Стоимость потребительской корзины в россии – список товаров, цена на месяц

Потребительская корзина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Потребительская корзина — примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи[1]. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Помимо этого, потребительская корзина служит базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Согласно другому определению, потребительская корзина — «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания»[2].

Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992—1999 годах расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России

[3][4].

31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»[5]. Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года, который установил следующую потребительскую корзину[6]:

Продукты питания
Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
трудоспособное население пенсионеры дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 77,6
Картофель кг 100,4 80,0 88,1
Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5
Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8
Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0
Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7
Яйца штука 210 200 201
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,5

Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг от стоимости продуктов питания (в процентах):

  • Непродовольственные товары — 50% от стоимости продуктов питания для всех групп населения.
  • Услуги — 50% от стоимости продуктов питания для всех групп населения.

Росстат и иные исследовательские центры используют различные потребительские корзины, отличающиеся от приведенной выше, в частности, для расчета индексов инфляции (индексов потребительских цен).

  • В январе 2019 года рабочая группа Минтруда ведёт работу над вопросом по увеличению в корзине содержание мяса на 5%, рыбы на 16%, творога и яиц на 14%, птицы на 11%
    [7].

Потребительская корзина для расчёта индекса потребительских цен в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475, России — 156[8].

В США также существует понятие «продуктового плана» (англ. Food Plan), который составляется Минсельхозом США. Существует четыре варианта плана: экономный, низкий, средний и свободный; так называемый экономный план (англ. Thrifty Food Plan) используется для расчёта в программе выдачи продуктовых талонов[9].

ru.wikipedia.org

Потребительская корзина в России на 2018 год

Регион РФ Стоимость продуктовой корзины Стоимость потребительской корзины
Российская Федерация 4060,30 8120,60
Алтайский край 3687,04 7374,08
Амурская область 4551,42 9102,84
Архангельская область 5000,19 10000,38
Архангельская область (без автономного округа) 4952,42 9904,84
Астраханская область 3886,35 7772,70
Белгородская область 3388,40 6776,08
Брянская область 3779,80 7559,60
Владимирская область 3989,50 7979,00
Волгоградская область 3670,39 7340,78
Вологодская область 4513,12
9026,24
Воронежская область 3610,70 7221,40
г. Севастополь 4223,34 8446,68
г.Москва 5018,54 10037,08
г.Санкт-Петербург 4872,31 9744,62
Еврейская автономная область 4900,88 9801,76
Забайкальский край 4556,29 9112,58
Ивановская область 4174,98 8349,96
Иркутская область 4183,68 8367,36
Кабардино-Балкарская Республика 3674,45 7348,90
Калининградская область 4802,14 9604,28
Калужская область 4048,01 8096,02
Камчатский край 6343,54 12687,08
Карачаево-Черкесская Республика 3870,01 7740,02
Кемеровская область 3828,60 7657,20
Кировская область 3727,57 7455,14
Костромская область 3921,81 7843,62
Краснодарский край 4175,77 8351,54
Красноярский край 4522,85 9045,70
Курганская область 3916,40 7832,80
Курская область 3381,20 6762,40
Ленинградская область 4912,33 9824,66
Липецкая область 3384,91 6769,82
Магаданская область 6872,26 13744,52
Московская область 4309,02 8618,04
Мурманская область 5009,71 10019,42
Ненецкий автономный округ 6462,52 12925,04
Нижегородская область 3828,67 7657,34
Новгородская область 4323,19 8646,38
Новосибирская область 4273,62 8547,24
Омская область 3456,93 6913,86
Оренбургская область 3512,20 7024,40
Орловская область 3794,88 7589,76
Пензенская область 3443,53 6887,06
Пермский край 3869,52 7739,04
Приморский край 5124,49 10248,98
Псковская область 4393,45 8786,90
Республика Адыгея 3819,15 7638,30
Республика Алтай 4214,13 8428,26
Республика Башкортостан 3659,89 7319,78
Республика Бурятия 4122,24 8244,48
Республика Дагестан 3924,28 7848,56
Республика Ингушетия 3886,70 7773,40
Республика Калмыкия 3913,31 7826,62
Республика Карелия 4732,66 9465,32
Республика Коми 4773,00 9546,00
Республика Крым 4088,79 8177,58
Республика Марий Эл 3638,13 7276,26
Республика Мордовия 3384,49 6768,98
Республика Саха (Якутия) 6428,06 12856,12
Республика Северная Осетия — Алания 3692,06 7384,12
Республика Татарстан 3591,48 7182,96
Республика Тыва 4093,13 8186,26
Республика Хакасия 4112,54 8225,08
Ростовская область 3666,45 7332,90
Рязанская область 3745,90 7491,80
Самарская область 4059,31 8118,62
Саратовская область 3338,07 6676,14
Сахалинская область 5378,90 10757,80
Свердловская область 4325,05 8650,10
Смоленская область 4133,46 8266,92
Ставропольский край 3801,04 7602,08
Тамбовская область 3463,54 6927,08
Тверская область 4069,97 8139,94
Томская область 3951,78 7903,56
Тульская область 4002,30 8004,60
Тюменская область 4758,04 9516,08
Тюменская область (без автономных округов) 4487,68 8975,36
Удмуртская Республика 3647,57 7295,14
Ульяновская область 3759,43 7518,86
Хабаровский край 5429,70 10859,40
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 4698,04 9396,08
Челябинская область 3837,29 7674,58
Чеченская Республика 3916,86 7833,72
Чувашская Республика 3603,26 7206,52
Чукотский автономный округ 10003,70 20007,40
Ямало-Ненецкий автономный округ 5687,39 11374,78
Ярославская область 3910,16 7820,32

