Сферы журналистики – Виды журналистики

Содержание

Виды журналистики

Поделиться статьёй:

Когда мы говорим о журналистике, то подразумеваем сбор и творческую обработку информации о событиях текущей жизни, актуальных тенденциях и последующее распространение с помощью различных средств массовой информации (телевидения, прессы, интернета, радио). В зависимости от того, какие технологии и оборудование используются в процессе сбора и распространения материала, определяются направления журналистики, которых на сегодняшний день существует пять.

Направления журналистики:

  • Периодическая печать;
  • Фотожурналистика;
  • Радиожурналистика;
  • Тележурналистика;
  • Интернет-журналистика.

Периодическая печать

Наиболее древнее из всех других, это направление журналистики подразумевает распространение информации с помощью печатных изданий: газет, журналов, изданий научных обществ, информационных бюллетеней и т.д. Функциями подобных изданий является информирование (общественно-политическое, научное, литературно-художественное и др.) и формирование общественного мнения по тому или иному освещаемому вопросу.

Радиожурналистика

Направление журналистики, использующее для распространения информации средства радиовещания. Особенностями этого направления являются высокая оперативность и специфический характер эмоционального влияния на аудиторию.

Тележурналистика

Данное направление является на сегодняшний день наиболее массовым способом распространения информации и наиболее мощным по силе влияния на общественность. Возможность одновременной трансляции видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения, использование различных видео- и аудиоэффектов открывает перед тележурналистами огромные возможности для творчества.

Фотожурналистика

Особое направление журналистики, основным средством выражения которого являются фотоснимки. Обязательными условиями направления являются объективность (фотографии точно воспроизводят события), хронология и повествовательность (снимки способны передать аудитории суть запечатлённых событий).

Интернет-журналистика

Новейшее направление, получившее распространение на протяжении последних десятилетий. Спецификой являются практически неограниченные возможности для каждого, желающего попробовать себя в роли журналиста и самая высокая степень оперативности.

Указанные направления могут переплетаться и взаимодополнять друг друга. Так, фотографии помещаются в печатных изданиях, а теле- и радиоканалы транслируются через интернет.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Журналистика

Попробуйте вообразить, что в одночасье из жизни людей исчезли газеты, телевидение, интернет, радио… Проснувшись утром, уже нельзя узнать ни о каких новостях, нельзя почитать любимую рубрику в журнале, нельзя посмотреть, что любопытного появилось в интересном блоге. Кому-то, конечно, все это нужно лишь постольку-поскольку, но для большинства людей происходящее в мире и интересующих областях имеет огромную важность. И задача СМИ как раз и заключается в том, чтобы предоставлять общественности информацию во всех подробностях.

Жизнь современного человека уже не представляется без ставших такими привычными средств массовой коммуникации. Безусловно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется уехать на пару-тройку дней, повыключать все гаджеты и телефоны, отдохнуть от нескончаемого потока информации. Но, лишь возвратившись домой, мы сразу же начинаем наверстывать упущенное, узнавая обо всем, что случилось в родном городе, стране, обществе. Да и вообще – не знать о происходящих изменениях зачастую как минимум скучно.

И именно в этом и кроется суть сложной, но очень увлекательной и интересной работы журналиста – доносить до людей то, о чем они хотят знать, и то, что они должны знать. Однако профессия журналиста – это не просто и не только сознательный выбор – это призвание. И человек, который решил связать свою жизнь с журналистикой, обязан уметь видеть в окружающей действительности важное, грамотно преподносить это, четко доносить свои мысли, заставлять общество задумываться и «включать мозг», затрагивать сердца и чувства окружающих.

Но и навыки – это еще не все. Истинный журналист – это человек, обладающий горящим сердцем, сочувствующий другим, способный пропускать через себя все то, к чему неравнодушен, все то, о чем желает рассказать. Здесь-то и кроется великая ценность профессии журналиста, и совсем не зря ее часто называют «четвертой властью» – она с невероятнейшей силой во все времена воздействовала на сознание отдельных людей и всего общества.

Курс, введение к которому вы в данный момент читаете, поможет вам разобраться во многих тонкостях журналистики как профессии и как призвания. Но хотим заметить, что подойдет он не каждому, ведь, как мы и сказали, чтобы быть журналистом, нужно иметь предрасположенность к этому и глубинное желание нести правду, честность и добро, словно Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького – герой, пожертвовавший собой ради людей и спасший их при помощи своего горящего сердца.

Но в то же время этот курс подойдет любому, кто чувствует в себе силы становиться журналистом. Естественно, он не заменит вам получение специального образования или прохождение мастер-класса у профессионалов журналистики, но все же станет отличным подспорьем для начала и в начале наполненного событиями необычного и витиеватого журналистского пути. Для вас мы собрали наиболее важную на наш взгляд информацию, которая сделает ваше обучение журналистике интереснее и легче.

Оглавление:

Что такое журналистика?

О деталях и тонкостях журналистики мы подробно поговорим в первом уроке, а здесь приведем только краткое резюме.

Журналистика представляет собой социальный институт, целью которого является объективное и всестороннее информирование людей о социальной действительности, необходимое для надлежащего функционирования других социальных институтов и социума в целом.

Социальная миссия журналистики состоит в управлении массовыми эмоциями и формировании общественного мнения. Функционирует же журналистика благодаря своей инфраструктуре, состоящей из разного рода учреждений: учебных, организационно-управленческих, информационных и технических.

Журналистика понимается так же и как практика сбора и интерпретации сведений о тенденциях, явлениях и событиях современной социальной жизни в разных формах и жанрах с последующим их распространением в социальные массы. Как институт журналистику можно назвать элементом системы СМИ, и она относится к таким многофункциональным общественным институтам, как радио, телевидение, пресса и т.д.

Однако в настоящее время все большее распространение и признание получает и журналистика в интернете, и основными ее направлениями по праву считаются копирайтинг и блоггинг.

  • Копирайтинг – одно из ответвлений журналистики. Авторы описывают информационные поводы, представляют достоверные факты и привлекают внимание читателей. Но в отличие от классической журналистики, авторы-копирайтеры создают контент для новых медиа (интернет-сайтов, журналов и прочих ресурсов) и для интернет-пользователей. И если журналисты пишут в основном для широкой публики, то копирайтеры делают это чаще всего для конкретной целевой аудитории, например, медиков, юристов, строителей, путешественников и т.д.
  • Блоггинг – его тоже можно назвать «детищем» журналистики, ведь свои корни он берет именно оттуда. Блоггингом называют регулярное написание авторами небольших статей для своих персональных сайтов – блогов. Вместе с текстами там могут размещаться мельтимедиа-файлы и изображения. Это направление отличается и тем, что авторы постоянно дают своим подписчикам обратную связь – общаются, отвечают на письма и комментарии. Плюс ко всему, блоггер может смело высказывать свое мнение по любому интересующему его вопросу, даже не являясь специалистом в соответствующей области.

Конечно же, между журналистикой, копирайтином и блоггингом можно найти еще немало различий, но все они взаимосвязаны между собой, и рассматривать блоггинг и копирайтинг следует именно в контексте журналистики. Учитывая сегодняшнюю востребованность последней именно в интернете, и в частности копирайтинга (т.к. он более доступен простым обывателям, нежели блоггинг), в курсе мы отдельно поговорим и о нем. Пока же давайте вернемся к основной теме.

Тонкости журналистской профессии

Профессия журналиста – профессия творческая, и основана она на писательском профессионализме, любознательности, и, как бы непривычно это не звучало, тяге к путешествиям. Но это только одна сторона медали, ведь профессиональный журналист – это в первую очередь умелый аналитик и дотошный репортер, который способен погрузиться в нюансы любого явления или события и детально представить его людям.

В дополнение к этому журналистская деятельность связана с остросюжетностью и даже риском, ведь «доставать» информацию порой приходится из опасных мест (кстати, именно поэтому данная профессия относится к числу наиболее опасных). Несмотря на это, востребованности журналистского ремесла можно позавидовать, т.к. занятие им позволяет всегда быть в курсе актуальных новостей, существенно расширить кругозор и посетить многие уголки нашей планеты.

Но что же нужно, чтобы достичь успеха на поприще журналистики?

Начать можно с таких качеств, как стремление к раскрытию тайн, способность быть в гуще событий, умение беспристрастно и честно интерпретировать события, целеустремленность и активность. Журналисту нужно уметь на интуитивном уровне чувствовать важность происходящего, быстро реагировать на любые явления окружающей действительность и сразу же мчаться на места происшествий. Поэтому людям стеснительным, робким и медлительным данная профессия подойдет вряд ли, зато личностям смекалистым и активным она придется как раз впору. Впрочем, никому не запрещается пробовать свои силы и испытывать себя на прочность, стремясь стать журналистом.

Если же посмотреть на профессию журналиста с прагматичной позиции перспектив, то с уверенностью можно сказать, что она относится к самым востребованным не только в России, но и во всем мире. Поэтому, имея цель достичь успеха, нужно непременно работать: писать статьи, снимать хотя бы любительские репортажи, служить внештатным сотрудником в каком-нибудь из изданий, заниматься копирайтингом и т.д. и т.п. И, естественно, нужно развиваться и учиться новым вещам. Мы уверены, что у вас все получится, а наш курс пусть станет вашим путеводителем.

Как этому научиться

Многие уверены, что журналистика – профессия очень сложная, и чтобы стать журналистом, нужно им родиться. Учитывая специфику этой профессии и требования, которые она предъявляет к заинтересованным в ней людям, в этом есть доля правды, но это совсем не значит, что, не имея, так сказать, природных данных, журналистом стать нельзя. Журналистика, как мы уже неоднократно говорили, – это ремесло, а значит, как и любому другому ремеслу, ей можно научиться. Но интереснее то, что для этого не требуется пять лет обучаться в вузе – история знает огромное количество примеров, когда журналистами становились люди, не только не окончившие журфак, но и не имеющие высшего образования вообще.

Овладеть соответствующими навыками вполне можно и самостоятельно: достаточно лишь следовать ряду несложных рекомендаций и использовать для обучения подходящие материалы, такие как наш курс. О рекомендациях мы скажем чуть позже, а пока поговорим о курсе.

Наш курс по обучению журналистике состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть включает в себя информацию, которую нужно прочесть, осмыслить и усвоить. А в практической части содержатся рекомендации, советы и всевозможные журналистские приемы, которыми требуется овладеть. Как видите, все достаточно просто, но мы все-таки хотели бы обратить ваше внимание на один нюанс.

Он заключается в том, что многие люди получают какие-то знания, но они так и не применяются в жизни, оставаясь просто теорией, пусть даже и назубок заученной. И виной тому зачастую становится именно неправильная подача материала – он преподносится так, что человек банально не понимает, как использовать то, что он успел узнать. Руководствуясь этим, мы и разработали данный курс: вы не просто получите много полезных знаний, но и научитесь безо всякого труда переносить их в практическую плоскость. И мы считаем это одним из его лучших достоинств.

Что же касается рекомендаций, то они на удивление просты:

  • Будьте наблюдательны и проявляйте внимание к происходящим вокруг вас событиям и окружающим людям
  • Пробуйте свои силы в нескольких жанрах, чтобы понять, что получается у вас лучше всего
  • Старайтесь вырабатывать свои собственный стиль подачи информации
  • Будьте самокритичны, и стремитесь делать материалы совершенными настолько, насколько это вообще возможно
  • Отдавайте свои работы на прочтение членам семьи, друзьям, знакомым и, если есть такая возможность, специалистам, чтобы получать обратную связь и видеть ошибки
  • Не упускайте ни одной возможности практиковаться и повышать свои журналистские навыки, и уделяйте больше времени самообразованию
  • Старайтесь быть в курсе самых актуальных новостей и событий в вашем городе, а также в стране и в мире
  • Сделайте принцип «минимум теории – максимум практики» своим жизненным и профессиональным кредо
  • Начинайте проходить представленный курс уже сегодня, не откладывая на потом

Чтобы узнать, что же интересного ждет вас на страницах курса, предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого из уроков, а перед этим пройти небольшой тест.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки журналистики

Составляя этот курс, мы изучили и переработали достаточно большое количество информации на тему журналистики. Конечно же, включить в состав абсолютно все мы не смогли чисто физически, и сконцентрировались на самых: на наш взгляд: важных, интересных и полезных сведениях. Также мы адаптировали информацию для более легкого понимания, усвоения и практического применения уже с первых занятий.

Курс состоит из семи уроков, каждый из которых посвящен своему элементу журналистики. Как уже и было сказано, есть в нем и теория и практика. Таким образом, следуя от урока к уроку, к концу курса вы овладеете основами журналистского дела, и будете иметь представление о том, в каком направлении развиваться.

Урок 1. Введение в журналистику

Чтобы иметь полноценное представление о журналистике, нужно не просто обладать общими сведениями о ней и знать какие-то ее особенности, но и четко понимать, как она появилась, что стало для этого причиной, на решение каких проблем она направлена. Также необходимо быть в курсе того, каким должен быть профессиональный журналист. Именно об этом пойдет речь в первом уроке.

В первой части урока познакомитесь с интересными фактами из истории журналистики и основными предпосылками ее становления. Мы рассмотрим журналистику с нескольких сторон и определим основные ее трактовки. Из второй части вы узнаете о функциях журналистики и качествах успешного журналиста. Это позволит вам критически оценить себя и свой потенциал.

Урок 2. Жанры журналистики. Интернет-журналистика и Web 2.0

Журналистика, как и литература, поддается определенной классификации, разделяется на несколько направлений и жанров, ведь оба эти вида творчества служат для отображения действительности. Само же деление журналистики на жанры зиждется на множестве видов общественной деятельности.

Во первой части урока мы расскажем о понятии жанра в журналистике и представим разные ее типы, поговорим о ее классификации. Также мы расскажем о самых популярных журналистских направлениях, таких как фото-, теле-, радиожурналистика и т.д. Вторая часть урока посвящена интернет-журналистике и методике проектирования систем Web 2.0.

Урок 3. Поиск информации. Написание эссе, статей и отчетов

Любое журналистское направление связано, прежде всего, с информационным поиском – выявлением необходимых сведений из текстовых массивов. Именно с поиска данных начинается написание статей, эссе, отчетов, пресс-релизов. И тот, кто решил попробовать свои силы на поприще журналистики, сначала должен научиться ему. Третий урок начинается с основ информационного поиска (также мы предоставим ссылку на подробный материал по этой теме).

Из второй части третьего урока вы узнаете, как правильно писать эссе и каким оно может быть, какова его структура и каких следует избегать ошибок при его написании. Далее речь пойдет о написании статей (мы представим универсальную структуру статей и предложим пошаговую инструкцию по их написанию) и журналистских отчетов (буду рассмотрены признаки, виды, структура отчетов и требования к их написанию).

Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование

Несложно догадаться, что статьями, отчетами и эссе журналистские жанры не ограничиваются. Среди других не менее популярных жанров выделяются пресс-релизы, репортажи, колонки и интервью. Четвертый урок, имеющий исключительно практическую направленность, посвящен рассмотрению этих жанров.

Вы узнаете, какие бывают пресс-релизы и на чем основывается подготовка и написание пресс-релизов, познакомитесь с разновидностями, признаками и структурой репортажей, а также тонкостями, на которые нужно обращать внимание при их написании. Также мы расскажем, как вести свою колонку и поддерживать ее актуальность, и поговорим о нюансах подготовки, проведения и представления интервью.

Урок 5. Редактирование текста

Одной из наиболее важных составляющих работы журналиста и автора журналистских материалов является редактирование. Не имеет никакого значения, будет в дальнейшем проходить готовящийся к публикации материал через стороннего редактора или нет, журналист обязан сначала как можно лучше отредактировать его сам. Пятый урок будет полезен как начинающим журналистам, так и редакторам.

В уроке мы детально расскажем о литературном редактировании и составляющих этого творческого процесса, познакомим вас с распространенными видами правки текстового материала и логическими основами редактирования. В дополнение к этому мы расскажем о самых частых ошибках при написании текстов и предложим несколько полезных сервисов для проверки своих работ.

Урок 6. Реклама и журналистика. Лучшие формулы рекламных текстов

Сегодня, наверное, не каждый может представить себе, насколько развито медиапространство и информационно-коммуникационные процессы. Но как раз благодаря этому журналистика самым активным образом взаимодействует с рекламой. Несмотря на то, что задачи этих областей коммуникации разнятся, функционируют они в одинаковых информационных потоках, предаваемых при помощи СМИ.

Шестой урок носит более теоретический характер, но его важности это нисколько не умаляет, т.к. понимать, что такое рекламная журналистика, обязан каждый, кто имеет отношение к журналистике вообще. После изучения урока вы будете знать все, что нужно, об этом направлении. А в качестве бонуса мы расскажем о классификации медиатекстов и предложим вам десять эффективных формул рекламных текстов, которые вы сможете использовать в своей деятельности.

Урок 7. Копирайтинг. Виды копирайтинга. Копирайтинг и информационный стиль

Копирайтинг – одно из самых востребованных в наши дни направлений по написанию информационных и рекламных текстов. По сути, его можно назвать новейшей «производной» от журналистики, но значение, потенциал и перспективы данного направления не уступают, пожалуй, ни одному другому. По этой причине знать о нем должен каждый, да и для любого начинающего журналиста копирайтинг может стать неплохой отправной точкой.

В первой части заключительного урока мы расскажем вам о копирайтинге и рерайтинге, познакомим с видами копирайтинга и побеседуем на тему того, стоит ли начинать им заниматься. А из второй части вы узнаете о стилях работы самых востребованных и высокооплачиваемых копирайтеров Рунета.

Как проходить занятия

Вы уже знаете, что, создавая курс, мы адаптировали его для легкого восприятия и быстрого применения знаний. Но мы не можем еще раз не указать на то, что эффективность курса будет зависеть лишь от вас. Помните, что важно не только пройти все уроки, но и незамедлительно начать использовать полученную информацию. В противном случае курс не будет иметь никакой ценности.

Проходить же курс вы можете так, как вам удобно. Но мы рекомендуем изначально составить план, которого вы будете неукоснительно придерживаться. Здесь все зависит от вашей занятости, но можете сделать так: поставьте перед собой задачу пройти курс за две недели, выделяя на каждый урок по два дня. Если в уроке больше теории, просто перечитайте его в первый и во второй день, а если больше практики, то второй день оставьте именно на нее. Сегодня, к примеру, вы изучаете урок по написанию эссе, а завтра пишете эссе на основе полученной структуры, признаков и плана. Таким образом, уже через 14 дней у вас в голове будет неплохой багаж знаний, а за плечами – пусть и небольшой, но все же опыт.

Обучение журналистике будет даваться легче, если вы отнесетесь к занятиям со всей серьезностью и ответственностью. Здесь нет преподавателей, которые будут постоянно подталкивать и проверять вас. Самообразование – это индивидуальная работа, основанная на самодисциплине, целеустремленности и несгибаемом намерении научиться новому и стать лучше.

И последнее, о чем мы хотели бы сказать во введении, – это то, что нашего курса, вполне вероятно, может оказаться недостаточно, чтобы разобраться абсолютно во всех тонкостях журналистского дела. Поэтому мы предлагаем вам взять на заметку еще несколько полезных ресурсов, где можно почерпнуть знания и узнать немало важного и интересного.

Полезные ресурсы по обучению журналистике

Итак, прохождение нашего курса вы можете совместить с обучением на следующих ресурсах:

  • Бизнес-академия «МБА СИТИ» – ссылка на полный курс обучения журналистике «Журналист-профессионал» с возможностью дистанционного прохождения
  • onMedia – блог о журналистике, где можно найти огромное количество информации обо всем, что касается этой профессии, и ссылки на отечественные и зарубежные ресурсы по профессиональному обучению журналистике
  • IAB.ru – сайт Международной академии бизнеса, на страницах которого вы найдете хорошие курсы по разным направлениям, включая журналистику
  • Новый Репортер – онлайн-площадка, полностью посвященная новым медиа, мультимедийной коммуникации и журналистике (конкретно на этой странице можно найти пять бесплатных онлайн-курсов для медиаспециалистов)

Любой из этих ресурсов (а также и наш проект 4BRAIN) станет для вас эффективным инструментом и незаменимым помощником на пути становления журналистом. На этой позитивной ноте вы можете переходить к курсу, но все же сделайте небольшую паузу и познакомьтесь с мыслями знаменитых и выдающихся людей о журналистике и ее значении в жизни общества.

Цитаты известных людей о журналистике

«Журналист – человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» — Дейм Ребекка Уэст

«Журналист – это чистильщик улиц, работающий пером» — Наполеон

 «Журналистика – это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» — Андре Жид

 «Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги» — Крейг Браун

 «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты» — Жарко Петан

 «Журналистом может быть любой, даже я» — Фил Донахью

 «Профессия журналиста – одна из самых трудных. Журналист – одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем» — Ислам Каримов

 «Лучше делать новости, чем рассказывать о них» — Уинстон Черчилль

«Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» — Василий Ключевский

«Журналисты – часовые общества» — Андрей Ларухин

Желаем вам удачи в обучении и работе!

Кирилл НогалесСергей Крутько

4brain.ru

Урок 1. Введение в журналистику

Профессия журналиста по праву относится к самым интересным. Она позволяет не просто быть в курсе того, что происходит в мире и иметь полное право высказывать свои взгляды и точки зрения на те или иные проблемы, но и дарит возможность помогать людям в самом полном смысле этого слова. Профессия журналиста предполагает встречи с интересными людьми, путешествия по родной стране и даже по всему миру, обработку невероятного количества самой разной информации. Также она подразумевает наличие целеустремленности, настойчивости, недюжинных коммуникационных навыков.

Но все, что мы перечислили выше, можно назвать просто набором красивых фраз и выражений, если нет четкого понимания того, что же представляет собой журналистика на самом деле: что послужило предпосылкой для ее появления, в чем состоят ее функции, какие проблемы она призвана решать, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту. Рассмотрению именно этих вопросов и посвящен первый урок курса. Начнем же мы с краткого исторического экскурса.

Содержание:

Немного из истории журналистики

Понятие «журналистика» происходит от французского слова «journal», означающего «журнал» или «дневник» (в немецком языке термину «журналистика» соответствует «Journalistik», а в английском языке – «journalism»). В России понятие «журналистика» изначально применялось лишь для обозначения журналов, но примерно в середине XIX столетия оно начало использоваться в отношении всех периодических изданий, включая газеты. Однако думать, что предвестниками газет были журналы, – неправильно.

Еще для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в России составлялись рукописные газеты – они назывались «Куранты» и «Вестовые письма». Основой для них служили переведенные на русский язык новости из газет Польши, Швеции, Германии и Голландии. Интересная информация отбиралась дьяками и подьячими Посольского приказа, затем переводилась и переписывалась узкими длинными столбцами на бумагу. В большинстве случаев газеты читались вслух царю, но иногда новости были доступным и приближенным к нему боярам.

Первое печатное издание появилось в период правления Петра I. Согласно его задумке, в нем надлежало сообщать о происшествиях внутри страны и за границей. 16 и 17 декабря 1702 г. свет увидели пробные номера «Ведомостей», а со 2 января следующего года они начали входить постоянно. Петр I лично принимал участие в компоновке первых номеров, делая отбор подходящих известий и новостей. Впоследствии издание выходило хаотично, и только 25 лет спустя его печать стала регулярной – газета выпускалась еженедельно по вторникам и пятницам. Из всего этого и вытекает тот факт, что журналистика непосредственно связана с печатной, периодической формой распространения информации. Но что же послужило предпосылкой для ее появления?

Учитывая только что названный факт, на момент появления журналистки уже существовали печатные станки и бумага для печати. В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатный станок, и несколько последующих столетий стали называть «эрой Гутенберга». Кроме того, журналистика взаимосвязана с периодическим распространением информации, а это предполагает наличие организации или службы, способной распространять печатную продукцию. Первое почтовое ведомство было открыто в России в 1664 г. благодаря содействию немецких комиссионеров. Однако все это стало лишь техническими предпосылками.

Журналистика примерно в той форме, в какой мы знаем ее сегодня, появилась в тот момент, когда возникла потребность в систематических и актуальных экономических данных. Фабриканты и купцы нуждались в сведениях о том, что можно приобрести в разных городах (товары, оборудование и т.п.) и по каким ценам. Это явилось предпосылкой экономической.

Но помимо технических и экономических предпосылок, появлению журналистики способствовали еще и политические и государственные процессы в странах Европы. Сюда относится борьба политических, религиозных и идеологических воззрений, становление национальных государств и т.д. Для всего этого были необходимы не только серьезные средства управления, но и мощные инструменты пропаганды. И таким средством как раз и стала в итоге журналистика. И с чем же мы имеем дело сегодня?

Что такое журналистика?

Давать журналистике какое-то одно конкретное определение было бы в корне неправильным. По этой причине рассматривать ее можно с нескольких ракурсов:

  • Журналистика – это социальный институт. Она представляет собой систему различных учреждений, берущих за основу своей деятельности социальные законодательные акты. Такими учреждениями являются редакции журналов и газет, радиостанции, телекомпании, информационные агентства и прочие организации, которые удовлетворяют потребность людей в информации и обеспечивают информационную безопасность конкретной страны.
  • Журналистика – это экономическая отрасль, в организациях которой работает множество людей. Например, в РФ вклад, который медиаотрасль вносит в ее ВВП, составляет около 1,4% (данные из Концепции развития телерадиовещания в РФ). А это сравнимо с вкладом легкой, деревообрабатывающей и лесной промышленности.
  • Журналистика – это комплекс форм деятельности, требующихся для полноценного функционирования журналистки как социального института. Имеется в виду создание печатных СМИ, радио- и телепередач, интернет-ресурсов, работа, обеспечивающая подготовку кадров, функционирование медиаиндустрии и т.п.
  • Журналистика – это комплекс связанных с ней профессий. К таким относятся журналисты, редакторы, корректоры, инженеры, операторы, режиссеры, менеджеры и некоторые другие.
  • Журналистика – это система СМИ, применяющих разные формы распространения информации: информационные агентства, интернет-ресурсы, радио, ТВ, печатные издания.
  • Журналистика – это совокупность размещаемых в печатных и электронных СМИ произведений: интервью, статьи, корреспонденции, репортажи, заметки, очерки и т.п.
  • Журналистика – это система научных знаний о тонкостях работы с массовой информацией.

Таким образом, центральной категорией журналистики является именно информация, но не в общем и целом, а только в одном из своих проявлений – массовая информация – та информация, которая применяется в управлении социумом. Социальную информацию можно охарактеризовать как высший, самый сложный и многообразный вид информации, и массовая информация, распространяемая посредством радио, телевидения, печати и иных средств, – это ее разновидность. Руководствуясь этой посылкой, достаточно просто определить основные функции, выполняемые журналистикой.

Функции журналистики

Среди общих функций журналистики выделяются:

  • Сбор информации
  • Обработка информации
  • Распространение информации
  • Формирование общественной мысли

Журналист освещает разные стороны жизни людей и общества, дает ответы на актуальные вопросы и помогает людям разобраться в положении дел. Но вместе с общими функциями, журналистика обладает и рядом специфических, а именно:

  • Организационная функция: благодаря журналистике люди группируются по интересам, а структура СМИ отражает социальную структуру
  • Функция социальной критики: журналистика борется с социальными недостатками, предупреждает нарушение законов, противостоит коррупции и т.п.
  • Идеологическая функция: журналистика прививает определенные жизненные ценности: патриотизм, моральные качества, здоровый образ жизни и т.д.
  • Культурная функция: журналистика освещает социальную жизнь, события в мировой культуре, осуществляет художественную критику
  • Развлекательная функция: журналистика способствует полезному и приятному времяпрепровождению, отдыху от работы и т.п.
  • Рекламная функция: журналистика ставит людей в известность о производстве новой продукции, трендах, разработках и пр.

Журналистика очень многогранна. Одни называют ее четвертой властью, другие считают великим творчеством, третьи ассоциируют ее с сенсациями, правдой и ложью; кто-то видит в ней романтику, а кто-то – исключительно прагматичные газеты и журналы, радио и телевидение. Как бы то ни было, ее влияние на массовое сознание, ее функции и задачи, которые она выполняет, можно перечислять еще очень долго. И представить сегодняшний мир без журналистики невозможно, ведь ее плоды жизненно необходимы современному обществу.

Но давайте перейдем теперь непосредственно к носителям этой профессии: какими качествами должен обладать грамотный журналист, и какие требования журналистика предъявляет к своим сотрудникам.

Качества профессионального журналиста

Если попытаться рассмотреть профессию журналиста объективно, можно выделить четыре основных уровня качеств, которыми должен обладать ее представитель:

  • Природные данные
  • Мировоззрение
  • Образование
  • Специфические качества

Поговорим немного о каждом из этих уровней.

Природные данные

Говоря о природных данных, мы говорим о врожденной склонности человека к наблюдательности, его живом интересе к окружающим и миру, способности к увлекательному рассказу об увиденном с уклоном на важные подробности и детали, незамеченные другими. В некоторых случаях все эти черты могут проявляться в человеке уже с самого раннего возраста. А профессия журналиста ставит его перед необходимостью постоянного развития и совершенствования этих навыков.

Также нельзя обойти стороной такие отличительные черты журналиста, как разносторонность интересов, например, в области спорта, музыки, кино, литературы, художественного искусства; любовь к чтению, способность анализировать общественные и природные явления, свои и чужие поступки; любознательный ум.

Помимо прочего, талантливый журналист должен от природы обладать коммуникабельностью, умением быстро сходиться с людьми и способностью вызывать доверие, чувством юмора (в том числе и по отношению к самому себе), психологической выносливостью и стрессоустойчивостью, упорством и настойчивостью.

Естественно, человека, который обладал бы всем набором вышеназванных качеств, найти достаточно сложно. Но встретить журналиста, который был бы нелюдимым, замкнутым, безучастным к происходящему и не имеющим никаких талантов, просто невозможно.

Мировоззрение

Мировоззрение журналиста сравнимо с принципами самой журналистики: человек, трудящийся на этом поприще, должен быть верен фактам, смело смотреть правде в глаза, объективно освещать реальное положение дел, стремиться к постижению сложных явлений своего времени со всей их глубиной и противоречивостью. Однако речь не о том, что он должен абстрактно стремиться познать «абсолютную» истину, и не о том, что нужно любой ценой оставаться беспристрастным. Внимание журналиста должно быть сосредоточено на человеке, его свободах и правах, среди которых и его право на счастье. Отсюда и вывод, что журналисту нужно обладать гуманистическим мировоззрением.

Но и научное мировоззрение не стоит обходить стороной. Однако в этом вопросе нужно избегать устаревших, консервативных и тем более реакционных взглядов, ведь журналист с такими воззрениями служит отнюдь не на благо общества. Открытость новому, стремление к инновациям и прогрессу – вот что отличает хорошего журналиста. А вот узреть эти инновации и прогресс, понять его суть и начать бороться за движение социума вверх нередко помогает высокий уровень образования.

Образование

Безусловно, высшее образование для журналиста – существенный плюс. Необходимостью оно не является, но приветствуется всегда. Однако история полна примеров, когда успешными журналистами становились люди совершенно других профессий. И среди этих людей не только авторы – популяризаторы различных знаний и опыта (доктора пишут о медицине, инженеры об инженерном деле и т.д.), но и специалисты из тех областей, с которыми совершенно не связана тематика их журналистской деятельности (к примеру, известный телеведущий и журналист Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ по специальности «Физиология человека», и сегодня занимается совсем не связанной с его образованием деятельностью).

Множество журналистов в своем прошлом были заняты далеко не в гуманитарных сферах, но это не помешало им пойти по зову сердца и заняться журналистикой. Несмотря на это, среди представителей этой профессии вряд ли найдется человек малообразованный или необразованный в принципе.

Специфические качества

Специфические качества – это практически прямое следствие природных данных, но все же их следует выделить отдельным блоком. Таковыми являются эмоционально-психологические и волевые особенности.

Отличительная черта грамотного журналиста состоит во всеобъемлющем любопытстве, обращенности его психички в окружающий мир, желание и стремление разбираться в фактах и событиях, вести собственные расследования – явные признаки экстраверта.

Желание найти истину подразумевает наличие мужества, причем не мужества в плане мышления, а «иммунитет» к страху вполне возможных преследований, опасностей и угроз, ведь с этими вещами тесно связаны поиск и публикация определенного рода материалов.

Одновременно с этим профессия журналиста призывает к доброте, отзывчивости, чуткости, способности сочувствовать и сопереживать, эмпатии, умению смотреть на одни и те же вещи с противоположных ракурсов. А это в свою очередь требует следующего: быть общительным, стремиться понять даже соперника, быстро реагировать, уметь концентрироваться, быть собранным, находчивым и мобильным, уметь работать даже в условиях стресса и давления.

И, естественно, нельзя забывать и о физических данных. Профессия журналиста со всей ее спецификой ставит человека перед необходимостью проявлять чрезмерную работоспособность, выносливость и готовность к лишениям (не спать, не есть, не отдыхать – все это может быть в жизни журналиста). Быть журналистом – значит, не пасовать перед опасностью за свою жизнь, если вдруг она возникает.

Резюме

И все же главенствующее место среди всех качеств журналиста (это нисколько не умаляет важности остальных) занимают именно интеллектуальные – то, как мыслит человек и насколько он умственно развит. Учитывая то, что первостепенная задача журналиста – разбираться в явлениях жизни, трезвость мышления, ясность ума, гибкость и умение рационально постигать реальность становятся его фундаментальными качествами.

Никто не спорит с тем, что накопление информации и знаний крайне важно для интеллекта. Но самое главное – это все-таки умственная активность, смелость мысли, сообразительность, умение применять знания на практике. Только так можно прийти к пониманию и верной оценке явлений жизни, выработке адекватных представлений, постановке правильных целей и разработке путей их достижения. При всем этом для представителя журналистской профессии необходимо умение искать нужную информацию, оценивать ее «приложимость» к конкретным явлениям, быстро и полноценно проводить множество интеллектуальных операций.

Мир личности журналиста должен быть многогранным: его способности, склонности, социальная и мировоззренческая позиция, индивидуальные черты и личностный потенциал, а также опыт, знания и навыки должны позволять на 100% выполнять взятые на себя обязательства. Журналистика – это ответственность, осмотрительность в суждениях, открытость к поправкам и дополнениям, стремление к новому, способность выдвигать на обсуждение и обсуждать спорные явления с сохранением самокритичности, способность отказываться от не выдерживающих критику идей, образность мышления и четкое видение явлений действительности.

Хорошим, успешным и полезным обществу журналистом может стать только тот человек, который не жалеет своего времени и сил на доскональное исследование социальных явлений; который обладает достаточным уровнем вдохновения, таланта и энергии, чтобы «достучаться» до аудитории. И, пожалуй, ничто не сравнится с удовлетворением, получаемым от того, что твоя деятельность, как журналиста, восстановила справедливость, защитила кого-то, дала кому-то надежду. В этом и кроется подлинная сущность журналистики и работы журналиста.

Надеемся, у вас сложилось четкое представление о том, какими качествами необходимо обладать профессиональному журналисту и что будет способствовать его успеху на данном поприще. В следующем уроке мы углубимся в особенности журналистского дела, и расскажем, какие существуют жанры журналистики, вкратце коснемся ее типологии, подробно побеседуем об интернет-журналистике и связанной с ней методике Web 2.0.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кирилл НогалесСергей Крутько

4brain.ru

Журналистика — это… Что такое Журналистика?

Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.

Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.

Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Следует отметить, что биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.

Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.

Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым[1]. Человека, профессионально занимающегося журналистикой, принято называть журналистом.

Журналистика как наука

Журналистика может быть подвергнута системному анализу и изучаться как:

Масштабные научные исследования в области журналистики на протяжении двадцати лет проводит Международная Ассоциация медийных и коммуникационных исследований (МАМИКИС)  (англ.)International Association for Media and Communication Research (IAMCR).[2]

История журналистики

Корнями журналистика уходит к протожурналистике. Политическую информацию в Средние века доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы, реляции и рескрипты, иногда с авторскими комментариями. Отчасти поэтому в современной журналистике названия газет и журналов напоминают об этих гонцах: «Курьер ЮНЕСКО», Daily Herald (герольд), «Московский вестник», Chicago Tribune (трибуна — место для речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходила агора — народное собрание) и т. д.[3]

Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien, опубликованная в 1605 году в Страсбурге, считается первой газетой[источник не указан 765 дней]. Первое успешное ежедневное издание на английском языке — британская газета The Daily Courant, печаталась с 1702 по 1735 годы.[4] Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент под титулом «Четвёртая власть».[5]

Медиаэкономика и экономика СМИ

Основным источником дохода большинства СМИ является размещение рекламных и других коммерческих материалов. Распространяя тексты и рекламу, масс-медиа становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. Информация, распространяемая через различные коммуникационные каналы, такие как печатная пресса, телевидение и радиовещание, продвижение медиа в коммуникационных сетях, таких как мобильная связь и интернет, становятся источником получения доходов, и могут быть рассмотрены как особый сектор экономики.[6]

В современном обществе, однако, сама информация зачастую оказывается товаром. Этим обусловлено существование большого количества СМИ, не содержащих рекламных материалов, а полностью финансируемых различными организациями, правительствами, общественными объединениями и движениями.

Виды журналистики

В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

и др.

Возможны смешения этих видов, например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети (мобильный интернет, мобильную связь) и т. п.

Жанры журналистики

Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы. Например исследователь Лев Кройчик разделяет тексты на:

  • Оперативно-новостные — все виды заметок.
  • Оперативно-исследовательские — отчет, репортаж, интервью.
  • Исследовательско-новостные — рецензия, корреспонденция, комментарий.
  • Исследовательские — статья, письмо.
  • Исследовательско-образные — фельетон, эссе.

Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.[7] По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:[8]

  • Жанры новостной информации
  • Диалогические жанры
  • Ситуативно-аналитические жанры
  • Эпистолярные жанры
  • Художественно-публицистические жанры
  • Сатирические жанры

Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:

  1. Информационные хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.
  2. Аналитические корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
  3. Художественно-публицистические зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
  4. Шоу-жанр игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.

Типология журналистики

Типология журналистики весьма условна, так как опирается на социальное объективно-истинное знание, подвергнутое влиянию ценностных общественных установок. В то же время такие установки могут отличаться в различных социумах. Для системного анализа необходимо выявление исторически сложившихся разделов журналистики, их периодизация и взаимовлияние. «Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов — результат высокого обобщения на основе „ядра“ позиции и играемой в обществе роли, главной социальной направленности».[9]

Роль журналистики в демократическом обществе

Законодательные основы

  • Право на сохранение конфиденциальности источника информации

Профессиональная деятельность журналиста тесно связана с таким понятием как конфиденциальность — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя[11]; за несоблюдение конфиденциальности информации журналист может быть привлечён к административной или уголовной ответственности в судебном порядке.

В различных странах журналисты обладают разным объёмом прав на распространение информации: например, правительство Великобритании приняло бо́льшее количество законопроектов о юридической ответственности за разглашение информации, чем Конгресс США. Есть и страны, которые известны своими пристрастиями к преследованиям и жёстокому обращению с журналистами — это Зимбабве и Демократическая Республика Конго (ДРК).

В США никогда не было федерального закона о конфиденциальности источников. Каждый штат самостоятельно определяет степень свободы журналиста в работе с информацией. Федеральный суд может обязать журналиста раскрыть источник информации только в крайнем случае — когда от этого зависит исход судебного процесса и разрешение вопроса не может быть достигнуто без разглашения источника информации. Журналисты, которые отказываются от дачи свидетельских показаний, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

В России существуют правовые нормы, регулирующие работу в медиа-бизнесе:

  • Конституция, ст.24 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.
  • Уголовный кодекс РФ: ст.129 — клевета; ст.130 — оскорбление; ст.137 — нарушение неприкосновенности частной жизни.
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).
  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция вправе запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно статьям 47 и 49 журналист имеет право:
    • Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;
    • Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
    • Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;
    • Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;
    • Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
    • Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;
    • Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;
    • Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

Право на доступ к информации

Международные организации по развитию медиа

Современное состояние журналистики

В России

Любовь Аркус и Дмитрий Быков писали в 1987 году[17]:

Язык прессы пока ещё довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем — на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение — в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, — уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врожденное отсутствие страха позволяет им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста.

За прошедшие десятилетия отрасль претерпела значительные метаморфозы. Изменилась лексика и подход к подачи информации. Пресса перешла из-под единого централизованного партийного (государственного) контроля под контроль частных собственников (значительная часть которых, как и везде, прямо и/или косвенно контролируется государством). В России функционируют крупные издательские дома, конкурирующие между собой.

Журналист Михаил Леонтьев в предисловии к книге «Битлы перестройки»[18]:

«Журнализм» является квинтэссенцией интеллигентского сознания, построенного на самомнении, презумпции морального превосходства и примитивных мировоззренческих клише.

В современную российскую журналистику пришли интересные писатели (Александр Кабаков, Эдуард Лимонов, Дмитрий Быков). Многие российские журналисты погибли и стали всемирно известны.

После экономического кризиса 2008 года медиа-менеджеры стали искать новые формы межотраслевого сотрудничества, позволяющие уменьшать редакционные расходы без ущерба для качества продукта. Например, с февраля 2010 года в журнале ТВ-Парк появился проект совместный с телеканалами «Ностальгия» и «Кто есть кто»: регулярно публикуется печатная версия телепрограмм[19]:

Акция стартует с одной самых рейтинговых программ телеканала «Кто есть кто» — «Фотоальбом». Герой этой программы рассказывает свою биографию с помощью собственного архива фотоснимков. История знаменитости иллюстрируется уникальным материалом, который ранее не был опубликован. В программе принимали участие такие знаменитости как переводчик советских руководителей Виктор Суходрев, журналист и медиаменеджер Евгений Додолев, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, вдова прославленного советского маршала Екатерина Катукова, трёхкратный Олимпийский чемпион и депутат Государственной Думы Александр Карелин, ветеран спецслужб и писатель Михаил Любимов; политик Ирина Хакамада, и другие выдающиеся личности нашего времени.

С развитием так называемых новых медиа появилось такое явление как блогинг — ведение интернет-дневников на социально значимые и актуальные темы.

В США

После финансового кризиса 2008 года состояние индустрии не в лучшей форме. Только за 2008 года и только в США уволено 16 тысяч журналистов.[20]

Компания Tribune Company (владеющая LA Times) объявила о своём банкротстве.[21] Одна из старейших американских газет Rocky Mountain News прекратила существование, поставив точку в 150-летней своей истории.[22] The Christian Science Monitor перешла к сетевой дистрибуции (то есть ежедневная газета превратилась в обычный интернет-ресурс).[23] За первый квартал 2009 года в США закрыто 120 газет.[24] Тиражи американских изданий упали на 7 % в первом полугодии 2009 года.[25]

Массовые сокращения продолжаются.[26][27]

Здесь тоже разрабатывают новые формы сотрудничества. The New York Times в партнёрстве с Amazon’s Kindle DX старается сформировать новый пул подписчиков[27] и остаться на плаву в эпоху «оцифровки контента».

Профессиональная подготовка

Многие университеты разных стран занимаются подготовкой журналистов и изучением журналистики как социального явления.

В вузах учебный процесс для журналистов отчасти схож с подготовкой филологов, но преподаются и специальные дисциплины, в том числе, связанные с ремеслом (вёрстка, монтаж, управление содержанием веб-сайтов и др). Журналистов-международников готовят на факультете международной журналистики МГИМО (У) МИД России (1968), в магистратуре МГИМО (У).[28]

См. также

Примечания

  1. О. А. Проскурин. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М., ОГИ, 2000
  2. IAMCR
  3. http://www.studyroom.ru/Uchebniki/u1.htm
  4. Concise History of the British Newspaper in the Eighteenth Century
  5. The Fourth Estate — Media Analysis
  6. Вартанова Е. Л. и др. Основы медиабизнеса. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2009 г. ISBN 978-5-7567-0503-4
  7. Основы творческой деятельности журналиста. ГЛАВА 5
  8. Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. ЧАСТЬ III
  9. Прохоров Е.В. Введение в теорию журналистики. Учебник для студентов вузов.. — 7-е изд., испр. и доп.. — Аспект Пресс, 2009. — 351 с. — ISBN 978-5-7567-0475-4
  10. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ“», 2009. — 234 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-982-27613-1
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  12. http://www.ifj.org/en/
  13. WAN-IFRA — Welcome to WAN-IFRA
  14. Home — IAMCR
  15. jhr (Journalists for Human Rights) | Mobilizing Media. Changing Lives
  16. Transparency International
  17. Энциклопедия отечественного кино
  18. TVlution на сайте Первого канала
  19. Совместный проект журнала «ТВ-Парк» и телеканалов «Ностальгия» и «Кто есть кто» — новости компаний Медиа Атлас
  20. Desparate Battle to Save America’s Struggling Newspapers
  21. Tribune Co. files for Chapter 11 bankruptcy protection
  22. Rocky Mountain News Closes Its Doors
  23. CSM Online Only
  24. Newspapers fold as readers defect and economy sours
  25. Newspaper Circulation Declines 7 % in the last six months
  26. Media Trends
  27. 1 2 Kindle DX: Size Might Matter After All
  28. Магистратура международной журналистики МГИМО (У)

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Виды Журналистики — Направления и Сферы

С развитием технологий информационная сфера развилась в нескольких направлениях: фото, радио, телевидение, интернет. Последняя отрасль – самая молодая. Каждая живет по собственным законам и правилам. Часто виды дополняют друг друга: печатные новости фотоотчетами, телевизионные каналы распространяют контент на интернет-площадках, создаются виртуальные радиостанции.

Направления и сферы журналистики

Традиционная сфера – периодическая печать. Появилась после изобретения печатных машин, но достоянием общественности стала с удешевлением печатной продукции. Ранее были распространены рукописные газеты и журналы, но по карману были только интеллигенции.

Сегодня, несмотря на опасения, интернет не заменил ТВ и печатные СМИ. Пользуются спросом новостные, развлекательные и специальные издания. Они следят за качеством подачи информации, ее достоверностью, работают над дизайном и рекламой. Самые известные газеты и журналы в мире:

  • New York Times;
  • Forbes;
  • Cosmopolitan;
  • Daily Telegraph.

Фотожурналистика использует для выражения искусство фото. Представитель этой сферы может стать известным всему миру, не зная других языков, ведь информация понятна через визуал. Многие работы концептуальны или злободневны. Работы этого жанра отличаются выверенностью композиции, выбором моделей и значимостью постобработки. В фотожурналистике разрешены:

  • кадрирование;
  • цветокоррекция;
  • настройки резкости.

Другие манипуляции, включая ретушь кожи, перемещение предметов, удаление пятен нарушают этику. В одной фотографии может быть передана целая история с неограниченным спектром эмоций.

В работе штатного журналиста важна моральная сторона: часто публикуют фото с мест аварий или бедствий. В таком случае важно не перейти грань между искусством и жестоким натурализмом. В репортажной фотожурналистике нужно передать на фото все ключевые моменты или детали мероприятия. Известные американские фотожурналисты: Уильям Смит, Эдди Адамс, Джеймс Нахтвей.
Вторая по возрасту отрасль – радиожурналистика. Долгое время была единственной альтернативой печатным газетам и журналам. Сейчас активно развивается: созданы станции по различным интересам, радиоэфир разбавляют музыкой и интервью. В работе радиожурналиста важны хорошая дикция, правильная речь, умение заинтересовывать зрителя, навыки работы в прямом эфире.

Тележурналистика конкурирует с интернетом. Более популярно телевидение среди представителей старшего поколения, не умеющего пользоваться сетью. Особенность ТВ – возможность получать прибыль за рекламу, а из-за охвата аудитории она в разы выше чем в газетах или на радио. Поэтому сетка вещания в прайм-тайм наполнена передачами, которые заинтересуют зрителя: новости, ток-шоу, развлекательные передачи. Увы, не всегда для учредителей ТВ-канала приоритетным является качество продукта. Из-за разных форматов работа тележурналиста может отличаться: в документальных и научных проектах важны специальные знания, умение подавать факты, в развлекательных – эпатаж, захват внимания и высокие рейтинги, в новостных – оперативность и доступность.

В сфере работают не только ведущие, но и редакторы, сценаристы, специалисты по пиару и рекламе. От их навыков часто зависит успех проекта. За рубежом формат работы ведущего и (или) редактора другой: они обычно не привязаны к одному каналу в отличие от СНГ журналистов.

Интернет-журналистика понимается в узком и широком смысле. В первой трактовке к виртуальным СМИ относят новостные порталы, любительские передачи и радиостанции. Создание контента не требует специального оборудования и большой команды. Исключение – крупные новостные порталы. Интернет СМИ захватывают значительную часть аудитории, преимущественно молодежную.
Многие относят к сфере и блогинг, считая авторов журналистами. Разница между блогом и интернет-журналистикой в высокой степени персонализированности первого. Отличительные черты интернет-изданий:

  • ограниченная правовая сфера;
  • доступность;
  • большой территориальный охват;
  • децентрализованность.

Блогинг или гражданская журналистика не сможет вытеснить виртуальные порталы. У него есть свои плюсы и минусы. Среди достоинств – интерактивность и отклик аудитории, общение автора и читателя (зрителя). Также доступ в определенные регионы как частным лицам. А минусы в ограниченных правах (невозможно попасть на закрытые мероприятия), риск производства неправдивой информации, отсутствие контроля за качеством материала. Часто блогинг сравнивают с гонзо-журналистикой, но это не синонимичные понятия. Интернет-издания и блоги дополняют друг друга, создавая уникальное и полное информационное пространство с традиционными СМИ.

presscenter.kz

Журналистика как сфера информационно-массовой деятельности

Роль информации для журналистики

Информация – это главное «оружие» журналистики, у которой нет никаких прочих средств для выполнения своей социальной роли.

Понятие массовой информации является одним из основных для всей теории журналистики, поскольку сущность журналистики как специфической сферы человеческой деятельности раскрывается через сбор, обработку, компоновку и распространение информации для аудитории, что является скоплением людей, массой.

Феномен массовой информации: истоки

Замечание 1

Для всех СМИ характерен большой путь становления и развития. Например, первые газеты появились еще в начале 17-го столетия, и этот момент можно считать началом процесса формирования журналистики как социального явления.

Журналы стали появляться во второй половине 17-го столетия, тогда же стали появляться ежедневные газеты, и их почти сразу стали использовать в политической борьбе. Но еще ранее главным идеологическим оружием были памфлеты, например, им отводилась очень большая роль в событиях Английской буржуазной революции. Незадолго до Великой Французской революции появились буржуазно-демократические политические газеты.

«Ведомости» являются первой российской газетой. Это издание имело государственный политический характер, и пропагандировало реформы Петра Первого.

Позднее, в период 18-начала 19-го веков журналистика развивалась в форме, при которой основатель и руководитель какого-либо издания был главным и иногда единственным его автором, причем, этот же человек заведовал типографией и распространением. Основную массу периодики тогда составляли журналы. Тиражи того времени были малы по сегодняшним меркам (всего пять-шесть тысяч экземпляров какого-либо одного издания), а пресса могла влиять только на узкий круг людей.

В дальнейшем журналистика Европы активно развивалась. По мере ее развития все чаще стали применяться различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (например, для передачи сообщений на расстояние использовался телеграф). В 19-ом столетии были изобретены революционные для того времени способы воспроизведения фотографических снимков, что были использованы редакторами газет и журналов.

Феномен массовой информации: 20-ый век и современность

К 20-му веку аудитория прессы значительно выросла, что позволило вырасти и доходам от этой деятельности.

Позднее было изобретено радио и телевидение, и первая из этих новых возможностей для передачи информации получила свое развитие к 1920-ым гг., тогда как вторая — к концу 40-ых гг. К 80-м годам три типа каналов массовой информации вошли в единую журналистскую систему. С этого времени становится заметно формирование единого мирового информационного пространства, и государственные границы уже не были проблемой для распространения массовой информации.

Окончание «холодной войны», исчезновение военных угроз придало журналистике большую роль во всех процессах развития цивилизации. Так ей стал присущ ярлык «четвертая власть» из-за ее очень значительной роли, которую он играла в обществе посредством формирования массового сознания.

В конце прошлого века и в 21-ом столетии заметен активный рост информационных технологий. Новейшие формы коммуникации влияют на функционирование и вид СМИ (например, у всех печатных СМИ появились свои интернет-версии).

Замечание 2

Современная массово-информационная деятельность при сложившейся глобальной системе коммуникаций и появившейся возможности доступа большого количества людей к различным событиям, была невозможна еще около столетия назад. Таким образом, это любопытный феномен именно прошлого — 20-го — информационного века. Тот век был отмечен именно своей «массовостью» во всех сферах деятельности, например, изобретение конвейера (что сделало возможным массовое производство товаров). Подобное предопределило в первую очередь активное развитие науки и техники. Благодаря этому развитию и появился феномен массовой информации, и журналистика стала сферой массово-информационной деятельности.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о