в Moscow Business School можно здесь.

hh.ru

МВА: виды, специализации, форматы

Пройти обучение на программе MBA можно в российских бизнес-школах или за рубежом.

Преимущества обучения в российской школе бизнеса :

  • программа MBA построена на российском материале
  • обучение идет на русском языке (согласно исследованиям, при обучении на неродном языке теряется до 50% информации)
  • слушатели и преподаватели-практики, в основном, представляют российский бизнес
  • более низкая стоимость, чем у западных программ
  • обучение проходит без потери места работы, с меньшими затратами времени.

Читайте по теме:

Специализации программ MBA и специализированные программы MBA

Существуют два типа MBA: «дженералистская» (т.е. предназначена для руководителей любой отрасли экономики) и специалированная (имеет отраслевую направленность, хотя построена на том же general-фундаменте). Специализированные МВА >>

Программа Executive MBA

Executive MBA — программы для руководителей с большим опытом работы и собственников бизнеса. От программ MBA отличаются тем, что дают стратегическое видение развития бизнеса и в большей степени сконцентрированы на развитии лидерских качеств руководителя. Существуют в модульном формате и формате weekend. Подробнее >>

Программа Doctor of Business Administration (DBA)

Программа предусматривает  научное осмысление проблем бизнеса, менеджмента и подходит для зрелых руководителей, которые отошли от оперативного управления бизнесом, а также — чиновников. Подробнее >>

Mini MBA

Программы Mini MBA не являются программами MBA, хотя используют раскрученный бренд MBA. Представляют собой сокращеннные бизнес курсы, подобные курсам из программы MBA. Могут соответствовать программам профессиональной переподготовки. Их стоимость в несколько раз ниже, чем у программ MBA. Бизнес школа, официально предлагающая программу «mini-MBA» никогда не получит международную аккредитацию AMBA честным путем (поэтому жулики от бизнес-образования обычно «прячут» такие программы на период аккредитации). За пределами России такие программы и дипломы не признаются. Подробнее >>

Форматы программ MBA

Full-time MBA —  очное обучение, как правило, в дневное время, поэтому в мире считается формой, обеспечивающей наиболее качественное обучение. В отличие от США, где пользуется высоким спросом, в России практически не встречается, поскольку формат full-time MBA трудно совместить с работой. Элементы full-time реализованы в формате weekend.

В России программа рart-time MBA часто называется «очно-заочной» (или «вечерней»). Наиболее распростаненный режим обучения на программе рart-time MBA: два раза в неделю вечером (19 — 21.30) плюс занятия в субботу (10 — 17 часов).

Модульные программы MBA: или «заочная MBA»), в них учебный план разбит на тематические модули. Очные занятия — в ходе посещения школы бизнеса, как правило, один раз в месяц на 3-4 дня. Встречается схема: 1 раз в квартал на неделю. Хорошо подходят слушателям из других регионов или менеджеров с плотным рабочий графиком. Между учебными модулями слушатели выполняют задания и получают консультации преподавателей дистанционно.

Программы MBA в формате weekendв последнее время получили большое распространение, благодаря своему основному преимуществу: обучению днем, в выходной день. MBA-weekend как правило, предполагает обучение 2 раза в месяц по субботам-воскресеньям.

Практически всю теоретическую информацию, составляющую курсы программы MBA можно получить в интернете. Основной недостаток дистанционных программ — невозможность оффлайнового общения и обсуждений, которые лежат в основе бизнес-обучения. Подробнее о дистанционном формате MBА >>

Частичная компенсация недостатков дистанционного формата обучения стала возможной благодаря его комбинации с очными сессиями (тьюториалами) — очными 3-4 дневными модулями, в ходе которых можно попытаться отработать вопросы, требующие группового обсуждения и получить консультации практиков. Это реализовано в очно — дистанционных программах MBA (другие названия: blended learning, смешанное обучение) Подробнее >>.

Система обучения в бизнес-школе

Бизнес-школа обучает практическим навыкам ведения бизнеса. Суть занятий — интерактивный обмен знаниями и опытом между слушателями и преподавателем, который выступает, как модератор обсуждения.

Основа обучения — так называемый, метод кейс-стади (case-study), разработанный впервые в Гарвардской бизнес-школой («гарвардские кейсы»).  Расмотрение кейса завершается принятием слушателями обоснованного решения по рассматриваемой ситуации.

Слушатели программ используют личный опыт и знания в учебе, предлагают к рассмотрению кейсы из практики своих компаний. Обсуждение и поиски решения в группе очень эффективны, часто приводят к рождению новых идей, бизнесов.

