Типы хозяйственных систем в экономике – 3.2. Типы хозяйственных систем

3.2. Типы хозяйственных систем

Современная рыночная экономика представлена нескольки­ми типами хозяйственных систем. Английский экономист Фрид­рих фон Хайек особо отмечает «опережающую события» деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъ­ектов, действующих в специфических условиях данных хозяйст­венных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделять­ся на несколько типов.

Под хозяйственной системой понимается система производ­ственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимо­действия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством дан­ного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные ти­пы хозяйственно-экономических систем.

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем по­купок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен — количество покупателей сокращается.

1 ― простая хозяйственная система; 2 ― рыночная хозяйственная система; 3 ― планово-распределительная хозяйственная система

Рис. 3.1. Тенденции развития хозяйственных систем

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

Во второй половине XX в., когда широко развернулась науч­но-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 3.1).

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи эко­номического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возмож­ность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Таблица 3.1

Некоторые отличия современного капитализма

от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм

XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления

про­изводства

Обобществление

про­изводства

в рамках пред­приятия

Обобществление

и огосудар­ствление части хозяйства в национальном и интерна­циональном масштабах

Преобладающая форма собствен­ности

Экономическая

дея­тельность

единолич­ных предпринимате­лей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной,

част­ной и государственной соб­ственности

Регулирование экономики

Саморегулирование

ин­дивидуальных капита­лов на основе свобод­ного рынка при слабом вмешательстве государ­ства

Активное государственное ре­гулирование национальной экономики для стимулиро­вания потребительского спроса и предложения,

пре­дотвращения кризисов, без­работицы и т.д.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные програм­мы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их боль­шее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспреде­ление ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональ­ных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в при­оритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика» и «Эсприт».

Наконец, задача распределения созданного валового нацио­нального продукта (ВНП) решается не только на основе тради­ционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финанси­рование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее вре­мя направляется не менее 30—40% всех государственных бюджет­ных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.

Традиционная хозяйственная система.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, не­посредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде­ление продукции, в результате чего исключаются свободные ры­ночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядитель­ных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономи­ческих связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок тех­ники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в на­родном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышлен­ным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредст­венных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направ­ляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов Украины также учитываются внутренние возможности территорий страны.

studfile.net

Тема № 3. Хозяйственные системы национальной экономики

1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

1) социально-экономических определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии государственного регулирования;

4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:

1) система рыночной экономики со свободной конкуренцией;

2) система современной рыночной экономики;

3) система традиционной нерыночной экономики;

4) система административно-командной экономики.

Система рыночной экономики со свободной конкуренциейсуществовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:

1) на признании права частной собственности на капитал – финансовый ресурс;

2) на отсутствии регулирующего воздействия на экономику со стороны государства;

3) на ориентации на способность свободного рынка к саморегуляции;

4) на большом количестве независимых производителей и потребителей.

Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов – производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд – специфический вид товара.

Регулятором функционирования экономической системы выступают свободный рынок и цены. Изменение цены отражает общественную потребность в определенном благе. Динамика рынка и цен служит основанием для выработки эффективной хозяйственной системы, в которой производится только то благо, в котором существует потребность, в результате чего решается задача эффективного распределения ресурсов в экономической системе. Стимулом развития экономической системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.

Система современной рыночной экономикисегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Под влиянием объективных факторов, к числу которых относится усложнение мировой экономики, система современной рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства в нее. Это привело к ее сущностным изменениям – трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. В нее были введены элементы плановости, так как было понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить одновременно активный и устойчивый экономический рост. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.

Рациональное использование ресурсов хозяйствующих субъектов стало возможным в результате привлечения инструментария учета динамики отраслей экономики и стратегического планирования. Государство взяло на себя обязанности по перераспределению ресурсов на развитие приоритетных отраслей экономики посредством бюджетных ассигнований.

Для развития человеческого потенциала государство искусственно перераспределяет экономические ресурсы, что позволило существенным образом изменить его качественные характеристики. Около половины ВНП направляется на решение приоритетных проблем: борьбу с бедностью, здравоохранение, образование. Хозяйствующие субъекты вышли на новые отношения с наемными работниками – социальное партнерство, которое позволило существенным образом активизировать работу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени, повысить качество жизни наемных сотрудников.

Система традиционной нерыночной экономикисуществует в экономически отсталых странах и основана на использовании отсталых технологий производства, доминировании ручного труда. Отличительной ее особенностью является одновременное существование различных форм хозяйственной деятельности. В некоторых странах сохранился натурально-общинный уклад, предполагающий общинное или коллективное ведение экономической деятельности, с преобладанием мелкотоварного производства. Оно существует в виде большого числа небольших крестьянских ремесленных хозяйств.

Большое значение в функционировании и развитии этого типа экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазвитой национальной хозяйственной деятельности. Трансформации в более эффективный тип экономической системы препятствует доминирование религиозных и культурных ценностей, деление общества на сословия.

В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельности государство занимает доминирующую позицию и осуществляет искусственное перераспределение экономических ресурсов для поддержки беднейших слоев общества.

Система административно-командной экономикисуществовала в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некоторыми странами, например Кубой.

Для системы административно-командной экономики характерно:

1) жесткое, тотальное и централизованное планирование экономики;

2) исключительно государственная собственность;

3) тотальное государственное регулирование всех экономических процессов.

Она основана на непосредственном управлении всеми хозяйствующими субъектами, осуществляемом из единого центра. Государство берет на себя функции тотального контроля над производством и распределением благ, что исключает возможность свободных экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления экономикой используются исключительно распорядительные и административные методы.

Централизация управления хозяйственной деятельностью негативным образом сказывается на развитии всей экономической системы в результате ее излишней бюрократизации. Структуру общественных потребностей определяли непосредственно центральные органы, которые не могли объективно их отразить. Отстранение субъектов хозяйственной деятельности от непосредственного распределения материальных благ, финансовых ресурсов существенным образом сказалось на снижении эффективности всего производственного процесса.

Причинами преобразования этой системы стала ее неспособность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР. Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффективным системам, но выбор направления движения зависит от конкретных условий каждого государства.

Вместе с типами хозяйственных систем существуют определенные модели системы национальной экономики.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

studfile.net

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Понятие «национальная экономика» тесно связано с тер­мином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфичес­кие черты, обусловленные географическим положением стра­ны, ее участием в международном разделении труда, культур­ными, историческими традициями и другими факторами.

Система означает сложную и взаимосвязанную совокуп­ность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа.

Типологизация национальных экономических систем может быть различной:

— по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;

— по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

— по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;

— по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.;

— по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.;

— по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов;

— по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые;

— по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную;

— по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую).

Подобная типологизация систем позволяет выявить основ­ные черты, системообразующие элементы национальных эко­номик, уточнить совокупность форм и механизмов функцио­нирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особен­ности. Так складываются современные модели экономических систем.

Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принци­пы, направления деятельности, дееспособность экономичес­кой и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона.

Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели.

Американская модель экономики основывается на свободном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивидуальная актив­ность и ответственность. Государство поддерживает на основе частичных льгот и пособий малообеспеченные слои населения.

Японскую модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, высокий уровень дисциплины, производительности труда, государственное программирова­ние экономики.

Китайская модель смешанной экономики — рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.

Германска модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства, которая увязывает расширение конкуренции с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов и предоставления возможности развития всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким). Особыми льготами пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

Шведская (модель «государства благосостояния») – отличается сильной социальной политикой, направленой на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения НД в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такой тип экономических отношений возможен только в условиях высоких налогов. Функция производства ложится на частные предприятия, действующие в уловиях конкуренции, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Белорусская модель социально ориентированной экономи­ки согласно НСУР — это высокоэф­фективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

Характерные черты белорусской модели разви­тия экономики являются:

  • сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

  • равенство различных форм собственности, в основе кото­рого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;

  • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

  • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

  • эффективная социальная политика государства, инвести­ции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Страны Европы постепенно движутся к созданию единой общеевропейской модели по следующим направлениям:

  1. создание единого внутреннего рынка;

  2. формирование экономического и валютного союза;

  3. гармонизация финансовой политики;

  4. сближение социальных моделей;

  5. обеспечение единых условий предпринимательской де­ятельности и поддержка конкурентной среды;

  6. принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

Каждая страна должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, смешения различных черт.

studfile.net

Типы хозяйственных систем — Мегаобучалка

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Английский экономист Фридрих фон Хайек особо отмечает «опережающую события» деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов, действующих в специфических условиях данных хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.

Подхозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем.

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен — количество покупателей сокращается.

Рис. 2.1. Тенденции развития хозяйственных систем

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

Во второй половине XX в., когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 2.1).

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.



Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Таблица 2.1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов, безработицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика» и «Эсприт».

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта (ВНП) решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.

Традиционная хозяйственная система.В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая).Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в народном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой экономическая система?

2. Каковы элементы экономической системы?

3. Что включает в себя хозяйственная система?

4. Каковы типы хозяйственных систем?

5. Какие факторы определяют тип и вид рыночной экономики?

megaobuchalka.ru

6. Понятие типа хозяйственной системы и модели национальной экономики

Экономическая система – это совокупность способов организации экономической жизни общества в некой абстрактной стране.

Экономическая модель(порядок) – форма (внешнее выражение) организации экономики конкретной страны. В принципе, сколько стран в мире, столько может быть экономических моделей.

Все модели различаются между собой на основании следующих важнейших признаков:

Типы экономических систем:

— традиционная;

— планово-административная;

— рыночная;

— смешанная.

Традиционная экономика– способ организации НЭ, при котором земля и капитал находятся в общем владении. Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с существующими традициями.

Преимущества: стабильность.

Недостатки: профессия определяется с рождения; медленное внедрение научно-технического прогресса; беззащитность перед любыми внешними изменениями.

В современном мире традиционная система сохранилась в племенах Центральной Африки, Юго-Восточной Азии и в долинах реки Амазонки.

Планово-административная– способ организации экономической жизни общества, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется центральными органами государства в соответствии с планами.

Преимущества:

—  полная занятость;

—  стабильные государственные цены;

—  социальная защищенность населения;

Недостатки:

— отсутствие у производителя свободы выбора;

— низкая эффективность производства;

— безынициативность работника в связи с уравнительной системой труда;

-низкий уровень жизни.

Такая экономика сохранилась в Северной Кореи и на Кубе.

В настоящее время наиболее распространенной в мире стала рыночная система. Главной определяющей чертой является преобладание частной собственности на экономические ресурсы.

Преимущества:

— более полно удовлетворяет личные интересы;

— способствует росту качества и оптимизации цен.

Недостатки:

— сопровождается кризисами перепроизводства;

— способствует социальному неравенству.

Современные рыночные модели являют смешанными.

Смешанная экономикавключает как частную, так и государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена приоритетом государства.

В рамках смешанной экономики государственные и частные предприятия являются равноправными участниками рынка.

  1. Основные черты известных экономических моделей

Современная экономическая система подавляющего большинства стран базируется на рыночных отношениях. Действует ряд моделей такой организации хозяйства, которые носят названия тех стран, в которых они реализованы.

Японская экономическая модель. Мощная поддержка государством предпринимательского сектора. Пятилетнее планирование в отдельных сферах народного хозяйства. Социальная ориентация фирм (пожизненный наем, социальное партнерство).

Незначительная дифференциация доходов. Высокий уровень оплаты труда (самая высокая в мире почасовая зарплата у рабочих). Легкость ведения бизнеса (13 место по индексу легкости ведения бизнеса). Занимает третье место в мире по средствам, затрачиваемым на науку.

Экономическая модель Швейцарии. Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики. Придерживается политики нейтралитета. С 1815 года не участвовала ни в одной войне. Не входит ни в один военный альянс. Полезные ископаемые бедные. Имеет развитую транспортную систему. Высокопродуктивное сельское хозяйство имеет животноводческую направленность (с упором на производство мясомолочной продукции). Преобладают мелкие фермерские хозяйства. В промышленности доминируют крупные объединения транснационального характера,

Шведская экономическая модель. Смешанный характер экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Сильное влияние профсоюзов. Полная занятость. Выравнивание доходов. Неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814. Сильная роль государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы.

Экономическая модель Германии. Свобода конкуренции. Свобода доступа к рынку. Германия занимает первое место в мире по количеству частных фирм на 1000 человек. В Германии имеется 9 млн. частных фирм на 80 млн. немцев. Последовательность экономической политики (базисные принципы рыночной экономики – стабильность денег, свободные цены, частная собственность, – находятся под охраной закона). Цель – создание условий жизни, достойных любого человека, в т.ч. и для тех людей, которые не способны к труду.Как выразился немецкий экономист Ф. Бём, «социальной мы называем хозяйственную систему, которая в состоянии предоставлять широким массам населения, включая неспособных к труду, достойное человека существование и всем трудоспособным членам общества соответствующие возможности для работы в условиях, достойных человека».

Англосаксонская экономическая модель. Характерна для США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Крупные компании со множеством мелких акционеров. Малая зависимость бизнеса от государства, открытость экономических границ, большое значение фондового рынка (весь спектр акций от супермаркетов до высоких технологий). Финансирование вновь создающихся компаний в такой модели происходит путем размещения акций «под идею» в расчете на будущие дивиденды.

В структуре собственности преобладают мелкие акционеры. Большая доля во владении акциями принадлежит физическим лицам. Роль государства: регулирование деятельности монополий, условий труда, экологических последствий производственной деятельности.

Китайская модель экономики. Сосуществование в экономике двух противоположных секторов — рыночного и административного. Большая доля иностранных инвестиций. Вмешательство государство в рынок весьма существенное, из-за чего одни районы Китая находятся в социалистическом режиме, а другие развиваются на условиях свободного рынка. Китайская модель экономики весьма своеобразна, в первую очередь — это коммунистическая страна, единственная крупная в современном мире. Сектор государственного производства очень велик (ок. 60%). Поощряется развитие индивидуального предпринимательства.

studfile.net

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Понятие «национальная экономика» тесно связано с тер­мином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфичес­кие черты, обусловленные географическим положением стра­ны, ее участием в международном разделении труда, культур­ными, историческими традициями и другими факторами.

Система означает сложную и взаимосвязанную совокуп­ность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа.

Типологизация национальных экономических систем может быть различной:

— по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;

— по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

— по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;

— по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.;

— по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.;

— по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов;

— по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые;

— по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную;

— по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую).

Подобная типологизация систем позволяет выявить основ­ные черты, системообразующие элементы национальных эко­номик, уточнить совокупность форм и механизмов функцио­нирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особен­ности. Так складываются современные модели экономических систем.

Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принци­пы, направления деятельности, дееспособность экономичес­кой и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона.

Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели.

Американская модель экономики основывается на свободном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивидуальная актив­ность и ответственность. Государство поддерживает на основе частичных льгот и пособий малообеспеченные слои населения.

Японскую модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, высокий уровень дисциплины, производительности труда, государственное программирова­ние экономики.

Китайская модель смешанной экономики — рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.

Германска модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства, которая увязывает расширение конкуренции с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов и предоставления возможности развития всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким). Особыми льготами пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

Шведская (модель «государства благосостояния») – отличается сильной социальной политикой, направленой на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения НД в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такой тип экономических отношений возможен только в условиях высоких налогов. Функция производства ложится на частные предприятия, действующие в уловиях конкуренции, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Белорусская модель социально ориентированной экономи­ки согласно НСУР — это высокоэф­фективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

Характерные черты белорусской модели разви­тия экономики являются:

  • сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

  • равенство различных форм собственности, в основе кото­рого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;

  • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

  • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

  • эффективная социальная политика государства, инвести­ции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Страны Европы постепенно движутся к созданию единой общеевропейской модели по следующим направлениям:

  1. создание единого внутреннего рынка;

  2. формирование экономического и валютного союза;

  3. гармонизация финансовой политики;

  4. сближение социальных моделей;

  5. обеспечение единых условий предпринимательской де­ятельности и поддержка конкурентной среды;

  6. принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

Каждая страна должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, смешения различных черт.

studfile.net

Глава 2. Типы хозяйств и экономических систем

2.1. Хозяйство как организация обеспечения жизнедеятельности общества

Вопросы к рассмотрению

  1. Экономическое хозяйство и его типы.

  2. Натуральное хозяйство.

  3. Товарное хозяйство.

Основные понятия и категории:, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, товар, простое товарное производство.

Как уже говорилось, экономическая теория основана на обобщениях и абстрагировании от единичных фактов и явлений. Наиболее общими категориями экономической теории являются категории «хозяйство» и «экономическая система». Об экономических системах разговор будет в следующем параграфе, в этом же рассмотрим «хозяйства». Древнегреческий термин «ойкос», о чем мы говорили выше, означает «место, где живет человек», место, где он хозяин. Отсюда получаем и определение:хозяйство — это совокупность естественных (природных) и искусственных (произведенных человеком) экономических ресурсов, находящихся в распоряжении экономического субъекта.

Согласно исследованиям, в истории мировой экономики сложилось два типа хозяйств — натуральное хозяйство и товарное.

Критериями такого деления служат следующие черты экономики:

— замкнутый или открытый характер организационно-экономических отношений;

— уровень развития общественного разделения труда;

— форма общественного продукта;

— характер экономических связей между производителем и потребителем.

Натуральное хозяйствоявляется самой элементарной формой организации экономики. Это тип хозяйства, в котором производство направлено непосредственно на удовлетворение личных потребностей. Взаимодействие внутри натурального хозяйства носит прямой характер. Экономические связи между производителем и потребителем выстраиваются по схеме: производство — распределение — потребление. Экономической основой натурального хозяйства является сельское хозяйство, ремесленничество, в основе которых лежит ручной труд Общество, в котором господствует натуральное хозяйство, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга домашних хозяйств.

Для натурального хозяйства также типичны постоянный характер производимой продукции, медленные темпы развития, а также простое воспроизводство, т.е. повторение производства в прежних размерах, на прежней основе.

Товарное хозяйство, или товарное производство — это более сложная форма общественного производства, исторически сложившаяся на основе натурального хозяйства вследствие общественного разделения труда.

Основой товарного хозяйства является товар — продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для продажи или обмена на другой товар. Определяющими свойствами товара являются потребительская и меновая стоимость. Товарное хозяйство представляет собою открытую систему организационно-экономических отношений. Весь поток созданных благ выходит за пределы их производства. В условиях товарного хозяйства производство состоит из разнородных хозяйственных единиц. Каждая из них специализируется на производстве определенных продуктов. Так, промышленность отделяется от сельского хозяйства и распадается на отдельные отрасли: пищевую, металлургическую и т.д. Экономические связи между производителем и потребителем опосредованы обменом. В условиях общественного разделения труда каждый товаропроизводитель специализируется на производстве определенного продукта. Он осуществляет производство для других членов общества, но и сам нуждается в продуктах труда других производителей.

Эволюция товарного хозяйства демонстрирует большое многообразие разновидностей, которые могут быть сведены к нескольким моделям.

1. Простое товарное производство. На этом уровне развития хозяйства продукты производятся для обмена самостоятельными мелкими товаропроизводителями — крестьянами и ремесленниками. Данная модель исторически предшествовала капитализму.

2. Товарное хозяйство свободной конкуренции характеризуется тем, что развитие экономики не стеснено никакой монополией (исключительным правом производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащим одному хозяйствующему субъекту). Основные черты данной модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная конкуренция, действие законов обмена. Модель товарного рынка свободной конкуренции более универсальна, она охватывает черты не только мелкого, но и капиталистического товарного производства.

3. Товарное производство регулируемого рынка — это модель более высокого уровня. Она предполагает наличие различных форм экономического монополизма, а также развитие механизмов государственного регулирования экономики.

Между простым и капиталистическим товарным производством имеются следующие существенные различия:

1) простому товарному производству свойственно соединение производителя со средствами производства, а капиталистическому, наоборот, свойственно отделение производителя от средств производства, превращение его в наемного работника;

2) простое товарное производство основано на личном труде, капиталистическое — на наемном труде;

3) в условиях простого товарного производства крестьяне и ремесленники трудятся в одиночку, при капиталистическом производстве — наемные работники объединяются в коллективы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные виды экономических систем. Какой принцип использован при классификации?

  2. Назовите основные черты натурального хозяйства. Возможно ли ведение натурального хозяйства в современных условиях?

  3. Назовите основные черты товарного хозяйства. Можно ли утверждать, что современное хозяйство является товарным?

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о