bankiclub.ru

Потребительская корзина в России на 2018 год: официальные данные

Регион РФ Стоимость продуктовой корзины Стоимость потребительской корзины
Российская Федерация 4060,30 8120,60
Алтайский край 3687,04 7374,08
Амурская область 4551,42 9102,84
Архангельская область 5000,19 10000,38
Архангельская область (без автономного округа) 4952,42 9904,84
Астраханская область 3886,35 7772,70
Белгородская область 3388,40 6776,08
Брянская область 3779,80 7559,60
Владимирская область 3989,50 7979,00
Волгоградская область 3670,39 7340,78
Вологодская область 4513,12 9026,24
Воронежская область 3610,70 7221,40
г. Севастополь 4223,34 8446,68
г.Москва 5018,54 10037,08
г.Санкт-Петербург 4872,31 9744,62
Еврейская автономная область 4900,88 9801,76
Забайкальский край 4556,29 9112,58
Ивановская область 4174,98 8349,96
Иркутская область 4183,68 8367,36
Кабардино-Балкарская Республика 3674,45 7348,90
Калининградская область 4802,14 9604,28
Калужская область 4048,01 8096,02
Камчатский край 6343,54 12687,08
Карачаево-Черкесская Республика 3870,01 7740,02
Кемеровская область 3828,60 7657,20
Кировская область 3727,57 7455,14
Костромская область 3921,81 7843,62
Краснодарский край 4175,77 8351,54
Красноярский край 4522,85 9045,70
Курганская область 3916,40 7832,80
Курская область 3381,20 6762,40
Ленинградская область 4912,33 9824,66
Липецкая область 3384,91 6769,82
Магаданская область 6872,26 13744,52
Московская область 4309,02 8618,04
Мурманская область 5009,71 10019,42
Ненецкий автономный округ 6462,52 12925,04
Нижегородская область 3828,67 7657,34
Новгородская область 4323,19 8646,38
Новосибирская область 4273,62 8547,24
Омская область 3456,93 6913,86
Оренбургская область 3512,20 7024,40
Орловская область 3794,88 7589,76
Пензенская область 3443,53 6887,06
Пермский край 3869,52 7739,04
Приморский край 5124,49 10248,98
Псковская область 4393,45 8786,90
Республика Адыгея 3819,15 7638,30
Республика Алтай 4214,13 8428,26
Республика Башкортостан 3659,89 7319,78
Республика Бурятия 4122,24 8244,48
Республика Дагестан 3924,28 7848,56
Республика Ингушетия 3886,70 7773,40
Республика Калмыкия 3913,31 7826,62
Республика Карелия 4732,66 9465,32
Республика Коми 4773,00 9546,00
Республика Крым 4088,79 8177,58
Республика Марий Эл 3638,13 7276,26
Республика Мордовия 3384,49 6768,98
Республика Саха (Якутия) 6428,06 12856,12
Республика Северная Осетия – Алания 3692,06 7384,12
Республика Татарстан 3591,48 7182,96
Республика Тыва 4093,13 8186,26
Республика Хакасия 4112,54 8225,08
Ростовская область 3666,45 7332,90
Рязанская область 3745,90 7491,80
Самарская область 4059,31 8118,62
Саратовская область 3338,07 6676,14
Сахалинская область 5378,90 10757,80
Свердловская область 4325,05 8650,10
Смоленская область 4133,46 8266,92
Ставропольский край 3801,04 7602,08
Тамбовская область 3463,54 6927,08
Тверская область 4069,97 8139,94
Томская область 3951,78 7903,56
Тульская область 4002,30 8004,60
Тюменская область 4758,04 9516,08
Тюменская область (без автономных округов) 4487,68 8975,36
Удмуртская Республика 3647,57 7295,14
Ульяновская область 3759,43 7518,86
Хабаровский край 5429,70 10859,40
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 4698,04 9396,08
Челябинская область 3837,29 7674,58
Чеченская Республика 3916,86 7833,72
Чувашская Республика 3603,26 7206,52
Чукотский автономный округ 10003,70 20007,40
Ямало-Ненецкий автономный округ 5687,39 11374,78
Ярославская область 3910,16 7820,32

b2bmaster.ru

Прожиточный минимум будут считать по-другому. Чем наполнят потребительскую корзину

Глава Минтруда утвердил план работы по подготовке предложений по совершенствованию методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. Новая потребительская корзина должна быть разработана к 2021 году.

Кроме того, в ряде регионов стартует пилотный проект, направленный на снижение уровня бедности в 2 раза.

ПМ и корзина

Прожиточный минимум — это минимальный уровень дохода, который необходим для удовлетворения жизненных потребностей человека. В законе сказано, что ПМ — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.

Состав корзины регламентирован Федеральным законом № 227-ФЗ от 03.12.2012.

В состав корзины входят следующие продукты питания:

№ п/пНаименованиеОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)
трудоспособное населениепенсионерыдети
1 Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), кг

в том числе:

126,5 98,2 77,6
  бобовые 6 5 3
  мука пшеничная 6 6 5
  рис 3 3 4
  другие крупы (кроме риса) 5,5 5 6
  хлеб пшеничный 68,9 65 48,3
  хлеб ржаной 68,9 35 25,2
  макаронные изделия 9 8 7
2 Картофель, кг 100,4 80,0 88,1
3 Овощи и бахчевые, кг

в том числе:

114,6 98,0 112,5
  капуста свежая и квашеная 43,5 36 35,2
  огурцы и помидоры свежие и соленые 5 4 12,6
  столовые корнеплоды 43,5 38 42,6
  прочие овощи 22,6 20 22,1
4 Фрукты свежие, кг 60,0 45,0 118,1
5 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг

в том числе:

23,8 21,2 21,8
  сахар 22,6 20 18,7
  конфеты 1 1 2
  печенье 1 1 3,5
6 Мясопродукты, кг

в том числе:

58,6 54,0 44,0
  говядина 20,5 19 17,6
  баранина 1,6 1 0,5
  свинина 10,5 9 3,7
  мясо птицы 26 25 22,2
7 Рыбопродукты, кг

в том числе:

18,5 16,0 18,6
  рыба свежая 17,5 15 17,6
  сельдь 1 1 1
8 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг

в том числе

290,0 257,8 360,7
  молоко, кефир 120 105 137,4
  сметана 2 2 3
  масло животное 3,3 3 5,5
  творог 14 12 14
  сыр 4,5 4 4,5
9 Яйца, шт 210 200 201
10 Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг

в том числе:

11,0 10,0 5,0
  маргарин и другие жиры 1,5 2 0,5
  масло растительное 9,5 8 4,5
11 Прочие продукты (соль, чай, специи), кг

в том числе:

4,9 4,2 3,5
  соль 3,7 3 2,4
  чай 0,5 0,5 0,4
  специи 0,7 0,7 0,7
Кроме того, в состав корзины входят также непродовольственные товары и услуги. Их стоимость законом привязана к стоимости продуктов питания (промтовары — 50 % от стоимости еды, услуги — 50 % от стоимости еды).

