Рынок школ иностранных языков – Вы точно человек?

Содержание

Описание рынка сбыта Школы иностранных языков

Клиентов языковых школ можно сегментировать следующим образом:

  • По цели обращения в языковую школу:

— клиенты, у которых знание языка требует профессия, и от этого зависит карьерный рост;

— клиенты, желающие подтянуть свой уровень знания иностранных языков для более комфортных путешествий за рубеж;

— клиенты, у которых есть потребность в изучении дополнительных языков с целью повышения уровня собственной образованности, желающие не отстать от веяний современного мира;

— клиенты, которым необходимо поднять свой уровень знания иностранных языков для поступления в университет или школу;

— корпоративные клиенты.

  • По требованиям к проведению занятий:

— учащиеся, желающие заниматься в группах (как правило 4-6 человек).

— школьники и студенты, желающие освоить новые языки, помимо тех, что есть в школьной программе или улучшить знания основного языка;

— работающие люди, которых знать иностранный язык обязывает работа, либо обыденный интерес и страсть к путешествиям;

— пенсионеры, привыкшие путешествовать, открывать для себя что-то новое, развиваться.

В процентном соотношении целевая аудитория выглядит примерно следующим образом:

Изучив вашу целевую аудиторию, необходимо определиться, кому именно вы будете оказывать свои услуги. От выбора аудитории зависит направленность вашей школы, спектр предлагаемых языков и маркетинговая политика. Также немаловажным фактором успеха является анализ ваших конкурентов. Как правило, в городах-миллионниках с населением до 4 млн человек открыто 80-100 школ изучения иностранных языков. Необходимо ознакомиться со спектром языков, которые предлагают конкуренты, с ценами на их услуги, уровнем квалификации персонала. После анализа важно выявить то конкурентное преимущество, которое будет выделять вас среди остальных. К таковым можно отнести удобное месторасположение, низкие цены, возможность рассрочки платежа, авторскую методику преподавания, предложение изучения экзотических языков.

www.beboss.ru

На разных языках: как онлайн-школы английского конкурируют с офлайном | Карьера и свой бизнес

На данном этапе можно выделить следующие крупные онлайн-школы изучения английского, а также множество мелких проектов, которые так и не смогли набрать большее количество студентов, потому что не предложили инновационные способы обучения. Например, SkyEng и EnglishDom разработали собственные экосистемы для обучения и пошли по модели стартапа. Englex привлекает студентов из собственного популярного блога. Engoo сконцентрировались на азиатском рынке студентов, сократив длительность занятий. Wrabbit предоставили большее количество языков для изучения.

Согласно данным открытых источников, суммарная численность студентов в ведущих онлайн-школах английского на сегодня составляет 20 000 человек. Порядка 80% — это жители Москвы и Петербурга, остальные относятся к другим регионам России и странам СНГ. Это объясняется тем, что в столице проживает большое количество людей с динамичным темпом жизни и работы, которые хотят избежать пробок и ценят свои деньги.

Почему офлайн все еще доминирует

На данный момент, согласно рейтингу сайта Enguide, только в Москве доступно более 300 офлайн-школ английского языка. Среди них известная English First, которая в 2014 году смогла обучить около 70 000 людей в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи — эта цифра в 3,5 раза превышает суммарное количество студентов, изучающих английский через онлайн-школы России и СНГ. По другим данным, в 2016 году в одной лишь Москве около 200 000 человек обучались английскому офлайн. Показатель в десять раз превышает суммарного количества студентов онлайн-школ английского. Перевес в сторону традиционного способа изучения языка обусловлено несколькими причинами.

  • Консервативное мышление преподавателей. Даже несмотря на то, что многие современные решения позволяют освободить до 50% их времени на проверку домашнего задания, ведение журнала и так далее.
  • Проблема оцифровки обучения в России. В октябре 2016 года, марте и июне 2017 года были сделаны попытки в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Но пока они не смогли продвинуться далеко.
  • Низкий уровень компьютерной грамотности. Большое количество студентов все еще обладают низкой компьютерной грамотностью, и такой же скоростью восприятия инноваций
  • Качество интернета в России. По данным GFK, лишь 70,4% населения в возрасте от 16 лет имеют доступ к интернету. Это также является препятствием для онлайн-обучения, сужая географию студентов до городов с наиболее развитой коммуникацией.
  • Доминирование поколения X над Y и Z. В России последние составляют 9,7% и 16% соответственно против 45%-ной доли поколения X. Это значит, что есть огромное количество людей, для которых важен формат именно живого общения. Таким людям все еще не понятен принцип геймификации, как серьезный инструмент вовлечения студентов.
  • Поиск формата. Одной из ведущих моделей онлайн-обучения считается «перевернутый класс», когда студент перед уроком может ознакомиться с теорией, а в процессе обучения задает лишь ключевые вопросы. Но, несмотря на свою популярность, даже эта модель все еще считается малоэффективной.

Почему онлайн-рынок имеет высокий потенциал

Согласно исследованию J`son&Partners Consulting, онлайн-рынок образования России прирастает на 5% ежегодно. Предпосылок для роста много, особенно если учесть высокий потенциал развития технологий. Венчурные фонды, бизнес-ангелы и крупные инвесторы проявляют интерес к рынку образовательных услуг. Недавний пример — компания Mail Group купила IT-портал Geekbrains.

Также в ближайшее время стоит ожидать использование VR и AR для изучения иностранных языков. Они помогут студенту не просто изучать английский, но и полностью погрузиться в языковую среду и иностранную культуру. Уже сейчас можно изучить специфическое произношение и сленг афроамериканцев, виртуально присутствуя на историческом событии — протесте чернокожих жителей Америки против агрессии со стороны полиции. Популярность будут обретать и интерактивные способы работы с контентом — игры и истории в стиле TellTale (студент читает рассказ, выбирая варианты дальнейшего развития событий, взаимодействует с текстом посредством мобильного устройства).

Использование искусственного интеллекта в образовательных целях также стимулирует рост рынка онлайн-курсов, хотя заменить живого преподавателя пока невозможно. Шаги в этом направлении есть: переход к электронным системам учета посещаемости, обучение по электронным учебникам под руководством преподавателя. Вполне закономерным выглядит следующий этап — обучение по электронным ресурсам под присмотром специально разработанного бота-куратора.

Big data помогает максимально персонализировать способы обучения, подбирая наиболее подходящий контент с учетом статистики пользователя, и чем дольше студент потребляет такой контент, тем выше становится его качество. Также у онлайн-обучения, благодаря статистике и Big Data, есть возможность предлагать узко сегментированные курсы и программы обучения для определенных групп студентов и когорт пользователей.

Еще один вектор развития — повышение роли видео и мобильного контента, к которому так привыкли современные пользователи соцсетей. То есть студенту достаточно будет маленькой порции контента для одной сессии изучения, но эффективность этой сессии будет расти. В таком случае на рынке останутся только школы, способные максимально долго генерировать качественный контент для обучения.

Важным этапом развития любой онлайн-школы станет формирование мощного сообщества, где студенты создают группы по интересам, становиятся менторами и наставниками для остальных, активно участвуя в социальной жизни уже в онлайн-формате. В следствие этого эмоциональный опыт учащихся становится гораздо более ценен.

www.forbes.ru

рынок школ английского языка ждет рост


«Английский язык – это рабочий инструмент, который должен быть доступен каждому», – заявила в интервью министр просвещения РФ Ольга Васильева. Со словами министра трудно не согласиться.

Английский – язык общения

Английский язык – общепризнанный язык общения. Это не только язык путешествий и туризма. Это язык компьютера и интернета. Язык инструкций к бытовой технике и компьютерным программам. Английский – это язык переговоров. 90% международных телефонных разговоров ведется на английском; три из четырех электронных писем, отправляемых в мире, написаны на нем.

Если еще 10-15 лет назад основной мотивацией изучения языка у российских школьников была возможность в будущем трудоустроиться в международную компанию с высокой зарплатой и/или уехать за рубеж, то сейчас даже пятилетки понимают, что в некоторых играх на планшете без английского никак.

Что касается трудоустройства, то все чаще компании предпочитают приглашать сотрудников с достойным знанием языка. Так, по данным hh.ru, 87% компаний проверяют знания иностранного языка на собеседовании: беседуют, предлагают текст для перевода и тест на грамматику. При этом 15% компаний не готовы снижать требования к знанию иностранного языка, даже если кандидат подходит, а 8% — готовы, но с понижением зарплаты.

Без сомнения, английский стал международным языком в экономике, медицине, высоких технологиях, электронике, космической технике, дипломатии и молодежной культуре. Ведение бизнеса в международном масштабе немыслимо без знания этого языка.


ЕГЭ по английскому языку

Понимая это, уже в 2020 году Министерство просвещения РФ запускает пилотный проект сдачи иностранного языка. В девятнадцати регионах РФ выпускники 11 классов будут сдавать ЕГЭ по английскому. А в 2022 году такой экзамен будут сдавать все одиннадцатиклассники. Сегодня это делают только те дети, которые выбрали экзамен по английскому самостоятельно и усиленно готовятся к его сдаче.

Как детям подготовиться к такому экзамену, когда до сих пор программа даже в английских спецшколах не дает полноценные знания? А уж что говорить об общеобразовательных школах, где учителя открытым текстом говорят, что и рады бы дать больше, но «программа ознакомительная, цель – познакомить детей с языком, привить интерес, на остальное времени нет».

Что такое ЕГЭ по английскому? Это проверка четырех составляющих знания языка: говорения, аудирования, письма и чтения. Ребенок должен владеть этими навыками в равной степени хорошо.

В нынешней школьной программе совершенно точно есть пробелы в письме: не каждый школьник напишет по-английски необходимое для ЕГЭ эссе на заданную тему. Такая же проблема с говорением: языковой барьер у многих школьников зашкаливает. Грамотное понимание речи на слух – тоже большая проблема для детей, которые не находились в языковой среде, у кого не было опыта общения с англоговорящими людьми. Успеет ли школа перестроиться за оставшиеся 2 года? Что делать родителям и детям?


Репетиторы, спецшколы, курсы английского

Выход – репетиторы, спецшколы, курсы английского. Для полноценного освоения языка нужна грамотная методика, правильная мотивация детей к изучению языка, продуманная система оценки результатов и последовательная работа над повышением языкового уровня и устранением языкового барьера.

Международная Языковая школа вот уже 15 лет обучает детей не просто говорить, писать, читать и слушать по-английски, но в первую очередь думать на английском языке. Чем раньше ребенок вливается в дружную семью ILS, тем легче ему освоить навык мышления на языке. Это обусловлено и физиологией детского мозга, и этапами психологического развития личности.

Но в каком бы возрасте ребенок не начал обучаться в ILS, для него будет подобран подходящий курс и разработана программа по решению стоящей перед ребенком задачи. Будь то желание «подтянуть английский», сдать ЕГЭ или поступить в иностранный вуз.

Нет сомнений, что рынок школ английского языка в ближайшие годы ждет сильный рост. Франшиза Международной Языковой школы ILS – это отличная возможность занять свое место на этом рынке и закрепиться на долгие годы. Уникальная методика, маркетинговая и академическая поддержка, система мотивации, исключающая текучку кадров, наличие корпоративной CRM – все это залог вашего и нашего успеха!

topfranchise.ru

Опрос аудитории языковых школ Москвы

Администрация SchoolRate, 26.02.2013 18:33

Как известно, любой бизнес начинается с клиента. Аналитический портал Schoolrate представляет исследование рынка потребителей услуги дополнительного образования в сфере иностранных языков в рамках столицы.

Как известно, любой бизнес начинается с клиента. Аналитический портал SchoolRate представляет исследование рынка потребителей услуги дополнительного образования в сфере иностранных языков в рамках столицы.
Исследование проведено среди 4000 респондентов – жителей Москвы и Московской области в возрасте от 18 до 60 лет.

Объективные параметры исследования:

  • Пол
  • Возраст
  • Вовлечённость
  • Покупательская способность
  • Потребность
  • Доверие

ПОЛ:

Согласно статистике в 2012 году услугами языковых школ интересовалось 53% населения Москвы в возрасте от 18 до 60 лет. Из них женский пол представляет 60.81%, а мужской — 39.19%.

ВОЗРАСТ:

По возрастным категориям заинтересованная аудитория разделилась следующим образом

  • От 25 до 34 лет – 65.3%
  • От 18 до 24 лет — 21.7%
  • От 35 до 44 лет – 7.1%
  • Старше 45 лет – 5.9%

Если более детально рассмотреть половозрастную структуру, то главный потенциальный клиент языковых школ – девушка в возрасте от 24 до 34 лет. Таковых среди общего количества заинтересованных оказалось 38.8%.
На втором месте в рамках критерия «активность поиска услуг дополнительного языкового образования» обосновались мужчины в возрасте от 24 до 34 лет – 25.3%
Замыкают тройку целевых групп леди в возрасте от 18 до 24 лет, и занимают 12.6% пирога потенциального рынка.
Прочие половозрастные категории заняли менее 10 процентов, согласно исследованию.
Ниже представлено соотношение внутри отдельно группы женщин и группы мужчин.

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

Абсолютное большинство респондентов считают личную беседу наиболее доступным способом получения необходимой информации о курсах.
Тем не менее, повторная оценка информации происходит в 82% случаев путём посещения сайта школы.
Пытливость граждан ограничивается либо 1 страницей (для 51% посетителей), и, как ни странно, только 19.3% посетителей сайтов добираются до второй страницы сайта курсов.
По статистике, самое активное время посещения интернет-ресурсов, связанных с изучением английского языка, приходится на период с 12:00 до 14:00

ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

В течение последних 5 лет сознательность москвичей трудового возраста значительно выросла.
При условии высокого качества услуги преподавателя максимальные затраты за 1 занятие, на которые готовы пойти москвичи, следующие:
В 2012 году 44% опрошенных, заинтересованных в дополнительном обучении, признали справедливой цену за занятие с индивидуальным преподавателем в размере от 1000р. до 1500р.
33.3% согласились бы заплатить за качественное занятие индивидуально от 700р. до 1000р.
При этом длительность занятия слабо влияла на готовность единовременно расстаться с той или иной суммой.
18% считают 600р. справедливой ценой за 2 академических часа индивидуального занятия.

ПОТРЕБНОСТЬ:

31.8% хотят практики.
По их собственному мнению, эти люди уже владеют достаточными навыками коммуникации на английском и ищут среду, где они смогут практиковать эти навыки. Эксперты, однако, утверждают, что человек не в состоянии объективно оценить уровень своих навыков и выбирает практику из-за собственной лени и нежелания трудиться над изучением языка. Зачастую русский человек значительно переоценивает свои способности. К примеру, гости из ближнего зарубежья тоже «говорят» на русском языке, однако носитель русского языка будет испытывать значительные трудности в общении, и, возможно, станет такого общения избегать вовсе.

22.7% ничего не знают.
Значительное количество респондентов считают, что их пусть даже незначительные знания и навыки могут быть приравнены к нулевым. Соответственно, люди ищут возможность начать всё с «чистого листа».

18.2% нуждаются в грамматике.
Третья группа выделила своей главной потребностью корректировку и разъяснение грамматических правил английского языка, поскольку коммуникативными навыками они, как считают, уже обладают.

Среди ответов на вопрос о мотивации также часто звучали такие аргументы, как необходимость освоить профессиональную лексику, проблемы с произношением, необходимость объясняться в отелях и других публичных местах за границей, а также желание улучшить уже существующий уровень владения языком.

ДОВЕРИЕ РЕСУРСАМ

36% — звонок другу
Доверие личным рекомендациям знакомых объединило 36% москвичей, пытающихся разобраться в многообразии предложений рынка дополнительного образования.
24% — к нежадным
Немного меньшее количество людей не станут доверять никакой описательной информации и просто выберут школу, которая может предложить более приемлемую цену за занятия.
16% — за рубеж!
16% доверяют и верят лишь в зарубежное образование или, в крайнем случае, занятия с носителем языка.

SchoolRate.ru

www.schoolrate.ru

Описание бизнеса Школы иностранных языков

Перед открытием школы иностранных языков необходимо определиться, будете ли вы ученикам выдавать документы, подтверждающие прохождение того или иного курса в вашей школе. Если вы решили осуществлять индивидуальную преподавательскую деятельность, то вам не понадобится лицензия, но в таком случае вы не сможете выдавать ученикам документы государственного образца об окончании обучения. Этот вариант проще в плане регистрации фирмы и подойдет для обучения взрослых людей, для которых важны не бумаги, доказывающие получение образования, а реальный уровень знаний. Если вы хотите осуществлять выдачу подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании.

Целевая аудитория языковых школ зависит от направленности вашей школы. Если вы готовы предоставлять услуги как детям дошкольного возраста, так и активным пенсионерам, то возраст ваших клиентов будет варьироваться от 3 до 60 лет. Так как услуги языковых школ не относятся к разряду дешёвых, то посетители, как правило, имеют доход средний и выше среднего.

Прежде чем открыть школу английского или иного языка, следует определиться, какие будут преподаваться языки, а также какая будет аудитория курсов — взрослые или дети. Самым востребованным языком является английский, затем идут немецкий и французский, следом итальянский и испанский. При возможности следует организовать курсы по более редким языкам — китайский, японский или иной экзотический язык. В определенных случаях они пользуются большой популярностью и станут фишкой вашего проекта, отличающей вас от остальных.

Среди основных направлений обучения в вашей школе могут присутствовать:

  • подготовка к международному тестированию;
  • тестирование по системам TOEFL, CALE, GMAT, IELTS;
  • экспресс-обучение свободному владению разговорной речью.

Средняя продолжительность курса по изучению иностранного языка — 4-8 месяцев, что соответствует 64-128 академическим часам. После прохождения курса учащиеся сдают тест и получают документ, свидетельствующий о получении определенного количества знаний. Набор в группы осуществляется 2-3 раза в месяц по английскому языку и 1-2 раза в месяц по остальным языкам. Основной поток учеников приходится на вечерние группы (с 17:00-21:00), наиболее низкая посещаемость отмечается днём, так как в это время многие находятся на работе или учёбе. Каждая группа учащихся состоит из 4-6 человек. Важно, чтобы количество учеников было чётным, так как в процессе обучения приходится часто работать парами для получения большей результативности. Пример размещения групп и расписание языковой школы в будний день при наличии двух классов выглядит следующим образом:

Время

Класс А

Класс Б

08:00-09:30

Английский

09:30-11:00

Английский

16:15-17:45

Французский

18:00-19:30

Английский

Французский

19:45-21:15

Английский

Испанский

Предполагается, что группы будут набираться в следующих форматах:

  • вечерние группы;
  • утренние группы;
  • дневные группы;
  • группы выходного дня.

Данный бизнес обладает сезонностью: как правило, поток посетителей в летние месяцы снижается, а в сентябре возобновляется. Режим работы языковых школ: ежедневно с 08:00 часов до 21:00 часов, так как есть необходимость в сборе как утренних, так и вечерних групп.

www.beboss.ru

ШКОЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ БИЗНЕСА

Несмотря на развитие и доступность онлайн сервисов типа Google Translate, интерес к изучению иностранных языков не только не уменьшается, но движется в прямо противоположном направлении.

С одной стороны, этому способствует развитие рынка труда. Знание иностранных языков уже сейчас повышает шансы кандидата на трудоустройство и, по прогнозам экспертов, сохранит за собой позиции одного из самых востребованных навыков в будущем.

С другой стороны, намерение Министерства образования ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку с 2022 года, обяжет подрастающие поколения изучить язык хотя бы на уровне, достаточном для сдачи экзамена.

На этом фоне школа иностранных языков представляется многим заманчивым бизнесом. Но так ли все легко? С какими подводными камнями придется столкнуться в процессе? Давайте попробуем разобраться.

Целевая аудитория

Первое, с чего стоит начинать разработку концепции школы, с определения целевой аудитории. Кто ваши ученики? Это дети младшего возраста и школьники? Или вы планируете обучать иностранным языкам взрослых?

Если ваш инвестиционный капитал на открытие школы ограничен, лучше максимально сузить аудиторию, выбрав, к примеру, только одну категорию учащихся. Так вы сможете более эффективно настроить образовательный процесс, запустить рекламу и привлечь потенциальных учеников в школу.

А уже потом можно будет постепенно наращивать мощности, расширять предложение и выходить в новые сегменты целевых аудиторий.

“Я открывала свою первую онлайн школу русского языка как иностранного Russificate в 2012 году. В то время было много иностранцев, которые хотели учить русский язык. Со временем поток резко сократился в связи с конкуренцией со стороны открывшихся школ и частных преподавателей, а также в связи с политико-экономической ситуацией в мире.

Мне кажется, что лучше работать с клиентами со всего мира и с разными языками, тогда возможности значительно расширяются. Именно на это я рассчитывала, открывая свою вторую школу Language Life. В ней можно изучать более 50-и языков с профессиональными педагогами.

И, наконец, неплохо работают школы, рассчитанные на конкретные узкие ниши. Например, наша третья школа Russificate Kids связана с преподаванием русского языка и других предметов двуязычным детям, живущим за границей», — рассказывает Юлия Амлинская, руководитель онлайн-школ Russificate, Language Life и Russificate Kids.

Источник иллюстрации: pixabay.com

Выбираем формат: онлайн или офлайн

Вам также необходимо ответить на вопрос, будет ли это обычая школа или, все-таки, виртуальная. По прогнозам экспертов, рынок онлайн образования развивается стремительно, а вот офлайн формат удобен уже, увы, не всем. К тому же, среди офлайн школ конкуренция на порядок выше.

Тем не менее, оба типа школ продолжают существовать на рынке и привлекают свою аудиторию.

Для офлайн школы потребуется помещение с возможностью организации учебных классов. Если вы планируете обучать детскую аудиторию, необходимо предусмотреть также «зал ожидания» для родителей и сопровождающих лиц. Они точно будут толпиться у вас в приемной, ожидая окончания занятий и собственных чад.

Со взрослой аудиторией такое пространство обычно не требуется. Достаточно уютной зоны ресепшн с несколькими посадочными местами для тех, кто пришел на занятие заранее. Взрослые, как правило, более ограничены во времени и приходят либо строго к началу, либо, увы, опаздывают.

Для онлайн школы необходимо определиться с тем, как технически будет выстраиваться процесс преподавания. Будете ли вы использовать уже имеющиеся сервисы типа Skype или Zoom, или займетесь разработкой собственной учебной платформы?

«В офлайн школах есть ограничения, связанные с площадью помещения, которое так или иначе лимитирует количество обучающихся. Локация для продвижения в офлайне также будет играть важную роль. Онлайн бизнес лишен этих забот. А любой избыток спроса решается дополнительным наймом преподавателей.

Однако и в офлайне есть определенные плюсы. Первый из них — это спокойствие родителей, если говорить о несовершеннолетних студентах. В школе формируется эмоционально безопасная атмосфера. У ребенка появляется место, в котором он развивается, растет, сюда ему хочется возвращаться. Это выход за пределы онлайн пространства в реальную жизнь. Здесь человек общается с новыми людьми, приобретает опыт очной коммуникации. Опять же стать частью общественной жизни города могут только офлайн школы.

Но, с другой стороны, никто не запрещает в одном бизнесе совмещать оба направления — с открытием школы иностранных языков развивать образовательные программы в онлайн пространстве»,- комментирует Наталья Кузнецова, директор и владелица центра иностранных языков «Хиллз».

Преподавательский состав

Если вы планируете нанимать преподавателей иностранного языка, вам потребуется оформить лицензию на образовательную деятельность.

А далее отладить процесс поиска и отбора кадров. Для этого нужен методист, владеющий иностранным языком, который будет преподавать новый сотрудник, и разбирающийся в методиках преподавания. Иначе оценить квалификацию очередного кандидата достаточно проблематично.

Обычный тест для кандидата в преподаватели иностранного языка состоит из следующих частей: собеседование на языке, тест по грамматике, демо урок (либо фрагмент урока). Это — если вам нужно выбрать действительно стоящих специалистов.

Часто школы (для повышения собственного статуса) приглашают носителей языка на работу. Однако нужно помнить, что далеко не все носители языка являются классными преподавателями и могут достойно преподавать на разных уровнях. Конечно, это «средняя температура по больнице». При желании, найти нужного человека всегда можно.

Не обольщайтесь, носителя тоже надо тестировать и слушать. Там один только акцент чего может стоить.

Помимо списка кандидатов, которых вы готовы пригласить на работу, хорошо заготовить еще и резервный список. В него войдут те, кто успешно прошел собеседование, но пока не может сотрудничать с вами в силу разных причин (нет для него/нее нагрузки пока, не совпадаете по графикам и т.д.).

Рынок иностранных языков достаточно гибкий. Здесь все время что-то — расписание, загрузка преподавателей и классов – меняется.

Резервный список сэкономит вам время и усилия, когда нужно будет срочно найти замену заболевшему преподавателю или тому, с кем вы вдруг решите расстаться.

«При наборе сотрудников на первый план выходят профессионализм и педагогический талант, то есть способность делиться знаниями, быть в контакте с учениками. Нанимать стоит только тех людей, с которыми будет комфортно работать. У каждого степень комфорта разная: одни ценят прагматиков, другие выбирают более душевное общение. В этом вопросе следует ориентироваться только на собственные ощущения», — рекомендует Наталья Кузнецова.

 

Оплата труда преподавателей

Зарплата преподавателю складывается из разных параметров. Это может быть средняя ставка по рынку плюс надбавка за квалификацию преподавателя. Чем выше и уникальнее последняя, тем дороже вам могут обойтись услуги преподавателя.

Зарплата преподавателя может рассчитываться, исходя из вашего бюджета на эту деятельность. Немалую роль в этом вопросе играют ваши амбиции по монетизации деятельности школы.

«Мы выбрали для себя медленное развитие бизнеса на основе потока клиентов, так как брать высокую комиссию с преподавателей нам кажется неэтичным, несправедливым и неправильным в отношении мотивации», — делится Юлия Амлинская.

Источник иллюстрации: pixabay.com

Количество групп и расписание занятий

Расписание занятий напрямую зависит от вашей целевой аудитории. Так, если ваша школа предназначена для взрослых, занятия в вечернее время и по выходным привлекут максимальное количество учащихся. А вот в утренние и дневные часы классы могут пустовать.

Количество групп зависит от набора. А набор, в свою очередь, от успешности вашей рекламной кампании.

Наталья Кузнецова: «Безусловно, одним из основных инструментов привлечения служит интернет в самом широком понимании. Это и seo-продвижение, чтобы оказаться в первых строчках поисковиков, регулярное наполнение страниц в социальных сетях, общение с учениками и потенциальными клиентами.

Хорошо работают сайты-купонаторы с точки зрения привлечения новых посетителей на сайт. То есть с финансовой стороны ожидать потока клиентов от работы с купонаторами не стоит, а вот поднять сайт на несколько пунктов в поиске вполне реально.

Работают партнерские программы — с торговыми и бизнес-центрами, интеграция с городскими мероприятиями, имеет смысл уделять внимание аудитории, которая приходит вместе с педагогами, важно позаботиться о наружной рекламе, продумать фасад, который будет привлекать.

Не советовала бы тратить ресурсы и средства на размещение на подъездных щитах, массовое распространение полиграфии через почтовые ящики и прочее».

 

Подводным камнем может стать еще и количество учащихся в группе. Для владельца школы выгоднее комплектовать группы более плотно – человек по 10-12. Так и классы школы задействуются более эффективно, затраты на преподавателей ниже, а прибыль, соответственно, выше.

И хотя такое количество человек в группе кажется вполне адекватным, сами учащиеся могут посчитать это существенным недостатком – язык «в толпе» учится сложно, увы. Особенно во взрослой аудитории.

 

Методика преподавания и учебный материал

Вы выберете мульти- или моно языковой подход для вашей школы? Что значит, в вашей школе будут преподаваться несколько иностранных языков или только один? В чем будет заключаться особенность вашей школы?

«В первую очередь перед открытием школы стоит определиться, что называется, с идеологией бизнеса. Необходимо сформулировать ценности, понять, какими конкретно знаниями и в каком формате будем делиться:

-готовим к экзаменам;

-учим общаться;

-даем серьезную лингвистическую базу;

-делаем ставку на живое общение с носителями языка из разных стран, а все остальное добавляем опционально», — считает Наталья Кузнецова

Что касается методики, то это подводный камень еще тот, как для школы, так и для желающих овладеть языком.

Зачастую фокус на какой-то конкретной методике – это дань моде. Не более того. Ибо приходят на вывеску школы, на раскрученную методику, на отзывы, а уходят от конкретного преподавателя.

Отсюда вывод: лучше больше внимания уделить подбору профессиональных кадров, владеющих разными методиками преподавания, а не раскручивать школу в привязке к конкретной методике.

В обучении иностранным языкам индивидуальный подход, умение делиться накопленными знаниями играет куда более важную роль, чем название методики.

 

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!

lingvovisor.ru

Обзор рынка негосударственных языковых школ и курсов / Технологии Роста

19.12.2008

Обзор составлен по материалам инициативного маркетингового исследования «Рынок коммерческого изучения иностранных языков в России. Структура, игроки, ассортимент услуг, динамика цен, целевая аудитория», проведенного компанией «Технологии Роста» в 2008 году.

В декабре 2010 года исследование столичного рынка языковых школ и курсов было обновлено и долополнено новыми разделами.

Рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков начал формироваться в России одним из первых. Фактически, даже в советские времена существовали и вели успешную бизнес-деятельность курсы по платному изучению иностранных языков.

Большинство из них были «прикреплены» к государственным ВУЗам или учреждениям. Например, хорошо были известны курсы при  Дипломатическом корпусе МИДа, Высшие курсы иностранных языков при Министерстве торговли, курсы Мосгороно, государственные курсы № 10 (на Старом Арбате), № 2 (возле Киевского вокзала), которые входили в московскую систему образования. Стандартный курс обучения  включал в себя 4 семестра по 4,5 месяца, совершенствование языка шло дополнительным курсом.

С 90-х годов прошлого века «советские» заведения с многолетней историей стали активно теснить коммерческие школы и курсы новых форматов, предлагающие современные, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, или оригинальные авторские методики обучения языкам. Однако накопленный опыт, сильный преподавательский состав и отработанные методики преподавания, позволили всем старым школам тоже остаться «на плаву».

Оригинальные локальные школы

Как показывают результаты исследования, проведенные компанией «Технологии Роста» в 2008 году, самое большое и повсеместное распространение в России получили оригинальные локальные заведения, имеющие один офис для занятий со слушателями.

Школа Китайгородской является старейшей авторской школой России, она  работает в Москве с 1989 года. Школа как была, так и осталась уникальным образовательным учреждением, хотя  были неоднократные попытки организации школ с обучением по одной методике.

Курсы при МИД работают в Москве с начала 90-х годов.

Центр VERA в Санкт-Петербурге принял первых слушателей в 1992 году, масштабирования успешного опыта в виде открытия филиалов нет.

Курсы в Нижнем Новгороде Language Peak продолжают работать в формате локальной школы с 1993 года.

Екатеринбургская Фьюче Фест работает с 1997 года в аналогичном формате.

Клубный формат

Среди локальных школ и курсов в России неплохо зарекомендовал себя так называемый клубный формат. Обучение в клубах является далеко не самой главной задачей студентов, основное внимание уделяется живому общению на самые разные темы. Пока школы-клубы, скорее, единичные явления.

У клубной системы много преимуществ. Во-первых, есть возможность продать встречи на грядущие полгода, обеспечив себя «живыми» деньгами и гарантировать посещаемость. Во-вторых, можно предлагать участникам массу дополнительных услуг и на этом зарабатывать. Например, создать видеотеку, организовывать выездные мероприятия за границу и т. д.

Клуб иностранных языков  Franglais успешно проводит обучение  в Москве по нескольким языкам.

Однако большая часть заведений клубного типа вообще не предполагает уроков. Среди таких заведений в Москве Moscow english conversation club, New english communication club,  Английский разговорный  клуб Edelways.com, Московский международный клуб общения, The Moscow Free Speakers club.

В Санкт-Петербурге таких заведений пока меньше: English communication club, клуб Джереми,   клуб Orange Language centre,  клуб Hubble-Bubble.

Тенденция к появлению клубных форматов заметна и в регионах. В Нижнем Новгороде действует Нижегородский Английский клуб.

Городские сети

В начале 90-х в крупных городах  — миллионниках начинают активно развиваться городские сети, работающие под одной торговой маркой.

В 1992 году в Челябинске открывается Английский клуб, до сих пор успешно работающий в городе как городская сеть курсов иняз.

Курсы Лингвист вышли на просторы отечественного коммерческого образования в 1993 году, и  за 15 лет покрыли густой сетью своих филиалов всю территорию Москвы.

По такому же пути пошли курсы English Lingua Centre, стартовавшие в Москве с 1994 году, а сейчас имеющие более двух десятков филиалов в столице.

У Terra School — 4 филиала в Санкт-Петербурге.

В 1997 году открылась первая школа Big Ben, сегодня насчитывающая 9 филиалов в Москве.

Региональные сети

Межрегиональные отечественные проекты, переносящие свой опыт обучения из региона в регион, — гораздо более редкое явление в РФ. Тем более, что им часто приходится конкурировать с мощными международными сетями, которые, кроме опыта и хорошо отработанной методической базы, могут противопоставить российским коллегам стабильное инвестирование, мощную рекламную поддержку, и лоббирование интересов сети среди компаний-соотечественниц.

Среди «старейших» межрегиональных сетей — школы Шехтера, сейчас насчитывающие более 90 школ, работающих по одноименной методике. Однако следует отметить, что эти заведения не являются филиалами или даже представительствами одноименной школы. Учитывая форму организации учебного процесса и хозяйственного взаимодействия между региональными школами, их скорее можно отнести к франчайзи.

Курсы МосИнЯз  при Московском институте иностранных языков в Москве начали работу в 1991 году, и достаточно скоро открыли свои филиалы на базе родственных ВУЗов во многих регионах.

В 1995 году Tom’s House начал работу в Москве, а с 2002 года открыл свое представительство в Санкт-Петербурге.

Школа Active English вышла на российский региональный рынок в  2004 году.

Особого внимания заслуживает молодой и весьма динамично развивающийся межрегиональный проект YES. Первая школа под таким названием начала работать в 2002 году в Екатеринбурге. Затем филиалы школы открылись в Челябинске и Москве. В конце 2008 года общее количество YES в этих городах, а также Тюмени, Уфе,  Новосибирске, Перми, Казани, Набережных Челнах составило 31 филиал. И сеть не собирается останавливаться на достигнутом, в планах — расширение зоны охвата в регионах.

Международные сети

Впервые международные сетевые школы, имеющие огромный опыт обучения слушателей во всем мире, появились в России в начале  и середине 90-х годов. В настоящее время они занимают существенную долю российского рынка коммерческого изучения иностранных языков.

ВКС-International House  вышла на наш рынок в 1990 году, через 4 года, в 1994 г., свое представительство в  Москве открыла Language Link, школы сети English First появились в 1995 году.

Примерно в это же время открылась первая отечественная школа, работающая по методике Дениса Рунова, которая затем стала «прародительницей» российского межрегионального сетевого формата, работающего под брендом Denis’ School. Постепенно школа «захватила» аудиторию соседних государств, а затем распространила свое влияние  и на европейские страны.

Через некоторое время пути создателя методики и организаторов школы разошлись, и в 2002 году возникла сеть с созвучным названием Runov School, которая вскоре переросла в сетевой межрегиональный, а затем и международный формат.

Следует отметить, что развитие международных сетевых проектов, особенно с иностранными корнями, идет в России очень быстрыми темпами.

Дистанционное обучение иностранным языкам занимает свою нишу потребительского спроса. Однако в рамках данного исследования дистанционные курсы рассматривались только в качестве дополнительных, а не как самостоятельные заведения.

Методики преподавания языков

В России в настоящее время насчитывается около 20-ти различных методик преподавания иностранных языков, по которым идут платные занятия на курсах и в школах иняз. 60%методик так или иначе можно отнести к разновидностям популярной сейчас коммуникативной методики. Каждая методика имеет немало плюсов и минусов, ограничивающих ее применение.

Например, «эмоционально-смысловой» метод Игоря Шехтера не подходит для детей до 16 лет. До основных грамматических правил студент должен «дойти» самостоятельно, а на уроках выражать свои мысли в рамках гипотетических ситуаций.

Когнитивно-мотивационный метод Дениса Рунова тоже не может быть использован при обучении детей и младших подростков, так как требует уже достаточно развитого мышления студента.

Метод Галины Китайгородской, называемый методом «активизации резервных возможностей личности и коллектива», предусматривает только групповое обучение. Кроме того, он не пригоден для слушателей, начинающих обучение иностранному «с нуля», необходимо иметь хотя бы пассивное знание языка.

Методика Михаила Шестова Supreme Learning, напротив, может быть использована только при индивидуальном обучении.

Метод Владислава Милашевича, позволяющий овладеть грамматической структурой языка в очень сжатые сроки, разработан только для русскоговорящих студентов, уже изучавших выбранный язык хотя бы в школе.

Основой метода 25-го кадра является подсознательное восприятие информации в виде пар слов на русском и английском языках. Однако подобный вариант простого запоминания значения слов, не может помочь заговорить.

Потребительский спрос и объем рынка

Главной причиной удачного сосуществования школ  разных форматов на российском, и, в частности, на московском рынке, стал постоянно растущий потребительский спрос на услуги платного обучения иностранным языкам и расширение целевой аудитории слушателей за счет новых сегментов.

К сожалению, не только  программы общеобразовательных школ России, но и высших учебных заведений неязыкового профиля, не дают возможности выпускникам свободно общаться на иностранном языке.

Российская система языковой подготовки до сих пор не отвечает современным требованиям. По  европейскому стандарту,  за 240 — 300 часов аудиторных занятий  достигается «пороговый» уровень владения иностранным языком, которого достаточно для практического использования язык в бытовых ситуациях.

В наших средних школах на изучение английского или немецкого уходит по 300-500 часов, программа неязыкового вуза включает еще в среднем около 300 часов. В теории, выпускники российских ВУЗов должны мастерски владеть языком, однако  на практике большинство  из них не могут общаться, задавать элементарные вопросы, получать информацию посредством письменной и устной речи.

По высказываниям Марии Бирюковой, директора школы Китайгородской, поток слушателей, приходящих на курсы изучения языка с «0» отнюдь не уменьшился за 20 лет работы школы в Москве. Люди так и не говорят на языке, который в течение многих лет им преподавали сначала в школе, а затем в институте.

Развитие международных связей, выход российского бизнеса на иностранные рынки, активное вливание западных инвестиций в российскую экономику в течение последних 5-ти лет, а также растущая популярность зарубежного туризма, стимулируют потребительский спрос на изучение иностранных языков российских граждан. Повышение уровня жизни отечественного потребителя и стабилизация доходов среднего класса сделали возможным безболезненное выделение части семейного бюджета на оплату обучения иностранным языкам взрослых и детей.

Согласно результатам маркетингового исследования компании «Технологии Роста», объем рынка  платного изучения иностранных языков в негосударственных  и коммерческих учреждениях России в 2008 году составит порядка 24,2 млрд. руб.

Подробнее о текущем состоянии и перспективах рынка коммерческого изучения иностранных языков можно узнать в Отчете по результатам исследования Москвы.

Тамара В. Решетникова, генеральный директор компании «Технологии Роста»

Публикация подготовлена на основе исследования «Рынок коммерческого изучения иностранных языков в России»

www.t-rost.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *