Социальные нормы и ценности – 4.4 Социальные ценности и нормы

4. Социальный статус. Социальные нормы и ценности.

Социальный статус – положение индивида в обществе, которое предполагает определенные права и обязанности. Это положение индивида в обществе как представителя социальной общности.

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены дан­ной группы в соответствии с его личными качества­ми (лидер, аутсайдер, душа компании, знаток и т.д.).

Предписанный (аскриптивный, наследуемый, прирожденный) статус дан от рождения (дворянин, датчанин), обусловлен полом, местом рождения, этническим происхождением. Он предписан вне зависимости от личных усилий и заслуг.

Приобретенный (достигаемый) – то, чего индивид достиг благодаря собственным усилиям, самостоятельно (экономист, почетный гражданин). Один и тот же человек одновременно является членом множества социальных общностей. В каждой общности он имеет определенный статус.

Приписываемый – не по своей воле (тёща, пасынок).

Смешанный статус – одновременно черты приобретенного и приписываемого статусов: безработный в результате кризиса предприятия, инвалид – в результате травмы.

Социальная роль (функция, от лат. исполнение, совершение) – модель поведения, связанная со статусом. Это схема, образ поведения личности, заданные социальной системой, определенное мышление и поступки. Это динамическая сторона социального ста­туса. Это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данную социальную позицию в организации. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Нет двух индивидов, играющих свою роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора образцы. Все студенты (статус одинаковый), но все разные по выполнению роли студента.

Социокультурные регуляторы человеческого поведения: ценности и нормы.

Если социальные ценности определяют общую стратегию поведения людей, то социальные нормы — конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.

Социальные нормы – это общезначимые правила поведения, ожидания и стандарты. Социальные нормы служат образцами, эталонами поведения, контролируют девиантное поведение.

По форме могут быть жестко фиксированные нормы (правила, обязанности) одного лица по отношению к другому или другим лицам. А могут быть гибкие нормы (ожидания), например, движение пешеходов по правой стороне улицы для организованного взаимодействия.

По способу обеспечения: нравственные нормы (нравы) и

институциональные нормы (в рамках социального института). В основе нравственных норм лежит сила личных убеждений людей и общественное мнение, например, запрет на употребление в пищу мяса свиней. Институциональные нормы отличаются тщательной разработкой государственным аппаратом, постоянством, иерархией.

Общественная значимость норм (A.M.Кравченко). Если расположить все нормы в нарастающем порядке их общественной значимости (в зависимости от меры наказания за несоблюдение нормы), то их последовательность примет следующий вид:

1- привычки, 2- обычаи, 3- традиции, 4- нравы, 5- законы, 6- табу.

Система социальных санкций направлена на обеспечение надлежащего исполнения ролевых требований.

Санкция (от лат. строгое постановление)

мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Санкциисредства наказания (негативные) и поощрения (позитивные), способствующие соблюдению норм. Негативные санкции направлены против отступлений от социальных норм, позитивные санкции стимулируют те отклонения от норм, которые одобряются обществом, группой.

Формальныесанкции налагаются официальным общественным или государственным органом;неформальныепроявляются через реакцию членов группы, друзей и т.д.По своему характеру санкции могут быть моральными (отношение группы к индивиду), или юридическими, политическими, экономическими, реализуемыми через деятельность различных социальных институтов, в т.ч. специально создаваемых для осуществления этой функции (судебно-следственные органы).

Социальные ценности это общепринятая в данной социальной системе совокупность образцов, при помощи которых систематизируется социальный опыт. Социальной ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), он соответственно оценивается и тем самым регулирует поведение.

Основание классификации

Типы норм и ценностей

По субъекту

Индивидуальные, групповые, классовые, общества, общечеловеческие

По объекту

Экономические, религиозные, художественные, моральные, политические, правовые и др.

По масштабу

Общие и локальные

По использованию

Терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства)

Главная функция ценностей создание упорядоченной и осмысленной картины мира. Ценности основа и фундамент всякой культуры. Ценностно-нормативная и знаковая система, определяющая образ жизни и способ взаимодействия людей в обществе культура.

studfile.net

12. Социальные ценности и нормы

Социальные ценности — в широком смысле — значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. в узком смысле — нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Социальные ценности – порождение способа производства материальной жизни, который обусловливает собственно социальный, политический, духовный процесс жизни, они всегда выступают регуляторами человеческого общежития, стремлений людей и их поступков. Ценности непременно выстраиваются в определённую иерархическую систему, которая всегда наливается конкретно – историческим смыслом и содержанием. Вот почему шкала ценностей и основанных на них оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного значения до отрицательного.

Социальные нормыпредписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым и поэтому особенно ценится и охраняется.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах).

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно:

  • регулируют общий ход социализации;

  • интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

  • контролируют отклоняющееся поведение;

  • служат образцами, эталонами поведения.

studfile.net

Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение

  Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.   Социальные нормы можно разделить на несколько видов: · нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе; ·  правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; · 

религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями; · политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.; · эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном.   Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.
 
 Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.   Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся, прежде всего, совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему, и самоотверженность.    Отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем: 1)     главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ком смысле слова; 2)     нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека; 3)     нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­шению к тебе».   К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..   Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.  Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.   Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой, поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.   Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом — никчемным бездельником.   Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд функциональных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории «социальная норма» и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.   Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.   В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. Например, результаты социологического исследования показали, что некоторые люди совершали противоправные действия, но в целом оценивают это как аморальное. Отклоняющееся поведение — собирательный термин, охватывающий три формы — девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм. В итоге образуется некоторый континуум или шкала отклоняющегося поведения. Девиа́нтное поведе́ние (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например: преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.     

studfile.net

20.Социальные ценности и социальные нормы.

социальные нормы — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции.

1. Нормы призваны ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.

2. социализирует личность;

3. оценивает поведение;

4. Предписывает модели должного поведения.

5. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

21.Социальные институты: понятие, виды.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называютсяэлементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функцииинститутов:

  • удовлетворение потребностей общества;

  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты — разделение труда, собственностьрынок,торговлязаработная платабанковская система, биржа, менеджмент,маркетинг и т.д.;

  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

  • институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

studfile.net

20 Социальные ценности и нормы научного этоса.

Научное сообщество отличается единым этосом науки, под которым понимается совокупность устойчивых этических установок и санкционирующих и поддерживающих их ценностей.

Этос науки охватывает два круга научно-этических проблем:

  1. Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества.

  2. Второй затрагивает отношения между наукой и обществом.

1) Рассмотрим этос внутри научного сообщества:

Прежде всего, этос науки определяется задачей получения объективного и боснованного знания.

  • Требования этоса предъявляются не только к деятельности ученых, но и к профессиональным качествам любой личности – это требования честности, правдивости, добросовестности, скромности и т.д.

Однако данная модель многого не учитывает. За ее пределами остаются такие мотивы, как гуманистическая направленность исследования, его актуальность, получение нового знания с ориентацией на его возможные практические приложения.

Наряду с общими, этос науки включает и особые требования:

–Объективность. Недоказ. – принято лишь в роли предположения. Доказ. – беспрекословно.

Объективность рассмотрения сохраняет возможность сомнения и критического отношения к новым результатам как условие дальнейшего развития знаний. Установка на объективность, на поиск истины и на безусловное подчинение ей своих устремлений составляет основу морального сознания ученого.

–Обоснованность знаний.

Методологическая Безу–чность – мера профессиональной квалификации и честности в науке

–добросовестности и точности изложения фактов и точек зрения.

Говоря о методах обоснования знаний, критериях их принятия, нельзя обойти вопрос о научном авторитете, т.е.

Ссылка на авторитет не считается достаточным аргументом и используется лишь в качестве вспомогательного средства в процессе убеждения.

В науке публикациям отводится важная роль, нос их появлением возникают весьма тонкие моральные проблемы:

–ссылки. Документально они часто оформляются при помощи цитат;

–плагиат – Абсолютно неприемлем.

2) Рассмотрим этос в отношениях между обществом и наукой:

В XX в. научная деятельность начинает сказываться на интересах общества (человечества) не всегда в позитивном духе. Интерес для сегодняшней науки представляют зачастую природные объекты, включающие в качестве составного элемента самого человека, поэтому внутринаучные ценности (стремление к истине, новизне и пр.) обязательно должны быть скорректированы общечеловеческими ценностями.

Свобода научного творчества также должна быть определена необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Необходимость ограничений должна быть принята и понята научным сообществом добровольно. Однако общество не может ждать, пока весь ученый мир осознает необходимость самоограничений, поэтому оно вводит правовые ограничения на потенциально социально опасные исследования и эксперименты. Но юридические запреты не решают проблему полностью, поэтому правовая регуляция научно-исследовательской деятельности не отменяет и даже не уменьшает необходимости моральной регуляции. Только личная моральная ответственность ученого за возможные неблагоприятные последствия его экспериментов и развитое чувство морального долга могут предотвратить трагических последствия научных открытий.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о