Стоимость потребительской корзины в россии – список товаров, цена на месяц
Потребительская корзина — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Потребительская корзина — примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи[1]. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Помимо этого, потребительская корзина служит базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.
Согласно другому определению, потребительская корзина — «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания»[2].
Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах.
В 1992—1999 годах расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России
31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»[5]. Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года, который установил следующую потребительскую корзину[6]:
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) | кг | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
Картофель | кг | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
Овощи и бахчевые | кг | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
Фрукты свежие | кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
Рыбопродукты | кг | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
Яйца | штука | 210 | 200 | 201 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,5 |
Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг от стоимости продуктов питания (в процентах):
- Непродовольственные товары — 50% от стоимости продуктов питания для всех групп населения.
- Услуги — 50% от стоимости продуктов питания для всех групп населения.
Росстат и иные исследовательские центры используют различные потребительские корзины, отличающиеся от приведенной выше, в частности, для расчета индексов инфляции (индексов потребительских цен).
- В январе 2019 года рабочая группа Минтруда ведёт работу над вопросом по увеличению в корзине содержание мяса на 5%, рыбы на 16%, творога и яиц на 14%, птицы на 11%
Потребительская корзина для расчёта индекса потребительских цен в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475, России — 156[8].
В США также существует понятие «продуктового плана» (англ. Food Plan), который составляется Минсельхозом США. Существует четыре варианта плана: экономный, низкий, средний и свободный; так называемый экономный план (англ. Thrifty Food Plan) используется для расчёта в программе выдачи продуктовых талонов[9].
ru.wikipedia.org
Регион РФ | Стоимость продуктовой корзины | Стоимость потребительской корзины |
---|---|---|
Российская Федерация | 4060,30 | 8120,60 |
Алтайский край | 3687,04 | 7374,08 |
Амурская область | 4551,42 | 9102,84 |
Архангельская область | 5000,19 | 10000,38 |
Архангельская область (без автономного округа) | 4952,42 | 9904,84 |
Астраханская область | 3886,35 | 7772,70 |
Белгородская область | 3388,40 | 6776,08 |
Брянская область | 3779,80 | 7559,60 |
Владимирская область | 3989,50 | 7979,00 |
Волгоградская область | 3670,39 | 7340,78 |
Вологодская область | 4513,12 | |
Воронежская область | 3610,70 | 7221,40 |
г. Севастополь | 4223,34 | 8446,68 |
г.Москва | 5018,54 | 10037,08 |
г.Санкт-Петербург | 4872,31 | 9744,62 |
Еврейская автономная область | 4900,88 | 9801,76 |
Забайкальский край | 4556,29 | 9112,58 |
Ивановская область | 4174,98 | 8349,96 |
Иркутская область | 4183,68 | 8367,36 |
Кабардино-Балкарская Республика | 3674,45 | 7348,90 |
Калининградская область | 4802,14 | 9604,28 |
Калужская область | 4048,01 | 8096,02 |
Камчатский край | 6343,54 | 12687,08 |
Карачаево-Черкесская Республика | 3870,01 | 7740,02 |
Кемеровская область | 3828,60 | 7657,20 |
Кировская область | 3727,57 | 7455,14 |
Костромская область | 3921,81 | 7843,62 |
Краснодарский край | 4175,77 | 8351,54 |
Красноярский край | 4522,85 | 9045,70 |
Курганская область | 3916,40 | 7832,80 |
Курская область | 3381,20 | 6762,40 |
Ленинградская область | 4912,33 | 9824,66 |
Липецкая область | 3384,91 | 6769,82 |
Магаданская область | 6872,26 | 13744,52 |
Московская область | 4309,02 | 8618,04 |
Мурманская область | 5009,71 | 10019,42 |
Ненецкий автономный округ | 6462,52 | 12925,04 |
Нижегородская область | 3828,67 | 7657,34 |
Новгородская область | 4323,19 | 8646,38 |
Новосибирская область | 4273,62 | 8547,24 |
Омская область | 3456,93 | 6913,86 |
Оренбургская область | 3512,20 | 7024,40 |
Орловская область | 3794,88 | 7589,76 |
Пензенская область | 3443,53 | 6887,06 |
Пермский край | 3869,52 | 7739,04 |
Приморский край | 5124,49 | 10248,98 |
Псковская область | 4393,45 | 8786,90 |
Республика Адыгея | 3819,15 | 7638,30 |
Республика Алтай | 4214,13 | 8428,26 |
Республика Башкортостан | 3659,89 | 7319,78 |
Республика Бурятия | 4122,24 | 8244,48 |
Республика Дагестан | 3924,28 | 7848,56 |
Республика Ингушетия | 3886,70 | 7773,40 |
Республика Калмыкия | 3913,31 | 7826,62 |
Республика Карелия | 4732,66 | 9465,32 |
Республика Коми | 4773,00 | 9546,00 |
Республика Крым | 4088,79 | 8177,58 |
Республика Марий Эл | 3638,13 | 7276,26 |
Республика Мордовия | 3384,49 | 6768,98 |
Республика Саха (Якутия) | 6428,06 | 12856,12 |
Республика Северная Осетия — Алания | 3692,06 | 7384,12 |
Республика Татарстан | 3591,48 | 7182,96 |
Республика Тыва | 4093,13 | 8186,26 |
Республика Хакасия | 4112,54 | 8225,08 |
Ростовская область | 3666,45 | 7332,90 |
Рязанская область | 3745,90 | 7491,80 |
Самарская область | 4059,31 | 8118,62 |
Саратовская область | 3338,07 | 6676,14 |
Сахалинская область | 5378,90 | 10757,80 |
Свердловская область | 4325,05 | 8650,10 |
Смоленская область | 4133,46 | 8266,92 |
Ставропольский край | 3801,04 | 7602,08 |
Тамбовская область | 3463,54 | 6927,08 |
Тверская область | 4069,97 | 8139,94 |
Томская область | 3951,78 | 7903,56 |
Тульская область | 4002,30 | 8004,60 |
Тюменская область | 4758,04 | 9516,08 |
Тюменская область (без автономных округов) | 4487,68 | 8975,36 |
Удмуртская Республика | 3647,57 | 7295,14 |
Ульяновская область | 3759,43 | 7518,86 |
Хабаровский край | 5429,70 | 10859,40 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 4698,04 | 9396,08 |
Челябинская область | 3837,29 | 7674,58 |
Чеченская Республика | 3916,86 | 7833,72 |
Чувашская Республика | 3603,26 | 7206,52 |
Чукотский автономный округ | 10003,70 | 20007,40 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 5687,39 | 11374,78 |
Ярославская область | 3910,16 | 7820,32 |
bankiclub.ru
Регион РФ | Стоимость продуктовой корзины | Стоимость потребительской корзины |
Российская Федерация | 4060,30 | 8120,60 |
Алтайский край | 3687,04 | 7374,08 |
Амурская область | 4551,42 | 9102,84 |
Архангельская область | 5000,19 | 10000,38 |
Архангельская область (без автономного округа) | 4952,42 | 9904,84 |
Астраханская область | 3886,35 | 7772,70 |
Белгородская область | 3388,40 | 6776,08 |
Брянская область | 3779,80 | 7559,60 |
Владимирская область | 3989,50 | 7979,00 |
Волгоградская область | 3670,39 | 7340,78 |
Вологодская область | 4513,12 | 9026,24 |
Воронежская область | 3610,70 | 7221,40 |
г. Севастополь | 4223,34 | 8446,68 |
г.Москва | 5018,54 | 10037,08 |
г.Санкт-Петербург | 4872,31 | 9744,62 |
Еврейская автономная область | 4900,88 | 9801,76 |
Забайкальский край | 4556,29 | 9112,58 |
Ивановская область | 4174,98 | 8349,96 |
Иркутская область | 4183,68 | 8367,36 |
Кабардино-Балкарская Республика | 3674,45 | 7348,90 |
Калининградская область | 4802,14 | 9604,28 |
Калужская область | 4048,01 | 8096,02 |
Камчатский край | 6343,54 | 12687,08 |
Карачаево-Черкесская Республика | 3870,01 | 7740,02 |
Кемеровская область | 3828,60 | 7657,20 |
Кировская область | 3727,57 | 7455,14 |
Костромская область | 3921,81 | 7843,62 |
Краснодарский край | 4175,77 | 8351,54 |
Красноярский край | 4522,85 | 9045,70 |
Курганская область | 3916,40 | 7832,80 |
Курская область | 3381,20 | 6762,40 |
Ленинградская область | 4912,33 | 9824,66 |
Липецкая область | 3384,91 | 6769,82 |
Магаданская область | 6872,26 | 13744,52 |
Московская область | 4309,02 | 8618,04 |
Мурманская область | 5009,71 | 10019,42 |
Ненецкий автономный округ | 6462,52 | 12925,04 |
Нижегородская область | 3828,67 | 7657,34 |
Новгородская область | 4323,19 | 8646,38 |
Новосибирская область | 4273,62 | 8547,24 |
Омская область | 3456,93 | 6913,86 |
Оренбургская область | 3512,20 | 7024,40 |
Орловская область | 3794,88 | 7589,76 |
Пензенская область | 3443,53 | 6887,06 |
Пермский край | 3869,52 | 7739,04 |
Приморский край | 5124,49 | 10248,98 |
Псковская область | 4393,45 | 8786,90 |
Республика Адыгея | 3819,15 | 7638,30 |
Республика Алтай | 4214,13 | 8428,26 |
Республика Башкортостан | 3659,89 | 7319,78 |
Республика Бурятия | 4122,24 | 8244,48 |
Республика Дагестан | 3924,28 | 7848,56 |
Республика Ингушетия | 3886,70 | 7773,40 |
Республика Калмыкия | 3913,31 | 7826,62 |
Республика Карелия | 4732,66 | 9465,32 |
Республика Коми | 4773,00 | 9546,00 |
Республика Крым | 4088,79 | 8177,58 |
Республика Марий Эл | 3638,13 | 7276,26 |
Республика Мордовия | 3384,49 | 6768,98 |
Республика Саха (Якутия) | 6428,06 | 12856,12 |
Республика Северная Осетия – Алания | 3692,06 | 7384,12 |
Республика Татарстан | 3591,48 | 7182,96 |
Республика Тыва | 4093,13 | 8186,26 |
Республика Хакасия | 4112,54 | 8225,08 |
Ростовская область | 3666,45 | 7332,90 |
Рязанская область | 3745,90 | 7491,80 |
Самарская область | 4059,31 | 8118,62 |
Саратовская область | 3338,07 | 6676,14 |
Сахалинская область | 5378,90 | 10757,80 |
Свердловская область | 4325,05 | 8650,10 |
Смоленская область | 4133,46 | 8266,92 |
Ставропольский край | 3801,04 | 7602,08 |
Тамбовская область | 3463,54 | 6927,08 |
Тверская область | 4069,97 | 8139,94 |
Томская область | 3951,78 | 7903,56 |
Тульская область | 4002,30 | 8004,60 |
Тюменская область | 4758,04 | 9516,08 |
Тюменская область (без автономных округов) | 4487,68 | 8975,36 |
Удмуртская Республика | 3647,57 | 7295,14 |
Ульяновская область | 3759,43 | 7518,86 |
Хабаровский край | 5429,70 | 10859,40 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 4698,04 | 9396,08 |
Челябинская область | 3837,29 | 7674,58 |
Чеченская Республика | 3916,86 | 7833,72 |
Чувашская Республика | 3603,26 | 7206,52 |
Чукотский автономный округ | 10003,70 | 20007,40 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 5687,39 | 11374,78 |
Ярославская область | 3910,16 | 7820,32 |
b2bmaster.ru
Прожиточный минимум будут считать по-другому. Чем наполнят потребительскую корзину
Глава Минтруда утвердил план работы по подготовке предложений по совершенствованию методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. Новая потребительская корзина должна быть разработана к 2021 году.
Кроме того, в ряде регионов стартует пилотный проект, направленный на снижение уровня бедности в 2 раза.
ПМ и корзина
Прожиточный минимум — это минимальный уровень дохода, который необходим для удовлетворения жизненных потребностей человека. В законе сказано, что ПМ — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.Потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.
Состав корзины регламентирован Федеральным законом № 227-ФЗ от 03.12.2012.
В состав корзины входят следующие продукты питания:
№ п/п | Наименование | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
1 |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), кг в том числе: | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
бобовые | 6 | 5 | 3 | |
мука пшеничная | 6 | 6 | 5 | |
рис | 3 | 3 | 4 | |
другие крупы (кроме риса) | 5,5 | 5 | 6 | |
хлеб пшеничный | 68,9 | 65 | 48,3 | |
хлеб ржаной | 68,9 | 35 | 25,2 | |
макаронные изделия | 9 | 8 | 7 | |
2 | Картофель, кг | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
3 |
Овощи и бахчевые, кг в том числе: | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
капуста свежая и квашеная | 43,5 | 36 | 35,2 | |
огурцы и помидоры свежие и соленые | 5 | 4 | 12,6 | |
столовые корнеплоды | 43,5 | 38 | 42,6 | |
прочие овощи | 22,6 | 20 | 22,1 | |
4 | Фрукты свежие, кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
5 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг в том числе: | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
сахар | 22,6 | 20 | 18,7 | |
конфеты | 1 | 1 | 2 | |
печенье | 1 | 1 | 3,5 | |
6 |
Мясопродукты, кг в том числе: | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
говядина | 20,5 | 19 | 17,6 | |
баранина | 1,6 | 1 | 0,5 | |
свинина | 10,5 | 9 | 3,7 | |
мясо птицы | 26 | 25 | 22,2 | |
7 |
Рыбопродукты, кг в том числе: | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
рыба свежая | 17,5 | 15 | 17,6 | |
сельдь | 1 | 1 | 1 | |
8 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг в том числе | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
молоко, кефир | 120 | 105 | 137,4 | |
сметана | 2 | 2 | 3 | |
масло животное | 3,3 | 3 | 5,5 | |
творог | 14 | 12 | 14 | |
сыр | 4,5 | 4 | 4,5 | |
9 | Яйца, шт | 210 | 200 | 201 |
10 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг в том числе: | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
маргарин и другие жиры | 1,5 | 2 | 0,5 | |
масло растительное | 9,5 | 8 | 4,5 | |
11 |
Прочие продукты (соль, чай, специи), кг в том числе: | 4,9 | 4,2 | 3,5 |
соль | 3,7 | 3 | 2,4 | |
чай | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |
специи | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Помимо потребительской корзины при расчете ПМ также учитываются расходы на обязательные платежи и сборы (НДФЛ). Причем такие платежи определяются только для трудоспособного населения.
Новый подход к корзине
Власти намерены «перетрясти» потребительскую корзину.«К 2021 году нам нужно будет выработать конкретные предложения по потребительской корзине, эту работу мы начали. Есть разные подходы, разные предложения, но ни у кого нет сомнения, что стандарты отнесения к малообеспеченности мы должны менять. Страна развивается — потребление должно тоже увеличиваться. Оценки должны тоже меняться», — заявил глава Минтруда Максим Топилин.29 ноября состоялось заседание рабочей группы, на котором рассмотрен вопрос совершенствования методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума.
Участники заседания рассмотрели вопрос анализа потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Так, представители ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» рассказали о минимальных наборах пищевых продуктов и здоровом питании, представители Института социальной политики НИУ ВШЭ — об эффекте от изменения минимальной продуктовой потребительской корзины с учетом рекомендаций Минздрава по рациональным нормам питания.
Следующее заседание рабочей группы состоится в I квартале 2019 года.
План Минтруда
Совершенствовать методику определения потребительской корзины будут по плану, составленному Минтрудом.Для начала в феврале 2018 создали рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом. В состав рабочей группы входят представители Совета Федерации, Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей, научных организаций, других заинтересованных структур.
В ноябре 2018 рабочей группой рассмотрен вопрос «Анализ потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Пищевая и энергетическая ценность рациона питания домашних хозяйств и рациональные нормы здорового питания».
В феврале 2019 рабочая группа рассмотрит подготовленные Росстатом данные о потреблении продуктов питания и потребительских расходах в домашних хозяйствах с разным уровнем материальной обеспеченности.
Минздрав к этому времени подготовит предложения по формированию минимального набора продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.
В марте 2019 в Госдуме пройдет «круглый стол» на тему: «Минимальный набор продуктов питания потребительской корзины и рациональные нормы здорового питания» с участием членов рабочей группы.
В апреле 2019 рабочая группа рассмотрит предложения по определению размеров соотношения стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со стоимостью продуктов питания в потребительской корзине. Напомним, сейчас это 50 % 50 %.
Также будут рассмотрены предложения по совершенствованию правил исчисления величины прожиточного минимума, включая учет обязательных платежей и сборов при исчислении величины ПМ и уточнение перечня продуктов питания для определения уровня потребительских цен при исчислении величины ПМ.
В мае 2019 будет рассмотрен вопроса: «Финансово-экономическая оценка подходов к совершенствованию потребительской корзины».
К июню 2019 подготовят проект нормативного правового акта по установлению потребительской корзины в целом по РФ и связанные с ним проекты НПА по утверждению методических рекомендаций по определению потребительской корзины и Правил исчисления величины ПМ на душу населения.
До декабря 2019 эти проекты будут рассматривать, обсуждать и согласовывать.
К марту 2020 подготовят предложения по величине ПМ, рассчитываемой на основе новой потребительской корзины, в рамках подготовки материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Что еще поменяется
Методические рекомендации по определению потребительской корзины утверждены Постановлением Правительства РФ № 54 от 28.01.2013.В п.4 этих рекомендаций оговаривается порядок отнесения граждан к социально-демографическим группам:
- трудоспособное население — мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;
- пенсионеры — мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;
- дети в возрасте 0 — 15 лет.
К социально-демографической группе «трудоспособное население» предлагается относить лиц от 16 лет и старше, не достигших предусмотренного законом возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, к социально-демографической группе «пенсионеры» — лиц, достигших данного возраста. При этом сохраняются положения, касающиеся отнесения к социально-демографическим группам населения неработающих инвалидов I и II групп трудоспособного возраста, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности.
Пилотный проект
Издан Приказ Минтруда № 748 от 28.11.2018 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза».Подробнее читайте об этом в материале «Уровень бедности снизят в 2 раза. Эксперимент уже стартовал».
www.klerk.ru
Потребительская корзина на 2019 год: состав
Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.
Что входит в состав потребительской корзины в 2019 году?
Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно.
В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.
Во вторую группу включены непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.
Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2017 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.
Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.
1. Продукты питания
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
Трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 126,5 | 98,2 | 76,6 |
Картофель | кг | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
Овощи и бахчевые | кг | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
Фрукты свежие | кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
Рыбопродукты | кг | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
Яйца | штука | 210,0 | 200,0 | 201,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 |
2. Непродовольственные товары
Наименование | Единица измерения/ срок износа | Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Верхняя пальтовая группа | штук/лет | 3/7,6 | 3/8,7 | 3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа | штук/лет | 8/4,2 | 8/5,0 | 11/2,0 |
Белье | штук/лет | 9/2,4 | 10/2,9 | 11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия | пар/лет | 7/1,4 | 4/1,9 | 6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия | штук/лет | 5/5,0 | 4/5,6 | 4/2,8 |
Обувь | пар/лет | 6/3,2 | 6/3,5 | 7/1,8 |
Школьно-письменные товары | штук/лет | 3/1,0 | 3/1,0 | 27/1,0 |
Постельное белье | штук/лет | 14/7,0 | 14/7,0 | 14/7,0 |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения | штук/лет | 19/10,5 | 19/10,5 | 19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства | процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц | 10 | 15 | 12 |
3. Услуги
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Жилье | кв. м общей площади | 18 | 18 | 18 |
Центральное отопление | Гкал в год | 6,7 | 6,7 | 6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | л в сутки | 285 | 285 | 285 |
Газоснабжение | куб. м в месяц | 10 | 10 | 10 |
Электроэнергия | кВт.ч в месяц | 50 | 50 | 50 |
Транспортные услуги | поездок в год | 619 | 150 | 396 |
Услуги культуры | процентов от общей величины расходов на услуги в месяц | 5 | 5 | 5 |
Другие виды услуг | процентов от общей величины расходов на услуги в месяц | 15 | 15 | 15 |
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7(499)703-32-46 (Москва) +7(812)309-26-52 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно! |
Добавить комментарий
bs-life.ru
Потребительская корзина — Центральная профсоюзная газета «Солидарность» — Спецпроекты
Что входит в потребительскую корзину современного россиянина? Как менялся ее состав и соотношение продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг? В чем суть последних предложений правительства, направленных на изменение пропорций состава потребкорзины, и какой позиции по этому вопросу придерживаются профсоюзы? Обо всем этом в материале «Солидарности».
ЧТО ЭТО?Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Исходя из стоимости этого набора, Росстат ежеквартально подсчитывает величину прожиточного минимума. (Читайте «Все о прожиточном минимуме»).
В России потребительская корзина вычислена, согласно закону «О Потребительской корзине в целом по Российской Федерации», принятому 3 декабря 2012 года. Корзина включает три главные части и составляется отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Первая группа — продукты питания, составляющие около 50% всей стоимости. Вторая группа — непродовольственные товары: лекарства, обувь, одежда, включая головные уборы и белье. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
Продукты питания
Наименование |
Единица |
Трудоспособное население (объем в год) |
Пенсионеры (объем в год) |
Дети (объем в год) |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) |
кг |
126,5 |
98,2 |
77,6 |
Картофель |
кг |
100,4 |
80,0 |
88,1 |
Овощи и бахчевые |
кг |
114,6 |
98,0 |
112,5 |
Фрукты свежие |
кг |
60,0 |
45,0 |
118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
23,8 |
21,2 |
21,8 |
Мясопродукты |
кг |
58,6 |
54,0 |
44,0 |
Рыбопродукты |
кг |
18,5 |
16,0 |
18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
290,0 |
257,8 |
360,7 |
Яйца |
штук |
210 |
200 |
201 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
11,0 |
10,0 |
5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,5 |
Непродовольственные товары
Наименование |
Единица |
Трудоспособное население (объем в год) |
Пенсионеры (объем в год) |
Дети (объем в год) |
Верхняя пальтовая группа |
Штук/лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа |
Штук/лет |
8/4,2 |
8/5,0 |
11/2,0 |
Белье |
Штук/лет |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия |
Пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия |
Штук/лет |
5/5,0 |
3/2,6 |
4/2,8 |
Обувь |
Пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
Школьно-письменные товары |
Штук/лет |
3/1,0 |
3/1,0 |
27/1,0 |
Постельное белье |
Штук/лет |
14/7,0 |
14/7,0 |
14/7,0 |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения |
Штук/лет |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
Процент от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
10 |
15 |
12 |
Услуги
Наименование |
Единица измерения |
Трудоспособное население (объем в год) |
Пенсионеры (объем в год) |
Дети (объем в год) |
Жилье |
Кв. м общей пл. |
18 |
18 |
18 |
Центральное отопление |
Гкал в год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение |
Л в сутки |
285 |
285 |
285 |
Газоснабжение |
Куб. м в месяц |
10 |
10 |
10 |
Электроэнергия |
КВт ч. в месяц |
50 |
50 |
50 |
Транспортные услуги |
Поездок в год |
619 |
150 |
396 |
Услуги культуры |
Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
Другие виды услуг |
Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
15 |
15 |
15 |
ИЗ ИСТОРИИ
В потребительской корзине времен СССР (1970 — 80-е годы) больший процент потребления составляли: мясо (84 вместо 58,6 кг), рыба (20 вместо 18,5 кг), яйца (280 вместо 210 штук), молоко (380 вместо 290 кг), фрукты (80 вместо 60 кг) и овощи (146 вместо 114 кг). А вот современным россиянам предлагают увеличить потребление хлебобулочных изделий (126,7 вместо 110 кг).
31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ». Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года. Существующие с тех пор состав и объем корзины останутся неизменными до 2021 года. Такое решение правительство РФ приняло 28 сентября 2017 по предложению Министерства труда и социальной защиты.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на съезде партии «Единая Россия» 21 января 2017 года сообщил, что в 2017 году будет пересмотрен состав потребительской корзины.
— По закону потребительская корзина пересматривается через каждые пять лет, поэтому нам предстоит сделать это в 2017 году. Но нужно быть крайне аккуратными, чтобы не нарушить зыбкое финансовое равновесие, которое может повлиять на ВВП, — подчеркнул министр.
Тем не менее, 28 сентября правительство приняло решение о «замораживании» состава и объема потребкорзины до 2021 года. При этом Кабмин отказался от разработанных ранее корректировок состава потребительской корзины. Предполагалось изменить набор продуктов за счет увеличения доли фруктов, овощей, мяса и снижения доли круп и хлебопродуктов. Корзину «заморозили» на фоне планов уравнять МРОТ и прожиточный минимум, так как последний рассчитывается по действующей продуктовой корзине. Позднее было принято решение о поэтапном уравнивании МРОТ и прожиточного минимума (с 1 января 2018 года — до 85% от ПМ, с 1 января 2019 года — до 100%).
9 января 2018 года глава Минтруда Топилин вернулся к планам необходимости пересмотра и улучшения состава потребительской корзины. В частности, по мнению министра, нужно более тщательно проработать ее баланс.
— В действующей корзине «перебор» хлебных продуктов и картофеля. И, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному — главная задача новой потребительской корзины, — заверил глава ведомства.
Также в министерстве рассчитывают изменить пропорции между продуктами питания, непищевыми товарами и услугами. По словам Топилина, в правительстве готовы обсудить законопроект, по которому прожиточный минимум будет пересматриваться, исходя из медианного среднедушевого дохода, а не из стоимости потребительской корзины.
ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
Еще на стадии обсуждения нового закона о потребительской корзине в 2012 году ФНПР отказалась от его поддержки. По мнению профсоюзной стороны РТК, выраженном в письме зампреда ФНПР Нины Кузьминой, проект предполагал, что расходы на питание составляют половину потребительских расходов домохозяйств, а это говорит о крайне неблагополучной социально-экономической ситуации. «Зафиксированный в приложениях к проекту почти нищенский статус большинства населения РФ необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять», говорилось в письме. По мнению ФНПР, необходимо переходить на минимальный потребительский бюджет, так как предложенный правительством «новый» метод расчета корзины и прожиточного минимума – несправедлив.
Олег Соколов, секретарь ФНПР:
— Потребительская корзина должна соответствовать реальным расходам. Правительство внесло два связанных друг с другом законопроекта, которые нас не устраивают. В них занижен прожиточный минимум как для работающих, так и для неработающих. По нашему мнению, в потребительской корзине для трудоспособного человека расходы на продовольствие должны составлять не более 30%, тогда как сейчас правительство предлагает установить, что расходы на питание будут составлять 50% корзины, что характерно не для развитых, а для бедных стран. На остальное – непродовольственные расходы и особенно услуги – остается очень мало, тогда как должно быть не менее 60%, это стандартный показатель для развитых стран. Особенно беспокоит ситуация с услугами в условиях, когда они повсеместно становятся платными и стоимость их растет. По нашему мнению, в состав корзины должны быть также включены страховые выплаты и сбережения, без которых существование гражданина представить себе трудно. (Тем не менее, в правительственном проекте этого нет.) Размер потребительской корзины должен быть минимум в два раза больше, чем предложенный правительством.
В ходе прямой линии 13 октября 2017 года председатель ФНПР Михаил Шмаков так сказал о дальнейших действиях профсоюзов после уравнивания МРОТ и прожиточного минимума:
— Мы должны требовать пересмотра и актуализации методики расчета потребительской корзины. Это – одна из приоритетных задач для профсоюзов после того, как МРОТ будет-таки доведен до прожиточного минимума, — заверил Шмаков.
www.solidarnost.org
Анализ стоимости потребительской корзины | Статья в журнале «Молодой ученый»
В настоящее время потребительская корзина включает в себя совокупность так называемых, товаров первой необходимости: набор продуктов питания и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Около 50 % от стоимости всей потребительской корзины отводится на продовольственную часть.
Сравнительный анализ данных полученных Федеральной Службой государственной статистики России позволяет сделать вывод о том, что набор потребительских товаров и услуг предоставленный в 2014 году сопоставим с показателями более ранних периодов (2012–2013 гг.) и не претерпел значительных изменений.
Однако при сравнении количественных показателей мы можем наблюдать значительное увеличение качественной составляющей, по сравнению с указанными периодами, что выражается в перераспределении акцентов на более «здоровый» набор, в котором основное место выделяется мясным, рыбным и молочным изделиям и уменьшается количество хлебобулочных продуктов и картофеля.
Наиболее важным показателем с точки зрения экономического анализа потребительской корзины является стоимость товаров и услуг, предоставляемых государством.
Стоимость потребительской корзины напрямую зависит от ее продовольственной части, которая определяется путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.
В 2014 году эта цифра в среднем, увеличилась на 4,2 %. В первую очередь это связано с введением экономических мер по защите национальных интересов России. Вследствие которых, было запрещено ввозить импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольственные товары из стран Евросоюза.
Существует высокая вероятность увеличения стоимости, как отдельных товаров, так и всей потребительской корзины.
Под запрет попали такие продукты как: мясо, рыба, ракообразные, молоко и сливки, овощи, бобовые овощи, фрукты, орехи.
Таким образом, под продовольственное эмбарго попадает большая доля продуктов, составляющих потребительскую корзину.
В виду запрета на импорт продовольствия из Европейских стран и девальвации рубля, происходит рост инфляции. Так для сравнения на начало декабря 2013 года, уровень инфляции составлял 6,5 %. Ранее в Центробанке, основываясь на данных Росстата сообщается, что на фоне роста стоимости гречки инфляция уже составила 8,8 %.
Таким образом, как пишет ТАСС, за 2014 год уровень инфляции в России может превысить прогноз Минэкономразвития — 9 %. Такое изменение инфляции повлечет неизбежное подорожание практически всего потребительского набора.
На сегодняшний день оптовые поставщики снабжают продукцией большинство торговых сетей по долгосрочным контрактам.
В данных контрактах прописан срок, в течении которого оптовые поставщики не имеют право изменять свои цены. В большинстве случаев, срок составляет полтора — два месяца. В нестабильных условиях поставщики не могут сдерживать свои цены так долго, указывая на растущий курс доллара. В данной ситуации, сроки будут устанавливаться отдельно для каждого вида продукции в зависимости от ряда параметров, прежде всего оборачиваемости.
При этом форсированный пересмотр цен уже стал реальностью, с которой столкнулись розничные магазины,
Вопреки тому, что в 2014году Россия собрала один из самых высоких урожаев зерновых, в ближайшее время хлеб может подорожать на 10 %. Многие поставщики сообщают о предстоящем росте закупочных цен. Переработчики объясняют подорожание ростом цены на муку, зерно, сахар, зарубежное сырье, упаковочные материалы и транспортные расходы. Пшеница — является биржевым товаром, поэтому его окончательная стоимость формируется мировым рынком. А запасы зерна в мире на данный момент находятся на низком уровне при общем высоком спросе. Сыграло негативную роль и снижение курса рубля к основным мировым валютам — растут внутренние рублевые цены на зерно.
Изменение цен на продукты в среднем по России в январе — ноябре 2014 года по сравнению с этим же периодом 2013 года, представим на диаграмме:
Несмотря на рост цен на сливочное масло на 21,3 % наблюдается снижение стоимости подсолнечного масла на 5,3 %.
Так, стоимость потребительской корзины в среднем по стране в течение осеннего периода 2014 года установилась в размере 3047,7 рубля. С начала года корзина поднялась в цене на 6,4 %. В основном данное увеличение обусловлено ростом цен на отдельные овощи и фрукты. Огурцы и помидоры стали дороже в 1,4 раза и 1,3 раза соответственно, картофель — на 9,2 %, лук репчатый — на 6 %, орехи на 4,6 %, бананы на 3,7 %.
Однако, наблюдается и снижение стоимости определенных товаров, так груши подешевели на 3,7 %, чеснок, свекла, морковь, виноград, апельсины, яблоки — на 0,6–1,8 %. Дешевле стала охлажденная и живая рыба — на 0,4 %.
Из непродовольственных товаров наибольший прирост цен зафиксирован в группе медикаментов, которые подорожали на 1,3 % по сравнению с более ранними периодами, а с начала года на 10,6 %.
Что касается стоимости потребительской корзины в 2015 году, то специалисты прогнозируют еще большее подорожание продовольственных и непродовольственных товаров. Таким образом, все позиции продуктовой группы в супермаркетах подорожают на 15 % после 1 января, по мнению Ассоциации компаний розничной торговли.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) объединяет крупнейших риэлторов страны. АКОРТ дает прогноз опираясь на текущий курс валют и только на 6 месяцев, так как при последующем ослаблении рубля прогноз будет меняться. Рост коснется не только импорта, но и товаров российского производства, так как основное сырье для них или ингредиенты покупают за рубежом за доллары и евро.
Рост стоимости определенных продуктов также связан с импортозамещением запрещенных к ввозу товаров. Таким образом, наша страна пытается начать полностью обеспечивать себя собственным продовольствием. Но данный процесс является долгосрочным и достаточно затратным. Тем не менее, многие российские производители начали расширять производство и осваивать новые рынки сбыта по всей России.
На основании проведенного исследования Росстатом, выяснилось, что 87 % россиян планируют экономить в 2015 году. Всего в исследовании приняли участие более 10 тыс. человек. Техника, а также путешествия и алкоголь вошли в тройку категорий, покупкой которых готовы жертвовать в первую очередь.
Так, 33 % опрошенного населения планируют сокращать расходы на путешествия, 18,23 % — планируют экономить на алкоголе. На технике готовы экономить 13,24 % участников опроса, 9,85 % — будут реже посещать места общественного питания, а 6,31 % — сэкономят на продуктах питания. Расходы на автомобиль готовы сократить 6,11 % участников, на одежду — 3,58 %, а на недвижимость и коммунальные платежи— 2,9 и 2,5 % соответственно. Около 1,77 % и 1,61 % готовы тратить меньше денег на кинотеатры и мобильную связь. Меньше всего участников опроса (0,87 %) готовы сэкономить на косметике.
Экономическая ситуация подталкивает население отказываться от привычных жизненных традиций, а рост цен, вызванный падением курса отечественной валюты, приводит к необходимости более детально контролировать свои расходы.
Литература:
1. Руслан Шамуков: Экономика и бизнес [Электронный ресурс] ТАСС Информационное агентство России. Ресурс доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1390771
2. Зиброва Анна, Дуленкова Анастасия: Цены вырастут до хлеба [Электронный ресурс] Газета «Коммерсантъ». Ресурс доступа: http://news.mail.ru/economics/20429018/?frommail=1
3. Соловьева Ольга: Цены на продукты выросли на треть [Электронный ресурс] Независимая газета. Ресурс доступа: http://www.ng.ru/economics/2014–11–26/1_food.html
4. Зыкова Татьяна: Росстат: Гречка подорожала на 54,4 процента [Электронный ресурс] Российская газета. Ресурс доступа: http://www.rg.ru/2014/12/04/inflyacia-site.html
moluch.ru