Стартап в образовании – обзор, результаты внедрения, мировая практика

Содержание

обзор, результаты внедрения, мировая практика

«Ученье – свет, а не ученье – тьма» – так гласит народная мудрость. В век высоких технологий эта мысль особенно актуальна. Сегодня образование можно получать, не выходя из дома. Любые знания доступны: начиная от изучения криптовалют и заканчивая курсами дизайна. Неважно, сколько Вам лет, какого Вы пола и кем работаете – сегодняшние технологии дают возможность обучаться каждому человеку. Основное место среди этих технологий занимают образовательные стартапы. Основная миссия этого бизнеса – дать людям возможность учиться.

По сути, образовательный стартап – это проект, разработанный учителями, любящими своё дело, вместе с высококлассными программистами. Это продукты, позволяющие детям и взрослым учиться с помощью современных технологий. Если речь о крупных образовательных стартапах, то это всегда коммерческие проекты, нацеленные на получение прибыли.

Сфера Education Technology (EdTech) – одна из самых быстроразвивающихся сфер. Мировые инвестиции, направленные в эту область, составляют порядка 1 млрд долларов. Этот рынок ещё не до конца освоен. Если для изучения английского языка созданы сотни платформ и приложений, то есть и свободные ниши, которые ждут молодых изобретателей.

Особенности образовательных стартапов

Существуют факторы, которые дают сфере EdTech преимущества перед традиционными системами образования.

Новый подход

Сегодня никого не интересуют скучные многочасовые лекции и долгие сроки обучения. Новизна – главное преимущество образовательных стартапов. Они предлагают приобретать знания легко. Они построены так, чтобы процесс образования был максимально интересен. Это позволяет удержать внимание пресыщенной аудитории. Многие программы подбирают задания индивидуально под клиента на основании его предпочтений.

Решение проблемы

Невозможно создать стартап только на желании заработать. Стартап – это ответ возникшей в обществе проблеме. Обычно это связано с:

  • Нехваткой денег для получения образования;
  • Отстающей системой образования в стране;
  • Необходимостью в дистанционном обучении.

Упор на технологии

Образовательный стартап объединяет современные технологии и традиционное обучение. Он избавляет людей от необходимости искать учебники с нужным материалом, посещать платные курсы и тратить время на то, чтобы до них добраться.

Скорость

При современном ритме жизни главная проблема – нехватка времени. Люди не готовы ездить на курсы после работы или тратить несколько лет для получения дополнительного образования. Возможность учиться дома через Интернет – решение, которое экономит время тех, кто постоянно занят, но нуждается в знаниях.

Доступность

Обычно стартап обходится либо значительно дешевле традиционного образования, либо бесплатно.

20 стартапов в образовании в 2018 году

80% мировых инвестиций, направляемых в сферу EduTech, приходятся на долю США. Неудивительно, что наибольшее количество образовательных стартапов создаётся в этой стране.

На втором месте находится Китай. В России образовательные технологии не столь внедрены в повседневную жизнь, однако уже сейчас есть проекты, которые известны во всём мире.

Самые востребованные направления, где создаются образовательные стартапы — это обучение программированию и использованию IT-технологий, изучение английского языка, а также подготовка к экзаменам. Это подтверждает приведенный ниже список самых востребованных стартапов на сегодняшний день.

Coursera

Этот проект – один из ветеранов онлайн-образования. Создан в далёком 2012 году, но до сих пор остаётся уверенным участников рынка образовательных технологий.

Учреждён он был профессорами информатики из Стэндфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. Ресурс является типичным представителем сферы МООК – массовых открытых онлайн-курсов на самые разные тематики. Сервис сотрудничает с университетами, занимается публикацией образовательных материалов и предлагает пользователям сдать тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera.

Hujiang

Одна из крупнейших компаний на рынке Китая, предлагающих онлайн-изучение английского языка. Среди партнёров проекта – компания LeEco, одна из крупнейших онлайн-видео компаний на рынке Китая.

«Открытое образование»

Платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы по базовым дисциплинам, преподаваемым в университетах России. Учредители платформы – ведущие университеты страны, среди которых МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. По этой причине все курсы разработаны так, чтобы соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов. После прохождения курсов пользователь получает сертификат, подтверждающий это.

Khan Academy

Образовательный некоммерческий портал, начавшийся с желания Гарварда Салмон Хана помочь младшей сестре, когда та выполняла домашнее задание по математике. Так родилась блестящая идея, которая на сегодняшний день представляет коллекцию из более чем 4200 бесплатных лекций на любую тематику. Цель проекта – дать возможность получать образование каждому и из любой точки мира. О проекте замолвил словечко сам Билл Гейтс – одно это стоит многого.

Codecademy

Онлайн-платформа для изучения языков программирования Python, PHP, JavaScript, Ruby, Java, HTML и CSS. Всего на сервисе доступно 12 языков. Каждый пользователь имеет собственный профиль и за правильное выполнение заданий получает поощрительные баллы.

Lumosity

Lumosity – это тренер умственных способностей, позволяющий развивать внимание, память, скорость и гибкость мышления. Приложение поддерживается только на IOS, однако существуют менее известные аналоги на Android. Упражнения представлены в игровой форме, а программа индивидуально подбирает задания под каждого пользователя.

Yuanfudao

Образовательный стартап, ранее известный, как Yuantiku. Представляет собой помощь студентам по сдаче экзаменов и прохождению тестов.

Sharkpark

Сайт, ориентированный на аудиторию младшего возраста. Основная цель – через короткие видеоролики объяснить детям, как устроен окружающий мир.

BetterLesson

Бесплатный портал, на котором размещены уроки на самые разные тематики. Всё оформлено с помощью презентаций, таблиц, схем и картинок. Наполняют контент по большей части учителя и родители, получившие возможность делиться с детьми своими знаниями.

Piazza

Приложение для IOS и Android, позволяющее студентам обмениваться знаниями, подписываться на курсы, анонимно задавать вопросы, а также давать на них ответы, получая за это баллы. Проект создан для того, чтобы помочь людям общаться.

«Лекториум»

Просветительский проект с онлайн-курсами, бесплатными лекциями, конференциями. Основная миссия стартапа – профориентация школьников. Ребёнок любого возраста может понять лекцию и определиться, что ему интересно, так как сложный материал преподнесён простыми словами.

Technology Will Save Us

Проект, призванный развивать в детях творческое мышление. На нём разрабатываются игрушки, начиная от конструкторов, заканчивая электропроводящим пластилином. Это позволяет маленьким детям познавать окружающий мир через современные технологии.

Mehackit

Разработанный в Финляндии проект призван помочь начинающим программистам, а также тем, кто просто пытается понять, как работают технологии в окружающем мире. Здесь стоит вспомнить, что финская система образования заслуженно считается одной из лучших в мире.

«Нетология»

Российский проект, где пользователи получают возможность обучиться интернет-маркетингу, бизнес-управлению, дизайну, программированию. На нём преподают эксперты компаний Google, mail.ru и Альфа-банка, а все полученные знания применяются на практике.

«Фоксфорд»

Портал представляет собой онлайн-школу, где школьников подготавливают к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. Сервис предлагает репетиторство школьников с 3 по 11 класс. Есть возможность получить первое занятие бесплатно, все, что нужно для этого — заполнить на сайте анкету.

Skyeng

Платформа для изучения английского языка, также предлагающая первый урок бесплатно. Российская компания разработала собственное приложение Skyeng Words для заучивания иностранных слов. Сервис предлагает тренироваться самостоятельно или подобрать преподавателя.

LinguaLeo

Интернет-сервис для изучения английского языка, который всем знаком в лице львёнка Лео. Обучение проходит в игровой форме, чем наиболее знаменита эта платформа. Идеальный вариант для детей.

GeekBrains

Онлайн-университет для изучения программирования с ведущими IT-специалистами. Приятный бонус — большое количество бесплатных материалов.

HTML Academy

Сайт, предлагающий интерактивные онлайн-курсы по HTML, CSS и JavaScript.

Stepik

Платформа бесплатных онлайн-курсов, а также уроков на самую разную тематику, подготовленных ведущими вузами России.

Hiclark

Сайт, помогающим учителям планировать занятия и делиться своими результатами с учениками и другими педагогами.

Сферы, в которых создаются образовательные стартапы, самые разные. Сегодня EduTech позволяет стать специалистом в любой области, будь то программирование на языке JavaScript или интернет-маркетинг. Основное преимущество таких онлайн-курсов: удобство, доступность каждому, а также скорость обучения.

viafuture.ru

5 лучших стартапов в сфере образования

Развитие образования традиционно считается прерогативой государства во всех странах, и когда мы слышим фразу «стартап в сфере образования», на ум приходят только Coursera и TED. Однако в мире появляется все больше компаний, которые пытаются облегчить процесс обучения, и среди них есть не только создатели приложений, где малыши учатся считать в игре с обезьянками. «Мел» выбрал пять самых интересных образовательных стартапов Европы и Америки.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

BetterLesson

Сайт: betterlesson.com

Год основания: 2011

Страна: США

Видео- и аудиоуроки сегодня размещают практически на любых платформах, в этом-то и кроется проблема выбора. Если на YouTube лекции может выложить кто угодно, сложно разобраться, какие из них заслуживают внимания, а какие нет. А на платформах вроде TED все лекции должны быть примерно одинаково хороши, но TED выбирает преподавателей, которые их читают, сам.

Золотую середину, кажется, нашел американский стартап BetterLesson. Его основали несколько учителей, чтобы решить проблемы, с которыми они сами сталкивались, когда были школьниками. На сайте может зарегистрироваться любой учитель и использовать сайт BetterLesson как платформу для загрузки материалов к урокам, размещения видеоссылок по теме. Компания все же составляет списки учителей, которые используют «лучшие образовательные технологии». Обычно похожие по функционалу закрытые сайты используют западные университеты, чтобы студентам было проще найти материалы по курсу, — а на BetterLesson размещают открытые уроки для всех англоговорящих школьников мира.

«Лекториум»

Сайт: lektorium.tv

Год основания: 2009

Страна: Россия

Проект «Лекториум» запустили учителя из Санкт-Петербурга на основе идеи американского сервиса Academicearth. Сначала «Лекториум» был медиатекой лучших лекций московских и петербургских университетов. Затем компания перешла к продюсированию и записи лекций по своему выбору и стала привлекать к этому не только вузы, но и музеи и корпорации.

Сейчас проект прежде всего нацелен на профориентацию школьников. Онлайн-курсы видеолекций Российской экономической школы или Стенфордского университета могут быть для них пока слишком скучными или сложными, а на «Лекториум» стараются подбирать выступления, которые помогут школьнику понять, что его увлекает. На сайте есть форум, где преподаватели ставят прикладные задачи, например, по физике, а обсуждение решений может продолжаться даже после того, как установленный дедлайн прошел.

Piazza

Сайт: piazza.com

Год основания: 2009

Страна: США

Основательница проекта Piazza была одной из трех девочек, которые изучали Computer Science в бакалавриате в индийском городе Кампур. Остальные 50 человек, которые учились по этой программе, были мужчинами, и девушки стеснялись общаться с ними и друг с другом. Учиться было сложно: Google на все вопросы ответить не мог, а заговорить с одногруппниками девушка не могла. Она видела, что парни советуются друг с другом по поводу учебы, и им это помогает делать успехи, а ей оставалось разбираться со своими проблемами самой. Закончив магистратуру и получив работу в IT-компании, девушка случайно встретилась со своими бывшими одногруппниками и только тогда начала с ними общаться.

Она основала Piazza, чтобы помочь ученикам и преподавателям начать общаться и быть в состоянии получить помощь в любой момент, даже в два часа ночи, когда скоро уже выходить на экзамен. Проект Piazza похож на обычную платформу для размещения видеолекций и дополнительных материалов, при этом у него есть существенная особенность. На сайте пользователи могут анонимно задавать вопросы преподавателям и другим ученикам по содержанию курсов. Преподаватели могут устраивать анонимные опросы, чтобы понять, насколько хорошо аудитория воспринимает их уроки.

Подобная платформа, где можно было оставаться анонимным, несколько лет назад работала в одном из университетов Швеции. На этом сайте обсуждали все проблемы — от отвратительной еды в столовой до сплетен о преподавателях и их учениках. Впоследствии руководство университета решило, что такой сайт несопоставим с брендом вуза, и запретило высказываться там анонимно. С тех пор комментарии на том сайте появляются изредка, и пишут там что-то вроде «Какой у нас хороший университет, мне все так нравится!».

Technology Will Save Us

Сайт: techwillsaveus.com

Год основания: 2011

Страна: Великобритания

Technology Will Save Us — это дизайнерский проект, занимающийся продажей наборов деталей, из которых можно собирать небольшие «гаджеты». Среди стандартных — динамик, который работает с помощью воздушного шарика, проводник электричества, что-то вроде устаревшей игрушки Game Boy. В набор входит инструкция по сборке, но если ребенок понимает, как работает технология, он может попробовать собрать что-нибудь другое, например, музыкальный инструмент. На вид наборы Technology Will Save Us кажутся слишком сложными по сравнению с тем, что уже представлено на рынке. Однако создатели уверяют, что с их помощью школьники почувствуют, как работают технологические устройства, окружающие его.

Выступая на Helsinki Design Week в сентябре 2015 года, руководитель и основатель компании Бетани Коби рассказала, как ее собственный ребенок сейчас использует наборы Technology Will Save Us. Он не только играет с тем, что у него получилось собрать, но и засыпает в обнимку с одним из приборов, который он смастерил. «Если бы он спал с iPad, я была бы разочарована», — пошутила тогда Коби.

Mehackit

Сайт: mehackit.org

Год основания: 2014

Страна: Финляндия

«Мел» уже писал о том, что финская система образования заслуженно считается одной из лучших в мире, и было бы странно, если бы этот список обошелся без финского стартапа. Mehackit — это проект, который разработал курс по выбору для старших классов по «креативным технологиям». На нем молодые люди учатся программированию, воспринимая его одновременно как искусство и аппаратуру, которую можно взять в руки. Курс рассчитан не только на тех, кто планирует стать программистом, но и для всех, кто хочет понять, как работают технологии вокруг нас. Компания записала интервью с выбравшими курс школьницами, одна из которых хочет изучать бизнес, вторая — архитектуру, а третья — стать пилотом.

mel.fm

будущее онлайн-образования / Learzing corporate blog / Habr

Всем привет!

Мы — молодая команда, пытающаяся предсказать, что будет следующим шагом в онлайн-образовании, и более того — пытаемся этот самый шаг сделать.

Совсем недавно мы сами читали самые разные истории о стартапах, а теперь у нас есть свой собственный. Мы в самом начале пути, у нас не так уж много опыта, но уже есть чем поделиться с теми, кто неравнодушен к стартапам, онлайн-образованию, обучающим приложениям и играм.

В серии статей мы пройдем по шагам от идеи до реализации на нашем собственном примере. С чего начать, как найти единомышленников, где найти деньги, как построить бизнес-модель и т. д. Все это с точки зрения начинающих стартаперов. Также расскажем об ошибках и трудностях и дадим советы, исходя не из теории, а из полученного опыта.

Более того, мы призываем всех попробовать себя в онлайн-бизнесе — хотя бы просто потому что это очень интересно. Если есть желание и возможность — просто сделайте это. Кто знает, возможно, ваш стартап ждет большой успех.

Для нас толчком к старту и стартапу стал бесплатный онлайн-курс от Стэнфордского университета (находящегося, кстати, в сердце Кремниевой Долины). Курс регулярно повторяется, поэтому вот первый совет для тех, кто хочет стать стартапером — запишитесь на ближайший курс Technology Entrepreneurship на NovoEd.

Кстати, видео курса доступны на YouTube:

Ценность курса в том, что упор идет на практику. Помимо обучающих видео, на каждую неделю вы получаете конкретное задание — найти общие черты у успешных проектов, создать свою собственную команду или вступить в чужую, найти ментора, сгенерировать идею и построить для нее бизнес-модель, сделать первый прототип и маркетинговое исследование.

Если отнестись всерьез, то в конце курса вы получите как минимум отличный толчок, а как максимум — первый прототип, который можно превратить в нечто реальное. И еще кое-что еще более ценное — команду. Не так просто найти людей, которые видят в какой-то идее большие перспективы, вдохновляются и увлеченно работают, веря в успех. Возможность найти таких людей — еще одна ценность этого курса.

Прежде чем пытаться изобрести что-то свое, стоит посмотреть на успешные проекты. Простая, но эффективная модель — найти проекты, доказавшие успешность своей модели в нескольких странах (а не только в одной), и реализовать такой проект на вашем локальном рынке. Это называется copycat.[1] Вроде бы копирование, но вы всегда можете добавить что-то свое, особенно если это что-то будет более эффективно именно на вашем рынке.

Если же вы хотите придумать нечто новое, все равно стоит начать с изучения уже состоявшихся проектов.

Что использовали мы? Хорошая идея — пробовать сочетания популярных трендов. Берем глобальные направления — социальные сети, мобильные приложения, обмен сообщениями, онлайн-образование, геолокация, геймификация. А также сферы, вызывающие большой интерес,- здоровый образ жизни, игры, путешествия, музыка, кино, фотографии, новости, еда, финансы и т. д. — и пробуем строить интересные сочетания. Можно использовать Google Trends.