Помимо потребительской корзины при расчете ПМ также учитываются расходы на обязательные платежи и сборы (НДФЛ). Причем такие платежи определяются только для трудоспособного населения.

Новый подход к корзине

Власти намерены «перетрясти» потребительскую корзину.
«К 2021 году нам нужно будет выработать конкретные предложения по потребительской корзине, эту работу мы начали. Есть разные подходы, разные предложения, но ни у кого нет сомнения, что стандарты отнесения к малообеспеченности мы должны менять. Страна развивается — потребление должно тоже увеличиваться. Оценки должны тоже меняться», — заявил глава Минтруда Максим Топилин.
29 ноября состоялось заседание рабочей группы, на котором рассмотрен вопрос совершенствования методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума.

Участники заседания рассмотрели вопрос анализа потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Так, представители ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» рассказали о минимальных наборах пищевых продуктов и здоровом питании, представители Института социальной политики НИУ ВШЭ — об эффекте от изменения минимальной продуктовой потребительской корзины с учетом рекомендаций Минздрава по рациональным нормам питания.

Следующее заседание рабочей группы состоится в I квартале 2019 года.

План Минтруда

Совершенствовать методику определения потребительской корзины будут по плану, составленному Минтрудом.

Для начала в феврале 2018 создали рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом. В состав рабочей группы входят представители Совета Федерации, Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей, научных организаций, других заинтересованных структур.

В ноябре 2018 рабочей группой рассмотрен вопрос «Анализ потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Пищевая и энергетическая ценность рациона питания домашних хозяйств и рациональные нормы здорового питания».

В феврале 2019 рабочая группа рассмотрит подготовленные Росстатом данные о потреблении продуктов питания и потребительских расходах в домашних хозяйствах с разным уровнем материальной обеспеченности.

Минздрав к этому времени подготовит предложения по формированию минимального набора продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.

В марте 2019 в Госдуме пройдет «круглый стол» на тему: «Минимальный набор продуктов питания потребительской корзины и рациональные нормы здорового питания» с участием членов рабочей группы.

В апреле 2019 рабочая группа рассмотрит предложения по определению размеров соотношения стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со стоимостью продуктов питания в потребительской корзине. Напомним, сейчас это 50 % 50 %.

Также будут рассмотрены предложения по совершенствованию правил исчисления величины прожиточного минимума, включая учет обязательных платежей и сборов при исчислении величины ПМ и уточнение перечня продуктов питания для определения уровня потребительских цен при исчислении величины ПМ.

В мае 2019 будет рассмотрен вопроса: «Финансово-экономическая оценка подходов к совершенствованию потребительской корзины».

К июню 2019 подготовят проект нормативного правового акта по установлению потребительской корзины в целом по РФ и связанные с ним проекты НПА по утверждению методических рекомендаций по определению потребительской корзины и Правил исчисления величины ПМ на душу населения.

До декабря 2019 эти проекты будут рассматривать, обсуждать и согласовывать.

К марту 2020 подготовят предложения по величине ПМ, рассчитываемой на основе новой потребительской корзины, в рамках подготовки материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Что еще поменяется

Методические рекомендации по определению потребительской корзины утверждены Постановлением Правительства РФ № 54 от 28.01.2013.

В п.4 этих рекомендаций оговаривается порядок отнесения граждан к социально-демографическим группам:

  • трудоспособное население — мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;
  • пенсионеры — мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;
  • дети в возрасте 0 — 15 лет.
Однако в связи с повышением пенсионного возраста этот пункт надо менять, в связи с чем Минтруд разработал законопроект, который 30 ноября был рассмотрен на заседании РТК.

К социально-демографической группе «трудоспособное население» предлагается относить лиц от 16 лет и старше, не достигших предусмотренного законом возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, к социально-демографической группе «пенсионеры» — лиц, достигших данного возраста. При этом сохраняются положения, касающиеся отнесения к социально-демографическим группам населения неработающих инвалидов I и II групп трудоспособного возраста, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности.

Пилотный проект

Издан Приказ Минтруда № 748 от 28.11.2018 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза».
Подробнее читайте об этом в материале «Уровень бедности снизят в 2 раза. Эксперимент уже стартовал».

www.klerk.ru

Потребительская корзина на 2019 год: состав

Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.

Что входит в состав потребительской корзины в 2019 году?

Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2017 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

1. Продукты питания

НаименованиеЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)
Трудоспособное населениепенсионерыдети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)кг126,598,276,6
Картофелькг100,480,088,1
Овощи и бахчевыекг114,698,0112,5
Фрукты свежиекг60,045,0118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахаркг23,821,221,8
Мясопродуктыкг58,654,044,0
Рыбопродуктыкг18,516,018,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молококг290,0257,8360,7
Яйцаштука210,0200,0201,0
Масло растительное, маргарин и другие жирыкг11,010,05,0
Прочие продукты (соль, чай, специи)кг4,94,23,6

2. Непродовольственные товары

НаименованиеЕдиница измерения/ срок износаОбъем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное населениепенсионерыдети
Верхняя пальтовая группаштук/лет3/7,63/8,73/2,6
Верхняя костюмно-платьевая группаштук/лет8/4,28/5,011/2,0
Бельештук/лет9/2,410/2,911/1,8
Чулочно-носочные изделияпар/лет7/1,44/1,96/1,3
Головные уборы и галантерейные изделияштук/лет5/5,04/5,64/2,8
Обувьпар/лет6/3,26/3,57/1,8
Школьно-письменные товарыштук/лет3/1,03/1,027/1,0
Постельное бельештук/лет14/7,014/7,014/7,0
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначенияштук/лет19/10,519/10,519/10,5
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарствапроцентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц101512

3. Услуги

НаименованиеЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное населениепенсионерыдети
Жильекв. м общей площади181818
Центральное отоплениеГкал в год6,76,76,7
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведениел в сутки285285285
Газоснабжениекуб. м в месяц101010
ЭлектроэнергиякВт.ч в месяц505050
Транспортные услугипоездок в год619150396
Услуги культурыпроцентов от общей величины расходов на услуги в месяц555
Другие виды услугпроцентов от общей величины расходов на услуги в месяц151515

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7(499)703-32-46 (Москва)

+7(812)309-26-52 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

bs-life.ru

Потребительская корзина — Центральная профсоюзная газета «Солидарность» — Спецпроекты

Что входит в потребительскую корзину современного россиянина? Как менялся ее состав и соотношение продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг? В чем суть последних предложений правительства, направленных на изменение пропорций состава потребкорзины, и какой позиции по этому вопросу придерживаются профсоюзы? Обо всем этом в материале «Солидарности».

ЧТО ЭТО?

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Исходя из стоимости этого набора, Росстат ежеквартально подсчитывает величину прожиточного минимума. (Читайте «Все о прожиточном минимуме»).

В России потребительская корзина вычислена, согласно закону «О Потребительской корзине в целом по Российской Федерации», принятому 3 декабря 2012 года. Корзина включает три главные части и составляется отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Первая группа — продукты питания, составляющие около 50% всей стоимости. Вторая группа — непродовольственные товары: лекарства, обувь, одежда, включая головные уборы и белье. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Продукты питания

Наименование

Единица

Трудоспособное население (объем в год)

Пенсионеры (объем в год)

Дети (объем в год)

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

77,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штук

210

200

201

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,5

Непродовольственные товары

Наименование

Единица

Трудоспособное население (объем в год)

Пенсионеры (объем в год)

Дети (объем в год)

Верхняя пальтовая группа

Штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

Штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

Штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

Пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

Штук/лет

5/5,0

3/2,6

4/2,8

Обувь

Пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

Штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

Штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

Штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

Процент от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12

Услуги

Наименование

Единица измерения

Трудоспособное население (объем в год)

Пенсионеры (объем в год)

Дети (объем в год)

Жилье

Кв. м общей пл.

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

Л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

Куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

КВт ч. в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

Поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15

ИЗ ИСТОРИИ

В потребительской корзине времен СССР (1970 — 80-е годы) больший процент потребления составляли: мясо (84 вместо 58,6 кг), рыба (20 вместо 18,5 кг), яйца (280 вместо 210 штук), молоко (380 вместо 290 кг), фрукты (80 вместо 60 кг) и овощи (146 вместо 114 кг). А вот современным россиянам предлагают увеличить потребление хлебобулочных изделий (126,7 вместо 110 кг).

31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ». Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года. Существующие с тех пор состав и объем корзины останутся неизменными до 2021 года. Такое решение правительство РФ приняло 28 сентября 2017 по предложению Министерства труда и социальной защиты.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на съезде партии «Единая Россия» 21 января 2017 года сообщил, что в 2017 году будет пересмотрен состав потребительской корзины.

— По закону потребительская корзина пересматривается через каждые пять лет, поэтому нам предстоит сделать это в 2017 году. Но нужно быть крайне аккуратными, чтобы не нарушить зыбкое финансовое равновесие, которое может повлиять на ВВП, — подчеркнул министр.

Тем не менее, 28 сентября правительство приняло решение о «замораживании» состава и объема потребкорзины до 2021 года. При этом Кабмин отказался от разработанных ранее корректировок состава потребительской корзины. Предполагалось изменить набор продуктов за счет увеличения доли фруктов, овощей, мяса и снижения доли круп и хлебопродуктов. Корзину «заморозили» на фоне планов уравнять МРОТ и прожиточный минимум, так как последний рассчитывается по действующей продуктовой корзине. Позднее было принято решение о поэтапном уравнивании МРОТ и прожиточного минимума (с 1 января 2018 года — до 85% от ПМ, с 1 января 2019 года — до 100%).

9 января 2018 года глава Минтруда Топилин вернулся к планам необходимости пересмотра и улучшения состава потребительской корзины. В частности, по мнению министра, нужно более тщательно проработать ее баланс.

— В действующей корзине «перебор» хлебных продуктов и картофеля. И, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному — главная задача новой потребительской корзины, — заверил глава ведомства.

Также в министерстве рассчитывают изменить пропорции между продуктами питания, непищевыми товарами и услугами. По словам Топилина, в правительстве готовы обсудить законопроект, по которому прожиточный минимум будет пересматриваться, исходя из медианного среднедушевого дохода, а не из стоимости потребительской корзины.

ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Еще на стадии обсуждения нового закона о потребительской корзине в 2012 году ФНПР отказалась от его поддержки. По мнению профсоюзной стороны РТК, выраженном в письме зампреда ФНПР Нины Кузьминой, проект предполагал, что расходы на питание составляют половину потребительских расходов домохозяйств, а это говорит о крайне неблагополучной социально-экономической ситуации. «Зафиксированный в приложениях к проекту почти нищенский статус большинства населения РФ необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять», говорилось в письме. По мнению ФНПР, необходимо переходить на минимальный потребительский бюджет, так как предложенный правительством «новый» метод расчета корзины и прожиточного минимума – несправедлив.

Олег Соколов, секретарь ФНПР:

— Потребительская корзина должна соответствовать реальным расходам. Правительство внесло два связанных друг с другом законопроекта, которые нас не устраивают. В них занижен прожиточный минимум как для работающих, так и для неработающих. По нашему мнению, в потребительской корзине для трудоспособного человека расходы на продовольствие должны составлять не более 30%, тогда как сейчас правительство предлагает установить, что расходы на питание будут составлять 50% корзины, что характерно не для развитых, а для бедных стран. На остальное – непродовольственные расходы и особенно услуги – остается очень мало, тогда как должно быть не менее 60%, это стандартный показатель для развитых стран. Особенно беспокоит ситуация с услугами в условиях, когда они повсеместно становятся платными и стоимость их растет. По нашему мнению, в состав корзины должны быть также включены страховые выплаты и сбережения, без которых существование гражданина представить себе трудно. (Тем не менее, в правительственном проекте этого нет.) Размер потребительской корзины должен быть минимум в два раза больше, чем предложенный правительством.

В ходе прямой линии 13 октября 2017 года председатель ФНПР Михаил Шмаков так сказал о дальнейших действиях профсоюзов после уравнивания МРОТ и прожиточного минимума:

— Мы должны требовать пересмотра и актуализации методики расчета потребительской корзины. Это – одна из приоритетных задач для профсоюзов после того, как МРОТ будет-таки доведен до прожиточного минимума, — заверил Шмаков.

www.solidarnost.org

Анализ стоимости потребительской корзины | Статья в журнале «Молодой ученый»

В настоящее время потребительская корзина включает в себя совокупность так называемых, товаров первой необходимости: набор продуктов питания и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Около 50 % от стоимости всей потребительской корзины отводится на продовольственную часть.

Сравнительный анализ данных полученных Федеральной Службой государственной статистики России позволяет сделать вывод о том, что набор потребительских товаров и услуг предоставленный в 2014 году сопоставим с показателями более ранних периодов (2012–2013 гг.) и не претерпел значительных изменений.

Однако при сравнении количественных показателей мы можем наблюдать значительное увеличение качественной составляющей, по сравнению с указанными периодами, что выражается в перераспределении акцентов на более «здоровый» набор, в котором основное место выделяется мясным, рыбным и молочным изделиям и уменьшается количество хлебобулочных продуктов и картофеля.

Наиболее важным показателем с точки зрения экономического анализа потребительской корзины является стоимость товаров и услуг, предоставляемых государством.

Стоимость потребительской корзины напрямую зависит от ее продовольственной части, которая определяется путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

В 2014 году эта цифра в среднем, увеличилась на 4,2 %. В первую очередь это связано с введением экономических мер по защите национальных интересов России. Вследствие которых, было запрещено ввозить импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольственные товары из стран Евросоюза.

Существует высокая вероятность увеличения стоимости, как отдельных товаров, так и всей потребительской корзины.

Под запрет попали такие продукты как: мясо, рыба, ракообразные, молоко и сливки, овощи, бобовые овощи, фрукты, орехи.

Таким образом, под продовольственное эмбарго попадает большая доля продуктов, составляющих потребительскую корзину.

В виду запрета на импорт продовольствия из Европейских стран и девальвации рубля, происходит рост инфляции. Так для сравнения на начало декабря 2013 года, уровень инфляции составлял 6,5 %. Ранее в Центробанке, основываясь на данных Росстата сообщается, что на фоне роста стоимости гречки инфляция уже составила 8,8 %.

Таким образом, как пишет ТАСС, за 2014 год уровень инфляции в России может превысить прогноз Минэкономразвития — 9 %. Такое изменение инфляции повлечет неизбежное подорожание практически всего потребительского набора.

На сегодняшний день оптовые поставщики снабжают продукцией большинство торговых сетей по долгосрочным контрактам.

В данных контрактах прописан срок, в течении которого оптовые поставщики не имеют право изменять свои цены. В большинстве случаев, срок составляет полтора — два месяца. В нестабильных условиях поставщики не могут сдерживать свои цены так долго, указывая на растущий курс доллара. В данной ситуации, сроки будут устанавливаться отдельно для каждого вида продукции в зависимости от ряда параметров, прежде всего оборачиваемости.

При этом форсированный пересмотр цен уже стал реальностью, с которой столкнулись розничные магазины,

Вопреки тому, что в 2014году Россия собрала один из самых высоких урожаев зерновых, в ближайшее время хлеб может подорожать на 10 %. Многие поставщики сообщают о предстоящем росте закупочных цен. Переработчики объясняют подорожание ростом цены на муку, зерно, сахар, зарубежное сырье, упаковочные материалы и транспортные расходы. Пшеница — является биржевым товаром, поэтому его окончательная стоимость формируется мировым рынком. А запасы зерна в мире на данный момент находятся на низком уровне при общем высоком спросе. Сыграло негативную роль и снижение курса рубля к основным мировым валютам — растут внутренние рублевые цены на зерно.

Изменение цен на продукты в среднем по России в январе — ноябре 2014 года по сравнению с этим же периодом 2013 года, представим на диаграмме:

 

Несмотря на рост цен на сливочное масло на 21,3 % наблюдается снижение стоимости подсолнечного масла на 5,3 %.

Так, стоимость потребительской корзины в среднем по стране в течение осеннего периода 2014 года установилась в размере 3047,7 рубля. С начала года корзина поднялась в цене на 6,4 %. В основном данное увеличение обусловлено ростом цен на отдельные овощи и фрукты. Огурцы и помидоры стали дороже в 1,4 раза и 1,3 раза соответственно, картофель — на 9,2 %, лук репчатый — на 6 %, орехи на 4,6 %, бананы на 3,7 %.

Однако, наблюдается и снижение стоимости определенных товаров, так груши подешевели на 3,7 %, чеснок, свекла, морковь, виноград, апельсины, яблоки — на 0,6–1,8 %. Дешевле стала охлажденная и живая рыба — на 0,4 %.

Из непродовольственных товаров наибольший прирост цен зафиксирован в группе медикаментов, которые подорожали на 1,3 % по сравнению с более ранними периодами, а с начала года на 10,6 %.

Что касается стоимости потребительской корзины в 2015 году, то специалисты прогнозируют еще большее подорожание продовольственных и непродовольственных товаров. Таким образом, все позиции продуктовой группы в супермаркетах подорожают на 15 % после 1 января, по мнению Ассоциации компаний розничной торговли.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) объединяет крупнейших риэлторов страны. АКОРТ дает прогноз опираясь на текущий курс валют и только на 6 месяцев, так как при последующем ослаблении рубля прогноз будет меняться. Рост коснется не только импорта, но и товаров российского производства, так как основное сырье для них или ингредиенты покупают за рубежом за доллары и евро.

Рост стоимости определенных продуктов также связан с импортозамещением запрещенных к ввозу товаров. Таким образом, наша страна пытается начать полностью обеспечивать себя собственным продовольствием. Но данный процесс является долгосрочным и достаточно затратным. Тем не менее, многие российские производители начали расширять производство и осваивать новые рынки сбыта по всей России.

На основании проведенного исследования Росстатом, выяснилось, что 87 % россиян планируют экономить в 2015 году. Всего в исследовании приняли участие более 10 тыс. человек. Техника, а также путешествия и алкоголь вошли в тройку категорий, покупкой которых готовы жертвовать в первую очередь.

Так, 33 % опрошенного населения планируют сокращать расходы на путешествия, 18,23 % — планируют экономить на алкоголе. На технике готовы экономить 13,24 % участников опроса, 9,85 % — будут реже посещать места общественного питания, а 6,31 % — сэкономят на продуктах питания. Расходы на автомобиль готовы сократить 6,11 % участников, на одежду — 3,58 %, а на недвижимость и коммунальные платежи— 2,9 и 2,5 % соответственно. Около 1,77 % и 1,61 % готовы тратить меньше денег на кинотеатры и мобильную связь. Меньше всего участников опроса (0,87 %) готовы сэкономить на косметике.

Экономическая ситуация подталкивает население отказываться от привычных жизненных традиций, а рост цен, вызванный падением курса отечественной валюты, приводит к необходимости более детально контролировать свои расходы.

 

Литература:

 

1.         Руслан Шамуков: Экономика и бизнес [Электронный ресурс] ТАСС Информационное агентство России. Ресурс доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1390771

2.         Зиброва Анна, Дуленкова Анастасия: Цены вырастут до хлеба [Электронный ресурс] Газета «Коммерсантъ». Ресурс доступа: http://news.mail.ru/economics/20429018/?frommail=1

3.         Соловьева Ольга: Цены на продукты выросли на треть [Электронный ресурс] Независимая газета. Ресурс доступа: http://www.ng.ru/economics/2014–11–26/1_food.html

4.         Зыкова Татьяна: Росстат: Гречка подорожала на 54,4 процента [Электронный ресурс] Российская газета. Ресурс доступа: http://www.rg.ru/2014/12/04/inflyacia-site.html

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о