Социальная группа что это – Социальная группа — Википедия

Содержание

Социальная группа — это… Что такое Социальная группа?

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1]

История

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию.[2]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[3].

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[4]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «

прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[5].

Признаки

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. «Первичная (базовая) группа» относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. «Вторичные группы» (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения.

[6]

Структура социальных групп

Структура — это строение, устройство, организация. Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: «ядро» (а в некоторых случаях — ядра) и «периферию» с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и не обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[7]

Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире — среднего слоя (среднего класса)[8][источник не указан 1315 дней].

Примечания

  1. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2011: Обществознание, М:2010
  2. Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г до н. э.)
  3. Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 134.
  4. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 133.
  5. Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования». 1996. № 12, с. 90-105
  6. «Social group.» Encyclopaedia Britannica. Encyclopedia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc, 2012. Web. August 26, 2012. — <Http://www.britannica.com/EBchecked/topic/551247/social-group>.
  7. Всероссийский банк учебных материалов РЕФ.РФ
  8. См. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Раздел V. Социальные процессы. Глава 3. Социальная мобильность. М.: Наука, 1994.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — это… Что такое СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА?

— любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

Внешние отличительные признаки С.Г.: 1) статика существования С.Г. проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) С.Г. характеризуется определенным набором социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) С.Г. имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой С.Г.: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения С.Г. имеет давнюю традицию. Еще Т. Гоббс попытался дать определение С.Г. как «…известного числа людей, объединенных общими интересом и делом», и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории С.Г. является Зиммель , рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение С.Г. внес Кули , рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория С.Г. получила в работах Мэйо , акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено , который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия.

Общие проблемы взаимодействия С.Г. с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом .

Наибольшее развитие теория С.Г. получила в рамках психологии, где акцентировались именно интрогрупповые характеристики, через призму которых далее проецировался внешний мир. Именно в таком контексте получили жизнь три общепсихологических подхода к изучению группы в целом и межгруппового взаимодействия: 1) мотивационный (Фрейд — , Адорно — ), где постулатом являлся момент образования группы на основе общей выгоды и целей с позиций аутгрупповой враждебности и внутригрупповой сплоченности; 2) ситуационный (А. Тэджфел, М. Шириф), где единственным основанием для образования группы являются цели: «…индивиды, стремящиеся к цели посредством взаимозависимых действий, становятся группой, они развивают социальную иерархию и специфические нормы»; 3) когнитивный (Фергюссон, Келли, Горовитц и др.), когда формирование группы имеет место там, где два или более человека начинают воспринимать себя с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации. Любая совокупность людей с большей вероятностью будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях.

В социологических теориях вопрос изучения С.Г. имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ  и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие «С.Г.» имеет свою специфику в интерпретации.

Е.А. Коростелева

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

sociology_encyclopedy.academic.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ — это… Что такое СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ?

        относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфич. взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие С. г.

        Гоббс в кн. «Левиафан» дал первое чёткое определение группы как «… известного числа людей, объединенных общим интересом или общим делом» и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные и др. (см. Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 244). В дальнейшем этот термин использовался для характеристики экономич. и политич. С. г. англ. экономистами, франц. историками и социалистами-утопистами. Во 2-й пол. 19 в. Гумплович объявил биологич. расу основной социальной группой. Кули в нач. 20 в. считал важнейшими «первичные группы» (семья, соседские и дружеские компании); в совр. бурж. социологии этот подход разработан в теориях малых групп [Мейо, Морено, Хоманс и др.]. Для большинства бурж. теорий С. г. характерно отсутствие классового анализа социально-групповых процессов. Характеризуя разработку проблемы С. г. в буржуазной социологии, В. И. Ленин писал: «Само по себе это понятие слишком еще неопределенно и произвольно: критерий различения „групп» можно видеть и в явлениях религиозных, и этнографических, и политических, и юридических и т. и. Нет твердого признака, по которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные «группы»» (ПСС, т. 1, с. 428-29).         Марксизм выработал новый историко-материалистич. подход к С. г., суть которого заключается, вопервых, в применении к группам принципа историзма: существуют, не группы общества вообще, а группы исторически определённого общества, характер и роль которых меняются вместе со сменой общественно-экономич. формаций. Во-вторых, было доказано, что в условиях классового общества основными С. г. являются классы: они оказывают определяющее воздействие на все области обществ. жизни, на поведение всех других С. г., каждая из которых выделяется по своему специфич. признаку. Этот материалистич. принцип лежит в основе науч. анализа С. г.         Различают большие, средние и малые С. г. Большие С. г.— это совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, проф. группы, этнич. общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодёжь, пенсионеры) и ДР· Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредств. контакта с др. членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две осн. стадии развития больших групп: спонтанная (напр., «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации, имеющие целью осуществление интересов данной большой группы. Производств. объединения работников одного предприятия и терр. общности (жители одной деревни, города, района) можно назвать средними (или локальными) группами. Терр. общности являются спонтанными групповыми образованиями. Производств. объединения создаются для достижения определённой цели и регулируют свой состав и отношения с помощью иерар-хич. структуры власти, формализованных коммуникаций, способов принятия решений и санкций (см. Коллектив).         Существуют также многообразные малые группы — семья, первичные производств. ячейки (бригады), соседские общности, дружеские компании, школьный класс и т. п. Специфич. признаком малой группы являются непосредств. контакты её членов друг с другом. Каждая малая группа обладает определённой структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутритрупповых межличностных отношений. Различают целевые (формальные) и социальнопсихологич. (неформальные) малые группы: первые функционируют в соответствии с заранее установленными (обычно — официально фиксированными) целями, положениями, инструкциями, уставами; вторые складываются на основе личных симпатий и антипатий. В формальной малой группе также складываются неформальные отношения между её членами, и успех её функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формальной и неформальной структур группы.         Различные С. г. не образуют строгой иерархии, но взаимно влияют друг на друга. В условиях классово антагонистич. общества поведение всех групп (этнич., демографич., малых и др.) определяется борьбой классов, поэтому вся система С. г. (социальная структура) оказывается по своей сути конфликтной. Напротив, в условиях социализма социальная структура общества развивается на основе единства интересов основных С. г., что не исключает существования социально-групповых различий и противоречий. Важную роль в их преодолении призвано сыграть социальное планирование на всех уровнях: общества в целом, отраслей, регионов, трудовых коллективов.         Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Ленин В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, [пер. с польск.], М., 1969; Десев Л., Психология малых групп, пер. с болг., М., 1979; ?оmans G. С., The human group, ?. ?.— Burlin-gatne, 1950; Hahn E., Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis, B., 1965; Group dynamics, eds. D. Cartwright, A. Zander, L., 19683;         см. также лит. к ст. Классы.

        Н. И. Лапин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

3.2 Социальные группы

Видеоурок:  

Лекция:  

Социальные группы

Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).

В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому — либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.  

Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.


Виды социальных групп

 

Социальные группы

Виды

Признаки

Примеры

1.
Первичные
Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство «мы», ценятся индивидуальные качества
Семья, школьный класс, друзья
Вторичные
Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции
Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты

2.

Большие

Большая численность

Нации, возрастные группы, профессиональные группы

Малые

Небольшая численность

Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив

3.


Формальные

Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями

Партия, трудовой коллектив

Неформальные

Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано

Друзья

4. РеферентнаяРеальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется Политическая партия, конфессия
Нереферентная Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в нейШкольный класс, спортивная секция, трудовой коллектив

5.




Профессиональные

Совместная профессиональная деятельность

Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары

Этнические

Общая история, культура, язык, территория

Русские, французы, немцы

Демографические

Пол, возраст

Мужчины, женщины, дети, старики

Конфессиональные

Общая религия

Мусульмане, христиане, буддисты

Территориальные

Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности

Горожане, селяне, провинциалы

Функции социальных групп

Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:

1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.

2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.

3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.  

4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства. 

 


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные группы»

Интеллект-карта по обществознанию №36

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

 

cknow.ru

Что такое социальная группа. Структура и психологические особенности группы людей

Говоря о своей принадлежности к какому-то сообществу, мы чаще всего имеем в виду профессиональный коллектив, семью или этнос. Но человек одновременно является членом множества разнообразных социальных образований, которые принято называть группами. И общество – это сложная система групп, связанных между собой многочисленными связями. Поэтому группа считается одним из важнейших объектов социальной психологии.

Группа как общность людей

Учитывая разнообразие групп и функций, которые они выполняют в обществе, дать точное определение этому социально-психологическому объекту непросто. В современной науке есть несколько подходов к пониманию сущности группы. Один из них – максимально широкий – оценивает как группу любую совокупность людей, объединенных чем-то общим. Это может быть одинаковая деятельность, в том числе профессиональная, общие интересы, цель, верования, и даже просто нахождение в одном месте. При этом люди могут не знать друг друга лично, а то даже и не задумываться о своей принадлежности к этой группе.

В таком случае понятие «группа» равнозначно понятию «общность», и к нему принадлежа:

  • семья и этнос;
  • профессиональный коллектив и очередь в киоск;
  • студенческая группа и студенчество как особая категория людей.

Хотя такое определение группы не предполагает обязательных межличностных отношений между ее членами, но все же принадлежность к общности накладывает отпечаток на людей, на их поведение и мировоззрение. Им присущи общие психологические качества, характерные черты, взгляды и приемы профессиональной деятельности. Нередко схожей бывает манера речи и лексики, например, профессиональный или студенческий сленг. Поэтому мы можем создать обобщенный портрет, допустим, студента, футбольного болельщика, врача, ученого и т. д.

Социальные группы, как простые общности, в большей степени изучает социология. А в социальной психологии совокупности людей, в которых отсутствуют межличностные связи и представление об общих целях и задачах, называют условными группами, в отличие от реальных, предполагающих сложную систему отношений.

Социальная группа как система отношений

Каждый человек – это уникальная, неповторимая личность, обладающая своими индивидуальными качествами, особенностями характера, интересами, взглядами. Но несмотря на всю уникальность, человек нуждается в других людях для достижения целей, развития, да и просто выживания. Эта потребность во взаимодействии, в общении и считается основой реальных социальных групп, тех, что изучает психология.

Процесс взаимодействия предполагает, с одной стороны, наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Например, несколько деловых партнеров хотят открыть спортивный клуб. Они все заинтересованы в этом и все вносят свой вклад в общую деятельность. Или поклонники, увлеченные творчеством музыкальной группы, организуют сообщество фанатов. С другой стороны, в процессе взаимодействия раскрываются личные качества людей и рождаются межличностные отношения. А это, пожалуй, самое важное и ценное, что есть в нашей жизни.

Роль совместной деятельности в формировании и развитии группы

Любая реально существующая и устойчивая группа предполагает наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Понятие «общегрупповая цель» иногда путают с одинаковой для всех членов группы целью. Например, получение диплома о высшем образовании – общая цель для всех студентов вуза, но она не требует согласованных усилий для ее достижения, то есть совместной деятельности. Каждый студент учится сам по себе. Значит, эта цель не может быть основой существования группы. А вот организация спортивного клуба, включающая в себя аренду и ремонт зала, приобретение оборудования, поиск хороших тренеров и т. д., — это общегрупповая цель.

С групповой целью связаны и общие интересы. Это вовсе не значит, что у членов группы нет личных интересов, не совпадающих с общими. Но на этапе достижения цели они имеют меньшее значение, чем групповые, или подчиняются им.

По сути дела, все общегрупповые явления складываются в процессе совместной деятельности людей:

  • сплоченность группы, растущая по мере осознания людьми важности общей цели и потребности в ее достижении;
  • структура, которая проявляется в распределении функций и установлении иерархии;
  • психологический климат, как особая эмоциональная атмосфера, окрашивающая отношения людей;
  • культура группы – то, что отличает ее от других сообществ: традиции, нормы, ценности, сленг, нравственные принципы и приоритеты;
  • общественное мнение – оценка происходящих событий, разделяемая большинством членов группы;
  • социальные статусы членов группы, которые отражают и включенность людей в совместную деятельность, и отношение к ним одногруппников.

Чем более серьезная и важная цель стоит перед группой, тем выше зависимость людей друг от друга и более прочные отношения между ними. Конечно, важным условием является принятие общегрупповой цели и осознание ее важности всеми членами группы. И вот здесь нередко возникает серьезная психологическая проблема.

А если в группе нет представления о единой цели и отсутствует потребность в совместной деятельности? Такое случается в формальных группах, образованных на основании какого-то официального документа (приказа, постановления, решения и т. д.). По сути, эти группы представляют просто людей, собранных в одном месте, их еще называют диффузными, так как они не связаны межличностными отношениями. Примером такой группы можно считать первый класс в школе. Какую деятельность в этом случае можно считать общегрупповой? Учебу? Нет, она не требует согласованных усилий и не связана с общегрупповой целью.

Чтобы решить эту проблему и сплотить группу, не связанную общими целями, опытные педагоги выдумывают их – устраивают соревнования, конкурсы, походы, общешкольные мероприятия, к которым класс должен готовиться сообща.

С такой же проблемой сталкиваются супруги, которые после нескольких лет совместной жизни обнаруживают, что страстная любовь прошла и их ничего больше не связывает, кроме общей жилплощади. Проблему могут решить дети, да и то не всегда. Именно отсутствие общей цели и утрата общих интересов часто становится причиной распада семьи.

Признаки социальной группы

Несмотря на разнообразие, социальные группы имеют ряд общих признаков. Анализируя их содержание, психологи могут дать развернутую характеристику группе, описать существующие в ней отношения и прогнозировать дальнейшее развитие. Кроме основного показателя – наличия взаимодействия для достижения общей цели – можно назвать следующие признаки группы:

  • Интегральные характеристики, которые, с одной стороны, формируются в процессе взаимодействия, а с другой, словно цемент, скрепляют отношения в группе. К ним относятся групповые интересы, нормы, традиции, ценности, общественное мнение, психологический климат.
  • Структура группы, включающая в себя основные функции и роли, иерархию статусов и микрогруппы, входящие в социум.
  • Композиция – это комплекс индивидуально-личностных особенностей членов группы, важных для успеха совместной деятельности. Для разных групп они могут быть различны: пол, возраст, национальность, профессиональная принадлежность, качество образования и социальное положение.
  • Уровень социальной активности членов группы, согласованность их усилий, заинтересованность в достижении цели и поддержании отношений друг с другом.

Есть еще один значимый показатель, который хоть и не принадлежит к общегрупповым признакам, играет важную роль в отношениях людей. Это чувство аффилиации – ощущение единения с группой. Оно переживается не просто как желание быть частью сообщества, а как потребность в позитивных взаимоотношениях с людьми, стремление завоевать их доверие и симпатию, готовность самому доверять членам группы и уважать их.

Виды групп

Социальные группы составляют сложную структуру общества и выполняют в нем различные функции. Поэтому существует множество классификаций групп: по количеству, способу образования, характеру взаимодействия и т. д. Вот основные их типы.

Большие и малые группы

Различия между этими двумя видами количественные, но четкую границу между ними провести сложно. Традиционно к большим относят группы, численность которых превышает 30-40 человек. Но есть и другой, более удобный критерий. Малой группой считается такая, в которой возможны личные контакты между всеми членами группы. Тогда как в больших это затруднительно, и значительная часть входящих в них людей даже не знакомы друг с другом. Поэтому малые группы еще называют контактными. К ним можно отнести семьи, сообщества друзей, небольшие трудовые коллективы, школьные классы, студенческие группы и др.

Иногда наряду с большими (этносами, религиозными конфессиями, политическими партиями, классами и др.) выделяют средние группы: коллективы крупных предприятий, учебных заведений, фан-клубы и т. д. Средние группы по количественному признаку ближе к большим, а по общим интересам и целям – к малым.

Большие группы в свою очередь разделяются на организованные (классы, партии, политические союзы и др.) и неорганизованные или стихийные: масса, толпа и публика.

Формальные и неформальные

Эти два вида групп относятся к малым или средним, но отличаются по характеру образования или по причине возникновения. Основной причиной образования неформальных групп является взаимная симпатия (друзья, семья) или общие интересы. Уже на самом первом этапе развития представители этих групп проявляют заинтересованность друг в друге, желание общаться.

Формальные группы – это часть более крупных социальных образований, и создаются они на основании формального решения или какого-то официального документа. Как правило, цель и задачи этих групп заданы извне, например, назначенными руководителями или педагогами. Поэтому взаимная заинтересованность и межличностные отношения формируются в этом случае постепенно.

Первичные и вторичные

Данная классификация стоит особняком, так как многие характеристики этих групп совпадают с неформальными и формальными. Критерием для различения первичных и вторичных групп служит степень эмоциональности контактов. Первичные возникают на основе взаимной симпатии, как, например, семейные пары или сообщества друзей. А основа вторичных – формальная, поэтому отношения между людьми, в том числе симпатия и взаимная привязанность, если и складываются, то носят вторичный характер.

Референтные группы

Это особый вид групп, которые не всегда имеются в реальности и нередко существуют только в воображении индивида. Но тем не менее они играют важную роль в социальной самоидентификации человека. Референтная группа – это своеобразный эталон, с которым человек сравнивает свои действия, поступки, решения. Нормы, принятые в этой группе, становятся обязательными для него, а установки и ценности формируют его личность. Индивид не всегда принадлежит к референтной группе. Так, для подростка в качестве референтной группы может выступать и компания более старших ребят, и своя спортивная команда, и отряд наемных воинов из любимого телесериала.

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

psychologist.tips

Социальные группы — e-xecutive.ru

Что такое социальная группа?

Социальная группа – это один из главных элементов социальной структуры общества, что представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками.
Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп: студенческие, рабочие, профессиональные группы и проч. Обычно каждый человек на протяжении своей жизни принадлежит к нескольким социальным группам, меняя их по собственным соображениям или по необходимости.
Принадлежность человека к социальной группе неслучайна. Каждый индивид входит в ту или иную группу ради социального или гражданского долга, желая духовного, культурного или интеллектуального развития, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, чтобы разнообразить свой досуг и проч.

Чем отличается социальная общность от группы?

Социальная общность — это широкое понятие, которым можно обозначить любую совокупность людей, обладающих рядом сходных характеристик и объединенных образом жизни или общностью интересов. Социальной общностью можно назвать как зрителей в конкретном кинотеатре, так и все человечество, как неорганизованную толпу.
Социальная группа имеет более узкий смысл — это совокупность людей, регулярно взаимодействующих между собой и имеющих определенные ролевые различия по отношению друг к другу.
Например, людей одной и той же профессии или одинакового уровня дохода нельзя назвать социальной группой, так как между ними не существует никаких отношений.

Классификация социальных групп

Социальные группы можно разделить на:
  1. Неформальные (неофициальные) группы, которые возникают по инициативе самих участников, объединяющихся вокруг какой-то цели. Они не имеют общих норм поведения, контроля и т. п. и приближаются к социальному кругу.
  2. Формальные (официальные) группы. Их создают для решения каких-то задач: учебные, военные, рабочие, научные и т. п. Отличаются наличием лидера, цели, плана работы, системой статусов и ролей, а также социального контроля и тем самым превращаются в элемент социальной организации.

Именно в формальных социальных группах имеют место быть ценности солидарности: взаимная поддержка, согласование действий и т. п. В них формируется чувство принадлежности к группе, когда индивид сознательно разделяет людей вокруг на «наших» и «не наших».
Социальные группы различают по численности.

  1. Малые группы – небольшие объединения до нескольких десятков человек, которые хорошо знакомы и регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом. Отношения в малых группах характеризируются неформальностью и могут иметь личный характер. Примеры малых групп: школьный класс, кружок рукоделия, коллектив сотрудников в одном кабинете.
  2. Большие группы — где непосредственные личные контакты между всеми без исключения членами – невозможны. В этом случае отношения в основном подчиняются формальным правилам. Примеры больших групп: студенты университета, рабочие завода, армия.

Также социальные группы разделяют в зависимости от характера взаимодействия:

  1. Первичная группа – в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, группа сверстников и т.д.). Первичная группа осуществляет социализацию человека, выступая связующим звеном между ним и обществом.
  2. Вторичная группа — имеет признаки формальной группы. В этих группах акцентируется на умение каждого участника выполнять определенные функции, не уделяя особого внимания личным характеристикам.


Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

Социальная группа это…

Социальная группа это…

Социальная группа это…

Социальная группа — это довольно интересная тема в обществознании, а если точнее, то в социологии, которая и составляет один из ее разделов. Несмотря на то, что тема довольно понятная, в школе ее изучают тоже мельком, особо не вдаваясь в подробности о видах групп и о многих других вещах. Поэтому рекомендую «мотать на ус» всю информацию, ведь вы ее получаете из первых рук — от кандидата социологических наук!

Понятие

Когда спрашиваешь учащегося о том, что такое социальная группа, он скорее всего скажет: «Ну, ну это объединение людей, имеющих общие признаки» или «Это вообще любая совокупность людей». Разумеется эти определения будут неверными. Ну подумайте сами: вот вы, наверное, каждый день ездите в одном и том же автобусе, по сути видите одних и тех же людей. У вас есть общие признаки и даже цели: вы все пассажиры и хотите доехать до места назначения. И что, пассажиры автобуса — социальная группа что ли? Конечно же нет!

То же самое можно сказать про очередь в магазине, или в ларек во время перемены. Да вроде все формальные признаки налицо: есть общие интересы, цели, может даже все объединены одной деятельностью — стоят в очереди, или едут в автобусе. Но на самом деле это квази-группы. Они легко распадаются. 

Дельное же определение будет такое: социальные группы — это два и более индивидов, между которыми есть постоянные социальные связи. Например, ваш школьный класс — это она и есть Ведь вы постоянно, каждый день, друг с другом общаетесь и взаимодействуете. Семья, рабочий коллектив — тоже и т.д. Приведем ключевые признаки таких групп:

  • У них есть границы: территориальные или ограниченные количеством участников. Например, ваш школьный класс вряд ли постоянно собирается в полном составе во внеурочное время. Следовательно границами его являются стены школы. 
  • Наличие статусов. Группа дает статусы своим участникам: в семье — это отец, мать, сын, дочь; в школе это ученики и учителя и т.д. Понятно, что в любом таком объединении есть и свои социальные роли.
  • Наличие лидера. В ней всегда есть лидер, формальный или неформальный. Например, когда все не хотят на какой-то урок идти, а кто-то выражает настроения одноклассников и говорит: «А давайте не пойдем!», и все не идут. А потом никто не может вспомнить кто же там предложил такое. Вот как думаете, какой это лидер: формальный или неформальный? Напишите в комментариях!

Классификации

Существует множество видов социальных групп в зависимости от того, какая классификация положена в ее основу.

  • Выделяют формальные и неформальные. Формальные — это такие, существование которых предусмотрено официальными документами: например ваш школьный класс — это формальная группа, потому что ее существование предусмотрено уставом школы. Неформальные — это такие, в которые люди объединяются на основе общих интересов: например, клуб любителей кино, или любителей поиграть на гитаре. Люди просто собираются вместе у кого-то на квартире и занимаются интересной им деятельностью.
  • Первичные и вторичные. Первичные — это такие, в которых доминируют экспрессивные связи. Например: семья, друзья, родственники, друзья. Вторичные — такие, в которых превалируют инструментальные связи: например рабочий коллектив.
  • Реальные и номинальные. Реальные группы — это такие, которые существуют в реальности. Например: ваш школьный класс, рабочий коллектив на работе родителей или ваша семья — это вполне реальные объединения, в которых люди между собой постоянно взаимодействуют. Кстати, рекомендую свою статью про молодежь. Номинальные чаще всего выделяются искусственно для какого-нибудь социологического исследования: например женщины улицы Пушкина в городе N. Вряд ли эти женщины между собой постоянно взаимодействуют, но для соцопроса их вполне допустимо выделить.
  • Также выделяют референтные группы — такие, с которыми индивид идентифицирует свои убеждения. Например, если вы буддист, то буддисты — будут вашей референтной. Убеждения могут вообще быть самыми разнообразными: конфессиональными, светскими, профессиональными и пр. Это вообще отдельная тема для разговора и по каждому виду групп можно написать по отдельной большой статье.

Многие, кстати вообще путают общности и группы. Путаница даже есть в пособиях и учебниках. Только в тесте ЕГЭ путаницы нет. И в вашей голове ее тоже быть не должно. Поэтому есть вот такой вариант.

На наших курсах подготовки мы предоставляем доступ к урокам, на которых в презентационной форме я на примерах и наглядно объясняю эту тему и все остальные в обществознании. Примеров там, разумеется, больше, чем я смог привести в этой статье. Да и тесты и задания второй части теста ЕГЭ по обществознанию там тоже есть. Плюс постоянная поддержка преподавателя, вебинары и многое другое. 90 баллов — это средний результат наших выпускников Успейте стать участником наших курсов=>>

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *