Семинар это форма обучения – Семинар как форма организации учебного занятия

Содержание

Семинар — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семинар в Германии, 2012 год

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.[источник не указан 1606 дней] Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Термин «семинар» появился в XVI веке и происходит от лат. seminare (сеять) или лат. seminarium (саженец, теплица)[1][2]. Термин вновь вошёл в обиход в период идеализма рубежа XVIII—XIX веков, когда студенты воспринимались равноправными членами научной деятельности[3].

Слово «семинар» употребляется часто в следующих значениях:

  • Бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных.
  • Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.
  • Семинары онлайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме веб-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать. Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.
  • Учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин.

ru.wikipedia.org

Лекция, семинар, тренинг отличия и особенности POINT-V.RU

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

  Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция — наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Особенности лекции

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы — слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.
Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Особенности тренинга

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг — специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык — в чем разница и где их получить

Знание — это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание — более системное, обоснованное и глубокое.

Умение — это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык — это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара — вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Успехов!

Андрей Осадчий

Аналитик, консультант, тренер. Помогаю выявлять реальные внутренние проблемы организаций, повышать производительность работы и снижать расходы.

Latest posts by Андрей Осадчий (see all)

Смотрите также

point-v.ru

5.Тема 5 Семинар как форма учебных занятий.

Установка к
занятиям [3, 18, 32].

Значение
семинарских занятий [18].
На
семинарских занятиях необходимо думать,
исследовать, доказывать, дискутировать,
открывать новое. Семинар – это закрепление
и систематизация знаний, полученных в
курсе лекций или через самостоятельное
изучение какой-либо проблемы, темы,
раздела. На семинаре уточняются,
углубляются и расширяются знания,
формируется и закрепляется умение
работать с первоисточником, развивается
психологический лексикон.

На
семинарских занятиях преподаватель
создает условия для развития познавательных
операций, диалогового мышления,
коммуникативной и психологической
культуры, формирует мотивацию изучения
предмета и личностного самоизменения.

Учебные
задачи, разрешаемые в форме семинара
[18].

  • Первоначальное
    ознакомление с той или иной темой или
    проблемой, получение первых знаний;

  • Работа с понятиями,
    расширение и углубление полученных
    знаний;

  • Обобщение
    теоретического материала, перевод
    знаний в умения;

  • Формирование
    умственных операций анализа, синтеза,
    обобщения, классификации и систематизации;

  • Формирование
    диалогового, творческого мышления;

  • Применение
    теоретических знаний на практике.

Задачи
семинарского занятия должны быть понятны
и приняты студентами. Студенты должны
понимать, какое (какие) умение (я) сегодня
отрабатывается. Например:

  • использовать
    научные понятия при ответе на тот или
    иной вопрос по изучаемой теме, при
    анализе той или ситуации;

  • уметь думать
    (анализировать, обобщать), задавать
    вопросы, в том числе проблемные;

  • уметь слушать,
    аргументировать свою точку зрения и
    анализировать точку зрения другого и
    др.

Типичные
ошибки при подготовке и проведении
семинарских занятий [18]
.

  1. Отсутствие ясных,
    конкретных задач семинара;

  2. Вопросно-ответная
    форма, при которой не развивается
    творческое мышление, самостоятельность,
    инициатива.

  3. Дискуссия ради
    дискуссии;

  4. Суперпозиция
    преподавателя;

  5. Монолог преподавателя.

Групповая работа на семинарах [18].
Групповая работа
на семинарах – один из способов реализации
принципов диалогизации, проблематизации
и персонификации на практике. На первый
план выступает взаимоинформирование,
взаимообогащение знаниями и умениями,
взаимоподдержка, взаимопомощь,
взаимопроверка и личностное развитие.

Содержание
и способы работы в группе могут быть
различными. Общее требование к ним –
они должны быть доступны для понимания,
должны будить мыслить, в них должны быть
четко очерчены задачи работы и организована
обратная связь с последующим коллективным
обсуждением и составлением программы-эталона.

Формирование
групп: группы по 5-7 человек (смешанные
или однородные).

Метод
«круглого стола» [3, 18]–
это
тип семинарских занятий, один из способов
реализации гуманистических принципов
в учебном процессе. Можно выделить 3
группы семинаров по методу «круглого
стола».

1
группа – учебные
семинары
:

  • Проблемные семинары.
    Перед изучением каждого раздела
    предлагается обсудить проблемы,
    связанные с содержанием данного раздела.
    Накануне дается задание – отобрать,
    сформулировать проблемы. Эта форма
    проведения семинара помогает выявить
    уровень знаний в данной области и
    сформировать интерес к изучаемому
    разделу.

  • Тематические
    семинары. Накануне дается задание –
    выделить существенные стороны темы,
    проследить их связь с практикой,
    общественной, трудовой и личной жизнью.
    Эта форма проведения семинара помогает
    углубить знания, приложить их к
    практической жизни, сформировать
    личностный смысл теоретических знаний.

  • Ориентационные
    семинары. Их предмет – новые аспекты
    известных тем или способов решения уже
    поставленных проблем и др.

  • Системные семинары.
    Их цель – более глубокое знакомство с
    разными проблемами, к которым имеет
    прямое или косвенное отношение изучаемый
    курс. Семинар раздвигает границы знаний.
    Помогает обнаружить причинно-следственные
    связи явлений, вызывает интерес к
    различным сторонам жизни.

  • Междисциплинарные
    семинары. На семинарское занятие
    выносится тема, которая должна быть
    рассмотрена в различных аспектах. Могут
    быть приглашены специалисты. Семинар
    расширяет кругозор учащихся, осуществляется
    комплексный подход в оценке предмета,
    проблемы, ситуации.

2
группа – учебные
дискуссии
. Дискуссия
– один из интерактивных методов обучения,
применима при любой форме занятий.
Учебная дискуссия – это выяснение того,
кто из студентов и как понимает
практические проблемы с помощью теории.
Она не гарантирует от ошибок и заблуждений
высказывающихся, а делает их наиболее
заметными и потому доступными
аргументированному обсуждению и
исправлению.

В
дискуссии невозможен формальный
словесный отчет о прочитанном, а требуется
высказывание плодов собственных
раздумий, таким образом, она позволяет
максимально активизировать мыслительную
деятельность студентов.

Преподаватель
не должен критиковать высказываемую
точку зрения, не должен мешать спору.
Вопрос преподавателя должен быть обращен
к содержанию только что сказанного в
выступлении («Почему Вы утверждаете,
что…», «Можете ли объяснить сказанное…»).

Использование
этого метода дает возможность разговорить
неактивных студентов. В дискуссии могут
быть использованы ошибочные высказывания,
их можно сделать предметом дискуссии
(«Высказана такая-то мысль. Есть ли на
этот счет другие мнения?).

Общий
порядок проведения семинарских занятий
с дискуссией:

1. Продумывание цели
семинара по данной теме

_________________________

2.Отбор
и формулировка вопросов семинара

|

3. формулирование
основных вопросов семинара

4. Формулировка
дополнительных вопросов для
развертывания обсуждения на семинаре

5.
Формулировка практических заданий
для подготовки студентов к семинару

|

6. Постановка основных
вопросов перед группой

|

7. Слушание выступлений,
вопросов и реплик студентов, постановка
очередного основного и дополнительных
вопросов для обсуждения

|

8. Вмешательство в
ход обсуждения в форме реплик,
замечаний, вопросов, поправок,
дополнений и разъяснений

|

9. Подведение итогов
семинара и постановка задач на будущее

|

10. Оценка степени
достижения цели

11. Выводы на будущее
(для изучения очередной темы)

Более
подробная схема этих элементов
семинарского занятия
см.: «Структурно-логическая
схема действий преподавателя по
управлению дискуссией»
[3, С.141-142].

М.В.
Попова дает ряд рекомендаций при
использовании дискуссионных методов
на уроках психологии в школе (см.: [32]).

3
группа – учебные
встречи за круглым столом.

Встречи со специалистами разных областей:
учеными, практическими психологами,
воспитателями, психиатрами и др.

Индивидуальные
практикумы (И.П.) в системе семинарских
занятий [18]
.

И.П. –
самостоятельная аудиторная и внеаудиторная
работа студентов по заданию преподавателя.
Практикумы – это своеобразные упражнения,
направленные на отработку различных
навыков, закрепление практических
знаний. Существует большое разнообразие
практикумов.

Аудиторные
И.П.

  • Программированные.
    Студент получает описание ситуации и
    перечень готовых альтернативных
    решений. Его задача – проанализировать
    ситуацию и выбрать вариант, который не
    противоречит избранной концепции.

  • Исследовательские.
    Студент должен изучить ситуацию,
    разработать анкету для изучения мнений
    группы по данной проблеме, провести
    эту анкету, изучить полученный материал
    и выступить с сообщением.

  • Поисковые. Студент
    получает описание ситуации и два
    альтернативных варианта ее решения.
    Его задача – изучить каждый вариант,
    выделить и записать его достоинства и
    недостатки, выбрать наиболее оптимальный
    вариант.

  • Творческие. Студент
    должен описать какую-либо конкретную
    ситуацию, выделить ее причины и сделать
    прогноз.

  • Прогностические.
    Студент должен разработать «идеальную
    модель будущего». Это не фантазирование,
    а построение в воображении относительно
    реальных картин будущего. Задание дает
    возможность оценить глубину знаний,
    конструктивность мышления, способность
    творчески относиться к привычным фактам
    и явлениям действительности и т.д.

  • Аналитические. За
    30-40 минут студент выполняет письменную
    работу критического содержания на
    определенную тему.

Результаты
И.П. можно использовать для коллективного
обсуждения на семинаре.

Внеаудиторные
И.П.

  • Выполнить письменную
    работу по заданию преподавателя:
    реферирование литературы по теме;
    описание результатов целевого наблюдения
    по проблеме; разработка проекта решения
    каких- либо задач.

  • Целевое наблюдение
    с последующим описанием и анализом.

  • Учебно-практическая
    работа: изготовление каких-либо таблиц,
    моделей, пособий; оценка коммуникативных
    способностей членов коллектива в
    критических ситуациях; организация
    каких-либо эпизодических занятий с
    учащимися младших классов.

Результаты
В.И.П. оформляются в виде письменных
отчетов с необходимыми приложениями.
Они могут быть связаны с темой общего
группового занятия.

Книга
на семинаре [18, 32]
.

На
семинаре можно использовать мемуарную,
художественную, научно-популярную
литературу и научные первоисточники.
Перед началом работы с литературой
ставится задача – определить, что взято
каждым учащимся из подобранной литературы
лично для себя, для самоизменения,
самопознания, самосовершенствования.

С
помощью мемуарной литературы учащиеся
получают сведения о разработчике той
или иной проблемы. Это вызывает интерес,
знания становятся ближе.

С
помощью художественной литературы
учащиеся развивают умение применять
полученные знания при анализе прочитанного.

М.В.
Попова предлагает метод обучения
школьников – метод чтения вслух. Этот
метод используется как:

  • один из приемов
    интроспективного анализа, когда материал
    используется как конкретный способ
    обращения к себе;

  • прием в методе
    передачи знаний, когда содержание в
    тексте несет непосредственное знание
    о психологических явлениях;

  • прием в проблемном
    обучении для постановки задачи;

  • непосредственная
    иллюстрация феномена;

  • в качестве
    проективной диагностической процедуры;

  • для коррекционной
    работы.

Семинар
№ 4 Семинар как форма учебных занятий
(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика
    и функции учебного семинара. Учебные
    задачи, разрешаемые в форме семинара.
    Место семинарских занятий при преподавании
    психологических курсов.

  2. Проектирование
    сценария семинара как учебная задача
    в курсе методики преподавания психологии.

  3. Методика организации
    и управления учебной дискуссией.

Литература: 1, 3,
18, 25.

Вопросы для
самоконтроля:

Обязательно ли в
психологических курсах должны быть
семинары? Каково место семинарских
занятий при преподавании психологических
курсов? Каких задач нельзя решить в
рамках семинарских занятий?

Какие учебные
занятия являются для Вас наиболее
продуктивными: лекции, семинары,
практические? Объясните с приведением
примеров из собственного опыта.

Как методически
правильно составить план семинарского
занятия?

Как развернуть на
занятии дискуссию? Какие трудности
могут возникнуть при этом? Как регулировать
время семинара-дискуссии? Что может
сделать преподаватель, если речь
выступающего студента отходит в сторону
от поставленного вопроса или декларативна
(бездоказательна, описательна, «книжна»),
не содержит собственных размышлений
студента? Как быть, если студент
высказывает явно ошибочную точку зрения?
Как разговорить неактивных студентов?
Ознакомьтесь со структурно-логической
схемой действий преподавателя по
управлению дискуссией [3, С.141-142], продумайте
свои действия в соответствии с ней.

Задания для
индивидуального практикума.

  1. Изучите
    мнение группы о том, какая форма учебных
    занятий является для них наиболее
    продуктивной. Сделайте выводы.

  2. Опишите
    какой-нибудь запомнившийся семинар.
    Проанализируйте его достоинства и
    недостатки.

  3. Разработайте
    свою «идеальную модель» семинара.

Практическое
занятие № 4 Проектирование сценария
семинарского занятия (2 часа)

Установка к практическому занятию.

Методическая
разработка семинарского занятия.

I. Тема
занятия.

1. Выбор
темы и ее обоснование. Определение места
темы в программе курса.

  1. Цель занятия.

  2. Задачи (познавательные,
    воспитательные, методические).

  3. Литература.
    Обоснование отбора рекомендуемой
    литературы с учетом объема чтения,
    сложности текстов.

  1. Форма организации
    семинара.

  1. Аудитория (характер
    и уровень подготовленности слушателей).

  2. Обоснование выбора
    формы семинара (вопросно-ответная,
    развернутая беседа на основе плана,
    доклады с взаимным рецензированием,
    обсуждение письменных рефератов с
    элементами дискуссии, групповая
    дискуссия, учебно-ролевая игра и др.).

  3. Распределение
    ролей участников обсуждения, требования
    к докладам, рефератам, форме и характеру
    обсуждения темы.

  1. Содержание семинара.

  1. План семинара.

Отбор
и формулировка вопросов семинара.

  1. Программа содержания
    занятия.

Формулировка
дополнительных вопросов для развертывания
обсуждения на семинаре. Формулировка
практических заданий для подготовки
студентов к семинару.

Выделение
вопросов, которые предполагают групповые
формы обсуждения.

  1. Резюме обсуждения
    темы на семинарском занятии.

Ход занятия.

Защита планов-конспектов
семинарских занятий.

studfile.net

коротко о главном, Формы обучения – “Навигатор Образования”

Что общего между тренингом и семинаром, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Симбиоз (сочетание) учебных форм дает возможность достичь максимальной эффективности от обучения. Они дополняют друг друга и позволяют устранить недостатки образовательного процесса. Особенно, если вы выбрали такие формы обучения, как тренинг и семинар, благодаря которым становится реальным создание оптимальных условий для взаимообучения, научного исследования и самосовершенствования.

Что общего между этими формами обучения, и чем они отличаются друг от друга? Возможно ли их совмещение, и в каких случаях их лучшего всего выбирать? Об этом, а также о многом другом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Что такое семинар?

Семинар представляет собой учебно-практические занятия, участники которых обсуждают опубликованные или прочтенные ранее рефераты, сообщения или доклады, написанные по результатам научных исследований. Основная задача семинара – закрепление обсуждаемого материала и формирование навыков профессионального общения.

Данная форма обучения позволяет открыто высказывать свои взгляды, выслушивать оппонентов и аргументировано отстаивать свое мнение. Образовательный процесс семинара построен в виде облегченного варианта лекции, которая в любой момент может прерваться на дискуссии со слушателями.


Что такое тренинг?

Тренинг – форма активного обучения, направленная не столько на развитие знаний и социальных установок, сколько на приобретение практических умений и навыков. Это своего рода тренировка, в ходе которой обучающиеся получают новые знания и имеют возможность «отрепетировать» их применение под руководством преподавателя. Благодаря практической модели обучения участники тренинга намного лучше усваивают информацию. Ведь человек гораздо лучше запоминает то, что сделал сам, чем то, что он услышал.

Чем отличается семинар от тренинга?

Главное отличие заключается в том, что на семинаре основное внимание уделяется теории, а на тренинге – приобретению практических навыков. Кроме того, существует еще целый ряд различий, которые мы собрали в одной таблице:


Однако имеются у этих форм обучения и общие черты. А именно – и семинар, и тренинг преследуют одни и те же цели и задачи:

  • ознакомление с идеологией и технологией обсуждаемого предмета;
  • анализ ключевых техник;
  • усвоение знаний и формирование практических навыков;
  • формирование личностных целей и задач;
  • развитие умения работать в группе.

Сфера применения семинаров и тренингов


Семинар активно используют в контексте посттренинга. Исследования показали, что до 85% полученной на тренинге информации постепенно забывается и на практике человек использует только до 20%. И часто дело не в качестве тренинга, а в том насколько он был нужен человеку, насколько оправдал его ожидания. Чтобы избежать такой ситуации, организаторы тренингов часто проводят посттренинги (в том числе и в форме семинара).

Также тренинги часто организовываются как структурный элемент семинара. Цель – максимально эффективно соединить в одно целое педагогический потенциал обеих форм обучения. Это возможность гармонично соединить теорию с практикой в реальном времени.

Например, на финансовом семинаре будет уместно провести тренинг командообразования. Он поможет объяснить важность взаимопомощи и дружеский связей в коллективе, сформировать умение организовывать команду и успешно руководить ею, достигать высокий результатов благодаря эффективному взаимодействию. Таким образом, участник семинара-тренинга не только получит и проанализирует теорию командной работы, но и увидит, как эти знания реализовать на практике, на следующий же рабочий день.

Наиболее популярные виды семинаров-тренингов

Занятия могут проходить в разных форматах в зависимости от количества участников и формы проведения. Однако наибольшей популярностью сегодня пользуются такие виды семинаров-тренингов, как:

  • Индивидуальный семинар-тренинг. Как правило, их проводят для сотрудников одной компании, чтобы учитывать специфику ее политики. Это помогает сформулировать конкретную цель и задачи для филиала, отдела, руководителя.
  • Открытый семинар-тренинг. Такие занятия стоят дешевле, чем индивидуальные. Полученные знания и навыки дадут возможность каждому самостоятельно внедрять новые технологии и знания в профессиональной сфере.

Темы семинаров-тренингов касаются абсолютно всех сфер нашей жизни: «Вредные привычки. Их влияние на жизнь и будущее подростков», ««Организация системы активных продаж», «Анализ аудитории, умение быть услышанным и понятым», «Проблема и профилактика экстремизма. Инновационные формы работы с молодежью», «Идеология лидера – идеология успеха», «Соцсети для бизнеса», «Азбука здоровья и счастья», «Искусство прощать».

Специфика проведения семинара-тренинга


Характерная особенность занятия в таком формате это динамичность. Нет строгой регламентации времени, отведенного на каждую форму работы. Его структура зависит от цели, индивидуальных потребностей и компетенции участников. Часто занятие проводят в форме игры, что позволяет в непринужденной обстановке отработать практические навыки.

Основные этапы семинара-тренинга – это обсуждение принципов работы в группах, анализ методов решения профессиональных задач, практическое исполнение упражнений, проведение итогов. Задачи, как правило, проводят в группах, где часть аудитории работает, а часть наблюдает. Каждый должен побывать и в той, и в другой позиции. Нередко семинары-тренинги снимают на видео для последующего анализа. Главный акцент занятия – саморазвитие и активность.

Еще одна интересная особенность проведения подобных занятий это использование нестандартных форм работы. Кроме лекций, упражнений и презентаций преподаватели активно предлагают: психодраму, ролевые игры, сказкотерапию, диспуты, проблемные задания, интерактивная технология «мозговой штурм», бинарный (интегрированный) урок, тематические доклады, мастер-классы.

Семинар-тренинг отличная возможность получить новые знания и закрепить их непосредственно на занятии. Вы научитесь достигать поставленных целей и сформируете конкретные профессиональные навыки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения — 17 Сентября 2016 — Публикации педагогов

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения
С введением ФГОС нового поколения значение семинарских занятий существенно возрастает. Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. — в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.
Семинар — это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения. Цели проведения могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Успех всего семинара с применением дискуссии и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельной работы учащихся. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу учащихся.
Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой — умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к учащимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.
Cеминар- дискуссия предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, поэтому главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину)
-развитие творческого профессионального мышления;
— познавательная мотивация;
— профессиональное использование знаний в учебных условиях:
— овладение языком соответствующей науки;
— навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
— овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
1. повторение и закрепление знаний;
2. контроль;
3. педагогическое общение.
Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы. По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:
— углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;
— отработке методологии и методических приемов познания;
-выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;
-приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;
-выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;
— осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.
• Функции семинара-дискуссии
Семинарские занятия являются эффективной формой организации обучения в СПО, с которыми органично сочетаются лекции. В условиях роста значимости семинаров наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Семинарские занятия выполняют ряд основных функций.
1.Познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.
2.Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий. Во время таких занятий происходит воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации в учебно-познавательной деятельности и организации досуга.
3. Семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами науки еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении изучаемой дисциплины.
• Типы семинаров-дискуссий
Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.
Выделяют три типа семинаров:
1) просеминар;
2) семинар;
3) спецсеминар.
Просеминар — это занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Его цель — ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками, поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре — подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
На занятиях в техникуме практикуется 3 типа семинаров:
1. семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
2. семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинар исследовательского типа с тематикой;
3. семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Семинар – это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего.
Спецсеминар – семинар, проводящийся на старших курсах, представляющий школу общения начинающих исследователей по научной теме. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.
На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
1. узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
2. вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения, их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
В ходе семинара важнейшую роль играет ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов. По итогам работы преподаватель делает выводы, раскрывает возможность студентов в научных исследованиях.
• Формы семинарского занятия
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:
1. от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;
2.от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;
3.от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.
В практике семинарских занятий в техникумах можно выделить ряд форм:
а) семинар — беседа;
б) семинар-заслушивание;
в) семинар-дискуссия;
г) семинар – пресс-конференция;
д) комментированное чтение;
е) семинар-коллоквиум.
1.Семинар-беседа проводится в форме развернутой беседы по разработанному преподавателем плану с кратким вступлением и заключением, предполагает подготовку к занятиям всех слушателей по вопросам плана. Такая форма позволяет вовлечь большинство слушателей в активное обсуждение темы.
2.Семинар-заслушивание, предполагает обсуждение докладов и рефератов.
3.Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-дискуссия проводится в форме диалогического общения участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.
4.Семинар — пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады.
5.Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.
6.Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий.
Остановимся подробнее на особенностях семинара-дискуссии как наиболее коллективной форме работы студентов. Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-дискуссия проводится в форме диалогического общения его участников.
Функции действующих лиц на семинаре-дискуссии могут быть различными (таблица 1).

Таблица 1
Функции действующих лиц на семинаре-дискуссии
Действующее лицо Выполняемая работа
Докладчик Излагает в краткой форме сущность защищаемой точки зрения, позиции
Содокладчик Аргументирует, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика, может представлять статистические сведения, факты
Оппонент Высказывает собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу (отличающуюся от от избранной докладчиком) и приводит контрпримеры и контраргументы
Эксперт Ответственен за сравнительный анализ аргументов и контраргу¬ментов, определяет их достоверность
«Провокатор» Задает «спорные» вопросы, приводит неожиданные при¬меры — инициирует общую дискуссию
Ассистент Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты, схемы, диаграммы и т. д.)

Основными функциями семинара – дискуссии являются познавательная, воспитательная, функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, а также организационно-ориентационная и систематизирующая. Учебная дискуссия- один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходим простой и однозначный ответ на вопрос, при этом имеются альтернативные варианты ответов. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать метод сотрудничества, который основывается на взаимном обучении при совместной работе. В этом случае интегрируются интеллектуальные усилия и энергия сокурсников для достижения единой цели.
При учебном сотрудничестве можно использовать такую схему действий:
1) определить проблему;
2) сформировать небольшие группы, распределить роли;
3) донести итоги обсуждения до группы.
Таким образом, семинар – дискуссия – это специально подготовленный и организованный научный спор на актуальную тему, в котором участвуют члены группы постоянного состава, и стороны аргументировано отстаивают свои позиции. Семинар — дискуссия как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.
В результате рассмотрения теоретических основ проведения семинарского занятия можно сделать вывод о том, семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой — умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы.
Существует ряд форм семинарского занятия, такие как: семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-дискуссия, семинар – пресс-конференция, комментированное чтение, семинар-коллоквиум

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
2.Бейн Д. Психология лидерства: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.
5. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. — М.: 2001. – 325 с.
7.Завьялов В.В., Усова А. В Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Педагогика,2011г.-215с.
8.Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005-132с.
11. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании
/ В. Мануйлов // Вестник высшей школы. 2013. — № 3 – С. 117.
12.Матюшкин А. М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении.—М.: Просвещение, 2003. — 432с.

xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai

что это такое, какие бывают и как проводятся

Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.

Что такое семинар

Семинар — это форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось  на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит  при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство  цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.

Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей выбрать профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».

Виды семинаров: 7 разновидностей знаний

1. Вебинары

Новая форма проведения онлайн тренингов. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.

Плюсы: возможность  пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.

Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.

Пройти тест на самооценку

2. Семинары по психологии

Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад». Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.

Психология семейных отношений  – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории.  Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний.  Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк. И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные  советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.

Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.

Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.

3. Женские и мужские семинары

«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят. Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.

Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.

Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.

Пройти тест Фрейда

4. Авторские

Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике. Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены.  Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.

Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую.

Минусы: такие семинары проводятся только в больших городах.

5. Бизнес-семинары

При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить»)  товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи  – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.

Плюсы: очевидны для продавца

Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня.  Так что передаваемые знания – чисто теоретические.

6. Презентационные

На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно  – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.

Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.

Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работа самих тренеров.

7. Обучающие

Обучение чему угодно темы от «Наука рыбной ловли» до «Подготовки детей дошкольного возраста». Удивительные, вроде «Как правильно сделать селфи» или «Эзотерические способы привлечения денег». Желание человека овладеть новыми навыками вызывает уважение и желание поделиться накопленным опытом. Спортивное питание и здоровый образ жизни, способы выживания в экстремальных ситуациях и основы робототехники – как говорится «я на семинар пойду, пусть меня научат».

Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.

Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.

Как проводятся семинары

Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи».  Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.

Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.

Для чего нужны семинары

Каждая встреча – это обмен энергией. Чем еще готовы поделиться присутствующие на мероприятии:

  • Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
  • Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
  • Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.

Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.

Пройти тест на уверенность в себе

wikigrowth.ru

Статья по теме: Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения

С введением  ФГОС нового поколения  значение  семинарских занятий  существенно  возрастает. Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. — в российских университетах.[1]  Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.

Семинар — это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения. Цели проведения могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.  Успех всего семинара с применением дискуссии и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельной работы учащихся. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу учащихся.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой — умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к учащимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Cеминар- дискуссия предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, поэтому главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину)[2]

-развитие творческого профессионального мышления;

— познавательная мотивация;

— профессиональное использование знаний в учебных условиях:

— овладение языком соответствующей науки;

— навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

— овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.[3]

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

1. повторение и закрепление знаний;

2. контроль;

3. педагогическое общение.

Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы. По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:

— углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;

— отработке методологии и методических приемов познания;

 -выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;

 -приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;

 -выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

 — осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

  • Функции семинара-дискуссии

Семинарские занятия являются  эффективной формой организации обучения в СПО, с которыми органично сочетаются лекции.  В условиях роста значимости  семинаров  наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.   Семинарские занятия выполняют ряд основных функций.

1.Познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется  обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.

2.Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.  Во время таких занятий происходит воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации в учебно-познавательной деятельности и организации досуга.

3. Семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами  науки еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении изучаемой дисциплины.

  • Типы семинаров-дискуссий

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Выделяют три типа семинаров:

1) просеминар;

2) семинар;

3) спецсеминар.

Просеминар — это занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Его цель — ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками, поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре — подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

На занятиях в техникуме  практикуется 3 типа семинаров:

1. семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;

2. семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинар исследовательского типа с тематикой;

3. семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Семинар – это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего.

Спецсеминар – семинар, проводящийся на старших курсах, представляющий школу общения начинающих исследователей по научной теме. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1. узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2. вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения, их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

В ходе семинара важнейшую роль играет ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов. По итогам работы преподаватель делает выводы, раскрывает возможность студентов в научных исследованиях.

  • Формы семинарского занятия

Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:

1. от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;

2.от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;

3.от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

В практике семинарских занятий в техникумах можно выделить ряд форм:

а) семинар — беседа;

б) семинар-заслушивание;

в) семинар-дискуссия;

г) семинар – пресс-конференция;

д) комментированное чтение;

е) семинар-коллоквиум.

1.Семинар-беседа проводится в форме развернутой беседы по разработанному преподавателем плану с кратким вступлением и заключением, предполагает подготовку к занятиям всех слушателей по вопросам плана. Такая форма позволяет вовлечь большинство слушателей в активное обсуждение темы.

2.Семинар-заслушивание, предполагает  обсуждение докладов и рефератов.

3.Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-дискуссия проводится в форме диалогического общения участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

4.Семинар — пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады.

5.Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.

6.Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий.

Остановимся подробнее на особенностях семинара-дискуссии как наиболее коллективной форме работы студентов. Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-дискуссия проводится в форме диалогического общения его участников.

Функции действующих лиц на семинаре-дискуссии могут быть различными (таблица 1).

 


Таблица 1

Функции действующих лиц на семинаре-дискуссии

Действующее лицо

Выполняемая работа

Докладчик

Излагает в краткой форме сущность защищаемой точки зрения, позиции

Содокладчик

Аргументирует, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика, может представлять статистические сведения, факты

Оппонент

Высказывает собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу (отличающуюся от  от избранной докладчиком) и приводит контрпримеры и контраргументы

Эксперт

Ответственен за сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет их достоверность

«Провокатор»

Задает «спорные» вопросы, приводит неожиданные примеры — инициирует общую дискуссию

Ассистент

Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты, схемы, диаграммы и т. д.)

         

Основными функциями семинара – дискуссии являются познавательная, воспитательная, функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, а также организационно-ориентационная и систематизирующая. Учебная дискуссия- один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходим простой и однозначный ответ на вопрос, при этом имеются альтернативные варианты ответов. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать метод сотрудничества, который основывается на взаимном обучении при совместной работе. В этом случае интегрируются интеллектуальные усилия и энергия сокурсников для достижения единой цели.

При учебном сотрудничестве можно использовать такую схему действий:

1) определить проблему;

2) сформировать небольшие группы, распределить роли;

3) донести итоги обсуждения до группы.

   Таким образом, семинар – дискуссия – это специально подготовленный и организованный научный спор на актуальную тему, в котором участвуют члены группы постоянного состава, и стороны аргументировано отстаивают свои позиции. Семинар — дискуссия как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

  В результате рассмотрения  теоретических основ проведения семинарского занятия  можно сделать вывод о том, семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой — умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы.

Существует ряд форм семинарского занятия, такие как: семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-дискуссия, семинар – пресс-конференция, комментированное чтение, семинар-коллоквиум


 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.

2.Бейн Д. Психология лидерства: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.

5. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. — М.: 2001. – 325 с.

7.Завьялов В.В.,  Усова А. В Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Педагогика,2011г.-215с.

8.Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005-132с.

11. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании

/ В. Мануйлов // Вестник высшей школы. 2013. — № 3 – С. 117.

12.Матюшкин А. М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении.—М.: Просвещение, 2003. — 432с.


[1] Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова.Т.1.-М.,2010г.- 208с.

[2]Матюшкин А. М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении.—М.: Просвещение, 2003. — 432с.

[3] Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа, Варшава, 2000. — № 3. – 62 с.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о