Кейсы — далеко не единственный вид учебной деятельности слушателя. Каждый основной предмет завершается проектом (презентацией) на базе собственной компании, в котором слушатель использует полученные знания и инструменты. Обучение дополняется бизнес-симуляциями, бизнес-семинарами, мастер-классами.

Зарубежные стажировки в рамках обучения на программе MBA необходимы не только для отработки навыков кросс-культурного менеджмента и языковой практики. Обучение в стенах зарубежного института бизнеса (часто с разработкой небольшого проекта), посещение международных компаний и общение со слушателями зарубежных бизнес-школ дают много слушателю программы MBA. Чаще всего, стажировки встроены в программу MBA и не оплачиваются отдельно (за исключением авиаперелета и гостиницы). В некоторых программах Executive MBA предусмотрены 2 стажировки.

www.mba.su

О программе MBA

MBA (Master of Business Administration, или мастер делового администрирования) — программа управленческой переподготовки, ориентированная на предпринимателей, менеджеров среднего и высшего звена, стоящих перед необходимостью:

  • повысить свою капитализацию внутри компании или на рынке труда,
  • сделать новый шаг в развитии карьеры,
  • по-новому взглянуть на бизнес-процессы компании,
  • систематизировать фундаментальные знания в области менеджмента,
  • развить профессиональные навыки.

В условиях кризиса программа MBA также рассматривается как дополнительная защита менеджера: новые знания и инструментарий для реализации проектов и бизнес-идей позволяют выглядеть конкурентоспособнее коллег, партнеров по бизнесу, в отрасли.

Master of Business Administration — это самая востребованная образовательная программа среди менеджеров всего мира. Подтвержденное MBA образование показывает, что специалист имеет практический опыт и инструментарий, необходимый для управленческой работы. В деловой среде (во всем мире!) данный фактор является показателем успеха. MBA в Москве и России также имеет высокий спрос: каждый год этот формат обучения выбирают для себя тысячи менеджеров высшего и среднего звена.

Выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (в дословном переводе на русский — «Магистр бизнес-администрирования»).

Фундамент и специализации

Программа MBA, как правило, включает такие важные для каждого управленца курсы как «экономическая теория», «эккаунтинг для менеджеров», «финансовый менеджмент», «организационное поведение», «стратегический менеджмент», «управление человеческими ресурсами», «маркетинговые решения компании», «профессиональные навыки менеджера» и др.

Помимо обязательных управленческих дисциплин в программу входят также курсы специализации, выбранной при поступлении.

Таким образом, в начале обучения слушатель систематизирует свои знания в области менеджмента, выстраивает своего рода «фундамент», позволяющий ему более уверенно действовать в практической плоскости. Затем идет освоение специальности (маркетинг, финансы, IT и др.).

В учебный курс MBA школы бизнеса МИРБИС встроен индивидуальный план карьерного развития, позволяющий оценить уровень управленческих компетенций, разработать и реализовывать вектор развития. Данная опция позволяет слушателю более точно определиться с профессиональными ориентирами.

Такое построение программы является наиболее логичным и последовательным. Практические ситуации, рассматриваемые на курсах, разные формы обучения (дистанционно, деловые игры, кейсы), а также дополнительные семинары и практические мастер-классы отличают Master of Business Administration от других образовательных продуктов.

Зачем поступать?

На выставках по бизнес-образованию, днях открытых дверей или при подготовке вступительного эссе абитуриенты отвечают на вопросы, касающиеся карьеры и планов по её развитию, а также, почему они выбирают обучение на MBA.

Ими движет множество факторов.

  • Новый взгляд на бизнес и его процессы.
  • Более эффективные и современные методы решения бизнес-задач.
  • Желание или необходимость сменить практическую специализацию.
  • Систематизация знаний в области менеджмента.
  • Развитие личностных и профессиональных навыков.
  • Новые профессиональные контакты, обмен опытом.

Что в итоге?

  • Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА).
  • Именной сертификат, подтверждающий международную аккредитацию школы MBA.
  • В качестве дополнительной опции — Европриложение к диплому — Diploma Supplement.

А также

новое видение бизнеса, в котором Вы работаете, и мира в целом… яркие впечатления… хорошие товарищи… новые перспективы.

Сегодня в школе MBA МИРБИС учатся чуть более 1 200 слушателей из Москвы, регионов, стран СНГ.

Присоединяйтесь к нам!


mirbis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *