Распределение выпускников вузов – Куда вуз пошлет – Огонек № 15 (5511) от 23.04.2018

Содержание

Распределение выпускников вузов не будет обязательным

Информация о трудоустройстве выпускников вузов будет делиться на закрытую и открытую, а Минобрнауки получит данные, которые позволят более точно определять количество бюджетных мест в институтах. Обязательное распределение при этом, как стало известно «Парламентской газете», не планируется.

Данными поделится Пенсионный фонд

Заместитель министра труда и соцзащиты Всеволод Вуколов 29 октября заявил, что в ведомстве с января запустят сервис, позволяющий следить за трудоустройством студентов после их выпуска. «По каждому будем смотреть, что с ним происходит через год, через два, через три», — сообщил он на «круглом столе» в рамках чемпионата WorldSkills Hi-Tech.

Новая система объединит и сопоставит различные информационные системы. К примеру, из Федерального реестра документов об образовании будет формироваться выгрузка сведений об образовании гражданина — специальность, наименование образовательного учреждения, направление подготовки и так далее, объяснили «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства.

Дальше эти сведения дополнятся материалами системы ПФР о трудоустройстве выпускника — где и кем работает, как долго, сколько зарабатывает. После этого произойдёт деперсонификация имеющихся сведений на общероссийской базе вакансий «Работа в России». Конечный продукт позволит сформировать ряд интегральных показателей. В их перечень, в том числе, будут включены наиболее оплачиваемые профессии, уровень занятости в возрастном и региональном разрезах, рейтинг вузов и сузов, подчеркнули в ведомстве.

Вместе с тем в пресс-службе Минтруда заверили, что обязательное распределение после получения диплома в рамках данного сервиса не рассматривалось.

Сервис будет доступен студентам и родителям лишь частично

Собранную информацию разделят на публичную и закрытую, рассказали в Министерстве труда. Публичную разместят на платформе общероссийской базы вакансий «Работа в России», она будет содержать в себе обезличенные сведения, позволяющие гражданину сформировать представление о состоянии рынка труда и востребованности на нём той или иной специальности. Это, как считают в ведомстве, позволит помочь в трудоустройстве выпускников.

Запуск нового сервиса, по мнению разработчиков, повысит осведомлённость граждан и организаций о текущей ситуации на рынке труда. Кроме того, абитуриенты и работодатели смогут узнать о востребованности конкретных видов квалификации и профессий, зарплатных ожиданиях молодых специалистов. А руководство вузов получит информацию для уточнения работы с выпускниками по их дальнейшему трудоустройству.

71 процент выпускников российских вузов, закончивших учёбу в 2015-2017 годах, нашли работу по профессии.

Закрытая же информация будет формироваться в соответствии с потребностями того или иного органа госвласти. Так, например, Министерство науки и высшего образования сможет получить более точные данные, которые позволят формировать бюджетный приём абитуриентов на различные направления подготовки.

Зачем нужно целевое обучение

В июне 2019 года ВНИИ труда провёл исследование, согласно которому только 71 процент выпускников российских вузов, закончивших учёбу в 2015-2017 годах, нашли работу по профессии. Причём, как отмечается, наименьшие проблемы с трудоустройством испытывают выпускники мединститутов. Однако многие молодые врачи не спешат работать по специальности.

Парламентарии предлагают различные варианты решения проблемы с трудоустройством молодых, в том числе медицинских кадров. «С 2020 года доля целевиков должна быть не ниже 70 процентов, эту планку нужно постоянно повышать, довести её до 90 процентов, а в ординатуре, я полагаю, и до 100 процентов», — отмечала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

С 2019 года вступили в силу поправки в закон об образовании, усиливающие при целевом обучении в вузе ответственность работодателя, самого института и студента. Последний обязан в течение трёх лет после получения диплома отработать по специальности на направившем и оплатившем его обучение по целевому договору предприятии.

«Целевое обучение необходимо, потому что это позволяет заполнить те рабочие места в регионах, где у нас кадровые пустоты, нехватка профильных врачей до 50 процентов в северных территориях. Ещё более сложная проблема стоит со средним медицинским персоналом, более 50 процентов», — рассказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Игорь Морозов.

Он отметил, что данная проблема неоднократно поднималась на научно-экспертном совете при председателе Совета Федерации с участием профильных министерств и ведомств.

По мнению парламентария, студенты, обучающиеся на коммерческой основе, должны иметь возможность сами выбирать место трудоустройства. Для бюджетников необходимо предусмотреть другие правила. «Думаю, должна быть обязательно отработка по своей специальности в регионе, где он получил образование или откуда он приехал», — отметил парламентарий.

К вопросу распределения необходимо подходить осторожно, сказала «Парламентской газете» зампред думского Комитета по образованию Лариса Тутова. «Нужно взвесить все за и против, чтобы не возникли правовые коллизии. — считает она. — Будет ли нарушен принцип свободного перемещения и выбора, когда у работодателей есть возможность подобрать те кадры, которые именно им нужны, а у выпускников — кардинально поменять свою жизнь?»

Целевое обучение необходимо, потому что это позволяет заполнить те рабочие места в регионах, где у нас кадровые пустоты.

Свои решения проблем трудоустройства выпускников есть и у зампреда думского Комитета по образованию 

Любови Духаниной. По её словам, необходимо постоянно проводить практическую подготовку студентов и развивать профориентацию школьников. Это необходимо для того, чтобы «выпускники школы могли более осознанно подходить к выбору профессии», считает она.

www.pnp.ru

распределение выпускников медвузов – крепостное право » Медвестник

«Если бы мы приняли пять лет тому назад распределение выпускников учебных заведений, которые обучаются, подчеркиваю, за государственный счет – и не только тех, которых (по целевому набору. – Ред.) направляют и оплачивают (учебу. – Ред.), – на работу на три-четыре года, как это было, и никто от этого не помер, мы бы быстро, в течение года-двух решили проблему (кадрового дефицита. –

Ред.)», – сказал .

Если предложение будет принято, возникнет конфликт со ст.37 Конституции РФ о свободе труда, отметил управляющий Центром медицинского права . «Кто создает бюджетное финансирование? Население страны через уплату налогов. Поэтому, на мой взгляд, законодательное закрепление выпускников вузов на селе противоречит конституционной норме о свободе труда, даже в общественных интересах», – отметил он.

В то же время эта идея может быть поддержана, исходя из п.3 ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо, в частности в целях защиты здоровья, прав и интересов других лиц. «Решение вопроса может происходить именно в этой плоскости. Сейчас в селах катастрофическая ситуация – работать некому. Если вопрос не решится, государство создаст угрозу здоровью людей, живущих в отдаленных населенных пунктах. Выхода может быть два – распределение или материальное стимулирование специалистов. Такие программы есть, но они недостаточно работают», – сказал старший юрисконсульт «ЮрБюро»

Дмитрий Гаганов.

Председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом «Гефест», врач-невролог Игорь Степанов поддержал инициативу Леонида Рошаля. «Мои родители в свое время работали в селах, поднимали медицину, набирались опыта. Есть такое понятие «школа жизни» – это один из ее этапов. Транспортная доступность многих территорий недостаточна, больницы закрываются, возможно, проблему придется решать таким путем», – сказал он.

Не все коллеги согласны с Игорем Степановым. «На селе не у кого учиться, качество опыта будет ниже, чем у коллег из города. Особенно это касается стоматологии. Даже в моем городе-миллионнике (Красноярск. –

Ред.) качество работ и материалов в частной клинике и в государственной – небо и земля. При этом, трудясь в частной клинике, врач все равно работает на оздоровление нации», – считает стоматолог-терапевт Артем Икаленко. Он сравнивает распределение после вуза с крепостным правом.

«Пункт 3 статьи 43 Конституции РФ гласит: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Конкурс – это вступительные испытания, при чем здесь принудительное распределение? – отмечает Артем Икаленко. – Из врача делают нечеловека, бесправного, который не принадлежит себе».

Бюджетные места есть во всех вузах, но о распределении в немедицинских учреждениях никто не говорит, отмечает врач. «Я против принудительного распределения. В районах, где плохо с инфраструктурой, дорожной сетью, работают федеральные суды общей юрисдикции. У судей достойные условия (вознаграждение) для осуществления профессиональной деятельности, – приводит пример . – У врачей должно быть так же – создание условий за счет интересной экономической составляющей, перспектив. Загонять в принудительном порядке представителей цифрового поколения на село неправильно. Тем более что определенные ограничения у врачей уже есть: чтобы стать специалистом, нужно пройти через первичное звено».

medvestnik.ru

Распределение выпускников вузов — новые крепостные?

Государственная Дума рассмотрит законопроект «О первом рабочем месте», по которому студент обучающийся на бюджетной основе, заключает контракт с государством или организацией, чтобы после окончания обучения работать три года по выбранному направлению.

  Если же молодой специалист не согласится идти работать туда, куда его посылает государство, он должен вернуть средства, потраченные на его обучение.

Вице-премьер Ольга Голодец считает, что в подобном законопроекте нет необходимости и трудоустраивать  выпускников можно другими способами.

Ситуацию комментируют заведующая учебной частью филологического факультета МГУ Анна Архангельская и писатель и публицист, педагог Ирина Лукьянова.

Фото: ria.ru

Распределение выпускников и подзаконные акты крепостного права

Анна Архангельская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ:

Фото Александра Болмасова taday.ru

Идеи Государственной думы в последнее время всё труднее и труднее комментировать.

Предлагаемое возвращение обязательного распределения выпускников вузов на сегодняшний момент вырисовывается слишком туманно, чтобы можно было совсем всерьёз обсуждать его последствия.

Если речь действительно идёт о том, что «государство или организация могут заплатить за обучение студента до момента выпуска, а потом предложить ему работу по профилю в своих структурах» (ключевое слово — могут), то эта форма частично есть и сейчас: это система целевого набора по направлениям организаций, предприятий и т. д. Её постепенное расширение, возможно, и оправдано, но при нескольких существенных оговорках.

  • Во-первых, я не уверена, что сейчас можно массово прогнозировать кадровые потребности на срок от четырёх (бакалавриат) до шести (бакалавриат и магистратура) лет: всё-таки следует помнить, что советская система обязательного распределения существовала в условиях плановой экономики.
  • Во-вторых, следствием попыток ввести законодательные основания для закрепления за выпускником рабочего места вполне могут стать подзаконные акты из эпохи крепостного права, неэффективность которых была, кажется, убедительно доказана на практике уже как минимум лет двести назад.
  • В-третьих, кажется, не совсем правильно, если меры репрессивного (по крайней мере, в финансовом плане) характера будут применяться к тем, кто, например, вдруг возьмётся улучшать демографическую ситуацию в стране сразу по окончании вуза.
  • В-четвёртых, не совсем понятно, как это всё будет соотноситься с вроде бы декларируемыми идеями академической мобильности: ведь эти последние как раз предполагают для студента максимальную свободу перемещения между вузами, возможность продолжать образование за рубежом и т. д.
  • В-пятых, предвижу, какими методами родители начнут «выбивать» своим ненаглядным чадушкам престижные места: люди с богатым воображением могут представить себе в красках.
  • Ну и наконец, в-шестых: почему-то опыт последних месяцев показывает, что даже здравые зёрна в законопроектах последнего времени искажаются настолько, что вред превышает пользу.

Есть ещё один принципиальный момент: пресловутое трудоустройство по профилю полученного образования. Как будет пониматься соответствие профилю — тоже большой вопрос. И не исключаю, что для дипломированного филолога из этого списка будут исключены, например, СМИ (на то есть журналисты), библиотеки и архивы (ибо отдельно существуют библиотекари и архивариусы) и т. д., а останутся только школы, вузы и научные институты РАН. Если, конечно, эти последние (а, впрочем, и все остальные) всё-таки выживут в результате неумеренной активности ливановского ведомства.

Бесплатное образование отменяется?

Ирина Лукьянова, писатель, публицист:

Мне идея снова ввести распределение кажется крайне неудачной. Мало того, что все время сокращается количество бюджетных мест в вузах, что высшее образование уже почти целиком стало платным и неподъемно дорогим для семей, так теперь идет речь о сокращении еще одной степени свободы.

Введение распределения фактически будет означать отмену всякого бесплатного высшего образования, кроме целевого набора.

Мой выпуск был одним из первых выпусков, когда отменили советское распределение, мы трудоустраивались, как могли. Это было страшновато, потому что никаких завидных рабочих мест для свежеиспеченных филологов в 1992 году рынок не предлагал. Многие сами пошли работать в школы, и я в том числе. Казалось бы, распределение может решить вопрос трудоустройства. Но, как правило, все оказывается иначе: выпускникам предлагают самые неинтересные вакансии на рынке труда.

Выпускнику нужно рабочее место, на котором он не умрет с голода, не должен будет бросать семью и уезжать за тридевять земель, где он сможет стать профессионалом. Если такие рабочие места есть, то распределение вообще не нужно, вопрос решается грамотной организацией службы трудоустройства в вузе.

А если распределение принудительное — значит, предлагаемые вакансии такого качества, что человек по доброй воле на такую работу не пойдет. Медикам нашего поколения предлагали завидные вакансии — плохо оборудованный медпункт где-нибудь в Чулымском районе Новосибирской области, где есть один фельдшер, а жить в старом общежитии или деревенском доме с удобствами на улице.

Молодого специалиста, которому еще нужно учиться, набираясь практического опыта у старших коллег, отсылают работать за копейки в глушь, где иногда и учиться не у кого. Вчерашний выпускник попадает, как булгаковский герой «Записок юного врача», в ситуацию, где он, еще ничего не умеющий, сам должен вершить судьбы людей.

Понятно, что не все выпускники-бюджетники начинают работать в той профессии, которой они обучались в вузе. Но если заставить городскую барышню принудительно преподавать в деревенской школе — из нее что, получится нормальный учитель, любящий детей и свое дело?

Кстати, очень интересно, что речь идет в первую очередь об учителях и врачах. Мы как — с выбором профессии выбираем поражение в гражданских правах? Можно еще у учителей и врачей паспорта отбирать, как в сталинское время у колхозников.

А математиков будут принудительно распределять? Куда? А в зарубежную магистратуру можно будет поступать или нет? Здесь столько интересных вопросов появляется — но я боюсь, что ответы на них будут самыми обычными, из привычного диапазона «тащить и не пущать».

Для проблемы плохих вакансий мировой опыт знает множество других решений, куда более грамотных. Принудительно затыкать эти вакансии бесправными выпускниками — это решение глупое и непрофессиональное, как лечить кашель пургеном, как в анекдоте: «теперь стоит у стены и кашлянуть боится».

Если хороших решений нет — честнее было бы объявить: бесплатного высшего образования в России больше нет, только целевое или на коммерческой основе. Чтобы иллюзий не оставалось.

 

www.pravmir.ru

Работа по распределению — Википедия

Работа по распределению — практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения и среднего специального учебного заведения, обязательная на определённый срок как для самого выпускника, так и для работодателя, и гарантирующая занятость молодых специалистов и их социальные гарантии.

В настоящее время практика обязательного распределения применяется в Республике Беларусь для студентов, обучавшихся за счет средств государственного бюджета, где обязательное распределение закреплено в Кодексе об образовании[1]. В Латвии обязательство отработать по распределению три года касается молодых врачей[2].

Распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения) и позже в СССР, где и появляется сам термин «распределение».

Распределение охватывало в СССР всех выпускников высших и средних специальных учебных заведений, гарантировало им рабочие места по окончании образования, которое было общедоступным и бесплатным.

Оно проводилось в последние месяцы обучения — специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств или заявкам самих предприятий в комиссии по распределению, в специалистах данного профиля.

Предприятия могли прислать персональные заявки на распределение выпускников, хорошо зарекомендовавших себя на студенческой практике на этих предприятиях.

В СССР широко практиковалось обучение в вузах по целевому направлению предприятий или регионов, когда абитуриенты зачислялись в вуз вне конкурса при условии положительной сдачи вступительных экзаменов, причем для этого вузы направляли в регионы выездные приемные комиссии, чтобы сократить абитуриентам время на сдачу экзаменов и затраты на транспорт. Зачисленные таким образом студенты распределялись в регионы и на предприятия, которые их командировали.

В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» три года (в РБ срок работы по распределению, как правило, составляет два года[1]), и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.

Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

По закону молодые специалисты имели право на внеочередное получение жилья, что закреплялось в специальной графе направления на работу, выдававшегося вузом: «с жильем» или «без жилья». В случае, если специалист распределялся «с жильем», по приезду его обязаны были обеспечить общежитием, квартирой до подхода очереди или выделить ему пособие на аренду жилья.

Молодые специалисты получали льготы в устройстве детей в детские дошкольные учреждения и так далее и другие социальные гарантии. Уклонение выпускника от работы по распределению в СССР наказывалось. В 1939 году газета «Уральский рабочий» писала о выпускнице Свердловского медицинского института М. Т. Павлик, которая трижды отказалась ехать на работу по распределению, после чего была привлечена к уголовной ответственности по статье 131 Уголовного кодекса[3].

Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы.[источник не указан 523 дня]

Современные дискуссии о распределении[править | править код]

Россия[править | править код]

В сентябре 2011 года Российский профсоюз студентов инициировал общественную дискуссию о восстановлении системы распределения выпускников вузов, особенно тех, кто учился на бюджете, поскольку государство тратит деньги на их обучение, а затем выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства по специальности. Профсоюз считал, что таким образом молодому специалисту будут гарантированы первое рабочее место по полученной специальности и стабильный доход, а государство сможет регулировать рынок труда и занятость, а также возобновление кадров в конкретных отраслях и регионах. Профсоюз также предлагал восстановить существовавшую в СССР систему предоставления жилья молодым специалистам, направляемым в другой регион[4].

В феврале 2019 года правительство Российской Федерации обнародовало перечень специальностей, по которым будет вестись целевое обучение. В список вошло 131 направление бакалавриата, в том числе прикладная математика, информатика, механика и математическое моделирование, информационные системы и технологии, экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, юриспруденция. Также в перечень включено 107 направлений магистратуры, 89 специальностей специалитета. Всего в список включено 500 профессий, по которым выпускники должны будут отработать по распределению или вернуть государству средства, потраченные на их обучение[5].

Латвия[править | править код]

С апреля 2016 года правительство Латвии приняло разработанные Министерством здравоохранения поправки к правилам распределения и финансирования резидентов, обязавшие молодых врачей отработать три года в государственных и муниципальных медицинских учреждениях в регионах за пределами Риги, если они прошли обучение за счет государства.

Правила предусматривают приоритет при приёме в резидентуру претендентов, заключившие соглашение о начале трудовых отношений после окончания резидентуры с самоуправлением или медицинским учреждением в сельских регионах Латвии, практикой семейного врача, Инспекцией здравоохранения или Центром профилактики и контроля заболеваний.

Аналогичная норма была ранее и относится к резидентам, начавшим обучение за государственный счет до 30 августа 2011 года. Она была оспорена в Конституционном суде ЛР в деле № 2011-14-03, по которому суд вынес решение 3 мая 2012 года, указав, что правило о распределении молодых врачей, обучавшихся за счет госбюджета, преследует легитимную цель и соответствует интересам общества, так как в 2009 году, на соответствующем месте работы по окончании обязательного трехлетнего срока продолжило работать 92,5 % специалистов, в 2010 году — 98 %, а в 2011 году — 93 %.[6]

Необходимость принятия таких правил была связана с перекосами в распределении молодых медиков, 62 % из которых работало в Риге[2].

ru.wikipedia.org

Надо ли вводить распределение выпускников вузов ? · Город 812

Проблемой – как трудоустроить выпускников вузов – занялись законодатели в Москве и Петербурге. В Госдуме предлагают использовать советский опыт: обязательное распределение выпускников. А в петербургском Законодательном собрании обсуждают закон о квотировании рабочих мест. Организация, в которой более ста сотрудников, должна выделить 2% должностей для молодых специалистов.

 Система обязательного распределения выпускников действовала в нашей стране все советские годы, и многие считают этот опыт  положительным. Студенты не беспокоились о том, что останутся без работы, удаленные регионы получали более-менее обученных специалистов. Можно ли это возродить, спросили мы у заместитель директора НИУ ВШЭ в Петербурге Валерия Гордина.

– Разве не правильно, чтобы студенты, отучившиеся на бюджете, отрабатывали несколько лет на специальности?

– Когда государство заявляет о том, что, потратив деньги на обучение бакалавров и магистров, оно желало бы получить за эти траты какую-то отдачу, это звучит логично. Конечно, есть много всевозможных благ, за которые нам не приходится расплачиваться ничем, кроме своих налогов. Например, политые и убранные улицы: мы дышим чистым воздухом и не считаем, что кому-то после этого должны.

Высшее образование стоит считать таким общественным благом или нет? Допустим, не стоит, и за него надо платить. Но тогда возникает вопрос: а для работодателя эта система хороша или нет? Вот мне пришлют троих выпускников, которые явно не справляются с работой. Я попрошу заменить, пришлют других еще хуже. Получается, что за непродуманную думскую политику придется расплачиваться не только студентам, но и тем, кто вынужден будет взять их на работу. И чиновнику, ответственному за это распределение, который будет работать по принципу: главное – что ты распределен, а нужен ли ты там – не моя забота. Это вместо того чтобы позволить директору предприятия определить самому, где и как черпать нужные кадры.

Впрочем, непонятно еще, чего хотят наши законодатели: устроить распределение только на госпредприятия или на частные тоже? Если на государственные, то они должны быть государственными на 100 процентов? Или на 51? Или на 25? Допустим, госпредприятиям вместе с выпускниками дадут еще какие-то преференции, тогда  не почувствуют ли частные организации себя в ущемленном положении: ведь они не только платят налоги, но и создают рабочие места, а с ними обошлись неуважительно. Мне кажется, это нежизнеспособный законопроект.

– Может, оформлять молодых специалистов в лизинг: сделал работу – отвалил?

– А что, «лизинг» инженеров – прекрасная вещь, я считаю. Люди все время будут в поиске: где хорошая зарплата? Где какие знания требуются?

Но это же никакой уверенности в завтрашнем дне. Даже ипотеку не взять.

– Вот привыкли же люди к государственному патернализму: страна позаботится, страна защитит. А у кого она есть сейчас, эта стабильность? Для молодого человека без связей ее все равно нет. Все ж понимают, что распределение никогда не коснется должностей в государственном управлении или, скажем, в «Газпроме». К тому же сотрудники корпораций, в том числе государственных, имеют право на оплаченное высшее образование для своих детей – в любом российском вузе. Проблема неукомплектованных рабочих мест – скажем, в сельской школе или больнице – в их непрестижности, а не только в низких зарплатах. Вы же помните, системы стимулирования молодых специалистов были и раньше: освобождали от армии, давали щедрые подъемные. Но проблема осталась.

– А почему многие из выпускников не идут работать по специальности? Если вакансии есть.

– Первое: работодатель требует тех знаний и навыков, которым студента не обучили. Каких-нибудь прикладных операций, выходящих за рамки образовательной программы. Для недавних студентов такое свободное плавание оказывается тяжелым испытанием, и они сдаются. Налицо пробелы в образовании педагогов, журналистов – программы отстают на несколько очень важных лет. То же самое с врачами: современный врач – он еще и наполовину инженер, но в институте этому не научат. Второе: к 22 годам сами выпускники осознают, что хотят заниматься не тем, чему посвятили годы учебы. Вы думаете, это только российская проблема? Да все страны, где бесплатное доступное образование, этим страдают: Финляндия, Германия, Франция.

– Почему забыта практика образовательных кредитов?

– Систему, которую предлагал Сбербанк, мы очень одобряли: ею пользовались 10–15 процентов наших студентов. Напомню, ставка была 7,5 процентов годовых, и в годы обучения студент выплачивал только проценты: тело кредита нужно было оплатить в течение десяти лет после выхода на работу. Родителям студентов, у кого были средства, мы советовали не помогать с выплатами. И правильно: самые ответственные решения принимали как раз те, кто сам платил этот кредит. По понятным причинам: кто как не они были заинтересованы в поиске хорошего работодателя. Жаль, программу заморозили, но, кажется, собираются вернуть.

– Так есть смысл сделать все высшее образование платным, но внедрить разные схемы кредитования? И пусть государство выплачивает кредит за того, кто поехал на Сахалин.

– Некоторые компании, не только государственные, действительно оплачивают обучение школьникам, у которых высокий, но недостаточный балл ЕГЭ. И все-таки правильней назначить на Дальнем Востоке такие зарплаты, чтобы люди туда ехали по доброй воле, а не потому, что их туда распределили. Не надо вешать на государство чей-то кредит, надо чтобы государство платило достойную зарплату, а кредит человек погасит сам. Как бы ни критиковали сейчас само понятие «невидимой руки рынка» – мне кажется, в системе распределения трудовых ресурсов именно она, эта рука, будет играть главную роль. Силовым решением тут ничего не решить, нужны рычаги более тонкие.

Но силовых решений, сабельных ударов, я думаю, и не будет. Такие решения обычно принимают по вопросам, где есть политическая подоплека, а тут ее нет. Работодатель сам заинтересован в молодом пополнении, иначе не было б мастер-классов, тьюторов и т.п. Но воля работодателей первична, и если он хочет набирать людей временно, в лизинг, придется с этим смириться. Неприятное будущее для сотрудников, но мы к нему придем. Возможно, нынешним выпускникам всю жизнь придется лавировать между свободным рынком и патернализмом.

Нина Астафьева

 

Болонский процесс покажется пустяком

Ирина Сизова, доктор социологических наук:

– Распределение не выгодно никому: для организаций это будут неумелые, малоэффективные работники, без мотивации; для выпускников – неинтересная и непрестижная работа. Для всей системы образования это означает, что будут смещаться потоки абитуриентов, понадобится очередная перестройка системы, по сравнению с которой Болонский процесс покажется пустяком.

 

Где кого не хватает

Где в России каких специалистов не хватает, для нас выяснял портал HeadHunter. Анализ соотношения резюме и вакансий показал, что в некоторых регионах ситуация с дефицитом специалистов находится на грани катастрофы.

Чемпионы по числу вакансий, требующих высшего образования, – медики. С бухгалтерами ситуация противоположная: почти все регионы укомплектованы ими лучше, чем надо.  В целом по России бухгалтеров уже в полтора раза больше, чем нужно. Но если в Петербурге и области бухгалтер худо-бедно может найти работу, то в соседних регионах – уже нет, там почти двукратный профицит кадров.

Учителей и преподавателей в целом по России – ровно столько, сколько надо, но распределены они неравномерно. В Петербурге и Москве – переизбыток, на Кавказе – столько, сколько надо. Прочие регионы сидят без учителей, хуже всего ситуация  на Урале и в Сибири.

С медиками провальная ситуация наблюдается по всей России, и положение в столицах ненамного отличается от регионов. По сути, единственный регион, где ситуация выглядит здоровой,  – это Кавказ. В Петербурге тоже ситуация неплохая. А вот в Дальневосточном округе из семи вакансий укомплектована одна.

 

Куда идут студенты

В настоящее время каждый пятый российский студент доучивается по инерции, твердо решив, что работать по специальности он не пойдет. 53% собираются искать работу в соответствии с дипломом. Остальные еще не определились.

Среди тех, кто уже получил диплом, соотношение таково: 40% работают по специальности, 23% – в смежной сфере, остальные – «где как». 45% трудоустроенных специалистов сообщили, что высшее профильное образование не являлось обязательным при приеме на работу. Зато две трети опрошенных заявили, что полученные в вузе знания пригодились им в работе.

Больше всего довольны своей работой айтишники, топ-менеджеры, эйч-ары, экономисты и юристы.

Facebook

Вконтакте

gorod-812.ru

Молодым агрономам после вузов могут предложить распределение

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Парламентарии предлагают вернуть распределение для выпускников некоторых вузов, что позволит не только решить проблему с дефицитом кадров, но и даст возможность молодым специалистам без проблем получить работу по профессии. При этом, по мнению законодателей, вчерашним студентам нужно предоставить материальные стимулы для временного переезда.

Мотивировать к переездам надо жильём и подъёмными

Как считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев, стране необходимо более тщательное распределение специалистов, получивших образование за государственный счёт. «Речь в данном случае идёт о многих профессиях — это медики, педагоги, инженеры, агрономы, ветеринары, зоотехники, сельхозработники», — заявил он «Парламентской газете».

Ранее президент Владимир Путин поручил Правительству при участии Национальной медицинской палаты подготовить предложения по дополнительным требованиям к выпускникам медвузов «об осуществлении ими трудовой деятельности в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в течение определённого срока». Идею вернуться к практике распределения молодых медиков, получивших образование за государственный счёт, глава Национальной медицинской палаты, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль высказал на медиафоруме в Сочи.

«Если бы мы приняли пять лет тому назад распределение выпускников учебных заведений, которые обучаются, подчеркиваю, за государственный счёт — и не только тех, которых (по целевому набору. — Прим. ред.) направляют и оплачивают им учёбу, мы бы быстро, в течение года-двух решили проблему (кадрового дефицита. — Прим. ред.)», — сказал он. В ответ Владимир Путин пообещал обсудить эту идею с Минздравом.

«Предложение вернуться к распределению выпускников — правильное, — уверен Николай Коломейцев. — Однако оно должно сопровождаться мотивированием молодых специалистов. Раньше таким стимулом было получение жилья».

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева отмечает: система распределения будет полезна не только для выпускников медвузов. «Получить первое место работы тяжело и молодым специалистам, получившим другие профессии, — пояснила она «Парламентской газете». — С другой стороны, в наших сёлах, в малых городах не хватает и медиков, и педагогов, и работников, освоивших технические специальности».

При этом, по мнению сенатора, «нельзя просто взять и «оторвать» человека распределением, к примеру, от Москвы или любого регионального центра». «Если отправлять человека куда-то на работу, нужно помочь ему там адаптироваться, — сказала парламентарий. — Стимулировать приток в малые населённые пункты нужно выделением переехавшим специалистам земли, строительством для них домов, выплатой серьёзных подъёмных».

Оптимальный срок распределения, с точки зрения Елены Афанасьевой, — три-пять лет. «За это время человек получить возможность проявить себя, и после — если он не захочет остаться на своей должности — ему могут предложить хорошую работу как в другом субъекте Федерации, так и в региональном центре», — подчеркнула она.

Если отправлять человека куда-то на работу, нужно помочь ему там адаптироваться.

Законопроект об обязательном распределении выпускников бюджетных отделений вузов подготовил и депутат Сергей Вострецов. Согласно документу, сроки обязательной работы отличаются в зависимости от сроков обучения. Так, по замыслу парламентария, бакалавры должны отработать четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами — шесть лет.

Выпускникам вузов помогут найти работу

Сейчас рабочее место выпускнику гарантирует закон о целевом обучении в вузах. Согласно ему, абитуриент приходит в приёмную комиссию не только с результатами ЕГЭ, но и направлением от конкретного предприятия и ведомства. Трёхсторонние обязательства между организацией, вузом и студентом оформляются специальным договором. Как правило, по этому документу предприятие должно предоставить на время обучения студенту определённые меры поддержки (например, оплатить общежитие или назначить стипендию), а после получения диплома — взять молодого специалиста на работу.

Со своей стороны, выпускник обязан устроиться на предложенную вакансию и проработать на заказчика его обучения не менее трёх лет. Отказ от выполнения условий договора чреват серьёзными штрафами для всех участников процесса. Однако данный механизм не позволяет в полной мере решить проблему с дефицитом кадров по ряду специальностей и помочь всем выпускникам вузов с поиском первой работы.

Понимая это, российские сенаторы планируют разработать поправки в законодательство, которые позволят выпускникам вузов работать по специальности, а «не искать работу менеджером в торговых сетях». Такое поручение в ходе пленарного заседания палаты регионов в июне дала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Надо разработать такой законопроект, проработать его тщательно. Чтобы не было в этой сфере перебора, не было фанатизма, чтобы выпускники наших вузов имели возможность работать по специальностям», — отметила она.

Поручением займутся сенаторы из нескольких комитетов во главе с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

www.pnp.ru

Обязательное распределение выпускников вузов может вернуться в Россию

Студентов бюджетных отделений хотят обязать отрабатывать дипломы в органах власти, госкомпаниях, государственных организациях.

Как стало известно «Российской газете», законопроект об этом внесен в Государственную Думу. Если человек учился по программам бакалавриата, то работать придется не менее четырех лет, по программам специалитета — не менее пяти, по программам магистратуры — не менее шести лет. Тем, кто откажется работать на государство, придется возместить бюджету затраты на свое обучение и меры социальной поддержки, полученные в годы студенчества. Довольно много выпускников высших учебных заведений не могут найти работу по своей специальности в течение трех и более лет с момента окончания вуза, объясняет свою законодательную инициативу член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов.
Обязательное распределение выпускников может работать в плановой экономике, но в рыночной — вряд ли

По мнению депутата, особенно неохотно работодатели принимают на работу молодых замужних женщин, не имеющих детей, не желая оплачивать декретный отпуск и больничные по уходу за ребенком. Еще одна проблема, по мнению Вострецова, это адаптация на рынке труда молодых людей, отслуживших после вуза в армии. За период службы они теряют квалификацию и даже уже имеющееся место работы. В то же время в ряде регионов ощущается острый дефицит кадров.

«Люди с высшим образованием не могут найти работу, а школы и больницы, особенно в небольших городах и сельской местности испытывают дефицит кадров. У нас полностью отсутствует планирование спроса и предложения отраслевыми министерствами, — подчеркивает Вострецов. — Никто не учитывает, сколько необходимо выпустить специалистов для каждой отрасли по тем или иным специальностям, чтобы они были обеспечены рабочими местами. Минтруд только сейчас предлагает создать систему наблюдения за трудоустройством выпускников вузов через страховые взносы. Как она будет работать и будет ли работать вообще, никто не знает. Хотя это необходимо было сделать давно».

Депутат уверен, что изменения в закон об образовании позволит «гражданским» министерствам планировать заказ на специалистов так, как сегодня это делают силовые ведомства — минобороны, МЧС, МВД, ФСБ и ФСО. К тому же, как напоминает автор законопроекта, регионы сами постепенно переходят на подобные программы обучения и трудоустройства. Например, в Челябинской области выпускникам предоставляют гарантированные рабочие места с целью удержания кадров в регионе.

«Такая модель будет работать в плановой экономике, что мы и видели на примере системы распределения в Советском Союзе, в рыночной экономике подобная система в чистом виде невозможна, — считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Остапкович. — Она нарушает весь принцип свободного перемещения и выбора, когда у работодателей есть возможность подобрать те кадры, которые именно им нужны, а у выпускников — кардинально поменять свою жизнь. Например, выучился человек на нефтяника и вдруг у него проснулся литературный талант. Зачем ему его рубить на корню?».

К тому же надо помнить, что, отправляя выпускника по распределению, государство будет тратиться на его проживание и так называемые подъемные. В советские времена давали и деньги на обустройство, и служебное жилье, напоминает Остапкович. В то же время эксперт полностью согласен, что необходимо более тщательное соотнесение числа выпускников по тем или иным специальностям с потребностями экономики.
55 процентов выпускников работают не по той специальности, на которую учились в университете

«Россия занимает первое место по уровню специального образования, но взаимосвязи между вузами и производством у нас по-прежнему нет, — добавляет Остапкович. — Поэтому выпускаются специалисты, на которых нет спроса. Среди водителей и продавцов — самых массовых сейчас в России профессий, где заняты по 7 процентов населения, — 40 процентов работников обладают вузовскими дипломами». Такой ситуации больше нет нигде в мире, государство не должно тратить миллиарды на обучение специалистов, которые ни дня потом не отработают в профессии.

nangs.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о