Например, сложив новости и технологии, можно получить идею — агрегатор интересных новостей и статей об интернете, технологиях и гаджетах. Вообще-то уже есть такой — The Tech Block — отталкиваемся от него, как от примера. Как насчет аналогичного агрегатора новостей, но по другой теме — например, о кино или здоровье?

Мобильное приложение + кино = приложение, рекомендующее фильмы по ключевым словам. Например, вводим «2000-е годы, боевик, автомобили» — получаем фильм «Форсаж». Или «1990-е годы, триллер, маньяк» — получаем фильм «Семь». Аналогично можно делать рекомендательные сервисы и по другим темам. Например, можно то же самое сделать с книгами. Или вводите продукты, которые у вас есть в холодильнике, а приложение выдает рецепты блюд, которые можно из них приготовить. И так далее.

Как насчет чего-то поглобальнее? Социальная сеть + еда = социальная сеть для гурманов. Идея не самая новая, но что если взять не еду в целом, а только что-то определенное? Социальная сеть для любителей пиццы, для любителей вина, для любителей сигар. И так далее. Ищем то, что еще не реализовано.

Вот такой простой прием. Можно пробовать и по 3-4 направления вместе. Какое сочетание сработало для нас? Мы решили порассуждать об онлайн-образовании.

Сейчас можно наблюдать большой рост онлайн-курсов, многие стали их использовать в качестве источника знаний. MOOCs (Massive Open Online Courses) стали прорывом, но что будет после них, каков следующий шаг?

Оказалось, онлайн-курсы не настолько эффективны, как хотелось бы. И это еще мягко сказано. Менее 10% обучающихся заканчивают курс, и только около 5% показывают удовлетворительные результаты.[2] В чем же дело и как можно улучшить ситуацию?

Если вы пробовали проходить хотя бы несколько курсов, вы понимаете, о чем речь. Многие из них — обычные лекции, очень похожие на те, которые были у вас в университете. Тоска. Каждый раз приходится себя заставлять, чтобы смотреть обучающие видео и проходить стандартные тесты. Неудивительно, что с каждой неделей количество участников курса сокращается.

Многие авторы курсов понимают эту проблему — ролики становятся более интересными — но в большинстве случаев это по-прежнему пассивное обучение: пользователь просто сидит и смотрит видео. Что можно сделать? Простое решение — вовлечь пользователя, сделать обучение интерактивным.[3]

Простой пример. Как нелюбимая многими химия может стать увлекательной и интересной. А всего-то и нужно сделать акцент на визуализации и интерактиве.

Меньше текста, больше развлекающих элементов — и не самый интересный контент превращается в симпатичное приложение:

Другой пример — интерактивные книги. «Алиса в Стране чудес» и так была интересной книгой, а стала еще интереснее. Но что мешает то же самое сделать с учебниками?

Что добавить к интерактиву, чтобы стало еще интереснее? Что будет интересно людям и не даст заскучать? Конечно, игра. Геймификацией сейчас занимаются очень многие, и мы не стали исключением. Игровая составляющая не просто повышает интерес, она увеличивает эффективность обучения.[4]

Обучение в игровой форме используется уже давно, но интересных и в то же время полезных обучающих игр — мало, большинство же имеющихся — довольно стандартные и нудные.

К тому же, в плане развлечения обучающая игра никогда не сравнится с обычными играми. Секрет успеха заключается в нахождении золотой середины — нужно, чтобы было приятное с полезным, да еще и в нужной пропорции.

Что добавить к интерактиву и играм, чтобы стало еще интереснее? Социальность. Ведь вместе веселее. Можно учиться и играть вместе с друзьями, помогая друг другу или соревноваться друг с другом.

Таким образом, рассуждая о том, как улучшить онлайн-образование, мы пришли к нашей идее. Наш стартап Learzing = онлайн-образование + геймификация + социальность = образовательная платформа с обучающими приложениями и играми, с социальной составляющей.

Придумать идею — первый и важный шаг, но кто будет ее реализовывать? В следующих статьях поговорим о команде и бизнес-модели.

[1] Copycat Business Model Generates Genuine Global Success for Start-Up Incubator
[2] Udacity’s Sebastian Thrun, Godfather Of Free Online Education, Changes Course
[3] The Problem with Learning Apps
[4] Do Serious Games Work? Results from Three Studies
  1. Стартап шаг за шагом: будущее онлайн-образования
  2. Стартап шаг за шагом: команда и менторы
  3. Стартап шаг за шагом: первая бизнес-модель
  4. Как мы делали образовательную платформу: первый дизайн, landing page и логотип
  5. Как мы делали образовательную платформу: первое приложение
  6. Делаем HTML5-квест: применяем паттерн MVC в Construct 2
  7. Делаем HTML5-квест: создаём персонажа и базовую анимацию

habr.com

Стартапы и образование. Новые пути (само)развития

Инновационные стартапы поднимают образование на новый уровень.

Вы наверняка уже слышали или даже пробовали на себе какие-то из этих новшеств сферы образования. Экосистема образовательных технологий — это, очевидно, намного больше, чем просто приложения для школ и учителей. Корпоративное обучение, индивидуальное обучение и гибридное обучение — все они являются частью сферы образовательных технологий. Активные инвестиции в данный сектор и появление огромного количества новых инновационных компаний в сфере образования создали по-настоящему многомиллиардный рынок.Обучение через игры, мобильные приложения для учебы, стартапы в сфере образовательных технологий на основе блокчейна, индивидуальное обучение, обучающие роботы… и этот список бесконечен.

Мы стали свидетелями того, как быстро онлайн обучение стало частью нашей жизни, как такие платформы, как Coursera и Skillshare привлекли к онлайн обучению миллионы людей. Такими же быстрыми темпами вырос рынок МООК (массовых открытых онлайн курсов). Поднятие такого большого шума на рынке определенно значит, что не всем компаниям удастся удержаться на плаву, но те, кто все-таки удержатся, однозначно станут лидерами нового движения.

BitDegree

BitDegree — первая в мире онлайн платформа для обучения, поддерживаемая технологией блокчейн. Платформа предоставляет стипендии в виде токенов и упрощает процесс подбора персонала. В основу платформы легла революционная блокчейн технология Эфириум, позволяющая BitDegree выпускать свои собственные токены, которыми пользователи платформы — студенты, спонсоры и третьи лица — могут обмениваться внутри платформы. Преимущество электронных токенов состоит в том, что они могут служить своим владельцам совершенно любым активом, которым можно торговать и обмениваться, в случае BitDegree этим активом являются стипендии.

Процесс работы BitDegree очень прост. Компании могут спонсировать определенные онлайн курсы в надежде выявить и привлечь в свои команды новых талантов-технарей. Студенты же проходят эти курсы бесплатно, получая небольшие вознаграждения за успехи в освоении материала и в качестве бонуса по окончании курса могут быть приглашены этими спонсорами на работу.

BitDegree затрагивает самые актуальные проблемы индустрии. Программа помогает студентам обучаться современным востребованным навыкам, благодаря которым им будет легче найти работу. Компаниям же, в свою очередь, становится легче находить нужные таланты. Это позволяет сократить дисбаланс между тем, что преподается в университетах, и тем, что требуют работодатели. Именно такой стимулированный, ориентированный на спрос рынка подход к обучению и есть будущее образования.

Happy Numbers

Happy Numbers — это математическое приложение для детей, которое соединяет в себе педагогику, исследования и технологии. Его цель — помочь учителям направить учеников на самостоятельное обучение путем непосредственной обратной связи и работы над ошибками, адаптивного оценивания, индивидуального подхода, визуального моделирования и поддержки детей, которые еще не умеют читать.

Команда Happy Numbers сумела внедрить современные технологические решения в проверенные временем методы преподавания математики, благодаря которым дети уже от 4-х лет смогут обучаться и совершенствовать твои математические навыки.

Движущей силой инноваций современного мира являются алгоритмы, что делает математические знания одной из главных составляющих сегодняшнего образования. Happy Numbers применяют инновационные технологии чтобы модернизировать и упростить процесс обучения математике.

Rype

Rype — это самый эффективные способ обучения иностранным языкам для очень занятых людей. Каждый желает научиться свободно говорить на иностранном языке, но постоянно откладывает это занятие, закрывает на него глаза и так и не доходит до него. А все потому, что изучение нового языка требует большого количества времени и практики — по крайней мере мы все привыкли так думать.

Приложение Rype призвано разрушить этот стереотип, предлагая занимательный, эффективный и основанный на множестве исследований метод изучения иностранный языков, соединяющий в себе квалифицированных преподавателей, комфортный процесс обучения и простую систему оплаты.

Ключом к успеху данного метода обучения является ежедневное полное погружение в иностранный язык. Выбрав платную подписку, ученики могут забронировать частное занятие с сертифицированным преподавателем на любое время суток, в любой точке мира. Ученики получают индивидуальную программу обучения, которая должна помочь им восполнить пробелы в знании языка и ускорить процесс обучения.

В условиях глобализации обучающие нас иностранным языкам приложения более чем необходимы.

Open Source University

Open Source University — это блокчейн-платформа для обучения и развития, использующая токены. Проект намерен использовать технологию блокчейн для создания прозрачной базы академических достижений и стандартизированного электронного кошелька, в котором можно будет хранить все академические сертификаты. Чтобы от сертификатов была польза, они должны быть признаны во всем мире и должны поддаваться проверке, однако сегодня большинство сертификатов проверяются в ручную. Open Source University собираются в ближайшем будущем это изменить.

Платформа позволяет с легкостью установить контакт между компаниями, студентами и научным миром с помощью смарт-контрактов. Услуги стартапа особенно актуальны для студентов, которые ищут для себя подходящие возможности дальнейшей учебы или карьеры. Специально разработанной алгоритм использует расчеты больших данных чтобы распределить подходящих кандидатов в нужные компании, упрощая процесс подбора персонала и значительно снижая расходы.

Целью платформы является кардинальное упрощение коммуникации между компаниями, студентами и миром науки а также возможность собирать онлайн портфолио в режиме реального времени.

Brainscape

Brainscape — это онлайн приложение с обучающими карточками, которое использует плоды десятилетий научных исследований в области когнитивной науки, чтобы добиться максимально эффективного процесса обучения. Приложение позволяет создавать свои собственные карточки, обучаться по созданным разработчиками карточкам “реабилитации знаний” или использовать карточки, созданные другими пользователями. Темы обучения могут варьироваться от всемирной истории до тригонометрии и Salesforce, захватывая самые важные факты и события.
Brainscape уникален своим научно доказанным адаптивным алгоритмом, который показывает пользователям карточки в последовательности, максимально оптимальной для запоминания материала.

Приложение использует новейшие достижения науки на тему распознавания цветов и шрифтов, влияния социальных взаимодействий, повторений, пауз, звуковых эффектов, юмора, анимаций, достижений и вознаграждений на наш мозг, чтобы разработать систему, ускоряющую процесс обучения.

tcblog.ru

Стартап в образовании

Тамара Ляленкова: Сегодня мы поговорим о стартапах, которые, будучи реализованы, могут сделать российское образование более современным. Все проекты, которые авторы привезли на конкурс «Инновации в образовании», организованный Высшей школой экономики, так или иначе, восполняют недостатки имеющейся системы.

Я попросила некоторых участников рассказать о проблемах, которые они пытались решить

Александр Пронин: У меня была ученица, которая готовилась к сдаче международного экзамена. Ей нужно было для того, чтобы учиться в аспирантуре за границей. Она вроде как подготовилась, пошла сдавать и сдала на балл ниже, чем мы рассчитывали. Спрашиваю: «Женя, что такое? Почему?» Она говорит: «Я зависла на письме. Я не знала, что написать». А там нужно написать эссе — 300 слов. «Я думала, думала и не придумала». Хорошо, давай готовиться к этому. Мы стали готовиться. И я понял, что у огромного количества наших соотечественников русский язык развит недостаточно для того, чтобы они могли перейти на какой-то более высокий уровень владения иностранным языком. Издержки отношения, легкого отношения к родному языку.

— Нам кажется, что мы знаем его хорошо, потому что мы говорим на нем с рождения. Мы родились. У нас нет ощущения, что мы должны его учить, развиваться в нем.

Александр Пронин: Да. И вот интересно, что отзыв от одной из моей ученицы с курса, который я веду, был как раз такой, что очень трудно было первые несколько занятий переломить себя и убедить в том, что вроде бы ты знаешь русский язык, а вот есть человек, который вызывается тебя научить. И вот пара занятий уходит на то, чтобы понять, что тебе на самом деле нужно учиться, есть чему учиться. И потом уже развиваем культуру речи. Это не ораторское искусство, это не дикция, не выступление — это осознанная, осмысленная грамотная речь.

Тамара Ляленкова: Самое ужасное воспоминание из ваше образовательного прошлого или, может быть, самое неприятное?

Василий Новиков: Да, есть такое — переписывание методички под диктовку преподавателя. Это самое неприятное. Это лекционное занятие. Это пример ужасной и плохой лекции.

— У меня другой опыт. Преподаватель был не в настроении. Было лекционное занятие. Он просто все писал на доске. Это была дискретная математика — это формулы и т. д. Абсолютно все без объяснений. Поэтому те, кто успевал, списывали. А потом он говорит: «На следующей паре у нас контрольная будет». Мы такие — как так?! При том мы абсолютно не знали того, что было написано. Пришлось несколько дней усердно поработать. Получилось самообразование. Стресс был довольно сильный.

— Периодически возникают какие-то моменты. Когда я учился, был отличником. Единственное, что меня коробит, это мнение студентов, что тройки нужно ставить просто, если человек пришел на экзамен. Если он накануне экзамена поучил часа три, то — это уже четверка. Ну, а если он полдня занимался, то это уже надо ставить пять. Это очень грустно. Люди считают, что поучил пару часов — это уже все, надо ставить хорошую оценку, потому что он приложил какие-то усилия.

— Я лично конкретной ситуации, наверное, вспомнить не могу. Но я как ответственная мама, которая хожу на все родительские собрания, вижу абсолютное равнодушие учителей. Учитель что-то дает, какие-то знания в рамках, но что-то более… Никаких инноваций, по крайней мере, я как мама не вижу в школе.

Тамара Ляленкова: Довольно часто пробелы государственной школы родители восполняют с помощью дополнительного образования.

Александр Пронин, преподаватель английского языка из Санкт-Петербурга, придумал универсальную настольную игру, которая позволяет включить в ее структуру любой материал.

Александр Пронин: Сама по себе игра возникла в 13-м году. В этом году я впервые побывал на конференции по игровым технологиям в бизнесе. И я увидел, что люди делают какие-то игры, во что-то играют, но как-то все так странно. Тогда я не очень понял, как это может мне помочь. А потом, в сентябре, у меня начался учебный год, и был ученик. Это головная боль любого учителя. Ему было 9 лет. И когда он чего-то не хотел делать, он ложился на пол и говорил: «Я не хочу, уйдите отсюда. Уходите, я не хочу учиться». Я говорю: «Дорогой, давай поговорим. Почему ты не хочешь учиться?» Я говорю: «Вы пришли сюда меня учить, а не со мной разговаривать о том, что я чувствую. Или учите, или уходите». Я думаю: «Сейчас я придушу тебя». Но душить нельзя, потому что ты бюджет. (Смех в студии). Я больше думал о том, что это три занятия в неделю, которые меня кормят, и нужно было что-то делать. И я думал, думал — игра. Должна быть игра. Но из всех игр, которые были на тот момент доступны для обучения английскому языку, ни одна мне не подходила, потому что они все или уже наполнены каким-то конкретным грамматическим содержанием, или они абсолютно абстрактные, отвлеченные, на игру не похожие абсолютно. Я говорю про настольные игры, потому что компьютерных игр для обучения английскому языку нет в принципе сейчас нормальных. Терять этого мальчика было нельзя. И я решил придумать играть. Из того, что было и есть, ничего не подходило. Пришлось придумывать что-то новое. И пару дней я думал только об этом. И родилась идея погони в таком городском лабиринте. Задача была — сделать так, чтобы было похоже на реальную жизнь. Город. Монстр. Девочка идет из школы домой. Монстр охотится за ней, потому что должен отобрать ключ от какой-то лаборатории. Там есть полицейские, есть прохожие, есть такси, метро. Она очень насыщенная, очень динамичная по взаимодействию. Это универсальная интерактивная настольная обучающая игра. Она интерактивная, потому что очень сильное взаимодействие между двумя игроками. Они сражаются на поле, чего нет в каких-то других играх.

Тамара Ляленкова: В качестве монстра выступает учитель?

Александр Пронин: Черная рука. Дети играют — кто за кого хочет.

Тамара Ляленкова: Игроков все-таки двое должно быть?

Александр Пронин: Две команды. Когда я носил ее в университет на фестиваль, там были команды по 4 человека. Она безумно азартная. Сеанс игры занимает где-то минут 40. И вот на 15-й минуте университетские преподаватели начинают чертыхаться.

Тамара Ляленкова: По-английски чертыхаться?

Александр Пронин: Там уже не до английского. Уже игра идет. Нет, мы не теряем пациентов, потому что игра безумно полезная тем, что к ней можно давать абсолютно разные задания. Те задания, которые всегда бывают скучными (прочитайте 300 транскрипций подряд — никто не будет), в игру дал, и 10-летний ребенок читает 300 транскрипций и просит еще. «Я хочу у тебя выиграть, дай еще транскрипции». Я говорю: «Дорогой, у меня больше нет». «Как! Принеси в следующий раз!» Получается, что скучные, гнусные задания, если их давать в качестве задания к игре, то азарт затмевает все. Шикарно.

— Там суть в том, что, выполняя задание, игрок получает баллы. И на эти баллы он может приобретать поездку на такси, поездку на метро, помочь полицейского.

Александр Пронин: Разные ресурсы.

— Очень много ресурсов. И все хотят эти ресурсы. Их большой выбор. Чем больше у тебя ресурсов, тем больше возможностей. Поэтому игроки стремятся делать задания, чтобы у них было больше баллов и больше ресурсов.

Александр Пронин: Да. Дело в том, что придумать совершенно новую настольную игру — это очень трудно. Но у меня получилось. Сейчас патентная заявка готовится на изобретение, потому что там очень удачно сочетаются элементы. У нас в патентном праве есть ограничения. Нельзя запатентовать новые правила игры. Это не новые правила. Это абсолютно новый механизм.

Тамара Ляленкова: В России медленно, но уверенно формируется рынок образовательных услуг. В то время как школьные педагоги следуют рекомендованным программам, их более успешные коллеги занимаются репетиторством. Рынок предполагает конкуренцию.

Елена Васильева: Свою жизненную я всегда выстраивала, только исходя из того, какие у меня цели и интересы и, соответственно, их реализовывала. Безусловно, мы живем в обществе. Мы не можем быть от него отделены. И здоровая конкуренция только в плюс.

Михаил Сверчков: Я считаю, что это наносит некоторый психологический урон для школьников, для студентов. С этими устоями, с этими базовыми навыками они идут на протяжении всей жизни, что мешает для дальнейшего развития личности. Потому что идет конкуренцию. Думаешь, как превосходить своего соперника, нежели то, как пополнить свой багаж знаний, улучшить свои навыки, умение и т. д.

Тамара Ляленкова: Проект «Идайри», автоматизированную систему, предназначенную для реализации индивидуальной образовательной программы, представляет преподаватель Уральского института управления РАНХиГС Елена Васильева и ее студент Михаил Сверчков.

Елена Васильева: Он называется «Идайри» и предполагает создание мобильного приложения, сайта для того, чтобы обеспечить эффективное управление образования для администрации и преподавателей в процессе образовательной деятельности, а для школьников, соответственно, получать вовремя задания, все необходимые материалы и взаимодействовать с администрацией и решать какие-то свои вопросы.

Тамара Ляленкова: Это электронный дневник? Или это немножко отличается оттого, что есть?

Елена Васильева: Это отличается от электронного дневника следующими преимуществами. Во-первых, это диалоговый режим. Все-таки дневник предполагает односторонний канал информирования. А тут диалоговый режим, т. е. школьник может в режиме онлайн задать вопрос и получить ответ, а также родитель может обратиться к администрации, а таких ситуаций случается очень много, и получить ответ. Во-вторых, это клиентоориентированность в плане школьника. Даешь студенту задание. И если ты не сказал, что прочитать, объем информации миллион, а то, что нужно этого либо нет, либо они найти не могут. Чтобы он не тратил время на поиск, все это будет сразу выдаваться в рамках этого электронного дневника. В-третьих — это тьюторское сопровождение, т. е. это индивидуализация образовательного процесса, в т. ч. развитие инклюзивного образования для лиц ОВЗ.

Тамара Ляленкова: А вы не думаете, что некоторые преподаватели не обрадуются, если вдруг это введут обязательным моментом?

Елена Васильева: Я уверена, что они даже не обрадуются. Любое новшество встречает сопротивление. Но, с другой стороны, сегодня это необходимость. Школьник тратит колоссальное количество времени просто на поиск этой информации. Множество времени тратится просто на согласование. Преподаватель сегодня тоже мобилен. Он сегодня в Москве, а завтра в Петербурге, послезавтра в Берлине. А если все это будет в рамках единой системы, это будет очень удобно. Это необходимость. Преподаватели, в конечном итоге, понимают удобство. Ему не нужно бегать за каждым студентом, чтобы дать ему задание. Он выложил в одно место, допустим, в начале года, а потоки же идут, они повторяются. И ему тоже не нужно тратить время.

Тамара Ляленкова: Улучшить работу коллег предлагает и преподаватель университета ИТМО Василий Новиков. Он предложил вэб-сервис для коммуникации аудитории и лектора в режиме реального времени.

Василий Новиков: Начнем с того, что в сфере образования я уже работаю 8-й год и столкнулся с проблемой проведения лекционных занятий, с проблемой применения информационных технологий на лекционных занятиях. И постепенно, размышляя над проблемой, пришел к решению, которым мы сейчас занимаемся. Это такой инструмент, который позволяет делать лекции более эффективными, более качественными за счет применения смартфонов, т. е. смартфоны студентов превращаются в эффективный инструмент коммуникации с преподавателем. Преподаватель может проводить блиц-опросы, тесты, опрашивая большую аудиторию в короткий срок, формируя общее видение картины того — понимают студенты или не понимают материал, который он преподает.

Тамара Ляленкова: Многие преподаватели в школах, университетах могут легко воспользоваться вашим приспособлением?

Василий Новиков: На текущий момент мы его разрабатываем таким образом, чтобы это было легко. Для этого не нужно будет ни технических каких-то сложных вещей. Достаточно только иметь смартфон, Интернет.

Тамара Ляленкова: На какой возраст вы рассчитываете преподавательский?

Василий Новиков: Мы ориентируемся в первую очередь на людей до 45 лет, которые увлекаются или применяют информационные технологии в образовании. Но, как оказалось, есть более широкая аудитория, готовая применять в школах и в университетах.

Тамара Ляленкова: Николай, вы тоже так считаете? Или это было придумано для людей, которые живут с такими приспособлениями, умеют ими пользоваться?

Николай Бильдейко: Мы специально пытаемся сделать наш сервис, чтобы он был наиболее понятен и прост не только для пользователей, которые непосредственно работают со смартфонами, но и те, которые смогли бы в довольно короткий срок понять, как же его использовать. Думаю, что надо как-то будет ввести преподавателя, который ни разу с этой системой не работал, в нашу систему, как ее правильно использовать, как подключать студентов.

Тамара Ляленкова: Вы разговаривали с людьми старшего поколения? Или вы пока еще в процессе разработки?

Николай Бильдейко: Этот этап еще предстоит. В первую очередь мы разрабатывали под свои нужды. Мы ведем занятие. Мы видим, с какими проблемами сталкиваемся мы, студенты. Конечно, будет определенное исследование того, как этим инструментом будут пользоваться люди, скажем так, старшего поколения.

Тамара Ляленкова: Была ли задача отвлечь их от посторонних вещей?

Василий Новиков: В том числе — отвлечь их от каких-то занятий в сторону образования, сделать его более интерактивным за счет применения современных технологий.

Тамара Ляленкова: Это будет также интересно? Или это будет рабочий инструмент?

Василий Новиков: Все зависит от методики применения. На этом можно построить и игровой процесс. Я думаю, что скорее это инструмент, который позволит сделать занятия интерактивными. интересными, просто веселыми.

Тамара Ляленкова: Каким должно быть будущее образование?

Василий Новиков: Сложный вопрос. Часто говорят о такой технологии как перевернутый класс. Эксперты говорят, что перевернутый класс поменяет систему образования. Фактически мы уйдем от традиционных лекций, традиционных форм практики и перейдем к перевернутому классу. Я не знаю. За 700 лет и больше существования таких лекционных занятий принципиально ничего не поменяется. Мне кажется, что ближайшее будущее будет примерно таким же.

Тамара Ляленкова: Вы сами готовы были бы учиться в таком классе — сделать работу дома, а потом приходить и задавать какие-то вопросы, которые возникли?

Василий Новиков: Да, это было бы интересно. Но при этом лекции никуда не денется, на мой взгляд. Это очень удобно собирать большое количество людей и проводить для них теоретические задания. Это просто удобно.

Тамара Ляленкова: Но эффективно?

Василий Новиков: Не всегда. По большей части, наверное, все-таки — нет. Потому что лекция собирает большое количество людей, и подстроиться под нужды, знания и потребности каждого невозможно. И мы своим инструментом как раз хотим решить эту проблему хоть чуть-чуть.

Тамара Ляленкова: Формат лекций действительно в российских университетах сокращается, но не потому, что устарел, просто именно за эти часы преподавателям платят зарплату. В провинциальных ВУЗах, считает доцент РГРТУ Александр Варнавский (Рязань), такие меры принесут негативный эффект.

Александр Варнавский: Вы затронули хороший вопрос. Действительно, новые стандарты вводятся. Я писал стандарт для магистратуры. И там, действительно, объем лекций сокращен у магистрантов до минимума. Все-таки сейчас акцент идет на то, что студенты должны получать знания самостоятельно, а в институте проводить лабораторные практические занятия. Я думаю, что это не совсем правильный подход. Все может измениться.

— Мне кажется, что система образования далека от этой системы, потому что студентам часто достаточно трудно разбираться самостоятельно в материале. Тут основную базу может дать лекция. Мне кажется, маловероятно, что система образования перейдет на какой-то другой тип без этого формата. Мне кажется, система лекций будет жить. Некоторые студенты просто не смогут самостоятельно изучать. Без помощи преподавателя тут не обойтись.

Александр Варнавский: По опыту могу сказать, что не все моменты. Я несколько дисциплин читаю и вижу, что есть разделы, которые являются простыми. Студент по большому счету может разобраться и без меня, но есть достаточно сложные разделы. К сожалению, одна из проблем, что сильные выпускники предпочитают подавать документы в московские ВУЗы, а остаются абитуриенты не слишком мотивированные к самостоятельной работе. Тут без какого-то личного общения, объяснения материала очень сложно. Особенно это касается математических дисциплин, с элементами математики. Очень большие проблемы возникают в понимании каких-то зависимостей, формул и т. д.

Тамара Ляленкова: Поэтому Александр Варнавский разработал программный комплекс для анализа качества чтения лекций преподавателем.

Александр Варнавский: Я читаю лекции и, соответственно, у меня возникает мысль о том, что хорошо бы, если бы лекции как-то оценивались независимо. И по результатам каждой лекции делать вывод о том, насколько она прошла успешно. Сейчас актуальная такая тенденция — оценка качества образования. Мой проект посвящен разработке программного аппаратного комплекса, который позволит проводить оценку качества чтений лекций преподавателем.

Тамара Ляленкова: Вы не очень понимаете, как реагируют на вас студенты, читая лекцию?

Александр Варнавский: Проект начался с того, что я разработал интерактивную систему опросов и тестирований, которые позволили с помощью мобильного приложения во время лекций провести опрос студентов. А потом это вылилось или переросло в другую идею — это оценка поведения или разговорного поведения преподавателя, т. е. насколько он эмоционально читает лекции, насколько монотонна его речь, насколько он употребляет или не употребляет те или иные слова и т. д. На этом построен проект, т. е. техническое средство, которое позволяет анализировать голос преподавателя и делать какие-то такие выводы.

Тамара Ляленкова: Как отнеслись к этому ваши коллеги?

Александр Варнавский: Проект на данный момент не является завершенным. Мы стараемся заложить туда три основные функции. Создан прототип, который позволяет две функции из трех использовать. Протестировать, проанализировать с коллегами хотим создание трех функций.

Я работаю в малом инновационном предприятии как раз при Радиотехническом университете. Преподавательской деятельностью в ВУЗе я не занимаюсь. При обучении в ВУЗе и слушаний лекций иногда возникали негативные эмоции после того, как лектор достаточно нудно, монотонно читает. И воспринимать эту лекцию было практически невозможно. И данный программный комплекс как раз позволит решать такие проблемы, т. е. заставлять преподавателей более внимательно относиться к тому, как он читает лекцию.

Тамара Ляленкова: Александр, а вы уверены, что это как-то поможет, как-то исправит, направит, что это сработает, если это применять? Не станет ли это, с другой стороны, оценкой качества, которая может повлиять в т. ч. и на зарплату преподавателей?

Александр Варнавский: Во-первых, с точки зрения преподавателя. Если преподаватель будет использовать такой комплекс для себя, он сможет сам сделать какие-то выводы. Если он не заинтересован, чтобы его воспринимали, если он заинтересован в том, чтобы студенты сами должны искать информацию, это, наверное, не очень хорошо. Поэтому он сможет задуматься и сделать какие-то выводы.

Тамара Ляленкова: Если он хочет быть успешным.

Александр Варнавский: Да.

— Я думаю, что большинство преподавателей заинтересованы в том, чтобы улучшить качество подачи материалов. Если он занимается образовательной деятельностью, то наверняка много людей, которым это интересно, которые хотят что-то привнести лучшее в образовательную систему. В данном случае, данная программа просто позволит им это сделать.

Тамара Ляленкова: Это вопрос выживаемости еще, наверное, в нынешней ситуации.

Александр Варнавский: Выживаемость — это как раз вопрос о зарплате.

Тамара Ляленкова: Важно, чтобы к тебе ходили на лекцию, чтобы ты был востребован.

Александр Варнавский: Да.

Тамара Ляленкова: Большинство инноваций, которые предлагают студенты или преподаватели связаны с использованием новых технологий. С другой стороны, образовательный рынок вызывает и чисто коммерческий интерес. Андрей и Елена Антоновы из Волгограда предложили проект «Роботы идут в школу».

Андрей Антонов: Занимались мы контрактной разработкой электроники и начали искать коммерческие, на наш взгляд, успешные проекты, связанные с электроникой. В настоящее время робототехника является трендом. К тому же сейчас рассматривается вопрос о введении робототехники в школьную программу, в программу средней школы. Пока до конца неясно, в рамках какого предмета робототехнику нужно вводить. Есть варианты, которые рассматриваются, — это в рамках предмета «Технология» и в рамках «Информатики». Мы считаем, что робототехнику лучше преподавать в рамках предмета «Информатики». У нас есть проект, связанный с миниатюрными роботами, которые позволят сделать обучение детей программированию более увлекательным. При этом они смогут изучать технологию уже завтрашнего дня, сегодня обучаясь в школе.

Тамара Ляленкова: Это бизнес-проект?

Андрей Антонов: Да, это бизнес-проект. У нас коммерческое предприятие, коммерческий стартап технологический.

Тамара Ляленкова: И вы решили, что в этой сфере как раз можно хорошо сыграть, потому что там мало, что есть сейчас. Или как? Конкурентов смотрели?

Андрей Антонов: Конкурентов смотрели, да. Поэтому мы нашли преимущество. Наше преимущество связано с тем, что на сегодняшний день на рынке представлены в основном робототехнические конструкторы. На их основе в рамках дополнительного образования происходит обучение детей основам робототехники. Сложности, связанные с конструкторами таковы, что конструктор нужно собирать. Зачастую это достаточно сложные устройства какие-то, которые требуют от преподавателей дополнительных знаний, требуют дополнительных затрат времени на сборку и достаточно дорогостоящий.

Елена Антонова: Конструирование роботов интересно очень узкому кругу учащихся и практически полностью исключает женскую аудиторию. Потому что девочек в командах по сборке роботов достаточно мало. Мы считаем, что они присутствуют только для того, чтобы произвести впечатление на мальчиков. А наш проект позволит сделать процесс настолько увлекательным и интересным, что и девочек это привлечет.

Тамара Ляленкова: А как вы это учли?

Андрей Антонов: Мы исключили конструирование из обучающего процесса. У нас робот готовый, маленький. Основная задача — это заниматься его программированием. Причем, из-за того, что это уже какой-то физический объект, сам процесс обучения становится более интерактивным, более увлекательным. Робота можно взять в руки. Робот, с одной стороны, маленький у нас, но он обладает достаточно широким функционалом. И по своим возможностям он превосходит гораздо более крупные и дорогие аналоги.

Тамара Ляленкова: А что он делает?

Андрей Антонов: Наш робот-микроид — это миниатюрный робот размером примерно 3х3 см. У него есть дисплей, есть полноцветные светодиоды, звуковая индикация и лазерный дальномер. Но самое основное, что у него есть — это система позиционирования, т. е. наши роботы знают, где они находятся. Именно система позиционирования позволила создать беспилотный автомобиль, автоматизировать склады. Наши маленькие роботы обладают этой системой позиционирования. И это то, чего нет у наших конкурентов.

Елена Антонова: Мы считаем, что это профессия будущего. В каком-то недалеком будущем будут полностью роботизированные работы, а люди будут операторами, которые будут давать задания роботу. Мы все это реализуем на школьной парте — просто, быстро и достаточно приемлемо по деньгам. Вот такая у нас альтернатива робототехническим конструкторам. Мы считаем, что это тренд. Это очень интересно и увлекательно. Конечно, это не только обучение робототехнике, а это обучение программированию.

