Протокольная служба рф – Дипломатический протокол — Википедия

Содержание

Дипломатический протокол — Википедия

Дипломатический протокол (др.-греч. πρωτόκολλον) — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении[1].

В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов.

Позже слово «протокол» стало употребляться применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось и его содержание: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. И теперь, дипломатический протокол из года в год претерпевает изменения под воздействием политических причин, достижений науки, техники и факторов международной жизни.

Нормы дипломатического протокола — это не изобретение какой-то одной страны или группы дипломатов, а итог многовекового общения государств. Протокол — категория историческая.

С незапамятных времен человеческий опыт накапливал и отбирал из бесконечных повторений поведения те правила, условности и традиции, которые отвечали интересам поддержания общения. С появлением государств и с развитием связей между ними стали складываться нормы общения, включая протокольные. В процессе исторического развития протокол претерпевал глубокие изменения, но всегда за условностями церемониала стояли вопросы большой политики государств, престижа верховной власти.

Дипломатический протокол по своему назначению является международной категорией. Его основные нормы должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. Вместе с тем дипломатический протокол каждой страны имеет свои особенности. Государства вносят в него поправки, изменения и дополнения, исходя из социально-экономического строя, идеологии, национальных особенностей и исторических традиций.

В настоящее время обязательное четкое соблюдение норм дипломатического протокола необходимо, когда происходит признание новых государств, установление дипломатических отношений, когда назначаются главы дипломатических представительств, вручаются верительные грамоты, осуществляются дипломатические визиты, проводятся беседы, переговоры, подписываются договоры и соглашения и т. д. Но в последнее время принимаются во внимание тенденции, которые наблюдаются в международной протокольной практике: сделать нормы протокола более простыми и удобными.

Правила международной вежливости не имеют обязательной силы. Но, как свидетельствует международная протокольная практика, государства и дипломаты стремятся соблюдать их. Ведь в ходе международного общения встречаются представители различных суверенных государств, они могут иметь различные (иногда конфликтующие, непримиримые) идеологические, религиозные взгляды, политические установки, моральные принципы и т. п.

Правила протокола делают их контакты возможными, а общение — приятным.

Известный французский дипломат Жюль Камбон писал[2]:

Знать страну — значит проникнуться её духом, жить в атмосфере её идей и научиться понимать связь её внешней политики с внутренним положением…
Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными. Но не соблюдать их так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть.
В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках…

Россия: исторический обзор становления дипломатического протокола[править | править код]

Примеры становления дипломатического протокола, или, как его называли в прошлом, «посольского обычая», содержит история Русского государства XV—XVII веков. В этом «обычае» было много своеобразия.

Все составные части этого «обычая» были переосмыслены с учетом необходимости укрепления престижа Русского государства. Даже одежда царя, в которой он принимал иностранных послов, имела смысловую нагрузку.

История отмечает, что при царствовании Ивана Грозного в 1561 году был создан Посольский приказ.

Въезд иностранного посла в Московское государство становился событием большого политического значения. Так, на границе государства посла встречали специально посланные царские слуги. Они сопровождали его до Москвы, обеспечивали питание, ночлег. Причем маршрут разрабатывался таким образом, чтобы посол мог видеть многолюдные города, деревни. А перед въездом в Москву устраивалась пышная встреча. Окруженный эскортом посол въезжал в Кремль.

Прием иностранных послов во дворце царем в России обставлялся особым церемониалом, подчеркивавшим величие и престиж царской власти. Рядом с престолом московского царя стояла пирамида знаков царской власти. Сам царь восседал на троне в «саженой», то есть усаженной золотом и самоцветами, шубе, с золотыми цепями на груди. «Большое» царское платье было неимоверно тяжелым. Если Иван Грозный выдерживал его вес, то более хилый Федор Иоаннович и больной Борис Годунов в последние годы с трудом выносили долгую аудиенцию.

Особую роль в церемониале играло целование послами руки царя. Рукопожатия практиковались лишь в отношениях с равными. Цари личных переговоров с послами не вели.

Иван IV через бояр заявил английскому послу Дж. Боусу в 1584 году:[3]

У нас издавна того не ведетца, что нам, великим государем, самим с послы говорити.

Выход Российского государства на международную арену потребовал дальнейшей разработки норм дипломатического протокола. Царь Петр I, «прорубая окно в Европу», среди многих великих дел — изменение структуры государственного аппарата, строительство флота и формирование регулярной армии, создание дипломатической службы — заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.

За новыми нормами протокола и этикета скрывались большие политические цели, которых добивался Петр I: поднять престиж Русского государства, сломать сложившееся на Западе представление о России как «варварской» стране, а о русском народе — как отсталом и некультурном.

Отсутствие общепринятых норм протокола в период становления и расцвета в ряде стран Европы феодально-абсолютистских монархий создавало немало поводов для серьёзных конфликтов. За внешними мелочами церемониала скрывались серьёзные проблемы государств, их политики, престижа верховной власти. Попытки кодифицировать дипломатические нормы и церемониал терпели неудачу, а то, что удавалось сделать, было непрочным и недолговечным.

Необходимость систематизации норм дипломатического протокола ощущалась уже в далеком прошлом. В России, например, в 1774 году был выработан «Церемониал для чужестранных послов при императорском всероссийском дворе». Это был первый правительственный акт, обобщавший и утверждавший сложившиеся нормы русского дипломатического протокола. В 1827 году были изданы «Высочайше утверждённые этикеты при императорском российском дворе». Определялся порядок встреч и проводов иностранных послов, аудиенций. Отменялся публичный въезд послов в столицу, чему в XV—XVII веках придавалось особое значение.

Венская конвенция о дипломатических отношениях[править | править код]

В итоге больших усилий, разумных компромиссов в 1961 году государствам удалось выработать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях.

Все государства мира, в том числе и те, которые формально воздерживаются от присоединения к Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают эти нормы в своей практической работе. В некоторых государствах Венская конвенция была инкорпорирована в национальные законодательства и стала рассматриваться ими как норма национального права. Другие страны предпочли дополнительно принять собственные законы с учетом обязательств, вытекающих из положений Венской конвенции.

Признавая и соблюдая основные общепринятые нормы международной практики, российский протокол не делает различия между представителями больших и малых стран, не допускает никакой дискриминации по национальному и иному признаку. Ему чужды излишняя помпезность, но характерны политическая целесообразность, демократичность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой стороны.

В России, а теперь и во многих других странах, при вручении послами верительных грамот отменено чтение речей. Более демократичным стал подход к форме одежды дипломатов на церемонии вручения верительных грамот. Постепенно отмирает практика участия дипломатического корпуса в проводах окончательно отъезжающего посла или при его встрече. Упрощается церемония встречи высоких гостей. Исключением являются случаи, связанные с национальными традициями, во время пребывания высокого гостя в стране с государственным визитом. Отпала практика организации ответного протокольного мероприятия со стороны гостя.

В дипломатическом протоколе, как и в дипломатии, «все течет, все меняется». Об этом говорят хотя бы введение в России понятия «негосударственный визит», существенное изменение дипломатического протокола при приеме делегаций.

Основные протокольные мероприятия и этикет[править | править код]

Дипломатический протокол и его правила являются историческими категориями, которые возникли и развивались одновременно со всем комплексом дипломатической службы.

Они возникли и развиваются не в результате решений каких-то лиц и их желаний, а как необходимость, обязательное условие реализации успешной дипломатической практики.

Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал.

  • Этикет — совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения и т.д.
  • Церемониал — установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т.п.).

Дипломатические приёмы[править | править код]

Дипломатические приемы играют важную роль в дипломатической службе; на них решаются как представительские задачи, так и информационные, специальные.

Приемы проводятся в связи с важными событиями и в порядке повседневной деятельности, как центральных органов внешних отношений, так и дипломатических представительств.

В дипломатическом протоколе приёмы делятся на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом, с супругами и без них. Сегодня наиболее широкое распространение получили следующие виды приемов: завтрак, обед, ужин, обед-буфет (шведский стол), а также приемы типа фуршет и коктейль.

Завтрак[править | править код]

Завтрак обычно устраивают для ограниченного числа лиц и на него приглашают, как правило, одних мужчин. Завтрак устраивают между 12 и 15 часами.

Прибывших гостей по возможности встречают в помещении, отдельном от того, где накрыт стол. Там предлагаются соки, минеральная вода, орешки, маслины и другие лёгкие закуски.

В это время приглашенные знакомятся друг с другом, между ними завязываются знакомства, намечаются темы бесед. Затем гостей приглашают к столу.

Меню завтрака составляют с учетом национальных вкусов приглашенных. Обычно оно включает в себя: одну-две холодные закуски, одно горячее рыбное блюдо, одно мясное и десерт. Первые блюда (супы) на завтрак подавать не принято. Иногда в ходе завтрака подают сухие вина, а в конце — шампанское, кофе, чай.

Завтрак обычно продолжается час-полтора, из них за столом гости проводят около часа, и только 30 минут за кофе и чаем, который подают после основной части. Инициатива завершения завтрака (также как обеда и ужина) принадлежит хозяину приёма. Но в некоторых странах она может исходить от старшего (по положению) из гостей.

Обед[править | править код]

Обед считается одним из самых торжественных и почетных видов приема. Он подчеркивает важность события, по поводу которого он устраивается. Обед проводится между 19 и 21 часами. Часто на обед мужчин приглашают с женами.

Меню обеда обычно более обильно по сравнению с завтраком. В нем обязательно присутствует первое блюдо. Подача напитков та же, что и на завтраке. Обед обычно длится два-три часа и даже дольше. После стола, за которым гости находятся примерно полтора часа, все переходят в другое помещение, где подают чай и кофе и ведутся беседы. Иногда чай и кофе могут быть поданы и за обеденным столом.

Ужин[править | править код]

Ужин начинается в 21 час и позднее. От обеда он отличается, главным образом, временем начала. Первое блюдо может не подаваться.

Обед-буфет, фуршет и коктейль[править | править код]

Это наиболее распространенные виды приемов, их устраивают по самым различным поводам. В зависимости от помещения, которыми располагают устроители, на них обычно приглашают большое число гостей. Организуют эти приемы между 17 и 21 часами.

Фуршет и коктейль проводятся без рассадки, а обед-буфет предполагает свободную рассадку за небольшими столами по 4-6 человек. Гости набирают закуски и берут напитки со специальных столов и буфетов и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. В приглашениях на такие приемы указывают время их начала и окончания.

Если на обед, завтрак, ужин принято прибывать точно в назначенное время, то на эти виды приемов некоторое опоздание вполне допустимо, и не считается нарушением этикета. Но покидать прием раньше второго часа после его начала не рекомендуется. Если же при определенных условиях необходимо покинуть прием гораздо раньше, то гость выражает хозяину сожаление по поводу того, что он не может остаться дольше, извиняется, благодарит за прием и уходит.

Визиты[править | править код]

Нанесение визитов, поддержание контактов, связей является профессиональной обязанностью дипломата. Визиты являются активной формой дипломатической работы.

Все визиты делятся на:

  • протокольные и для поддержания контактов
  • деловые.

Протокольные визиты наносят как главы дипломатических представительств, так и все остальные дипломатические работники, а также их жены. Формально считается, что в ходе протокольных визитов не обсуждаются конкретные деловые вопросы. Он длится около 20 минут.

Случаи и порядок проведения визитов определяются и регулируются правилами дипломатического протокола.

Деловой визит может иметь место как по инициативе дипломата, так и представителя страны пребывания. В ходе этого визита обсуждаются деловые вопросы. Деловой визит может длиться несколько часов.

Каждое государство, руководствуясь внутренним законодательством и национальными традициями, имеет свою классификацию визитов. Но, несмотря на эти различия и обобщая практику составления визитов, можно выделить следующие их виды:

  1. Государственный визит.
  2. Официальный визит.
  3. Рабочий (деловой) визит.
  4. Встреча «без галстуков».
  5. Неофициальный визит.
  6. Визит проездом.
  7. Прибытие делегации или государственных деятелей на юбилейные мероприятия или по случаю знаменательного события.

Каждый из перечисленных визитов имеет свои протокольные особенности. Так, например, официальный визит, по протоколу, делится на визит главы государства и главы правительства с предоставлением им соответствующих почестей.

Основные правила нанесения дипломатических визитов можно свести к следующему:

  1. О дне и часе визита договариваются заранее. Обязательным и строгим протокольным правилом является точное соблюдение времени приезда на визит.
  2. Необходимо строго выполнять протокольные нормы о форме одежды.
  3. В ходе визита ведется беседа, к которой необходимо готовиться. Инициатива в беседе принадлежит хозяину.
  4. Важно правильно посадить гостя. Почетным местом считается диван. Хозяин садится в кресло, стоящее слева от дивана, так, чтобы гость от него был по правую руку. Можно сесть на диван с гостем, но опять-таки слева от него. Гость садится после того, как сел хозяин.
  5. В зависимости от местных условий во время визита подается кофе, чай, вино, легкое угощение.
  6. Инициатива ухода с любого визита — протокольного или делового — всегда остается за гостем.

При нанесении протокольных визитов с точки зрения дипломатического этикета важное значение имеют обеспечение должностных лиц транспортными средствами, распределение в них мест и порядок их занятия.

Памятные подарки и сувениры[править | править код]

Вручение памятных подарков (сувениров) в дипломатической службе практикуется во время протокольных визитов дипломатов, должностных лиц, при убытии на родину посла от имени дипломатического корпуса в стране пребывания, в период пребывания военных делегаций, визитов военных кораблей. Кроме того, принято дарить сувениры местным жителям и детям в ходе массовых мероприятий, а также участникам спортивных состязаний.

Сувениры должны отвечать определенным требованиям. Основные из них состоят в том, чтобы преподносимый предмет каким-либо образом не задевал или не оскорблял национальные или религиозные чувства человека, которому он предназначался, чтобы он был красив и со вкусом оформлен.

В качестве таких сувениров, предназначаемых для вручения должностным лицам, могут служить, например, выполненные на фарфоре эмблемы государств, государственных структур, организаций, обществ, различные модели и т. п.

Их либо вручают лично, либо посылают с курьером. В последнем случае к сувениру прилагают визитную карточку.

При вручении подарков должна учитываться стоимость, которая должна быть разумной и не ставить лицо, которому преподносят подарок, в неловкое положение. В то же время подарки должны соответствовать положению данного лица, а также обычаям страны пребывания.

Если сувениры и подарки вручаются в ходе визитов, то характер и число определяются в программе визита, предусматривая резерв на непредвиденные случаи.

Мировая практика организации дипломатического протокола[править | править код]

Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной.

Сегодня в мире сложились две такие системы:

  1. Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).
  2. Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.

Но это деление довольно условно. Часто в конкретной стране можно наблюдать элементы и той и другой системы.

Россия: Департамент государственного протокола МИД РФ[править | править код]

УКАЗ Президента РСФСР от 18.12.1991 № 291 «О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РСФСР»

8 декабря 1991 года на Беловежской встрече глав БССР, РСФСР и УССР было принято решение о создании Содружества Независимых Государств.[4]

18 декабря 1991 года последовал Указ № 291 Президента Б. Н. Ельцина о внешнеполитической службе РСФСР[5]. В этом немногословном документе, разместившемся всего на одной странице, но открывшем новую главу в истории российского внешнеполитического ведомства, тем не менее нашлось место, чтобы подчеркнуть роль протокола и законодательно зафиксировать необходимость единообразного применения действующих протокольных норм на всей территории российского государства.

В Указе говорилось: «Создать Службу Государственного Протокола, обеспечивающую единую протокольную практику в РСФСР».

Управление Государственного Протокола МИД СССР было преобразовано в Службу, а затем в Департамент Государственного протокола МИД России. Созданы Управление Протокола Президента[6], Протокол Правительства; подразделения, занимающиеся вопросами протокола, появились в ряде министерств и ведомств, имеющих выход на международную арену, а также в администрациях субъектов Федерации.

Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел РФ выступает в Российской Федерации в качестве единого государственного протокола. Через него осуществляется протокольная деятельность ряда высших государственных органов. По вопросам, связанным с деятельностью Президента РФ, Департамент работает совместно со службой протокола Президента.

В своей деятельности Департамент руководствуется: Конституцией Российской Федерации, законами России, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства России, приказами, инструкциями и указаниями министра иностранных дел России.

По мнению бывшего посла Эстонии в РФ, Т. Матсулевича: «Российская дипломатия имеет многовековую традицию, российский протокол я считаю одним из лучших в мире. Протокольная служба России очень корректна…»[7].

Организационная структура[править | править код]

Департамент государственного протокола является структурным функциональным подразделением МИДa

Департамент состоит из следующих подразделений:

  • Отдел по пребыванию дипломатического корпуса;
  • Отдел визитов и делегаций;
  • Отдел информационной работы с дипкорпусом, регистрации и правительственных телеграмм.

Задачи Департамента государственного протокола МИД РФ[править | править код]

  1. Обеспечение единой протокольной практики в Российской Федерации, контроль за соблюдением Венской конвенции о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории России.
  2. Защита интересов Российской Федерации и её граждан при выполнении службой задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса, осуществление контроля за соблюдением иностранными дипломатами законов и правил Российской Федерации.
  3. Участие в разработке предложений и осуществлении мероприятий протокольного и организационного характера, при визитах за границу Президента, Председателя Правительства РФ, министра иностранных дел, а также визитов государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств зарубежных стран, министров иностранных дел в Россию.
  4. Контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства в связи с национальными праздниками и другими памятными датами иностранных государств.
  5. Поддержание постоянных рабочих связей с дипломатическими представительствами России за рубежом, оказание им необходимой помощи в протокольной работе.
  6. Поддержание деловых контактов с дипломатическими представительствами иностранных государств на территории России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
  7. Изучение и обобщение международной протокольной практики.

Функции Департамента государственного протокола МИД РФ[править | править код]

Международная протокольная практика показывает, что служба дипломатического протокола хотя и может называться по-разному и иметь разную подчиненность, однако обеспечивает исполнение примерно одинакового объема обязанностей.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации Департамент государственного протокола обеспечивает единую протокольную практику в России.

Исходя из перечисленных выше основных задач, Департамент государственного протокола:

  1. Готовит по согласованию с другими подразделениями МИД документы по приему в Российской Федерации зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне, разрабатывает проекты программ их пребывания и после соответствующего утверждения организует проведение протокольных мероприятий (встречи, проводы делегаций, возложение венков, завтраки, обеды, посещение театра и др.).
  2. Организует аккредитацию глав иностранных дипломатических представительств.
  3. Занимается вопросами дипломатических привилегий и иммунитетов иностранных дипломатических и административно-технических работников, а также их таможенными привилегиями.
  4. Готовит верительные и отзывные грамоты послов Российской Федерации, направляемых за рубеж.
  5. Осуществляет регистрацию персонала дипломатического корпуса и выдачу им соответствующих документов.
  6. Участвует в рамках своей компетенции в урегулировании материальных претензий российских граждан и организаций к дипломатическим представительствам и их сотрудникам.
  7. Организует представление дипломатического корпуса Президенту Российской Федерации, а также главам государств, прибывшим в Россию с официальными визитами (по их желанию).
  8. Организует приглашение глав дипломатических представительств на мероприятия и церемонии государственного характера, а также на проводимые в России международные мероприятия (фестивали, выставки, ярмарки и т. п.).
  9. Издает сборник «Дипломатический корпус в Москве».

Здесь перечислены лишь основные, наиболее важные функции. Практически ежедневно Департамент решает массу других больших и малых проблем.

  • Серре Жан. Дипломатический протокол. М. 1961.
  • Вуд Джон, Серре Жан. Дипломатический церемониал и протокол: Принципы, процедура и практика = Diplomatic Ceremonial and Protocol. Principles, Procedures & Practices / R. Wood John, Serres Jean. — New York, 1970 / Дж. Вуд, Ж. Серре; Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
  • Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в России. — М.: Международные отношения, 2007. — 280 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-7133-1325-8.
  • Молочков Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. — Изд. 2-е. — М.: Международные отношения, 1979. — 256 с. — (Библиотека «Внешняя политика. Дипломатия»). — 35 000 экз.
  • Никифоров Д. С., Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР: Принципы. Нормы. Практика. — М.: Международные отношения, 1985. — 304 с. — 31 000 экз.
  • Лядов П. Ф. История Российского протокола. — М.: Международные отношения, 2004. — 280 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-7133-1181-3, ISBN 978-5-7133-1181-0.
  • Лядов П. Ф. глава «Протокольная служба» (в учебном пособии «Дипломатическая служба»)
  • Лядов П. Ф. глава «Протокол субъектов Российской Федерации» в учебном пособии «Внешнеполитические связи субъектов Российской Федерации»
  • Лядов П. Ф. «Дипломатический протокол и международное сотрудничество» (журнал «Финансы. Право. Менеджмент»)
  • Лядов П. Ф. «Российский дипломатический протокол: традиции и современные тенденции», «Вестник дипломатии».
  • Лядов П. Ф. Текущие публикации в журналах «Международная жизнь», «Протокол и этикет», «Генеральный директор», «Культурный слой».
  • Некоторые вопросы протокольной практики / Коллектив авторов под рук. В. Н. Шевченко, главы протокола Президента Российской Федерации. — М.: Воскресенье, 1997. — 96, [16] с. — 11 000 экз. — ISBN 5-88528-130-0.

ru.wikipedia.org

Протокольная служба. Деловой этикет. Организация протокольных мероприятий

ПРОГРАММА

 

Начало. Представление участников. Правила проведения семинара.

 

1.     Цели и задачи службы протокола. Протокол как основа построения деловых отношений 

·         Организация протокольной работы в компании или организации.

·         Оказание консультативной помощи по вопросам протокола всем службам компании.

 

2.     Функции службы протокола

·         Общая организация деловых встреч и переговоров руководства компании (первых лиц организации) с партнерами и клиентами, приемов в компании делегаций и отдельных представителей.

·         Планирование, организация и обеспечение деловых визитов руководителей компании (первых лиц организации) за рубеж и регионы Российской федерации.

·         Организация протокольных мероприятий: приемов, презентаций, торжественных подписаний договоров и соглашений и др.

·          Введение единых норм протокола и осуществление контроля их исполнения.

·         Организация переговорного процесса в компании, в организации.

·         Разработка корпоративного стиля (с учетом норм протокола), осуществление контроля его поддержания.

·         Формирование и ведение биографических досье, обновление списков клиентов и партнеров.

·          Формирование и ведение подарочного фонда руководителя. Подготовка и вручение подарков от компании или от организации.

 

3.     Осуществление связи с подразделениями. Взаимосвязь службы протокола с другими службами и внешними организациями 

·         Транспортной группой.

·         Службой безопасности.

·         PR (Рекламной группой).

·         Группой организации питания и др.

 

4.     Требования протокола к приему иностранных делегаций, рабочих встреч, официальных и неофициальных визитов

·         Виды визитов.

·         Протокольная атрибутика: гимн, герб, флаг и протокольные деловые аксессуары.

·         Программа пребывания.

·         Стол переговоров.

·         Правила рассадки.

·         Виды приемов (торжественных банкетов).

·         Культурные мероприятия.

 

5.     Этикет встреч и переговоров. Подарки, сувениры, цветы в работе протокольной службы. Российская практика и зарубежные традиции

·         Подготовка к встрече деловых партнеров. Встреча гостей в аэропорту, на вокзале. Представление членов делегации, вручение цветов. Рассадка по автомашинам. Устройство в гостиницу. Организация культурной программы.

·         Подготовка и проведение деловых переговоров. Оформление помещения для переговоров. Рассадка за столом переговоров. Участие секретаря в проведении переговоров: работа в приемной, протоколирование. Кофе — пауза. Подача кофе – правила и особенности сервировки. Чай на «Кофе – паузе» — рекомендуемые сорта чая.

·         Протокольное угощение на переговорах высокого уровня. Вода на столе для переговоров. Протокольные требования к подаче угощений. Горячие напитки. Время подачи и очередность. Появление службы сервиса в помещении для переговоров. Сервировка подноса. Сервировочная тележка. Нюансы сервисного обслуживания. Требования к обслуживающему персоналу.

·         Виды официальных приемов в России и за рубежом. Составление списка приглашенных. Одежда на приемах. Культура поведения за столом. Правила рассадки гостей. Культура еды и питья. Тосты.

·         Предметы сервировки. Назначение и правила использования столовых приборов. Что необходимо иметь в офисе для профессионального сервиса.

·         Правила сервировки. 

6.     Основные правила бизнес-этикета

·         Для чего нужен деловой этикет.

·         Основные принципы бизнес-этикета.

·         Основные отличия гражданского и бизнес-этикета.

7.     Международный этикет

·         Основные правила международного этикета.

·         Основы общения с зарубежными партнерами.

·         Протокольные вопросы.

·         Подарки и сувениры.

·         Национальные особенности делового общения.

 

8.     Дресс-код. Внешний вид делового человека

·         Создание верного впечатления.

·         Выбор цвета в одежде: взаимодействие, влияние.

·         Украшения и аксессуары.

·         Правила для мужчин.

·         Правила для женщин.

·         Ловушки или «недоделовой» стиль.

 

Ответы на вопросы. Подведение итогов.

 

! Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.

! Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.

 

Методы и формы работы

Занятия проходят в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников семинара. Выполняются практические упражнения, поиск совместного решения актуальной проблемы представителей группы. В работе используются: слайды, кейсы, тематические примеры. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие основных факторов, с которыми они могут столкнуться на работе. Используются работа в малых группах, мозговой штурм. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую  информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.

www.msk.itctraining.ru

Организация протокольной службы России на современном этапе

Введение……………………………………………………………………

3

1.Развитие протокольной службы в России…………………………….

8

2.Место и роль этикета в дипломатической службе……………………

14

3.Организация протокольной службы России на современном этапе..

19

Заключение………………………………………………………………

23

Список  использованных источников и литературы…………………..

25

Содержание


Введение

Согласно общепринятому пониманию, дипломатический протокол представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, иными официальными лицами в процессе международного общения. Дипломатический протокол является неотъемлемым организационно-политическим инструментом дипломатической службы и важнейшей составляющей профессионального обеспечения дипломатических отношений. Дипломатический протокол призван служить выполнению поставленных задач и осуществлению целей внешней политики государства.

Актуальность выбранной темы определяется  важностью и значимостью  дипломатического протокола и церемониала в регулировании межгосударственных разногласий и конфликтов в настоящее время. Несмотря на то, что сам протокол по своей природе достаточно консервативен, все чаще наблюдается демократизация норм протокола, которая набирает обороты именно в новом тысячелетии. Актуальность данной темы заключается также в широком и разноплановом применении правил и норм протокола, которые затрагивают почти все сферы международного общения и определяют внешнюю форму различных дипломатических ведомств и миссий.

Цель курсовой работы является рассмотрение дипломатического протокола как важной составляющей  дипломатической службы и выявление его роли в современных международных отношениях, а также изучение современного состояния и организации протокольной службы России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Проследить развитие протольной службы России
  2. Выявить место и роль этикета в дипломатической службе
  3. Рассмотреть принцип организации протокольной работы на основе современных международных отношениях и протокольной практики.

Объектом данного исследования стала протокольная служба России, являющаяся  важнейшим элементом построения внешней политики государств.

Предмет исследования – роль и место протокола и этикета в системе международного общения и дипломатии.

Не обладая знаниями протокола и этикета, не соблюдая правила вежливости и культурные особенности различных стран, дипломатическая служба не была бы тем, чем она является сейчас. Формирование правил и нормы протокола складывались на протяжении многих веков, нарушение которых, особенно преднамеренное, обычно расценивают как серьёзное нарушение принципов международной вежливости, но, что более важно, как нанесение ущерба государству и пренебрежение его авторитетом.  Поэтому, для того, чтобы работник дипломатического корпуса не попадал в подобные ситуации, существуют различные документы и научные труды, закрепляющие общепризнанные нормы протокольной службы.  

При написании курсовой работы в качестве источников использовались Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.[1], Основные положения протокольной практики Совета Министров – Правительства Российской Федерации №162, которые регулируют проведение мероприятий на территории России, связанных с приемами иностранных делегаций на высшем и высоком уровне[2]. Важной составляющей официальной документации  стали Нота ДГП МИД Российской Федерации №82[3] о введении в действие Основных  положений государственной протокольной практики Российской Федерации, Положение о Департаменте государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации и Нота ДГП МИД Российской Федерации №6154 о новом тексте Основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации[4]. Все эти документы позволяют познакомиться с протокольными  требованиями и нормами России при ведении переговоров и установлении международных контактов. Также в работе использовались документы Советского союза, относительно протокольной и дипломатической службы, которые раскрывают полномочия и задачи протокольного отдела МИД СССР: Памятка для министерств и ведомств по некоторым вопросам организации работы с приезжающими в Советский Союз иностранными делегациями 1958г[5], Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1992г[6].

ru.essays.club

Общие положения о Протокольном отделе (службе) Компании

Назначение

Протокольный отдел (служба), как правило, создается с целью обеспечения средствами и нормами делового протокола, имиджа и корпоративных правил Компании контактов с зарубежными партнерами, представительных визитов и мероприятий Компании на территории Российской Федерации и за ее пределами.

В своей деятельности Протокольный отдел руководствуется общепризнанными международными нормами и стандартами в области делового протокола, внутрикорпоративным «Положением о протокольном отдаче (службе)», а также приказами и распоряжениями первого лица Компании.

В работе с зарубежными партнерами Протокольный отдел исходит из основных положений российской протокольной практики, международных стандартов, норм, принятых в дипломатическом и деловом протоколе иностранных государств.

Задачи

  1. Обеспечение деловой репутации Компании и имиджа ее сотрудников в работе с зарубежными и российскими деловыми партнерами.

  2. Мониторинг информации о проведении представительских мероприятий и переговоров, об их подготовке и статусе участников. Участие в подготовке проводимых мероприятий.

  3. Обеспечение и соблюдение всех необходимых норм делового протокола при проведении деловых и представительских мероприятий любого уровня.

  4. Заблаговременное получение информации о мероприятиях, проводимых за рубежом. Установление и поддержание контактов с протокольными службами принимающей стороны. Протокольное обеспечение зарубежных контактов Компании на должном представительском уровне, делегаций, направляемых Компанией, в соответствии с правилами делового протокола.

  5. Организация и подготовка деловых визитов первых лиц Компании.

  6. Систематизация и обновление информации о международных протокольных стандартах, востребованных в деятельности Компании.

  7. Подготовка и организационно-протокольное обеспечение представительских мероприятий Компании.

  8. Контроль соответствия делового имиджа Компании протокольным стандартам. Разработка соответствующих рекомендаций для других подразделений Компании.

  9. Протокольное сопровождение визитов и приемов делегаций.

  10. Контроль за соблюдением протокольных норм и стандартов в ведении деловой переписки.

  11. Ведение протокольного досье. Обеспечение деловых контактов необходимыми атрибутами протокольной техники.

Основные функции

  1. Подготовка проектов документов и соответствующих распоряжений по организационно-протокольному обеспечению визитов и приемов.

  2. Разработка программ пребывания гостей Компании и согласование ее с соответствующими инстанциями.

  3. Организация, подготовка и реализация протокольных мероприятий Компании совместно с другими подразделениями.

  4. Осуществление протокольного обеспечения основных мероприятий, предусмотренных стратегическими планами Компании.

  5. Ведение досье о пребывании приглашенных лиц в Компании.

  6. Прием передовых и подготовительных групп, работа по вопросам протокольного обеспечения визитов и приемов.

  7. Подготовка и проведение консультаций с другими подразделениями Компании по вопросам, входящим в компетенцию отдела протокола.

  8. Наблюдение за выполнением обязательств сторонами, участвующими в проведении представительских мероприятий, и внесение в необходимых случаях предложений об изменениях и дополнениях в программу мероприятий.

  9. Поддержание взаимодействия с другими службами и подразделениями Компании, оказание необходимой помощи по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

studfile.net

ОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОТОКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.


После распада Советского Союза в одном из первых указов Президента России в декабре 1991 г., касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации.

В начале 1992 года протокольное подразделение при Президенте, созданное в 1990 году, было реорганизовано в Службу протокола Администрации Президента, которая в 1995 году преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации. В ходе административной реформы в 2004 г. в результате слияния двух структурных подразделений администрации создано протокольно-организационное управление, куратором которого является Руководитель протокола Президента Российской Федерации.

В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола имеются в аппарате Правительства России, в ряде центральных органов федеральной власти, а также в субъектах Российской Федерации.

В системе российской дипломатической службы вопросами протокола занимается Департамент государственного протокола, являющийся структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны. Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами.

В задачи Департамента входит:

— защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;

— контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и соответствующих положений российского законодательства;

— разработка предложений и осуществление мероприятий протокольной и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;

— контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;

— подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;

— подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представительств.

По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Департамент взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.
Высококвалифицированный кадровый состав Департамента позволяет ежегодно обеспечить проведение сотен дипломатических визитов на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел, различного рода приемов, обедов и других протокольных мероприятий.

Протокольные подразделения или организационные структуры, занимающиеся вопросами протокола, созданы в настоящее время не только в министерствах и ведомствах, занимающихся международно-экономическим сотрудничеством, но также в крупных российских компаниях, выходящих на внешний рынок.

В современном мире трудно устанавливать и поддерживать тесные деловые отношения в сфере экономики, бизнеса и финансов, не соблюдая общепринятых правил делового общения, в основу которых положены нормы дипломатического протокола.

Опыт сотрудничества с представителями зарубежного делового мира, от руководителей крупнейших корпораций и банков до владельцев средних предприятий и фирм показывает, что подавляющее большинство их весьма внимательно и даже щепетильно относятся к соблюдению протокольных норм и формальностей, требуя того же и от своих российских партнеров. Успех деловых контактов в международно-экономической области отнюдь не в последней степени зависит от того, насколько точно, тонко и тактично соблюдаются все принятые в международном общении «правила игры».

Нарушение норм протокола и деловой этики может не только повредить успешному международно-экономическому сотрудничеству, но и нанести ущерб государственным интересам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие получили дальнейшее развитие. Они затрагивают весь спектр межгосударственных отношений, в том числе сферу экономического сотрудничества. Ежегодно в России принимают более ста иностранных делегаций на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. Интенсивно осуществляются зарубежные визиты российского руководства. Важное место в программе таких визитов занимают встречи с представителями деловых кругов. По данным на 1 января 2005 года Российская Федерация имеет дипломатические отношения со 186 государствами. В Москве аккредитованы главы 154 дипломатических представительств, находятся посольства 140 стран. В свою очередь Россия имеет дипломатические представительства в 142 странах.

Для успешной реализации внешней политики Российская Федерация ведет работу в совершенствовании дипломатического протокола, в основу которого соблюдение общепринятых правил представлений и знакомств, организации визитов делегаций иностранных деловых партнеров, протокола деловых встреч и переговоров, дипломатических и сугубо деловых приемов, деловой переписки, словом всего того, что входит в понятие «культура делового общения». В ее основе — формирование таких правил поведения, которые способствуют установлению деловых контактов, взаимопониманию в процессе общения, поддержанию безупречной деловой репутации.

Соблюдение правил и норм дипломатического протокола в различных формах международно-экономического сотрудничества призвано создать благоприятную атмосферу в ходе любой деловой встречи, что всегда благотворно сказывается на ее результатах. За всем этим — опыт и анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, а порой нервы и здоровье. Уровень нагрузки сотрудников протокольных служб иногда запредельный. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает.
Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации позволяют обеспечить единообразное применение нормативно-правового законодательства в ходе любых международных контактов, в том числе в сфере международно-экономического сотрудничества.


^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1 Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет / А. Ф. Борунков. – М. : Интерпракс, 1993. – 320 с.

2 Лядов П. Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2003. – № 2.

3 Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол // http://www.govvrn.ru/wps/wcm/

3 Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

4 Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

5 Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

 

6 Лядов П. Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2003. – № 2.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Самостоятельная работа — Реферат — Дипломатический протокол Российской Федерации


Реферат — Дипломатический протокол Российской Федерации
скачать (121.5 kb.)

Доступные файлы (1):


содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Самостоятельная работа

на тему:

Дипломатический протокол Российской Федерации

по предмету:

Дипломатический протокол и Этикет

Ташкент 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
    1. История развития российского дипломатического протокола…………….5

    2. Дипломатический протокол Российской Федерации……………………..11


2.1. Виды дипломатических визитов……………………………………………13

2.2. Работа над программой официального визита…………………………….14


    1. Организация российской протокольной службы на современном этапе.18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………24

ВВЕДЕНИЕ

Дипломатический протокол определяют как совокупность общепринятых   правил, традиций и   условностей, соблюдаемых руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Сам по себе дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя. Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» — совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице — к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества. Одной из органических составных частей дипломатического протокола, является дипломатический этикет.

Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство.

Весьма образно охарактеризовал протокольные нормы известный французский дипломат Жюль Камбон: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными … Таково уж свойство обычаев: хотя их и критикуют, им следует подчиняться. Не делать этого так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках»1.

Дипломатический протокол вобрал в себя не только от межгосударственного, но также межнационального и межэтнического общения.  Поэтому одна из его слагаемых — учет национальных особенностей, традиций, обычаев и  условностей. Один из   основополагающих   принципов дипломатического протокола — равное отношение и взаимное уважение своему партнеру и государству, которое тот представляет. Именно поэтому, нельзя недооценивать роль общепринятых правил и норм дипломатического протокола в сфере внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.


  1. ^

Среди историков существуют различные мнения о том, традиции какой страны повлияли больше всего на придворный посольский обычай Кремля в XIV–XVII вв. Одни исследователи говорят о влиянии Золотой Орды, в течение двухсот лет насаждавшей свои порядки на Руси, другие полагают, что основы церемониалов закладывались под влиянием Византии. Многие же считают, что только Европа могла дать пример для русских “варваров”. Иностранцы, побывавшие в Москве, видели сходство основополагающих кремлевских правил общения с дипломатами с церемониалами восточных стран, в частности Персии и Китая.

Истина, как всегда, находится где-то посередине. Русь в силу своего географического положения ощущала на себе влияние и Европы, и Азии, одновременно воспринимая тот иностранный опыт, который отвечал запросам русской политической элиты в определенные исторические периоды. Важное значение играл и опыт, накопленный между княжеской дипломатией удельного периода.

Слова этикет, церемониал пришли в Россию гораздо позже, после внедрения Петром I западноевропейских стандартов жизни в российскую действительность. Эти понятия уже никак не были связаны с патриархальным, древнерусским укладом и относились исключительно к высшим кругам российского общества, к их стилю общения. Установленные (почти всегда лично самодержцем) правила поведения в обществе складывались порой в запутанную и громоздкую, в то же время всем участвующим понятную систему общения, нарушение которой влекло за собой осуждение позволившего себе faux-pas со стороны окружающих. Правила этикета касались индивидуально каждого члена высшего света или причислявших себя к нему будь то в Петербурге, Москве или провинциальном городе.

Этим правилам учили с детства в благородных семействах, а детей победнее – в пансионах, и далеко не всегда качественно. В то же время церемониал являлся театрализованным действом с участием высших лиц и всех присутствующих. Это могли быть и выход государя или государыни на службу в церковь, или их поездка из одного города в другой, или празднование годовщины победы над врагом, бракосочетания высочайших особ, крестины, именины, и т.д.

Особняком в дворцовых церемониалах стоял посольский. К обычной задаче придворных царедворцев создать пышное церемониальное действо с тем, чтобы оно понравилось монарху, посольский церемониал добавлял требование учитывать особенности и традиции иностранного двора, который представлял посол или полномочный посланник.

Понятие “протокол”, закрепившееся в практике межгосударственных отношений с XIX в., по своей сути оставалось тем же церемониалом XVIII в., с потерей, однако, пышности и богатства, которые были присущи царствующим дворам Европы того периода.

Посольский церемониал при Московском дворе сложился в стройную систему протокольных норм при великом князе Василии III Ивановиче. Однако основы посольского обычая Кремля начали вырабатываться еще прежде, при его отце Иване III, то есть во второй половине XV в. Статус русского государя, выросший в XV в. в глазах иностранцев многократно, не позволял следовать старым упрощенным схемам посольского церемониала. Требовались протокольные нормы, соответствующие внешнеполитическим задачам московских государей. И, естественно, что боярский Кремль перенимал все самые достойные, соответствующие его пониманию величия русского государя, нормы из церемониальной посольской практики.

Сформировавшийся при Василии III церемониал, вобрал в себя сочетание самых разнообразных элементов, перенятых Кремлем из разных источников. В некоторых его чертах видно влияние Византии – чествование послов и, одновременно, ограничение их свободы, демонстрация им множества войск и народа совпадает с приемами, употреблявшимися в Византии. Еще одно возможное кремлевское заимствование из посольских церемониалов Византии было то, что, как и император, великий князь во время торжественных церемониальных приемов не удостаивал посла вопросом лично, за него это делал вельможа. Интересно, что даже в просвещенном XVIII в. этот обычай сохранился.

Влияние византийского церемониала, видимо, могло сказаться и на кремлевском обычае не сажать послов за один стол с великими князьями, какую бы честь до этого этим послам не оказывали. Это было одной из непреложных норм придворного церемониала Византии2.

Теперь о возможных заимствованиях из церемониальных обрядов Востока. Прежде всего, это пришедшее из Золотой Орды запрещение послам являться на аудиенцию в Кремль с оружием. Не исключено, что влияние Востока сказалось и на обычае устанавливать охрану (рынд) вокруг трона и во время пиров. Такого в европейской протокольной практике не наблюдалось.

Из Персии и Китая Кремль перенял порядок приезда иностранных посольств в Московское государство. И там, и там иностранцам запрещалось пересекать границы государства, предварительно не уведомив о своем прибытии воеводу близлежащего города, который обязан был, в свою очередь, отправить гонца в столицу и дождаться соответствующих царских указаний. Общим правилом как для Московии, так и для Персии и Китая был обычай брать иностранное посольство на полное государево содержание3.

Летописи XI–XIII вв. однозначно свидетельствуют о том, что обмен послами между русскими князьями был нормальной формой общения. Определяющим элементом, оказывавшем влияние на церемониал посольских приемов, было то, что русские князья придерживались таких форм дипломатических переговоров, которые были выработаны еще ранее, до введения на Руси письменности. Русские князья в исключительно редких случаях “пересылались между собой грамотами”, в подавляющем большинстве описываемых примеров они “ссылались речами”.

Так как послу поручалось передать не грамоты, а “речи”, то есть фактически прямую речь его князя, то соответственно и прием посла был довольно простым. Посол приезжал к князю, к которому его направили, и, перед тем как передать порученные ему “речи”, объявлял: “тако ти молвит князь” или “а тако ти глаголет”4.

Также как в XV–XVII вв., послам и в XI в. Давались наказы о том, как должен себя вести посол в том или ином случае, поручалось передать поклон князю и спросить о его здоровье.

Весьма обоснованной кажется точка зрения некоторых историков относительно того, что большое влияние на русский посольский церемониал оказывал опыт общения Москвы с Великим княжеством Литовским. Ведь обмен послами между ними был довольно интенсивным в XI–XIII вв. Видимо, именно в ходе общения с литовскими дипломатами происходила наработка тех навыков, которые затем Кремль ввел в норму своей церемониальной практики. Литовские же протокольные обычаи мало чем отличались от общепринятых в Западной Европе5.

К послам государей, равных по положению с великим князем, применялся принцип равенства отношений. Любые нарушения церемониальных правил иностранным двором в отношении московского посла рассматривались в Москве, как попытка умалить достоинство русского государя.

С послом монарха, допустившего такое обращение с московским посланником, Кремль расплачивался “той же монетой”.

К середине XVII в. порядок, в котором рассматривались иностранные послы по степени значимости их монархов для московского двора, был примерно следующим:

1. Германский император

2. Король Швеции

3. Король Польши

4. Король Англии

5. Король Дании

6. Генеральные штаты соединенных Нидерландов

7. Король Франции

8. Король Испании

9. Король Португалии

10. Турецкий султан

11. Индийский хан

12. Персидский шах

13. Крымский хан

14. Калмыкский хан

15. Татарский хан и др.

В силу данных инструкций русские послы с упорством отстаивали свои права и честь, как представители московского государя, и были неумолимы в деле соблюдения подобающего этикета, добиваясь своего, иногда после продолжительнейших пререканий предпочитая совсем прервать сношения, чем поступиться честью царя.

При Петре I еще какое-то время продолжали действовать посольские обычаи боярской Руси, хотя и подвергавшиеся уже определенной ломке, заметной и в одежде придворных, и в поведении самого царя в отношении зарубежных послов. Это выражалось, в частности, в более простой, присущей только Петру, форме общения с иностранцами, которые, как представляется, были для него более понятными, чем собственные московские бояре, придворная кремлевская челядь и стрельцы.

Однако этот период сочетания нового и старого в посольской практике удивительным образом совпал с жизнью молодого царя в Москве. Со строительством Петербурга и переездом туда двора можно смело говорить о кончине традиционного посольского обычая периода боярской Руси.

В то же время, приведение в норму, создание писаного свода правил, регламентирующего новый церемониал приема иностранных послов относится только к 1744 г. Эта работа была осуществлена по велению императрицы Елизаветы.

С этого времени можно, вероятно, и вести отсчет современному дипломатическому протоколу России6.

После февральской революции 1917 года и отречения Николая II от престола прекратило свое существование Министерство Двора, являвшееся основным законодателем норм посольского протокола и придворного этикета (после изъятия из МИД церемониальной части).

Вопросы протокола вновь перешли в ведение Министерства иностранных дел, но самостоятельное подразделение в его структуре появилось только в начале 20-х годов прошлого столетия. Единственной же “протокольной” акцией Временного правительства было издание списка аккредитованных в то время в Петрограде глав иностранных дипломатических миссий.

Продолжалась Первая мировая война, грянула Октябрьская революция, а за ней и война гражданская. Рушилась сложившаяся веками Российская империя, а вместе с ней и вся сформировавшаяся к тому времени и в значительной степени кодифицированная протокольная практика.

История Протокольной службы Министерства иностранных дел в XX столетии ведет свое начало с 1922 года, когда была создана отдельная Протокольная часть, которая вскоре была преобразована в Протокольный отдел НКИД СССР. До этого протокольными делами занимался один из сотрудников Секретариата нового внешнеполитического ведомства.

К концу 1921 года в Москве, куда в 1918 году перенесли столицу, было аккредитовано 15 официальных дипломатических миссий, большая часть которых, правда, представляла новые государственные образования, возникшие на территории бывшей Российской империи. В первом Положении о Народном комиссариате по иностранным делам указывалось, что “ведение учетом дипломатического корпуса иностранных представительств” входит в обязанности Секретариата НКИД. Курировал вопросы протокола заместитель наркома М. М. Литвинов7.


  1. ^

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной вежливости. Она имеет собственные богатые традиции и глубинные исторические корни. Вместе с тем, опираясь на традиции, российский протокол учитывает современные тенденции международного общения, назревшие требования сегодняшнего дня, процессы глобализации и демократизации общественно-политических отношений.

В сентябре 2004 г. Указом Президента РФ утверждены новые положения Государственной протокольной практики Российской Федерации. Соответственно разработанные ранее нормативные акты, регулировавшие протокольный  механизм, утратили силу.

22 сентября 2004 г. Министерство иностранных дел циркулярной нотой Департамента государственного протокола официально довело до сведения аккредитованных в Москве Посольств и Представительств Международных организаций новый текст “Основных протокольных положений”.

Таким образом, российский дипломатический протокол официально заформализован и получил новую правовую основу, учитывающую как назревшие в стране изменения, так и современные тенденции международного сотрудничества. В действующую протокольную практику внесены достаточно существенные коррективы, затрагивающие, прежде всего проведение визитов на высшем и высоком уровне и степень участия в них официальных должностных лиц.

Более четко обозначены критерии, определяющие характер и церемониальную сторону мероприятий, связанных с приемом в нашей стране высоких иностранных гостей. Вид визита в каждом отдельном случае определяется по взаимной договоренности сторон, исходя из критерия политической целесообразности.

Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в программу визита и их церемониал. На основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики решаются вопросы обеспечения безопасности, размещения, питания, транспортного и других видов обслуживания в ходе проведения визитов.

 Новые основные положения российской государственной протокольной практики, введенные в действие Указом Президента РФ, подразделяют визиты на высшем и высоком уровне по характеру приема на следующие виды: государственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визиты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты.


    1. ^

Высшей категорией визита в Российскую Федерацию является государственный визит, формат которого  предусмотрен только для глав иностранных государств. Государственный визит является высшим видом визитов в Россию глав иностранных государств. С точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусматриваемых протоколом Российской Федерации, церемониальных почестей и уровня участия официальных лиц он является наиболее полным. Глава иностранного государства может посетить нашу страну с госвизитом только один раз за время непрерывного исполнения своих властных полномочий.

Официальный визит  является высшим видом визита в Россию глав правительств и министров иностранных дел. Для глав государств он второй по статусу.

Под рабочим визитом подразумевается прибытие государственных деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений и на другие подобные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации.

Неофициальный (частный) визит — приезд в Россию государственных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на экономических форумах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны.

Протокольная практика предусматривает также визит проездом. О виде и характере предстоящего визита стороны договариваются заранее по дипломатическим каналам. Протокольные нормы, регулирующие визиты высших государственных должностных лиц лежат в основе протокола деловых встреч и контактов в рамках международно-экономического сотрудничества.


    1. ^

После принятия принципиального решения о приеме зарубежной делегации и согласования сроков определяется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости от уровня, характера и формата запланированного визита. После согласования всех вопросов начинается работа по подготовке программы пребывания делегации. Над программой работают так называемые подготовительная и передовая группы вместе с посольством в стране пребывания.

Направление подготовительных и передовых групп в страну предстоящего визита высокого гостя — одна из норм международной протокольной практики. В состав таких групп входят представители служб протокола, безопасности, связи, информации и медицины. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и собственного посольства выполняет следующие задачи: детальная проработка проекта программы; осмотр объектов, посещение которых предусмотрено программой;  проведение встреч по интересам с представителями соответствующих служб; обсуждение всего спектра организационно-технических и хозяйственных вопросов, включая размещение в резиденции, гостиницах, предоставление транспорта; определение финансовых условий проведения визита.

Большое внимание при подготовке визитов уделяется протоколу размещения гостя. Российская протокольная практика предусматривает возможность предоставления гостю резиденции в Кремле. Однако это может быть сделано только в том случае, если речь идет о главе государства, а визит носит государственный или официальный характер, а также главе правительства, прибывающего с официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации.

После  окончательной  проработки  программы  визита  готовятся необходимые справочные и пояснительные материалы, схемы встречи проводов делегации, рассадки участников переговоров и официальных протокольных мероприятий (обеда или завтрака), церемонии возложения венка, а также планы размещения гостей с адресами, телефонами и номерами закрепленных автомашин.

Программа визитов глав государств и глав правительств включает в себя следующие основные элементы:


  • официальная церемония встречи (проводов) в  аэропорту,

  • размещение,

  • переговоры, беседы,

  • подписание документов возложение венка,

  • протокольное мероприятие (обед или завтрак),

  • возможная поездка по стране.

В программе может быть также предусмотрен ряд других мероприятий и встреч, включая представителей СМИ. Насыщенность мероприятий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уровень участия официальных лиц определяется исходя из основных положений международной протокольной практики, причем в строгом соответствии с видом того или иного визита.

Новый текст основных положений российской протокольной практики детально расписывает все мероприятия по приему глав иностранных государств в Российской Федерации с момента прибытия высокого гостя. Достаточно четко определяется уровень официальных встречающих лиц и церемониальная сторона визита.

Как при государственном, так и при официальном визите глав государств в аэропорту во время встречи гостя предусматривается воинская церемония: выстраивается почетный караул трех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вывешиваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и России. При официальных визитах глав правительств также проводится воинская церемония, но во встрече гостя участвует почетный караул только одного вида Вооруженных Сил. При рабочих  и  других видах визитов проведение  воинских  церемоний  не предусматривается.

Протокольная практика определяет и церемониал других мероприятий в ходе визитов (церемония встречи в Кремле, возложение венка, подписание итоговых документов, встречи с представителями средств массовой информации, порядок  сопровождения гостя и др.).

Протокольные правила, закрепленные в новом тексте Основных положений государственной российской протокольной практики составляют основу работы протокольных подразделении как главы государства, главы правительства, Министерства иностранных дел, так и министерств и ведомств, осуществляющих международно-экономические связи, а также крупных финансово-экономических корпораций. Они определяют проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных делегаций, требуют единообразного подхода к основным положениям международного   протокола.

Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его деловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранной делегации в соответствии требованиями протокола обычно является руководитель соответствующего уровня. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь форс-мажорными обстоятельствами. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены беседы один на один. Важное место занимает подписание  совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания документов. Для этих целей используются представительские кабинеты или специально подготовленные помещения.

Официальные лица, участвующие в переговорах и других мероприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и вида того или иного визита протокол достаточно четко определяет уровень сопровождения гостя.

В рамках государственных или официальных визитов глав государств, а также официальных визитов глав правительств и министров иностранных дел зарубежных стран российская протокольная практика предусматривает церемонию возложения венков.

Важным элементом программы любого визита является официальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемые в честь гостя принимающей стороной. В ходе визитов глав государств для этого используются парадные залы Большого Кремлевского Дворца. Протокольные мероприятия в честь глав правительств устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, а в честь министров иностранных дел — в представительском особняке МИД России. При проведении протокольных мероприятий предусматривается обмен речами или краткими тостами.

На официальное протокольное мероприятие приглашаются, как правило, официальные лица, принимающие участие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отношение к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются так же с супругами.

В соответствии с протоколом Российской Федерации, пребывание иностранной делегации в Москве при государственном визите не превышает, как правило, трех-четырех дней, а при официальном визите — двух-трех дней. В случае пожелания гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки).

Протокольной   практикой   предусматривается   вручение   гостю   памятных подарков.  Практика международно-экономического сотрудничества также предусматривает обмен деловыми подарками. В своем большинстве протокольные и деловые подарки имеют по преимуществу сувенирный характер. При этом учитывается опыт протокольной практики большинства стран, где введены стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов  является   предметом  предварительной договоренности сторон.


  1. ^

После распада Советского Союза в одном из первых указов Президента России в декабре 1991 г., касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации.

В начале 1992 года протокольное подразделение  при Президенте, созданное в 1990 году, было реорганизовано в Службу протокола Администрации Президента, которая в 1995 году преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации.  В ходе административной реформы в 2004 г. в результате слияния двух структурных подразделений администрации создано протокольно-организационное управление, куратором которого является Руководитель протокола Президента Российской Федерации.

В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола имеются в аппарате Правительства России, в ряде центральных органов федеральной власти, а также в субъектах Российской Федерации.

В системе российской дипломатической   службы   вопросами протокола занимается Департамент государственного протокола, являющийся структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны. Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами.

В задачи Департамента входит:

— защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;

— контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях  1961  года и соответствующих  положений  российского законодательства;

— разработка предложений и осуществление мероприятий протокольной и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;

— контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;

— подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации,    аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;

— подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней   политики   страны   среди   аккредитованных   в   России дипломатических представительств.

По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Департамент взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД  по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.
Высококвалифицированный кадровый состав Департамента позволяет ежегодно обеспечить проведение сотен дипломатических визитов на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел, различного рода приемов, обедов и других протокольных мероприятий.

Протокольные  подразделения  или  организационные  структуры, занимающиеся вопросами протокола, созданы в настоящее время не только в министерствах и ведомствах, занимающихся международно-экономическим сотрудничеством, но также в крупных российских компаниях, выходящих на внешний рынок.

В современном мире трудно устанавливать и поддерживать тесные деловые отношения в сфере экономики, бизнеса и финансов, не соблюдая общепринятых правил делового общения, в основу которых положены нормы дипломатического протокола.

Опыт сотрудничества с представителями зарубежного делового мира, от руководителей крупнейших корпораций и банков до владельцев средних предприятий и фирм показывает, что подавляющее большинство их весьма внимательно и даже щепетильно относятся к соблюдению протокольных норм и формальностей, требуя того же и от своих российских партнеров. Успех деловых контактов в международно-экономической области отнюдь не в последней степени зависит от того, насколько точно, тонко и тактично соблюдаются все принятые в международном общении «правила игры».

Нарушение норм протокола и деловой этики может не   только   повредить   успешному международно-экономическому сотрудничеству, но и нанести ущерб государственным интересам.

В конечном счете, протокол — это строгое соблюдение определенных обязанностей, пусть порой и чисто формального свойства. В то же время — это и учет национальных особенностей,  традиций и обычаев иностранного партнера, как гласит известная пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие получили дальнейшее развитие. Они затрагивают весь спектр межгосударственных отношений, в том числе сферу экономического сотрудничества. Ежегодно в России принимают более ста иностранных делегаций на   уровне глав государств,  правительств и министров иностранных дел.  Интенсивно  осуществляются  зарубежные  визиты российского руководства. Важное место в программе таких визитов занимают встречи с представителями деловых кругов.

По данным на 1 января 2005 года Российская Федерация имеет дипломатические отношения со 186 государствами. В Москве аккредитованы главы 154 дипломатических представительств, находятся посольства 140 стран. В свою очередь Россия имеет дипломатические представительства в 142 странах.

Для успешной реализации внешней политики Российская Федерация ведет работу в совершенствовании дипломатического протокола, в основу которого соблюдение общепринятых правил представлений и знакомств, организации визитов делегаций иностранных деловых партнеров, протокола деловых встреч и переговоров, дипломатических и сугубо деловых приемов, деловой переписки, словом всего того, что входит в понятие «культура делового общения». В ее основе —  формирование таких правил поведения, которые способствуют установлению деловых контактов, взаимопониманию в процессе общения, поддержанию безупречной деловой репутации.

Соблюдение правил и норм дипломатического протокола в различных формах международно-экономического сотрудничества призвано создать благоприятную атмосферу в ходе любой деловой встречи, что всегда благотворно сказывается на ее результатах.

За всем этим — опыт и анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, а порой нервы и здоровье. Уровень нагрузки сотрудников протокольных служб иногда запредельный. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает.

Основные  положения государственной протокольной практики Российской Федерации позволяют обеспечить единообразное применение нормативно-правового законодательства в ходе любых международных контактов, в том числе в сфере международно-экономического сотрудничества.

^


  1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет / А. Ф. Борунков. – М. : Интерпракс, 1993. – 320 с.

  2. Лядов П. Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2003. – № 2.

  3. Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол // http://www.govvrn.ru/wps/wcm/

  4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Пер с нем. А.С.Ловягина. Смоленск: Русич, – 2003. – С. 26, 131.

  5. Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

  6. Юзефович Л.А. Из истории посольского обычая конца XIV – начала XVII веков (Столовый церемониал Московского Двора). Исторические записки. Т. 98. М.: Наука, 1977. С. 335.

Скачать файл (121.5 kb.)


gendocs.ru

Деловой протокол и этикет — ИГСУ РАНХиГС

Цель освоения дисциплины:
  • Сформировать компетенцию в области освоении основ дипломатического протокола и этикета.
План курса:

Основные темы дисциплины:

  • Роль дипломатического протокола в международном общении. Нормативно-правовая основа дипломатического протокола. Протокольная служба Российской Федерации. Практические вопросы дипломатического протокола. Установление дипломатических отношений, назначение руководителей дипломатических загранучреждений.
  • Дипломатический корпус. Дуайен. Протокольное старшинство. Дипломатические иммунитеты и привилегии. Протокол и церемониал вручения верительных грамот в России и зарубежных странах.
  • Правила международной вежливости. Этикет государственных символов в международной практике. Дипломатические приемы (виды и формы).
  • Особенности международного (дипломатического) протокола в международных организациях. Организационно-протокольная практика проведения международных мероприятий (генеральные ассамблеи, конференции, форумы и т.д.).
  • Организация государственных и официальных визитов (на высшем, высоком и рабочем уровнях). Церемониал государственных визитов. Протокольная практика проведения официальных переговоров.
  • Национальные особенности дипломатического протокола и делового этикета зарубежных стран (Европы, Азии, Латинской Америки, Африки).
  • Протокольные вопросы диппротокола с учетом конфессионального фактора. Практика  взаимодействия дипучреждений с представителями различных конфессий.
  • Регионы России в международной протокольной практике. Международное сотрудничество российских регионов и протокольные аспекты.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
  • Формы текущего контроля успеваемости: опрос, тест.
  • Форма промежуточной аттестации, отражающая формирование компетенции на уровне данной дисциплине: зачет.

igsu.ranepa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *