Смешанная экономика наполовину плановая наполовину рыночная – , , —

Содержание

Смешанная экономика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2017;
проверки требуют 6 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2017;
проверки требуют 6 правок.

Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономическая система, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идеи смешанной экономики придерживаются сторонники демократического социализма.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; протекционизм.

Большинство современных национальных экономик — смешанные, так как включают в себя как частное, так и государственное производство товаров и услуг. После Второй мировой войны в большинстве экономик западных стран усиливалась роль государства, однако в 80-е годы наблюдалась обратная тенденция[1].

  1. ↑ Бизнес. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.
  • Блюмин И. Г. Критика теорий «планового капитализма» и «смешанной экономики» // Критика буржуазной политической экономии: В 3 томах. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. II. Критика современной английской и американской политической экономии. — С. 415-417. — 519 с. — 3 200 экз.

ru.wikipedia.org

Смешанная экономика ☑️ определение, признаки, плюсы и минусы, характеристика, что составляет основу смешанной экономики, в каких странах, примеры, что производит, структура

Основное понятие

Смешанная экономика — это система, в которой частные производители и государственные предприятия работают в тандеме в экономике. В смешанной системе индивидуальным предпринимателям, предприятиям и корпорациям разрешается преследовать свои наилучшие интересы на рынке, в то время как правительственным или общественным программам, организациям и предприятиям в равной степени разрешается предоставлять услуги и т. п. на рынке, а также вмешиваться в такие области как торговля или налоги.

Тем не менее смешанная система — это не то же самое, что экономика с ограниченным доступом, потому что правительство борется за ограниченные ресурсы на рынке и может контролировать и вводить санкции в отношении корпораций или предприятий в частном секторе. Кроме того, эта система действительно следит за уровнем прибыли и может помешать распределению ресурсов.

Согласно неоклассической теории, она менее эффективна, чем чисто свободные рынки. Но сторонники государственного вмешательства утверждают, что базовые условия, необходимые для эффективности на свободных рынках (равная информация и рациональные участники рынка), не могут быть достигнуты в практическом применении.

Большинство современных экономик имеют синтез двух или более экономических систем. Государственный сектор работает вместе с частным, но может конкурировать за те же ограниченные ресурсы. Смешанные экономические системы не блокируют частный сектор от извлечения прибыли, но регулируют бизнес и могут национализировать отрасли, предоставляющие общественное благо.

Например, экономика России является смешанной, поскольку она оставляет право собственности на средства производства в основном в частных руках, но включает такие элементы как субсидии для сельского хозяйства, регулирование производства и частичное или полное государственное владение некоторыми отраслями такими как доставка писем и национальная оборона.

Фактически все известные исторические и современные экономики находятся где-то на континууме смешанных систем. И чистый социализм, и чистый свободный рынок представляют только теоретические модели.

Характеристики смешанной экономики

У данной системы есть некоторые особенности и характерные черты. Основные признаки смешанной экономики:

  1. Сосуществование частного и государственного секторов. Определённые отрасли находятся в государственном секторе, а некоторые отрасли — в частном. Индивидуальные предприниматели и фирмы владеют отраслями частного сектора.
  2. Прибыль является основным мотивом отраслей частного сектора. В государственном секторе отрасли принадлежат и управляются правительством. У общественных отраслей промышленности будет мотив получения прибыли, но также и для продвижения социального обеспечения.
  3. Полная экономическая свобода. Это означает, что потребитель может свободно покупать любой товар, который ему нравится.
  4. Частная собственность разрешена. Однако следует помнить, что должно быть равное оптимальное распределение богатства и доходов. Необходимо обеспечить, чтобы прибыль и имущество не концентрировались в нескольких карманах.
  5. Плановая экономика. Вся экономическая структура подлежит планированию правительством. Комиссия решает задачи, осуществляет распределение ресурсов и т. д.
  6. Проверка экономического неравенства. В этой системе правительство принимает несколько мер по сокращению разрыва между богатыми и бедными путём прогрессивного налогообложения доходов и богатства. Малоимущим предоставляются субсидии, а также возможности трудоустройства. Другие меры такие как пенсия по старости, бесплатные медицинское обслуживание и образование также предпринимаются для повышения уровня жизни бедных людей. Следовательно, всё это помогает уменьшить экономическое неравенство.
  7. Контроль над монополиями. В рамках этой системы правительство предпринимает огромные инициативы по контролю над монопольными практиками среди частных предпринимателей посредством эффективных законодательных мер.

Преимущества и недостатки

Хотя, безусловно, есть много сторонников данного типа экономической системы (и многочисленных преимуществ, которые она предоставляет), есть у неё и критики. Плюсы и минусы смешанной экономики:

  1. Одним из очевидных преимуществ является то, что аспект рыночной экономики позволяет определять цены товаров в зависимости от спроса и предложения. Кроме того, ресурсы, товары и услуги направляются туда, где они наиболее полезны.
  2. Ещё одним преимуществом данной системы является её капиталистический подход к вознаграждению наиболее трудящихся или наиболее эффективных предприятий на рынке. Предоставляя псевдосвободный рынок, смешанная система позволяет изготовителям с самой высокой прибылью подниматься наверх и продолжать производить и генерировать капитал, что, в свою очередь, даёт потребителям лучшие цены.
  3. Допуская конкуренцию, она также способствует созданию и развитию среды инноваций и эффективности, заставляя компании конкурировать за производство многообразия более качественных продуктов или услуг для потребителей, что, в свою очередь, принесёт пользу как потребителям, так и рынку. Таким образом наиболее эффективными производителями являются те, которые получают прибыль и капитал для продолжения создания и внедрения экономически эффективных способов удовлетворения потребностей потребителей.
  4. Ещё одно огромное преимущество заключается в том, что эта система по-прежнему сосредоточена на таких областях как аэрокосмическая, оборонная промышленность и технологии, которыми рыночная экономика может пренебречь. Таким образом роль государства в смешанной экономике заключается в эффективной разработке продуктов и программ в этих областях, позволяя частным предприятиям сосредоточиться на многих других секторах.
  5. Более сильное государственное присутствие в экономике гарантирует, что малые предприятия не будут находиться вне конкуренции из-за крупных конгломератов, и предотвращает широко распространённые монополии, которые могут создавать барьеры для входа на определённые рынки.

Однако, как считают экономисты, смешанная система ни в коем случае не является идеальной. Наряду с многочисленными достоинствами, существуют и минусы:

  1. Несмотря на то что правительство часто ходатайствует о том, чтобы мелкие компании боролись с конкуренцией, это не всегда эффективно, а более чистые аспекты рыночной экономики могут усложнить конкуренцию для производителей, если они не являются одними из самых успешных.
  2. Ограниченность вмешательства правительства может нанести вред производителям, как и чрезмерное влияние. Некоторые утверждают, что смешанная система позволяет правительству самостоятельно монополизировать определённые отрасли (например, оборонную), а субсидируемые государством производители, по существу, отвечают за этот сектор, что может создать для страны больший долг и замедлить экономический прогресс.
  3. Ещё одна важная проблема — в смешанной модели преобладает государственная защита такая как налоговые льготы или субсидии, или, возможно, наиболее спорная из всех мер по спасению. Некоторые крупные корпорации могут получить особый режим от правительства, что может нарушить естественный поток экономики.

Особенности и отличия

Множество экономических систем используют различные аспекты рынка и правительства — будь то полное государственное вмешательство или процессы свободного рынка. Сравнение систем кратко можно изложить следующим образом:


  1. Рыночная. В то время как смешанная система сочетает свободный рынок с планированием и вмешательством центрального правительства, рыночная полагается исключительно на свободный рынок (и правила спроса и предложения) для регулирования экономики. По этой причине мотивы прибыли, стимулы и капитализм являются движущими факторами экономики. Примеры рыночной экономики включают Новую Зеландию и Швейцарию.
  2. Командно-административная. Командная экономика управляется исключительно государственным регулированием, определяя цены, производителей и ресурсы товаров. По этой причине, в отличие от смешанной экономической системы, в командной практически нет конкуренции. Примером является Северная Корея и Куба, которые идентифицируют себя как коммунистические страны и контролируют большую часть (если не всю) экономической деятельности.
  3. Традиционная. Несмотря на то что традиционная экономика является гораздо менее распространённой, чем смешанная или рыночная, это системы, функции которых основываются на обычаях и традициях для определения экономической деятельности таких как бартер и сельское хозяйство и сбор средств. Большинство традиционных экономик в 2019 году можно найти на развивающихся рынках или в государствах таких как страны Африки или Ближнего Востока. Традиционная экономика часто фокусируется на производстве и распределении с точки зрения того, что необходимо (и часто не создаёт излишек товаров). По этим причинам она была в значительной степени заменена смешанной или рыночной системами в ​​основных экономических державах в мире.

Таблица сравнения характеристик разных экономических систем.







Критерии сравнения. Рыночная система. Традиционная система. Командная система.
Производимые товары. Востребованные товары. Проблемы производства решаются, согласно устоявшимся традициям. Блага для всего общества.
Потребители. Для потребителя конкретного товара. Для многообразия потребителей.
Способ производства. Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли. Решают только центральные органы власти в государстве.
Право собственности. Общество. Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая. Преобладает государственная собственность.
Роль государства в экономике. Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций. Отводится роль «ночного сторожа» -охрана границ государства и правопорядка внутри страны. Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Яркий пример

Один из наиболее ярких примеров смешанной системы — США. Как подробно изложено в Конституции, в начале своего существования данная страна разработала экономическую систему, которая защищала права собственности и предотвращала вмешательство властных структур в деловую практику.

США продолжают придерживаться данной экономической системы, и, согласно индексу, показатель экономической свободы составляет 75,7, что является 17-м свободным показателем в индексе 2018 года.

Америка использует смешанную экономику, имея большой частный сектор и свободный рынок, который обеспечивает достаточную конкуренцию и использует эффективность и инновации для производства продуктов, а также централизованное государственное планирование в определённых областях таких как здравоохранение или налогообложение корпораций (среди прочих возможностей) и управление торговлей. Другие страны со смешанной экономикой — это Франции ​​и Великобритания, которые сочетают смесь государственного вмешательства и свободных рынков.

nauka.club

Смешанная экономика — это… Что такое Смешанная экономика?

Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идею смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право в собственности или оперативном управлении средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; протекционизм.

По одной из точек зрения[источник не указан 343 дня], большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.

dic.academic.ru

Плановая экономика — Википедия

Пла́новая эконо́мика, пла́новое хозя́йство или кома́ндная эконо́мика[1], — экономическая система, при которой материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом[2]. Система централизованного планирования существовала в СССР и других странах, которые идентифицировали себя как социалистические. В форме дирижизма активно применялась во время Второй мировой войны и в ведущих капиталистических странах, например, в Великобритании и Франции.

Плановая экономика может использовать централизованное и децентрализованное планирование или формы экономического планирования основанные на участии[3][4]. Плановая экономика контрастирует с неплановой экономикой, особенно с рыночной экономикой, где автономные фирмы, работающие на рынках, самостоятельно принимают решения о производстве, распределении, ценообразовании и инвестициях. Рыночная экономика, использующая индикативное планирование, также может называться плановой рыночной экономикой.

…превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом…

При плановом (командно-административном) хозяйствовании государственные органы практически полностью планируют ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, регулируют (командными методами) цены на все продукты и величины всех заработных плат.
Инвестиционные решения также принимаются централизованно.

Такая экономическая система зачастую отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике.

Преимущества[править | править код]

  • Меньшее социальное расслоение;
  • Возможность сконцентрировать все ресурсы для производства определённой продукции, что может быть важным в кризисной ситуации.

Недостатки[править | править код]

  • Трудоёмкий процесс планирования.
  • По мнению ряда исследователей (Г. Д. Гловели[6], М. Кастельс и Э. Киселёва[7], Я. Корнаи[8]), система централизованного планирования не в состоянии оперативно реагировать на новейшие достижения научно-технического прогресса при долгосрочных планах, что негативно сказывается на эффективности производства и экономической деятельности страны. Плановая экономика способна удовлетворять спрос либо на массовые однотипные товары (например, изделия военной отрасли: автоматы, танки; тушёная говядина), либо на уникальную продукцию, затраты на выпуск которой могут быть очень высокими (например, реактивные двигатели, спутники, космическая техника).
  • Закрытость негативно влияет на экономическое развитие, особенно в случае с неприспособленными к автаркии малыми странами.

Планирование в СССР и странах социалистического блока[править | править код]

Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР использовались как инструмент быстрого экономического развития СССР с 1928 года. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза.

За советскую историю было принято 12 пятилетних и 1 семилетний план (1959—1965). Последняя, 13-я пятилетка не была реализована в связи с фактическим демонтажом плановой экономики в последние месяцы существования СССР (Госплан был упразднён 16 мая 1991 года) и последующим распадом страны.

В период нахождения у власти И. В. Сталина установились следующие приоритеты централизованного планирования:

  1. инвестиций перед потреблением, промышленности перед сельским хозяйством, материального производства перед сферой услуг;
  2. производства средств производства перед производством потребительских товаров;
  3. военной продукции перед гражданской;
  4. отечественных товаров перед импортными.

Ключевой приоритет инвестиций перед потреблением в конце 1920-х годов получил теоретическое обоснование в математической модели экономического роста Г. А. Фельдмана[9]. В СССР и восточноевропейских странах по сравнению со странами с рыночной экономикой, находящимися на сопоставимом уровне развития, производилось больше продукции тяжёлой промышленности и военного назначения, меньше услуг, доля инвестиций в ВВП была выше, масштабы внешней торговли и уровень урбанизации — ниже[10].

Практика централизованного планирования помимо теоретических установок испытывала воздействие заинтересованных социальных сил и лоббирования отраслевых интересов, приводившее к коррекции основной тенденции, когда на какое-то время становились преобладающими вопросы потребления. Данные открывшихся в 1990-е годы советских архивов свидетельствуют, что фактическое распределение ресурсов не соответствовало его основным декларированным принципам. Генеральные направления, одобренные высшим политическим руководством, не были увязаны с операционными планами предприятий, не были обеспечены поставками ресурсов в требуемом объёме. Планы устанавливали на основе догадок, интуиции, вместо точных расчётов и вертикальной субординации осуществлялся административный торг на каждом уровне советской экономики, в результате которого годовые планы часто пересматривали в процессе их выполнения[9][11][12].

Пятилетние планы в качестве основного инструмента планирования применялись также во многих социалистических странах, как правило, на основе опыта СССР. Страны члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) осуществляли также совместную плановую деятельность на основе принятой долговременной Комплексной программы социалистической экономической интеграции.

Последними государствами с полностью централизованной плановой экономикой оставались Куба и Северная Корея. В октябре 2010 года на Кубе началась масштабная программа реформ, предусматривающая поворот к частному бизнесу и отказу от тотального централизованного планирования[13]. В КНДР отказ от плановой системы произошёл «снизу», под влиянием экономических проблем в стране, даже несмотря на негативное отношение правительства к рынку. Нынешнее руководство страны относится к произошедшим переменам в экономике более лояльно[14].

Планирование в странах с рыночной экономикой[править | править код]

Элементы централизованного планирования применялись многими странами, в том числе с рыночной экономикой. Так, во время Второй мировой войны они широко применялись во всех воюющих государствах, а после неё пятилетние планы вводились даже в монархическом Непале. Во многих странах Западной Европы используется индикативное планирование. Так, во Франции существует должность генерального комиссара по планированию. Значительна роль государства в экономике и в соседней Бельгии, государственные расходы в структуре ВВП составляют 55 %. Планированием и значительным госсектором также отличаются страны Скандинавии. Так, в Норвегии нефтегазовые и биологические ресурсы находятся в руках государства и им управляются. В этих странах полностью соблюдается принцип неприкосновенности частной собственности.

В настоящее время, Индия, Китай, Вьетнам и другие страны формируют национальные пятилетние планы экономического развития, имеющие индикативный характер, ключевые показатели которых используют для целей собственного планирования государственные и частные компании этих стран.

Основная статья:

ru.wikipedia.org

Смешанная экономика

Общие положения смешанной экономики

Определение 1

Смешанная экономика — это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.

Замечание 1

В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем — рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.

Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определённые цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель — это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.

Рисунок 1. Основные черты японской и шведской моделей экономики

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

Смешанная экономика в России

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

  • опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

  • приватизация — разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;

  • либерализация ценообразования — переход от жёстких государственных цен к свободным рыночным ценам.

Условиями формирования рынка являются:

  • постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

  • комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка — товарного, финансового и рынка труда;

  • активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

  • создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

  • постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

  • обеспечение со стороны государства социальной защищённости граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

  1. Свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;
  2. Полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;
  3. Свобода конкуренции, там, где она эффективна;
  4. Свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

В послевоенные десятилетия смешанная экономика стала основной концепцией развития во всех развитых странах: противоборство сверхдержав, ожесточённое экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развёртывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. Консервативная контрреволюция 1980-х годов хотя и проводилась под громкими лозунгами реставрации рыночной экономики, свелась, на деле, к видоизменению смешанной экономики — некоторому ослаблению прямых методов государственного регулирования в пользу косвенных. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран всех континентов представляют собой модификации смешанной экономики.

Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Рисунок 2.

Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.

Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.

Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объёму набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.

Как правило, в странах со смешанной экономической системой государство несёт расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.

spravochnick.ru

20. Смешанная экономика

Смешанная
экономика — это экономика, которая
включает как частную, так и общественную,
либо государственную собственность на
средства производства. Она позволяет
частным предпринимателям и физическим
лицам принимать независимые финансовые
решения, однако их автономия ограничена
тем, что государство или общество
обладает приоритетом в этих финансовых
вопросах. В рамках смешанной экономики
частные предприятия имеют право обладать
средствами производства, свободно
перемещать товары, осуществлять сделки
по купле-продаже, нанимать и увольнять
работников. Ряд услуг и элементов
инфраструктуры финансируются за счёт
налогов, субсидируются из бюджета либо
принадлежат государству: юридические
услуги, библиотеки, дороги, школы,
больницы, силовые структуры, и т.д.
Вводится ряд специальных налогов с
целью возможности выплат: социальной
помощи, пенсий, обязательного страхования,
государственных субсидий.

Государство
также осуществляет:


регулирование
— трудовое, антимонопольное, корпоративное,
таможенное;


защиту
интеллектуальной собственности, прав
потребителей, окружающей среды.

Для
уменьшения социальной напряженности
малообеспеченным группам населения
гарантируется приемлемый уровень жизни
за счет частичного перераспределения
национального дохода. Эта модель основана
на социально-культурных особенностях
нации — массовой ориентации на достижение
личного успеха.

Японская
модель характеризуется определенным
отставанием уровня жизни населения от
роста производительности труда. За счет
этого достигается снижение себестоимости
продукции, повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке. В целях поощрения
предпринимательской активности не
принимаются серьезные меры по контролю
за имущественным расслоением.

Шведская
модель отличается сильной социальной
политикой, направленной на сокращение
имущественного неравенства за счет
перераспределения национального дохода
в пользу наименее обеспеченных слоев
населения. Главным содержанием данной
модели является сохранение основных
средств производства в частном владении
при отторжении от капитала права
распоряжения доходами. Государство
располагает всего четырьмя основными
фондами, зато доля государственных
расходов находится на уровне 107с
ВВП.причем более половины из них
направляется на социальные цели.
Естественно, это возможно только в
условиях высокой нормы налогообложения.

Германская
модель экономики исходит из того, что
в центре преобразований находится
человек с его интересами как свободная
личность, сознающая свою ответственность
перед обществом. Выполняя определенные
функции, человек извлекает пользу для
себя, для семьи и своей социальной
группы. Функцией государства является
обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.

21. Переходная экономика

Транзитология
(экономика переходного периода) —
экономическая научная дисциплина,
предметом которой являются проблемы
трансформации хозяйственных систем, а
объектом — экономика страны иди стран,
находящихся в процессе перехода от
одного состояния социально-экономической
системы к качественно иному состоянию.

Переходные
экономические отношения характеризуются
тем, что в этот момент они соединяют в
себе черты как прежнего, так и нового
устройства общества. Переходная экономика
представляет собой преобразование всей
системы экономических отношений, а не
только реформирование их отдельных
элементов. Переходная экономика —
промежуточное состояние экономики в
результате социально-экономических
преобразований; это переходное состояние
от одной социально-экономической системы
к другой.

Экономика
переходного периода обладает рядом
специфических характеристик, отличающих
ее от экономики, находящейся в относительно
стационарном состоянии и развивающейся
на собственной основе.

Во-первых,
переходная экономика многоукладна.
Экономический уклад — особый тип
экономических отношений. Многоукладность
— наличие ряда секторов хозяйства,
характеризующихся различными формами
производства. Главной особенностью
межсистемного перехода является то,
что в обществе сосуществуют экономические
отношения обеих экономических систем
— и уходящей и формирующейся.

Во-вторых,
неустойчивость развития. Каждая из
зрелых ступеней эволюции общества и
экономики являлась и является целостной
системой. Переходная экономика
характеризуется сочетанием как старых,
так и новых экономических форм и
отношений. Поэтому она объективна
нецелостна, а следовательно, и неустойчива.
Переходная экономика предполагает
поиск новых более эффективных форм
экономических отношений. На этом пути
допускаются и просчеты и ошибки. Возможно
возвратное движение. Например, в случаях,
когда применение той или иной хозяйственной
инновации ухудшает макроэкономическую
ситуацию.

В-третьих,
альтернативность развития. Итоги
развития переходной экономики могут
быть вариантны. Экономические реформы
направлены на достижение определенного
ожидаемого результата. Однако эти
реформы могут и не оправдать ожиданий.
Многие экономические преобразования
либо не дали положительных результатов,
либо дали, но слишком незначительные.
В итоге завершения периода перехода от
одной экономической системы к другой
могут сформироваться разные варианты
хозяйственного уклада, которые
представляют разные варианты развития,
эволюции общества.

В-четвертых,
особый характер противоречий. В условиях
переходной экономики экономические
противоречия представляют собой
противоречия развития (между новыми и
старыми элементами производственных
отношений), а не противоречия
функционирования (внутри каждого
производственного отношения).

В-пятых,
историчность, т. е. преходящий характер
переходной экономики, которая сменяется
периодом зрелого развития экономической
системы.

Длительность
преобразований в переходной экономике
объясняется как сложностью проходящих
процессов, так и инерционностью прежней
системы хозяйствования (невозможностью
быстро изменить технологический базис
и структуру народного хозяйства, создать
новые экономические институты, обучить
кадры и пр.). Переходный период —
исторически непродолжительный срок,
во время которого происходит ликвидация
или коренное преобразование одной
экономической системы и формирование
другой.

studfile.net

Плановая и рыночная экономика

Понятие экономической системы

Хозяйственная жизнь человека начала формироваться еще в древности. Любая активность, направленная на жизнеобеспечение семьи или небольшой общины, могла быть рассмотрена в качестве экономической составляющей. Эволюция человека усложняла хозяйственные процессы в обществе. Например, объемы обменных операций между индивидами значительно увеличились с появлением единой единицы расчета, которая сначала была представлена натуральным продуктом, а затем драгоценными монетами. Постепенно сформировалось понятие частной собственности, в тот период главным фактором производства стала земля. Землевладельцы использовали рабский труд для обработки своих наделов и получения доходов. Однако, это способствовало специализации труда, выделению скотоводства, земледелия и ремесел.

Большое значение в развитии экономики во всем мире сыграли Великие географические открытия, приведшие к интенсивному росту международной торговли, накоплению капиталов, появлению банков и усложнению хозяйственных связей. Еще одним значимым событием стала промышленная революция, которая внесла качественные изменения во все сферы жизни человека.

В системе хозяйственных отношений особое место уделяется экономическим системам различного уровня сложности. Они представляют собой совокупность взаимосвязей между множеством экономических элементов, складывающихся относительно воспроизводственного процесса в обществе, включающего в себя создание, распределение, сбыт и потребление. Существует несколько подходов к градации экономических систем. Например, из подразделяют на:

  • Доиндустриальные, для которых характерны следующие признаки – производство связано с земледелием, основной экономический фактор – земля, а господствующий класс – землевладельцы.
  • Индустриальные. Основная сфера экономики – промышленность, производственный фактор – капитал, социальный класс – капиталисты.
  • Постиндустриальные. Ведущая экономическая сфера – услуги, фактор – информация, класс – владельцы информации.

Так же используется более классический подход к выделению отдельных экономических систем. Он базируется на определении формы собственности и отношений, складывающихся между экономическими субъектами. Выделяют традиционную, командную, рыночную и смешанную экономические системы или модели.

Традиционная и плановая экономики

Самой первой системой экономических отношений была традиционная модель. Она строилась на принципах передачи и поддержания традиций. Во главе общества стоял старейшина, который решал все возникающие социальные, экономические и политические проблемы. Именно, традиционный уклад определяет направленность производства и ход осуществления экономических отношений. Роль каждого члена общества обычно формируется благодаря его наследственности и родословной. Подобная модель экономических отношений сохранилась и в наши дни в местах, отдаленных от цивилизации, а также в качестве культурного и исторического наследия. Для традиционной модели характерны следующие черты:

  • Низкий уровень технологического и производственного развития.
  • Ручной труд преобладает над машинным.
  • Малоразвитое среднее и малое предпринимательство.
  • Преобладание во всех сферах жизни общества обычаев и традиций.

Плановая экономическая модель широко использовалась в странах, строивших социализм после Второй мировой войны. Крупнейшим государством, применявшим данный тип экономического устройства, был Советский Союз. Формирование централизованной системы управления на всех уровнях власти, социальной и хозяйственной жизни позволило в достаточно короткие сроки восстановить экономику страны до довоенного уровня, а в некоторых отраслях показать передовые мировые результаты.

При командной (плановой) экономике все планирование находится в руках государственной власти. Она определяет объемы выпуска, цены, рынки сбыта. Она же осуществляет контроль над исполнением и соответствием установленных норм и правил. В такой модели экономических отношений не существует конкуренции. Производители не стремятся к расширению рынка сбыта, привлечению покупателя. Обычно, каждое предприятие выпускает конкретный товар или ассортиментную линейку, у которой нет аналогов. Потребитель вынужден покупать только то, что предложено производителем.

Замечание 1

Командная экономика является одной из самых прозрачных и управляемых. Однако, она обладает рядом недостатков. Полное отсутствие конкурентной борьбы приводит к стагнации системы. В конечном итоге большинство экономических систем, построенных на принципах сильной централизованной власти, совершили переход к рыночным отношениям, так как командная модель привела хозяйственную жизнь этих стран к упадку.

Рыночная и смешанная экономические системы

Современные национальные экономики обычно представляют собой смешанные модели, которые включают в себя элементы всех хозяйственных структур. Часть отраслей может быть представлена традиционными экономическими отношениями. Это позволяет сохранить культурные традиции и историческое наследие конкретной нации или общества. Централизованные экономические системы хорошо работают в стратегических отраслях и отраслях, имеющих важное значение в национальной безопасности. Государственное управление в данных областях позволяет своевременно отслеживать любые угрозы и негативные тенденции.

Современное общество строится на рыночном механизме. Такая модель отношений показала себя в качестве одной из наиболее гибких. Она способна адаптироваться под запросы общества, которые постоянно растут в геометрической прогрессии. Отличительными особенностями рыночной экономики являются:

  1. Наличие частной собственности.
  2. Свобода действий экономических субъектов.
  3. Конкуренция.
  4. Рыночное саморегулирование.
  5. Ограниченное государственное воздействие.

Вышеперечисленные условия способствуют развитию предпринимательства, в котором субъекты хозяйствования самостоятельно определяют что, для кого и когда производить. Потребители имеют возможность неограниченного выбора. Они руководствуются лишь своей текущей потребностью и финансовыми возможностями. Для рыночной модели характерно разнообразие форм собственности. Они накладывают конкретные обязательства и ограничения на предприятия. Конкуренция позволяет оптимизировать рыночный механизм. Она способствует выживаемости тех предприятий и производителей, которые постоянно развивают свой бизнес. Кроме того, она создает условия формирования справедливой цены, способной удовлетворить потребности обеих сторон сделки.

Замечание 2

Роль государства, как правило ограничена. Система регулируется за счет рыночного механизма. Государственная власть может оказывать воздействие на рынок, но лишь ограниченным числом инструментов, куда входят трансферты, государственные закупки и фискальная политика.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о