Андрей Антонов: Для учителей основное преимущество, которое мы даем, — это то, что методика, которую мы разрабатываем, она не требует переобучения. Учитель информатики сможет взять этих роботов и в рамках школьной программы либо дополнительного образования обучать детей информатики и робототехнике одновременно. Образовательная часть нашего проекта — это лишь часть. У нас там есть еще коммерческая составляющая. Мы планируем на этой базе создавать детские игрушки. Мы планируем создать новое поколение роботизированных игр, которых на сегодняшний день пока еще нет.

Елена Антонова: Играешь в виртуальном мире на любом гаджете, а действие происходит в реальном мире. Вот такая идея. Сейчас очень много стартапов виртуальных. Разрабатывают приложения, какие-то сервисы. Конечно, жизнь без гаджетов невозможна. Но мы считаем, что жизнь не может быть виртуальной. Поэтому мы все-таки создаем осязаемый проект, что можно взять в руки, пощупать, посмотреть то, что будет происходить в реальном мире. Мы считаем это важно. Мы хотим немножко детей из виртуального мира в реальный перевести.

Тамара Ляленкова: Так или иначе, но каждый из инноваторов решает хорошо известную ему образовательную проблему. Я попросила авторов проектов, где, по их мнению, пробуксовывает система в целом.

Александр Пронин: Про провалы какие-то системные — здесь сложно сказать. Сейчас, на данный момент, из таких провальных моментов я бы назвал то, что влияние массовой культуры на маленьких детей с 6 до 12 лет таково, что создает определенного рода барьер, который мешает им перейти на более высокую ступень обучения и начать мыслить не образно и конкретно, предметно, как они это делали раньше, а понятийно. Условно говоря, они смотрят огромное количество визуальной информации, визуального ряда. Нет времени осмыслять его. Никто с ними не проговаривает, что же там происходит, почему Бэтмен делает то, что он делает, зачем он это делает. И у них нет момента того, что нужно вирбализовать. Соответственно, их логическое мышление недостаточно развито для того, чтобы переходить на более высокие ступени обучения. Это учительская боль. Отчасти из этой учительской боли и вырос проект, выросла игра, но она все-таки не совсем об этом.

Всегда хочется вкладывать свое время, когда ты обучаешься, это твое время — познать что-то новое, развиться, кем-то стать, получить какой-то навык. Это очень важное вложение. Очень жалко его тратить на что-то, что не очень имеет смысл. Очень часто в образовании бывает, особенно в университете начинаешь ощущать, что ты приходишь, ты учишь, сдаешь, но нет ощущения, что тебе это дают, потому что это нужно, это развивает, ты сможешь это как-то приложить. Поле какой-то бессмысленности. Может быть, это вопрос нашего непонимания. Нам не объясняют, зачем мы это делаем. Хочется почвы под ногами и понимания, что мы делаем, зачем мы это делаем.

Тамара Ляленкова: К системе есть какие-то претензии?

Василий Новиков: Я так не готов сказать.

Николай Бильдейко: Я пока еще оценить не могу. Я пока еще внутри.

Василий Новиков: В первую очередь человеческий фактор.

Андрей Антонов: У меня впечатление, которое сложилось от обучения в ВУЗе. Мне кажется, недостатки системы высшего образования в том, что начинаешь изучать какие-то предметы и не понимаешь, как они связаны друг с другом. Нет общей картины мира. А предмета, который бы связывал их всех воедино, как такового не преподается. И эта картина мира складывается лишь после того, как ты заканчиваешь ВУЗ, начинаешь заниматься какой-то практической деятельностью. И только потом приходит понимание, зачем был нужен тот или иной предмет. В ВУЗе этого понимания, по крайней мере, не всегда было.

Елена Антонова: Я считаю, что должна быть мотивация. Я пока не знаю, каким образом она должна быть. Но у учителя должна быть мотивация в том, чтобы дети были заинтересованы. Ведь чтобы заставить детей учиться, нужно их заинтересовать. Идея принадлежит Сухомлинскому — нужно привить страсть к учебе. Хотелось сделать так, чтобы у учителей была мотивация — прививать страсть детям к учебе. Пока у меня нет решения, как это сделать.

Тамара Ляленкова: Чтобы вы для будущего поменяли в системе образования или туда бы встроили, что важным вам кажется для будущего образования?

Василий Новиков: Никогда не задумывался. Даже своими проектами я привношу что-то новое, улучшаю настоящее. Этот процесс должен идти поэтапно. Сложно сказать, что именно это поможет и изменит систему образования. Здесь нужно выстраивать какую-то траекторию и постепенно достигать поставленной цели.

Елена Васильева: Что касается негативного опыта. Мне повезло. У меня этого негативного опыта не было. Любой негативный опыт всегда для чего-то нужен. Позитив определенный, безусловно, есть. То, что я вижу. Сегодня колоссальный объем информации. И многие студенты тратят огромное количество времени на поиск. Устранение этих барьеров, выстраивание диалога, когда все субъекты образовательного процесса работают на равных и взаимодействуют и есть поле этого взаимодействия, тогда вот этот прессинг, минимальные негативные последствия будут сглажены. Конечно, это есть сейчас.

Тамара Ляленкова: Вы считаете, что технологии могут эту ситуацию исправить?

Елена Васильева: Они не могут ее исправить, потому что это человеческая природа. Ее исправить невозможно. Но они могут позволить выстраивать этот диалог, т. е. создавать возможности для этого диалога. И когда у вас появляется какой-то продукт или какая-то возможность для общения дополнительная, какое-то условие, технология, то она заставляет людей перестраиваться. Если бы нам 20 лет назад сказали, что у нас у всех будут мобильные телефоны, и мы будем знать об этом, мы бы не поверили. А сейчас мы понимаем, что это необходимый элемент жизни. Точно также и коммуникационные площадки. Если она будет, если она будет работать, она заставит всех перестроиться для взаимодействия. На мой взгляд, самая большая проблема — это нежелание взаимодействовать и отсутствие возможностей для этого взаимодействия.

www.svoboda.org

Образовательные стартапы: примеры, рекомендации, оценка рынка

Стартапы в сфере образования меняют жизнь учащихся, предоставляя доступ к современным технологиям наряду со свободой выбора деятельности. Парадигма монополизации государством рынка образовательных услуг устаревает, требуются идеи пользователей, заинтересованных в оптимизации процесса познания. Частные бизнес-проекты, не требующие начального капитала от разработчиков – стартапы, в корне меняют ситуацию на современном рынке образовательных услуг.

Успешная бизнес-идея – это реально

Рассмотрим пять наиболее значимых мировых стартапов в области образования:

  1. Better Lesson: запущенный в конце 2011 года, проект разработали учителя, создавшие место, где преподаватели могли бы создавать и обсуждать поурочные планы, делиться профессиональными наработками с другими учителями, организовывать собственные учебные материалы. Сайт помогает учителям совершенствовать уроки. После запуска стартапа ежедневно количество участников увеличивалось на 250 человек, и менее чем через год после создания проект признаётся успешным.
  2. Clever: команда Clever разработала успешную бизнес-модель по оказанию помощи образовательным учреждениям в разработке приложений для управления личными данными студентов, упрощая доступ к информации. С момента запуска компания заработала 3 миллиона долларов США в год, количество школ, которые участвуют в стартапе, удвоилось.
  3. Codecademy: Компания предлагает онлайн-курсы, основанные на игровом методе обучения программированию, ориентированному на людей всех возрастов и уровней опыта. Стартапу удалось привлечь инвестора, вложившего 10 млн. долл. США в виде венчурного финансирования. Проект планируется распространить в старших классах общеобразовательных школ и колледжах.
  4. Coursera: Разработанный стэнфордскими профессорами в области компьютерных наук, стартап бесплатно предоставляет доступ к курсам высших учебных заведений. В настоящее время на сайте зарегистрированы 34 университета. Годовое финансирование проекта составляет 22 миллиона долларов. Coursera насчитывает 1,75 миллиона пользователей. Пока плата за пользование услугами сайта не взимается. Компания работает над способами монетизации популярных образовательных программ.
  5. Creative Live: Стартап, фокусирующийся на размещении онлайн-уроков, помогающих пользователям освоить новые навыки или хобби. За два года с момента его основания более миллиона студентов стали участниками программы CreativeLive. В конце второго года существования компания объявила о привлечении дополнительных средств общим количеством 7,5 млн. долл. США в виде венчурного финансирования. Дополнительные средства планируется освоить в текущем году с направлением на рост и развитие компании.

Для успешного осуществления проекта разработчику стартапа необходим «бизнес-ангел» – частный инвестор, вкладывающий деньги в развитие перспективной бизнес-идеи.

Само по себе участие в венчурном инвестировании не гарантирует получения прибыли. Вкладывание средств в образовательный стартап является высокорисковым предприятием.

Собственный бизнес в России и за рубежом

Стартап-проекты в сфере образования в развитых зарубежных странах распространены больше, чем в России, по следующим причинам:

  1. Сфера образования в России консервативна, ориентирована на поддержание традиций и стабильного уклада.
  2. Для оценки успешности стартапа в образовательной сфере необходим длительный срок – порядка десяти лет. Длительный и не имеющий твёрдых гарантий проект не выгоден для инвесторов.
  3. В России традиционно постулируется бесплатность образования и всех его компонентов. Стартапы, ориентированные на применение цифровых ресурсов и технологий, в постсоветском пространстве реализовать сложнее.
  4. Частная бизнес-сфера в России менее развита, нежели за рубежом. Государство сохраняет за собой право контрольного голоса в основных крупных корпорациях. Соответственно, разработчики стартап-проектов ориентируются в первую очередь на государство.

Две головы лучше, чем одна

Для успешной разработки и последующего осуществления бизнес-проекта авторы могут объединить усилия. Цели образовательных проектов чаще всего совпадают. Все стартапы в сфере образования отличает направленность на улучшение качества образования, внедрение обучения и самообучения в течение всей жизни, развитие цифровых технологий. Объединённые усилия нескольких разработчиков позволят создать разносторонний проект, качественный и осуществимый. Для реализации проекта необходим инвестор. При собеседовании команда из нескольких человек, поддерживая друг друга, произведет выгодное впечатление, заинтересует потенциального инвестора.

Если в сфере частного бизнеса поддержку найти не удалось, проектировщики обращаются в государственные структуры. Поддержка министерства образования является весомым аргументом в пользу стартапа. Идеи, реализующиеся на государственном уровне, получают финансовые инвестиции, облегчённый доступ к администрации муниципальных учебных заведений, возможность широкого проведения рекламной кампании. Некоторые программы облагаются сниженными налогами, им предоставляется льготное оформление документов. Однако бизнес-идея должна быть действительно проработанной и актуальной – конкуренция среди стартапов нешуточная.

Технологические инновации на рынке образовательных услуг

Большая часть современных бизнес-проектов в сфере образования нацелена на предоставление дистанционного, цифрового доступа к образованию. Замещение традиционной учебной парадигмы «лектор-ученик» программой, направленной большей частью на самостоятельное добывание и осмысление знаний, открывает широкий спектр возможностей для образовательного стартапа. Цифровые лекции, IT-семинары, курсы ведущих университетов, мастер-классы известных преподавателей приобретают всё большую популярность, как за рубежом, так и в России.

Программы государственного финансирования смелых идей в области образования позволяют запустить свой бизнес-проект с минимальными затратами. Свежая идея, продуманное, аргументированное выступление, потенциальная значимость стартапа обеспечат принятие и дальнейшую реализацию идеи.

viafuture.ru

Доступные знания. Как стартап из Парижа совершил революцию в онлайн-образовании | Карьера и свой бизнес

Над альтернативным решением этого вопроса с 11 лет работает один смелый, но при этом ничем особо не примечательный двадцатидевятилетний парень, родом из Нормандии (Франция). Его компания получила название OpenClassrooms, а сам Пьер Дюбюк — ее основатель и генеральный директор. «Я основал OpenClassrooms со своим другом Матье Небра четыре года назад, но это было нашим хобби еще с 1999 года», — говорит Дюбюк.

Образование для всех

Миссия Дюбюка — сделать образование более доступным. Образовательная онлайн-платформа, основанная в Париже, объединяет сотню сотрудников, занимающихся разработкой платформы, что позволяет 400 преподавателям обучать тысячи студентов в месяц в 128 странах. Как утверждает Дюбюк, бизнес быстро развивается, показывая рост на 150% каждый год и привлекая примерно €8 млн венчурного финансирования из BPI, Citizen Capital, Xavier Niel (NJJ Capital) и Alven Capital.

Их онлайн-курс и образовательные программы одобрены французским государством и признаны в 50 странах, хотя в США они еще формально не аккредитованы. «Наша система отличается от традиционного образования в колледжах, но в реальности это такая же полноценная студенческая и университетская жизнь. У вас есть занятия, есть преподаватели, студенческий коллектив, сообщество выпускников, связи и сотрудничество с работодателями», — говорит Дюбюк.

«После окончания OpenClassrooms у вас есть три варианта развития событий: либо вы находите работу как сотрудник, либо ведете собственную деятельность как фрилансер, либо создаете собственную компанию как предприниматель. А мы предоставляем ресурсы и коучинг по каждому из трех вариантов. После выпуска мы вас поздравим и все такое, но все же конечная цель — найти вам работу. Это наша обязанность».

OpenClassrooms настолько уверен в том, что навыки студентов будут соответствовать сегодняшним требованиям при найме на работу, что компания даже предлагает гарантированно вернуть деньги всем выпускникам, если они не найдут работу в течение шести месяцев после окончания обучения. На сегодняшний день выпускники OpenClassrooms работают в топовых компаниях, таких как Apple, Toyota, IBM, Louis Vuitton, Hewlett Packard, AXA и т.д.

Несмотря на то, что Дюбюк и Небра сами еще молоды, они занимаются этим уже достаточно давно. В 1999 Небра создал программное обеспечение для онлайн-курсов по созданию вебсайтов. Он хотел, чтобы друзья присоединились к нему в процессе работы, и обнаружил, что самый простой путь — это, собственно говоря, составить курс и поделиться им в интернете. Дюбюк присоединился к его проекту в 2001 году в возрасте 11 лет, и на последующие десять лет создание курсов стало их хобби. Они все финансировали самостоятельно и привлекли более ста тысяч подписчиков в месяц. В 2007 году они вместе решили создать официальную компанию, учась при этом на инженеров: Дюбюк — в Национальном институте прикладных наук (National Institute of Applied Sciences INSA) города Лиона, Небра — в Инженерной школе информации и цифровых технологий (Engineering School of Information and Digital Technologies (EFREI) в Париже. Выпустившись, они решили полностью посвятить себя проекту, и так в 2013 году появилась компания OpenClassrooms.

Дешевле и лучше

«У нас студенты из более чем ста стран, так как мы существуем полностью онлайн, а это значит, что мы должны хорошо разбираться в местных нормах соответствия и процессах аккредитации, чтобы быть признанными в этих странах. Это трудоемкий процесс, и создание новой программы занимает примерно от трех-четырех до девяти лет в зависимости от страны, в которой вы живете». В то же время мы сотрудничаем с университетами, чтобы совместно создавать новые программы, так как они уже аккредитованы и являются брендом. У нас в партнерах вузы французской Лигой Плюща (French Ivy League schools), включая Polytechnique, Sciences Po и CentraleSupélec, а также такие лидеры в своей области, как Google, Microsoft и IBM. Мы совместно с ними создаем программы и работаем с экспертами по их методикам для разработки учебного плана», — говорит Дюбюк. «Процесс аккредитации достаточно трудоемкий в США, и я уверен, вы знаете об этом, но если мы его пройдем, то это в корне изменит систему образования там», —добавляет он.

Их цены в 10-25 раз ниже стоимости традиционного обучения в колледже и обычно составляют от $2000 до $4000, в сумму входят поддержка куратора, коучинг и гарантированное место работы.

Реальные цены и конкуренция за качество с образовательными системами, основанными на традиционных программах, могут повлиять на политику сдерживания цен на обучение. «Образовательный сектор созрел для конкуренции. Спустя время мы видим огромные возможности по обучению навыкам в области точных наук, которые мы можем предоставить и которые потребуются будущим работникам, — говорит Дюбюк. — Мы хотим найти другой более быстрый, более гибкий и более дешевый путь переобучить их».

С таким импульсом роста и такими возможностями рынка удивительно, что OpenClassrooms пока не получает больше средств финансирования. «Я думаю, что это может произойти, — смеется Дюбюк, — но это так же зависит от того, как мы строим свою компанию. Нам не нужны были деньги, так как мы были студентами. И нам не надо было привлекать средства. А потом мы получили немного денег, не очень много в сравнении с масштабом бизнеса и рынка».

Что же в планах на будущее?

«Мы поставили себе задачу к 2025 году, чтобы миллион наших выпускников были трудоустроены на миллионе рабочих мест. Работодатели заинтересованы в том, чтобы к ним приходили студенты, готовые сразу приступить к работе. Хотя мы этим занимаемся достаточно долго, но сейчас мы просто еще в начале пути, это долгая история, но она все еще лишь на начальном этапе, рынок и потенциал огромны, поэтому мы продолжим работать над этим».

Перевод Анастасии Ерастовой

www.forbes.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о